Мать – Валентина Семеновна Серова (урожд. Он сумел с раннего детства привить эту любовь и сыну. Участие в 5-й периодической выставке МОЛХ. 1887. Именно тогда начал много рисовать маленький Тоша Серов – художник от Бога. Женитьба на О. Ф.
Официальное оформление выхода из Академии художеств. Встреча с А. Матиссом, посетившим Москву осенью. Они настолько сблизились, что Валентин часто даже жил в их семье. Гиршман сохранил фрагменты и втайне от автора отдал на реставрацию. Они вместе путешествовали по России, писали картины и этюды.
В знак протеста он вышел из состава действительных членов Академии художеств. Карсавиной и А. П.
Настоящий успех принесли Серову иллюстрации на исторические темы. Одна из лучших композиций – темпера Петр 1 (1907, ГТГ). В 1900 году он написал портрет Николая II (сохранился авторский вариант того же года — Третьяковская галерея) самодержец, одетый в тужурку Преображенского полка, представлен тут скромно, почти по-домашнему, без пышных аксессуаров), который обычно считается лучшим изображением последнего русского императораИмператор (латинское imperator — повелитель) — монархический титул. Мазини» (1890), «К. Властными, энергичными движениями угля мастер выявляет особую скульптурную стать модели. Закончив рисунок, художник в подмалевке продолжал работу над лепкой и моделировкой формы, постепенно доводя ее до полной завершенности. Летние месяцы художник обычно проводил в Абрамцево и здесь, в 1884, написанный им портрет Л. А. Мамонтовой, покажет его художественную зрелость, но настоящими достижениями раннего творчества Серова считаются портрет Верушки Мамонтовой известный как «Девочка с персиками» (1887) и созданная в следующем году картина «Девушка, освещенная солнцем».
Гармоничная жизнь семьи вдруг разладилась. Видимо, на нее подействовало неодобрительное отношение к портрету ее светских друзей. Избран членом ТПХВ. В некоторых случаях, в особенности когда художнику приходилось писать портрет с незнакомой модели, он прежде, чем начать работать на холсте, делал с модели эскиз-рисунок в карандаше так, например им были исполнены эскизы к портретам М. Н. Ермоловой и Иды Рубинштейн. Девочка изображена сидящей за столом в столовой дома Мамонтовых. Продолжение занятий с Репиным. 1880.
Мальчик появился на свет 7 (19) января 1865 года в Петербурге. Между тем, критики считают его едва ли не вершиной мастерства Серова. «Монументальность есть в каждом ее движении – просто оживший архаический барельеф. » – говорил он. Покидая Академию, Серов писал Антокольскому: «Могу работать, как сам хочу, вверяя себя только Репину и Чистякову».
На стене играет солнечными бликами майоликовое блюдо. В 1899 году Серов побывал на побережье Финского залива. Так же преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Чистякова.
Заказ послужил поводом для создания не только иллюстраций, но и выдающихся станковых произведений: «Петр II и цесаревна Елизавета Петровна на псовой охоте» (1900), «Екатерина II на соколиной охоте» (1902), «Петр I на псовой охоте» (1902, все три – ГРМ). Здесь, как писал Д. В. Прием калькирования для поиска максимально выразительной пластической формулы художник использовал при изображении животных для иллюстраций к басням И. А.
видишь и ощущаешь близость Востока и признаешь сказку из тысячи и одной ночи» 24. Поначалу Серов долго отказывался от этой должности, не чувствуя в себе способностей к преподаванию. Олив (1909, ГРМ), по признанию И. Э. 1865, 7 (19) января родился в Петербурге. Каждая из работ 1911 года самоценна.
