А еще художник уделял огромное внимание мельчайшим деталям, что дает право судить о наблюдательности и остром уме ван Эйка. Таким образом, вместе с голубем в центре нижнего яруса — символом Св. Интерьер алтаря состоит из «Поклонения ягненку» изобличающий великолепный пейзаж, а также расположенных выше картин, показывающих Бога Отца возле Девы, Иоанна Крестителя, ангелов играющих музыку, Адама и Еву.
Духа — это изображение образует Троицу. Произведения эти совсем невелики по размерам и исполнены маслом на деревянной доске. Ван Эйк был чуть ли не первым, кто подписал свое полотно.
Творчество Ван Эйка знаменует собой переход от традиций Северной готики к новой традиции известной как Северное Возрождение.
Ван Эйк сопоставляет в картине разные возрасты: младенчество, юность, молодость, зрелость, старость. Могли ведь дружить зажиточные бюргеры и художник. Написанный в такой же тончайшей ювелирной технике, что и портрет известный под именем «Тимофей», он представляет собой подобное же погрудное изображение, но дает абсолютно иной образ – властного, решительного и недоброго человека с острым носом, плотно сжатыми тонкими губами и сверлящим взглядом маленьких карих глаз.
Десять медальонов с изображением страданий Христа украшают его раму. Ян ван Эйк поместил этот сюжет в реальное бытовое окружение — комнату Богоматери. Вместо классической фразы «полотно написано тем-то» художник написал «Ян ван Эйк был здесь», подкрепляя версию того, что он – один из свидетелей изображенных в отражении зеркала.
Обычно эта надпись интерпретируется так, что именно Хуберт ван Эйк (ум. Пламя горящей свечи означало всевидящего Христа— свидетеля брачного союза. Как известно, он принадлежал вышеупоминавшейся Корпорации художников и шорников и каждый год в день праздника св. Красочно описал этот шедевр Э. Фромантен: «Прошли века. Молодая пара изображена в рост, в интерьере собственной комнаты. О старшем брате Губерте сохранилось мало сведений. Обширный луг, весь испещренный весенними цветами. Что может быть великолепнее его облачения.
Но сильный дух сурового каноника торжествует над немощью его плоти. Один из них носит условное название «Тимофей», так как имя это художник поставил внизу на парапете вместе с девизом Leal Souvenir (Преданная верность) и латинской надписью «Сделано Иоанном де Эйк в год господен 1432, в десятый день октября». Некоторые исследователи приписывают ему несколько лучших листов («Отпевание» и «Взятие Христа под стражу», 1415–1417), так называемого Туринско-Миланского часослова исполненных для герцога Беррийского. 1434». Вероятно и композиционный замысел алтаря принадлежал ему.
Самой известной и самой спорной работой ван Эйка был один из его первых запрестольных образов, Гентский алтарь (1432) – полиптих, состоящий из двадцати панелей в церкви святого Бавона в Генте. Именно таким считается полотно «Портрет четы Арнольфини» (1434 год). Особое место в портретном творчестве Яна ван Эйка занимает Портрет четы Арнольфини (1434, Лондон, Национальная галерея).
Каноник ван дер Пале предстает перед Мадонной, сидящей на троне в замкнутом тесном пространстве. Ян ван Эйк умер в 1441 году в Брюгге. На одном из них изображены святой Юлиан и святая Марта, перевозящие Христа через реку. В центре — алтарь, покрытый пурпурной тканью на алтаре — Белый агнец. Платье с таким впечатляющим шлейфов невозможно было носить без посторонней помощи.
Кроме того, этот прием позволил художнику сопоставить фактуры разных материалов, на белой ткани подчеркнуть красивый силуэт ноги. Писал Ян ван Эйк картины, которые могут показаться странными. То, что этот человек не принадлежит к аристократии, видно по его деревянным башмакам.
Донациан облачен в роскошную епископскую ризу из синего бархата, тканного по золотой парчовой основе. Из-за этого противоречия, атрибуция панелей, которые несколько отличаются по размерам и даже по стилю имеет различия, в соответствии с доводами учёных изучавших эту проблему. Один из них, по-видимому, сам художник, о чем гласит надпись над зеркалом: «Иоханнес де Эйк был здесь. На оси симметрии картины находится зеркало, которое висит на задней стене комнаты. Надпись над зеркалом «Иоханнес ван Эйк был здесь 1434» указывает на то, что одним из свидетелей является сам художник. Экспериментируя с реализмом, Ян ван Эйк добился поразительной точности, необычно приятных различий между качеством материалов и природным светом.
