Итальянский художник Джорджо де Кирико (Giorgio de Chirico) – явление в мире искусства по-своему уникальное. Джорджо де Кирико (итал. Giorgio de Chirico, 10 июля 1888, Волос, Греция— 20 ноября 1978, Рим)— итальянский художник, близкий к сюрреализму. В Третьяковской галерее проходит выставка картин итальянского художника Джорджо де Кирико под названием «Метафизические прозрения».
Итальянский художник и теоретик искусства, Джорджо де Кирико вошел в историю искусства как один из предвестников сюрреализма. Вместе с этим он изучал немецкую философию и, прежде всего, А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.
Тем не менее проблема «подделок» актуальна в разговоре о творчестве Де Кирико. Впечатления эти, отложившись в подсознании, не могли исчезнуть и лишь ждали своего часа. На картине «Встревоженные музы» манекены изображены на театральном помосте, а актерами выступают безглавые манекены. Сначалом Второй мировой войны возвращается вЕвропу ипринимается писать автопортреты вкостюме кавалера XVII века, таким образом вступив всвой «барочный» период итем самым продемонстрировав толи незаурядное чувство юмора, толи ранние признаки слабоумия.
Де Кирико экстраверт. Кураторы завершили выставку манекенной картиной 1970-го «Орфей — усталый трубадур»: улица смешивается с интерьером (за него отвечает занавес), на фоне неба возникает мираж в виде замка. Интересно, что изображение девочки абсолютно нетипично для живописи де Кирико. Но Моранди застыл на стадии освобождения предметов от их утилитарного назначения.
Делать выставки по хронологическому признаку давно вышло из моды, но с Де Кирико устаревший принцип неожиданно заработал. Сюда же можно отнести, в терминологии Делёза, церебральное искусство Кандинского. Помимо автопортретов, любимой моделью для де Кирико стала его вторая жена – Изи Паксзвер (кстати говоря, тоже с русскими корнями).
«Я сам самая лучшая модель», – писал он о своих работах. В 1906—10 гг. Метафизика, понятая как предметоцентричность, движется параллельно логике ready-made. В этой части имеются и иллюстрации к его роману «Гебдомерос», в частности, замечательное своей комичностью олицетворение бессмертия с грузной теткой, парящей невысоко над землей, растопырив пальцы и на ногах и на руках, а еще — среди других рисунков, где тоже на все лады склоняются его манекены, — тоже манекенный рисунок «Муза, утешающая поэта».
Моранди стремится к изображению предметов в их символическом исполнении. Они, как скажет П. Флоренский, показали вещи в четырехмерном пространстве, то есть сразу со всех сторон извне и изнутри, как если бы их воспринимал не субъект имеющий единый центр восприятия, а тот, кто воспринимает вещи синтетически такими, какие они есть, «безлично». Такова известная серия картин художника «Площади Италии», о которой Аполлинер писал: «Странные пейзажи, полные новых идей, выразительной архитектуры и сильного чувства». Всякий предмет кроет в себе таинственное, некое состояние Х. «Великое безумие», говорит де Кирико, прячется за «ширмой материи» и его способен узреть художник или писатель. Военная служба расстроила его и без того хилое здоровье.
Он заразил экс-футуриста своими идеями и на протяжении нескольких следующих лет «метафизическая школа» являлась самым влиятельным художественным течением в Италии. К концу жизни на вопрос журналиста: «Кто является крупнейшим художником ХХ века. », – он с уверенностью скажет: «Я». Таков, например, в России замысел Малевича.
Еще существует и другая картина – «Пьяцца дИталия с конной статуей». Впоследствии, Де Кирико отрицал какую-либо роль античности в своем творчестве. Когда в 1910-х де Кирико создал первый метафизический опус — «Загадку осеннего полдня» — картина была навеяна видением, пришедшим ему на флорентийской площади Санта Кроче. Что это значит.
Археологические раскопки де Кирико в поисках человека не увенчались успехом. Отец сюрреализма Андре Бретон купил целый ряд «метафизических» картин, написанных художником еще до войны и отзывался о них восторженно. Для чего. Они черпали творческое вдохновение в сновидениях, в бессознательном. На ней изображено всё то же самое, отличается лишь скульптура.
