Моя обязанность и долг перед Богом охранять народ и казнить злодеев». Главная толпа стрельцов оцепила дворец, требуя выдать Нарышкиных. Но Михаил Юрьевич Долгорукий испортил дело.
Это я должен здесь лечь». На этом человеческий поток иссякает, дальнейшего пути ему нет. Суриков гениально показал все состояния людей в смертный час. Старшему из них, Ивану, было лишь 23 года, а он уже носил сан боярина и оружничего. Никита воскликнул: «не о грамматике пришли мы с тобой толковать, а о церковном догмате. » Ему стал отвечать холмогорский архиепископ Афанасий. Проснешься и обрадуешься.
Высланное боярами войско встретилось со стрельцами 17 июня у Воскресенского монастыря. Толпа бунтующих стрельцов ворвалась во дворец и принялась искать свои жертвы. А я ведь это всё – и кровь и казни в себе переживал. Там разносились и нелепые слухи насчет Нарышкиных. Художник картины «Утро стрелецкой казни» отошел от исторических фактов, но передал ужас смерти и противостояния двух миров.
Оба отряда, осенив себя бесчисленное множество раз крестным знамением, начали сраженье. И на другой день ево ж, князь Юрья, мертвого изрубили в мелкие части. Сами стрельцы вот таким образом боялись наказания в будущем, когда правительство усилится и найдет помимо них опору в обществе и внешнюю силу.
Боялся я ночей. Царевна снова грозила покинуть Москву вместе с государями. Когда Савва Романов прочел из неё в Титовом, а потом и других полках указания на «погрешности» исправленных при Никоне книг, стрельцы решили «постоять за старую веру и кровь свою пролить за Христа света». – кричали стрельцы.
Для него вся эта толпа – заклятые враги. Но уже 30 апреля ко дворцу явилась толпа с челобитными от шестнадцати стрелецких полков и одного солдатского и с угрозами требовали подвергнуть правежу полковников, чтобы те выплатили должные стрельцам деньги. В феврале пригревало солнышко, а в марте снова грянули холода. Они не проходили на Красной площади, как это изображает картина Сурикова «Утро стрелецкой казни». Оттуда эта человеческая масса (совсем не безликая – там и стрельцы и солдаты и просто горожане) медленно сползает вниз, чтобы затем растечься во всю ширь там, где изображены главные герои полотна – приговоренные к смерти стрельцы и затем как бы сходит на нет в фигурах сидящих на земле двух старых женщин.
иначе говоря, процитированное выше описание Корба в сочетании с впечатлением от свечи на фоне белой рубашки замкнуло в сознании художника звенья «цепи», дало ключевой образ картины: живые, но уже мёртвые. Раскольничьи старцы имея худые, постные лица и клобуки старого покроя, производили впечатление на народ и вызывали нелестные замечания о тучности государственного, «никонианского» духовенства. Наталья не спешила твёрдо брать власть в свои руки, надеясь на правительственное искусство своего родственника, Артамона Матвеева, который некогда и устроил её брак с Алексеем Михайловичем.
Однако перед самым отъездом в Москве чуть было вновь не вспыхнул стрелецкий бунт. свечу, в отчаянии низко опустила голову. Четыре полка стрельцов были отправлены в недавно отбитый у турок Азов. Картина «Утро стрелецкой казни» была первым большим полотном Сурикова на тему русской истории. История создания картины «Утро стрелецкой казни» начинается с того момента, когда проездом в Петербург (в 1869 году) В. Суриков на один день остановился в Москве.
От Милославской же Алексей Михайлович имел и нескольких царевен-дочерей. Особенно искали стрельцы ненавистного Милославским Ив. В. Суриков сознательно отказался от зрелища бойни, того грубого эффекта, который мог бы заслонить истинной смысл этой трагедии. Его воля повернет Россию на новый путь, который откроет ей широкие горизонты. Бояре выгнали их из Москвы лишь с помощью Семеновского полка. Несколько бояр из клана Нарышкиных были прямо в церкви изрублены на куски (в числе погибших были Долгоруков, Матвеев, Ромодановский, Языков, то есть родственники и отцы будущих сподвижников Петра Великого).
Долгая разлука стрельцов с семьями было нарушением традиции13, согласно которой стрельцы служили вдали Москвы только летом, а на зиму возвращались в столицу. Через некоторое время, на смену им, послали другие шесть полков. Она стала именовать себя «великая государыня, благоверная царевна и великая княжна Софья Алексеевна». Он усмирил последние остатки стрелецкого бунта. Земского собора со всей России в столицу не созывали. Имеются описания обеих казней, но художник объединил их в один сюжет изменил и по-своему осмыслил многие подробности. Действие в картине «Утро стрелецкой казни» совершается на Красной площади, на фоне кремлевских башен и собора Василия Блаженного.
В композиции «Утра стрелецкой казни» есть скрытые соответствия с архитектурой Василия Блаженного. В результате получился образ человека с несгибаемой волей. Репин выискал натуру для Сурикова.
В 1698 произошёл новый стрелецкий бунт. Несмотря на жестокое гонение, русский «раскол» укоренялся и множился. Они объявляли боярских холопов свободными, стараясь привлечь их на свою сторону. Боялся я ночей. На землю брошены уже ненужные кафтан и колпак, чуть тлеет фитилёк свечи, выпавшей из рук.
Его руки связаны, ноги забиты в колодки, но он не смирился со своей участью. Софья приказала читать челобитную, которую принесли раскольники. Потом Жукова сказала, что возвела оговор напрасно. Не было там священника, чтобы преподать духовную помощь, как будто бы осуждённые не были достойны этого религиозного обряда, однако ж каждый из них держал в руках восковую свечу, чтобы не умирать без освящения и креста». Ему сообщили, что стрелецкие полки опять взбунтовались и хотят схватить его.
Рядом с ней кричит охваченная страхом маленькая девочка в красном платочке. В ходе короткого следствия были повешены 56 «заводчиков» бунта, ещё две сотни – биты кнутом и сосланы. Всё была у меня мысль, чтобы зрителя не потревожить.
В руках он сжимает свечу с взметнувшимся языком пламени. – В Бузимове мне вольно было жить, – вспоминал Суриков. Посмотришь на картину: Слава Богу, никакого ужаса в ней нет. При взгляде на картину кажется, что ее наполняет неисчислимая толпа. Доктор убежал из Немецкой слободы и скрылся в Марьиной роще.
Досталось и приближённым царевны Софьи. Он, как позировал, спрашивал: «Что, мне голову рубить будут, что ли. » А меня чувство деликатности останавливало говорить тем, с кого я писал, что я казнь пишу». Иван Желябужский сообщает в своих «Записях», что во время переговоров стрельцы кланялись Гордону и говорили, «мы де идем к Москве милости просить о своих нуждах, а не драться и не биться». Крепко зажатая, как нож, свеча в его руке бросает красноватые отблески на смуглое лицо с огромными горящими глазами, хищным носом и широко вырезанными ноздрями. Иконы льняным маслом натирали, а ризы серебряные мелом.
«Я не с тобой говорю, а с патриархом. » – закричал Никита и бросился на архиепископа, но выборные стрельцы его удержали. Боярин Шакловитый был убит, а царевна Софья – заключена в Новодевичий монастырь. Языков, представитель третьей дворцовой партии.
Этого Софья достигла помощью тех же стрельцов. Страшно было и видеть и слышать эту ужасную трагедию. Москва ошеломила Сурикова.