Старость избороздила его лицо морщинами, складками, сделала обвисшей кожу, о чем ван Эйк свидетельствует с объективной точностью, кажущейся беспощадной. Он был захвачен англичанами после поражения войска Жозефа Бонапарта. Крупнейшее произведение ван Эйка – знаменитый Гентский алтарь, начатый, согласно позднейшей надписи на внешних створках, старшим братом ван Эйка Хубертом (работал в 1420-х годах в Генте, умер около 1426) и законченный Яном в 1432. Вместе с тем они создают ощущение достоверности происходящего. Кажется, что женщина беременна: живот увеличен, она стоит, отклонив корпус назад и положив руку на живот. Таков, например, один из наиболее ранних в этом ряду Портрет кардинала Альбергати (1431—1432, Вена, Музей истории искусства).
По всей вероятности, Ян начал свою деятельность с миниатюры. Из этих произведений наиболее известны Мадонна канцлера Ролена (ок. «Супруг мой Ян закончил 17 июня 1439 г. Возраст мой 33 года. Фигура младенца нарисована в сложном повороте, над которым художник много работал. Может быть, более, чем в каком-либо другом своем произведении, ван Эйк находит для образа богоматери черты подлинно национальной фламандской красоты.
Донациану, патрону церкви, который, в свою очередь, смотрит на них. Нежнейшая легчайшая моделировка лица при близком рассмотрении кажется прозрачной.
Перед зрителем предстают реальные люди в своей бытовой среде. Позднее картина попала в Испанию. По краям коленопреклоненные фигуры — портреты заказчика алтаря и его супруги. Немало путешествовал, посетил Испанию, Португалию и другие страны.
Они одеты в нежные цвета: в бледно-голубые, синие, розовые и лиловые. Сегодня эта работа хранится в Лондонской национальной галерее. Это были слова на родном фламандском, французском, греческом, латинском языках иврите.
При жизни пользовался уважением среди художников и заказчиков.
Облик каждого глубоко индивидуален. Ян ван Эйк умер в Брюгге в июле 1441 г. (дата похорон – 9 июля 1441). Искупление свершилось.
Л. Д.
Этот шедевр был создан двумя братьями, Яном и Хубертом и завершен в 1432 году. Мы не знаем, какой момент из жизни четы запечатлен. Далее. До сих пор она остается самым достойным украшением музейного собрания. Св. Не позднее 1426 г. была написана «Мадонна в церкви» – одна из ранних работ Ван Эйка.
В одной из них он написал портрет невесты графа Бургундского. Живопись наружных створок почти монохромна. Наиболее ранние — «Стигматизация Св. Основное содержательное начало сосредоточивалось теперь на внутренних частях складня. Образ св.
Почти половину живописной поверхности портрета занимает красное пятно облачения кардинала. Образ богоматери у ван Эйка наделен идеальными чертами. Мученики, по большей части епископы, — в синих облачениях. Ян ван Эйк был счастливым художником. Жил художник в Лилле, Турне, Генте и главным образом в Брюгге.
Ван Эйк работал маслом, что для его времени было новаторством. Известный итальянский художник и историк искусства XVI века Джорджо Вазари даже считал нидерландского мастера изобретателем масляных красок. Художник создает первый в истории искусства Европы парный портрет – изображение купца Джованни Арнольфини и его супруги, проникнутый замысловатой символикой, но в то же время – и интимно-лирическими переживаниями. Известные картины Яна ван Эйка: «Портрет четы Арнольфини», «Тимофей», «Мадонна в церкви», диптих «Распятие и Страшный суд», «Мадонна канцлера Ролена». Ян ван Эйк родился в Северных Нидерландах в г. Маасэйк. Это было в Португалии и звали девушку Изабеллой.
Предположительно, он появился на свет на севере Голландии в конце XIV века. Как видно из названий, в картинах представлены заказчики, обращающиеся к Богоматери. Гентский алтарь находится ныне в той же церкви св.