«Искусство, – пишет де Кирико, – роковая сеть, которая, как огромных загадочных бабочек, ловит на лету эти странные мгновения, недоступные невинным и рассеянным обыкновенным людям». Главное «действующее лицо» полотен — пустынные площади, окруженные архитектурой. Моранди движется в противоположном направлении, нежели де Кирико. Что значит глупость утверждения пустоты «мета». Дюшан объяснял: «взяв обычный предмет обихода, я позиционировал его так, что значение пользы исчезает под давлением другого названия и иного подхода». Плюс — скульптура (многочисленные вариации на тему героев-манекенов де Кирико) и графика. В 1920 году вместе с Карло Кара начал издавать журнал «Метафизическая живопись».
Теперь его манера письма приблизилась к необарокко. Разгадать тайну нельзя — да и не нужно, ее художники-метафизики добивались намеренно. Куклы де Кирико нарочито лишены лица.
«Понятие ненужного, – говорит де Кирико, – уничтожено, нынче царствуют предметы». Он писал и в образе античной богини «Диана спит в лесу» и в классической манере «Портрет Изы в черном платье».
Де Кирико посетил Флоренцию, Милан и Турин. Термин «сюрреализм» придуман тем же Аполлинером — в 1917-м публика увидела его сюрреалистическую драму «Сосцы Тиресия». То есть существует лишь хаос и сумасшедшие, которые мнят его порядком.
Для того, настаивает де Кирико, чтобы увидеть невидимое. По всей вероятности, элемент игры и буффонады был главным в его общении со зрителем. С ним всегда надо быть на чеку и сверять свои чувства с подписями под картинами.
Мы можем только знать, что чашка – это чашка, а дерево – это дерево». Там открывается то же, что и извне. Де Кирико часто использовал сюжеты и героев бёклиновских картин в своих ранних работах.
Осталась загадка без загадывающего, мысль без мыслящего. Метафизическая живопись – это царство предмета в его открытости. Он хочет быть философом, тем, кто своим творчеством убьет и преодолеет философа.
Де Кирико обвинили в том, что он выставляет под своим именем чужие картины и признали виновным в этом. Де Кирико вместе со своим братом Андреа (писателем известным под псевдонимом Альберто Савиньо) жил в Париже, где в кругах литературного и художественного авангарда были высоко оценены его картины, показанные на выставках Осеннего салона и Салона независимых.
Дизайнеры Сергей Чобан и Агния Стерлигова дополнили экспозицию характерной аркадой и павильонами для графики (для которой интенсивный свет вреден) в виде декириковских мотивов — обломка колонны и лежащей головы манекена. Здесь нет места человеку или природе. Что означают знаменитые манекены де Кирико. В 1911—15 гг. А во-вторых, написанное десятилетием позже «Возвращение Улисса»: посреди комнаты в вечно плещущейся воде вечно плывет Улисс, которого окружают приметы живописи де Кирико — кресло с высокой круглой спинкой, массивный шкаф и, наконец, самоцитата художника в виде висящей на стене картины.
Безумие прячется не за ширмой материи, а в человеке. Политика его не интересовала, нормально работать ему никто не мешал. А в 1924-м появится манифест сюрреализма авторства Андре Бретона. Кроме того, он твердил о влиянии Ницше. С этого момента он изучает и копирует работы итальянского ренессанса. Моранди ясно понимает разницу между материей и оптикой.
Между собой перекликаются «Счастье возвращения», «Меланхолия», «Загадка дня» и «Красная башня», а также вышеописанные картины итальянской площади. Но что значит преодолеть бесконечность. Тема иллюзорности реального наиболее выразительно воплощена им в образах манекенов.
«Загадка осеннего дня» (1909) изображающая Флоренцию похожей наЧернобыль через год после аварии, — насамом деле нечто большее, чем просто картина, это скорее состояние души, воспоминание, переживание, меланхолия или что-то, напоминающее титульный лист поэтического сборника Леопарди. Нет никакой сверхреальности, противоположной реальности. В 1924 году Джорджо возвращается в Париж, где его живопись уже завоевала славу. Его выставляют впрестижных музеях. Что это значит.
