Но на рубеже Средних веков и эпохи Возрождения Аристотель стал появляться на картинах в очень странной позе: почитаемый философ стоял на четвереньках, а сверху на нём сидела женщина.
Растительное масло, подмешанное к красящим веществам, придавало новые свойства составу. Фрагмент рельефа с изображением богоматери и апостолов из «Вознесения» вырезан в императорской мастерской до 814 года. И если для X в. Франция не может противопоставить ничего, что было бы ему равносильно, зато работа, вскрываемая памятниками следующего века (главным образом в фресках церкви Saint-Sauvin), открывает собою долгую и плодотворную эпоху в ее истории. Они трудились под покровительством герцог Жана Беррийского, приходившегося младшим братом королю Франции, Карлу V. Одной из самых знаменитых работ художников стал «Великолепный часослов герцога Беррийского». Не менее существен быстрый, стремительный и динамический стиль кратких пояснений Виллара.
Подобно Италии, Фландрия была краем процветающих городов. В этой связи, не было удивительно, что имена средневековых мастеров почти неизвестны. Чаще всего они изображали сюжеты из жития святых, гораздо реже – быт простых людей.
Аналогично жеманнен и изыскан каллиграфически стилизованный женский портрет из Вашингтона. Великий итальянский художник эпохи Высокого Возрождения (см. С наступлением готического периода живопись в Италии вышла на первый план.
Их принято обозначать обычно как Мастер 2 и Мастер 3. Они – живописны и красочны. Примеры:SIGNORELLI Luca. «родник» из серии 8 гобеленов, вытканных на одноименной мануфактуре при королевском дворе в 17-ом веке Экслибрис Эпоха средневековья завершалась и живопись постепенно отделялась от других видов изобразительных искусств. Далее, на западных кодексах мы убеждаемся, что в тогдашних мастерских письма (главным образом монастырских) над книгой совершалась новая, неведомая классической древности работа имевшая в виду синтез письма и живописи, где само письмо становится «живописным», где «картина» подчиняется инициалу как определяющей рамке и где творческие усилия положены на создание орнаментального убора текста и инициала интимно с ним связанного.
Они не имело целью отражать видимую картину окружающего мира. Во Фландрии были изобретены масляные краски. Рафаэль был поклонником античного искусства и это повлияло на его творчество. все больше места в изоб.
Ряд портретов франко-фламандско-бургундского круга был создан в 1400—1420-е гг. Огромные богатства независимых итальянских городов стали причиной их яркого расцвета. Иногда изобретение масляных красок приписывают именно ему.
В средневековой живописи она использовалась в росписях церквей, соборов, храмов. Следя на протяжении XI–XV вв.
Оно многослойнее, чем искусство Древнего мира, на него наложили отпечаток традиции языческой культуры (античной и варварской), народные обычаи, устная поэзия, задорный и хлёсткий юмор народных карнавалов. Мы не заблуждаемся насчет артистической ценности часовника, вышедшего из неизвестной парижской мастерской середины XV в., с изображениями месяцев, сохранившего 24 сцены «игр и работ XV в». ис-ве начинает занимать тема распятия, смерти и воскресения Христа. Эта нидерландская живопись в 1-й пол.
Возникла масляная живопись. Наиболее известнымэпич. Пятнадцатый век принес славу Фландрии – именно в этой области появился новый уникальный прием, оказавший огромное воздействие на все искусство и в один момент ставший популярным. Средневековое искусство не знало портрета в современном значении этого понятия, то есть «жизненно достоверного изображения индивидуального человеческого лица».
Она была простой, тяжелой и очень прочной. Изучение источников, отбор текстового и иллюстративного материала 3. На закате романской эпохи живописи отводилась второстепенная роль малярства. Управление новой империей началось после коронования в Риме. Посредством постоянного труда, совершенствования знаний и мастерства художник способен приблизиться к той высшей мудрости и мастерству, которыми человек обладал до грехопадения.
Пражские миниатюристы и художники также испытали итальянские влияния (например, Томмазо да Модена, возможно, работал в Карлштейне). 1360г., как считается, Жираром Орлеанским (Лувр). Средневековый художник был скорее ремесленником (как плотник или кузнец), чем «Творцом», человеком, освоившим труд создания графических изображений. Горожане, торговцы и ремесленники Италии еще с 12-го века вели героическую борьбу против феодальной зависимости.
