Второй источник – ит. Тема борьбы человека с силами природы присутствует уже в ранних, собственно пейзажных работах художника ("Возчики камней", около 1620)». Дуалистической антиномии противополагается подлинный образный монизм. Все фигуры переплетены и образуют композиционный круг. Во ФШ происходит синтез итальянского и голландского.
Круг явл. Художник, пожалуй, с самой трагической судьбой.
Богоматери, в Мехельне), "Охота на львов" (в мюнхенск. Во всяком случае фламандский мастер еще не достигает того своеобразного потолка в утверждении собственно авторитарного начала, той жесткой, бездушно-официальной персонализации идеала всемогущего государя в личности совершенного монарха, которую во второй половине столетия можно было наблюдать в посвященных Людовику XIV живописных сериях Шарля Лебрена. 1630 – 32 г., 540), "Спаситель в гостях у Симона-Фарисея" (между 1615 – 20 гг., 543), "Тайная вечеря" (эскиз 1632 г., 544), "Христос перед Пилатом" (эскиз. Откровенность собственного чувства и завораживающее мастерство живописца являет образ обнаженной Елены с накинутой на плечи меховой накидкой в картине «Шубка». Пейзажи позднего Рубенса – опоэтизированная чувственно-материальная красота природы Фландрии («Радуга», «Возвращение с поля»).
Речь идет о Битве с амазонками (1615-1616. есть ощущение, что этот портрет так и остался незаконченным. Оказался под влиянием карваджизма.
Стоящая рядом женщина – аллегория Франции, дает ему совет следовать влечению сердца. возникла на территории бывших Нидерландов. Луки.
К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность. Р. берёт любой сюжет и поднимает его на другую высоту. Девы" ( 547), "Венера и Адонис" (ок. Центральный эпизод сражения является таковым скорее номинально, - он не выделен, не обособлен и не преподнесен с той степенью главенства, которая характерна для барочной субординации (как было в венском полотне), - он взят в одном ряду с другими эпизодами битвы, чем подчеркивается всеобщность происходящего, равнозначность всего того, что входит в поле картины.
1625-1626) исполненное душевной теплоты, мягкости и лиризма. Во всяком случае в Истории Марии Медичи удачные решения в такого рода композициях редки. Меняется концепция вн. Его портреты великолепны. Стихия моря ощутима в пышной корабельной декорации, в общей атмосфере радостного приема, но более всего – в прямых олицетворениях, в помещенных среди волн крупных первопланных фигурах Нептуна и трех нереид, привязывающих галеру к пристани.
Рубенсовский метод в этом плане противостоит индуктивному подходу Караваджо. В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса. Прадо) и Кермесса (1635-1636.
Франциска" (в антверпенском муз. ), "Битва амазонок" (в мюнхенской пинакотеке) и 34 картины для антверпенской церкви иезуитов, уничтоженные в 1718 г. пожаром, за исключением трех, хранящихся ныне в венском музее в 1620 г. исполнено известное "Прободение ребра Спасителя" (le Coup de lance) и, наконец, в 1622 – 23, по заказу франц. С размахом замысла связан особый триумфальный тон, в котором ведется повествование. А Н. худ. традиция эпохи Р. отличалась тяготением к обобщению, синтезу. А над ним сияющая богиня славы.
Однако еще более совершенны собственноручные эскизы мастера, в частности, поразительный по живости композиции изысканности цветового решения, виртуозной свободе исполнения эскиз "Коронация королевы Марии Медичи" (1622 – 1625)». Якоб Йорданс. Сатир в гостях у крестьянина. В последующей эволюции эта содержательная сторона все заметнее обогащалась живым чувством. Значение Рубенса граничит с тем, что он как не кто иной смог сплавить традиции прошлого.
Его динамика воспринимается как следствие мощного усилия в вечном процессе миросозидания, усилия, часто переходящего в бурный порыв. Масштабность худ.
У него уже нет буйства плоти Рубенса. Основная тематика, конечно, – образ юной жены. Для него это было личной трагедией и через неск. Художественный идеал, укоренившийся во фламандской живописи XVII в. в первую очередь усилиями самого Рубенса, с позиций ортодоксального академизма последующих времен выглядит слишком смелым нарушением привычных нормативных установок.
Еще во время пребывания в Италии созданная Рубенсом около 1607 г. монументальная алтарная композиция Святые, поклоняющиеся образу мадонны для новой римской церкви Санта Мария ин Валличелла (ныне находится в музее Гренобля) выдвинула фламандского мастера в качестве первого в Европе мастера этого рода в барочной живописи. Она не была вздорной, не имела обычных женских прихотей, всегда благонравная и жизнерадостная. Интересно, что па боковых створках Рубенс поместил сцены, не имеющие прямого сюжетного отношения к центральной сцене: па левой створке – чудо со статиром – Петр извлекает из пойманной рыбы монету для уплаты пошлины, на правой – Товий, поймавший рыбу по указанию ангела (эта легенда вообще не входит в новозаветный текст).
Сам факт, что именно Рубенс – мастер, столь далекий от Ватто, дал французскому живописцу образный ключ для одного из самых сокровенно-близких сюжетных мотивов, выглядит неожиданным, но этим подтверждается образная неоднозначность великого фламандского мастера и широта его тематического диапазона. И они действительно обладают соответственной мерой концепционной завершенности.
Вначале о вкладе фламандского мастера в проблематику исторической картины. Световая и цветовая перспектива. В этот же период Рубенс создает новый жанр европейского парадного барочного портрета, который явно указывает на социальную значимость персонажа (портреты Марии Медичи и камеристки инфанты Изабеллы). Успехи в искусстве омрачает смерть любимой жены от чумы в 1622 году.
гум. подразумевает особу презентативность и особую торжественность идеализацию модели). Нанси), "Св.
Зато обращает на себя внимание тематическая многоаспектность картины: внешнее действие – освобождение дочери царя Кефея – граничит с действием внутренним – с пробуждением в Персее и Андромеде любовного чувства (что и составляет зерно замысла) и все это вместе завершается внеположенной санкцией происходящего: богиня славы возлагает венок на голову героя (мотив, не раз встречаемый у Рубенса в отдельных аллегорических композициях). Примеры другого подхода мы обнаруживаем в Венеции, у Веронезе, в его светской монументальной живописи, от ранних росписей в вилле Соранцо до позднего Триумфа Венеции во Дворце дожей (принципы Веронезе для нас тем более интересны, что они близко подводят к аллегорической концепции Рубенса). ок.
