Полотно Яна Стена также известно под названиями «Выпивохи» или «Пьяницы», которые были даны картине при её продаже на художественных аукционах в Голландии в 17 и 18 столетиях. Het Sint-Nicolaasfeest) — картина голландского живописца Яна Стена (1626-1679). Полотно Яна Стена также известно под названиями «Выпивохи» или «Пьяницы», которые были даны картине при её продаже на художественных аукционах в Голландии в 17 и 18 столетиях. Некоторые исследователи считают, что на этой картине можно увидеть самого Яна Стена, поскольку он часто рисовал себя на своих картинах. Картины Яна Стена характеризуются высоким мастерством в изображении фигур, одежды и предметов быта, а так же интересным сюжетом и наблюдательностью.
Но лишь очень немногие из современных ему живописцев (кроме разве что Рембрандта и Хальса) так же точно улавливали тончайшие тональные переходы. Рядом с деревянным ящичком, подставленным под больную ногу, лежит третья такая же «косточка», которую он, возможно, откинул. Многие другие и более знаменитые и менее известные художники (Иероним Босх, Рембрант ван Рейн, Винсент Ван Гог, Лукас ван Лейден, Караваджо, Эдвард Мунк, Габриэль Мэтсю, Ватто, Питер Брейгель, Ян Лис, Ян Викторс, Ян Сам Ван Хам, Джуди Лестер, Лонги Пьетро, Р. Хинкли, Лука Филдес, Сальвадор Дали, Фрида Кало) написали единичные полотна, касавшиеся больных или врачей, обстоятельств их встреч или результатов лечения и даже высмеивающие их пороки и ремесленничество.
Со временем Стен испытал влияние еще одного мастера, Франса Хальса (ок. Точная дата кончины Яна Стена (как ипричина смерти) не установлена, но известно, что художник был похоронен 3февраля 1679 года в семейной могиле в Питерскерке на окраине Лейдена. Разумеется, если это не нарисованное панно на стене. На следующей картине, посвящённой также визиту врача, Ян Стен, как бы для контраста, показывает явно другого врача, сочувствующего своей пациентке и пока он считает число ударов пульса, сверяясь по часам, что не делали два первых доктора, выясняет её жалобы.
А у целительниц добрые и снисходительные улыбки по поводу его недоверия или нерешительности. Этому легко поверить, поскольку за свою сравнительно недолгую жизнь художник создал довольно много картин. Весёлая компанияЯн Стен привносил в изображение библейских сцен («Амнон и Фамарь», Кёльн, Музей Вальрафа-Рихартца «Эсфирь пред Артаксерксом», Санкт-Петербург, Эрмитаж) достаточную долю добродушного юмора. Он выдумывает, подбирает нужные слова. Уж не виновник ли этот парень, стоящий в дверях, всего случившегося с девушкой. Прямо – плэй – бой ХУ11 столетия из Голландии, свободный художник и содержатель таверны.
Видны из-под платья кончики красных остроносых туфелек.
Многие из картин Стена написаны по мотивам старинных голландских пословиц и фламандских поговорок, а также литературных текстов. ГулякиПолотно Яна Стена также известно под названиями «Выпивохи» или «Пьяницы», которые были даны картине при её продаже на художественных аукционах в Голландии в 17 и 18 столетиях. А подобная оценка в устах строгого (и даже придирчивого) Рейнол-дса чего-нибудь да стоит. У Яна Стена не былоникаких зарегистрированных учеников (за исключением РихардаБрэкенберга), но работам художника широко подражали многие голландскиехудожники еще при жизни мастера. Также Ян Стен по праву считается непревзойденным живописцем детей и детских лиц.
Мастер бытового жанра Ян Стен дает точные характеристики обоим персонажам картины – заснувшей (вероятно, после не одного бокала вина) на краю стола молодой женщине и довольно улыбающемуся подвыпившему мужчине. Две кумушки справа за столом, на котором лежат куриные яйца, о чём-то весело болтают.
Розово-белый чепец повязан на шее. Лечение зубов в тот период было процедурой прилюдной из этого делали своеобразное шоу, возможно, что и с целью рекламы. Тяжёлые бархатные портьеры над альковом или перед входом в спальню.
Либо этот портрет был написан по памяти. Так что популярность Стена обусловливается не только его "занимательностью". На шее – небольшой круглый кулон на цепочке. Несмотря на длительное пребывание в заграничных поездках, Герард Терборх остался верным голландской школе живописи. Голова её покоится на подушке в светлой наволочке с блеклыми крупными цветами на ней. Его обыкновенно считают "художником-рассказчиком" (и то, что он так полюбился современным зрителям, объясняют именно сюжетностью, повествовательностью его картин). Довольно долго прожив в Харлеме, он просто не мог не познакомиться с его работами.
