Отныне инквизиторы обязаны были сами со всем возможным рвением выискивать еретиков. Мать и дочь были приговорены к сожжению на костре. С этих позиций можно объяснить не только начало массовых гонений на ведьм, но и их прекращение: «охота на ведьм» затухает по мере изживания средневековой массовой культуры и сходит на нет к тому времени, когда последняя, по сути дела, уже была уничтожена. А чтобы выявить всех ведьм в своем приходе, следовало взять в церковь пасхальное яйцо. Уличенного в подделке денег человека бросали в котел с кипящей водой, смолой или маслом.
Ее искали, сначала просто осматривая тело подозреваемого, а затем нанося уколы специальной иглой. Последней казненной в Европе за колдовство считается Анна Гельди, казненная в Швейцарии в 1782 г. (под пытками созналась в колдовстве, однако официально она была приговорена к смерти за отравление). Однако спорадические обвинения в колдовстве встречались в судебной практике германских государств и Великобритании до конца первой четверти XIX века, хотя колдовство как таковое уже не служило основанием для уголовной ответственности. Начинали обычно с женщин низших сословий. И стоит сторонникам некоего учения объявить его догмой, «непререкаемой вечной истиной», нужно немедленно бить в набат.
Многое в публикуемой статье может показаться неожиданным. Последствия этих принятых в страхе решений были ужасны. Ведь колдовство считалось преступлением исключительным и потому на большинстве ведовских процессов пытки были более жестокими и длительными и применялись по многу раз. Некоторые реформаторы даже почитали охоту на ведьм святым долгом властителей перед Богом. Принесенные в церковь намазанные салом детские башмачки грозили обездвижить ведьму.
Сжигали студентов и мальчиков благородного происхождения 9 – 14 лет. В определенных общественных кругах вера в колдовство стала считаться дурным тоном. Сам судебный процесс проходил в условиях строгой секретности. Начало положил епископ Иоганн Готфрид фон Ашхаузен (16091622), который сжег 300 человек по обвинению в ведовстве. 14 лет спустя Анна Путнам, отправившая на виселицу Джорджа Берроуза, написала покаянное письмо: «Я желаю покаяться перед Богом за ту печальную и скорбную роль, которая по воле Провидения выпала на долю семьи моего отца в 1692 году. Приговор был вынесен 30 марта 1775 года.
И это за период с 1560 по 1700 год. Дыба. Кроме того, на костер попали и 15 детей. А спустя некоторое время казни ведьм во Франции стали массовыми. Женщину, которая не соглашалась с судебным приговором, была признана в сговоре с дьяволом.
С рассветом собравшиеся отправлялись в обратный путь. В связи с этим расправа над «ведьмами» могла быть использована для подавления народной культуры. Такой же точки зрения придерживался и демонолог в короне – Яков I Стюарт. Церковь беспомощно взирала на то, как все больше людей отворачивалось от нее. чел.
Последняя известная ведьма была сожжена в Мексике в 1860 году. В XV-XVII веках на костер возводили даже двухлетних. Этот способ получения признания не предполагал нанесения телесных повреждений.
Жертву либо оставляли в такой позиции, либо сильно и непрерывно дергали за веревку. Впрочем, число мужчин, обвиненных в распространении колдовства, также постоянно росло. Последствия этой борьбы нам уже известны. Она часто использовалась в судопроизводстве, поскольку считалась легким вариантом пытки.
что происходило на шабаше и кого она там видела. Благочестивые инквизиторы Шпренгер и Инститорис задают в нем вопрос: могут ли ведьмы наслать на людей разнообразные заболевания, в том числе и проказу.
Если судьи укреплялись в своих подозрениях, следовал арест. Если первая оценивалась ими как всецело ориентированная на Бога, то вторая, следовательно, должна была быть, с их точки зрения, «порождением дьявола». В Кёльне в 1627—1639 годах было казнено около тысячи человек.
Так из окраины Германия превратилась в эпицентр борьбы с ведовством. После этого из еще живой жертвы извлекали легкие и развешивали их на ребрах. Не Дьявол внушил людям эти мерзкие выдумки, как утверждал в свое время доктор Вир, люди сами обманывают себя. Массовым явлением судебные процессы над колдунами и другими «пособниками Дьявола» были и в странах, затронутых Реформацией. В 1542 в Риме был учрежден верховный инквизиционный трибунал.
Издалека приходил народ к месту казни, все были одеты в праздничную одежду. Этот-то знак и разыскивали судьи. К третьей группе освобожденных принадлежали те, кого изгоняли из родных мест. Жертвами инквизиции стали многие выдающиеся учёные, мыслители (Дж. Они опускались и кончали свою жизнь где-нибудь в грязи и нищете.
Это случилось в Гларусе, столице одного из швейцарских кантонов. Европейские страны в этот период активно уничтожали население. Спустя год Томазий сделал новый шаг, потребовав запрещения пыток. Так было оформлено учреждение инквизиции. В Германии это устройство пытки бдением называлось «Охрана колыбели».
В средневековом народном ведовстве (знахарстве, целительстве), которое своими корнями уходило в язычество, представители «книжной» культуры видели воплощение особенностей мировоззрения широких народных слоев и соответствовавшего ему образа жизни. Особенно массовыми суды над ведьмами были на территориях, затронутых Реформацией. Большей частью они незаметны снаружи и находятся на половых органах. А вот описания типичной ведьмы оказались наиболее устойчивыми. Они возобновили преследования в 1624 и 1627 гг. Причем инквизиция (не без перегибов на местах) должна была бороться с линчеванием и для этого было важно понять, что служило мотивом для подозреваемого в колдовстве.
После этого на верхнюю часть клетки палач устанавливал емкость с раскаленными углями. Но особенной жестокостью отличались архиепископы Бамберга, Вюрцбурга и Кельна. Фридрих II при вступлении на престол отменил пытки (1740). На это сборище они прилетали по воздуху в ночное время.
Другие авторы, в основном ученые-клирики, подобно Нидеру, поддерживали тесные контакты с судьями, выступавшими на ведовских процессах и, соответственно, переносили в свои книги опыт этих судилищ, происходивших все чаще и чаще. И с каждым разом от его высказываний мой страх растет. Чтобы не просмотреть его, обвиняемой обривали голову и тело. Первые допросы проходили по заданной схеме. В 1645 году Хопкинс и его товарищ, суровый пуританин Джон Стерн, рыскали по сельским округам, выискивая «ведьм» и щедро оплачивая помощь доносчиков. Это так свежо, это так заводит. В Кёльне в 1627 – 1639 годах было казнено около тысячи человек.
И вот таким образом мне страшно», – говорит старейшина. Двадцать три сознались без принуждения.
«Муравейник» Нидера вызвал большой интерес на Базельском соборе (1431 -1449 годы), на котором прелаты и богословы, собравшиеся со всей Европы, обсуждали церковные реформы и пути борьбы с ересью. Наряду с «обычными» пытками судьи могли использовать и другие средства. Признавая, что за счёт «охоты на ведьм» католическая церковь действительно могла пытаться укрепить свои позиции, нельзя согласиться с признанием самодовлеющего значения этого фактора, хотя бы потому, что в «охоте на ведьм» активное участие принимали как католики, так и протестанты. При лепре "весьма часто поражается слизистая оболочка носа, что приводит к ее перфорации и деформации. Ведь у мучителей хватало фантазии, чтобы в любом случае признать их виновными.
