Стихи не иллюстрируют картину Врубеля, они навеяны различными ассоциациями, возникшими от картины. Однако картины Врубеля продолжают интересовать публику. Врубель был одинок и вызывал недоумение как человек, а его картины были не поняты и не приняты людьми. А. бенуа вспоминает, что картина была уже на выставке Мира искусства, а Врубель все еще продолжал переписывать лицо Демона, менял колорит.
Обращаясь к поэтическим картинам природы, Врубель также придавал им мистико-фантастическую окраску. Подлинная стихия картин Врубеля – молчание, тишина, которую, кажется, можно слышать. Это произошло на выставке «Мир искусства», на которой экспонировалась картина Врубеля «Демон поверженный». В это же время Врубель работает в жанре портретной живописи, создавая картины для КонстантинаАрцыбушева (1897), Мамонтова (1897), Валерия Брюсова (1906), психиатра Федора иВалентина Усольцевых и других. Картина написана после духовного перелома Врубеля.
Если ничего не знать о Михаиле Врубеле, кроме его картин, можно вообразить его похожим на Демона. В этот период Врубель написал картину «Шестикрылый Серафим» изображающую ангела с горящей лампадой, очень красивую вещь, выполненную жгучими и яркими красками. Это незаконченная картина Михаила Врубеля, написанная в 1899 году и являющаяся частью серии иллюстраций к поэме Михаила Лермонтова «Демон». «каждое утро, до 12-ти, публика могла видеть, как Врубель дописывал свою картину. Не будь этих рисунков, мы бы и не узнали, что Врубель мог так выразительно и живо запечатлевать житейские жанровые сценки, ведь на картинах он их никогда не изображал.
И, наконец, к 1901-1902 годам относится последняя картина – Демон поверженный, над ней Врубель работал напряженно и мучительно. Эта картина Врубеля изображает ночное в глухих, ржаво-красных тонах. В полотне «Сирень» (1900), одной из вдохновеннейших своих картин, Врубель не только поэтически передал пышно расцветший куст сирени, но и то полное страстной патетики чувство, которое пробудили в его душе благоухающие весенние цветы лунной ночью.
В это время Врубель пишет свою известную картину «Жемчужина». Героиню картины Врубель называет Наташей, связывая её с Пушкинским миром. Теперь я должен видеть других и полноту образа моего Бога», – пишет Врубель на обороте этой картины. Будем надеяться, что и дальше картины Михаила Врубеля будут вдохновением для творческих людей.
Врубель часто торопился в работе и нарушал технологию используя ретушные лаки, которые быстро высушивали поверхность картины.
Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97. В начале 1902 года картина «Демон поверженный» была показана публике на выставке «Мира искусства» в Санкт-Петербурге. Фон синий, золотые лучи исходят из круга с фигуркой голубя, одеяния апостолов светлые, с перламутровыми переливами, создающие эффект свечения изнутри.
Он огромен, его фигура будто вырублена из камня. И все же вспомним слова А. Блока: «В этой борьбе золота и синевы уже брезжит иное». К восстановлению старых фресок по сохранившимся фрагментам он относился с большой бережностью как вспоминал Н. А. Прахов (сын А. В. Прахова), «не выдумывал ничего от себя, а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам, сохранившимся в других местах». Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). Его символизм имел ярко выраженную литературную основу: «Фауст» Гете, «Пророк» Пушкина, «Демон» Лермонтова, сказки «Тысячи и одной ночи» – вот неполный список произведений, определявших темы врубелевских картин.
Через два года отец женился вторично на пианистке Елизавете Христиановне Вессель. Летом 1901 года в семье Врубелей появился первенец – Саввочка. Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. Осенью 1886 года А. М. Врубель сам приехал в Киев проведать сына и его опасения подтвердились: «Миша здоров (по его словам), но на вид худ и бледен.
Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. В 1899 году Врубель потерял отца, а в 1901 году у него родился сын Савва, с врождённым дефектом – «заячьей губой», – что произвело на художника тягостное впечатление. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. Благородно-сдержанная экспрессия старинных мозаик и фресок прояснила собственные искания Врубеля. Учился в Академии Художеств.
Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил. А. М. Врубель заметил, что едва ли эта картина будет вызывать симпатии и у публики и у Академии художеств. После окончания академии Михаилу повезло. Одна из самых известных работ того времени — графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном», выполненная черной тушью на коричневой бумаге.
Любовь и ревность иногда мешают талантливым людям. Врубелевский пан – это леший, который является духом леса.
В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. Здесь он быстро сходится со своим современником В. Серовым. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие).
Сестре художник писал так: «Поиски мои – исключительно в области техники. Именно здесь, по словам одного из историков искусства «его палитра приобрела новые сильные насыщенные тона, напоминающие переливающийся игру драгоценных камней». Кирилле», «Св. (1906), необычайно выразительный. Вы не сердитесь, я это потому сказал, что вижу вашу ошибку».
Тех миров, которые видели они, мы не видим. Но с 1906 года Михаил Александрович почти не покидает клинику. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. Он не следовал анатомической правильности. Каждому, кто бывал в Третьяковской галерее в Москве, наверное, запомнился «Демон» Врубеля. У Врубеля сложились близкие отношения с другим русским художником в Академии – В. Серовым.