Реализм подкреплен еще и техникой. Таким образом, весь основной труд по созданию величественного алтаря пришелся на долю младшего брата, который и закончил его в 1432 году. Сохранившиеся портреты Яна ван Эйка относятся уже к следующему десятилетию. В центре верхнего ряда художник поместил Бога-Отца в папской тиаре. Кто был изображенный ван Эйком человек, – мы не знаем, но его некрасивое скуластое лицо с плоским носом и маленькими глазами поражает своей жизненностью.
Для него художник выполнял работы для дворца в Гааге. Здесь же художник мог раскрыть все свое композиционное и колористическое дарование.
В корону, которую ангел держит над ней, — как блещет она в тени. Считается, что в конце жизни Арнольфини постигло банкротство. На самом деле он применял новые составы, добиваясь особой глубины и светосилы цвета. Имеют его и яблоки и собачка и четки и горящая в люстре свеча.
Достоверно известно, однако, что уже в 1426 году Хуберт умер. Вот таким образом многие его последователи имели неудачные попытки повторить технику его письма. В нижнем ярусе представлены отдельные фигуры: в середине — образы двух Иоаннов — Крестителя и Евангелиста исполненные гризайлью в виде статуй. В ней горит только свеча над мужчиной, а над женщиной свеча погасла. Дали тонут в голубой дымке, на фоне ясного неба вырисовываются силуэты городских башен и церквей.
Судьба алтаря складывалась непросто. Выделены цветом лишь их алые одежды разного оттенка. Теперь жизнь Яна проходит в городах Фландрии — Генте, Брюгге. Это творение явило собой новое слово в искусстве Северной Европы. Он начинает развиваться в Северной Европе лишь с конца XIV века. О хорошем образовании Яна можно судить по надписям, которые он оставлял на своих работах.
Еще со времен Средневековья удерживалась традиция наделять предметы символическим смыслом. Но, передавая все эти вещи, художник прежде всего выдает свое умиленное восхищение полнотой и многообразием бытия, где нет для него ничего, нестоящего внимания.
Этот живописный метод позволил ван Эйку достигать исключительной глубины, богатства и светосилы цвета, тонкости светотеневых и красочных переходов. Подобный прием пространственной игры будет вскоре перенят у ван Эйка многими последователями. Ян ван Эйк Картины и биография Яна ван Эйка Ван Эйк (van Eyck) Ян (около 1390–1441), нидерландский художник.
И, наконец, ум давал ему возможность глубоко проникать в смысл задуманного произведения». В поисках монументальности и значительности образа мастер использует возможности колорита. Однако многие исследователи считают, что «Портрет четы Арнольфини» находился в обозе с произведениями искусства, который французы отправили в Париж в качестве трофеев.
Выдающейся заслугой Ван Эйка является усовершенствование технологии масляной живописи, он первым стал использовать лессировку, получившую название «фламандской манеры». Художник владел перспективным изображением и, соединяя его с передачей света, создавал пластический эффект, до тех пор недостижимый. При жизни его картины ценились, он занимал достаточно высокое положение в обществе. Бавона, для которой он создавался. Ян Ван Эйк начинал вместе с Губертом как миниатюрист, развив достижения братьев Лимбургов.
На первом плане слева — коленопреклоненные пророки и большая группа стоящих людей. Алтарные преграды украшались обычно скульптурой — круглой или рельефной. в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, затем в Португалию. Его работы многое сближало с традициями поздней готики (отвлеченно-мистическая трактовка темы, условность в передаче пространства, мало выраженный интерес к образу человека).
Самой значительной работой художника является «Гентский алтарь». Это работа двух батьев, Яна и Губерта, оконченная в 1432 году, украшает собор в Бельгии. Это — Небесный Иерусалим, да и весь пейзаж — это воплощение представлений о рае. По его поручению он посещает в 1427—1429 годах Испанию и Португалию, где должен был написать портреты тамошних принцесс, возможных невест герцога. В 1422–1424 годах он работал при дворе Иоганна герцога Баварии, графа Голландии, в Гааге.
Христос родился и умер. У его ног — царская корона — атрибут Христа. В ней нет ничего от тех женственных образов, которыми мы восхищаемся в картинах ван Эйка. Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью.
