Духом этой трагедии проникнута одна из первых картин молодого французского художника Теодора Жерико, написанная в 1814 году и выставленная в салоне этого года как некий вызов только что обосновавшимся в Париже властям Людовика XVIII.
Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Её похвалил М. -Б. Однако юный художник не унывает, пишет и пишет своих излюбленных лошадей. Лишь на одиннадцатые сутки на горизонте мелькнул парус брига «Аргус». В 1819 г. художник выставил в Салоне одну из лучших своих работ — грандиозную композицию «Плот "Медузы"» (1818-1819, Лувр, Париж).
Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане, Франция. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы». Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. При этом художник не драматизирует болезнь, но подчеркивает ее признаки, а лишь честно констатирует то, что видит. Совсем иными настроениями отмечена созданная в тяжелый для Франции год национальной катастрофы картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, Лувр, Париж).
Жерико придал сцене более жизненный и современный характер используя интенсивный цвет добился большей экспрессии за счет некоторого сокращения пространства и кадрировки трибун со зрителями и фигур конюхов, удерживающих животных. Там картина вызвала большой интерес. Это интриговало и притягивало взгляд. Лувр. Картина Жерико – одна из первых манифестаций романтизма во французской живописи. Его должны были вести на буксире лодки. Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Большой интерес представляет лист, посвященный событиям недавнего прошлого, названный автором «Возвращение из России». Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр).
С этого времени началось его увлечение монументальным искусством. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Престижный «При де Ром» получает другой художник, а упрямый Жерико, уверенный в том, что самым достойным кандидатом всё равно был он, решает ехать в Италию за свои деньги. 1817, Лувр, Париж). Образовалась группа из офицеров и пассажиров и группа моряков и солдат. В отличие от «барельефного», фронтального построения композиции у классицистов художник смело «атакует» плоскость холста, направляя движение коня в глубину.
Но погода не благоприятствовала, ждали шторма. Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Сенегала, людьми познавшими "сободу". К этим же годам относится погрудный портрет «Офицер карабинеров» (Париж, Лувр). Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Все, кто был на лодках, спаслись.
В чем сущность романтического мировосприятия. Картина Теодора Жерико «Плот Медузы» показывает этот момент. В этот период Жерико увлекается графикой и создает литографии на военные сюжеты. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы.
Он делает смотрящих почти участниками происходящей трагедии. Когда наполеоновская армия, разгромленная в России, капитулировала и войска союзников вступили в Париж, на трон вернулся «законный» король из династии Бурбонов, свергнутой Великой французской революцией, – Людовик XVIII. Полотно отметил и сам Давид. Сам плот почти упирается в раму картины.
Так и вышло. У юноши две страсти: живопись и лошади. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Еще некоторое время военная тема занимала мысли художника и он создал портрет «Офицер карабинеров», в котором чувствовалась переломная атмосфера.
Тема человеческих страданий была продолжена художником позднее в знаменитой картине «Плот Медузы» (1819, Лувр, Париж), в основе которой лежало реальное событие, всколыхнувшее всю Францию. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении.
Картина Теодоа Жерико «Портрет господина Д. на лошади» (1812)фотоНаконец, однажды в Салоне появилась картина «Портрет господина Д. на лошади» (1812). Этим определялась направленность его поисков». Однако работа не задалась и средства на путешествие художник выручил, выполнив пейзажные панно для дома одного из своих друзей в Вилле-Котре. Романтический образ карабинера выражает атмосферу переломной эпохи. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера.
Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане.
На огромной картине Жерико «Плот Медузы», написанной в 1818 – 1819 годах изображены люди в разных положениях и в разном психическом состоянии. Художник показал на полотне тот момент, когда люди на плоту заметили на горизонте «Аргус».
В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов. В начале XIX века французская публика и критики видели в Герене художника, который отошёл от искусства Давида и его последователей. Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г). Но многие уже не могут подняться, они обессилили или уже умерли. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги.
Искусно работая с освещением, Жерико добился весьма интересного эффекта — потоки света как бы выхватывают из тьмы наиболее выразительные лица и позы людей. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. В картине Жерико читалась бурная динамика, горячий темперамент, раскрепощенность чувств.
