В начале 70-х годов XIX века Верещагин Василий Васильевич, картины которого хорошо известны поклонникам, переезжает в Мюнхен и начинает работать над восточными сюжетами. Увидеть вживую картины художника вы можете с 20 апреля по 24 июля в Государственном Русском музее на ретроспективной выставке «Василий Васильевич Верещагин.
Его пейзажи полны мира и покоя, вошедших в его душу. Она стала мастерской, в которой писал Верещагин Василий Васильевич картины. Эта серия была впервые выставлена в Москве и Петербурге в 1895 -1896 годах. Здесь и появилась известная «Туркестанская серия», где художник-баталист изобразил не только боевые действия, но также природу и сцены быта Средней Азии. Она создавалась в Париже в 1878-1879 годах (отдельные полотна написаны позднее) на основе этюдов и коллекции подлинных предметов, привезенных из Болгарии.
– У нас в России в мирное время достаточно выехать на любую дорогу и она окажется изрытой и непроезжей как после битвы». В засаде крестьяне ожидают врага. На мостике остались: адмирал Макаров, командир «Петропавловска» капитан 1 ранга Яковлев, контр-адмирал Моллас, лейтенант Вульф, художник Верещагин и я. Вдруг раздался неимоверный силы взрыв Броненосец содрогнулся и страшной силы струя горячего, удушливого газа обожгла мне лицо. Всех ошеломил неожиданный подход к теме. Среди героев Шипки ходила присказка: «На парад назади, а как дело – впереди». Однако, его бунтарский характер восставал против классических традиций в живописи.
Верещагин один из первых художников, кто возвысил свой голос против захватнических войн. «Апофеоз войны» написан Верещагиным на фоне мёртвой природы.
В 1891 году Верещагин и Андреевская поселяются в Москве. Скобелев под Шипкой» и триптих «На Шипке всё спокойно». Там, гле прежде процветала жизнь, возникла мертвая пустыня.
Первые 17 работ посвящены основным эпизодам вторжения Наполеона в Россию. Художник был расстроен такой оценкой и уничтожил несколько своих картин.
Брат Верещагина Сергей был убит, Александр тяжело ранен. Лежащие люди буквально сливаются с выгоревшей травой и низкорослым кустарником. Не проявил ли он в этом, как гуманист, поистине высокое человеческое достоинство. В этом грандиозном сражении сложили свои головы многие русские солдаты и офицеры. Там, где-то далеко, на краю поля показался Наполеон, совершавший объезд места битвы. Но, узнав о предстоящем наступлении, он бежит из госпиталя и в августе вновь оказывается в действующей армии. Известная картина «Апофеоз войны» была создана под впечатлением рассказа о том, как деспот Кашгара— Валихан-торе казнил европейского путешественника и приказал голову его положить на вершину пирамиды, сложенной из черепов других казнённых людей.
Он бросает всё и мчится в Россию. Два полотна: «Победители» и «Побежденные. Картина «Побеждённые.
Вот что писал эстет А. Н. Бенуа, художник, предпочитавший уходить от страшной действительности в грезы и «высокое». Применённый эффект панорамирования был с восторгом встречен обычными зрителями, на которых усиленная этим приёмом выразительность образов производила неизгладимое впечатление. Творческому воображению художник не давал воли и в этом была его и сила и слабость. Никакие сыскные службы так и не смогли их найти.
На раме картины была сделана художником надпись, которая гласит: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим». В России она экспонировалась дважды в Петербурге и Москве. Впоследствии «Балканская серия» Верещагина составила около 30-ти картин. Это картина жестокой правды, это суровое обвинение преступного колониального режима.
В минуту отчаяния Верещагин мог порезать и сжечь свои картины, но лгать он не умел. Крупные хлопья белого снега покрыли ветви сосен. Макаров не мог примириться с мыслью, что там, на месте гибели «Страшного», могло остаться еще нисколько человек из команды миноносца, беспомощно боровшихся со смертью. Когда его пленила женственность Лидии Васильевны.
Интерес к ней был огромен. О конкретных причинах развода с Е. К. Верещагин никогда не писал по заказу – ни за какие деньги и ни по какой просьбе. В то время художник много работает над психологическими портретами.
Перепрыгнув через поручни, я вскочил на носовую 12 башню. «Пасмурное утро 31 марта.
Однако художественный язык Верещагина, мечтавшего «написать Священную историю в земной правде», некоторым современникам показался святотатством и выставленная в 1885 году в Вене, эта серия произвела шокирующее впечатление на публику, а в России ее показ даже был запрещен. Фишер биографы Верещагина точных сведений не имеют, а потому умалчивают. Публика особенное внимание обратила на «После удачи», «После неудачи», «Опиумоеды», а также на фотографию с картины, уничтоженной самим художником «Бача со своими поклонниками». Будет ли он молчалив или, как всегда, зануден и косноязычен. Напряженность чувствуется в темной стене, в ярко освещенной группе солдат, в их неподвижно застывших позах, в их глазах, смотрящих в лицо смерти. Она состоит из отдельных групп произведений, своего рода подсерий, «коротеньких поэм», как назвал бы их сам художник.
Это одна из самых известных картин балканской серии. Его неуверенный бег, острый угловатый силуэт фигуры, наклон падающего тела, маленькая темная тень у ног убедительно показывают, что он осужден на смерть. А здесь, в Москве, вместо всяких льстивых приветствий только гул и треск страшного пожара. Несколько полотен посвящено трагическому третьему штурму Плевны: «Александр II под Плевной 30 августа 1877 года», «Перед атакой. Дата рождения: 1842Дата смерти: 1904 «Всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим».
Это сопоставимо с тем, что сделал в литературе Толстой. Ужас навевает фантастическая пирамида выбеленных солнцем и ветрами черепов.
К тому моменту отношения художника с Елизаветой Кирилловной были на грани разрыва. Тот рассказывал о работе над картиной «Наполеон в 1814 году». Панихида» (1877–1879, Третьяковская галерея, Москва). В сражении погиб и Сергей Верещагин — родной брат художника.
Однако в качестве условия выплаты он выдвигал возможность устроить выставки картин в ряде городов Америки ещё до их официальной продажи. Оставив Академию, художник вновь едет в Грузию, где создаёт целую серию кавказских сюжетов. В его картинах почти нет атак, маневров и помпезных парадов. Работы туркестанской серии были выставлены в 1869 году в Петербурге, а в 1872 году на Всемирной выставке в Лондоне была показана картина из этого цикла «Опиумоеды» (1868, Музей искусств Узбекистана, Ташкент). Мысли о продолжении учёбы и получении диплома Академии были оставлены навсегда. В 1890 году Верещагин вновь женился – на двадцатитрёхлетней Лидии Васильевне Андреевской. Художник погиб во время Русско-Японской войны при подрыве на мине эскадренного броненосца «Петропавловск» на внешнем рейде Порт-Артура, находясь на котором Верещагин занимался набросками для картин.
Вскоре в Лондоне (1873) и Петербурге (1874) состоялись персональные выставки, принесшие Верещагину мировую славу. Наша эскадра стала выходить из гавани и «Петропавловск», на который я перешел со штабом адмирала Макарова с «Дианы», уже около 7 час. Русская и европейская печать восхищалась искусством художника. Верещагин участвует в некоторых сражениях и в июне1877 г. получает тяжёлое ранение: он попросился в качестве наблюдателя на борт миноносца «Шутка», устанавливавшего мины на Дунае. На переднем плане изображен высокий белобородый старик, привязанный к орудию.
