Пасхальная проповедь на тему Воскресения (Ин. Действие происходит в гроте пещеры. На мой взгляд, такой темный фон оказывает двойное воздействие : он давит на героиню, угнетает ее, в то же время он позволяет сконцентрировать все внимание на образе. Вопреки аскетическому смыслу церковной легенды об ушедшей в пустыню раскаявшейся грешнице, художник изобразил прекрасную в своем страстном порыве, цветущую венецианскую женщину.
Более того, автор «Жития» подчеркивает не только любовь Марии к Христу, но также любовь Иисуса к Марии. 190, 3 x 207 см. Так в левом нижнем углу на темном фоне выделяется более светлый силуэт стопы героини. Однако в позднем Средневековье и Возрождении развитие мистической и сакраментальной тенденций в Церкви повлекло за собой изменение акцентов в образе святой, выдвинув на передний план эротические мотивы, отождествляющие Марию с Невестой из «Песни Песней». Ее прошлые грехи едва упомянуты – это проступки юной особы, которая ошибочно увлеклась плотскими удовольствиями и удалилась «от Бога, ее родной страны». То, что находится дальше от зрителя, мягко уходит и растворяется в тени.
Согласно Вильяму Тьерскому, «даже после того, как человек стал духовным, он, тем не менее, разделяет наслаждения телесной любви, которые естественны для него». Под воздействием света все становится более ярким, живым, впечатляющим, контрастным. Вот таким образом, например, эротический язык «Песни Песней», повествующий о физической любви влюбленных, снабженный аллегорическим толкованием, может выражать глубокое религиозное чувство. Вот таким образом они представляли Невесту как идеальную фигуру и призывали читателей подражать ей. Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения.
Но подставкой для книги служит череп – зловещее предзнаменование. Конец 1530-х годов – время расцвета портретного искусства Тициана. Однако любовь земная и телесная тоже находила себе достойное место в их взглядах если, конечно, эта любовь была в рамках отношений, одобряемых Богом и Церковью. Крест представляет собой две связанные веревкой толстые кривые ветки. Бернард Клервосский восклицает: «Как прекрасен ты, Господь Иисус. ». Некоторые предполагают, что это именно то полотно, которое было у Рубенса.
Большие проникновенные, ясные глаза, порозовевшие от слез лицо, вызывают у зрителя чувство сострадания, жалости и сочувствия. Объемные складки ткани, уложенные в горизонтальном направлении, «пересекают» основное движение фигуры Марии вверх. Переход от «зрительной» к «генитальной» эротике характерен для сочинений таких авторов, как Генри Мор и Джонатан Свифт и связан с критикой религиозного воодушевления. Можно сказать, что язык ума и души визуальный: не слова, но образы.
Мы с трудом видим всю массу. Все в Марии дышит негой и любовью к человеку, который оставил ее, покинул навсегда. Руперт Дьюпский описывает привлекательность Жениха из «Песни Песней» следующими пылкими словами: «Открой свои глаза, свои духовные очи для того, чтобы увидеть этого Возлюбленного, увидеть Его золотистые волосы, Его сверкающие глаза, Его поразительные щеки, Его сияющие безупречные губы, Его гладкие золотистые руки, Его живот слоновой кости, украшенный сапфирами, Его прямые ноги. К позднему периоду относятся знаменитые полотна эрмитажной коллекции «Даная», «Кающаяся Мария Магдалина» и «Святой Себастьян» (зал 221). Первый план отличается высокой степенью деталировки, световыми и цветовыми контрастами. На полотне перед нами стоит женская фигура, едва прикрытая тонкой полупрозрачной тканью.
Эти тексты формируют образ святой, в значительной степени отличный от того образа Магдалины – «типичной грешницы», что преобладал в ранний период католицизма. Говоря метафорически, спасение души было результатом «действий новой Евы, женщины, живущей внутри каждого человека, Невесты Христа». Череп и раскрытое писание на переднем плане являются христианскими символами.
В символике череп-эмблема смертности человека. Контрасты света и тени – основной прием, которым пользуется художник. Картины Тициана иллюстрируют разные этапы его творчества.
Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден). Эту женщину делали героиней своих произведений крупные художники и скульпторы. Согласно мифу, оракул предупредил царя Акрисия о том, что причиной его гибели будет внук.
Художником использован ряд символов, которые помогают прочтению картины. Легкими мазками белил, покрытыми прозрачными лессировочными слоями, мастер добивается ощущения блеска шелковистых локонов, всего несколькими ударами кисти он дает почувствовать стеклянную поверхность сосуда с миррой и блики света на нем. От руки сына Данаи и Зевса в дальнейшем, как гласит легенда, царь действительно умрет. Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон). Само вознесение описано в «Житии» словами, напоминающими строки из «Песни Песней». Ведущее значение в картине Тициана имеет цвет.
Магдалина представлена читателям полной очарования – у нее «поразительной красоты тело, великолепные манеры и чрезвычайно приятная речь». Художник назвал полотно «Кающаяся Мария Магдалина». Им первым ангел поведал о том, что Христос воскрес. Решающую роль в формировании позднесредневековой духовности сыграли образы из библейской «Песни Песней». Ее волосы цвета золота рассыпались по груди густыми локонами. В католичестве получил распространение образ Магдалины как раскаявшейся блудницы, в конце жизни удалившейся в пустыню, где она предавалась строжайшей аскезе, оплакивая свои грехи.
Эту аллегорию на тему «Ничто не вечно под луной» использовали многие великие мастера живописи эпохи Возрождения. Второе своё имя будущая святая получила от селения Магдала в Галилее, где она родилась. Причем, чем ближе подходишь к картине, тем сильнее это впечатление. Преобладают теплые оттенки коричневых, золотистых охристых красок. Местонахождение его в настоящее время неизвестно. Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело. Такой эффект достигнут во многом благодаря формату холста и цвету.
Среди них cамое раннее произведение – монументальное полотно "Бегство в Египет" (нач. По их мнению, это своего рода болезнь, вызванная «направлением спермы от чресл вверх». Воистину, я говорю, она сгорала от желания, стремясь быть с Христом». Джордже Вазари в жизнеописаниях итальянских художников сообщает, что Тициан написал «Марию Магдалину» для испанского короля Филиппа II, но Сильвио Бадоэр упросил художника продать картину ему. Какую нежность она испытывает, когда они, оба раздетые, обнимают друг друга.
В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали. Правая рука Магдалины покоится на груди. Они согласны с Хоупом, что «религиозное содержание составляет решающе незначительный элемент» в художественном строе полотна. Оба автора считают, что религиозный энтузиазм имеет сексуальные причины.
Эти образы зависят от опыта, получаемого с помощью физических чувств. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, – все в галерее Палатина, Флоренция). С жадностью ловит их служанка. Формат изображения – вертикальный. Возле ног Магдалины, свешиваясь с последней ступеньки, лежит веревка.
и схватил ее сердце внутри и держал его некоторое время, сжимая его с большой приятностью и это сердце, подпрыгивая и танцуя в этой руке, ликовало от невыразимой радости». В целом дальний план изображен без деталей, которые бы привлекли взгляд зрителя. 20) изображена рядом с фигурами возлюбленных из «Песни Песней». Автор утверждает, что Магдалина отдалась радостям земной любви только на короткое время и затем «поспешила вернуться к благодати». Картины Паоло Веронезе и Якопо Тинторетто представляют завершающий этап Ренессанса (зал 222). Несмотря на то, что в отношении Марии Магдалины православная и католическая традиции несколько расходятся в своих взглядах, образ, рассказанный художником не ассоциируется с блудницей.
После этого Тициан написал еще несколько полотен с изображением Магдалины. Колорит работы намеренно сгущен автором. Открытая книга означает книгу жизни, учение и дух мудрости и откровение. На тему греческого мифа о Данае художник создал пять картин, включая эрмитажный вариант. Здесь чувствуется большое напряжение, волнение, раскаяние, но в то же время надежда. Свет падает сверху слева.
Но уже контрастно художник пишет лицо женщины. Нельзя не заметить череп, лежащий внизу, справа в тени. Возрождение. Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии.
