Современники называли его совестью художников. И многие из тех, кто однажды побывал на Белой вилле, возвращаются в музей вновь и вновь. Теперь судьба снова свела их на Кавказе. Напротив очага группа людей. «Совестью художников» называли его современники.
Ярошенко скончался 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10 км с горы Большое седло, где писал с натуры. Ежегодно его посещают до 20 тысяч человек. После смерти своего учителя и близкого друга И. Н. Крамского Н. А. Ярошенко возглавил «Товарищество передвижных выставок» и стал духовным центром кружка передовых художников и деятелей искусства, а его петербургская квартира – художественным салоном и местом встреч друзей и единомышленников. В глубокой задумчивости пребывает третий персонаж – старик, примостившийся у очага и подперевший ладонью голову в папахе, обмотанной сархом (сарх – белая полотняная полоса поверх головного убора, свидетельство того, что этот человек совершил хадж – паломничество в Мекку). Исмаил Урусбиев познакомил Н. А. Ярошенко с другим незаурядным человеком – Исламом Крымшамхаловым.
Имя Ярошенко получило известность в связи с созданием им картины «Кочегар» (1878). Тот домик, где живет сам Ярошенко, где его мастерская, был особенно мил. Дом-музей художника остается центром культурной жизни региона. Ежегодно музей посещают до 20 тысяч человек.
Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора. Этюд Ужба датирован 1882 годом. За этой троицей сгрудилось еще несколько персонажей и сочные, черные тени от них закрывают весь задний план картины и чудятся там, в глубине этого мрака "темной старины заветные преданья" (М. Лермонтов): и уходящие в небеса нарты и предсмертный стон трагического Азнаура и приглушенные звуки свирели пастушка Аймуша, спускающегося на дно Хурла-кёля и заунывный ветер над вымершим Джамагатом – урусбиевским аулом в Теберде Из группы персонажей картины "Песни о былом" идентифицируется пока лишь один персонаж – сам князь Исмаил Урусбиев, друг Н. А. Ярошенко. Ба, да это «кочегар», вот кто твой кредитор, вот у кого ты в неоплатном долгу.
Все это сказалось на социальной направленности искусства Н. А. Ярошенко. Автор скульптурного портрета – друг художника Л. В. Позен. Изящный светлый дом получил от гостей и друзей Н. А. Ярошенко название «Белая вилла». Теперь попытаемся определить маршруты Н. А. Ярошенко в верховьях реки Баксан. Был членом (с 1876) и одним из руководителей «Товарищества передвижников».
В 1885 году чета Ярошенко обосновалась на Северном Кавказе. Баксан в начале очень широк. Плотным слоем лежат тяжелые облака. На сегодняшний день он является одним из самых популярных и читаемых писателей Франции. Другие считают, что знакомство их произошло в 80-е годы, когда Николай Александрович жил в Кисловодске. Все это окутано зеленоватой мглой тюремного воздуха.
Она выдвинута на передний план и трактована крупными, обобщенными формами. И в 1886 году Анна выйдет замуж за Черткова. Для большинства жителей средней полосы юг России был землей неизведанной. По своему внешнему виду студент Ярошенко удивительно схож со студентом Мелузовым из пьесы Островского «Таланты и поклонники» в исполнении знаменитого русского актера П. М. Садовского на сцене Малого театра. Лучшим из портретов Ярошенко является «Портрет актрисы П. А.
Здесь необходимо отметить следующее. Жил преимущественно в Петербурге и Кисловодске. Усадьбу назвали Белой виллой. Ярошенко навещал его, писал в усадьбе свои картины и нередко оставлял их в имении. Толстого, 1894, ГРМ).
Она была частой моделью художника. Член Товарищества передвижных художественных выставок, с 1876 – один из его руководителей, после смерти Крамского (1877) стал его идейным преемником. Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». Большое, о восьми комнатах, здание имеет глинобитные стены, держащиеся на каркасе из стоек и балок (промежутки между стойками заплетены тальником, забиты глиной и обмазаны известью).
