Диагональная композиция привлекает внимание к почти упавшему в озеро замшелому дереву. Картина была написана художником в 1881 году. Изобразительный ритм картины приближен к эпическому звучанию Слова о полку Игореве. С 1869 г. художники начал выставлять свои картины.
Он написал свой первый значительный пейзаж «Серенький день» в 1883 году. Лишь друзья и некоторые из критиков оценили картину как «самобытную, наполненную русским духом». Далеко за ним кружат птицы, а еще дальше горизонт замыкает силуэт синей горы.
В том числе:- Вещий Олег (Wise Oleg, 1899) – 344 000 фунтов стерлингов (май 2006)- Дети разоряют гнезда в лесу (Children Raiding Nests, 1874) – 181 000 фунтов стерлингов (май 2012). Мемориальный музей-квартира был создан усилиями сына и невестки художника. Он привез не только эскизы и наброски, но и большие эпические картины «Тайга на Урале. В это время художник рисовал иллюстрации к сказкам и литературно-педагогическим трудам Николая Столпянского — «Народная азбука», «Солдатская азбука».
Васнецов называл роспись храма главной работой своей жизни — он посвятил ей около 11 лет. Васнецов – основоположник особого «русского стиля» внутри общеевропейского символизма и модерна.
Вольный ветер собирает их в тучи, гуляет по выжженной солнцем земле. С первого взгляда понятно, кто из игроков безнадежно проигрывает, залез в долги, а кому удалось сегодня сорвать банк (судя по всему, не совсем честной игрой). Уже имеется Спасская Башня с часами, уже построен Собор Василия Блаженного (Покровский собор). Поддержкой стал брат Виктор, который был на 8 лет старше и в это время находился в Москве.
За ними – ветхозаветные пророки. Образ Царицы Небесной звучит лейтмотивом всего его религиозного творчества. Он жил в Замоскворечье. Некоторые из этих произведений (Три царевны подземного царства, 1881, там же) представляют уже типичные для модерна декоративные картины-панно, переносящие зрителя в мир грез. Там, в 1877 г., была создана картина «Акробаты (На празднике в окрестностях Парижа)». Однако Аполлинарий Васнецов рано стал сиротой.
В 1883-85 Васнецов выполнил монументальное панно «Каменный век» для Исторического музея в Москве, в 1885-96 большую часть росписей Владимирского собора в Киеве. Во время работы Виктор Васнецов изучал памятники раннего христианства в Италии, фрески Софийского собора в Киеве использовал знания иконописи и храмового зодчества, полученные в семинарии.
Когда ему было 10 лет, умерла матушка, а в 14 лет он потерял и отца. Жил в Петербурге и Москве. В сценках уличной и домашней жизни мелких купцов и чиновников, городской бедноты и крестьян Васнецов с большой наблюдательностью запечатлел различные типы современного ему общества («С квартиры на квартиру», 1876, «Военная телеграмма», 1878, - обе в Третьяковской гал. ). В русском стиле он видел не просто предлог для подражания старине, но и почву для воспроизведения таких свойств древнерусского зодчества, как органическая, «растительная» целостность и декоративное богатство форм. Особенно привлекало его XVII столетие.
Для учебы он направил сыновей в Вятское духовное училище, а затем – в семинарию, которая обладала обширной библиотекой и незаурядными преподавателями. Всего в музее имеется девять тысяч единиц хранения. Древний лес застыл в неопределенном ожидании. В работах Васнецова показаны святой и эпоха, в которую он жил. А движениям коней, развевающимся наветру конским гривам вторит желтый ковыль.
В академии Васнецов получил две малые серебряные медали за учебные работы, а через два года ему вручили Большую серебряную медаль за картину «Христос и Пилат перед народом». В 1874 году художник получил бронзовую медаль на Всемирной выставке в Лондоне за картины «Книжная лавка» и «Мальчик с бутылкой вина». В 1870-е гг. Дома много читали вслух, рисовали карандашом и акварелью.