Дальнейшее влияние на Серова оказали картины старых мастеров, которые он рассматривал в музеях России и Западной Европы, дружба с Михаилом Врубелем и (позже) Константином Коровиным, а также творческая атмосфера Абрамцево, с которым он был тесно связан. Орловой (1911, ГРМ) – фиксация первого впечатления, которое трансформировалось в знаменитый парадный портрет княгини. Совсем портретчиком становлюсь. В 1910-1911 годах мастер, чей талант был признан и в Европе (галерея Уффици заказала Серову автопортрет, а Париж рукоплескал его занавесу для балета «Шехеразада»), вместе с начинающими художниками работал в студиях Жюльена и Коларосси в Париже. В начале XX века Серов создавал героические портреты в жанре светского портрета он сосредоточился на резком изображении значительных творчески мыслящих художников, писателей, актёров и музыкантов: портреты Максима Горького (1904), музей Горького, Москва Ермоловой Марии (1905), Фёдора Шаляпина (уголь, 1905) – оба в Третьяковской галерее и Елены Ивановны Рерих (1909). Он искал мучительно. В портретах Серова – его современники, разные по характеру, внутреннему миру: темпераментный певец Ф. Таманьо (1891, ГТГ), обладающий, по образному выражению художника, золотой глоткой, жизнерадостный друг художника пейзажист К. А. Коровин (1891, ГТГ), одухотворенный И. И. Левитан (1893, ГТГ), подчеркнуто-нервный Н. G.
Начало систематических занятий с И. Е. Сколько любви и чувства изящного. Гиршман и О. К. Бергман, 1846-1927), композитор и музыкально-общественный деятель. 1871. В пейзажах часто изображаются виды городов или архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж, ведута), морские виды (марина).
С. П. После знакомства с мужем она бросила консерваторию, увлеклась революционными идеями «шестидесятников», следовала убеждениям нигилистов. Виды на урожай 1906 года (1905, ГТГ).
В репинской свободной манере с мягкими растушевками выполнены портреты матери («В. С. В возрасте двадцати двух-двадцати трех лет Серов создает произведения, которые стали классическими в русском искусстве. В 1910 году Серов получил заказ на роспись столовой особняка Носовых на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, который позволил бы художнику реализовать свои идеи. Из окна струится свет, а за окном – знаменитый абрамцевский парк. Картина «дети» создана в 1899 году, находится в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге. В 1872 году, после смерти Александра Николаевича, Валентина Семеновна переезжает в Мюнхен и забирает с собой сына, а еще через год, намереваясь развить художественный дар Валентина, они отправляются в Париж.
Участие в Международной выставке мюнхенского Сецессиона. Их ранний рубеж в изобразительном искусстве 1910-х годов обозначен фовизмом и измом. Обучение в гимназии К. И.
Известными стали такие картины, как «Петр Великий в Монплезире», «Выезд Петра II и Елизаветы Петровны на охоту». Среди них и портрет учителя – И. Е. И. Е. Репин рекомендовал подающего надежды живописца к обучению в Академию Санкт-Петербурга. Он создавал не раскрашенную фотографию, стараясь уловить только внешнее сходство.
"Девочка с персиками". 1888. Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату. Композиционным центром картины является лицо девочки, с лукавым взглядом, чуть искоса глядящей на зрителя. В стремлении к максимальному обобщению формы художник пришел к графическому минимализму: «Хочу добиться, чтобы в рисунке было как можно меньше карандаша. » 13.
Для нового поколения художников был характерен поворот от изображения «язв общества» к запечатлению гармонии. С. Лесков» (1894 все — там же) — люди искусства, чей творческий пыл как бы вступает в увлеченный, страстный диалог со свободным размахом серовской кисти. Работа над композициями Похищение Европы и Одиссей и Навзикая портрет Иды Рубинштейн. 1911. Первым способом множественного репродуцирования книги была ксилография. Избран действительным членом венского Сецессиона.
Бенуа – А. К. В свете много говорили о ее огромных тратах на шляпы и туалеты. Известная картина «Пётр I» исполнена в 1907 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. В пастельном портрете жены художника А. Н. Знакомство с Г. Л. Поступление в петербургскую Академию художеств. 1883. Многие лучшие сельские картины-этюды Серова выполнены акварелью, гуашью, пастелью.
Как он рисует. Нодевушку это несмущало, потом она вспоминала, что увлеклась «важностью своего значения». В середине 90-х годов Серова осаждают высокопоставленные заказчики. Так рождались тонкие творения мастера. Картина вышла вовсе не школьная, а – грандиозная, хоть и не большая по размерам. «Угрюмый и нелегко сходившийся с людьми, Валентин Александрович был очень расположен к ней, находя ее умной, образованной, культурной, простой и скромной, без замашек богатых выскочек и очень симпатичной» 8. В 1910 году состоялась премьера «Шехеразады» в оформлении Л. С.
