Жерико уезжает в Англию и демонстрирует эту картину там, где она имела большой успех. Для показа картины в Англии Жерико предпринял путешествие в Лондон. Критики не одобрили картину Жерико.
Это последняя большая картина Жерико, наиболее простое и живописное его произведение. Придавая частному событию глубокий и исторический смысл, Жерико раскрывает в картине сложную гамму человеческих чувств – от полного отчаяния и апатии до страстной надежды на спасение. С подобным приемом, придающим картине патетичность, Жерико познакомился изучая творчество Ж. Л. Давида. Историк Мишле писал, что картина выражает мысли Жерико, его раздумья о судьбах Франции, человечества: «Это сама Франция.
Она вызывает целый шквал переживаний и размышлений. Но, возможно, лишь старый Давид оценил ее подлинную новизну и мощь. Кто-то подает сигнал, кто-то лежит полумертвый в прострации, кто-то отупел от безысходности и ни на что не реагирует, кто-то пытается привести в чувство умирающего и удерживает его от падения с плота.
В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Мать будущего художника, Луиза Карюэль, была родом из Нормандии из семьи богатого промышленника. Патриотические мажорные ноты, звучавшие в предыдущих работах Жерико, в «Раненом кирасире» сменились настроением разочарованности и печали, что граничит с событиями реальной жизни — военными неудачами наполеоновской армии. Влияние этих мастеров хорошо заметно в ранних произведениях Жерико, отразивших неразрывную связь мастера с его эпохой. В 1816 году у берегов Африки (Сенегал) произошло кораблекрушение из-за которого фрегат «Медуза» оказался на мели.
Жерико не был связан условиями официальных заказов, как Гро, Жироде и Давид и вот таким образом был свободен в своей трактовке происходящего. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба. Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа.
На втором – верящие в спасение и подающие сигналы. Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Сенегала, людьми познавшими "сободу". Места в шлюпках заняли высокопоставленные лица. Под влиянием живописи А. Ж. Гро, посвятившего множество своих работ победам наполеоновской армии, Жерико обращается к драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812, Лувр, Париж).
Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Для Теодора Жерико «Плот Медузы» стало одним из первых серьезных произведений, Именно это полотно принесло ему широкую известность и признание в профессиональных кругах и среди любителей искусства. Эта картина стала событием парижского Салона 1819 года. Жерико настойчиво ищет героические образы в современности. Остановившись возле картины, он воскликнул: «Откуда это.
Но и здесь первое время он мрачен, его гнетет одиночество. Всех охватила паника. Что касается драматизма, переданного мастером с помощью нагромождений и переплетений человеческих тел (живых и мертвых), то здесь очевидно влияние другого великого живописца — Рубенса. Все, кто был на лодках, спаслись.
О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Его должны были вести на буксире лодки. 147 человек «попроще» они убедили перейти на спешно сколоченный плот, пообещав буксировать его до берега, однако вскоре бросили в открытом море. Этим определялась направленность его поисков». К этим же годам относится погрудный портрет «Офицер карабинеров» (Париж, Лувр). Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис».
В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов26. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Одно-единственное полотно стало символом целой эпохи в живописи Франции и всей Европы. Однако юный художник не унывает, пишет и пишет своих излюбленных лошадей. Многие последующие художники-романисты черпали свое вдохновение из этой картины. Известно, что перед смертью Теодор Жерико задумывал написать большую картину «Отступление французов из России в 1812».
Особенно заметно это влияние в картине «Бег свободных лошадей в Риме» (ок. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Она была подписана никому еще не известным именем – Теодор Жерико. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры.
Он делает смотрящих почти участниками происходящей трагедии. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»19. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Не считаясь с мнением отца, Жерико бросает учёбу в лицее.
Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила его в коррупции. С одной стороны, он был огорчен, что во Франции в 1815 году вновь воцарились Бурбоны. Сюжет картины основан на реальной трагедии.
Жерико посещал ателье Герена нерегулярно около шести месяцев, вероятно, чтобы иметь возможность писать с натуры и общаться с другими учениками мэтра. В картине Жерико читалась бурная динамика, горячий темперамент, раскрепощенность чувств. Он задумал написать огромную картину, тема — борьба могучего коня и человека: «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Париж, Лувр). Этим определялась направленность его поисков»13. В 1816 году Жерико принимает участие в конкурсе молодых живописцев, главным призом которого было бесплатное обучение в Италии. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида.
Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Фон и одежду Жерико лишь намечает, сосредоточивая внимание на лице душевнобольного. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его.
Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Жан Луи Андре Теодор Жерико (фр. Jean-Louis-Andr-Thodore Gricault 26 сентября 1791, Руан— 26 января 1824, Париж)— французский художник, крупнейший представитель европейской живописи эпохи романтизма. Художник родился в Руане в 1791 году.
В портрете нет внешнего действия, все внимание сосредоточено на передаче «состояния души»: перед нами человек, будто стоящий на распутье, в его глазах, обращенных на зрителя, вопрос, тревога, гнетущие предчувствия. Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически. Спустя тринадцать дней плот с оставшимися в живых пятнадцатью матросами спасло судно «Аргус». Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров).
Ночью вспыхнула резня из-за остатков пищи. Картины из этой серии не были предназначены для продажи. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. «Новый рассказ о событии и три года спустя заставляет содрогаться», — писала либеральная газета La Minerve francaise. В самую первую ночь погибли двадцать человек. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна.
Наконец, однажды в Салоне появилась картина «Портрет господина Д. на лошади» (1812). Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». И в том же 1812 году Франция была потрясена вестью о гибели Великой армии в снегах России. Еще через четыре дня пятнадцать самых сильных человек выбросили всех остальных в море. Обстоятельства, при которых мастер получил заказ на портреты, загадочны. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю29.
По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Чтобы спасти команду, планировалось использовать шлюпки, но их вместимость не позволяла вывезти всю команду, вот таким образом было решено создать плот.
Полотно отметил и сам Давид. Он детально изучает анатомию лошади и выполняет в скульптуре великолепного «анатомического коня» со всеми мускулами, сухожилиями, костяком. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Сюжетом для него послужил рассказ о гибели по вине французского правительства около берегов Африки судна «Медуза». Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты.
Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. Образовалась группа из офицеров и пассажиров и группа моряков и солдат. м. Но случилось непредвиденное: усилился ветер и фрегат дал трещину.
Продуктов у них не было. Однажды, во время римского карнавала, Жерико стал свидетелем яркого необычного зрелища — бега вольных лошадей по улице Рима (на Корсо). Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история24.
Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Незадолго до создания Теодором Жерико «Плота Медузы» вышла его картина «Потоп», которую принято считать своеобразным предшественником. Жерико (описание картины) становится близким и понятным каждому, кто всматривается в полотно, созданное классическими техническими приемами работы, но наполненное романтической эстетикой. Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину Отступление французов из России в 1812.
Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного» мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма. Но в том же 1812 году Францию потрясла новость о поражении войск Наполеона в России.
После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Престижный «При де Ром» получает другой художник, а упрямый Жерико, уверенный в том, что самым достойным кандидатом всё равно был он, решает ехать в Италию за свои деньги.
На первом плане изображены люди, пытающиеся привести в чувство умирающих. Работа имела успех и была отмечена золотой медалью. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история. Много копирует в Лувре.
Не знаю насколько осознан был подход художника к выбору темы картины, но он в своём произведении ухватил весь трагизм событий происходивших во французском обществе. Ведь французы вкусили "свободу" (взятие Бастилии 14 июля 1789 года, революция, заработала гильотина). Так ли уж случайно (без проведения свыше) судно потерпело крушение, сев на мель в 1816 году во время экспедиции по КОЛОНИЗАЦИИ. Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу. Благодаря этому романтическому, т. е. Отсюда и обобщенный стиль Жерико — лаконичный избегающий второстепенных эффектов, сосредотачивающий внимание на целом. Поочередно то надежда, то отчаяние овладевают людьми, заполнившими плот Медузы.
Каникулы мальчик проводил в Нормандии, где, по словам одного из его друзей, много рисовал. Работа хранится в Лувре, в Париже. Её похвалил М. -Б. Динамика форм, экспрессия линий, резкие перепады света и тени подчеркивают патетику сцены.
Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Романтический образ карабинера выражает атмосферу переломной эпохи. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги.
Сам плот почти упирается в раму картины. Настроение самого Жерико было противоречивым. 10 лет спустя Теодор поступает в престижный парижский Императорский лицей.
Чувством восхищения проникнуто полотно «Офицер императорских конных егерей во время атаки» (1812, Лувр, Париж). И в открытом море на небольшом плоту оказалось 140 человек. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Дополнительно было решено построить плот площадью 140 кв.
