К сожалению, большинство картин Сандро Боттичелли погибли еще при жизни художника в религиозных пожарищах времен Савонаролы, но «Рождение Венеры» чудом уцелела и сейчас она украшает зал картинной галереи Уффици во Флоренции. Картина Рождение Венеры (1485г)была заказана ему для виллы Кастелло, которая принадлежала правящей во Флоренции (300лет) династии Медичи. Также есть версия, что Боттичелли написал Рождение Венеры не для Лоренцо Медичи, а для одного из своих знатных современников, а в собственность Медичи картина попала позднее. Картина изображает рождение Венеры из пены моря, или таинство явления в мир Красоты. Только что рождённая из морской пены, она подплывает к берегу.
Картина художника Джорджоне «Спящая Венера» один из самых идеальных женских образов эпохи Возрождения. Благодаря тому, что Боттичелли полил картину защитным слоем из яичного желтка, Рождение Венеры сохранилось намного лучше многих шедевров. Фрагмент из центральной части картины: изящество позы Венеры дополняется гибким движением длинных волос.
В картине «Рождение Венеры» удивительно точно найдена каждая деталь, а композиция в целом оставляет впечатление совершенной гармонии. «рождение Венеры» (итал. Nascita di Venere)— картина итальянского художника тосканской школы Сандро Боттичелли. Веселые и темпераментные испанцы, умеющие ценить буйство плоти, называют женщину изображенную на картине, «новой Венерой». Вне сомнения, «Рождение Венеры» – одна из самых знаменитых и любимых всеми картин.
Известная картина живописца из Флоренции Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» является шедевром эпохи возрождения.
Там окружили юные Оры вышедшую из морских волн богиню любви. Возможно, прототипом Венеры Урбинской послужила юная невеста Гвидобальдо Джулия Варано. Описание бога западного ветра Зефира, чьё дыхание приносит весну, встречается у Гомера. Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством. Высказывалось также предположение, что на картине могла быть изображена мать Гвидобальдо, Элеонора Гонзага, которое основывается на определённом сходстве между портретом Элеоноры работы Тициана и «обнаженной женщиной», а кроме того на обоих полотнах изображена одна и та же свернувшаяся клубочком собачка. Второе достоинство картины — контраст фантастического пейзажа и вполне реальной фигуры. Вообще, Венера в эпоху Возрождения – это зрелая, прекрасная, гармоничная именно такой изобразил ее Джорджоне на картине «Спящая Венера».
В них заворачивали как новорожденных, так и умерших. Она висела над камином и выполняла функцию стенного панно. Поначалу работа называлась просто Dona Desnuda (в переводе с исп. На минуту остановилась Венера Книдская, охваченная легкой дрожью.
С другой стороны спешит к богине нимфа Ора, торопясь набросить на нее пурпурный плащ. Боттичелли выразительно передал стихию ветров, веющих над водами. Начнем с того, что доподлинно неизвестно, кто является ее заказчиком.
Первыми самостоятельными работами Боттичелли стали несколько изображений Мадонн. «Рифмуются» золотые штрихи на крыльях ветров и на листьях апельсиновых деревьев волнистые кудри оры и Зефира подобны прибрежным волнам. Жизнь разрушает красоту, рок преследует любовь. Но это не мешает вечно юной Афродите покорять сердца.
Он парит и отдыхает над всем, что только есть нежного». Схватив отрезанные гениталии левой рукой (с которой с тех пор связаны плохие предзнаменования), он зашвырнул их вместе с серпом в море близ мыса Дрепан. Рождение богини Афродиты (Венеры), было необычным: оно случилось, когда Гея, богиня земли, устав от измен своего супруга Урана, попросила младшего сына Кроноса облегчить свою судьбу. Но не это делает ее шедевром, а непогрешимое совершенство целого и каждой детали. В картине «Рождение Венеры» удивительно точно найдена каждая деталь, а композиция в целом оставляет впечатление абсолютной гармонии. – его учеником станет Филиппино Липпи, сын первого учителя Боттичелли.
Зрители, надо признать, не прониклись новым стилем. «Величайшим художником линии из всех, которые только существовали в Европе», назвал Боттичелли в начале 20-го столетия крупнейший исследователь живописи итальянского Возрождения, английский искусствовед Б. Беренсон и это суждение остается справедливым до сегодняшнего дня. Неоплатоники отождествляли его с Эросом – богом любви.
Глаза Венеры смотрят слегка удивленно, не останавливаясь ни на чем. Расположенные по диагонали фигуры ветров и оры с двух сторон устремляются к Венере. До появления труда всей его жизни оставалось всего три года.
Сандро родился в семье кожевника. Вот таким образом она изображена обнаженной — согласно греческой иконографии «Афродиты Анадиомены». Италия.
Боттичелли покровительствовали Медичи известные ценители искусства. 1 ВЕНЕРА. Так, в Венере они видели прообраз Мадонны, миф о рождении богини любви и красоты из морской пены истолковывали как стремление души к Богу ибо, согласно учению Фичино, «красота – это божественный свет, пронизывающий все сущее, а любовь – связующая сила, движущая мир к Богу». Как вышла из воды, ты видеть мог, Она, рукой придерживая правойСвои власы, другой — прикрыв сосок, У ног святых ее цветы и травы Покрыли свежей зеленью песок. В произведении Флавия Филострата «Картины» (III в. н. э. ) упоминается, что «внешний вид Афродиты полон стыдливости». Венера достигает берега в раковине (любимая форма художников Итальянского Возрождения), которую подгоняют по морю зефиры. Там почти за даром ее купил шотландец Уильям Бьюкенен и переправил ее в Северную Европу.
