Несмотря на важность семинара Верроккьо в обучении младших живописцев, очень немного картин универсально признаны его собственной работой и есть много проблем приписывания. Картина Крещение Христа написана двумя авторами – Андреа Верроккьо и Леонардо да Винчи. Картину Крещение Христа Верроккьо начал писать сам, но после изображения центральных фигур композиции, художник потерял к ней интерес и поручил закончить ее молодому Леонардо да Винчи. Увидев законченную работу, Андреа Верроккьо был настолько поражен мастерством своего ученика, что очень длительное время не решался брать в руки кисти и после этой картины не написал больше ничего значительного.
Связь учителя и ученика следует рассматривать именно в таком плане. Художник родился и долгое время работал во Флоренции. В «Давиде» он явно идет даже на спор какой-то, какое-то соперничество со своим предшественником Донателло. Написанные им детали заметно отличаются от остальной части картины. Между тем как в «Тайной вечере» Гирландайо на столе стоят стройные, высокие фиаскетти, на картине Леонардо имеются лишь круглые предметы – книзу расширяющиеся, кувшины, тарелки, миски и хлеба.
Эразмо де Нарни был правителем Падуи. Теплится тайна и в глазах Младенца Христа. Он воспитал таких гениев Возрождения как Леонардо, Пьетро Перуджино и Сандро Боттичелли. Леонардо завершил подготовительную работу и, вероятно, закончил бы картину и в цвете. выдающиеся художники. Может быть, льстивым был человек.
Богородица ли она вообще. Луки. Он стоит над громадной головой Голиафа, опираясь на правую ногу и отставив назад левую. 1460-хгг.
Путто с дельфином, 1470, бронза, 125 см, Палаццо Веччио, Флоренция«В Путто с дельфином, — пишет Андросов, — есть ощущение парения в воздухе. Все вместе – либо «пятнистая кошка», либо «медоточивая кошка», что могло относиться к его характеру. Он умер в Венеции в 1488. Бронзовая статуя Дэвида была уполномочена Пьеро де39 Медичи. Но эта новизна является следствием влияния мастерской Верроккьо на формирование молодого живописца, хотя очевидно, что достигнутые и м художественные результаты носят глубоко личный и оригинальный характер.
Леонардо задумал многосложную многофигурную картину и исполнил ее с такой силой «сцепления» деталей, что ни одна из составляющих композицию фигур или форм не может существовать отдельно, а целостность восприятия картины зрителем (это, кроме компоновки, достигается и светотеневой моделировкой) не имела аналогов в истории европейского искусства. Тихая и торжественная, окружающая их природа созвучна значимости происходящего. Это очень интересно, как одни и те же сюжеты решали разные мастера. Тоже юный, но абсолютно другая характеристика, другой образ, другое видение. Разные решения образа, разные решения пластические, разные психологические подходы, разные, можно сказать, художественные стратегии. Картина, как известно, не была окончена.
Жесткое заменял Леонардо мягким и в области красок. Принадлежность первой из этих картин (Мадонна с ангелами) (В наст. Сначала он провел некоторое время в Мантуе у Изабеллы ДЭсте.
Их движения и жесты угловаты и скованны, как будто они движутся только в двух измерениях. Он живёт в фамильном доме в квартале Сант-Амброджо.
Все тело отражает данное душевное движение. И, конечно, вот эта пластическая свобода тут тоже присутствует. Даже вот эта золотая разделка придает живописность пластике. Он берет его за основу в образе Давида. «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» представляла решение – хотя и в ином духе – проблем, аналогичных тем, которые Леонардо поставил себе в «Мадонне в гроте». Состояние покоя после тяжелого напряжения борьбы передает поза: тяжесть тела ложится на правую, крепко и прямо стоящую ногу, левая отодвинута назад, согнута в колене и только слегка поддерживает тело. Этот принцип постановки фигуры («хиазис») известный скульпторамдревности, был возрожден Донателло.
Потому многие не были воплощены тогда в реальность. Так, Виппер считает, что в позе Давида сохраняются отголоски характерного готического изгиба, у него худые тонкие руки, его лицо, затененноешляпой — тоже пережиток готики. 1462—65. В эпоху Боттичелли жестко очерченные головы оживляются налетом мечтательной задумчивости. Здесь трое врат, над которыми работали несколько скульпторов и двое врат принадлежат именно Гиберти (восточные и северные). В «Моне Лизе» он теперь создает произведение, манящее и возбуждающее дух, как вечная загадка. Неоконченная доска с «Поклонением волхвов» стала первой картиной Высокого Возрождения.
1462–1465, Нац. В. не было суждено увидеть этот монумент законченным после смерти мастера отливкой памятника и его установкой руководил А. Леопарди (ему принадлежит и создание высокого постамента). Собственно говоря, несколько работ в конце своей жизни он не доделал по разным причинам.
Содержание его рисунков самое разнообразное. Последние ограничивались острыми, резкими линиями, очерчивающими все наподобие орнамента. Его ученики и друзья брали у него столько, сколько им было нужно.
Из формальных соображений Леонардо выбрал этот старый мотив. На самом деле все было не так. Здесь фигуры выделяются воздушнее и мягче на фоне дрожащего светлого воздуха.