В начале 15-го века в Италии произошли огромные изменения в жизни и культуре. В миниатюрах портреты имели донаторский характер, а также включались в какую-либо светскую сцену. Среди знаменитых работ художника «Мадонна канцлера Ролена», «Портрет четы Арнольфини». От богослужебной реформы Пипина оставался один шаг до идеи «возобновления» христианской Римской империи, провозглашенной при дворе его сына, Карла Великого и связанного с этой идеей короткого, но блестящего периода европейской культуры, получившего название «Каролингский ренессанс». Их постройки были украшены росписями и мозаиками. Искусство эпохи «варварских» королевств часто противостояло античности по духу, однако в последующие периоды, художники не раз обращались к античному наследию.
Огромные богатства независимых итальянских городов стали причиной их яркого расцвета. Романский стиль в живописи Средневековья также отличался некоторой суровостью. Для характеристики средневекового художника чрезвычайно важно, что записная книжка и альбом путевых набросков Виллара стал впоследствии книгой образцов для целой мастерской. 1260-70. XIV века создают стиль «парижской школы», где соединены исконно французские черты итальянские заимствования и художественные традиции с севера— Фландрии, Брабанта, Голландии, Рейна и проч.
худ., ок. Она была поставлена глубже «диалектической мыслью» XII в., чтобы с новой проникновенностью вернуться во фламандском искусстве. Стены оратория некогда покрывали изображения Рая. Так возникла реалистичная живопись, нехарактерная для эпохи раннего Средневековья. Стефана, ок.
Если же штукатурка уже переставала быть влажной, писать по ней не имело смысла. Мы не знаем русских натюрмортов или пейзажей. Каждый из них был подчиненным — вассалом своего непосредственного патрона — сюзерена. Картины не писали – их «малевали», а это слово полностью отражает отношение к данному виду искусства в тот временной промежуток.
Перекрытие, наиболее оригинальная часть гробницы, — один из самых больших монолитов, когда-либо применявшихся в строительстве (его диаметр –10, 5 метров, высота –2, 5 метра). Эта версия связана с тем, что в лицах начинает появляться определенная индивидуализация.
Эти свободные итальянские города становились очень могущественными. Эти свободные итальянские города становились очень могущественными.
XV века. Основополагающим был принцип подчиненности композиции идее, заложенной в произведение. Любопытным примером светской сцены, содержащей портретное изображение заказчицы, является миниатюра «Карл Ангулемский и Луиза Савойская играют в шахматы» художника Робине Тестара. 1365, где полуфигуры святых переданы в трехчетвертных поворотах). Простым языком можно назвать это «готика по-богатому». Для простого зрителя такие картины выглядят как нечто среднее между обычной картиной и средневековой иконой. Великий итальянский художник эпохи Высокого Возрождения (см. Так как человек был сотворен «по образу и подобию Божьему» индивидуальный облик любого на земле был результатом случайного— и вот таким образом второстепенного отклонения от высшего идеала, вызванного первородным грехом.
Итальянская культура оказала большое влияние на искусство Средневековья в целом. Теперь художник мог работать размеренно, уделяя должное внимание всем деталям. При его дворе была организована школа, в которой учились дети именитых франков. Беглые наброски, кажется, следуют за каждым словом текста.
Но уже от оттоновской эпохи в Германии (X в. ) сохранились памятники более импозантные: не только малое искусство книжных миниатюр, но и большое искусство монументальных росписей. «Портретирование конкретного лица было ещё неотделимо от портретирования сана», пишет Гращенков. Но реалистическая тенденция, заложенная Лимбургами, быстро растворяется в манерной готической стилизации художников двора Иоанна Бесстрашного— см. Портрет быстро обособляется в самостоятельный жанр в условиях придворной культуры. Особой популярностью пользовалось изображение донатора (особы, оплатившей изготовление алтарного образа и пожертвовавшей его церкви), которого его святой покровитель представляет Мадонне. Средневековая живопись (книжная миниатюра, монументальнаяживопись, витражное искусство).
Но в ряде этих сцен – в фигуре богомольца, мирно всхрапывающего под кафедрой проповедника под аккомпанемент великолепной гомилии (март) в городской улице в апрельский день, полной хозяек с корзинками и мальчишек с ветками в картине сенокоса, соединенной с июньским пикником на траве в развертывающейся майской в июльской реке, оживленной челнами, в декабрьской игре в снежки и т. д. и т. д. – оживает быт средневекового города с его работой и весельем. государств германских племен произошло их обращение в христианство. 1365, где полуфигуры святых переданы в трехчетвертных поворотах). Мастера не ставили перед собой задачу передать подробности тех или иных событий.