Н. А. Ярошенко не мог не поддержать революционно-демократические идеи в России, они проявились в ряде его выдающихся полотен: «У литовского замка», «Студент» (1881), через два года знаменитая «Курсистка», написанная с А. К. Чертковой – жены известного писателя и издателя. Крамского, 1876, ГРМ Л. Н. Несмотря на определенную экспрессию, вершины и озеро переданы с фотографической точностью. Вот таким образом, когда художник привез в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие приняли изображенную там панораму Кавказского хребта за плод фантазии автора. В 1875 году на Четвертой передвижной выставке экспонировались несколько портретных этюдов и первая его картина «Невский проспект ночью» (картина погибла во время Великой Отечественной войны). Молодожёны посетили Полтаву, потом уехали в Пятигорск на Северный Кавказ. Они приобрели небольшое имение в слободе Кисловодской, где тогда было всего семь улиц.
На стене висят сабля и ружье. Окончил Михайловскую артиллерийскую академию в Петербурге (1870), служил в Арсенале, в 1892 вышел в отставку в чине генерал-майора. Флигель 2 на территории усадьбы Ярошенко.
Дорога идет то по одному, то по другому из его берегов. Это уже Сванетия. чувствуется благотворное влияние Н. А. Ярошенко. За это время он сблизился с художниками-передвижниками и писателями, объединившимися вокруг журнала «Отечественные записки». Много работал над пейзажами, писал натюрморты.
Один из активнейших деятелей передвижничества после смерти И. Н. Крамского был идейным руководителем товарищества. Тем же стремлением был движим и Ярошенко. Он не помнит, был ли он когда-нибудь болен. После национализации все картины из усадьбы были переданы в музеи. Из аула Урусбиевского (ныне Верхний Баксан) художник с проводниками поднимается верхом выше по течению бурной стремительной реки к аулу Тегенкли, а оттуда, переправившись через Баксан – в ущелье зенги (Юсенги – на картах).
Н. А. Ярошенко страдал горловой чахоткой и выяснилось, что только климат Кисловодска позволял ему «легко дышать» и увлеченно работать. Волкова, занимался у И. Н. С 1882 года художник уже каждое лето проводит здесь. Сюжет картины «У Литовского замка» (1881, не сохранилась) связан с покушением Веры Засулич на петербургского градоначальника. Ярошенко был скромен, требователен к себе, сдержан и в то же время тверд. Музею принадлежит вся территория усадьбы, силами сотрудников музея, горожан и «спонсоров» восстановлены здания, собрана обширная коллекция.
Их ждёт счастливая, но непростая жизнь. Ярошенко умер 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10км с горы Большое седло, где писал с натуры. Однако плохая освещенность заставила хозяев перебраться в «Белую виллу». здесь жила, по свидетельству М. В. В 1892 вышел в отставку в чине генерал-майора.
Окончил Михайловскую артиллерийскую академию (1869), служил на Петербургском патронном заводе. Он был близок с Крамским, Шишкиным и другими художниками-передвижниками. Широко известна картина Ярошенко «Всюду жизнь» (1888). Примечательна, прежде всего, строительная техника, в которой выстроен флигель: местное название её – «турлук».
Из Худеса древняя дорога ведет на перевал Хасаука, где в 1828 году состоялось сражение войск командующего Кавказскими войсками генерала Г. А. Эммануэля с немногочисленным карачаевским ополчением. Этот поток образует Верхний Клухорский водопад, с высотой падения в 40 метров. Ежегодно музей посещают до 20 тысяч человек10.
А портрет М. Е. Салтыкова-Щедрина, сделанный Ярошенко за три года до смерти писателя, показывает пожилого больного человека, тяжело потрясенного закрытием журнала «Отечественные записки», которым он руководил 15 лет. Постепенно, будто стряхивая с себя дремоту, все вокруг начинает пробуждаться. Вслед за Пушкиным и Лермонтовым Ярошенко открыл красоты Кавказа для соотечественников, заслужив, с легкой руки критика Владимира Стасова, прозвище «портретиста гор». На заводе Ярошенко много общался с рабочими. Раннее утро.
Начало 1880-х годов отмечено в творчестве Ярошенко развитием темы революционной борьбы русской интеллигенции в связи с новым общественным подъемом в России. Только делали они дело великое и благородное. В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов.
Северный Кавказ для большинства жителей средней полосы был тогда краем неизведанным. Начиная с «Кочегара», Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные социальные типы его времени. Николай Александрович писал этюд с натуры, доехав по недавно открытой Военно-Сухумской дороге почти вплотную к Клухорскому перевалу, поднявшись на приличную для его здоровья высоту (2. 700 м), то есть фактически он был на Клухорском перевале, до седловины которого рукой подать.