Замысленный сюжет был прост: возле заснувшего патриция перемигиваются виночерпий и юный кифаред. У него было внутреннее право не следовать букве древнего стиля – он проник в его дух. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». Врубель умеет извлечь красивые, красочные созвучия из самых обыкновенных предметов.
Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. Он страшно эффектен, конечно и был еще более эффектен, пока не потускнели, не пожухли его краски, но С. Яремич справедливо заметил, что здесь «близка к нарушению высшая художественная сдержанность». Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников.
В начале 1902 года В. Бехтерев обнаружил у него неизлечимую болезнь (сухотка спинного мозга), которая грозила сумасшествием. В его даровании раскрылись универсальные возможности. По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности.
Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. У него было красноватое лицо глаза как у хищной птицы торчащие волосы вместо бороды. Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Требовалось их дописать, сохраняя по возможности стиль XII века. Он рисует сцены больничного быта, портреты врачей, пейзажи. вот это-то в то время и могло меня более всего поразить.
Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. Вся меблировка два простых табурета и кровать. Историк искусства, археолог, профессор Петербургского университета, он в 70-х годах активно выступал и как художественный критик в журнале «Пчела». Сколько у нас красоты на Руси. » – такое восклицание вырывается у Врубеля впервые. Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Петербург) – художник. Работал над картиной Врубель уже в Москве, в доме Мамонтова, в предоставленной студии.
Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). Рассудок художника не выдерживает невероятного творческого напряжения. «При всей страсти к событиям, — писал о нем А. Блок, — в мире ему не хватало событий и события перенеслись во внутренний мир, — судьба современного художника. »126. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990.
Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. Тот вариант «Демона поверженного», на котором оборвался отчаянный поединок и дух художника изнемог, не принадлежит – нужно признать – к вершинам творчества Врубеля. И свою картину художник сначала назвал Сатир.
Вообрази, ни одного стола, ни одного стула. В статьях под псевдонимом «Профан» Прахов с большим литературным блеском и темпераментом пропагандировал искусство передвижников. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. В письмах родным речь шла уже о тетралогии. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль.
Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. Так Врубель превращается в постоянного обитателя психиатрических клиник. Как передать графически этот простой мотив, казалось бы, небогатый оттенками. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. В 1890 году свет увидела его картина – «Демон сидящий». Содержание картины Испания (1894, ГТГ), возможно, навеяно оперой Кармен, которую Врубель очень любил и считал эпохой в музыке. Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля.
На настойчивые приглашения приехать и пожить дома (семья жила тогда в Харькове) ничего не отвечает. Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». Примечательно, что лица святых художник писал по памяти со своих знакомых. «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». Стоит сказать, что картина посвящена одному из произведений М. Ю. Лермонтова.
Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо. Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко. Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу».
Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявляется в Девочке на фоне персидского ковра (1886, там же). Экспрессивно-драматичны и портреты (К. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. Художник показал своего первого, так называемого «Демона (сидящего)» уже в Москве, куда он переехал в 1889 году.
Род. Они затопляют его, еще немного – и закроют совсем, останется голубая гладь, довременное водное пространство, в котором отразятся горы. Критики утверждали: «декадентское уродство».
Арцыбушева и С. И. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна.
Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. Красоты самого романтичного города Италии не произвели на Михаила впечатления. В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. Вернувшись из Венеции, Врубель метался. Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105.
В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. Данная манера полностью сформировалась в киевские годы, в русле церковного искусства. Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. Он был буен, нуждался в постоянном присмотре.
Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». Интересно, что «Богоматерь с Младенцем» он писал с жены своего работодателя, профессора Прахова, будучи влюблённым в неё. Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95. На его дочери Анне и женился второй сын М. А. Врубеля от первого брака, Александр Михайлович— будущий отец художника.
Прежде он был, казалось, довольно равнодушен к «родной почве»: она была чем-то само собой разумеющимся, незамечаемым, замыслы черпались из всемирных источников: античность, Гамлет, Фауст. В нем нет примирения и в душе собираются силы для нового восстания. Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне».
«Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. Художник написал эту картину в 1890 г., выразив в ней всю программу своего творчества.
По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. Описание картины Врубеля «Пан» мы дали выше, а здесь попробуем понять, какую идею художник зашифровал в полотне. Его вывернутое изломанное тело – метафора пережитых внутренних мучений, борений духа. «. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна.
Да ведь до них несколько верст. Картина «Демон сидящий» написана в 1890 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. В последние годы жизни Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов – Портрет Н. И. Забелы на фоне березок (1904, ГРМ). Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть.
Форма не срисовывается, а конструируется путем последовательного выявления планов, первоначально самых общих, крупных, затем все более мелких, которыми она словно бы «гранится». «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». Отец художника был в тревоге: сыну уже тридцать лет, университетское образование, художественное образование, «таланту бездна», а между тем ни имени, ни обеспеченного положения – ни кола, ни двора.
Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. В этом взгляде – жажда познанья и свободы, мятежный дух сомнения. Михаил соединил воедино мистику и аскезу византийской абстракции с жизненной полнотой образов Ренессанса и наполнил застывшие типажи 12 апостолов изображенных им на своде, плотью и кровью. Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24.
Их малоискусными руками фрески прописывались сверху по сохранившимся контурам (по «графьям») теперь такой способ был бы сочтен варварским. В свои девять лет М. Врубель по памяти копировал Микеланджело. Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. Он критически относился к современному искусству. Оттуда писал сестре: «Перелистываю свою Венецию (в которой сижу безвыездно, так как заказ на тяжелых цинковых досках, с которыми не раскатишься), как полезную специальную книгу, а не как поэтический вымысел.