Стали возводиться каменные христианские храмы. Это «зеркало», по представлениям древних, должно было отражать духовный мир человека с помощью особых символов – данными символами и являлись картины. Труд Теофила показывает, насколько высоко ценилась в 12 веке деятельность художника. Первый пример— портрет эрцгерцога Рудольфа IV Австрийского (ок. В это время переписывались древние рукописи исправлялись по римским установлениям богослужебные книги, корректировался перевод Библии, города и церкви пытались строить по римским образцам. Эта нидерландская живопись в 1-й пол. Но реалистические черты, вроде бы присущие такому типу портрета, не получают дальнейшего развития, поскольку остаются скованными рамками художественного идеала готики, а также феодальными представлениями.
1371—1375, Прага, Национальная галерея, приписывается Мастеру Теодориха). Наиболее характерной ее особенностью явился выполненный с необычайным каллиграфическим мастерством сложный геометрический узор, в котором христианские мотивы переплелись с разновидностью кельтского орнамента, получившего название «звериного стиля». Художник создал напоенные светом и воздухом словно вибрирующие пейзажи. Поиск и отбор источников по выбранной теме 2. Главное место в нем отводилось не живописи, но архитектуре.
Популярныйжанр – фаблио (во Фр. ), шванк (Герм. ). Исследователями выдвинуто предположение (не доказанное), что возможно, в это время скульпторы начали использовать посмертные маски (например, для статуи французской королевы Изабеллы Арагонской, Козенца надгробие Филиппа Красивого, Сен-Дени, 1298—1307гг. ). витражи нах-ся в соборахШартра («Богоматерь с младенцем»), Парижа (Сен-Шапель). Все они являются профильными и написаны под воздействием братьев Лимбург и Жана Малуэля.
В свое время она считалась чудом строительного искусства и вызвала целый ряд подражаний. Дерево, темпераКрещение ХристаНачало XVI в. Пинакотека, ВатиканИкона св. Очень большое внимание уделялось свету и цвету.
Фреска – картина, написанная исключительно поверх сырой свежей штукатурки. Практически полностью художественная культура была посвящена религиозной тематике. Во-вторых, действие цветных стекол. Их произведения не лишены интереса. Готический собор устремлен ввысь: здесь стали использовать новую конструкцию сводов (свод опирается на арки, а те – на столбы). Несмотря на довольно низкое общественное положение при жизни имена многих художников и их биографии стали достоянием истории. Например, голубь был символом Святого Духа, рыба — символом Христа.
человеческого лица». а в водах Сены плескались обнаженные девы изображая морских сирен. Характерно, что с натуры художники не писали. Зато художники того периода старались придерживаться негласных правил: эмоционально воздействовать на того, кто будет смотреть на полотно игнорировать реальные размеры – для придания большего эффекта изображать разные временные промежутки с одним и тем же героем на картине. Это был Ян ван Эйк. Часто архитектуру этого периода называют мрачной. Перспективы на картинах византийских художников также обнаружиться нельзя.
Никогда ранеецвет и свет не играли такой символическойроли. Миниатюры иллюминированных рукописей помогают сменить простое погрудное изображение на более сложную полуфигурную композицию (начало XV века). поднимаются уже соц.
Рисунки наглядно передают мир представлений средневекового человека. Романский художник, хотя и живет в мире, где «сквозь царство порядка глядят глаза хаоса», является близким или далеким учеником восточных – сирийских и византийских – учителей, учеником их ученика, падеборнского монаха Феофила, более, чем он, далеким от традиций античности. XV века9. Благодаря добавлению растительного масла в смесь красящих веществ цвета становились более насыщенными, а сами краски сохли значительно быстрее, чем темпера, которой художники пользовались до этого. к примеру портрет самого герцога, сохранившийся в копии (Лувр): непропорциональная вытянутость фигуры, маленькая голова, манерный жест рук, отсутствие пространственной глубины, плоскость силуэта.
Мастерство художника, естественно, воспринимается Теофилом как дар божий. Их утрата восполняется портретами в религиозных образах (например, «Уолтонский диптих» с портретом короля Ричарда II, ок. Duomo-OrvietoBOUTS Dieric the Elder. Эти картины, вернее иконы, считались своеобразной проповедью, которая поучает без слов.
