Кес ван Донген (нидерл. Kees van Dongen настоящее имя нидерл. Cornelis Theodorus Maria van Dongen 26 января 1877, Дельфсхафен близ Роттердама — 28 мая 1968, Монте-Карло) — нидерландский художник, один из основоположников фовизма. Кеес ван Донген (нидерл. Kees van Dongen настоящее имя нидерл. Cornelis Theodorus Maria van Dongen 26 января 1877, Дельфсхафен близ Роттердама — 28 мая 1968, Монте-Карло) — нидерландский художник, один из основоположников фовизма. Кес ван Донген (нидерл. Kees van Dongen настоящее имя нидерл. Cornelis Theodorus Maria van Dongen 26 января 1877, Дельфсхафен близ Роттердама— 28 мая 1968, Монте-Карло)— нидерландский художник, один из основоположников фовизма. Кес ван Донген (Kees van Dongen, настоящее имя Cornelis Theodorus Maria van Dongen, 1877—1968) — известный нидерландский художник, мастер типажных женских образов.
Kees van Dongen настоящее имя нидерл.
Ван Донген становится известным художником высшего света в Париже и Довиле. музей современного искусства, Центр Помпиду серия ню, «Торс», 1905, частное собрание). Также Кес ван Донген стал обладателем ордена Почетного Легиона и орденом Короны Бельгии. Ван Донген принимал участие и в двух выставках, устроенных Бертой Вейль, которая описывала его следующим образом: «Этот высокий дьявол со светлой бородой, лукавым взглядом – это не первый встречный: это неоспоримая индивидуальность».
Он создает акварели для многочисленных газет: «Assiette au beuire» (анкета о проститутках, 1901), «Frou-Frou», «Indiscret», «Le Rabelais». Два полотна Кеса ван Донгена стали топ-лотами этой коллекции. »Анита в цветах», 1905 года (предварительная оценка – 1, 2-1, 8 миллиона фунтов) была написана Кесом ван Донгеном в тот период, когда художник присоединился к фовистам и изображает парижскую танцовщицу – модель, музу и, возможно, возлюбленную художника. Бернхейм-Жён (19091915). 1911, Сен-Тропез, музей), легкие и остроумные («Феллахи», Париж, Нац. Портовый город, в котором он обучался живописи, просто кишел колоритными асоциальными персонажами и сцены этой «живой» жизни привлекали Ван Донгена своей необузданной энергией. В пейзажах, написанных в те годы, художник возрождает счастье и выразительность своих ранних работ («Маленькая АН на пляже», ок. Его картины отличаются броскими элементами, яркими и насыщенными мазками.
В 1911 появляются декоративные композиции с большими красочными плоскостями («Красное и желтое», «Красное и синее», частное собрание) после путешествия в Египет (1913) художник тяготеет к иератическому, двухмерному стилю («Синий мужчина и красная женщина», ок. В 1913 связь Ван Донгена с маркизой Казати, а затем дружба с Лео Жасми (которая продлится до 1932) направили творчество художника в сторону более светской стилистики, которая принесла ему известность в послевоенные годы – своеобразный компромисс между официальным портретом и плакатом: в композиции господствуют ритмы длинных вертикалей, в которые превращаются теперь его женские модели («Цветущий водоем», 1917, Париж, Гор. Он встречает Фенеона, который в 1903 приглашает его войти в редакцию «La Revue Blanche» и в следующем году склоняет Воллара посвятить художнику большую выставку. 1918, Ницца, музей Шере). фунтов стерлингов, приблизительно 10 млн.
В 1908 Ван Донген работает вместе с керамистом Меттеем и выставляется в Дюссельдорфе по совету Канвейлера, а затем в Дрездене, куда он посылает рисунки на выставку группы «Мост». Еще до возникновения фовизма, одним из самых ярких представителей которого он станет, в творчестве Кеса Ван Донгена проявились черты, сохранившиеся на протяжении нескольких последующих лет: дерзкая, но согласованная гармония, живые мазки в сочетании с более равномерными зонами, чувствительность, подчас вульгарная («Уличный гимнаст», 1907-1908, Париж, Нац. Женские портреты – главный жанр Ван Донгена – отличаются чувственной и эмоциональной выразительностью, равно как и живописной свободой («Дама в черной шляпе», 1908 «Люси и ее партнер», 1911). музей).
музей совре-менного искусства, Центр Помпиду). Серия картин, жестких по своей правдивости, стала как бы портретом общества между двумя войнами («Бони де Кастеллане», 1922, частное собрание «Сестры Долли», 1925, Париж, частное собрание). Другая картина ван Донгена «LOuled Nail», 1910 года (предварительная оценка – 2-3 миллиона фунтов) посвящена уже прекрасной алжирской танцовщице. Хотя на выставке были представлены только две его работы (другие одновременно экспонировались в галерее Дрюэ), они обратили на себя внимание публики и заставили говорить о художнике как об одном из ярких представителей фовизма.
В его творчестве наступает краткий период дивизионизма, а затем увлечения искусством группы «Наби». В действительности, он более близок немецким экспрессионистам, нежели франзузским фовистам («В Булонском лесу», 1907-1908, Гавр.
Одним из источников его вдохновения стал цирк Медрано, где он часто бывал («Белое трико», 1906, частное собрание). Кес ван Донген писал портреты известных людей, а также обычных людей – бедняков, обывателей и даже представителей социального дна. 1930, СенТропез, музей).
американских долларов. Портреты работы Ван Донгена появились достаточно поздно, но после 1930 в них начинает проявляться его условный и чувствительный взгляд на модель («Утрилло», 1948, частное собрание «Бриджит Бардо», 1954, частное собрание). В 1958 году Ван Донгену удалось написать новый символ Франции – Бриджитт Бардо.
Особую известность заслужил благодаря своим портретам женщин. Он приобретает известность и заключает контракт с гал. Художник отправляется в путешествие в Испанию и Марокко (1910-1911), откуда привозит прекрасные полотна, полные свежих чувств («Женщины на балюстраде», ок.