Il Cortegiano), также «Книга о придворном» — литературное сочинение итальянского гуманиста Бальдассаре Кастильоне. Придворный1 (итал. Il Cortegiano), также «Книга о придворном»источник не указан 412 дней — литературное сочинение итальянского гуманиста Бальдассаре Кастильоне. Средние века и Возрождение», М. П. Алексеев, В. М. Жирмунский, С. С. Мокульский, А. А. Смирнов, М., 1997 г. Бальдассаре Кастильоне (6 декабря 1478 – 2 февраля 1529), количество Casatico, был итальянский придворный, дипломат, солдат и выдающийся автор эпохи Возрождения. Придворный1 (итал. Il Cortegiano), также «Книга о придворном»источник не указан 414 днейК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан) — литературное сочинение итальянского гуманиста Бальдассаре Кастильоне. Чтобы лучше понять главное произведение Кастильоне «О придворном», необходимо остановиться на основных моментах жизненного пути автора.
Чтобы лучше понять главное произведение Кастильоне «О придворном», необходимо остановиться на основных моментах жизненного пути автора. Графа Кастильоне «Придворный». Придворный (итал. Il Cortegiano), также «Книга о придворном» — литературное сочинение итальянского гуманиста Бальдассаре Кастильоне. Главное произведение Кастильоне «О придворном», необходимо остановиться на основных.
«И если мне в моем описании не удалось приблизиться к образу оного, то еще меньше старания употребят придворные, чтобы делами приблизиться к конечной цели, какую я им начертал» (I, Ш). приводимый отрывок «В защиту любви»), третий юноша, Лавинелло, говорит об истинной платонической любви, которая обращается к божественному и вечному, по сравнению с которой земная красота — лишь бледный отсвет и мимолетная тень (о взглядах Бембо на платоническую любовь см. Они веселятся, сочиняя образ идеального человека. С античным неоплатонизмом у него есть общее: он старается оправдать, возвысить и превознести материальный мир, увековечить его при помощи идеалистических категорий основных представителей античного неоплатонизма Плотина (III в. ) и Прокла (V в. ). Но если природа наградила человека, этим даром не сполна, ущерб можно восполнить трудом и усердием – упражнениями, тренировкой тела, воспитанием душевных свойств (I, XXIV). И среди всего этого подлинно возрожденческого быта Марсилио Фичино перевел на латинский язык всего Платона (1477), всего Плотина (1485), частично Дионисия Ареопагита, античных неоплатоников Порфирия, Ямвлиха и Прокла и других античных философов и писателей. В качестве другого и тоже основного примера чисто возрожденческого, притом по преимуществу платонического, быта может послужить трактат Бальдассаре Кастильоне «Придворный», где рисуются все необходимые качества тогдашнего благовоспитанного человека: умение красиво драться на шпагах изящно ездить на лошади изысканно танцевать, всегда приятно и вежливо говорить и даже изощренно ораторствовать, владеть музыкальными инструментами, никогда не быть искусственным, но всегда только простым и естественным, до мозга костей светским и в глубинах души верующим. С этим портретом не все в порядке.
В беседах на заданную тему (таким был и разговор об идеальном придворном) гости герцогини оказываются равноправными участниками. Таким образом, все сводится к понятию «разнообразия» (varietas), противостоящему изначальной установке «игры», в ходе которой необходимо было определить идеального придворного. За 300 лет до Канта они проповедуют эту всеобщую эстетическую предметность, но проповедуют ее пока только как факт, как результат своей прямой и непосредственной художественной интуиции. господина). Наоборот, она здесь всячески превозносилась.
Эти два самых ярких примера бытовой эстетики Ренессанса, т. е. Главное произведение Кастильоне— книга диалогов «Придворный» («Il Cortegiano»), воссоздающая тип идеального придворного и картину изысканных обычаев и остроумных бесед итальянского общества времён Возрождения. В 1511 г. он участвует в осаде городка Мирандола, а годом позже – в завоевании Болоньи. Во-первых, тут были реальные прототипы, а во-вторых и это, пожалуй, главное – «дабы усмирить иных высоко мнящих о себе и ни на что не годных глупцов, которые надеются стяжать имя хорошего Придворного» (I, XII). Ужу во вступительной части, в которой Федерико Фрегозо предлагает разыграть придворное действо, проблема «придворной жизни» («cortigianeria») представляется как исторически новая и злободневная, решение ее должно быть ясным и однозначным.
Его мать, Луиджа-Алоизия (так он сам будет называть ее в письмах), была родственницей семейства Гонзага, синьоров Мантуи. Наоборот, она здесь всячески превозносилась. В Испании Кастильоне остается до своей внезапной смерти в Толедо 2 февраля 1529 г. Малые произведения Кастильоне состоят из небольшого числа стихотворений на латыни и на вольгаре, написанных еще в молодости, эклоги «Тирси», хвалебного текста, написанного для рода Монтефельтро. Она может рассматриваться как один из первых образцов пасторальной драмы – именно того литературного жанра, который получит очень широкое распространение во второй половине 16 века и достигнет значительных результатов в творчестве Торквато Тассо. В 1524 Папа Римский Клемент VII послал Castiglione в Испанию как Апостольский посланник (посол Святого престола) в Мадриде и в этой роли он следовал за судом императора Карла V в Толедо, Севилью и Гранаду.
Гуманистическая мораль – внутреннее убеждение каждого человека. Проблемы, поднятые Кастильоне в трактате «Придворный», по-прежнему актуальны и сегодня, особенно в современной России. Даже если отбросить версию 1504 года, не десятилетний же художник нарисовал эту картину. Круг собеседников — приближенные герцога Урбинского Гвидобальдо да Монтефельтро, сына Федериго да Монтефельтро: герцогиня Елизавета Гонзага, её придворная дама Эмилия Пиа (вдова Антонио Монтефельтро, незаконного сына Федериго), знаменитый писатель Пьетро Бембо ещё один писатель Бернардо Довици, автор комедии «Каландрия» и будущий кардинал Биббиена сын Лоренцо Великолепного Джулиано Медичи будущий архиепископ Салернский Федериго Фрегозо и его брат Оттавиано, будущий дож Генуи известный своими блестящими импровизациями поэт Бернардо Аккольти и другие лица, но не сам герцог (страдавший от подагры).
LXXIII). Возрожденческий неоплатонизм не удовлетворяется ни античным политеизмом, ни средневековым монотеизмом. С античным неоплатонизмом у него есть общее: он старается оправдать, возвысить и превознести материальный мир, увековечить его при помощи идеалистических категорий основных представителей античного неоплатонизма Плотина (III в. ) и Прокла (V в. ). Его сонет Superbi колли e voi, крестцы ruine («Гордые холмы и Вы, священные руины187), письменный больше писателем, чем поэт в Castiglione, тем не менее содержит намеки предромантичного вдохновения.
Придворный должен быть очень сведущим на греческом и латыни и должен знать достаточно, чтобы быть в состоянии различить между хорошим и плохим письмом (а также другие искусства) для себя, не полагаясь по-рабски на слово других. Портрет Рафаэля относят к 1504 году, к так называемому «первому флорентийскому периоду». Гуманистическая образованность (знание не только латинского, но и греческого языка как ее основа) в начале XVI в. была нормой для высших слоев общества Италии и придворная среда не могла быть исключением, тем более что широкая эрудиция нового плана отличала и многих итальянских государей. Внесу и свою лепту в разгадывании искусствоведческой загадки. Брат экономиста Исаака Рубина, отец китаеведа Виталия Рубина.
Ему удается снять с себя все обвинения, но восстановить доверие папы уже невозможно. Композиция книги имеет эклектический характер и не отличается строгим единообразием, автор использует примеры из реальной жизни, не останавливаясь только на «теоретических» заявлениях.
(Кастильоне. «Книга о придворном» разделена на четыре части в ней рассматривается проблематика, затрагивающая все этапы человеческой жизни и опыта (юности и старость, язык и оружие, образование, любовь), при этом используются все традиционные литературные формы (фацеция, монолог, новелла, трактат). И не то чтобы средневековая ортодоксия начисто отрицалась. Композиция книги имеет эклектический характер и не отличается строгим единообразием, автор использует примеры из реальной жизни, не останавливаясь только на «теоретических» заявлениях. Многое изменилось со времени Кастильоне: образ придворного претерпел изменения к худшему. Мне кажется ошибкой, что Кастильоне стал сочетать старый гуманистический идеал «универсального человека» с идеологическими установками дворянина-землевладельца, считающего высшей доблестью служение монарху.