Варвары поклонялись силам природы громную роль в их жизни играли магические обряды. Слово «фреска» – итальянское, оно переводится как «свежий».
bу Dodwell С. В. London, 1961. к примеру портрет самого герцога, сохранившийся в копии (Лувр): непропорциональная вытянутость фигуры, маленькая голова, манерный жест рук, отсутствие пространственной глубины, плоскость силуэта. Paradis1450MusEe des Beaux Arts, LilleMICHELANGELO Buonarroti. Наконец, посвятительные листы из написанных в Туре рукописей, так называемой первой «Библии Карла Лысого», 843—851 годов и «Евангелия Лотаря» 849—851 годов, дают представление об изысканной роскоши двора внуков Карла Великого. Скажу честно – глядя на работы современных авторов, я не понимаю, как именно. Многое роднит их друг с другом, каждый достаточно типичен для своего времени.
1365г., Вена, Соборный и епархиальный музей). Несмотря на политическую раздробленность Европы, представлявшей пеструю и быстро меняющуюся мозаику народов и государств, на разные пути культур разных народов, были и объединяющие начала, основными из которых были: память о римском наследстве (римское право, в основных своих формах распространенное по всей территории Европы, римские города, традиции городской жизни), христианская религия, латинский язык, ставший основой романских языков и являвшийся важной составной частью германских языков, общие процессы искусства. Единообразное христианское пениепостепенно вводилось во всех странахЗ.
Первым образцом является портрет Иоанна II Доброго, написанный ок. Иным было и понимание красоты.
На картинах стали изображать не духовный, а материальный мир. печах, затем резали всоответствии с подготовленным рисункоми набирали на спец. Но, как пишет Виктор Гращенков, не следует рассматривать это время как «перерыв» в эволюции портретного жанра. Если в зрелую готику все фокусировалось вокруг собора, в XIV веке начинается распад данного соборного единства готического стиля, помимо монументальных форм развиваются камерные жанры (особенно книжная миниатюра). Романский стиль в живописи Средневековья также отличался некоторой суровостью.
Религиозное мышление сформировало всё средневековое искусство. Их граждане гордились своими завоеваниями. 1365г., Вена, Соборный и епархиальный музей). Изучение источников, отбор текстового и иллюстративного материала 3.
XV века станет решающим фактором развития стран Северной Европы, найдя отклик в германских, бургундских и французских центрах. Здесь требовались не только точная передача внешних очертаний, но и придание фигурам объемности реальных тел, а плоской поверхности картины – ощущения глубины, чтобы пейзаж как бы терялся вдали (речь идет об искусстве перспективы). Он прожил недолгую, но очень плодотворную и счастливую жизнь. Картины представляли собой своего рода схему, передающую суть, но не нюансы.
В число таких произведений входят работы братьев Лимбург (в первую очередь их Великолепный часослов, 1413—1416) и миниатюры работы Мастера Бусико (1412, Женева). Народнаясмеховая к-ра преобразилась в сатиру ипородила новый жанр – фарс (грубыйкомизм с присущим ему издевательством). 1412—1415), который прямо продолжает «итальянизирующую» традицию парижской школы. Особой популярностью пользовалось изображение донатора (особы, оплатившей изготовление алтарного образа и пожертвовавшей его церкви), которого его святой покровитель представляет Мадонне.
Первый пример— портрет эрцгерцога Рудольфа IV Австрийского (ок. Однако до появления и того и другого живопись все равно существовала.
Альбом представляет собой неоценимый источник для изучения готического мастерства. Большая часть памятников искусства этого периода и стиля создавалась во Франции.
Эпоха средневековья завершалась и живопись постепенно отделялась от других видов изобразительных искусств. Основоположником нового течения в живописи во Фландрии считается Робер Кампен. Ян ван Эйк был великолепным портретистом. Точной даты окончания Средневековья не существует. Готические соборы значительно отличались от монастырских церквей романского периода. Основное выражение он получил в архитектуре.
В ряде случаев принимается падение Константинополя (1453 г. ) иногда – смерть "последнего рыцаря Европы" Карла Смелого (1477 г. ), подчас – открытие Колумбом Америки (1492 год). С XI по XII век во всем европейском искусстве доминировал романский стиль. Церковь и городская коммуна утрачивают руководящую роль в художественной жизни, которая переходит к светским государям8. Живопись Средневековья, кратко освещенная в статье, представляет собой огромный и по времени и по значимости культурный феномен.
Их резиденции становятся сосредоточием лучших творческих сил. Возникла масляная живопись. «Каролингский ренессанс» (франц.
В результате живопись Средневековья того периода уделяла внимание лишь главным моментам, не утруждая себя запечатлением второстепенного. Стиль французского придворного портрета складывался под их влиянием. Переселяясь (как до, так и после ее падения) на территорию Римской Империи все кочевые «варварские» народы сталкивались с болеевысокимпо своему уровню наследием античной культуры. Ни «грубые мужики», предмет его презрения, ни те менее, чем он, обласканные историей и судьбой соседи, которые имеют «синие ногти» и чей «рабочий день долог», не представляют серьезной проблемы для этого забавного искусства кануна Ренессанса.