Тело жертвы вытягивалось более чем на 30 см, прежде чем разорваться. Когда правитель графства Вадуц (ныне Лихтенштейн) в 1677 – 1680 годах организовал охоту на ведьм, распорядившись сжечь 300 человек, в дело вмешался сам император.
Более тяжкого преступления, чем ведовство не было. Прежде всего надо отменить ужасные пытки и тогда ведьмы исчезнут сами собой. Сваривание заживо использовали в основном для наказания фальшивомонетчиков. Главной целью инквизиторов была борьба с ересью. Дыбу применяли на всей территории Европы. Непременно притворялся ее искренним другом.
Охота на ведьм началась в Бамберге позже, чем в других немецких государствах. Разум одерживал верх в Англии, Пруссии и Австрии. Америку охота на ведьм практически не затронула. Одновременно в Австрии императрица Мария Терезия установила контроль за ведовскими делами, чему также в определенной мере поспособствовала «вампирская паника» 1720—1730-х годов в Сербии. Человеку связывали руки и клали животом на пень.
«Булла о ведовстве» и «Молот ведьм», появившиеся в конце XV века, положили начало триумфальному шествию демонологии на север. Возглавлял трибунал солдат Гейсс, ветеран Тридцатилетней войны. В селениях накануне Вальпургиевой ночи проводилась магическая церемония изгнания ведьм: разжигались костры (на которых иногда сжигали чучело ведьмы), люди обходили дома с факелами, звонили церковные колоколаСчиталось, что травы в эту ночь обретают чудесную силу. Зачастую на все время следствия узников заковывали в кандалы. Мы ни капли не оправдываем тех казней, но хотим внести некоторую ясность.
Этот так называемый «спор об индульгенциях» положил начало Реформации, то есть преобразованию христианского учения, предпринятому Лютером и приведшему впоследствии к отходу его приверженцев, протестантов, от католической церкви и римского папства. где и как вредила она своими колдовскими чарами. В этом нет ничего удивительного: у них было достаточно возможностей заразиться. Сваренная плоть отделялась от костей, пока человек находился еще в сознании. Так, в лютеранских курфюршествах Саксонии и Пфальце, а также княжестве Вюртемберг в 1567 -1582 годах появились собственные законы о ведьмах, куда более суровые, чем соответствующие статьи «Каролины».
Кроме того, с помощью демонов колдуны умеют создавать новые тела путем сочетания разнообразных элементов, например из ила порождать лягушек, змей и червей. В таком положении ее кидали в глубокий водоем. Бруно, Дж. СВАРИВАНИЕ ЗАЖИВО. Жертву поднимали на верхушку пирамиды и затем постепенно опускали. Судейская предвзятость и использование подобных методов не оставляли большинству обвиняемых никаких шансов.
На теле ведьмы средневековья искали доказательство вины, называемой «печатью дьявола». Жители Линдгейма прозвали этих выходцев из народа «присяжными-кровопийцами», поскольку они отправляли людей на костер по малейшему поводу. Участие в охоте на ведьм принимали как католики, так и протестанты.
«Бдение», которое первоначально не рассматривалась как жестокая пытка, принимало различные формы во времена Инквизиции (в виде трегольного бруса или, например, как на рисунке). Тем не менее изгнание из страны было достаточно мягким приговором, если вспомнить судьбу тех, кому суждено было по окончании жестоких пыток принять мучительную смерть. В своем двухтомном сочинении «Очарованный мир» знаменитый амстердамский проповедник доктор Балтазар Беккер (1634 – 1698) сурово осудил протестантских собратьев по вере, равно как и всех верящих в ведьм. Уже начинало темнеть, когда по дороге в отель нам навстречу неожиданно вышел Энтони Джошуа (если кто не знает, это чемпион мира по боксу в тяжелом весе). Нередко в попытках спастись от огня крысы прогрызали тело жертвы насквозь.
«Меня пугает молодежно-комсомольский задор и пыл Марта Хельме. Через некоторое время охотники за ведьмами взялись за людей благородного происхождения. Если же, по мнению судей, они насылали на человека хворь или убивали его их отправляли на виселицу или (как в Риме) на костер.
Затем следовали бесконечные настойчивые расспросы: где, когда, как ей довелось сговориться с Дьяволом. Однако судьи Гларуса были невозмутимы. Официально она была создана папой римским в 13 веке, а понятие ереси появилось приблизительно во 2 веке.
Светские власти обязывались приводить в исполнение выносимые ими смертные приговоры. и даже соорудили специальный дом для ночных духов (Drudenhaus), рассчитанный на 3040 пленников одновременно, а также аналогичные тюрьмы в малых городах епархии: Цайле, Халльштаде и Кронахе. В первую очередь, это конечно же политика маккартизма, о котором мы уже недавно писали.
Истязание могло продолжаться сутки. Инквизиторы трудились не покладая рук, пока подозреваемая в колдовстве под пытками не «каялась» во всех этих, а то и в гораздо худших прегрешениях. Противники охоты на ведьм вновь и вновь выступали с резкой критикой этих безумных деяний. На живот жертвы ставили клетку с пробитым дном, в которой были крысы. КЛЕТКА С КРЫСАМИ. Как правило, преступник умирал сразу же – от болевого шока.
Отныне в смертных приговорах, выносимых инквизицией, все чаще появлялось обвинение в «еретическом колдовстве». После этого подозреваемую либо сжигали на костре, либо вешали. Если она начинала тонуть, значит, невиновна, если же вода не принимала грешницу, то сомнений не оставалось: точно служила Сатане. Доктора вместе с женой и дочерью сожгли в 1628 году – и это несмотря на приказ императора вернуть им свободу, поскольку «их арест стал попранием законов империи, терпеть которое невозможно».
Подобные «признания», внушенные жертвам и выбитые из них под пытками, укрепляли обвинителей в их одержимости ведовством. С особенным интересом изучали судьи Дьявола в мужском обличье. Историк XIX века Жюль Мишле писал о создании отчаявшимися угнетёнными женщинами средних веков своего рода «антиобщества» перед мужским засильем, олицетворяемым сельским кюре и сеньором16.
– Ну что это за дурацкие страшилки. В состав присяжных входили три крестьянина и ткач. Было принято начинать допрос с церковного обряда. Тот, кто осознает такую опасность, будет с недоверием относиться к любым проповедникам «вечных истин» и решительно выступит против, если они вновь позовут на «охоту за ведьмами». В городке Линдгейм в великом герцогстве Гессенском судили ведьм обычные жители.
Современные историки отвергают подобные концепции15. Когда погасли костры, сумрачная тень пала на цветущие некогда края. Таким образом, речь идет не обо всей Европе. Возмущению единоверцев Беккера не было предела. В ней он безоговорочно повторил все, в чем уверил его фанатичный Инститорис: ведьмы нынче расплодились по всей Германии Церкви и христианской вере грозит смертельная беда. В Римской империи наказание определялось тяжестью преступления.
Постепенно рос уровень образования, улучшались условиях жизни человека. Однако ничего другого нам о нем не известно. Но «благочестивые» охотники не позволяли сбить себя с толку. Так, двенадцатилетний мальчик, арестованный в 1665 году в южнонемецком городке Ройтлинген, постепенно «выдал» 170 членов дьявольской секты.
