Картина «Скачки в Эпсоме» написана Теодором Жерико в 1821г. Духом этой трагедии проникнута одна из первых картин молодого французского художника Теодора Жерико, написанная в 1814 году и выставленная в салоне этого года как некий вызов только что обосновавшимся в Париже властям Людовика XVIII.
Не считаясь с мнением отца, Жерико бросает учёбу в лицее. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного»5 мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма5. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза».
Полотно отметил и сам Давид14. Как и других романтиков, Жерико интересует тема борьбы человека с природной стихией и он обращается к мотиву моря. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов. На 8 день за борт выбросили наиболее слабых и раненых людей).
«Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Очевидцы события инженер-географ Александр Корреар и врач Анри Савиньи, описали в ней один из наиболее трагических эпизодов в истории французского флота— тринадцатидневное скитание плота с пассажирами фрегата, которые покинули корабль, севший на мель у Канарских островов. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Родился 26 сентября 1791 года в Руане, умер 26 января 1824 года в Париже.
Полотно отметил и сам Давид. Так ритм цвета, как и ритм форм и движения, разыгрывает свою драматическую тему. В картине Жерико читалась бурная динамика, горячий темперамент, раскрепощенность чувств.
В 1820-1821 годах в Англии Жерико, пораженный своеобразием её облика и быта изображает в своих богатых и тонких по цвету картинах и акварелях, в литографиях ("Большая и малая английские сюиты", 1820-1821) сцены из народной жизни (с безжалостной правдивостью показывая её социальные контрасты), скачки ("Дерби в Эпсоме", 1821, Лувр). На первом плане изображены люди, пытающиеся привести в чувство умирающих. Места в шлюпках заняли высокопоставленные лица. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис».
Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»18, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Динамика форм, экспрессия линий, резкие перепады света и тени подчеркивают патетику сцены. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане.
Но что бы ни изображал Жерико— триумфы ли, невзгоды ли солдат Бонапарта, —он всегда подчеркивал мужество, самоотверженность старых наполеоновских ворчунов—кирасиров, гусаров, трубачей, конных егерей, чью судьбу понимал лучше кого бы то ни было. «Новый рассказ о событии и три года спустя заставляет содрогаться», — писала либеральная газета La Minerve francaise. Продуктов у них не было. Солдат как бы возвращается, пройдя землю из конца в конец, возвращается. Романтическая эстетика утверждает категорию возвышенного, которая неотделима от представлений о таинственном и ужасном («Плот Медузы», Теодор Жерико).
В 1816 году Жерико отправился в Италию, на родину великих художников прошлого. «Плот Медузы» воспринимается не как эпизод, а как эпос картина явно перерастает свой сюжет, она становится символом трагической борьбы человека с враждебной стихией, олицетворением безмерного страдания, героических напряжений и порыва. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. С 1810 года он решает брать уроки у Пьера Нарсиса Герена, который передаёт своим ученикам секреты мастерства великого Давида, у которого, в своё время, учился он сам. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Обновлению сюжетов соответствовало у него и обновление средств выражения.
Работа имела успех и была отмечена золотой медалью. В июле 1816 года у берегов Западной Африки французский фрегат «Медуза» из-за ошибок неопытного капитана, получившего должность по протекции, сбился с курса и сел на мель. Теодор демонстрирует исключительно реалистичную манеру живописи и одновременно поднимает тему человечности (первым среди «романтиков»). Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»6. В 1816 году у берегов Африки (Сенегал) произошло кораблекрушение из-за которого фрегат «Медуза» оказался на мели.
В "Портрете двадцатилетнего Делакруа" (около 1819, Музей изящных искусств и керамики, Руан) и автопортретах выражено представление о романтическом художнике как независимой эмоциональной личности в объективности портретов душевнобольных (около 1822), где изображено разрушительное действие страстей, заключён истинный гуманизм Жерико. Она определяет устремленное вниз общее движение масс. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции.
Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»19. Оппозиция считала историю с «Медузой» не несчастным случаем, а преступлением режима, покрывающего коррупцию и пренебрегающего жизнями простых граждан, тем более что власти сразу же попытались замять скандал, не привлекая виновных к суду. В годы учёбы у Верне началась его дружба с сыном учителя— Орасом, возможно эти дружеские отношения являются причиной того, что Жерико так долго оставался в мастерской Верне. Его должны были вести на буксире лодки.
Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Он задумал написать огромную картину, тема — борьба могучего коня и человека: «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Париж, Лувр). Когда эти новости дошли до общества, то оно было потрясено кошмаром произошедшего. Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм».
Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер23. Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. На борту было около 400 человек. Уже первые произведения Жерико, где отразилась бурная эпоха наполеоновских войн с её отчаянной бравадой ("Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку", 1812, Лувр, Париж), чувством растерянности и трагическим концом ("Раненый кирасир, покидающий поле боя", 1814, Лувр), отличаются повышенной эмоциональностью образов, динамичностью построения и колорита, в котором преобладающий тёмный тон оживляется интенсивными цветовыми акцентами, стремительными пастозными мазками. Она проходила с 12 июня по 30 декабря 1820 года, картину увидели около 50 тысяч посетителей. Она была подписана никому еще не известным именем – Теодор Жерико. Сын адвоката, Теодор Жерико имел две страсти лошадей и живопись.
Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Известно лишь то, что он не навязывал ученикам своих взглядов и последние не получали систематического профессионального образования. Книгу, полную шокирующих подробностей, написали очевидцы трагедии.
Фактически это было одно из первых полотен, написанное в этом стиле. 1817, Лувр, Париж). Но ветер относит плот от корабля спасения. Престижный «При де Ром» получает другой художник, а упрямый Жерико, уверенный в том, что самым достойным кандидатом всё равно был он, решает ехать в Италию за свои деньги. Сопровождал суда военный корабль «Медуза».
Поочередно то надежда, то отчаяние овладевают людьми, заполнившими плот Медузы. Лишь на одиннадцатые сутки на горизонте мелькнул парус брига «Аргус». Все, кто был на лодках, спаслись. Но при этом Жерико упорно и много работает. Сюжетная картина с невероятным драматизмом и поражающим реализмом прославила его и сделала одним из родоначальников французского романтизма.
В картине Жерико «Плот Медузы» нет статики, она динамична. Но, возможно, лишь старый Давид оценил ее подлинную новизну и мощь. Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы». Но 17 человек остались на судне, а сто сорок семь человек перебрались на плот.
Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Возможна печать на холсте и изготовление репродукции других размеров. м. Но случилось непредвиденное: усилился ветер и фрегат дал трещину. И все же кажется, что это пейзаж Франции, что это наконец родная земля. Но в том же 1812 году Францию потрясла новость о поражении войск Наполеона в России.
Сюжетом для него послужил рассказ о гибели по вине французского правительства около берегов Африки судна «Медуза». Резкой диагональю рассечена композиция полотна. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико.
Патриотические мажорные ноты, звучавшие в предыдущих работах Жерико, в «Раненом кирасире» сменились настроением разочарованности и печали, что граничит с событиями реальной жизни — военными неудачами наполеоновской армии. Жерико – один из пионеров литографии сохранились также его скульптурные работы. В портрете нет внешнего действия, все внимание сосредоточено на передаче «состояния души»: перед нами человек, будто стоящий на распутье, в его глазах, обращенных на зрителя, вопрос, тревога, гнетущие предчувствия. А когда начался шторм, обезумевшие люди боролись за то, чтобы находиться в центре плота.
Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Действительно, это финал – еще героический, но уже предопределенный – не только наполеоновской, «великой армии», но и всех надежд и иллюзий, которые связывали с эпопеей наполеоновских войн передовые представители мыслящей Франции. Капитан дал приказ всем покинуть корабль. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе.