Он впервые применил систему рефлексов используя светосилу цвета. Перед нами не застылая маска, где художник лишь фиксирует определенные физические приметы, а живой человек, погруженный в свои мысли, с устремленным вперед задумчивым и рассеянным взглядом.
Первый же зал имеет иное оформление. Одним из первых он освоил пластические возможности масляной живописи используя тонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого (фламандская манера многослойного прозрачного письма). Вершина творчества ван Эйка – монументальные алтарные композиции Мадонна канцлера Ролена (около 1436, Лувр, Париж) и Мадонна каноника ван дер Пале (1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге). Герои изображены в праздничной одежде, но в простом интерьере.
Вглядитесь в волосы мадонны — что в мире может быть мягче их. Латинская надпись на раме утверждает от имени портретируемой. Как выразительны, как значительны черты коленопреклоненного канцлера Бургундии.
Теперь их можно было бесконечно варьировать по цвету, добиваясь невиданных ранее оттенков. Красивыми струями вода падает в мраморный бассейн.
Это необычайно тонко, точно и живо. Никакие драгоценности не украшают ее. На лицах людей лежит печать особого спокойствия, достоинства, душевной ясности. Любимов не скрывает своего восхищения: «Блещут каменья, красками сияет парча и притягивают неотразимо взор каждая пушинка меха и каждая морщина лица. Известно, что работу над знаменитым Гентcким алтарем в церкви Св.
С 1425 он работал живописцем при дворе бургундского герцога Филиппа Доброго. Согласно документам, его похоронили 9 июля 1441 года. Казалось бы, такая незаметная на первый взгляд подробность — св.
В XVIII веке она входила в королевские коллекции в Мадриде. Среди работ ван Эйка, которые сохранились, самой великой является «Гентский алтарь» – в соборе Сент-Бавон в Генте, Бельгия. Судьба художника Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна.
Дальнейший процесс развития алтарной композиции привел в начале XV века к созданию чисто живописного алтаря. Постепенно складывается тип алтаря из нескольких расписных деревянных створок, которые могли закрывать для лучшего сохранения центральной части, оставшейся скульптурной. Так же там много картин изображающих бога, ангелов, Адама и Еву. В 1427 г. посетил Турне. Подражание Мемлинга в картине «Обручение св.
Взять хотя бы головные уборы. Он стал приближённым герцога и провёл несколько секретных миссий для него, включая поездку (1428–1429) в Испанию и Португалию в связи с переговорами, которые привели к браку (1430) Филиппа Бургундского и Изабеллы Португальской. Другое крыло потеряно, но копии того времени подтверждают это.
Ему и Гумберту приписывают миниатюры Туринско-Миланского часослова. Замыкают верхний ряд фигры легендарных прародителей человечества Адама и Евы. Супружеская пара изображённая на полотне ван Эйка, богата. Бавона была освящена именем Иоанна Крестителя). Многие художники стремились улучшить старинные рецепты. Эта смесь позволяла также смягчать и нюансировать цвета.
Правда, многие предметы наряду с чисто бытовой характерностью имеют «говорящий» символический смысл (так, пара деревянных туфель символизирует неразлучность, а метелка у стены — чистоту невесты, собачка у ног изображенных — аллегория верности и т. д. ). Мария оказывается и удаленной и вместе с тем близкой. Плюс жена ван Эйка родила в тот же год, что было написано полотно.
Предметы, находящиеся в комнате Марии, для человека той эпохи заключали важный символический смысл. Женщина стоит около постели, что подчервикает ее роль хранительницы очага. Полагают, что художник показал обряд бракосочетания. Судя по сохранившимся архаическим частям алтаря — «Поклонение агнцу», фигуры Бога Отца, Марии и Иоанна Крестителя, — Губерта можно назвать мастером переходного периода. Луки, покровителя живописцев, выставлялся для обозрения. Вот таким образом она отличается изумительным эффектом внутреннего свечения.
Властность и уверенность в себе ясно читается в лице канцлера Бургундии Николаса Ролена. В 1428 году Иоанн Баварский умер и мастер перешел к бургундскому герцогу Филиппу Доброму. Голову украшает скромная диадема, Строгость, простота, скромность— достоинства Марии, воплощены в зрительном образе, сочетающем чувственную конкретность земной женщины с величавой торжественностью «царицы небесной». Как умею». В настоящее время этот шедевр хранится в Риме.
Лишь в ХХ веке алтарь (за исключением одной створки, похищенной в 1934 году и замененной хорошей копией) вернулся в церковь св. Здесь художник вновь демонстрирует свое блестящее мастерство портретиста. В 1431 он купил себе дом, а через несколько лет женился. Гентский алтарь состоит из 25 картин, включающих более 250 персонажей. К Богу-Отцу повернуты фигуры Богоматери и Иоанна Крестителя. Среди зрелых произведений художника такие шедевры, как «Луккская Мадонна», «Мадонна каноника ван-дер-Пале» (1436), «Мадонна канцлера Ролена», где в образе канцлера, с его монументальной фигурой и суровым лицом, как бы отразилась целая жизнь.
Да и рука, лежащая на животе, может быть символом женского начала. Конечно, ему должны уступить Фидиас и Апеллес, даже Поликлет был ниже его по искусству. Его суровое лицо бесстрастно. В начале XVI века «Чета Арнольфини» принадлежала Маргарите Пармской, наместнице Нидерландов. Портрет таит в себе немалую интенсивность духовной жизни. Большое свободное пространство отделяет священный символ от всего остального.
Первые документированные сведения о Яне ван Эйке относятся к началу 1420-х годов, когда он работал в Гааге по заказам правителя Голландии Иоанна Баварского. Богоматерь с младенцем представляет собой центр и смысл всей композиции. Птица в руках Христа, возможно, символизирует человеческую душу. В «Мадонне канцлера Ролена» крупный государственный деятель времен Филиппа Доброго показан, в отступление от принятой традиции, без своего святого покровителя его голова находится на одном уровне с головой Марии. Фрукты (по одной версии, апельсины, по другой, – яблоки) могут говорить как о достатке семьи, так и символизировать чистоту и невинность.
Ван Эйк написал ее портрет. Работал в Лилле и Генте, в 1431 г. приобрёл дом в Брюгге и прожил там до самой смерти. А мог и сам подарить по дружбе.
Правда и тут не обошлось без загадок. Георгий. Так же поступил и ван Эйк. Достижением живописца Ван Эйка являются его портреты, максимально точно изображающие действительность и отличающиеся точной графикой.
Он прославился написанием портретов и сюжетов на религиозные темы. Но это не так. Кисти ван Эйка, помимо картин, являющих обычный тип портрета, принадлежит уникальное произведение этого жанра «Портрет четы Арнольфини». Юная невеста с робкой и нежной доверчивостью вкладывает свою руку в руку жениха.
Он— в мантии, отороченной, может быть, даже подбитой, норкой или соболем, по бокам с разрезом, что позволяло ему свободно двигаться, действовать. Пара – представители зажиточного бюргерства, о чем говорит их одежда. Необычайна сложность построения алтаря. Таким образом осуществляется внутренняя связь персонажей, представленных в композиции, не имеющей определенного сюжета, то есть дан тот тип ее, о котором мы уже упоминали в связи с рассказом о Мемлинге, несомненно не только видевшем, но и внимательно изучавшем работу Яна ван Эйка.
Ее обаяние заключено в каком-то особом духовном аристократизме. В «Мадонне каноника ван дер Пале» престарелый священник изображен так близко к Богоматери и своему патрону св.
Драгоценности сверкают и переливаются на пылающем пурпуре, любимом цвете ван Эйка. Родился он в Северных Нидерландах, но дата его рождения осталась неизвестной.
Его губы плотно сомкнуты, брови сдвинуты в переносице, взгляд обращен к св. Приписывается Ван Эйку и авторство некоторых ранних алтарей, как, например, «Распятие». По этой причине присутствие свидетелей было необязательно. Это особенно заметно по одежде. Что и говорить, красота – страшная сила. Получилось пространство, наполненное символами. С портрета на нас смотрит женщина с поразительно характерным и умным лицом.
В этих двадцати фигурах — сжатый очерк духовной жизни до и после Христа. Итальянский купец, представитель банкирского дома Медичи в Брюгге изображен в брачном покое с молодой женой Джованной Ченами. По-французски они назывались «колдуньями», поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя. Собачка – признак благосостояния, символ верности и преданности.
