Долгое время считалось, что на картине изображены Джованни ди Арриджо Арнольфини со своей женой Джованной Ченами, но в1997 годубыло установлено, что они заключили брак в1447 году, на 13 лет позже появления картины и спустя 6 лет после смерти ван Эйка. Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Яна Ван Эйка. Смысловым центром картины Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» являются соединенные руки персонажей.
Его картины привлекают взор внутренним сиянием, а также тонким мастерством, которым владел великий Ян ван Эйк. Теперь вам известно содержание картины ван Эйка «Портрет четы Арнольфини». «портрет четы Арнольфини» (нидерл. Portret van Giovanni Arnolfini en zijn vrouw)— картина Яна ван Эйка, первый известный в европейской живописи парный портрет2.
Напротив, Джованни ди Николао жил в Брюгге с 1419 года (возможно даже, что он поселился там раньше) и вполне возможно, что он познакомился с художником задолго до создания двойного портрета известен его портрет работы ван Эйка. Обычно эта надпись интерпретируется так, что именно Хуберт ван Эйк (ум. В частности, по мнению Хокни и Фалько, при работе над «Портретом четы Арнольфини» ван Эйк использовал вогнутое зеркало, обводя перевёрнутые проекции изображаемых предметов на основе картины или даже нанося по проекции краски. Тонкая пленка краски поглощала падающий на полотно свет, оттуда и появлялось внутреннее сияние. С помощью масла художник достигает в живописном изображении реализма высшей степени34.
«Мадонна в церкви» – одна из ранних работ, она выполнена в технике поочередного нанесения слоев масляных красок на отшлифованную белую гипсовую грунтовку, покрытую лаком. Если же женщина— Маргарита ван Эйк, тогда мужчина рядом с ней— её муж, художник, а надпись «Ян ван Эйк был здесь» (лат. Johannes de eyck fuit hic 1434) свидетельствует о том, что ван Эйк изобразил себя69. На одном из них изображены святой Юлиан и святая Марта, перевозящие Христа через реку.
Судьба художника Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна. Как умею». Герасимов пришёл к выводу, что на двойном портрете изображена Маргарита ван Эйк70.
С исключительным реализмом и неприкрашенной выразительностью изображены на внешних створках алтаря обнаженные фигуры Адама и Евы. Правда, многие предметы наряду с чисто бытовой характерностью имеют «говорящий» символический смысл (так, пара деревянных туфель символизирует неразлучность, а метелка у стены — чистоту невесты, собачка у ног изображенных — аллегория верности и т. д. ). Красочно описал этот шедевр Э. Фромантен: «Прошли века. Мало жестов и мало позы.
Казалось бы, такая незаметная на первый взгляд подробность — св. Как видно из названий, в картинах представлены заказчики, обращающиеся к Богоматери. Трон украшен драматическими скульптурными группами «Убийство Каином Авеля» и «Борьба Самсона со львом», а также статуэтками Адама и Евы в маленьких нишах. По всей видимости, его образ призван воплотить идеальные черты лица высокого духовного сана, верного сподвижника — слуги католической церкви. Алтарные преграды украшались обычно скульптурой — круглой или рельефной. Получилось пространство, наполненное символами.
Ещё один момент: в изображениях свадебной церемонии той эпохи невесты показываются с распущенными волосами60K 7, у женщины же с портрета ван Эйка волосы спрятаны под головной убор, как это было принято у замужних. Алтарь представляет собой величественный многоярусный полиптих, состоящий из 24 картин с изображениями 258 человеческих фигур. Ян ван Эйк – крупнейший европейский мастер портретной живописи, являющийся одним из родоначальников этого жанра. Картины живописца можно увидеть в самых знаменитых музеях мира: Метрополитен Музее, Дрезденской галерее старых мастеров, Лувре, Лондонской национальной галерее, Национальном музее Брукенталя, Венском музее истории искусств. Ян ван Эйк умер в июле 1441 г. Крупнейшее произведение ван Эйка – знаменитый Гентский алтарь, начатый, согласно позднейшей надписи на внешних створках, старшим братом ван Эйка Хубертом (работал в 1420-х годах в Генте, умер около 1426) и законченный Яном в 1432. Многие художники стремились улучшить старинные рецепты.
В настоящее время этот шедевр хранится в Риме. С 1425 года становится придворным живописцем герцога Бургундского Филиппа Доброго.
Как держать кисть в руках и основам художественного ремесла его обучил брат. В этих двадцати фигурах — сжатый очерк духовной жизни до и после Христа.
Выполняя дипломатические поручения своего покровителя, ездил в Португалию (1428—29), где вел переговоры о браке своего патрона с португальской принцессой Изабеллой. Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует». В центре — алтарь, покрытый пурпурной тканью на алтаре — Белый агнец.
Подобный прием — сочетание яркого пятна одежды и выделенного светом лица, характерен и для других погрудных портретов мастера (Портрет Маргареты ван Эйк, жены художника, 1439, Брюгге, Музей Грунинге). Возможно, что пропавшая крышка с ню кисти ван Эйка была изображена В. ван Хехтом на картине «Кабинет искусств Корнелиуса ван дер Геста» (1628, Нью-Йорк, собрание Берг). Платье с таким впечатляющим шлейфов невозможно было носить без посторонней помощи. Образ св.