Картина иллюстрирует миф рождения Венеры. Мы видим ее в бесчисленных «Мадоннах», в произведениях на тему «Крещение Христа» и «Коронование Марии». Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, купив себе виллу, пригласил Сандро пожить у него и поработать над картинами для интерьера. Галерея Уффици.
Здесь опять неточность, как и в описании Примаверы. Benedetto e Giuliano da Maiano) сходного с ним социального происхождения насчитывала всего 29 книг, половина из которых была на религиозную тематику, а из классических текстов присутствовала только биография Александра Македонского и работа Ливия. Она много лет украшала его виллу Кастелло.
В образе Венеры, как и в других женских персонажах, художника преследовали черты любимой им красавицы Симонетты Веспуччи, которая в 1476 г. скоропостижно скончалась от чахотки (спустя много лет художник завещал похоронить себя в ногах ее гробницы в церкви Оньисанти во Флоренции). Позднее картину значительно срезали сверху и слева (ныне: 172, 5 х 278, 5 см) из-за чего пострадала пространственность композиции (до этого картина обладала большей глубиной, а фигуры — свободой движения).
Сон богини полон безмятежного покоя, вечерняя тишина и согласие пронизывают всю природу и сама она как будто порождение той самой природы, которая ее окружает. Смерть ее стала глубоким личным горем для художника. Вот таким образом немудрено, что все их эмоции объясняются будущим страданием и смертью Христа. Плодоносная сила Урана была настолько велика, что от капель крови, упавших на землю, родились эринии, гиганты и мелии (нимфы ясеня), а капель крови (вариант – крови в сочетании семенем), упавших в море – богиня Афродита.
Среди Венер эпохи Возрождения выделяется «Венера» Лукаса Кранаха Старшего, она абсолютно не похожа на своих итальянских «подруг». Ее красота предостерегает, вместо сладостного чувства вызывает тревогу. Талло «следила» за весной и вот таким образом считалась спутницей Венеры. 8 ВАСИЛЕК – символ плодородия, так как он растет среди созревших хлебов. 9 ПЛЮЩ – это растение, «обнимающее» стволы деревьев, символизирует привязанность и верность. 10 МИРТ – растение, посвященное Венере (согласно рассказу древнеримского поэта Овидия, когда богиня любви ступила на землю Кипра, миртом она прикрыла наготу) и вот таким образом считавшееся еще одним символом плодородия. 11 АЛАЯ МАНТИЯ – символ божественной власти, которой обладает красота над миром. 12 МАРГАРИТКА – символ невинности и чистоты. 13 АНЕМОН – символ трагической любви, чашу которой придется испить Венере на земле.
Рождение Венеры из воды легко сопоставляется с идеей «возрождения души в водах крещения» и, согласно Пико делла Мирандола, библейское выражение «дух божий носился над водами» соотносимо с дыханием Эроса или Зефирами у Боттичелли, которые движут и вдохновляют к жизни только что рожденную Венеру. Клубящиеся одеяния, линии, которыми написаны волосы и крылья — все это исполнено динамического порыва, олицетворяющего один из основных элементов вселенной. И в этом городе расцвела любовь, похожая на прекрасную сказку. Выбирая классические сюжеты, Боттичелли отказывается от канонических композиций и сам «режиссирует».
Они покоятся в церкви Оньиссанти – церкви Всех Святых. Боттичелли (1445-1510) жил в одну эпоху с Леонардо да Винчи, он видел, как устанавливали во Флоренции статую Давида, которая была творением молодого Микеланджело, он умер лишь на десять лет раньше Рафаэля, но между этими мастерами и ним была целая эпоха. В последнее десятилетие XV века художника постигла череда неудач.
Настоящая фамилия художника — Алессандро Филипепи, а Боттичелли («Бочоночек») — это смешное прозвище, которое дали старшему брату художника и которое навсегда прилепилось к нему самому.
Сложные многофигурные композиции не всегда удавались художнику, вот таким образом в некоторых его работах фрагменты производят большее впечатление, чем вся картина (так, например, распадается на отдельные изумительные группы «Весна»). С1906 года «Венера перед зеркалом» стала достоянием общественности, что вскоре привело к роковым последствиям. Однако «Рождение Венеры» никогда не упоминалось в инвентарях их имущества. Если она держала яблоко Париса, то как были расположены ее руки. Мореплаватель Дюмон Дюрвилль, увидев ее в крестьянском сарае, рассказал о шедевре французскому послу маркизу де Ривьеру, тот немедленно снарядил в Грецию судно во главе со своим секретарем Марцеллюсом, с тем чтобы статую доставили ко двору Людовика XVIII.
Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. «Легенды и мифы Древней Греции»). И вообще религиозные работы Боттичелли – одно из его главных творческих достижений. Они символизировали границу между миром духов и миром материальным. Задний фон, который вы приняли за туман, образован головами ангелов.
Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. Benedetto e Giuliano da Maiano) сходного с ним социального происхождения насчитывала всего 29 книг, половина из которых была на религиозную тематику, а из классических текстов присутствовала только биография Александра Македонского и работа Ливия. Но как бы то ни было, «Венера перед зеркалом» возвращается с паспортом и оседает в Рокби в йоркширском особняке члена парламента Джона Морета. Ее спутницы оры и хариты, богини красоты и грации, прислуживают ей. Это одно из гениальных творений художника, которое, как и другая его великолепная картина «Весна» пробыли в абсолютном забытие более триста лет, находясь на одной из небольших вилл в окрестностях столицы Тосканы – Флоренции.
Его полное настоящее имя – Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи. Сандро – сокращение от Алессандро, а прозвище «Боттичелли», что в переводе с итальянского означает «бочонок», досталось ему от Джованни, его старшего брата, который был толстяком. Пет рочук называет это «жестом обольстительной чистоты». Не случайно она погружена в ясные грезы тихого сна. Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры. На картине так же встречаются символы, связанные с культом Венеры.
У Тициана женщина держит в руке розы, считавшиеся символом Венеры. Боттичелли создал эту картину около 1484 года, будучи уже зрелым признанным мастером. И тогда Марцеллюс приказал своим матросам взять ее силой. Венера с кожей мраморного цвета поднимается рядом с ней над океаном, как статуя.
Но Джорджоне не окончил картину. То, что казалось странным Муратову в начале 20-го века, еще менее понятно для нас в начале 21-го столетия: гениальность Боттичелли кажется нам очевидной и трудно себе представить, что триста лет, примерно с середины 16-го до середины 19-го вв., мир был равнодушен к «Рождению Венеры», к «Весне», к боттичеллиевским мадоннам. Из-за строгой секретности нельзя определить точную дату написания картины. Голова увенчана роскошным каскадом золотистых волос. По пути, как говорится в легенде, ее похитили солдаты герцога Велингтона.
Сюжет картины описывает процесс рождения Богини Венеры или Афродиты из морской пены. Но особенно дружен был художник с двоюродным братом флорентийского правителя — Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, для которого и написал свои прославленные картины «Весна» и «Рождение Венеры». Как пишет Виктор Липатов, «он наряжает ее в красивые одежды, унизывает жемчужинами косу «медных» волос, аккуратно рисует чуть курносый нос, отмечает на устах загадочную улыбку обольщения и таинственной мечты.
Возможно, великого художника ренессанса Сандро Боттичелли на написание картины вдохновил один из гимнов Гомера, в котором бог западный ветер, Зефир принес на остров Кипр Венеру (Афродита), где ее и приняли в свои объятия Горы. Тот оскопил отца серпом. Существует две противоречащие друг другу версии интерпретации тициановской нагой красавицы. Удивительно целомудренная, несмотря на свою наготу, «Спящая Венера» является в полном смысле аллегорией, символическим образом Природы. Темперной в основном была станковая живопись византийских мастеров. Нежными розами придавая легкость его воздушным потокам (роза в мифологии – это символ Венеры, цветок, появившийся из капель крови ее отца – Урана).
Еще спустя пару лет, в 1470 году, он начал самостоятельную работу. Главную роль сыграла Симонетта Веспуччи — первая красавица Флоренции, возлюбленная Джулиано Медичи и, по слухам, тайная пассия самого Боттичелли. Затем «Венера» принадлежала герцогине Альбе.
Но со временем Венера стала богиней плотской любви. Художнику не удалось избавить свою Венеру от холодности мрамора. И если бы не влиятельные друзья и поклонники его таланта, мог умереть от голода. В 1869 году Альберт Мура представил свою «Венеру» в Королевской Академии. Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры).
По второй версии, речь идет о браке, который символизирует сундук с приданым. Боттичелли начал создавать фрески, а также писать для церквей. А потом началась настоящая битва за обладание красавицей. Однако только в 1512 году Сикстинская капелла обрела мировую славу, после того как потолок и алтарная стена были расписаны Микеланджело. Сандро Боттичелли также принимал участие в работе комиссии по рассмотрению проектов фасада собора Санта-Мария-дель-Фьоре и выполнил серию иллюстраций пером к «Божественной комедии» Данте. Возрождение. Тот оскопил отца серпом. Закинутая за голову правая рука создает единую ритмическую кривую, охватывающую тело и замыкающую все формы в единый плавный контур.
Но что же отличает работу Веласкеса от множества прочих. В «Рождении Венеры» счастливо проявились сильные стороны дарования Боттичелли и как бы нейтрализовались его слабости (если вообще можно говорить о слабостях по отношению к такому редкостному таланту). «нагая дама»), но позже картину переименовали в «Венеру перед зеркалом». Когда в Испанию вторгся Наполеон «Венера» отправилась в Англию. Был он, что называется, не от мира сего.
Такова богиня на его картине «Венера Вертикордия». Любовь Джулиано и Симонетты стала для флорентийцев событием века, хотя она длилась недолго и кончилась печально. А обвинение Савонаролы в ереси поставило под сомнение моду на Боттичелли.
Например, Леонардо Бруни в похвальном слове городу писал: «В ней нет ничего беспорядочного, ничего неуместного, ничего неразумного, ничего необоснованного все имеет свое место и не только строго определенное, но и подобающее и необходимое». В левой части картины мы видим Зефира (западный ветер) в объятиях его супруги Хлориды (Флоры, богини растительности). 203 x 314 см. Согласно философии неоплатоников, слияние божественного и человеческого осуществляется через любовь, это слияние воплощает богиня Венера, отсюда использование художником типа «Venus Pudica».