На ней был изображен французский офицер наполеоновской армии на разгоряченном вздыбленном коне. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история24. В картине Жерико «Плот Медузы» нет статики, она динамична.
Настроение самого Жерико было противоречивым. Солдат как бы возвращается, пройдя землю из конца в конец, возвращается. Она была подписана никому еще не известным именем – Теодор Жерико.
Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой», явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. Каникулы мальчик проводил в Нормандии, где, по словам одного из его друзей, много рисовал. Это – солдат, но и вместе с тем – человек ибо мы чувствуем, что война не ожесточила его. В 1818—1819 годах Жерико напишет главную картину своей жизни: Плот «Медузы» (Париж, Лувр).
И, когда ему предложили экспонировать «Плот» в Лондоне, охотно согласился. Сопровождал суда военный корабль «Медуза». Известно, что перед смертью Теодор Жерико задумывал написать большую картину «Отступление французов из России в 1812». Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы.
Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Этим определялась направленность его поисков»13. Одна сторона лица ярко освещена, другая в тени — контраст вносит ноту беспокойства.
Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. чтобы умереть». Остановившись возле картины, он воскликнул: «Откуда это. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза».
Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»19. Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Случилось это в 1816 году. С самого начала Теодор стремился к особой выразительности своих картин, которые иногда шли вразрез с установившимися правилами высокой живописи того времени.
Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Но для народа Франции, для ее передовых людей это стало национальной трагедией. Каждый выпуск газет рисовал все новые и новые душераздирающие подробности.
А когда начался шторм, обезумевшие люди боролись за то, чтобы находиться в центре плота. «Плот Медузы» — со всем кипением человеческих страданий — вырастает как некий монолит, как некая единая изваянная группа. На первом плане изображены люди, пытающиеся привести в чувство умирающих. Патриотические мажорные ноты, звучавшие в предыдущих работах Жерико, в «Раненом кирасире» сменились настроением разочарованности и печали, что граничит с событиями реальной жизни — военными неудачами наполеоновской армии. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818).
«Мы жаждем самой страсти, — писал Стендаль, — следовательно, можно предположить, что XIX век будет отличаться от всех предшествующих, точным и пламенным изображением человеческого сердца». Особенно заметно это влияние в картине «Бег свободных лошадей в Риме» (ок. Далеко на горизонте пылает пожар битвы и клубы дыма сливаются со свинцовым небом. История гибели «Медузы» получила широкую огласку. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю.
Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»18, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Он рвался в атаку. Это интриговало и притягивало взгляд. Не считаясь с мнением отца, Жерико бросает учёбу в лицее. Эта картина стала событием парижского Салона 1819 года.
Они с надеждой тянутся к нему, машут платками. Конь изображен в сильном ракурсе движения из глубины. Но, противоборствуя этому поникающему ритму, упругой дугой вверх изгибается тело кирасира и его правая рука, держащая под уздцы храпящую лошадь. Корабль затонул во время шторма близ островов Зеленого мыса в 1816 году.
На 8 день за борт выбросили наиболее слабых и раненых людей). Картина Жерико «Плот Медузы» будет создана через несколько лет. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики.
Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Во время Ста дней Жерико был в эскорте спасавшегося бегством Людовика XVIII, потом, под видом крестьянина, художник перебрался в Нормандию, где, вероятно, оставался до середины лета 1815 года17. Внимание зрителя обращается на человека на переднем плане. Художник родился в Руане в 1791 году.
Все в ней предельно насыщено самым напряженным драматизмом. Но настоящими учителями для него стали Ж. Л. Давид и Ж. А. Гро. «Плот Медузы» воспринимается не как эпизод, а как эпос картина явно перерастает свой сюжет, она становится символом трагической борьбы человека с враждебной стихией, олицетворением безмерного страдания, героических напряжений и порыва. Его учителями были такие прославленные художники, как Пьер Герен и Карл Верне.
