Здесь он словно раздваивается: внешне грозен, «но глаза тревожны». Иначе он не мог поступить ибо не мог нарушить закон, не мог нарушить обычай. Это четко отображается на страницах романа, когда философ вылечил Пилата от головной боли. Как личное горе принимает прокуратор казнь Иешуа. Он чувствует раскаяние, вот таким образом приказывает палачу (глава «Казнь») убить философа на кресте, чтобы он долго не мучился.
Римлянин предлагает Левию (глава «Погребение») поселиться у него в резиденции и написать книгу об Иешуа. И. с помощью нее Булгаков стремится еще раз доказать людям, что Бог существует.
В своих конспектах материалов к роману Булгаков нередко называет Иисуса-Иешуа Спасителем и в 1931 году записывает на полях тетради: «Помоги, Господи, кончить роман»31. Ученики: Иуда доносчик и предатель заслуживает смерти. Никто и никогда не решался говорить ему это. Поверь мне». Вот таким образом необходим налет «чудесного» в образе Иешуа и элемент простодушия в его характере, что вроде бы несоединимо в одном человеке, зато наиболее полно раскрывает образ за очень короткое время.
27: 59–60). 591). Истина – понятие субъективное.
Ему не с кем поделиться своими переживаниями. Сравнивая зло с тенью, падающей от предмета, Воланд спрашивает у Левия: «что бы делало твое добро, если бы не существовало зла. » (с. Однако дела не могут ждать, прокуратору нужно решить, кого казнят на Лысой горе. Как результат внутренней раздвоенности – страшная головная боль, не отпускающая Пилата. «Ненавистный город», – вдруг почему-то пробормотал прокуратор и передёрнул плечами, как будто озяб, а потёр, как бы обмывая их Знаменитый жест, благодаря которому имя Пилата стало нарицательным, как стало выражение «умыть руки». Вначале он подавлен, угрюм. Два плана в развитии действия как бы передают борьбу живущих в Пилате двух начал.
Понтий Пилат готов был признать его душевнобольным и, не установив «ни малейшей связи между действиями Иешуа и беспорядками, происшедшими в Ершалаиме недавно», подвергает его заключению в Кесарии Стратановой, тем самым отменяя смертный приговор, вынесенный Малым Синедрионом.
Формула «раб подчиняется господину» неизменна. Он поразительно естественен и добр. Очередным признаком человечности было удовлетворение жажды. Он подписывает Иешуа смертный приговор.
В паху и на животе и под мышками сидели жирные слепни и сосали желтое обнаженное тело. Ради своей правды истины он готов проститься с жизнью. Человек перейдёт в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть» (1, 2), а люди будут жить по «доброй воле», которая представляет собой высший философско-религиозный закон. В романе мастера, естественно, нет никаких указаний на «родословную» Иешуа (отец-сириец – всего лишь слух). Личностью он и ограничен, он весь «здесь и сейчас», хотя сатане проход в это «здесь» открыт именно благодаря воплощению антихриста.
Ученики не переносили тело Учителя далеко, а похоронили в пустом гробе (пещере), принадлежавшем богатому последователю учения Иисуса Иосифу Аримафейскому, который выпросил у Пилата разрешение на захоронение. Булгаков переносит её в другую сферу. По его повелению на допрос приводят очередного обвиняемого. Этот жест – признак сильнейшего душевного движения. Наконец подошла кентурия под командой Марка Крысобоя. Путь ищет каждый человек.
Сходство между персонажами отражается в некоторых моментах. Имена разбойников соответствуют именам, вошедшим в предание о Распятии Христа, – Булгаков мог почерпнуть их из апокрифического евангелия от Никодима, подробный разбор которого содержится в сборнике «Памятники древней христианской письменности» (М., 1860). С булгаковским Иешуа героя «Тибетского евангелия» сближает возраст (по Булгакову Иешуа – человек «лет двадцати семи» (с. Иешуа (или Иегошуа) — это еврейская форма имени Иисус, что в переводе означает Бог мое спасение или Спаситель. Его совесть запятнана.
Никуда идти он не мог. Понтий Пилат, несмотря ни на что, не лишен человеческих слабостей. Каждое движение, каждое слово Пилата проникнуто внутренней неуверенностью, страхом.
Тогда Иешуа спасен от мучений. Передавая внутреннее смятение Левия Матвея, Булгаков так описывает поведение ученика Иешуа: «Левий отпрыгнул от стола», «дико озираясь», «дико поглядел». Величественно отдает он свои приказания и жестоко наказывает за их неисполнение. Синедрион почувствовал антиклерикальную направленность речей «философа»: ведь он, хотя и не призывал немедленно разрушить храм, говорил, что рано или поздно старая вера рухнет.
Даже тогда, когда он идет огласить приговор. Понтий Пилат груб, требователен, нетерпим. Главный герой даже боится, что его слова будут неправильно поняты: «.
Для допроса к нему проводят обвиняемого. Со смертью Иешуа все вокруг начинает погружаться во тьму. Конечно, прокуратора еще никто и никогда не называл добрым человеком, его следует называть «игемон» и все считают его свирепым чудовищем. А. Н. Варламов, автор ЖЗЛ-биографии Булгакова, пишет, что «в Иешуа он любил великодушие, мужество, человечность, а главное— бескомпромиссное понимание того, что трусость есть самый главный порок. Его тяготят обязанности игемона, мучит нестерпимая головная боль, солнцепёк. Многие философские и религиозные системы основаны на представлении о противостоянии двух этих начал.
Иешуа — это художественный, неканонический двойник Иисуса Христа (Христос в переводе с греческого — Мессия). Левий тут же хотел взвалить его на плечи, но какая-то мысль остановила его. Карьера, власть – это реальность. Таким образом, Добро рискует и выступает против активного Зла. Каков Иешуа.
Потом Пилат приказывает Афранию (глава «Как Понтий Пилат пытался спасти Иуду из Кириафа») убить Иуду. Подводя итог, следует отметить, что Булгаков подробно описывает философский спор между двумя главными героями «античного» романа — нищим проповедником и всесильным наместником Рима в Иудее. На страницах романа подает нам Булгаков правду о том, как вершится «народный суд». Ничего не скажешь — грешен.
Иешуа не проходит Крестного пути Иисуса к Голгофе и не несет Креста. Булгаков показывает, что у человека всегда есть выбор. За цепью легионеров под фиговым деревом «утвердился единственный зритель, а не участник казни и сидел на камне с самого начала» (с. Ему доставляет мучение даже смотреть на обвиняемого. Здесь ничего не поделаешь, хотя он вел себя мужественно и храбро. Дерзость наказана. Страх прокуратора помешал ему поступить в соответствии со своими убеждениями.
В глазах Иешуа сверкнула радость когда ему дали пить. Но замыслу Пилата сбыться не суждено. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной.
Все слышали (отсюда его ненависть к секретарю и конвою) эти слова. Солнце сожгло толпу и погнало ее обратно в Ершалаим. Естественно предположить, что имя провокатора в нем указано.
Автор создает своего героя. Но, увы, на эту дорогу ему выйти почему-то не удается и к нему никто не приходит. Да, для того, чтобы видеть казнь, он выбрал не лучшую, а худшую позицию. клята. В 1939 году Булгаков написал пьесу «Батум» о молодых годах Сталина.
588). Теперь бог не послушает его.
Этот приём помогает автору максимально достоверно показать своего героя. Но Бог не внял страстной мольбе. Он теряет над собою власть. Своё состояние он ставит выше ответственности за судьбу человека.
Очнулся он только в тот миг, когда стражник поднес ему губку с водой. Он проявляет интерес к личности Га-Ноцри, к его философии. 440) голос Иешуа превращается в «хриплый разбойничий» (с. Что это — сумасшествие или нечто необъяснимое. Иными словами, философская идея о «добром человеке» получает конкретное жизненное подтверждение. Вплоть до этого момента Понтий Пилат человечен, проявляет гуманность.