Бавона в Генте начал именно он. Нет ничего более изысканного, чем эффект двух отчетливо видимых вдали торжественных процессий, выделяющихся пятнами светлой или темной лазури на строгом фоне священного леса. Таким образом, здесь перед зрителем представала жизнь, разворачивающаяся на земле. По существу, он превратил этот вид искусства из побочного в самостоятельный жанр. Старый каноник стоит на коленях, держа в руках молитвенник и очки.
Впервые Ян Ван Эйк упоминается в 1422, уже как мастер, поступивший на службу к герцогу Голландии Иоанну Баварскому. Но тем самым он сконцентрировал на ее лице все свое внимание.
Их славят музицирующие и поющие ангелы. В 1427 – 1428 гг. Выпуклые зеркала были более доступны.
Это роспись на религиозную тему, показывающую, как ангел Гавриил пришел к Деве Марии. Картина была заказана художнику каноником церкви св. Франциска» и «Мадонна в церкви». Св.
Отсюда, слева, выходит длинное шествие Мучеников, а справа — шествие Святых жен, с розами в волосах и с пальмовыми ветвями в руках. Донациана, основанных каноником ван дер Пале. Пусть сопровождается слезами непоправимое дело, а ты моли Бога, чтобы он жил на небе». Ему многим обязаны все крупные нидерландские художники во главе с Рембрандтом.
По их работам можно было узнать стиль Яна Ван Эйка. Надо сказать, что его весьма ценили и без заказов он не сидел. Мало жестов и мало позы.
Введением новых составов смол или эмульсий усовершенствовал технику масляной живописи. Вишня за окном – пожелание плодовитости в браке. Выполняя дипломатические поручения своего покровителя, ездил в Португалию (1428—29), где вел переговоры о браке своего патрона с португальской принцессой Изабеллой. Мужчина изображен у открытого окна, что говорит о его связи с внешним миром.
Многие написал Ян ван Эйк картины. 1435, Париж, Лувр) и Мадонна каноника ван дер Пале (1436, Брюгге, Музей Грунинге). Одним из первых он освоил пластические возможности масляной живописи используя тонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого (фламандская манера многослойного прозрачного письма).
Отличительной особенностью работ этого художника было то, что их трудно было скопировать. Документы свидетельствуют, что в 1432–1433 годах ван Эйк купил дом в Брюгге. В пользу этого исследователи указывают на портретное сходство изображенной дамы и жены художника, а также на статуэтку святой Маргариты (изображена над кроватью) – она якобы намекает на имя героини. Яну принадлежат несколько картин на религиозные темы, созданные после завершения алтаря.
Другие черты подчеркнуты в канонике ван дер Пале. Ян ван Эйк, картины которого можно изучать часами, родился в Нидерландах (сейчас городок Маасейк расположен на территории Бельгии) в конце четырнадцатого века. Крупнейшее произведение ван Эйка – знаменитый Гентский алтарь, начатый, согласно позднейшей надписи на внешних створках, старшим братом ван Эйка Хубертом (работал в 1420-х годах в Генте, умер около 1426) и законченный Яном в 1432. Хотя масляные краски употреблялись уже в XIV веке, но ван Эйк, по всей вероятности, создал новую смесь красок, возможно, темперы с маслом, благодаря которой достиг невиданной дотоле светоносности, а также лак, придающий картине непроницаемость и блеск. С 1425 г. он – художник и придворный герцога Бургундского Филиппа III Доброго.
Они позволяют считать его самым значительным мастером портретной живописи в Северной Европе той поры. Георгий, представляя старого каноника, чуть наступает ногой на край его белого стихаря. Небольшое полотно изображает Богоматерь с младенцем Иисусом в помещении церкви.
Частная жизнь художника протекала вне двора, в среде городского бюргерства, к которому он принадлежал. А на последнем плане — далекие синие горы. Она— в платье, отороченном мехом горностая, с длинным шлейфом, который при ходьбе должен был кто-нибудь нести. Ян ван Эйк (1385/1390-1441) родился в Нидерландском городе Маасейк. Около 1430 года Ян ван Эйк поселился в Брюгге. Именно эта выразительность, эта одухотворенность индивидуального человеческого лица придают портрету Тимофея его исключительное значение в портретном искусстве того времени.