Это особенно заметно по одежде. В 1599 году Якоб Келвиц из Лейпцига видел портрет во дворце Алькасар в Мадриде.
Голову украшает скромная диадема, Строгость, простота, скромность— достоинства Марии, воплощены в зрительном образе, сочетающем чувственную конкретность земной женщины с величавой торжественностью «царицы небесной». Он подписал и датировал ряд картин между 1432 и 1439 годами, каждая из которых написана маслом и покрыта лаком. Десять медальонов с изображением страданий Христа украшают его раму.
Георгий. Таков, например, один из наиболее ранних в этом ряду Портрет кардинала Альбергати (1431—1432, Вена, Музей истории искусства). Таким образом, весь основной труд по созданию величественного алтаря пришелся на долю младшего брата, который и закончил его в 1432 году. Между тем смысловой центр картины, на который направляют взгляд зрителя изображённые в перспективном сокращении окно и кровать — соединённые руки персонажей.
На женщине платье (т. Пламя горящей свечи означало всевидящего Христа — свидетеля брачного союза. Если не погружаться в подробности расследований, которые проводили многочисленные искусствоведы, основная версия, у которой больше всего сторонников, – Ян ван Эйк изобразил купца Джованни ди Николао Арнольфини с женой. Британцы захватили обоз с произведениями искусства, в основном картинами, которые французы вывезли из королевского дворца в Мадриде. Красивыми струями вода падает в мраморный бассейн.
Здесь художник вновь демонстрирует свое блестящее мастерство портретиста. Какова бы ни была обстановка, брачный союз (или обручение) скреплялся обменом кольцами, надеваемыми на правые руки и последующим пожатием правых рук73. Хею так понравился портрет, что он упросил владельца продать картину9. Ещё один вариант символики: в средневековье во время брачных процессий впереди неслась одна большая горящая свеча, либо свеча торжественно предавалась женихом невесте.
Историк искусства Кристофер Уилсон (англ. Christopher Wilson) утверждает, что ван Эйк создавал интерьеры на своих картинах используя части интерьеров реальных помещений6. Фацио подробнейшим образом описал её в De viris illustribus14. Таким образом, здесь перед зрителем представала жизнь, разворачивающаяся на земле. Однако она по-городскому узка. Дальнейший процесс развития алтарной композиции привел в начале XV века к созданию чисто живописного алтаря. Особое место в портретном творчестве Яна ван Эйка занимает Портрет четы Арнольфини (1434, Лондон, Национальная галерея). Один из зачинателей искусства Раннего Возрождения в Нидерландах, Ян ван Эйк в 1422–1424 работал над украшением графского замка в Гааге, в 1425 стал придворным художником бургундского герцога Филиппа Доброго, в 1427 посетил Испанию, в 1428–1429 – Португалию.
Художник создает первый в истории искусства Европы парный портрет – изображение купца Джованни Арнольфини и его супруги, проникнутый замысловатой символикой, но в то же время – и интимно-лирическими переживаниями. Известные картины Яна ван Эйка: «Портрет четы Арнольфини», «Тимофей», «Мадонна в церкви», диптих «Распятие и Страшный суд», «Мадонна канцлера Ролена». Ян ван Эйк родился в Северных Нидерландах в г. Маасэйк. Жених держит левой рукой руку своей невесты, а не правой, как того требует обычай.
По одной версии, – бракосочетание: Джованни сложил пальцы так, как это происходило во время произнесения клятвы в отражении зеркала на стене видны двое – свидетели обряда мужчина и женщина одеты празднично и богато. Написанный в такой же тончайшей ювелирной технике, что и портрет известный под именем «Тимофей», он представляет собой подобное же погрудное изображение, но дает абсолютно иной образ – властного, решительного и недоброго человека с острым носом, плотно сжатыми тонкими губами и сверлящим взглядом маленьких карих глаз. Вероятно, рассказ этот является выдумкой Хея. Некоторые зрители отмечали, что картина словно светится изнутри и обосновывали это явление вмешательством сверхъестественных сил.
Вся поверхность центральной стены покрыта обшивкой из балегемского камня, на стене помещена только одна картина Яна ван Эйка «Богоматерь каноника ван дер Пале». Да, художник написал портрет Джованни Арнольфини и его супруги, но он погиб в Испании во время пожара. Его работы многое сближало с традициями поздней готики (отвлеченно-мистическая трактовка темы, условность в передаче пространства, мало выраженный интерес к образу человека). Художник безупречно владел кистью (его полотна отличаются ювелирной филигранностью исполнения), при этом отличался исключительной скромностью: его девизом было — «Как могу».
Судя по силуэтам их костюмов, это мужчина и женщина, черты их лиц невозможно разобрать. Вишня за окном – пожелание плодовитости в браке. Около 1430 года Ян ван Эйк поселился в Брюгге. С портрета на нас смотрит женщина с поразительно характерным и умным лицом.