И здесь, конечно, тоже Гиберти отметился. 1475–1476, Нац. Может быть, это не самая лучшая работа Верроккьо. Ему оставалось жить всего два с небольшим года.
Все спуталось в дикий клубок. В бесконечно более утонченном виде Леонардо возрождает на этой своей картине головы известные из «Крещения» Верроккьо из «Благовещения» Уффици: молодая женщина, склоняющаяся к своему ребенку с чувством невыразимого блаженства, похожий на девочку-подростка ангел, мягко-чувственным взглядом выглядывающий из картины и двое детей, которые даже не дети, а аморетты или херувимы. И воротник куртки обшит черным и красным бархатом с крапинами.
Но по сравнению с Донателло он более холоден, более отстранен. Все должно подчиняться целостной гамме тонов. Вот его портрет работы Лоренцо ди Креди. Андреа Верроккьо умер в Венеции в 1488 году.
Он – скульптор, который пропускает все через себя. Завершение проекта легло наплечи Алессандро Леопарди. У Леонардо все полно движения. Он улыбается, слегка повернув голову к правому плечу. В соседней мастерской Антонио Поллайоло (1429-1498), куда часто заглядывал Леонардо, профессионально изучалась анатомия человека.
В 1479 республика объявила, что примет наследство, но что (поскольку статуи не были разрешены в Базарной площади) статуя будет помещена в открытое пространство перед Скуолой Сан Марко. Известно, что Леонардо да Винчи был достаточно красивым и вполне возможно, что его красота привлекла Верроккьо как модель. При этом диапазон его творчества широк. галерея, Лондон) создана при участии П. Перуджино «Мадонна с Младенцем и святыми Иоанном Крестителем и Донатом» (1475–85, собор в Пистое) написана совм. В 1465 году Андреа дель Вероккьо создал надгробие Козимо Медичи, с середины 1460-х годов работал над скульптурной композицией «Уверение Фомы».
И опять же признать учителю высоту ученика – это дорогого стоит. Фресковая живопись рассчитана, по существу, на декоративное впечатление. И пейзаж и фигуры и вся композиция кажутся условными.
И даже тормозил, чтобы больше получить за эти врата. Андреа ди Микеле ди Франческо Чони был рождён в 1435 году. Наверное, после знаменитой античной конной статуи Марка Аврелия, на которую явно ориентировался Донателло (он ее видел, конечно, в Риме), это следующая такая значительная конная фигура. Поговаривали, что он под конец жизни мало работал, может быть, много болел. Необходимо стремиться к античной простоте, советует он художникам. С 1467 Верроккьо выполнял заказы Медичи, правителей Флоренции.
У Андреа Верроккьо (род. Некоторые возводят это прозвище к фамилии его матери – Гаттелли.
Вот, например, в рельефе сиенского баптистерия известна композиция «Пир Ирода». Бернардо ди Бандино Барончелло. Необычно решено и установленное в Старой сакристии ц. Сан-Лоренцо надгробие Пьеро и Джованни Медичи (1470–72)– изысканно-строгий по форме саркофаг из красно-лилового и зелёного порфира, увенчанный отлитыми из бронзы листьями аканта. В области композиции Леонардо заменяет угловатую линию линией волнистой.
Верроккьо научился этому в мастерской ювелира. Для Леонардо да Винчи женские волосы были источником неиссякаемого вдохновения. К мягкости стремятся и краски. Он родился в 1435 году. У Леонардо нет линии, есть только формы.
Предшественники воспроизводили эту тему двояко. Но это была грация элегическая. Как Кови говорит, проблема была решена «самым удачным способом» работа, был помещен в положение в 1483 и «приветствовался со дня его обнародования и почти без исключения, признанного шедевром». Они стоят или сидят так, что получаются волнистые линии. Иногда кажется, что он уходит в нарочитую брутальность, грубоватость, но иногда он делает и очень изящные вещи, как, например, вот это знаменитое «Благовещение».
Будущий Святой пытался вчитываться в библейские «необработанные» (по сравнению с блестящим слогом Цицерона) тексты. Это давало ему возможность создать цельную композицию. Может быть, в это время он – наиболее последовательный в этом смысле ученик Брунеллески, который разрабатывал перспективу, конечно, применял ее в архитектуре, применял ее в рисунках и т. д.
отливали эту статую уже другие люди, его ученики. Её хочется видеть поставленной на довольно высокий постамент среди небольшого двора или сада, чтобы Давид мог возвышаться над созерцающими его». Верроккьо показывает тело «Давида» просвечивающим сквозь одежду. Глаза как бы прищурены. Иногда готовые краски, которые готовили монахи, покупались в аптеках. Турецкий султан по просьбе герцога Лоренцо выдал его Медичи. Давид действительно по Священному Писанию, по Библии, как мы читаем, был юным.
Другие, как Корнелис на его хранящейся в Берлине картине изображали святую Анну в буквальном смысле слова «сам-треть», т. е. изображали ее держащей на коленях маленькую фигурку Мадонны, на коленях которой сидит, в свою очередь, еще меньшая фигурка Младенца Христа. В 1465 г. он создал надгробие Козимо Медичи, с 1463 по 1487 г. работал над скульптурной композицией «Уверение Фомы», в 1476 г. создал статую Давида.