23 апреля 1682 в Стрелецкий приказ явился выборный от полка Семена Грибоедова и подал на него жалобу. Теперь, через 16 лет, наступил час расплаты, утро его мести. Согласно донесению Гордона, в бою было убито 22 стрельца, ранено— 40. Оно не может оставить равнодушными и нас: « сотня осуждённых в небольших московских телегах (которые москвитяне называют извозчичьими) ждали смертной казни.
Мих. Несколько таковых тоже пали жертвой стрельцов. Ряд исследователей указывает на то, что этого быть никак не могло.
Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь». Этистены сделались любимым местом моих прогулок именно всумерки. 25-го июня совершилось торжественное коронование обоих царей в Успенском соборе.
Исключение составлял только Сухарев полк. Они вначале повиновались, но бунтовские настроения стали среди стрельцов быстро расти и в марте 1698 сто пятьдесят пять человек самовольно ушли из Великих Лук в Москву бить челом от лица всех товарищей, чтобы их отпустили по домам. А самое главное — он сместил акцент с самой казни на последние минуты перед казнью. Мы на палачей, как на героев, смотрели. Следуя принятой советской историографической традиции, Покровский противопоставляет народным волнениям расправу царского режима над стрельцами.
На ночь стрелецкий бунт притих. Распространитель этого слуха, крещеный татарский князь, Матвей Одышевский, был казнён. Ради забавы он на бумаге в канцелярии изобразил муху. Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь.
Последние, по вышепомянутому царскому призыву, разными дорогами ехали в Воздвиженское. Иноземский и Рейтарский приказы подчинены были Ив. Глубокий трагизм момента подчёркивает и тёмный колорит картины.
– И никто меня не изводит». Толпа опешила, видя, что ее нагло обманули. У И. Корба в его «Дневнике» имеются описания обеих казней, но художник объединил их в один сюжет изменил и по-своему осмыслил многие подробности.
Художник начал работу над ним в 1878 году. на человека. Дума не стала разбирать подлинность сего известия.
Царь поручил своему любимцу Языкову разобрать дело. В ответ царь кратко постановил— «сей огнь угасить немочьно»32. Правда, однажды В. Суриков попробовал написать казнь. В начале 1697 года Петр I решил ехать вместе с русским «великим посольством» за границу под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова. Столь же эмоционально показаны и другие стрельцы. Патриарх Адриан исполняя обычай древних русских архипастырей просить милости опальным, приехал к Петру с иконою Богородицы.
Солдат выхватывает свечу из его разжатой бессильной руки. Такое признание и было засвидетельствовано всенародно в виде особых надписей на каменном столбе, который стрельцы соорудили на Красной площади в память майских событий. Члены боярской думы только что окончили заседание и начали расходиться.
Такой хулы мы не можем терпеть и пойдем вон из царства». Это была царевна Софья. Они жаловались на тяготы службы, притеснения, нищенство23. За ним в молчаливой скорби заломила руки и склонила голову его жена. Мятежных, но верных ей стрельцов Софья угощала во дворце.
И ис царевых полат царь Петр Алексеевич вышел з бояры и они, стрельцы, прошали изменников бояр. В его отсутствие управление бояр и привело дело к новому стрелецкому бунту. Хованский взял челобитную и отнес во дворец, к Софье. Существует легенда, до некоторой степени объясняющая суровость Петра I к стрельцам.
– Красноярск: Горница, 1992. Вскоре пришёл к Сурикову Павел Третьяков, коллекционер и знаток живописи и отругал художника за поправку: «Что вы, картину испортить хотите. ». Его руки связаны, ноги забиты в колодки, но он не смирился со своей участью. Из домашней челяди было немало предателей, мстивших недобрым господам.
Среди стрельцов было много приверженцев раскола. Его манила история, Суриков всерьез принялся изучать тему стрелецких восстаний 1682 и 1698 годов. Картину, выстраданную сердцем, продуманную до мелочей.
На рождестве христославцы приходили.
Возвратившись, царь Петр приказал допрашивать их под страшными пытками. У Милославских, таким образом исчезли их политические противники. Весна 1881 года была запоздалой. И сила какая бывала у людей: сто плетей выдерживали, не крикнув. Однако за криками ничего не было слышно.
Дворовые места стрельцов в Москве были розданы или проданы Стрелецким приказом. Стрелецкие войска не выступали объектом серьёзных исторических исследований до появления работы Сергея Соловьева «История России с древнейших времен». Вот место из дневника Корба, которое произвело сильное впечатление на художника.
По ее требованию, во дворец явились выборные всех стрелецких полков, кроме Титова. Макс. Художник черпал вдохновение не только в действительности. Царь с видимым удовольствием присутствовал при этих истязаниях.
Окошки там ещё слюдяные, песни, что в городе не услышишь. Правительство не отказывает и в этом. Собранные после смерти Федора Алексеевича высшее духовенство и Боярская дума решили спросить о том, кому быть новым царём, «всех чинов Московского государства».
Для выбивания нужных показаний было сооружено четырнадцать пыточных застенков. Навстречу им Софья выслала князя Лыкова с дворянским отрядом. Царевна Софья согласилась и на название «надворной пехоты», начальником которой, на место убитых Долгоруких, назначен был князь Хованский. – сказал Петр Адриану. Меж тем по четырем главным дорогам, ведущим в столицу (Тверской, Владимирской, Коломенской и Можайской), уже расположились многочисленные ратные силы дворян, готовые подавить стрелецкий бунт.
Двое палачей, будто запьяневшего приятеля, под руки ведут к эшафоту приговорённого к казни. – Эшафот недалеко от училища был. Штука ли.
Допрос вел князь Федор Юрьевич Ромодановский (г. Суриков не разочаровался: Кузьма долго позировал ему и Суриков при имени «Кузьма» даже впоследствии всегда с чувством загорался от серых глаз, коршуничьего носа и откинутого лба». Спокойно величав боярин в длинной шубе с собольей опушкой. Через некоторое время, на смену им, послали другие шесть полков. Бояре выгнали их из Москвы лишь с помощью Семеновского полка. Особенно Василий Блаженный: всё он мне кровавым казался. Унять их было некому, дворяне и бояре попрятались. На полотне художник в темных тонах написал седое туманное утро после ночного дождя.
Разгоравшийся стрелецкий бунт был на руку Милославским. Весна 1881 года была запоздалой. Через полмесяца начался новый розыск. Задумчиво смотрит на казнь иностранец в черном кафтане (предположительно, австрийский посол Христофер Гвириент де Валль).
И медведей полно. Но Василий Иванович Суриков ходил в приподнятом настроении. Недалеко от Нового Иерусалима верные Петру войска под командованием Патрика Гордона разбили мятежников.
Проснешься и обрадуешься. Как это случилось.
Вторая партия – Нарышкины, родственники второй царской жены Натальи Нарышкиной, матери юного царевича Петра. Их вожди, Иван Михайлович и царевна Софья, устраивали заговор. У меня в картине крови не изображено и казнь еще не начиналась.
Регентша десятилетнего Петра, его мать Наталья Кирилловна, была «женщиной ума малого», неопытной, лишённой энергии. Так, например, секретарь австрийского посольства в России Иоганн Георг Корб в своем «Дневнике путешествия в Московию» описывал казнь стрельцов (когда Петр в 1697 году отправился за границу, недовольные его новшествами стрельцы подняли бунт. Обращался он с ним вольно, часто отступал даже от фактической стороны. Едва минуло Петру десять лет, как начальное обучение его прекратилось, точнее, прервалось. Это показывает, какого рода показания выбивались на следствии. И ужаса никакого не было.