В их числе Н. А. Ярошенко – великий русский художник-передвижник. Учился живописи в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И. Н. Крамского и в Академии художеств (18671874). Это невольно приходит на ум относительно студента Ярошенко. И вот из рук носителя этих принципов горец с радостью примет факел просвещения". Росписью дома в технике фресок Помпеи занимались гости дачи.
Профессиональный военный, в 1892 г. вышел в отставку в чине генерал-майора. В этих длинных волосах, мягкой шляпе и пледе выражалось стремление противопоставить свою «партикулярность» казенному, чиновничьему, официальному стилю, подчеркнуть свою принадлежность к мыслящему, независимому, трудовому разночинству. Возвращаясь к вопросу о преемственности, необходимо отметить, что она есть.
В конце XIX века Белая вилла стала одним из главных культурных центров на юге России. Юрьев указывает далее, что «все эти атрибуты представляли собой как бы добровольную общепринятую форму большинства тогдашних студентов» и что «только в середине 80-х годов эта своеобразная «форма» была вытеснена из обихода», когда для студентов был введен мундир. Изображенная в глубине картины и повернутая спиной к зрителю, эта фигура выделена светом. Существует описание этого образа, сделанное Ю. М. Ярошенко умер 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10км с горы Большое седло, где писал с натуры10. С рассветом группа вышла в путь и спустя несколько часов форсировала перевал Бечо. Цветущая красота южной зелени еще сильнее оттеняет тоску и одиночество умирающей.
Сам художник с помощью друзей расписал веранду дачи, разбил клумбы и аллеи.
Название флигеля, как думается сейчас, скорее было граничит с именем вдовы химика, которая действительно гостила у Марии Павловны Ярошенко. Его отец мечтал, чтобы старший сын пошел по его стопам и не обращал внимания на интерес мальчика к живописи. Нет, да они и не нуждаются в этом: люди везде люди. Ярошенко Николай Александрович (1846, Полтава – 1898, Кисловодск)Художник, рисовальщик. Родился в Полтаве в семье военного. Северный Кавказ для большинства жителей средней полосы был тогда краем неизведанным. Зритель безошибочно угадывает в заключенном «политического», а в его позе ясно ощущает тоску по воле, по людям, по делу.
Носил традиционный короткий черный сюртук, мягкую темную фетровую шляпу – «пушкинскую», а на плече непременный традиционный клетчатый плед, принадлежность каждого бедного студента».
«Картина, – говорил Ярошенко, – имеет смысл только в красках, когда видно, что на дворе сыро, холодно и моросит дождь, словом такая погода, что хороший хозяин собаку во двор не выгонит». Вот небольшой этюд «Старый еврей» (1896), картина «Мальчик» (1892), для которой с удовольствием позировал соседский мальчишка или «Женский портрет» (1880), на котором, как полагают изображена жена художника, – все они притягивают зрителя своей выразительностью и яркостью характеров. В 1892 году уже в чине генерал-майор Ярошенко вышел в отставку.
«Бог дал мне высшее счастье. Однако, в 1829 году по поручению генерала Эммануэля в верховья Кубани был направлен архитектор Иосиф (Джузеппе) Бернардацци, прибывший, между прочим, в Теберду и по пути сделавший зарисовки Сентинского храма Х века. На втором этаже в постоянной экспозиции Калужского музея изобразительных искусств находится одна из самых известных жанровых картин русского живописца и портретиста Николая Ярошенко «Курсистка» (1880 год). Короленко, Вс. Эти места, до сих пор мало исследованные в историческом, археологическом, географическом и этнографическом плане, хотя исстари используются карачаевцами в качестве отгонных пастбищ, носят отпечаток мистического характера, вызванного не только многочисленными археологическими объектами VIII-VII в до н. э., VII-IX н. э., обилием менгиров и стелл, но и прямым ощущением космоса пожалуй, нигде больше так не осязаемо небо, как на Малом Бермамыте -высочайшей точке западной части Скалистого хребта (2. 644 м).
Эти сюжеты встречались не менее часто и в русской литературе того времени. Илья Репин писал: «Следовало бы Ярошенко вместо того, чтобы писать картины и портреты, переключиться на пейзажи. », хотя и переживал, что искусство теряет Ярошенко-портретиста. В 1860-е частным образом занимался у А. М. Волкова.