Он отказался от доспехов, так как любые доспехи ему были велики. Он стоит, опустив правую руку с мечом, попирая ногою голову поверженного Голиафа. Верроккьо слыл непревзойденным декоратором и режиссером придворных празднеств. В. был уже одним из ведущих скульпторов флорентийской школы. Во всяком случае, те фигуры, которые он сделал для Орсанмикеле Я уже говорила об этой церкви, где было когда-то зернохранилище, а потом все превратилось в церковь с внешними нишами, где вставлены скульптуры святых.
Уделял он внимание и рукам. Ему даже больше иногда отдают внимания исследователи. И это не случайно, ведь с точки зрения их культового значения сине-голубые тона олицетворяют бесконечность неба иного вечного мира, соединение земного и небесного, а белый цвет олицетворял Божественный свет, чистоту и святость.
Текущие линии должны занять на картинах место изломанных. Творчество В. завершает историю флорентийской скульптуры 15в. Некоторые исследователи пишут, что Донателло «рисует резцом», что он в свои рельефы вносит много живописного. Удивительно точно воссозданы в бронзе переплетающиеся канаты. Несколько великих художников прошли через его семинар как ученики.
Зазор между небом и землей становится все меньше. Чулки черные». Линии, обрисовывающие контур тела, также красивы по рисунку, тягучи и выразительны. Среди первых работ, принесших известность молодому Андреа Верроккьо, начинавшему как ювелир, — статуэтка из терракоты «Спящий юноша» и знаменитая бронзовая фигура «Давид», выполненная для семейства Медичи (ок. Национальный музей).
Это было особое, отличное от будущего академического, образование. Выполненная с замечательным техническим мастерством, она произвела столь сильное впечатление, что многочисленные отражения образа «Путто с дельфином» возникали во флорентийском искусстве вплоть до начала XVI века. Но больше всего, конечно, мы это видим у Донателло. Хотя ценили его больше как скульптора. Забота о долговечности картины была одной из первостепенных. Уже в первой живописной работе – изображение ангела и пейзажа в глубине верроккьевской картины, Леонардо обнаружил зрелость технического мастерства (владение рисунком и колоритом), равно как и формального языка. Христианские фигуры картин Леонардо, напротив, насквозь пронизаны античным духом.
Его открытия опережали его время. небесной реальности.
Как рисовальщик он также не имеет ничего общего с примитивами. Гиберти отнесся к этому заказу как к почетному, так как, конечно, это ставило его на высокий пьедестал как одного из первых мастеров Флоренции. Первый его опыт воплотился в отведённой ему для работы части композиции Крещения. Это «Уверение святого Фомы», когда Христос показывает раны своему ученику Фоме и говорит «Вложи свои персты в мои раны». Во Флоренции В. выполнил целый ряд заказов семьи Медичи, в частности реставрировал античную скульптуру и оформлял празднества.
В 1479 году Вероккьо участвовал в конкурсе, объявленном Венецианской республикой на выполнение конной статуи кондотьера Бартоломео Коллеони (1400—1475), предназначенной для площади Сан-Заниполо. Может быть, это мое личное мнение. Руки или висят вдоль тела или поднимаются перпендикулярно вверх. Еще более интересная работа, тоже одна из ранних, 1408 года, — это «Давид».
– являются средоточием его научной мысли. Огромная напряженность искривленного тела передает силу, которую Давид готов выпустить. «Давид» лаконичнее, «Давид» интереснее и психологически и в духовном плане. Но подобно тому как в «Тайной вечере» он отступил от евангельских слов, что «Иоанн возлежал на груди Спасителя», побудивших его предшественников изобразить его почти миниатюрным, так не придерживался он и в данном случае невозможных пропорций фигур. А с этого времени развивается археология, развиваются, как мы бы сказали и научные знания, т. е. Пришли и другие мастера, которые отдали должное мастерству Гиберти.
В разное время в мастерской В. работали также С. Боттичелли и Д. Гирландайо. Место перед статуей становится частью концепции. В картине «Мадонна к гроте» он использовал пейзаж с доломитами, чтобы заставить бледные лица и бледные руки мерцать из нежного полумрака. Но все равно у каждого художника есть свои вершины и есть свои проходные работы. Андреа Верроккьо, Andrea Verrokko – итальянский ювелир, художник и скульптор.
Вероккьо выполнил эскизную скульптуру из дерева и в 1483 году выиграл конкурс. И тут же ему, конечно, поручают еще одни врата делать. Для начала покажу конкурные работы Брунеллески и Гиберти, которые были выделены жюри конкурса как самые лучшие. Еле заметны, еле уловимы переходы.
У них все блестит и сверкает. И вот это юное тело, еще не оформившееся до конца, еще у него нет каких-то таких мускулов, которые даже будут Сразу вспоминаешь «Давида» Микеланджело, тоже юного, но вполне в такой спортивной, что называется, форме. Изображая казненного, Леонардо словно отстранился от захватывающих переживаний эпохи. И несмотря на это, в дикой сутолоке царит удивительная гармония.