Но к концу XIII века положение начинает меняться. Он в общем повторяет восточные иконографические схемы и типы. Связи с Италией и Византией, оживившиеся при Оттонах, воздействие искусства «Островов Океана» – с IX в. Рейн и частью Дунай стали дорогой странствований иров и англосаксов – все это объясняет расцвет живописи в Германии X в. Он не был длительным. 1267-1337). Кроме того исчезала необходимость торопиться, сопровождавшая написание картин при помощи темперы: составляющий ее основу желток очень быстро высыхал. Если в этот век последнее слово было сказано в направлении совершенства золотого фона (безмерно изощрен на Западе рецепт накладывания и полирования листочков подлинного золота на страницу, доныне производящую впечатление политой массивным золотом и дающую своеобразную золотую выпуклость), он был веком изумительных рецептов красок эмалевого эффекта, расцветивших нежные группы Жакмара дЭсден, живущие как бы в незаходящем солнечном свете. Несмотря на то что первые преобразования начались еще в тринадцатом веке, единый «международный» стиль у художников Средневековья выработался лишь к концу четырнадцатого столетия. Явление это должно было получить особую силу в связи с такими политическими событиями, как брак Оттона II с византийской царевной Теофано (927) или как занятие германцами Южной Италии и Сицилии, насквозь проникнутыми византийской культурой.
Такова роспись простенков сотканной из цветного стекла Sainte Chapelle и целого круга подражавших ей французских церквей. Несомненно, каждый день и каждый час «Улица живописцев» парижских XIV–XV вв. Художниками достигается эффект «живого присутствия», который впоследствии повлияет на нидерландских живописцев XV века.
Зато византийцы очень трепетно следовали одному из правил средневековой живописи – все фигуры, которые присутствовали на их полотнах, для большей наглядности изображены отнюдь не в реальных размерах и с нарушением пропорций: то с очень крупной головой и огромными глазами, то с удлиненной шеей и вытянутым туловищем, то с отсутствием конечностей и так далее. Их очень любопытно разглядывать. Его сочинение дает нам возможность приблизиться к пониманию той духовной атмосферы, которой жил художник первой половины 12 века. XV века.
В большем относительно числе их сохранила Италия. renaissance «возрождение») – так назвали исследователи искусство этой эпохи. То же самое прослеживалось и в живописи. В 1420-30-е гг. «Живопись допустима в церквах для того, чтобы неграмотный мог прочитать на стенах то, что он не может узнать из книг», подчеркивалось в императорских указах.
Произошло это благодаря переменам в обществе, роль религии уменьшалась, а «светскости», наоборот, росла. Ed.
Два фактора в нем неблагоприятны для ее жизни. По-видимому, это решение портретной композиции возникло благодаря скульптуре. статью в разделе История искусства). Если в зрелую готику все фокусировалось вокруг собора, в XIV веке начинается распад данного соборного единства готического стиля, помимо монументальных форм развиваются камерные жанры (особенно книжная миниатюра). Миниатюры реймсской школы выполнены в графической манере с использованием коричневой туши. духовного мира и с наибольшей выразительной силой показать её людям. Именно таким образом смысл человеческого творчества понимали те, кто жили прежде. Те, кто живут теперь, понимают, как правило, как-то иначе. Изобразительный язык искусства обрел плоскостную форму, где видимые связи людей и предметов уже не имели принципиального значения и часто нарушались.
Он первым из великих флорентийских мастеров снискал прижизненную славу, добившись почета и богатства. Средневековые надгробия (например, королевские в Сен-Дени), демонстрируют эволюцию: сначала фигуры покойных выполнялись с идеально условной трактовкой молодого лица в виде застылой маски, оживленной стандартной «готической улыбкой», безо всякого намека на портретное сходство. Глубокое смирение по отношению к создателю всего сущего, переплетаясь с отчетливым представлением о важности и ценности творческого труда, характеризует отношение художника того времени к миру, в стройном порядке которого он ощущает себя необходимым звеном и занимает принадлежащее ему по праву место. Наряды у персонажей пышные, как и интерьеры вокруг. Изучение источников, отбор текстового и иллюстративного материала 3.
Но это не так. Он прежде всего знаменит как создатель дивных мадонн, небесно-прекрасных и очень земных. Если необходимо было показать отрицательных героев (того же Иуду), то их писали в профиль.