Однако тональность образов в Суде Париса во многом другая – без наблюдавшейся прежде канонической репрезентативности и без аллегорической окраски, увеличивающей дистанцию между образом и живой реальностью. Значение светотени. Оно проявилось в искусстве Раннего и Высокого Возрождения – в целостном облике мира, отражение которого так или иначе присутствует в каждом созданном в то время живописном произведении. Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие художники). Подведем некоторые итоги. После 4-летнего обучения у ван Веена, Рубенс был принят свободным мастером в антверпенскую гильдию Святого Луки (1598), а в 1600 г. отправился заканчивать своё художественное образование в Италию.
Троицу" (1604, в мантуанской библиотеке), "Крещение" (в Антверпене), "Св. Радость, любовь, счастье материнства, решительность и отвага, страдание, ярость, ожесточение – вся эта гамма внутренних движений предстает у Рубенса в сильном выражении, в ярко утверждающем аспекте как естественное и потому оправданное явление бытия. Лувр). С этим связан крупный для такого рода изображений формат композиции (1, 45X2, 25 м) и выбранный для нее особый многообъемлющий мотив. Хотя кавалеры и дамы представлены здесь в современных костюмах изображение не может быть сведено к бытовому эпизоду (и не потому лишь, что над влюбленными порхают амуры).
Труднее дать жанровую дефиницию известному мадридскому Саду любви (ок. Отдавая должное гигантскому по масштабам хорошо организованному труду мастера в сообществе с его сотрудниками (без чего было бы невозможно исполнение в сжатые сроки столь обширных проектов), мы вряд ли оценим входящие в них полотна как образцы высокой художественности.
РУБЕНС, ПИТЕР ПАУЛЬ (Rubens, Peter Paul) (1577–1640), фламандский художник и дипломат. В действительности же аллегория отнюдь не обладала подобным всемогуществом. Но парадоксально: чем ближе художник к привычным образцам, тем меньше он на них похож.
В той или иной степени этот содержательный элемент присутствует во всех мифологиях Рубенса, но в данном случае речь идет о произведениях, где он выступает как прямая программная цель художника, как ведущая идея картины. Барочное искусство в первую очередь воспринимается нами как сложное целое. Луки.
Та предварительная проба сил, в качестве которой можно рассматривать столкновение двух творческих систем – Карраччи и Караваджо, - отчетливо продемонстрировала слабости и ограниченные стороны первой из этих двух концепций (и прежде всего – трудности, порожденные обращением к образам идеального строя) к вящему утверждению богатейших возможностей и исторической перспективности образной концепции Караваджо, по существу своему означавшей начало второго, после Ренессанса, открытия реального мира. Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин История Марии Медичи (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами. С начала 1620-х годов Рубенс вел активную дипломатическую деятельность. Сила пластического воображения, динамичность форм и ритмов, торжество декоративного начала составляют основу творчества Рубенса. Поздний периодВ 1630 году Рубенс женился на шестнадцатилетней Елене Фаурмент, племяннице первой жены.
Каптерева. Героизация мотива здесь очевидна. Это событие ознаменовало новый этап его жизни, наполнив идиллическим семейным счастьем.
Обязательный для аллегории язык понятийных олицетворений и связанный с этим момент двойственного бытия живописного образа – совмещения в нем зримо-конкретных и отвлеченно-семантических качеств (поскольку раскрытие замысла в аллегории происходит в системе особых, умопостигаемых связей) – все это может отразиться на целостности творческого результата, на органичности образного видения и переживания. Но Корнелия— жена бургомистра (Розе), — презрительно отвергает трусливую стратегию мужа и организует других женщин на оборону города в своём духе. 1615 – 18 гг., 1784), "Богоматерь, вручающая четки св.
В 1594 году Рубенс попадает в мастерскую придворного живописца Отто Вениуса – одного из крупнейших в то время нидерландских романистов. Знаменитый английский художник XVIII в. сэр Джошуа Рейнолдс (1723-1792) писал: «Это одна из самых прекрасных его фигур. 1620-1626, Будапешт, Музей изобразительных искусств), Похищение сабинянок (ок. Но главное в картине – впечатляющий пластический образ стихии танца: будто сами звуки свирели извлекаемые сидящим на дереве музыкантом (это дерево составляет ось исходный динамический Цункт композиции), раскручивают вихревым спиральным движением вереницу танцующих крестьян и динамика танца подчиняет себе все ландшафтное пространство картины.
К этому следует добавить, что, как фламандский художник, Рубенс (хотя сам он прошел первоначальное воспитание в духе остаточных явлений нидерландского романизма) имел за собой большую традицию иного рода – стабильный интерес нидерландского Возрождения к правдивой передаче облика реального мира именно эта образная линия на исходе ренессансной эпохи пережила свой подъем в творчестве Питера Брейгеля. приёма лежит принцип мировосприятия, хар. он художник, кот.
Лучшим примером здесь может служить известная композиция из галереи Питти Бедствия войны (1638). Он был погребен в церкви святого Иакова, его могилу украшает скульптура Девы Марии, выполненная архитектором и скульптором из Мехелена Лукасом Фейдхербе, который в последние годы жизни художника работал в его мастерской. Без сомнений, творчество Рубенса – основополагающее в развитии национального искусства Фландрии (и не только ее), ставшее символом в борьбе с безжизненными академическими догмами. В 1620-е годы Рубенс работал для французского королевского дома.
Таковы общий акцент на поэтическом настроении, драматургия действия, скрытая в обрисовке влюбленных пар использование разных пространственных планов в показе различных градаций чувства – более сдержанное ухаживание на первом плане, более откровенное в отдалении, под сенью храма Любви (впоследствии Ватто дифференцировал и развил подобные приемы).
Умер Питер Пауль Рубенс 30 мая 1640 года.
Художник не просто хочет передать сцену как сплетённый клубок. Более того, он воспринимается едва ли не как образное ядро его искусства. Остановимся в этой связи на цикле Марии Медичи (1622-1625.