А тяжелая масса головы Голиафа придает всей фигуре большую устойчивость. Работу свою Леонардо не довел до конца.
Предание гласит, что одним из самых ярких итогов духовного союза ученика и учителя стала скульптура Давида, для которой позировал молодой Леонардо. Рисунки Леонардо да Винчи дополняют его картины. Сравнительно немногочисл. Так ли, нет, но предание говорит о том, что вот этот его юный ученик, которого мы потом знаем как величайшего художника, взял и сам нарисовал одного из ангелов. С одной стороны, это символы Божьего благословения происходящего таинства, а с другой – обозначение триединства Божественной сущности, Всезнающей и Всевидящей, Вездесущей.
В боттеге Верроккьо, славной во всей Италии, Леонардо провел почти десять лет. Мало известно о его жизни. Примечательно, что, пройдя обучение в мастерской Андреа, художники (подобно Боттичелли и Перуджино) продолжали ориентироваться на его искусство. Мы говорили о «Давиде» Донателло и вот другой Давид – Давид Верроккьо.
Зритель почти физически ощущает фактуру драпировок, волос, обнажённого тела. Но вот это нагромождение складок, эта какая-то неясность положений Мне кажется, здесь он гораздо менее интересен, чем даже в своем «Давиде». Было предложено, чтобы он был обучен как художник при Фра Филиппо Липпи. Не наяда ли она или сильфида или с ума сводящая Лорелея.
Никогда не изображал он отречение и муки. У него вот таким образом была проблема размещения двух статуй (больше, чем жизненный размер) в шатре, первоначально предназначенном для одного. Мы можем сравнить даже трех Давидов, так как, говоря о «Давиде» Донателло и «Давиде» Верроккьо, мы, конечно, не можем не забегать вперед, вспомнив – разговор этот будет впереди – о «Давиде» Микеланджело. Надо сказать, что Гиберти все-таки не был человеком, хватавшим звезды с небес.
В. принадлежит также ряд портретных бюстов (Джулиано Медичи, терракота, ок. На нее потом будут ориентироваться и другие скульпторы. Даже все остальные предметы «Тайной вечери» выбраны соответственно с указанной точкой зрения.
«Мона Лиза» завершает все устремления Леонардо да Винчи в области портретистики. В «Тайной вечере» Леонардо фактором, определяющим композицию, является уже не угол, а круг. Верроккьо, по-видимому исполняет лишь несколько скульптурных портретов. В восьмидесятые годы скульптор работает в основном над тремя монументальными произведениями. И все это сразу выливается и в художественную практику. В порыве гениального вдохновения Леонардо выбрал лейтмотивом слова Христа: «Один из вас предаст меня» – и этим сразу достиг этого единства. Именно красивый силуэт делает Давида превосходной садово-декоративной статуей.
И большей частью они были живописцами. В центре картины находится Мария изображенная не сбоку, а фронтально. А вот Ветхий Завет на восточных вратах и Новый Завет на северных вратах делал Гиберти. Заканчиваем разговор о скульптуре мы на человеке, который был и скульптором и живописцем.
Леонардо также интересовал рисунок волос. Все таинственно, даже пейзаж, все погружено в грозовую атмосферу удушливой чувственности. Многие из них, казавшиеся когда-то фантастическими, сейчас воспринимаются как пророчества. Здесь немножко другая история. Их ранние работы может быть трудно отличить от работ Верроккьо.
Флоренция. Борются люди и кони.
Верроккьо – автор надгробий (Джованни и Пьеро Медичи, бронза, цветной мрамор, порфир, 1412, Старая сакристия церкви Сан-Лоренцо, Флоренция), статуй («Давид», бронза, 14731475, Национальный музей, Флоренция), конных монументов (памятник кондотьеру Б. Коллеони на площади Санти-Джованни э Паоло в Венеции, бронза, 14791488, отлит в 1490), точных по характеристике скульптурных портретов (бюст Джулиано Медичи, терракота, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Нет более углов. Лицо как бы освещается изнутри радостью. Типы картины «Мадонна в гроте» стали в этой картине Леонардо да Винчи более таинственными, более похожими на сфинксов. Здесь он выражает то, что только он мог выразить. Мы уже видим, что это вторая такая значительная работа из конных статуй.
И не только лица. Мы рассматриваем первые из них, а дальше их будет много. Пластически высечены контуры. Оно продолжалось до 1456 года.
исследования и реставрация, накопление документальных знаний и т. д. Среди работ этого времени– предназначавшаяся для фонтана статуя «Путто с дельфином» (бронза, Палаццо Веккьо, Флоренция). Бернини заставляет зрителя становиться частью его статуи. И он выходит с одной пращой. И эта диагональ как бы выводит из статики фигуру коня. Около 1484 Леонардо перебрался из Флоренции в Милан.