Он ведает «светом» в надмирной, дуальной Воланду сфере, т. е. Люди часто усердствуют в искажении этой истины. Никто не сделал попытки отбивать осужденных ни в самом Ершалаиме, наводненном войсками, ни здесь, на оцепленном холме и толпа вернулась в город ибо, действительно, ровно ничего интересного не было в этой казни, а там в городе уже шли приготовления к наступающему вечером великому празднику пасхи. Теперь бог не послушает его.
Последняя попытка спасти обреченного на казнь – обращение к Ершалаимской еврейской власти. Да, в человеческой природе много слабостей, многое нуждается в исправлении и обновлении. Читательские симпатии вызывает простодушие и благодушие Иешуа, хотя его «царство истины» и «добро» весьма сомнительны. Человек, одетый в «старенький голубой хитон», с «белой повязкой» израненный, обезображенный ссадинами. Пилат, как и Мастер, за свои страдания заслуживает покоя. В трактовке Булгакова, как представляется, Иешуа-антихрист не склонен считать свое «ведомство» в чем-то уступающим «ведомству» Воланда. Начальник тайной полиции понимал, что ему удостоены определённые привилегии, вот таким образом не остался в долгу, подчеркнув своей речью величие покровителя: «отец римлян, самый дорогой и лучший из людей».
И вот он ушел в сторону к расщелине, где было спокойнее и никто ему не мешал. 444), но даже эти приобретенные качества ему не хочется подводить под категорию зла. И так во всём.
После беседы с арестованным жестокий прокуратор проникся симпатией к нему и решил неутверждать приговор и, признав Иешуа душевнобольным, «подвергнуть его заключению» в собственнойрезиденции. Ни Дисмас, ни Гестас не питают к Иешуа ничего, кроме враждебности. Левий был в толпе и слышал, как прокуратор объявил приговор. 597), словно приговор и казнь изменили сущность благодушного философа. Иешуа обладает огромной силой влияния на людей.
Между ними были промежутки. Такое описание лица контрастирует с красатой его чистой души. Не просто обычаи народа иудейского изображает автор. Именно ему странник говорит: «Всякая власть является насилием над людьми.
Наконец, после приступа ярости, когда Пилат понял, что Иешуа совершенно бескомпромиссен, он в бессилии спрашивает у арестанта: «Жены нет. » – словно надеясь, что она бы смогла помочь вправить мозги этому наивному и чистому человеку. 6: 20), – так свидетельствует апостол Марк о необычных отношениях Ирода и Иоанна. Свободен. Универсальное средство убийства.
Это своеобразный «роман в романе». 776). «Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Этому помешал донос Иуды из Кириафа. И по этому так важен используемый Булкаговым психологизм – описание глаз прокуратора.
Как относится Левий к Понтию Пилату. Рассказывая на базаре, что власть не есть неизбежность, Иешуа явно способен поторопить наступление благословенных времен и стать идейным зачинщиком бунта во имя грядущего коммунизма или политической анархии или просто против власти – ради немедленного осуществления «справедливости». Он говорит, что он никого не подговаривал разрушать храм и утверждал, что «рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины», что эта путаница происходит из-за того, что Левий Матвей неправильно за ним записывает. Некоторые события совпадали с действительностью, но только наполовину. Прокуратор этого не понимает, речи Иешуа приводят его в полное замешательство.
Ливень хлынул внезапно и застал кентурии на полдороге на холме. И действительно, разве можно грязного предателя Иуду называть добрым человеком. Один из центральных эпизодов романа – допрос Иешуа Понтием Пилатом. Мы видим страдальца за гуманистические идеалы. «Ну, конечно, не было», — отвечает тот и Пилат счастлив. И постепенно в глазах Понтия Пилата бродяга превращается в философа: сначала прокуратор называет его бродягой, разбойником, лгуном, а потом уважительно величает философом («Тебе, философ»).
При этом «высокий» (с. Понтий Пилат совершает над самим собой беспощадный суд. К ним присоединился и начальник храмовой стражи. Перед казнью Иешуа скажет, что «в числе человеческих пороков одним из самых главных он считаеттрусость», адресуя эти слова к Пилату. 590) и Афрания, который «поместился невдалеке от столбов на трехногом табурете и сидел в благодушной неподвижности» (с.
«Пустынное ущелье» может ассоциироваться с пустыней и козлом отпущения, но и эта ассоциация не проливает свет на загадку погребения Иешуа. На этом моменте дело Иешуа было закрыто. Он наказывает Га-Ноцри, проповедующего ненужность государственной власти. Иешуа осознаёт ценность жизни. Пилата потрясают искренняя доброта этого человека, его спокойствие, отсутствие унизительного страха, а особенно слова Иешуа: «Правду говорить легко и приятно». Сам «добрый человек» Понтий Пилат оказался трусом.
Интересы государства здесь выше личных желаний. Действие развивается как бы по двум руслам — официальному и тайному. Иешуа не просто отвечает на допросе, а беседует с прокуратором как человек с человеком. В конце произведения именно Иешуа олицетворяет ту высшую силу, которая указывает Воланду наградить мастера покоем. Его трагедию, но уже в современном мире, повторяет Мастер. Вот в этом-то и заключалась первая ошибка Левия Матвея.
Он всё время ищет повод оставить в живых симпатичного ему Иешуа: то думает заключить его в крепость, то поместить в сумасшедший дом, хотя сам говорит, что тот не сумасшедший, то взглядами, жестами, намёками, недоговорённостью подсказывает арестанту нужные для спасения слова «с ненавистью почему-то глядел на секретаря и конвой». они – люди как люди. В противоположность этому Иешуа настаивает на том, что от рождения нет злых людей, добро присуще человеку как данность и только внешние обстоятельства могут повлиять на человека, сделав его «несчастным», как, например, Крысобоя, но изменить «добрую» природу они не могут. Трудно не согласиться с этим определением. Они стали рабами. По сути, в его власти – спасти философа.
Неслучайно автор говорит о том, что Пилат ненавидит запах розового масла. Но даже этот яростный поиск самооправдания, не даёт внутреннего спокойствия прокуратору. В последней главе романа, которая так и называется «Прощение и вечный приют». Иешуа проповедует добро как сущностную категорию, данную изначально всем людям. Он пригласил меня к себе в дом в Нижнем Городе и угостил» (с. То что далекие – это близкие. Иешуа признаётся ему в том, что всех людей он считает добрыми.
Стоит сказать, что для него он уже не обвиняемый, только для окружающих он называет его по-прежнему преступником, лично для него он стал «несчастным». На Лысой Горе над крестами нет никаких табличек с надписями, да и крестов как таковых нет: казнили преступников на столбах с поперечной перекладиной без верхнего выступа, как на картине Н. Ге «Распятие» (1894), хотя художник таблички все-таки поместил. Но процессии уже не было видно. Муха, которая летает у твоего носа, выглядит крупнее самолёта.
В нем есть загадка для Пилата и ее он хочет разгадать, продолжив беседу. Иешуя, не отрекшийся от своего учения, является символом человечности и стойкости. Но это и есть неправедный агнец, лживая копия Христа, Его противоборец – антихрист. Но булгаковскому Пилату не удалось стать последователем евангельского Ирода и помешал ему Иуда из Кириафа, «очень добрый и любознательный человек» (с.
У него нет и не может быть друзей. Временами преуспевает в этом— например излечил Пилата от болезни17. Иуда даже спровоцировал его на рассуждения, которые привели его к смертельному приговору.
Между прочим идею Иешуа отом, что «доброму человеку» не нужно государство, абсолютно серьёзно разрабатывали философы-утописты нового времени. И дальнейшее только подтверждает эту мысль. В нём мы видим грозного властителя, перед которым все трепещет. В романе «Мастер и Маргарита» все описывалось абсолютно иначе, чем в Библии. Ключевое значение в эпизоде принадлежит понятию истины.