Впрочем, для этих контактов нужны были особые знания и способности. По словам исследовательницы Ю. Ф. Игиной, в прнципе нельзя найти какую-то одну, определённую причину зарождения охоты на ведьм, а позднесредневековое европейское общество следует рассматривать «как целостный организм, в котором все элементы взаимодействуют в сложной системе прямых и обратных связей исключающей возможность редукции и нахождения какого-либо одного фактора, способного определять историческое развитие»14. Это семя попало на благодатную почву инквизиции, которая отыскивала в ученых трудах схоластов все новые поводы для обвинений, в которых под пытками жертвы вынуждены были «признаваться».
Так, в Кведлинбурге в 16 веке только за один день было сожжено 133 ведьмы. Последствия этого для обвиняемых были поистине ужасны. Канцлер с канцлершей тоже осуждены». Ее обвинили в том, что с помощью «сверхъестественной и непостижимой колдовской силы» она наслала порчу на душу и тело дочери своего хозяина – врача и судьи. Однако в других европейских странах идеи разума с трудом прокладывали себе дорогу.
Начало гонениям положил папа Иоанн XXII (1316-1334). Мало-помалу на благодатной почве, пропитанной насилием и суеверием, развернулась та кровавая вакханалия, которую сегодня принято называть «охотой на ведьм». При этом колдунов (друдов) чаще отыскивали в городах, нежели в селах. Многие авторы видят в «охоте на ведьм» средство укрепления пошатнувшегося влияния католической церкви. Согласно им все верующие обязаны были доносить инквизиции о любом подозрительном человеке.
Как и в случае с ведьмами, позднее запрет был признан незаконным. Они пытались помешать благополучному течению весны, насылали порчу на людей и скот. Несмотря на освобождение, они должны были соблюдать строгие требования. Но в существовании сделки с Дьяволом, колдовской порчи он не сомневался. Приговоренного раздевали догола и крепко привязывали к металлическому столу. Уже в 1706 году король Фридрих I (1688-1713) заметно сократил количество ведовских процессов. Верно, не обошлось без черной магии. В деревнях порой недоставало дров для этих костров.
Обвиняемых, которые сознались и раскаялись в содеянном, приговаривали к пожизненному заключению те же, кто упорствовал в своем «преступлении», кончали жизнь на костре. Однако демонология не входила в их число. Судьи старательно отмечали все магические средства, которыми пользовались колдуны: заговоры и заклинания, нарисованные или нацарапанные знаки, кукол изображающих людей, на которых напускалась порча, самые разнообразные яды, настойки и мази, волшебные палочки и волшебные иглы, ядовитых червей и насекомых, отравленный дух и пресловутый «дурной глаз». Попросту говоря инквизиция занималась всеми связанными с религией преступлениями, которые требовали церковного суда (только в 16-17 веках начали отдавать эти дела в светский суд), в том числе и ведьмовством. Эта концепция была также пересмотрена в XX веке. Продолжительность пыток и их суровость определяли исключительно судьи.
Еще недавно считалось, что число казненных составляет около 9 миллионов. А вот второе – единичные случаи. А вскоре мода на массовые расправы над ведьмами распространилась по всей Европе. Затем настала очередь их детей: двенадцатилетней, девятилетней и, наконец, даже самой младшей из сестер.
За это «гнусное преступление» они распорядились отрубить несчастной женщине голову, а тело ее зарыть под виселицей. Счастьем бывало для них, если «княжеской милостью» их предварительно удушали или обезглавливали. Грандиозная охота на ведьм, начавшись в Западной Германии, постепенно захватила восточные земли, а затем и Польшу. Епархия Вюрцбурга соперничала в жестокости преследования ведовства с епархией Бамберга.
Он был таинственным и загадочным. Во время него подавались не простые человеческие кушанья (как на обычных ведовских сборищах), но самые что ни на есть мерзкие: жареная человечина, рагу из ворон, отварные кроты и лягушки. Затем начиналась пляска, во время которой под оглушительные звуки флейт и барабанов участники сборища, непристойно корчась, прыгали спинами вперед до тех пор, пока ряды их не смыкались и тут начиналась самая разнузданная оргия. Православие не испытало того глубокого кризиса, который вылился на Западе в Реформацию и привел к долгой эпохе религиозных войн. 9 Тем не менее и в Русском царстве Кивельсон обнаружила сведения о 258 ведовских процессах, в ходе 106 из которых к обвиняемым применялись пытки (более жестокие, чем по другим делам, кроме связанных с государственной изменой). 10. За примерами далеко ходить не надо.
Авторами их были прежде всего лица духовного звания, как католики, так и протестанты. Тут даже самой наивной простушке должно было открыться, кто же стоит перед ней. А в 1714 году его преемник, «фельдфебель на троне» Фридрих Вильгельм I (1713-1740), выпустил эдикт, которым повелевал отныне направлять на его личное утверждение все приговоры по делам о ведьмах. сколько раз гостила на шабаше. понуждают людей к любви и соитию и несть числа проискам Дьявола».
Эти сведения выдавливались из них во время допросов с пристрастием, то бишь под пытками. Лишь несколько процессов над ведьмами было в Америке, самый известный пример— Салемские события 1692—1693 годов. В таких случаях следовало прежде всего ужесточить пытки и применять их до тех пор, пока обвиняемый не расскажет всей правды. При этой пытке нет сломанных позвонков, вывернутых лодыжек или раздробленных суставов. Он был скреплен высочайшим согласием аббата, добавившего к нему примечание: «Да свершится торжество справедливости». К тому же дети могли случайно проболтаться о чем-нибудь.
Однако несколько процессов над колдунами и ведьмами все же было в Штатах. Оставшиеся в живых подсчитывали своих мертвецов: в Бамберге, как и в Вюрцбурге, было уничтожено более 600 человек, а в Кельне свыше 1000. Люди вынуждены были признаться, что с развитием естественных наук многие «божественные истины» стали выглядеть чистейшими фантазиями. Так, в саксонском городе Кведлинбурге с населением в 12 тысяч человек за один только день 1589 года были сожжены 133 «ведьмы».
В 1320-1350 годах на костры в Каркасоне взошли 200 женщин, в Тулузе – более 400. КРОВАВЫЙ ОРЕЛ. Затем палач подносил к костру факел. По их настоянию его изгнали из проповедников и не допускали к причастию. Во многом это произошло под влиянием лекций ректора университета Галле, юриста и философа Христиана Томазия, доказывавшего, что учение о ведовстве основано не на древних традициях, как утверждали охотники на ведьм, а на суеверных указах римских пап начиная с буллы «Summis desiderantes affectibus».
Впервые об инквизиции как об учреждении говорилось на созванном папой Иннокентием III 4-м Латеранском соборе (1215), установившем особый процесс для преследования еретиков (per inquisitionem), достаточным основанием для которого объявлялись порочащие слухи. Речь идет о поиске на теле ведьмы или колдуна так называемой "печати дьявола".
Доносчику доставалось все ее имущество, палачам и судьям платили большое жалование. Кому нравятся задорные оппозиционеры, которые не стесняются в выражениях и клеймят действующую власть и своих оппонентов. Однако их вовсе не считали прислужниками зла.
Члены ее постоянно трясутся". Однако во второй половине XV века сопротивление инквизиции в Центральной и Западной Европе стало усиливаться и в конце концов она была вынуждена покинуть эти страны и перебраться в Испанию и Италию. Этот жестокий крестовый поход против катаров продолжался с 1209 по 1229 год. Дело ограничилось проведением отдельных процессов и непродолжительными вспышками этого безумия в начале и середине XVII века. В колдовстве обвиняли в основном женщин. Например, это запрет о пересмотре судебных дел о колдовстве. Историки связывают это с тем, что именно в этом историческом отрезке экономическая модель большинства стран западной Европы перестала быть эффективной, население стремительно беднело, социальное напряжение росло. Прусский правовед и философ Кристиан Томазий (1655-1728) был человеком, который на рубеже кровавого XVII и полного надежд XVIII века олицетворял победу разума над фанатиками и мракобесами. Европейская общественность беспомощно взирала на совершавшееся узаконенное убийство.