Сюжетная картина с невероятным драматизмом и поражающим реализмом прославила его и сделала одним из родоначальников французского романтизма. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»18, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. С обучения у Герена для Жерико начался процесс формирования индивидуального стиля, а вскоре он, уже не нуждаясь в каком-либо руководстве, перешёл к самостоятельной работе7.
Первое полотно он создаст в 1812 году, там, конечно, будет конь. От группы с мёртвыми телами и отца, склонившегося над погибшим сыном взгляд зрителя направляется к четырём фигурам у мачты. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Под впечатлением от прочитанного Жерико задумал большую картину к Парижскому салону — главному государственному конкурсу живописи. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра.
Каждый выпуск газет рисовал все новые и новые душераздирающие подробности. Её похвалил М. -Б. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну.
После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду.
Лишь на одиннадцатые сутки на горизонте мелькнул парус брига «Аргус». Внимание зрителя обращается на человека на переднем плане. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы.
Люди, находящиеся в лодках, побоялись, что те, кто находится на плоту, начнут переходить на лодки и обрезали канаты, связывающие с ними плот. Так начинал работу над картиной Жерико «Плот Медузы».
Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Да и видно ли его. В результате «Медуза» села на мель и затонула. Там картина вызвала большой интерес.
Из современников его привлекают исполненные драматизма и экспрессии полотна Гро, посвященные походам Наполеона. Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Они с надеждой тянутся к нему, машут платками. У юноши две страсти: живопись и лошади.
Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Книгу, полную шокирующих подробностей, написали очевидцы трагедии. О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г). Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»6. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна.
На борт были подняты пятнадцать полутрупов, пятеро из них скончались. Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Его семья была обеспеченной, но ребенка рано отдали в пансион, где он обучался. Окончательный вариант картины представляет тот момент, когда уже потерявшие надежду на спасение люди видят на горизонте корабль «Аргус» и тянутся к нему. В возрасте 32 года (26 января 1824, Париж) он погиб в результате падения с лошади.
Художник осматривал местные церкви и музеи, зарисовывал фрески Мазаччо в Санта Мария Новелла и скульптуры с усыпальниц Медичи, а также рисунки с античной керамики, античную скульптуру и гробницы. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов. В картине Жерико «Плот Медузы» нет статики, она динамична.
Ведь в то время Салон был наполнен произведениями, прославлявшими монархию и религию. Но, несмотря на Золотую медаль, полученную за эту работу, правительство не купило ее. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года.
По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Сопровождал суда военный корабль «Медуза». В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. Сохранившиеся эскизы дают понять, что художник хотел показать борьбу людей на плоту друг с другом, но позднее отказался от этого замысла. Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»).
Корабль затонул во время шторма близ островов Зеленого мыса в 1816 году. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии». Во время бури корабль сел на мель, капитан и высшие чины заняли шлюпки, для остальных (149 человек) был построен плот. Картина не получила ни первой, ни второй премии. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота30.
Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Приз – поездку в Рим – получил другой мастер, а настойчивый и разгневанный Жерико решил, что тоже отправится в Италию. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. В 1816 году Жерико отправился в Италию, на родину великих художников прошлого.
Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы».
Картина Жерико «Плот Медузы» будет создана через несколько лет. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота. Романтическая эстетика утверждает категорию возвышенного, которая неотделима от представлений о таинственном и ужасном («Плот Медузы», Теодор Жерико). По словам художника, газетчики обвиняли его даже в оскорблении Морского министерства.
Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. С этого времени началось его увлечение монументальным искусством. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов».
Помощь к терпящим бедствие пришла только на двенадцатый день. В отличие от «барельефного», фронтального построения композиции у классицистов художник смело «атакует» плоскость холста, направляя движение коня в глубину. Но 17 человек остались на судне, а сто сорок семь человек перебрались на плот. Многие сходили с ума, доходило до каннибализма.
10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. В противоположность классицизму, грезившему античностью, эти художники обратили свои взоры к средневековью, к далеким экзотическим странам и особенно Востоку. Это требуется Жерико, чтобы передать все эмоции, владевшие обезумевшими людьми. «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики.
Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Жан Луи Андре Теодор Жерико родился в Руане 26 сентября 1791 года. В этот период Жерико увлекается графикой и создает литографии на военные сюжеты. Стремясь к искусству активному, действенному, он жаждал найти примеры того же понимания и в предшествующие времена.
Исследователи-искусствоведы считают, что Жерико был ознакомлен с брошюрой Савиньи, которую тот посвятил катастрофе на фрегате «Медуза». Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного»5 мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма5. От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшего на доски плота (натурой Жерико послужил художник Делакруа), к отцу, державшему на коленях мертвого сына и абсолютно отрешенно глядевшему вдаль и затем к группе людей, смотрящих на горизонт, в конце которой фигура негра с красным платком в руке. В 1819 г. художник выставил в Салоне одну из лучших своих работ — грандиозную композицию «Плот "Медузы"» (1818-1819, Лувр, Париж). Полотно отметил и сам Давид14. Еще некоторое время военная тема занимала мысли художника и он создал портрет «Офицер карабинеров», в котором чувствовалась переломная атмосфера. Его должны были отбуксировать при помощи шлюпок, но ситуация вышла из-под контроля.
Пусть даже и за свой счет. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба32. В 1796 году семейство Жерико переезжает в столицу. Теодор демонстрирует исключительно реалистичную манеру живописи и одновременно поднимает тему человечности (первым среди «романтиков»). Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». «Мы жаждем самой страсти, — писал Стендаль, — следовательно, можно предположить, что XIX век будет отличаться от всех предшествующих, точным и пламенным изображением человеческого сердца».
Поиски героики и героев не в древней истории, а в современности — особенность романтизма, предтечей которого был Гро. Картина полностью передает атмосферу и дух трагичности. В картине «Раненый кирасир» (1814, Лувр, Париж) задуманной как парная к предыдущей, где вместо устремленного к победе героя изображен едва держащийся на ногах офицер, покидающий поле боя, отразился трагизм ситуации, сложившейся во Франции после поражения армии Наполеона в России, разочарование народа в наполеоновской политике.
Капитан дал приказ всем покинуть корабль. Люди на полотне только что заметили корабль и ведут себя по-разному. А на плоту положение стало ужасным.
Но настоящими учителями для него стали Ж. Л. Давид и Ж. А. Гро. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой», явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Романтизм был полностью ориентирован на современность. В процессе работы художник искал индивидуальность, присущую каждому животному изучал его повадки, практиковался в точности изображения породы. К развитию этой новой эстетики инстинктивно подошел в своей картине «Плот Медузы» Теодор Жерико.
Жерико болезненно переживал критику. Мрачные предчувствия усиливаются пейзажем с низко нависшими темными тучами. Но многие уже не могут подняться, они обессилили или уже умерли. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818).
Художественное произведение становится шедевром в самом высоком смысле, тогда когда оно отвечает смысловым запросам своей эпохи. Он побывал в Риме и Флоренции, где воочию увидел картины многих старых мастеров. «Плот Медузы» — со всем кипением человеческих страданий — вырастает как некий монолит, как некая единая изваянная группа. О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. На борту было около 400 человек. Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Его картины, в том числе «Плот Медузы» и «Скачки в Эпсоме», стали новым словом в живописи, хотя их подлинное значение в развитии изобразительного искусства было осознано гораздо позднее.
Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике»4. А когда начался шторм, обезумевшие люди боролись за то, чтобы находиться в центре плота.
Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр).
На 8 день за борт выбросили наиболее слабых и раненых людей). Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»38. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству.
Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Художник показал на полотне тот момент, когда люди на плоту заметили на горизонте «Аргус». Восемнадцатого июня 1816 года фрегат «Медуза» отплыл из Франции в Сенегал. При этом художник не драматизирует болезнь, но подчеркивает ее признаки, а лишь честно констатирует то, что видит. У берегов Сенегала терпит, сев на отмель, крушение военный трехмачтовый корабль «Медуза».
Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Неопытный и трусливый капитан (получивший должность по протекции) посадил судно на мель и вместе со своими приближенными спасся в шлюпках, бросив на произвол судьбы сто пятьдесят пассажиров и матросов. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики.
Картина Теодора Жерико «Плот Медузы» показывает этот момент. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Жерико придал сцене более жизненный и современный характер используя интенсивный цвет добился большей экспрессии за счет некоторого сокращения пространства и кадрировки трибун со зрителями и фигур конюхов, удерживающих животных25. Картина написана в романтическом стиле, который тогда только-только появился. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер23. Случилось это в 1816 году.