Этот — великий грешник, а этот великий святой, так как так решено заранее. Вспомним Пушкина с его Онегиным, Лермонтова – с Печориным, Гоголя, Достоевского (Родион Раскольников безумно любит своих мать и сестру, но убивает старуху – процентщицу Парфен Рогожин, вспомним, что он делает из-за любви), но, конечно же, своего апогея борьба добра и зла в рамках одного персонажа достигает у М. А. Булгакова в его романе «Мастер и Маргарита». Тогда, что ж поделаешь, приходится разговаривать ему с самим собою. Его терпение является человеческим. Незаметно для себя он задаёт вопросы, не соответствующие протоколу.
Вот это постоянное чувство раздвоенности заставляет его то «тоскливо» спрашивать и он полон сочувствия к обвиняемому, то безудержный гнев охватывает его при мысли нарушить закон и отпустить Иешуа. Для читателя, впервые открывающего роман имя этого персонажа является загадкой. Толпа.
Иешуа тоже выступает в этой роли. Он то в приступе ярости, то странно усмехается, слушая наивные опасения Иешуа за жизнь Иуды из Кириафа, пытается убедить, что его вера в возможность «царства истины» не имеет почвы. Через несколько секунд обвисло и его тело, сколько позволяли веревки. Последующие слова задели игемона, понимающего, что все изречения Иешуа непосредственно связаны с ним: «один из самых главных пороков-трусость», ведь Пилат испугался за свою карьеру, за своё положение в обществе и не спас пророка, судьба которого была в его руках. Ну, легкомысленны.
Он требовал, чтобы бог тотчас же послал Иешуа смерть. Добро может быть понятно только как мера вещей в Боге и ни одно побуждение, ни одно действие не есть благо, если его критерием не является Бог и оно не согласуется с Законом. Снова Булгаков вводит в повествование деталь (глаза прокуратора заискрились надеждой).
Это нищий бродячий проповедник. В то же время Понтий Пилат кричал, что самая лучшая, справедливая и честная власть, которая только может быть на земле, – это правление императора Тиверия. Среди горожан находится много желающих полюбоваться этой пыткой. Отдышавшись немного, он вскакивал и продолжал бежать, но все медленнее и медленнее. Через несколько минут он вновь был на Яффской дороге. Исследователи отмечают массу положительных качеств Иешуа: он «по-настоящему добр»11, умён и образован12, знает три языка, в спорах проявляет незаурядное искусство убеждения13, ничего не боится («в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость»)14 и даже никогда не лжёт («Правду говорить легко и приятно»).
клятым (или несчастным) деревом». Позиция Иешуа уязвима: «добрые люди» изуродовавшие Крысобоя, сделали отнюдь не доброе дело и «несчастный» Крысобой о своей природной доброте как будто «забыл». Но где мог укрыться Пилат от всевидящего Афрания. Планы Пилата спасти Иешуа по закону не воплотились в жизнь.
Это человек, верящий только в силу и, соответственно, не верящий в людей, циник и мизантроп. Это выступает истиной всего романа. Какая-то неожиданная и ужасная хворь поразила его. Ученики Иисуса Христа очень торопились и к нужному часу успели.
Но Пилату известно совершенно все, – поистине невероятная осведомленность. И плат утверждает смертный приговор Синедриона, вынесенный нищему философу, так как испугался угроз Каифы и неприятностей по службе. 27: 24–25). Голое влажное тело Иешуа обрушилось на Левия и повалило его наземь. Левий обвинил Бога в несправедливости, но в чем же ее видел Иешуа.
Прокуратор расспрашивал о настроении в городе, но отнюдь не это его интересовало. Сходная космография исторически встречалась в апокрифической литературе— «Евангелии от Филиппа» и «Евангелии от Фомы», а также у альбигойцев, богомилов и катаров25. И со слухом совершилось что-то странное: как будто вдали проиграли негромко и грозно трубы и очень явственно послышался носовой голос, надменно тянущий слова: «Закон об оскорблении величества. » Только что перед нами мирно беседовали два человека и Понтий Пилат хотел проявить снисходительность к «безумным утопическим речам». Смерть Иешуа вполне предсказуема. И Левий Матвей проклял Бога: «Ты — Бог зла.
Участие Иосифа Аримафейского упоминается всеми евангелистами, а о том, что гроб принадлежал ему, читаем у Матфея: «И, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале и, привалив большой камень к двери гроба, удалился» (Мф. Кроме того, в ходе допроса выясняется, что «добрый человек» Иуда из Кириафа предал Га-Ноцри за тридцать тетрадрахм, которые уже получил от первосвященника Каифы. 811). Да, в историческом процессе. Он лежал, слушая, как колотится его сердце не только в груди, но и в голове и в ушах.
Он оказался в трагическом положении, когда должен утверждать приговор вопреки своим личным желаниям. Человек в капюшоне шел по следам палача и кентуриона, а за ним начальник храмовой стражи. Именно потому, что был искренен и не хотел лгать»32. Жизни ушедших «неудобных» людей давят, как камни, жгут, как угли. Он обречён на бессмертие.
Га-Ноцри в соответствии с распространенным толкованием этого слова переводится как Назарей назарянин из Назарета, то есть родного города Иисуса, где прошли его детские годы (родился Иисус, как известно, в Вифлееме). Он добежал до городских ворот, лавируя в толчее всасывавшихся в город караванов и увидел на левой руке у себя раскрытую дверь лавчонки, где продавали хлеб. «Добрый человек» Кайфа хотел расправиться с нищим проповедником, так как считал его проповедь о человеке и справедливости опасной для власти иудейских священников. Как вы понимаете эти слова. вдуховной иерархии наделен властью манихейского размаха.
Но не видел и не признавал в нём сакральности, его Божественной ипостаси, добровольности и высокого смысла искупительной жертвы. 447). Со смертью главного героя и весь город погрузился во тьму. И вот уже секретарь, записывающий ход допроса, бросает перо и «вытянув шею, как гусь, старался не проронить ни одного слова». Им важнее оставить в живых разбойника, который убивал римских солдат.
Прокуратор напряжен и расстроен, а Иешуа поразительно спокоен и обстоятелен. Он то пропадал в полной мгле, то вдруг освещался трепещущим светом. Га-Ноцри принимает свою участь без возмущения. Глас народа. Тогда, лишь только процессия вошла на самый верх за цепь, он и появился впервые и притом как человек явно опоздавший.
Что оно означает. Но и роман мастера построен в соответствии с этим: в разыгранной мистерии Иешуа играет роль Иисуса, выдает себя за Него доверчивому читателю (перед этим – зрителям или «интуитивистам», каковым, вероятно, оказался мастер). Я, Матвей, твой верный и единственный ученик. Беда случилась. А как вы думаете. О Царствии Божием – ни слова. В общем, запыленная повседневностью икона вдруг заиграла обманчиво яркими красками.
И может ли наступить «царство истины», - если мир населен такими, как «холодный и убежденный палач» Марк Крысобой, как разбойники Дисмас и Гестас, как те люди, которые избивали Иешуа за его проповеди. Теперь она могла видеть казнь сквозь неплотную цепь пехотинцев. Он называет себя, свое место рождения, отвечает на вопросы Понтия Пилата. Все пожрала тьма. ». Впрочем, последнее мало интересовало Левия, бывшего сборщика податей. «Он сказал, что благодарит и не винит за то, что у него отняли жизнь» – эти слова были особенно важны для Пилата, страдающего от мук совести. настанет время, когда не будет власти ни кесаря, ни какой-либо иной власти. «Добро» Иешуа и Левия – это понятие, существующее вне Бога для тех, кто верит только в жизненные обстоятельства, в их решающую роль. Руки Иешуа не были прибиты гвоздями, а только привязаны к поперечной перекладине, что тоже является разновидностью римского распятия, но эта «реалия», сама по себе достоверная, вступает в противоречие с Новым Заветом.
Однако дарует прощение и отпускает Пилата все жеМастер, завершив свой роман «одною фразой»: «Свободен. Обвиняемый говорит о том времени, когда человек вернётся к гармонии, станет более осознанным и не будет нуждаться в царях и армиях. Иешуа предан всеми. Наивность Иешуа необъяснима с обычной, человеческой точки зрения, но у романа мастера свои законы.