В ужасе люди бежали за пределы страны. Я убеждена, что хамство по отношению к людям с другим цветом кожи, национальностью и языком не может стать той путеводной звездой, за которой нужно устремиться в желании построить лучшее общество», – заключила Юферева. Сотни тысяч обвиненных в колдовстве или связи с дьяволом были тогда отправлены на костер. И тогда папа прибег к последнему средству – силе. Но подобные обвинения были делом редким. Авторами этих поистине роковых книг были большей частью сами инквизиторы: итальянцы, французы испанцы, немцы, как, например, Никола Жаке, чье полемическое сочинение «Бич еретиков», вышедшее в 1458 году, стало первым трактатом о ведьмах, наиболее полно отразившим одержимость ведовством. Палач мог взрезать мускулы жертвы, чтобы ускорить окончательный разрыв тканей.
Они неясны и ныне. Так в герцогстве Гессенском один из трибуналов возглавлял обычный солдат. Массовые процессы над ведьмами можно разделить на три этапа исходя из их интенсивности.
Подозреваемую сначала просто осматривали, а потом делали уколы специальной иглой. Триумфальное шествие христианства сопровождалось ожесточенной борьбой с языческими богами. Ведьм теперь обвиняли во всех катаклизмах и личных несчастьях.
Принято считать, что охоту на ведьм устроила инквизиция. Историки ставят под сомнение существование казни «Кровавый орел», однако упоминание о ней все же встречается в некоторых источниках. Приведем еще одну цитату: "Иногда на не изменившейся коже появляются ограниченные лепроматозные инфильтраты в дерме (бугорки) или в гиподерме (узлы), которые могут сливаться в более или менее мощные конгломераты. На следующий день, выслушав рассказы детей, члены комиссии выявили 70 ведьм.
Спустя три года (в 1320г. ) он послал инквизиторов в южнофранцузские епархии Тулузу и Каркассон, дабы «изгнать из дома Господня» всех колдунов, приказание, которое в 1326 году он распространил на все земли, находившиеся в ведении римско-католической Церкви. Ведьму узнавали по полету ножа с изображением креста, брошенного через нее. В 1704 году в сочинении под названием «Краткие тезисы о грехе колдовства» он вновь потребовал запретить ведовские процессы.
Приговор нельзя было опротестовать. И действительно, Реформация оказала огромное влияние на многие сферы жизни. Только за 18 лет деятельности главного испанского инквизитора Торквемады (15 в. ) было сожжено заживо более 10 тыс.
Самым большим лиходейством у ведьм, считался шабаш. Звали ее Анна Гельди. И далее: «Трех-четырехлетние дети заводят шашни с Дьяволом. Начало его было хорошим.
Это небольшие, не больше горошины, места кожи нечувствительные, бескровные и безжизненные. Правда, это совсем не означало, что они не найдут причины для назначения «мягкого» наказания и не будут применять пытки. Его поездка увенчалась успехом. Отправляли ведьм на казнь и обычные жители. Государство должно содействовать осуществлению этого «естественного права».
Если это случалось, процедура откладывалась, пока жертва не очнется. Но отдельные самосуды и линчевания продолжались еще более ста лет. Тем не менее и в Русском царстве Кивельсон обнаружила сведения о 258 ведовских процессах, в ходе 106 из которых к обвиняемым применялись пытки (более жестокие, чем по другим делам, кроме связанных с государственной изменой). Наиболее разумные князья уже давно поняли, что так дальше продолжаться не может.
Руководство партии могло бы прислушаться к супруге своего почетного председателя Арнольда Рюйтеля, госпоже Рюйтель, которая верно подметила, что Эстония должна помогать молодым людям из Африки получать хорошее образование, чтобы они могли поднять свою родину», – считает член Совета Союза гражданских объединений Сергей Метлев. Так же поступали германцы и кельты. Они были убеждены, что Бог – и это было главным их оправданием – не может допустить, чтобы «дьявольское отродье» своей клеветой несло горе невинным людям. Охота на ведьм была очень прибыльным занятием.
Кстати, в Испании иногда практиковалось сжигание чучела осужденного, а не самого человека. Тем не менее реакционерам не удалось остановить победное шествие этой книги. В статье 58-й «Каролины» говорится: «. После этого приговор был приведен в исполнение. Семя его, которое он мог извергать сколь угодно часто, также было ледяным.
Булла Папы Римского изданная им под влиянием Генриха Инститориса, стала основной причиной многовековой охоты на людей с магическим даром в христианских странах Европы. Целью всех этих гонений было одно – полное уничтожение ведовской секты. Включаясь (порой по абсолютно разным причинам) в «охоту на ведьм», все её участники объективно способствовали подавлению традиционной средневековой народной культуры— своеобразной «культурной революции», знаменующей наступление нового периода истории, пришедшего на смену средневековью. Считалось, что ведьмы не могут проливать слезы, «верный знак, предание о коем дошло до нас от мужей, заслуживающих доверия». Для этого пациенту завязывали глаза и вонзали в тело длинные иглы". Итак, в древности колдовство было делом обычным и не запрещенным.
Клеймо же дьявола можно скорее сравнить с родимым пятном. Количество животных могло достигать десятка. В 1809 году за отравление была повешена гадалка Мэри Бейтман, чьи жертвы обвиняли её в том, что она их околдовала. В них определялось отношение к возникшему подозрению, требования к свидетелям, рекомендовалось не забывать о добром имени обвиняемого, определялось, сколько времени его пытать и какие орудия должно при этом использовать. В средневековье было большое количество распознавательных методов в разоблачении ведьм, которые подозревались в связях с дьяволом.
Это было уделом немногих. Есть два основных вида таинственных знаков – дьявольское пятно и ведьмин знак. Когда же соглашение с Дьяволом заканчивалось подобным образом, он скреплял его еще и письменным документом. Женщина, которая не плачет даже под пытками, наверняка является ведьмой.
Особенно тяжело приходилось арестованным женщинам. Но, несмотря на все усилия, благочестивые убийства продолжались еще долго.
И только одно заболевание подходит под все приведенные выше симптомы. Участие в охоте на ведьм принимали как католики, так и протестанты. Итак, в существовании сделки с Дьяволом, шабашей и порчи никто уже не сомневался. Это мнение разделяли практически вce богословы и демонологи.
Чаще всего ведьм обвиняли в том, что они напускают хвори. И даже если сам колдун не сознает, что спутался с дьявольским отродьем, он тем не менее заключает своеобразную «молчаливую сделку с Дьяволом» и, следовательно, повинен в ереси и подлежит суду инквизиции, равно как и тот, кто пошел на это сознательно. Но свирепствовала не только инквизиция. Для этого в замерзшей реке делали прорубь. Однако своего апогея этот церковный институт достиг лишь в конце XV века, а именно в 1478 году (то есть на излете эпохи Средневековья и в начале Нового времени). Но «ведьминский епископ» Иоганн Георг II с помощью своего главного викария, викарного епископа Фридриха Фернера, а также при поддержке светского совета докторов права добился лучших результатов.
