«портрет четы Арнольфини» (нидерл. Portret van Giovanni Arnolfini en zijn vrouw)— картина Яна ван Эйка, первый известный в европейской живописи парный портрет2. Долгое время считалось, что на картине изображены Джованни ди Арриджо Арнольфини со своей женой Джованной Ченами, но в1997 годубыло установлено, что они заключили брак в1447 году, на 13 лет позже появления картины и спустя 6 лет после смерти ван Эйка. Смысловым центром картины Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» являются соединенные руки персонажей. Теперь вам известно содержание картины ван Эйка «Портрет четы Арнольфини». Его картины привлекают взор внутренним сиянием, а также тонким мастерством, которым владел великий Ян ван Эйк.
Так кто же все-таки герой картины. Писал Ян ван Эйк картины, которые могут показаться странными. Хокни считает, что люстра в «Портрете четы Арнольфини» (выполненная в «идеальной проекции») могла быть написана с помощью вогнутого зеркала35. В 1861 году историк искусства У. Вил предположил, что на портрете изображен Джованни ди Арриджо Арнольфини (ум.
родиной же его традиционно считают город Маасэйк в нидерландской провинции Лимбург.
Латинская надпись на раме утверждает от имени портретируемой. Выпуклые зеркала были более доступны. Реализм подкреплен еще и техникой. Документы свидетельствуют, что в 1432–1433 годах ван Эйк купил дом в Брюгге. Этот шедевр был создан двумя братьями, Яном и Хубертом и завершен в 1432 году.
Погрудные, обычно изображающие модель в трехчетвертном повороте портреты ван Эйка (Тимофей, 1432, Портрет мужчины в красном тюрбане, 1433, – оба в Национальной галерее, Лондон портрет жены художника Маргареты, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге) отличаются строгой простотой и отточенностью выразительных средств. В этих двадцати фигурах — сжатый очерк духовной жизни до и после Христа. Ван Эйк (van Eyck) Ян (около 1390–1441), нидерландский художник. Трон украшен драматическими скульптурными группами «Убийство Каином Авеля» и «Борьба Самсона со львом», а также статуэтками Адама и Евы в маленьких нишах.
Яну принадлежат несколько картин на религиозные темы, созданные после завершения алтаря. Как видно из названий, в картинах представлены заказчики, обращающиеся к Богоматери. По-французски они назывались «колдуньями», поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя.
Башня Св. Да и рука, лежащая на животе, может быть символом женского начала. Художник выделяет участок вокруг зеркала светом и это не ровно падающий из окна свет (стена явно освещена неравномерно), это своеобразный ореол, окружающий выпуклое стеклоK 218.
С портрета на нас смотрит женщина с поразительно характерным и умным лицом. Варвара (1437 г. ) середину занимает недостроенная башня (символ святой), по сторонам которой открываются два крошечных вида: слева – город с замком, высящимся над рекой и лесом, справа – одна из первых, абсолютно простых копий незатейливой деревенской природы: ряды мягких холмов с рассаженными по межам ивами. Агнец – мистический символ апофеоза, ожидающего праведников. Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина.
В упомянутой выше неоконченной картине Яна Св. Историк искусства Кристофер Уилсон (англ. Christopher Wilson) утверждает, что ван Эйк создавал интерьеры на своих картинах используя части интерьеров реальных помещений6. Судя по сохранившимся архаическим частям алтаря — «Поклонение агнцу», фигуры Бога Отца, Марии и Иоанна Крестителя, — Губерта можно назвать мастером переходного периода. Он впервые применил систему рефлексов используя светосилу цвета.
Богоматерь с младенцем представляет собой центр и смысл всей композиции. Однако это могло быть и другое произведение, так как «картина в картине» ван Хехта не соответствует описанию, данному Бартоломео Фацио, хотя и повторяет некоторые мотивы15. Ван Эйк усовершенствовал технику живописи маслом2. Правда и тут не обошлось без загадок. Птица в руках Христа, возможно, символизирует человеческую душу. Одним из первых он освоил пластические возможности масляной живописи используя тонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого (фламандская манера многослойного прозрачного письма).
Жених держит левой рукой руку своей невесты, а не правой, как того требует обычай.
Ян Ван Эйк начинал вместе с Губертом как миниатюрист, развив достижения братьев Лимбургов. О хорошем образовании Яна можно судить по надписям, которые он оставлял на своих работах. Это творение явило собой новое слово в искусстве Северной Европы.
Картина сохранилась исключительно хорошо, хотя ей и пришлось пройти очень долгий путь (одна из версий рассказана в начале статьи), прежде чем она оказалась в Лондонской национальной галерее. По неоконченной картине Яна ван Эйка в Антверпене (Св. Взять хотя бы головные уборы. Вероятно, статуэтка святой Маргариты над кроватью— намёк на имя героини, а также на то, что она должна вскоре родить (святая Маргарита считалась покровительницей рожениц)69. Вглядитесь в волосы мадонны — что в мире может быть мягче их.
В масле же планы мягко сливаются, незаметно переходят один в другой и общее впечатление, в значительной степени благодаря этому, при очень ярких красках и определенности всего остова, остается слитным. Действие на картине Рафаэля «Обручение Марии» также происходит вне храма, в присутствии священника и свидетелей, а Иосиф надевает правой рукой на правую же руку невесты кольцо. Что и говорить, красота – страшная сила.