1473), «Мадонна с младенцем и Св. И эти памятники начинают множиться. В уставе гильдий Святого Луки говорилось: «Каждый художник должен работать хорошими красками дерево должно быть хорошо и правильно просушено и осмотрено мастером». Созданный им образ всё же является и идеальным и вполне отражает представление о красоте, сложившееся во второй половине XV столетия. Другое известное произведение Вероккьо — «Путто с дельфином» имеет предположительную датировку 1465 год.
Гримаса на лице представляет абсолютно определенное намерение. Такая статуя действительно рассчитана на круговой обход и расчёт этот претворён с большим мастерством. Прямо сидящие фигуры соответствуют прямым пилястрам, поднимающимся на фоне.
Он умер в возрасте 53 лет, пораженный внезапной и неизвестной болезнью. Следуя библейскому сюжету, скульптор изобразил своего героя очень юным.
Давид замер в момент, когда камень готов быть выпущенным. Но даже несмотря на то, что отливали эту статую другие, видно, как она решена. Вот эта работа, хотя ее часто цитируют как работу крупного мастера, она все-таки очень проигрывает перед «Давидом». Закончив свою работу в качестве художника красивых грешниц, Леонардо отправлялся в доминиканскую церковь Санта Мария делле Грацие, где писал «Тайную вечерю», оконченную в 1497 г. В эту эпоху начались в Милане распри, приведшие к тому, что герцогство досталось французам. Для нас, по-русски, это звучит нормально, а для итальянцев это звучит несколько странно.
Его отец, Микеле ди Франческо, был довольно зажиточным человеком. Самые значимые работы скульптор создает впоследние два десятилетия своей жизни. Ее потом доводили до совершенства уже его ученики. Весной 1500 г. он отправился в Венецию.
Леопарди бросил бронзу очень успешно и статуей универсально восхищаются, но Папа-Римский-Hennessy предполагает, что, если бы Верроккьо был в состоянии сделать это сам, он закончил бы голову и другие части более гладко и сделал бы его еще лучше, чем это. Вот таким образом он часто тормозил с заказами, все время прибавляя и прибавляя себе гонорар. Примерно год после смерти отца он продолжал его дело (работал на таможне), но потом начал обучение ювелирному искусству. Вэпоху кватроченто мастер прославился благодаря своим работам вклассическом стиле— как вжанре живописи, так ивсоздании скульптур. Но это еще не тот «Давид», который прославил Донателло, а «Давид», который показывает, что работа с камнем, работа с мрамором для Донателло очень важна, хотя, как многие и в том числе его учитель Гиберти, он начинал как ювелир.
Во 2-й пол. Хотя это не было помещено, где Коллеони предназначил, Пассаван подчеркнул, как прекрасный это смотрит в своем фактическом положении, сочиняя, что «великолепное чувство движения в этом числе показывают превосходному преимуществу в его урегулировании подарка» и что, как скульптура, «это далеко превосходит что-либо, век все же стремился к или думал возможный». Еще яснее выступают колористические замыслы Леонардо на картине «Мадонна в скалах». Здесь все тонкости его искусства сливаются в полнозвучный аккорд.
«Мадонна в скалах» Леонардо да Винчи чужда всякой церковности. Уже раньше в эту область вступили Верроккьо, Кривелли и Боттичелли. И это стало причиной того, что Андреа решил никогда больше не притрагиваться к кистям, поскольку Леонардо, столь юный, в этом искусстве проявил себя гораздо лучше, чем он».
Вскоре он скончался, но перед этим оставил завещание, в котором просил Александро Леопарди закончить его работу. скульптор и художник. Во Флоренции В. возглавлял обширную мастерскую, где обучались мн.
Среди лучших произведений Верроккьо в живописи — «Крещение», «Мадонна с младенцем» (конец 1460-х), «Товий и ангел» (ок. Если у Донателло мы видели Давида чуть-чуть робкого, чуть-чуть даже с какой-то такой, я бы сказала, девичьей пластикой, то здесь абсолютно другой Давид. Т. е. Лица их отражают на картине «Тайная вечеря» все оттенки чувств: гнев, отвращение, тревогу, убежденность чистой совести, страх, любопытство, возмущение.
Это видение природы несравненно более сложное, чем схематичные пейзажи, характерные для флорентийской живописи Раннего Возрождения: река извивающаяся в долине со стилизованными очертаниями кипарисов и серебристых тополей. Не завершив начатое, художник скончался там 10 октября 1488года. Верроккьо родился во Флоренции в или приблизительно в 1435. У Леонардо да Винчи нова не только концепция темы, но и компоновка.
Она написана в самом начале 70-х гг. Зритель почти побужден двигаться по траектории полета приготовленного к броску снаряда. Это очень важный момент, так как в период Кватроченто действительно происходит накопление знаний об античности. Семидесятые года 15 века стали менее плодотворными.
Его фигура завершала наиболее плодотворный период развития флорентийского Ренессанса. Гаттамелата – это прозвище. Триумфальным для скульптора стал 1464 год, он создал надгробную плиту Козимо Медичи.
И он же, Донателло их реставрировал. Рисунок складок одежды чрезвычайно красив, они свободно и легко струятся вниз. Что мы не увидим, скажем, у других скульпторов.