Они обвинялись в том, что уговорили три сотни детей полететь в Блокулу. Один только Бог правит миром. Это трудно отрицать, но следует отметить, что не только она. Это привело к тому, что население деревень и городов стало подвластно местным правителям. С мольбами о помощи обращались они к императору и папе Римскому.
Поскольку использование «Трона» не оставляло неустранимых следов на теле жертвы, то оно очень подходило для длительного использования. Это лепра или проказа, – и сегодня один из самых страшных недугов, а в Средневековье – настоящий бич Божий. 5 декабря 1484 года папа Иннокентий VIII (1484-1492) выпустил так называемую «Буллу о ведовстве» («Summis desiderantes affectibus» – «Всеми помыслами души»).
Это существенно ограничило права охотников за ведьмами в пределах Пруссии. Когда представители власти расходились по домам, слуги смотрели за огнем, до тех пор, пока от «костра ведьм» остался один пепел. Их кожа покрыта какими-то пятнами.
Процедура была описана в материалах одного из судебных разбирательств в Тироле. Обвиняемой в ведовстве связывали большие пальцы ног и рук между собой и натягивали в область поясницы, так, чтобы она была как вроде сидящей с подогнутыми коленями. Так было в 1321 году в южнофранцузском городе Памье, в 1335-м в соседней Тулузе, с 1340 в Новаре (Верхняя Италия) и около 1360 года в Комо.
Передача подобных дел из церковных судов в ведение светских имела одно важное следствие, повлиявшее на распространение одержимости ведовством: отныне все зависело от отношения правителя той или иной страны к демонологии и от того, как он оценивал опасности, которые могло навлечь на его страну «проклятое ведьмино отродье». Дыба-подвес. Не примеченный ни епископами, ни священниками, распространял он свои еретические учения: учил, что не надо соблюдать заповеди и устраивать пышные богослужения, а должно вести простую богобоязненную жизнь и говорить решительное «нет» греху, богатству, насилию над другими. Именно это и произошло в те тяжелые времена. Подобно кемптенской ведьме, обвиняемая была служанкой.
Многие инквизиторы были отнюдь не добрыми и разумными, а суеверными и фанатичными людьми, видевшими во всем угрозу христианской вере и потому с особой строгостью преследовавшими «сатанинское ведьмино отродье». Те же, кому посчастливилось избежать доноса, тоже пребывали в страхе ибо в любую минуту могли быть обвинены по чьему-либо свидетельству (некто мог припомнить своих так называемых сообщников под пытками). Считалось, что он обладал очень большим и холодным как лед детородным органом. Счастьем бывало для них, если «княжеской милостью» их предварительно удушали или обезглавливали. До судебного разбирательства защитники не допускались. Этих ведьм сжигали на кострах. С 1532 года на территории Германии действовали положения так называемой «Каролины».
Часто при помощи обвинений в колдовстве и доносах люди находили способ избавиться от своих конкурентов: врачи устраняли своих соперниц – более успешных деревенских врачевателей, девушки доносили на своих более красивых сожительниц и т. д. В том же, что в принципе это возможно, не сомневался никто. Колесование.
В германской средневековой мифологии Вальпургиева ночь с 30 апреля на 1 мая (День Святой Вальпургии, отсюда и название) – время ежегодного шабаша ведьм, которые слетались на метлах и вилах на гору Броккен и собирались вокруг сатаны. Инквизиторы считали такое пятно несомненным свидетельством связи с Дьяволом. Увеличивались знания в области медицины, а значит, теперь многие странности человеческого организма объясняли научно, а не кидали за них в костер. Эту «донаучную» картину мира дополняла вера в колдунов и колдовство.
Вскоре юношу казнили. Мергу Бин сожгли. Известны на весь мир события в Салеме 17 века, в результате которых было повешено 19 человек, один человек был раздавлен каменными плитами и около 200 человек было приговорено к тюремному заключению. «Книжная» культура образованных слоёв стала казаться представителям элиты позднесредневекового общества единственно возможной и допустимой, тогда как культуру простого народа они всё больше начинают воспринимать в качестве антикультуры.
События в Салеме неоднократно пытались обосновать с научной точки зрения, выдвигаются разнообразные версии, каждая из которых может оказаться правдивой — истерия, отравление или энцефалит у «бесноватых» детей и многое другое. Однако случай Здунк не вписывается в обычную практику ведовских дел, поскольку она была казнена путём сожжения за колдовство в стране, в которой колдовство уже не являлось уголовным преступлением и подобный вид казни также уже не использовался (есть предположения, что Здунк была повешена и потом публично кремирована). «Верно, погибло уже полгорода, – писал в письме потрясенный очевидец. Суды над ведьмами закончились лишь со смертью самого аббата в 1605 году. Это существенно ограничило права охотников за ведьмами и вскоре в Пруссии перестали полыхать костры. Особенно массовыми суды над ведьмами были на территориях, затронутых Реформацией.
Сжигают студентов и юношей благородных кровей в возрасте девяти-четырнадцати лет». В лютеранских и кальвинистских государствах появились собственные, даже более суровые, чем католические, законы о колдовстве (например, был отменён пересмотр судебных дел). Не все приговоры были смертными, все зависело от тяжести преступления. В 1630 году успели казнить еще 24 человека, но в 1631 году ни одной казни уже не было. Наверно, самое гуманное из всего вышеизложенного. Они иногда образуют красные или черные пятна, но редко. Одновременно в Австрии императрица Мария Терезия установила контроль за ведовскими делами, чему также в определенной мере поспособствовала «вампирская паника» 1720 – 1730-х годов в Сербии.
Соответствующие местные законы определяли, на что следовало обращать внимание. Вот таким образом прежде всего обращались к испытанию иглой. Эта опасность подстерегает нас повсюду и должна послужить нам предостережением. С 1231 по 1235 папа Григорий IX рядом постановлений передал функции по преследованию ересей, ранее исполнявшиеся епископами, специальным уполномоченным — инквизиторам (первоначально назначавшимся из числа доминиканцев, а затем и францисканцев). Ведь, если позволить этой «непререкаемой истине» воцариться, придет час, когда свою истинность она станет утверждать силой и страхом.
Нередко такое, лишенное чувствительности место действительно находили на теле". Церковь с недоверием относилась к этим тайным обрядам. Нередко развивается хронический фарингит, поражение гортани приводит к охриплости".
Преследование колдунов со стороны инквизиции началось в первой половине XIV века. А испугались они того, с чем боролось христианство более тысячи лет и что стало вновь появляться с эпохой Возрождения (Ренессанса): с магией. Лютер был сторонником сурового наказания для ведьм и колдунов, следуя, подобно своим католическим противникам, Ветхому Завету: «Ворожеи не оставляй в живых» (Исх. В 1811 году в Рёсселе была осуждена Барбара Здунк, официально казненная за поджог (в 1806 году Рёссель был опустошен пожаром). Волна эпидемий и неурожаев лишь усугубила ситуацию. культура масс (необразованных слоёв населения) и культура элиты слишком далеко между собой разошлись.
Так, значительную роль в развитии демонологии сыграли работы Фомы Аквинского2. Чтобы выстоять в этой борьбе, нужно было четко представлять себе своих врагов. Для этого он расцарапывал руку соблазненной им женщины и заставлял ее подписать приготовленный заранее договор собственной кровью. Во многом это произошло под влиянием лекций ректора университета Галле, юриста и философа Христиана Томазия, доказывавшего, что учение о ведовстве основано не на древних традициях, как утверждали охотники на ведьм, а на суеверных указах римских пап начиная с буллы «Summis desiderantes affectibus». Нехристиан обязывали принять крещение, в случае отказа их ждали более тяжелые наказания.