Лондон, Бекингемский дворец Возвращение с поля, ок. идёт речь. Рафинированный художник.
Несмотря на то, что у него много времени отнимала работа над большими декоративными композициями и сооружениями (роспись плафона в банкетном зале во дворце Уайтхолл в Лондоне триумфальные арки в честь въезда в Антверпен инфанта Фердинанда украшение охотничьего замка Торре де ла Парада), Рубенс успевал писать также более камерные, лирические произведения. живописи того времени. Он не имеет прототипов и аналогий, поскольку это пример истолкования крестьянской темы средствами характерно рубенсовской поэтики, сложившейся в мифологическом круге образов. При всем том, однако, сущность аллегории не может быть сведена только к абстрагированию, к безоговорочному примату знаковой стороны (хотя в отдельные моменты исторического развития в тех или иных творческих проявлениях подобная тенденция дает себя знать). В городке Бум готовятся к проведению традиционной кермессы (ярмарки и карнавала).
Юнона как богиня брака кладет золотое ярмо на две пары белых голубей. Такова исходная основа всех сюжетных и изобразительных решений данной тематической линии та же идея присутствует в качестве образного первоэлемента и в мотивах прекрасной наготы, проходящих через все творчество Рубенса от Венеры перед зеркалом (1615-1618. Это относится даже к созданиям единого тематического круга.
Было бы неправомерно рассматривать такую интенсивность проявления чувств как одну лишь риторику, как некое искусственное преувеличение, - для фламандского мастера это форма органического художественного мироощущения. Картины Рубенса этих лет полны страстной динамики. Чтобы оценить особенности эрмитажной композиции, следует сопоставить ее с одновременно возникшей (и даже одинаковой по формату) картиной Рубенса в Берлин-Далемском музее, представляющей вариант той же темы. Мы находим у него два типа исторической композиции.
Ф. – область, кот. Большая мастерская, здание которой он спроектировал в стиле генуэзского палаццо (восстановлено в 1937–1946), вскоре стала общественным центром и достопримечательностью Антверпена.
1612 – 15 г., 552), "Борьба кентавров с лапифами" (эскиз, 553), "Союз земли с водою" ( 554), "Возвращение римского полководца из похода" ( 556), портреты кор. Оценку тематического строя картины дал сам Рубенс в одном из писем: Ее сюжет поистине своеобразен он, так сказать, не светский и не духовный, хотя и взят из Священного писания.
Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль, великий фламандский художник. 1618-1620, Мюнхен, Старая Пинакотека), Муций Сцевола перед Порсенной (ок. Порой сцены на его полотнах имеют весьма условный характер («Охота на крокодила и гиппопотама», «Охота на кабана», «Охота на львов») иногда приближенный к реальности, часто анималистический жанр сочетается с пейзажем («Охота на кабана). Невероятным жизнелюбием и оптимизмом проникнуты полотна Рубенса на античные темы с образами, обладающими грузноватой плотью – «Статуя Цереры, «Венера и Адонис», «Союз Земли в Воды», «Возвращение Дианы с охоты», «Венера перед зеркалом». В 1620-е годы на «художника королей» посыпались заказы от величайших королевских дворов Европы. И тем не менее, вопреки происшедшей на рубеже XVI и XVII вв. чувствующий все возможности краски.
Примеров здесь множество. Эрмитаже, 558, 561 – 566). Именно барокко граничит с той особой эмоц.
Прежде всего (речь идет об используемом художником круге античных и библейских образов) – возрождение мифа в максимуме его художественно-продуктивных возможностей, т. е. в качестве не одного лишь арсенала сюжетных мотивов, но также и плодоносной почвы, рождающей и стимулирующей активные творческие импульсы. В этом городе его отец отбывал ссылку за связь с супругой принца Оранского Анной Саксонской. Детство будущего художника проходило в Зигене, затем в Кёльне и только после смерти отца семья вернулась на родину – в Антверпен (Фламандский регион Бельгии). Получил юридическое образование, но живописью стал заниматься очень рано. В более скромной по размерам Вакханалии в ГМИИ им.
Никулин.
Питер Пауль Рубенс родился в 1577 г. в Зигене (Германия) в семье адвоката Яна Рубенса. Здесь же воспроизводились гравюры – живописные оригиналы Рубенса и его окружения.
Вскоре Рубенс женился на шестнадцатилетней Елене Фоурмен у них было пятеро детей. Антверпенский период. Роль этих моментов в творчестве Рубенса не следует преувеличивать.
Они похитили дочерей царя Левкиппа – Гилаиру и Фебу. Современники оставили воспоминания о том, как распределялась работа в мастерской Рубенса. Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе Портрет камеристки инфанты Изабеллы (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели. В основе этого композ.
Вот что писал по данному поводу немецкий художник Иоахим фон Зандрарт, один из первых биографов Рубенса: «Он всегда сам сочинял композицию будущей картины на эскизе в две-три пяди высотой, по этому эскизу его ученики писали картину на большом холсте, который он потом проходил кистью или сам исполнял наиболее важные места». Я хотел иметь жену, которая бы не краснела, видя, что я берусь за кисти и, сказать по правде, мне показалось жестоким потерять драгоценное сокровище свободы в обмен на поцелуи старухи». Высокие доходы Рубенса позволили ему приобрести поместье с замком Стен, давшим название этому периоду – «стеновский». Рубенс учится живописи в Антверпене, где он формируется как художник. Доброклонский и Н. Н. Даже если обратиться к рубенсовским созданиям, представляющим собой вариации на тему Страшного суда, - сюда входят шестиметровое полотно Большой Страшный суд, затем Малый Страшный суд и Низвержение грешников (1618-1620, все в мюнхенской Старой Пинакотеке), то мы обнаружим, что в этих преисполненных необузданной фантазии композициях, по существу, слабо выражена та эсхатологическая окраска, которая обычно связывается с такого рода тематическими мотивами, - и здесь главным итогом остается утверждение единой мировой динамики и неистребимости жизненного начала.
к этмоу времени во Ф. хорошо известно.
Здесь же находилась его мастерская, которая никогда не стояла без дела.