По мнению историка Виктора Буганова исследовавшего социальные конфликты второй половины XVII века, основной целью стрельцов было «возвратиться к семьям в Москву, улучшить материальное положение». По Москве начались казни. Из Красноярска целый день лошадьми ехать. Софья велела поспешить казнью и она совершилась.
А самое главное – он сместил акцент с самой казни на последние минуты перед казнью. а между ними, в пёстрой толпе женщин и детишек, сноровисто мелькают, как бесы на фресках «Страшного суда», преображенцы. Пережитые волнения оставили у него память в виде конвульсивных подергиваний лица, проявлявшихся в стрессовых ситуациях. 15 мая произошел так называемый стрелецкий бунт.
Суриков стремился к реалистической естественности и гармонии колорита. Тогда раскольничьи отцы в сопровождении многих людей из народа толпою вошли в палату. Стоя на Красном крыльце подле матери, 11-летний Петр проявил удивительное самообладание и не изменился в лице даже тогда, когда стрельцы подхватили на копья царских слуг. Шеин и Ромодановский прямо в поле провели дознание и тут же повесили 57 стрельцов, признанных зачинщиками мятежа. Под Новодевичьим монастырем повесили 195 человек прямо перед кельями царевны Софьи. А за Свищовым пятьсот вёрст лесу до самой китайской границы.
Никита сознался, что приносил покаяние под страхом казни, но утверждал, что сочиненное на его челобитную Симеоном Полоцким опровержение под названием Жезл не отвечает и на пятую часть сей челобитной. Тогда в Москве казнено было 177 человек. Патриарх благословил Петра на царство.
Но Шакловитый скоро укротил его решительными мерами, не отступая и перед смертной казнью. Он говорит: «Не хочу».
Но майские ужасы 1682 г. неизгладимо врезались в его памяти. Каждый из них держал в руке зажженную свечу. Царь Петр неумолим и грозен, сурово и гневно смотрит он на стрельцов.
Суриковская толпа живет общей жизнью, все составляющие ее части связаны между собой, как в живом организме и вместе с тем каждое лицо индивидуально, каждый характер своеобразен и глубоко продуман. Обманувшись в этом, он сделался врагом царя. Он даже плохо спал по ночам, вскрикивал во сне, мучаясь видениями казни. Чтобы спокойствие во всём было. Софью допрашивал и сам Петр, но она наотрез отрицала свою причастность.
Однако Суриков не показал самой казни, так как он не стремился шокировать зрителя, а хотел рассказать о трагической народной судьбе в момент исторического перелома. Стрельцы встревожились такой угрозой Софьи и клялись положить свои головы за царей. Суриков на своей картине «Утро стрелецкой казни» решил изображать время, которое ей предшествовало, психологический настрой всех персонажей. И за то ваше воровство указал великий государь казнить смертию».
Патриарх убеждал их не «суемудрствовать», повиноваться своим архиереям и не вмешиваться в исправление книг, не имея «грамматического разума». У меня с тех пор прямо культ предков остался. Тогда же похватали и привели в застенок немало простых людей, которые говорили между собой: «Наш государь таков, что ежели с утра крови человеческой не напьеца, то ему хлеб не есца». События тех лет были столь драматичны, что молодому художнику снились кровавые сны. Они перед толпой по эшафоту похаживали, плечи расправляли. В руках он сжимает свечу с взметнувшимся языком пламени.
Но, выйдя за ворота тюрьмы, тот споткнулся, упал, ударился головой о камень и умер. Сначала они отправили делегацию с петицией в Москву. Он стоит на пороге смерти, но сила жизни неукротимо горит в нем и в эти последние минуты. Его ноги в колодках, руки связаны у локтей, но зритель сразу видит, что он не покорен.
Для каждого преступника – телега, при каждой телеге – солдат. Как только сошлись вместе четыре полка, так отобрали у полковников знамёна, пушки, подъёмных лошадей, денежную казну, денщиков и караульщиков и «слушать их ни в чём не стали». Князь В. В. «Я самый, – отвечал царевич.
Стрельцы снова устремились в Кремль и другие места, разыскивая «изменников». В войсках распространялись также слухи о том, что Пётр «онемечился», отрёкся от православной веры или вовсе умер в Европе26272829. Московский двор разделился на две партии: Милославских и Нарышкиных. Мятежные солдаты ушли в свои слободы, оставив крепкие караулы вокруг Кремля. Он уж занес было ногу в сани, да товарищи стали смеяться.
Стрельцов называли бунтовщиками изменниками, злодеями. Последние казни над стрельцами совершены были в феврале 1699 года. Их многочисленные последователи продолжали в Москве раскольничью проповедь. Хованский поцеловал его в голову со словами: «не знал я тебя до сей поры. » Условились быть соборному прению через день, 5 июля, в середу.
И тогда они решили всё «переиграть», то есть царя Петра убить, а на престол вернуть Софью Алексеевну, которая уж точно не пожалеет для своих верных слуг денег и хлебных должностей. Пётр сам рубил головы стрельцам и заставлял то же делать своих приближённых и придворных. Стрелецкий бунт грозил возобновиться, однако многие рядовые стрельцы не устояли перед ласкою и угощением из царского погреба и приняли сторону властей против раскольников. Это и незатихшая ненависть рыжебородого стрельца в красной шапке, это и равнодушие и какая-то заторможенность чернобородого стрельца в накинутом на плечи зеленом кафтане. Цвет у Сурикова становится носителем характеристики чувства. Его ноги в колодках, руки связаны у локтей, но зритель сразу видит, что он не покорен.
Именно в этом году был сделан карандашный набросок, на котором рукою самого В. Сурикова сделана надпись: «Первый набросок «Стрельцов» в 1878 году». Кровью кругом пахнет. Гордон, разговаривая со стрельцами, упрекал их в неповиновении, нарушении долга, верности, убеждал изложить свои требования «не мятежным скопом», а мирным путём. 9 июня Иоганн Корб, немецкий дипломат, пребывавший в Москве, записал: «Сегодня впервые разнеслась смутная молва о мятеже стрельцов и возбудила всеобщий ужас»3031. Им воспользовались начальники стрельцов.
В ответ «надворная пехота» просила у царей дозволения поставить на Красной площади каменный столб с прописанием имён убитых «преступников» и их вин и с похвалою надворной пехоте за верную службу просила запретить называть ее бунтовщиками и другими поносными словами, а также о разных служебных льготах. Художественная культура Красноярья. Восставших взяли в плен. Милославских же из видных бояр поддерживали только известный западник Василий Васильевич Голицын и не отличавшийся большими талантами воевода Иван Хованский, один из командиров квартировавшего в Москве стрелецкого войска. В картине «Утро стрелецкой казни» Суриков применил композиционный приём сближения планов, сократив расстояние между Лобным местом, храмом Василия Блаженного и Кремлёвской стеной. Рассказывали, что старший из них, Иван Кириллович, надел на себя царское облачение и, примеривая корону, сказал, что она ни к кому так не пристанет, как к нему а когда царевна Софья за это стала его упрекать, он бросился на царевича ИванаАлексеевича и схватил его за горло.
Ведь это было место, с которого к народу обращались цари. Престарелый князь Яков Одоевский сказал: «Сколько вам, государыня, ни жалеть, а расставаться надобно а тебе, Иван, надо идти скорее, чтобы за тебя одного нам всем не погибнуть». Спустя 7 лет, августовской ночью 1689 года, Петр был разбужен в селе Преображенском. Теперь их выслали в отдаленные города на тяжелую службу и скудное содержание. В ответ стрельцы заявили, что «или умрут или пройдут в Москву», хоть на несколько дней, чтобы увидеться со своими семьями, а потом готовы идти, куда их направят37.