Основная, самая большая по размеру композиция полиптиха расположена в середине нижнего яруса. Ван Эйк (van Eyck) Ян (около 1390–1441), нидерландский художник. Он стал приближённым герцога и провёл несколько секретных миссий для него, включая поездку (1428–1429) в Испанию и Португалию в связи с переговорами, которые привели к браку (1430) Филиппа Бургундского и Изабеллы Португальской. В ней нет ничего от тех женственных образов, которыми мы восхищаемся в картинах ван Эйка.
При бургундском дворе не только женская, но и мужская мода была экстравагантной. Однако это могло быть и другое произведение, так как «картина в картине» ван Хехта не соответствует описанию, данному Бартоломео Фацио, хотя и повторяет некоторые мотивы15.
Какой момент в жизни супругов отобразил художник. Ян ван Эйк Картины и биография Яна ван Эйка Ван Эйк (van Eyck) Ян (около 1390–1441), нидерландский художник. Одним из первых он освоил пластические возможности масляной живописи используя тонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого (фламандская манера многослойного прозрачного письма).
Жил художник в Лилле, Турне, Генте и главным образом в Брюгге. Работал в Лилле и Генте, в 1431 г. приобрёл дом в Брюгге и прожил там до самой смерти. Их славят музицирующие и поющие ангелы. Господа, чтобы не испачкаться в уличной грязи, ездили верхом или в носилках. В то время в Европе господствовала бургундская мода, что граничит с сильным политическим и культурным влиянием Бургундского герцогства. В 1427 г. посетил Турне. Могли ведь дружить зажиточные бюргеры и художник.
Это творение явило собой новое слово в искусстве Северной Европы. Пара изображённая на полотне ван Эйка, принадлежит к зажиточному бюргерству.
Теперь их можно было бесконечно варьировать по цвету, добиваясь невиданных ранее оттенков. По-французски они назывались «колдуньями», поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя. Действительно, ранние европейские портреты часто снабжались створками или крышками, подобно складным алтарным образам.
Хокни считает, что люстра в «Портрете четы Арнольфини» (выполненная в «идеальной проекции») могла быть написана с помощью вогнутого зеркала35. Имеют его и яблоки и собачка и четки и горящая в люстре свеча. И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie» («Иоганнес де Эйк был здесь. Первый же зал имеет иное оформление.
В 1431 он купил себе дом, а через несколько лет женился. Все эти особенности передачи художником облика героев подчёркивают их «предельную одухотворённость», преобладающую над «телесным началом», — приём, традиционный для средневековых живописцев30. Предположительно, он появился на свет на севере Голландии в конце XIV века. Вероятно и композиционный замысел алтаря принадлежал ему.
Один из них носит условное название «Тимофей», так как имя это художник поставил внизу на парапете вместе с девизом Leal Souvenir (Преданная верность) и латинской надписью «Сделано Иоанном де Эйк в год господен 1432, в десятый день октября». На раме была надпись из Овидия (лат. Promittas facito, quid enim promittere laedit. Тогда, значит, картину следует называть не «Портрет четы Арнольфини», а «Помолвка Арнольфини». Подражание Мемлинга в картине «Обручение св. morgen – утро).
Ян ван Эйк (Jan van Eyck, ок. Обращают на себя внимание хрупкость фигур и мужчины и женщины, скрытых под тяжёлыми объёмными одеждами изящество кистей женских рук, свойственное скорее позднеготическому стилю, в то время как ван Эйк уже создавал портреты с характерными, узнаваемыми руками отсутствие индивидуальных черт в лице героини, возможно, представляющей собой собирательный образ и «погружённость в себя» её спутника. Выпуклые зеркала были более доступны. Яну принадлежат несколько картин на религиозные темы, созданные после завершения алтаря. Другие черты подчеркнуты в канонике ван дер Пале.
Богоматерь с младенцем представляет собой центр и смысл всей композиции. Что и говорить, красота – страшная сила. О хорошем образовании Яна можно судить по надписям, которые он оставлял на своих работах. Стоит иметь в виду, что в то время все женщины отклоняли корпус назад, выставляя вперёд живот— такая осанка получила название «готической кривой»79, однако под платье в этом случае надевался жёсткий корсет, стягивавший талию и грудь8081.
Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью. Ван Эйк работал маслом, что для его времени было новаторством.
Достоверно известно, однако, что уже в 1426 году Хуберт умер. Вот таким образом она отличается изумительным эффектом внутреннего свечения. Такого рода прием экспонирования картины должен напомнить зрителю о том, что она не служила запрестольным образом, а была создана как надгробие. Некоторые исследователи приписывают ему несколько лучших листов («Отпевание» и «Взятие Христа под стражу», 1415–1417), так называемого Туринско-Миланского часослова исполненных для герцога Беррийского. В 1861 году историк искусства У. Вил предположил, что на портрете изображен Джованни ди Арриджо Арнольфини (ум.
Это — Небесный Иерусалим, да и весь пейзаж — это воплощение представлений о рае. Так кто же все-таки герой картины. Одной из ранних работ ван Эйка, датированной примерно 1425 годом, стала «Мадонна в церкви».
Почти все предметы изображенные здесь имеют символическое значение: собака, обозначающая верность, пара башмаков на полу, говорящая о единстве брачной пары, щетка, как знак чистоты и четки – символ благочестия. Его митра украшена драгоценными камнями так же, как и крест в левой руке. Большое свободное пространство отделяет священный символ от всего остального. Он обладает внушительной осанкой и более характерной внешностью, нежели богоматерь, младенец и св. Важный смысловой элемент картины — зеркало на стене.