В скором времени обоих живописцев затмил их младший современник Джотто ди Бондоне (ок. Во 2-й пол. К тому же работа над фреской часто требует коллективного труда.
Отечественная же традиция зачастую склоняется к началу Нидерландской революции (1568 год). В 1420-30-е гг. Он не был единственным. В готическом зодчестве она постепенно хиреет. Влияние раннего итальянского треченто спорадически проявляется в живописи и миниатюре Северной Европы уже в 1-й трети XIV века, а деятельность Симоне Мартини, Маттео Джованнетти и других «авиньонцев» в 1340-е гг., где сложилась своя итало-провансальская школа, придает этому процессу итальянизации более широкое распространение.
Tempera on wood. Развивался стиль при дворе монархов крупных европейских стран. О кинематографе отчасти было сказано здесь. Подлинная страсть к своему искусству заслоняет от Теофила все остальные пути познания бога.
Цвета стали значительно более насыщенными и яркими. Он не отступает от византийского типа облипающей одежды.
в тогдашней Фландрии, принадлежавшей герцогу Бургундскому (нынешние Бельгия и Нидерланды), начал развиваться абсолютно новый стиль живописи. Вожди варварских племен стремились приобщиться к этому величию. Именно этому факту многие приписывают реалистичный, лишенный подчеркнутого аристократизма стиль местного искусства. Характерные особенности живописи этого периода наиболее отчетливо заметны в небольших иллюстрациях, украшавших книги.
Поиск и отбор источников по выбранной теме 2. В своем овладении техникой письма он пошел даже дальше Тициана. Миниатюры иллюминированных рукописей помогают сменить простое погрудное изображение на более сложную полуфигурную композицию (начало XV века).
Весьма примечательны 165 рисунков пером в так называемой «Утрехтской псалтири», написанной в Реймсе около 820 года. Само итальянское слово fresco означает свежий. Его считали учителем многие выдающиеся художники, в том числе и Леонардо да Винчи. В чём смысл этого занятия. Ее исполнял один певец смногоголосным инструментальнымсопровождением.
Так как человек был сотворен «по образу и подобию Божьему» индивидуальный облик любого на земле был результатом случайного— и вот таким образом второстепенного отклонения от высшего идеала, вызванного первородным грехом. Помимо буквального смысла всякое изображение имело и иносказательное значение. Первыероманы появились во Фр. рыцарский куртуазныйроман.
Но, цель, была не в том, чтобы реставрировать Древний Рим. Карл, ставший королем франков в 768 году, придал начинаниям Пипина грандиозный размах. В 800 году идея «возобновления» была политически реализована. Чуть позже появился готический стиль. Тем не менее и несмотря на многие восточные (сасанидские, позже и арабские) мотивы, которые проникли в европейское искусство, нельзя сказать, что византийское влияние следует совершенно отождествлять с восточным, азиатским.
Масляные краски, таким образом, открыли мастерам целый новый, неизведанный мир. Излюбленные темы их песен –пирушки, легкий флирт ироническиесетования на свою тяжкую долю («Вофранцузской стороне»). Готическое искусство этого типа имела свои особенности в каждой стране, что должно бы позволять искусствоведам без труда понять, к какой стране принадлежит конкретное полотно. Живопись Средневековья еще в романский период обогатилась новым приемом.
Папский Авиньон, где работало много итальянских художников, стал центром, откуда итальянское влияние распространялось по всей готической эпохе (Каталония, Северная Франция, Англия, Чехия, Ю. Германия). Ведущей идеей в живописи в Византии в Средние века была идея о мире как о зеркале. Рафаэль был поклонником античного искусства и это повлияло на его творчество. Архитектура романского стиля считалась мрачной, витражи были призваны «оживить» ее.
была театром технически-художественных находок и событий. Он принес славу как братьям, так и их покровителю. Он получил название «готика». Иконы доносили до простых обывателей, что не могла донести бумага. Осуществляя указания Феофила, он верен его красочной гамме, его рецепту «телесной краски», закону «совершенного света» и «совершенной тени».
Мастера, работавшие таким образом, были вынуждены трудиться очень быстро, мало того их работа затягивалась на определенное время, так как важно было успеть «закрасить» еще не высохший слой. «Портретирование конкретного лица было ещё неотделимо от портретирования сана», пишет Гращенков12. Он стал основателем итальянской школы живописи, предложив совершенно новый способ изображения пространства.