Выборные из всех стрелецких полков поднесли ему хлеб-соль и били челом о своих нуждах. Теперь их выслали в отдаленные города на тяжелую службу и скудное содержание. Возвратившись, царь Петр приказал допрашивать их под страшными пытками. Бунтовщики повлекли его на Красную площадь и там разрубили бердышами на части. Он ведёт свою жертву мимо неподвижно сидящего на белом коне царя.
Вторая, ближняя башня, объединяет в одно целое толпу наблюдателей, бояр и иностранцев. После смерти весной 1682 бездетного царя Федора Алексеевича (1676–1682) престол должен был перейти к его шестнадцатилетнему единоутробному брату, умственно отсталому Ивану. Соловьев. Боярин Троекуров велел стрельцам представить четырёх выборных для переговоров. Тараруй был всегда окружен толпою стрельцов, а его двор охранялся целым отрядом. Софью постригли в монахини. Именно в этом году был сделан карандашный набросок, на котором рукою самого В. Сурикова сделана надпись: «Первый набросок «Стрельцов» в 1878 году».
240 об. / Ромодановского и вынесли на Красную площедь и изрубила в части. Стрельцы силой отбили своих товарищей и стали бунтовать. Этюд я с него писал. Бояре торопили.
Даже пламенный борец за национальное русское искусство, критик В. В. Стасов, обычно с большой чуткостью отмечавший все оригинальное и талантливое в современном искусстве, на этот раз предпочел воздержаться от отзыва об «Утре стрелецкой- казни». Вызвали Хованского. Тяжело опустилась на землю старуха.
Они остановились у Красного крыльца. Хотя даже на лицах некоторых иностранных послов видно сострадание. Там на кобыле наказывали плетьми.
Царские воеводы предприняли несколько попыток договориться с восставшими. Во дворце собрались, услыша о приближении стрельцов, бояре, бывшие в Кремле и патриарх.
Стрелецким жёнам и детям было предписано покинуть Москву. Моя обязанность и долг перед Богом охранять народ и казнить злодеев». Всё боялся, не пробужу ли в зрителе неприятного чувства.
Его предыстория такова. «Утро стрелецких казней»: хорошо их кто-то назвал. И телеги ещё все рисовал.
История создания картины «Утро стрелецкой казни» начинается с того момента, когда проездом в Петербург (в 1869 году) В. Суриков на один день остановился в Москве. Собрание, очевидно, было уже подготовленным. Этот неистовый человек представляет собой эмоциональный центр композиции. 29 мая Софья согласилась править. Николы, чтобы показать, что мы не по коварству взялись за оружие, но по благочестию, во славу Бога и на защиту веры. Они самостоятельно тянули по рекам суда и везли пушки. Молодое лицо Петра сурово и замкнуто.
Патриарх, выехавший для переговоров с Петром, больше не вернулся в Москву. Повешенных целых пять месяцев не снимали. Андр. Кузьмой звали.
Но Петр гневался на патриарха за то, что тот противился иноземному брадобрития. Солдаты Петра выбили их из столицы. 6 июня все стрелецкие полки сошлись на реке Двине.
Осетры да стерляди в сажень. Составлен был список тех лиц, которых следовало истребить. На деле этот была лишь видимость «совета со всей землёй».
Челобитную написал какой-то монах Сергий. В душе царя разгоралась ярость. Она сделала несколько шагов в сторону. В ней между прочим говорилось, что еретики Арсений Грек и Никон (бывший патриарх) «поколебали душою царя Алексея». На это царь, стоявший от него всего на шаг расстояния, ответил: «Умри, несчастный. «Подобно шуму вод многих». Центральное место здесь занимает Петр I, лицо которого обращено к рыжебородому стрельцу. Им командовал боярин Шеин и генералы Гордон и князь Кольцо-Мосальский.
Царь уверен в себе и спокоен. Тогда ему указали на известного суздальского попа Никиту (которого «никониане» пренебрежительно именовали Пустосвятом), снова трудившегося над проповедью раскола, несмотря на свое торжественное от него отречение. Очевидно, его гибель царевна Софья и князь Хованский считали необходимой. Собралась несметная толпа народа. Я всё народ себе представлял, как он волнуется. Историки до сих пор спорят, проводили ли казни непосредственно на Лобном месте.
Их соединяет условная диагональ, символизируя антагонизм. По устоявшемуся порядку, служба московских стрельцов в приграничных крепостях (городовая, осадная служба) продолжалась один год, по истечении которого их возвращали в Москву. Увидев ее, губернатор попытался смахнуть насекомое. Время было около полудня. По ночам к Ивану собирались доверенные и обсуждали план действия. – Убирайся, поставь икону на место и не мешайся не в свои дела.
Штука ли. Весна 1881 года была запоздалой. Стрельцы изрубили Языкова на Красной площади. Помню – их привезут, так в дверях прямо, как солдаты, стоят. А тут как раз нянька в комнату вошла, — как увидела, так без чувств и грохнулась.
Это он мог бы сказать Петру: «Посторонись, государь. 23 февраля 1697, когда царь, готовясь к отъезду, веселился на прощании у своего любимца иноземца Лефорта, к нему пришли с доносом пятисотенный стрелец Ларион Елизарьев (который в 1689 году предупредил Петра о замыслах Шакловитого против него) и десятник Силин. Я и пририсовал мелом фигуру повешенного.
Геройство было в размахе Вот теперь скажут – воспитание. На улице схвачен и потом убит Ив. Но Петр гневался на патриарха за то, что тот противился иноземному брадобрития. Хованский знал его и с радостью согласился на его участие в прении.
27 сентября, дрожа от страха, явились они в Лавру. По «розыску» Шейна 136 стрельцов были повешены, 140 биты кнутом и около 2 тысяч приговорены к высылке в разные города. Пётр глядит на стрельцов не менее гневным и непримиримым взглядом.
Приходя ко дворцу с требованиями и заявлениями, они, за отсутствием других властей, стали обращаться к царевнам а от имени них отвечала и действовала Софья Алексеевна. Стрельцы, как будто повинуясь приказанию идти в назначенные города, ушли, но на дороге, 16 июня устроили круг на берегу Двины. Восстание продолжалось несколько дней. Новый поход для стрельцов был очень тяжёлым.
17 мая стрелецкий бунт и убийства продолжались. Первая казнь была проведена у Покровских ворот, когда на ста телегах привезли сразу 200 стрельцов. е. придворной) пехотой». Старообрядцы не хотели, чтобы на этом венчании патриарх служил по новому требнику и таинство Причащения совершал на пяти просфорах с латинским (четвероконечным) крыжем.
Прежде они проживали в столице, занимаясь промыслами, гордясь значением личной царской охраны, всегда готовые обратиться в бунтовщиков. Из ссылок привезли стрельцов в количестве 1714 человек. Незадолго до кончины Федора стрельцы стали подавать царю челобитные на полковников. Оказав важную услугу Петру в деле Шакловитого, Циклер ожидал для себя возвышения. Стрельцы поспешили исполнить требование царевны – послали ей общее челобитье о прощении. Пушкину и другим просто отрубили головы. Выданный стрельцами младший сын Хованского был приговорен к смерти, но помилован и отправлен в ссылку.
Тут все предалось бегству. Репин сказал: «Что это у вас ни одного казненного нет. Всех стрелецких полков в Москве тогда было девятнадцать – более 14 тысяч солдат.