К третьей группе освобожденных принадлежали те, кого изгоняли из родных мест. Однако фанатиков-судей больше всего тревожило то, что эти отринутые Богом колдуны и колдуньи, по всей видимости, творили свои злодеяния не поодиночке, а объединившись в некую «ведовскую секту», созданную и направляемую самим Дьяволом, адскую рать, объявившую войну христианской Церкви. Собственно, будучи в оппозиции можно не ограничивать себя ни в словах, ни в обещаниях. Трактаты о ведьмах XV века порой разнились между собой в деталях. Например, Кальвин предложил делать костры из сырых дров, что делало казнь более продолжительной.
Но для этого закон и правосудие должны следовать не неким «божественным заповедям», а принципам разума и целесообразности. Свое мнение на этот счет высказала и старейшина Ласнамяэ Мария Юферева. Вел его инквизитор, бывший одновременно и судьей и обвинителем.
Эти данные явно завышены. Однако множество колдунов втайне соблюдали древние обряды.
В XVI-XVII веке была сильная охота на ведьм. Более того, чтобы дать церковному трибуналу возможность вести следствие, на суде два свидетеля (бывшие в одном месте в одно время и слышавшие одинаковое из уст обвиняемого) должны были дать показания: если возникало противоречие, обвинение разваливалось. Особый интерес представляют воззрения исследователей, работающих в направлении поиска связи между развитием демонологии— идейной базы развернувшейся в переходный от средневековья к новому времени период «охоты на ведьм»— и средневековой народной культурой.
Охрана колыбели или пытка бдением. На немецкой земле последний смертный приговор по делу о ведовстве был вынесен верховным судом Кемптенского аббатства (в 50 км к северо-востоку от Боденского озера). Нужно отметить, что одновременно с этой пыткой заключенных пытали также водой и каленым железом. Уже на третьем костре среди пяти женщин оказался мужчина, первый, но не последний.
Но и в католических государствах Германии охота на ведьм была в это время не менее жестокой, особенно в Трире, Бамберге, Майнце и Вюрцбурге. Так в герцогстве Гессенском один из трибуналов возглавлял обычный солдат. На одиннадцатом костре впервые было казнено лицо духовного звания.
Вот таким образом нередко обвиненных в колдовстве испытывали взвешиванием. Сожжение ведьмы было крупным общественным событием. Религия – частное дело человека и не следует мешать ее с законодательством. По утверждению А. Я. Гуревича: «необходимо признать, что историками не предложено удовлетворительного объяснения этого глубокого и длительного социально-религиозного и психологического кризиса, который имел место преимущественно в эпоху Возрождения»14.
Из названия видно, что имел в виду автор: все эти мерзкие выдумки о ведьмах внушил людям сам Дьявол именно затем, чтобы они учинили ведовские процессы, эту «бойню невинных», преступив тем самым заповеди милосердного Господа. Признание «охоты на ведьм» выражением объективного процесса борьбы двух культур во многом примиряет различные варианты объяснения причин развернувшейся на исходе средневековья демономании. Перебираться в Европу их заставил случай эпидемиолога Томаса Батлера. Восточная Европа почти не испытала охоты на ведьм.
Подобными лжеучениями смутил он сердца простых людей и способствовал отходу их от Церкви. Однако на этом охота на ведьм не кончилась, вести ведовские процессы стали светские суды. Вспышка преследований ведьм в Море (Далекарлия) – один из наиболее поразительных случаев в истории колдовства, закончившийся сожжением 85 человек.
Лишь к середине XVIII века судебные процессы в отношении ведьм прекратились. Обычно же ведьм сжигали заживо, как требовала статья 109-я «Каролины»: «Всякому, учинившему ворожбой своей людям вред и убытки, надлежит наказану быть смертью и кару эту должно свершить огнем». Мария Юферева отметила, что не хочет, чтобы эстонская молодежь жила в обществе, где расизми национализмсчитаются нормальным явлением, чтобы нас всех пугали крайностями в стиле «только мы знаем, как правильно поступать». Но в целом вырисовывался сходный образ «проклятого ведьминого отродья и его преступных деяний». Многие авторы (например, Я. Канторович и Н. Сперанский) упоминают о том, что ведьмы содержались в особых, отдельных тюрьмах.
Если подозреваемая не чувствовала при этом боли или у нее не выступала кровь, считалось доказанным, что пятно это и впрямь «ведьмина отметина». Безошибочным способом распознать ведьму считалось также «испытание плачем». В «Молоте ведьм» это испытание рекомендовалось судьям как особо надежное. Народная (бытовая) магия не была страшна: подумаешь, если человек кроличью лапку носит на шее «на удачу», если так предки научили. Таким образом, реальное число казненных могло быть гораздо выше 100 тысяч человек.
Сколь ни впечатляющими были эти аргументы, заметных перемен они не принесли, равно как и книга доктора Вира «О демоническом наваждении», вышедшая на полстолетия раньше. Смертные приговоры вынесены только 775 обвиняемым. Епископ Бамбергский скончался в 1632 году. Не опрокидывали ли горшок, наводя иней, чтобы погубить под ним растения и плоды.
Они могут наслать даже проказу и эпилепсию, что подтверждается учеными". После того как Сатане представляли новых членов секты, начиналось пиршество. Я не могу сказать, что произошло с Мартом (по дороге домой мы выпили несколько бутылок пива), но Март сказал, что пойдет и настучит Энтони по голове. Однако случай Здунк не вписывается в обычную практику ведовских дел, поскольку она была казнена путем сожжения за колдовство в стране, в которой колдовство уже не являлось уголовным преступлением и подобный вид казни также уже не использовался (есть предположения, что Здунк была повешена и потом публично кремирована). В таком толковании закона укреплял судей и «Молот ведьм» ибо авторы советовали обходить запрет на повторное применение пыток, называя его просто «продолжением».
Мы осматривали достопримечательности. Он, верховный пастырь всех христиан, призывает всех облеченных властью решительно поддерживать «возлюбленных сынов» Инститориса и Шпренгера в деле разоблачения и искоренения дьявольского заговора. Задумаемся еще раз об этой дате – 1782 год.
Однако этот мужественный человек не испугался. Женщину осудили на «смерть от меча». Наконец в сопровождении палача на тележках привозили связанных ведьм и колдунов. Строго говоря, особый церковный суд католической церкви под названием «инквизиция» возник в 1215 году, то есть действительно в эпоху Высокого Средневековья. На протяжении XV века представление о «дьявольских ведовских сектах» изложенное Иоганном Нидером в «Муравейнике», пополнилось рядом других трактатов о ведьмах.
Ванини и др. ). Стоило ведьмам втереть животным волшебную мазь и тех мог разбить паралич. Приведем цифры.
Однако, после начала массовой истерии, голоса протеста стали затихать. Правда, она не учитывала то, что слуг дьявола вовсю жгли и в протестантских странах: жертвой мог стать каждый, независимо от социального положения и религиозных воззрений. Разумеется, подобное первому примеру было явлением массовым. Солома и лужи на полу кишели мышами, крысами и насекомыми. Для этого достаточно было её «демонизировать».
Однако к протесту Вира отважились присоединиться и другие. «Ведьма» Анна Гельди умерла не в эпоху «мрачного Средневековья», а во времена Канта, Гете, Шиллера, Моцарта и Бетховена. Вторая была разработана на случай казни. И если она не отвергала его услуги, то навеки теряла свою душу. Большинство из них, однако, просуществовало недолго, но две превратились в могучие реформаторские движения: секта катаров (то есть «чистых» отсюда происходит немецкое слово «Ketzer» – еретик) и секта вальденсов, названная по имени ее основателя Пьера Вальдо.