Наполеон, вынужденный спасаться из Кремля, покинул его пешком, направляясь к Арбату. Больше всего он боялся потери независимости, не искал поддержки власть имущих. Важную роль в произведениях второй части играют образы природы. С другой стороны прямо против Кремля разлилось огненное море по всему Замоскворечью. Под Плевной», «После атаки.
Он стал вольноприходящим учеником Рисовальной школы Общества поощрения художников.
Георгия 4 – го класса, делает зарисовки. И появляются этюды с изображением русского деревянного зодчества.
Очевидец катастрофы «Петропавловска» капитан Н. М. Яковлев, чудом спасшийся во время взрыва, рассказывал, что до последнего момента видел Верещагина с альбомом, куда он заносил открывавшуюся его взору морскую панораму. По семейной традиции юный Верещагин, несмотря на рано проявившийся талант к живописи, получил военное образование. В записках, состоявшего в Тверском ополчении, князя А. А. Шаховскаго, под заглавием «Первые дни в сожженной Москве», можно прочитать во всех подробностях, что представляла собою после ухода французов вся Москва вообще и в частности Успенский собор.
Для Верещагина это не безликая масса, не «пушечное мясо», а православные касатики, «солдатушки-ребятушки», отдающие жизнь за веру, царя и Отечество, добровольно приносящие свои жизни в жертву «за други своя». Даже когда был успех. В Туркестанской серии он пишет ослепительное солнце Средней Азии, но видит и темные, дикие стороны восточной жизни, то, что именует «азиатским варварством» и что вызывает в нем негодование и протест. Условные приёмы академической живописи, постепенно преодолевавшиеся Верещагиным на протяжении творческого пути, уступали место поискам правдивого изображения окружающего мира. Десять полотен рассказывают о зимнем периоде войны, завершившимся победой на Шипке.
В то же время официальные лица (генерал К. П. Кауфман и др. ) отрицательно отозвались о работах мастера. Главное событие на полотне, как и в ряде других картин мастера (например, «Шипка-Шейново. Дорога простреливалась, а один из её участков получил название «райской долины», так как всякий, остановившийся там, отправлялся к праотцам.
Немного спустя на горизонте показалась другая неприятельская эскадра. Рос мальчик в отцовском имении на приволье.
В одной из таких гор сам Василий Васильевич безуспешно пытался отыскать тело своего брата Сергея, так что картина полностью основана на его личных впечатлениях и переживаниях. утра вышел на внешний рейд остальные броненосцы несколько задержались на внутреннем рейде. В 1897 году приобрёл имение на Черноморском побережье, близ Сухума. Художник работает Ярославле, Ростове, Костроме, глубоко погружаясь в русскую старину. По мнению некоторых искусствоведов, многое из произведений Верещагина осело за границей, чему свидетельством могут служить аукционы, на которых нет-нет да и всплывают неизвестные русскому зрителю этюды, рисунки и даже картины В. В. Верещагина. Хивинцы бежали, а за свой подвиг Верещагин получил орден Св. Георгия IV степени.
И везде, где бы он ни находился, он писал свои замечательные полотна. Перевязочный пункт под Плевной», «Турецкий лазарет». Солдаты Верещагина, — писал В. В. Стасов, — это все тот же народ, только. Глядя на лучшие полотна этой серии – «Мавзолей Тадж-Махал в Агре» (1874-76, ГТГ) или «Ледник по дороге из Кашмира в Ладакх» (1875) – современный зритель может скептически хмыкнуть: вот, мол, как человек без «полароида» маялся Однако никакая современная фотография не в состоянии передать атмосферу горных пейзажей Гималаев, своеобычность красок, отобразить уникальное прошлое и экзотическое настоящее Индии в 70-ые годы XIX века. Наступило 6-е сентября. Василий Васильевич Верещагин Не следует путать В. В. Верещагина с художником Василием Петровичем Верещагиным, немало потрудившимся на ниве исторической и религиозной живописи, но, как его брат Петр Петрович Верещагин, тоже художник (оба происходили из рода иконописцев, да еще и брат у них был художником, Митрофан), не достигших высот и славы баталиста Верещагина, о котором в траурной речи знаменитый художник Репин сказал: «Верещагин – личность колоссальная, это действительно богатырь.
Начались трудные годы жизни. Верещагин с горечью рисовал развалины местных городов. Впечатления от поездок воплощались в больших циклах этюдов и картин. Кроме того, его семья в России тоже осталась без средств. На многих из них видны следы от сабельных ударов. Род Верещагиных вел свое начало с давних времен.
Кутузов решил спокойно оставаться здесь в ожидании дальнейших событий, вполне уверенный, что «французская армия развалится сама собой». Эта картина связана с обороной Самарканды. Все было новым, ярким и технически и сюжетно.
Героями своих картин он сделал солдат, простых русских людей. В апреле 1868 года бухарский эмир объявил России священную войну. И всё было именно так, как показал в своём произведении Верещагин. Под Плевной» и «После атаки. Он строит себе Москве дом имеющий вид русской избы.
Верещагин снова вынужден уехать вначале в Индию, затем на Ближний Восток. У дверей мечети (Дервиши) В 9 лет Василий поступил в морской кадетский корпус. Дальше он прибавляет: «гвардия решительно всем овладела, отодвинула чинов армии и жила в полном довольстве, так как после пожара, вернувшись на развалины домов, гвардейцы рылись в подвалах, в которых жители припрятали всякого рода предметы и вот гвардейцы устроили себе лавочки и открыли для армии торговлю чем только можно». Он хотел лично убедиться, надеясь хоть с боем, но спасти своих и «Баяну» было приказано идти вперед, чтобы указать место гибели «Страшного». Вся коллекция состоит из 121 нумера. Художник Верещагин был и одаренным литератором, автором книги На войне в Азии и Европе. Успех был неимоверным.
Пусто и мертво там, где прошла война. Для глубоко религиозного населения Индии страшнее, чем смерть, было «предстать пред высшим судьею в неполном истерзанном виде, без головы, без рук, с недостатком членов». Большинство широко известных и признанных в мире произведений В. В. Тысячи французов избивались или забирались в плен. Но поиски командующего флотом вице-адмирала С. О. Макарова результатов не принесли он погиб вместе с 10 штабными офицерами, включая начальника штаба контр-адмирала М. П. Моласа, 17 или 18 корабельными офицерами, 620 или 652 матросами (данные о числе погибших в разных источниках отличаются). Его задача – достичь адекватности между тем, что он пишет и тем, что предстаёт его внутреннему взору, не допустить «двоедушия», между реальностью, как она живет в его памяти и живописным изображением. Война знаменовала собой освобождение «братьев-славян» он турецкого ига. Однако, в официальных кругах его обвинили в «антипатриотических настроениях».
Его можно резюмировать кратко все для себя — ничего для других. И он написал — красками на холстах. Однако батальный жанр был не единственным в широком диапазоне его работ. Получил домашние образование.
За ним, сняв фуражку, стоит рядовой. В последнем отношении особенно характерным по контрасту с Верещагиным представляется портрет Жерара «Наполеон в императорском одеянии» или еще более знаменитое полотно кисти Давида «Коронация Наполеона» – момент, когда он возлагает венец на голову своей супруги императрицы Жозефины.
Зато много такой войны, о которой не принято говорить. Но разве генералам было до этого дело. Он встречается с искусством крестьян, видит старинные деревянные церкви.