Передний край изображения как бы срезан рамой, что позволяет зрителю почувствовать себя участником страшных событий, представленных в картине с эпическим размахом. Наконец, однажды в Салоне появилась картина «Портрет господина Д. на лошади» (1812). Её похвалил М. -Б. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе.
Жерико (описание картины) становится близким и понятным каждому, кто всматривается в полотно, созданное классическими техническими приемами работы, но наполненное романтической эстетикой. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»38. Он детально изучает анатомию лошади и выполняет в скульптуре великолепного «анатомического коня» со всеми мускулами, сухожилиями, костяком. Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника. Возвращение старого порядка на штыках реакционных монархов половины Европы было историческим возмездием за авантюристическую политику бонапартизма. В результате «Медуза» села на мель и затонула.
Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота30. Обстоятельства, при которых мастер получил заказ на портреты, загадочны. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Самое яркое и тревожное, что напишет Жерико, – «Плот Медузы». В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике». Капитан дал приказ всем покинуть корабль.
Лишенная пафоса литография правдиво передает трагедию побежденной наполеоновской армии. Поступки Жерико в тот период были столь противоречивы, что биографы художника затрудняются объяснить, чем руководствовался он в своих решениях. В 1796 году семейство Жерико переезжает в столицу.
Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Да и видно ли его. Описание современников говорит, что он даже обрил голову, чтобы никуда не выходить и не отрываться от работы.
В картине Жерико читалась бурная динамика, горячий темперамент, раскрепощенность чувств. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Природа на полотне враждебна человеку. Картина не получила ни первой, ни второй премии.
Художника особенно поразил момент перед стартом: кони без узды и седла рвутся из рук молодых сильных парней, чтобы ринуться вперед. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Мрачные предчувствия усиливаются пейзажем с низко нависшими темными тучами.
м. Но случилось непредвиденное: усилился ветер и фрегат дал трещину. В 1816 году Жерико отправился в Италию, на родину великих художников прошлого. «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики.
Жан Луи Андре Теодор Жерико родился в Руане 26 сентября 1791 года. О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Ему не спастись. Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. В мастерской Верне начинающий художник большей частью практиковался в изображении лошадей, знакомился с анатомическим рисунком животного, здесь же он имел возможность видеть эстампы, выполненные с произведений английских анималистов, копировал картины Верне.
Окончательный вариант картины представляет тот момент, когда уже потерявшие надежду на спасение люди видят на горизонте корабль «Аргус» и тянутся к нему. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике»4. Однако работа не задалась и средства на путешествие художник выручил, выполнив пейзажные панно для дома одного из своих друзей в Вилле-Котре. Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812».
Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю29. Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». В основу картины легли реальные события: летом 1816 г. по вине непрофессионализма капитана на рифах у берегов Африки затонул фрегат «Медуза». Много копирует в Лувре. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его.
Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Как и в ателье Верне, Жерико копировал у Герена произведения учителя, а также перерисовывал анатомические листы. С одной стороны, он был огорчен, что во Франции в 1815 году вновь воцарились Бурбоны. В портрете нет внешнего действия, все внимание сосредоточено на передаче «состояния души»: перед нами человек, будто стоящий на распутье, в его глазах, обращенных на зрителя, вопрос, тревога, гнетущие предчувствия. Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы».
Неопытный и трусливый капитан (получивший должность по протекции) посадил судно на мель и вместе со своими приближенными спасся в шлюпках, бросив на произвол судьбы сто пятьдесят пассажиров и матросов. С написанием этой картины к нему пришло признание, однако продолжалось это недолго. Лихой всадник на полотне не позирует, а сражается: стремительная диагональ композиции уносит его вглубь кар тины, в сизо багровое пекло боя даже зрители чувствуют себя солдатами, которых ведёт за собой Дьедонне. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров).
Поочередно то надежда, то отчаяние овладевают людьми, заполнившими плот Медузы. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. В возрасте 32 года (26 января 1824, Париж) он погиб в результате падения с лошади. Из-за голода многие из них начали практиковать каннибализм.
Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. И в том же 1812 году Франция была потрясена вестью о гибели Великой армии в снегах России. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Помощь к терпящим бедствие пришла только на двенадцатый день. Когда эти новости дошли до общества, то оно было потрясено кошмаром произошедшего.