Любовь того Кэстиглайона к Ипполите имела совсем другую природу от его бывшего платонического приложения до Элизабетты Гонцаги, свидетельствуется двумя очень страстными письмами, он написал ей, что выжили. Издание основывалось на последней рукописи, которую Кастильоне из Испании передал Бембо И Рамузио. Внезапная смерть в Испании не позволила автору увидеть успех книги в Италии и в других странах Европы, в которых вскоре вышли многочисленные переводы (в 1534 г. на испанский язык, три года спустя – на французский, в 1561 г. – на английский и в 1593 г. на немецкий). В Испании Кастильоне остается до своей внезапной смерти в Толедо 2 февраля 1529 г. Известная еще до публикации, «Книга о придворном» была отдана в чать сразу двум известным издателям: Мануцию в Венеции, где она вышла в апреле 1528 г. и Джунти во Флоренции, где она появилась несколькими месяцами позже. Эти два самых ярких примера бытовой эстетики Ренессанса, т. е.
Идеально, придворный должен быть молодым, приблизительно двадцать семь, по крайней мере мысленно, хотя он должен дать появление того, чтобы быть более серьезным и более вдумчивым, чем его годы. по кн. : Музыкальная эстетика западноевройского средневековья и Возрождения, с. 523-524). В 1508—1513 годах принимал участие в Войне Камбрейской лиги. господина).
Он мудрый советчик правителя, преследующий не свой личный, но государственный интерес. Изучение «Книги о придворном» имеет давнюю историографическую традицию 7. В Риме Кастильоне бывает у самых знаменитых литераторов и художников своего времени, в числе которых Пьетро Бембо, уже упоминавшийся Бернардо Довици да Биббиена, Рафаэль, который становится близким другом писателя и запечатлевает его на одном из своих самых известных портретов.
Ужу во вступительной части, в которой Федерико Фрегозо предлагает разыграть придворное действо, проблема «придворной жизни» («cortigianeria») представляется как исторически новая и злободневная, решение ее должно быть ясным и однозначным. Соблюдая свое достоинство, проявляя смелость, когда того требуют обстоятельства, придворный, однако, должен избегать безрассудства – решаться на поединок, например, ему следует лишь в том случае, если задета честь (Книга I, главы XIV, XVII, XXI, XXII), Традиционные рыцарские доблести – а военное дело Кастильоне считает главным призванием придворного – лишь одна из граней облика приближенного ко двору, который создает Кастильоне. Однако дипломатической миссии оказывается недостаточно, чтобы избежать осады Рима (знаменитого «римского мешка») в 1527 г., после чего Кастильоне вместе с другими дипломатами, среди которых его соотечественник Франческо Гвиччардини, обвиняется в том, что содействовал поражению папских войск.
В «Придворном» Кастильоне читателей привлекали не только художественные достоинства этого яркого литературного произведения, богатство этических и эстетических идей, но, возможно и гуманистический идеал всесторонне развитой личности, преломленный в образе идеального придворного эпохи Возрождения, равно как и романтизация придворной жизни. Она же может ему помочь выделиться в круге их придворных. «Казалось, это не дворец, а город в виде дворца, – утверждал Кастильоне, – и обставлен он был не только привычными серебряными вазами, богатыми занавесями из парчи и шелка и другими подобными вещами, но герцог добавил к его украшению бесчисленные древние статуи из мрамора и бронзы, редкие картины» В этой двойной роли поклонника древних искусств и покровителя современных художников и скульпторов Федериго был олицетворением Ренессанса.
рис. Кроме того, отсутствие автора в числе собеседников (события якобы относятся к 1507 г., когда Кастильоне находился с дипломатической миссией в Англии при дворе короля Генриха VII) позволяет им участвовать в диалоге абсолютно свободно. Ужу во вступительной части, в которой Федерико Фрегозо предлагает разыграть придворное действо, проблема «придворной жизни» («cortigianeria») представляется как исторически новая и злободневная, решение ее должно быть ясным и однозначным. И тут тоже не в меньшей степени, чем у флорентийцев, полное слияние неоплатонизма и гуманизма, религиозной веры (вместе с учением о спасении души) и совершенно светского жизнеутверждения, а также чистейшей эстетики платонизма и всяких возможных украшений и достоинств земной и притом блестяще земной, жизни.
Именно его двор описал Кастильоне, создавая портрет идеального придворного. Хотя идеал Кастильоне имеет четкий социальный адрес – придворную среду, этот идеал обретает в его сочинении более широкий смысл, примыкая к традиции гуманистического учения о человеке. Не то чтобы здесь отрицалась античная космология. С 1519 на службе у Федериго Гонзага.
В 1521 Папа Лев X признал ему тонзуру (сначала священническая церемония) и вслед за этим начал вторую, духовную карьеру Кэстиглайона. Основным содержанием мадригала стала лирика, в частности любовно-лирические сюжеты, что не исключало, однако и иную образность» (из книги Т. Ливановой «История западноевропейской музыки до 1789 года (Эпоха Возрождения). В те же годы Кастильоне занимается литературным творчеством: пишет стихотворения на различную тематику, эклогу «Тирси» («Tirsi»), эпистолу «О жизни и деяниях Гвидубальдо герцога Урбинского» («De vita et gestis Guidubaldi Urbini ducis»).
Наконец, Пьетро Бембо завершает диалог страстным восхвалением любви как пути к божественному благу, – и в это время первые рассветные лучи застают врасплох собеседников, которые «не заметили, как пробежало время» (гл. Царившая при урбинском дворе атмосфера творческих поисков, разнообразия интеллектуальных интересов вдохновила Кастильоне на создание широко прославившей его «Книги о придворном». За ним пошли новые поэты-петраркисты.
В 1508-1513 принимал участие в Войне Камбрейской лиги. Во второй Федерико Фрегозо намеревается продемонстрировать, «in qual modo e maniera e tempo debba il cortegiano usar le sue bone condicioni, ed operar quelle cose che gi s detto convenirsegli» (гл. VI), т. е речь идет о том, чтобы изложить способы и обстоятельства, при которых придворный должен подтвердить свои качества. А в книге мне приглянулись тексты Пьетро Бембо и Кастильоне. «О придворном» – Цит. А затем еще один, но уже бесплатно, просто из уважения.
Главное произведение Кастильоне— книга диалогов «О придворном», воссоздающая тип идеального придворного и картину изысканных обычаев и остроумных бесед итальянского общества времён Возрождения. Начало работы датируется 1514 г. первая редакция сочинения (с посвящением Франциску I) была закончена в 1516 г. Последняя (третья) редакция датируется 1524 (без посвящения) она была напечатана в Венеции в 1528г. Кастильоне родился близ Мантуи. «Он один решился сделать то, что не делали тысячу лет и более: создать самую лучшую библиотеку со времен древности».
Здесь ценятся ум, познания, уважение к чужому мнению, острословие, шутка. Его мать, Луиджа-Алоизия (так он сам будет называть ее в письмах), была родственницей семейства Гонзага, синьоров Мантуи. Эти два самых ярких примера бытовой эстетики Ренессанса, т. е. господина).
Средние века и Возрождение». Огромная урбинская библиотека была созданием и заслугой Федериго. Но так как любовь является причиной и началом не только многих и величайших вещей, но также и всех благ, которые встречаются под небом, то надо верить, что она является самой полезной вещью из всех других полезных вещей в мире. Нам остается надеяться, что современной России потребуется для этого меньше времени.
В 1450 году он начал строительство дворца (см.
Внезапная смерть в Испании не позволила автору увидеть усх книги в Италии и в других странах Европы, в котоы вскоре вышли многочисленные реводы (в 1534 г. на испанский язык, три года спустя – на французский, в 1561 г. – на английский и в 1593 г. на немецкий). Эта работа интересовала и отечественных исследователей 8. В 1504 г., по неизвестным причинам, он уезжает из Мантуи и герцог на многие годы запретит ему возвращаться в город.
