Картина Тициана «Кающаяся Мария Магдалина», созданная в период Позднего возрождения, – один из шедевров Эрмитажа. Проводится анализ картины Тициана «Кающаяся Мария Магдалина» в свете мистицизма любви – популярного течения в позднесредневековом и ренессансном католицизме, развившегося во многом на основе комментариев к библейской книге «Песнь Песней». «кающаяся Мария Магдалина» потрясает силой и глубиной человеческого чувства, прекрасно понятого и переданного Тицианом.
Некоторые предполагают, что это именно то полотно, которое было у Рубенса. Ее волосы цвета золота рассыпались по груди густыми локонами. Холст, масло. Свет касается и пространства картины – стен грота.
Эти тексты формируют образ святой, в значительной степени отличный от того образа Магдалины – «типичной грешницы», что преобладал в ранний период католицизма. В стене небольшое отверстие, через которую виднеется синее ясное, синее небо. Художник назвал полотно «Кающаяся Мария Магдалина». Эта эротика скорее физическая, нежели сексуальная и выделяет сердце как эротический центр.
В Католической церкви почитание Марии Магдалины было гораздо шире: она отождествлялась с Марией, сестрой Марфы и Лазаря, принимавшей Христа в Вифании, а также с грешницей, в доме у некоего Симона возлившей на голову Христа миро, омывшей его ноги своими слезами и отёршей их своими волосами. Тициан. Первый план отличается высокой степенью деталировки, световыми и цветовыми контрастами. Тициан был величай- шим художником Венеции. Акцент на женском начале в «Песни Песней» соответствовал намерению комментаторов актуализировать атта читателей и привлечь внимание разума к эмоциональной жизни души. Более о нем ничего не известно.
На мой взгляд, такой темный фон оказывает двойное воздействие : он давит на героиню, угнетает ее, в то же время он позволяет сконцентрировать все внимание на образе. Вертикальная ветвь гораздо длиннее горизонтальной. В символике череп-эмблема смертности человека.
Согласно мифу, оракул предупредил царя Акрисия о том, что причиной его гибели будет внук. В сцене обращения Марии Христос говорит ей: «Твои грехи прощены: жар твоей любви сжег твои прегрешения». Автор утверждает, что Магдалина отдалась радостям земной любви только на короткое время и затем «поспешила вернуться к благодати». Отложив в сторону книгу Священного Писания, она истово молится, устремляя взоры к небу.
Череп и раскрытое писание на переднем плане являются христианскими символами. Пасхальная проповедь на тему Воскресения (Ин. Не ушел от нее и Вичеллио Тициан, достигший зрелости в своем искусстве.
Также автор ставит несколько ярких бликов на веревке, которая лежит в тени внизу. В соответствии со «зрительной» эротикой любовь имеет свое начало в объекте желания, преимущественно в глазах.
Здесь чувствуется большое напряжение, волнение, раскаяние, но в то же время надежда. Решающую роль в формировании позднесредневековой духовности сыграли образы из библейской «Песни Песней». Фигура Марии Магдалины – композиционный центр – находится практически посередине полотна. Основание же средневековой «зрительной» эротики лежит в убеждении, характерном еще для Античности, что операции ума или души зависят от воображения, опирающегося на зрительные образы. Святая видит «Его – Иисуса Христа, ее единственное желание», Кто пришел, чтобы взять ее с Собой на небеса и слышит Его слова: «Приди, Моя возлюбленная и Я посажу тебя на Моем троне, так как Царь возжелал твоей красоты».
Она держала и ласкала их долгое время, затем только отпустила». Колорит работы намеренно сгущен автором. Картина, принадлежавшая Бадоэру, по словам биографа венецианских художников Ридольфи, была после смерти владельца отправлена во Фландрию. Эдинбург.
Слева внизу пальцы правой полусогнутой и отставленной назад ноги, касаются земли. Возле ног Магдалины, свешиваясь с последней ступеньки, лежит веревка. С жадностью ловит их служанка.