По его словам, картина висела в комнате, которую он занимал. Здесь же художник мог раскрыть все свое композиционное и колористическое дарование. Но тем самым он сконцентрировал на ее лице все свое внимание. Действие на картине Рафаэля «Обручение Марии» также происходит вне храма, в присутствии священника и свидетелей, а Иосиф надевает правой рукой на правую же руку невесты кольцо. К сожалению, портреты эти до нас не дошли, но сам факт подобного задания свидетельствует о том, что художник еще в 1420-е годы зарекомендовал себя как искусный портретист.
Ему и Гумберту приписывают миниатюры Туринско-Миланского часослова. Правда и тут не обошлось без загадок. Любой в обещаниях может стать богатым). Далее. В корону, которую ангел держит над ней, — как блещет она в тени. Многому Ян Ван Эйк научился у своего старшего брата Хуберта: они оба работали над созданием знаменитого «Гентского алтаря».
Искупление свершилось. Женщина с картины ван Эйка, судя по очертаниям её фигуры, явно не носит корсета82. Подобный прием пространственной игры будет вскоре перенят у ван Эйка многими последователями. Писал Ян ван Эйк картины, которые могут показаться странными.
Лингвисты, к которым обращалась за консультацией М. Андроникова, опирались при определении смысла надписи на основные значения слов «fuit» и «hic». Небольшое полотно изображает Богоматерь с младенцем Иисусом в помещении церкви. Теорию Хокни поддержал специалист в области оптики Чарлз Фалько (англ. Charles M. Falco) из Аризонского университета. Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина.
Считается, что в конце жизни Арнольфини постигло банкротство. Они одеты в нежные цвета: в бледно-голубые, синие, розовые и лиловые. В 1427 – 1428 гг. На лицах людей лежит печать особого спокойствия, достоинства, душевной ясности. Р. Биллиндж (научный сотрудник лаборатории инфракрасной рефлектографии Национальной галереи) и Л. Кэмпбелл в связи с этим отмечают, что эти детали не являются, как принято было считать, частью продуманной художником программы и, возможно, картина просто портрет, в котором нет никакого скрытого смысла4950. Гипотеза Хокни была подвергнута критике в научном сообществе36.
Пример ещё одного искажения пространства в картинах ван Эйка: «Мадонна в церкви» (Берлин), где голова Девы Марии достигает верхнего ряда окон, освещающих хоры. Такую же восторженную оценку дал через полтора века голландский художник и биограф нидерландских художников Карел ван Мандер: «То, что ни грекам, ни римлянам, ни другим народам не дано было осуществить, несмотря на все их старания, удалось знаменитому Яну ван Эйку, родившемуся на берегах прелестной реки Маас, которая может теперь оспаривать пальму первенства у Арно, По и гордого Тибра, так как на ее берегу взошло такое светило, что даже Италия, страна искусств, была поражена его блеском». Эта картина стоит несколько в стороне от остальных произведений ван Эйка.
Может быть, что брачный контракт был просто необходим в этом случае, так как очевидно, что речь идёт о «браке левой руки». Портрет человека в красном тюрбане – это третий шедевр ван Эйка в Национальной галерее. 1434». ).
11 сентября 1472) со своей женой Джованной Ченами (ум. Пара – представители зажиточного бюргерства, о чем говорит их одежда. А как тщательно они оба одеты, хотя дело как будто бы происходит в их же собственной комнате и ничто не заставляет вас подумать, что они собираются куда-то выйти.
Донациану, патрону церкви, который, в свою очередь, смотрит на них. Это необычайно тонко, точно и живо. Некоторые исследователи, обращая внимание на то, что надпись над зеркалом гласит «Ян ван Эйк здесь был», считают, что один из стоящих на пороге комнаты — сам художник (фигура в синем)19.
Именно таким считается полотно «Портрет четы Арнольфини» (1434 год). На оси симметрии картины находится зеркало, которое висит на задней стене комнаты. Картина была заказана художнику каноником церкви св.
До сих пор вопрос остается открытым. В XVIII веке она входила в королевские коллекции в Мадриде. Часто при этом роспись наружных створок исполнялась гризайлью (монохромно), как бы имитируя скульптуру. Самой известной и самой спорной работой ван Эйка был один из его первых запрестольных образов, Гентский алтарь (1432) – полиптих, состоящий из двадцати панелей в церкви святого Бавона в Генте.
Молодая пара изображена в рост, в интерьере собственной комнаты. Луки, покровителя живописцев, выставлялся для обозрения. Донациана, основанных каноником ван дер Пале. Ян ван Эйк (1385/1390-1441) родился в Нидерландском городе Маасейк. С 1425 он работал живописцем при дворе бургундского герцога Филиппа Доброго. Живопись наружных створок почти монохромна. Взять хотя бы головные уборы.
У обеих «индивидуальная асимметрия», сходное соотношение размеров лба с остальными частями лица, сам лоб и у той и у другой «высокий и широкий». В ней горит только свеча над мужчиной, а над женщиной свеча погасла. Около 1430 года Ян ван Эйк поселился в Брюгге.