Начальное гуманистическое образование Кастильоне получил в Милане, где учился рыцарскому искусству при дворе Лудовико Моро. И тут тоже не в меньшей степени, чем у флорентийцев, полное слияние неоплатонизма и гуманизма, религиозной веры (вместе с учением о спасении души) и совершенно светского жизнеутверждения, а также чистейшей эстетики платонизма и всяких возможных украшений и достоинств земной и притом блестяще земной, жизни. В мае 1523 в составе свиты Изабеллы дЭсте путешествует в Падую и Венецию.
Сохраняя некоторые черты рыцарского идеала, образ придворного у Кастильоне обогащается гуманистическими этико-эстетическими идеями: важнейшей ценностью становится образованность, а добропорядочность оказывается неразрывно связанной с грацией – красотой мысли, речи, всего поведения. Гуманисты же не признавали над собой иных судей, кроме собственной совести, не признавали запретов для разума. И тут тоже не в меньшей степени, чем у флорентийцев, полное слияние неоплатонизма и гуманизма, религиозной веры (вместе с учением о спасении души) и совершенно светского жизнеутверждения, а также чистейшей эстетики платонизма и всяких возможных украшений и достоинств земной и притом блестяще земной, жизни. Это потом завязалась цепочка.
«Я не удивляюсь тому, что вы сумели изобразить идеального придворного, – написал ему некий друг, – так как вам стоило лишь поставить перед собой зеркало и вы бы увидели его там». С 1501года выполнял дипломатические миссии при различных итальянских дворах. Рубин знал 15 языков). Издесь тоже не в меньшей стени, чем у флорентийцев, полное слияние неоплатонизма и гуманизма, религиозной веры (вместе с учением о спасении души) и совершенно светского жизнеутверждения, а также чистейшей эстетики платонизма и всяких возможных украшений и достоинств земной и притом блестяще земной, жизни. Но во всем этом будет мало проку, если мысли, выраженные в словах, не будут прекрасными, умными, острыми изысканными и серьезными, как необходимо» (I, XXXIII). Это своеобразный синтез гуманистических представлений об идеале личности.
Кроме того, он должен выделиться всего, он обходится без очевидного усилия и заставьте все выглядеть легким и естественным. приводимый отрывок из «Книги о придворном» Кастильоне). В 1537 году его перевели на французский, в 1549-м – на испанский, в 1561-м – на английский, а через двести лет после того, как герцогство Урбино перестало существовать, Сэмюэл Джонсон одобрил эту книгу фразой, навсегда вознесшей ее на пьедестал: «Лучшая из книг, когда-либо написанных о хорошем воспитании, – это «Придворный» Кастильоне, человека, выросшего при маленьком урбинском дворе. Франческо Мария делла Ровере (племянник и наследник Герцога и Герцогини Урбино) и Чезаре Гонцага, кузен и Castiglione и Герцога.
Когда Папа Лев X был избран в 1512, Castiglione послали в Рим как посол из Урбино. плавный выговор, подобающие манеры и жесты. Он был папским нунцием при дворе императора, но всегда с ностальгией вспоминал маленький двор среди холмов и болот севера. Более поздние комментаторы нечасто не обвиняли его в защите поверхностности (с «небольшой справедливостью» согласно Июню Осборн), все же это также назвали, Самый важный единственный вклад в распространение итальянских ценностей всюду по Европе. «Книга о придворном» – яркое свидетельство влияния гуманизме на придворную среду. Итальянский дипломат, деятель культуры, писатель.
И не то чтобы средневековая ортодоксия начисто отрицалась. Диалогическая форма «Книги о придворном» опирается на образцы прозы Платона и Цицерона, ставших учителями для нескольких поколений гуманистов и отвечает стремлению автора представить придворную среду в качестве типичной формы социальных отношений или светского «времяпрепровождения» («intertenimento»), которое предстает в книге как «игра».
рис. В качестве другого и тоже основного примера чисто возрожденческого, притом по преимуществу платонического, быта может послужить трактат Бальдассаре Кастильоне «Придворный», где рисуются все необходимые качества тогдашнего благовоспитанного человека: умение красиво драться на шпагах изящно ездить на лошади изысканно танцевать, всегда приятно и вежливо говорить и даже изощренно ораторствовать, владеть музыкальными инструментами, никогда не быть искусственным, но всегда только простым и естественным, до мозга костей светским и в глубинах души верующим. На мой взгляд это произошло потому, что Реформация защищала определенную религию (христианство) и хотела углубить религиозные основы нравственности, т. е. выступала в духе устоявшихся традиций и воспитания подавляющего населения страны. Гуманисты же не признавали над собой иных судей, кроме собственной совести, не признавали запретов для разума. В 1528, за год до его смерти, книга, которой Кэстиглайон является самым известным, Книга Придворного (Il Libro del Cortegiano), была издана в Венеции Альдинским Тиражом наследниками Aldus Manutius. Словом, форма речи – тоже одно из проявлений грации: «.
16). Жаль, конечно, что у меня нет доступа к полным текстам книг Бембо и Кастильоне. Вместе с новым миром выросла понемногу и любовь у первых людей, а вместе с ростом ее выросли и искусства. Однако дипломатической миссии оказывается недостаточно, чтобы избежать осады Рима (знаменитого «римского мешка») в 1527 г., после чего Кастильоне вместе с другими дипломатами, среди которых его соотечественник Франческо Гвиччардини, обвиняется в том, что содействовал поражению папских войск. Незначительные работы Кэстиглайона менее известны и все же интересные, включая любовные сонеты и четыре канцоны Amorose («Любовные Песни187) о его платонической любви к Элизабетте Гонцаге, в стиле Франческо Петрарки и Пьетро Бембо. Вздыхают в некоторых стихи, жалуются во многих целые книги, рифмы чернила, записки и самые томы — огонь.
Внезапная смерть в Испании не позволила автору увидеть успех книги в Италии и в других странах Европы, в которых вскоре вышли многочисленные переводы (в 1534 г. на испанский язык, три года спустя – на французский, в 1561 г. – на английский и в 1593 г. на немецкий). На мой взгляд это произошло потому, что Реформация защищала определенную религию (христианство) и хотела углубить религиозные основы нравственности, т. е. выступала в духе устоявшихся традиций и воспитания подавляющего населения страны. Только так и можно понять Марсилио Фичино и Бальдассаре Кастильоне.
На мой взгляд, сокрушительное поражение демократических партий на выборах в Государственную Думу и безоговорочная победа «партии власти» и прочих «придворных» партий и объединений, убедительно свидетельствуют о том, что либеральные идеи идеи подлинного гуманизма пока в России не прижились. Мне кажется, что «Книга о придворном» – шедевр итальянской прозы – явилась своеобразным итогом развития гуманистической мысли, отразившим настроения гуманиста-аристократа Бальдассаре Кастильоне. Но все же, отступая от этих принципов, Кастильоне полагал, что многогранной, абсолютной личностью может быть лишь аристократ, а разумно организованное общество — это княжество, управляемое государем с помощью мудрых советников из знати.
Согласно Питеру Берку, один способ суммировать успех Кэстиглайона «в предложении», «должен был бы сказать, что он помог приспособить гуманизм к миру суда и суда к гуманизму». Родился 6 декабря 1478 г. в Казатико, в окрестностях Мантуи, в знатной семье. В 1511 г. он участвует в осаде городка Мирандола, а годом позже – в завоевании Болоньи. Ты собираешь воедино элементы согласия.
Мне кажется, что Книга о придворном – шедевр итальянской прозы – явилась своеобразным итогом развития гуманистической мысли, отразившим настроения гуманиста-аристократа Бальдассаре Кастильоне. Придворная «игра», необычная и вычурная, представлена с определенной долей иронии. В Испании Кастильоне остается до своей внезапной смерти в Толедо 2 февраля 1529 г. Диалогическая форма «Книги о придворном» опирается на образцы прозы Платона и Цицерона, ставших учителями для нескольких поколений гуманистов и отвечает стремлению автора представить придворную среду в качестве типичной формы социальных отношений или светского «времяпрепровождения» («intertenimento»), которое предстает в книге как «игра». по кн. : Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения, с. 523524). Правда, слово «юноша» в названии картины можно прочесть и как характеристику автора, а не портретируемого. господина).