Поленовым и М. А. Работая над сюжетом «Одиссея и Навзикаи», Серов признавался, что ему бы хотелось написать Навзикаю «не такой, как ее пишут обыкновенно, а такой, какой она была на самом деле» 27. Портреты Ф. Таманьо, К. А. Гиршман в интерьере ее будуара. Тем не менее Серов продолжал создавать рисунки вплоть до 1911 года. Работая на покупных, фабричного изготовления грунтованных холстах, преимущественно вырабатываемых московскими фабриками Досекина или Фридлен- дера, Серов нередко писал и на холстах немецкого производства с полугипсовым или масляным грунтом. Грабарем к лучшим произведениям Серова. Однако через год коммуна перестала существовать и ребенка отправили к матери в Мюнхен.
Вподарок жене царя Александре Федоровне Серов написал «домашний» портрет Николая IIв тужурке. Сарабьянов, «стиль модерн в его русском варианте достигает своих вершин. Смерть отца. 1872.
Строгий А. Н. Н. Ермолова», 1905 «Ф. Становится преподавателем МУЖВЗ. Моделью для картины послужила 12-летняя дочь Савы Мамонтова – Вера. Немножко суховато, но не неблагородно, в отличие от бакстовской сладкой роскоши» 25. Получая широкую популярность, в 1894 году Серов присоединился к передвижникам и взял важные заказы, среди которых были портреты великого князя Павла Александровича 1897 года (Третьяковская галерея), Боткина С. М. 1899 года, Юсуповой Ф. Ф. 1903 года, а также княгини Ольги Орловой (все три портрета находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге).
Из Парижа она дюжинами вывозила платья. Трубниковой (1865-1927). Техника пастели, традиционно пограничная между живописью и рисунком, у Серова демонстрирует множество вариантов их сочетания: ранние его пейзажи – это скорее «живопись цветными мелками», а портреты Г. Л. Переезд с матерью в Киев. 1878.
Поленовым подает заявление в Совет Академии художеств, в котором обвиняет президента Академии (и одновременно главнокомандующего петербургским военным округом) в организации расстрела. Написанию занавеса предшествовала кропотливая подготовительная работа. В1898 году появилось новое объединение художников— «Мир искусства», вэту группу вошел иСеров. С присущей ему скромностью или иронией художник отмечал: «Я ведь все-таки немного и пейзажист» 5. Истосковавшись по работе, он возвращается в Москву и сразу же едет в Абрамцево, где и был создан шедевр «Девочка с персиками». Валентин Серов был членом Товарищества передвижных художественных выставок. Неудивительно, что художник пользуется языком архаики: это и живописный лаконизм (всего три цвета: синий, зеленый, коричневый) и плоскостность и обобщённость, декоративность, помогающие создать образ хрупкой, но притягательной балерины.
«Он до страсти любил сцену и имел недюжинный актерский талант» 17, – отмечал И. Э. Особенно ярко это проявляется в графических портретах последнего десятилетия. "Октябрь. Серовский метод работы был жесток.
Творчество художника виртуозно и артистично выразило практически все важнейшие устремления русской живописи и графики (прежде всего тенденцию к импрессионизму и модерну) накануне авангардаАвангардизм (авангард) — совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм. Грабаря, – лучший из овалов, реминисценций живописи XVIII века. Дервизом. 1885. 22 ноября (5 декабря) Серов скоропостижно скончался.
Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности. Особенно много работать акварелью Серов начал в конце 1890-х-1900-е годы. Самому художнику в это время было 23 года. Домотканово», 1888 «Октябрь. Особый раздел выставки составляют акварельные работы Серова. Портрет, написанный на одном дыхании, отражает молодость, чистоту, радость жизни. Его нелепая карнавальная свита (столь необычные формы принимают их развевающиеся на ветру одежды) с трудом продвигается за ним. Затем Серовы обосновались в Москве. 1891.