Так совершается еще один важный шаг на пути секуляризации религиозной тематики. Ученик Рубенса. Полная простота, отсутствие привычных для мастера атрибутов и украшений. Вот таким образом относящиеся к 1630-м годам жанровые работы Браувера и Рубенса (которые в стадиальном плане, сравнительно с созданиями голландских и французских жанристов середины века, находятся на предшествующей ступени эволюции) остаются высшими достижениями фламандской живописи в данном разделе. 545), "Снятие со креста" (1613 – 14 г., 546), "Небесное венчание Пресв.
Среди сюжетов преобладают сцены охоты, битвы, яркие и драматичные евангельские эпизоды и сцены из жизни святых, аллегорические и мифологические композиции в них Рубенс с удовольствием писал энергичные, мощные тела, так нравившиеся его современникам. Судьба его, однако, оказалась иной. Специфическое двойственное бытие аллегорического образа обнаруживает здесь себя уже в форме сильно выраженного контраста его слагаемых.
искусство эпохи Возрождения, кот. Искусство Рубенса но оставалось неизменным – оно пережило достаточно наглядное развитие, но выработанные в нем основы тематического подхода сохранялись без кардинальных преобразований практически на всем протяжении творческого пути фламандского мастера. Детство художника прошло в Кельне, куда переехала семья через два года после его рождения. Самый ранний у Рубенса пример постановки темы крестьянской жизни как главного объекта живописного произведения дает картина антверпенского музея Блудный сын (1618).
Нарочито простые и уродливые типы. На основе синтеза формируется качественно новое художественное целое. Перед нами два варианта решения родственной задачи.
В трехстворчатом алтаре Воздвижение креста в Антверпенском соборе (ок. Этот образ мастер начал создавать гораздо раньше, чем Елена вошла в его жизнь. Но что касается живописи, то здесь важно понимать, ФШ родилась не на пустом месте. При исследовании картины глаз совершает круговое движение и это неслучайно. Вадуц, галерея Лихтенштейн) до поздних Трех граций (ок. Таково Пленение Самсона (1612-1615.
И всё это – при полном отсутствии религиозно-догматической основы или хотя бы оттенка ее. Недаром аллегория обнаружила способности успешного приспособления к условиям многих художественных эпох. Фресковые комплексы сложного состава, тематика которых связана с воплощением природно-космических циклов, когда в некое целое объединены образы эмблематического ряда, многофигурные аллегорические изображения и эпизоды живой реальности (росписи феррарских живописцев в палаццо Скифанойя и Веронезе в вилле Барбаро в Мазере).
Во всех этих работах собственно исторический элемент еще не отделился от мифологического, не стал ведущим, самостоятельно действующим фактором. Или же необыкновенно импозантный мавританский волхв – художник расположил его в самом центре известного Поклонения волхвов (1624, Антверпен, музей), - с истинно африканским темпераментом он пожирает взглядом Марию, представленную во всей привлекательности зрелой женской красоты и материнского счастья. целое в том смысле, что противостоит и ренессансным тенденциям и тенденциям в ит.
мучительных лет он переселяется в Лондон и становится придворным художником англ. эти 8 лет, безусловно, сыграли значительную роль в его формировании как художника. и в Имп. Каждая из фигур находится сама по себе в сложном винтообразном движении.
Она стала персонажем картины «Сад любви», наполнив ее своим естеством. истории архитектуры и скульптуры, ФШ не даёт ничего особо нового и интересного. Этот объективный тематический диктат жанра в определенной мере дал себя знать и у Рубенса.
Именно в этом стиле Рубенс создал свои знаменитые картины: «Союз Земли и Воды», «Вакх», «Три грации», «Воздвижение Христа», «Портрет Инфанты Изабеллы» и многие другие. Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса. около 1625 г., 535), "Поклонение волхвов" ( 536), "Богоматерь с младенцем Христом" (ок. её уникальность связана с теми традициями, кот.
А. С. Пушкина (ок. пространства, оно иллюзорно уходит в бесконечность. Один Рубенс с таким количеством заказов не справлялся, в работе ему помогали ученики.
В качестве наиболее впечатляющего решения среди других образных мотивов данного тематического круга может быть названо монументальное мюнхенское Шествие силена (1618), этот апофеоз вакхического действа, с громадной фигурой воспитателя и спутника Вакха в качестве центрального героя картины. Таковы Заочное бракосочетание во Флоренции (между прочим, сам Рубенс в 1600 г., в первый год своего пребывания в Италии, был очевидцем этого события), Отправление Генриха IV на войну (зритель даже не сразу замечает, что две женские фигуры возле королевы – это но реальные персонажи, а олицетворения Предусмотрительности и Щедрости). С т. з.
принято с читать точкой отсчёта и фламандской живописи и живописи барокко. Аналогия с мифологизированными тематическими формами здесь не случайна. Художник изображает королеву не в рамках парадного портрета (кот. Приходится, однако, отметить, что в данном случае демонстративный телесный напор образов и живая живописная манера оказались в определенном противоречии со статикой замысла, с условной симметричной группировкой, соответствующей скорее произведению декоративной скульптуры, нежели станковой картине. Тем самым осевое построение и соответствующая ему знаковая схема как бы у нас на глазах преобразуются в горизонтально ориентированную параболу с Андромедой в ее фокусе и на первый план выходит образно-поэтическая сторона этого произведения.
Во-первых, неравномерность развития этого раздела живописи в разных национальных школах Европы. Искусство Рубенса принесло с собой возвращение к принципам идеальной типизации (хотя и в новом ее аспекте), а в сфере тематики знаменовало полное торжество мифологического круга образов (под мифологическими образами здесь и в дальнейшем имеются в виду образы как античной, так и христианской мифологии).
Рубенс входит в историю живописи как выдающий портретист. На сцену покровительственно смотрят сверху Юпитер и Юнона. Это также свидетельство того факта, что полная тематическая эмансипация образа реальной действительности здесь еще не произошла.