Картина поступила в музей в 1919 году вместе с другими полотнами Ярошенко из усадьбы Степановское-Павлищево (Юхновский район, ранее –Мещевский уезд), где до революции жил родной брат художника. Сопровождали экспедицию части Тенгинского пехотного полка под командованием тогда еще майора П. С. Верзилина, год назад получившего ранение в вышеупомянутом сражении при Хасауке. Спустя два года с «отличными успехами в науках» он заканчивает военную академию, продолжая успешно заниматься искусством.
Построено оно в той же технике, что и Главный дом (деревянный, оштукатуренный). Очень часто в обычной жизни нам не хватает чудес». Высота этой вершины составляет 4. 710 м над уровнем моря. "Исмаилу Урусбиеву 54 года, но князь смотрелся гораздо моложе. Это – историки, этнографы, географы, писатели, поэты, композиторы, художники.
Но подготовкой к трудному переходу дело не ограничивалось. Гл. 13, 9) или кораническим: "стремитесь опередить друг друга в добрых делах где бы вы ни были Бог будет со всеми вами" (Коран, 2, 113), либо миссии их были предопределены свыше или руководствовались собственными принципами – кто знает. Разумеется, что вполне естественно в этот круг вошли и видные горские просветители. «Студент» Ярошенко – это один из характернейших представителей русского общества эпохи 70–80-х годов.
Такая преемственность впечатлений и ощущений. К римлянам.
Смятая койка, непокрытый стол, на нем котелок с пищей и Евангелие. Родился в Полтаве 1 (13) декабря 1846 в семье военного. В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Но студент 70-х годов – ведь это очень часто не только человек без предрассудков, будущий ученый-испытатель, но и член тайного революционного общества. Его работы имеются также в музеях Архангельска, Барнаула, Екатеринбурга, Казани, Калуги, Кирова, Костромы, Н. Новгорода, Омска, Плеса, Самары, Серпухова, Уфы, Челябинска, Полтавы, Ташкента и других. К столу подаются тарелки и приборы, хотя хозяева сами обходятся без них".
Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И. Н. Крамского (1864-1874), был вольнослушателем в Императорской Академии художеств (1867-1874). Жил и работал в Петербурге и Кисловодске. Это были самые жгучие вопросы русской действительности тех лет, связанные с общественной и политической борьбой. Урусбиев – глубоко образованный человек, средоточие горской народной мудрости, многочисленных легенд, мифов и сказаний причудливо-волшебного мира, могучий и подвижный человек. На картине изображена одна лишь человеческая фигура, взятая вне какого-либо события. Сам художник в течение недели находился под домашним арестом и, более того, к нему пожаловал «на беседу» министр внутренних дел Лорис-Меликов.
Но в целом картина не лишена оттенка сентиментальности. К ним толкало писателей и живописцев стремление глубже вникнуть в народное горе. Мастер остросоциальной бытовой картины, видный портретист-психолог. С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор». Стрепетовой, 1884, ГТГ И. Н.
Молодожёны посетили Полтаву, потом уехали в Пятигорск. С самого детства Николая готовили к военной карьере.
Прибавь к этому горный чистый воздух, который вбираешь в себя и не можешь им надышаться, ключевую воду, в обилии попадающуюся по дороге, шашлык, который жарится тут же из зарезанного барана и ты будешь иметь слабое представление о тех прелестях, которые представляются путникам, решившимся предпринять это путешествие". Не случайно Крамской сравнивал «Кочегара» Ярошенко по его весомости с «Протодиаконом» Репина. 11 марта 1962 года усилиями художника Владимира Секлюцкого в «Белой Вилле» в Кисловодске открыли дом-музей Н. А. Ярошенко. Своего кочегара он «увидел» в одной из мастерских своего завода и созданный им образ стал одним из первых в череде портретов рабочих в истории русского искусства.
Эльбрус" могла быть написана именно там. Крамской оценил портрет как один из «самых замечательных» портретов времени и видел в нем обобщенный образ, «мысль художника», написанную по «поводу Стрепетовой». Бестужева-Марлинского. В один год с «Кочегаром» появилась еще одна картина Ярошенко – «Заключенный» (1878), в которой получила косвенное отражение тема политической борьбы. Наряду с картинами, подобными «Кочегару» и «Студенту», в которых художник ставил перед собой задачу создания обобщенно-типических образов, Ярошенко писал и портреты. Подножье Эльбруса еще окутано синей предрассветной мглой.