Серов писал: «. («Н. Становится членом "Мира искусства". Писал он темперой, чтобы картина не отличалась масляным блеском и лоском. Первой масштабной работой Серова для театра становится оформление постановки оперы А. Н. Один из первых ее портретов – свободный рисунок гуашью на картоне (1904, ГТГ) – построен на выразительности изысканного силуэта и кажется идеальным воплощением стиля модерн.
И. Грабарь, увидевший картину, восхищённо воскликнул: «Девочка с персиками. » Это было время воспевания юности. Отдельные портреты темперой, как, например, Г. Л. Гиршман (1907), Серов выполнял на незагрунтованной, а только проклеенной тонким слоем столярного клея поверхности среднезернистого, довольно плотного холста. И. Е. Знакомство с А. Н. В 1899-м он был привлечен к изданию Н. И. Шаляпина (1905, ГТГ) и в рисунке знаменитой афиши с изображением Анны Павловой в образе Сильфиды (1909, ГРМ), по поводу которой один из современников то ли с иронией, то ли всерьез заметил, что в Париже «портрет Павловой работы Серова вызвал больше откликов в печати, чем сама Павлова» 19.
Им также был издан журнал «Музыка и театр». Генриетта Леопольдовна стала излюбленной моделью Серова.
Возникновение книгопечатания (в Китае — в 11 в., в Европе — в сер. Чистякова (1881, ГТГ) и Е. Г. В портретах детей Серов стремился захватить позу и жест, чтобы показать и подчеркнуть непосредственность внутреннего движения искреннюю чистоту и ясность взгляда ребёнка («Дети», 1899, Русский музей «Мика Морозов», 1901, Третьяковская галерея). Я у них учусь» 7. Рождение сына Михаила. 1897. Одна из древнейших форм книги — свиток (4-3-е тысячилетине до н. э. ), со 2-4 вв.
Участие в Международной выставке берлинского Сецессиона. Начало работы над портретами семейства Юсуповых. 1901.
Обращение к новой теме, как и всегда у Серова, стало поводом к эксперименту над формой и техникой исполнения. – В Египет. » 29. Надо кипеть, – говорил он. Коровина. 1892.
Поездка с женой в Италию. 1905. Александр Николаевич вспоминал: «Серов очень ценил в моей жене ее "веселость" тот род шутливости, который был ей присущ» 18. Изысканная элегантность цвета и пластики замечательно передают в этих образах («Великий князь Павел Александрович», 1897, Третьяковская галерея «Граф Ф. Ф. Сумароков-Эльстон, впоследствии князь Юсупов», 1903, Русский музей) блеск и гордую замкнутость этого аристократического мира. Именно в эти годы сформировался облик Серова-гражданина, остро осознающего социальную несправедливость. Таковы «А. Спустя несколько месяцев после постановки «Юдифи» в Мариинском театре в 1907 году Серов был привлечен к оформлению этой же оперы в Париже. Бакста, С. П.
Симонович-Ефимовой. Основные материалы для изготовления книги: папирус, со 2 в. до н. э. — пергамент и с 13 века (в Европе) — бумага. музей Революции СССР), острые политические карикатуры, которые разоблачали Николая II как палача революции: 1905 год: После усмирения, 1905 год. Один из критиков восторженно отзывался о Шаляпине в роли Олоферна, который, по его мнению, «развертывал "чудеса монументальной пластики", "громоздил один скульптурный момент на другой"» 22, но за каждой позой, за каждым жестом таился определенный смысл, содержание, подсказанное музыкой и главной чертой образа все же оставались понятность и простота. В Никольском имении мальчик узнал красоту и магию русской природы.
Так, например, работая над портретами членов семьи Юсуповых в их подмосковном имении «Архангельское», художник написал портрет младшего сына в 18 дней, портрет самого Юсупова – в 24 дня, а портрет княгини Юсуповой пастелью – в 7 дней. Как писал А. Эфрос: «Надо просто перейти на какой-то другой материк, погрузиться в другую действительность, чтобы отсюда добраться до его исторических картин Обращение Серова к личности Петра и к исторической теме в целом связано в том числе и с его сближением с художниками «Мир искусства», основными идеологами ретроспективизма. Александр Николаевич написал ряд популярнейших опер – «Юдифь», «Рогнеда», «Вражья сила». На выставке представлено несколько изображений любимой модели Серова – Веры Калашниковой. Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра).