В прежние времена случаи самовольного побега со службы были не редкостью и сходили с рук, но на сей раз начальник Стрелецкого приказа, Троекуров, велел стрельцам немедленно идти назад, а четырех выборных, которые к нему пришли объясняться, засадил в тюрьму. Склонившаяся голова стоящего на телеге стрельца предвещает его будущую участь. Начались аресты разбежавшихся стрельцов.
Петр, вернувшись в Москву, остался недоволен «розыском», распорядился пересмотреть все дело и лично повел следствие. Правительство во время стрелецкого бунта как бы отсутствовало. 30 октября 1653 года в России вышел указ об отмене смертной казни для воров и разбойников. Но следующим утром 16 мая стрелецкий бунт возобновился.
В разные дни под Новодевичьим монастырем повесили 195 человек прямо перед кельями царевны Софьи, а троим из них, висевшим под самыми окнами, дали в руки бумагу в виде челобитных. Эпизод указывает на готовность стрельцов расправиться с некоторыми московскими боярами25. Хованский с сыном Андреем стали начальниками Стрелецкого приказа (т.
Он, расправив плечи, сидит справа на коне и возвышается над всеми. Достанется и другим изменникам. В 1689 г., по возвращении Голицына из Крыма. Четыре полка стрельцов были отправлены в недавно отбитый у турок Азов. Если тот, кого пытали, терял сознание, его приводили в чувство лекари. Когда в Москве заслышали о стрелецком бунте и подходе стрельцов к столице, многие жители с имуществом побежали из города в деревни.
Вражда к Петру происходила, по их словам, оттого, что он начал посылать людей за море. Эти пытки употреблялись поочередно, сменяя одна другую. Московским стрельцам стало в это время тяжко. «Потешные» – всегда были приверженцами царя, а стрельцы считали себя войсками Софьи.
На картине изображена Красная площадь около Лобного места. В Москве очень меня соборы поразили. Источник был выбран удачно. В чем же заключались ее интересы. И преступники так относились: сделал – значит, расплачиваться надо.
р. неизв. — ум. Здесь он впервые увидел Красную площадь, Кремль, древние соборы.
Вслед за тем Петр уехал за границу. 1717).
Сама Софья объявила, что не посылала никаких писем в стрелецкие полки. Выборные от них являлись во дворец и требовали наград за «верную» службу или недоданного жалованья, которое высчитывали за много лет назад.
И он не покорился приговору Петра. В его отсутствие управление бояр и привело дело к новому стрелецкому бунту. Глубокий трагизм момента подчёркивает и тёмный колорит картины. /Сборник статей под редакцией Г. Ф. Пётр у меня с портрета заграничного путешествия написан, а костюм я у Корба взял.
Быть им повешенным на зубцах Белого и Земляного города». Вкоренившийся между стрельцами дух своеволия еще давал себя знать некоторыми вспышками. Бояре и патриарх обратились к царевне с просьбою принять на себя правительственные заботы. мирно, буднично прощается с близкими седовласый воин (на переднем плане картины).
Стрельцы сами испросили разрешение сломать его. Петр, в свою очередь, окруженный боярами и иностранцами, уверен в своих силах. Сражение продолжалось около часа.
Предпосылкой стал слух об убийстве царевича Ивана (что оказалось неправдой) и стрельцы отправились в Кремль для восстановления справедливости. Патриарх не хотел сам выходить к народу. Но когда они воротились в свои слободы, стрельцы упрекали их за измену и грозили побить особенно шумели в Титовом полку. Спустя несколько дней, 6 ноября, двор воротился в столицу, в сопровождении дворянской рати, члены которой были награждены прибавкою поместий и окладов. Прежние четыре полка думали, что их вернут в Москву, однако им приказали идти в Великие Луки, на литовскую границу, в войско Ромодановского.
За ним в молчаливой скорби заломила руки и склонила голову жена его. Всех их угостили и одарили. Ровный строй солдат в точности повторяет линию кремлевской стены. За ним в молчаливой скорби заломила руки и склонила голову жена его. Какой-то холоп слова эти сообщил стрельцам.
Физическое уничтожение началась почти сразу. То же повторили и другие. Он «срезан» верхним краем картины и символизирует образ Руси, обезглавленной Петром I. Я когда «Стрельцов» писал – ужаснейшие сны видел: каждую ночь во сне казни видел. Однако муха продолжала сидеть. Глаза глубоко сидящие меня поразили. Так, в действительности на Красной площади не казнили через повешение (как это изображено на картине В. Сурикова), на Красной площади стрельцам рубили головы и было это уже в феврале 1699 года.
Бояре приговорили: казнить Хованских. Поддерживаемый офицерами-гвардейцами, он уходит в сторону виселиц. Не понимаю — это страшно меня взорвало». Центральное место здесь занимает Петр I, лицо которого обращено к рыжебородому стрельцу.
Так, силуэт склоненного в прощальном поклоне стрельца напоминает как отмечал советский искусствовед А. М. Кузнецов, древнерусскую икону из «чина». Стоящая одиноко башня Кремля соответствует одинокой фигуре царя. Левой рукой он сжимает конские поводья – так же властно и гневно, как стрелец свою свечу. Подлинность писем так и не была установлена. А ведь это укрепляло.
Ее снова пытали и она опять обвинила полуполковника. Всё для телег, в которых стрельцов привезли. В его подробном и неторопливом повествовании чутко уловлена атмосфера эпохи. Кровью кругом пахнет. Они почти три года не могли вернуться в Москву, оставив там семьи и промыслы.
По просьбе челобитчиков патриарх отправил с ними от себя ходатая. Скорее восторг. Пока сторонники царя собирали силы, Петр ускакал в Троице-Сергиев монастырь.
— «Как он уехал, — вспоминал потом художник, — мне и захотелось попробовать. Корб писал, что все бойницы стен Кремля и Белого города были увешаны трупами казнённых. Всю Красную площадь занимает толпа скорбящего народа. Голицын был сослан, а Софья заточена в монастырь. Датакэтоясно, чтодаже остановишься иждешь: авдруг ивсамом деле выйдут». «Зачем пришел сюда с иконою.
Художник еле-еле уговорил его позировать. Некоторое время все перед ними трепетали. Посмотришь на картину: Слава Богу, никакого ужаса в ней нет.
А. С. Матвеев, узнав о стрелецком бунте, вернулся во дворец и поспешил к царице Наталье. Однако это послужило Василию Сурикову лишь канвой для воплощения задуманного им замысла. В феврале пригревало солнышко, а в марте снова грянули холода. Насилу его уговорил. Те отвечали: «Любо» однако, не решились на такое дело.
Народ волнуется, «подобно шуму вод многих», — как любил говорить художник. Тогда царевна Софья велела схватить главных вожаков. Нарышкин и другие лица.
Кавалерия согнала их в одно место, где они были арестованы и отданы под суд. Собор решил быть двум царям. Он даже плохо спал по ночам, вскрикивал во сне, мучаясь видениями казни. В Свищове у меня родственники были.
Перед нами характерное, волевое, но спокойное лицо, поражающее лишь сходством с профилем, бегло зачерченным в первом композиционном наброске «Утра стрелецкой казни», то есть еще до встречи Сурикова с могильщиком Кузьмой. Известие о бунте стрельцов настигло царя в июле 1698 года, когда он был за границей.