Взгляд этого гения чистой красоты устремлен к небу.
Горавским, вышел очень чутким и взволнованным, полным надежды. На мой взгляд, образ, написанный А. Г. «Житие» изображает Магдалину в пустыне не как кающуюся грешницу, но как возлюбленную, тоскующую о своем любимом: «Но кто может описать, как друг Спасителя проводила свою жизнь в воздыханиях и томлении, даже притом, что она часто наслаждалась обществом ангелов. Однако Зевс, под видом золотого дождя, проникает в башню Данаи. Однако, каков смысл такого чувственного изображения.
1500-х гг. ) (зал 217). Мария Магдалина стала одной из жен-мироносиц, которым ангел возвестил о Воскресении. Святая видит «Его – Иисуса Христа, ее единственное желание», Кто пришел, чтобы взять ее с Собой на небеса и слышит Его слова: «Приди, Моя возлюбленная и Я посажу тебя на Моем троне, так как Царь возжелал твоей красоты». и, усиливаясь, могут постичь то, что они находят».
Тема Марии Магдалины интересовала Тициана и в более раннюю пору. Пространство ограничено стенами грота. Лишь она – Мария-Магдалина здесь олицетворяет женское начало «Песни Песней». Плотское желание представляет собой только вторичный аспект любовного чувства.
Марии также выпала честь стать одной из жен-мироносиц, коих было семеро. Но особенный акцент сделан на образе Марии. Однако мистики постоянно настаивают на контролирующей роли разума и веры в этом процессе раскрытия и развития эмоционального мира человека. Картина представляет собой пространственную композицию, с одним действующим лицом. Некоторые исследователи считают, что картина была написана для того, чтобы порадовать взгляд зрителя-мужчины видом женской обнаженной и «доступной» натуры.
Она запрокинула свою головку вверх, ее взгляд, наполненный слезами, устремлен к небесам. Италия. По-гречески Магдалина означает уроженку города Мигдал-Эль. Св.
Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге). 8:3), проникает внутрь ее и живым божественным касанием действует в ее сокровенных частях. ». Более о нем ничего не известно. Она пробыла в этом собрании до приобретения ее Эрмитажем в 1850 году. В соответствии со «зрительной» эротикой любовь имеет свое начало в объекте желания, преимущественно в глазах.
В данной картине прочитывается много символов. И дотронься до Его шеи, невыразимо приятной, в соответствии со сказанным: «Вкуси и увидишь, что благ Господь».
В стене небольшое отверстие, через которую виднеется синее ясное, синее небо. Над головой, сверху справа, распятие, туда и устремлен взгляд и движение Марии. Заказчик – Филипп II Испанский, см. «Житие святой Марии Магдалины и ее сестры Марфы» прославляет Марию, как «зеркало всей святости», как «восхитительную возлюбленную Христа, нежно любимую Им». Тициан проводит некую аллегорию – перед Марией раскрытая книга. Брачная символика «Песни Песней», которая наложила печать на позднесредневековые тексты, посвященные Магдалине, проступает в тех чертах облика святой, которые напоминают зрителям об особой близости Марии к ее небесному Возлюбленному.
Более того, наслаждение является ключом к познанию. Фигура Марии Магдалины – композиционный центр – находится практически посередине полотна. Материалы работы – холст, масло. Прижав их к своей груди и губам, она нежно обсушила их. Тициан воплощает в картине свое представление о прекрасном, утверждая гуманистическую мысль о праве человека на любовь и счастье.
парную картину Диана и Каллисто (также Эдинбург) из цикла картин на поэтические темы для испанского короля, 1553-1562. Яркая чувственная образность текста «Песни Песней», снабженная духовным комментарием, служила прекрасным средством для возбуждения и направления способности любви к ее истинной цели -божественному Жениху. В сцене обращения Марии Христос говорит ей: «Твои грехи прощены: жар твоей любви сжег твои прегрешения».