Она в разных образах (например, античной богини или амазонки) будет часто появляться на «реалистических» полотнах Де Кирико. Или, как говорит сам де Кирико, «покончить с логическим смыслом в искусстве». Что сделали кубисты. Как выяснилось позже, суд ошибся.
Преодоление человека. В своем творчестве де Кирико стремится постичь тайны бытия не через авангардный эксперимент, но с помощью принципиально иного «угла зрения», позволяющего увидеть предметы в необычном качестве, в новом контексте.
В отличие от де Кирико, он не сталкивает предметы, а улаживает их. Он выезжает в Италию, а потом — в 1935 году — в Нью-Йорк. Это — одиночество, обезличенность и пустынность. Человек умер. Почему. Великий кубист Пабло Пикассо величал художника «певцом вокзалов». Война нарушила все планы Кирико и заставила его распрощаться со счастливой жизнью.
Джорджо де Кирико называют одним из тех, кто предзнаменовал появление некоторых течений, таких, например, как сюрреализм. Обратите внимание, на изображенные декорации на картине «Дом в доме». Ему хватает сил повторять произведения своей юности в «неометафизический», то есть поздний период своей творческой деятельности. На его полотнах вещи теснят и поглощают всё, что претендует на изнанку. Картины де Кирико – апофеоз предметности. Или, например, Арто в Европе. обучался рисунку и живописи в Афинах.
В какой-то момент кажется, что их уже слишком много. Среди этих поздних опусов выделяется, во-первых, «Метафизический треугольник (с перчаткой)» 1958 года, где на треугольном же холсте наплывают друг на друга здания, арки, башни, разные пространства, — а поверх всего лежит огромная красная перчатка с ногтями. Военные годы Де Кирико провел в фашистской Италии. Сней онпереехал вРим, вквартиру наплощади Испании, где прожил досамой смерти.
Все заполнено предметами. А также присутствие необъяснимого состояния Х по обе стороны мира. Любопытно, что художникникогда не ставил дат на копиях своих работ. Де Кирико нарушает правила перспективы.
" — объясняет де Кирико. Это совершенно данное настоящее, не знающее прошлого и будущего. С 1935-го по 1937 год художник жил в США, где eго творчество пользовалось популярностью. Он пишет себя за работой – «Автопортрет в студии», в театральных костюмах эпохи барокко – «Автопортрет в парке». Де Кирико не только смещал пространство и ощущение времени, но и эпохи. Он меняет свой взгляд на живопись. У предметов самих по себе ничего нет.
Атмосфера театра всегда завораживала Кирико. Также интересно, что объекты в картине «Тайна и меланхолия улицы» изображены в разных проекциях: фургон в геометрической, а дома в перспективной. Де Кирико умер в Риме, в полном рaзумe и окружений толпой поклонников. После популяризаторской работы Аполлинера о Кирико заговорили.
Любая живопись обращена к ощущениям. Более того иногда художник получал даже официальные заказы. Многие знакомые уехали из Парижа, многие отправились на фронт, как Аполлинер.
Вот мы и приблизились к метафизической стороне вещей. Подобные работы не ставили целью поразить зрителя, поставить его в тупик. Скорее, де Кирико использует слово «метафизика» в качестве синонима слова «философия», придавая интеллектуальный вес своей живописи.
Еще в молодые годы он преклонялся перед искусством старых мастеров. Все чаще сюжеты для своих картин он заимствовал из классических мифов. В 1910—11 гг. Видимо, устроители нарочно обманывают посетителей, вымотанных, как когда-то аргонавты путешествием по мифологическому Лабиринту, возрожденному для нас Де Кирико. Вот, например, полотно «Пьяцца дИталия: меланхолия». то она была бы непопноценной. Город. Моранди пишет медленно.