FrescoChapel of San-Brizio. Храм имевший в плане форму креста, символизировал крестный путь Христа – путь страданий. Отсюда – внешняя броскость, приглядность изысканность их картин.
Потолок стали покрывать синим цветом и усеивать его золотыми звездами – эффект, любимый итальянской готикой. В число таких произведений входят работы братьев Лимбург (в первую очередь их Великолепный часослов, 1413—1416) и миниатюры работы Мастера Бусико (1412, Женева). Принцип «подражания натуре» был чужд эстетической природе Средних Веков. По-видимому, это решение портретной композиции возникло благодаря скульптуре.
Студенты учились писать используя так называемые деревянные таблетки, покрытые зеленым или черным воском. Я нарисовал эти окна, так как они мне понравились больше других. Принцип «подражания натуре» был чужд эстетической природе Средних Веков. Римское богослужение хранило традиции христианизированной поздней империи, оно должно было принести «варварским» народам плоды некогда разрушенной ими великой цивилизации, заставить их подражать древним искусствам, литературе и, наконец, самому интеллектуальному духу античности.
Фрески, открытые в 1888 г. в церкви св. Под яркими отсветами, какими они наполняли храм, блекли и изменялись нежные цвета росписи. 1371—1375, Прага, Национальная галерея, приписывается Мастеру Теодориха)10.
Репрезентативные и натуралистические тенденции проявляются во всех видах скульптуры (надгробия, донаторские, светские статуи) и следующий качественный скачок происходит в творчестве Клауса Слютера, голландца, работавшего в Дижоне (Филипп II Смелый и его жена Маргарита Фландрская, портал церкви Шанмоль). Многие франкские монастыри имели скриптории (книгописные мастерские), в которых монахи переписывали древние рукописи и составляли новые, как церковного, так и светского содержания. В их числе немного особняком стоит акварельный портрет Людовика II Анжуйского (неизв. Художник создал напоенные светом и воздухом словно вибрирующие пейзажи.
Самый выдающийся памятник изобразительного искусства данного направления и каролингской миниатюры в целом — Утрехтская псалтырь (названа так по месту хранения — в университетской библиотеке в Утрехте). В основном популярностью пользовался орнамент, где и проявлялся уже упомянутый «звериный» стиль. «Изображение человека подчинялось представлениям средневекового представления и существенно отличалось от понимания личности в искусстве нового времени.
Им отмечены трактаты Альберта Дюрера и Никласа Хиллиарда. Художник понимается как наследник божественной мудрости. Любопытным примером светской сцены, содержащей портретное изображение заказчицы, является миниатюра «Карл Ангулемский и Луиза Савойская играют в шахматы» художника Робине Тестара.
Эти франко-фламандские мастера ассимилируют влияние итальянской (в первую очередь сиенской) живописи и во 2-й пол. Во Франции величайшимпамятником той эпохи яв-ся «Песнь оРоланде» (идеальном рыцаре, патриоте иправдолюбце, защитнике христиан отневерных). Аналогично жеманен и изыскан каллиграфически стилизованный женский портрет из Вашингтона.
В средневековой живописи она использовалась в росписях церквей, соборов, храмов. Девять оттенков серого – от жемчужного и серебристого до мышиного и темного «кротового» – можно насчитать на одеяниях, продернутых золотой нитью, амиктов-певцов в сцене погребения (того же часовника).
См. : Введение Додуэлла, с. XXIII-XLIV. ). Так, например, несмотря на то что тенденция к написанию полотен религиозной тематики оставалась популярной в средневековой живописи любого периода (впрочем, после тринадцатого века она начала встречаться гораздо реже), с повышением образованности стали более распространенными так называемые светские картины – бытового содержания, отражающие простую жизнь обычных людей (в том числе знати, разумеется). (дошли в оригиналах и копиях). Чего стоят одни только тщательно прописанные складки одежды.
Ибо в данной книге можно найти прекрасные советы по великому мастерству каменного строительства и по плотничьему делу. Синий цвет считался также символомверности. Яркая иллюстрация этого — памятники каролингского искусства. Затем пражская школа живописи распространила своё влияние на северо-запад (Вестфалия, Люксембург, Нидерланд, вплоть до Парижа, с особенной силой воздействуя на местные школы Южной Германии и Австрии— Нюрнберг, Мюнхен, Зальцбург, Вена, Тироль).
Почти везде фоном служат строения времен античности. –песня, в кот.