Как и у Караваджо, задний план тонет в темноте. Последнее обстоятельство чрезвычайно важно. Принципиально то, что свет идёт из внешнего пространства. «Водружение» с его остродраматической диагональной композицией со всей силой живописует происходящее действие, в то время как «Снятие», хотя действие изображаемое в нем, еще не закончено, словно фиксирует мгновение покоя, выхваченное из потока времени. Будучи всего лишь на четыре года моложе Караваджо, он создал свое первое на земле Фландрии значительное произведение в сфере сюжетной картины (речь идет о Воздвижении креста в Антверпенском соборе) только в 1610 г., - в том году, когда закончился творческий и жизненный путь великого итальянского живописца. Сюжетные композиции фламандского мастера, с которыми связан прямой выход в реальность, остаются эпизодическими увлечениями, отдельными находками и прозрениями, очень своеобычными по своему замыслу и потому не всегда подходящими для роли исходных образцов в последующем их использовании другими живописцами.
К разряду собственно жанровых работ принадлежат две картины Рубенса – Крестьянский танец (1636-1640. Кульминация в решениях подобного типа приходится на леопардовскую Битву при Ангиари, послужившую для рассматриваемой картины Рубенса вдохновляющим образцом (фламандский мастер копировал картон Леонардо). Художник был наделен огромной творческой энергией и неистощимым воображением черпая вдохновение из самых разных источников, он создал свой неповторимый стиль. 1637-1638). Сам по себе тематический мотив охоты заключает в себе возможность представить острую сюжетную ситуацию без облечения ее в мифологические формы, с активным использованием объектов реальной натуры.
Характерным примером живописного решения с противоположным, действительно эмблематическим уклоном может служить эрмитажное полотно Союз Земли и Воды (1616). Характерно для дрезденской композиции, что ее красочные натюрмортные и охотничьи мотивы – несомые фавнами плоды, трофеи Дианы и ее спутниц (значение которых существенно в общем содержательном контексте) – воспринимаются не как четко обозначенные атрибуты общего эмблематического замысла, а как неотрывная часть единого поэтического целого. короля. Вот таким образом отличающий картину синтез двух начал – повествовательно-драматического и знакового, в сущности, вовсе не противоречив.
Многие из них Рубенс копировал, оттачивая своё мастерство. Рубенс никогда не стеснялся подражать художникам, которые восхищали его (Тициану, Питеру Брейгелю Старшему) и др. Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена) иногда в образе мифологических и библейских персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (Кермесса, около 1635-1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего. Каждая из картин цикла – прежде всего панегирик государыне, которая вообще редко ступает по земле, будучи помещена на всякого рода возвышениях или же пребывая на небесах. по-человечески смотрит на зрителя.
Благоприятным для Рубенса оказался и римский период его жизни и творчества (1605-1608). Также воздушная перспектива. Филиппа IV и его супруги Елизаветы Французской (1628 – 29 г., 559 – 560), "Слава и апофеоз Иакова I (2 эскиза для уатгальских плафонов, 572 и 573), портрет Карла де-Лонгваля ( 574), Изабеллы Брант ( 575), Сусанны Фоурман и ее дочери, Катарины ( 635), несколько портретов неизв. Эрмитаже).
1635. И более всего громадное полотно Коронация – один из узловых пунктов повествования, в меру поэтики Рубенса наиболее документальная из композиций по обрисовке места действия (готического собора в Сен Дени), по множеству портретных изображений царствующей семьи, принцев крови, кардиналов и придворных, - и в то же время наиболее грандиозная по общему изобразительному решению. Красный, синий и жёлтый – не обычное сочетание базовых цветов. Обе алтарные композиции, приведшие к подлинной революции в антверпенской живописи, считаются характерными иллюстрациями обеих сторон рубенсовского искусства – «барочной» и «классической».
1620. 1616 год Фландрия находится под властью Испании.
Сложные метаморфозы. Соответственно сложному составу изображения даже освещение в картине двойное (напоминая эффект одновременного присутствия в эрмитажных Возчиках камней солнечного света и взошедшей луны): реальный дневной свет в открытой части постройки и в пейзаже сочетается с искусственным светом от горящей свечи, прикрепленной к стене денника для лошадей. Будущий художник получил образование в школе иезуитов.
С особой пластической наглядностью идея эта воплотилась в эмблематически завершенной центральной мизансцене – в виртуозно скомпонованной симметричной группе вздыбленных коней поверх тел убитых и раненых, - в ее средоточии помещен сраженный ударом копья в горло, падающий с коня Деций Мус. Композиционно-изобразительный замысел Крестьянского танца выделяется своей новизной. Номинально – это воплощение евангельской притчи и, действительно, в общий вид крестьянской фермы (который и составляет главное содержание композиции) в числе других мотивов введен соответствующий эпизод: у края картины мы замечаем фигуру блудного сына – в позе раскаяния, на коленях, он изображен вместе со свиньями у корыта, куда крестьянка засыпает корм. И в XVII столетии художнику часто приходилось действовать в предустановленных границах.
От этого брака родилось трое детей. Эрмитаж Ферма в Лакене, ок. она сумела впитать и переработать. Сличение с работами Ватто помогает нам увидеть, какие именно особенности рубенсовской картины – поскольку они были восприняты французским мастером – обнаружили свою перспективность для более позднего художественного этапа. В 1598 он был принят в гильдию св. Цвет – один из важнейших приёмов. 1638–1640, Вена, Художественно-исторический музей), Кермесса (ок.
Это примеры отчетливого перевеса знаковых тенденций. В условиях достаточно развитого драматического действия и яркого выражения стихийно-жизненного начала активное использование аллегорических факторов (которые в Персее и Андромеде реализуются преимущественно в форме наглядных эмблематических мотивов и атрибутов) может показаться не слишком оправданным: ведь обошелся же без них Рубенс в берлинском варианте того же сюжета (если не считать амуров, принимающих участие в действии).
Сам Рубенс как художник сложился довольно поздно. Но, совершив уступку господствующей традиции в сюжетном выборе, Рубенс не отступил в другом – в масштабной значительности замысла. Рубенс покупает дом в пригороде и сводит контакты с миром к минимумом, живёт счастливой семейной жизнью. Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок, они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (Возчики камней, около 1620, Пейзаж с радугой, около 1632-1635, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург). Великий художник изобразил жизнерадостные и в чем-то даже стихийные народные праздники («Крестьянский танец», «Кермесса»). В старости Рубенс сильно страдал от подагры.