Москва, сердце России, стала для него неиссякаемым источником вдохновения. После 1917 художник ушел целиком в сказочную тему, о чем красноречиво свидетельствуют заглавия последних крупных полотен: «Спящая Царевна», «Царевна-Лягушка», «Кащей Бессмертный», «Царевна Несмеяна», «Сивка-Бурка», «Баба-Яга», «Три царевны подземного царства», «Сирин и Алконост». Художник всегда был желанным гостем и в загородном доме и в знаменитой усадьбе «Абрамцево». Отдельное место занимает экспозиция, посвященная работам живописца и ученого. Среди этих живописных былин и сказок Васнецова – картины Витязь на распутье (1878, Русский музей, Санкт-Петербург), После побоища Игоря Святославича с половцами (по мотивам сказания Слово о полку Игореве, 1880), Аленушка (1881), Три богатыря (1898), Царь Иван Васильевич Грозный (1897 все картины – в Третьяковской галерее). 20 вв.
Вначале в экспозициях Академии, а затем и в выставках передвижников. В 1885 г. Виктор Михайлович Васнецов выполнил серию рисунков для оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка». В 1893 г. художник был избран действительным членом Академии художествВ 1885 г. по предложению русского историка А. В. Прахова Виктор Михайлович Васнецов начал работу над росписью Владимирского собора, которая продолжалась более десяти лет. Виктор Михайлович Васнецов умер 23 июля 1926 г. Картины талантливого художника являются украшением коллекций многих картинных галерей и музеев, в том числе Третьяковской галереи и Государственного Русского музея. За последние десять лет, т. е. Живопись Васнецова в зрелый период, отличаясь стремлением к монументально-декоративному художественному языку, приглушённому звучанию обобщённых цветовых пятен, а порой и обращением к символике, предвосхищает позже получивший распространение в России стиль «модерн». Очень скоро, благодаря стараниям Васнецова, в «Абрамцево» сложился дружный кружок, который состоял из молодых художников, музыкантов, артистов, литераторов, которые видели истоки своего творчества в русской культуре, в её истоках и её уникальности. Позже художник повторил эту икону над воротами со звонницей, ведущими к собору Христа Спасителя в Санкт-Петербурге (Спаса-на-водах) – храму-памятнику погибшим в Цусимском сражении морякам. Для своей картины Аленушка художник долго не мог найти модель. Полотно Васнецова «Богатыри» стало одним из первых обращений к былинному сюжету в истории русской живописи.
Позже, после 1885 года, он напишет после поездки на южный Урал «Каму» – большое полотно, столь же мрачное, могучее и суровое. Поленов. Сам художник считал, что более всего ему удались «Сумерки», где он изобразил большую одинокую сосну на фоне стремительно покрывающегося ночной мглой неба и одинокого путника.
Им была также разработана декоративная композиция фасада Третьяковской галереи (1906) с гербом Москвы (св. Пейзажные фоны произведений Васнецова на сказочные и исторические темы, проникнутые глубоко национальным ощущением родной природы, то замечательные лирической непосредственностью её восприятия («Алёнушка»), то эпические по характеру («После побоища Игоря Святославича с половцами»), сыграли важную роль в развитии русской пейзажной живописи. Её, но в большем масштабе, Васнецов повторил в алтаре Владимирского собора.
В 1880 году на выставке коллег-передвижников Виктор Васнецов выставляет картину «После побоища Игоря Святославича с половцами». Брат, зная о художественных способностях подростка, посоветовал ему заниматься рисованием. Суриков, В. Серов, К. Коровин, В. Поленов, М. Врубель, М. Нестеров). Современники Виктора Васнецова называли его создателем русской Мадонны.
Благодаря своему таланту и любви к родине, Васнецов стал поистине народным художником. Этим Васнецов показал равенство всех перед Судом Божиим. Среди них есть персонажи в царском и церковном облачении. с 2004 г. по 2014 г. на аукционах Sothebys продано 8 работ Виктора Михайловича Васнецова.