Новые возможности масляной живописи помогли братьям Ван Эйк сотворить Гентский алтарь — один из величайших живописных памятников Европы XV в. Работа над ним была начата, видимо, около 1422 г. Губертом, а после его смерти в 1426 г. продолжена младшим братом. Одинаковой формы подбородки (несколько заострённые), уши, разрез глаз, веки. ФонтанK 4 в «Гентском алтаре» и ваза с лилиями, а также сцены из Ветхого Завета на инкрустированном полу в «Благовещении» из Вашингтона не утратили своего символизма, несмотря на то, что появились в самый последний момент51. Если это бракосочетание, то где же тогда священник.
Фламандская манера многослойного письма позволяла достичь глубины и богатства цвета33. н. «пелисон»), подбитое мехом с длинным шлейфом, который при ходьбе должен был кто-нибудь нести. Имеют его и яблоки и собачка и четки и горящая в люстре свеча.
На оси симметрии картины находится зеркало, которое висит на задней стене комнаты. Какой момент в жизни супругов отобразил художник. Его работы многое сближало с традициями поздней готики (отвлеченно-мистическая трактовка темы, условность в передаче пространства, мало выраженный интерес к образу человека). В центре — алтарь, покрытый пурпурной тканью на алтаре — Белый агнец.
Здесь художник вновь демонстрирует свое блестящее мастерство портретиста. Герцог всецело доверял Яну ван Эйку и неоднократно направлял его с секретными миссиями в Испанию и Португалию (1428-1429 г. г. ), результатом которых стал брак Филиппа Бургундского и Изабеллы Португальской в 1430 г. Самым крупным и знаменитым произведением Яна ван Эйка считается Гентский алтарь, работу над которым он начал вместе с братом Хубертом. Мотив рук, вложенных одна в другую, лежащий на центральной оси (люстра-зеркало-собачка), дополнительно акцентируется световыми пятнами на полу и стене16. В алтарной композиции Мадонна канцлера Ролена (ок. 1436г. ) — советник Филиппа Доброго, Николас Ролен, богатый и могущественный человек, добившийся высокого поста благодаря своим достоинствам (редкий случай в феодальном мире). Наиболее ранние — «Стигматизация Св.
Может быть, что брачный контракт был просто необходим в этом случае, так как очевидно, что речь идёт о «браке левой руки». Портрет Маргарет ван Эйк, при всей точности правдивого воспроизведения модели, несет в себе момент строго продуманного архитектонического расчета. В начале 1430 г. Ван Эйк благополучно вернулся во Фландрию со свадебным кортежем. Сторк совместно с Криминизи показал, что люстра на самом деле выполнена с ошибками в перспективном сокращении и что её можно нарисовать без специальных приспособлений39. Его митра украшена драгоценными камнями так же, как и крест в левой руке.
Портрет четы Арнольфини (1434 г. ), считающийся первым в истории европейской живописи парным портретом, — еще один бесспорный шедевр Ван Эйка. Пара – представители зажиточного бюргерства, о чем говорит их одежда. Введением новых составов смол или эмульсий усовершенствовал технику масляной живописи. В том же году художник переехал в Лилль. Вероятно, рассказ этот является выдумкой Хея.
Часто при этом роспись наружных створок исполнялась гризайлью (монохромно), как бы имитируя скульптуру. Его губы плотно сомкнуты, брови сдвинуты в переносице, взгляд обращен к св. И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie» («Иоганнес де Эйк был здесь. Обширный луг, весь испещренный весенними цветами. Ее обаяние заключено в каком-то особом духовном аристократизме.
Ещё в начале 1930-х годов Мирон Жирмунский обращал внимание на то, что последнее слово «hic» может означать не только «здесь», но и «этот». Приписывается Ван Эйку и авторство некоторых ранних алтарей, как, например, «Распятие». Необычайна сложность построения алтаря. До сих пор она остается самым достойным украшением музейного собрания.
Облик каждого глубоко индивидуален. Чего-чего нет на Гентском алтаре. Он стал приближённым герцога и провёл несколько секретных миссий для него, включая поездку (1428–1429) в Испанию и Португалию в связи с переговорами, которые привели к браку (1430) Филиппа Бургундского и Изабеллы Португальской. На одном из них изображены святой Юлиан и святая Марта, перевозящие Христа через реку. Что может быть великолепнее его облачения.
Собачка – признак благосостояния, символ верности и преданности. Но тем самым он сконцентрировал на ее лице все свое внимание. С 1425 г. он – художник и придворный герцога Бургундского Филиппа III Доброго. Хею так понравился портрет, что он упросил владельца продать картину9. Тогда, значит, картину следует называть не «Портрет четы Арнольфини», а «Помолвка Арнольфини».
Самой известной и самой спорной работой ван Эйка был один из его первых запрестольных образов, Гентский алтарь (1432) – полиптих, состоящий из двадцати панелей в церкви святого Бавона в Генте. Фрукты (по одной версии, апельсины, по другой, – яблоки) могут говорить как о достатке семьи, так и символизировать чистоту и невинность. Он начинает развиваться в Северной Европе лишь с конца XIV века.
1434». ). Властность и уверенность в себе ясно читается в лице канцлера Бургундии Николаса Ролена. Около 1430 года Ян ван Эйк поселился в Брюгге. Как выразительны, как значительны черты коленопреклоненного канцлера Бургундии.