После Туркестана Верещагин понял, что он должен сказать правду о войне, «сознательно решился дать другим взглянуть на отвратительные подробности войны, подробности, незнаемые и упускаемые из вида». Его причисляют к составу адъютантов главнокомандующего Дунайской армией с правом свободного передвижения по войскам, но без казённого содержания. Отправляясь в Туркестан, Верещагин представлял войну в духе батальных картин, но увидел людские страдания, жестокость, «варварство», проявляемые с обеих сторон.
Колорит полотен цикла «1812 год», подобно цветовой гамме балканской серии, приглушенный, неяркий. Знаменитым символом балканской серии стала картина «Апофеоз войны» (1870 – 1871) изображающая груду черепов в пустыне на раме надпись: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим». Один из европейских критиков заметил, что в этой картине «есть что-то, уподобляющееся видению Иезекииля». Но об этом стало известно гораздо позже. Верещагин в своих письмах больше всего боится, как бы царь не вздумал «смиловаться» над Японией и не заключил бы с ней мира, «не наказавши ее полностью».
Весною 1874 года в Петербурге Верещагин выставлял свои туркестанские работы. Это событие Верещагин описал в своей книге «На войне»: «ровное место, покрытое высокой сухой травой, в которой на первый взгляд ничего не было видно. Первоначально картина называлась «Торжество Тамерлана», т. к. Она стала провокационной, что возмутило правительство. Эта историческая эпопея составлена из двадцати картин, но она осталась незаконченной.
Дети должны расти на родине. Находясь уже под защитой береговых батарей, «Петропавловск» уменьшил ход и команда была отпущена обедать офицеры стали понемногу расходиться. Дай подойти. » (1887–1895, Исторический музей, Москва), показывающая реальный эпизод из истории партизанского движения.
Когда же наступил день, разбушевавшаяся пламенная стихия приблизилась к самому Кремлю. К картине Верещагина 1877 года «Побежденные. «А как вы решаете такие проблемы, мсье Верещагин. » – спросил он. За полотно «Побеждённые.
Хмурое осеннее небо свинцовыми тучами нависло над безмолвным полем. Это единственная принятая Верещагиным государственная награда. Его вновь обвиняли в клевете на русскую армию, в антипатриотических настроениях, а некоторые «бывалые» офицеры, просидевшие всю войну по штабам, заявляли в лицо художнику, что «такого просто не может быть». В преддверии юбилея художника мы отобрали 10 самых страшных картин и рассказали, как правильно их «читать». Центральное место во второй части серии занимает картина «Не замай. Назовем несколько картин, входивших в палестинскую серию Верещагина: «Святое семейство», «Воскресение», «Пророчество» и другие.
Столько дворцов. Однако Академию он не закончил. Мира в действительности на Земле никогда не было.
Многих абсолютно естественно коробил весь «американизм» его выставок, все его бесцеремонное самодовольство. По демократической направленности своего творчества близок к передвижникам. Закинута назад его голова, помертвевшие губы полураскрыты, подгибаются слабеющие ноги. Этот истинный скромный героизм и стойкость русского солдата составляют главное содержание картины. Верещагина не поняли и не оценили современники, считая произведения художника лишь данью нигилизму «шестидесятников». В Париже его учителем был известный французский художник Жан-Леон Жером.
Вооружились чем попало. «Туркестанской» серии картин Верещагина не уступает «балканская». На улицах Новой Кульджи (Хуэй-Юань-Чэн) и Чугучака лежали горы пепла и груды человеческих костей. Но в отличии от своих братьев, которые сделали карьеру на военном поприще, Василий Васильевич после небольшого периода службы бросил военное дело и поступил в Петербургскую Академию художеств. Из-за этого толки о картине шли самые разные.
Более двадцати полотен создано им на эту тему. «Петропавловск», который японцы выманили на минное поле, быстро затонул, разломившись надвое, поскольку во время взрыва сдетонировал боезапас. Он решил отойти от классицизма. Не без помощи своих родных братьев, боевых офицеров Александра и Сергея Верещагиных, художник оказался на фронте в качестве одного из штабных адъютантов главнокомандующего Дунайской армией. На ней изображена груда черепов, находящихся в пустыне. Картина «Мавзолей Тадж-Махал в Агре» исполнена в 1874-76 годах, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
Не замай, дай подойти, — словно говорит он. В то время в Западном Китае войска богдыхана усмиряли дунган (китайских мусульман), поднявших знамя восстания в провинции Шэньси ещё семь лет назад.
Это обстоятельство в корне изменило планы художника. отзываются на его приветствия солдаты, бросая вверх фуражки. Если сейчас спросить случайного прохожего, с чем ассоциируется фамилия Верещагин, то наиболее вероятен, пожалуй, такой ответ: с героем фильма «Белое солнце пустыни» (в прекрасном исполнении артиста Павла Луспекаева), запомнившимся зрителю поеданием черной икры ложками, колоритной внешностью, а также фразами-афоризмами: «Мне за державу обидно. », «Посмотрим, какой он, твой Сухов», «Таможня дает добро» и «Вот что, ребята, пулемета я вам не дам. » Однако для людей, более сведущих и образованных, фамилия Верещагина связывается с батальными полотнами и, прежде всего, с грандиозно-символичной картиной «Апофеоз войны», выставленной, как и некоторые другие шедевры художника, в Третьяковской галерее. Мир без войн, грядущая трагедия столкновения европейской цивилизации с мусульманским миром Востока, колонизационная политика России и межнациональные конфликты на этой почве, решение споров между государствами на уровне мирового сообщества – вот круг проблем, поднятых в искусстве и публицистических работах В. В. Верещагина. Он сразу превратился в официальный памятник знаменитому художнику.
А между тем давно ли. В полотнах, связанных с русской стариной, Православием, Верещагин не уступает Васнецову. После того как Верещагин написал это полотно, британцы обвинили его в шпионаже. Война как явление стабильное и постоянное очень страшна. Все свое свободное время Верещагин отдавал искусству.
Серия начинается сценой Бородинского сражения, которому Верещагин посвятил два полотна: Наполеон на Бородинских высотах (1897) и Конец Бородинского боя (1899 — 1900). Он тут же едет во Францию и поступает в Парижскую Академию изящных искусств. Художник также посетил Кубу и Филиппины, создал ещё ряд замечательных произведений «госпитальной» серии, навеянной американо-филиппинской войной. Две противоборствующие группировки того времени – Товарищество «передвижников» и приверженцы «академизма» – буквально рвали художника на части. Все они были переколоты штыками. Всё это окончательно убедило В. В. Верещагина в его «избранности» как художника. Летом 1868 года он чуть не погиб в Самарканде – тогда русский гарнизон крепости, насчитывающий всего шестьсот штыков, оказался лицом к лицу с сорокатысячной армией восставших «аборигенов».
В особую группу можно выделить картины «В Городне — пробиваться или отступать. », 1887–1895 «На этапе. Перед нами зловещая картина казни – расстрел из пушек. Только тогда происходит трансформация безымянного и талантливого художника в «великие». «Наполеон в императорском одеянии», Наполеон Жерара и Давида — это громкое величие, покоющееся на безчисленном ряде подвигов, это торжество великого человека, сумевшего из полного ничтожества из тьмы безвестности, взойти на царственный престол, это 1804-й год — предвестник еще больших побед, заря неслыханного могущества. Эта серия становится с определенного времени, примерно с 1897 года, главенствующей темой.