«О придворном» – Цит. Участники также сожалеют о том, что они рассматривают грубыми и неразвитыми манерами французских, которые они говорят взгляд вниз с презрением на том, что они называют «клерком» (или кто-то, кто может читать и написать), хотя надежда выражена для Фрэнсиса Валуа, будущего короля Франции. Пусть это будет и украшением, которым исполнены и пронизаны все его действия и очевидным признаком того, что человек сей достоин общества и милости любого великого государя» (I, XIV). А кончается этот трактат панегириком Амуру, подателю всех благ и всего довольства, включая душевное спасение, панегириком, конечно, в чисто платоновском стиле.
« хрестоматийный «Портрет юноши» кисти Рафаэля, он висит сразу перед входом и единственный закрыт защитным пластиковым боксом. Однако художественная ценность «Книги о придворном» состоит именно в некой ее двойственности, она представляется одной из самых удачных интерпретаций общественной и культурной жизни в эпоху Возрождения, поскольку в ней отражаются скрытые конфликты и недостатки постоянно меняющегося общества. В ренессансном духе прописан в «Книге о придворном» и этикет урбинского двора, поданный не главной сюжетной линией произведения, но достаточно выразительным фоном.
Ханс Бэрон классно назвал его «гражданским гуманизмом». Родился 6 декабря 1478 г. в Казатико, в окрестностях Мантуи, в знатной семье. Кастильоне родился близ Мантуи. Название «Портрет молодого человека» выглядит убедительнее, если отрешиться от юного лица, на нем изображенного.
Могила сам Сократ начала изучать цитру когда старик. В третьей книге Джулиано де Медичи представляет образ «дворцовой дамы» («donna di palazzo») и, наконец, в четвертой Оттавиано Фрегозо рассматривает сложный вопрос об отношениях придворного и князя (т. е.
В Испании Кастильоне остается до своей внезапной смерти в Толедо 2 февраля 1529 г. Известная еще до публикации, «Книга о придворном» была отдана в печать сразу двум известным издателям: Мануцию в Венеции, где она вышла в апреле 1528 г. и Джунти во Флоренции, где она появилась несколькими месяцами позже. Кроме того, отсутствие автора в числе собеседников (события якобы относятся к 1507 г когда Кастильоне находился с дипломатической миссией в Англии при дворе короля Генриха VII) позволяет им участвовать в диалоге абсолютно свободно. Средние века и Возрождение».
Придворный должен был уметь достойно выглядеть во многих мужественных упражнениях (борьбе, беге, верховой езде), а также свободно рассуждать о литературе, уметь разговаривать на нескольких языках играть на музыкальных инструментах, сочинять изящные вирши (см. Не то чтобы здесь отрицалась античная космология. Средние века и Возрождение». Он превратился либо в жеманного щеголя, либо в честолюбивого интригана изо всех сил стремящегося пробраться на вершины общества. Кастильоне воссоздает атмосферу придворной жизни у герцогов Урбино, возможно, немало идеализируя ее, но как бы продолжая намеченную еще Боккаччо в обрамлении к новеллам «Декамерона» утопическую идиллию микросоциума.
Наоборот, она здесь всячески превозносилась. Положения гуманистического придворного этикета и требования, предъявляемые к культуре движений, Бальдассаре Кастильоне сформулировал так: Есть упражнения, которыми можно заниматься и на людях и приватно, например танец придворному танцующему в присутствии других и в таком месте, где теснится множество людей, приличествует сохранять известное достоинство, смягчаемое легкой грацией движений пусть он выдерживает размер и темп избегая тех быстрых и громких, с двойным притоптыванием, шагов, которые столь подходят (придворным танцорам), но, пожалуй, не к лицу знатному человеку, хотя в своей комнате, наедине можно позволить себе и это Проблемы, поднятые Кастильоне в трактате «Придворный», по-прежнему актуальны и сегодня, особенно в современной России. Только так и можно понять Марсилио Фичино и Бальдассаре Кастильоне. Днем члены этого сообщества заняты делами, но каждый вечер они встречаются вновь под председательством герцогини (так как герцог тяжко страдает подагрой и рано уходит на отдых). В проточных водах в определенное время самцы рыб преследуются страстными самками и они им охотно уступают и, таким образом, желая того же самого, способствуют распространению своего вида. Ты, сладчайшая цепь мира, связь между небесным и земным, мягко склоняешь высшие добродетели к управлению низшими и, обращая дух смертных к его Началу, соединяешь его с ним.
А на работах последнего — юноши с такими же благонравными взорами, записками в руках и пейзажами на заднем плане» (из статьи о московской выставке 2010). «Книга о придворном» разделена на четыре части в ней рассматривается проблематика, затрагивающая все этапы человеческой жизни и опыта (юности и старость, язык и оружие, образование, любовь), при этом используются все традиционные литературные формы (фацеция, монолог, новелла, трактат). Он мудрый советчик правителя, преследующий не свой личный, но государственный интерес. В годы ее создания Рафаэль был еще под сильным влиянием живописи своего учителя Перуджино.
Получил гуманистическое образование в Милане. И не то чтобы средневековая ортодоксия начисто отрицалась. Последняя (третья) редакция (без посвящения) датируется 1524 годом она была напечатана в Венеции в 1528 году в типографии наследников Альда Мануция и позже переведена на многие языки: испанский перевод вышел в 1534-м, французский в 1537-м, английский— в 1561году. Согласно тому же самому закону все любящие друг друга делают вечною свою краткую жизнь. (La cortigiana Пьетро Аретино – пародия на эту известную работу. ) описание Кэстиглайона того, как идеальный джентльмен должен быть образован и вести себя, оставалось, для лучше или для худшего, пробного камня поведения для всех высших сословий Европы в течение следующих пяти веков. Красноречивая гуманная модель идеального оратора (кого Цицерон назвал «честным человеком187), на котором базируется Придворный, предписывает для оратора активную политическую жизнь обслуживания в страну, ли во время войны или мира.
Пушкина в Москве экспонировалась выставка картин из музея изобразительных искусств Будапешта под названием «От Рафаэля до Гойи». 14), который ничему не удивляется, ничего не ждет и способен отлично защитить свои права. С 1501 года выполнял дипломатические миссии при различных итальянских дворах.
Придворная «игра», необычная и вычурная, представлена с определенной долей иронии. Но с другой стороны, заворожила меня именно эта книга, моя «Хрестоматия» 1938 года. Начало работы датируется 1514 годом первая редакция сочинения (с посвящением Франциску I) была закончена в 1516 году. LXXIII). В 1513 назначен Франческо Мариа Делла Ровере посланником в Риме.
Чтобы лучше понять главное произведение Кастильоне «О придворном», необходимо остановиться на основных моментах жизненного пути автора.
(Кастильоне. Средние века и Возрождение». Тонкие черты лица, пушистые волосы, длинные пальцы, будто опирающиеся на раму картины (типичный элемент ренессансного портрета). В 1513 году назначен Франческо Марией делла Ровере посланником в Риме. На вопрос какая музыка лучше всего. Проблемы, поднятые Кастильоне в трактате «Придворный», по-прежнему актуальны и сегодня, особенно в современной России. Большое влияние на современников оказала его книга диалогов, посвященная Лукреции Борджиа, «Азоланские беседы», («Gli Asolani», 1505) в которой он развивает идею высокой спиритуалистической любви, почерпнутую им из лирики Петрарки, сочинений Платона и итальянских неоплатоников XV в. Беседу ведут трое венецианских юношей и три придворных дамы в пышном саду, в прохладной тени лавровых деревьев. Таким образом, все сводится к понятию «разнообразия» (varietas), противостоящему изначальной установке «игры», в ходе которой необходимо было определить идеального придворного.