Как портретист барочный, он совершенно уникален. Наиболее монументальный из этих алтарей – триптих Снятие со креста (ок. Наиболее поразительна во всей работе фигура мертвого Христа. Они сидят на земной сфере, разделенной надвое, с изображением гербов Франции и Испании. Аллегоризм часто используется в эту пору как средство дополнительной форсировки идеальных образов, что стало необходимым именно теперь (тогда как мастера Высокого Возрождения в этом не нуждались).
Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – Елена Фаурмент с детьми (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), Три грации (1638-1640, Прадо, Мадрид), Вакх (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена). Но прежде всего – это лик Медузы на щите Персея (мотив, отсутствовавший в берлинской картине). Аллегорический замысел, раскрываемый в образах особого, поэтического склада, в персонажах, неотделимых от природной среды, от окружающей их эмоциональной атмосферы (Гроза и Три философа Джорджоне, Любовь земная и небесная Тициана).
основы. Мастерская РубенсаБыстро завоеванная известность, множество заказов, работа придворным живописцем у испанских наместников Южных Нидерландов ознаменовали блестящий период творчества художника1610–1620-х годов.
Вот таким образом если говорить о жанрово-тематическом комплексе, который в наибольшей мере благоприятствовал выражению существа рубенсовского искусства, то таковым окажется круг образов античной мифологии. Затем, в 1618 г. из-под его кисти вышли "Чудесный лов рыбы" (в церк. Однако и при всех этих негативных моментах (мимо которых нельзя пройти в объективной оценке данных работ, поскольку в XVII в. такие осложнения составляют неизбежную особенность подобных монументальных предприятий) произведения эти чрезвычайно показательны как одно из характерных явлений художественной культуры своего времени, что относится и к особенностям их тематического построения.
Отличительная черта его творчества – несколько тяжеловесные «рубенсовские» женские формы. Все персонажи этой картины также наделены красотой, здоровьем молодости, ловкостью, силой и жаждой жизни. В 1610-е гг. 1635 – 37 г., 591), "Статуя Цереры" ( 593) и "Отцелюбие римлянки" ( 1785). Эта картина считается «портретом брака» – молодая женщина доверчиво положила свою правую руку на руку мужа. Пейзажный фон кажется реальной средой местонахождения персонажей картины. Воздвижение креста. Воплощение этого сюжета для Рубенса в самом деле необычно. Их примером может служить Воспитание Марии в Антверпенском музее (ок.
Он считается родоначальником нового стиля в живописи – барокко.
В это время было им исполнено лишь небольшое число самостоятельных работ из коих следует назвать: "Воздвижение Креста", "Терновый венец" и "Распятие" (1602 в госпитале в Грассе), "Двенадцать апостолов", "Гераклита". Свет дополняет то целое, о кот. Путь его, однако, стал иным.
Доминику и другим святым" (ок. Но в обеих своих картинах Рубенс отнюдь не выглядит архаичным. Вот таким образом в своем исходном значении миф у Рубенса может быть определен как природный миф, но с тем важным уточнением, что это концепция одновременно и более широкая (она охватывает не одну лишь природу) и в то же время способствующая сосредоточению внимания художника па определенных образно-тематических предпочтениях.
Портрет изображает придворную даму Изабеллы Клары Евгении. В группе более ранних африканских Охот (картины 1615-1618 гг. Номинально изобразительные мотивы триптиха можно связать с христианской символикой (со времен раннего христианства рыба значилась символом Христа). Предпочитал сюжеты, где изображены простые люди.
Собственно искусство Браувера (который как художник сложился в Голландии и вернулся во Фландрию уже зрелым мастером) может быть отнесено к крестьянской тематике лишь с необходимыми оговорками. Аллегория оказалась одной из таких форм. Связи между Ф. и И. оч крепки. Персонажи изображены таким образом, что собираются в эмоциональное целое.
мировосприятия. Первую из этих линий представляют аллегорические композиции с элементами сюжетности, с задатками тематического развития, вплоть до наличия в них определенной драматической коллизии, когда рассудочность и статика понятийных соотношений отступают перед сильной эмоцией и живым движением, а собственно знаковое начало – перед началом образным. Все полотна посвящены жизни Марии Медичи. 1615 г., 549), "Персей и Андромеда" (нап. С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен).
Ее деяния всегда справедливы и благотворны, что подтверждается постоянным присутствием возле королевы кого-либо из набора позитивных олицетворений – Мира, Согласия, Славы, Бессмертия, Справедливости, Умеренности, Благополучия и мы. Мадридский Сад любви – это подлинный праздник любви, особый поэтический образ, без характерного для фламандского мастера сильного чувственного напора. Один из них заявил, что краски ван Дейка — «доподлинные плоть и кровь, свет и прозрачность». Гравирован Лукасом Ворстерманом), портрет Оливареса (1626. Коленопреклоненные святые жены готовы помочь Иоанну, а Богоматерь (изображенная слева) с белым, как мел, лицом приближается к Христу, протягивая ладонь, чтобы принять тело сына.
Такая же повышенная интенсивность отличает эмоциональную сторону рубенсовских персонажей. В теснейшей взаимосвязи с масштабностью образной трактовки находится размах рубенсовского воображения. пишет абсолютно разные портреты. В ином плане задумана луврская Кермесса.
И даже тема красоты и любви, которая была достоянием рубенсовских картин античного круга, воплощается во всей своей захватывающей силе и яркости также и на материале библейской тематики, как о том можно судить по дрезденской Вирсавии (1635), где образ супруги Урии, неведомо для себя прельстившей царя Давида, в своей чувственной привлекательности несет на себе столь сильный отпечаток интимно-личного отношения художника, какого мы, пожалуй, не встретим и в творениях Рубенса на темы античной мифологии. др.
Р. сразу заявляет о себе, как художник необычайно энергичный. Таким образом картина раскрывается, эмоционально шире. Здесь идеализированный образ близок к образу и просто женщины, кот. Историческая картина у Рубенса стадиально и по существу – явление иного рода.
Считается, что эта картина не совсем характерна для творчества Рубенса – в ней очевидно обращение к жанру психологического портрета. Некоторые исследователи даже сомневаются в авторстве Рубенса (работа автором не подписана), а иные предполагают, что художник на полотне изобразил свою старшую дочь Клару Серену, которая умерла ко времени создания полотна. Это погрудный портрет девушки. Ван Дейк. Если попытаться составить впечатление о картине заочно, только по этому изложению, она может представиться как явное торжество одной только эмблематики.