У Шипкинской эпопеи печальный эпилог. Оно производит на него глубокое впечатление. После этой поездки им были написаны картины на евангельские сюжеты.
Но, видимо, так уж повелось у настоящих ценителей и псевдолюбителей искусства, что непременно должен быть некий список, в который одни с учетом своей популярности попадают, а другие остаются за чертой этой безмерно-громадной «великости» (уж простите за тавтологию). Родился будущий художник в 1842 году в городе Череповец. Почти все туркестанские картины Верещагина написаны в Мюнхене.
Известие о войне застало В. В. Верещагина в Париже. В 1863 году русский художник уехал на Кавказ, где много рисовал, рисовал с натуры. Его же предупреждение великим завоевателям по-прежнему остается в силе.
Его картины из всеми знаменитой туркестанской серии, отличающейся имперским-пропагандистским направлением, написаны в тонах тусклого желто-коричневого сочетания цвета и оттенка, в связи с чем присутствует тягостное чувство трагической безысходности, которая нависла над победителями и побежденными. Под впечатлением военных сцен на Балканах и в Центральной Азии Верещагин создал в своих произведениях образ солдата – героя и мученика. Факты, перенесенные на холст без прикрас, должны красноречиво говорить сами за себя». Нам ничего неизвестно, как поступали с французскими солдатами, уличенными в поджоге, грабеже или другом деянии, плохо совмещающемся с понятием о воинской чести вероятно, смотрели сквозь пальцы и самое большее, если капрал давал хорошего «раза» по затылку. После чего художник уволился с военной службы, решив посвятить себя исключительно искусству. Две отправные точки, приводящая к абсолютно различным результатам.
Верещагин Василий Васильевич (фото которого представлено выше) во многих своих циклах работ отразил это страшное явление. Особенно впечатляет полотно Побежденные. И, как ни странно, на протяжении веков победители и завоеватели интересуют людей. За два года он написал тридцать картин, отражающих основные эпизоды войны. Изображен двор самаркандской крепости. В начале первой мировой войны он ушел добровольцем на фронт, где и пробыл до конца военных действий (на правах вольноопределяющегося).
В начале 1890-х Верещагин побывал в родных местах на Вологодчине. продаваемость его картин. Художник акцентирует внимание не на казни, а на толпе. «Да здравствует император. » несется в воздух, крик восторга прорезывает тишину, воцарившуюся после того, как смолк гром пушек, крик торжества, преданности, готовности завтра же снова ринуться в кровавую сечу, несется в вечернем воздух, достигая до слуха великого императора. При этом художник ничего не привносит «от себя».
«Врата Тамерлана» – картина великой красоты и силы на ней изображен вход во дворец среднеазиатского владыки. Среди них: В Успенском соборе (1887 — 1895), Пожар (1896 — 1897), Сквозь пожар (1899 — 1900), Расстрел в Кремле (1897 — 1898) и другие. Сын Верещагиных Василий (1892–1981) в 1911 году поступил на юридический факультет Московского университета. По всему бескрайнему заснеженному полю виднеются в самых неожиданных позах убитые. Мы много знаем о войнах. Подобно отцу проявил храбрость, был ранен и награжден Георгиевским крестом.
Так появляется серия этюдов изображающих деревянные церкви Севера. Вместе со своими братьями он был определён в военно-учебное заведение. Только черное воронье, мрачный гость смерти, кружит над черепами, выискиивая себе пищу. Тогда совет академии определил исключить Верещагина из списка ее членов.
«На Шипке все спокойно» — так с болью и горькой иронией назвал художник свою картину. Пришлось сделать операцию, после чего он быстро пошел на поправку. Его, как и прочих «воздушных» эстетов, любивших рисовать «аполлонов и арлекинов», такая правда искусства, такие «тяжелые кошмары горячки» не могли не шокировать. Именно здесь, на этом этапе начинается популярность художника. Кончилась война, кончились испытания, трудности, впереди родной дом, встреча с близкими.
Они слетаются к трапезе, увлечённо выискивают на почти голых черепах остатки мяса. Но художник твёрдо стоял на своём: «Я пишу войну так, как она есть». Человека, принципиально отказывавшегося от наград и званий. Об этом вспоминал сам художник, а предсмертные слова солдата были воспроизведены им на самодельной раме. И так да конца жизни: работа — путешествия — работа.
Его отец прочил сыну морскую карьеру и отдал учиться в Петербургский морской корпус. В композиции «Шипка-Шейново. Слева с кадилом в руке изображён полковой священник, читающий молитву. Скобелев под Шипкой»), отступает на второй план. Несколько полотен посвящено трагическому третьему штурму Плевны: «Александр II под Плевной 30 августа 1877 года», «Перед атакой.
И Верещагин тут же ринулся в гущу событий: уже в качестве военного картографа, он добровольно направляется в Самарканд. Так нередко писали и в официальных реляциях, то есть «как хотели, чтобы было, но как в действительности никогда не бывает», — говорил Верещагин. В 1874 — 1876, 1882 — 1883 годах Верещагин совершил две поездки в Индию для изучения жизни, природы и быта страны. В знойном мареве виднеются фигуры солдат с винтовками, направленными на стену. В 1902 году картина «Взятие Рузвельтом Сен-Жуанских высот» была готова.
Это были его собственные слова. Картина написана в 1871 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
Однако батальные работы Верещагина, благодаря отзыву Александра II, уже снискали себе славу «антипатриотичных» и «антихудожественных». Ведь именно он приказывал обезглавливать всех поверженных и оставлять на месте брани такие победные «курганы». Жизнь Верещагина полна авантюр.
Третьяковым – это было последнее его приобретение у Верещагина. Разверстые челюсти и пустые глазницы внушают страх. Никто не выразил желания ее приобрести.
Вот-вот раздастся залп и несчастных разнесет на куски. Благодаря высокому уровню произведений самого В. В. По служебным делам штатскому картографу Верещагину часто приходилось бывать в различных областях Туркестана. Результатом путешествия по Индии для Верещагина становится «индийская» серия — с красочными этнографическими мотивами, а также разоблачительными (в контексте российско-английского геополитического соперничества) сюжетами английской колониальной экспансии. Никто не мог понять, откуда ведётся огонь, так как не было видно даже порохового дыма.
Государственные музеи покупать их не собирались. С документальной точностью Верещагин передает торжественные эпизоды военных событий.
Василий ВасильевичВерещагин— русский художник-баталист. Два полотна – «Победители» и «Побежденные. Пребывание наполеоновской армии в Москве отражено в четырнадцати картинах. Офицер, тихонько направляясь к пролому, делает рукой знак молчать.
И «Наполеон в зимнем одеянии» — это начало конца, это спуск в бездну, сперва медленный, но с возможными надеждами, наконец головокружительный и без тени малейших надежд. Ужасно. На картине «Панихида» война изображена как всепоглощающая смерть. Значительна работа художника над созданием Трилогии казней: Распятие на кресте во время владычества римлян, Казнь заговорщиков в России (1884 — 1885) и Подавление индийского восстания англичанами (около 1884).
В Балканскую серию входит около тридцати картин. Новый Прометей, он слишком многого хотел. И тихо среди этого поля смерти движется вперед император, тихо следует за ним блестящая свита, глубокое безмолвие разлито вокруг, а в вышине летят вороны, хищные приспешники смерти и протяжным, жутким, хриплым карканьем провожают Наполеона и его славу. Верещагин, вместе с братьями, участвовал в балканской войне.