Это глупость: достаточно вспомнить, что в пространстве не существует расстояния и что необъяснимое состояние Х может существовать, если говорить об изображенном, описанном или воображаемом предмете, как по ту, так и по эту сторону и, главное, (именно это и происходит в моих произведениях) в самом предмете». В этом заключается смысл его метафизического проекта. К которому остается добавить и героев-манекенов, лишенных зрения провидцев, оживших скульптур, механических «человеков», — которых сам художник начал делать все в той же первой половине 1910-х, а на выставке за них отвечают более поздние образцы. Все это вместе с судебным процессом породило слух о том, что хуцожник»выдохся.
Иногда, в них присутствует избыток натурализма. Новые добрые мастера – философы, преодолевшие философию». И внезапно с художником происходит тотальная перемена: он заявляет о необходимости возвращения к традиционной живописи.
Художник обратился к работам старых мастеров, заинтересовался изображением человеческого тела, которое раньше абсолютно игнорировал (Де Кирико обычно рисовал фигуру человека с лицом без прорисовки черт -особенно выразителен в этом смысле «Портрет Гийома Аполлинера» 1914 года, где поэт изображен в виде бюста греческого бога в черных солнечных очках). Кураторы Джанни Меркурио, Татьяна Горячева и Виктория Ноэль-Джонсон структурировали выставку по разделам: «Путь метафизики» (преимущественно с 1920-ми годами), «История и миф», «Театр», «Вечное возвращение», «Великие мастера», «Неометафизика», «Автопортреты». Что касается нынешних «Метафизических прозрений» (парафраза слов де Кирико о том, что «У каждой вещи две стороны: обычная и метафизическая»), самая ранняя тут картина — «Битва кентавров» из римской Национальной галереи нового и современного искусства — датируется 1909 годом и это еще такая игра в символизм (поначалу де Кирико увлекался символистской живописью Арнольда Беклина).
Примерно в это же время начинает складываться художественный стиль мастера, впоследствии получивший название «метафизической школы живописи». Время здесь, как будто, остановилось, улицы безлюдны, все пробуждает чувство тревоги. Такова, например, «Песнь любви». Но что невидимое становится явным в такой метафизической композиции. «Я говорю «мы», – уточняет де Кирико, - из деликатности». Только в конце жизни художник вновь вернется к метафизической живописи.
Они как истина мира становятся единственной музой художника. Но иногда искусство выходит за свои пределы, переставая быть чистой эстетикой. Он копирует старых мастеров и начинает работать в стиле, близком к академизму. В1917 году художник заболел нервным расстройством и его поместили в военный госпиталь. Насамом деле метафизика имеет мало общего сживописью.
Он практически не выезжает за пределы родного города Болоньи и не стремится к успеху. Де Кирико визуализирует реквием по человеку, впадая при этом в восторг: «Патетическая и лирическая сила манекенов де Кирико, – говорит он о себе в третьем лице, – особенно сидящих манекенов, например, в «Археологах», в том, что они далеки от людей». Массивная архитектура зданий. Что для этого делает де Кирико.
Встретив изображения с антропоморфными грудами вещей, со шлемоподобными лицами, мы с уверенностью скажем – это «метафизические манекены» де Кирико. В общем, можно сказать, фирменный набор де Кирико. Сверхреальности нет нигде, а состояния есть везде, то есть в предметах.
Де Кирико пишет манифесты и общается с прессой. В 1899—1905 гг. Мир воспринимался Де Кирико, по его собственным словам, как «огромный музей странностей, набитый забавными разноцветными игрушками». Кто-то может разглядеть в этом подражание Пикассо, с которым художник был дружен.
Под впечатлением от итальянской архитектуры появились первые «картины-таинства», которые Г. Аполлинер позднее назовет «метафизическими». У них разный коэффициент искажения, за счет чего усиливается эффект странности. Вот таким образом живопись последних лет скорее ребус, чем загадка.
Главных впечатлений от показа, пожалуй, два — хорошее и вызывающее недоумение. Не помещает нас в ситуацию абсурда, но возвращает нам гармонию. Он любит приемы и почет. Мы видим пустынную площадь, статуя Ариадны, арки. Словом, с нагнетанием ощущения таинственности. Там он познакомился с Карло Карра, одним из основоположников футуризма, который увлекся идеями Кирико настолько, что вместе они основали настоящее движение метафизической живописи. Однако предмет, по мысли де Кирико, это не то, что есть, но то, что нужно открыть.