Но в таком случае ясно, что и «добро» Иешуа, да и сам Иешуа – тени от Иисуса Христа, ведь Иешуа возник только потому, что «списан» с Иисуса и является Его копией и – одновременно – негативом. История Левия Матвея, сборщика податей, который бросил деньги на землю и пошел за Иешуа путешествовать вызывает недоверие прокуратора. 445). присоединились теперь любопытные богомольцы». Довольно подробно мотив кражи тела описан в книге Н. Нотовича «Неизвестная жизнь Иисуса Христа», получившей название «Тибетского евангелия» и широко распространенной в начале XX столетия. Но в романе можно встретить момент, когда Иешуа начнет читать книгу Мастера.
Согласно «Православной энциклопедии», «в образе жертвующего собой смиренного праведника Иешуа Га-Ноцри» Булгаковым воплощён положительный идеал, при этом образ Иешуа Га-Ноцри испытал заметное влияние книги Э. Ренана «Жизнь Иисуса», в которой Иисус Христос представлен как идеальный земной человек10. Актеры просто не говорят об этом, предлагая такой вариант, при котором сама постановка вопроса оказывается неуместной: абсолютно очевидно, что Иешуа не сын Божий и не Мессия и его «биография» не позволяет предположить обратное. Все это так. Пилат, потерпев поражение в битве с Каифой, не успокоился, жестоко задумал отомстить, но тайными путями.
Здесь она спешилась. Евангелисты отошли на второй план. Этим он близок Алоизию Могарычу и олицетворяет в романе вечную тему доносительства из корысти (Иуда очень любит деньги). На этих повозках ехали шесть палачей. Любят деньги, но ведь это всегда было. Язык героев индивидуализирован, но авторская речь остаётся подчеркнуто нейтральной.
Весенний день четырнадцатого числа стал судьбоносным в его жизни. Таким образом, Булгаков показывает, что идея о «добром человеке» не является пустой и смешной выдумкой наивного философа. В диалоге раскрывается психологический портрет личности Пилата: он ненавидит Ершалаим и всех людей в нём, его истинная привязанность сузилась до любви к собаке, но он должен нести долг своей службы: «нет более безнадёжного места на землео, если бы не императорская служба. » Обеспечение порядка было его обязанностью и вот таким образом он поручает следить за истинно виновным Вар-раваном, котрый по собственному решению прокуратора был освобождён. Истина всегда конкретна.
Таким образом Булгаков представляет казнь Иешуа более как казнь Человека-Бога, выражает он физической боль и переживания характерные как для человека. И тут на передний план выступает Левий Матвей. Философия истории оптимистична. Так казалось Понтию Пилату. Философская концепция Иешуа о том, что «злых людей не бывает», противостоит знанию иудеев об онтологическом зле.
Вечером Матвею идти в Ершалаим не пришлось. Это символ вечной надежды. Солнце било прямо в кентуриона, не причиняя ему никакого вреда и на львиные морды нельзя было взглянуть, глаза выедал ослепительный блеск как бы вскипавшего на солнце серебра. Я спасаю тебя и ухожу вместе с тобой. Он, великий прокуратор, не осмеливается на это. Это такой парадокс, оригинальный, единственный способ представления казни Иисуса Христа.
Итак, значимость категорий Добра и Зла в культуре и в человеческой жизни несомненна. В разговоре Пилат пытался всячески скрыть особый интерес к смерти Га-Ноцри, но его лицо выдавало внутреннее волнение перед услышанным: «под левым глазом у него задёргалась жилка».
Иешуа (или Иегошуа) – это еврейская форма имени Иисус, что в переводе означает Бог мое спасение или Спаситель3. В романе Мастер и Маргарита особенную роль играет эпизод «Как прокуратор пытался спасти Иуду из Карифа». Внутренний монолог персонажа свидетельствует о его физических мучениях. Особое место занимают в романе взаимоотношения Иешуа с Понтием Пилатом. Иного выхода у него не было.
Но так ли он простодушен.
В чём смысл поступков человеческих. Не своих. 797)– утешал он Маргариту, которая, точно переняв его успокоительную интонацию, в свою очередь увещевала Ивана Бездомного: «все у вас будет так, как надо» (с. Туча ворчала и из нее время от времени вываливались огненные нити. Здесь вспоминается ария, врывающаяся в телефонный разговор «московской части» романа: «Скалы мой приют», которую можно отнести и к посмертному наказанию Пилата и к погребению Иешуа. Интересна роль влетающей на колоннаду и вылетающей из неё ласточки. Слова настолько точно подобраны, что они читаются, как стихи: «В белом плаще с кровавым подбоем, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца писана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат».
Еще он скажет, что «благодарит и не винит за то, что у него отнялижизнь». «Тибетское евангелие» вполне могло быть известно автору «Мастера и Маргариты», во всяком случае, не следует отрицать возможности его знакомства с этой книгой. И так он лежал, поражая проезжающих на мулах и шедших пешком в Ершалаим людей. Да, он не разделяет мыслей бродячего философа. Сон Пилата особенно точно раскрывает его душевное состояние, как бы снимает внешние покровы, обнажая внутреннюю суть: «И лишь только прокуратор потерял связь с тем, что было вокруг него в действительности, он немедленно тронулся по светящейся дороге и пошел по ней вверх, прямо к луне. Такого рода вариации крестов применялись в практике римской казни.
Диалог тонко сочетается с внутренней речью Пилата. Он утверждает, что охотно бы поменялся своею участью с оборванным бродягой Левием Матвеем. Это обстоятельство подчеркивает эзотерический характер момента. Он обращается к Пилату с наивно-провокационной просьбой: «А ты бы меня отпустил игемон» (с. К этим любопытным.
Именно ему придаётся особое значение, т. к. Первоначально она называлась «Пастырь». И когда он, вернувшись в город и украв «отточенный, как бритва, длинный хлебный нож», кинулся обратно, вслед за процессией, то опоздал. Обращаясь к вечным вопросам, Булгаков использует иносказание. Егопроповеди кажутся опасными первосвященнику Каифе, по доносу Иуды Иешуа арестован и предстал перед римским прокуратором Понтием Пилатом.
Появление Иешуа вносит в роман особые лирические интонации. Толпа избавляет от смерти настоящего преступника и обрекает на нее Иешуа. Он, то пропадал в полной мгле, то вдруг освещался трепещущим светом. «Он требовал, чтобы Бог тотчас же послал Иешуа смерть». Солнце посылало лучи в спины казнимых, обращенных лицами к Ершалаиму. Прокуратор Иудеи занимает высокую должность.
Иешуа спокоен и гармоничен. Не напоминает ли вам это известное выражение о том, что «гвоздь в моём сапоге важнее гибели королевства». Пилат находится в дисгармонии не только с миром, но и с самим собой. Иешуа приговорен к «повешению на столбе», что влечет за собой долгую мучительную казнь. Вспомним весь эпизод.
Автор тонко интонационно обыгрывает каждую фразу персонажей. Он хочет обратиться к доброму началу в каждом человеке, но кроме ученика, есть герой, который все «записывает неправильно». Солнце сожгло толпу и погнало ее обратно в Ершалаим. Хмур, одинок, бремя жизни тяготит этого героя. 714), затем, уже после грозы, тела повезли за Ершалаим.
Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта – ссадина с запекшейся кровью». Провокация – основная черта «сатанинских» персонажей произведений Булгакова. Он увидел в Иешуа великого врача, философа, а должен послать его на мучительную смерть. «Ну что ж, тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит». Это и было загадкой для самого Понтия Пилата. Пехотинцы каппадокийской когорты отдавили в стороны скопища людей, мулов и верблюдов и ала, рыся и поднимая до неба белые столбы пыли, вышла на перекресток, где сходились две дороги: южная, ведущая в Вифлеем и северо-западная -- в Яффу. Тут же стояли, ловя нестойкую тень и скучали коноводы, державшие присмиревших лошадей.