Золотые, как волосы Венеры, стебли камыша вторят изгибам тела богини, лепестки анемона закругляются, как пальцы босых ног оры, ребристая раковина раскрывается, словно цветок розы. Влечет Зефир влюбленный раковину к брегу. Ассисткой прописаны волосы Венеры и Оры, узоры одежд, морские волны и травы на берегу. Кроме того, что Венера – богиня красоты и юности, но еще и богиня супружества, плодовитости, «устроительница радостных браков» (не говоря уже о других значениях ее образа).
Только что рожденная из морской пены Венера, подплывающая на раковине к берегу, – центральный образ картины. Так, текст из «Стансов на турнир» Полициано: «На раковине резвые Зефиры Пригнали к брегу неземную деву: Она кружит и радуется небо, — претворяется в изображение раннего утреннего часа с блеклыми красками неба и моря под дождем из роз в этот пустынный и прекрасный мир вступает хрупкая богиня. Но самое известная работа художника «Венера Урбинская», которая оказала значительное влияние на многих живописцев.
17 мая 1510 года Сандро Боттичелли умер в возрасте 65 лет. Каждая деталь этого произведения подобна музыке. Это мечтательная, хрупкая, немного усталая красота. Согласно одной из них картина символизирует узы брака. Удлиненные пропорции и характерный изгиб тела в виде латинской буквы «S» обращают нас к искусству готики.
К началу XVI века образ Венеры еще не был распространен в итальянском искусстве. Называя Боттичелли «одним из первых художников нового человеческого сознания», Муратов в 1910 году писал: «Его беспокойная душа утратила простую гармонию мира так же, как утратили ее мы».
Переход от рождения к бытию окрашен для Боттичелли грустью прощания. Рождённая из пены она добирается до берега в морской раковине, где её встречает Бог западного ветра Зефир вместе со своей супругой Хлоридой (Флорой). Образцом для художников был признан Рафаэль с его непогрешимой верностью натуре.
В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическим ореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала событием века, легендой и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты – возлюбленной, которой поклонялись, как божеству. Великий представитель флорентийской школы живописи Сандро Боттичелли родился 1 марта 1445 года в «цветущем» городе Флоренция. Вот таким образом для человека, расписывавшего Сикстинскую капеллу и создавшего богородичный цикл («Мадонна с младенцем», «Мадонна Магнификат» и «Мадонна с книгой»), было совершенно нормальным работать над языческим сюжетом да еще с обнаженной натурой. К тому же она считалась прародительницей жизни.
Так, радуясь наступающему дню, мы не можем не сожалеть об угасшей красоте рассвета, так, взрослея, не можем не вздыхать о минувшем детстве. Что же. Надо думать, Вазари ее не видел иначе, как объяснить, что он спутал две картины. Лента в волосах — традиционный символ девственности, согласно Овидию (43 г. до н. э. — 18 г. н. э. ), «скромности знак».
Он владел виллой Кастелло, что под Флоренцией и именно на этой вилле хранились «Рождение Венеры» и «Весна». Погруженные в свои мысли герои Боттичелли кажутся уязвимыми и беззащитными. не властен свет», но уже «расточилась тьма», из морской пены родилась Венера. Но он был очень счастлив тем, что умел запечатлевать в своих картинах проявления Красоты.
Речь шла о портрете самого Гвидобальдо II делла Ровере и La Donna Nuda, обнажённой женщины. В Рождении Венеры нет никаких амуров, помогающих ей вступить на землю. Согласно другим версиям изначально заказчиком был абсолютно другой человек. И это не случайность, что, трактуя сцену, Боттичелли снова обратился к религиозной иконографии: симметричное расположение фигур, предстоящих центральной, напоминает композиционный принцип «Крещения Христа», где в небе появляется Святой Дух.
Насущной задачей неоплатоников было примирение античных и христианских верований. Плодоносная сила Урана была настолько велика, что от капель крови, упавших на землю, родились эринии, гиганты и мелии (нимфы ясеня), а капель крови (вариант— крови в сочетании семенем), упавших в море— богиня Афродита.
И Боттичелли, вместе со многими другими несправедливо забытыми мастерами, вернулся к нам. Вот таким образом все изображения богини любви и красоты – один большой мужской гимн Женщине. Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер. Богиня возникла из морской пены.
Изначально образ Афродиты не подразумевал ни красоты, ни любви. Интересно и то, что вся композиционная схема, согласно анализу Гомбриха, восходит к традиционной схеме Крещения к схеме «Коронование мадонны». Курьер не должен возвращаться без полотен, хотя бы ему и пришлось ждать два месяца. Первым владельцем картины считается маркиз Гаспар де Эличе. Так мыслилось неоплатониками загадочное возникновение Красоты.
Боттичелли использовал различные техники для написания своего шедевра, дробил лазурит для получения синей краски (на платье нимфы) и наносил тончайшее листовое золото на пурпурную накидку. Биограф Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» (1550) упоминает, что «Рождение Венеры» и «Весна» хранились в вилле Кастелло под Флоренцией, принадлежавшей Козимо Медичи. Согласно трактовке Э. Панофского, в картине «Аллегория Весны» Боттичелли воплотил образ «Венеры Природной» («Venus Genetrix» или «Venus Humanitas» — в определении М. Фичино), а «Рождение Венеры» представляет собой «Явление Венеры Небесной» как дочери Урана (Неба).