., — писал художник. И это не удивительно. Но этот «комикс» – история в картинках – так и остался незаконченным. В 1874 году он отправляется в Индию, где проведет два года и посетит Тибет.
Серьёзно увлёкся Верещагин уроками рисования в кадетском корпусе. Затем он поехал в Париж, так как считал, что ему не хватает технической базы. П. М. Третьяков для своей галереи купил почти всю серию картин. Граф Сегюр пишет: «ночью его приближенные слышали его стоны и крики он громко признавался, что бедственное положение его солдат разрывает его сердце на части и, что, не смотря на это, он не может спасти их иначе, чем продолжительным пребыванием в каком-нибудь месте но где же остановиться им, не имеющим ни военных, ни съестных припасов, ни оружия. ».
Искусствоведы утверждают, что знаменитый Тамерлан – «автор» такого четкого и ясного символа изнанки войны. В конце войны был представлен к «Золотой шпаге», но от награды отказался, поскольку «слишком много видел в те дни и перечувствовал для того, чтобы по достоинству оценить всю "мишуру" славы человеческой». Вот и здесь изображены выжженная степь и сухие деревья. Картину «Смертельно раненный» В. Верещагин написал в 1873 году, находится она в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
Все, что заготовлено, оказалось недостаточным. Когда Верещагину стали поступать предложения о покупке «туркестанских» полотен от частных лиц, он крайне самоуверенно заявил, что продаст либо всю серию целиком, либо не продаст вообще.
А после поездки в Западный Китай в 1869 году, где войска богдыхана безжалостно усмиряли восстание местных дунган и уйгуров и появилась картина «Апофеоз войны». К числу лучших этюдов относятся: Буддийский храм в Дарджилинге (1874 — 1875), Ледник на дороге из Кашмира в Ладак (1875), Мавзолей Тадж-Махал (1874 — 1876). Несмотря на снежную бурю и лютый холод, он до последнего вздоха держит пост на захваченном Шипкинском перевале: на третьей картине от него остается лишь сугроб да кончик торчащего из-под снега штыка. Рисунки типов и сцен, вывезенные им с Кавказа, были впоследствии напечатаны во французских журналах «Le Tour de Monde» и в русском «Всемирном Путешественнике» некоторые из них были на академической выставке 1867 г. Они имеют значение лишь этнографическое.
Когда шел дождь, раненые промокали буквально насквозь, так как укрыться всем было негде». Хотя Верещагин не сочувствовал народовольцам из-за их методов ведения борьбы, кровавых террористических актов, он отрицательно относился к самодержавию и был возмущен жестокой расправой властей над представителями «Народной воли». Обладая замечательным талантом (блестящий колорист), В. является решительным приверженцем реализма в искусстве, берет сюжеты только из действительности и если трактует их тенденциозно, то лишь для протеста против ужасов войны.
В начале 1890-х он посещает родные места – едет в Вологду и её окрестности. За период с сентября по декабрь 1877 года 700 человек выбыли из строя ранеными и убитыми, а больше 9000 — больными. Скобелев под Шипкой», триптих «На Шипке все спокойно» и др. Собственно батальных сцен на этих картинах почти нет. Художник доверился ловкому организатору и все картины, конечно, бесследно исчезли. Еще одно мгновение. В 1863 году он оставил Академию и уехал на Кавказ, чтобы на свободе и просторе на интересных предметах учиться.
Через год и Петербург увидел эту коллекцию, где она была выставлена бесплатно. И вот все растаяло исчезло, как дым. Наибольшую популярность среди них получили «Шипка-Шейново», более известное как «Скобелев под Шипкой», а также триптих «На Шипке все спокойно».
А Наполеон был такою личностью. Окончив морской корпус, он вышел в отставку, бесповоротно порвав с военно-морской службой. Надо полагать, что поездка на Святую землю мистически-духовным образом повлияла на внутренний мир Верещагина, слывшего личностью эгоцентрической, самодостаточной, однажды назвавшего себя «человеком экспромтов» и утверждавшего: «Я буду всегда делать то и только то, что сам нахожу хорошим и так, как сам нахожу это нужным». Хотя «1812 год» был продемонстрирован в столице Франции два раза, официальные французские круги не позволили художнику показать эти работы на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Большой отряд русских солдат замер у массивной зубчатой крепостной стены.
Вопреки расхожему мнению о нём, как о человеке, который «умеет обделывать свои дела», Василий Васильевич к деньгам и материальным благам вообще относился равнодушно.
Бедствия от пожара еще усугублялись неслыханными грабежами, всяческими притеснениями и насилиями, творимыми французами на полной свободе, абсолютно безнаказанно. В 1901 году выдвигался кандидатом на первую Нобелевскую премию мира. Русские солдаты, охранявшие перевал, не только ежедневно подвергались обстрелам турок. Все лучшие критики, писатели, художники отдавали должное Верещагину, а некий академик Н. Тюртюмов публично клеветал на Верещагина и утверждал, что картины туркестанской серии написаны им «компанейским способом», при помощи мюнхенских художников. Его воображение было взволновано не столько эпизодами «великих» сражений, сколько кровопролитием, нищетой и страданием, приносимыми войной. Поставьте рядом с этими картинами портрет Верещагина и что же вы увидите.
Тогда и начался исконно-русский период в творчестве выдающегося мастера, о котором великий художник И. Н. Крамской после первого знакомства с его произведениями отозвался так: «Верещагин не просто только художник, а нечто большее». После атаки. Находясь на флагманском корабле «Петропавловск», он вместе с адмиралом С. О. Макаровым погиб 31 марта 1904 года от взрыва японских мин.
Досчатые надгробия могил московских архипастырей были обнажены». Неприятель остановился в какой-то нерешительности. В картине С оружием в руках — расстрелять (1887 — 1895) запечатлена расправа с партизанами, попавшими в плен к французам. Турки устраивали засады не только у источников, но и на протяжении всего шоссе, шедшего из Габрова, откуда ждали спасительных резервов.
Колориты восточных тюрбанов и халатов, этот «Тадж-Махал», гигантские «Врата Тамерлана» («Двери Тимура»), у которых простой смертный должен был чувствовать себя ничтожеством перед величием тирана – вызывали буквально стон у позднесоветской публики. Разорвав в клочья свой академический этюд, разрабатывавший мифологический сюжет возвращения Одиссея домой, он навсегда оставил Академию. В них изумляло все – и сюжеты и новый живописный язык. В 1842 году 14 (26) октября в городе Череповце в семье помещика родился Верещагин Василий Васильевич, который являлся великим русским художником, мастером батальных картин.
Шипка, Плевна – везде побывал Верещагин Василий Васильевич и отовсюду привез зарисовки и предметы, которые могли дополнить его впечатления. И вновь он на Кавказе и в Париже На родной реке Шексне. Под Плевной», «Атака» (не окончена), «После атаки. Заканчивал свое художественное образование Верещагин в Париже. Ташкент» (1869-70, ГТГ), «Мавзолей Шах-и-Зинда в Самарканде» (1870, ГТГ), «У крепостной стены. «Пусть войдут» (1871, ГТГ), «Двери Тимура (Тамерлана)» (1872, ГТГ), «Продажа ребёнка-невольника» (1872, ГТГ) и др.