Каифа заявил прокуратору: «Ты хотел его выпустить затем, чтобы он смутил народ, над верою надругался и подвел народ под римские мечи. » (с. Своей гармоничностью Иешуа притягивает к себе Пилата. Однако пророк, философ и безумец Иешуа куда больше этих характеристик.
Но наделенный властью, могущественный и грозный Пилат несвободен. Он уже наказан за то, что ради должности вынужден вершить несправедливость. Его вина в том, что он не сделал то, что должен был сделать. Естественность Иешуа контрастна несвободе, скованности, страданиям прокуратора. Он понял, что Пилат не виновен в смерти Иешуа (ведь исход казни зависел не только от него – окончательное решение было за Каифой). Причиной этих расхождений, по мнению ряда критиков333435, было стремление М. А. Булгакова «очистить Евангелия от недостоверных, по его мнению, событий»36, то есть выполнить максимально возможную реконструкцию реальной, демифологизированной истории Иисуса. Значит, руководил похоронами иудей, состоящий на службе у римлян.
590–591), других свидетелей казни нет. А Иешуа кажется ему чудесным. Он не хочет, чтобы Га-Ноцри был казнён и страдает от сознания своего бессилия. «Они, взяв деньги, поступили, как научены были ипонеслось слово сие между иудеями до сего дня» (Мф. Что с нее взять.
Только верный пёс Банга скрашивает его одинокие часы. Он живёт в ладу с миром и с самим собой. Из рассуждений Воланда ясно, что добро он считает первичным – ведь «тень от шпаги» не может возникнуть без самой шпаги. Если же речь идет об утопических временах, о коммунизме (или анархизме. ) как об обществе, при котором отпадет необходимость государственной власти, эта позиция носит прямо-таки революционный характер и, естественно, воспринимается представителями властей как призыв к мятежу. 446). Прокуратора терзает нестерпимая головная боль и необходимость решать вопросы, связанные с чудаковатым арестантом, который упорно называет его «добрым человеком», только раздражает Пилата. При этом прокуратора раздирают внутренние противоречия.
Полк снимался, это было ясно. Мастер поднял слишком запретную тему – рассуждение о полубоге Иисусе, а потом отказался от своего произведения, отчасти и из-за невозможности закончить его. И тут от предчувствия радостного конца похолодело сердце бывшего сборщика. Пилат знает, что миром движут ложь, злоба и агрессия, значит, Иешуа должен быть казнен.
Человек и властитель все время борются между собой. С тревогой смотрит он на приведенного к нему на допрос бродягу Иешуа, который, по доносу, «на базаре подговаривал народ разрушить ершалаимский храм». Один-то человек был, но просто не всем он был виден. Твоя жизнь скудна игемон». В Новом Завете есть еще один персонаж, чей поступок напоминает желание Пилата. Здесь можно остановиться над проблемой счастья. Одного мгновения достаточно, чтобы ударить Иешуа ножом в спину, крикнув ему: Иешуа.
Весь роман «Мастер и Маргарита» построен на действенности провокации: Воланд, Иуда, Низа, Алоизий – провокаторы. Учение святых отцов Церкви об антихристе делает упор на этом видимом сходстве. Но секрет его чудес – доброта, наблюдательность, сочувствие, сострадание.
За цепью двух римских кентурий оказались только две неизвестно кому принадлежащие и зачем-то попавшие на холм собаки. 597), явно пародируя слова Иешуа о «царстве истины и справедливости» и придавая слову «разбойник» оттенок некоторого превосходства: вероятно, по его мнению, только разбойники имеют право на воду перед смертью. 454). Крепость Махеронт, в которую Ирод заключил пророка, находилась неподалеку от дворца правителя в Тивериаде и Ирод часто беседовал с Иоанном, «ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой и берег его многое делал, слушаясь его и с удовольствием слушал его» (Мк. Достаточно было свидетельства тех людей, которые подслушивали разговор Иуды с «философом» и ворвались в дом сразу же после крамольных слов, чтобы отвести вольнодумца в тюрьму.
Конечно же и он – тоже пророк. Его затрясло, тело его наполнилось огнем, он стал стучать зубами и поминутно просить пить. И рядом с Пилатом будет лишь его собака. Он подчеркивает его душевное терзание: «лицо прокуратора было с воспаленными последними бессоницами вином глазами». На этих повозках ехали шесть палачей. Она прозрачна для тех, кто стремится её увидеть.
Эта радость связана с физиологей, она надала лицу красоты. Он «умывает руки», показывает, что нет на нем вины, нет крови. Он принимает смерть за свои убеждения и прощает Пилата. А если бы бог благословил еще одним свободным мгновением, можно было бы успеть заколоться и самому избежав смерти на столбе. Иешуа произнес слова о кесаре, которые обрекли его, уже ничто не поможет. Свои мелкие заботы и несчастья кажутся важнее больших, но далёких.
Но ничто не подействовало: правду, по мнению бродячего философа, говорить легко и приятно. В этот день он встретил Иешуа. Булгаков здесь показывает себя большим мастером психологического диалога. Несмотря на своё отдаление от традиционного христианства, Булгаков относится к Иешуа с глубокой симпатией, хотя и понимает, насколько его этическая доктрина «злых людей нет на свете» чужда реальности. Без роду и племени ничтожный человечишко позволяет себе дерзость запросто обратиться к нему со словами «добрый человек».
Этим «зрителем» был Левий Матвей. Пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город. Вообще в обычаях иудеев было оставлять тела преступников (в случае, если у них не оказывалось родственников) в долине Хинном (Геенне), которая до 622 года до н. э. Но здесь снова перед нами властитель, неумолимый и жестокий, злой и – беспощадный.
С самого начала разворачивается спор Воланда с Берлиозом и Иваном Бездомным о существовании Иисуса. Счастливее двух других был Иешуа. Он лишен трусости, которая помешала Пилату сделать правильный нравственный выбор.
Отмечалось выше, что добро и зло не могут вмешиваться в дела друг друга. На этой плешивой голове сидел редкозубый золотой венец. ну что и милосердие иногда стучится в их сердца». Страх Каифы понятен. Иешуа – пророк грядущего утопического коммунизма.
И в течение 2 тысяч лет будет мучиться бессонницей и мыслью о том, что он о чём-то не договорил с осуждённым, а, может быть, не дослушал тогда, давно, 2 тысячи лет назад. Напоминание о совершённой ошибке, лишало прокуратора внутреннего спокойствия. Ала понеслась по северо-западной дороге. И хочется крикнуть: «Не было.
Это тема Понтия Пилата. Ему необычайно по душе приходится произведение и он решает послать к Воланду Левия Матвея. Здесь в Иудее ему противно всё: ужасный климат, пустынная, каменистая земля, а, главное, непонятное, беспокойное, население, которое вечно устраивает смуты и бунты.
Иуда из Кириафа так же отличается от своего евангельского прототипа, как Иешуа от Христа. Добро и зло творится на земле людьми. Его душа переполнена добром и злом, ведущих между собой неотвратимую борьбу. Внутренне состояние прокуратора меняется на протяжении разговора. Автор сосредоточивает своё внимание на лице Иешуа Га-Ноцри. 598). 590).
Пилат должен был вынести ему свой приговор. Но перед этим Иешуа ясно сказал, что «храм старой веры» заменится «новым храмом истины», т. е. Он предстаёт перед читателем противоречивым и страдающим. Обстоятельства вынудили его вынести смертный приговор Иешуа.
Иными словами, человек свободен от людского произвола, над ним властен только Бог. Грозный прокуратор испытывает симпатию к приговоренному арестанту. была местом языческих культов, а затем превращена в свалку и пр. 597). Иешуа – это художественный, неканонический двойник Иисуса Христа (Христос в переводе с греческого – Мессия).
Происходит нечто невероятное. Иешуа искренне хочет помочь ему. Но если иметь в виду, что перед нами – искусно срежиссированная дьяволом инсценировка, то разбирать приходится не «правду жизни», а гениальное правдоподобие театра с неизбежной условностью сценического действия. Сегодня читатели имеют возможность посмотреть кинокартину, которая была снята по мотивам романа «Мастер и Маргарита», а также посетить представление в театре.