Череп -- атрибут отшельников, в знак их отречения от мира на пути к спасению. По их мнению, это своего рода болезнь, вызванная «направлением спермы от чресл вверх».
Так, св. Открытая книга означает книгу жизни, учение и дух мудрости и откровение. Эти образы зависят от опыта, получаемого с помощью физических чувств. 190, 3 x 207 см. Большого Эрмитажа экспонируются произведения мастеров Венецианской школы живописи XV – XVI вв. : Чимы да Канельяно, Джорджоне, Себастьяно дель Пьомбо, портреты кисти Пальмы Старшего, Доменико Каприоло, Лоренцо Лотто (залы 217-218).
Возрождение. На тему греческого мифа о Данае художник создал пять картин, включая эрмитажный вариант. Среди них cамое раннее произведение – монументальное полотно "Бегство в Египет" (нач. Прижав их к своей груди и губам, она нежно обсушила их. Преобладают теплые оттенки коричневых, золотистых охристых красок.
Задний план приглушенный темный, без особой проработки. Полотно картины внушительных размеров – 206, 8Ч142 (см). Заказчик – Филипп II Испанский, см. Она странствовала вместе Иисусом и апостолами, делила с ними все тяготы и невзгоды, проповедовала Евангелие после вознесения Иисуса, за что христианские богословы присвоили ей почётное звание -- «равноапостольная».
Особенно примечателен на теплом фоне холодный желто-зеленый блик, расположенный на лбу черепа.
Магдалина представлена читателям полной очарования – у нее «поразительной красоты тело, великолепные манеры и чрезвычайно приятная речь». Атмосфера произведения достаточно напряженная, тяжелая, но в то же временя образ Марии вышел динамичным, рвущимся ввысь, в нем читается много надежды. Вот таким образом они представляли Невесту как идеальную фигуру и призывали читателей подражать ей. Картина выполнена в теплом колотите. Жениху.
Таким образом, выделяются яркие контрасты планов: переднего, более насыщенного различными элементами и заднего – пустого, без особых акцентов. В целом дальний план изображен без деталей, которые бы привлекли взгляд зрителя. Местонахождение его в настоящее время неизвестно. Второе своё имя будущая святая получила от селения Магдала в Галилее, где она родилась.
Тициан проводит некую аллегорию – перед Марией раскрытая книга. 20) изображена рядом с фигурами возлюбленных из «Песни Песней». Тема Марии Магдалины интересовала Тициана и в более раннюю пору. Эти слова могли бы стать эпиграфом ко всему «Житию»: проступки Магдалины прощены не ради ее покаяния, но ради ее любви – это любовь очищает душу, выжигая грех.
Причем, чем ближе подходишь к картине, тем сильнее это впечатление. Национальная галерея Шотландии. Женщина, запрокинув голову, умоляюще, со слезами на глазах просит прощения. Достаточно сравнить пугающе экзальтированный образ изможденной постом и духовным страданием скульптурный образ Марии, созданный Донателло и прелестный, полный ожидания встречи с любимым образ Магдалины, возносящейся в небеса, запечатленный в гравюре Дюрера. Ее прошлые грехи едва упомянуты – это проступки юной особы, которая ошибочно увлеклась плотскими удовольствиями и удалилась «от Бога, ее родной страны». написанных в 1560-е годы по заказу Филиппа II Ис- панского, его главного покровителя.
Оно должно вести человека от земли к небу. Переход от «зрительной» к «генитальной» эротике характерен для сочинений таких авторов, как Генри Мор и Джонатан Свифт и связан с критикой религиозного воодушевления. Однако в позднем Средневековье и Возрождении развитие мистической и сакраментальной тенденций в Церкви повлекло за собой изменение акцентов в образе святой, выдвинув на передний план эротические мотивы, отождествляющие Марию с Невестой из «Песни Песней». Смысл картины при этом совершенно не искажен.