Дали тонут в голубой дымке, на фоне ясного неба вырисовываются силуэты городских башен и церквей. Историк искусства Лорн Кэмпбелл предполагает, что на портрете изображён Джованни ди Николао Арнольфини, старший из двух Джованни Арнольфини (двоюродных братьев), которые жили в Брюгге одновременно с ван Эйком.
Погрудные, обычно изображающие модель в трехчетвертном повороте портреты ван Эйка (Тимофей, 1432, Портрет мужчины в красном тюрбане, 1433, – оба в Национальной галерее, Лондон портрет жены художника Маргареты, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге) отличаются строгой простотой и отточенностью выразительных средств. Сторонники этой версии указывают на сходство женщины изображённой на парном портрете, с Маргаритой66 (такого же мнения придерживался антрополог и скульптор М. Герасимов)67 и её «явную беременность»— известно, что Маргарита ван Эйк родила одного из сыновей именно в 1434 годуK 8. Развивая и обогащая достижения своих предшественников, прежде всего Р. Кампена, он превращает традиционную сцену поклонения Богоматери в величественное и красочное изображение зримого, реального мира исполненное спокойной созерцательности.
Важный смысловой элемент картины — зеркало на стене. Из-за этого противоречия, атрибуция панелей, которые несколько отличаются по размерам и даже по стилю имеет различия, в соответствии с доводами учёных изучавших эту проблему. В конце работы художник выполнил также и надпись. Клапиш-Цубер отмечает, что в то время в Тоскане церемония обручения не требовала присутствия невесты, достаточно было мужчин из её семьи, а помолвка и бракосочетание не имели строго установленного протокола59. Однако она по-городскому узка.
Иоанна-Крестителя (ныне собор Св. Перед зрителем предстают реальные люди в своей бытовой среде. Известно, что работу над знаменитым Гентcким алтарем в церкви Св. Когда-то их считали даже изобретателями масляной живописи, но неосновательность этой легенды теперь доказана. Донациану, но вместе с тем выражает напряженную работу мысли.
На самом деле он применял новые составы, добиваясь особой глубины и светосилы цвета. Немало путешествовал, посетил Испанию, Португалию и другие страны. Достоверно известно, однако, что уже в 1426 году Хуберт умер. Выдающийся художник жил и творил в эпоху Раннего северного Возрождения. Варвара) мы можем проследить приемы мастера.
Отсутствием полных теоретических знаний объясняются и ошибки в передаче поверхности пола, который он всегда изображает слишком накрененным к зрителю (например, пол в Мадонне Роллена или в портрете так называемой четы Арнольфини). Кровать доминирует в обстановке, как и обычно в городских покоях. Сохранившиеся портреты Яна ван Эйка относятся уже к следующему десятилетию. В преимуществе масла перед гуашью (или перед всякой иной техникой, в основе которой лежит пользование водой и быстро сохнущими красками) можно убедиться, сравнивая (увы, теперь только в фотографиях) технику миниатюр Туринского часослова с техникой Гентского алтаря. Драгоценности сверкают и переливаются на пылающем пурпуре, любимом цвете ван Эйка. после 1490), дочерью итальянского купца из Парижа Гуильельмо Ченами.
Одним из первых он освоил пластические возможности масляной живописи используя тонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого (фламандская манера многослойного прозрачного письма). Это были слова на родном фламандском, французском, греческом, латинском языках иврите. Голову украшает скромная диадема, Строгость, простота, скромность— достоинства Марии, воплощены в зрительном образе, сочетающем чувственную конкретность земной женщины с величавой торжественностью «царицы небесной». Луки, покровителя живописцев, выставлялся для обозрения. Плюс рукопожатие не характерно для свадебных церемоний. Оно расположено на центральной оси композиции, прямо над соединёнными руками персонажей.
Все это происходит в солнечном пейзаже, на прекрасном зеленом лугу, усеянном цветами, окаймленном рощами, где северная растительность сочетается с пальмами и апельсиновыми деревьями. Сложная религиозная символика претворена в нем в конкретные, жизненно убедительные и осязаемые образы. Л. Д.
Замечательна попытка художника сообщить зданиям восточный характер. Ян ван Эйк, картины которого можно изучать часами, родился в Нидерландах (сейчас городок Маасейк расположен на территории Бельгии) в конце четырнадцатого века. Пространство комнаты не замкнуто: за узкой полосной окна, данного в сильном ракурсе, виднеется кусочек города, а круглое выпуклое зеркало в центре задней стены увеличивает глубину комнаты, отражая людей, входящих в двери. Этот живописный метод позволил ван Эйку достигать исключительной глубины, богатства и светосилы цвета, тонкости светотеневых и красочных переходов.
Напротив, Джованни ди Николао жил в Брюгге с 1419 года (возможно даже, что он поселился там раньше) и вполне возможно, что он познакомился с художником задолго до создания двойного портрета известен его портрет работы ван Эйка. Вероятно и композиционный замысел алтаря принадлежал ему.
Сегодня эта работа хранится в Лондонской национальной галерее. Впереди «Источник жизни». Посмотрите на ее чуть зардевшееся милое лицо. Подобный прием — сочетание яркого пятна одежды и выделенного светом лица, характерен и для других погрудных портретов мастера (Портрет Маргареты ван Эйк, жены художника, 1439, Брюгге, Музей Грунинге). В 1422–1424 годах он работал при дворе Иоганна герцога Баварии, графа Голландии, в Гааге.
Любой в обещаниях может стать богатым). Одним из первых он освоил пластические возможности масляной живописи используя тонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого (фламандская манера многослойного прозрачного письма).