Одно из главных произведений Жерико и всего романтического искусства – "Плот Медузы" (1818-1819, Лувр), написанное на остро злободневный сюжет (трагедия оказавшихся в океане на плоту пассажиров фрегата "Медуза", погибшего по вине правительства) и имевшее большой общественный резонанс придавая частному случаю символический смысл, Жерико показывает сложную гамму человеческих чувств – от мрачного отчаяния до бурного взрыва надежды: динамика огромного полотна определяется диагональю композиции, энергичной лепкой мощных объёмов, напряжёнными контрастами света и тени. Там картина вызвала большой интерес. Что касается драматизма, переданного мастером с помощью нагромождений и переплетений человеческих тел (живых и мертвых), то здесь очевидно влияние другого великого живописца — Рубенса.
Эта картина стала событием парижского Салона 1819 года. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Это – солдат, но и вместе с тем – человек ибо мы чувствуем, что война не ожесточила его. История гибели «Медузы» получила широкую огласку. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Фон и одежду Жерико лишь намечает, сосредоточивая внимание на лице душевнобольного.
Случилось это в 1816 году. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Лувр.
Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Но и здесь первое время он мрачен, его гнетет одиночество.
Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза».
Не знаю насколько осознан был подход художника к выбору темы картины, но он в своём произведении ухватил весь трагизм событий происходивших во французском обществе. Ведь французы вкусили "свободу" (взятие Бастилии 14 июля 1789 года, революция, заработала гильотина). Так ли уж случайно (без проведения свыше) судно потерпело крушение, сев на мель в 1816 году во время экспедиции по КОЛОНИЗАЦИИ. Полотно приобретено Лувром на посмертной распродаже работ художника. 10 лет спустя Теодор поступает в престижный парижский Императорский лицей. чтобы умереть».
Настроение самого Жерико было противоречивым. Картина полностью передает атмосферу и дух трагичности. Картина Жерико – одна из первых манифестаций романтизма во французской живописи. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю29. Романтизм был полностью ориентирован на современность. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба.
Романтический образ карабинера выражает атмосферу переломной эпохи. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Художника особенно поразил момент перед стартом: кони без узды и седла рвутся из рук молодых сильных парней, чтобы ринуться вперед.
По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Наконец, однажды в Салоне появилась картина «Портрет господина Д. на лошади» (1812). По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818).
Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков.
Большой интерес представляет лист, посвященный событиям недавнего прошлого, названный автором «Возвращение из России». Каждый выпуск газет рисовал все новые и новые душераздирающие подробности. Одно-единственное полотно стало символом целой эпохи в живописи Франции и всей Европы. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров).
Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Он рвался в атаку.
Эта картина, написанная в начале похода французской армии в Россию, отличалась остротой жизненных наблюдений, бурной динамикой, эмоциональной насыщенностью колорита. Жан Луи Андре Теодор Жерико родился в Руане 26 сентября 1791 года. Тела и всадника и лошади моделированы энергично, даже резко, в них нет никакой плавности. Но погода не благоприятствовала, ждали шторма. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра.
Корабль затонул во время шторма близ островов Зеленого мыса в 1816 году. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Художник родился в Руане в 1791 году. В Риме художник проводит целый год. В техническом плане произведение выполнено превосходно. Он детально изучает анатомию лошади и выполняет в скульптуре великолепного «анатомического коня» со всеми мускулами, сухожилиями, костяком.
На втором – верящие в спасение и подающие сигналы. Пусть даже и за свой счет. Для Теодора Жерико «Плот Медузы» стало одним из первых серьезных произведений, Именно это полотно принесло ему широкую известность и признание в профессиональных кругах и среди любителей искусства.
Но для народа Франции, для ее передовых людей это стало национальной трагедией. Однако именно эти принципы живописца и подарили ему славу и место в истории. Исследователи-искусствоведы считают, что Жерико был ознакомлен с брошюрой Савиньи, которую тот посвятил катастрофе на фрегате «Медуза». В 1818—1819 годах Жерико напишет главную картину своей жизни: Плот «Медузы» (Париж, Лувр).
Но настоящими учителями для него стали Ж. Л. Давид и Ж. А. Гро. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Картины из этой серии не были предназначены для продажи. Картина написана в романтическом стиле, который тогда только-только появился. Его высоко поднятой голове противопоставлено слабеющее тело кирасира, как бы скользящего вниз и бессильно опирающегося на ножны палаша. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история24.