Италии потребовалось практически три века, чтобы гуматические позиции стали потребностью и жизненной необходимостью для большинства. рис. В третьей книге Джулиано де Медичи представляет образ «дворцовой дамы» («donna di palazzo») и, наконец, в четвертой Оттавиано Фрегозо рассматривает сложный вопрос об отношениях придворного и князя (т. е. Ему даже предлагалось изучить формы и природу шуток. «Придворный» явился результатом размышлений над четырьмя годами пребывания при маленьком дворе в Урбино. Хотя французы благородным делом признают одно лишь военное дело, все же другие занятия не ставят ни во что» (I, Х1ЛУ).
Будучи представителем герцога при папском престоле, он находился в очень близких отношениях с Рафаэлем, Микеланджело, Бембо. Воспитанник юридического факультета Санкт-Петербургского университета (окончил обучение в 1911 году). Прелестные птицы преследуют в обширном воздухе одни других. Нам остается надеяться, что современной России потребуется для этого меньше времени. по кн. : Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения, с. 523-524).
Но все же, отступая от этих принципов, Кастильоне полагал, что многогранной, абсолютной личностью может быть лишь аристократ, а разумно организованное общество -- это княжество, управляемое государем с помощью мудрых советников из знати. Разумеется, было и различие: в «малом обществе» двора, на вечерах герцогини собирались «благородные кавалеры» и дамы, тогда как в кружках интеллектуалов бывали лица самого разного социального положения их главным отличием были познания и талант. приводимый отрывок «Против любви»), Джисмондо произносит пространную речь в защиту любви (см.
Сто восемь выпусков были изданы между 1528 и одним только 1616. Диалогическая форма «Книги о придворном» опирается на образцы прозы Платона и Цицерона, ставших учителями для нескольких поколений гуматов и отвечает стремлению автора представить придворную среду в качестве типичной формы социальных отношений или светского «времяпрепровождения» («intertenimento»), которое предстает в книге как «игра». Может быть, наиболее ярким возрожденческим бытовым типом было то веселое и легкомысленное, углубленное и художественно красиво выраженное общежитие, о котором говорят нам документы Платоновской академии во Флоренции конца XV в. Здесь мы находим турниры, балы, карнавалы, торжественные въезды, праздничные пиры и вообще всякого рода прелести даже будничной жизни, летнего времяпрепровождения, дачной жизни, обмен цветами, стихами и мадригалами, непринужденность и изящество как в повседневной жизни, так и в науке, в красноречии и вообще в искусстве, реписку, прогулки, любовную дружбу, артистическое владение итальянским, греческим, латинским и другими языками, обожание красоты мысли и увлечение как религией, так и литературой всех времен и всех народов. В третьей книге Джулиано де Медичи представляет образ «дворцовой дамы» («donna di palazzo») и, наконец, в четвертой Оттавиано Фрегозо рассматривает сложный вопрос об отношениях придворного и князя (т. е.
Гуматическая мораль – внутреннее убеждение каждого человека. Несмотря на это, главным в труде Кастильоне остается ренессансный идеал абсолютного человека и общества как содружества гуманистов. Мне кажется ошибкой, что Кастильоне стал сочетать старый гуманистический идеал «универсального человека» с идеологическими установками дворянина-землевладельца, считающего высшей доблестью служение монарху.
В качестве другого и тоже основного примера чисто возрожденческого, притом по преимуществу платонического, быта может послужить трактат Бальдассаре Кастильоне «Придворный», где рисуются все необходимые качества тогдашнего благовоспитанного человека: умение красиво драться на шпагах изящно ездить на лошади изысканно танцевать, всегда приятно и вежливо говорить и даже изощренно ораторствовать, владеть музыкальными инструментами, никогда не быть искусственным, но всегда только простым и естественным, до мозга костей светским и в глубинах души верующим. Более десятилетия вёл курс философии в Московском университете, однако был уволен оттуда после ареста брата (в 1937 г. И. И.
Придворная «игра», необычная и вычурная, представлена с определенной долей иронии. В атмосфере Урбино формировался талант молодого Рафаэля, с которым впоследствии Кастильоне находился в тесных Дружеских отношениях (он познакомился с ним в Риме, когда был послом при дворе папы Льва X). Во время Мешка Рима (1527) Папа Римский Клемент VII подозревал Castiglione в том, что питал «специальную дружбу» для испанского императора: Castiglione, Папа Римский верил, должен был сообщить Святому престолу намерений Карла V, поскольку это была его обязанность исследовать то, что Испания планировала против Вечного Города.
Позднее Кастильоне довелось общаться с людьми по-настоящему могущественными и великими. Кастильоне, однако, облекает идеализацию в одежды правдоподобия, поименно перечисляя «благородных кавалеров», подолгу живших в Урбино или часто посещавших двор герцогов «так что беспрерывно сюда приезжали поэты, музыканты, всякого рода острословы и другие наиболее прославленные на той или иной стезе люди Италия» (I, V). «Книга о придворном», ставшая очень популярной, очевидно, смогла достичь цели, поставленной ее автором: она стала своеобразным эталоном поведения при дворе, научала ренессансному этикету, а также этико-эстетическому самоформированию дворян в их стремлении выделиться на государевой службе.
Бальдасар Кастильоне (Baldassare Castiglione, 1478–1529) — политический деятель и писатель. Любители загадок выдвинули очередную версию — «Портрет юноши» нужно понимать как портрет, написанный юношей. Sprezzatura или искусство, которое скрывает искусство (в словах другого древнего риторика, Куинтиллиэна), не является просто своего рода поверхностным сокрытием, поскольку изящество может также быть результатом такой усердной практики, которая, что каждый делает, становится второй натурой и кажется врожденной.
Граф Бальдассаре ди Кастильоне, живший при дворе герцога Гвидобальдо де Монтефельтро в Урбино, был представителем аристократической ветви гуманизма. Это своеобразный синтез гуманистических представлений об идеале личности. На мой взгляд это произошло потому, что Реформация защищала определенную религию (христианство) и хотела углубить религиозные основы нравственности, т. е. выступала в духе устоявшихся традиций и воспитания подавляющего населения страны.
Но когда Кэстиглайон написал, эти республики заменялись королевскими судами». К его моральной элегантности (его личное совершенство) должен быть добавлен духовная элегантность, присужденная знакомством с хорошей литературой (т. е., гуманитарные науки, включая историю). Только так и можно понять Марсилио Фичино и Бальдассаре Кастильоне. Он не обязательно происходит из благородного рода (хотя обычно это было так, так как рожденные в высших слоях общества имели и досуг и возможность заниматься искусствами), но признание того, что «учтивость», «обходительность» есть свойство ума, а не происхождения, во многом объясняло успех и широкое распространение этой книги. Он должен обладать крепким, тренированным телом, отлично владеть оружием. Здесь следует отметить книгу Л. М. Баткина «Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления» и его же работу «Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности», а также книгу М. П. Алексеева, В. М. Жирмунского, С. С. Мокульского и А. А. Смирнова «История западноевропейской литературы.
Ужу во вступительной части, в которой Федерико Фрегозо предлагает разыграть придворное действо, проблема «придворной жизни» («cortigianeria») представляется как исторически новая и злободневная, решение ее должно быть ясным и однозначным. Кастильоне мог бы гордиться такой эпитафией.
В истории Италии XVI век (по-итал. На мой взгляд, сокрушительное поражение демократических партий на выборах в Государственную Думу и безоговорочная победа «партии власти» и прочих «придворных» партий и объединений, убедительно свидетельствуют о том, что либеральные идеи идеи подлинного гуманизма пока в России не прижились. LXXIII). Только так и можно понять Марсилио Фичино и Бальдассаре Кастильоне.
По философскому направлению трактат Кастильоне «О придворном» следует отнести к ренессансному индивидуализму и неоплатонизму. Придворная «игра», необычная и вычурная, представлена с определенной долей иронии. Арон Ильич Рубин (11 января 1888 – 6 января 1961) — советский философ, переводчик, литературовед. М. Баткин, «Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления», М 1979 г. 3. Л. «О придворном» – Цит. Но зачем я говорю об этих цветах, об этих травах.