Наполеон, узнав о том, что Кремль остался в полной сохранности, решил возвратиться туда. Отец, узнав об этом, лишает сына средств на существование. С 1858 по 1859 года он побывал в Дании, Франции, Англии, плавая на разных кораблях, в том числе на фрегате «Камчатка». Ещё в 1914 году, к 10-й годовщине гибели В. В.
«У меня нет таких проблем, – ответил Верещагин. Также, наравне с туркестанской серией, необходимо выделить балканскую серию картин. Воспоминания (1894) большой интерес представляют также Избранные письма художника Верещагина (переизданы в 1981). Василий Верещагин показал высшую степень проявления войны. Кажется, командование просто забыло про него и оставило на растерзание стихии. И вот началось поддержание в Москве порядка.
За Серпуховской заставой. Удалось спасти 80 человек, включая командира корабля капитана 1-го ранга Н. М. Яковлева, а также начальника военно-морского отдела штаба командующего флотом на Тихом океане контр-адмирала великого князя Кирилла Владимировича (двоюродного брата императора Николая II великий князь скончался в 1938 году от болезни ног – следствия ранений, полученных в 1904-м). Участвовал в завоевании Средней Азии (в 1867-68 и 1869-70), в русско-турецкой (1877-78) и русско-японской (1904-05) войнах погиб в Порт-Артуре при взрыве броненосца Петропавловск.
Но вот смерть неожиданно настигла солдата. Весной 1866-го вернулся на родину, завершив обучение. Его главный принцип: «Я буду всегда делать то и только то, что сам нахожу хорошим и так, как сам нахожу это нужным».
Он посещает Пинегу, Северную Двину, Белое море, Соловки. Возвратившись в Европу, он в 1885 – 88 гг. Бледно-желтое поле до самого горизонта усеяно телами и нет им конца и края. Более того: на арену истории он выступил как личность, отмеченная трагическим перстом рока. Вот тут-то и понадобились ему деньги. Авторитет Верещагина – деятельного «борца с войной» – у мировой общественности таков, что в 1901 году его кандидатура выдвинута на соискание первой Нобелевской премии мира. Особенно точно эта идея воссоздана с впечатляющей силой в картине «Двери Тамерлана», она переносит в Среднюю Азию, «в эту отжившую и неподвижную цивилизацию, что напишите книг сколько хотите, не вызовете такого впечатления, как одна такая картина».
Россия оказалась непобедима. Напротив — кровь, отрубленные головы, убитые и раненые русские солдаты. Вот где открылось буйство красок, цвета. Верещагин был не первым русским художником-баталистом, многие художники изображали военные эпизоды, тем более что такие картины пользовались успехом у воинственных императоров, великих князей и тщеславных генералов. К ней он обращается постоянно, меняя замыслы и исполнение.
Среднюю Азию он открывает как некогда грандиозную, но выпавшую из потока времени цивилизацию. Пожалуй, это была единственная в его жизни награда, которую художник не отказался принять. Приближается враг.
Пройдет еще минута – другая и он рухнет наземь рядом с другими бездыханными телами. Однако и здесь повторилась та же история: Верещагину быстро наскучило «набивать руку» в копировании памятников античности. Как только картина появилась на выставке, о ней заговорили по всей России. Здесь увлекается рисованием и посвящает ему все свободное от занятий время. Полотно «Казнь заговорщиков в России» было написано по следам событий 1 марта 1881 года (убийство народовольцами АлександраII) и изображало казнь С. Перовской, А. Желябова, Н. Кибальчича, Т. Михайлова, Н. Рысакова.
Поехал потому, что хотел узнать, что такое истинная война, о которой много читал и слышал. За свою жизнь Верещагин объездил практически все страны мира. То есть не те, которые довольствуются вздохами восторженной публики — «я в восхищении. », «лепота. », «прелестно, прелестно. » и не те, кого узнают на улице и даже не те, кто собирает толпы зевак на перво-второсортных выставках, а исключительно те художники, за творчество которых пылкие коллекционеры готовы друг друга порвать на части. А три картины посвящены партизанской войне. В результате у Верещагина возник серьёзный конфликт с его непосредственным начальством.
Не удивительно, так как сильная личность всегда приковывает внимание. И это была, в полном смысле слова, смерть на боевом посту. Что принесет очередное его появление пред народом. Панихида (1878–1879, Третьяковская галерея), где под пасмурным небом расстилается целое поле солдатских трупов, присыпанных лишь тонким слоем земли. Оставив Академию, уехал на Кавказ, где пробыл около года.
Панихида» – навеяны кровопролитными боями под Телишем. Русские тогда потеряли 1300 человек. За роялем, по его замыслу, должна была сидеть исполнительница в национальном костюме. Полотна Верещагина представлялись ему антиэстетичными: «Еще памятно, как 20 лет тому назад ломились на выставку Верещагина и какое чудовищное и огорашивающее впечатление производили его пестрые и кровавые картины. Грандиозность этой трагедии войны подчеркивается тем, что все это огромное по своим размерам полотно (179, 7 Х 300, 4) занято наполовину хмурым небом, наполовину равниной, покрытой мертвыми телами. Итогом поездки стали более полусотни живописных этюдов и два литературных сочинения, одно из которых – «Иллюстрированные автобиографии нескольких незамечательных русских людей».
Художник намеренно уподобил останки погибших буграм и комьям земли, передавая впечатление превращения мёртвых тел в холодную землю. Василий Верещагин выезжает на русский север. «На Шипке все спокойно», — доносили они в Петербург. Но радость победы испытывают не все. Что это значитъ.
Верещагин считал, что обучение оторвано от жизненных реалий общества. Большое место в серии заняла тема народной партизанской войны с захватчиками.
Тема человека на войне, «драма человеческого сердца как самостоятельный сюжет», по словам И. Крамского, часто отступали в творчестве Верещагина на второй план. Полотно, которое писал художник, по собственным словам, «буквально со слезами на глазах», документально точно отражает результаты сражения под Телишем (1877 год). Душевное страдание и ужас обессилили его. Он должен был стать военным или дипломатом. Ещё в юности проявился жёсткий характер Верещагина.
А летом 1894 года проплыл с семьей на барке по Северной Двине в Белое море, к Соловкам. Художник показал свою серию во многих европейских и американских городах. Казнь, которая называлась «дьявольский ветер», была жестока не только в физическом смысле.
Василий Васильевич Верещагин, автор картины и посвящения к ней, прожив полную драматических событий жизнь художника и человека, завершил ее вовсе трагически —в пучине Тихого океана вместе с командой броненосца «Петропавловск» во время русско-японской войны. Скобелев под Шипкой» (1877–1878, Третьяковская галерея, Москва вариант — Русский музей, Санкт-Петербург) художник показал тот момент парада победы, когда Скобелев, в нарушение церемониального порядка, вдруг отделился от своей свиты (в которой, кстати, находился и Верещагин) и поскакал навстречу своему войску. Чуть позже дунганский мятеж охватил и Кульджинский край. Его интересовала настоящая жизнь, с её яркими красками и необычайными явлениями.
Все годы в корпусе Василий учился отлично. Цитадель» – в эпизоде обороны Москвы 1941-го года. Неожиданно художник увлекается историей российского зодчества.
В этом бою, за проявленную храбрость, Верещагин получил Георгиевский крест 4-й степени. Писать «на продажу» Верещагин никогда не стремился. Во Франции Верещагин познакомился с художником-баталистом Мейссонье.