Художник выделяет участок вокруг зеркала светом и это не ровно падающий из окна свет (стена явно освещена неравномерно), это своеобразный ореол, окружающий выпуклое стеклоK 218. Фламандская манера многослойного письма позволяла достичь глубины и богатства цвета33.
Почти рефлектирующая, эмалевидная поверхность картины — результат использования художником новой техники — живописи маслом. Погрудные, обычно изображающие модель в трехчетвертном повороте портреты ван Эйка (Тимофей, 1432, Портрет мужчины в красном тюрбане, 1433, – оба в Национальной галерее, Лондон портрет жены художника Маргареты, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге) отличаются строгой простотой и отточенностью выразительных средств. Ее обаяние заключено в каком-то особом духовном аристократизме. Сохранившиеся портреты Яна ван Эйка относятся уже к следующему десятилетию.
Многие написал Ян ван Эйк картины. На фреске Джотто «Обручение Марии» мужчина и женщина также соединяют правые руки. Ещё в начале 1930-х годов Мирон Жирмунский обращал внимание на то, что последнее слово «hic» может означать не только «здесь», но и «этот». Скорее всего, картина попала в его руки в Испании в 1813 году после битвы при Витории. Из этих произведений наиболее известны Мадонна канцлера Ролена (ок.
Фрукты (по одной версии, апельсины, по другой, – яблоки) могут говорить как о достатке семьи, так и символизировать чистоту и невинность. Герцог всецело доверял Яну ван Эйку и неоднократно направлял его с секретными миссиями в Испанию и Португалию (1428-1429 г. г. ), результатом которых стал брак Филиппа Бургундского и Изабеллы Португальской в 1430 г. Самым крупным и знаменитым произведением Яна ван Эйка считается Гентский алтарь, работу над которым он начал вместе с братом Хубертом.
Ян Ван Эйк – нидерландский художник. Возможно также, что последнее слово в подписи не «hic», а «pic» (то есть «pictor», «художник»). На его сияющей золотом воинской одежде играет свет от свечей и окон. Джованни ди Николао вступил в брак в 1426 году, его супруга, тринадцатилетняя Констанца Трента, происходила из известной луккской семьи6.
Юная невеста с робкой и нежной доверчивостью вкладывает свою руку в руку жениха. Свет, падающий из него, отражается от различных поверхностей. Последние слова, разумеется, принадлежат самому художнику. Одним из первых он освоил пластические возможности масляной живописи используя тонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого (фламандская манера многослойного прозрачного письма).
Вместо классической фразы «полотно написано тем-то» художник написал «Ян ван Эйк был здесь», подкрепляя версию того, что он – один из свидетелей изображенных в отражении зеркала. Наоборот.
Донациану, но вместе с тем выражает напряженную работу мысли. Крупнейшее произведение ван Эйка – знаменитый Гентский алтарь, начатый, согласно позднейшей надписи на внешних створках, старшим братом ван Эйка Хубертом (работал в 1420-х годах в Генте, умер около 1426) и законченный Яном в 1432. Так же поступил и ван Эйк.
Сегодня эта работа хранится в Лондонской национальной галерее. Портрет таит в себе немалую интенсивность духовной жизни. Согласно документам, его похоронили 9 июля 1441 года. А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины.
Обширный луг, весь испещренный весенними цветами. Наиболее ранние — «Стигматизация Св. Сторонники этой версии указывают на сходство женщины изображённой на парном портрете, с Маргаритой66 (такого же мнения придерживался антрополог и скульптор М. Герасимов)67 и её «явную беременность»— известно, что Маргарита ван Эйк родила одного из сыновей именно в 1434 годуK 8. Кровать доминирует в обстановке, как и обычно в городских покоях.
На самом деле он применял новые составы, добиваясь особой глубины и светосилы цвета. Мученики, по большей части епископы, — в синих облачениях. Произведения эти совсем невелики по размерам и исполнены маслом на деревянной доске. Это потом он положил начало новому течению живописи art nova, а азам его обучал родной брат Хуберт известный в кругах почитателей искусства. Он начинает развиваться в Северной Европе лишь с конца XIV века.
Документы свидетельствуют, что в 1432–1433 годах ван Эйк купил дом в Брюгге. На снимке, сделанном в инфракрасных лучах, можно увидеть, как уже в самой картине он изменил положение его левой руки, опустив ее ниже. Посмотрите на ее чуть зардевшееся милое лицо. Вершина творчества ван Эйка – монументальные алтарные композиции Мадонна канцлера Ролена (около 1436, Лувр, Париж) и Мадонна каноника ван дер Пале (1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге). Картина сохранилась исключительно хорошо, хотя ей и пришлось пройти очень долгий путь (одна из версий рассказана в начале статьи), прежде чем она оказалась в Лондонской национальной галерее. Надо сказать, что его весьма ценили и без заказов он не сидел.
Ван Эйк передаёт эффект прямого и рассеянного света источником которого является окно. Если это бракосочетание, то где же тогда священник. В пользу этого исследователи указывают на портретное сходство изображенной дамы и жены художника, а также на статуэтку святой Маргариты (изображена над кроватью) – она якобы намекает на имя героини.