В 16 лет Аполлинарий закончил духовное училище и переехал в Петербург. С общей направленностью станковой живописи Васнецова 1880- 1890-х гг. Его учителем стал польский ссыльный художник Эдвиро Андриоли. Посетил Францию (1876) и Италию (1885). Уже в этом небольшом по размеру произведении намечена та монументальная иконография Пресвятой Девы, которой художник будет верен до конца своих дней и которую можно именовать васнецовской. Синяя гора».
Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) родился в селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии в семье сельского священника Михаила Васильевича Васнецова. В 1858-1862 г. г. Итоговое произведение Васнецов написал маслом на холсте. Отличающиеся народно-поэтическим складом декорации и костюмы к пьесе-сказке «Снегурочка» А. Н. Островского (поставлена в домашнем театре С. И. Мамонтова в 1882) и одноимённой опере Н. А. Римского-Корсакова (в Московской частной русской опере С. И. Мамонтова в 1886) исполненные по эскизам Васнецова, - пример творческой интерпретации подлинного археологического и этногр материала, - оказали большое влияние на развитие русского театрального-декорационного искусства в конце 19 — нач. тесно связаны его работы для театра.
Очевидно, что здесь сказалась увлеченность Васнецова народным искусством. Аполлинарий Васнецов Кремль хорошо видел из окон квартиры, в которой жил. Аполлинарий Васнецов в 1890-1891 годах совершил большую поездку по Уралу и Сибири. Его приобрел В. Третьяков. Во время жизни в Петербурге Виктор Васнецов создавал полотна бытового жанра — «Нищие певцы», «С квартиры на квартиру», «Рабочие с тачками». Васнецов написал «Три царевны подземного царства», «Ковёр-самолет» и «Битва скифов со славянами». Это произведение просто пугает мощью природы.
Эпические черты, которыми будут сильны картины А. Васнецова, проявляются еще мимолетно в полотнах «Родина» и «Сумерки» (1889 год). Но художник не был доволен собой. Вокруг Его головы очерчен восьмиугольный нимб, характерный для первой ипостаси Троицы. Судя по постройкам, это последний Кремль, который сооружали при Иване III. В семье соседствовали деревенский и городской уклад. В мастерской на мольберте стоит последняя завершенная работа мастера.
В годы учёбы выполнял рисунки для журналов и дешёвых народных изделий («Народная азбука» Столпянского изд. Нестеров, П. Корин, И. Билибин).
Некоторых святых Васнецов наделил портретными чертами своих современников (например, князь Владимир в Крещении Руси и Крещении Владимира напоминает Владимира Соловьева известного философа и поэта рубежа XIX-XX вв. ). Некоторые из этих произведений (Три царевны подземного царства, 1881, там же) представляют уже типичные для модерна декоративные картины-панно, переносящие зрителя в мир грез. С 1878 член Товарищества передвижников. в 1867 «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя изд. в 1874). Он – Творец мира, отдавший Свое творение людям и видящий его осквернение.
Художник говорил: «Нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма». Не менее велико было влияние художника и на советское искусство и культуру именно в васнецовские буденновки (или как они первоначально назывались — богатырки), разработанные художником для одного-единственного праздничного парада царской армии, в силу особого стечения обстоятельств стали формой той армии, которая в 1918-1922 восстановила единство страны и дала отпор иностранной интервенции. Три комнаты – кабинет, мастерская и гостиная – знакомят с личными вещами художника. Отец старался дать детям образование. Несмотря на то, что критики и общественность благосклонно отнеслись к творчеству художника, картиной «Преферанс» Васнецов закончил жанровую живопись. По его эскизам в Абрамцеве были выстроены церковь в духе средневековой псковско-новгородской традиции (1881-82) и шутливо-сказочная «Избушка на курьих ножках» (1883).
Небо мглистое, бессолнечное. Среди этих живописных былин и сказок Васнецова – картины Витязь на распутье (1878, Русский музей, Санкт-Петербург), После побоища Игоря Святославича с половцами (по мотивам сказания Слово о полку Игореве, 1880), Аленушка (1881), Три богатыря (1898), Царь Иван Васильевич Грозный (1897 все картины – в Третьяковской галерее). Здесь были задуманы и осуществлены полностью или частично многие произведения художника.