Для контраста можно посмотреть, как ведёт себя женщина в предчувствии или в ожидании встречи с любовником на другой картине под названием: «Идёт гость».
А вот зубы он удаляет мужчине. С теми или иными вариантами – это могут быть и одежда и предметы быта, обстановки квартиры. Прямо перед нами – полотно с изображением Венеры и Адониса, самыми знаменитыми любовниками во всей античной мифологии. С этим чувством знакомы все кому, когда-либо, удаляли зубы.
Для частного дома подходили работы относительно скромного формата: разумеется, натюрморты Снайдерса (впрочем, он фламандец), размером 1, 5 х 2, 5 м, годились только для дворцов, зато натюрморты Геда и Калфа и сюжетные картины Яна Стена были в самый раз. Стен писал портреты, пейзажи, библейские композиции (Брак в Кане, собрание Бейт, Лондон), но отдавал предпочтение бытовому жанру. Художник Ян Стен был отмечен похвалой критиков за мастерство светотени (в том числе и в картине «Туалет женщины») и внимание к деталям в своих картинах, что наиболее особенно заметно в изображении персидских ковриков в работах художника. Лица и фигуры молодых женщин нарисованы с явной симпатией художника и любителя женщин. Лица его мы не видим, но представляем выражение ужаса или любопытства на нём. Фактуру и колорит Стен чувствовал прямо-таки кожей.
Важнейшие произведения этого мастера: Семейство художника, Клетка с попугаем (Рейксмузеум, Амстердам), Зубной врач, Зверинец, Мнимая больная девушка, Посещение доктора, Как поют старики так свищет молодежь (Маурицхейс, Гаага), Вербовка солдат и Галантный подарок (Королевский музей изящных искусств, Брюссель), Брак в Кане Галилейской (Картинная галерея, Дрезден), Веселое общество (Музей Берлин-Далем), Ночная серенада (Картинная галерея, Прага) и другие. На больной белый атласный чепец, застёгнутый под подбородком, свободное широкое тёмно-бежевое платье с красным лифом и большим декольте, бархатная курточка, отороченная светло-голубым (куница или ласка) мехом. Стен Ян (Steen Jan) (около 1626—1679), знаменитый голландский художник, непревзойденный мастер бытового жанра. Все остальные – женщины, по-видимому страдавшие только от отсутствия любви.
Ниже мы видим врача и его пациентку уже в абсолютно другой обстановке. А над входной дверью арочный богатый барельеф с фигурками из мифологии. Придется нам, за неимением под рукой подлинника Стена, поверить Рейнолдсу на слово.
Портреты детей, созданные художником Яном Стеном, просто превосходны. Правда, наряду с отсутствием настоящих больных, он сумел показать их одежду, которая по фасону была примерно тоже однообразна, как и композиции и обстановку квартир в пределах полотен.
Непревзойдённый мастер бытового жанра умер в Лейдене 3 февраля 1679 года. 63 картины, созданные 1633 г. по 1668 г. Раздел 2. Их причёски, шеи, руки и декольте свидетели этого неравнодушия. Потолочная цветная люстра, лютня на стене за дверью, над ней, похоже, настенные часы. В Голландии Ян Стен по значимости и популярности занимает место рядом с Рембрандом, Вермеером и Халсом.
Работы Яна Стена считаются достоянием мирового искусства и хранятся в самых известных музеях мира. После смерти жены Маргрит в 1669 и кончины отца в 1670, Стен вернулся в Лейден, где и он прожил остальную часть своей жизни. Несмотря на немалое число женщин в комнате, посуда (сковородки и тарелки) лежат на полу, рядом – графин. И данная "Танцующая пара" напоминает сцену из спектакля. Вроде бы, Стен сам участвовал в театральных постановках, очевидно, в rederijkkamers / «камерах риторов» / «риторических камерах».
Возможно, то это придумка автора композиции, ещё одна заморочка или шутка. Я не говорю об одежде или предметах, характеризующих врача или больного. Ян Стен по праву считается самым остроумным художником своего времени. Так что популярность Стена обусловливается не только его "занимательностью".
1582-1666). Его картины наполнены иронией и юмором. Недаром выражение «домашнее хозяйство Яна Стена» стало всенародным эпитетом для характеристики неопрятного, грязного и беспутного дома.
В XVII веке Голландия расцветала и богатела, жители украшали свои дома коврами (персидскими), бело-синим фаянсом (дельфтским) и картинами — прежде всего произведениями своих соотечественников. Спереди от старика – традиционная горелка для воскурений. Повседневная жизнь горожан была главной темой творчества Яна Стена.