Более того, наслаждение является ключом к познанию. Вертикальный формат, при его огромных размерах (206, 8Ч142 см) как бы нависает над зрителем. Она пробыла в этом собрании до приобретения ее Эрмитажем в 1850 году. Но уже контрастно художник пишет лицо женщины. Взгляд этого гения чистой красоты устремлен к небу.
Она же поведала людям о его чудесном Воскресении. Эту женщину делали героиней своих произведений крупные художники и скульпторы. Брачная символика «Песни Песней», которая наложила печать на позднесредневековые тексты, посвященные Магдалине, проступает в тех чертах облика святой, которые напоминают зрителям об особой близости Марии к ее небесному Возлюбленному. ной», от «генитальной» эротики более позднего времени, связанной с сексуальностью. Говоря метафорически, спасение души было результатом «действий новой Евы, женщины, живущей внутри каждого человека, Невесты Христа». Картины Паоло Веронезе и Якопо Тинторетто представляют завершающий этап Ренессанса (зал 222).
Яркая чувственная образность текста «Песни Песней», снабженная духовным комментарием, служила прекрасным средством для возбуждения и направления способности любви к ее истинной цели -божественному Жениху. В тенях художник все пишет размыто, без деталей, но он делает определенные акценты. Кающаяся Мария Магдалина. Так в левом нижнем углу на темном фоне выделяется более светлый силуэт стопы героини.
Зритель смотрит на работу как на святой образ. Связь между святой и возлюбленной из «Песни Песней» прослеживается не только в текстах этого времени, но также в изобразительном искусстве. Мистики в своих текстах уделяли внимание преимущественно любви небесной. Бернард писал: «Твое отношение к твоему Господину Иисусу должно быть нежным и интимным, чтобы противостоять притягательным соблазнам чувственной жизни: сладость побеждает сладость». Руперт Дьюпский описывает привлекательность Жениха из «Песни Песней» следующими пылкими словами: «Открой свои глаза, свои духовные очи для того, чтобы увидеть этого Возлюбленного, увидеть Его золотистые волосы, Его сверкающие глаза, Его поразительные щеки, Его сияющие безупречные губы, Его гладкие золотистые руки, Его живот слоновой кости, украшенный сапфирами, Его прямые ноги.
Бернард Клервосский восклицает: «Как прекрасен ты, Господь Иисус. ». Однако, каков смысл такого чувственного изображения. Материалы работы – холст, масло. Над головой, сверху справа, распятие, туда и устремлен взгляд и движение Марии. Сопоставляя теплые тона переднего плана с холодным синим «пятном» неба, художник создает впечатление глубины композиции.
Бога и своего ближнего. Некоторые исследователи считают, что картина была написана для того, чтобы порадовать взгляд зрителя-мужчины видом женской обнаженной и «доступной» натуры. Они согласны с Хоупом, что «религиозное содержание составляет решающе незначительный элемент» в художественном строе полотна.
Внизу справа, в тени лежит череп золотисто – зеленоватого цвета. Вот таким образом автор ярко описывает, как Иисус плакал, когда Он увидел горе Марии после смерти ее брата Лазаря и как после Своего Воскресения Христос спешил успокоить Магдалину, так как Он «искал ее даже более страстно, чем она искала Его». Джордже Вазари в жизнеописаниях итальянских художников сообщает, что Тициан написал «Марию Магдалину» для испанского короля Филиппа II, но Сильвио Бадоэр упросил художника продать картину ему.
С тех пор до самой смерти Иисуса Мария Магдалина не покидала его. Однако Зевс, под видом золотого дождя, проникает в башню Данаи. На мой взгляд, образ, написанный А. Г. С этим образом связано множество легенд и преданий. Можно сказать, что язык ума и души визуальный: не слова, но образы. Картина представляет собой пространственную композицию, с одним действующим лицом. Действие происходит в гроте пещеры.