Много позже, в преддверии революции 1848 года историк Мишле, демократ и республиканец, писал об этой картине Жерико: «Он создал как бы эпитафию солдату 1814 года. Полотно отметил и сам Давид14. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис».
Романтизм был полностью ориентирован на современность. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Чувством восхищения проникнуто полотно «Офицер императорских конных егерей во время атаки» (1812, Лувр, Париж). Его семья была обеспеченной, но ребенка рано отдали в пансион, где он обучался. Впервые о Жане Луи Андре Теодоре Жерико заговорили в 1812 г., когда двадцатилетний ученик художественной мастерской отважился вы ставить в Салоне картину «Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку» («Портрет лейтенанта Р. Дьедонне», 1812г. ). Всех охватила паника.
Что касается драматизма, переданного мастером с помощью нагромождений и переплетений человеческих тел (живых и мертвых), то здесь очевидно влияние другого великого живописца — Рубенса. Романтическая эстетика утверждает категорию возвышенного, которая неотделима от представлений о таинственном и ужасном («Плот Медузы», Теодор Жерико). Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. В офицере Жерико воплотил свое поколение, которое выросло под грохот триумфальных побед французской армии. Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет.
Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Вернувшись на родину, художник вошел в оппозиционную группировку, главой которой был мастер исторической живописи Орас Верне.
В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов26. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида.
Первое полотно он создаст в 1812 году, там, конечно, будет конь. У берегов Сенегала терпит, сев на отмель, крушение военный трехмачтовый корабль «Медуза». Так ритм цвета, как и ритм форм и движения, разыгрывает свою драматическую тему.
К развитию этой новой эстетики инстинктивно подошел в своей картине «Плот Медузы» Теодор Жерико. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Этюды с натуры, мастерские литографии и многочисленные жанры исполненные Жерико в последние годы жизни и изображающие лошадей в различных отношениях к человеку, отличаются необыкновенной энергией и верностью натуре. Военная тема еще некоторое время занимает воображение художника.
Сюжет картины основан на реальной трагедии. Темная, глухая и зловещая ночь опустилась на землю. Но при этом Жерико упорно и много работает. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Жерико удалось передать разные чувства своих героев — ужас, безмерное горе, радость и надежду на скорое избавление от страданий.
Еще через четыре дня пятнадцать самых сильных человек выбросили всех остальных в море. Жерико выступил в роли судьи: это война и – никакой идеи. Жерико, как и многие европейские художники, стремился посетить Италию для изучения работ старых мастеров. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии». Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история. Картины из этой серии не были предназначены для продажи.
Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Не знаю насколько осознан был подход художника к выбору темы картины, но он в своём произведении ухватил весь трагизм событий происходивших во французском обществе. Ведь французы вкусили "свободу" (взятие Бастилии 14 июля 1789 года, революция, заработала гильотина). Так ли уж случайно (без проведения свыше) судно потерпело крушение, сев на мель в 1816 году во время экспедиции по КОЛОНИЗАЦИИ. Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»6. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года.
В Риме художник проводит целый год. В самую первую ночь погибли двадцать человек. Так начинал работу над картиной Жерико «Плот Медузы».
Она была подписана никому еще не известным именем – Теодор Жерико. Люди на полотне только что заметили корабль и ведут себя по-разному. Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения.
В картине «Раненый кирасир» (1814, Лувр, Париж) задуманной как парная к предыдущей, где вместо устремленного к победе героя изображен едва держащийся на ногах офицер, покидающий поле боя, отразился трагизм ситуации, сложившейся во Франции после поражения армии Наполеона в России, разочарование народа в наполеоновской политике. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). Но в том же 1812 году Францию потрясла новость о поражении войск Наполеона в России. И все же кажется, что это пейзаж Франции, что это наконец родная земля.
10 лет спустя Теодор поступает в престижный парижский Императорский лицей. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Это требуется Жерико, чтобы передать все эмоции, владевшие обезумевшими людьми. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Художник принял на себя тяжелую и ответственную миссию судьи истории.
Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Помимо полотна Плот Медузы, в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его.
В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. На втором – верящие в спасение и подающие сигналы. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Возможна печать на холсте и изготовление репродукции других размеров.
Но 17 человек остались на судне, а сто сорок семь человек перебрались на плот. Но, возможно, лишь старый Давид оценил ее подлинную новизну и мощь. Низкие тёмные тучи усиливают трагизм ситуации. Но, несмотря на Золотую медаль, полученную за эту работу, правительство не купило ее.
В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Он задумал написать огромную картину, тема — борьба могучего коня и человека: «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Париж, Лувр). Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Пусть даже и за свой счет.
От группы с мёртвыми телами и отца, склонившегося над погибшим сыном взгляд зрителя направляется к четырём фигурам у мачты. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба32. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года.
Он рвался в атаку. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. А огромные океанские волны готовы смыть людей с плота.
На заднем плане – черный вихрь зимы и России, тень сумерек и смерти утра не будет. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Ночью вспыхнула резня из-за остатков пищи. Его отец, Жорж-Никола Жерико, был состоятельным человеком: владельцем табачных плантаций и крупным торговцем табаком, а мать, Луиза-Жанна-Мари Карюэль де Сен-Мартен, происходила из семьи, принадлежавшей к аристократии Нормандии. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж.
Действительно, это финал – еще героический, но уже предопределенный – не только наполеоновской, «великой армии», но и всех надежд и иллюзий, которые связывали с эпопеей наполеоновских войн передовые представители мыслящей Франции. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Однажды, во время римского карнавала, Жерико стал свидетелем яркого необычного зрелища — бега вольных лошадей по улице Рима (на Корсо). Тела и всадника и лошади моделированы энергично, даже резко, в них нет никакой плавности.
Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота. Спустя тринадцать дней плот с оставшимися в живых пятнадцатью матросами спасло судно «Аргус». Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного» мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер.
Однако именно эти принципы живописца и подарили ему славу и место в истории. Жерико болезненно переживал критику.
Под влиянием живописи А. Ж. Гро, посвятившего множество своих работ победам наполеоновской армии, Жерико обращается к драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812, Лувр, Париж). Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры.
Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер23. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Работа хранится в Лувре, в Париже. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков.
Во время бури корабль сел на мель, капитан и высшие чины заняли шлюпки, для остальных (149 человек) был построен плот. Восемнадцатого июня 1816 года фрегат «Медуза» отплыл из Франции в Сенегал. Резкой диагональю рассечена композиция полотна.
На борт были подняты пятнадцать полутрупов, пятеро из них скончались. Жерико выступил как пионер литографии во Франции (серия Большая и малая английские сюиты, 1820–1821).
Работа имела успех и была отмечена золотой медалью. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Но и здесь первое время он мрачен, его гнетет одиночество.
Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Французский историк романтического периода Жюль Мешле назвал Жерико при упоминании первой картины художника «сильным и суровым гением», который сотворил образ целой Империи 1812 года. Дополнительно было решено построить плот площадью 140 кв. В этом путешествии он видит прекрасную возможность расширить свой кругозор художника и получить массу новых впечатлений. Она определяет устремленное вниз общее движение масс. Динамика форм, экспрессия линий, резкие перепады света и тени подчеркивают патетику сцены.
Но ветер относит плот от корабля спасения. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Продуктов у них не было. Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. Многие сходили с ума, доходило до каннибализма. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Напрасно силится он удержать своего огромного скакуна на стремительном и скользком спуске.
Одного из погибших волной смывает в море. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного»5 мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма5. Художник запечатлел здесь событие, которое было еще свежо в памяти французов, — гибель фрегата «Медуза». Теодор принял участие в конкурсе молодых живописцев, но проиграл.
Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. А на плоту положение стало ужасным. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Фон и одежду Жерико лишь намечает, сосредоточивая внимание на лице душевнобольного.
Знаковой во всём творчестве художника стала картина «Плот Медузы», которая была основана на реально произошедших трагических событиях. Он побывал в Риме и Флоренции, где воочию увидел картины многих старых мастеров.