Из всех оттенков любви (чувственной, смелой, насмешливой, любви смиренной или страдальчески ласковой, трагической и даже запятнанной кровью) флорентийцы отдали свое сердце изящному и улыбающемуся сладострастию. Другие исследователи считают, что «Венера Урбинская» – портрет куртизанки, фактически предлагающей себя зрителю. Заказчик: Джованни ди Пьерфранческо де Медичи, для его городской виллы во Флоренции.
Весна вызвала немало споров по поводу ее символического значения. Подтверждение этому они находили в диалоге древнегреческого философа Платона «Пир»: «Я утверждаю, что из всех блаженных богов Эрос самый счастливый, так как он прекраснее и лучше всех. Но особенно дружен был художник с двоюродным братом флорентийского правителя — Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, для которого и написал свои прославленные картины «Весна» и «Рождение Венеры». На протяжении длительного времени художник поддерживал теплые отношения с семейством Медичи, но особенно дружен был с Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, для кого и написал картины «Рождение Венеры» и «Весна».
И ощущение божественности пропало – перед нами обычная земная женщина. Из слез, которые богиня пролила над телом возлюбленного и родился анемон. 14 АПЕЛЬСИНОВОЕ ДЕРЕВО – символизирует надежду на вечную жизнь (апельсин – вечнозеленое растение). Богиня Ора спешит к берегу с плащом в руках, дабы укрыть им Венеру, безупречные черты которой ошеломляют. Прекраснее, так как он самый юный и всегда следует за юностью. Значительно отличаются от других мастеров Ренессанса картины Сандро Боттичелли. Львы, пантеры, барсы и медведи кротко ласкаются к ней. И Боттичелли донес до нас священную память о ней.
Как выяснилось несколько позже, в Риме у Веласкеса была женщина, родившая ему сына. Священник категорически отказался перепродать статую и призвал на помощь прихожан. Ее встречает Ора, готовая накинуть на нагое тело Венеры плащ, расшитый цветами.
Их кумиром был древнегреческий философ Платон. Стихи Полициано, видимо и послужили сюжетным источником для Боттичелли. Ее высокий лоб кажется ему лбом провидицы, а по-детски трогательное выражение лица и глаза излучающие надежду, вызывают трепет умиления». Художники заключают в образ Венеры своих жен, любовниц иногда заказчиц.
У берегов Венеру встречает нимфа Ора, спешащая набросить на богиню пурпурное одеяние (которое имеет ритуальную функцию – символизирует переход между мирами: в такие заворачивали как новорожденных, так и умерших). Флоренция. Теперь волосы обрамляют лицо, смягчая его черты.
В греческом искусстве не было такого идеала Афродиты, который служил бы прототипом для последующих времен подобно тому, как созданный Фидием Зевс Олимпийский однажды и навсегда сделался типом «отца богов» и с необходимыми изменениями преобразился в типы Посейдона, Асклепия, Гадеса и Геракла. ТАМ В белом Оры берегом идут, Им ветер треплет волосы златые. Также в некоторых местах полотна можно выделить кисть ещё одного неизвестного мастера.
Обнажённой и на раковине (символ женского лона), она вышла на сушу. А после нее обладателем картины Веласкеса стал дон Мануэль Годой. В конце XV века написал свое «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли и его Венера – хрупкая, почти бесплотная, с каскадом тяжелых золотых волос – представляет собой изящное сплетение языческого мифа с последними остатками средневекового страха перед земной, чувственной любовью и красотой обнаженного женского тела. Оры отвечали за порядок в природе и покровительствовали разным временам года. Художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям это был Кипр, по другим – Кифера).
Гениталии Урана Кронос выбросил в море за ненадобностью. Но героиня кисти Диего все же вырывается из «череды итальянских Венер». На берегу Острова Кипр её ждёт одна из мифических граций. Он жил и творил более пяти веков назад в прекрасной Флоренции, которую еще в древности назвали «Цветком Тосканы» и которую многие считали самым совершеннейшим из всех городов Италии.
Теперь ее стали называть «Венера Рокебю» («Венера из Рокби»). Это раковина морского гребешка, которую называют еще "раковиной святого Иакова". Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер. Рождение Венеры Сандро Боттичелли заслуженно считается шедевром мировой живописи. Грудь считалась красивой, если она была маленькая, круглая и упругая.
Рождение Венеры в древности было граничит с культом, символы которого присутствуют на картине Боттичелли. Боттичелли создал для капеллы три фрески:«Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушение Христа» и «Сцены из жизни Моисея», а также 11 папских портретов. Золотая ассистка, сплошь покрывающая картину (она не видна на репродукциях), символизирует лучи Божественного света.
По преданию, там похоронен святой Иаков Старший (казненный в Иерусалиме в 44 г. ). Всем известна статуя Венеры Милосской, которая до сих пор будоражит мужские умы. Ян ван Эйк – центральная фигура начальной поры Северного Возрождения.
С другой стороны спешит к богине нимфа Ора, торопясь набросить на нее пурпурный плащ. Написал богородичный цикл. 1487 – Написал алтарь для церкви Святого Варнавы во Флоренции. 1489 – Написал «Коронование Марии» для церкви Сан-Марко во Флоренции. 1494 – Закончил картину «Клевета Апеллеса». 1501 – Пережил духовный кризис, создал «Покинутую» и «Положение во гроб». 1505 – Последняя завершенная работа «Чудеса святого Зиновия». 1510 – Умер во Флоренции, похоронен в церкви Оньисанти. Если убрать любого из героев или изменить их позы, то разрушится гармония и изменится смысл всей картины.