Ответ с приглашением в столицу пришел довольно скоро. Его ноги в колодках, руки связаны у локтей, но зритель сразу видит, что он не покорен. 241. / невежливо с ружьем и искали бояр казнить. Он полон сознания своей правоты. Его жертвами становились не только «классово чуждые элементы» из числа дворян, офицеров и священников, но и простые рабочие и крестьяне, далёкие от политики.
Один из стрельцов ему у плахи сказал: «Отодвинься-ка, царь, – здесь моё место». Так В. Суриков решительно отказался от того, чтобы «пугать» зрителя. Ободренные полковники усилили притеснения.
Петр I уехал за границу. Кровью кругом пахнет. А художник хотел сконцентрировать в едином мгновении самую суть выбранного им исторического события — показать народную трагедию. «Зачем пришел сюда с иконою. Некоторых челобитчиков наказали кнутом и сослали.
Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь. За его спиной, возможно, стоял и Корб. Всех их присудили к смертной казни. Вместо стрелецкого войска они стали называть себя «государевой надворной (т.
Большевики в 1918–1923 годах проводили репрессивную политику, которая получила название «Красный террор». Так, в действительности на Красной площади не казнили через повешение (как это изображено на картине В. Сурикова), на Красной площади стрельцам рубили головы и было это уже в феврале 1699 года. Было повешено и обезглавлено далеко за тысячу человек. Стрельцы рассыпались по городу, разыскивая намеченных жертв.
Кончил картину, которую писал несколько лет. Схваченный Циклер под пыткой показал на окольничьего Соковнина, старообрядца, брата боярыни Морозовой и княгини Урусовой (которых раскольники считали мученицами). Матвеева они схватили на глазах царицы Натальи и Петра (некоторые рассказывали, что даже выхватили из их рук) и рассекли на части за Матвеевым были схвачены и убиты бояре князь Ромодановский, Аф.
Было там ещё за двадцать вёрст Свищово. Голицын получил начальство над Посольским приказом князь Ив. Пётр глядит на стрельцов не менее гневным и непримиримым взглядом.
У него похолодел живот, по телу пробежал озноб. Кир. В них он на физическом уровне чувствовал запах крови. Случайность: на ловца и зверь бежит. Стрельцы силой отбили своих товарищей и стали бунтовать.
Фёдор Ромодановский в письме к Петру писал, что стрельцы били челом в Стрелецком приказе «винами своими о побеге своем и побежали де ани от таго, что хлеб дорок». Языков взял сторону полковников.
Красная площадь. Второй мыслью, которая его натолкнула на написание картины «Утро стрелецкой казни», была свеча. Важное значение имеет и архитектурный фон картины. Собралась несметная толпа народа.
Хованские взывали к правосудию, требовали очных ставок, но напрасно. Корба послужило Василию Сурикову лишь канвой для воплощения задуманного им замысла. Но после смерти Марии (1669) Алексей Михайлович вторично женился (1671) на Наталье Нарышкиной, которая в 1672 родила здорового и энергичного сына Петра – будущего Петра I. Законным наследником царя Федора Алексеевича был Иван V, но его явное слабоумие склоняло многих видных русских деятелей устранить Ивана от престола и передать царствование Петру.
Милославскому. Особенно выделятся не сдавшийся духом царю Петру рыжий стрелец. Так стрелецкий бунт усилил русскую религиозную распрю.
Он полон сознания своей правоты. Он очень подробно изучал исторические источники. Спокойно величав боярин в длинной шубе с собольей опушкой. Но бояре и вы/div/pборные стрельцы уговорили ее воротиться на место. Посмотришь на картину. В этот день погиб известный любимец царя Федора Иван Языков.
Но однополчане вырвали его из рук приказных служителей и жестоко их избили. Никите Пустосвяту отрубили голову на Красной площади, а других сослали. Говорят, что Хованский накануне спрашивал стрельцов, не выгнать ли из дворца Наталью Кирилловну. На очень обширной площади, весьма близко от Кремля, были расставлены плахи, на которых должны были сложить головы виновные. У меня в картине крови не изображено и казнь еще не начиналась.
Последние казни над стрельцами совершались в феврале 1699. Весь октябрь продолжались казни, кого-то вешали, а некоторых приближенных бояр царь заставлял собственноручно рубить головы. Ведь в Красноярске никто до железной дороги не знал, что там за горами. Те воротились, вытащили князя на двор изрубили и бросили труп в навозную кучу.
На исполнении этих статей стрельцы торжественно присягнули в Успенском соборе.
Рубахи у них красные, порты широкие. – Страна была неведомая.
Из сохранившегося письма Ромодановского понятно, что просьбы стрельцов о выплате жалований были удовлетворены, но беглые стрельцы отказались покидать Москву «до просухи», то есть пока не высохнут дороги. Пытки и казни перемежались грандиозными попойками и загулами, что придавало особую, зловещую мрачность всему происходящему, напоминало о страшных временах опричнины Ивана Грозного. И масленичные гулянья и христославцы.
Кончил картину, которую писал несколько лет. Однако столь выразительное и яркое повествование И. Г. Беглые стрельцы собирались идти к главе Стрелецкого приказа боярину Ивану Троекурову. Это я должен здесь лечь. » Другой, высокий пожилой чернобородый стрелец, в наброшенном на плечи красном кафтане, кажется, совсем не замечает окружающего: так глубоко он погружен в свои последние думы. Но Василий Иванович Суриков ходил в приподнятом настроении.
Боялся я ночей. Так, в действительности на Красной площади не казнили через повешение (как это изображено на картине В. Сурикова), на Красной площади стрельцам рубили головы и было это уже в феврале 1699 года.
Во время переезда из Красноярска в Северную столицу В. Суриков на один день остановился в Москве. Стрельцы расхаживали по Кремлю, разыскивая Нарышкиных, а потом три дня буйствовали по всей Москве, грабя боярские и купеческие дома. Я ему говорю: «Поедем ко мне — попозируй». Где только было возможно, художник стремился найти для своей картины живые прообразы героев. Кир.
Ряд стрелецких хозяйств был передан различным приказным и канцелярским служителям. Характерной особенностью собора является своеобразная асимметрия и причудливое сочетание разнообразных архитектурных и орнаментальных форм, приведенное, однакоже, к устойчивому и гармоническому единству. Стрелецкий бунт, таким образом, всё более приобретал невыгодный Софье и Милославским оборот. Никита Пустосвят понес в Кремль свои просфоры. Суриков вспоминал: «Казнь стрельцов так пошла: раз свечу зажжённую днём на белой рубахе увидал, с рефлексами».
Боялся я ночей. Солдаты душевно близки стрельцам, они представители простого русского народа. Но Василий Иванович Суриков ходил в приподнятом настроении. Тот обещал и воротился в Верх.
Об этом подробно рассказывает историк С. М. С него начались первые эскизы к картине.
Сам он потом говорил: «Я, когда «Стрельцов» писал, ужаснейшие сны видел: каждую ночь во сне казни видел. После неудавшихся переговоров Гордон приказал зарядить орудия и дал залп из 25 орудий. Нервы всё выдерживали. Присмотр за содержавшейся в Новодевичьем монастыре Софьей был усилен. Все лето 1682 двор и столица провели в страхе нового стрелецкого бунта. Причём, как писал князь Куракин, эти советы были весьма дельными: «Правление царевны Софьи Алексеевны началось со всякою прилежностью и правосудием всем и ко удовольствию народному, так что никогда такого мудрого правления в Российском государстве не было».
Стрелецкое войско было уничтожено. Кровью кругом пахнет. Сам он потом говорил: «Я, когда «Стрельцов» писал, ужаснейшие сны видел: каждую ночь во сне казни видел. Здесь он впервые увидел Красную площадь, Кремль, древние соборы.