В дани их дружбе Рафаэль нарисовал свой известный портрет Castiglione, теперь в Лувре. Но опять таки — разница в возрасте. Опираясь на авторитет Петрарки, которого он почитал высшим проявлением «хорошего вкуса» в поэзии, Бембо повел также борьбу с прециозным стилем галантной лирики конца XV в. Как поэт и теоретик Бембо канонизировал поэтическую манеру Петрарки, его лирические жанры, образы, эпитеты и пр., положив таким образом основание для широкого развития поэзии петраркистов XVI в., видевших в Бембо своего признанного главу. Пьетро Бембо (Pietro Bembo, 1470–1547) — писатель-гуманист, законодатель итальянской поэзии начала XVI в. Родился в Венеции, получил гуманистическое образование, в 1506 г. был при урбинском дворе, в 1513 г. сделался секретарем папы Льва X, в 1529 г. получил должность историографа Венецианской республики, в 1539 г. принял кардинальский сан.
Усовершенствовать себя не эгоистично, но выполняет общественный и частный моральный долг для человека действовать как модель для других. (Кастильоне. В третьей книге Джулиано де Медичи представляет образ «дворцовой дамы» («donna di palazzo») и, наконец, в четвертой Оттавиано Фрегозо рассматривает сложный вопрос об отношениях придворного и князя (т. е.
Придворный должен всегда казаться немного более скромным, чем его станция требует. Кроме того, отсутствие автора в числе собеседников (события якобы относятся к 1507 г., когда Кастильоне находился с дипломатической миссией в Англии при дворе короля Генриха VII) позволяет им участвовать в диалоге абсолютно свободно. На вопрос какая музыка лучше всего.
господина). В 1513 году назначен Франческо Марией делла Ровере посланником в Риме. Главная задача при этом – он всем своим обликом и манерами не должен выказывать искусственность поведения, но быть максимально естественным ибо это и составляет истинную суть грациозности, которая делает человека чрезвычайно привлекательным и любезным людям (I, XXVI).
Придворная «игра», необычная и вычурная, представлена с определенной долей иронии. В изображении Кастильоне она предстает настолько естественно, что может показаться, будто автор «списал» ее с жизни урбинского двора начала XVI в. Между тем сама эта «безыскусная правдивость» – тонкий художественный прием, входивший в замысел Кастильоне и мастерски использованный им в его сочинении. Наконец, Пьетро Бембо завершает диалог страстным восхвалением любви как пути к божественному благу, – и в это время рвые рассветные лучи застают врасплох собеседников, которые «не заметили, как пробежало время» (гл. Кроме того, отсутствие автора в числе собеседников (события якобы относятся к 1507 г., когда Кастильоне находился с дипломатической миссией в Англии при дворе короля Генриха VII) позволяет им участвовать в диалоге абсолютно свободно. Ему удается снять с себя все обвинения, но восстановить доверие папы уже невозможно.
Тем не менее идеал сформулирован и его социально-политическая и культурная роль определена: свободное противостояние различных мнений в диалоге проливает свет на изначально запутанный и неясный вопрос. Ученые соглашаются, что Castiglione привлек в большой степени из знаменитого трактата Цицерона Де Оффисии («Обязанности Джентльмена187) известный всюду по Средневековью и еще больше от его Де Оратора, который был открыт вновь в 1421 и который обсуждает формирование идеального оратора-гражданина. Ты побуждаешь природу творить, а то, что рождается, — развиваться в жизни.
«Книга о придворном» разделена на четыре части в ней рассматривается проблематика, затрагивающая все этапы человеческой жизни и опыта (юности и старость, язык и оружие, образование, любовь), при этом используются все традиционные литературные формы (фацеция, монолог, новелла, трактат). Вы просто обязаны ее прочитать». Здесь следует отметить книгу Л. М. Баткина «Итальянские гуматы: стиль жизни и стиль мышления» и его же работу «Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности», а также книгу М. П. Алексеева, В. М. Жирмунского, С. С. Мокульского и А. А. Смирнова «История западноевройской литературы. М. Баткин, «Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности», М 1989г. На вечерах, устраиваемых герцогиней, все ее гости рассаживаются, не соблюдая чинов, титулов и придворной иерархии, но так, как удобно каждому (I, VI). Здесь следует отметить книгу Л. М. Баткина «Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления» и его же работу «Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности», а также книгу М. П. Алексеева, В. М. Жирмунского, С. С. Мокульского и А. А. Смирнова «История западноевропейской литературы. Кастильоне акцентирует еще одну и притом весьма важную черту своего героя – эстетическую безупречность поведения, которую именует грациозностью, раскованностью, но без излишней аффектации и нарочитости, легкостью, элегантностью, «безыскусной и чарующей простотой, которая столь располагает к себе души людей» (I, XXVII).
Конечно, речь не шла в «Книге о придворном» о творчестве в сфере гуманитарных дисциплин или искусстве – придворный должен быть эрудитом, способным к самостоятельным суждениям по разным вопросам – от военного искусства до поэзии и живописи. Пероттино начинает говорить против любви (см. Однако художественная ценность «Книги о придворном» состоит именно в некой ее двойственности, она представляется одной из самых удачных интерпретаций общественной и культурной жизни в эпоху Возрождения, поскольку в ней отражаются скрытые конфликты и недостатки постоянно меняющегося общества. В начале обсуждения Каносса также настаивает, что искусство того, чтобы быть прекрасным придворным является чем-то, что не может преподаваться (то есть, ломаться к ряду правил или предписаний) и вот таким образом, он объявляет (риторически — и с sprezzatura), что он откажется преподавать его. В последующие годы (в течение примерно двадцати лет) зарабатывал на жизнь переводами художественных и философских произведений (А. И. Наконец, Пьетро Бембо завершает диалог страстным восхвалением любви как пути к божественному благу и в это время первые рассветные лучи застают врасплох собеседников, которые «не заметили, как пробежало время» (гл.
Во всякой канцоне, в которой рассуждают о любви, рассказывается о подозрениях, оскорблениях, вражде, войнах, а это еще в любви не самые большие страдания. В 1513 г. он занимается постановкой при Урбинском дворе комедии «Каландрия», написанной его другом Бернардо Довици да Биббиена и начинает работу над своим главным литературным трудом – «Книгой о придворном» («Il libro del Cortegiano»), которая будет завершена только в 1527 г. В том же году герцог, чтобы отметить его заслуги при дворе, жалует ему титул графа Новеллары, небольшого городка вблизи Пезаро и посылает постоянным послом к папскому двору в Рим. И не то чтобы средневековая ортодоксия начисто отрицалась. В связи с этим эстетика Ренессанса не космологична и не теологична, но антропоцентрична. В 1508—1513годах принимал участие в Войне Камбрейской лиги.
Это изображает изящный философский разговор, над которым осуществляет контроль Элизабетта Гонцага, (чей муж, Гуидобальдо инвалид, был прикован к постели) и ее невестка Эмилия Пия. Диалогическая форма «Книги о придворном» опирается на образцы прозы Платона и Цицерона, ставших учителями для нескольких поколений гуманистов и отвечает стремлению автора представить придворную среду в качестве типичной формы социальных отношений или светского «времяпрепровождения» («intertenimento»), которое предстает в книге как «игра». В третьей книге Джулиано де Медичи представляет образ «дворцовой дамы» («donna di palazzo») и, наконец, в четвертой Оттавиано Фрегозо рассматривает сложный вопрос об отношениях придворного и князя (т. е. Скоро его обязанности, включенные, официально представляя суд Гонцаги например, он сопровождал своего маркиза для входа Руаяля в Милане Людовика XII. «Книга о придворном» разделена на четыре части в ней рассматривается проблематика, затрагивающая все этапы человеческой жизни и опыта (юности и старость, язык и оружие, образование, любовь), при этом используются все традиционные литературные формы (фацеция, монолог, новелла, трактат).
Гуманистическая мораль – внутреннее убеждение каждого человека. По философскому направлению трактат Кастильоне «О придворном» следует отнести к ренессансному индивидуализму и неоплатонизму. По философскому направлению трактат Кастильоне «О придворном» следует отнести к ренессансному индивидуализму и неоплатонизму. " (Кастильоне. Теперь у прекрасного джентльмена должно было быть классическое образование в греческих и латинских письмах, также.