Она смягчительно действует на Пилата. Вот почему мастер не хочет «света» антихриста, не просит о нем, не стремится даже к разговору об Иешуа: Воланд сам передает мастеру «оценку» Иешуа. Люди к тому моменту не были готовы принять его истину. Опустилась с неба бездна. Томление солдат и брань их по адресу разбойников были понятны.
Он ненавидит кесаря, а вынужден славить его. Он страдает оттого, что он поступит не так, как велит ему совесть. Власть восстановила свои права.
Волею авторов «апокрифа» место захоронения Иешуа оказалось чрезвычайно далеко от Гроба Господня. Это плачущие женщины которые очень эмоционально связаны с казнью.
Наконец подошла кентурия под командой Марка Крысобоя. Он разучился верить в людей. «Повинуясь жестам человека в капюшоне, один из палачей взял копье» Чтобы решиться на такой поступок, Пилату нужно было обладать мужеством и благородством.
Открыв глаза, он убедился в том, что на холме все без изменений, за исключением того, что пылавшие на груди кентуриона пятна потухли. Вспомним сцену помилования одного из преступников в честь праздника святой Пасхи. 447) и это предчувствие его не обманывает. Этот жест – не что иное, как знак перестраховки. Предательства учителя тоже не было: Иуда – тайный осведомитель Синедриона и провокатор, спровоцировавший разговор о власти, который подслушивали стражники. Глава начинается с описания грозы. Он побежал.
-- убил его. Понтий Пилат осознает невиновность арестанта. Но проповедь Иешуа вовсе не миролюбива, она идеологична – это очевидно. На этом стоит и стоять будет государственность, законы и положения.
С ближайшего столба доносилась хриплая бессмысленная песенка. Физические муки (головная боль, кровь, прилившая к вискам) выдают его душевные страдания. Прокуратор сам не понимает, что с ним происходит.
То же повторилось и у двух других столбов. Именно на диалоге между Иешуа и Понтием Пилатом лежит большая смысловая нагрузка. Сталин в «Батуме» – земной ставленник антихриста, осуществитель политических идей.
Когда он наконец увидал пылящую вдали длинную процессию, она была уже у подножия холма. «Все будет правильно», – успокаивает Воланд. Осужденные «ехали в повозке» (с. После злобного выпада Дисмаса Иешуа, верный своей доктрине «справедливости», просит палача напоить и Дисмаса, «стараясь, чтобы голос его звучал ласково и убедительно и не добившись этого» (с. Роман «Мастер и Маргарита» – это удивительное, загадочное произведение, включающее в себя два плана повествования: сатирический (бытовой) и символический (библейский).
Ты — черный Бог». Что такое истина. » В этот момент Иешуа произносит ключевые сокровенные слова всего эпизода: «Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова» Эти слова потрясают прокуратора. Страдая от невыносимой муки, от невозможности самому осуществить задуманное, он «потребовал у Бога немедленного чуда». Он ощущает на себе воздействие нравственной проповеди Иешуа, доверие к нему. Со сна Пилат произносит фразу, которая повергает Марка Крысобоя в «величайшее изумление»: «у вас тоже плохая должность Солдат вы калечите». Понтий Пилат предлагает отпустить Иешуа по традиции.
Представление прокуратора начинается с детализации («в белом плаще с кровавым подбоем»). Во всем, что касается Иуды, Пилат значительно прозорливее Иешуа. Ливень хлынул внезапно и застал кентурии на полдороге на холме.
В доказательство правоты Воланда сразу же помещается 2 глава «Понтий Пилат», рассказывающая о допросе Иешуа прокуратором Иудеи. Учитель: Вспомним разговор Левия и Пилата. Замыкалась процессия солдатской цепью, а за нею уже около двух тысяч любопытных, не испугавшихся адской жары и желавших присутствовать при интересном зрелище. Иешуа умер во время грозы, которая началась «к концу дня» (с.
Как государственный деятель, Пилат посылает Иешуа на смерть. В его руках сосредоточена огромная власть и Пилат понимает это. Спасти Иешуа невозможно. Марк Крысобой – это исполинский воин, он символизирует опору официальной власти на силу, деспотизм, подавление человека. 448). Образы Пилата и Иешуа символичны. Именно под ним, вовсе не дающим никакой тени и утвердился этот единственный зритель, а не участник казни и сидел на камне с самого начала, то есть вот уже четвертый час.
Его единственный принцип, – нет злых людей, есть люди несчастливые. Он видел, во имя кого утверждается «новый храм истины», видел гигантских идолов, соперничающих с ершалаимскими, поставленных во славу человека, который призван облагодетельствовать мир, якобы во имя «справедливости», а по сути, поставил себя на место преданного им Бога. Бродячему философу давала невероятные духовные силы его вера его убежденность, что «настанетцарство истины». Когда палач дает Иешуа губку с водой, Дисмас восклицает: «Несправедливость.
Он не приехал в город на ослике, его не встречала восторженная толпа почитателей. Прокуратор, допрашивая арестанта, «протянул слово «не» несколько больше, чем это полагается на суде и послал Иешуа в своем взгляде какую-то мысль, которую как бы хотел внушить арестанту», чуть позже он посылает ему «какой-то намекающий взор».
Такого рода преступление каралось повешением на кресте именовавшимся у римлян «пр. Тело с выпятившимися ребрами вздрогнуло. 446). Ученики: Прокуратор – человек умный, наделенный властью. Но можно облегчить его страдания, тем самым еще раз выказать ему свою симпатию.
Здесь для нас важно сделанное Пилатом захоронение в «неизвестном месте». Но в этих сетованиях – истинный Пилат, страдающий от бремени власти. Он не просит пощады, держится достойно, никого в своей смерти не обвиняет. Он сделал, что было в его силах.
Его рассуждение имеет продолжение в диалоге Воланда и Левия на крыше Пашкова дома. «Евангельские» главы романа имеют мало общего с Евангелием, это сразу становится очевидным. Здесь Булгаков выступает в качестве историка и литератора, создающего условные литературные образы. Прежде всего, Иешуа — не Сын Божий, а человек, бродячий философ. Правда, дар прозрения не оставляет Иешуа: у него «есть предчувствие», что с Иудой «случится несчастье» (с. Сегодня. » Прокуратор был твёрдо уверен в своих намерениях: «тем не менее его зарежут сегодня»Понтий Пилат выдаёт довереному денежную сумму, как вознаграждение за его преданность и на этом заканчивается беседа прокуратора и Афрания.
Болезнь, страшная и неизлечимая, дает о себе постоянно знать. Понтий Пилат многие годы сидит «на каменистой безрадостной плоской вершине», погруженной в размышления. Вместе с тем автор не воспринимал своего персонажа прообразом Христа. Именно за страх он подлежит суду высших сил. При втором громовом ударе палач уже поил Дисмаса и с теми же словами: -- Славь игемона. Особо стоит вопрос о соседстве «истины» со «справедливостью».
Почему он старался пробиться сквозь частокол римских и сирийских воинов. Так велит ему владеющий всем его существом страх. Но для иудейских священников убеждения Иешуа страшнее преступления против людей. Суть спора — в отношении к человеку. Закон победил.
О каком выборе может идти речь. Он возмущается, когда ему приписывают речи, которые он не произносил, ощущает досаду при неверном истолковании его проповедей. Символично, что первые слова, которые он произносит: «Добрый человек. Как не прислушаться.
Ала понеслась по северо-западной дороге. Булгаков ставит своего героя перед выбором: пойти по пути добра и спасти ни в чем не повинного человека, лишившись за это власти и, возможно, жизни или же отдать приказ о казни Иешуа, поступив таким образом бесчестно. истина (вероятно, вкупе со «справедливостью») заменит веру в Бога и станет новым объектом поклонения. Потом-то, пробудившись, он попытается «загладить напрасные слова». Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» – многомерное и многослойное произведение. Левий Матвей ненавидит Понтия Пилата, считая его виновным в смерти Иешуа: «Левий с ненавистью поглядел на Пилата: «Тебе не очень-то легко будет смотреть мне в лицо после того, как ты его убил». Булгаков в образе Понтия Пилата воссоздал живого человека, с индивидуальным характером, раздираемого противоречивыми чувствами и страстями, внутри которого идет борьба добра и зла.