На все вопросы он отвечал молчанием. Одним на Красной площади ломали руки и ноги колесами, другим рубили головы (109-ти стрельцам отрубили головы в Преображенском), большинство же вешали. Стрелецкий бунт разгорался всё сильнее. Писец, становясь на приносимую солдатами скамейку, в разных местах читал составленный против мятежников приговор, чтобы стоявшая кругом толпа тем лучше узнала громаду их преступления и правоту налагаемой за него казни.
Единственное исключение – сам лидер «Народной воли» Андрей Желябов, выходец из семьи зажиточных крепостных крестьян, занимавшихся торговлей. В своем доме был убит князь Юрий Долгорукий. Нарышкиных в Москве недолюбливали. 18 июня их встретили у Новоиерусалимского монастыря верные царю части в составе «потешных» полков и дворянского кавалерийского ополчения под руководством Шеина и Гордона. Казни продолжались до начала 1700 года, страна была потрясена террором. Бояре выслали навстречу стрельцам войско из 3700 человек с 25 пушками.
Для Милославских избрание Петра могло означать утрату властных перспектив3. Софья по обычаю сначала отказывалась, но потом согласилась. Очень важна архитектурная конструкция полотна. Быкони.
Царь Петр неумолим и грозен, сурово и гневно смотрит он на стрельцов. Василий Голицын будет возвращен из ссылки, чтобы помогать своими мудрыми советами Софье. Московским стрельцам стало в это время тяжко.
Софья осыпала их упреками за возмущение против царского дома. Но другие челядинцы отличались преданностью. Не следует понимать этих слов буквально: «самым важным» были для Сурикова не декоративные детали. Иногда он отступал от «буквы» исторического источника, если это нужно было для выражения его замысла.
Хотя даже на лицах некоторых иностранных послов видно сострадание. Им удалось вновь увлечь толпу. И бесчестить его эшафотом ни один из чиновников бы никогда не решился. 17 числа там открылось заседание Боярской Думы, в присутствии царей и Софьи. Репин писал ему вскоре после открытия выставки: «Одного не могу я понять до сих пор, как это картина Сурикова «Казнь стрельцов» не воспламенила вас. » А в следующем письме он вновь возвращается к тому же: «Более всего я сердит на вас за пропуск Сурикова.
Мы видим, как Василий Суриков на картине «Утро стрелецкой казни» написал шестерых еще живых персонажей. Штука ли. И Федор и Иван были сыновьями царя Алексея Михайловича и Марии Милославской.
Началось со слухов. Вы бы вот здесь, на виселице, на правом плане, повесили бы». Под видом «всех чинов Московского государства» патриарх собрал в церкви Спаса придворных стольников, дворян, детей боярских, торговых людей и обратился к ним с вопросом: кому теперь царствовать.
Выборные от стрельцов пали ниц и обещали впредь служить верою и правдою. Тут сделан был доклад о стрелецком бунте и беззакониях, чинимых князем Иваном Хованским и его сыном Андреем в приказах Стрелецком и Судном а затем представлено подметное письмо о том, будто они призывали к себе некоторых стрельцов и посадских и уговаривали их возмутиться истребить царский дом, на престол посадить князя Ивана, а Андрея женить на одной из царевен. Четыре полка стрельцов были отправлены в недавно отбитый у турок Азов. Пётр-то ведь тут между ними ходил.
Когда мэтр ушёл, Суриков мелом изобразил на виселице одного из казнённых. Слава Богу, никакого этого ужаса в ней нет. Какие рыбы были. В. Суриков переносит действие своей картины «Утро стрелецкой казни» на Красную площадь не только потому, что ему нужна была конкретная обстановка, а в селе Преображенском она не сохранилась. Взятые в плен стрельцы были посажены в тюрьмы Воскресенского монастыря. Теперь они донесли, что думный дворянин Иван Циклер, получивший назначение ехать на строительство у Азова Таганрога и недовольный этим, собирается убить царя.
Царица Наталья с сыном Петром укрывалась от стрелецкого бунта. Художник выбрал время изображения казни— утро после дождливой осенней ночи, когда только начало светать и над площадью не успел полностью рассеяться холодный утренний туман. Похоже, что справа от него с обнаженной шпагой «заботливо» обнимает стрельца фаворит государя Меншиков.
В августе Петру донесли, что на него готовится покушение. Обвиненные притянули к делу двух стрелецких пятидесятников. Брат до сих пор поминовение обо всех умерших подаёт. Признания добывались пытками. А что за горой – никто не знал. Проснёшься и обрадуешься.
Историк представил уничижительное отношение к стрельцам, следуя оценкам источников, в особенности «Дневника» Патрика Гордона5249. Они также «стремились избавится от непомерных тяжестей службы издевательств, унижений и оскорблений со стороны властей и своего начальства»54. После третьего залпа стрельцы стали разбегаться и сдаваться в плен. В прощёное воскресенье мы приходили у матери прощенье на коленах просить. Прибывшие из Москвы «стрельцы-скороходы» подговаривали стрелецкие полки к восстанию.
За неисполнение приказа царь грозил им смертной казнью. Другие историки, напротив, утверждают, что головы рубили именно там. Послали за патриархом, пробовали запереть Кремлевские ворота. Началась борьба между двумя семьями.
Он родился в Красноярске, в казачьей семье. Часть стрельцов проникла наверх. Обращался он с ним вольно, часто отступал даже от фактической стороны. В эти дни «верный Алексашка» особо «отличился»: боевым оружием – шпагой, он добивал казнимых и потом хвастался, что срубил двадцать голов.
Еще в тот день Павел Михайлович Третьяков заехал: «Что вы, картину испортить хотите. ». Держа за руку брата, царица вывела его из церкви.
И по характеру ведь такой, как стрелец. Царевна Софья Алексеевна, сестра Петра по отцу, воспользовавшись недовольством стрельцов на задержку жалования и произвол начальства и опираясь на клан Милославских и бояр (в том числе князей Василия Голицына и Ивана Хованского), приняла деятельное участие в стрелецком бунте 1682 года, также известном как Хованщина3. Вы бы вот здесь на виселице, на правом плане, повесили бы». Многие стрельцы тяготились дальней и долгой службой1913.
Левой рукой он сжимает конские поводья — так же властно и гневно, как стрелец свою свечу. Гордон воспользовался паникой стрельцов и двумя батальонами занял лагерь восставших. Некоторое количество земель получили служащие гвардейских полков. Этот список пустили в бунтовавшие стрелецкие полки. Но потом снова поднялись шум и волнение.
Сконфуженный Суриков затёр силуэт на виселице. Он навсегда раздавит эту замшелую, упорствующую в своей косности Русь. Стрелецкие полки в Москве жили в особых слободах, главным образом в Замоскворечье. В итоге Шакловитому отрубили голову. По именам их знали: какой Мишка, какой Сашка.
Торгошино было под горой. В войсках Шеина было ранено четыре человека37. Через некоторое время, на смену им, послали другие шесть полков. Задумчиво смотрит на казнь иностранец в черном кафтане (предположительно, австрийский посол Христофер Гвириент де Валль).
Тот притворился ничего не знающим и приложился к старообрядческому кресту, который нёс Никита. Замечательно, что стрелецкий бунт не был соединен с грабежом имущих классов. – сказал Петр Адриану. Он впервые увидел Кремль с его соборами и Красную площадь.