Одним из самых достоверных образов А. П. о русском прошлом, которые превратились в самостоятельный цикл, где центральное место заняла фигура Петра I, запечатленная удивительно остро и экспрессивно (темпера «Петр I», 1907, Третьяковская галерея). Нарисовал Антокольского, сейчас буду хвастать. Рождение дочери Натальи. 1909.
Бенуа. Многоплановость композиции и игра с отражением в зеркале отсылают зрителя к знаменитым «Менинам» Веласкеса. В отдельных случаях Серов не ограничивался эскизом в карандаше, а выполнял его гуашью или темперой в цвете (эскиз к портрету Г. Л. Гиршман). Живописный портрет 1907 года (ГТГ) был причислен И. Э.
Валентин Серов умер 22 ноября 1911 года в Москве. Мамонтова в 1895 году. Его натурщицей стала двоюродная сестра художника Мария Симонович. Поездка с Репиным в Крым и Запорожье. С мэтром отправился в путешествие и начинающий художник Серов.
Так началась целая серия портретов императорской семьи. Он приехал в Терноки к своему другу В. В. Серов широко использовал метод калькирования: нарисовав фигуру на полупрозрачной бумаге, накрывал рисунок другим полупрозрачным листом и, обведя наиболее удавшиеся контуры, продолжал рисовать уже на новой «подложке».
Возвращение в Москву. Репин признавал талант Серова-акварелиста еще в его ученические годы. Стиль: реализм, неоклассицизм. Грабарь отмечал «то стремление к упрощенности линий и форм, которое характерно для последнего года серовских исканий» 28. В светском портрете нарастают черты иронического сарказма («Княгиня О. К. Орлова», 1911, там же). Чаще всего источником вдохновения для Серова служило имение семьи Дервизов – Домотканово.
И. Е. В1896 году Серов получил право присутствовать накоронации Николая II вУспенском соборе— оннаписал акварель «Миропомазание Государя Императора». Боткина, Л. С. С великим удовольствием посетила бы его выставку. В эти же годы даровитый мастер увлекся историческими сюжетами. На нем были исполнены портреты Д. В. Стасова (1908), Е. П. Олив (1909)и И. А. Морозова (1910). Особенно известен портрет банкира В. О. Гиршмана (1911, ГТГ), который, по свидетельству дочери Серова, все умолял убрать руку, которой он как бы доставал золотые из кармана.
Картину «Дети» художник исполнил в то время, когда у него было много заказов, но он иногда писал для себя, как будто отдыхая от «повинности». Мать Серова, Валентина Семёновна (урождённая Бергман), была талантливой пианисткой. Пастернак. Он прошел превосходную школу. Еще более Серова с мирискусниками объединял интерес к театру. Черты этой натурщицы проступают в облике Европы в композиции «Похищение Европы» (1910). 10 марта в знак протеста выходит из состава действительных членов Академии.
Детская тема играет важную роль в творчестве художника. Ее организовали разночинцы. Впоследствии, эти черты характера постепенно усугублялись. Дягилева в Париже Серов принимал живейшее участие в ее судьбе.
Осенью мальчик был определен в Петербургскую гимназию-пансион. Театр был частью жизни Серова. В этих образах царит большой стиль модернаМодерн (французское moderne — новейший, современный) («ар нуво», «югендстиль») — стилевое направление в европейском и американском искусстве конце 19 — начале 20 веков. Через 6 лет после рождения сына, прожив 51 год, умирает отец.
И. Э. Возвращение в Россию. и жанром («Заросший пруд.
Поездка в Рим и Париж. Это случилось в 1871 году. Ростроповича) был исполнен в Париже в конце мая – начале июня 1911 года совместно с И. С.
часто девяносто сеансов. Его ранние работы проникнуты свежестью и красотой. Я только высмотрел, подметил. Серова «Юдифь». Искусствоведы писали о «подлинности» этой картины.