А. Блок) колорит окончательно сформировалась в его киевские годы (1884-1889), причем в русле церковного искусства. Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда. Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис).
Взволнованный Ковальский не стал продолжать этюд и отправился в Кирилловскую церковь повидаться со своими товарищами, которые работали над реставрацией фресок. Данный сюжет отсутствует в Евангелиях и не характерен для православной иконописи, но встречается в искусстве итальянского Ренессанса. Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910. Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70.
Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. Он был влюблен в жену Прахова Эмилию Львовну, о чем несколько раз, не называя имени, таинственно намекал в письмах к сестре: это было его сокровенное «душевное дело». Может быть, в закладе. В работе над ними художник уже не копировал старинные образцы.
Сильное, возвышенное в человеке-творце давится, попирается тяжеловесными устоями общества. Вот таким образом и художественные средства выбраны Врубелем соответственные. Учился в петербургской Академии художеств (1880-1884) у П. П. Чистякова уроки акварели брал у И. Е. Репина. С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. Как и другие евангельские сказания, сюжет «Сошествия» имел в церковном искусстве свою иконографическую схему, закрепленную многовековой традицией.
Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. Ехать нужно в Киев и Врубель с удовольствием принимает приглашение. Его преподавателями были П. Чистяков и И. Репин.
В имении произошло резкое ухудшение психического состояния Врубеля и уже через неделю он категорически заявил: «Везите меня куда-нибудь, а то я вам наделаю хлопот» однако он очень боялся клиники при Кириловском монастыре138. Его последние работы: «Видение пророка Иезекииля» и портрет поэта Брюсова. Он как раз и работал над «Демоном», когда неожиданно приехал отец. Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея).
Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. Конечно, Врубель писал не просто портрет. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. В рисунках к «Моцарту и Сальери» (1884 год) Сальери выглядит мелодраматическим злодеем. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра».
Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. В качестве декораций художник выбрал российский лес. Ковальский расположился писать этюд на высоком холме с видом на Днепр и дальние луга. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же). Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». Из четырех иконостасных образов богоматерь удалась художнику особенно.
В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. Результатом станут при возвращении в Киев шедевры – акварельные эскизы росписей Владимирского собора (1887). Для него работа во Владимирском соборе была «путем к свету», путем постижения великих ценностей. Но иллюстрации Врубеля не могут быть сведены к субъективному комментарию. На вопрос, что же это, Михаил Александрович ответил, что резал себя ножом.
Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. Врубель шел к этой мечте, но, осознав несбыточность ее в этой жизни, неосуществимость своих идеалов, он на крутом повороте оборвался в пропасть — «Демон поверженный» русского искусства. Сразу выражение его лица изменилось. Я страдал, а когда резал себя, страдания уменьшались». Одной из самых известных картин Михаила Врубеля стала работа под названием Демон.
В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. сказок и опер Н. А.
Во время создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона». Когда он познакомился с Надеждой Забелой, разразился скандал по поводу панно «Принцесса Грёза» и «Микула Селянинович». Вессели принадлежали к интеллигенции, сестра Елизаветы Христиановны— Александра— окончила Петербургскую консерваторию и очень много сделала для приобщения племянника к миру музыки.
Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. В картине Пан (1899, ГТГ) греческий бог превращается в русского лешего. В апреле 1902 года Врубель попадает в психиатрическую больницу. В 1884 году Врубель уходит из Академии. Чтобы писать настоящие иконы, нужна подлинность веры. «Принцесса Грёза» – вечная мечта художников о прекрасном.
Все расходы за проживание и учебу взял на себя Николай Вессель. Михаил Александрович Врубель родился в Омске в семье военного юриста. Кирилловские фрески находились в плохой сохранности, над их «поновлением» работала артель учеников киевской рисовальной школы, руководимой художником Н. И. Мурашко (с ним Врубель потом близко сошелся). Вокруг упавшего лиловый мрак и переплеснувшие голубые струи. А. Блок сказал на похоронах Врубеля: Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают перед человечеством раз в столетие, я умею лишь трепетать. Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания.
В 1874, окончив гимназию, поступил на юридический ф-т Петербург. Она подлинно монументальна. Мать Анна Григорьевна – родственница декабриста Басаргина – родила 4 детей и умерла, когда Михаилу едва исполнилось три года.
Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. С. Мамонтов, хотя и не разделял эстетических устремлений художника, признавал его талант и всячески стремился создать ему подходящую среду обитания— в результате впервые в жизни Врубель перестал быть нахлебником в барских семьях и мог хорошо зарабатывать: он получил заказы на несколько печных композиций, занялся созданием майоликовой часовни над могилой А. Мамонтова и стал разрабатывать проект пристройки к городскому дому Мамонтовых в «римско-византийском вкусе»74. На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем.
Главное завоевание Чистякова – методика «объемного рисунка». Всё тело Демона составлено из металлических мускулов. В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель».
Искусствовед Н. М. В ней максимально выражена и скорбь Марии и ее страдание и безмерная любовь. Как мы видим, старец не совсем обычный. Софии, книгами, цветными таблицами и фотографиями из богатой библиотеки Прахова. Синими искрами загораются стекла пенсне. Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё.
Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине Царевна-Лебедь (1900, ГТГ). Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни. Раньше думали, что художник делал подготовительные этюды с душевнобольных (Кирилловский храм находился на территории психиатрической лечебницы), но это неверно: сын А. В. Прахова Н. А. Прахов называет поименно ряд лиц, которые узнаются в «Сошествии», - киевские ученые, священники, археологи, среди них сам Адриан Викторович Прахов. 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. На него он был и внешне похож: густые светлые волосы, прямой нос.
Серо-голубые глаза смотрят лукаво, как у шкодливого ребенка. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. Сестра и жена художника поселились в одной квартире, а Михаила Александровича поместили в хорошую клинику А. Г. Конасевича, в которой он встретил своё 50-летие. Искусство Врубеля трудно ограничить четкими рамками какого-либо одного направления.
В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке.
Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги. продолжение. Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. ун-та и посещал вечерние классы Академии художеств. Он очень надеется, что в Москве у него все сложится по-другому.
В. Васнецов так же чутко изображал литературные произведения в своих картинах. Прошение было удовлетворено157. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. Они обнаруживают тягу к востоку – цветистому, волшебному, пряному. Как было его сохранить.
Врубельский «демон» сочетает в себе красоту, ум, величие, мощь и в то же время – бессилие, беспомощность (что видно из его безнадёжно сцепленных рук). Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). Первые вполне самостоятельные произведения Врубеля относятся к 1884-1885 годам. В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду. Савва Иванович положил Врубелю ежемесячное жалованье, однако попытка поселить Врубеля в доме Мамонтовых привела к очередному конфликту и Михаил Александрович поселился у Сведомских81. Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда. Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями». Брюсова.
Первое впечатление: сумасшедший. Лучшее из этих произведений – икона Богоматерь (1885, Гос. А глаза были материнские – карие. Шелестят под ветром крылья, сверкают дорогие каменья в ее головном уборе, затягивает, манит прощальный взгляд. Алпатов: «Среди произведений Врубеля имеются такие, в которых он занимателен как рассказчик и которые потому нетрудно передать словами такова его картина К ночи (1900) с пасущимися среди озаренной цветами лужайки конями, которых стережет голый сатир, таков его Пан (1899), лохматый старик, сжимающий флейту в волосатой руке, угрожающе страшный среди ночного пейзажа с ущербной луной над горизонтом, такова Царевна Лебедь (1900), большеглазая гордая красавица в низанном жемчугом кокошнике с лебедиными крыльями, отливающими сиреневыми оттенками.
Шекспир, И. В. Гёте, М. Ю. Лермонтов). Художник прекрасно построил композицию картины — фигура кажется устойчивой глыбой. Михаил Александрович Врубель родился 5 марта 1856 года в расположенном на слиянии рек Иртыш и Омь городе Омске. Этот человек затравлен, повергнут, но не сломлен.
Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Времена обострения психического расстройства сменяются у художника спокойными периодами. мне было все это видеть. О своей картине Врубель написал отцу: «Демон – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбящий, при всём этом дух властный, величавый». Болезнь прогрессировала, но в периоды ясного сознания художник снова работал.
«Юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. Для Терещенко Врубель взялся написать картину «Восточная сказка», но сделал только эскиз акварелью, да и тот порвал, когда Э. Л. Прахова отказалась принять его в подарок.
Никаких следов киевского «Демона» до нас не дошло – художник его уничтожил, все ныне известные «Демоны» сделаны значительно позже. Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». «Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем – «здесь человек сгорел». Он все мои картины исказил». Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. Первый биограф Врубеля А. П. Иванов писал о них: «Пластическая музыка этих икон построена в величавых и ясных ладах Дж. Беллини и Карпаччо, а в глубине ее, как доминанта в органном пункте, звучит красочное волшебство мозаик Сан Марко».
Представители рода Врубелей (от польск. Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64. Поиск своего пути в искусстве Михаил Александрович Врубель начал в Академии художеств. Михаил Врубель (1856-1910) — художник, крупнейший представитель символизма в русском изобразительном искусстве.
Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Сам художник не однократно упоминал, что демон с греческого переводится как «душа». Особенное влияние на Врубеля оказала живопись венецианского Возрождения.
В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Мамонтова (оба – 1897).
Но в трактовке фигур и лиц он проявил себя как художник современный, как психолог. Из мемуаров известно, что Врубель выступал в самых разных образах. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. В некоторой близости к этой картине – Гадалка (1895, ГТГ), произведение глубоко психологическое.
Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. Она поражает разнообразием этнического состава. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88.
Он «изменил» любимому раньше учителю Илье Ефимовичу Репину, яркому представителю передвижнического реализма и предпочел ему скромного академического преподавателя Павла Петровича Чистякова. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. Последней работой Врубеля стал Портрет В. Я.
Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. Работа над «Демоном поверженным» буквально кипела: вместо обычных трех-четырех часов художник иногда работал по 14 часов в день. Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. Была и еще причина, почему Врубелю хотелось поскорее вернуться в Киев. Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты).
Арцыбушев сидит за столом с разложенными книгами в своём кабинете. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138.
В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. Из мрака этого Ада выводит художник свои образы». Врубель жениться на Е. Х.
У его апостолов были живые прототипы. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. Особенно примечательна акварель Голова Демона.
Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. В эти годы он вновь писал демонов. весь в черный бархатный костюм, в чулках, коротких панталонах и штиблетах. Речь шла об Эмилии Праховой. Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. Ничего демонического во Врубеле не было и все же, почему именно Демон. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна.