Бога и своего ближнего. Вот таким образом автор ярко описывает, как Иисус плакал, когда Он увидел горе Марии после смерти ее брата Лазаря и как после Своего Воскресения Христос спешил успокоить Магдалину, так как Он «искал ее даже более страстно, чем она искала Его». Среди всех полотен религиозного содержания, написанных мастером, «Кающаяся Мария-Магдалина» наименее наполнена набожностью и христианским смыслом. Жениху. Связь между святой и возлюбленной из «Песни Песней» прослеживается не только в текстах этого времени, но также в изобразительном искусстве.
Зритель смотрит на работу как на святой образ. Акцент на женском начале в «Песни Песней» соответствовал намерению комментаторов актуализировать атта читателей и привлечь внимание разума к эмоциональной жизни души. Прославление земной красоты человека, сильного духом и глубоко чувствующего, лежит и в основе образа Марии Магдалины, хотя в данном случае Тициан писал картину уже не на мифологическую тему, а на евангельскую.
Даже беглый взгляд улавливает в «Мадонне Литта» именно эту полноту чувств и сосредоточенность настроения. смерти Христа описано не как горестное сожаление ученика о потере учителя, но как отчаяние возлюбленной, потерявшей любимого. Тициан был величай- шим художником Венеции. Еще правее видны листья растения. Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Слева внизу пальцы правой полусогнутой и отставленной назад ноги, касаются земли. Мистики в своих текстах уделяли внимание преимущественно любви небесной.
Задний план приглушенный темный, без особой проработки. Культура античности с ее страстным утверждением земной красоты была близка ему по духу. Почему же она снова наклонилась, снова желая увидеть. Авторы мистических произведений учили своих читателей направлять эмоциональную силу души и пламя естественной плотской страсти к постижению высших реальностей.
В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана (Святой Себастьян, 1565-1570, Эрмитаж Пастух и нимфа, 1570, Музей истории искусств, Вена Наказание Марсия, 1570-е годы, Картинная галерея, Кромержиж Оплакивание Христа, 1576, Галерея Академии, Венеция). Свет касается и пространства картины – стен грота. Эти слова могли бы стать эпиграфом ко всему «Житию»: проступки Магдалины прощены не ради ее покаяния, но ради ее любви – это любовь очищает душу, выжигая грех. Он похож на мать: такой же смуглый, с таким же золотистым цветом полос. Эдинбург. Национальная галерея Шотландии.
В тенях художник все пишет размыто, без деталей, но он делает определенные акценты. Женщина, запрокинув голову, умоляюще, со слезами на глазах просит прощения. Правая половина, обращенная к зрителю, залита ярким светом, внимательно прописаны все черты героини, четкая контрастная граница света и тени отделяет половину лица, которая в тени. Самое знаменитое полотно было создано художником Тицианом Вечеллио в 16-м веке.
Изображение мифологической сцены в картине носит возвышенный и вместе с тем конкретно чувственный характер. ной», от «генитальной» эротики более позднего времени, связанной с сексуальностью. Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: Диана и Актеон и Диана и Каллисто (1559, Национальная галерея, Эдинбург), Похищение Европы (1562, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), Охота Дианы (около 1565, Национальная галерея, Лондон). В православии она является равноапостольной святой. Дополняют экспозицию произведения прикладного искусства: венецианское стекло, бронзовые дверные молотки, ткани и кружева (зал 223).
В 1668 году Ридольфи писал, что после смерти Тициана в его мастерской оставался ряд картин, среди которых он назвал «Марию Магдалину», купленную семейством Барбариго в 1581 году. Холст, масло. Она любуется им, погруженная в свои мысли, сосредоточив на ребенке всю силу своих чувств. Внизу справа, в тени лежит череп золотисто – зеленоватого цвета. Удовлетворение желания ведет к радости и наслаждению. Картина выполнена в теплом колотите.
Также автор ставит несколько ярких бликов на веревке, которая лежит в тени внизу. Оно должно вести человека от земли к небу. В то же время он рассматривается как вместилище души, жизни существа.
Тревожная атмосфера, царящая в пейзаже, помогает полнее воспринять состояние героини. Вертикальная ветвь гораздо длиннее горизонтальной. На многих произведениях искусства образ кающейся Марии Магдалины представлен в жанре Vanitas (от латинского Vanitas vanitatum et omnia vanitas – Суета сует – всё суета), где рядом с Магдалиной – череп, свидетельствующий о том, что святая Мария Магдалина осознала бренность бытия и все её помыслы теперь направлены к жизни вечной. Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе – Галерея Академии, Венеция).