Но видно, что внутри он сопереживает ей. В его мастерской висел мешок, куда он складывал деньги и туда мог руку запустить любой. И одна из них, тоже, конечно, значительная работа – это конная статуя Бартоломео Коллеони. Это более мощный памятник, решенный даже более, может быть, грубовато. Но если все-таки в предыдущем «Давиде», 1408 года, вся фигура традиционно закрыта одеянием, только сквозь него мы видим хорошие пропорции, свободное движение, постановку фигуры, как у античности, с опорой на одну ногу, то здесь Донателло раздевает своего героя, делает его, с одной стороны, беззащитным А он его показывает уже победителем, показывает попирающим одной ногой голову Голиафа. Мы, конечно, знаем, что Вазари был таким человеком, склонным к беллетристике, но все-таки я думаю, что эта характеристика близка к реальности, так как действительно, судя по всему, Донателло был человеком открытым, щедрым, творческим и не сильно приземленным.
живописные работы В. созданы при участии его учеников: так, фигура ангела (слева) и частично пейзаж в картине «Крещение» написаны молодым Леонардо да Винчи картина «Товия с ангелом» (ок. В полуулыбке, раздвигающей пухлые щёчки, приоткрыт рот. Правда, Донателло дает ему в руки меч, которым он, видимо, отсек голову Голиафу.
Отдельные краски положены рядом наподобие мозаики, отграниченные резким рисунком линий. Все персонажи его «Поклонения волхвов» участвуют в событии, теснятся вперед, спрашивают, удивляются, высовывают головы, поднимают руки. В 1482 г. Верроккьо уехал в Венецию для работы над конной статуей кондотьера Бартоломео Коллеони. А некоторые объясняют это тактикой, умением заманивать противника, как кошка. Оно довольно странно звучит по-итальянски, так как «гатта» — это по-итальянски «кошка», а «мелата» – «соты».
Немножко укорочены его ноги, чтобы они не свисали, специально он укоротил эти ноги. Это алтарь Кавальканти в церкви Санта-Кроче – Святого Креста. Когда мы перейдем к следующим картинам Леонардо да Винчи, к «Благовещению», «Воскресению» и «Святому Иерониму», то необходимо обратить внимание на некоторые формальные их особенности. Турецкий кафтан, подбитый лисьим мехом. О том, какие красочные проблемы Леонардо ставил себе в «Битве при Ангиари», можно, разумеется, высказывать только предположения. Иоанном Крестителем и Донатом» (конец 1470-х завершена Л. ди Креди в 1486).
Т. е. Худые, бледные лица озарены церковным настроением, мистической красотой Средневековья.
Южные врата выполнял Андреа Пизано: жизнь Иоанна Крестителя, аллегория Добродетели и т. д. В Средневековье, конечно, реализмом называлось созерцание небесного, т. е. Для него началась пора беспокойных скитаний.
Леонардо придал уже портрету Джиневры де Бенчи демоническое очарование, а в «Даме с горностаем» пропел гимн соблазнительной грации. Среди учеников Вероккьо в его мастерской были такие мастера Возрождения, как Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино и Леонардо да Винчи — по легенде именно он позировал учителю для статуи Давида (1476), на лице которого играет своеобразная полуулыбка, впоследствии ставшая отличительной особенностью стиля художника. Он делает тоже такие живописно-пластические композиции. Уже с первых работ он покорил как обычных обывателей, так и мастеров. явно он апеллирует к античному наследию. С Цезарем он был связан и тогда, когда снова поселился во Флоренции (1502 – 1506). Уже первыми работами ему удалось зарекомендовать себя талантливым художником.
Фуфайка из черной саржи, черная куртка на подкладке. Памятником Коллеони завершилась последовательная и целеустремлённая эволюция художника. В последние годы своей жизни работал на таможне. Здесь он начинает учиться и очень быстро выделяется среди мастеров, среди учеников.
В том, как неестественно прямо держится он в седле, тоже ощущается заряд энергии. Санти-Джованни-э-Паоло (1496), во Флоренции и Риме уже работал молодой Микеланджело. Наверное, так оно и было.
Портреты должны были отличаться твердостью, металличностью красивых медалей. Еще и другие острые, тонкие, прямо вверх поднимающиеся или перпендикулярно вниз опускающиеся предметы должны усилить впечатление вертикальности, образуя резко прямые углы с лежащими на земле предметами, при воспроизведении которых так же тщательно избегаются всякие волнистые линии. Если пластические работы Верроккьо широко известны (бронзовый Давид в Барджелло, группа Неверие Фомы на фасаде церкви Ор Сан Микеле и памятник Коллеони в Венеции), то с его живописью сопряжено много неясного.
Т. е. Однако работу автор незавершил, скончавшись в1488году. Другими словами, на картинах его итальянских предшественников все фигуры длинны и стройны.
Давид смотрит на гигантского убийцу, ощущает Голиафа, стоящего выше его плеча. И тоже видно свободное отношение скульптора с материалом и с формой. Такую фигуру легко представить себе на фоне меняющихся декораций, проплывающих мимо облаковСтатуя Верроккьо тщательно продумана, вплоть до мельчайших деталей и выполнена с чрезвычайной тонкостью. Глаза Мадонны не затемнены ни горем, ни скорбным предвидением. это действительно только самое начало работы.