Проснешься и обрадуешься. Царевна приказала, чтобы все полки смирились и подали общую челобитную о прощении. Оно признает, что стрельцы не бунтовали, а только искореняли измену. Стрельцы отвечали московским властям, что «их братья стрельцы с службы от бескормицы идут многие» и указывали, что были посланы в Москву с челобитной о выдаче им жалования.
Множество людей теснится на Лобном месте, с высоты которого дьяк только что огласил указ о казни мятежных стрельцов. Стрельцов звал и в Кремль. Оппозиция петровским реформам была потоплена в стрелецкой крови. Известный заговорщик, близкий родственник царевны Софьи, Иван Михайлович Милославский, боясь нового стрелецкого бунта, покинул столицу и «как подземный крот» укрывался в своих подмосковных вотчинах. В те дни ее грозили даже выгнать из дворца. А в царских хоромах по всем ходили /л. Вино помогло – и к царю вернулось хорошее настроение. Этот неистовый человек представляет собой эмоциональный центр композиции.
именно в гениальной передаче страшной торжественности, невероятного напряжения и заключена суть этого полотна Сурикова. А самое главное – он сместил акцент с самой казни на последние минуты перед казнью. Это был кладбищенский могильщик. Суриков остро почувствовал и правдиво выразил сложное, двойственное отношение солдат к совершающейся казни.
Пёстрые главы собора Василия Блаженного соответствуют фигурам стрельцов, а кремлёвская башня— фигуре Петра I на коне. С11 октября до 21-го в Москве ежедневно казнили виновных в стрелецком бунте. Это было после того, как приехавший к нему И. Е. Корб вполне заслужил репутацию внимательного и вдумчивого наблюдателя. По их мнению, своим названием Лобное место обязано как раз казням — на небольшом пяточке Красной площади якобы «рубили лбы». 29 мая бунтовщики заявили новое требование: по юности обоих государей вручить управление царевне Софье.
И взяли и подняли на копьи боярина князя Григорья /л. Название «надворной пехоты» перестало употребляться. Дело в том, что накануне умер царь Федор Алексеевич (27 апреля 1682 года) и началась борьба за наследование престола.
Привели и подходящие примеры двоевластия из истории Византийской. На следующий день, 26 мая Боярская Дума с Освященным собором подтвердила это требование. Под окнами кельи Софьи поставили 195 виселиц, чтобы она и все москвичи хорошо запомнили, чем оканчиваются бунты. Он стоит на пороге смерти, но сила жизни неукротимо горит в нем и в эти последние минуты. Царевна Софья и Милославские поняли, что нужно спешить иначе будет поздно. Эти слова показали стрельцам, что они жертва чьего-то обмана, что изменников нет и истреблять некого.
Посмотрев на полотно, он сказал: «Что это у Вас ни одного казнённого нет. Стрелецкий бунт 1682 на этом окончился. Я знал, что нельзя, но хотелось знать, что получилось бы.
– Убирайся, поставь икону на место и не мешайся не в свои дела. Раннее утро. Позже он говорил: «Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь».
Злой, непокорный тип. Теперь их выслали в отдаленные города на тяжелую службу и скудное содержание. Царица Наталья вывела обоих братьев на Красное крыльцо и стрельцы, вступив на разговор с самим Иваном, услышали от него, что его никто не изводит и жаловаться ему не на кого. Или я маленьким был, что они такими громадными казались А Бузимово было к северу. Никита настаивал, чтобы царей венчали на семи просфорах, с изображением Истинного креста. К этому времени, к августу 1698 года, в Россию срочно вернулся Петр Алексеевич.
Вскоре стрельцы были усмирены, а их руководитель Федор Шакловитый казнен.
От седьмого, уже повешенного, у его матери в руках осталась только свеча. Солдаты волокут к виселице ещё одного обессилевшего стрельца. Восставшие (около 2200 человек) смогли дойти только до Воскресенского Новоиерусалимского монастыря на реке Истре, находящегося в 40 км от Москвы, где встретились с правительственными войсками33. Скрывавшаяся дотоле в тени, царевна Софья теперь, пришедши к царице Наталье, сказала ей в присутствии бояр: «Брату твоему от стрельцов не отбыть не погибать же нам всем за него».
Там, после переговоров о мире, с ними быстро расправилось четыре полка. е. всех стрелецких войск). Стрельцы воротились в Великие Луки. Петр за обедом внезапно почувствовал себя плохо. Палачей дети любили. Он спрятался в доме своего духовника но холоп-предатель его выдал. Иоаким уговаривал их не вторгаться в дела архиерейские и пытался объяснить необходимость исправления книг по согласию со вселенскими патриархами.
Но стрельцы этим не довольствовались, требовали, чтоб полковники были выданы им головами. Хованский ввел их в патриаршую Крестовую палату и вызвал патриарха.
Убийства совершались и вне дворца. P. s. Некоторые священники пошли бы перед нами с иконой Божией Матери и образом св. Картину, выстраданную сердцем, продуманную до мелочей. Мучительной казни был предан и родной дядя Петра – Иван Кириллович Нарышкин, брат Натальи.
Полковник де Граге этого только и ожидал: он тотчас же дал столь удачный залп в мятежников, что укротил их ярость и стан врагов, бывший поприщем подвигов сражавшихся воинов, превратился в место жалкого побоища. Мятежники закрепились под Новым Иерусалимом. Московским стрельцам было в это время тяжко.
Тогда Сергий встал на скамью и читал тетради соловецких старцев с поучениями о крестном знамении, просфорах и т. п. Толпа, притихнув, с умилением и слезами слушала эти поучения. Вначале они повиновались, но бунтовские настроения стали среди стрельцов быстро расти и в марте 1698 сто пятьдесят пять человек самовольно ушли в Москву бить челом от лица всех товарищей, чтобы их отпустили по домам.
Солдат, уводящий стрельца к виселице, обхватил его рукой и поддерживает почти по-братски. Выяснилась организаторская роль Софьи. Так что Суриков вполне достоверно изобразил место казни.
Троим из них, висевшим под самыми окнами, всунули в руки бумагу в виде челобитных. Где только было возможно, художник стремился найти для своей картины живые прообразы героев. Они сталкивают стрельцов с телег, оттаскивают от них рыдающих баб и детей. Но тут столпилось такое множество народа, что он не мог пробраться в собор и воротился. Но волнения между стрельцами не прекращались.
После комплиментов даже Маковской (это достойно галантного кавалера) вдруг пройти молчанием такого слона. Как говорят, он стал грозить притихшим стрельцам карами, если они сейчас же не уйдут из Кремля, чем привел их в ярость. Суриков изобразил как место казни-Красную площадь. Начались массовые казни.
Важное значение имеет и архитектурный фон картины. Патриарху Иоакиму не дали говорить. В слободских церквах загудел набат. Их теперь спрятали в темном чулане, наполненном перинами и подушками, оставив дверь в него непритворенною, чтобы отклонить подозрение. От них добыли признание, что они собирались посадить Софью на царство.
Не у всех первая казнь сломила мятежный дух. В картине «Утро стрелецкой казни» Суриков применил композиционный приём сближения планов, сократив расстояние между Лобным местом, храмом Василия Блаженного и Кремлёвской стеной. Но и они желаемых свидетельств не дали.
В феврале пригревало солнышко, а в марте снова грянули холода. Сначала в четырнадцати застенках Преображенского собрали 1 700 человек – их долго и жестоко пытали. Разбушевавшихся стрельцов не остановил вид живого и невредимого царевича Ивана. Братья же, Иван и Пётр, остались полноправными соправителями.