Таким образом, актуальность избранной темы обусловлена потребностью в заполнении пробелов, необходимостью уточнения истории монументальной живописи, что крайне важно для создания объективной картины искусства XX в. Таким образом, в ходе данного диссертационного исследования нами был рассмотрен и проанализирован весь корпус монументальных работ Сикейроса и расширена география деятельности автора включением СССР, стран Западной Европы, США, Аргентины, Чили и Кубы. Сикейрос написал картину -реквием. Портрет мёртвой девочкиБудучи в США, Сикейрос пишет картины, пронизанные пафосом политической борьбы: «Коллективное самоубийство», «Эхо плача», «Остановите войну. » и др. Это картина-символ, картина-протест против разрушительных войн. Но всё же основное творчество Сикейроса – монументальное.
Человеческие руки Сикейрос считал реальной силой, а в картинах – идейным смыслом произведения. Крепкая фигура и мощные руки на картинах Сикейроса – авторский символ рабочих и трудящихся.
Искусство и политическая борьба для Д. А. Мексиканская революция 1910—1917 гг. На протяжении своей долгой жизни Альфаро Сикейрос постоянно участвовал в революциях, войнах, был активным профсоюзным деятелем, одним из руководителей Мексиканской коммунистической партии, главным редактором «левой» газеты El Mundo. Ороско (1882-1949 г. ), Д. Ривера (1888-1957 г. ) и Д. А.
В результате нападения никто не пострадал. Монолитность формы, очерченной четким контуром, скупая гамма цветов (коричнево-фиолетовый — фигур, буро-желтый — склона холма, насыщенный синий неба), ни одного лишнего элемента, разбивающего строгую, крепко построенную композицию, — это произведение. Причем словосочетание «латинская культура» подразумевает культуру латинос – выходцев из Центральной и Южной Америки, а это такой невообразимый коктейль крови, рас, традиций, нравов, обычаев, культурных посылов, преданий, символов, что и представить невозможно. Он встретил Фриду Кало. Например, Ли Краснер91 вспоминала о собрании в студии Горки в Юнион Сквере, где Горки предлагал объединить таланты и создать коллективное произведение.
в галерее первого этажа Большого двора Препаратории «Материнство» (энкаустика) явно навеяно произведениями Сандро Боттичелли. Особенное впечатление произвело на Риверу посещение Теуантепека. Художники ушли в революцию. Жадова пишет: «. Этот варварский акт по-разному подействовал на Ороско и Сикейроса.
Монументальной живописи Мексики и в первую очередь «трем великим мексиканцам», представителям так называемого мексиканского Возрождения1, X. К. Ороско (1882—1949), Д. Ривере (1888—1957), Д. А. Сикейросу (1896—1973), посвящена монография Л А. Жадовой крупнейшими монументалистами Мексики занимались В. М. Полевой, JI. Он аргументировал это тем, что мексиканцы «. путешествовал и учился в Европе (Франция, Испания).
Совсем иначе строит Ороско композицию фрески «Революционеры», пересекая стену диагональю идущих слева направо фигур солдат и солдаток — «сольдадерас». он жил и творил в Соединенных Штатах Америки, украшая фасады зданий росписями. Ряд авторов минимально касались анализа формальной стороны творчества Сикейроса, скупо указывая на абстрактные эксперименты художественных поисков художника и связь с рядом выдающихся деятелей культуры США (Чаплин, Гершвин, Мерфи). Роспись охватывает три стены и потолок центрального зала Клуба электриков в Мехико.
Сам Д. Сикейрос определил главную тему «Полифорума» как «победный марш человечества, начавшийся на заре цивилизации и устремленный сквозь Настоящее в Будущее». Художник, отсутствовавший в Мексике 15 лет, был захвачен необычайным колоритом жизни индейцев Теуантепека, буйством красок природы, отточенностью линий каждого предмета. Цель акции – вынудить Троцкого покинуть Мексику. стран Запада кон. Первым его заданием стало расписать наружную стену здания Школы изящных искусств. С 1919 по 1922 Сикейрос путешествовал и учился в Европе. С 1924 Сикейрос стал одним из руководителей Мексиканской коммунистической партии. Монументальной живописи Мексики и в первую очередь «трем великим мексиканцам», представителям так называемого мексиканского Возрождения1, X. К. Ороско (1882—1949), Д. Ривере (1888—1957), Д. А. Сикейросу (1896—1973), посвящена монография Л А. Жадовой крупнейшими монументалистами Мексики занимались В. М. Полевой, Л. С. Осповат, А. Г. Костеневич.
В «Социальной, политической и эстети-ческой декларации» созданного ими в 1923 году Синдиката технических работников, живописцев и скульпторов в Мексике говорилось: «Творческие работники должны направить все усилия на создание искусства для родного народа искусства идеологически содержательного на то, чтобы сделать его. Лозунгами восставших стали «Земля и свобода. » и «Образование для всех. ». Однако Д. Сикейрос мыслил свою жизнь по-другому. С 19 по 22г. Фреска «Огненный человек» представляет собой замкнутую в кольцо купола композицию, где вокруг схваченного огнем человека по кругу несутся, отталкивая друг друга, фигуры, олицетворяющие собой стихии.
С 37 по 39гг. Перемены произошли на всех уровнях и радикально изменили ситуацию. Она для народа»2.
И когда краска высохнет, она превратится в порох». Но вряд ли Ривера имел право судить ее строго ибо и его первая роспись в амфитеатре «Боливар» Национальной подготовительной школы, названная художником «Мироздание» (1921— 1922), была так же далека от новой национальной живописи, как и роспись доктора Атля. Создал чудесные фрески и живопись, такие, например, вещи, как знаменитый «Малыш», ряд интереснейших книжных и газетных иллюстраций, карикатурных портретов, в том числе портрет Диего Риверы. Сикейроса арестовали и сослали в Таско. Если еще вполне оправданными можно считать росписи мастера на здании Министерства финансов (1946, Мехико), названные им «Реакция и реакционеры», где в монументальных образах словно оживают персонажи гойевской графической серии «Капричос», то в росписях вестибюля Онкологического института использование зловещих оттенков вряд ли правомерно.
В результате расследования, Сикейрос был арестован 4 октября 1940 года1. Если еще вполне оправданными можно считать росписи мастера на здании Министерства финансов (1946, Мехико), названные им «Реакция и реакционеры», где в монументальных образах словно оживают персонажи гойевской графической серии «Капричос», то в росписях вестибюля Онкологического института использование зловещих оттенков вряд ли правомерно. Администрация Рузвельта в рамках «Нового курса» государственной политики создала масштабный «Федеральный художественный проект» (WPA Art Project) по распределению госзаказов среди художников-монументалистов.
С 1924 Сикейрос стал одним из руководителей Мексиканской коммунистической партии. В трехлетнем возрасте (после ранней смерти матери в 1899 г. ) Хосе, вместе со своим младшим братом переезжает в поместье своего деда по отцовской линии – дона Антонио Альфаро Сьерра. Но были в этом толстяке море обаяния, такой заряд энергии, столь ярко выраженное мужское начало, красноречие и дерзость и такие блестки таланта, что женщины – во множестве – покорялись ему сразу и бесповоротно.
Результатом этих бесед стало воззвание к молодым художникам Америки, опубликованное в барселонском журнале «Vida Americana» в мае 1921 г. Этот манифест, названный «Три воззвания к художникам и скульпторам нового поколения Америки», вызвал большое волнение в среде мексиканской интеллигенции, однако об этом Сикейрос узнал уже по возвращении на родину в сентябре 1922 г. Затем Сикейрос направился в Италию, где впервые увидел монументальные росписи итальянских мастеров эпохи Возрождения, с особым вдохновением копируя фрески Мазаччо и Микеланджело. Они не имеют ничего общего со стилизаторством и заимствованием, свойственным его первой росписи «Материнство». Там всё застроено католическими церквями, население же всегда было предельно реакционно. способствовала появлению абсолютно нового типа героя — человека из народа индейца. Дадли Мерфи позвонил и пригласил художника на свою виллу в Санта-Монике. Причем, чем сильнее его атаковали, тем сокрушительнее был отпор.