В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Сенегала, людьми познавшими "сободу". Он посещал больничные морги, делая этюды мёртвых голов истощённых тел, отрубленных конечностей, в своём ателье он, по свидетельству художника О. Раффе, создал нечто вроде анатомического театра. Много копирует в Лувре. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец.
В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов26. Картина Жерико «Плот Медузы» будет создана через несколько лет. На огромной картине Жерико «Плот Медузы», написанной в 1818 – 1819 годах изображены люди в разных положениях и в разном психическом состоянии.
Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. «Мы жаждем самой страсти, — писал Стендаль, — следовательно, можно предположить, что XIX век будет отличаться от всех предшествующих, точным и пламенным изображением человеческого сердца». С одной стороны, он был огорчен, что во Франции в 1815 году вновь воцарились Бурбоны.
Помощь к терпящим бедствие пришла только на двенадцатый день. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Незадолго до создания Теодором Жерико «Плота Медузы» вышла его картина «Потоп», которую принято считать своеобразным предшественником. Художник запечатлел здесь событие, которое было еще свежо в памяти французов, — гибель фрегата «Медуза».
Сильнее всех переживал кончину Жерико его друг — молодой Делакруа, который стал впоследствии на долгие годы главой прогрессивных романтиков. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812». В чем сущность романтического мировосприятия.
Конь изображен в сильном ракурсе движения из глубины. Картина не получила ни первой, ни второй премии. Самым известным, небывалым в истории искусства по силе заключенного в нем пафоса и протеста является полотно «Плот «Медузы»» (1818 – 1819 г. г. ), – этот шедевр Жерико создавал целый год. Лишенная пафоса литография правдиво передает трагедию побежденной наполеоновской армии. От группы с мёртвыми телами и отца, склонившегося над погибшим сыном взгляд зрителя направляется к четырём фигурам у мачты.
Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. С этого времени началось его увлечение монументальным искусством. В 1796 году семейство Жерико переезжает в столицу. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера.
Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. Однажды, во время римского карнавала, Жерико стал свидетелем яркого необычного зрелища — бега вольных лошадей по улице Рима (на Корсо). Картина Теодора Жерико «Плот Медузы» показывает этот момент.
К этим же годам относится погрудный портрет «Офицер карабинеров» (Париж, Лувр). В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике»4. Но многие уже не могут подняться, они обессилили или уже умерли.
Жерико болезненно переживал критику. Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Этим определялась направленность его поисков».
Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Ночью вспыхнула резня из-за остатков пищи. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой», явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Внимание зрителя обращается на человека на переднем плане. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически.
Одного из погибших волной смывает в море. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы». Он побывал в Риме и Флоренции, где воочию увидел картины многих старых мастеров.
В 1819 г. художник выставил в Салоне одну из лучших своих работ — грандиозную композицию «Плот "Медузы"» (1818-1819, Лувр, Париж). Известно лишь то, что он не навязывал ученикам своих взглядов и последние не получали систематического профессионального образования. Две почтовые лошади 1823Портрет артиста в его гримерной, 1823Портрет сумасшедшей 1822Портрет бродяги 1821Лошадь, терзаемая львом, 1822 Дикие лошади 1817Печь для обжига извести 1822Серая в яблоках лошадь 1820Бег свободных лошадей в Риме, 1817Жертва крушения 1819 Искусство Франции.
Впервые о Жане Луи Андре Теодоре Жерико заговорили в 1812 г., когда двадцатилетний ученик художественной мастерской отважился вы ставить в Салоне картину «Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку» («Портрет лейтенанта Р. Дьедонне», 1812г. ). В суровом и безлюдном "Пейзаже с печью для обжигания извести" (1822, Лувр) будничный мотив – повод для романтически-напряженного воплощения материальности мира. Известно, что перед смертью Теодор Жерико задумывал написать большую картину «Отступление французов из России в 1812». Низкие тёмные тучи усиливают трагизм ситуации.