Воистину, я говорю, она сгорала от желания, стремясь быть с Христом». Формат изображения – вертикальный. Мы с трудом видим всю массу. Например, Руперт Дьюпский в своем комментарии на «Песнь Песней» (5:4) («Возлюбленный мой протянул руку свою сквозь скважину и внутренность моя взволновалась от него») привлекает внимание читателей к сердцу как сосредоточию любви: «Возлюбленный, видимый ночью в видении, удивительным образом просунул свою руку в ее грудь.
Даже беглый взгляд улавливает в «Мадонне Литта» именно эту полноту чувств и сосредоточенность настроения. Дополняют экспозицию произведения прикладного искусства: венецианское стекло, бронзовые дверные молотки, ткани и кружева (зал 223). Правая рука Магдалины покоится на груди. Такой эффект достигнут во многом благодаря формату холста и цвету. По-гречески Магдалина означает уроженку города Мигдал-Эль. Она запрокинула свою головку вверх, ее взгляд, наполненный слезами, устремлен к небесам.
Крест представляет собой две связанные веревкой толстые кривые ветки. К позднему периоду относятся знаменитые полотна эрмитажной коллекции «Даная», «Кающаяся Мария Магдалина» и «Святой Себастьян» (зал 221). Когда смотришь на картину, возникает впечатление, что смотришь на святой образ.
Какую нежность она испытывает, когда они, оба раздетые, обнимают друг друга. Мария Магдалина стала одной из жен-мироносиц, которым ангел возвестил о Воскресении. «Житие святой Марии Магдалины и ее сестры Марфы» прославляет Марию, как «зеркало всей святости», как «восхитительную возлюбленную Христа, нежно любимую Им». Объемные складки ткани, уложенные в горизонтальном направлении, «пересекают» основное движение фигуры Марии вверх. Художником использован ряд символов, которые помогают прочтению картины.
В 1668 году Ридольфи писал, что после смерти Тициана в его мастерской оставался ряд картин, среди которых он назвал «Марию Магдалину», купленную семейством Барбариго в 1581 году. В картине два плана: передний, где изображена Мария и прочие атрибуты и задний – стены грота. И дотронься до Его шеи, невыразимо приятной, в соответствии со сказанным: «Вкуси и увидишь, что благ Господь». Туловище наклонено немного вперед, локти стоят на самой верхней ступени, пальцы рук соединены в молитве, голова отклонена назад – девушка смотрит вверх, на распятие.
Свет падает сверху слева. В картине Тициана «Кающаяся Мария Магдалина» запечатлена великая грешница, которая некогда омыла слезами ноги Христа и была им великодушно прощена. Диана, олицетворение целомудрия (ее можно узнать по диадеме с полумесяцем), была настолько рассержена Актеоном, увидевшим ее божественную наготу, что превратила его в оленя, которого потом растерзали его собственные со- баки. Эту аллегорию на тему «Ничто не вечно под луной» использовали многие великие мастера живописи эпохи Возрождения.
Более того, автор «Жития» подчеркивает не только любовь Марии к Христу, но также любовь Иисуса к Марии. С темными коричневыми цветами контрастируют светлые розоватые цвета кожи и желтоватые цвета станиц писания, а с теплыми охристыми и золотистыми волосами в контраст вступают холодные синие и голубые оттенки накидки. Мария Магдалина, одна из наиболее почитаемых в христианстве женщин. Культура античности с ее страстным утверждением земной красоты была близка ему по духу. Вот таким образом, например, эротический язык «Песни Песней», повествующий о физической любви влюбленных, снабженный аллегорическим толкованием, может выражать глубокое религиозное чувство. Оба автора считают, что религиозный энтузиазм имеет сексуальные причины. Этот жест как бы говорит: «Я отдам все за твое воскрешение.