Лишь однажды спокойная жизнь нарушилась шумным судебным разбирательством. В то время, как де Кирико поет живописный панегирик шкафам и диванам, Дюшан создает свои известные «готовые вещи» – «Велосипедное колесо» (1913), «Сушилку для бутылок» (1914) и, наконец, «Фонтан» (1917).
Как можно художественными средствами поставить вопрос об основаниях вещи. В это время он поддерживает переписку с Тристаном Тцарой, "отцом" дадаизма. Потом пришла очередь братьев уезжать: их вызвали в Италию. Другими словами, кубисты претендуют на взгляд Бога. Все вывернуто, а там внутри ничего нет.
Он много копировал в музеях, настойчиво совершенствуя технику рисунка. Де Кирико знакомится в то время с Изабеллой Пакшвер, которая станет его второй женой. Де Кирико не показывает нам скрытых сторон вещей. Но так ли неожиданным было то, что произошло с художником на родине. Тем временем художника все сильнее влекло классическое наследие.
Артишок, паровоз и башня или же чердачный хлам и статуя – это не концепт («Метафизический интерьер со статуей в профиль», 1962). Де Кирико, безжалостно расставаясь с бесконечным и потусторонним, заявляет о радости нового искусства. Де Кирико всегда вдохновляли древние руины, которые он изображал в виде «археологов» – людей-статуй и людей-домов.
Играет перемещениями предметов. Художник видит то, что видим мы все, но вскользь, мимоходом. Здесь художник увлекся немецкой философией (сочинениями Шопенгауэра и Ницше) и испытал сильное влияние искусства Бёклина и Клингера. Моранди пишет лишь картины и за всю жизнь дает всего несколько интервью.
«Ничто не может сравниться с таинственностью аркады изобретенной римлянами Даже солнце кажется другим, когда из света возникает римская стена Пейзаж, замкнутый в аркаду портика как в квадрат или прямоугольник окна, приобретает метафизичность, поскольку изолируется от пространства, которое его окружает». Джорджо де Кирико придумал метафизическую живопись в начале 1910-х, начав писать «молчаливые» картины с пустынными аркадами, обломками колонн, контрастными светотенями полуденного солнца, с красными башнями (навеянными башней в Турине), с отсутствием признаков сюжета и часто какого-либо действия. Не душа, не эмоция, но перегруженные вещами ящики.
ДеКирико нелюбил Милан, который напоминал ему развязную девчонку. Первый его брак распался. ДеКирико предпочитал изображению реального мира выдуманный.
Мы, говорит де Кирико исчезнем, манекен останется. Вещи становятся объективацией комментария художника. А у человека есть. Как говорит Г. Иванов, порядок – это хаос в мозгу сумасшедшего. Но, образы искусства Древней Эллады нередко появлялись в картинах художника.
Эта дата, 1913-й, оказалась между другими важными для модернизма вехами. Окружающая действительность, как считал художник, непознаваема. В искусстве предмет обнаружил свои скрытые состояния в кубистической живописи. С сюрреалистами он вскоре расстался.
Нутро исчезло. Футуристы хотели ухватить бегущее время, де Кирико стремился время остановить. Своими картинами художник поставил немало вопросов перед историками искусства. Де Кирико выхватывает предметы из их обыденного пространства, однако он не концептуалист. Благодаря Аполлинеру братья де Кирико знакомятся с художниками Пикассо, Дереном, Бранкузи. Моранди занят собой.
Вообще, многие работы художника на метафизические темы очень похожи друг на друга. Сталли онмаразматиком или жуликом— мыникогда неузнаем, нокогда ему попадалась собственная картина, уже переставшая нравиться, онписал наней «Подделка»— воизбежание недоразумений итем самымсерьезно подрывая рынок. То есть здесь 13 произведений 1920-х, но в основном позже и вплоть до 1970-х годов (зрелый художник делал многочисленные повторы ранних своих вещей). Но в чем состоит существо философии де Кирико.