Каким именно образом ван Эйки писали с натуры, остается загадкой. Первый же зал имеет иное оформление. Правда, многие предметы наряду с чисто бытовой характерностью имеют «говорящий» символический смысл (так, пара деревянных туфель символизирует неразлучность, а метелка у стены — чистоту невесты, собачка у ног изображенных — аллегория верности и т. д. ).
Вишня за окном – пожелание плодовитости в браке. Некоторые исследователи считают, что у картины существовала верхняя крышка с изображением обнажённой женщины (вероятно, сюжетом её было ритуальное омовение новобрачной). Алтарные преграды украшались обычно скульптурой — круглой или рельефной. Господа, чтобы не испачкаться в уличной грязи, ездили верхом или в носилках. В 1425 году его сделали придворным живописцем и камер-юнкером герцога Бургундии Филиппа Доброго.
Белое подвенечное платье вошло в моду только с середины XIX века. Свет, падающий из него, отражается от различных поверхностей. Для него художник выполнял работы для дворца в Гааге. В ней нет ничего от тех женственных образов, которыми мы восхищаемся в картинах ван Эйка.
Нежнейшая легчайшая моделировка лица при близком рассмотрении кажется прозрачной. На раме была надпись из Овидия (лат. Promittas facito, quid enim promittere laedit. Ему многим обязаны все крупные нидерландские художники во главе с Рембрандтом. Лишь через год родственникам удалось перезахоронить его тело, уже внутри церкви, около купели. Ему и Гумберту приписывают миниатюры Туринско-Миланского часослова. Фигуры Марии и Архангела помещены в крайние створки, в средних же — господствует пустынное светлое пространство обычной комнаты, а в открытом окне видны улицы типичного нидерландского города с тесно стоящими высокими домами под вечереющим ясным небом.
Здесь же художник мог раскрыть все свое композиционное и колористическое дарование. Донациана, основанных каноником ван дер Пале. Мария оказывается и удаленной и вместе с тем близкой. Считается, что в конце жизни Арнольфини постигло банкротство.
Платье с таким впечатляющим шлейфов невозможно было носить без посторонней помощи. Около 1430 года Ян ван Эйк поселился в Брюгге. В 1427 – 1428 гг.
Пара изображённая на полотне ван Эйка, принадлежит к зажиточному бюргерству. Ван Эйк был чуть ли не первым, кто подписал свое полотно. Большое свободное пространство отделяет священный символ от всего остального. Искусство ван Эйка проникнуто глубоким пониманием сущего как логического воплощения Божьего промысла, выражением чего стало строгое, продуманное и вместе с тем жизненно естественное построение композиции, полное тонкого ощущения пространственной соразмерности. Это особенно заметно по одежде.
В нем христианский символизм причудливо сочетается с предельным натурализмом. К теме Богоматери Ян ван Эйк обращался множество раз.
Наружные виды (да и сами персонажи) в картинах обоих братьев заключают в себе всегда такую смесь острой наблюдательности натуры с ошибками, выдающими отсебятину, что невозможно решить – составлены ли эти картины по этюдам или они писаны прямо и по частям с натуры (причем, в таком случае, несоответствия можно было бы объяснить лишь неумелостью в комбинировании частей). Обычно эта надпись интерпретируется так, что именно Хуберт ван Эйк (ум. Происходивший из незнатного рода, он добился высокого поста благодаря уму, познаниям и ловкости в политических и финансовых делах. Таким образом, латинская надпись под зеркалом может быть прочитана также как: «Этот был Ян ван Эйк»8485.
Это необычайно тонко, точно и живо. Если от Гентского алтаря обратиться теперь к остальному творчеству братьев ван Эйк, то мы найдем в нем все дальнейшие мотивы, отсутствие которых делает энциклопедию Гентского алтаря не вполне исчерпывающей. Крупнейшее произведение ван Эйка – знаменитый Гентский алтарь, начатый, согласно позднейшей надписи на внешних створках, старшим братом ван Эйка Хубертом (работал в 1420-х годах в Генте, умер около 1426) и законченный Яном в 1432.
Красочно описал этот шедевр Э. Фромантен: «Прошли века. На фреске Джотто «Обручение Марии» мужчина и женщина также соединяют правые руки. В корону, которую ангел держит над ней, — как блещет она в тени. С подножья трона спускается роскошный восточный ковер, край которого упирается в нижнюю раму картины. О старшем брате Губерте сохранилось мало сведений.
Если же женщина— Маргарита ван Эйк, тогда мужчина рядом с ней— её муж, художник, а надпись «Ян ван Эйк был здесь» (лат. Johannes de eyck fuit hic 1434) свидетельствует о том, что ван Эйк изобразил себя69. Особое место в портретном творчестве Яна ван Эйка занимает Портрет четы Арнольфини (1434, Лондон, Национальная галерея).
Фигура младенца нарисована в сложном повороте, над которым художник много работал. Получилось пространство, наполненное символами. Подражание Мемлинга в картине «Обручение св. С 1425 он работал живописцем при дворе бургундского герцога Филиппа Доброго.
Ван Эйк передаёт эффект прямого и рассеянного света источником которого является окно. И самое главное – тонкая масляная пленка наподобие линзы одновременно и отражала падающий свет и вбирала его в себя, создавая тот самый эффект внутреннего сияния картины. В начале XVI века «Портрет четы Арнольфини» принадлежал наместнице Нидерландов Маргарите Австрийской.