От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. Последние лучи солнца играют на белоснежном оперении, переливаясь радужными красками. У многих смотрящих на полотно возникает вопрос: «что держит пан на картине Врубеля». В 1887 году Прахов привлек Врубеля к росписи Владимирского собора.
Не все из них согласились. Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5. Михаил Александрович Врубель – русский художник, один из важных представителей символизма и модерна русского изобразительного искусства.
О картинах Врубеля конца девятнадцатого столетия интересно высказывается известный критик В. М. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Биография Михаила Врубеля и благодаря этому сложится очень непросто. «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова.
В 1901 году у художника родился сын, Надежда Забела оставила сцену и содержание семьи полностью легло на плечи Михаила Врубеля. В студенческие годы Врубель увлекался философией и театром, создавал иллюстрации к литературным произведениям. Работа не привела к улучшению. Это есть уже в «Сошествии святого духа», написанном на коробовом своде Кирилловской церкви.
То он «вельможный пан» с иголочки одетый (отец его был поляком), то он одет в чёрный бархатный костюм, панталоны и чулки как венецианец с картины Тициана, то окружает себя странными людьми: снобами, кутилами, цирковыми артистами итальянцами, бедняками, алкоголиками (так говорил друг Коровин). Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. И впервые стал искушать Врубеля и завладевать его воображением сумрачный образ богоборца – Демона. С первого взгляда трудно разобрать, что изображено: глаз ослепляет переливающаяся мозаика драгоценных частиц, озаренных вспышками голубоватого фосфорического света, как если бы мы действительно вошли в пещеру, сокровищ из «Тысячи и одной ночи». Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156.
Родился в Омске 5 (17) марта 1856 в семье военного юриста. Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность.
Вершиной киевского периода явились эскизы к неосуществленным росписям Владимирского собора (1887, акварель и графитный карандаш, в большинстве своем в том же собрании). Впервые почувствованная любовь к родине, первая возвышенная любовь к женщине одухотворили этот образ, приблизили его к человеческому сердцу. Так в 1874 году М. Врубель учиться на юриста в Петербургском университете. Самостоятельная жизнь вне рамок и запретов отца воодушевляла Михаила. Так в Киеве никто не одевался и это-то и произвело на меня должное впечатление.
Холодный лиловый цвет борется с теплым оранжево-золотистым. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. Врубель писал картины на темы pyc. В 1906 художник ослеп. Вдобавок к обретенному душевному покою творец получил и уверенность в будущем.
Михаила Врубеля пригласили реставрировать Кирилловскую церковь (12 век), где в некоторых случаях он должен был исполнить абсолютно новые композиции (например, «Сошествие Святого Духа») именно в это время художник написал икону «Богоматерь с младенцем». В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. Из русских художников Врубель особенно ценил И. К. Айвазовского и В. М. Васнецова. А в образе Младенца есть сходство с их дочкой.
Это ухудшило его душевное состояние: он стал замкнутым, вспыльчивым, страдал бессонницей. За спиной этажерка тоже с книгами и деловыми бумагами. Врубель написал на стенах несколько фигур ангелов, голову Христа, голову Моисея и, наконец, две самостоятельные композиции – огромное «Сошествие святого духа» на хорах и «Оплакивание» в притворе. Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. Последний бешеный всплеск энергии, последнее сверхусилие – и потом изнеможение, срыв.
И, хотя художник был отослан в Венецию дорабатывать икону и позировали ему итальянки, образ Эмилии Праховой был слишком узнаваем. Он в России не имел предшественников, не оставили последователей. Остальное сделано уже до меня, только выбирай». Хотя Н. Забела беспокоилась, под силу ли её мужу такое напряжение, но Ф. Усольцев категорически заявлял, что «как художник он был здоров и глубоко здоров». Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. По мнению В. Домитеевой, окончательное решение Врубеля поступать в Академию художеств было результатом его штудий в области кантианской эстетики.
С вокзала я отправился прямо к нему и был опечален его комнаткой и обстановкой. Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры. И стал рассматривать меня по-особенному, по-художнически, пристально, почти проникновенно.
Помимо фресок, Врубель написал четыре иконы. Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Жена с сыном попыталась бежать от безумного мужа к родственникам в Рязань, но он последовал за ними. Сквозь безумие проглянул гений».
Вероятно, самой инновационной и необычной фигурой в русском искусстве конца 19-го века, а также одним из лучших современных художников и дизайнеров в Европе. Колдовская пустота его глаз говорит о какой-то звериной или растительной мудрости, чуждой сознанию: это существо вполне стихийное, лишенное каких-либо переживаний, мучительных раздумий. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. Вероятно, «Демон» был не причиной заболевания Врубеля, но стал катализатором, ускорителем: совпадение окончания картины с началом болезни едва ли случайно. Рождается ощущение первозданности.
Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. Направление творческих поисков Врубеля в 1890-е годы во многом определяется близостью к Абрамцевскому кружку художников с его девизом «Истина в красоте», стремлением организовать собственный быт по законам христианской морали, красоты и искусства, культом национального.
Здесь были написаны лучшие картины Врубеля – «Пан», «Демон», «Царевна Лебедь» и др. Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. Блок видел в «демоне» – «Юношу в забытье Скуки». Она окаменела, глядя глазами, полными слез, на сына. Окончив Петербургский университет и пройдя военную службу М. А. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. Блестящие примеры портретной живописи Врубеля – портреты К. Д. Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы.
Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. Врубель рано испытал то, что через два десятилетия Блок называл «наплывом лиловых миров», лилового мрака, одолевающего золотой свет. Незадолго до этого он написал страшную в своей обречённости картину – «Демон поверженный».
Ничего внешнего, бросающегося в глаза. Врубель сразу вышел из апатии и стал деятельно заниматься похоронами, старался быть бодрым и поддерживать жену, которая не произносила ни слова138. Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги.
«Не знаю, поймете ли вы меня, я любил женщину, а она меня не любила, даже любила, но многое мешало ее пониманию меня. Любовь к искусству всецело владела Врубелем с академических лет.
Однако художественное воспитание отец прививал сыну лишь для общего развития. Разгневанный Мамонтов строит для этих панно отдельный павильон. Он перекликается с опустошённостью души.
Отношения Врубеля младшего с мачехой сложились хорошо и благодаря её призванию (она была пианисткой) художник вырос на классической музыке. Но он не мог целиком разделять их поиски «отрадного» в реальной действительности. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6.
В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать. Блок усматривал в полотнах Врубеля своеобразный символ творчеств: «Искусство есть чудовищный и блистательный Ад. Одну из самых интересных его статей, посвященную Шестой передвижной выставке 1878 года (собственно, двум экспонатам – «Кочегару» Ярошенко и «Протодьякону» Репина), не пропустила цензура.
1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». И. Грабарь полагал, что Врубель в русском искусстве занимает своеобразное место. Богоматерь с широко открытыми глазами, полными слез, словно окаменела в страдании над гробом сына. Эта большая акварель поразительна.
Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. Своим творчеством он опроверг сомнения «левых» и «правых» скептиков в необходимости как школы, так и сознательного эксперимента в искусстве. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик.
В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. Врубель, в 1880 году становится студентом Академии художеств. Врубель провел в Венеции около полугода. Уже во время болезни он создал полотна «Шестикрылый серафим», «Роза в стакане», «Жемчужина».
Среди многообразия реставрационных работ, помимо «Сошествия Святого Духа на апостолов», выделялись фрески «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание». Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. Из-за службы отца семья часто переезжала. Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. В 1903 году умирает малолетний сын Врубебя, через год после написания его портрета. О портрете Арцыбушева говорит Н. В.
Осенью 1889 года Врубель переезжает из Киева в Москву. К началу 1890-х годов Врубель выработал свою неповторимую художественную манеру.
Это показывает зрителю, что ветер в предрассветный утренний час совсем не сильный. Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. Михаил Александрович в невероятном нервном исступлении работал над этой картиной. Савву похоронили на Байковой горе. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 в. ), он в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) взамен утраченных тогда же он написал для этого храма и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства).
Савва Иванович очень увлёкся этой постановкой, лично перевёл либретто и финансировал антрепризу Панаевского театра, должна была выступать и прима— Татьяна Любатович. Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. В 1879, окончив ун-т, Врубель поступил в Академию художеств, где пробыл четыре года. Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона».
Свадебное торжество проходило в Женеве. Доктор Усольцев, лечивший Врубеля, пишет: Это был художник-творец всем своим существом, до самых глубоких тайников психической личности. Отец описывал неоконченное полотно в том же письме, говоря, что Демон показался ему «злою, чувственною, отталкивающей пожилой женщиной». Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). Так, как Врубель написал «демона», не мог писать ни один из его современников.
Девушка оборачивается, тонкое, нежное лицо печально, загадочной грустью светятся глаза в них щемящая тоска одиночества. В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Больно, горько до слез. Казалось, ничего демонического в Михаиле Александровиче Врубеле не было. Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110.
Удивительна наследственность Врубеля. Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. И «Микула Селянинович» – сила земли русской.
Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. музей русского искусства, Киев). В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. Его младший коллега и почитатель С. Яремич полагал, что Врубель извлёк из философии Канта «ясность расчленения жизни физической от жизни моральной», что с течением времени привело к разделению этих сфер в реальной жизни. В этих работах соединились гармония древности и экспрессия чувств современного человека.
Манера Врубеля – это некий кристаллический рисунок, который мерцает тонами «сине-лилового мирового сумрака». В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. Н. А. Дмитриева так характеризовала работу: «в ней звучит звучит что-то тревожное, — недаром это был любимая картина Блока.
wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. В 1899 году он пишет «Демона летящего», перед которым вспоминаются слова Блока: «Летим, летим над бездной, среди сгущающейся тьмы» Но Врубель не завершает это полотно и приступает к упорной работе над иным образом Демона, который получил название «Демон поверженный». Был в нем большой талант, а в душе бушевали большие страсти.
А. М. В Одессе мальчик учиться рисованию в школе Общества изящных искусств. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Талант Врубеля-декоратора проявился и в его огромном панно Принцесса Греза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Книжное оформление редактировал Л. Пастернак.
Тонкие деревья колышутся на ветру, но вот борода и волосы пана не развиваются. Сильное, грозное произведение.
Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. Но форма ее необычна, так как это особый атрибут пана.
Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. Живой предстает страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь и ненависть. По евангельскому преданию, апостолам явился святой дух в виде голубя исходившие от него языки пламени «почили на каждом из них».
По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. Вессель.