Очевидно одно:живопись художника никогда не стремилась отразить настоящее. открывается пространство еще двух залов, а в них снова — Ариадна Пенелопа и так любимая художником троянская пара Гектора с Андромахой. Манекены – это не люди, это то, что далеко от людей и близко метафизическому миру. Последний, кроме поэзии занимавшийся еще и художественной критикой, увлекся живописью Кирико и придумал для нее название «метафизическая», то есть выходящая за рамки привычной реальности.
Всё из-за того, что на его картинах слишком часто встречаются поезда и вокзалы. Любопытно, что этот резкий поворот в его судьбе совпал с общей для всего авангарда тенденцией «возврата к порядку» Де Кирико не оставил совсем «метафизики» стилистически она по-прежнему играла ведущую роль в его живописи 20-х годов. Де Кирико художественно плодовит. Для начала следует ответить на вопрос, в каком смысле де Кирико оперирует словом «метафизика» и каким образом реализует свое понимание этого слова на полотнах. Не у предмета, но у человека есть скрытые состояния. Нет абстракции пространства.
Красная перчатка видится красной перчаткой, а разбросанные гроздья бананов – бананами. Тогда же он увлекся театром и балеринами. Не зря поначалу их так приветствовали будущие сюрреалисты — потом, впрочем, всячески порицавшие и отрекавшиеся от «предавшего» свое изобретение ради неоклассики де Кирико. В произведениях де Кирико мы не видим вопрошаний о первоначалах бытия. Или Филонова. Не бессмыслица, но простота как тотальность смысла – вот основной мотив живописи Моранди. В целом же правят бал на выставке поздние метафизические работы.
В 30-х годах Кирико работал над созданием декораций и костюмов для «Русских балетов» Сергея Дягилева, которые также вы сможете увидеть на выставке в Третьяковке. Де Кирико разглядывает одно из полотен Тициана и переживает шок. А от «метафизических» 1910-х годов — всего две работы, обе из Центра Помпиду: автопортрет с матерью, на котором вроде бы тень матери оживает в изображении сына и «Полуденная меланхолия» — как раз с красной башней на горизонте, с пустынностью, со стеной из которой будто в никуда идет какой-то проем и с двумя титанических размеров артишоками. Ему было 90 лет. Предметы перестают быть тем, что игнорировало искусство.
Де Кирико уточняет: «Если разложить на составляющие слово «метафизика», может возникнуть еще одно «страшное» непонимание: слово «метафизика» (на греческом языке – после физики) может навести на мысль, что все, стоящее за физикой, составляет некую пустоту, нирвану. Кстати, эту же героиню мы видим на другом произведении – «Ариадна, молчаливая статуя». Курбе.
Это попытка произвести у зрителя визуальный шок, сбить его с толку. Ренессансный, построенный из красного камня город покорил его. Если бы выставка заканчивалась до необарокко. И нет привилегированных состояний у некоей сверхреальности, у некоего «по ту сторону».
Джорджио де Кирикородился в 1888 году в Греции и прожил там до подросткового возраста. «Новое искусство, – манифестирует де Кирико, – радостно по своей сути. Но де Кирико хочет быть более чем художником. Что нужно для того, чтобы открыть таинственное в предметах.
Человек и вещь не отличимы. Зато обожал Флоренцию иТурин— двух полнеющих синьор среднего возраста. Всякая философия – концепт, у нее есть имя. У Сергия Булгакова такие живописные эксперименты вызывали мистический ужас.
Свои картины онназывает «загадками»— идействительно пустынные площади, свет заходящего солнца, длинные тени напоминают таинственную, замершую атмосферу середины августа вримском районеЭур. Только видимое, сугубо видимое – вот живописный девиз де Кирико.
В 1928 году конфликт доходит до окончательного разрыва отношений. Но даже его враги не могли не выразить своего восхищения, прочитав наполненный фантастическими образами и загадками роман «Гёбдо-мерос» опубликованный Де Кирико в 1929 гаду. В дальнейшем, она оказала серьезное влияние на его мировоззрение и творчество.