Аргументы знаменитого ученого вызвали огромный интерес далеко за пределами Пруссии. Но на этом дело не заканчивалось. Аутодафе). Под пытками заключенная, томившаяся в цепях в тюремной камере, призналась в том, что хотели от нее услышать.
Потом начинался торжественный ритуал, в котором проповедник предостерегал собравшихся людей, от коварства дьявола. Ибо даже самое невинное колдовство, по словам знаменитого богослова Фомы Аквинского (1225 – 1274), есть та самая «сделка с Дьяволом», о которой говорил Августин. Называлась она «О демоническом наваждении».
Особенно свирепствовала инквизиция в Испании (где с конца 15 в. она была тесно связана с королевской властью). За год она использовалась для казни 41 человек, включая детей до пяти лет. У кого находят отклик высказывания Хельме.
После того как официальные лица расходились по домам, слуги продолжали поддерживать огонь до тех пор, пока от «ведьминого костра» не оставался один пепел. Почему же это произошло. Если чародей был повинен в смерти человека, его убивали (как правило, сжигали). Ведь неслучайно огромная роль в проведении ведовских процессов принадлежала врачам.
Стерн имел особое пристрастие к поиску дьявольских отметин. Однако если она заплакала, то никак не может считаться невиновной ибо «пути Господни неисповедимы» и к тому же плачет-то она под пытками. Но горе тем колдунам, на которых падало подозрение в злоупотреблении своим владычеством. В XV веке она охватила север Франции и Швейцарию.
Демоны также учат их вызывать бури, грозы и град. Обычно процедура была разделена на две фазы, обе достаточно болезненные. Сжигали студентов и мальчиков благородного происхождения 9— 14 лет. Чтобы в этом женщина призналась, ее подвергали страшным пыткам. Нередко к нотам жертвы привязывали дополнительный груз, а тело рвали щипцами, такими как, например, «ведьмин паук», чтобы сделать пытку менее мягкой. Отрешимся от фантастических деталей, вроде пылающего злобой дьявола, клеймящего собственной рукой (или иной конечностью) своих приверженцев, а признаем наличие на теле человека каких-либо специфических отметин.
Однако, по их мнению, охотники за ведьмами безмерно преувеличивали эту опасность. Обе эти страны были центром развернувшейся в Европе охоты на ведьм. Часто они находятся на глазных веках, на спине, на груди, а иногда, но редко, они меняют место". Влияние этой книги было огромно. Преследовали и наказывали лишь тех, кто нанес своими чарами какой-либо вред. Но на практике положения эти не соблюдались по следующей причине: сделка с Дьяволом, шабаш и другие мерзкие преступления, творимые ведьмами по наущению Дьявола, наносили такое оскорбление Господу и были так опасны для окружающих, что здесь позволительно было говорить о «преступлениях исключительных». Жертвой его стала служанка Анна Мария Швегель.
каким образом, как часто она отдавалась ему. Немного истории. Инквизиция (от лат. Считалось, что Дьявол метит своим знаком всякую спутавшуюся с ним ведьму.
Вполне ожидаемо, что пострадавшими оказались американские мусульмане. Я был в Лондоне вместе с Мартом Хельме, с которым учился в университете. Жертва не только задыхалась под водой, но и покрывалась льдом на морозном воздухе. По словам палача Ипполито Марсили, введение этой пытки явилось переломным моментом в истории пыток. Таким образом, первыми судьями были лица духовного звания. Это учение касалось также и суеверий, бытовавших среди простолюдинов.
По словам французского историка Робера Мюшембле прекращение гонений на ведьм в конце XVII в. можно объяснить тем, что основа, на которой произрастала вера в ведовство, – традиционная народная культура – была, по сути дела, уже уничтожена18. Популярное время года для этой пытки – поздняя осень или зима. Напротив. Среди новых обвиненных была одна очень уважаемая семья. Ведь, если его признавали виновным в «нанесении порчи колдовством», кара была суровой.
После этого палач поджигал костер. Но это продолжалось недолго. Сегодня слово «Реформация» напоминает нам о победе разума над мракобесием Средневековья и об освобождении: освобождении от устаревших догм и обычаев, от косного образа мыслей.
Имена свидетелей сохранялись в тайне. Потом принялись за учеников и студентов. Это еще один способ казни, связанный с водой, только, в отличие от предыдущего, здесь использовался кипяток.
Ведь в ней отчетливо прослеживается путь общества к массовому помешательству: зарождение веры, затем провозглашение ее «непререкаемой истиной» и, наконец, насилие во имя этой истины, преследование или полное истребление действительных или мнимых врагов. Богословы эпохи раннего христианства, прежде всего знаменитый епископ Гиппонский Августин Блаженный (354-430 годы), создали образы этих врагов, объявив языческих богов ужасными демонами и строго запретив общение с ними. На рубеже XII — XIII столетий секта катаров выросла в могучую организацию. Обычно же ведьм сжигали заживо, как требовала статья 109-я «Каролины» : «Всякому, учинившему ворожбой своей людям вред и убытки, надлежит наказану быть смертью и кару эту должно свершить огнем». Последние подробные исследования, проведенные в различных регионах, подтверждают эти предположения. В Силезии (сейчас это территории Польши, Германии и Чехии) в 17 веке была возведена специальная печь для сожжения ведьм. В 1684 году (за 7 лет до выхода книги Беккера) он приказал арестовать графа и пожизненно заточить в тюрьму за эти беззаконные процессы.
Несмотря на то, что упоминание о ведьмах и колдунах содержалось ещё в раннехристиаских трактатах, до XIII века вера в колдовство считалась «языческим суеверием» и, в отдельных случаях, наказывалась, например — церковным покаянием2. Не лепили ли градины из воды и каменьев.
Одним из первых известных случаев стала казнь ведьмы в 1128 году во Фландрии. А «исключительные» преступления оправдывали и любое исключение из правил.
И вместе со своими присяжными заседателями (простыми крестьянами) он обрекал людей на сожжение по малейшему поводу. Согласно дошедшим до нас актам судебных процессов, всякая встреча ведьм с их адскими возлюбленными или же самим Дьяволом сопровождалась кутежами и утехами. Гораздо сильнее пострадала Шотландия, где одержимый ведовством король Яков VI (впоследствии английский король Яков I) опубликовал собственный трактат о ведьмах. В то время как одержимость ведовством охватила центр Европы, распространяясь оттуда на север, запад, восток и юго-восток, гонения в Испании и Италии постепенно пошли на убыль. Вспомним еще раз историю охоты на ведьм.
Но эти немногие могли вызывать добрых и злых духов, принуждать их служить себе, добиваясь с их помощью необычайной власти – власти колдовской. Конечно, от такой власти веяло чем-то зловещим. Этот метод наказания применялся жителями скандинавских стран в эпоху раннего Средневековья. Сам бургомистр и члены ратуши вскоре последовали за ними. С помощью него к смерти приговаривали врагов и пленных воинов. Первый значительный труд такого рода, «Муравейник» («Formicarius»), созданный в 1437 году доминиканским аббатом Иоганном Нидером, опирался среди прочего на результаты ведовского процесса, которым около 1400 года завершилась охота на ведьм в Бернских Альпах.