Но другие в то же время покупали его картины, платя бешеные деньги, которые великий мастер передавал тем, кто боролся против черных сил мира. Ее стены художники, как они сами говорили, поделили, как делят кусок хлеба. В росписи «Асьенда помещика-колонизатора», где большую часть занимает изображение сельскохозяйственных работ индейцев под присмотром управляющих, Ривера использует ритмичность живописных композиций древних майя.
Главным героем этих фресок является народ. Основал революционный синдикат в 22г., стал членом коммунистической партии Мексики.
В то время как весь европейский художественный мир пытался вывести «оторванные от народа» изящные искусства из затхлых классов академий и музеев в повседневную реальность, американское народное образование искало пути включения студийных программ по искусству в программы высших школ и нахождения места искусства в пантеоне наук. Кстати сказать, мой отец потом с большой гордостью, при каждом удобном случае рассказывал всем: «Сын увеличил картину без всяких фокусов». Все чаще у художника появляются ломаные линии, резкая игра света и тени, срезанные диагонали, что особенно заметно на фреске «Прометей», которую Ороско создал в 1930 г. для Памона-колледжа в Клермонте, США, где он пробыл с 1927 по 1934 г. Мастер не случайно выбирает для своей фрески древнегреческий миф о герое-титане, давшем человечеству огонь. Сикейрос и не заметил, как были истрачены все выделенные ему деньги. Слова оказались вещими.
Родился в Чиуауа. В это время Ривера и Ороско создают свои наиболее гармоничные фрески.
Сикейрос читал лекции и устраивал выставки своих произведений в ряде городов Южной Америки, работал с группой художников в Буэнос-Айресе над композицией, получившей название «Пластический этюд» (1933). Мать умерла, когда сыну было всего три года.
Учился в академии Сан-Карлос (1911) и в школе Санта-Анита (1913). Доброе начало, как считает великий художник, должно победить зло. Специалисты полагают, что Сикейрос набрасывал эскизы, стоя в гостиной основного дома. Создание их потребовало от художника пристального и глубокого изучения росписей древних майя (Бонампак).
Мигель, слава Богу, остался художником. Как раз в это время в Мексике пала диктатура Порфирио Диаса. А. Сикейрос «Стихии». Архитектурный аспект был недостаточно разработан ранее.
Примером синтеза архитектуры, скульптуры и живописи является монументально-декоративное сооружение Сикейроса Полифорум в Мехико (1971 г. ). По сути это метод, широко распространенный в период Возрождения в Италии, где понятие «мастерская» обозначало тождественный процесс воспитания молодых мастеров монументальной живописи. Еще в детстве Фриду сразил полиомиелит, отсюда и хромота. С помощью архивных фотоматериалов, непосредственного изучения произведений, с которыми мы ознакомились во время пребывания в Мексике в 2007 г., был полностью реконструирован общий ряд работ исчерпывающе демонстрирующих творческую эволюцию мастера.
Общим для многих исследований является описание Парижа 1920-х, меняющейся художественной атмосферы, в которую попал молодой Сикейрос и где сформировался его взгляд на искусство. К нач. не имевшее себе подобных прежде. Он часто печатался, комментировал события в Латинской Америке, писал статьи об искусстве. Публичным искусством художники грезили с давних пор. Она для народа»2. Статичность, покой лежат в основе фрески «Мир».
Сикейрос подружился с Леже и Браком. идеал христианского обновления человеческого духа через мучения»11.
В них еще ощущается надежда на перемены, которые должна была принести с собой революция. Именно он был одним из основоположников мексиканских настенных росписей, одним из первых так называемых мексиканских муралистов (слово мураль в переводе с испанского – настенная, монументальная живопись). Дольше всех сопротивлялся новой технике Ривера, но он же и отстаивал ее впоследствии перед разработанной Сикейросом техникой, заключавшейся в использовании синтетических универсальных красок «политекс» и распылителя-аэрографа. Непосредственным толчком к созданию «Полифорума» явилась прихоть одного заказчика, который мог финансировать работу.
Большинство монументальных росписей, сделанных художниками в 1930-х гг., были заказом средних и специальных учебных заведений (Сикейрос – роспись фасада школы Шуинар, Ороско создал композицию «Прометей» в Помона Колледже, Ривера — в Калифорнийской школе искусств). Это был бесконечный самоанализ. В результате, в 1933 году по программе «Общественные работы» было привлечено более трех тысяч мастеров, которые исполнили более семи тысяч росписей, а так же более восьми тысяч станковых произведений. Эта стилизаторская роспись вызвала весьма резкое осуждение Д. Риверы7. Их дом (а это все-таки был единый дом) всегда полон. Здесь он увидел, пишет Л. Осповат, «не варварское прошлое нет, — безмятежное, гармоничное, классическое детство Америки, ее первобытный рай, память о котором пронесло через века искусство индейских народов» 12.
В два года Давид из рядовых выходит в капитаны, становится членом главного штаба. Маркс, В. И. Ленин) Ривера помещает среди народных масс (фрески первого цикла Национального дворца в Мехико, 1929—1935). Успел поучаствовать в гражданской войне, отслужить в звании офицера в армии. В 1950-е годы Сикейрос добавил к числу своих живописных произведений мозаики на фасадах зданий университетского городка и монументальные живописные композиции для госпиталя Ла-Раса и замка Чапультепек (все в Мехико).
Сикейрос работал в США там он украсил росписями фасады зданий Художественной школы Чуинард и художественного центра Плаза в Лос-Анджелесе (1932) и основал экспериментальную мастерскую. Десятки «событий этого дня» и будут символизировать переломные моменты истории и высшие точки духовной жизни человечества, а также его самые черные, самые тягостные провалы. Усталость и вместе с тем несгибаемость чувствуется в их чуть ссутулившихся спинах, в жесте протянутых вперед рук отставшей «сольдадеры» с привязанным за спиной ребенком. Мексика всегда была эпицентром культуры Западного полушария.
Многие труды подчеркивали, были посвящены мексиканскому народу, его роли в мире и т. д. Малый двор Национальной подготовительной школы (Мехико)В 1924 г. Сикейрос стал одним из руководителей Мексиканской коммунистической партии.
Ривера, Д. Сикейрос, X. Ороско, Р. Гуттузо). Тогда же он выполнил стенные росписи в Национальной подготовительной школе в Мехико (1922 – 1923). Американский художник А. Горки (1904-1948) в своем творчестве обращается к социальной тематике и мурализму.
Цикл «Жизнь и быт древней Мексики» выполнен Риверой с максимальным привлечением древнемексиканского материала. В 1940 г. участвовал в организации покушения на Льва Троцкого, жившего тогда в Мексике. Участие в боевых действиях гражданской войны (с 1913 по 1917 гг. ) стало очередным этапом на пути формирования собственной позиции и взглядов на искусство. В Париже он примкнул и стал своим в кругу тех блистательных художников, которые «делали» современное искусство: Пикассо, Брак, Модильяни, Матисс, Метцинже.
Вместе с ними многократно выставлялся, в том числе в Салоне Независимых. Родился в Чиуауа. В 1914-1918 гг. Моя загрунтованная материя, как и их плафоны, должна была высохнуть в течение 24 часов. Хосе Сикейрос или Давида Альфаро Сикейрос (1896 – 1974) – мексиканский художник и график.
Она должна была стать обвинительным актом фашизму, жестокости войны. Он свято верил в художественную пропаганду и агитацию, а на открытие своих работ приглашал оркестры, которые должны были играть «Интернационал» и тем поднимать массы на борьбу.
К январю 1967 года была сделана первая модель «Капеллы Сикейроса» — модель большого здания прямоугольной формы, которое должно было расположиться на авениде Инсурхентес (улице Повстанцев) в Мехико. Сикейрос отвечает на это отъездом в Гвадалахару – второй по величине город после Мехико, «мексиканский Ватикан». Программа Синдиката была сформулирована в «Социальной, политической и эстетической декларации»: «Мы провозглашаем, что данный момент – это момент социального перехода от дряхлости к новому порядку: творцы нового должны вложить все свои силы в создание искусства, ценного для народа которое просвещает и направляет в борьбе». Перенос начался лишь в 1998 году.
Сикейрос путешествовал и учился в Европе. «Ноев ковчег», — шутили сами художники. Тогда же он выполнил стенные росписи в Национальной подготовительной школе в Мехико (1922–1923). Здесь же Давид выходит на контакт с шахтёрскими профсоюзами.
В них еще ощущается надежда на перемены, которые должна была принести с собой революция. В сравнении с росписями Ороско фрески Риверы менее монументальны. Последнюю из созданных Сикейросом фресок – Полифорум, которую он окончил в 1972 году, называют вершиной творчества великого мексиканского художника и сравнивают с капеллой Микеланджело. В 1969 году группой пуэрториканских иммигрантов испано-язычного района (район по-английски эрия, а по-испански именно так – эль баррио), был создан культурный центр, музей – Эль Мюзео дель Баррио, предназначение которого – помочь приехавшим в пугающе новую страну (США) сохранить свои корни, свой язык, свою культуру. США в нач. XX в. процесс самоопределения мексиканского народа достиг окончательного утверждения. Диего Ривера – еще один выдающийся художник, его изображение можно увидеть на явно шаржированном портрете Коварубаса, где он велик и грузен и выступает именно так, будто гордо несет себя.
Но у Риверы это не просто историческая хроникальность, а зачастую и обличительная сатира (мозаика и роспись фасада театра «Инсурхентес», 1951—1953, Мехико) и раздумья о выборе пути для народа («Человек на перепутье», фрески, 1936, Музей изящных искусств, Мехико).
Сикейросу была предложена для росписи универсальная тема — «История человечества». Объективная самооценка соседствовала с гипертрофированными теориями. Хосе Ороско – художник, монументалист, чьи росписи высоко ценимы по сию пору. Словом, Сикейросом двигала воистину гремучая идеологическая смесь искусства и революции.
X. Васконселос, приглашая муралистов расписывать стены учреждений Мексики, ожидал совсем не тех результатов, к каким пришли X. К. Ороско и Д. А. Сикейрос в Национальной подготовительной школе (Препаратория) и Д. Ривера в Министерстве народного просвещения. Это противопоставление выступает в самом почерке Риверы, выбирающего для характеристики индейцев светлые тона и округлые, мягкие линии, в то время как «злодеев» он изображает одетыми в мрачные жесткие одежды, очерчивает их фигуры линиями резкими и заостренными. Между тем, многое в художественной культуре XX в. убеждает, что под знаком «ангажированного» возникали истинные искания и создавались произведения, получившие широкое признание. Художник, сам мечтавший о подобной, всеохватывающей теме, на первом этапе работы все же решил ее ограничить. Он помогал организовывать профсоюзы, сотрудничал в рабочих газетах и участвовал в международных конгрессах профсоюзных и коммунистических организаций в Москве, Буэнос-Айресе, Монтевидео и Нью-Йорке.
Часто ездил в Москву. Стены этого здания он мечтал украсить одной громадной, почти безграничной фреской. По сухой, опаленной зноем земле уходят от зрителя в глубь фрески фигуры трех революционеров и двух «сольдадерас».
Выполненное Ороско в 1922—1924 гг. Если и есть еще элементы надуманного символизма в некоторых ранних фресках галереи первого этажа Большого двора, то уже такие росписи, как «Окоп» (1922—1924 первый этаж Препаратории «Силы реакции» (1922— 1924 второй этаж) и особенно росписи 1926—1927 гг., потрясают своим подлинным реализмом, обобщенностью и вместе с тем остротой видения мастера. Обращение к нему и ставила своей задачей монументальная живопись. Работая над «Полифорумом», художник, как всегда, много экспериментировал с новыми материалами, решал проблемы композиционного сочетания скульптуры и живописи он много размышлял над тем, как сделать так, чтобы настенные росписи и многоцветные металлические скульптуры можно было использовать для украшения улиц и парков, чтобы они могли выдержать любую непогоду. и 1935 – 1936 гг. Мало кому удавалось так органично объединить в себе искусство и жизнь. К сожалению иногда мастеру не удается воплотить свой замысел в доступных народу образах.
включительно (временем определившим характер его творческой деятельности и последним десятилетием XX века, когда стали различимы ее последствия). В звании подполковника он бьется с фашистами в легендарной бригаде Энрико Листера. Хосе Клементе Ороско называл монументальную живопись «высочайшей, наилогичнейшей, чистейшей и наисильнейшей формой живописи» и, говоря о ее преобладающей роли над всеми остальными видами изобразительного искусства, писал: «Это наиболее незаинтересованная форма, так как она не может служить личным целям: ее нельзя спрятать для выгоды определенного, привилегированного меньшинства.
Влияние такого рода дискуссий отражено в изучении фигуры Сикейроса. Воспитывались дети под присмотром бабушки, а потом деда дона Антонио в поместье Норио. В 1932 – 1934 и 1935 – 1936 Сикейрос работал в США там он украсил росписями фасады зданий Художественной школы Чуинард и художественного центра Плаза в Лос-Анджелесе (1932) и основал экспериментальную мастерскую.
Работы Ороско проникнуты острой экспрессией и тяготеют к абстрактно-символическим формам. Наташа эмигрировала из Чехословакии. Сикейроса никогда не разделялись. Уже тогда «Нью-Йорк Таймс» назвала центр «институтом в процессе восхождения».
Тогда же он выполнил стенные росписи в Национальной подготовительной школе в Мехико (1922–1923). были уничтожены во время войны. В 1932-1934 гг. Говорит обо всем грубо и прямолинейно.
Неиспорченными оказались уже называвшаяся роспись «Стихии» (энкаустика, фреска «Призыв к свободе» и некоторые другие. союз используя замечательную индейскую культуру своего континента. » 3. он участвовал в Мексиканской революции, был офицером армии президента Венустиано Каррансы. Живописи он обучался в 1911г. Это был настоящий триумф мексиканской живописи. В то время в США, как и в Европе, многие симпатизируют левым идеям.
И вскоре получил новый заказ. Железобетонные плиты расписаны индустриальными красками. Гвозди получились бы замечательные. Когда в 1932 году Сикейрос появился в Лос-Анджелесе (был приглашен преподавать в Школе изящных искусств в Пассадене), его целью, как напишет он в своей записной книжке, было создание «величественной фресковой живописи на открытом воздухе – под солнцем и дождем – для широких народных масс». СИКЕЙРОС, ХОСЕ ДАВИД или Альфаро Сикейрос (Alfaro Siqueiros, Jos David) (1896–1974), мексиканский художник и график. Великий художник, его творения отражают его великий мощный ум», – так характеризовал Сикейроса Херардо Мурильо, «доктор Атль», один из родоначальников мурализма.
И как писал. Сикейрос путешествовал и учился в Европе. СИКЕЙРОС, ХОСЕ ДАВИД или Альфаро Сикейрос (Alfaro Siqueiros, Jos David) (1896–1974), мексиканский художник и график. Родился в Чиуауа.
Действительно, фрески Дворца Кортеса в Куэрнаваке (1929) представляют собой качественно новое явление в мексиканской монументальной живописи даже по сравнению с более ранними работами самого Риверы. Он писал: «Большинство книг по американскому искусству двадцатого века либо игнорируют период «Великой Депрессии» в целом или же содержат панегирики одному или двум художникам».
Его роспись «Авиация: эволюция форм, подверженных аэродинамическим нагрузкам», выполненная для административного корпуса Ньюаркского аэропорта состоит из десяти панно на полотнах. Эти панно, написанные в 1935-1936 гг. Еще большей экспрессией и отходом от мексиканской действительности, питавшей его ранние произведения, характеризуется роспись Ороско на куполе и сводах детского приюта Кабаньяс в Гвадалахаре (1938—1939). Обращение к нему и ставила своей задачей монументальная живопись.