А на плоту положение стало ужасным. Все в ней предельно насыщено самым напряженным драматизмом. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей.
Совсем иными настроениями отмечена созданная в тяжелый для Франции год национальной катастрофы картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, Лувр, Париж). Каникулы мальчик проводил в Нормандии, где, по словам одного из его друзей, много рисовал. Неопытный и трусливый капитан (получивший должность по протекции) посадил судно на мель и вместе со своими приближенными спасся в шлюпках, бросив на произвол судьбы сто пятьдесят пассажиров и матросов. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. На заднем плане – черный вихрь зимы и России, тень сумерек и смерти утра не будет. Люди на полотне только что заметили корабль и ведут себя по-разному. Во время бури корабль сел на мель, капитан и высшие чины заняли шлюпки, для остальных (149 человек) был построен плот. По словам художника, газетчики обвиняли его даже в оскорблении Морского министерства.
Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г). В этот период Жерико увлекается графикой и создает литографии на военные сюжеты. У берегов Сенегала терпит, сев на отмель, крушение военный трехмачтовый корабль «Медуза».
Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного» мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма. Ведь в то время Салон был наполнен произведениями, прославлявшими монархию и религию. А огромные океанские волны готовы смыть людей с плота. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле).
Он запечатлел также силуэты прогуливающихся красавиц и среди прочих Молодую женщину в красном, которую мы воспроизводим. Природа на полотне враждебна человеку.
Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю. Военная тема еще некоторое время занимает воображение художника. Это интриговало и притягивало взгляд. Жерико выступил как пионер литографии во Франции (серия Большая и малая английские сюиты, 1820–1821). Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм».
Было сделано большое количество эскизов и набросков: штормового моря, людей в различных положениях, сидящих, лежащих, стоящих. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков.
Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота30. Работа хранится в Лувре, в Париже. Она вызывает целый шквал переживаний и размышлений. Самое яркое и тревожное, что напишет Жерико, – «Плот Медузы». Окончательный вариант картины представляет тот момент, когда уже потерявшие надежду на спасение люди видят на горизонте корабль «Аргус» и тянутся к нему. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж.
О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Далеко на горизонте пылает пожар битвы и клубы дыма сливаются со свинцовым небом. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер. Его должны были отбуксировать при помощи шлюпок, но ситуация вышла из-под контроля. Спустя тринадцать дней плот с оставшимися в живых пятнадцатью матросами спасло судно «Аргус».
Для своей картины он выбрал, пожалуй, самый драматичный момент: измученные люди увидели на горизонте судно и еще не знают, заметят их с него или нет. Чувством восхищения проникнуто полотно «Офицер императорских конных егерей во время атаки» (1812, Лувр, Париж). Её похвалил М. -Б. К развитию этой новой эстетики инстинктивно подошел в своей картине «Плот Медузы» Теодор Жерико. В картине «Раненый кирасир» (1814, Лувр, Париж) задуманной как парная к предыдущей, где вместо устремленного к победе героя изображен едва держащийся на ногах офицер, покидающий поле боя, отразился трагизм ситуации, сложившейся во Франции после поражения армии Наполеона в России, разочарование народа в наполеоновской политике. И в том же 1812 году Франция была потрясена вестью о гибели Великой армии в снегах России.
Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. Он посещал представителей высшего света, бывал на театральных представлениях, ездил верхом и совсем не работал красками, зато постоянно носил с собой альбом, в котором делал карандашные наброски. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Когда наполеоновская армия, разгромленная в России, капитулировала и войска союзников вступили в Париж, на трон вернулся «законный» король из династии Бурбонов, свергнутой Великой французской революцией, – Людовик XVIII. Художник показал на полотне тот момент, когда люди на плоту заметили на горизонте «Аргус». Тема человеческих страданий была продолжена художником позднее в знаменитой картине «Плот Медузы» (1819, Лувр, Париж), в основе которой лежало реальное событие, всколыхнувшее всю Францию.