Это в корне изменило положение дел. На этот вопрос пока нет совершенно уверенного ответа.
Это существенно ограничило права охотников за ведьмами в пределах Пруссии. И словно в подтверждение, в 1540 году в Виттенберге, «столице Реформации», с особой жестокостью сожгли ведьму и трех колдунов. Постепенно суды над ведьмами были запрещены законодательно. 1617 год был особенно тяжел – 102 казненных. Не вызывали ли они, например, грозу ударами кнута по воде.
В октябре 1517 года монах доктор Мартин Лютер (1483 – 1546) выступил в Виттенбергском университете со своими 95 тезисами против индульгенций. Фридрих II при вступлении на престол отменил пытки (1740).
Издалека стекался народ к месту казни. Он имел самые серьезные последствия как для побежденных, так и для победителей. Среди этих методов, был так называемый метод «купание ведьм». Это, несомненно, наиболее распространенная пытка.
Зачастую их заключение решало участь несчастной ведьмы". Как уже говорилось ранее, одержимость ведовством зародилась в Южной Франции и Северной Италии. Ведовские процессы основывались на методах инквизиции.
Лишь через несколько лет к ослепленным яростью епископам стал возвращаться разум. Впрочем, некоторые из них вызывали у него сомнение, например, шабаш и полет ведьм. И вместе со своими присяжными заседателями (простыми крестьянами) он обрекал людей на сожжение по малейшему поводу. Лишь через несколько дней непрекращающихся испытаний в камере пыток, ей сказали о полном признании ее матери.
Но его вмешательство в итоге привело к тому, что его самого обвинили в сочувствии ведьмам. Кожа под ними жирная, может отличаться шелушением, чувствительность вначале нормальная, позднее расстраивается и понижается в различной степени". На четвертом костре погибла жена бургомистра, а на пятом – жена одного из членов ратуши. Развернутые концепции о демонических силах и людях, которых эти силы соблазнили стали появятся только в эпоху «Высокого средневековья»2. XVIII век, век Просвещения, положил конец охоте на ведьм. В ряде европейских государств (Германии, Франции и др. ) были учреждены инквизиционные трибуналы, которым поручалось расследование дел об еретиках, вынесение и исполнение приговоров.
Жертв тщательно осмотрели в поисках дьявольской отметины, что для женщин было особенно унизительно, так как эти отметины обыкновенно искали на гениталиях. Когда суд вынес ей смертный приговор, по всей Европе поднялась буря негодования. В Пруссии король Фридрих II Великий запретил пытки уже в год своей коронации (1740). Здесь Лютер был привержен старым бредовым идеям. Одним из наиболее известных был голландский врач доктор Иоганнес Вир (1515 – 1588).
В Швеции самый известный процесс по обвинению в ведовстве состоялся в 1669 году. Скорее можно говорить о локальных и ограниченных во времени вспышках охоты на ведьм. После Тридцатилетней войны (1618 – 1648), отмеченной жестокостями и политическими потрясениями, в мировоззрении правящих кругов стран Западной Европы наметились глубокие перемены. Рядом с этим охота на ведьм уже не казалась столь существенной.
Святая инквизиция — это общее название целого ряда организаций католической церкви. Опираясь на доносы, во многих случаях на судебных процессах в качестве свидетелей были призваны даже дети, душевнобольные и преступники. Косвенным доказательством моей версии служит и характер ведовских процессов (ведь не зря в литературе им посвященной, они именуются эпидемиями). Другим испытанием был поиск «ведьминой отметины». Боль была настолько сильной, что зачастую обвиняемая теряла сознание.
Несмотря на это, Дьявол считался бесплодным. проводить ли допрос с пристрастием (то есть под пытками), смотря по подозрению, часто, долго или коротко, сурово или не слишком, решать доверено судье доброму и разумному». против различных групп еретиков нередко выдвигали обвинения в связях с дьяволом4. Но, пожалуй, самым распространенным оставалось испытание водой. Папа издал чрезвычайно жестокие указы. Проезжать мимо зрителей на казнь, было нелегким испытанием, ведь народ не упускал возможности поиздеваться и посмеяться над осужденными ведьмами, ехавшими в свой последний путь.
22, 18). Та же участь постигла невинных людей в швейцарском кантоне Цуг (1737-1738), в вюртембергском монастыре Мархталь (1746-1747) и в архиепископстве Вюрцбургском (1749). Такое подозрение могло быть для колдуна очень опасным. Многое в публикуемой статье может показаться неожиданным. Ведь, по мнению охотников за ведьмами, члены дьявольской секты регулярно встречались друг с другом на игрищах или шабашах, а потому должны были знать, кто еще из живших неподалеку был с ними заодно. С их помощью можно было заглянуть в прошлое или в будущее.
Двумя последними княжествами правили два двоюродных брата, особенно прославившихся своими зверствами: епископ Филипп Адольф фон Эренберг (16231631), который сжег 900 ведьм и «ведьмин епископ» Готфрид Иоганн Георг II Фукс фон Дорнхайм (16231633), который сжег 600 человек по самым скромным подсчетам. Семейные праздники и публичные зрелища были для них исключены. Однако поначалу охотники за ведьмами натолкнулись в Германии на серьезное сопротивление. Иногда пытки длились сутками.
и так далее. Некоторые исследователи вслед за Д. Фрэзером, полагали, что миф о ведьмах в той или иной мере опирался на реальность и на протяжении всего средневековья в Западной Европе действовали тайные языческие организации приверженцев культа плодородия, поклонниц «рогатого бога», которые хранили старую языческую мудрость. Так же редко они отмечены углублением кожи. Еще и поныне об этом напоминает название внезапной боли в пояснице: «ведьмин прострел». Восточная Европа почти не испытала охоты на ведьм. Одной из первых жертв аббата стала Мерга Бин.
25 августа состоялась массовая казнь осужденных. Сначала ведовские процессы проводила инквизиция. Похожие обвинения посыпались одно за другим.
В 16 в. И. стала одним из основных орудий контрреформации. В лютеранских и кальвинистских государствах появились собственные, даже более суровые, чем католические, законы о колдовстве (например, был отменён пересмотр судебных дел). Куда страшнее обстояли дела с протестантскими (а не католическими) странами, то есть с теми, которые оказались затронуты церковной Реформацией.
У судей всегда находились веские доводы по поводу любых возникающих сомнений: ведь сделка с Дьяволом суть «преступление исключительное», а в таких делах достаточно одних только слухов. Обвиняя ведьм и колдунов в «нанесении порчи колдовством по наущению Дьявола» им приписывали самые мерзкие преступления. В 1811 году в Рёсселе была осуждена Барбара Здунк, официально казненная за поджог (в 1806 году Рёссель был опустошен пожаром). Это тоже неслучайно. Появились даже свои рекордсмены по казням.
В Англии одним из самых известных охотников за ведьмами был Мэтью Хопкинс. Они опускались и кончали свою жизнь где-нибудь в грязи и нищете.
Правда, пользы от этого им все равно было бы немного. Заговора, целью которого было ни больше ни меньше как истребление христианской веры. И наконец, он оставлял на ее теле «дьявольскую отметину» – маленькое темное пятно, которое было абсолютно бесчувственным.
В Библии говорится о существовании Дьявола. В архивах Верховного суда инквизиции в Испании хранится чуть менее 50 тысяч досье. В отличие от таких нередких ночных сборищ шабаш носил характер праздничной сатанинской мессы. Наконец привозили на тележках связанных колдунов и лесных ведьм в сопровождении палачей.
.