1434». после 1490), дочерью итальянского купца из Парижа Гуильельмо Ченами. Сложная религиозная символика претворена в нем в конкретные, жизненно убедительные и осязаемые образы. О старшем брате Губерте сохранилось мало сведений.
Реализм подкреплен еще и техникой. Днём занавес на ней поднимался и в комнате принимали гостей, сидя на кровати. Св. Картины Яна Ван Эйка отличаются тщательной выписанностью деталей и интенсивностью цвета. Бавона в Генте начал именно он.
Приписывается Ван Эйку и авторство некоторых ранних алтарей, как, например, «Распятие». Форма головных уборов персонажей их свободного покроя одежды, подбитые мехом, длинная верхняя одежда на мужчине— весь вид их костюмов характерен для моды Северной Европы, тогда как в Италии в то время были приняты более лёгкие одежды7677. Перед зрителем предстают реальные люди в своей бытовой среде. Выдающейся заслугой Ван Эйка является усовершенствование технологии масляной живописи, он первым стал использовать лессировку, получившую название «фламандской манеры». В 1422–1424 годах он работал при дворе Иоганна герцога Баварии, графа Голландии, в Гааге.
Никакие драгоценности не украшают ее. Судя по сохранившимся архаическим частям алтаря — «Поклонение агнцу», фигуры Бога Отца, Марии и Иоанна Крестителя, — Губерта можно назвать мастером переходного периода. Ян ван Эйк – один из первых в Европе мастеров портрета, выделившегося в его творчестве в самостоятельный жанр.
Да и рука, лежащая на животе, может быть символом женского начала. Все это происходит в солнечном пейзаже, на прекрасном зеленом лугу, усеянном цветами, окаймленном рощами, где северная растительность сочетается с пальмами и апельсиновыми деревьями. В нем христианский символизм причудливо сочетается с предельным натурализмом. Обычно это была женщина, происходившая из низшего сословия. Приверженцы такого взгляда утверждают, что не мог мужчина подавать левую руку, если дело шло о бракосочетании или помолвке.
Св. В поисках монументальности и значительности образа мастер использует возможности колорита.
Что может быть великолепнее его облачения. Оно расположено на центральной оси композиции, прямо над соединёнными руками персонажей. Основное содержательное начало сосредоточивалось теперь на внутренних частях складня. Это были слова на родном фламандском, французском, греческом, латинском языках иврите.
Донациан облачен в роскошную епископскую ризу из синего бархата, тканного по золотой парчовой основе. Мотив рук, вложенных одна в другую, лежащий на центральной оси (люстра-зеркало-собачка), дополнительно акцентируется световыми пятнами на полу и стене16.
Художнику удалось передать волнующий момент «сосредоточенности человеческого переживания»30. Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее. Мы не знаем, какой момент из жизни четы запечатлен. Как выразительны, как значительны черты коленопреклоненного канцлера Бургундии.
Вероятно, Веласкесу была известна эта работа ван Эйка: испанский художник повторил мотив отражения в зеркале в своей картине «Менины»7. Но у ван Эйка этот тюрбан играет не только декоративную роль, но благодаря своему интенсивному горящему цвету и смелой динамике линий он сам становится важным фактором в характеристике модели. в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, затем в Португалию. Позднее картина попала в Испанию.
С 1425 г. он – художник и придворный герцога Бургундского Филиппа III Доброго. Некоторые исследователи считают, что у картины существовала верхняя крышка с изображением обнажённой женщины (вероятно, сюжетом её было ритуальное омовение новобрачной). Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной. Женщина стоит около постели, что подчервикает ее роль хранительницы очага. Ему многим обязаны все крупные нидерландские художники во главе с Рембрандтом. Следующая Мадонна — «Мадонна канцлера Ролена» (1435) — одно из лучших произведений мастера. За двести лет до Рембрандта ван Эйк закладывает почву для его будущих «психологических» портретов, открывая за внешними чертами внутренний мир человека. Ян ван Эйк, картины которого можно изучать часами, родился в Нидерландах (сейчас городок Маасейк расположен на территории Бельгии) в конце четырнадцатого века.
В начале XVI века «Портрет четы Арнольфини» принадлежал наместнице Нидерландов Маргарите Австрийской. Мужчина изображен у открытого окна, что говорит о его связи с внешним миром.
Необычайна сложность построения алтаря. Так, Дэвид Сторк (Стэнфордский университет) указывает, что для получения сферического вогнутого зеркала с фокусным расстоянием, например, 55 см (а по теории Хокни — Фалько, такое зеркало для проекции должно иметь значительное фокусное расстояние)3738, необходимо выдуть стеклянную сферу диаметром около 7 футов, что для мастеров той эпохи было невыполнимой задачей38. Вглядитесь в волосы мадонны — что в мире может быть мягче их. Немало путешествовал, посетил Испанию, Португалию и другие страны.