С него был чудесный вид на Зеленые горы, на парк с царской площадкой. "Соглашаюсь вполне с тем, что мы, кавказские горцы (мусульмане в особенности), отстали в отношении цивилизации, как принято это называть. Значительное место в его творчестве занимает пейзаж (Клухорский перевал, 1882 Судакская бухта в Крыму, 1882, обе – в ГТГ).
Он дал мне такого друга как Чертков», — говорил Толстой. Кунацкая князя освещена отблесками яркого огня в камине. Искусствовед М. Неведомский писал в «Ниве»: «Если бы Ярошенко оставил потомству только два изображения – «Курсистки» и «Студента» – и то он по праву мог бы быть назван художественным летописцем своей эпохи».
Среди его творческих работ— эскизы и рисунки. Гаршин, Н. Михайловский. В ряду этих произведений одно из интереснейших – «Студент» (1881). Мягкий по внешности – он кремень духом». Вся жизнь его прошла на Кавказе.
Брак представителей двух княжеских родов – Крымшамхаловых и Урусбиевых – был вполне закономерен. Музею принадлежит вся территория усадьбы, силами сотрудников музея, горожан и «спонсоров» восстановлены здания, собрана обширная коллекция. Оставив там молодую жену, художник месяц писал этюды в Сванетии. С 1875 г. – экспонент, с 1876 г. – член Товарищества передвижных художественных выставок.
Казалось, что сама судьба вела их навстречу друг другу. Стены комнат оклеены обоями, обстановка приличная дощатый пол, стеклянные окна. С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор»10.
Сюда приезжал опальный М. Ю. Лермонтов и писал свой знаменитый "Кавказский вид" с Эльбрусом. Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». Нестерова, «большая семья историка Соловьева»). Под впечатлением от древнего Сентинского храма близ Зеленчука Н. А. Ярошенко написал картину «Забытый храм». Художник создает выразительную характеристику тюремного быта.
К ним стали приезжать многочисленные друзья и гости – писатели, артисты, ученые, часто бывавшие в Петербурге на «ярошенковских субботах», – Сергей Рахманинов, Федор Шаляпин и Леонид Собинов, Константин Станиславский и Глеб Успенский, Иван Павлов и Дмитрий Менделеев. Флигель 1 на территории усадьбы Ярошенко. Крамского, учился в Академии художеств как вольнослушатель (1867-1874). В полотне «Всюду жизнь» есть сильные образы, например, образ молодой матери.
Юрьевым: «Шатен с небольшой редкой бородкой, он носил, как тогда было принято среди интеллигентной молодежи, длинные волосы («длиноволосый студент» – так тогда их называли). Природа торжественна и сурова.
Н. А. Ярошенко стремился каждого из них приобщить к красоте и своеобразию Кавказа, показать окрестности Кисловодска, Приэльбрусья, Теберды. Так выразился о своем романе «Бумажная девушка» настоящий романтик – Гийом Мюссо. Глядя на Стрепетову в этом портрете, мы видим не столько знаменитую актрису, о которой Крамской говорил, что она может быть «замечательно красивой и привлекательной», сколько простую, русскую женщину с скромно зачесанными назад волосами и с выражением страдания на лице. Налево от нас будут горы, покрытые вечными снегами. Художник словно медленными торжественными аккордами слагает гимн нарождающемуся дню.
Здание второго флигеля досталось Ярошенко в наследство от старой усадьбы. И не только Карачая и Балкарии. С 1892 года Николай Александрович практически постоянно жил в Кисловодске. Русский художник, мастер социального жанра и портрета в духе «передвижников». Один из лучших – портрет П. А. Стрепетовой (1884, ГТГ), актрисы, выразившей в сценических образах трагедию бесправной женщины. Друг Ярошенко, художник Остроухов вспоминал, что «Чернышевский и Добролюбов сделались его руководителями, а передовые журналы – любимым чтением».
Гармония внутренняя и внешняя чувствовались в каждой его мысли, слове, движении его". С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор». Его лицо внушало доверие и, узнав его позднее, я всегда верил ему (бывают такие счастливые лица). В числе поступлений последних лет— воспоминания В. Г. Немсадзе о сохранении могилы Н. А. Ярошенко в Кисловодске во время разрушения собора Николая Чудотворца и соборного кладбища в 1936г.