В апреле 1673 года Стен женился на Марии ван Эгмонт, которая родила художнику еще одного ребенка. Девушка с устрицамиЭта работа «Девушка с устрицами», пожалуй, является самой известной картиной живописца. Да и одетого в костюм побогаче, как мне показалось. Одним из таких произведений является картина «Аргумент в карточной игре», которая имела в свое время (при презентации к продаже на художественных аукционах) различные названия «Ссора карточных игроков», «Спор за карточным столом» и т. п. Когда художественный рынок в Голландии обрушился в 1672 году, названным в художественных кругах живописцами «годом бедствия», Стен открыл таверну с гостиничными номерами.
Родился в Лейдене приблизительно в 1626 году в семье пивовара. Риторики в окнеКроме картин бытового жанра, "низкого" по мнению некоторых современников художника (в том числе и голладских живописцев), Стен также писал картины классической тематики и сцены безупречной благородности. Художник облачён в тёмный сюртук или укороченную куртку – весту (хотя мы и не видим коротких рукавов), с аккуратно уложенным батистовым блестящим белым воротничком без обычных кружев. И тогда на первый план выступает добрый юмор и шутливый образ врача. На его шее видна цепь с медальоном. В эти оба периода своей жизни Стен был особенно плодовит в творческой деятельности.
Это сделано, чтобы напомнить, что смерть ожидает каждого, даже в праздник рождения. Скорее, как пытка, хотя «пытаемый» не скован и не пытается удрать, освободиться, а лишь страдает от боли, старается не двигать головой, но дёргает ногами и крепко сжимает в кулаке левую кисть. Наиболее известны его картины, где художник изображал нижние и средние слои общества, сценки из повседневной жизни, застолья и шумные гуляния (Гуляки, Кавардак, Постоялый двор, Семейство гуляк и др. ). Уже абсолютно другой, надменный взгляд у врача на следующей картине. А собачка в ошейнике с сердечком символизирует преданность и любовь.
п. Картины Стена на библейские темы имеют также жанровый характер, не чуждый юмора. Пациентками у Яна Стена, вызвавшими врача на дом обычно являлись женщины. Какой сердобольный дамский угодник.
Его обыкновенно считают "художником-рассказчиком" (и то, что он так полюбился современным зрителям, объясняют именно сюжетностью, повествовательностью его картин). Фактуру и колорит Стен чувствовал прямо-таки кожей. Возможно, что он даже не знает, что это врач. Собственно, такие тонкие намеки в картинах Стена говорят о том, что художник лишь хотел предупредить зрителя, а вовсе не собирался приглашать его следовать поведению своих персонажей. Конечно, очень сложно оценить мазок Стена по репродукциям, которые, как бы хороши они ни были, всегда сглаживают индивидуальные черты стиля.
Жители ДелфтаКартина голландского художника, мастера бытового жанра Яна Стена «Жители Делфта». Но он не берёт его и, возможно, не только потому, что обе руки его заняты. Размер картины 82, 5 х 68, 5 см, холст, масло. Размер картины 107 x 81 см, дерево, масло.
И даже несколько злорадным или торжествующим его выражением. Недвижим, как изваяние. Но лишь очень немногие из современных ему живописцев (кроме разве что Рембрандта и Хальса) так же точно улавливали тончайшие тональные переходы.
Картины голландского живописца Яна Стена проникнуты грубоватым народным юмором. Особняком среди картин Яна Стена о визите врача или лечении пациента стоит картина «Немощный старик», на которой врача вообще нет, а показан сам старый больной мужчина в окружении хлопочущей вокруг него, сочувствующей и помогающей ему в лечении родни. Ведь боль то мгновенная, а её предчувствие – мучительно и тревожно.
Стен никогда не работал в стилистике Хальса, а лишь отдавал ей должное. У меня нет никаких оснований и прав критиковать этого художника, так как я не принадлежу к этой избранной Богом талантливой когорте живописцев, рисовавших окружающую жизнь во всём её многообразии, но высказать некоторое удивлении в обоснованности такого однообразия тематики их всё же можно себе позволить. Точная дата кончины Яна Стена (как и причина смерти) не установлена, но известно, что художник был похоронен 3 февраля 1679 года в семейной могиле в Питерскерке на окраине Лейдена.
На картине показана обстановка богатого дома. Портрет Бернардины Маргарет ван РейсфелтПортрет Бернардины Маргарет ван Рейсфелт, выполненный голландским художником Яном Стеном, также известен, как картина под названием «Птичий двор». В 1674 году Стен стал президентом гильдии святого Луки в Лейдене. Взгляд старика любопытствующий, но сомневающийся.