В конце работы художник выполнил также и надпись. Историк искусства Лорн Кэмпбелл предполагает, что на портрете изображён Джованни ди Николао Арнольфини, старший из двух Джованни Арнольфини (двоюродных братьев), которые жили в Брюгге одновременно с ван Эйком. Нежнейшая легчайшая моделировка лица при близком рассмотрении кажется прозрачной. Его святой покровитель Георгий из Каппадокии, приподымая правой рукой шлем, указывает на каноника св. Погрудные, обычно изображающие модель в трехчетвертном повороте портреты ван Эйка (Тимофей, 1432, Портрет мужчины в красном тюрбане, 1433, – оба в Национальной галерее, Лондон портрет жены художника Маргареты, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге) отличаются строгой простотой и отточенностью выразительных средств.
Христос родился и умер. Латинская надпись на раме утверждает от имени портретируемой. Восточный ковёр на полу, люстра, зеркало, остеклённая верхняя часть окна, на столе под окном дорогие апельсиныK 3 — вся обстановка комнаты свидетельствует о зажиточности её хозяина. Кроме того, он занимался сделками купли/продажи драгоценностей, в том числе с европейскими монархами. Но сильный дух сурового каноника торжествует над немощью его плоти.
Это особенно заметно по одежде. В своей книге «Секретное знание: открытие вновь утраченных методов старых мастеров» изданной в 2001 году, художник Дэвид Хокни утверждает, что появление около 1420-х годов произведений западноевропейской живописи, отличающихся почти фотографической точностью в воспроизведении натуры, является результатом не возросшего мастерства художников, а использования ими оптических приборов.
Родиной братьев Ван Эйк считается город Маасэйк. Он впервые применил систему рефлексов используя светосилу цвета. Белое подвенечное платье вошло в моду только с середины XIX века. Облик каждого глубоко индивидуален. Ян Ван Эйк начинал вместе с Губертом как миниатюрист, развив достижения братьев Лимбургов.
Понятной становится и зажженная свеча, ведь с незапамятных времен во время свадебных шествий носили факелы и зажженные фонари. Франциска» и «Мадонна в церкви». 1435, Париж, Лувр) и Мадонна каноника ван дер Пале (1436, Брюгге, Музей Грунинге). При жизни пользовался уважением среди художников и заказчиков. ФонтанK 4 в «Гентском алтаре» и ваза с лилиями, а также сцены из Ветхого Завета на инкрустированном полу в «Благовещении» из Вашингтона не утратили своего символизма, несмотря на то, что появились в самый последний момент51. Плюс жена ван Эйка родила в тот же год, что было написано полотно.
Ван Эйк был чуть ли не первым, кто подписал свое полотно. Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча. В начале XVI века «Чета Арнольфини» принадлежала Маргарите Пармской, наместнице Нидерландов. А мог и сам подарить по дружбе.
Ян ван Эйк умер в Брюгге в июле 1441 г. (дата похорон – 9 июля 1441). Фигура младенца нарисована в сложном повороте, над которым художник много работал. Ночью занавес опускался и возникало закрытое пространство, комната в комнате. В 1990-х годах историком Жаком Павьо было установлено, что Джованни ди Арриджо Арнольфини и Джованна Ченами заключили брак только в 1447 году, на 13 лет позже появления картины и спустя 6 лет после смерти ван Эйка53546.
Георгий, представляя старого каноника, чуть наступает ногой на край его белого стихаря. Старый каноник стоит на коленях, держа в руках молитвенник и очки.
Техника масляной живописи известная в Нидерландах и ранее, была необычайно усовершенствована ван Эйком. Герои изображены в праздничной одежде, но в простом интерьере. Собачка – признак благосостояния, символ верности и преданности. Но если в Италии эпоха Возрождения началась с возрождения античных идеалов и отрицания средневековых взглядов, то на Севере культура XV -XVI веков еще очень тесно связана со средневековьем. Вершина творчества ван Эйка – монументальные алтарные композиции Мадонна канцлера Ролена (около 1436, Лувр, Париж) и Мадонна каноника ван дер Пале (1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге).
А женщина.
На первом плане слева — коленопреклоненные пророки и большая группа стоящих людей. В архивах города не сохранилось никаких свидетельств того, что Джованни ди Арриджо пребывал там до 1435 года55K 5.
Введением новых составов смол или эмульсий усовершенствовал технику масляной живописи. «Супруг мой Ян закончил 17 июня 1439 г. Возраст мой 33 года. н. «пелисон»), подбитое мехом с длинным шлейфом, который при ходьбе должен был кто-нибудь нести.
Ван Эйк написал ее портрет. Известно, что работу над знаменитым Гентcким алтарем в церкви Св. По этой причине присутствие свидетелей было необязательно. Детали и целое находятся в органической взаимосвязи: архитектурные элементы, предметы обстановки, цветущие растения, роскошные ткани, украшенные драгоценными камнями, как бы воплощают в себе частицы бесконечной красоты мироздания: исполненный света и воздуха панорамный пейзаж в Мадонне канцлера Ролена воспринимается как собирательный образ Вселенной. Его губы плотно сомкнуты, брови сдвинуты в переносице, взгляд обращен к св. Панофский, по словам Костер, опирался на свидетельства Маркуса ван Варневейка (Spieghel der Nederlandscher audheyt, 1568) и Карела ван Мандера (Schilderboeck, 1604), считавших двойной портрет изображением брачной церемонии. Мужчины носили шапероны и большие цилиндрические шляпы с полями, женщины— так называемые «труффо-орфовре»— головные уборы из двух овальных деталей над ушами, силуэтом напоминающих рога, дополненные золотой сеткой.