В этой же стилистике написаны картины Марии Изкуиэрдо и Леоноры Каррингтон. Художник создавал монументальные композиции, в которых конкретные персонажи сочетаются с символическими олицетворениями социально-исторических сил использовал эффекты динамически сокращающейся перспективы, смело вводил живопись во взаимодействие со скульптурными формами, применял новые художественные материалы (синтетические краски, керамическая рельефная мозаика и г. д. ). Именно работа с пироксилином привела к изобретению современных акриловых красок. 1930-х гг. Сикейрос умел быть и сдержанным и хладнокровным. После посещения старой столицы испанских королей Толедо Ривера написал свою первую снискавшую широкую известность работу – «Эль Греко», в которой, безусловно, ощущалось дыхание и кубофутуризма и итальян-ского футуризма, но и его собственное неповторимое художническое «я».
Васконселос был человеком проевропей- ской ориентации и надеялся увидеть на стенах символические росписи с литературным содержанием, вдохновленные произведениями европейского средневекового искусства и работами крупнейших мастеров монументальной живописи итальянского Возрождения. Наиболее характерным примером такого рода являются росписи второго цикла Национального дворца в Мехико (1942—1946), названного Риверой «Жизнь и быт древней Мексики». Эпичностью, величавостью веет от этого произведения Ороско.
Увесистые кулаки скрещенных на груди рук. Сикейровский шедевр (десять метров в длину, два с половиной в высоту) – красочные портреты коррумпированных политиков и бедных крестьян, сгруппированных вокруг внутренних стен теперь уже полуразру-шенного патио, – достался супругам Блумингдейлам. В то время как Ороско и Сикейрос работали в Препаратории (1922—1924), Диего Ривера приступил к росписям стен Минкстерства народного просвещения. Следом за ней почетное место супруги рядом с Риверой заняла (уже в Мехико) тоже прославленная красавица Гвадалупе Марин. Вот таким образом естественно, что индейской проблематикой как таковой художники пе занимались.
Названный метод помогает нам, также показать характерное для периода 1920-1930-х гг., но не выявленное исследователями, воздействие агитационно-массового искусства СССР на иконографию мексиканского мурализма (мотивы мученичества и смерти героя, которые впрочем, вполне сопоставимы с некоторыми мотивами католической иконографии, похороны революционера, апофеоз героя и т. п. ). Первую фреску он сделал для Школы изящных искусств. Сикейрос прожил бурную жизнь. Сикейрос работал в США: украшал росписями фасады зданий Художественной школы Чуинард и художественного центра Плаза в Лос-Анджелесе (1932), основал экспериментальную мастерскую. Был изгнан из США за фреску «Тропическая Америка», в Лос-Анджелесе. Но он никогда не заходил так далеко, как Амадо де ла Куэва и некоторые другие художники, для которых все европейское становилось чуждым и вредным, а возвращение к индейской живописи и технике считалось «национальным очищением». Её авторитет в своем регионе сравним со значением Греции в европейской цивилизации. Однако это были лишь неудавшиеся попытки.
Как символ их неразделимости. (пример – фрески Сикейроса). У него всегда была наготове мощная «артиллерия» аргументов.
участвовал в Мексиканской революции, был офицером армии президента Венустиано Каррансы. Художник либо себя делает сам, либо себя теряет». Мексиканский художник Д. А. Искусство настенной росписи, вписанное в схему преодоления «Великой депрессии» было частичным решением проблемы массовой безработицы.
Руки в работах Сикейроса являются олицетворением могучей: силы человека труда. JI. Сикейрос читал лекции и устраивал выставки своих произведений в ряде городов Южной Америки, работал с группой художников в Буэнос-Айресе над композицией, получившей название Пластический этюд (1933). Создание масштабного произведения живописи обеспечивало рабочими местами с минимальной (равной окладу маляра), но гарантированной оплатой труда определенное количество художников. И даже в конце девяностых ей стоило больших трудов внести в экспозицию Tate Modern колоссальную антикапиталистическую картину Фужерона «Атлантическая цивилизация» (1953).
X. К. Ороско сражался в действующей армии и в 1913—1917 гг. Первая фреска, которая называется «Марш человечества по направлению к буржуазно-демократической революции», начинается в южной стороне «Полифорума». Надежда на силу человеческого разума проглядывает у художника даже в самых пессимистических и скорбных произведениях: «Война», черно-белая фреска (1940, Библиотека Габино-Ортис, Хикильпан) «Битва» (1940 там же). Идеологическая близость и крепкая взаимосвязь творчества Сикейроса и искусства Советского Союза, рассмотрены вскользь, в форме фрагментарных упоминаний, в виде констатации исторических фактов. Художники начали работать не кистями и шпателями, а распылителями и пульверизаторами. В росписях Министерства народного просвещения, Агрономической школы в Чапинго и в значительной степени во дворце Кортеса в Куэрнаваке, Ривера еще выделяет образы героических личностей (например, образ Сапаты в Куэрнаваке).
В отличие от Ороско, с каждым годом все явственнее приходившего к теме противопоставления героя безликой человеческой толпе, Ривера, как справедливо замечает Л. Жадова, «от героя-человека все чаще переходит к герою-массе» 1б. Кроме того, в них предусматривались и художественные ателье, в которых каждый из живописцев или скульпторов мог бы работать над своими эскизами или порученной ему частью росписи. В то время Ривера был увлечен идеей создания искусства, максимально доступного народу. Не отступивший от марксизма коммунист. Вероятно, под влиянием дона Антонио, который был «врагом священнослужителей, но не питал вражды к Богу и его небесной свите» у Сикейроса сложилось особое отношение к религии.
Мексиканская монументальная живопись — порождение революции и ее летопись. Конечно, Дон Кихот был, прежде всего испанцем, Фауст – немцем, а Пьер Безухов – русским, но это лишь исходные художественного образа.
Прежде всего, это формально-стилевой метод, который помог нам впервые воссоздать полноценную картину стилевой эволюции творчества Сикейроса и выявить её отдельные периоды. участвовал в Мексиканской революции, был офицером армии президента Венустиано Каррансы. Это самая большая в мире роспись имеет площадь 8422 квадратных метра. Но есть и недостатки.
Сикейрос принимал участие в гражданской войне в Испании на стороне республиканцев. Этот внешний национализм ведет к творческому бесплодию. Мы считаем, что это одно из последствий «отлива» интереса к политическому искусству после десятилетий его тотального преобладания, особенно в соцстранах в монументальных видах искусства. Первая заказанная им роспись носила символическое название «Действие сильнее Судьбы. Жестокость и неприми-римость. В 1940 г. участвовал в организации покушения на Льва Троцкого, жившего тогда в Мексике.
Фрески Ороско, созданные в 1922—1924 и 1926—1927 гг. Подобно Хосе Ороско (Диего Ривера тогда учился за границей), Сикейрос воевал в рядах освободительной армии Венустиано Каррансы, заодно с Эмилиано Сапатой и Панчо Вильей, параллельно занимаясь рисованием. Интересные, всегда чрезвычайно любопытные выставки сменяют друг друга. Энкаустика (техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск). А чтобы она не упала, старшая сестра обхватила ее своими руками. В 1914 – 1918 гг. Таков, например, портрет американского композитора и пианиста Джорджа Гершвина. Это — лучшее пз творений художника.
В 1937-1939 гг. Сикейрос позже тоже перешел полностью на акриловые краски. А. и 1935-1936 гг. В напряженной атмосфере оживленных дискуссий о судьбах художественного творчества той переломной эпохи, главной вехой которой, безусловно, стала русская революция 1917г. изменившая взгляд на искусство, молодые мексиканцы говорили о путях развития новейшего искусства их родной страны. С 1924 г. Сикейрос стал одним из руководителей Мексиканской коммунистической партии.
Сикейроса занимают проблемы синтеза искусств. Тогда же он выполнил стенные росписи в Национальной подготовительной школе в Мехико (1922-1923). В 1932–1934 и 1935–1936 Сикейрос работал в США там он украсил росписями фасады зданий Художественной школы Чуинард и художественного центра Плаза в Лос-Анджелесе (1932) и основал экспериментальную мастерскую. Но уже здесь на первый план выступают те черты, которые в дальнейшем будут доминировать в творчестве мастера, — динамизм композиции и фиксирование внимания зрителя на руках.
Уже в конце XVI в. г. Мехико называли Афинами Нового Света. в Препаратории, являют собой яркий пример третьего направления. Ему было четырнадцать, когда прогремела его первая выставка рисунков.
В начале 20-х годов Давид Альфаро Сикейрос приступил к росписи Малого двора Препаратории. Знакомство с реальной творческой практикой опровергает этот взгляд. Выставка «Борьба за знамя» 20 июня-4 июля 2008, Новый Манеж, Москва и сопутствующий ей каталог с серьёзным анализом искусства периода 1926-1936-х гг., включающий так же материал по монументальному искусству, отражают изменение отношения к этому наследию и его вкладу в развитие художественной культуры XX в. Сегодня вызывает некоторое недоумение явное пренебрежение и идеологическая ангажированность ряда историков искусства, среди которых влиятельный британский ученый Герберт Рид, заявивший, в частности, о необязательном включении мексиканской школы в общую картину развития современной живописи.
Сикейрос читал лекции и устраивал выставки своих произведений в ряде городов Южной Америки, работал с группой художников в Буэнос-Айресе над композицией «Пластический этюд» (1933). В 1937-1939 гг. В росписи (пироксилин) для Музея изящных искусств в Мехико, начатой в 1944 г. и оконченной в 50-е годы, Сикейрос передает образ «Новой демократии» через изображение могучего обнаженного женского торса с протянутыми вперед мощными руками, силящимися разорвать сковывающие их цепи.
JI. Тема борьбы с губительной болезнью, проклятьем нависшей над человечеством, трактуется Сикейросом весьма мрачно и пессимистично. Наряду с лицом не меньшую роль играет рука и в «Автопортрете» (пироксилин, 1943, Музей изящных искусств, Мехико): выброшенная вперед и намеренно значительно увеличенная в объеме, она как бы призывает к действию. Есть космонавты, которые высаживаются на далеких планетах.
Другая фреска, разместившаяся на противоположной стене и части потолка, называется «Марш человечества по направлению к революции будущего». В 1940-е годы в творчестве Риверы большое место занимает декоративное начало. С 1919 по 1922 гг. Прямо напротив Кальеса – изображение хозяина мешков, американского финансиста Дж. П. За организацию студенческих волнений в Мехико 1960-1964 гг.
Четырнадцатилетним подростком был впервые арестован за участие в забастовке Д. А. Сикейрос. Сикейрос читал лекции и устраивал выставки своих произведений в ряде городов Южной Америки, работал с группой художников в Буэнос-Айресе над композицией, получившей название Пластический этюд (1933). Что это такое. Признаки будущего экспрессионизма Ороско прослеживаются уже в самых последних фресках Препаратории — в переписанной после разрушения «Троице» (первый этаж) и «Цивилизации индейцев» (лестничный пролет).
Тогда же были представлены эскизы грандиозной росписи «Марш человечества в Латинской Америке». Сикейрос работал в различных жанрах живописи, в том числе и в портретном. Мехико, где центральным является образ вырывающейся из оков Новой демократии роспись в Центре национальной медицины – Аллегория будущей победы медицины над раком и Полифорум в Куэрнаваке – Марш человечества на Земле и в Космосе: нищета и наука (эту роспись заказал миллионер Мануэль Суарес). Эту мысль развивает Ван де Вельде: «Искусство нужно создавать для народа.
В том же году он выполняет при участии Л. Ареналя, А. Пухоля и Х. Рено большую роспись «Портрет буржуазии». Невеселые, больше того, мрачные мысли вызывает роспись, расположенная сплошным фризом на трех стенах интерьера (четвертый представляет собой стеклянную стенку). В ответ на критику художник приводил в пример X. Г. Посаду, который не смущался «народностью» своих гравюр и делал надписи зачастую через весь графический лист. Фреска «Огненный человек» представляет собой замкнутую в кольцо купола композицию, где вокруг схваченного огнем человека по кругу несутся, отталкивая друг друга, фигуры, олицетворяющие собой стихии.
способствовала появлению абсолютно нового типа героя — человека из народа индейца. Эта роспись является как бы естественным продолжением темы, начатой Ороско в «Прометее». Так возникла ставшая еще более знаменитой «Тропическая Америка, угнетаемая и терзаемая империалистами».
Хотя и начинает Давид как самый «архаичный» из троицы. Изучая наследие Сикейроса, мы применили ряд традиционных для искусствознания методов. Но полностью сохранилось только одно из них.
Но из созданных им здесь произведений сохранилось лишь незначительное число. Побеждай. ». Член Мексиканской коммунистической партии (МКП) с 1922 года.
Учился в академии Сан-Карлос (1911) и в школе Санта-Анита (1913). По возвращении в Мексику вместе с Д. Риверой и Х. К. О влиянии острой, меткой, реалистической графики Посады на их творчество указывали и Ривера и Ороско и Сикейрос, а впоследствии художники «Мастерской народной графики»5.
За обращение к прошлому ратовал Диего Ривера, видевший в нем ту почву, на которой вырастут плоды нового американского искусства: «Так же как Европа объединилась на греко-латинской культуре, Америка может осуществить свой союз используя замечательную индейскую культуру своего континента» 3. Сикейрос принял участие в Гражданской войне Испании. Ривера писал, что он мечтал стать организатором сознания масс, помощником в их сплочении и сделать все это своими фресками13. Он скорее похож на жанровую сцену. Сикейрос работал в США там он украсил росписями фасады зданий Художественной школы Чуинард и художественного центра Плаза в Лос-Анджелесе (1932) и основал экспериментальную мастерскую. В них художник видел реальную силу человека-борца, человека-созидателя.
Вплоть до начала XX в. искусство Мексики ориентировалось на Европу: в колониальное время — на Испанию и Фландрию (XVI — начало XIX в. ), в XIX в. —на Францию. Мексиканская революция 1910—1917 гг.
Его внутреннее благородство, врожденный такт не позволяли его страстям «выходить из берегов». Впрочем и в жанровых ее картинах мы снова и снова видим Фриду Кало, перевоп-лощающуюся в своих героинь, как, например, в ее предельно натуралистических «Родах». Наряду с художниками-ветеранами, в группу Д. А.
Сикейрос воевал в Испании на стороне республиканцев. Снова скандал, снова шум. С 1924 г. Сикейрос стал одним из руководителей Мексиканской коммунистической партии. Хозяйка школы предложила расписать наружную стену здания: «Давид, напишите что-нибудь про Америку, желательно в своей восхитительной муральной манере». Никогда ранее в моей жизни не происходило столь волнующего события.
делал графические карикатуры для редактируемой доктором Атлем прогрессивной газеты «Авангард». Сикейрос читал лекции и устраивал выставки своих произведений в ряде городов Южной Америки, работал с группой художников в Буэнос-Айресе над композицией, получившей название «Пластический этюд» (1933). Коллекция состоит из 15 000 пар обуви. Наиболее показательна в этом отношении роспись Онкологического института Медицинского центра в Мехико, озаглавленная художником «Апология победы медицины над раком» (1958 пироксилин).
И Сикейрос написал. К власти пришел либерал Мадеро, который не спешил расправляться с латифундистами. Вера в мексиканцев, в их силу и стойкость наполняет эту работу Ороско.