Лицо Христа с вьющимися волосами полно благородной красоты.
Этот период времени художник провёл в доме, принадлежавшем его семье. Дело в том, что юный Леонардо был учеником Верроккьо. время — Лоренцо ди Креди Мадонна с Младенцем и ангелами) одному из самых мощных гениев Ренессанса Андреа дель Верроккьо (1435 — 1488), скульптору и живописцу, посвятившего Леонардо да Винчи в тайны искусства, вызывает основательные сомнения. Один из них — великий Леонардо да Винчи. Умер Верроккьо 30 июня 1488 года. Одновременно он писал портреты всех любовниц герцога.
Об оттенках они не заботились. Набросок делался под заказ будущей фрески — в назидание современникам Медичи. Но он не был выдающимся мастером. с Лоренцо ди Креди.
На своем наброске он протокольно обозначил: «Шапочка каштанового цвета. Необыкновенно выразительны движения, жестикуляция персонажей и их лица. Еще на Тайной вечере в Сант-Онофрио группа распадалась на отдельные части в духе готики. Ладони символизируют Бога-отца, голубь – Бога-Духа Святого. Какое-то время он живет в Сиене, потом возвращается снова во Флоренцию.
Его семинар был во Флоренции, где он был членом Гильдии Св. Это имело ту плохую сторону, что краски «Тайной вечери» рано выцвели. И в своем завещании уже 1488 года он называет изготовление конной статуи только начатым. Это Гиберти. Красота и блаженство – все у него от мира сего. Картины Леонардо да Винчи, напротив, выдержаны в волнистых линиях. Разве что о композиции картины мы можем составить себе по ней некоторое представление.
Документ, относящийся к этому времени, говорит о том, что он сделал только модель в глине. Из документов известно, что он приступил к работе в апреле 1486 года. Немногочисленные живописные произведения Верроккьо отличаются остротой и точностью рисунка, скульптурностью в моделировке форм («Мадонна», около 1470, Картинная галерея, Берлин-Далем). вратами в рай. Здесь он, конечно, делает довольно подробные одежды.
Есть предание, что этот образ он делал с юного Леонардо да Винчи. Леонардо покинул город. Преобладают нежно преломляющиеся, розовые и голубоватые тона. Конечно, самым знаменитым произведением Андреа Верроккьо является его «Давид». Выдающихся произведений у него гораздо меньше, чем у Донателло.
Им созданы произведения не только в области чистой скульптуры, но также и в области прикладного — замечательный канделябр, но и даже монументального искусства — надгробие Пьеро и Джованни Медичи. Когда потом Леонардо вновь поселился во Флоренции (1502 – 1506), Франческо дель Джоконде поручил ему написать портрет Моны Лизы, красивой неаполитанки, на которой он женился третьим браком.
В XVIII веке незаконченная картина принадлежала художнице Анжелике Кауфман. Вот, например, его «Сотворение Адама и Евы» – это очень изящная, очень красиво построенная композиция, где присутствуют несколько планов.
И постепенно церковь вытеснила оттуда зернохранилище. Вероятно, самой известной работой Верроккьо является конная статуя Бартоломео Коллеони. Есть в этой статуе — постановке фигуры изгибе торса, движении рук — и отзвуки готики. Сейчас мы поговорим о другом скульпторе, может быть, не менее значительном. Вы видите только круги, сегменты и кривые линии.
Он был хорошим мастером, он был добросовестным мастером и многое подхватывал даже у своих учеников. Бледны дрожащие губы, устало-скорбная улыбка играет вокруг них. Он воспитал таких гениев Возрождения как Леонардо, Пьетро Перуджино и Сандро Боттичелли. Они кажутся бестелесными и плоскими, словно вырезанными из сухого жесткого материала.
Им же был оказан могущественный почин к тому, что у Козимо Медичи пробудилось желание привезти во Флоренцию те древности, которые находились и до сих пор находятся в доме Медичи и которые все были реставрированы рукой Донато». галерея, Вашингтон и др. ). Но здесь как-то все более брутально: более мощный конь и так немножко крепко, даже, я бы сказала, не очень изящно сидит на нем всадник.
Деревья на заднем плане не имеют круглые верхушки, а поднимаются наподобие обелисков. Тела приобретают округлые формы. Позже картину бережно отреставрировали, признав в ней шедевр Леонардо. Их семья была довольно богатой. ВЕРРОККЬО (Verrocchio) Андреа дель (собственно Андреа ди Микеле ди Франческо Чони, Andrea di Michele di Francesco Cioni) итал.
Это не живые люди, а образы-символы, величественные и одухотворенные. Леонардо внёс нечто иное и в освещение. У Донателло, во всяком случае, очень хорошо это видно.
Ещё в 1465 году ему заказали группу «Христос и апостол Фома» для Ор Сан-Микеле. В правой руке сжимает короткий меч, левая поставлена на пояс. Соревнование было устроено, чтобы позволить скульптору быть отобранным.