Смысл картины при этом совершенно не искажен. Атмосфера произведения достаточно напряженная, тяжелая, но в то же временя образ Марии вышел динамичным, рвущимся ввысь, в нем читается много надежды. Эта эротика скорее физическая, нежели сексуальная и выделяет сердце как эротический центр. Долгие годы она тяжело страдала, будучи одержима семью бесами. Когда смотришь на картину, возникает впечатление, что смотришь на святой образ.
Вертикальный формат, при его огромных размерах (206, 8Ч142 см) как бы нависает над зрителем. Диана, олицетворение целомудрия (ее можно узнать по диадеме с полумесяцем), была настолько рассержена Актеоном, увидевшим ее божественную наготу, что превратила его в оленя, которого потом растерзали его собственные со- баки. Она держала и ласкала их долгое время, затем только отпустила».
Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-1560-х годов. написанных в 1560-е годы по заказу Филиппа II Ис- панского, его главного покровителя. Ее старческий облик контрастно оттеняет молодость и совершенство форм Данаи.
Не ушел от нее и Вичеллио Тициан, достигший зрелости в своем искусстве. Череп -- атрибут отшельников, в знак их отречения от мира на пути к спасению.
Но ведь изображенная на полотне женщина не раскаивается – все в ней дышит любовью. Основание же средневековой «зрительной» эротики лежит в убеждении, характерном еще для Античности, что операции ума или души зависят от воображения, опирающегося на зрительные образы. Например, Руперт Дьюпский в своем комментарии на «Песнь Песней» (5:4) («Возлюбленный мой протянул руку свою сквозь скважину и внутренность моя взволновалась от него») привлекает внимание читателей к сердцу как сосредоточию любви: «Возлюбленный, видимый ночью в видении, удивительным образом просунул свою руку в ее грудь. С этим образом связано множество легенд и преданий.
Б. Ай-кема полагает, что Тициан написал свою Магдалину «настолько чувственной, насколько это возможно» из соображений морали: зрители должны преодолеть искушение плотских желаний, вызываемых произведением и осознать, что перед ними кающаяся грешница, которая решила оставить мир. Этот жест как бы говорит: «Я отдам все за твое воскрешение. Бернард писал: «Твое отношение к твоему Господину Иисусу должно быть нежным и интимным, чтобы противостоять притягательным соблазнам чувственной жизни: сладость побеждает сладость». Художник не отказал заказчику. Так, св. Полотно картины внушительных размеров – 206, 8Ч142 (см). Большого Эрмитажа экспонируются произведения мастеров Венецианской школы живописи XV – XVI вв. : Чимы да Канельяно, Джорджоне, Себастьяно дель Пьомбо, портреты кисти Пальмы Старшего, Доменико Каприоло, Лоренцо Лотто (залы 217-218).
Мария Магдалина, одна из наиболее почитаемых в христианстве женщин. Красота и чувственность образа Магдалины в контексте мистицизма любви вызывают чувство наслаждения у зрителей, пробуждая эмоциональное начало в их душах. Сопоставляя теплые тона переднего плана с холодным синим «пятном» неба, художник создает впечатление глубины композиции. Она странствовала вместе Иисусом и апостолами, делила с ними все тяготы и невзгоды, проповедовала Евангелие после вознесения Иисуса, за что христианские богословы присвоили ей почётное звание -- «равноапостольная». На картинах женщина была изображена в разных позах, также менялся задний план.
«Кающаяся Мария Магдалина» (1530-1535, Флоренция, Палаццо Питти) кисти великого венецианского живописца Тициана не раз привлекала к себе внимание исследователей в силу чрезвычайно чувственного изображения святой. Надо подчеркнуть, что хотя ренессансный образ Магдалины включает в себя черты как кающейся грешницы, так и нежной возлюбленной Христа, тем не менее, художественная трактовка ее облика может быть весьма различна у того или иного мастера.