Но подставкой для книги служит череп – зловещее предзнаменование. «Кающаяся Мария Магдалина». В то же время он рассматривается как вместилище души, жизни существа. Само вознесение описано в «Житии» словами, напоминающими строки из «Песни Песней». Св. Нельзя не заметить череп, лежащий внизу, справа в тени. В данной картине прочитывается много символов.
Тревожная атмосфера, царящая в пейзаже, помогает полнее воспринять состояние героини. Ведущее значение в картине Тициана имеет цвет. «Житие» изображает Магдалину в пустыне не как кающуюся грешницу, но как возлюбленную, тоскующую о своем любимом: «Но кто может описать, как друг Спасителя проводила свою жизнь в воздыханиях и томлении, даже притом, что она часто наслаждалась обществом ангелов. Около 1565 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Картины Тициана иллюстрируют разные этапы его творчества. Все в Марии дышит негой и любовью к человеку, который оставил ее, покинул навсегда. На многих произведениях искусства образ кающейся Марии Магдалины представлен в жанре Vanitas (от латинского Vanitas vanitatum et omnia vanitas – Суета сует – всё суета), где рядом с Магдалиной – череп, свидетельствующий о том, что святая Мария Магдалина осознала бренность бытия и все её помыслы теперь направлены к жизни вечной. От руки сына Данаи и Зевса в дальнейшем, как гласит легенда, царь действительно умрет.
Еще правее видны листья растения. и, усиливаясь, могут постичь то, что они находят». «Кающаяся Мария Магдалина» (1530-1535, Флоренция, Палаццо Питти) кисти великого венецианского живописца Тициана не раз привлекала к себе внимание исследователей в силу чрезвычайно чувственного изображения святой. Долгие годы она тяжело страдала, будучи одержима семью бесами. Под воздействием света все становится более ярким, живым, впечатляющим, контрастным.
Но особенный акцент сделан на образе Марии. 1500-х гг. ) (зал 217). Почему же она снова наклонилась, снова желая увидеть. Но ведь изображенная на полотне женщина не раскаивается – все в ней дышит любовью.
Он похож на мать: такой же смуглый, с таким же золотистым цветом полос. На полотне перед нами стоит женская фигура, едва прикрытая тонкой полупрозрачной тканью. Пространство ограничено стенами грота. Удовлетворение желания ведет к радости и наслаждению.
Плотское желание представляет собой только вторичный аспект любовного чувства. Ее старческий облик контрастно оттеняет молодость и совершенство форм Данаи.
То, что находится дальше от зрителя, мягко уходит и растворяется в тени. Завершая этап долгих исканий в искусстве Возрождения, художник на основе уверенного и точного воплощения видимого создает поэтический образ, в котором отброшено случайное и мелкое, выбраны те черты, которые помогают создать волнующее и возвышенное представление о человеке. Б. Ай-кема полагает, что Тициан написал свою Магдалину «настолько чувственной, насколько это возможно» из соображений морали: зрители должны преодолеть искушение плотских желаний, вызываемых произведением и осознать, что перед ними кающаяся грешница, которая решила оставить мир. Она любуется им, погруженная в свои мысли, сосредоточив на ребенке всю силу своих чувств. Среди всех полотен религиозного содержания, написанных мастером, «Кающаяся Мария-Магдалина» наименее наполнена набожностью и христианским смыслом.
Контрасты света и тени – основной прием, которым пользуется художник. Сила воображения художника до- стигает своего апогея в картинах на мифологические сю- жеты. Согласно Вильяму Тьерскому, «даже после того, как человек стал духовным, он, тем не менее, разделяет наслаждения телесной любви, которые естественны для него». Горавским, вышел очень чутким и взволнованным, полным надежды. парную картину Диана и Каллисто (также Эдинбург) из цикла картин на поэтические темы для испанского короля, 1553-1562. Италия.
Лишь она – Мария-Магдалина здесь олицетворяет женское начало «Песни Песней».