по кн. : Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения, с. 523-524). В известном проходе друг Кэстиглайона Лодовико да Каносса, взгляды которого возможно представляют собственного Кэстиглайона, объясняет «таинственный источник изысканной изящности, качество, которое заставляет придворного казаться естественным дворянином»: sprezzatura. Однако художественная ценность «Книги о придворном» состоит именно в некой ее двойственности, она представляется одной из самых удачных интерпретаций общественной и культурной жизни в эпоху Возрождения, поскольку в ней отражаются скрытые конфликты и недостатки постоянно меняющегося общества.
Даже итальянское слово, когда-то обозначавшее придворную даму, – «la cortigiana» (куртизанка) – стало синонимом проститутки высокого полета. В 1513 г. он занимается постановкой при Урбинском дворе комедии «Каландрия», написанной его другом Бернардо Довици да Биббиена и начинает работу над своим главным литературным трудом – «Книгой о придворном» («Il libro del Cortegiano»), которая будет завершена только в 1527 г. В том же году герцог, чтобы отметить его заслуги при дворе, жалует ему титул графа Новеллары, небольшого городка вблизи Пезаро и посылает постоянным послом к папскому двору в Рим. Во второй Федерико Фрегозо намеревается продемонстрировать, «in qual modo e maniera e tempo debba il cortegiano usar le sue bone condicioni, ed operar quelle cose che giа sи detto convenirsegli» (гл. VI), т. е речь идет о том, чтобы изложить способы и обстоятельства, при котоы придворный должен подтвердить свои качества. Доказательство мы находим в произведении Джованни Делла Каза «Галатео или О нравах», написанном в начале 1550-х годов, т. е. немногим более двадцати лет спустя после первого издания «Книги придворном» Кастильоне.
Император, который так жестоко подвел его, грустно заметил: «Сообщаю вам, что умер один из совершеннейших благородных людей в мире». На вопрос какая музыка лучше всего. В 1499 г. смерть отца вынуждает его вернуться в Мантую, где он начал участвовать в придворной жизни, – позднее она сыграет определяющую роль в его литературном творчестве.
Ему необходима и культура самой речи (ХLIV, LII). С 1504года— на службе у герцога Урбинского, отправившего Кастильоне с миссиями в Англию (1506) и Францию (1507). Наконец, Пьетро Бембо завершает диалог страстным восхвалением любви как пути к божественному благу, – и в это время первые рассветные лучи застают врасплох собеседников, которые «не заметили, как пробежало время» (гл.
Книга Кэстиглайона изменила это. Он был идеалом, с которым сверяли свои прегрешения и ошибки, эталоном. В живых диалогах Кастильоне стремится обрисовать образ идеального придворного, который представляется ему наделенным чертами «универсального человека» возрождения. Однако он был далек от другого идеального образа той поры: рыцаря, с его фантастическим кодексом личной чести.
Поэзия на вольгаре, несмотря на то, что вызывала значительный интерес в 16 столетии, представляет собой достаточно успешные поэтические «опыты», в которых ощутимо значительное влияние петраркизма. На вопрос "какая музыка лучше всего. по кн. : Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения, с. 523-524). Итальянский дипломат, деятель культуры, писатель. Бембо оказался главой сонма петраркистов (поэтов, последователей Петрарки), текст Кастильоне основывался на взглядах Бембо, а составителю «Хрестоматии» профессору Борису Ивановичу Пуришеву даже захотелось посвятить отдельную страницу выпуска (ссылка в конце) — замечательные воспоминания оставили о нем его ученики и просто современники.
На вопрос «какая музыка лучше всего. » Бальдассаре Кастильоне отвечал устами некоего мессера Федерико: «Прекрасной музыкой кажется мне та, которая поется с листа уверенно и с хорошей манерой но еще лучше пение под виолу ибо в музыке соло, пожалуй, заключается прелесть красивая мелодия и манера игры замечаются и слушаются с гораздо большим вниманием ибо уши заняты лишь одним голосом при этом легче примечается каждая малейшая ошибка, чего нет при пении совместном, где один помогает другому. Это был один из многих итальянских диалогов и трактатов, написанных в течение Ренессанса, который исследовал идеального джентльмена, включая Гражданский Разговор Стефано Гуаццо (1581) и Galateo (1558) Джованни Делла Казой, составленной из первоисточников книгой для более поздних гидов этикета. Разговор имеет место по промежутку четырех дней в 1507 году. Наконец, Пьетро Бембо завершает диалог страстным восхвалением любви как пути к божественному благу, – и в это время первые рассветные лучи застают врасплох собеседников, которые «не заметили, как пробежало время» (гл.
Учебник»). И среди всего этого подлинно возрожденческого быта Марсилио Фичино ревел на латинский язык всего Платона (1477), всего Плотина (1485), частично Диоия Ареопагита, античных неоплатоников Порфирия, Ямвлиха и Прокла и других античных философов и писателей. Последняя (третья) редакция (без посвящения) датируется 1524 годом она была напечатана в Венеции в 1528 году в типографии наследников Альда Мануция и позже переведена на многие языки: испанский перевод вышел в 1534-м, французский в 1537-м, английский— в 1561году.
Я считаю, что процесс либерализации страны вообще очень медленный и постепенный. Если «Государь» Макиавелли напоминает логическое упражнение, то «Придворный» Кастильоне – это дышащий жизнью портрет идеального человека. Чистоте и изяществу итальянского языка, охране его от «варваризмов» (французских и испанских слов) и неотесанности простонародной речи в сочинении Кастильоне посвящен обширный пассаж, включавший читателя в дискуссию первых десятилетий XVI в. о путях формирования литературного итальянского языка (в ней принимали участие Пьетро Бембо и многие другие писатели).
LXXIII). История также помнит его не как дипломата, а как истинного дворянина. Однако дипломатической миссии оказывается недостаточно, чтобы избежать осады Рима (знаменитого «римского мешка») в 1527 г., после чего Кастильоне вместе с другими дипломатами, среди котоы его соотечественник Франческо Гвиччардини, обвиняется в том, что содействовал поражению папских войск. Его идеальный придворный должен обладать и многими другими совершенствами и достоинствами. LXXIII). приводимый отрывок).
Главное произведение Кастильоне— книга диалогов «О придворном», воссоздающая тип идеального придворного и картину изысканных обычаев и остроумных бесед итальянского общества времён Возрождения.
Ему удается снять с себя все обвинения, но восстановить доверие папы уже невозможно. Нет, ему были не по душе обыденные плоды работы новомодных печатных станков он нанимал тридцать – сорок писцов, дабы все его книги были «написаны пером, а не напечатаны и потому не стали бы потом презираемы». В те же годы Кастильоне занимается литературным творчеством: пишет стихотворения на различную тематику, эклогу «Тирси» («Tirsi»), эпистолу «О жизни и деяниях Гвидубальдо герцога Урбинского» («De vita et gestis Guidubaldi Urbini ducis»). В сочинении Кастильоне «грация» – понятие ключевое, многозначное, на нем строится вся этико-эстетическая концепция автора. «Итак, я хочу, чтобы Придворный. «О придворном» – Цит. Получил гуманистическое образование в Милане.
Наоборот, она здесь всячески превозносилась. «Книга о придворном» разделена на четыре части в ней рассматривается проблематика, затрагивающая все этапы человеческой жизни и опыта (юности и старость, язык и оружие, образование, любовь), при этом используются все традиционные литературные формы (фацеция, монолог, новелла, трактат). Главное из них – грация. 4. Все дело здесь в эстетическом любовании антично-средневековыми ценностями, в превращении своей собственной жизни в предмет эстетического любования.
Вот таким образом эстетика Ренессанса не космологична и не теологична, но антропоцентрична. На мой взгляд, сокрушительное поражение демократических партий на выборах в Государственную Думу и безоговорочная победа «партии власти» и прочих «придворных» партий и объединений, убедительно свидетельствуют о том, что либеральные идеи идеи подлинного гуманизма пока в России не прижились. «История западноевропейской литературы. Но я говорю поистине, сколько нужно и, может быть, нисколько не больше того, что нужно. Антипод грации – аффектация и всякого рода нарочитость, манерность, неестественность – решительно осуждаются участниками диалога в «Книге о придворном».