Во-первых, другой материал. Путто, стоя на одной левой ноге, отставил правую назад. Т. е. Вот знаменитая «Мадонна Пацци», где он делает в рельефе не просто образ, а образ психологически очень наполненный.
Он прожил там до 1499. Реализм понимали в это время как правду земного. И решена она тоже очень интересно, оригинально. Вот таким образом это прозвище очень по-разному объясняют. Его мускулистая нога упирается в основу статуи, чтобы удержать напряженноть тела.
Это Андреа дель Верроккьо. Круглое вытеснило прямое, мягкое – угловатое. музей Барджелло, Флоренция) работая над ней, В. вступил в заочное соперничество с Донателло (статуя «Давид», бронза, 1430-егг., там же). Местом жительства ему назначили город Амбуаз, любимую резиденцию молодого короля.
Либо «кошка цвета меда». В знаменитой галерее Уффици во Флоренции хранится картина Андреа Верроккьо «Крещение Христа». О грядущей же кончине Иисуса напоминают черные полосы на его одежде.
Эта практика особенно распространилась во Флоренции XV века, где художественные мастерские осуществляли любые прихоти покровителей (производство посуды, архитектурные проекты и многое другое). Здесь как раз налицо разные характеристики, очень разные. «Поклонение волхвов» было заказано монастырем Сан-Донато а Скопето в 1481 году. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение.
Это «Крещение Христа», где присутствует и ангел, написанный Леонардо да Винчи – это тоже задокументировано и все исследователи об этом говорят. Легкий и изящный силуэт — вот ещё одно приобретение Верроккьо по сравнению с Донателло. Когда статуя Коллеони была торжественно открыта на венецианской пл. И его скульптуры, мне кажется, менее интересны. для Италии было не очень характерно обилие скульптуры на фасадах. Эти три модели были показаны в Венеции в 1483 и с контрактом заключили Верроккьо.
Ни жизнерадостности, ни солнечного сияния, ни надежды. Особенно драпировку изучал он всю свою жизнь. Как известно итальянская портретистка развилась из медали.
Верроккьо слыл непревзойденным декоратором и режиссёром придворных празднеств. Пейзаж на заднем плане лишен перспективы и выглядит рисуночной декорацией.
Лицо же Фомы напоминает образы юношей, созданных скульптором ранее. руб. Очень подробно описал статую знаток итальянского искусства С. О. Выражения лиц отвлеченны и лишены индивидуальности. Художник скончался там в 1488 г., не завершив начатую статую.
Может быть, он какие-то доспехи такие носил пятнистые. Во-первых, мы видим, что он вносит перспективу. Он поручил нам одну комнату и мы расписали её с величайшим прилежанием. У него есть несколько планов в рельефе. Но в этом организме чувствуется преобладание одной воли — воли всадника. Опять же она рассчитана на круговой обход, очень монументальна, очень выразительна.
Вот таким образом можно сказать, что он действительно во многом основоположник. Тем не менее эта работа тоже значительна. Он, кстати, сам неплохо писал, был таким, я бы даже сказала, теоретиком искусства. Наверное.
На более ранних картинах, кроме поклоняющихся волхвов изображалось лишь равнодушное «присутствие». От порыва ветра разметались волосы, образовав забавный хохолок. Но, конечно, с художественной точки зрения это менее интересно. Вероятно, к ранним произведениям принадлежит известная статуя «Давид» (бронза, ок. Мы видим в архитектуре несколько планов. В оценках искусствоведов встречается и немало противоречий.
Он был сначала отдан в учение ювелиру. Словно живые листья и плоды венков в центре саркофага. В эпоху Раннего Возрождения художники работали почти исключительно по заказам. К началу 60-х относится и получившая широкую известность статуя из бронзы «Путто с дельфином» (для виллы Медичи в Кареджи). Но вряд ли можно о нем сказать, что у него под конец жизни иссякла творческая энергия. Когда Андреа было семнадцать, он совершил непредумышленное убийство, но был полностью оправдан.
Простые красочные массы разобщаются мощными линиями. Это не веселый, смеющийся ребенок, а Спаситель мира, охваченный мрачным предчувствием. Эти практические навыки, воспринятые от учителя, пригодились Леонардо в будущем. Андреа дель Верроккьо специализировался на скульптуре, но временами обращался и к живописи. Правда, надо сказать, что Верроккьо ее не доделал. В общем, очень непонятно.
И когда учитель пришел и увидел, он сказал: «Мне делать нечего, ты превзошел меня». Конечно, самым знаменитым произведением Донателло является его бронзовый «Давид». Так как и в первом, более раннем «Давиде» и в этом мы видим, что он берет юное существо. В 1466 он получил заказ на исполнение монументальной бронзовой группы «Христос и апостол Фома» для ниши ц. Орсанмикеле.
1473, Нац. Эти занятия Леонардо не оставлял никогда. Врешении, найденном В., есть некая скрытая полемика с Донателло, автором конного монумента кондотьеру Гаттамелате в Падуе (1447–53): спокойному достоинству Гаттамелаты В. предпочёл агрессивное начало, лёгким антикизированным доспехам– тяжёлые латы и великолепный шлем, подчёркивающий грозную экспрессию лица, характерность горбоносого профиля.