Бавона). На лицах людей лежит печать особого спокойствия, достоинства, душевной ясности. Согласно документам, его похоронили 9 июля 1441 года. То, что этот человек не принадлежит к аристократии, видно по его деревянным башмакам. Художник безупречно владел кистью (его полотна отличаются ювелирной филигранностью исполнения), при этом отличался исключительной скромностью: его девизом было — «Как могу».
Портрет вставлен в деревянную раму имитирующую порфир. Судя по силуэтам их костюмов, это мужчина и женщина, черты их лиц невозможно разобрать.
Пример ещё одного искажения пространства в картинах ван Эйка: «Мадонна в церкви» (Берлин), где голова Девы Марии достигает верхнего ряда окон, освещающих хоры. С помощью масла художник достигает в живописном изображении реализма высшей степени34. Первыми уроками мастерства, опять-таки предположительно, Ян был обязан своему старшему брату Губерту.
Ярким примером графического мастерства художника служит Св. Он был захвачен англичанами после поражения войска Жозефа Бонапарта. Сквозь лоджию открывается красивейший ландшафт, первый панорамный пейзаж в европейском искусстве, дающий широкую картину жизни земли и человечества.
Еще со времен Средневековья удерживалась традиция наделять предметы символическим смыслом. По этой причине присутствие свидетелей было необязательно.
Георгий. Старый каноник стоит на коленях, держа в руках молитвенник и очки. Ван Эйк работал маслом, что для его времени было новаторством. Мужчина изображен у открытого окна, что говорит о его связи с внешним миром.
Они одеты в нежные цвета: в бледно-голубые, синие, розовые и лиловые. Мужчины носили шапероны и большие цилиндрические шляпы с полями, женщины— так называемые «труффо-орфовре»— головные уборы из двух овальных деталей над ушами, силуэтом напоминающих рога, дополненные золотой сеткой. «Супруг мой Ян закончил 17 июня 1439 г. Возраст мой 33 года. Но сильный дух сурового каноника торжествует над немощью его плоти. Подобный прием пространственной игры будет вскоре перенят у ван Эйка многими последователями. Обычно это была женщина, происходившая из низшего сословия.
в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, затем в Португалию. Особенное значение для него имело изображение человека, он хотел максимально точно отображать облик героев своих полотен. Портрет его поражает глубоким проникновением в самую суть характера. Все эти особенности передачи художником облика героев подчёркивают их «предельную одухотворённость», преобладающую над «телесным началом», — приём, традиционный для средневековых живописцев30.
Теперь их можно было бесконечно варьировать по цвету, добиваясь невиданных ранее оттенков. В основе всех изображений ван Эйка лежит рисунок, часто сделанный с натуры. Выполняя дипломатические поручения своего покровителя, ездил в Португалию (1428—29), где вел переговоры о браке своего патрона с португальской принцессой Изабеллой.
В пользу этого исследователи указывают на портретное сходство изображенной дамы и жены художника, а также на статуэтку святой Маргариты (изображена над кроватью) – она якобы намекает на имя героини. Скорее всего, картина попала в его руки в Испании в 1813 году после битвы при Витории. Такую же восторженную оценку дал через полтора века голландский художник и биограф нидерландских художников Карел ван Мандер: «То, что ни грекам, ни римлянам, ни другим народам не дано было осуществить, несмотря на все их старания, удалось знаменитому Яну ван Эйку, родившемуся на берегах прелестной реки Маас, которая может теперь оспаривать пальму первенства у Арно, По и гордого Тибра, так как на ее берегу взошло такое светило, что даже Италия, страна искусств, была поражена его блеском». Это особенно заметно по одежде.
Некоторые исследователи, обращая внимание на то, что надпись над зеркалом гласит «Ян ван Эйк здесь был», считают, что один из стоящих на пороге комнаты — сам художник (фигура в синем)19. На снимке, сделанном в инфракрасных лучах, можно увидеть, как уже в самой картине он изменил положение его левой руки, опустив ее ниже. Бавона в Генте начал именно он. Супружеская пара изображённая на полотне ван Эйка, богата. До сих пор вопрос остается открытым.
Казалось бы, такая незаметная на первый взгляд подробность — св. Крупнейшее произведение ван Эйка – знаменитый Гентский алтарь, начатый, согласно позднейшей надписи на внешних створках, старшим братом ван Эйка Хубертом (работал в 1420-х годах в Генте, умер около 1426) и законченный Яном в 1432. Художнику удалось передать волнующий момент «сосредоточенности человеческого переживания»30. Возможно, что пропавшая крышка с ню кисти ван Эйка была изображена В. ван Хехтом на картине «Кабинет искусств Корнелиуса ван дер Геста» (1628, Нью-Йорк, собрание Берг).
Записи о его дате рождения не сохранились, но предполагается, что это приблизительно 1390 год его карьера, однако, хорошо задокументирована. Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча. Мало жестов и мало позы. Крупнейшее произведение ван Эйка – знаменитый Гентский алтарь, начатый, согласно позднейшей надписи на внешних створках, старшим братом ван Эйка Хубертом (работал в 1420-х годах в Генте, умер около 1426) и законченный Яном в 1432.
Предположительно, он появился на свет на севере Голландии в конце XIV века. Образ св. Франциска» и «Мадонна в церкви».