В ней нет ни загадочности, ни роковой красоты. На самом деле Картина иллюстрирует миф о рождении Венеры. Он не так давно вернулся в родную Флоренцию из Рима, где выполнял почетный заказ папы Сикста IV: вместе с другими крупнейшими художниками расписывал фресками стены Сикстинской капеллы. Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством. была Симонетта Веспуччи, родившаяся на Лигурийском побережье, в городке Портовенере.
Первую половину 1480-х годов можно назвать античным периодом в творчестве Боттичелли. Так он стал известным мастером, чьи работы востребованы.
«Рождение Венеры» – одна из тех медитативных картин, в которые можно погружаться, кажется, бесконечно, находя все новые соответствия между контурами гибких фигур, потоками струящихся волос, водоворотами тканей излучинами берегов. Как раз этот эпизод представил в поэме «Стансы на турнир» («Stanze per la Giostra») вдохновленный классической традицией современник Сандро Боттичелли, Анджело Полициано. Еще один оригинальный вариант трактовки образа Венеры есть у Бориса Кустодиева на картине «Русская Венера».
Отец титанов Уран был оскоплен по просьбе жены его Геи, уставшей от измен мужа. Жизнь разрушает красоту, рок преследует любовь. На берегу богиню поджидает Весна, чтобы укрыть ее накидкой, вышитой цветами.
Сандро Боттичелли (1445-1510) жил в одно время с Леонардо да Винчи, он видел, как во Флоренции устанавливали созданную молодым Микеланджело статую Давида, он умер всего на 10 лет раньше Рафаэля, но от этих мастеров его отделяла целая эпоха. Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилось. Венера столетиями будоражила умы людей, побуждала их к труду, любви, творчеству. Картина «Рождение Венеры», так же как и появившаяся несколькими годами ранее «Весна», была, скорее всего, написана для кузена и тезки Лоренцо Великолепного – Лоренцо ди Пьерфранческо. Но любовь была недолгой: Адонис погиб на охоте от клыков кабана.
Cлужанки Афродиты помогают ей подняться из моря. Тридцатью годами ранее, в 1510 году другой выдающийся венецианский художник Джорджоне написал «Спящую Венеру».
Варнавы работы Боттичелли)источник не указан 557 дней. Лёгкий, ласкающий ветерок принёс её на остров Кипр. Благоговение, молитвенный восторг перед явлением божества (не важно – языческого или христианского), несущего миру любовь и красоту, призван был воплотить Боттичелли в своем творении. Это вызывала ощущение выхода Венеры не на зрителя, а к берегу. Из сочетания таких мотивов, как прозрачные одежды граций.
Схватив отрезанные гениталии левой рукой (с которой с тех пор связаны плохие предзнаменования), он зашвырнул их вместе с серпом в море близ мыса Дрепан. Недаром русский философ Н. Бердяев называл его «самым прекрасным, волнующим, поэтическим художником Возрождения и самым болезненным». Главная фигура в таких работах помещена в центре, а с обеих сторон располагаются второстепенные персонажи: ангелы, святые, донаторы (заказчики произведения). Верил в озарения и не заботился о богатстве. А розы и раковина в средних веках ассоциировались с Девой Марией. Такое изображение богини любви, прикрывающей руками грудь и лоно, получило в эпоху Ренессанса название «Венера целомудренная» – «Venus pudica».
И все же это так. Многие исследователи и историки сходятся во мнении, что картина «Рождение Венеры» была написана специально для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, банкира и государственного деятеля из знаменитого рода Медичи. Люди восхищались ей, возносили дары и строили храмы. 1445 – Родился в семье дубильщика во Флоренции. 1462 – Поступил учеником в мастерскую художника Филиппо Липпи. 1470 – Открыл собственную мастерскую. 1471 – Написал диптих «История Юдифи», который принес ему известность. 1477 – Написал картину «Весна». 1481 – 1482 – Расписывал Сикстинскую капеллу в Риме. 1485 – Закончил работу над «Рождением Венеры». Ритм композиции присутствует во всей картине – и в изгибе юного тела и прядях волос, так красиво рвущихся к ветру и в общей согласованности ее рук, в отставленной ноге, в повороте головы и фигурах, которые ее окружают.
Она опирается на одну ногу, что делает ее образ естественным. Зефир дует на раковину и ветер этот – из цветов. Будущий великий художник родился во Флоренции в 1445 году в семье дубильщика и поначалу хотел быть ювелиром. Радость триумфального появления сопровождается летящими к ногам розами. Весь воздух полон был благоуханием».
Он был вхож в высшие круги общества, в том числе и в богатые королевские семьи. Таким образом, скрытый смысл картины надо понимать как супружескую любовь и верность. Ветры — Зефир и Аура — зримо колышут водный простор. Он превращал жизнь в искусство и искусство становилось для него подлинной жизнью.
Именно здесь Боттичелли написал две свои знаменитейшие картины – «Весна» и «Рождение Венеры». Если «Весна» ассоциируется с праздником в царстве богини любви, то эта композиция представляет теофанию или богоявление. Возможно, знакомство с «Рождением Венеры» – прекраснейшей среди картин Боттичелли, поможет нам это понять.