Солдаты затихли, молчит барабан, недвижимы легкие деревья с птичьими гнездами. В жизни Верещагина начался период возвращения души к истокам. В виду толков и обвинений в тенденциозности, В. снял с выставки и уничтожил три картины из этой замечательной коллекции: «Окружили – преследуют», «Забытый» и «Вошли». Наполеон из окон Петровского дворца с тяжелым сердцем должен был созерцать эту вакханалию огненной стихии, в которой, казалось, гибли все его честолюбивые мечты. На Шипке гибли и замерзали солдаты, это Верещагин видел своими глазами.
Он твердо знал, что хочет и поставленной цели добивался с настойчивостью и упорством. Летом 1894 года художник предпринимает с семьёй путешествие на барке по Северной Двине, на Белое море и Соловки. и т. п. Тут и был написан «Мавзолей Тадж-Махал в Агре».
носящий мундир и ружье. Дружным Ура. Как реагировал царь на военные советы своего штатского корреспондента, неизвестно: на сохранившихся подлинниках писем нет никаких помет. И действительно для французов уже наступали черные дни. Верещагин задумал отобразить историю захвата Индии англичанами. Главное место среди работ балканской серии занимает полотно «Побежденные.
Он часто призывал природу участвовать в его картинах. Однако его намерение отказаться от карьеры офицера и желание после выпуска поступать в Академию художеств не были поняты родителями. Третий штурм Плевны обернулся полным провалом — русская армия потеряла около 13 000 человек и была вынуждена временно отступить. Эту печальную весть нам передал вернувшийся «Баян», которому под сильным огнем удалось спасти из команды «Страшного» всего только пятерых. Часто они попросту замерзали в снегу, так как не имели должной экипировки.
Как сказал Тургенев, Верещагин показывает «психологическую сторону» войны. До самой своей смерти он выплачивал Елизавете Кирилловне деньги (возможно, на содержание их общего ребёнка), хотя в письмах оставленная супруга ссылалась на то, что деньги ей нужны для ухода за своими престарелыми родителями.
Но, вопреки всему этому, Верещагин поглощён планами будущих путешествий, захвачен «вечными исканиями» и гоним «вечным недовольством». Врата Тамерлана Помню, что выставка Верещагина, которого автор этих строк по глупости молодых лет считал «простым» баталистом, году в 1989-м, в Москве, на Крымском валу, буквально взорвала русскую общественность. Штурм не удался. Деревня Нижние котлы.
В семь лет был определён в Александровский малолетний корпус в Царском Селе. Очередная военная командировка Василия Васильевича Верещагина оказалась последней. Не раз он отказывался от наград, в прочем, как и от звания профессора Академии художеств.
Перевязочный пункт под Плевной» (обе 1881 год, ГТГ). С риском для жизни, зимой, он поднимается в горы. Три картины, объединенные одним сюжетом, рассказывают о последних часах жизни рядового солдата в период Русско-турецкой войны (1877–1878). Какие прихоти пригрезятся ему.
На картине мы видим оставшиеся от города руины, обмелевшие колодцы. После этого художественное сообщество России уже не могло игнорировать талантливого «дилетанта-недоучку». Родители Василия владели шестью деревнями в Вологодской и Новгородской губерниях. Он вторично едет в Индию (1882 — 1883) и затем в Сирию и Палестину (1883 — 1884). Привести Японию к «смирению», смыть нанесенное ею «оскорбление царю» – этого требует, по его мнению, русский престиж в Азии. Вся простота русского человека и величие его души, не показная, а истинная отвага раскрылись Верещагину именно в такую минуту смертельной опасности, томительного бездействия, напряженного ожидания.
Верещагин был наделен удивительной, по его выражению, «прямо страшной памятью прошлого». Во время путешествий ему пришлось терпеть лишения, подвергаться смертельной опасности: на снеговых вершинах Гималаев он едва не замерз в условиях изнуряющей тропической жары заболел лихорадкой. Сохранился «Послужной список (Аттестат) В. В. Немало повидал он на своем веку. Верещагина, в городе Николаеве был открыт Художественный музей имени В. В. Верещагина.
Полотно «Побеждённые. Однако, Академия назначила юному дарованию стипендию. История повторяется: В. В.
Интересно полотно «Ночной привал великой армии» (1896–1897, Исторический музей, Москва), представляющее гуманистические идеалы художника, для которого невыносимы страдания простых людей, даже если это вражеские солдаты. Перед атакой русских войск на турецкие позиции. Но это было настоящим выходом из огня да в полымя.
В 1874 году Верещагин покинул Петербург и уехал в Индию. Широкую известность завоевала также его серия Наполеон в России (1887–1900). К дулу пушек привязаны мятежники.
Возникает тяжелый, гнтущий образ смерти, гибели, которую несет с собой война народу. Авторский «эпиграф» к картине «Апофеоз войны» звучит так: «Всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим». И это привело в шок его современников. Это скифы. ». Василий Васильевич открылся не просто «смысловиком», пишущим трагизм войны и мужество русского солдата, но и отменным живописцем, предвосхитившим русский импрессионизм, к коему относился критично, полагая себя консервативным носителем русской реалистической школы.
Он пожертвовал своей жизнью ради своего призвания художника. Правы были те, которые не находили ни духовной глубины, ни психического выражения в его картинах, а правдивость его красок и света называли фотографичностью.
Путешественника наблюдательного, побывавшего в Китае, Америке, Индии, Средней Азии, Японии, создавшего массу шедевров из которых публика только Апофеоз войны знает, да и то не так, как нужно. Что за люди. Аскетичный в быту, «делать» деньги, а тем более тратить их с пользой, он абсолютно не умел. Четыре работы из этой серии куплены в 1896 г. П. М.
Интересно, чтобы они сказали, не просто поглядев верещагинские жуткие картины с отрубленными головами – «После удачи» или «Торжествуют», но побывав на азиатских войнах. Художественный мир Верещагина со временем не тускнеет. Проучившись три года, художник заявил о том, что в Академии занимаются «чепухой». Не романист-психолог и не занимательный рассказчик, Верещагин был по складу своего дарования художником-документалистом, «специальным корреспондентом» русского искусства на театрах военных действий.
Первые ряды припали к пролому в стене, держа наготове ружья, ожидая нападения. И все это идет параллельно с работами на тему войны 12-го года. В своих картинах из Нового Завета он решительно порывает всякую связь с традицией религиозной живописи. Василий Васильевич Верещагин – великий русский художник. Вон здесь торчат чьи-то ноги, там высунулась скорченная рука, ноги лошади виднеются тут же, вон штык от ружья, а там колесо, потом еще какие-то беспорядочные обломки и так на много, много верст растянулась эта гигантская гекатомба богу войны, равной которой не знает история. Индийских картин всего 32, а болгарских – 13. Панихида» — навеяны кровопролитными боями под Телишем.
Только вороны ещё живы в этом краю мёртвых. Уже в июне 1877 года Верещагин был тяжело ранен в бою и отправлен в госпиталь в Бухаресте. Эти призраки были солдаты Великой армии. Перевязочный пункт под Плевной», «Турецкий лазарет». Ионы, не осталось ни лоскута металла или ткани. Подражательное академическое искусство было ему не по душе.
Мы повернули и пошли большим ходом к Артуру. Несмотря ни на что, война привела русскую армию к стенам Константинополя. И Верещагин выписал из Москвы пианистку, ставшую в последствии его женой. В нескольких картинах показано отступление и разгром французской армии: В Гродно — пробиваться или отступать, На этапе — дурные вести из Франции (1887 — 1895), Ночной привал великой армии (1896 — 1897).