А на последнем плане — далекие синие горы. Таким образом осуществляется внутренняя связь персонажей, представленных в композиции, не имеющей определенного сюжета, то есть дан тот тип ее, о котором мы уже упоминали в связи с рассказом о Мемлинге, несомненно не только видевшем, но и внимательно изучавшем работу Яна ван Эйка. До сих пор она остается самым достойным украшением музейного собрания. Агнец – мистический символ апофеоза, ожидающего праведников.
По всей вероятности, Ян начал свою деятельность с миниатюры. Образ богоматери у ван Эйка наделен идеальными чертами. Ван Эйк усовершенствовал технику живописи маслом2. Портрет вставлен в деревянную раму имитирующую порфир.
Эта смесь позволяла также смягчать и нюансировать цвета. Одинаковой формы подбородки (несколько заострённые), уши, разрез глаз, веки. Почти половину живописной поверхности портрета занимает красное пятно облачения кардинала. Впереди «Источник жизни».
Драгоценности сверкают и переливаются на пылающем пурпуре, любимом цвете ван Эйка. Яблоки рассыпаны на окне и на ларе подле окна, хрустальные четки висят на гвоздике, отбрасывая словно нанизанные одна на другую искорки солнечных бликов, а символ верности — собачка таращит пуговичные глаза. Одним из первых он освоил пластические возможности масляной живописи используя тонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого (фламандская манера многослойного прозрачного письма).
Британцы, вместо того чтобы возвратить картины и статуи в Мадрид, погрузили их на корабль, отправлявшийся в Лондон.
Выделены цветом лишь их алые одежды разного оттенка. По-видимому, ван Эйк чувствовал некоторую пластическую скованность фигуры и стремился сделать ее движение более естественным.
Л. Д. Кстати, есть гипотеза, что на картине ван Эйк изобразил себя с супругой Маргаритой. В зеркале пара главных персонажей отражается со спины, показана также дверь в противоположной стене комнаты и два человека на её пороге — в красном и синем одеяниях. По их мнению, так как латинский глагол «sum» может иметь следующие значения: быть, существовать, пребывать, состоять в браке, быть написанным, а «hic»— не только тут, здесь, но и— присутствующий здесь, надпись может указывать на то, что художник находится в этом доме на правах хозяина86. Его творчество способствовало становлению принципов Возрождения в Северной Европе.
Таким образом, латинская надпись под зеркалом может быть прочитана также как: «Этот был Ян ван Эйк»8485. Властность и уверенность в себе ясно читается в лице канцлера Бургундии Николаса Ролена. Птица в руках Христа, возможно, символизирует человеческую душу.
Художник построил интерьер без строгого соблюдения линейной перспективы, комната видна как бы сверху (её пол уходит чересчур круто вверх), отсутствует единая точка схода. По краям коленопреклоненные фигуры — портреты заказчика алтаря и его супруги. Выдающийся художник жил и творил в эпоху Раннего северного Возрождения. Ян ван Эйк создал первый в европейской живописи парный портрет – проникнутое сложной символикой и в то же время интимно-лирическим чувством изображение купца Джованни Арнольфини с женой.
Среди зрелых произведений художника такие шедевры, как «Луккская Мадонна», «Мадонна каноника ван-дер-Пале» (1436), «Мадонна канцлера Ролена», где в образе канцлера, с его монументальной фигурой и суровым лицом, как бы отразилась целая жизнь. Крупнейшее произведение ван Эйка – знаменитый Гентский алтарь, начатый, согласно позднейшей надписи на внешних створках, старшим братом ван Эйка Хубертом (работал в 1420-х годах в Генте, умер около 1426) и законченный Яном в 1432. Еще со времен Средневековья удерживалась традиция наделять предметы символическим смыслом. Вероятно, статуэтка святой Маргариты над кроватью— намёк на имя героини, а также на то, что она должна вскоре родить (святая Маргарита считалась покровительницей рожениц)69.
Для него художник выполнял работы для дворца в Гааге. Мария оказывается и удаленной и вместе с тем близкой. То, что этот человек не принадлежит к аристократии, видно по его деревянным башмакам. Его суровое лицо бесстрастно.
Звучные интенсивные, чистые тона красок в картинах ван Эйка, пронизанные воздухом и светом, образуют единое гармоническое целое. По существу, он превратил этот вид искусства из побочного в самостоятельный жанр. Цветовая звучность каждого предмета повышена настолько, чтобы выявить максимально его своеобразное неповторимое совершенство. Он был захвачен англичанами после поражения войска Жозефа Бонапарта. Однако многие исследователи считают, что «Портрет четы Арнольфини» находился в обозе с произведениями искусства, который французы отправили в Париж в качестве трофеев.
В этом случае надпись читается как: «Это был Ян ван Эйк, художник, 1434»8666. Супружеская пара изображённая на полотне ван Эйка, богата. Плюс рукопожатие не характерно для свадебных церемоний. Противники гипотезы о том, что на картине изображено бракосочетание, указывают на то, что у героев не на те руки и не на те пальцы одеты кольца.