В Средние века одним из главных центров паломничества был испанский город Сантьяго-де-Компостела. «Странно подумать, что лет пятьдесят назад Боттичелли считался одним из темных художников переходного времени, которые прошли в мире лишь затем, чтобы приготовить путь Рафаэлю», – писал в своих «Образах Италии» замечательный историк искусства Павел Муратов. Они преображали его здания, площади и улицы, а праздники отмечали с небывалой роскошью. В ее мифологии (и следовательно, в образе) слились воедино греческие и восточные черты, оттого представление о Венере и сделалось столь многосторонним.
А на берегу юную красавицу поджидает нимфа с покрывалом, вытканным цветами, – она хочет прикрыть эту безгрешную наготу. Раковина обозначала чистоту и непорочность. А как же ему не изменять, когда, согласно мифологии, одной из главных черт Урана была его бесконечная плодовитость. Пурпурный хитон, которым Ора прикрывает наготу богини любви, возможно, согласно трактату неоплатоника Порфирия (232-304 «О пещере нимф»), означает «душу, одевающуюся плотью, нисходя в мир» (сравн. По словам исследователя творчества Сандро Боттичелли Герберта Хорна, одухотворенный строй чувств пронизывает картину, Венера «является в свете невыразимого блаженства, от которого веет скорее кругами Рая, нежели высотами Олимпа». Пиры, карнавалы, турниры, невиданно пышные городские празднества следовали друг за другом.
Однако эта чувственность обманчива. В них описывается, как бог ветра Зефир гнал Венеру к берегу в раковине. Согласно мифам о римско-греческих богах, в момент рождения Венеры впервые зацвела роза.
В его философской доктрине важной фигурой была Небесная Венера, символизировавшая гуманизм, милосердие и любовь и чья красота вела смертных на небеса. Слава о художнике быстро распространилась за пределы его родной Флоренции. Затем последовал первый заказ, который Боттичелли выполнил для зала суда. На картине «Рождение Венеры» тесно обнявшие друг друга бог ветров Зефир и его супруга Хлорида-Флора (чей образ Боттичелли использовал и в другом своём полотне – «Весна») своим дыханием ласково направляют Венеру к берегу острова Киферы. Например, Тициан представляет богиню как свою современницу на полотнах «Венера и Амур», «Венера перед зеркалом», «Венера и Амур с органистом», «Венера с собакой и органистом».
На картине Боттичелли она стыдливо прикрывает грудь и лоно. Разумеется внебрачного. Возможно, художник увековечил в своем лучшем творении лицо любимой женщины. Овидий сообщает о его жене Хлориде, обнимающей Зефира руками и ногами.
«Поскольку у Венеры, – писал он, – судя по положению плеча, рука была приподнята, она, вероятно, опиралась этой рукой на плечо Марса правую же руку вложила в его левую руку». Судьба Боттичелли была сложной и полной тревожных раздумий, сомнений и испытаний. Последним штрихом стало покрытие полотна слоем яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» в сохранности дошло до нас. (Интересно, что этот жест во времена античности символизировал плодородие и наслаждение, а отнюдь не целомудрие. ) Плоть Венеры – жемчужно мерцающая, кажущаяся твердой – похожа на мрамор. История использования темперных красок насчитывает более 3 тысяч лет.
В отличие от современников Боттичелли никогда не был приверженцем натурализма и реализма. Римской Венере, богине любви и красоты, в Греции соответствовала Афродита, чье греческое имя происходит от слова «пена». Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры).
Дерево, темпера. Союз Зефира и Флоры часто рассматривают как аллегорию единства плотской (Флора) и духовной (Зефир) любви. 5 РОЗА – символ любви и любовных страданий, причиняемых ее шипами. 6 КАМЫШ – символ скромности Венеры, которая как бы стыдится своей красоты. 7 ОРА ТАЛЛО (ЦВЕТУЩАЯ) – одна из четырех ор, дочерей Зевса и Фемиды. Где только не ступала Афродита, там пышно разрастались цветы. А значит имя Венеры – это нарицательное имя всего женского рода. Картина написана через четыре года после «Аллегории Весны», в которой также воплощена тема Весны и смены времен года.
Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует. Картина «Рождение Венеры» написана Боттичелли около 1485 года, когда (по выражению Вазари) «художник уже настолько уверенно владеет кистью, что может изображать на своих полотнах все, что захочет». Они облекли её в златотканую одежду и увенчали венком из благоухающих цветов.
Неприступный взгляд из-под тяжелых век придает Венере холодновато-сдержанный вид. Одновременно эта картина несет в себе массу загадок. С давних времен Венера считалась символом цветущей природы, богиней плодородия. Но не только античную статую напоминает Венера на холсте Боттичелли.
Недостающими сантиметрами достигалось бы идеальное соотношение пространства, а именно обилием воздушных потоков над головами персонажей картины, как если бы мы отошли на несколько шагов назад. «Спящая Венера»), что, как отмечают комментаторы, ассоциируется одновременно и с христианской темой Крещения и с сюжетом «Коронования Девы».
Такие монументальные полотна (напомним, размер картины 172 х 278 см) пришли на смену гобеленам и фрескам в загородных домах флорентийской знати. Композиция «Рождения Венеры» проста и традиционна.
По словам Полициано, случайный наблюдатель мог бы увидеть при этом вспышку глаз богини. Дикие лесные звери бегут к ней из чащи леса к ней стаями слетаются птицы. Их можно разбить на независимые группы. В спешке матросы погрузили торс на свой корабль. Многие его картины содержат философский и аллегорический подтекст, в частности. Филипп все же добился возвращения художника. В отличие от ветров, чья стихия — воздух, пространство Оры — земля.