В искусстве чтилась традиция, оно создавалось по образцам и канонам. вопросы:кто достоин любви – учтивый простолюдинили бесславный барон. Он нередко состоял из двух (диптих), трех (триптих) и более створок, но описывал единую группу персонажей или сцену. Известнейшими мастерами этого жанра были Поль Лимбург и двое его братьев, которые, проработав всего 16 лет (1400-16), внезапно исчезли с исторической сцены. Новому отношению к живописи содействовал и целый ряд религиозных нововведений. Эти школы развились уже под несомненным и непосредственным влиянием Византии. Речь идет об изобретении масляных красок.
Символы Марка, Матфея, Иоанна и Луки — лев, ангел, телец и орел — расположены над головами евангелистов. Главными объектами изображения в миниатюрах школы Ады (другие названия — школа аббатисы Ады, школа рукописи Ады, школа Годескалька, школа Карла Великого) стали евангелисты. В 1430-х гг. Однако к 1416 году, когда след Лимбургов теряется, он остался незавершенным, но и те двенадцать миниатюр, которые мастера успели написать, характеризуют и их талант и все особенности жанра. The Damned1499-1502.
Картины перестали «малевать», более к их созданию не относились как к увеселительному времяпрепровождению, доступному каждому. 1370-80, Вена, Музей города).
Средневековая Литература: и ее особенности. А если прибавить к ним ещё и любителей, то получится, что творческим человеком является чуть ли не каждый из нас. Для чего человеку заниматься творчеством.
До 1559Ярославль. С распространением грамотности возрастал и спрос на литературу светского содержания. Марии в Мюльхаузене). Зыбкие, как будто вибрирующие контуры делают фигуры удивительно живыми и динамичными. По причине активного культурного обмена и сети династических браков из-за которых культурные особенности растекались по всему континенту, очень трудно точно установить из какой страны был художник или где была написана картина, если отсутствует подпись автора. Стиль французского придворного портрета складывался под их влиянием. Якопо Робусти известный в искусстве как Тинторетто (тинторетто – красильщик: отец художника был красильщиком шелка).
По итальянской традиции фон золотой изображение профильное и погрудное. Но распространены они были и в других странах и в другие периоды. 1395, Лондон, Национальная галерея) и миниатюрах.
Цель искусства, как цель своего сочинения, монах видит в служении и восхвалении бога. Тут старая традиция «идеальных портретов» монархов из готической соборной пластики преломляется по новому, благодаря натуралистической портретности лиц изображенных (император Карл IV и его жена, 1370-80, церковь св. Они словно «приобрели вес», но при этом стали плоскостными.
Автор миниатюр придает значение даже самым мелким деталям. Длятого чтобы написать мотет, комп. Правда, отдельные художники ища методов парировать убийственный для росписи эффект, повышают ее тональность до яркой и созвучной стеклам, они прочерчивают золотом («золото – единственная краска, не угашаемая синими и красными отсветами стекол») рамки, каймы, усики, вводят отдельные золотые детали: золотые посохи, вещи, пояса, запястья, туфли, ангельские крылья. Но спокойное и несколько неподвижное искусство других известных школ Германии той же поры (Трира-Эхтернаха, Кельна) отодвигается в тень изумительным расцветом Рейхенау с характерной для него силой творческого замысла, самобытной гармонией композиции, твердостью рисунка и красотою красочных комбинаций. Они трудились под покровительством герцог Жана Беррийского, приходившегося младшим братом королю Франции, Карлу V. Одной из самых знаменитых работ художников стал «Великолепный часослов герцога Беррийского».
С распространением грамотности возрастал и спрос на литературу светского содержания. Last Judgment1537-41. В романскую эпоху в Италии господствовала архитектура, преимущественно из камня и дерева.
Иконопись была главным видом искусства в раннем Средневековье. Средневековье стало началом для возрождения литературы. Madonna and Child with Saints and Crucifixion.
Их резиденции становятся сосредоточием лучших творческих сил. Е. он.
Но прежде всего перед нами живые люди, обладающие глубокими чувствами и эмоциями. Первым образцом является портрет Иоанна II Доброго, написанный ок. Он получает важную роль в частной и государственной жизни. Здесь требовались не только точная передача внешних очертаний, но и придание фигурам объемности реальных тел, а плоской поверхности картины – ощущения глубины, чтобы пейзаж как бы терялся вдали (речь идет об искусстве перспективы).
Тринадцатый век стал периодом расцвета готического стиля. Долгое время отношение к Средневековью носило исключительно негативный характер: его искусство считалось грубым за свое несоответствие нормам идеальной классической формы, культура — примитивной, доминирование в это время религиозного мировоззрения воспринималось как «реакционное» засилье Церкви.