Низкие тёмные тучи усиливают трагизм ситуации. Тема человеческих страданий была продолжена художником позднее в знаменитой картине «Плот Медузы» (1819, Лувр, Париж), в основе которой лежало реальное событие, всколыхнувшее всю Францию. В основу картины легли реальные события: летом 1816 г. по вине непрофессионализма капитана на рифах у берегов Африки затонул фрегат «Медуза». С написанием этой картины к нему пришло признание, однако продолжалось это недолго.
Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. И, когда ему предложили экспонировать «Плот» в Лондоне, охотно согласился. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Но погода не благоприятствовала, ждали шторма. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Самым известным, небывалым в истории искусства по силе заключенного в нем пафоса и протеста является полотно «Плот «Медузы»» (1818 – 1819 г. г. ), – этот шедевр Жерико создавал целый год. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю.
Огромное впечатление произвели на французского живописца фрески Сикстинской капеллы исполненные Микеланджело. В техническом плане произведение выполнено превосходно. 1817, Лувр, Париж). Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей.
Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Теодор принял участие в конкурсе молодых живописцев, но проиграл.
Природа на полотне враждебна человеку. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Самое яркое и тревожное, что напишет Жерико, – «Плот Медузы». В июле 1816 года у берегов Западной Африки французский фрегат «Медуза» из-за ошибок неопытного капитана, получившего должность по протекции, сбился с курса и сел на мель. На огромной картине Жерико «Плот Медузы», написанной в 1818 – 1819 годах изображены люди в разных положениях и в разном психическом состоянии.
Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике». Но при этом Жерико упорно и много работает.
Одного из погибших волной смывает в море. Одна сторона лица ярко освещена, другая в тени — контраст вносит ноту беспокойства. Оппозиция считала историю с «Медузой» не несчастным случаем, а преступлением режима, покрывающего коррупцию и пренебрегающего жизнями простых граждан, тем более что власти сразу же попытались замять скандал, не привлекая виновных к суду. Фрегат Медуза потерпел крушение у берегов Сенегала. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). А огромные океанские волны готовы смыть людей с плота.
В мастерской Верне начинающий художник большей частью практиковался в изображении лошадей, знакомился с анатомическим рисунком животного, здесь же он имел возможность видеть эстампы, выполненные с произведений английских анималистов, копировал картины Верне. Совсем иными настроениями отмечена созданная в тяжелый для Франции год национальной катастрофы картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, Лувр, Париж). Из-за голода многие из них начали практиковать каннибализм.
В чем сущность романтического мировосприятия. Он рвался в атаку. Фактически это было одно из первых полотен, написанное в этом стиле. Она проходила с 12 июня по 30 декабря 1820 года, картину увидели около 50 тысяч посетителей.
Художественные критики в своих обзорах Салона либо ничего не писали о произведениях Жерико, либо отзывались о них неодобрительно16. Лишенная пафоса литография правдиво передает трагедию побежденной наполеоновской армии. Знаковой во всём творчестве художника стала картина «Плот Медузы», которая была основана на реально произошедших трагических событиях. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков.
Это интриговало и притягивало взгляд. Когда эти новости дошли до общества, то оно было потрясено кошмаром произошедшего. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Полотно приобретено Лувром на посмертной распродаже работ художника. От группы с мёртвыми телами и отца, склонившегося над погибшим сыном взгляд зрителя направляется к четырём фигурам у мачты.
В Риме художник проводит целый год. Большой интерес представляет лист, посвященный событиям недавнего прошлого, названный автором «Возвращение из России». Художник запечатлел здесь событие, которое было еще свежо в памяти французов, — гибель фрегата «Медуза». Военная тема еще некоторое время занимает воображение художника. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер.
В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Но ветер относит плот от корабля спасения. История гибели «Медузы» получила широкую огласку.
«Плот Медузы» воспринимается не как эпизод, а как эпос картина явно перерастает свой сюжет, она становится символом трагической борьбы человека с враждебной стихией, олицетворением безмерного страдания, героических напряжений и порыва. Однако именно эти принципы живописца и подарили ему славу и место в истории. В 1818—1819 годах Жерико напишет главную картину своей жизни: Плот «Медузы» (Париж, Лувр).
Было настоящим чудом, что картина вообще была допущена к показу. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы».