В 1970-х руководство Эрмитажа разрешило мне покопаться в архиве Загорска — кладбище графики. Мария Магдалина, одна из наиболее почитаемых в христианстве женщин. Она странствовала вместе Иисусом и апостолами, делила с ними все тяготы и невзгоды, проповедовала Евангелие после вознесения Иисуса, за что христианские богословы присвоили ей почётное звание – «равноапостольная». Она странствовала вместе Иисусом и апостолами, делила с ними все тяготы и невзгоды, проповедовала Евангелие после вознесения Иисуса, за что христианские богословы присвоили ей почётное звание — равноапостольная. Я считаю, что у нас хранится первый вариант картины.
То у Эль Греко совсем другое дело. Ирбитскому шедевру предстоит спорить с венским вариантом за право считаться «основным» полотном. Оказывается, она откровенно кается. Я 36 лет изучал это полотно, сравнивал с теми картинами Рубенса, что есть в России.
Взоры были устремлены на лицо кающейся Магдалины. XX век бежевый, как XVI. А окончательное заключение экспертов было сделано 24 мая 2013 года.
Непонятно, как Магдалина ими могла вытереть ноги Христа. Я там за четыре дня нарыл 520 листов, это были лохмотья, плесень, рвань.
На ее покрасневшие от бесконечных слез глаза и струящиеся золотистые волосы. Возрождение у нас в интенсивно-бежевом, барокко в густо-вишневом цвете. В середине XIX века он приобрел его для своей коллекции. Эти картины пришли в музей с очень сложной историей. А венская Магдалина написана со второй жены Рубенса Елены Фоурмен.
Женщина в длинной серой кофточке пристально рассматривала драгоценности, рассыпавшиеся из коробки, на которую опиралась босая нога Марии. С этим образом связано множество легенд и преданий. Теперь та же история произошла с Рубенсом. В его первых «испанских» картинах ещё можно заметить влияние Тициана, но «Кающаяся Мария Магдалина» стала первой картиной, где великий художник заявил о себе в полный голос. Второе своё имя будущая святая получила от селения Магдала в Галилее, где она родилась.
Особенно это касается владения цветом, в котором мастер добился подлинного совершенства. Там картина провела 36 лет. Больше 100 шедевров ушло из главного музея страны в то время.
Приехала великая Ирина Антонова и абсолютно не ожидала увидеть то, что увидела. Она странствовала вместе Иисусом и апостолами, делила с ними все тяготы и невзгоды, проповедовала Евангелие после вознесения Иисуса, за что христианские богословы присвоили ей почётное звание — «равноапостольная». По этой причине именно в западноевропейской культуре, в изобразительном искусстве такое важное место занимает образ кающейся Марии Магдалины. В возрасте 35 лет он переезжает в испанский Толедо, где обрёл второе имя и вторую родину. Первым известным владельцем полотна был петербургский профессор Александр Якобсон.
Второе своё имя будущая святая получила от селения Магдала в Галилее, где она родилась. Она сняла квадрат 5х5 сантиметров и я сказал: «Тонечка, ты чистишь Рубенса». Долгие годы она тяжело страдала, будучи одержима семью бесами. С этим образом связано множество легенд и преданий. Три женщины старше 50-ти, высокий мужчина в костюме и с деловым портфелем, девушка.
В 1931 году произведение оказалось в Эрмитаже с пометкой «копия», затем неожиданно попало в хранилище музея города Ирбита (это целая история, о ней – ниже). Он списан с первой жены художника Изабеллы Брандт. Лицо — как блин, мизинчик кокетливо отставлен, коротенькие вьющиеся волосы. Рылся в горах ненужной бумаги и находил порой интересные вещи.
И вероятно у вас возникает интригующий вопрос: Что она делает на берегу, да ещё в позднее время. Это открытие стало настоящей сенсацией. К счастью, лак не затвердел намертво и поддался растворителю. Мария Магдалина, одна из наиболее почитаемых в христианстве женщин.
Дело, в том, что западные богословы отождествляют её с грешницей, которая при встрече с Иисусом раскаялась, омыла его ноги своим слезами и отёрла их своими волосами. Рококо синее, XIX век — густой изумруд. Репродукция венской картины тоже есть на челябинской выставке, так что сравнивайте сами. Однако это оказалось не так.
15 ноября 2012 года мы открывали выставку «Дары Эрмитажа» и главный реставратор музея Виктор Коробов, обернувшись к телекамерам, сказал: «Да, это не копия». Они появились поодиночке, но просмотр картины на какое-то время их объединил. С «Портретом инфанты Изабеллы» Ван Дейка мы разобрались — это подлинник. То, о чем так долго говорили, свершилось: в Челябинск привезли подлинную картину великого фламандского художника XVII века Питера Пауля Рубенса «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой». Особенно это касается владения цветом, в котором мастер добился подлинного совершенства. Многолетнее хождение по частным коллекциям и антикварам.
15 ноября 2012 года сотрудники Эрмитажа официально объявили о том, что ирбитская «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой» – не копия, а работа самого Рубенса. «Магдалина» была доставлена в 1931 году, когда Эрмитаж грабили изымали полотна, чтобы построить ДнепроГЭС и другие заводы. Долгие годы она тяжело страдала, будучи одержима семью бесами. В его первых «испанских» картинах ещё можно заметить влияние Тициана, но «Кающаяся Мария Магдалина» стала первой картиной, где великий художник заявил о себе в полный голос. И только в 2012 году в ходе реставрации специалисты обнаружили черты живописи Рубенса.
— Я просил у них то, что не жалко отдавать. Когда ее грузили в герметичный фургон в городе Ирбите соседней Свердловской области (там хранится шедевр живописи), на улице было минус 30 градусов.
«Дорога была не очень, особенно когда мы пересекли границу Свердловской и Челябинской областей, там километров 10 «полного караула», — сказал при разгрузке генеральный директор Ирбитского государственного музея изобразительных искусств Валерий Карпов.
Свет с полным отсутствием ультрафиолета и инфракрасного излучения. Долгие годы она тяжело страдала, будучи одержима семью бесами. К 2012 году мы собрали деньги на реставрацию. Наседкина мне не поверила. В подлинности меня особенно убеждали глаза Магдалины, распухшие от слез. Ясно видно, что женщина глубоко раскаивается.
Сквозь четыре слоя лака я видел живые слезы и влажную роговичку. Претензий к Эрмитажу, не узнавшему подлинных мастеров, нет и быть не может.