Женщина с картины ван Эйка, судя по очертаниям её фигуры, явно не носит корсета82. Эта смесь позволяла также смягчать и нюансировать цвета. Выдающейся заслугой Ван Эйка является усовершенствование технологии масляной живописи, он первым стал использовать лессировку, получившую название «фламандской манеры». Св. 11 сентября 1472) со своей женой Джованной Ченами (ум. Герои изображены в праздничной одежде, но в простом интерьере. Вообще, Ян был скорее архитектурным, нежели чистым пейзажистом.
Никакие драгоценности не украшают ее. Но надо отдать справедливость ван Эйкам (Губерту. ) – они настолько подвинули вперед эту технику, что она действительно могла казаться как бы целиком обновленной ими лишь с этого момента масляная живопись получает значение чего-то завидного. Некоторые исследователи приписывают ему несколько лучших листов («Отпевание» и «Взятие Христа под стражу», 1415–1417), так называемого Туринско-Миланского часослова исполненных для герцога Беррийского. Лингвисты, к которым обращалась за консультацией М. Андроникова, опирались при определении смысла надписи на основные значения слов «fuit» и «hic».
Выделены цветом лишь их алые одежды разного оттенка. сведение линий к точкам горизонта. Художник построил интерьер без строгого соблюдения линейной перспективы, комната видна как бы сверху (её пол уходит чересчур круто вверх), отсутствует единая точка схода. В своей книге «Секретное знание: открытие вновь утраченных методов старых мастеров» изданной в 2001 году, художник Дэвид Хокни утверждает, что появление около 1420-х годов произведений западноевропейской живописи, отличающихся почти фотографической точностью в воспроизведении натуры, является результатом не возросшего мастерства художников, а использования ими оптических приборов. Надо сказать, что его весьма ценили и без заказов он не сидел.
Как умею». Живопись наружных створок почти монохромна. В настоящее время этот шедевр хранится в Риме. Панофский, по словам Костер, опирался на свидетельства Маркуса ван Варневейка (Spieghel der Nederlandscher audheyt, 1568) и Карела ван Мандера (Schilderboeck, 1604), считавших двойной портрет изображением брачной церемонии.
Плюс жена ван Эйка родила в тот же год, что было написано полотно. Вся поверхность центральной стены покрыта обшивкой из балегемского камня, на стене помещена только одна картина Яна ван Эйка «Богоматерь каноника ван дер Пале». Донациан облачен в роскошную епископскую ризу из синего бархата, тканного по золотой парчовой основе. Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной.
Ян ван Эйк (1385/1390-1441) родился в Нидерландском городе Маасейк. Не позднее 1426 г. была написана Мадонна в церкви — одна из ранних работ Ван Эйка. Его звучный красный цвет придает необыкновенный пафос образу богоматери, не нарушая вместе с тем его скромной простоты. В ней горит только свеча над мужчиной, а над женщиной свеча погасла. Однако многие исследователи считают, что «Портрет четы Арнольфини» находился в обозе с произведениями искусства, который французы отправили в Париж в качестве трофеев. Вот таким образом она отличается изумительным эффектом внутреннего свечения.
Вершина творчества ван Эйка – монументальные алтарные композиции Мадонна канцлера Ролена (около 1436, Лувр, Париж) и Мадонна каноника ван дер Пале (1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге). При бургундском дворе не только женская, но и мужская мода была экстравагантной.
И мать и ребенок благожелательно смотрят на старого каноника, опустившегося на колени возле их трона. Пресловутый секрет ван Эйков состоял, вероятно исключительно в пользовании сушками особого, чрезвычайно тщательного приготовления, а также в употреблении прозрачных лаков. Среди зрелых произведений художника такие шедевры, как «Луккская Мадонна», «Мадонна каноника ван-дер-Пале» (1436), «Мадонна канцлера Ролена», где в образе канцлера, с его монументальной фигурой и суровым лицом, как бы отразилась целая жизнь. А на последнем плане — далекие синие горы. В 1431 он купил себе дом, а через несколько лет женился.
Таков, например, один из наиболее ранних в этом ряду Портрет кардинала Альбергати (1431—1432, Вена, Музей истории искусства). Интерьер алтаря состоит из «Поклонения ягненку» изобличающий великолепный пейзаж, а также расположенных выше картин, показывающих Бога Отца возле Девы, Иоанна Крестителя, ангелов играющих музыку, Адама и Еву. Художник создает первый в истории искусства Европы парный портрет – изображение купца Джованни Арнольфини и его супруги, проникнутый замысловатой символикой, но в то же время – и интимно-лирическими переживаниями. Известные картины Яна ван Эйка: «Портрет четы Арнольфини», «Тимофей», «Мадонна в церкви», диптих «Распятие и Страшный суд», «Мадонна канцлера Ролена». Ян ван Эйк родился в Северных Нидерландах в г. Маасэйк.
Их славят музицирующие и поющие ангелы. Почти половину живописной поверхности портрета занимает красное пятно облачения кардинала. В этой крошечной картине передан эффект раннего утра: весь первый план еще погружен в сумрак ночи и фигуры блекло выделяются на нем (при этом не соблюдена с полной последовательностью зависимость освещения от одного источника) в фоне же картины, на берегу озера, видны сизые громады Иерусалима, верхи которых слабо освещаются зарей. Многие художники стремились улучшить старинные рецепты. На женщине платье (т.