Многие из его жанровых сцен, которые художник изображал как, например, в картине «День святого Николаса», балансируют на грани домашнего беспорядка и полного кавардака, в обиходе в Голландии тогда даже появилось выражение «домашнее хозяйство Яна Стена», что означает грязную сцену и впоследствии даже стало голландской пословицей (een huishouden Jan van Steen). Левая рука как бы с открытой «лодочкой» кистью то ли для охвата подбородка, чтоб не дёрнулась голова в момент удаления зуба, то ли приготовилась принять удалённый зуб. И в этом Брауэр, мне кажется интереснее. Она несколько напугана или обескуражена явкой врача. Ян Стен (1626-1679) родился в городе Лейден в семье пивоваров, которой принадлежала таверна «Красная алебарда»Живописи Ян Стен обучался в мастерской известного немецкого художника Николауса Кнюпфера, в городе Утрехте. В 1646 г. Ян Стен поступил в Лейденский университет, а в 1648 г. вместе с Габриэлем Метсю основали в Лейдене Гильдию художников Святого Луки. В 1649 г. художник переехал в Гаагу и поступил учеником в мастерскую известного пейзажиста Яна ван Гойена. В 1654 г. Ян Стен переехал в Делфт и, не оставляя занятий живописью, стал работать управляющим гостиницей. В 1656 г. художник перебрался в городок Вармонд, а в 1661 г. – переселился в город Харлем, где в полной мере проявился его талант живописца. В 1670 г. Стен вернулся в Лейден, в 1672 г приобрел лицензию и открыл трактир с гостиничными номерами. В 1674 г. художник стал главой Лейденской Гильдии художников Святого Луки. Ян Стен умер в 1679 г. Ян Стен создал около 800 картин из которых сохранилось примерно 350.
Уж мне то это понятно, но не художнику. Ян Стен писал библейские сцены, жанровые и символические картины, портреты. Спиной к нам в красной подпоясанной рубахе, в непомерно большой для него шляпе, с обручем в одной руке и палочкой-погонялкой – в другой, стоит паренёк. Вы только всмотритесь в лица и позы собравшихся плотным кольцом вокруг людей. А иногда саму процедуру вырывания зубов называли фокусом.
Мастер виртуозно владел кистью. А левой – нащупывает пульс абсолютно не по врачебному.
Художник в своих картинах часто использовал членов своей семьи в качестве моделей. Маргрит безвременно умерла в 1669 году в возрасте сорока лет. Трагизма на этой встрече с врачом не ощущается. Он абсолютно отключен от разыгрывающейся ситуации с приходом врача. Другой парень куражится, показывая селёдку, утащенную им со стола, накрытого для трапезы.
Остальным нет дела, но один из участников веселья поспешно удаляется.
Но тщетно.
Эта полная радостной суеты картина точно воспроизводит типичную сцену из домашней жизни голландцев зажиточного среднего класса 17 столетия. Возможно, что среди этих женщин разного возраста и присутствует фельдшерица или местная знахарка, но определить или утверждать это я не могу. На автопортретах художник Ян Стен изобразил себя в различных обстоятельствах. Удивительно, как удавалось ему выстраивать столь сложные композиции, не пользуясь предварительными зарисовками.
В то же время иронии и доброго юмора достаточно. Всем известны капризы стариков, да ещё больного, немощного. У Яна Стена не было никаких зарегистрированных учеников (за исключением Рихарда Брэкенберга), но работам художника широко подражали многие голландские художники еще при жизни мастера. Я хочу подчеркнуть важность отражения эмоций на лицах больного человека, страдающего и нередко опасающегося слов и действий врача, могущего причинить ещё большие муки или усилить и без того присущий им страх.
Работал, как художник, в Лейдене, а также в Делфте, Вармонде, Харлеме, Гааге. Лицо сосредоточено и серьёзно. А то, что до нас не дошло ни рисунков, ни набросков Стена, говорит еще и о том, что мастер был великим импровизатором и "досочинял" свои картины "на ходу".
Картины Стена, пронизанные грубоватым, но добродушным народным юмором, отличаются острой, подчас сатирической характеристикой персонажей, живой наблюдательностью, занимательностью повествования, мастерством в передаче фигур, деталей обстановки и одежды (Больная и врач, Гуляки, Игра в трик-трак, 1667, – все в Эрмитаже, Санкт-Петербург Семья художника в веселом обществе, около 1663, Маурицхёйс, Гаага). После взрыва в Делфте порохового завода в 1654 году и тяжких последствий для города, у бюргеров Делфта был несколько снижен художественный спрос на картины, но именно тогда Стен написал свое первое известное полотно «Бургомистр Делфта и его дочь», также называемое на аукционах как «Жители Делфта». Ян Стен черпал сюжеты для своихкартин из быта всех слоев современного ему голландского общества иизображал в своих произведениях крестьянские пирушки, сцены в шинках итавернах, модниц зажиточного класса, знатных голландских бюргеров.
Становится понятным преобладание на картинах пациенток женского пола. Его лицо выражает страдание и ожидание боли. Он оставил после себя великое наследие – около 400 картин.