В 1635 г. он приобрёл поместье Элевейт неподалёку от Мехелена. Имп. Однако главное в картине – не набор подобных мотивов сам по себе, а слияние их всех в единый порыв, когда идея произведения выражается в первую очередь яркой драматичностью ситуации, выразительностью носителей действия (например, столь живого и привлекательного образа Венеры мы, пожалуй, не найдем ни в одном из мифологических полотен фламандского мастера), самим композиционным и цветовым строем картины.
Эрмитаж весьма богат произведениями Рубенса (53 номера) кроме упомянутых выше, в этом музее хранятся следующие картины этого художника: "Изгнание Агари" (нап. "Демокрита" (1603, в мадридском муз. Распятие Антверпенского музея (1620) означает кульминацию трагедии, драматургически и пластически воплотившуюся в мотиве удара копьем (который дал картине ее второе, условное название).
Фигуры объединяют близкие цветовые тона, особенно золотистые. Вследствие болезни он был практически парализован. Интенсивный поток света вторгается извне. Иосиф Аримафейский, стоя на лестнице, поддерживает тело под руку.
Фон тёплый, он необычайно тонко оттеняет теплоту лица и улыбки королевы. Богатство декоративной фантазии исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Йорданс обращается к мифологическому обоснованию при изображении своих персонажей. Как ни органичен, как ни последователен Рубенс в своем изначальном мифологизме, в его творчестве возникают зачатки новых жанровых форм, новых типов картин, свидетельствующих об обращении художника к реальности без посредничества мифа или аллегории.
Венера удерживает Марса, который хочет притти на помощь фуриям. Немногие драматические эпизоды в жизнеописании королевы разрешаются благополучным исходом. Мастерство позднего Рубенса воплотилось в полотнах, созданных им собственноручно. В Лондоне Рубенс покрыл потолок зала банкетов Уайтхолльского дворца аллегориями из жизни отца монарха, Якова I. За эти заслуги король возвёл художника в рыцари, а Кембриджский университет произвёл его в почётные доктора. В поздний период творчества Рубенса всё больше стали привлекать пейзажи.
Свидетельство его темперамента сказывается в т. ч. Елена Фоурмен и её дети.
Хотя изображенную сцену по видимости можно трактовать как встречу Дианы и ее спутниц с фавнами, собиравшими плоды и готовыми преподнести их охотницам, в действительности в картине нет ни события, ни развернутого действия. Родился в Зигене в Вестфалии 28 июня 1577 в семье Яна Рубенса, антверпенского юриста. в изображении обнажённых женских тел.
Перед нами пример смелого преобразования давнего тематического мотива, восходящего еще к Средневековью, когда изображение влюбленных пар в окружении прекрасного сада было призвано служить воплощению мистико-пантеистических идей. в целом для эпохи. В разное время художник был занят подготовкой нескольких крупных живописных серий сюда входят История Марии Медичи для одной из галерей только что построенного Люксембургского дворца в Париже, История Генриха IV для другой его галереи (лишь начата, сохранилось несколько живописных эскизов), Правление Иакова I для лондонского Банкетингхауса, работы для оформления торжественного въезда в Антверпен нового наместника Фландрии кардинал-инфанта Фердинанда. Аллегория находилась в сфере внимания фламандского мастера на всем протяжении его деятельности в качестве самостоятельного жанра – от Венчания героя 1612 г. (Мюнхен, Старая Пинакотека) до Бедствий войны ок. Отметим некоторые из существенных особенностей рубенсовских работ этого рода. Но она воплотила идеал в действительность. Рубенс писал Елену в виде библейской Вирсавии, богини Венеры («Суд Париса), одной из трех граций.
Но уже в меньшей по размерам дрезденской Охоте на кабана (1618- 1620), при всем обычном для Рубенса энергичном напоре, сильнее дает себя знать чувство реальной достоверности, бытовой конкретности – в охотниках, представленных в современных костюмах, в более естественном показе события и особенно в развернутой обрисовке среды действия – лесного ландшафта. 1611-1614) в том же Антверпенском соборе представляет развернутый финал этой трилогии. 1616-1617). 1638-1640. «Снятие с креста» – центральная панель триптиха Рубенса.
Среди них следует назвать портрет Елены Фоурмен Шубка (ок. Это чувство стихийности усиливается за счет единения человека с миром природы. Он даже организовал гравировальную школу, чтобы еще шире распространять свои работы. Лувр), - в нем сосредоточено многое из той проблематики, которая распространяется на произведения этого специфического жанрового раздела во всей барочной живописи XVII в. В едином узле здесь оказался связанным ряд вопросов, относящихся к сфере содержания и поэтики, что позволяет, в частности, проследить, как осуществляются здесь приемы социальной репрезентации в рамках исторической картины данного типа и как используются элементы аллегории в качестве одного из слагаемых ее образного строя.
Только совокупность всех элементов может передать сложное эмоциональное состояние. Ничего барочного в композиции и в показе действия.
1620. Цвета тёмные. С противоположной стороны другой старец спускается по приставной лестнице, выпустив угол савана и передав свою ношу стоящему рядом Иоанну. Мюнхен, Старая Пинакотека).
Мехельн, церковь Нотр-Дам) главными героями действия в центральной створке оказываются – вопреки каноническому смыслу сюжета – не Христос и Петр (они помещены на втором плане и маловыразительны), а мощные первопланные фигуры рыбаков, с усилием вытягивающих на берег переполненный рыбой невод. Там есть два голубя, которых держит Купидон. Из-за этих качеств всеми любима и оплакиваема всеми после смерти». 1637-1638 (Уффици). Со страстным языческим жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (Союз Земли и Воды, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Похищение дочерей Левкиппа, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен).
Диапазон ее возможностей достаточно обширен. похищение дочерей Левкиппа. В 1600 художник приехал в Италию там он изучал античную архитектуру и скульптуру итальянскую живопись, а также писал портреты (в основном в Генуе) и алтарные образы (в Риме и Мантуе). значимость мира простых людей ещё нет. Абсолютно другой тип чисто репрезентативного алтарного образа, без драматического повествования, проникнутый светлым, радостным эмоциональным тоном, с ударением на роскошь архитектурного антуража, на красочное великолепие костюмов и драпировок дает триптих Венского музея Алтарь св.
Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (Автопортрет с женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом. 1636-38. Однако в рубенсовских произведениях па современную тематику, в его аллегориях и парадных портретах, где подобного рода содержательная окраска обычно выявляется отчетливее всего, она отнюдь не сводится к подчеркиванию в его героях признаков подавляющего величия и непереходимой границы между ними и всеми теми, кто стоит ниже их на ступенях общественной лестницы (как это можно наблюдать у многих барочных мастеров в других национальных школах Европы). Вторым учителем Рубенса был Адам ван Ноорт.
1635, Лондон, Национальная галерея). Основоположником этого жанра фламандской живописи тоже стал Рубенс. Последнее десятилетие жизни проходит, таким образом, в абсолютно другом настроении. реакцией чела на себя, на окружающую его среду.
Но является Рубенс и то, что представлялось проблематичным, становится реальным фактом. Интерес и эстет.
В триптихе Чудесный улов (1618-1619. он не только работал на своего патрона, но и объездил всю Италию, познакомился с творчеством великих предшественников (в том числе, с Тицианом). В рамках портретного жанра его возможности кажутся также безграничными. Разумеется, незыблемость барьеров, отделяющих один жанр от другого, не следует преувеличивать, но, как ни изменчивы бывают порой эти границы их податливость имеет свой предел специфика каждого жанра диктует свои особые закономерности для формирующихся внутри него образных решений.
Для создания этой иллюзии он использует сложную перспективу построения. Такое системное начало было обязательным достоянием предшествующих художественных эпох.
Причем, как отмечал Зандрарт, Рубенс «тщательно обучал» своих учеников и «использовал их в соответствии с их склонностями и способностями». Способности к языкам (он говорил на шести языках) позволили ему не только освоить культурное наследие своей эпохи, но и достичь значительных успехов на дипломатическом поприще. способный извлекать из краски особые горящие эмоциональные оттенки. Та же тема великолепия и неиссякаемой плодоносной силы природы может быть претворена у Рубенса в ином повороте, когда сама витальная мощь натуры предстает перед нами в своей стихийной преизбыточности и воплощается в образах вакхического опьянения.
метафорой восприятия человеком мира того времени. Замысел берлинской картины более конкретен в смысле обрисовки места действия – скалистого обрыва у морского берега ситуация проще, отчетливее, динамичнее. Мерой почвенности мифологического начала Рубенс превосходит и мастеров предшествующих эпох – Возрождения, Средневековья, даже самой античности.
С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. обладает и мастерством психологического портрета и мастерством исполнения (интерес к фактуре). Он сочетает в своем цикле элементы подлинной исторической живописи со всевозможными мифологическими фигурами, аллегориями иносказательными намеками. «Пафос бурной космической динамики, борьбы противостоящих сил господствует в огромных декоративных полотнах: "Страшный суд", "Малый Страшный суд", "Падение грешников", "Битва амазонок" (1610-е годы), – отмечает Т. П.
Битва в венской картине Рубенса – это образ иного плана. Немало из входящих в него картин составлено целиком из аллегорических образов с участием либо одной лишь героини повествования, либо королевы с супругом или с сыном (Рождение Марии Медичи, Воспитание, Абсолютнолетие Людовика XIII, Примирение Марии Медичи с сыном и др. ). Своего рода вершину превознесения составляет одно из громадных горизонтальных полотен Правление королевы (Совет богов, где Мария Медичи помещена на Олимпе, на равных правах среди божеств и персонажей аллегорического плана. 1615 г., 538), тот же сюжет (ок. портрет Марии Медичи.
Контраст тёмного платья и светлой отделки вороника. пинакотеке), в 1619 г. "Последнее причащение св. Уффици и ряд других). В Истории Марии Медичи будущая королева Франции рождается и воспитывается при наилучших предзнаменованиях, под благословением всех богов, не оставляющих ее своим покровительством от колыбели до финала повествования. В отличие от Голландии, где общественный строй и весь характер культуры предрасполагали к явному перевесу бюргерского жанра, во Фландрии заметнее был крестьянский жанр. В 1630-е годы начался новый период творчества художника.
Автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки. реакцию. В 1626 году, потеряв свою первую жену Изабеллу Брант, Рубенс на время оставил живопись и занялся дипломатической деятельностью, посетил Англию и Испанию, где познакомился с живописью Тициана, работами испанских мастеров. Ильдефонса (1632). дель Прадо), "Преображение" (1604 в муз.
Исходя из этих обстоятельств мы можем оценить роль аллегории в искусстве Рубенса.
В этой картине Рубенс использовал миф о братьях Диоскурах (сыновья Зевса и Леды). Картина изображает Сарру, осыпающую упреками беременную Агарь, которая стоит в женственной и необычайно изящной позе, готовая покинуть дом патриарха Авраама, тут же присутствующего. Принцип живописности.
Мир простецов эстетизируется и поднимается. связанное с переоценкой всего прошлого опыта. Он, осознавая свой талант, он понимал, что, работая в Антверпене, он обречён быть в тени великого учителя.
1625), Лондонской Национальной галереи (ок. Высота около 4, 5 м. Абсолютно новое худ. Речь в данном случае должна идти о закономерной параллели этих явлений, поскольку, как и мифологизированная форма, аллегория составляет принцип особого, опосредованного раскрытия идеи и темы (причем степень опосредованности у аллегории большая ибо она базируется на более отвлеченных содержательных предпосылках). Григория" (1606, в гренобльском музее) и три картины изображающие Богоматерь, с предстоящими ей святыми (1608, в Кьеза-Нуова, в Риме). 1635-1636) и Прадо (1638-1639).
В этом случае возникают произведения, подобные дрезденскому Возвращению Дианы с охоты (ок. С точки зрения поисков главных путей в живописи XVII столетия обстоятельства и направленность творческого формирования Рубенса весьма примечательны. очень рано заявил о себе как о художнике. Умер Рубенс 30 мая 1640.
Любимов). Но он женится второй раз на 16-летней Елене Фоурмен.