Стрепетовой» (1884). Вполне вероятно, считают третьи, что знакомство их состоялось в период службы Крымшамхалова в Петербурге, в конвое Его Императорского Величества. Художественный критик того времени А. Праков так рассказывал о впечатлении, произведенном на него «Кочегаром»: «У меня не было долгов, а тут мне все кажется, как будто я кому-то задолжал и не в состоянии возвратить моего долга. Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы».
Многие из гостей Ярошенко побывали вместе с ним в Теберде. В Академии художеств он сблизился с передвижниками и писателями, группировавшимися вокруг прогрессивного журнала «Отечественные записки». В ее страдании мы чувствуем нечто большее, чем выражение личного горя.
Картина изображает мрачную камеру одиночного заключения. Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора. Я вообще считаю, нельзя быть прагматиками.
В написанных Н. А. Ярошенко портретах И. Н. Крамского (1876, ГРМ), Г. И. Успенского (1884, Екатеринбургская картинная галерея), Менделеева (1885, музей Д. И. Менделеева при Петербургском университете), Ге (1890, ГРМ), В. Г. Короленко (1898, не сохранился) и других раскрыто духовное богатство этих людей. Па переднем плане, на резной тахте, откинувшись на ее спинку, сидит князь. В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов.
Автор скульптурного портрета— друг художника Л. В. Позен12. Обогатил живопись новыми темами (Кочегар, 1878 Всюду жизнь, 1888, обе – в ГТГ Курсистка, 1883, ГРМ) и глубокими психологическими образами (портреты П. А. В музее находятся документы, связанные с жизнью и деятельностью русского художника-передвижника Н. А. Ярошенко (1846—1898). Ярошенко проводили лето именно здесь.
11 марта 1962 года усилиями художника Владимира Секлюцкого в «Белой Вилле» в Кисловодске открыли дом-музей Н. А. Ярошенко. Перед нами человек не только мысли, но и дела. По состоянию на 80-е годы ХIХ века это был, хоть и трудный, но кратчайший путь, хотя к тому времени в карачаевские аулы в верховьях Кубани русскими солдатами совместно с отбывавшими трудовую повинность карачаевцами, была проложена колесная дорога из станицы Баталпашинской (ныне г. Черкесск). Представляется, что встреча двух замечательных людей была неизбежной.
Мировоззрение Н. А. Ярошенко формировалось под непосредственным влиянием идей русских революционных демократов. Всем твоим общественным преимуществом ты пользуешься в долг» Чувство долга перед народом, определявшее умонастроение русской демократической интеллигенции в эпоху Ярошенко и побудило художника к созданию «Кочегара». Николай Ярошенко родился в 1864 году в Полтаве в семье отставного генерал-майора. Нет ни богатых бездельников, ни нищих никто не уходит из аула на заработки.
Дом князя был построен неподалеку от озера Кара-Кёль, рядом с дачей начальника Баталпашинского уезда Ф. А. Кузовлева (не сохранилась).
Впечатления свои о поездке в Урусбиевский аул оставил друг Н. А. Ярошенко замечательный русский композитор С. И. Танеев в своем письме к П. И. Чайковскому и можно не сомневаться в том, что подобные чувства испытывал и сам художник: "Трудно представить, до какой степени восхитительна эта поездка. Записок Ярошенко о быте и нравах Урусбиевского аула обнаружить не удалось, но современники художника дают следующую картину: "В огромном ауле нет ни одного кабака, ни одной капли спиртного напитка. Оставив там молодую жену, художник месяц писал этюды в Сванетии. Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора. После свадьбы супруги переедут в Ржевск, где будут вместе заниматься издательством знаменитого «Посредника», готовить к печати книги Толстого, Чехова, Короленко, Гаршина, Лескова, Эртеля и других классиков русской литературы, встречаться с известными писателями-единомышленниками, сделав Ржевск очагом русской культуры конца XIX века. Автор скульптурного портрета— друг художника Л. В. Позен.
Брал уроки рисования у A. M. Одной из наиболее ярких, типичных и одновременно своеобразных фигур передвижничества является Николай Александрович Ярошенко (1846–1898).