Именно таким считается полотно «Портрет четы Арнольфини» (1434 год). Учителем живописи Яна был старший брат Хуберт, вместе с которым они проработали до самой его смерти в 1426 г. В 1422 г. Ян ван Эйк стал художником при дворе Яна II Бургундского, а в 1425 г. – придворным художником и камердинером герцога Филиппа Доброго Бургундского. 1385 либо 1390, Маасейк – 1441, Брюгге) – знаменитый фламандский художник эпохи раннего Ренессанса, один из его первых его представителей в Нидерландах непревзойденный автор портретов, создавший больше 100 композиций с религиозными сюжетами. Пламя горящей свечи означало всевидящего Христа — свидетеля брачного союза. Это — Небесный Иерусалим, да и весь пейзаж — это воплощение представлений о рае.
Фацио подробнейшим образом описал её в De viris illustribus14. Днём занавес на ней поднимался и в комнате принимали гостей, сидя на кровати.
Создавая погрудный портрет, ван Эйк нарушил правильное пропорциональное соотношение фигуры, кажущейся небольшой по отношению к голове модели. С исключительным реализмом и неприкрашенной выразительностью изображены на внешних створках алтаря обнаженные фигуры Адама и Евы. Наоборот. Эта картина стоит несколько в стороне от остальных произведений ван Эйка.
Георгий, представляя старого каноника, чуть наступает ногой на край его белого стихаря. Гипотеза Хокни была подвергнута критике в научном сообществе36. По всей вероятности, Ян начал свою деятельность с миниатюры. Женщина стоит около постели, что подчервикает ее роль хранительницы очага. Донациану, патрону церкви, который, в свою очередь, смотрит на них. По мнению М. Герасимова, сравнивавшего изображения женщин с двойного портрета и портрета жены художника, написанного ван Эйком в 1439 году их лица схожи.
В одном из гениальнейших пейзажей нидерландской школы, в Мадонне с канцлером Ролленом Яна ван Эйка (Лувр, 1437 или 1427 год. ), главную роль снова играет архитектура: на первом плане род лоджии романского стиля, выходящей на тщательно возделанный замковый садик, который, в свою очередь, замыкается зубчатой стеной (за этим парапетом открывается, со значительной высоты, восхитительный вид города на реке, с мостом, соединяющим оба берега, с массой фигурок, оживляющих улицы). Р. Биллиндж (научный сотрудник лаборатории инфракрасной рефлектографии Национальной галереи) и Л. Кэмпбелл в связи с этим отмечают, что эти детали не являются, как принято было считать, частью продуманной художником программы и, возможно, картина просто портрет, в котором нет никакого скрытого смысла4950. А мог и сам подарить по дружбе. Картина была заказана художнику каноником церкви св.
Теорию Хокни поддержал специалист в области оптики Чарлз Фалько (англ. Charles M. Falco) из Аризонского университета. А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. Молодая пара изображена в рост, в интерьере собственной комнаты. С 1432 г. произведения мастера следуют одно за другим: так называемый Тимофей (1432 г. ), Человек в тюрбане (1433 г. ), небольшое панно Мадонна с младенцем (1433 г. ) и др. Христос родился и умер.
Николас Ролен преклонил колена перед Царицей Небесной и принимает благословение младенца Христа. Десять медальонов с изображением страданий Христа украшают его раму. Произведения эти совсем невелики по размерам и исполнены маслом на деревянной доске. По существу, он превратил этот вид искусства из побочного в самостоятельный жанр.
Образ богоматери у ван Эйка наделен идеальными чертами. Как держать кисть в руках и основам художественного ремесла его обучил брат. Последние слова, разумеется, принадлежат самому художнику. Другие черты подчеркнуты в канонике ван дер Пале. Следующая Мадонна — «Мадонна канцлера Ролена» (1435) — одно из лучших произведений мастера.
На его сияющей золотом воинской одежде играет свет от свечей и окон. Многие написал Ян ван Эйк картины. Красивыми струями вода падает в мраморный бассейн. Напротив того, в размещении вертикалей он как будто придерживался одного глазомера и это объясняет частые ошибки в пропорции (например, чрезмерный рост фигур эрмитажного Благовещенья по отношению к залу, в котором они находятся), а также постоянное его старание спрятать основание колонн других вертикальных масс.
Ван Эйк написал ее портрет. На левой створке его, позади Распятия, под небом, по которому плывут облака, снова рисуются массы иерусалимских зданий, сжатых между холмами, а далеко в глубине синеют горы (выписано все это с миниатюристской остротой).
Небольшое полотно изображает Богоматерь с младенцем Иисусом в помещении церкви. В 1599 году Якоб Келвиц из Лейпцига видел портрет во дворце Алькасар в Мадриде. С 1425 года становится придворным живописцем герцога Бургундского Филиппа Доброго. На первом плане слева — коленопреклоненные пророки и большая группа стоящих людей.
Колоссальный прогресс ван Эйков в живописи (в частности того, что касается их пейзажей, оставляющих далеко за собой все, что было сделано в Италии и во Франции) можно отчасти приписать их обновленной технике. Портрет таит в себе немалую интенсивность духовной жизни. А женщина. Мученики, по большей части епископы, — в синих облачениях. Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее. Св.
Искупление свершилось. В этом случае надпись читается как: «Это был Ян ван Эйк, художник, 1434»8666. Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью.
Юная невеста с робкой и нежной доверчивостью вкладывает свою руку в руку жениха. В поисках монументальности и значительности образа мастер использует возможности колорита. Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует». Период высшей творческой зрелости Яна ван Эйка пришелся на 1430-е гг.
