А вот коллекции картин московского купца Сергея Ивановича Щукина повезло гораздо меньше. После покупки в 1882 году особняка князей Трубецких в Большом Знаменском переулке С. И. Щукин распродал княжеские коллекции оружия и картины передвижников, приобретя взамен несколько норвежских пейзажей Ф. Таулова, которые положили начало его будущей коллекции. Но миролюбиво сказал Щукину, что, в сущности, это картину не изменило. В большой семье купцов-старообрядцев Щукиных картины собирают почти все.
В 1882 году Щукин купил особняк князей Трубецких в Большом Знаменском переулке, 8 затем распродал княжеские коллекции оружия и картины передвижников, приобретя взамен несколько норвежских пейзажей Ф. Таулова, которые стали зародышем будущей коллекции. В отличие от большинства других русских коллекционеров рубежа XIX—XX вв., Щукин покупал картины на свой вкус, предпочитая импрессионистов, а затем и постимпрессионистов. Заказывая двухметровое панно для столовой, Щукин просил выдержать его всиней гамме, поскольку собирался повесить картину рядом сполотнами Гогена, дабы синий контрастировал сярко-желтыми красками таитянских холстов.
Вслед за Матиссом Щукин открыл для себя Пабло Пикассо, картины которого начал активно покупать с 1909, главным образом через галерею Даниэля-Анри Канвейлера. В октябре 1913 был выпущен каталог картин щукинского собрания, включавший 225 номеров, а в 1914 журнал «Аполлон» опубликовал очерк Якова Тугендхольда «Французское собрание С. И. Щукина» и фотоснимки многих полотен.
Щукинской импульсивности он противопоставил системность, действовал трезво и четко. Морозова. И наконец, третья часть «матрешки», позволившая нам значительно расширить выставочный проект, – это художники русского авангарда.
Он думает как куратор и делает из своего дома музей с тематическими залами. Он был назначен ее попечителем, а галерее было присвоено его с братом имя. По заказу Щукина Матисс исполнил ряд полотен большого формата, в том числе программные для искусства XX века декоративные панно «Танец» и «Музыка» (1910, Государственный Эрмитаж), написанные специально для лестницы московского особняка собирателя. Морозов покупал тех же художников, но выбирал другие вещи.
Савва Тимофеевич Морозов многое сделал для Художественного театра (МХТ). Сам Щукин понимал огромную просветительскую роль своей деятельности. Осенью 1911 г. Матисс совершил визит в Москву, во время которого художник руководил развеской своих картин в так называемой «Розовой гостиной» особняка Щукина, превратившегося в своеобразный московский музей Матисса. С. И. Щукин поселился во Франции, где прожил вплоть до своей смерти в 1936 году. Виктории» Сезанна. В купеческой среде его уважительно называли «министр торговли».
За короткое время он стал одним из самых любимых клиентов парижских галеристов. Именно вопрос о существовании этого документа (нигде и никогда не публиковавшегося), впоследствии стал источником споров между наследниками Щукина и Россией. Проблема не то, что случилось с коллекцией, а как. Влюбившись вхудожника, он немог успокоиться, пока неполучал желаемую работу. Это радовало Сергея Ивановича, но адаптироваться к новой жизни в 63 года было трудно. Мы знаем от Матисса, что Морозов, приезжая к дилеру в Париже, говорил: «Покажите мне лучших Сезаннов» – и делал выбор среди них.
Тот же Клавери сравнил значение коллекции Щукина для России с «Джокондой» для Франции, что, на мой взгляд, вполне справедливо. Летом 1919 года И. А. Морозову удается получить разрешение на лечение за границей. В 1898 году Павла Третьякова не стало.
наверное прав он, а не я». С этой просьбой она обращалась даже к Владимиру Путину. Национализация коллекций и раздел ГМНЗИ – свершившийся факт, безусловно, трагический.
И Михаил Пиотровский и Марина Лошак скажут: мы согласны, хотим Щукина. Записки художника это уже пытались и даже и теперь пытаются делать: «кубизм»), сколько на законах внутренней необходимости, которые можно спокойно назвать законами души» Глеза, Метценже, Леже, Делоне, Гриса и других известных французских живописцев. Ито картины он собирал, по сути, только из необходимости, считает его внук. Позже он приобрел еще 15 картин – почти все лучшие творения Гогена. Схожи и списки имен, которые составили их коллекцию.
Это люди, которые изучали коллекцию в том виде, в каком она бытовала после 1917 года. Он уговорил отца отпустить его, уехал вПариж ипоступил вШколу изящных искусств кГюставу Моро, который вскоре произнес пророческую фразу: «Вам суждено упростить живопись». Пари Бахрушин выиграл — с этого и началась коллекция основанного им позднее музея. И Клода Моне, хорошего, действительно было достаточно много и у Щукина и у Морозова. Как следует из его интервью «Коммерсанту», Арно «ответил немедленным согласием» на предложение организовать эту выставку и тут же сравнил картины из щукинской коллекции с продукцией принадлежащих ему модных марок Dior и Louis Vuitton: оказывается, в них (т. Щукин приобрел для личной коллекции шестнадцать полотен Поля Гогена.
Щукинское же собрание, состоящее почти исключительно из французской живописи, претендует на статус искусства-как-такового. Иван Абрамович Морозов собирал свою коллекцию совсем иначе. А. С. Когда он начал собирать Матисса и следовать логике Матисса, важнейшим выбором был выбор элементарно простой картины. театральные эскизы Врубеля, Бакста, Коровина, Рериха и др. В сущности, они собирали практически один и тот же ряд мастеров.
– Важно учитывать, что происходило в те годы в жизни Щукина. У владельца LVMH Бернара Арно и так доходы неплохие. С живописцами этого направления у Морозова установились наиболее прочные контакты.
И он (и еще несколько поколений великих американских коллекционеров) этого добился. Сергей Маковский вспоминал, что на стене коллекции Морозова долгое время было пустое место и на вопрос, а почему вы его держите так, Морозов говорил, что «я вижу здесь голубого Сезанна». Брату Саввы, Сергею Тимофеевичу, Москва обязана созданием Кустарного музея. постоянным пропуском в Пушкинский музей. Не продал, заметьте, а передал, будучи при этом человеком весьма скромного достатка. Они с Щукиным быстро поняли друг друга.
Сегодня фонды музея насчитывают около полутора миллионов единиц хранения. Участник выставок МОЛХ, «Мир искусства», «Санкт-Петербургского общества художников». – В Париж приедут130 из 274полотен, – уточняет Делок-Фурко. Показать Щукина отдельно от Морозова. Однако самой выдающейся фигурой среди Мамонтовых был Савва Иванович.
Щукин, обладая тонким чутьём, смог предугадать, какую роль сыграют импрессионисты в истории искусства. Невозможно не собирать – все вокруг коллекционеры. И если мы посмотрим на щукинское собрание Матисса, то мы увидим, что «Танец» и «Музыка», самые дорогие вещи, – это панно, а огромные холсты, которые, в общем, конечно, представляют собой не совсем портреты, за каждый из которых Щукин вынимал из бумажника 10 тысяч франков, квалифицируются именно как портретная живопись. Через две споловиной недели полутораметровое полотно оказалось вособняке на Знаменке.
И вот эта вот неслыханная простота Щукина совершенно покорила – он захотел такую же, результатом чего была картина «Игра в шары», колористически и с точки зрения рисунка очень близкая к картине Остхауса, где черепахи уже не было и были три мальчика, которые катают шары, как это принято на Юге Франции. Именно Анри Матиссу московский коллекционер поручил исполнить панно «Музыка» и «Танец», а также «Гармонию в красном (Красную комнату)», специально заказанную Щукиным в 1908 г. для столовой своего особняка. С. И. Игорь Грабарь не без иронии пишет в своих воспоминаниях, что Сергей Иванович Щукин любил, потирая руки, говорить: «Хорошие картины дешевы».
Правда, в русских собраниях практически нет Эдуарда Мане. Иван Абрамович Морозов (1871 – 1921), младший сын могущественного клана владельцев тверских мануфактур, увлекся живописью еще в юности, в годы учебы в Высшей политехнической школе в Цюрихе. Да и сам он не все в творчестве импрессионистов принимал сразу. По моему убеждению, лучшее место для картин – залы музеев.
В выборе картин для коллекции Щукин предпочитал полагаться на интуицию. Он был увлечен революционным движением, боготворил Максима Горького. Русская публика туда, как правило, не заглядывает.
Далекий от политики, он спокойно встретил Февральскую революцию. Какую роль в этом сыграло его происхождение из старообрядцев. Щукин влюбился вживопись Матисса всем сердцем раз инавсегда. в пользу художественного авторитета Франции» (Стернин Г. Ю.
За 42 года он потратил на них внушительную по тем временам сумму – свыше миллиона рублей. Он часто бывал в Париже и в один из приездов приобрёл работу французского импрессиониста Клода Моне «Сирень на солнце». Варнек и В. А. Благодаря Щукину, появились в России картины Моне, Матисса, Гогена – художников, считавшихся во Франции «отверженными». Тимирязева. Особенно это касается Матисса, проблемы и с Пикассо.
– Начал Щукин с создания столовой Гогена. В залы с картинами из щукинского собрания ходят преимущественно иностранцы. Поначалу его интересовали русские художники. Михаил Абрамович Морозов с юных лет коллекционировал русскую и французскую живопись, но, увы – скончался в 33 года.
На его коллекции вырос замечательный русский авангард. Он стал коллекционером, как и многие московские купцы, как и братья, причем с опозданием. И сам Щукин, мы знаем по воспоминаниям, не без гордости показывал новоприобретенного Гогена, говоря собеседнику: «Сумасшедший писал – сумасшедший купил». Но конечно, кульминация этих покупок – это «Танец» и «Музыка». Если Щукин такой собиратель-однолюб, очень редко возвращающийся к тому, что он уже пережил (исключением были покупки в 1912 году импрессионистов у брата), то Морозов – это человек, который собирает очень размеренно и стратегически.
Тропинин. В 1894 г. Сергей Щукин получает звание коммерции советника за «полезную деятельность на поприще отечественной торговли и промышленности». академия была передана в ведение Министерства двора. Матисс не понял заказчика, когда тот говорил о двух лестничных пролетах. Все это время он тренировался. Художественная жизнь России 1890-1910-х годов.
Говорить о своем деде на французском Андре-Марк Делок-Фурко отказывается едва не с порога. При Морозове в музее был организован «музей образцов» под началом Николая Бартрама, который разрабатывал образцы изделий для промыслов и собирал их коллекцию. Муратова «Щукинская галерея – очерк по истории новейшей живописи» был впервые указан состав собрания и обнародована воля владельца о передаче в будущем этой коллекции в дар Третьяковской галерее.
За короткое время он стал одним из самых любимых клиентов парижских торговцев живописью. Собственно, после Мориса Дени, появившегося у Морозова, Щукин заказывает «Танец» и «Музыку» как максимально авангардный ответ на искусство компромисса. Место этих шедевров – в музеях. «Танец» и «Музыка» помещаются Щукиным на лестнице своего особняка, то есть в публичном пространстве. Часть стала составляющей московского контекста, другая часть – питерской культуры.
«Боже, как доставалось Сергею Ивановичу от всяких московских эстетствующих тузов за такое его «баловство» и «модничание». Петр Иванович был крупнейшим собирателем русской старины. – Я никогда не был в ссоре ни с Пушкинским музеем, ни с Эрмитажем. О том, как мы не купили «Бар в Фоли-Бержер» я уже рассказал, но, видимо, дело еще в том, что идеальным импрессионистом для русского зрителя и русского собирателя был не Эдуард Мане, а Клод Моне.
То, что тогда происходило в его жизни, можно назвать только адом на земле. Например, Щукин практически ничего не покупал из русского искусства. Сидение вадвокатской конторе особой радости неприносило. Были великие люди, которые хранили изучали, защищали эту коллекцию, когда ее нельзя было выставлять: Антонина Николаевна Изергина, Татьяна Алексеевна Боровая, Александра Андреевна Демская, которая рассылала письма «на деревню дедушке», пытаясь найти потомков Щукина еще в 1960-е годы, когда не всякий советский человек мог отважиться на переписку с капиталистической страной.
Я не вмешивался в эти дебаты и объясню, почему. Дальше начинаются различия, так как Морозов с его склонностью к лирическим пейзажам любил Сислея. Это почти как Фонд Луи Виттона. На тот момент его коллекция насчитывала 22 тысячи предметов. Посмотрите на мою квартиру.
Музей Ивана Абрамовича Морозова был менее доступен, туда попадали лишь избранные ценители. Член московского кружка «Среда». Бахрушины происходили из города Зарайска, занимались кожевенным и суконным делом. Через Германию он отправился в Париж, а затем в Карлсбад, где вскоре и скончался.
Во Франции первый этаж не учитывается и художник решил, что в доме три этажа. При этом чутьем угадывать будущее художника природа наградила Морозова как никого. Он обладал удивительным чутьём на талант. Остановившись в доме Щукина в Москве, он сам развесил свои полотна.
На тот момент коллекция насчитывала 1362 картины, 593 рисунка и 15 скульптур. Как писал об этой части коллекции Щукина русский журнал «Аполлон», в столовой особняка Щукина картины Гогена висели в плотной развеске, т. е. Покупка в 1903 году пейзажа Сислея «Мороз в Лувесьенне» положила начало блистательной коллекции.
С 1900 года он сам пытался заниматься живописью, пользуясь советами Константина Коровина. Когда Щукин познакомился в Париже с Пикассо, тот был безвестным нищим художником. Ее бывший владелец был назначен заместителем хранителя собственной коллекции. Он понимает, что он хочет. Например, мы впервые увидели «Историю Психеи» Мориса Дени.
Краски принесла мать итут сее сыном случилось настоящее наваждение. Он купил усадьбу со специальным зданием для своего собрания живописи. И эта вещь, вопиюще лаконичная и вызывающе примитивная, дала старт приобретению одной за другой радикальных вещей Матисса: «Красная комната», «Разговор». И в Зарайске и в Москве семья жертвовала крупные суммы нуждающимся.
Например, его «Бульвар Капуцинок» 1873 года Клода Моне – это, весьма вероятно, тот самый «Бульвар Капуцинок», который был выставлен на первой импрессионистической выставке в ателье Надара в 1874 году Существует две версии «Бульвара Капуцинок» : одна хранится в Государственном музее им. – Его дом был на виду, как и особняк Морозова на Воздвиженке. Именно Савва открыл миру талант Шаляпина, Мусоргского и Римского-Корсакова. Но с другой – это историческая коллекция французского искусства импрессионистов, постимпрессионистов и модернистов, которую Щукин собирал с 1898 по 1914 год.
Первый этап формирования коллекции С. И.
Столько лет нужды— ивдруг такой щедрый, аглавное, верный клиент. Правда, оценить этого художника Щукин смог лишь после некоторого усилия: купив первое полотно, он повесил его в своем кабинете и долго привыкал к нему, рассматривая в одиночестве. 11 из них происходило из собрания Густава Файе, Щукин купил их оптом в галерее Дрюэ.
Пушкина. Коллекция разделена пополам. А целостность коллекции важна для ее понимания. Сергей Щукин некоторое время был директором и хранителем музея, но вскоре покинул страну.
Зато, распробовав, скупил почти весь таитянский цикл. Если французы жаждут увидеть шедевры своих национальных гениев – пусть приезжают в Россию. В начале 1910-х годов на лестнице его особняка, то есть в почти публичном пространстве, тоже появляется триптих работы Пьера Боннара «У Средиземного моря».
Я не вижу ничего страшного, что коллекция разделена между Москвой и Петербургом. Оборот торгового дома «И. В. То же самое можно сказать и о Пикассо.
4 картины (2 и 2) из коллекций Морозова и Щукина были проданы американскому бизнесмену Стивену Кларку. Примечательно, что это была первая картина К. Моне, появившаяся в России. «Viva, Щукин. В 1905 году Петр Щукин передал свою коллекцию городу. Его собрание передали Третьяковской галерее.
Щукин не только покупал картины, он их заказывал — особенно активно французскому художнику Анри Матиссу (в частности, прославленные «Танец» и «Музыка» из современного собрания Государственного Эрмитажа). Его можно назвать создателем авангарда наравне с художниками, ведь если бы не он, не его открытость и доступность коллекции, то вряд ли бы те идеи, которые несли в себе создатели русского авангарда, так быстро смогли проникнуть в отечественное искусство. Известно во сколько ему обошлась западная часть коллекции: 1. 410. 665 франков. Причем это очень произвольный выбор, личный, так как, например, в 1912 году в Петербурге выставлялась и продавалась за очень большую сумму – 300 тысяч франков – величайшая картина импрессионистической эпохи «Бар в Фоли-Бержер» Эдуарда Мане.
И Щукин сам (а ведь это была не частная картинная галерея, а его собственный дом) иногда водил гостей по дому, показывал произведения, объяснял, что из себя представляет та или иная картина. Они тоже были переданы в дар городу. Купеческая семья Третьяковых особым богатством похвастаться не могла, но на приобретение картин Павел Михайлович денег не жалел. Сергей Иванович стал хранителем собственного музея и экскурсоводом. Он начинает как сноб, как олигарх, если хотите. – Да, я бы выделил два периода.
Его работа превзошла ожидания заказчика. Карл-Эрнст Отсхаус заказал Матиссу большую картину «Три персонажа с черепахой». При этом журнал был ориентирован прежде всего на инновации в русском искусстве. Щукин поддерживал контакты с известнейшим из них, Полем Дюран-Рюэлем, а у Амбруаза Воллара Щукин приобрёл большую часть своих картин Сезанна (всего у него их было 8).
Сейчас эти картины в опытных, ученых руках, вот таким образом меня все устраивает. Под контролем предприятия «И. В. Однако первые годы он работал не слишком успешно. После национализации именно она стала одной из основ первого в мире Музея нового западного искусства, призванного закрепить культурную роль Советской России в мире «перманентной революции». Представитель фонда Louis Vuitton Жан-Поль Клавери сказал, что выставка коллекции Щукина – «восхитительный подарок, который нам сделала Россия».
Мыслить ансамблями его научил Матисс. То есть и здесь, в несимпатичном ему Пикассо, Морозов сделал совершенно снайперский выбор. Нужно было личное знакомство или рекомендация. Пушкина и Государственным Эрмитажем. Им станет музей Фонда Луи Виттона, что на краю Булонского леса в Париже. Во второй половине XVIII века отправился искать удачу в Москву. Сергей Иванович купит 37матиссовских полотен иотправит мэтру столько же писем.
«Мне очень нравится свежесть иблагородство вашей работы», — написал счастливый обладатель «Игры вшары». С. Т. Щукин настолько увлекся творчеством этого парижского испанца, что к 1914 году в его собрании насчитывалось уже пятьдесят одно полотно художника. Неслучайно Яков Тугендхольд проницательно назвал эту инсталляцию «гогеновским иконостасом».
А. С. Пушкина. Но это скорее исключение, которое подтверждает правило. После революции коллекция Ивана Морозова была национализирована — вслед за щукинским собранием она стала «вторым музеем новой западной живописи». После революции принимал участие во 2-й Государственной выставке картин в Москве (1918-1919), выставках группы «Объединенное искусство» (ОБИС, 1925), обществ «Ассамблея» («Группа московских художников», 1924-1929), «Искусство трудящимся» (1925-1928). Повешенная рядом дюжина картин Гогена представала как нечто целостное, как фреска.
Зато, распробовав, скупил почти весь таитянский цикл. Что принципиально нового предлагает нынешняя выставка в Париже. и С. братья Третьяковы и В. Коншин», берет свое начало в 1856 году, когда Третьяков приобрел первые картины — «Искушение» Николая Шильдера и «Стачку с финляндскими контрабандистами» Василия Худякова.
В начале века в России это еще не столько права, сколько возможности, открывающиеся тем, «кто каждый день идет за них на бой». Полотна Пикассо Щукин мог наблюдать и в собраниях ее братьев Лео и Майкла. Настоящим увлечением Морозова с 1905 года стали художники группы «Наби» – Боннар, Вюйар, Дени.
Засмеют же. Идеально, чтобы Щукин был у одного музея, Морозов – у другого, но Эрмитаж и Пушкинский никогда на это не пойдут. И это был такой мостик для московских собирателей в Париж. Перед революцией коллекция Сергея Щукина насчитывала 256 картин. Щукин приобрел одиннадцать полотен мастера, среди которых были «Сирень на солнце», «Пьеро и Арлекин».
Они действительно собрали прекрасных импрессионистов. Второй этап – период семейных трагедий. При пополнении своего собрания Сергей Щукин следовал следующему принципу: «Если, увидев картину, ты испытываешь психологический шок — покупай ее». Передал он в музей и свою собственную коллекцию декоративно-прикладного искусства ХVII–ХIХ веков, составившую раздел «русской старины».
Вслед за Моне наступает этап увлечения Сезанном, Ван Гогом и Гогеном. Но вот здесь начинаются различия, различия фундаментальные, очень важные, определяющие для русского художественного процесса. Но Морозов, как мне кажется, в долгу не остался. Но Щукину был нужен и абсолютно не похожий на него Пикассо, которого отличала спокойная уверенность в своей силе, в возможности влиять на свое искусство. Та же история с Матиссом, Пикассо, Ренуаром, Сезанном из российских музеев.
Кэтому времени Матисс уже открыл для себя возможности цвета истал признанным лидером фовистов— художников, чьи полотна отличались непривычной яркостью красок. Текстиль был золотой жилой. – Ксожалению, некоторые шедевры не в лучшем состоянии их лучше не перевозить. Музей Сергея Ивановича Щукина был открыт для посещения публикой.
Именно на фоне Мориса Дени мы должны рассматривать предельно радикального Матисса. Его собирательство было не простой прихотью, а настоящим подвигом», – писал о коллекционере Александр Бенуа в 1936 году. Но моя тетка рассказывала, что художник все же бывал в их доме на Лазурном берегу. Теперь это не просто декорации роскошного особняка, а музейное собрание. Он говорил выдающемуся художнику Александру Бенуа: «Хорошая картина всегда дешёвая, так как она никого не интересует». Эти четыре человека принадлежали к двум предпринимательским семьям – Морозовым и Щукиным.
Среди самых интересных экспонатов его собрания: пелена Елены Волошанки— вышивка конца XV века с изображением выноса иконы Богоматери Одигитрии радищевский список «Путешествия из Петербурга в Москву» письма Ивана Тургенева. А. С. Пушкина и отдела современного искусства Эрмитажа. В35лет он открывает для себя возможности цвета: вгруппе молодых живописцев, которым после появления на Осеннем салоне 1905года дадут прозвище Lesfauves (дикие), он признанный лидер.
Следующая встреча едва ли произойдет раньше. Вкус Сергея Щукина, как и его братьев, сложился благодаря текстилю. Он видел виллу Щукина в Ницце, машину с водителем, его жизнь на широкую ногу. С. 198). Между тем парижский друг Щукина П. А. Бурышкин в своей книге «Москва купеческая» (Нью Йорк, 1954) рассказывал, что на заданный коллекционеру в начале 1930-х годов вопрос, не собирается ли он подать в суд на советское правительство, тот ответил: «Я собирал не только и не столько для себя, а для своей страны и своего народа.
– право на творчество. Как вышло, что русский московский купец сумел увидеть и понять красоту нового искусства в эпоху, когда даже многим парижанам, не говоря уже о москвичах, оно было, мягко говоря, чуждо. То, что когда-то было уделом аристократии, стало доступно и среднему классу.
среди русских эмигрантов прошёл слух, будто Щукин требует у большевиков возвращения своей национализированной коллекции. Природа щедро наделила его талантами: певец (учился в Италии), скульптор, театральный режиссёр, драматург. Я хочу сделать так, чтобы им для этого не нужно было пересекать океан и чтобы европейцы ехали в Америку, чтобы увидеть сокровища европейского искусства». Примерно так же Цветаев проектировал Пушкинский музей.
е. в чемоданах и проч. ) тоже есть «сочетание острой современности и традиции». Имение Саввы Ивановича, Абрамцево, стало «приютом спокойствия, трудов и вдохновения» для многих талантливых художников и артистов. Есть замечательная яркая жизнь коллекции Щукина в советских музеях, она есть. Предварительная оценка этой картины сегодня – 200 миллионов долларов.
Матиссу это было странно слышать, он отказывался верить. «Культура. РФ» выбрала лучшие купеческие коллекции, которые сегодня можно увидеть в российских музеях. На Знаменке, у Щукина начинающие художники формировали свой глаз, вкус. Но почему Россия должна делать подарки фонду Louis Vuitton и даже Французской Республике.
Взяв на себя заботы о страховке, перевозе и даже частичной реставрации картин, президент фонда Бернар Арно поручил кураторам во главе с Анной Бальдассари (директор Музея Пикассо в Париже) и господину Делок-Фурко, внуку и наследнику Щукина, все остальное. Среди них – сочинения Максима Грека, «Источник знания» Иоанна Дамаскина в переводе и с комментариями князя Курбского (автора гневных писем Ивану Грозному). Морозов собирал вещи экстра-класса и одновременно характерные, вещи с такой биографией. Он умер в Париже в 1936 году. Сегодня это богатейшее собрание живописи в Сибири.
Уже в 1908 критик П. П. Муратов отмечает влияние галереи Щукина – «как наиболее сильного рассадника западных художественных течений» – на судьбу русской живописи. – Танец без Музыки для него был абсолютно немыслим. Выставка не вносит ничего нового в изучение коллекции по сравнению с выставкой «Морозов и Щукин – русские коллекционеры», которая прошла в 1993 году сначала в музее Фолькванг в Эссене (и она шла на правительственном уровне), а потом в Эрмитаже и Пушкинском музее. Человек уравновешенный, он позволял себе безумства только по отношению к своему собранию: не случайно Воллар называл его «русский, который не торгуется». Щукин не сразу сумел оценить талант Гогена, ограничившись лишь одним полотном.
15 августа 1893 г. в Москве появился новый музей – «Городская художественная галерея Павла и Сергея Третьяковых». Работы художника находятся во многих российских музеях. Эта коллекция создавалась не без советов его друзей-художников. Особое место в его коллекции занимают работы Ван Гога ("Красные виноградники в Арли", "Пейзаж в Овере после дождя", "Прогулка заключенных" и др. ).
А идея сопоставить русский авангард с французскими художниками вообще-то впервые прозвучала на выставке «Москва – Париж», а это 1980 год и потом была многократно разыграна в целом ряде ярких выставочных проектов (например, «Поль Гоген. Что отличает коллекцию Ивана Морозова от коллекции Сергея Щукина – это сосредоточенность Морозова на декоративных ансамблях. Можно гарантировать, что коллекция не была бы распродана. Тогда бы Щукин купил то и другое, а может и не купил бы.
Увлечение оказалось настолько сильным, что он вступил схудожником впереписку. Они зовут нас задуматься о многих важных вещах, лежащих в глубине культурной истории Европы и России. Коллекционерами были многие Боткины. Это уже тщательно продуманный концепт музея.
Создавалось впечатление фрески иконостаса, как отмечал журнал «Аполлон». Щукин приобрел для своей коллекции и кубистические «Женщину с веером», а также «Фабрику в селении Хорта де Эбро». Он выбирал вещи не просто характерные – он отдавал предпочтение вещам радикальным.
Под этим названием первый из щукинских натюрмортов фигурировал на Салоне независимых 1902года, ана выставке вгалерее Воллара в1904году именовался «Серебряный кофейник». В завещании стояло только одно условие: все картины должны храниться и экспонироваться целиком. В конце 20-х годов, когда некоторые из русских эмигрантов начали судебные процессы о собственности на предметы искусства, оставшиеся в России, прошёл слух, что и Щукин будет по суду требовать свою коллекцию.
После их приобретения (теперь они имеют уже очевидную в глазах публики материальную ценность) эти вещи выставляются для всеобщего обозрения в одном из богатейших столичных особняков. Собрание Щукина можно было с полным правом назвать музеем Матисса и Пикассо. «Когда я начал писать, я почувствовал себя враю»— вспоминал свои ощущения Матисс. Изначально Щукин делает довольно скромные ставки.
Щукин даже уточнил, что хотел бы получить Гармонию в голубом. XIX в., когда заинтересовался современной западной живописью. Зато реставраторы ГМИИ отпустили в Париж не менее хрупкую картину Матисса Мастерская художника (Розовая мастерская), которая в последний раз была во Франции только в 1970-х. Выставка посвящена коллекционеру Сергею Щукину (1854 – 1936). Фовизм, скажет спустя годыМатисс, «стал для меня испытанием средств».
С. И. То есть бреши в экономике и недостаток средств компенсировался с легкостью за счет продажи «народного достояния».
В«Даме на террасе», считал Яков Тугендхольд, «был весь Матисс» искусство которого открылось во всем своем разнообразии только вгалерее Щукина. Дени и Боннар создали целые декоративные ансамбли, украсившие дом Морозова на Пречистенке. Этот всплеск активности помогает ему пережить потерю. Сергей Щукин, брат Петра Щукина, также был очень увлечен коллекционированием.
Почти рыдала, не увидев «Розовой мастерской» Матисса и поздней «Горы Св. Большую часть работ французских мастеров Иван Морозов закупил в 1903 – 1913 годах. Но после революции в России «отверженным» оказался Щукин и ему пришлось эмигрировать во Францию. Щукина был Пабло Пикассо. Но подлинной страстью собирательской деятельности С. И. Щукина стало искусство Анри Матисса.
Иван Морозов в своей собирательской деятельности был более консервативен. Малевич, Родченко, Ларионов, Татлин – всего 32 картины не только из Третьяковской галереи и региональных российских музеев, но и из Городского музея Амстердама из нью-йоркского Музея современного искусства и из коллекции Георгия Костаки в Музее современного искусства в Салониках», – добавляет Анна. И однажды эта лакуна заполнилась абсолютно выдающимся полуабстрактным поздним Сезанном – картиной, которая известна как «Голубой пейзаж» и находится сейчас в Эрмитаже. И впрямь, такого Матисса и Пикассо нет даже во Франции. Пушкина и Эрмитаж.
В конце 90-х XIX века – это успешный бизнесмен, с прекрасной женой, пышными приемами и светской жизнью. Меняется и отношение к коллекции. По мнению директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, показ собрания Щукина в Париже – это «пророссийский триумф» : мы показываем миру великую коллекцию, к тому же воссозданную после ее разделения между Петербургом и Москвой. Его богатую коллекцию живописи распределили между собой Музей изобразительных искусств им.
Среди них архивы и рукописи Грибоедова, Щепкина, Шаляпина, Немировича-Данченко и др. Это не желание следовать примеру деда, а скорее привычка жить среди картин. Однако французы свою «Джоконду» никому не дарят и рассуждают абсолютно разумно: «Хотите ее увидеть – приезжайте к нам». Сэтим, конечно, я никогда не смогу согласиться. Она объединяет шедевры, собранные более столетия назад и волею истории уже полвека разделенные между двумя музеями – Государственным Эрмитажем и Государственным музеем изобразительных искусств им. Среди приобретенных московским коллекционером картин Пикассо были следующие: «Любительница абсента», «Старый еврей с мальчиком», «Портрет поэта Сабартеса» и другие работы «розового» и «голубого» периодов творчества художника.
Если Щукин полагался на интуицию, то Морозовнуждался в советах. Учащаяся столичная молодежь живо интересуется новейшим западным искусством. И этот список можно умножить: Морозов действительно отбирал вещи с биографией.
Шедевры, собранные Сергеем Ивановичем, вернулись к людям в залах энциклопедических музеев после примерно 15-летнего перерыва (включая пять лет войны). Бахрушина. К тому времени Сергей Иванович уже покинул Советскую Россию. По завещанию 3 работы были отданы в музей «Метрополитен», а «Ночное кафе» ван Гога из морозовской коллекции – в художественную галерею Йельского университета. В 1908 здесь публикуется серия статей о новых тенденциях французского искусства.
«Сожалею, что натюрморт скерамикой перешел вдругие руки Будьте добры, спросите ум-ль Вейль, торговки картинами, за какую цену она согласится продать мне его», — просил Щукин Матисса, скоторым весной 1908года вступил врегулярную переписку. Самое дорогое приобретение из всего Пикассо – это Композиция с черепом за 10тысяч франков. Посетить галерею мог любой желающий.
Они изображают один и тот же мотив. Но на самом деле именно Сергей Иванович Щукин заплатил рекордную сумму на рынке современной живописи: в 1910 году за «Танец» Матисса он заплатил 15 тысяч франков, а за «Музыку» – 12 тысяч. По утверждению наследников Щукина, в 1926 он составил новое завещание (первое было написано в 1907, сразу после кончины жены), в пользу семьи, аннулировав тем самым свое прежнее решение, согласно которому коллекция после его смерти должна была перейти в Третьяковскую галерею. В 1918 году щукинская сокровищница была национализирована ленинским декретом.
Весной 1913 г. коллекционер купил «Арабскую кофейню», самое значительное из марокканских произведений Матисса, а осенью «Портрет мадам Матисс», который стал для него последней, 37-ой, приобретенной картиной этого художника. Этим благодарность ограничилась.
С. И. Щукин поддерживал контакты с известнейшим из них, Полем Дюран-Рюэлем (их познакомил дальний родственник, художник Фёдор Боткин), а у Амбруаза Воллара Щукин приобрел большую часть своих картин Сезанна (всего у него их было 8). Это естественная жизнь любой коллекции: их, увы, часто распродают наследники. (Американцы, например, проявили значительно больший консерватизм.
Новую французскую живопись И. А. Одно из лучших сохранившихся произведений живописца – «Автопортрет» (1790-е), в котором отчетливо обнаруживается характерные для его художественного языка простота и строгость. Эта династия дала России немало талантливых людей: промышленников, врачей, дипломатов.
В 1918 г. Иван Абрамович покинул Россию. Среди его учеников были А. Г. Впрочем, сначала эти мысли его не беспокоили. С музеем образцов сотрудничали братья Васнецовы, Александр Головин, Василий Поленов. Но я, например, не меньше расстраиваюсь из-за продаж из Эрмитажа при Николае I. Однако что ж теперь переживать, что если бы не эти продажи, то у нас была бы картина Шардена «Девочка с воланом».
К середине 1900-х гг. Захарова. Так, в 1907 году Морис Дени создал свой лучший монументальный ансамбль на сюжет «Истории Психеи» (ныне – Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) для украшения концертного зала в особняке московского патрона. В 1908 году Сергей Иванович принял решение передать свою коллекцию картин в дар Москве. Как и все в его семье, он имел хороший художественный вкус — рисовал сам (в детстве его учил живописи сам Константин Коровин) и увлекался коллекционированием.
Но договор этот имел исключения. Это «Арлекин и его подружка» «голубого» периода это «Девочка на шаре», которая была продана Гертрудой Стайн и куплена Иваном Морозовым, вещь «розового» периода и это уникальный кубистический «Портрет Амбруаза Воллара» 1910 года: похожих на это изображение в мире, по-моему, только еще два портрета – Вильгельма Уде и Даниэля Анри Канвейлера. Различия продолжаются и в других областях. И вот эта выставка действительно стала прорывом. Современникам увлечение Сергея Щукина казалось блажью. Работы Матисса Щукин покупал главным образом через галерею Бернхейм-Жен, а также непосредственно у художника.
Его брат Петр Иванович в 20-летнем возрасте уже покупал старые книги и фотографии, а Сергей Иванович в эти годы все еще увлеченно занимался текстильным делом. Представители рода Щукиных сохранили для нас поистине уникальные сокровища.
Собирать современную западную живопись С. И. Щукин начал еще в конце 1890-х годов. Можно отталкиваться и от 1919года, когда коллекция Щукина превратилась в Первый музей новой западной живописи, не на шутку обеспокоив преподавателей Московского училища живописи (их ученики, по их мнению, слишком увлеклись художественными экспериментами). В 1908 г. в статье русского искусствоведа П. П.
После знакомства с Щукиным жизнь Матисса кардинально изменилась. В 1895 году частный музей открыл двери для посетителей. Парижский друг Щукина П. А. Щукин тогда думал о бизнесе, – уверенно заключает Делок-Фурко. Его коллекция была недоступна для широкого круга лиц.
Щукины принадлежали к «цвету» московского купечества не только благодаря богатству. За 10 лет И. А. Сейчас щукинское собрание – среди главных сокровищ России, драгоценных и неподъемных. В этом отношении они схожи.
Следующим увлечением Щукина стали фовисты. Щукин, по первому завещанию 1907 года велел передать коллекцию Третьяковской галерее и лишь в 1926 году, поняв всё про «новую власть» изменил завещание. И только спустя пять лет решается на Гогена.
Всего же коллекция насчитывала более тысячи книг. Будущий реформатор живописи вюности инепомышлял об искусстве. Перед революцией его западноевропейская коллекция насчитывала около 250 полотен. Увлекается он Моне – купит сразу одиннадцать картин. «Однажды он пришел на набережную Сен-Мишель посмотреть мои картины», — вспоминал Матисс появление всвоей мастерской Щукина.
Но, как хорошо показала Глория Грум в своем исследовании декоративной эстетики начала столетия, триптих Боннара, ориентирующийся на японскую ширму, на самом деле подвергает сомнению базовые принципы европейской живописи в гораздо большей степени, чем матиссовские «Танец» и «Музыка».
Пьер Боннар, ставший любимым художником Морозова, в 1910 году написал для лестницы того же особняка триптих «Средиземное море» (ныне – Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), а затем еще два панно на тему времен года. Среди художников-импрессионистов, чьи полотна составили основу коллекции С. И. Оба переживали, но ничего не поделаешь. Родоначальник купеческой династии Щукиных Петр торговал мануфактурным товаром в Боровске.
Это был смелый и модный шаг, – разводит руками его наследник. В 1910-е гг. В 1918-м был подписан Декрет о переходе коллекции в собственность государства. Сергей Морозов не только грамотно управлял музеем, он вкладывал в него свои собственные средства: построил здание для музея в Леонтьевском переулке, организовал кустарные мастерские в Подмосковье (корзиночную в Голицыно и игрушечную в Сергиевом Посаде), финансировал командировки специалистов по кустарным промыслам за границу. Богатая и многолюдная купеческая семья Мамонтовых «поднялась» на винном откупном промысле. Щукин одевал женщин и декорировал московские квартиры.
Первая его картина, купленная коллекционером в 1898 г. – «Скалы в Бель-Иль» (сейчас хранится в ГМИИ им. Бесценное его собрание составляет славу и гордость Музея изобразительных искусств им. Да, он был сноб с красавицей женой, прекрасными детьми и роскошным домом. В конце 1920-х гг. Не годы спустя, а практически сразу же. Первым экспонатом его собрания стала серия портретов крепостных актеров шереметевского театра в Кускове, автором которой была художница Марианна Кирцингер.
Бурышкин в своей книге «Москва купеческая» рассказывал, что на заданный коллекционеру в начале 1930-х годов вопрос, не собирается ли он подать в суд на советское правительство, тот ответил: «Я собирал не только и не столько для себя, а для своей страны и своего народа. Музей П. И. Щукина». (журнал «Искусство», 1916, 5-6, с. 3-5). 11 из них происходило из собрания Густава Файе, Щукин купил их оптом в галерее Дрюэ.
Щукин отказался. Пушкина. Коллекцию Щукина назвали первым музеем новой западной живописи и сделали общедоступной.
Более того, его не особо интересовало искусство за пределами Франции. Совладельцами фирмы стали братья Петр, Николай и Сергей. И в этом смысле мне кажется, что морозовский ответ Щукину очень тонкий и очень точный. Даже в собственной среде эти люди были скорее исключением. Его картины демонстрировались в Государственной Третьяковской Галерее (1989 г. ). Я знаю только одну такую – это коллекция английской королевы.
Последней картиной Моне у Щукина стала «Дама в саду», которую он купил в 1912 г. у своего брата Петра. Два пейзажа из коллекций Щукина и Морозова. Раньше Эрмитаж не показывал ее в постоянной экспозиции, к символизму и группе «Наби» относились с некоторым пренебрежением. С 1909 г. С. И. За что был удостоен.
«Именно вэтой картине Матисс впервые отчетливо воплотил свое намерение исказить пропорции человеческого тела, чтобы гармонизировать простые смешанные содним только белым цвета иусилить значение исмысл каждого цвета, — говорила первая почитательница художника американская писательница Гертруда Стайн. — Он использовал искажение пропорций так же, как вмузыке используют диссонанс Сезанн пришел ксвойственной ему незавершенности икискажению натуры по необходимости, Матисс сделал это намеренно». Что на что влияло. «Поместить рядом голубой, красный, зеленый, соединить их экспрессивно иструктурно. – Если у вас есть идея, где повесить Танец.
Пушкина). Год за годом его колорит делался всё насыщеннее инаконец сумрачная гамма ранних «темных картин» вспыхнула. «Просушка парусов» Дерена из собрания Ивана Морозова была именно той картиной, которая была воспроизведена на развороте журнала «Иллюстрасьон» 4 ноября 1905 года наряду с другими гвоздями Осеннего салона – произведениями фовистов. Фёдор Иванович ещё в конце XVIII столетия прослыл щедрым благотворителем, за что удостоился посмертного памятника от благодарных жителей Звенигорода. Можно сказать, что он первый открыл для русской публики этого живописца. У коллекции Щукина была сложная судьба.
У него определенно был глаз. Братья Щукины сделали первые приобретения в самом конце XIX столетия: в 1898 году они купили полотна Писсарро и Моне.
Он собирал и Моне и Дега и авангард. Отсчитывать ее удобнее от 1908года, когда было обнародовано пожелание Щукина: по нему все картины должны были перейти самому крупному на тот момент музею Москвы – Третьяковской галерее. Например, «Семейный портрет» изображающий членов семьи Матисса «Разговор», который является портретом Матисса и его супруги некоторые другие вещи и, наконец, последний Матисс, купленный Щукиным перед войной, «Портрет госпожи Матисс» 1913 года, за 10 тысяч франков тоже.
Его первым серьезным увлечением стало искусство Моне. У него были другие вкусы иные отношения с художниками. В 1911 году по приглашению Щукина художник посетил Россию.
Щукина, был Клод Моне. Уехать за границу, бросив на произвол судьбы свое детище, не решался. Член МОСХ (с 1943 г. ). Увидев весной 1906года на Салоне независимых большой холст «Радость жизни», коллекционер захотел познакомиться савтором ипопросил Амбруаза Воллара устроить встречу смсье Матиссом. Щукин открыл свой особняк для посещения всех, кто желал бы ознакомиться с его коллекцией. Что касается того, хочу ли я хранить все эти картины у себя. 11 из них происходило из собрания Густава Файе. К 1914 году в его коллекции было 37 картин Матисса, 50 произведений Пикассо.
Это здание он вместе с коллекцией подарил Российской академии наук в 1913 году. Пьер Боннар к этому моменту менее всего обладает репутацией радикала. Осмотреть коллекцию Морозова мог далеко не любой желающий. Вначале перебрался в Германию, потом жил в Ницце. Горькая ирония судьбы.
Строго говоря, выставка «Шедевры нового искусства. В 1914 году по понятным причинам из-за начала мировой войны, Сергей Иванович, как и Иван Абрамович, перестает покупать картины за границей – там остаются заказанные вещи, такие как, например, матиссовские «Красные рыбки» из Центра Помпиду или матиссовская «Женщина на высоком табурете» из Музея современного искусства в Нью-Йорке. Отношения с Матиссом оборвались, а с Пикассо они никогда не были близки. Но потом коллекционер приобрел почти весь таитянский цикл этого художника.
Среди всех своих братьев, увлекавшихся коллекционированием живописи, Сергей Щукин занялся этим последним, долгое время посвящая себя исключительно коммерческой деятельности. Иван Морозов принадлежал к «тверской» ветви купеческой семьи Морозовых. Щукину (1854-1936). В первопрестольной Бахрушиных называли «профессиональными благотворителями», у которых «пожертвования сыпятся как из рога изобилия».
Даже если я его и пристрою где-нибудь, то что я с Музыкой сделаю. «Если она всё еще будет интересовать меня, то я оставлю ее за собой», — сказал он, глядя на «Натюрморт ссупницей», написанный Матиссом год спустя после приезда вПариж. Настоящая щукинская коллекция началась с импрессионистов, но, как очень хорошо показала выставка Louis Vuitton, на самом деле Щукин собирал очень многое, собирал пеструю картину современной западной живописи, но с момента приобретения импрессионистов он постепенно свой вкус сузил и сосредоточился именно на них.
Различной была их финансовая стратегия их способы выбора. Еще одним любимым художником С. И. – Секрета нет, есть опыт и работа. Московский коллекционер не собирался скрывать приобретенные им полотна от широкой публики. Но семейные дела его не особенно интересовали, его страстью был Кустарный музей. Когда же Владимир Сукачёв переехал в Петербург, он подарил свою галерею городу. А вскоре маэстро прислал эскизы: "Танец", "Музыка" и "Купальщицы у реки".
Пьер Боннар создает живопись очень приятную, сладкую, обволакивающую, порождающую ощущение, особенно этот триптих, ощущение теплого комфорта средиземноморского лета. Знакомству с новейшими течениями европейской живописи русская публика обязана С. И.
По утверждению наследников Щукина, в 1926 г. он составил новое завещание (первое было написано в 1907, сразу после кончины жены), в пользу семьи, аннулировав тем самым свое прежнее решение, согласно которому коллекция после его смерти должна была перейти в Третьяковскую галерею. Матиссовские «Танец» и «Музыка», отрицая очень многое в живописном языке, в живописном словаре, так и не подвергают сомнению центростремительную идею композиции, структуры отчетливой, ясной, в сущности, геометрической. Щукин с сыновьями» был огромным. Закончил Центральное Строгановское училище технического рисования в Москве.
А относительно московских купцов злые языки говорили, что Щукин тронулся. Особняк Щукина был местом, где молодежь могла увидеть новое парижское искусство. Коллекция вызывала живой интерес у новых хозяев жизни.
Среди его фаворитов были импрессионисты и постимпрессионисты. – Разрыв с Матиссом произошел еще в Ницце, до того как Щукин с семьей переехал в Париж. Настоящее развитие музея началось лишь с приходом Сергея Морозова в 1890 году. И это страшно важное место, так как входящий в щукинский музей человек сразу получает очень отчетливый камертон: все, что затем начнется после «Танца» и «Музыки», будет восприниматься через призму «Танца» и «Музыки», через призму максимально радикального на тот момент художественного решения. Это было действительно событие, на которое собрался весь город: люди приезжали из Соединенных Штатов. В Париже коллекция Сергея Ивановича впервые за долгие годы представлена как единое целое.
Сам музей открылся еще в 1885 году по инициативе земского собрания. Могло быть так, могло быть иначе и плакать на тему «какая плохая была советская власть» бесполезно. В Московском училище живописи, ваяния и зодчества в эти годы происходит раскол между «реалистами» и «модернистами».
Щукин отказался. Коллекция Щукина всегда была открыта для посещения. М., 1988. Это Сезанн, который уже освобождается от фигуративности. Шесть лет Сергей Иванович спонсировал Пикассо, покупая его полотна.
С. И. Однако с 1903 года он переключился на западноевропейскую живопись — его первой покупкой стала картина «Мороз в Лувесьенне» Альфреда Сислея. После революции Бахрушин не эмигрировал, он остался в Москве и до конца своих дней был директором своего музея. Как правило, он сам принимал посетителей и давал разъяснения. Конец XIX – начало XX века – это текстильная революция. И мемуаристы оставили впечатляющее описание этих экскурсий.
«Гора Сент-Виктуар», написанная за несколько десятилетий до этого Сезанном и приобретенная Морозовым, – это уравновешенная, классически спокойиная, ясная картина, напоминающая о пожелании Сезанна переделать Пуссена в соответствии с природой. Создавалось впечатление фрески иконостаса, как отмечал журнал «Аполлон». В 1918-м все они были национализированы. А уЩукина дом был открыт каждое воскресеньесовершенно для всех желающих, не только для художников. В отличие от своих братьев, азартных собирателей, Сергей Щукин стал проявлять интерес к коллекционированию лишь вступив в пятый десяток, причем сосредоточив свое внимание исключительно на современном искусстве, а через некоторое время сфокусировавшись на одной французской школе.
Начало своей знаменитой коллекции Щукин положил в 90-х гг. Однако это все спекуляции на тему истории: «Что было бы, если» Что было бы, если бы не разразилась Первая мировая война. Его внук основал в 1878 году торговый дом «И. В. Щукин с сыновьями», занимался продажей ситцев Иваново-Вознесенских фабрик, Шуйской и Трехгорной мануфактур по всей Центральной России, в Сибири, на Кавказе, Урале, в Средней Азии, Персии. Так в Москве формируются новые художественные течения (кубофутуризм, неопримитивизм) и объединения (первое из них – «Бубновый валет»). Художественный критик В. Стасов писал о ней: «Картинная галереяне есть случайное собрание картин, она есть результат знания, соображений, строгого взвешивания и более всего – глубокой любви к своему дорогому делу». Многих художников покупал по одной картине – один Гастон Ла Туш, несколько Эжена Каррьера. Действует он и сегодня.
Щукин тогда был в отъезде. Сегодня этот музей является частью Всероссийского музея народного и прикладного искусства. Частный же музей работал с 1895 года. В сущности, в Москве в начале ХХ века было четыре человека, которые имели достаточно смелости, чтобы покупать непривычную западную живопись.
Щукин же хотел создать музей. В первоначальном здании музея Щукина находится Государственный биологический музей им. Морозов собрал почти 600 картин и 30 скульптур. На эту выставку прислали «Ночное кафе в Арле» Ван Гога, «Портрет мадам Сезанн» Сезанна из коллекции Морозова, которые в 1933 году были проданы в США. Вот таким образом в Лувре десять миллионов посетителей в год. До конца своих дней Щукин оставался попечителем музея.
Восстановить ГМНЗИ, увы, невозможно. А Щукин забирался в магазин, в галерею и просматривал всех Сезаннов, которых мог найти. Но уже тогда проницательный русский купец говорил: «Это – будущее». Морозову импонировало неброское искусство художников группы «Наби», но он не остался равнодушен и к более авангардным направлениям живописи XX века.
Щукинская коллекция вскоре получает известность.