Портрет человека в красном тюрбане – это третий шедевр ван Эйка в Национальной галерее. Контекст Арнольфини были большой купеческой и банкирской семьёй имевшей в то время отделение в Брюгге. Портрет вставлен в деревянную раму имитирующую порфир. Часто при этом роспись наружных створок исполнялась гризайлью (монохромно), как бы имитируя скульптуру. Следующая Мадонна — «Мадонна канцлера Ролена» (1435) — одно из лучших произведений мастера. «Мадонна в церкви» – одна из ранних работ, она выполнена в технике поочередного нанесения слоев масляных красок на отшлифованную белую гипсовую грунтовку, покрытую лаком.
С 1425 года становится придворным живописцем герцога Бургундского Филиппа Доброго. Художник безупречно владел кистью (его полотна отличаются ювелирной филигранностью исполнения), при этом отличался исключительной скромностью: его девизом было — «Как могу». Такую же восторженную оценку дал через полтора века голландский художник и биограф нидерландских художников Карел ван Мандер: «То, что ни грекам, ни римлянам, ни другим народам не дано было осуществить, несмотря на все их старания, удалось знаменитому Яну ван Эйку, родившемуся на берегах прелестной реки Маас, которая может теперь оспаривать пальму первенства у Арно, По и гордого Тибра, так как на ее берегу взошло такое светило, что даже Италия, страна искусств, была поражена его блеском». Впереди «Источник жизни». От этих многочисленных продуманных сопоставлений и характеристик рождается твердая уверенность в торжестве материальной красоты мира.
Кстати, есть гипотеза, что на картине ван Эйк изобразил себя с супругой Маргаритой. Подобный прием — сочетание яркого пятна одежды и выделенного светом лица, характерен и для других погрудных портретов мастера (Портрет Маргареты ван Эйк, жены художника, 1439, Брюгге, Музей Грунинге). Родиной братьев Ван Эйк считается город Маасэйк. На его сияющей золотом воинской одежде играет свет от свечей и окон. Одной из ранних работ ван Эйка, датированной примерно 1425 годом, стала «Мадонна в церкви». Итак, называйте безжалостными Парок, которые похитили у нас такого мужа.
За двести лет до Рембрандта ван Эйк закладывает почву для его будущих «психологических» портретов, открывая за внешними чертами внутренний мир человека. Плюс рукопожатие не характерно для свадебных церемоний. В нем христианский символизм причудливо сочетается с предельным натурализмом. Стиль Эйка основывался на неявной силе реализма, послужил важным подходом в позднем средневековом искусстве. Развивая и обогащая достижения своих предшественников, прежде всего Р. Кампена, он превращает традиционную сцену поклонения Богоматери в величественное и красочное изображение зримого, реального мира исполненное спокойной созерцательности. Погрудные, обычно изображающие модель в трехчетвертном повороте портреты ван Эйка (Тимофей, 1432, Портрет мужчины в красном тюрбане, 1433, – оба в Национальной галерее, Лондон портрет жены художника Маргареты, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге) отличаются строгой простотой и отточенностью выразительных средств.
Донациану, но вместе с тем выражает напряженную работу мысли. Главным в творчестве ван Эйка было утверждение мира реальности. Его митра украшена драгоценными камнями так же, как и крест в левой руке. Господа, чтобы не испачкаться в уличной грязи, ездили верхом или в носилках. Вся поверхность центральной стены покрыта обшивкой из балегемского камня, на стене помещена только одна картина Яна ван Эйка «Богоматерь каноника ван дер Пале».
Последние слова, разумеется, принадлежат самому художнику. Как держать кисть в руках и основам художественного ремесла его обучил брат. Трон украшен драматическими скульптурными группами «Убийство Каином Авеля» и «Борьба Самсона со львом», а также статуэтками Адама и Евы в маленьких нишах.
Бавона. Похоронен в церкви св. Герцог всецело доверял Яну ван Эйку и неоднократно направлял его с секретными миссиями в Испанию и Португалию (1428-1429 г. г. ), результатом которых стал брак Филиппа Бургундского и Изабеллы Португальской в 1430 г. Самым крупным и знаменитым произведением Яна ван Эйка считается Гентский алтарь, работу над которым он начал вместе с братом Хубертом.
Донациана – для нее он исполнил «Мадонну каноника ван дер Пале», на короткое время похищенную оттуда наполеоновскими захватчиками.