На этот раз судьба не была к нему благосклонной, смерть застала его на боевом посту – на корабле «Петропавловск», когда он вновь изучал войну изнутри, стремясь поведать о ней правду людям. Справедливости ради, нужно понимать, что великими почти всегда становились исключительно самые «популярные». До 8 июня гарнизон оборонял деревянные ворота, пока не подоспели солдаты К. Кауфмана. С Верещагиным познакомился знаменитый критик, один из идеологов «передвижничества» В. В. Стасов, который уговаривал Верещагина примкнуть к Товариществу и выставить на очередной выставке несколько своих работ, но свободолюбивый Василий Васильевич отказался.
Это они сами. Верещагин вернулся в Россию с крупной суммой денег и новой женой. В. В. Верещагин родился и провел свое детство в небольшом городе Череповце. Это, в первую очередь, полотна, посвященные трагическому третьему штурму Плевны – «Александр II под Плевной 30 августа 1877 года», «Перед атакой. Участвовал в некоторых сражениях.
Основу его творчества составило желание рисовать настоящую жизнь, давать ей оценку. Во время одной из схваток за ворота цитадели был смертельно ранен солдат. Есть в природе человека нечто, способствующее возникновению войны.
Как оказалось — это было одно из писем художника императору Николаю II. Прогрессивные деятели искусства (Вс. Гаршин, В. Стасов) в своих восторженных отзывах противопоставили реалистичную, правдивую живопись Верещагина творчеству мастеров парадного батального жанра. По мнению историков из этих писем абсолютно точно прослеживался отнюдь не пацифистские настроения постаревшего художника-патриота, а скорее призыв царя к жесткости и непоколебимости. В Индии написано много, около ста пятидесяти, пейзажей, жанровых сцен, портретов. На раме полотна имеется надпись: «Посвящается всем великим завоевателям прошедшим, настоящим и будущим». В последствии здесь похоронили и самого Шах-Джахана.
Здесь на нас смотрит уже абсолютно другое лицо. В 1867 году Верещагин, прикомандированный в чине прапорщика (с позволением носить гражданское платье и не стеснять себя военной дисциплиной) к командующему Туркестанским военным округом генералу К. Кауфману, уехал в Среднюю Азию. Александр III по поводу картин русско-турецкой войны сказал об их авторе: «Либо Верещагин скотина или абсолютно помешанный человек». Эти слова являются названием картины (1887 — 1895).
Ну, ничего не меняется, хоть и больше 100 лет прошло. Из всех картин туркестанской серии особо выделяется картина под названием «Апофеоз войны», написанная в период с 1870 по 1871 годы и которая хранится в Третьяковской галерее. Печально это безмолвное поле сражения и величавые белоснежные горы словно застыли в минуте молчания, которой чтут память погибших. Автор показал в них трагедию Наполеона как личности.
Почти всю жизнь художника окружала атмосфера непонимания и враждебности. В 1873 году Василий Верещагин закончил свою «туркестанскую» серию. В качестве эпилога к «туркестанской» серии Верещагин написал произведение «Апофеоз войны» (1871, ГТГ). Какие-то бугры и кочки, как легкая рябь по морю, взрыли землю. Верещагин сверххудожник, как и сверхчеловек».
Верещагин сливает воедино создание портрета и беседу с тем, кого он запечатлевает на полотне: портрет и рассказ-«автобиография» портретируемого складываются в нераздельное целое, словно доказывая возможность синтезирования живописи и литературы. Возмущенный поступком сына, отец отказал ему в материальной помощи. Только 9 августа на дороге к Габрову было ранено и убито 40 человек. Однако далеко не все были способны воспринять трагическую, ничем не приукрашенную реальность верещагинских полотен. Но она была вовремя остановлена. В «балканскую» серию входит около тридцати картин. Напротив, многие из его пацифистских идей, которые казались современникам отвлечёнными, антипатриотичными, парадоксальными – только теперь могут быть поняты и оценены в своей провидческой сущности. Вскоре о нём заговорила вся Европа.
Известен как художник-баталист, художник-путешественник. Выжженная солнцем земля, безоблачное небо. Две картины – «Победители» и «Побежденные. Эти полотна, действительно, нелегко дались Верещагину.
И в 1879 и 1880 гг. В зимнем лесу в засаде ждет врага группа партизан, возглавляемая пожилым крестьянином, прототипом которого был житель Cмоленщины Семен Архипович. Смертельно раненный.
«На Шипке все спокойно», — регулярно рапортовали командиры в столицу. Верещагин не только свидетель войны, но и ее непосредственный участник. Наполеон оказался побежденным.
Под Плевной», «Атака» (не окончена), «После атаки. Выставки картин Верещагина экспонировались в Москве, Петербурге, во многих городах Америки, Париже, Вене, Лондоне, Берлине, Будапеште и других столицах. Панихида» (1878-79, ГТГ) стало самым пронзительным в творчестве Верещагина и потрясло как русскую, так и зарубежную публику. Художник, чтобы писать с натуры разбитую войной дорогу, покрыл специальную платформу слоем глины, несколько раз провез по ней бутафорскую пушку на колесах, подковой сделал следы лошадиных ног, посыпал все мукой и солью, чтобы создать впечатление блестящего снега. Этого было мало. Очевидно, вот таким образом Верещагин отклонил предложение американских властей навсегда остаться в США и возглавить одну из художественных школ страны.
Тогда прапорщику Верещагину как военному человеку прямо приказали снять «порочащие воинскую честь» полотна. Эти храмы их внутреннее убранство, ритуальные танцы, торговцы на улицах – все иное. Панихида» – были навеяны кровопролитными боями под Телишем. Однако свою идею он передал точно: колониальная война, как и любая другая, делает из одних — хозяев, а из других — рабов. И несчастные солдаты отыскивали в снегу трупы павших лошадей, питались ими, оспаривая у воронов эту ужасную пищу и многих находили испустивших свое последнее дыхание на трупе лошади, не будучи в силах отрезать от нее желанный кусок мяса, который продлил бы это жалкое существование.
Мы живем в цивилизации войны. Перевязочный пункт под Плевной, «Турецкий лазарет». Плевна. В 1884 г. Верещагин отправился в Палестину и Сирию, продолжая писать этюды.
он выставлял обе коллекции (индийскую и болгарскую) в главнейших городах Европы, а в 1883 году в Москве и Петербурге. Художник для зрителя совершил открытие неведомого. В апреле 1877 года началась Русско-турецкая война.
Появились дети, Верещагин обзавёлся домом с огромной мастерской, с адресом: Москва. Написал воспоминания об отце. Какое невероятное решение. Но юного Верещагина мало привлекала военно-морская наука.
Дурные вести из Франции», 1887–1895 «Наполеон и маршал Лористон», 1899–1900 все — в Историческом музее, Москва). В 1919 году выехал из Москвы, затем эмигрировал в Чехию.
Немецкий фельдмаршал Мольтке запрещал военным вход на выставку Верещагина. В них, кажется, навсегда застыл предсмертный ужас испытанный людьми. 1868 год он проводит в Средней Азии, участвует в боях, выдерживает вместе с солдатами и офицерами осаду Самарканда, за боевые заслуги получает орден Св. Он работал над бытовой исторической, портретной и пейзажной живописью. Вглядевшись, различаешь, что все поле усеяно трупами, которые даже не зарыты глубоко в землю, а лишь прикрыты сверху слоем земли. Французы отступали по разоренной местности.