В это время Ривера и Ороско создают свои наиболее гармоничные фрески. Функции культурного центра сохранились и после колонизации. Очень любил принимать гостей. Это гра- вер-самоучка Хосе Гуздалупе Посада и преподаватель живописи официальной Художественной академии Сан Карлос Херардо Мурильо (доктор Атль). Жадова пишет: «в росписях детского приюта находит самое грандиозное воплощение идеал христианского обновления человеческого духа через мучения»11.
Подражание работам римских монументалистов треченто с их обобщенными формами и несколько мрачными образами заметно и в росписи Сикейроса «Стихии» (1922—1923 энкаустика) в Малом дворе Препаратории. ход мыслей. Это были ставшие большими друзьями Диего и Фриды – Жак и Наташа Гельман. Прежде чем приступить к созданию «Капеллы», надо было организовать просторные мастерские, где бы можно было создавать проект здания и подготовить десятки панелей, покрытых живописью.
По возвращении в Мексику вместе с Д. Риверой и Х. К. Опыт войны проведёт некий раздел среди троих муралистов: Ривера будет увлечён «автохтонной» индейской культурой и стилизацией, Ороско и Сикейрос же будут исполнены злободневности.
Был нежным и заботливым мужем, любящим отцом и дедом». Вплоть до начала XX в. искусство Мексики ориентировалось на Европу: в колониальное время — на Испанию и Фландрию (XVI — начало XIX в. ), в XIX в. — на Францию. За политическую деятельность был несколько раз арестован.
На всю роспись пошло более трех тонн красок. Она была написана только для одного человека – Дадли Мерфи, влиятельного и весьма успешного голливудского продюсера, человека веселого, бесшабашного и загульного, владельца дома в испанском стиле. Приняв к сведению сей рецепт – как-никак он был получен от аптекаря, - я взялся за дело. Ничто не сдерживает его в выражении личных чувств.
Изгнание положительно повлияло на творчество. Возникновение и расцвет мексиканской монументальной живописи относится к 1920-м годам и связан в немалой степени с именем философа и писателя Хосе Васконселоса (1882—1959 г. ). Но основная черта Ороско — поиск наиболее выразительных средств для передачи борьбы, радостей и страданий человека — характеризует все его творчество.
Заслужил звание полковника. Обращение к нему и ставила своей задачей монументальная живопись. Творчество ведущих мексиканских монументалистов прошло в развитииряд периодов, порой опровергавших один другой.
Одна из самых значительных росписей, созданных Сикейросом в 30-е годы, — роспись здания профсоюза электриков в Мехико (1939). Потому, наверное, столько (55. ) автопортретов. Однако однажды мальчик отказался от исповеди, а это означало практически разрыв с церковью. СИКЕЙРОС, ХОСЕ ДАВИД или Альфаро Сикейрос (Alfaro Siqueiros, Jos David) (1896 – 1974), мексиканский художник и график. Рекомендуемый сюжет – веселый тропический рай. Во фреске изображающей порабощение индейцев конкистадорами, художник прибегает к урокам Брейгеля: это произведение перекликается с «Избиением младенцев в Вифлееме» нидерландского мастера.
И стал писать, не прибегая к тому, что, как я узнал позже, называется работой по сетке, а копируя прямо «на глазок». Здесь он увидел, пишет Л. Осповат, «не варварское прошлое. В 1937 – 1939 гг.
Его образ становится для Ороско символом идеи, потеряв которую, люди превращаются в безликую, безумную толпу. Родился в Чиуауа.
«Всемирный интернационал», — со всей серьезностью поправлял их Д. Сикейрос. С 32 – 36гг. Этот огромный исторический период, по мысли Д. Сикейроса, должен «спрессоваться» в один длинный день, длящийся с утра до ночи. Эль Мюзео дель Баррио – добрый в этом деле помощник. Три последних картины имели глубокий философский смысл. Известно, что роспись была создана вскоре после возвращения художника из Испании. А оттого они не могли быть друг без друга.
Подмастерья, естественно, не уступали ему по виду. В то время как Ороско и Сикейрос работали в Препаратории (1922—1924), Диего Ривера приступил к росписям стен Минкстерства народного просвещения. Невеселые, больше того, мрачные мысли вызывает роспись, расположенная сплошным фризом на трех стенах интерьера (четвертый представляет собой стеклянную стенку) Огромный поток фигур, составляющих сцены гибели людей от страшной болезни и затем борьбы их с зловещими возбудителями этого недуга, проникнут безграничной, почти стихийной драматической силой. Наиболее показательна в этом отношении роспись Онкологического института Медицинского центра в Мехико, озаглавленная художником «Апология победы медицины над раком» (1958 пироксилин). Прогрессивным шагом в системе художественного образования в Америке, связанным с приездом мексиканских художников стала своеобразная практика «мобильной мастерской», суть которой заключалась в том, что художник жил в кампусе школы во время работы над фреской, вовлекая студентов в свою работу.
В хроменькую дурнушку влюблялись (и подчас вызывали ответную влюбленность) такие значительные люди, как знаменитые фотоху-дожник Николас Мюрей, художник Игнасио Агупре, скульптор Исаму Ногучи, приобщивший ее к сюрреализму писатель Андрэ Бретон. Это с него писал Джек Лондон своего мексиканца, который мыл полы для революции: «Гвозди бы делать из этих людей. ». Он высказывает их при любых обстоятельствах: в прессе, на уличных собраниях и демонстрациях, на стенах общественных зданий, посредством могучих пластических форм С тех пор как я его узнал сорок семь лет назад, он всегда был таким. Уточнение это было согласовано, договор с заказчиком составлен, а будущее здание получило название «Капелла Сикейроса».
Возникновение и расцвет мексиканской монументальной жи- вописи относится к 20-м годам и связан в немалой степени с именем философа и писателя Хосе Васконселоса (1882—1959). Трудно переоценить роль мексиканской революции 1910—1917 гг. Умер Сикейрос в Куэрнаваке (Мексика) 6 января 1974 г. О Сикейросе, как о личности, рассказывать сложно, потому, что добавить хоть слово к его собственному рассказу о себе уже не приходится.
До него здесь уже работали такие мастера как X. К. Ороско и А. Р. Мартинес. Это явление уникальное. Оба они были людьми самодостаточными, гордыми, нетерпимыми, к тому же увлекающимися. Она пластически объединяет две предыдущие фрески и именно в ней воплощен победный «Марш человечества». Развивается революционная графика к социальным и политическим проблемам обращаются в своих отмеченных экспрессионистическим драматизмом произведениях Д. Левин и Б. Шан («Похороны Сакко и Ванцетти» 1931- 1932, Нью-Йорк). Бешеная страсть, взрыв желаний, сгусток чувств. Когда они познако-мились, Сикейрос еще трудился над «Тропической Америкой».
Портрет Д. ГершвинаВот ещё один необычный портрет. По словам Сикейроса, его работа символизировала простой тезис марксистской диалектики: «знание и борьба неизбежно приведут к освобождению». на котором сверху торжествующе восседает орел, такой же, как на американском долларе. ». В числе явлений, которые историки искусства все ещё обходят стороной наследие Сикейроса. И потому должно отвергать все, что предназначено только для кого-нибудь одного». Таким искусством для художников Синдиката стала монументальная живопись.
Практика создания муралей на стенах общественных сооружений стала частью программы правительства США по преодолению последствий глубокого экономического кризиса 1929 года. По краям фрески – оборванных, гневных рабочих, в центре – революционера, такого же, как и сам автор композиции, «агитатора, горлана, главаря», раздающего народу винтовки и прокламации. Сначала Альфаро Сикейрос использовал для своих работ краску на основе пироксилина (1920-1940), основой которого являются синтетические полихлорвиниловые смолы. Европейская критика назвала Сикейроса художником с вулканическим воображением. Принятый в зарубежном и современном отечественном искусствознании метод социальных исследований в области истории искусства, показал особые отношения Сикейроса с заказчиком, архитектором, широкой аудиторией и обществом в контексте общественно-политической ситуации того или иного периода. Определяло сложение искусства этого региона.
Все эти мастерские разместились в отдаленном, но весьма большом здании, расположенном в Колониальном сквере города Куэрнавака — «крае вечной весны». В то время он целиком отдавался общественной деятельности и свои эмоции выражал главным образом в станковых картинах, которые характеризуются монументальностью, динамизмом, выбором неожиданных приемов. Метаморфозы почему-то случаются, когда такие люди дорываются до власти.
С 1919 по 1922 Сикейрос путешествовал и учился в Европе. Прославленному к тому времени художнику Д. А. Cам Сикейрос считал убийство Троцкого или его охранников «контрпродуктивным». оставался в русле литературного футуризма — футуризма Маринетти»46. Учился в академии Сан-Карлос (1911) и в школе Санта-Анита (1913).
Таки образом, для человека, поднимающегося по лестнице или едущего по дороге на автомобиле (впоследствии Сикейрос создаст мураль, рассчитанный на движение со скоростью 60 км/час. ) рисунок начинает динамически «развёртываться», открывать то одни детали, то другие. Основу коллекции составляет обувь XIX и XX веков. И этого уже не поправить. Эти хронологические рамки дают возможность наиболее полно проследить не только эволюцию авторской манеры мастера, наглядно показав многообразие его форм, технических приемов, но прояснить их истоки.
Доста-точно взглянуть на автопортрет, который мастер назвал со всей определенностью: «Сикейрос о Сикейросе» – это исповедь, обличение, приговор. Хосе Сикейрос или Давида Альфаро Сикейрос (1896-1974) – мексиканский художник и график. Не меньшее значение, чем графика X. Г. Посады имела для становления будущих художников-монументалистов и деятельность Херардо Мурильо (доктор Атль), обратившегося к студентам Академии Сан Карлос с призывом создать новую мексиканскую яшвопись, свободную от чуждых иноземных влияний. Влияние мексиканского мурализма и Сикейроса в частности, на становление новейшего искусства США оставалось фактически не выявленным (а со стороны американских искусствоведов принципиально замалчиваемым) на протяжении долгого периода.
Обучение, таким образом, осуществлялось непосредственно в процессе совместной работы с преподавателем и потому влияние художников- учителей было огромным. Вот таким образом естественно, что индейской проблематикой как таковой художники не занимались. Сикейрос (1896-1973 г. ). Полагаю, что аптекарь – главное лицо этой истории – был человек образованный, так как сказал мне примерно следующее: «Сначала изучи мастеров, а затем, падая и поднимаясь, сумеешь твердо встать на собственные ноги». В 1940 г. участвовал в организации покушения на Льва Троцкого, жившего тогда в Мексике. Д. Сикейрос считал, что монументальная живопись не может создаваться художником-одиночкой и к созданию «Полифорума» он привлек много мастеров — гораздо больше, чем для какой-либо другой из своих работ.
А. Сикейрос. Анхелика Ареналь де Сикейрос, жена художника, впоследствии вспоминала, что «Полифорум» Д. Сикейрос считал важнейшей своей работой. Первое из них многие современные исследователи Латинской Америки называют «центростремительным» направлением, второе — «центробежным» 6 первое обращено к автохтоиности, к поднятию на щит национального элемента второе, напротив, — к универсальности и интернациональности.
В этих своих первых работах (кроме «Стихий») Сикейрос значительное внимание уделяет индейскому началу. В 30г. Бывший орган синдиката газета «Эль мачете» становится органом Мексиканской коммунистической партии, а Сикейрос и Герреро — ее постоянными издателями.
Фреску вскоре закрасили, но не полностью. В преклонные лета познакомился с тюремными застенками. В 1932 – 1934 гг.
В Париже он познакомился с Диего Риверой (1886-1957 гг. ), другим художником из Мексики, который жил в Европе уже продолжительное время и был осведомлен обо всех новейших течениях западного искусства. В честь Хосе Сикейроса в Санкт-Петербурге назвали улицу. Он ожидал изображения земного рая или «земли обетованной».
В 50-60-е г. ХХ в. в монументальной живописи Мексики преобладают произведения, создаваемые в синтезе с новыми архитектурными сооружениями (декоративные мозаики ОГормана и Х. Чавеса Морадо, тематические мозаичные рельефы Сикейроса, росписи Риверы и ОГормана). Умер Сикейрос в Куэрнаваке (Мексика) 6 января 1974 г. 1927-й год, когда Ривере был 41, оказался знаковым в его жизни. Уже во время обучения в художественной Академии Сан-Карлос он становится одним из студенческих вожаков и поднимает молодёжь на протест и забастовку против академической рутины. Давид никогда не позволял себе ранить чье-то самолюбие, оскорбить чье бы тони было достоинство. Превосходная мощная живопись и графика. Привлекает внимание китайское бинтование ног с применением небольших тапочек.
К сожалению иногда мастеру не удается воплотить свой замысел в доступных народу образах. Его называли Прометеем, а сам он книгу своих воспоминаний озаглавил «Меня называли Лихим Полковником». Во всем Д. Сикейрос был неистов. Таково «Рыдание», созданное Сикейросом в 1939 г. Глубина отчаяния сконцентрирована художником в руках, полностью закрывающих лицо человека.
В 1919—1922годах Сикейрос жил во Франции и Испании. Адекватному восприятию личности Сикейроса и его вклада в мировую художественную культуру препятствуют стереотипы и многочисленные ярлыки, которыми в разное время характеризовали творчество мастера, особенно часто употребляя термин «ангажированный».
Соответственно в том же духе он воспитывал малолетних внуков. А я изобразил на своей фреске человека, распятого на кресте. 23 июня Коммунистическая партия Мексики выпустила официальное заявление, что никто из членов партии к нападению на Троцкого непричастен, а все нападавшие были «неконтролируемыми элементами и провокаторами». Но этого судьбе показалось мало и в 18 лет Кало попала в катастрофу. Третья фреска цикла занимает центральную часть потолка и две секции центральной стены.
О его взрывном темпераменте ходили легенды. Дед Сикейроса, будучи полковником республиканской армии и соратником президента Бенито Хуареса получил прозвище «Семь ножей», что отражало его кипучую энергию, суровый характер и выдающееся мужество. Тогда же он выполнил стенные росписи в Национальной подготовительной школе в Мехико (1922 – 1923). Так, в реалистической фреске «Сельская школа» мастер на первом плане помещает группу учеников, сидящих на земле вокруг молодой учительницы, а на заднем — группу пашущих на лошадях крестьян связующим звеном между этими двумя группами выступает фигура всадника с ружьем наперевес.
Искусство как бы пережило вторую великую эпоху географических открытий. Эпические росписи Риверы воссоздают мотивы и приёмы древнемексиканского искусства, вместе с тем они говорят об освоении традиций итальянского Возрождения, сочетают мощную пластику фигур с общим орнаментально-плоскостным характером композиции.
Все это он и изобразил на своей фреске. Это привело к сложению определенного взгляда на искусство.
Но применить пироксилин в живописи до Сикейроса никому в голову не приходило. До архива нападавшим добраться не удалось, вынудить Троцкого покинуть страну тоже не вышло. Писатель Хосе Ревуэльтас как-то сказал, что, если против Сикейроса выступали «на коне», он выезжал «на танке». В сорок принял командование бригадой испанских республиканцев.
И уже ничто не могло свернуть его с избранного пути. Непосредственными предтечами мексиканских монументалистов были два художника, абсолютно разные и по социальному положению и по отношению к проблемам творчества, но оба понимавшие необходимость появления нового искусства. Альфаро проживал во Франции, в Испании. Он был необыкновенно щедрым и гостеприимным.
Выполненное в той же технике энкаустики8, «Мироздание» Риверы с ангелами и золотым сиянием выражало «национальное» лишь мексиканскими чертами лиц некоторых типажей. В 1921году он опубликовал в Барселоне «Манифест революционного искусства», а в 1922 году основал «Революционный синдикат работников техники и искусства». Созданные Риверой фрески Двора труда (1923—1924), Двора празднеств, цикл «Всеобщая песнь» в Министерстве народного просвещения (1926—1928) явились прямым следствием столкновения художника с богатым прошлым и настоящим Мексики. Не менее выразительны и другие фрески галереи третьего этажа Препаратории, особенно «Мир» и «Революционеры».
С. Осповат, А. Г. Костеневич. Практически всегда Сикейрос сообщал своим произведениям актуальное политическое звучание. Среди них – превосходная по реалистической ясности образа, силе чувства, выраженного в мощной пластике форм, картина «Рыдание». Особенное впечатление произвело на Риверу посещение Теуантепека. И изображенные им на потолке мужчина и женщина полны надежд на счастье. С 1919 по 1922 гг.
Васконселос был философом, человеком западных взглядов и затея виделась ему чем-то вроде воссоздания в Мексике фресок Микеланджело или средневековых европейских мастеров.
Предпринятые для этого усилия были феноменальными. Сикейрос вспоминал: «Ривера был в Европе моим учителем, он познакомил меня с последними образцами западного искусства того периода», а тенденция расширения рамок концепций Сезанна «фактически определила все мое творчество». Мрачные изображения так и обрушиваются на зрителя и страшным грузом ложатся на него» 17.
В сороковых и начале пятидесятых у них часто бывала пара гринго, то есть не мексиканцев. Учился в академии Сан-Карлос (1911) и в школе Санта-Анита (1913). Эта тенденция прослеживается во фреске «Танец в Теуантепеке» (1924—1925) и особенно во фресках цикла «Всеобщая песнь», посвященного истории революционной борьбы мексиканцев. Наиболее последовательным было творчество Диего Риверы. Отец Сикейроса был адвокатом. Замечательны полотна Роберто Монтенегро – архитектора, симво-листа, сюрреалиста.
Художники школы занимались возрождением искусств прошлых лет: древних майа и ацтеков, традиций итальянского Ренессанса. Тяжелое властное лицо. В 1922 ходу Сикейрос вместе со своими друзьями-единомышленниками в искусстве организует «Синдикат революционных живописцев, графиков и технических рабочих». Тогда же он выполнил стенные росписи в Национальной подготовительной школе в Мехико (1922–1923). Он любил спорить, убеждать.
Вернувшись на родину в 1939 году, художник пишет несколько станковых картин. Стремление к коллективной творческой деятельности было широко распространено в то время. Учился в академии Сан-Карлос (1911) и в школе Санта-Анита (1913). Моргана, подкупившего мекси-канского правителя и сыгравшего весьма неприглядную роль в разрушении нефтедобывающей промышленности Мексики.
Родился в Чиуауа. В 1986-м году дом, а, следовательно и фреска снова поменяли хозяев. Они не только посещали музеи, но и много спорили об искусстве. Начатые им в 50-е годы поиски в области синтетических композиций (здание ректората) привели художника к созданию в конце жизни сложного архитектурно-скульптурно-живописного комплекса «Полифорум», расположенного в одном из парков Мехико.
Нет, это не был умилительно-розовый брак. Сам Сикейрос по этому поводу писал в своих воспоминаниях: «Над нами хохотала вся Мексика. Одним из всемирноизвестных центров добычи серебра был провинциальный городок Таско. Статичные монументальные женские образы, поражающие жизненностью и одухотворенностью, встают перед зрителем в его фреске «Вдовы» (третий этаж). «Давид Альваро Сикейрос – это вера, это действие, это моральная и интеллектуальная сила.
Вот таким образом и образы вождей революции (К. Его «Рабочие, спускающиеся в шахту» — это люди нового труда. Он пришел к власти как сторонник революции, а теперь художник «содрал» с него «красную маску» и положил у ног мешки с деньгами. С 1919 по 1922 Сикейрос путешествовал и учился в Европе.
В 1940 участвовал в организации покушения на Льва Троцкого, жившего тогда в Мексике. Еще большей экспрессией и отходом от мексиканской действительности, питавшей его ранние произведения, характеризуется роспись Ороско на куполе и сводах детского приюта Кабаньяс в Гвадалахаре (1938—1939). Горки считал, что двухмерная архитектоническая поверхность стен должна сохраняться в стенной росписи. Это было его первое свидание с Северной Америкой.
Родился будущий художник в Чиуауа в 1896 г. С юных лет (с 13 лет) увлёкся политикой и до конца жизни сочетал политическую деятельность с профессиональными занятиями живописью. Учился в Академии Сан-Карлос (1911) и в школе Санта-Анита (1913). Коллектив подобрался пестрый и многоликий.
В 1950-е годы Сикейрос добавил к числу своих живописных произведений мозаики на фасадах зданий университетского городка и монументальные живописные композиции для госпиталя Ла-Раса и замка Чапультепек (все в Мехико). Сикейрос принимал участие в гражданской войне в Испании на стороне республиканцев. Хосе Сикейрос (Jos Siqueiros) появился на свет в 1896г. Отвечая на предъявленное ему в свою очередь Риверой обвинение в космополитизме и отказе от национального стиля, Сикейрос говорил: «Да искусство национальное, но искусство национальное, связанное с мощными культурными традициями нации, но не искусство для чувствительных туристов, не спекулятивное искусство для снобов-формалистов, так называемых «мексиканистов»» 9. Прошел путь от кубизма к арт деко. Но анализ этих работ показал, что выбранная для «Капеллы» прямоугольная форма является не лучшим пространственным решением: в прямых углах между стенами и между стенами и потолком живопись практически «не работала». Рядом с ними сидит Плутарко Элиас Кальес, президент Мексики с 1924 по 1928 год.
1930-1960-х гг. Что может быть более открытым и «общественным», чем стены города, в котором человек живёт. Немедленный развод и два года, как говорил он сам, «ползания у ног» и, наконец, вожделенная женитьба. Сикейрос создал в 30-е годы меньше росписей, чем его коллеги Ривера и Ороско.
Был членом Советской Академии художеств, лауреатом Ленинской премии в 1967 году. Работали самозабвенно, не жалея себя. Лестничные пролёты в школе, залы в театре, фасад академии Движение «муралистов» (мурали – живопись на архитектурных сооружениях) образовалось в Мексике после свержения мексиканского диктатора Порфирия Диаса. Мрачные изображения так и обрушиваются на зрителя и страшным грузом ложатся на него» 17.
в росписях детского приюта находит самое грандиозное воплощение. Это учебное заведение готовило творческие кадры для всей Латинской Америки. По возвращении в Мексику вместе с Д. Риверой и Х. К. Хосе Клементе Ороско называл монументальную живопись «высочайшей, наилогичнейшей, чистейшей и наисильнейшей формой живописи» и, говоря о ее преобладающей роли над всеми остальными видами изобразительного искусства, писал: «Это. Эта роспись является как бы естественным продолжением темы, начатой Ороско в «Прометее». Может быть, как раз потому, что Ороско и Сикейрос были непосредственными участниками революционных событий (в отличие от Д. Риверы, который с 1906 по 1921 г. находился в Европе), они всегда более остро и глубоко отражали современную им жизнь Мексики и меньшую дань отдавали увлечению автохтонностш и стилизацией, свойственными искусству Диего Риверы.
Уже первые росписи Двора труда: «Рабочие, спускающиеся в шахту», «Обыск шахтера», «Смерть революционера», «Сельская школа», «Сахарный завод» — отражали активный интерес мастера к социальным аспектам мексиканской жизни, его революционный настрой. Американец У. Спратлинг в нач. С 1919 по 1922 гг. В начале века еще сохранялась мода пышно расписывать потолки домов. Так, почему же мы, современные художники, должны постоянно оглядываться назад.
Художник утверждал, что такая живопись должна свободно «расплескиваться» в пространстве, а аккуратные прямоугольные стены сковывали этот богатырский «всплеск». Тогда же примкнул он к революционерам.
У него были еще старшая сестра и младший брат. Художник удивительно точно передал заложенную в названиях росписей мысль.