Какова бы ни была обстановка, брачный союз (или обручение) скреплялся обменом кольцами, надеваемыми на правые руки и последующим пожатием правых рук73. Работал в Лилле и Генте, в 1431 г. приобрёл дом в Брюгге и прожил там до самой смерти. По их мнению, так как латинский глагол «sum» может иметь следующие значения: быть, существовать, пребывать, состоять в браке, быть написанным, а «hic»— не только тут, здесь, но и— присутствующий здесь, надпись может указывать на то, что художник находится в этом доме на правах хозяина86. Среди работ ван Эйка, которые сохранились, самой великой является «Гентский алтарь» – в соборе Сент-Бавон в Генте, Бельгия.
Так, Дэвид Сторк (Стэнфордский университет) указывает, что для получения сферического вогнутого зеркала с фокусным расстоянием, например, 55 см (а по теории Хокни — Фалько, такое зеркало для проекции должно иметь значительное фокусное расстояние)3738, необходимо выдуть стеклянную сферу диаметром около 7 футов, что для мастеров той эпохи было невыполнимой задачей38. Далее. Возможно также, что последнее слово в подписи не «hic», а «pic» (то есть «pictor», «художник»).
Ян ван Эйк умер в Брюгге в июле 1441 г. (дата похорон – 9 июля 1441). Вероятно, Веласкесу была известна эта работа ван Эйка: испанский художник повторил мотив отражения в зеркале в своей картине «Менины»7.
При жизни пользовался уважением среди художников и заказчиков. «Мадонна в церкви» – одна из ранних работ, она выполнена в технике поочередного нанесения слоев масляных красок на отшлифованную белую гипсовую грунтовку, покрытую лаком. По его словам, картина висела в комнате, которую он занимал. Кстати, есть гипотеза, что на картине ван Эйк изобразил себя с супругой Маргаритой.
Вершина творчества ван Эйка – монументальные алтарные композиции Мадонна канцлера Ролена (около 1436, Лувр, Париж) и Мадонна каноника ван дер Пале (1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге). Могли ведь дружить зажиточные бюргеры и художник. Последний, скорее всего, выдуман ван Эйком: он собрал его из фрагментов, увиденных в других домах и выдуманных им самим. Рисунок и тени продолжали сквозить чрез пласты ярких, точно эмалевых, полив и этим объясняется изумительная красочная глубина картин как самого ван Эйка, так и всех его последователей.
Жил художник в Лилле, Турне, Генте и главным образом в Брюгге. По краям коленопреклоненные фигуры — портреты заказчика алтаря и его супруги. Таким образом, здесь перед зрителем представала жизнь, разворачивающаяся на земле. В 1427 г. посетил Турне.
Родиной братьев Ван Эйк считается город Маасэйк. Сначала он прорисовывал все и даже тончайшие, контуры коричневым нейтральным тоном, затем клал главные тона и, наконец, проходил все поверх масляными красками, то глухими, то прозрачными (лессировками).
Основная, самая большая по размеру композиция полиптиха расположена в середине нижнего яруса. Мы не знаем, какой момент из жизни четы запечатлен.
По-видимому, ван Эйк чувствовал некоторую пластическую скованность фигуры и стремился сделать ее движение более естественным. Герасимов пришёл к выводу, что на двойном портрете изображена Маргарита ван Эйк70. Его суровое лицо бесстрастно. Вместо классической фразы «полотно написано тем-то» художник написал «Ян ван Эйк был здесь», подкрепляя версию того, что он – один из свидетелей изображенных в отражении зеркала.
Обращают на себя внимание хрупкость фигур и мужчины и женщины, скрытых под тяжёлыми объёмными одеждами изящество кистей женских рук, свойственное скорее позднеготическому стилю, в то время как ван Эйк уже создавал портреты с характерными, узнаваемыми руками отсутствие индивидуальных черт в лице героини, возможно, представляющей собой собирательный образ и «погружённость в себя» её спутника. Основное содержательное начало сосредоточивалось теперь на внутренних частях складня. Одной из ранних работ ван Эйка, датированной примерно 1425 годом, стала «Мадонна в церкви». Судьба художника Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна.
morgen – утро). У обеих «индивидуальная асимметрия», сходное соотношение размеров лба с остальными частями лица, сам лоб и у той и у другой «высокий и широкий». Губерту приписывают и маленький складень в Эрмитаже.
Ян ван Эйк (Jan van Eyck, ок. Стоит иметь в виду, что в то время все женщины отклоняли корпус назад, выставляя вперёд живот— такая осанка получила название «готической кривой»79, однако под платье в этом случае надевался жёсткий корсет, стягивавший талию и грудь8081. Ян ван Эйк Картины и биография Яна ван Эйка Ван Эйк (van Eyck) Ян (около 1390–1441), нидерландский художник. Из этих произведений наиболее известны Мадонна канцлера Ролена (ок. Ночью занавес опускался и возникало закрытое пространство, комната в комнате.
1435, Париж, Лувр) и Мадонна каноника ван дер Пале (1436, Брюгге, Музей Грунинге). Он ведет с ней сосредоточенный внутренний диалог и полностью отрешен от интересов и соблазнов окружающей его действительности. Так же поступил и ван Эйк. В частности, по мнению Хокни и Фалько, при работе над «Портретом четы Арнольфини» ван Эйк использовал вогнутое зеркало, обводя перевёрнутые проекции изображаемых предметов на основе картины или даже нанося по проекции краски.