Он делает смотрящих почти участниками происходящей трагедии. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. В самую первую ночь погибли двадцать человек. Страстный любитель лошадей и верховой езды, он создал произведения чисто анималистического жанра, подобных которым ещё не было во Франции9.
Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Сохранились прекрасно проработанные анатомические рисунки, этюды, наброски животных, особенно лошадей. Его семья была обеспеченной, но ребенка рано отдали в пансион, где он обучался. Сам плот почти упирается в раму картины. В результате «Медуза» села на мель и затонула. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико.
Образовалась группа из офицеров и пассажиров и группа моряков и солдат. Начатое Гро освобождение от влияния Давида должен был продолжить Жерико. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике». О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. В 1816-1817 годах в Италии под влиянием классического искусства, особенно Микеланджело, в произведениях Жерико усиливаются обобщенность и монументализация форм, чёткость рисунка ("Бег свободных лошадей в Риме", 1817, Лувр).
По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Среди исследователей нет единой точки зрения на то, представителем какого направления был художник: его считают предтечей романтизма, реалистом, опередившим своё время или одним из последователей Давида. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Особенно заметно это влияние в картине «Бег свободных лошадей в Риме» (ок. Мальчик рано стал проявлять интерес к живописи, этому способствовало общение с его дядей— Жаном-Батистом Каруэлем, который коллекционировал произведения фламандских и нидерландских художников.
Многие последующие художники-романисты черпали свое вдохновение из этой картины. Многие сходили с ума, доходило до каннибализма.
Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Так, в частности, он сделал несколько акварельных зарисовок итальянских дам, следивших за скачками с тем страстным вниманием, о котором столько писал Стендаль. В отличие от множества незначительных художников эпохи, которые трактовали новые темы, ничуть не заботясь о том, чтобы преобразить самую систему видения, Жерико был современен не только по замыслу. Еще некоторое время военная тема занимала мысли художника и он создал портрет «Офицер карабинеров», в котором чувствовалась переломная атмосфера. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо.
Жерико также выполнил ряд графических листов с переработкой тем с картин Микеланджело, Карраччи, французских последователей Караваджо и декоративных работ художников XVIII века. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Её похвалил М. -Б.
Мрачные предчувствия усиливаются пейзажем с низко нависшими темными тучами. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. Жан Луи Андре Теодор Жерико (фр. Jean-Louis-Andr-Thodore Gricault 26 сентября 1791, Руан— 26 января 1824, Париж)— французский художник, крупнейший представитель европейской живописи эпохи романтизма. Сюжет картины основан на реальной трагедии. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»38.
С обучения у Герена для Жерико начался процесс формирования индивидуального стиля, а вскоре он, уже не нуждаясь в каком-либо руководстве, перешёл к самостоятельной работе7. В 1801 году Теодора поместили в интернат частного пансиона Дюбуа-Луазо, а затем отец перевёл его в пансион Рене Ришара Кастеля. Под влиянием живописи А. Ж. Гро, посвятившего множество своих работ победам наполеоновской армии, Жерико обращается к драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812, Лувр, Париж). Теодор принял участие в конкурсе молодых живописцев, но проиграл. Строгой размеренности и уравновешенной ясности классицистических полотен школы Давида здесь противопоставлено смелое нагнетание всех выразительных средств. Одна сторона лица ярко освещена, другая в тени — контраст вносит ноту беспокойства.
По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). «Плот Медузы» — со всем кипением человеческих страданий — вырастает как некий монолит, как некая единая изваянная группа. Художественное произведение становится шедевром в самом высоком смысле, тогда когда оно отвечает смысловым запросам своей эпохи.
Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Его картины, в том числе «Плот Медузы» и «Скачки в Эпсоме», стали новым словом в живописи, хотя их подлинное значение в развитии изобразительного искусства было осознано гораздо позднее. У юноши две страсти: живопись и лошади. И, когда ему предложили экспонировать «Плот» в Лондоне, охотно согласился. Да и видно ли его. Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии».
Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. В отличие от «барельефного», фронтального построения композиции у классицистов художник смело «атакует» плоскость холста, направляя движение коня в глубину.