В 1513 г. он занимается постановкой при Урбинском дворе комедии «Каландрия», написанной его другом Бернардо Довици да Биббиена и начинает работу над своим главным литературным трудом – «Книгой о придворном» («Il libro del Cortegiano»), которая будет завершена только в 1527 г. В том же году герцог, чтобы отметить его заслуги при дворе, жалует ему титул графа Новеллары, небольшого городка вблизи Пезаро и посылает постоянным послом к папскому двору в Рим. Здесь следует отметить книгу Л. М. Баткина «Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления» и его же работу «Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности», а также книгу М. П. Алексеева, В. М. Жирмунского, С. С. Мокульского и А. А. Смирнова «История западноевропейской литературы. Это, по крайней мере, является теорией но на практике, они признают, легче стать прекрасным придворным, если Вы рождаетесь в выдающуюся семью. С 1504 года— на службе у герцога Урбинского, отправившего Кастильоне с миссиями в Англию (1506) и Францию (1507).
Рубин был арестован и расстрелян). В этом пассаже Кастильоне нарочито отстраняется от умозрительного теоретизирования по вопросам моральной философии, видя свою задачу в прагматическом отборе тех этических норм, которые необходимы всякому человеку, особенно придворному. В августе 2010 года в Музее изобразительных искусств им.
Большей частью они не были опубликованы при жизни автора. В те же годы Кастильоне занимается литературным творчеством: пишет стихотворения на различную тематику, эклогу «Тирси» («Tirsi»), эпистолу «О жизни и деяниях Гвидубальдо герцога Урбинского» («De vita et gestis Guidubaldi Urbini ducis»).
Нам остается надеяться, что современной России потребуется для этого меньше времени. Список литературы 1. «Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения», М. : Музыка, 1966 2. Л. Жанр – также то же самое в Придворном и Де Ораторе: удобное, неофициальное, открытое обсуждение, в Красноречивой риторике, названной sermo (разговор), в который участники изложило различные стороны аргумента в товарищеской встрече (а не соперничающий) путь, привлекательные читатели, как тихие участники, чтобы решить правду для себя. Начало работы датируется 1514 годом первая редакция сочинения (с посвящением Франциску I) была закончена в 1516 году. Обращались итальянские композиторы также к текстам Данте, Петрарки, Боккаччо, Саккетти. Болезненно переживает кончину Рафаэля (1520) и посвящает его памяти латинскую элегию.
Итак, все сводится к понятию «разнообразия» (varietas), противостоящему изначальной установке «игры», в ходе которой необходимо было определить идеального придворного. С античным неоплатонизмом у него есть общее: он старается оправдать, возвысить и превознести материальный мир, увековечить его при помощи идеалистических категорий основных представителей античного неоплатонизма Плотина (III в. ) и Прокла (V в. ). Я считаю, что процесс либерализации страны вообще очень медленный и постенный.
Есть у меня дома маленький буклетик «Музеи Венгрии», выпущенный на русском языке — видимо, для советских туристов, а в этом буклетике — «Портрет юноши» Рафаэля, одна из жемчужин Будапештского музея, «посетившая» Москву в прошлом году. Культура речи предполагает, кроме прочего и эстетическое совершенство. Ты — отец истинных наслаждений изящества, мира, кротости, доброжелательства, враг грубой дикости, невежества, в целом — начало и конец всякого блага. «О придворном» – Цит.
Мне кажется ошибкой, что Кастильоне стал сочетать старый гуматический идеал «универсального человека» с идеологическими установками дворянина-землевладельца, считающего высшей доблестью служение монарху. Он умер в 1482 году и герцогство перешло к его сыну, Гвидобальдо, который продолжал сохранять интеллектуальную атмосферу двора, хотя оказался не способен противостоять военному натиску внешнего мира. Композиция книги имеет эклектический характер и не отличается строгим единообразием, автор использует примеры из реальной жизни, не останавливаясь только на «теоретических» заявлениях. Соблазна узнать в этом утонченном образе самого великого Рафаэля не избежали многие искусствоведы.
На стиле «Азоланских бесед» ясно сказывается влияние украшенной прозы Боккаччо. В настоящей статье сделана попытка рассмотреть образ идеального придворного у Кастильоне как бы в «интерьере двора» и проследить дальнейшую трансформацию гуманистических представлений о человеке в определенном социальном ракурсе уже у другого видного итальянского автора XVI в. – Джованни делла Каза. Нет сомнения у Кастильоне и в необходимости широкой образованности для идеального придворного: «Кроме добропорядочности главным и истинным украшением души каждого, я полагаю, является образованность. Воздавая хвалу урбинскому двору, как и герцогскому дворцу, подчеркивая, что это лучший двор Италии, Кастильоне объясняет, почему именно здесь возник разговор об идеальном придворном. Но все же, отступая от этих принципов, Кастильоне полагал, что многогранной, абсолютной личностью может быть лишь аристократ, а разумно организованное общество — это княжество, управляемое государем с помощью мудрых советников из знати. Тем не менее, он остается на службе у Гонзага до 1524 г., когда папа Климент VII посылает его в качестве апостольского нунция ко двору императора Карла V в Мадрид.
Именно грация позволит придворному обрести милость государя. Этико-эстетические позиции писателя имеют в основе гуманистические принципы.
Во второй Федерико Фрегозо намеревается продемонстрировать, «in qual modo e maniera e tempo debba il cortegiano usar le sue bone condicioni, ed operar quelle cose che giа sи detto convenirsegli» (гл. Круг собеседников — приближенные герцога Урбинского Гвидобальдо да Монтефельтро, сына Федериго да Монтефельтро: герцогиня Елизавета Гонзага, её придворная дама Эмилия Пиа (вдова Антонио Монтефельтро, незаконного сына Федериго), знаменитый писатель Пьетро Бембо ещё один писатель, автор комедии «Каландрия», будущий кардинал Биббиена сын Лоренцо Великолепного Джулиано Медичи будущий архиепископ Салернский Федериго Фрегозо и его брат Оттавиано, будущий дож Генуи известный своими блестящими импровизациями поэт Бернардо Аккольти и другие лица, но не сам герцог (страдавший от подагры). BALDASSAR CASTIGLIONE – БАЛЬДАССАР КАСТИЛЬОНЕ (1478 – 1529) и его трактат «О ПРИДВОРНОМ» Граф Бальдассаре ди Кастильоне, живший при дворе герцога Гвидобальдо де Монтефельтро в Урбино, был представителем аристократической ветви гуманизма. К сожалению, литературы по данной теме, особенно по творчеству Кастильоне, мне удалось найти на удивление мало. К сожалению, литературы по данной теме, особенно по творчеству Кастильоне, мне удалось найти на удивление мало. располагающее выражение лица и взгляд, который, сообразуясь с содержанием слов, наделял бы их привлекательностью (grazia).
Мне кажется, что Книга о придворном – шедевр итальянской прозы – явилась своеобразным итогом развития гуманистической мысли, отразившим настроения гуманиста-аристократа Бальдассаре Кастильоне. Книга Придворного поймала «дух времен» и была быстро переведена на испанский, немецкий, французский, польский и английский язык. Не то чтобы здесь отрицалась античная космология. В качестве другого и тоже основного примера чисто возрожденческого, притом по преимуществу платонического, быта может послужить трактат Бальдассаре Кастильоне «Придворный», где рисуются все необходимые качества тогдашнего благовоспитанного человека: умение красиво драться на шпагах изящно ездить на лошади изысканно танцевать, всегда приятно и вежливо говорить и даже изощренно ораторствовать, владеть музыкальными инструментами, никогда не быть искусственным, но всегда только простым и естественным, до мозга костей светским и в глубинах души верующим. Во второй Федерико Фрегозо намеревается продемонстрировать, «in qual modo e maniera e tempo debba il cortegiano usar le sue bone condicioni, ed operar quelle cose che giа sи detto convenirsegli» (гл. VI), т. е речь идет о том, чтобы изложить способы и обстоятельства, при которых придворный должен подтвердить свои качества. В историю литературы вошел своей «Книгой о придворном» («Il libro del Cortegiano», написанной между 1514–1518 гг. ), в которой изображается беседа блестящего придворного общества в Урбино.
Проблемы, поднятые Кастильоне в трактате «Придворный», по-прежнему актуальны и сегодня, особенно в современной России.