«Толпа. 28: 15). Однако это продиктовала прокуратору не жестокость, приписываемая ему всеми, а трусость – тот порок, который бродячий философ причисляет к «самым тяжелым». Верный пёс ни в чём не виновен, единственное, чего он боялся, это гроза.
Более того, бродяга смеет предлагать: «Мне пришли в голову коекакие новые мысли и я охотно поделился бы ими с тобой, тем более что ты производишь впечатление очень умного человека». Но ведь было. Но почему-то под определение «добрый» попадают чрезвычайно непривлекательные люди – противопоставлений им в романе мастера нет. Эту тему затрагивал и Воланд.
«Вар не сделает ни шагу без того, чтобы за ним не шли по пятам», т. е. Но Иешуа перед казнью недвусмысленно дал ему понять, что считает его трусом. Он все время старался не поддаться, воспротивиться чарам Иешуа. Солдаты шли не тесною цепью. Перед всесильным прокуратором предстал разбойник, смутьян, в разорванном голубом хитоне.
Если судьба и записана заранее, то в нескольких вариантах. Конечно же иудей не мог пренебречь Пасхой (как, впрочем, сделал это и Иуда, который предпочел празднику свидание с Низой) и осквернить себя погребением. не отпускать на свободу, а подвергнуть «его заключению в Кесарии Стратоновой на Средиземном море, то есть именно там, где резиденция прокуратора» (с. Подобно альбигойцам13, о которых сказано ниже, он обращается ко всем: «добрый человек»— и убеждён, что «злых людей нет на свете».
После шести часов вечера строжайше запрещалось хоронить кого бы то ни было. И вот прокуратор задаёт «вечный» философский вопрос: «Что такое истина. ». Не было. ». Неудачная попытка перемены «разбойничьего» голоса на «ласковый» как-то не вяжется с предыдущим описанием Иешуа: словно он пытается играть на кресте некую роль, но интонация его подводит. Остается только северный ориентир. Когда общество будет готово услышать их.
Чего заслуживает человек — уважения, доверия или презрения, ненависти. Втарая находится посередине картины. 448).
«Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке сидит «на каменистой безрадостной плоской вершине». Опасаясь быть снова избитым, арестант глядит на прокуратора с тревожным любопытством. Несмотря на всю напряженность обстановки, Иешуа называет прокуратора «добрым человеком», за что подвергается жестокому наказанию. Из двадцати шести глав романа четыре посвящены событиям библейской истории в интерпретации Булгакова. Наконец третья группа людей – она далеко от креста. Тот, кто подвесил, тот и перережет.
В первой («Понтий Пилат») происходит спор между прокуратором и Иешуа по важнейшим философским вопросам, касающимся морали. Ученики: Иешуа – философ, странник, проповедник добра и любви к людям, милосердия. Даже если на могиле «философа» происходили какие-либо чудеса их никто не мог видеть: стражников там не оставили яму сровняли с землей и засыпали камнями так, чтобы она не выделялась на фоне каменистой пустыни. Он высказывает крамольные мысли о власти: «Всякая власть является насилием над людьми» – и смело говорит прокуратору о том, что тот не властен перерезать волосок, удерживающий его, Иешуа жизнь.
Он не разбойник или убийца, которого, без сомнения, следует казнить. Но, «подумав, стал смягчаться». Главный герой пришел в этот мир именно с нравственной истиной – любой человек добр. Булгаковский Пилат неспроста интересуется, что именно понимает Иешуа под «истиной» ибо это философская категория, тогда как «справедливость» – понятие социального характера. Своим взглядом он посылает «какую-то мысль», заслонившись рукой от солнца, он пользуется этим мгновением, чтобы «послать арестанту, какой-то намекающий взор».
Здесь можно выделить три группы людей. И то, можно определить как «духовный автоматизм», обретает над ним на какое-то время фатальную власть, подчиняя все его поступки, мысли и чувства. Тут, по сути дела, столкнулись две точки зрения на судьбу – «человек – сам кузнец своего счастья» или «человек – раб обстоятельств». Разговор на эту тему требовал доверия Пилата к Афранию, вот таким образом прокуратор проверяет преданность его слуги предположения о переводе с повышением в Рим и ответом ему становится: «я счастлив служить под вашим начальством». После прокуратор решился завуалировано описать подробности своего задуманного преступления. Всё зависит от выбора, который человек делает в определённые моменты своей жизни.
Опасения прокуратора насчет беспорядков, которые могли произойти во время казни в ненавидимом им городе Ершалаиме, к счастью, не оправдались. Это попытка дискредитации власти.
С неожиданным удивлением Иешуа «вдруг» осознает, что его ждет смерть: «А ты бы меня отпустил игемон, – неожиданно попросил арестант и голос его стал тревожен, – я вижу, что меня хотят убить» (с. А во что верит прокуратор. Ответ Иешуа: «Правду говорить легко и приятно» и прокуратор отступает. Повинуясь жестам человека в капюшоне, один из палачей взял копье, а другой поднес к столбу ведро и губку. Иешуа развязали руки.
Он говорит одно и то же. Прекрасно поняв, что значит реализация идеалов антихриста, мастер не намерен поклоняться Иешуа, а потому не заслужил «света», предпочтя уход в проявленную тьму, к сатане. И «сдали» БЕЗОБИДНОГО И БЕЗЗАЩИТНОГО ПРОПОВЕДНИКА ВЛАСТЯМ. Пропал Ершалаим – великий город, как будто не существовал на свете. «Античный» роман состоит из четырёх глав. Прокуратор хочет помочь Левию Матвею— ученику Га-Ноцри.
Иешуа выказывает простодушие гения. Я такой же разбойник, как и он» (с.
Ну конечно, отвечает Иешуа, только в соединении со справедливостью. Головная боль для Пилата важнее, чем абстрактные рассуждения о философских категориях. Вдобавок ко всему префекта Иудеи мучают приступы ужасной мигрени. Вина Пилата не в том, что он ускорил казнь Иешуа. Так поступил с Иоанном Крестителем Ирод Антипа, тетрарх Галилеи.
В эти минуты страшного одиночества к прокуратору приводят бродягу. Там он узнал, что предчувствие его не обмануло. 588), а на их шеи были повешены доски с надписью на арамейском и греческом языках: «Разбойник и мятежник» (с. По временам ему приходилось валиться прямо в пыль и лежать неподвижно, чтобы отдышаться. Нетрудно представить себе, что вышло бы, согласись прокуратор на подобную авантюру. Как видим, проповедь Иешуа не внесла мира в его мрачную душу.
Так и осталась только в мыслях прокуратора. И тем более не собирался он умирать за политические взгляды, которые не разделял. Каждый жест, каждое движение, взгляд интонация исполнены здесь особого смысла.
Отсутствие зла как монотеистического метафизического начала в данном контексте снимает вопрос о сатане – носителе космического зла, возникшего в результате свободного выбора сотворенных ангелов, – и о его борьбе за индивидуальную человеческую душу. Иешуа отрицает зло как таковое, заменяя это понятие словом несчастье. 436), знание многих языков (о Иисусе таких сведений, не считая «Тибетского евангелия», нет), а также бродяжничество как образ жизни. Однако Га-Ноцри не отрекается от своей правды.
Прокуратор наблюдал за бунтующей стихией и его слуга африканец разбил кувшин с вином – «у его ног простиралась неубранная красная как бы кровая лужа». Он понимает, что перед ним далеко не обычный человек. несколько наивный, по-детскибеззащитный, считающий всех людей добрыми и верующий в Бога и в «царство истины И справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть». Марк Крысобой внушил жалкому бродяге почтение, страх. Иешуа Га-Ноцри в воображении Мастера кажется обычным человеком.
Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Почти по Марксу. Показателен основной вопрос, с которым Иешуа обращается к своему судье: «Если я не прав, то докажи, в чем я не прав, а если я прав, то за что ты ругаешь меня. » Риторические вопросы и обращения помогают скрыть цитаты из книг священного писания. Ученики: Трусом оказывается Понтий Пилат – он пытается суетливо подсказать подсудимому: соври, откажись от своих слов.
Это открытие поразило Пилата, уже давно разуверившегося в людях. Рассуждая о Крысобое, Иешуа говорит: «С тех пор, как добрые люди изуродовали его, он стал жесток и черств» (с. Но вот эта сложившаяся формула осталась не продиктованной секретарю. Почему. Начнем, конечно же, с фольклора, с хорошо знакомых каждому из нас сказок (на доске висят детские рисунки). Этот ужин – западня для политического анархиста, которого давно стремилось арестовать иудейское духовенство, а также сильнейший выпад против мистического христианства и Церкви: раз не было Тайной вечери, значит, по утверждению авторов «апокрифа», христианская Церковь лишена своего главного мистического Таинства и заповеданное Христом Причастие – лишенный всяких оснований вымысел.
Итак, кроме двух цепей римских солдат, окруживших Лысую Гору, Левия Матвея в качестве зрителя, Крысобоя, «сурово» поглядывающего «то на столбы с казнимыми, то на солдат в цепи» (с. В силу вступает не свободный выбор человека между добром (в Боге) и злом (в сатане), а игра случая. Так мы впервые встречаемся с Иешуа. Либо его казнили бы вместе с Иешуа, либо пришлось бы «инкогнито» бежать с философом из Ершалаима.
В 1 главе романа практически нет ни экспозиции, ни предисловия. Далее автор показывает, что Иешуа был не совсем наивным мечтателем кое в чём он был прав. Он ждет тебя. » Великий грешник сбольной совестью получает прощение (не от Иешуа: тотне винил его, от Мастера, который понимал вину Пилата), он отправляется по лунной дороге вверх и просит своего спутника «В разорванном хитоне и с обезображенным лицом» говорить, что казни не было. Мало того, головная боль Понтия Пилата проходит. Средство всех времен и народов.
Иешуа Га-Ноцри. Однако Пилата напугали рассуждения Иешуа о власти и свободе человека: волосок жизни «может перерезать лишь тот, кто подвесил» (1, 2). Всем своим поведением Понтий Пилат словно бы подсказывал форму поведения на допросе. Значит, время безвластия наступит на земле. «Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон.
Второй момент, сближающий «Тибетское евангелие» с булгаковским романом, – образованность Иешуа. Сталин в «Батуме» уговаривает одноклассника передать пакет с листовками, что делает его сообщником революционной деятельности мятежного семинариста провокатором является Рудольфи из «Театрального романа» и т. д. Голое влажное тело Иешуа обрушилось на Левия и повалило его наземь.
Спасти Иешуа от казни для Пилата равносильно потере должности и власти. прокуратор корректно пытался устранить последствия своей ошибки,, но все его усилия все равно не искупили бы вины перед собственной совестью и мирным философом Иешуа.
Но было уже поздно. Он служит кесарю, но в душе понимает всю несправедливость власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть» (с. Читателю нравятся диссиденты, читатель всегда не доволен властью.
Он, якобы, подговаривал народ разрушить ершалаимский храм. И прощает, проявляет милосердие тоже человек. Иешуа попадает в «свет», оттуда он просит за ПонтияПилата, судьба которого больше «по ведомству» Воланда. «Все будет правильно» (с. Га-Ноцри в соответствии с распространенным толкованием этого слова переводится как Назарей назарянин из Назарета, то есть родного города Иисуса, где прошли его детские годы (родился Иисус, как известно, в Вифлееме).
Однако он находится в подчинении Кесарю, чью власть фактически отрицает Га-Ноцри. Первая группа это распятый на фоне голубого неба Христос и два разбойника. Разговор об Иуде Пилат завел сразу же после того, как прочел второе донесение. Именно счастье соединятся нам с чем-то положительным. Но их можно «стереть» увещеванием, воспитанием, проповедью: Иешуа считает, что беседа с Крысобоем помогла бы последнему измениться. Под этими шалашами и скрывались от безжалостного солнца сирийцы. Он говорит, что и при луне ему нет покоя и что у него плохая должность.
И еще: «Беда в том, что ты слишком замкнут и окончательно потерял веру в людей. Иешуа искренен, прост.
Путь для нее уже был приготовлен. Для него невозможен компромисс.
При этом нравственное состояние жителей, населяющих город, оставляло желать лучшего. Таково значение этой главы в романе Булгакова «Мастер и Маргарита». В ответ Га-Ноцри излагает свою философскую систему, которая основана на идее, что человек изначально добр, алогическим продолжением учения о «добром человеке» является рассуждение о природе власти: «. Ясновидящий «философ» ведет себя так, будто бы вообще не подозревает, кем оказался «любознательный молодой человек», хотя любому на его месте это было бы очевидно.
Всё заранее предопределено. Он шел в сопровождении Банги, а рядом с ним шел бродячий философ. спорили о чем-то сложном и важном, причем ни один из них не мог победить другого. Вообще вопрос о том, откуда прокуратору известно о роли Иуды в деле «подследственного из Галилеи», не так уж прост. Левий тут же хотел взвалить его на плечи, но какая-то мысль остановила его.
Мрачный фанатик и потенциальный убийца (из лучших побуждений. ) Левий, «жестокий», эгоцентричный, закрытый для людей Пилат, коварный и хитрый Афраний, чудовищный Крысобой, корыстный доносчик Иуда – все они делают чрезвычайно дурные дела, даже если их побуждения сами по себе хороши. Речь прокуратора лаконична, значительна. Одного взгляда на этого человека достаточно, чтобы сделать вывод: «бродяга».
Понтий Пилат, оставшись наедине с Иешуа, то страшным голосом кричит «Преступник. », так, чтобы там за стеной все услышали, а то, понизив голос, доверительно спрашивает о Боге, о семье, советует помолиться. Берлиоз позже скажет, что этот рассказ «не совпадает с евангельскими рассказами» и будет прав. Но справедливое вроде бы возмездие предателю не успокаивает совести прокуратора. одновременно созревают семена добра и зла. Что это значит. И не просто спасти, но и приблизить к себе, т. е.
Пилат желал бы услышать от Иешуа отречение от собственных слов, чтобы не наказывать его. Полк снимался, это было ясно. Пилат болен гемикранией, он постоянно испытывает тяжелые физические муки, головные боли. В сказках сразу же видно, какой герой является добрым, а какой злым.
Но главное, Пилат уверен, что Иешуа – не преступник, вот таким образом хочет спасти его. И ему что-то негромко сказал трибун и оба они пошли к столбам. Но Иешуа, смотрящий вдаль, туда, куда его увозили, конечно, Левия не видал. Он перерезал веревки и на них и два тела обрушились на землю.
Ласточка, как и солнце, – союзник Иешуа. Томление солдат и брань их по адресу разбойников были понятны. В отличие от прокуратора, Иешуа не трус. (О сборище народа, конечно же, говорится в Новом Завете. ) Роман мастера объясняет это тем, что «солнце сожгло толпу и погнало ее обратно в Ершалаим» (с.
Но каким бы он ни был, за него придётся нести ответственность. Это все, что есть за душой прокуратора. Именно вот таким образом он так стремится продолжить беседус бродячим философом, вот таким образом его мучает чувство, «что он чего-то не договорил с осужденным, а можетбыть, чего-то не дослушал». Из поведения современных людей Сатана заключает, что человеческая природа не меняется: «. Воланд не может простить Фриду, а Иешуа не может взять к себе Мастера2923. Литература тоже не является исключением. путаница эта будет продолжаться очень долгое время». Кто утверждает наступление «царства справедливости».
Пилат не находит в себе сил отступить от закона.