Неясно, кто был заказчиком «Рождения Венеры». Почти у всех мифологических фигур изображённых художниками итальянского Ренессанса, были светлые волосы. Там, где ступала Афродита, вырастали травы и цветы: роза (символ любви и вызванных ею страданий), василек и мирт (символы плодородия), маргаритка (символ невинности и чистоты), анемон (символ трагической любви, чашу которой придется испить богине на земле), апельсин (символ вечное жизни). Стремясь заглушить страдания, художник запечатлевал Симонетту Веспуччи в своих картинах. Современникам нравилась певучесть линии, ритм и гармоническое сочетание малейших нюансов.
Самая знаменитая картина Боттичелли связана с сюжетом о рождении богини любви из морской пены и называется «Рождение Венеры». Мечтательно пуглив, алогичен в поступках и фантастичен в суждениях. Умер Боттичелли в безвестности. Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры.
«Трон Людовизи», ок. 470-460 до н. э. Богиня возникла из морской пены обнажённой и на раковине (античном символе вульвы), добралась до берега. Во Флоренции близилась к концу блистательная эпоха Медичи. Боттичелли наверное знал текст «Гимна Афродите» Гомера, переведенный в то время на итальянский язык:В пене воздушной пригнало ее дуновеньеЗефира Влажною силой своей. И Оры в златых диадемах, Радостно встретив богиню, нетленнойодели одеждой. Очевидно также, как и в связи с картиной «Аллегория Весны» использование «Стансов» А. Полициано (1454—1494), поэта при дворе Медичи во Флоренции:Эгеем бурным, колыбель чрез лоно Фетиды проплыла средь пенных вод, Создание иного небосклона, Лицом, с людьми несходная, встает В прелестной позе, глядя оживленно, В ней девственница юная. Основу музейной коллекции составили полотна, принадлежавшие олигархическому семейству Медичи, которое вошло в историю благодаря своим многочисленным заслугам перед «цветком Тосканы» Флоренцией. Нагая Венера стоит на золотой, сияющей раковине, которая плывёт к берегу по морской ряби. Однако, через своего соседа Джорджо Антонио Веспуччи, Боттичелли был вхож в круг интеллектуальной элиты Флоренции.
Самым прекрасным творением оказалась Афродита. В мифе события разворачивались стремительно.
В средние века раковина символизировала плодородие, чистоту и непорочность. Спустя сорок лет она писала об этом случае: «Власти уничтожали замечательную женщину Панкхерст, а я уничтожала замечательную женщину по мнению властей». Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилосьисточник не указан 557 дней. Картина перекликается со «Спящей Венерой» Джорджоне, хранящейся в Дрезденской картинной галерее, но у Тициана в облике богини больше чувственности.
Оставив на время свои любимые евангельские сюжеты «Мадонна с младенцем» и «Поклонение волхвов», он создал четыре заказные работы на темы античных мифов: «Паллада и кентавр», «Венера и Марс», «Весна», «Рождение Венеры». «Разве не странно то, что еще 50 лет назад Боттичелли считали «темным» художником переходного времени, который пришел в мире только для того, чтобы приготовить путь Рафаэлю», – писал в «Образах Италии» знаменитый историк искусства Павел Муратов. То, что показалось странным П. Муратову в начале XX столетия, еще менее понятным представляется нам: мы видим гениальность Боттичелли и мы и представить себе не можем, что в течении почти трех веков, где-то с середины 16 до середины 19 веков., мир оставался равнодушным к шедеврам Боттичелли. Флорентийцы прославляли свой город, не только сочиняя хвалебные послания. Правда, впоследствии утверждения маркиза были опровергнуты французским ученым С. Рейнаком. Боттичелли попал под его влияние: его работы стали более аскетичными и морализаторскими.
Все в композиции несет на себе отпечаток субъективного мира художника. Не построил своего дома, не свил семьи. (Николай Кун. Но все проще некуда: Тициан просто хотел показать нам, что брак должен ассоциироваться не только с верностью (собачка), но и с волнующей сексуальностью. Но даже если мы никогда не узнаем, чьи прекрасные черты запечатлел Боттичелли, несомненно одно: лицо Венеры – самое одухотворенное из всех, написанных художником идеальное воплощение того особого «боттичеллиевского» типа, который безошибочно узнается в произведениях мастера.
Этот принцип композиции и образности не является смешением античности и средневековья, как думали в конце 19 века, а созданием нового символического языка, включающего в себя переосмысленную античность и средневековье, опыт создания «исторической картины», а не просто «истории», в смысле Альберти. На картине изображен морской берег ранним утром, когда еще «. Согласно мифу, Венера влюбилась в очаровательного пастуха Адониса. Всмотритесь в лицо ребенка — он уже словно видит себя распятым. Спокойно идет среди диких зверей Афродита, гордая своей лучезарной красотой.
Боттичелли начал обучение у Филиппо Липпи и, сблизившись с кругами флорентийских интеллектуалов «золотого века», продолжил свое образование. Но это правда. В отличие от «Весны», «Рождение Венеры» написано на холсте. Весна (или Ора) в «Рождении Венеры», возможно, символизирует це-ломудренную любовь, а зефиры, согласно учению Платона, — чувственную, плотскую.