Произведение удалось. А. В. Прахов, в тесном общении с которым (и с его семьей) Врубель провел пять киевских лет, был известен в художественных кругах. В картине Демон сидящий (1890, ГТГ) юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. В студенческие годы Врубель познакомился с композитором Модестом Петровичем Мусоргским. Больше всего заинтересовали его палитру не корифеи Высокого Возрождения – Тициан, Веронезе, - а их предшественники, мастера кватроченто (XV век), теснее связанные со средневековой традицией, - Карпаччо, Чима да Конельяно и, особенно, Джованни Беллини.
Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры. Невысокого роста, очень пропорционального сложения, одет.
Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125.
Первые вполне самостоятельные произведения относятся к 1884-1885 годам. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». Характерно, что самая схема росписи— полукруг апостолов, чьи нимбы соединены с эмблемой Святого Духа подобием связки, — византийского происхождения и заимствована из чеканного складня одного из тифлисских монастырей39. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. Ни теплого одеяла, ни теплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нем (засаленный сюртук и вытертые панталоны), я не видал.
Супруге Врубель в буквальном смысле поклонялся. Как можно догадаться, немного поразмыслив над сюжетом, этот странный предмет – флейта. В нем поднимался богоборческий бунт. Врубель приобретает уверенность в себе в соревновании с достойными соперниками старшего поколения – Ильей Репиным, братьями Виктором и Аполлинарием Васнецовыми, Василием Поленовым и сверстниками – Валентином Серовым, Коровиным, Михаилом Нестеровым. Летом 1904 года Н. Забела получила ангажемент в Мариинской опере, Врубель же не мыслил жизни без жены. К этому же времени относятся интересные автопортреты.
Эта картина была задумана ещё в Киеве. Академическое жюри работы Врубеля не приняло. Поразительна пластическая лепка лица и рук.
Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. Что нахожу в ней – то интересно только моей палитре». Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. Состояние его несколько улучшилось к сентябрю— он перестал буянить и рисовать, стал вежлив— и было решено перевести его в клинику В. П. Сербского при Московском университете136. В этом он имеет в виду обращение живописи к литературе.
Это дьявол делает с моими картинами. И лишь после приобщения к монументальному византийскому и древнерусскому искусству экспрессия Врубеля становится величавой – исчезает психологический нажим, появляется характерно врубелевское выражение духовной напряженности в сосредоточенном взоре огромных глаз (большие глаза – также черта византийской живописи), при позах как бы оцепеневших, скупом жесте, в атмосфере глубокой тишины. На хорах он заметил только что встреченного незнакомца товарищи сказали, что это художник Врубель и показали начатое им «Сошествие святого духа», а также двух ангелов: «Врубель говорил, что здесь он ближе всего подошел к Византии».
Картина, в последствии, стала символом наступающей эпохи – эпохи символизма, религиозного реформаторства, которым искусилась тогдашняя светская культура. Он продолжает свою тяжбу с Богом, с миром, с людьми. Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. Он умер тяжко больным, но как художник он был здоров и глубоко здоров». Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137.
Даже решил вылепить Демона из глины: «вылепленный, он только может помочь живописи». Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано. В Венеции состоялось случайное знакомством с Д. И. Менделеевым, женатым на одной из учениц Чистякова.
В свое время он пытался занять позицию «над схваткой», отстраниться от социальных и политических проблем, уйти от действительности, замкнуться в очерченном им круге чувств и образов. В Академии он работал по двенадцать часов в день. И все же он нетерпеливо ждал возвращения. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8.
Под впечатлением от того, как Модест разбивал рояль исполняя речитативом «Блоху», Михаил зримо представил образы Фауста и Мефистофеля, которые в дальнейшем художник перенес на холст. Это один из его несомненных шедевров. А в 1886 году он знакомится с К. Коровиным. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. Он словно не находил себе места – то принимал решение уехать из Киева (и действительно на несколько месяцев уезжал в Одессу), то возвращался опять его потянуло к хмельному «кубку жизни», он бурно увлекался какой-то заезжей танцовщицей, много пил, жил неустроенно, лихорадочно, а к тому же еще и жестоко бедствовал, так как денег не было, отношения же с Праховым стали более холодными и далекими. После эйфорического подъема работы Врубель впадает в тяжелую депрессию.
Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. Почему этот образ всю жизнь не дает ему покоя. Афанасий» и «Христос Спаситель». Однако по сравнению с прочим кругом интересов, занятия живописью представлены крайне лапидарно1213. Федорова. По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. Как он это делал, можно видеть на примере его картины «Натурщицы в обстановке Ренессанса».
Тогда он переехал в Москву. Примечательно, что между артисткой и мастером был заключен негласный договор, в котором говорилось, что, если работа удастся, Надя без пререканий выйдет за Михаила замуж. Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания.
В колорите картины – контрасты. Художник в периоды помрачения впадал то в манию величия, то в полное самоуничижение. Но замысел и начало относятся к киевскому периоду. В то же время он как будто театральный – фантастичный, неподвижный, декоративный.
Тогда он делал десятки разных набросков и чувствовал – не то. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. Общее руководство работами принадлежало Прахову. Так, в рисунке «Свидание Анны Карениной с сыном», сделанном в начале 80-х годов, Анна с преувеличенной пылкостью чуть ли не душит в объятиях ребенка. В 1879, окончив университет, Врубель поступил в Академию художеств, где пробыл четыре года.
Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). С самого рождения мальчик болел и через два года умер. Фон только на этой картине реалистичен. Профессор А. В. Прахов приглашает выпускника расписать Кирилловскую церковь. В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники.
Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. Врубель сходится с абрамцевским кружком и как-то быстро вписывается в московскую жизнь. На фоне каменистых заснеженных вершин – голова с шапкой черных кудрей. Цветовой контраст достигает на этом полотне своей кульминации.
Он работал над ними в Венеции, куда ездил изучать искусство Раннего Возрождения. В старой столице ему стало ещё хуже, несмотря на то, что картину купил за 3000 рублей известный коллекционер Владимир фон Мекк. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. Эти сложные смешения, несомненно, повлияют на жизнь художника. В «Надгробном плаче», который представлен выше, прослеживается вся глубина материнского горя.
С 1889 Врубель жил преимущественно в Москве. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Но смотря на пожилого пана, нельзя сказать, что он злой.
Болезнь Михаила Александровича загадочна. Брюсов вспоминал эти сеансы в больнице. Его учителями были П. П. Чистяков, И. Е. Репин и М. Фортуни. Он был одним из самых ярких художников конца XIX – начала XX века.
Реализм был не важен для него. Стоит также сказать, что не меньший вклад в искусство художника внёс Абрамцевский кружок (сейчас музей в Абрамцеве). Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил».
Но и не только это. Сидящий демон — словно исполин. Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47. Сын священника, он хорошо понимал, за что берется.
Ему дана власть, за то, что я будучи не достоин, писал Богоматерь и Христа. Не случайно первая картина Врубеля связана с трагедией Шекспира: это Гамлет и Офелия (1884, ГРМ). Он выходит из больницы, живет в Петербурге, пишет и рисует. Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. В ней смешались русские, татары, финны, выходцы из прусской Польши и варшавские поляки.
Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. В 1889 году работа над фресками успешно окончена и Михаил едет в Москву. Кирилл», «Богоматерь c Младенцем», «Св. После этого апостолы обрели дар говорить на всех языках и проповедовать учение Христа всем народам.
Римского-Корсакова (Морская царевна, Тридцать три богатыря и др. ). Он же руководил внутренней отделкой нового храма – Владимирского, заложенного в 1860-х годах. Вся цветовая композиция приведена в единство. Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. Представим себе художника на пределе сил, упорно остающегося с глазу на глаз с «духом зла» им созданным, но уже от него отделившимся, зажившим отдельной от него жизнью представим, как он каждое утро вступает с ним в борьбу кистью, стараясь подчинить его своей воле, - это ли не материал для трагической легенды. Через несколько дней он полностью ослеп155.
Михаил Александрович Врубель (1856-1910) родился в семье офицера участника Крымской кампании. В 1874 г. после окончания гимназии юноша поступает на юридический факультет Санкт-Петербургского университета и в 1879 г. оканчивает его с золотой медалью. В 1880 г. Михаил Врубель зачисляется вольнослушателем в Императорскую Академию художеств. В 1884 г. его приглашают в Киев для работы над реставрацией Кирилловской церкви (церкви Святых Кирилла и Афанасия Александрийских). Чтобы выполнить это поручение, Врубель отправился в Венецию для изучения средневековой христианской живописи.
Брак казался ему счастливым завершением многолетних скитаний в поисках самого себя. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. Это вот, эти копны сена.
Демон низринут в ущелье среди скал. Вообще, несмотря на болезнь, способность к творчеству не покидала Врубеля, даже как будто росла, но жить с ним уже делалось невыносимо». В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. Когда художник писал демона, в начале работы, тот вполне умещался на холсте. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. Простота цветовых соотношений и лаконизм композиции выражают глубину и величие скорби.
После обычных приветствий он спросил меня: Это вас я должен писать. Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. Это находит отражение и в станковом характере рисунков. Но теперь Кирилловский храм вошел в историю еще и как памятник, запечатленный гением Врубеля.
Рвал, зарисовывал сделанное и начинал все с начала. Художник входил в число самых активных членов художественного кружка С. И. Мамонтова. Здесь он написал ряд лучших своих картин, работал в технике майолики (скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, все в Третьяковской галерее, Москва), обращаясь к дизайну исполял эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Он говорит, что здесь, то есть в Италии, можно учиться, а творить – только на родной почве что творить – значит чувствовать, а чувствовать – значит «забыть, что ты художник и обрадоваться тому, что ты прежде всего человек». Он сделался, по выражению Константина Коровина, «птенцом Москвы». Особое влияние на картины художникаоказали живопись венецианского Возрождения (из современников испанец М. Фортуни и, возможно, английские прерафаэлиты), а также классические образы ренессансной и романтической литературы (У. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив.
«За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи – как раз к моменту полного прекращения художественной активности. В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. Вообще пан – это мифическое существо, которого Михаил изобразил в образе пожилого мужчины. Михаил Александрович создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). дают Богатые градации темного и светлого, очень точно найденные соотношения между ними. Близкие полагали, что он не переживёт этой весны.
Один из ведущих российских художников и энтузиаст декоративного движения в стиле модерн приобрел еще большую известность и авторитет благодаря иллюстрациям к поэме Михаила Лермонтова «Демон». К примеру, говорил учителю Репину, в глаза, что тот не умеет рисовать. Любовь, зашедшая в тупик, – вот это было серьезно.
Потом Прахов абсолютно отошел от критической деятельности, перестал заниматься современным искусством (характерный симптом 80-х годов. ) и вернулся к изучению древностей. Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина.