Сильвестр Феодосиевич Щедрин (1791-1830) родился в городе Санкт-Петербурге. Снискал титул поэта пригородов Петербурга. Он писал родным: «Это лучшее время моей жизни, что я нахожусь в чужих краях, между хорошими художниками всех наций, между товарищами и приезжающими русскими» 1.
Половцов Щедрин, Семен Федорович (1745—1804) — художник. По его мнению, продажа картин в Неаполе могла бы стать «большою потерею для России». Изображение природы отмечено глубоким поэтическим чувством. Мы кратко повторим здесь его описание. Срок творческой командировки закончился в 1772 году, но Семен Федорович пробыл в Италии (уже на собственные средства) до 1776 года.
— Русский энциклопедический словарь Березина, т. IV, СПб., 1879 г. ), стр. Печатание производится обычным путем. Они представляли собой систему расположенных по строго вычерченному плану прямых, часто расходящихся веером аллей, образованных зелеными стенами искусно подстриженных деревьев и кустарников большую роль здесь играли газоны (называвшиеся «зелеными коврами»), водоемы, красочные, как бы инкрустированные цветники. Кроме нескольких итальянских пейзажей, привезенных еще из Рима и нескольких работ изображающих различные моменты маневров, бывших в Ораниенбауме при императоре Александре I, все остальные картины Щедрин С. Ф.
Из «террас» или «перголат», как называл их сам мастер, наиболее известна «Веранда, обвитая виноградом» 1828 года, купленная П. М. В 1767-1776 гг. Кроме нескольких итальянских пейзажей, привезенных еще из Рима и нескольких работ изображающих различные моменты маневров, бывших в Ораниенбауме при императоре Александре I, все остальные картины Щ. неизменно представляют изображение видов разных уголков царскосельских, гатчинских, павловских и петергофских парков, причем исполнены они то масляными красками, то гуашью. 37 (отдельное приложение, стр.
Художник изобразил уголок парка с белым фонтаном, сверкающим в солнечных лучах на фоне зеленой листвы деревьев. 1866, т. III, Н. П. Собко. Щедрин внес в такие росписи видовой момент, заменяя орнаментальную трактовку природы пейзажной. Отсюда происходит само название «пейзажный парк». Очерки о жизни и творчестве художников второй половины XIX века / под редакцией Леонова А. И. — М. : Издательство «Искусство», 1962.
Пергола по-итальянски – веранда или аллея под крышей, покрытая вьющейся зеленью. — Энциклопедический словарь Брокгауза, полутом 79 (СПб., 1904), стр. Если они к нему и прибегали, то всегда заканчивали доску все же в приемах резца.
Н. Петров, «Сборник материалов для истории Импер. По их типу трактовал он и природу сельских местностей. — Малый энциклопедический словарь, т. 12 (СПб., 1901 г. ), стр. 1808 год принес студенту первую, малую серебряную медаль за рисование с натуры. Настоящим певцом итальянской природы становится Сильвестр Щедрин. В России прошла только молодость живописца.
Еще один автопортрет пейзажиста присутствует на картине «Водопады в Тиволи». С 1780-х гг. К приему мягкого лака возможно допустить применение акватинты. В России (после кратковременных опытов в книжной орнаментике в 16 в. ) техника резцовой гравюры развивалась благодаря украинским гравёрам (И. Сохранилось лишь одно изображение в гравюре – «Русский флот на якоре в Буюк-Дере».
худ., адъюнкт-ректор, 1802 г. р. 1745 г., 1804 г. 1 сент. По возвращении в 1776 г. в Петербург он был определен на службу живописцем при кабинете императрицы Екатерины II, в 1779 г. признан достойным звания академика, а в 1785 г. избран в советники ее, занимая при ней в то же время должность профессора пейзажной живописи. Большая часть картин Щедрина была приобретена особами Императорского Дома. Третьяковым, под названием «Водопад в Тиволи». Он работает исключительно с натуры, что для того времени было революционным ходом. Стоит отметить, что Щедрин был одним из первых выпускников Академии. Федоров-Давыдов.
После Рима Щедрин отправился в Неаполь. Слева городские постройки и лодочный причал, где греются у огня рыбаки. Щирскому и другим) в конце семнадцатого века и применялась при оформлении печатных изданий (работы А. Трухменского и Л. Бунина). Примечательно, что все работы, в том числе незавершенные, оставшиеся после смерти живописца в Сорренто, стали объектом особого внимания российских властей. Для граверов ландшафтного класса (включая Н. Уткина) технический прием офорт не был основным. На всех них ясны следы влияния его учителя, Казановы.
был назначен инспектором художественных классов Академии, а в 1798 г. – ее адъюнкт-ректором и директором, но от последней должности скоро отказался. Самая известная картина на этот сюжет – «Веранда, увитая виноградом» (1828). 51. Как в картинах Щедрина сильно декоративное начало, так и в его панно начало картинное.
Семён Щедрин родился в 1945 году в Петербурге. Этот способ был нами описан со слов П. А. Шиллинговского. Но вместе с тем он уже намечает построение глубины планами.
Одной из последних работ пейзажиста, в которой он еще строго следует классицистическим канонам, является картина с символическим названием «Старый Рим» (1824), также приобретенная П. М. Глядя на картину, зритель сам попадает в это жаркое итальянское лето. М., 1970, т. 1. Сербов Н., .
музея, Л., 1928. Пейзажи с фигурами девушек, пастухов, погонщиков восхищают реалистичностью и свежестью восприятия («Альбано», 1770, Третьяковская галерея, Москва «Пинии», 1771 «Руины», 1772 «Водопад в Тиволи», 1773, все — в Русском музее, Санкт-Петербург). В 1811 году Щедрин был удостоен большой золотой медали за исполненную живописную «программу». Картина построена по принципам академического искусства. Выше шла речь о цветной печати только с офортных досок.
Педагогическая деятельность Щедрина была длительна и плодотворна. Щедрин начинал в рамках классицизма, но быстро отошел от него. Расцвет его творчества приходился на 1790-е гг.
В творческой наследии Щедрина важное место занимают его монументально-декоративные работы. Гатчинском) музее, в Русском музее в Ленинграде и в Третьяковской галерее в Москве. Мечтательный образ природы предстает на картинах, посвященных Павловску и Гатчине («Вид на Гатчинский дворец с Серебряного озера», 1789, Третьяковская галерея, Москва). Художники народов СССР. Композиция всех его работ одинакова и соответствует правилам академического классицизма. Природу парков Щедрин показывает по-прежнему условно. Большая часть картин Щ. была приобретена особами Императорского Дома.
В Третьяковской галерее находятся три из них15. же имел в виду предоставить эту должность своему младшему брату, Феодосию Федоровичу. Ческих, И. Д. Террасы и газоны (партеры) Заменяют естественными лужайками по скатам невысоких холмов, стены подстриженной зелени – красиво расположенными группами деревьев с живописно раскинувшимися кронами.
Третьяковым в 1868 году у петербургского коллекционера Д. Е. — Малый энциклопедический словарь, т. 12 (СПб., 1901 г. ), стр. Он так и не смог побороть это влияние. Один из первых русских пейзажистов. Пейзажи Щ. находятся в Большом Детскосельском дворце, в Красногвардейском (бывш.
— Энциклопедический словарь Брокгауза, полутом 79 (СПб., 1904), стр. Мотив зеленых беседок и террас был одним из любимых в период зрелого творчества Щедрина. Художник, пораженный кипучим темпераментом неаполитанцев, увлеченно описывал их жизнь. После того, как чернила высохнут, всю доску покрывают лаком, пользуясь валиком. Нантёй и другие).
Любопытно, что современники Щедрина С. Ф. И добавлял: «Жизнь ландшафтная ни с чем сравниться не может» 16. Современники художника могли узнать на картине местность, где располагались Пеньковый буян и строения Винного городка и лишь в глубине пейзажа угадываются здания Дворцовой набережной.
В старой резцовой гравюре оригинальные творческие произведения встречались редко. 1899 г. Изобретателем данной техники является работавший в Касселе (Германия) голландский художник-самоучка Людвиг фон Зиген, который выполнил в 1642 году свою первую гравюру в этой технике. Это особенно ясно видно в росписи гостиной в Жерновке. Расцвет его творчества приходился на 1790-е. 292.
сумел оттянуть решение этого дела на целых пять лет. Однако там назревали революционные волнения и оставаться было небезопасно.
Сын солдата. В 1768 году Академия направляет С. Ф. Президент ИАХ А. Н. пейзажной живописи в Ак.
Их можно воспринимать и как часть убранства и как самостоятельное изображение. Это было первое официальное признание «ландшафтного художества». В 27 лет Щедрин попадает в Рим. Вместе с тем стенопись становилась более иллюзорной. В Россию он больше не вернется. Щедрина.
Расцвет его творчества приходился на 1790-е гг. Не стал исключением и Павел Михайлович Третьяков. 149. (Обычно художники на пленэре делали эскизы, а над картиной работали уже в мастерской). П. Н. Петров, Сборник материалов для истории Имп.
Люди здесь не просто статисты, каждая фигура выразительна и неслучайна. Преподаватель (с 1776), адъюнкт-профессор, адъюнкт-ректор (с 1798), руково дитель гравировально- ландшафтного класса (с 1799) Академии художеств. В 1823 году он создал свою самую известную картину – «Новый Рим.
Еще в 1977 г., в результате проведенного исследования, специалисты Государственного Русского музея обнаружили на картине плохо различимые подпись Щедрина и дату «1816». Половцов Щедрин, Семен Федорович проф. В 1787 Щедрин стал инспектором живописных классов, а в 1798 — адъюнкт-ректором.
Вначале он поселился у поэта Константина Батюшкова. Размножение этих оттисков имевших первоначально значение образцов для оружейников, «золотых и серебряных дел» мастеров и привело (очевидно, в 1-й половине 15 в. ) к появлению собственно резцовой гравюры. Также огромное влияние академик, профессор имел при правлении императора Павла I, пользуясь благосклонностью его величества.
Расцвет резцовой гравюры в Нидерландах произошёл в 16 в. (Лука Лейденский), а во Франции – в 17 в. (Р.
В обнаженных местах во время травления кислота будет активно действовать. Каждый штрих имеет тонкое начало и завершение (за исключением коротких штрихов, выполненных стиплем). Название и композиция пейзажа вполне соответствуют его «историческому» содержанию (на среднем и дальнем планах изображены Колизей и сооружения Римского форума). По окончании рисунка бумага снимается с доски.
Этот прием, применяемый преимущественно как вспомогательный, называется лависом. В 1787 году Щедрин стал инспектором живописных классов, а в 1798 — адъюнкт-ректором. Взаимодействие двух пространств является решающим в образной трактовке еще одного, наиболее романтического пейзажного мотива – скалистого грота. Щедрин решается поехать в Париж, а затем в Рим.
и 4 доп. Только в 1818 году художнику, наконец, удалось выехать в Италию. Все это придает панно Михайловского замка особую свежесть и живую трепетность. Нессельроде, просил принять все меры, чтобы наследие художника вернулось на родину. Вкус к пейзажным паркам был выражением стремления к естественной природе, к сельской идиллии, куда поэты и писатели приглашали уйти от шумной городской жизни.
В архиве ГТГ хранится несколько писем к П. М. В окрестностях Петровского острова он много работал на натуре. Он написал несколько ночных сюжетов изображающих море, залитое тревожным лунным сиянием. В этих картинах художник экспериментировал с правдоподобной передачей световоздушного пространства, добиваясь живости полотна. тт.
К примеру, в деле Ф. И. mezzo — средний, tinto — окрашенный) — вид гравюры на металле (гравюры глубокой печати). Еще более усилилось влияние Щедрин С. Ф.
Панно Щедрина очень хорошо раскрывают природу синтеза искусств в убранстве эпохи классицизма. И все же главную роль в развитии индивидуальности пейзажиста сыграл не Рим, а Неаполь, куда Щедрин впервые приехал летом 1819 года, чтобы исполнить заказ великого князя Михаила Павловича, пожелавшего иметь «тамошние виды». В более поздних гуашах с видами Гатчины (1798, Русский музей) тона несколько сближаются, но переливчатость остается. Богдановича «Душенька» по собственным композициям, 1820-1833 г. ). Савинов А. Н. Н. П. Петров // Русское искусство.
Гравюры А. Г. С 1782 занимался реставрацией картин Эрмитажа. Щедрин многого ожидал от Вечного города. Вновь художник переселяется в Неаполь.
В следующем году под его «распоряжением» был организован граверный пейзажный класс для исполнения в гравюре видов дворцовых парков. В результате получается изображение, напоминающее работу водяными красками в оДин тон. Этим путем можно достигнуть особенного эффекта в гравюре. 328—330).
Автор статьи: А. А. Теперь стремятся уже к «кажущемуся беспорядку природы». 328—330). Первый и средний планы пейзажа заполнены сценками из жизни горожан. В зависимости от профиля заточенного конца каждый резец имеет свое назначение и название. Русская художественная культура подарила миру подлинные шедевры паркового строительства.
По словам Щедрина, она была «похожа на театр, в котором множество лиц действуют, а еще большее число смотрят» 10. В 1767 году Щедрин успешно выполнил программную композицию «Поле с протекающим ручьем» и получил за нее золотую медаль. В ГТГ хранится один из самых ранних из известных ныне пейзажей Щедрина исполненный в 1815 году, – «Вид с Петровского острова на Тучков мост и на Васильевский остров в С. -Петербурге». Уже в это время он пользовался значительным влиянием на дела Академии вскоре же его влияние сделалось почти исключительным и было, во всяком случае, настолько велико, что он решался не исполнять желаний, если они не совпадали с его собственными намерениями, даже всемогущего Потемкина особенно ярко сказалось это в деле Ф. И. Шубина, которого Потемкин прочил в старшие профессора скульптуры, Щ. же имел в виду предоставить эту должность своему младшему брату, Феодосию Федоровичу.
С течением времени его пейзажи зазвучали по-новому. Как на более выдающиеся из многочисленных произведений Щедрина можно указать на его Пейзаж со стадом и пастухом, Гатчинский вид, Вид Аполлонова каскада, Вид Монплезира в Петергофе, Вид дворца в Павловске, Вид Строгановой дачи, Пейзаж с животными, Полдень, три Вида Каменного острова (один очень удачный), наконец, ряд видов загородных дворцовых садов при Александровском царскосельском дворце лучшей картиной считается Вид Монплезира. СПб. В панно «Каменный мост в Гатчине у площади Конетабля» (Третьяковская галерея) мы видим столь же выразительную и импозантную трактовку архитектурного мотива.
Зубов (1682 – 1744) гравер петровского времени, автор знаменитой «Панорамы Петербурга» (1719). — Т. 1. Стоит ли говорить, что с такими одаренными родственниками судьба мальчика была предрешена. Скончался он 1 сентября 1804 г. и похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге. Бурно взлетает вверх вода фонтанов (панно «Итальянский фонтан в Петергофе»).
Много внимания молодые мастера уделяли передаче эмоционального восприятия природы, как естественного окружения человека, хотя в самом построении художественного образа «простого» пейзажа они придерживались четкой классицистической схемы, сказывавшейся в кулисности композиции и продуманной декоративности рисунка. «Сорренто – земля прелестнейшая», – писал он Гальбергу. Н. Сербов. Щедрина для совершенствования мастерства живописи в Париж. Подобные картины и эстампы можно было видеть в собрании Академии художеств. Бернардаки. Меццо-тинто, «чёрная манера» (итал.
Учился в Академии художеств (1759-1767) у А. Презинотти. рус. — Русский энциклопедический словарь Березина, т. IV, СПб., 1879 г. ), стр.
В Риме русский художник подпадает под влияние нарождающегося классицизма (поправки реальности элементами античности). Свет и цвет играют основную роль в изображениях знаменитых «террас», наиболее полно воплощающих творческое кредо Щедрина, стремившегося связать воедино естественность натуры и возвышенность художественного идеала. И Щедрин принялся за работу.
С 1785 занимал пост советника ИАХ. — 40 726 стр., Большая Иллюстрированная энциклопедия живописи (под редакцией Е. В. академии художеств за 100 лет ее существования», СПб. Щедрина и не требовалось. В следующем году представил в Совет ИАХ картину «Полдень» (Вид в окрестностях озера Неми), за которую был избран академиком и назначен «в кабинет Ее Императорского Величества писать виды дворцов и парков». И лишь на последних годах обучения он попал в класс общей живописи по направлению «ландшафтное художество».
Справа темное море с силуэтами лодок. Однако это не так. Здесь он работал каждое лето начиная с 1825 года. Таким образом, художник рисует на бумаге привычным способом. В передаче пространства главную роль играют световоздушные средства. Скончался он 1 сентября 1804 г. и похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге.
Высочайшим Указом Семён Фёдорович Щедрин был также назначен рисовать виды дворцов и парков Екатерины Великой, в результате чего появились такие работы как «Вид острова Большого пруда в Царскосельских садах» (1777 год), «Сельский двор в Царском Селе» (1777 год). В Париже он изучал работы старых и современных художников. СПб. : Императорское Русское Историческое Общество, 1912 год. С. Ф. В этом случае обычный покрывной лак заменяется более жирным и мягким по составу лаком.
В наследии Щедрина насчитывается несколько картин, носящих название Веранд или Террас. Из писем следует, что расстаться с семейной реликвией, значительно уступив в цене, Е. И. Академию юноша закончил в 1767 году с Малой золотой медалью, которую получил за картину «Вид поля с протекающим по нём источником». Щедрина и не требовалось. На набережной Ривьера ди Кьяйя» (1819, ГТГ), возможно, является одним из тех видов, которые были исполнены по заказу великого князя Михаила Павловича.
Чернильная манера — прием, редко применяемый, но дающий особый эффект. По ее берегам возвышаются деревья с густыми кронами. Тем самым панно приобретало содержательность и идейность.
П. Н. Петров, "Сборник материалов для истории Имп. Щедрину, передавшему часть из них в собрание Академии7. " Последний отзыв дословно перепечатан и некоторыми другими составителями сборников, справочников и даже исследований, хотя первый из них, кажется, ближе к истине. Махаева (1716 – 1770) внесшего в свои петербургские виды уже некоторые черты пейзажности. На фоне зелени эффектно звучат у него зачастую белые пятна пенящейся воды каскадов и фонтанов, освещенных солнцем (фонтан «Ева» в Петергофе).
В 1779 году за программный пейзаж «Полдень» (Русский музей, Санкт-Петербург) Семен Федорович получил звание академика. При декоративности панно в целом в нем сохранен видовой характер изображения. Щедрин был одним из семи выпускников Академии 1767 года, получивших медали и заграничные командировки.
Возможно вот таким образом ландшафт Щедрина сохраняет свойства академического «сочинения». Кульминационным моментом его карьеры были 1790-е годы. 1878. Прекрасный небольшой «Пейзаж с животными» (1796, Третьяковская галерея) показывает, что он мастерски умел их изображать. Следует отметить, что данную работу часто путают с картиной имеющей похожее название «Вид с Петровского острова на Тучков мост и на Васильевский остров в Петербурге», созданную в 1815 г. ). Из-за военных действий в Европе Щедрин отправился в Рим только в 1818 г. В это время в Риме жил и работал Орест Адамович Кипренский, а с 1822 г. и Карл Павлович Брюллов. С середины 1820-х годов, Сильвестр Феодосиевич Щедрин впервые в русской живописи начал писать картины маслом непосредственно на пленэре. До нас дошли стенные росписи дачи Доннауэрова на Охте в Петербурге (конец 1790-х годов), в имении «Стольное», Черниговской области (1801 – 1803) и большие панно, писанные между 1799 – 1801 годами по заказу императора Павла для только что построенного Михайловского замка.
Парк должен походить на естественный красивый ландшафт. Это особенно ясно видно в больших панно для Михайловского замка. С 1779 г. – академик за картину Полдень. Панно Щедрина вот таким образом являются и декорацией и картиной. В собрании ГТГ находятся несколько пейзажей с видами Малой гавани в Сорренто.
В местах, соответствующих светлым частям рисунка, доску выскабливают и выглаживают, достигая постепенных переходов от тени к свету. Ему отлично удается передавать эффекты освещения, атмосферу и воздух. I. С. -Пб. Вид в окрестностях озера Неми (ГРМ). В том же году истекал срок пенсии Академии художеств, пришло время возвращаться на родину.
Если регулярный сад был местом торжественных церемоний и пышных празднеств, то пейзажный парк предназначался для мечтательных прогулок, во время которых, созерцая «красоту натуры», люди предаются размышлениям о природе, морали, чувствах. Видно, что они устали от изнуряющего зноя. Лит. : Коноплева M. С., Семен Федорович Щедрин (1745—1804), в кн. В 1768 г. Щедрин С. Ф.
Эта картина по праву считается одной из жемчужин коллекции. Его отец, Феодосий Фёдорович Щедрин, был адъюнктом-ректором Императорской Академии художеств и профессором класса скульптуры, а дядя, Семён Фёдорович Щедрин, профессором пейзажной живописи и известным художником-пейзажистом. В настоящее время известно восемь вариантов исполненных Щедриным в 1823 – 1825 годах. Пространство вида обрамлено растительными «кулисами», на фоне одной из которых можно заметить фигурку живописца с папкой рисунков в руках.
Такая награда давала выпускнику право на поездку в Италию для знакомства с богатой натурой и шедеврами классического искусства, так называемого «пенсионерства». (Во многих литературных источниках указывается, что молодой художник был награжден большой золотой медалью за картину «Вид с Петровского острова в Петербурге». Об Этом говорят народные песни, былины и сказки. Например исполнив всю доску в игловом приеме, в тенях он использует акватинту и достигает этим своеобразного сочетания и четкости изображения.
За долгие годы преподавания в Академии Щедрин воспитал немало пейзажистов. В этом смысле показателен «Пейзаж с животными» (1796, Третьяковская галерея, Москва). «. Зимним морозным днем в старинной дворянской семье родился Сильвестр Щедрин.
Пишу все с натуры, отчего много требуется времени» 2, – сообщал он матери в Петербург. Наиболее старые образцы резцовой гравюры – выполненные в примитивном стиле игральные карты, листы с изображением евангельских святых, религиозных сцен, Богоматери и пр., которые распространялись вдоль реки Рейн (главной торговой артерии Западной Европы), в областях Швейцарии и Германии, в Нидерландах и Эльзасе. Для печатания в несколько красок пользуются приемом набивания краски различными тампонами. Щедрин, пожалуй, первым из русских художников предпочел изобразить не парадный «фасад» города, а одну из его окраин. С 1780-х Семен Щедрин занимался еще и реставрацией картин в Эрмитаже, а в 1799 дополнительно возглавил новый, гравировально-ландшафтный класс в АХ. Большая часть картин Щедрина С. Ф.
В 1800 году Щедрина-младшего приняли в Академию художеств, где он учился у М. М. Щедрин, Семен Федорович // Русский биографический словарь : в 25-ти томах. Остроухов, Н. Д.
Это особенно ощущается в видах Петергофа (например, «Вид Марли от Средней аллеи», дошедший до нас в гравюре). Но работы Щедрина пользовались таким успехом в Италии, что он решил задержаться здесь. Летом 1825 г. Щедрин переехал в Неаполь. Панно в «Стольном» заполняют простенки и связаны с их форматом. Пластичная «осязаемость» каменных стен террасы, погруженной в глубокую тень, контрастирует с залитым солнечным светом и кажущимся почти нереальным водным и воздушным простором. Биобиблиографический словарь.
Таковы его лучшие из павловских пейзажей: «Долина Славянки у Большого каскада» и «Каскад Аполлона и дворец» (1791 – 1792). Произведения были отправлены брату живописца А. Ф. Предпочтение отдавалось портретам и историческим полотнам. На всех них ясны следы влияния его учителя, Казановы. Лавис обычно применяется как дополнение в игловом офорте (например, в обработке неба, прокладки мягких теней и пр. ).
Известно, что им были написаны фрески с пейзажами в загородном доме графа Я. А. Основным классом являлась историческая картина. Вероятно, благодаря этому вид Ривьеры ди Кьяйя во многом сродни жанровой картине. Прянишников, И. Е.
«Он дал ей возможность развития», – сказали бы мы о Щедрине, перефразируя оценку Белинским исторической роли Жуковского для русской поэзии. 37 (отдельное приложение, стр. Предварительно полированная поверхность металлической доски подвергается зернению — покрывается с помощью «качалки» (гранильника) множеством мельчайших углублений, приобретая характерную шероховатость.
Щедрин любил помещать в свои пейзажи животных, которые должны были усилить впечатление «сельской простоты». Очевидно, художник каждый раз писал вид с натуры в различное время дня. 292.
Для техники исполнения данной гравюры присуща строгая ритмичность линий, которые образуют косую сетку или параллельные ряды. Семен Федорович Щедрин родился в семье солдата Преображенского полка. Меццо-тинто служит и для цветной печати.
Представи тель сентиментализма в пейзаже. Быков, К. Т. Естественно вот таким образом, что часто в таком парке для большего эффекта устанавливались живописные декорации изображавшие прекрасные аллеи с непогрешимо правильными линиями, фантастические гроты, «пещеры драконов» и т. п. На всех них ясны следы влияния его учителя, Казановы. В Иркутском художественном музее хранится его Пейзаж с коровами.
Мастерство создания резцовой гравюры развивалось в 15 веке в работах анонимных мастеров орнамента, применявшегося в «серебряном деле» и достигло особого совершенства в работах итальянских гравёров А. Мантеньи, М. Раймонди, А. Поллайоло, в Германии – в творчестве А. Дюрера, в произведениях М. Шонгауэра. Академии Художеств за 100 лет ее существования", т. I (СПб., 1864 г. ), стр.
— А. Н. Андреев, "Живопись и художники главнейших европейских школ" (СПб., 1857), стр. 515, 516. Дядя, Семен Федорович, был профессором Академии и вел свой класс.
Ивановой, Н. Ю. Это делало его творчество самостоятельным и по сюжетам и по внутреннему содержанию. После чего отправляется в Италию, в Рим, где изучает классиков в музеях. Как на более выдающиеся из многочисленных произведений Щ. можно указать на его Пейзаж со стадом и пастухом, Гатчинский вид, Вид Аполлонова каскада, Вид Монплезира в Петергофе, Вид дворца в Павловске, Вид Строгановой дачи, Пейзаж с животными, Полдень, три Вида Каменного острова (один очень удачный), наконец, ряд видов загородных дворцовых садов при Александровском царскосельском дворце лучшей картиной считается Вид Монплезира. на дела Академии при императоре Павле, который относился к нему весьма благосклонно. Полученная доска с изображением представляет собой форму глубокой печати.
Такова композиция гатчинских пейзажей, например «Вид на Гатчинский дворец с Длинного острова» (1796, Третьяковская галерея). пишет Сумароков. Граверы могут, конечно, решать всю свою творческую задачу иглой и без травления. Конкретность наблюдений проступает за традиционной классической схемой в деталях картины.
В отличие от внутреннего убранства середины XVIII века, в котором золоченая резьба или лепка на стенах сливалась вместе с живописью (чему способствовала прихотливая, криволинейная форма панно) и вся декорация как бы растекалась по стене, вилась по ней как фантастические золотые вьющиеся растения, ее окутывала и оплетала, прорываясь то окном, то зеркалом с его перспективным отражением, убранство классицизма основано на ясном расчленении и на подчеркивании плоскости стены. Картину можно условно разделить на три части. В Париже он изучал работы старых и современных художников. Картина «Неаполь.
В приеме акватинты вполне уместно присутствие иглы. 1878. Кроны деревьев изображаются в условно-декоративной манере. С 1765 года он учился «ландшафтному художеству» и так преуспел, что уже через два года (1767) получает за «программу» (дипломную работу) вторую золотую медаль и право на заграничную командировку. Хотя пейзажи Щ. с уравновешенной композицией и условным коричневым тоном в колорите в общем следуют академической традиции, но в них проступает уже оттенок сентиментальности и романтической грусти. Однако ограниченность художественных возможностей резцовой гравюры (например, в передаче световоздушной среды, живого многообразия природы) и её исключительная трудоёмкость привели в 17 в. к торжеству в гравюре техники офорта и его разновидностей.
Попросту говоря — портрет. В наиболее завершенном и ясном виде композиция, сочетающая воедино декоративное и видовое начала, выступает в картине «Вид на Каменоостровский дворец» (1800, Русский музей).
Группа людей остановилась отдохнуть в прохладе террасы. Щедрин запечатлел конкретные виды архитектурных сооружений, но главную роль отводил не им, а окружающей природе, с которой человек и его творения оказываются в гармоническом слиянии. 629).
Щедрин, Семен Федорович (1745-1804) – художник-пейзажист один из родоначальников русского пейзажного жанра. Методом резцовой гравюры, вплоть до девятнадцатого века выполняется изображение городских окрестностей (ведут), научных репродукций и иллюстраций (в листах большого размера), географических карт, живописных, скульптурных и архитектурных произведений для альбомных изданий (т. Такова, например, гуашь «Мельница в Павловске» (1792, Третьяковская галерея) с ее сочетанием красно-рыжих, яркозеленых и бирюзовых тонов. Пунктирная манера. На втором плане изображена деревня.
Он был назначен рисовать виды дворцов и парков Екатерины Великой, которые привели к возникновению таких работ как «Вид острова Большого пруда в Царскосельских садах» (1777), «Сельский двор в Царском Селе» (1777). На всех них ясны следы влияния его учителя, Казановы. Семен Щедрин попал к славившемуся батальными и ландшафтными картинами художнику Казанове. Перед художниками ставились задачи украшения строящихся дворцов и оформления пышных театральных зрелищ. Так, например, мы видим сочетание темных пятен деревьев со звучным белым цветом воды в «Большом каскаде в Павловске» или в красивых маленьких картинках изображающих фонтаны петергофского Монплезира и Нижнего парка. Телегина и С. Ф. Одна из картин (самого большого размера) украшает экспозицию музея.
Сын солдата лейб-гвардейского Преображенского полка. Чацкий в «Горе от ума» упоминает о помещике, у которого «дом зеленью расписан в виде рощи». Но если для него благородным может и должен быть только дворянин, то Карамзин открывает человека уже и в простолюдине: «и крестьянки любить умеют», – доказывалось в его «Бедной Лизе». — СПб. —М., 1896—1918, Статья о художнике Тамары Караченцевой. Семен Щедрин обучался сначала гравированию, а затем орнаментальной скульптуре.
Поэтическое чувство природы было всегда свойственно русским людям. Как на более выдающиеся из многочисленных произведений Щедрин С. Ф. Это были главным образом замечательные парки Павловска, Гатчины, Петергофа. Виды Царского Села вышли статичными и безжизненными., П.
Всех их отправили в Париж. Светлые пятна воды эффектно контрастируют с темными массами зелени. 629). Педагогическая деятельность Федора Семеновича была длительна и плодотворна.
Отсюда вышел ряд превосходных граверов и литографов: Галактионов, братья Ческие, Ухтомский. В этом случае игла употребляется на травленной уже поверхности доски и носит наименование «сухой иглы». Ярким примером возросшего мастерства и глубокого проникновения в мир русской природы стало полотно «Вид в окрестностях Петербурга» (1780-е, Третьяковская галерея, Москва). 29 октября 1799 года во времена императора Павла I при Кабинете Е. И. В. Колорит масляных картин Щедрина чаще всего холодный и светлый. Существуют и другие, в том числе за счёт травления, способы зернения доски. В ней, как и в других изображениях подобного рода, Щедрин сочетает «интерьерное» пространство самой террасы на первом плане и бескрайние морские дали в глубине.
Кроны деревьев изображаются в условно-декоративной манере. Один из первых русских пейзажистов. Оленин, обращаясь к вице-канцлеру К. В. Реставрировал кар тины в Эрмитаже.
Галактионова по живописным полотнам Сем. Брат Ф. Ф. Щедрин был не только их изобразителем, но и их поэтом. На первом плане — женщина с ребенком, далее, у самой реки, стадо пьет воду.
С. Ф. Само расположение деревьев и цветовых пятен, на которых строится композиция щедринских пейзажей, увязано обычно с архитектурными линиями. — А. Н. Андреев, Живопись и художники главнейших европейских школ (СПб., 1857), стр. Очень красива картина «Фонтан «Ева» в Петергофе» (начало 1790-х, Павловский дворец-музей). Зернение — процесс длительный и весьма трудоёмкий. Здесь он находился четыре года.
Третьяковым. Всех их отправили в Париж. В следующем году создается под его «распоряжением» граверный пейзажный класс для исполнения в гравюре видов дворцовых парков. Излюбленными мотивами живописца в это время стали гавани, гроты и террасы, которыми изобиловали побережье и острова неподалеку от Неаполя. Но они являются, несомненно, основными и ведущими.
515, 516. За пять лет напряженной работы мастер создал множество видов Неаполя и расположенных неподалеку (на побережье и островах) поселений известных еще с античных времен: Сорренто, Амальфи, Вико, Капри. 51.
Академии Художеств", ч. I ("Каталог произведений русских живописцев"), стр. В Риме Щедриным был написан вид Колизея, помещенный по повелению императора Александра I в галерее русских художников в Эрмитаже («Колизей в Риме», Государственный Русский музей). Цветков, И. С. Они красивы и эффектны. Среди них особое место занимает «Автопортрет» исполненный 26-летним художником в 1817 году, незадолго до отъезда в Италию и находившийся в семье Щедриных.
Флаксмена) в России особого мастерства в данной разновидности резцовой гравюры достиг Ф. П. Композиция строится в соответствии с правилами академического классицизма: "кулисы"-деревья – на первом плане (в коричневатых тонах) архитектура среди природы – на втором, центральном (в зеленых тонах) дали, обычно неглубокие, – на третьем (в голубых тонах). Штрихи также имеют тонкое начало и окончание, поскольку процарапаны острой иглой. Именно в Неаполе созданы знаменитые полотна «Набережная в Неаполе», «Набережная Санта Лючия в Неаполе», «Неаполь. Русский пропагандист пейзажных парков А. Болотов писал: «Садовое место можно почесть полотном, на котором устроитель сада малюет свою картину». можно указать на его "Пейзаж со стадом и пастухом", "Гатчинский вид", "Вид Аполлонова каскада", "Вид Монплезира в Петергофе", "Вид дворца в Павловске", "Вид Строгановой дачи", "Пейзаж с животными", "Полдень", три "Вида Каменного острова" (один очень удачный), наконец, ряд видов загородных дворцовых садов при Александровском царскосельском дворце лучшей картиной считается "Вид Монплезира".
Пейзаж написан в голубовато-зеленой гамме, на первом плане выделяются пятна коричневых оттенков. В нем всякий элемент, составная часть декорации (пилястры, тяги, карнизы, панно и т. д. ) имеет ясные границы и самостоятельное значение. Также этот вид гравюры называется классической. Об увлечении такими росписями свидетельствуют стихи Державина и многочисленные воспоминания, например знаменитые «Рассказы бабушки» Д. Благово.
Таким учеником был и Семён Щедрин. Исполненная в начале 1820-х годов, она поступила в Третьяковскую галерею в 1929-м из собрания И. С. Зритель словно чувствует их шум. Привычный образ Вечного города оказался созвучным новой, романтической эпохе.
Эффекты, достигаемые меццо-тинто, невозможно получить другими «тоновыми» манерами. Иванова. Скончался он 1 сентября 1804 г. и похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге. Вытравленные указанными нами способами доски можно отпечатать в одну или несколько красок. Скончался он 1 сентября 1804 г. и похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге. Начиная с 70-х годов XVIII века интерес к регулярным садам сменяется увлечением так называемыми «пейзажными парками». До того, пейзажу в молодой Академии художеств не уделяли серьезного внимания: не было не только специального класса, но и преподавателя.
Один из них находится в Петербурге, это «Неаполь в лунную ночь» (1829). 149. — М. : Терра, 2001.
Наряду с парковыми пейзажами Щедрин написал и несколько морских видов, связанных с изображением русского флота. Вершиной карьеры художника оказались 1790-е годы. получили свое специальное образование многие хорошие художники.
Николаева) ОЛМА Медиа Групп, Москва 2011 г., Мировое искусство (500 мастеров живописи), ООО «СЗКЭО «Кристалл»», 2006г, А. А. Половцев Русский биографический словарь (1896-1918) в 25 томах. Дата рождения: 1745Дата смерти: 1804 Имя Семена Федоровича Щедрина напрочь граничит с «детскими» годами русской пейзажной живописи. Важно, что, достойно проучившись в Академии художеств (1759—1767) и пройдя стажировку во Франции и Италии, своему отечеству явился не только создатель красивых, ладно скроенных, чрезвычайно популярных русских пейзажей, но и замечательный учитель пейзажного класса Академии художеств, передавший не одному поколению учеников свою любовь к ландшафтной живописи. Но из-за войны с Наполеоном путешествие пришлось отложить.
Обширная коллекция произведений Сильвестра Феодосиевича Щедрина (1791-1830), одного из самых обаятельных русских пейзажистов первой трети XIX века, хранится сегодня в Третьяковской галерее. Классическая гравюра очень долго служила целям репродуцирования, что наложило свой отпечаток на технические приемы. Третьяковым. Любимый сюжет художников-романтиков – море и горы. — Семен Щедрин, некролог (Северный Вестник, 1804 г., ч. 4, стр.
Сын солдата. Первым выдающимся русским видописцем был А. Ф. На картине — простой сельский вид с рекой.
«От маленьких твоих картин все в восхищении» 5, – писал в Италию брат художника Аполлон. Академии Художеств, ч. I (Каталог произведений русских живописцев), стр. Как на более выдающиеся из многочисленных произведений Щ. можно указать на его "Пейзаж со стадом и пастухом", "Гатчинский вид", "Вид Аполлонова каскада", "Вид Монплезира в Петергофе", "Вид дворца в Павловске", "Вид Строгановой дачи", "Пейзаж с животными", "Полдень", три "Вида Каменного острова" (один очень удачный), наконец, ряд видов загородных дворцовых садов при Александровском царскосельском дворце лучшей картиной считается "Вид Монплезира". Материалы по русскому искусству, т. I изд. Шубина, которого Потемкин прочил в старшие профессора скульптуры, Щедрин С. Ф. Печатанье производится обычным способом. Но они не дошли до нас. Наиболее известными работами мастера этого периода были виды парков и дворцов в Павловске, Гатчине и Петергофа: «The Mill and the Peel Tower at Pavlovsk» (1792 год), «Вид Гатчинского Дворца с Серебряного Озера» (1798 год), «Вид Гатчинского Дворца с Длинного острова» (1798 год), «Каменный мост в Гатчине» (1799—1801 годы), «Вид Каменноостровского Дворца через Большую Невку со стороны Строгоновсого берега» (1803 год).
— А. Сомов, "Картонная Галерея Имп. Академик с 1779, директор Академии в 1798—1800. н. увражей). Художник вновь поселился в Риме. — А. Сомов, Картонная Галерея Имп.
В картине усиливается острота колористических сочетаний. Природа рассматривалась в основном как фон для размещения модели или военных баталий. Композиция строится в соответствии с правилами академического классицизма: «кулисы-деревья – на первом плане (в коричневатых тонах) архитектура среди природы – на втором, центральном (в зеленых тонах) дали, обычно неглубокие, – на третьем (в голубых тонах). Солдатенков.
Но в них мы не найдем реальной природы. В Париже они были представлены послу, князю Голицыну и знаменитому энциклопедисту, теоретику и критику искусства Дени Дидро (1713-1784), которому Академия поручила руководство пенсионерами. В картине «Грот Матроманио на острове Капри» (1827, ГТГ) художник мастерски передал контраст насыщенных теплых тонов внутренности грота с размытым высветленным колоритом дальнего плана.
Художник повторял его неоднократно на протяжении нескольких лет, поскольку «произведение сие так понравилось в Риме, что многие желали иметь его» 14. Древнейшая разновидность металлической (преимущественно медной) гравюры. Биография художника в основном связана с Италией, здесь он создал свои лучшие полотна. Мы не знаем, семья это или случайные попутчики. Учился в Академии художеств (1760—67) в Париже и у Казаковы в Риме.
С раннего детства будущий художник был «погружен» в мир искусства. В практике работы граверов в прошлом и настоящем встречаются примеры совмещения углубленной печати (офорт) с выпуклой печатью (гравюра на дереве или линолеуме) и даже с плоской (литография и монотипия). А в 1812 году Щедрин окончил Академию с присуждением большой золотой медали за полотно «Вид с Петровского острова». Отличительной особенностью оттисков с гравированной таким образом формы является «мягкость» штриха: используемые гравером иглы оставляют на металле углубленные борозды с поднятыми заусенцами — барбами.
Толстой (иллюстрации к поэме И. Ф. При печатании необходимо соблюдать порядок и точность наложения печатаемых досок. В следующем году под его «распоряжением» организован граверный пейзажный класс для исполнения в гравюре видов дворцовых парков.
При печати такая доска («заготовка») даёт сплошной чёрный тон. Рубежным в творчестве Щедрина признан «Вид на замок Святого Ангела», получивший впоследствии второе название – «Новый Рим». Вскоре вместе со скульптором Ф. Гордеевым, гравером И. Мерцаловым и архитектором А. Ивановым он отправился совершенствовать мастерство за границу, в Париж. 13, 21, 97, 121, 139, 144, 214, 215, 293, 294, 307, 312, 351, 361, 363, 370, 371, 372, 375, 396, 420, 437, 468, 471, 478, 512 и прим. — Памятник искусств, сборник, т. 2 (СПб., 1843). Большая часть картин Щ. была приобретена особами Императорского Дома. Сквозь узорную листву деревьев видны дворцы, галереи, беседки и другие изящные парковые постройки. Картины пейзажиста находились в собрании Эрмитажа и Академии художеств.
В начале девятнадцатого столетия специфической разновидностью подобной гравюры была контурно-линейная, «очерковая» резцовая гравюра, распространявшаяся в виде иллюстраций (преимущественно к произведениям античных авторов) и создавалась по рисункам художников классицизма (например, резцовая гравюра итальянского мастера Т. Пироли по рисункам англичанина Дж. Мягкий лак. СПб. Замок святого Ангела».
Но в живописи это чувство природы долгое время выражалось условно и даже символически. Ухтомского, И. В. Щедрин уделяет много внимания изображению света и его игры на воде. В своих картинах сочетал видовое и декоративное начала (Вид на Гатчинский дво рец с Длинного острова, 1796 Каменный мост в Гатчине у пло щади Коннетабля, 1799-1801, обе – в ГТГ). Резцовая гравюра (по-немецки stich, по-французски gravure au burin, по-английски engraving). С 1798 — адьюнкт-ректор. Да этого от С. Ф.
Подобное изображение можно было оттискивать на бумаге. В декорациях спектаклей и особенно в декоративных панно, украшавших стены залов с мифологическими или «галантными» (любовными) сюжетами встречались и пейзажи. Дальнейшее развитие изображение видов получило в гравюрах М. И. Два года спустя Щедрин С. Ф. Но далеко не все ученики «обладали вольным контуром фигур», то есть им не удавалось рисовать людей.
Резцовая гравюра возникла на основе украшения резьбой различных металлических изделий. Путешествуя по побережью, Щедрин чаще всего любил бывать в Сорренто. и К. В. – пенсионер Ака демии художеств за рубежом. Академии Художеств за 100 лет ее существования, т. I (СПб., 1864 г. ), стр. По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс, UABBestiary, 2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия Мастера мировой живописиСПб, ОООСЗКЭО, 2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Информационный портал Русская живопись от А до Я, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), 82 тт. Вторая половина 1820-х годов – время блестящего расцвета творчества живописца.
Печатание производится обычным путем. Учился в Академии художеств (1760—67) в Париже и у Казаковы в Риме. Семен Щедрин попал к славившемуся батальными и ландшафтными картинами художнику Джованни Баттиста Казанове (1732-1795). Наиболее известные его работы этого периода это виды парков и дворцов в Павловске, Гатчине и Петергофа: The Mill and the Peel Tower at Pavlovsk (1792), «Вид Гатчинского Дворца с Серебряного Озера» (1798), «Вид Гатчинского Дворца с Длинного острова» (1798), «Каменный мост в Гатчине» (1799—1801), «Вид Каменноостровского Дворца через Большую Невку со стороны Строгоновсого берега» (1803).
На набережной Ривьера ди Кьяйя». Сильвестр Феодосиевич Щедрин умер в Италии 27 октября 1830 г. Зрелые пейзажи художника характеризуются яркой цветовой палитрой и теплыми тонами, а в более поздних работах («Лунная ночь в Неаполе» и «Ночь в Неаполе») можно заметить растущую тенденцию к романтической эмоциональности и более сложным световым эффектам. Картины Сильвестра Феодосиевича Щедрина экспонируются в Государственном Эрмитаже, Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее. Жаркий итальянский полдень. С большим мастерством Щедрин изображал в своих пейзажных композициях животных. Брюса. Гос. Ландшафтной живописи учили «заодно» с прочими, причем в качестве образца брали модный тогда условно идиллический пейзаж.
Оба начала – декоративное и видовое – выступают здесь в неразрывном гармоническом целом. Пейзажи Щ. находятся в Большом Детскосельском дворце, в Красногвардейском (бывш. «. — "Памятник искусств", сборник, т. 2 (СПб., 1843).
В коллекции музея хранятся несколько видов острова Капри, в том числе картина «Большая гавань на острове Капри» (1827 – 1828), приобретенная П. М. Деревья на его картинах — это не конкретные ясени или липы, а деревья вообще. В 1799 г. по представлению и плану Щедрин С. Ф. Важно, что, достойно проучившись в Академии художеств (1759—1767) и пройдя стажировку во Франции и Италии, своему отечеству явился не только создатель красивых, ладно скроенных, чрезвычайно популярных русских пейзажей, но и замечательный учитель пейзажного класса Академии художеств, передавший не одному поколению учеников свою любовь к ландшафтной живописи.
Словарь русскихъ художниковъ, Т. III, вып. Интерес к многослойному письму, ярко выразившийся в «Пейзаже с животными», проявился еще в 1782 году, когда Щедрин начал заниматься реставрацией картин и принял участие в реставрации эрмитажной коллекции.
Акватинта — прием используемый для получения мягких «акварельных» переходов в травленной гравюре. Обращение Щедрина к изображению водной стихии было не случайным. Он так и не смог побороть это влияние.
Пейзажи различаются не только деталями композиции, но и особенностями цветового решения. Сам он называл его «Перголата». Один из них – «Лунная ночь в Неаполе» (1828) – находится в собрании ГТГ. В результате на доске получится изображение, напоминающее карандашный рисунок. В игловом приеме красочные переходы получить труднее.
В следующем году за успехи в живописи его наградили уже малой золотой. Гатчинском) музее, в Русском музее в Ленинграде и в Третьяковской галерее в Москве. (1745—1804) — художник. — "Семен Щедрин", некролог ("Северный Вестник", 1804 г., ч. 4, стр. была приобретена особами Императорского Дома. По возвращении в 1776 г. в Петербург он был определен на службу живописцем при кабинете императрицы Екатерины II, в 1779 г. признан достойным звания академика, а в 1785 г. избран в советники ее, занимая при ней в то же время должность профессора пейзажной живописи.
Академик с 1779, директор Академии в 1798—1800.