Так начинал работу над картиной Жерико «Плот Медузы». В основу картины легли реальные события: летом 1816 г. по вине непрофессионализма капитана на рифах у берегов Африки затонул фрегат «Медуза». Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Было настоящим чудом, что картина вообще была допущена к показу. Но, несмотря на Золотую медаль, полученную за эту работу, правительство не купило ее. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота.
На борт были подняты пятнадцать полутрупов, пятеро из них скончались. Восемнадцатого июня 1816 года фрегат «Медуза» отплыл из Франции в Сенегал. Дополнительно было решено построить плот площадью 140 кв. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр).
147 человек «попроще» они убедили перейти на спешно сколоченный плот, пообещав буксировать его до берега, однако вскоре бросили в открытом море. С написанием этой картины к нему пришло признание, однако продолжалось это недолго. В офицере Жерико воплотил свое поколение, которое выросло под грохот триумфальных побед французской армии. В этой тенденции немалую роль сыграла антидавидовская реакция, по сути же дела реформы Герена продолжались в направлении, указанном давидовской школой. Обстоятельства, при которых мастер получил заказ на портреты, загадочны.
В 1801 году Теодора поместили в интернат частного пансиона Дюбуа-Луазо, а затем отец перевёл его в пансион Рене Ришара Кастеля. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Еще через четыре дня пятнадцать самых сильных человек выбросили всех остальных в море. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству.
Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Всех охватила паника. Жерико учился у К. Берне (1808-1810) и П. Герена (1810-1811) испытал влияние А. Гро. В возрасте 32 года (26 января 1824, Париж) он погиб в результате падения с лошади.
Все эти настроения, сильные страсти, волновавшие всю страну, впитал в себя юный Теодор, который потом будет их воплощать в своих полотнах. Научившись у Карла Верне изображать лошадей, сделав в мастерской Герена много академических рисунков и копии с произведении старых мастеров, Жерико решительно обратился к современности Подобно Гро, он был захвачен военными подвигами императора—как победами, так и превратностями судьбы, которыми была отмечена наполеоновская эпопея (Офицер конных егерей, 1812 г, Раненый кирасир, 1814 г) В 1816 году двадцатипятилетний Жерико уехал в Италию От современности он перешел к увлечению древней историей и мифологией Даже самые обычные римские улицы приобретали в его картинах и акварелях героический облик Так, например, различным вариантам Бега свободных лошадей свойственны благородство и пластичность античных барельефов Вернувшись в Париж, художник почерпнул в событиях современности идею своей самой знаменитой картины — Плот Медузы. Это требуется Жерико, чтобы передать все эмоции, владевшие обезумевшими людьми. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Ему не спастись. Знаковой во всём творчестве художника стала картина «Плот Медузы», которая была основана на реально произошедших трагических событиях.
Темная, глухая и зловещая ночь опустилась на землю. Этим определялась направленность его поисков»13. Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Остановившись возле картины, он воскликнул: «Откуда это. После долгих мучений умер в возрасте тридцати трех лет.
Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Однако юный художник не унывает, пишет и пишет своих излюбленных лошадей.
Из-за голода многие из них начали практиковать каннибализм. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Жерико (описание картины) становится близким и понятным каждому, кто всматривается в полотно, созданное классическими техническими приемами работы, но наполненное романтической эстетикой. Напрасно силится он удержать своего огромного скакуна на стремительном и скользком спуске.
Они с надеждой тянутся к нему, машут платками. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба32. В воспроизводимом нами Офицере карабинеров из Лувра Жерико прежде всего несколькими точными и сильными перовыми линиями определил силуэт своего героя затем легкими тонами расцветил парадную форму, кирасу и каску солдата. Гнет реакции заставил забыть, что наполеоновские войны давно уже перестали быть революционными и превратились в захватнические, антинародные. Первое полотно он создаст в 1812 году, там, конечно, будет конь. Под впечатлением от прочитанного Жерико задумал большую картину к Парижскому салону — главному государственному конкурсу живописи.