Мужем блистательной княгини был князь В. Н. Орлов, очень богатый и влиятельный человек. Баба с лошадью», 1898 «Стригуны на водопое.
Домотканово". 1896. Таманьо» (1891), «Н. В1892 году харьковское дворянство заказало художнику картину «Император Александр IIIс семьей»— вчесть спасения царской семьи при крушении поезда настанции Борки. Его дружескому суду мыверили иссорившиеся протягивали друг другу руки».
Репиным. Чехова, по признанию современников, является портрет 1902 года (ГЛМ), написанный Серовым за несколько кратких сеансов. Фигуры в портретах Серова постепенно становились всё более и более графически изысканными и экономичными, особенно в поздний период (Василий Качалов, 1908, Тамара Карсавина, 1909 многочисленные персонажи из басен Ивана Крылова, 1895-1911). Занавес (фонд М. Л. Длительность работы над тем или иным портретом у него зависело во многом от знания модели.
Бальмонта (1905, ГТГ), сотканный из угольно-черных динамичных штрихов, которые подчеркивают нервическую натуру эпатирующего публику поэта. В настоящее время его картины экспонируются в самых известных музеях России и зарубежья. Тогда с пути не собьешься» 12, – говорил он. В детстве учился в Париже и Москве у Ильи Репина и в Санкт-Петербургской Академии художеств (1880-1885) у Павла Чистякова. Во время позднего периода, который начался в 1900 году, Серов был членом влиятельного общества и журнала русского искусства «Мир искусства», который вырос, в частности из неудовлетворенности движением передвижников.
Всеволод Мамонтов вспоминал: «Серов, неизменно аккуратно одетый, тщательно причёсанный, был всегда обаятелен и на вид угрюмо-серьезен, а Коровин отличался непостоянством, в достаточной степени легкомыслием, малоприятной художественной небрежностью в костюме. Этими чертами отличаются портреты князей Юсуповых (1901-1903, ГРМ), которых Серов начинал писать в Петербурге в 1901 году, а затем в их родовом имении Архангельском под Москвой, портрет приват-доцента Московского университета, миллионера М. А. Морозова (1902, ГТГ). А обращённый к человеку Юра станет актёром и режиссером. Будучи полноправным членом Санкт-Петербургской Академии художеств с 1903 года, в 1905 году Серов ушёл в отставку в знак протеста против казни бастующих рабочих и их семей 9 января, в «Кровавое воскресенье». Поездка в Париж. 1907.
Похоронен на Донском кладбище в Москве. Среди воспоминаний учеников и художников, близко знавших Серова, сохранились сведения о его работе над портретом. К лучшим произведениям мастера относится акварельный «Портрет С. М. Портреты Ермоловой, Горького. 1906. В поисках образа Европы в композиции «Похищение Европы» (1910 ГТГ, ГРМ, МАГМА) он мечтал «оживить» древнюю скульптуру Коры, придав ей пластику реальной женщины.
Мамонтова (1879, ГРМ), двоюродной сестры М. Я. От нее веет здоровьем, безмятежностью. Репин был его наставником с 9 лет.
Работы Серова уже тогда были отмечены печатью таланта и мастерства. Олсуфьевой (1911, ГМИИ) соответствует аскетичной натуре этой удивительной женщины – фрейлины императрицы и. художника-реставратора. Встречается с Л. Н.
Она также позировала художнику во время работы над портретом ГЛ. Вместе с внешним сходством портрет запечатлевает духовный мир человека, создает типичный образ представителя народа, класса, эпохи. Но близость не значит схожесть. Начало его работы на полотне поражало всегда своей смелостью. Вскоре Серов заключил соглашение с Дягилевым о создании к следующему балетному сезону занавеса-эпиграфа к «Шехеразаде». Тогда была создана серия портретов близких ему по духу и интересам людей – С. С. В начале 1880-х в репинской мастерской устраивались «акварельные воскресенья» для начинающих художников. Дягилевым, стоял у истоков этого грандиозного предприятия. В 1900-е гг.
Над образом Александра III Серов работал пофотографии. Там состоялась судьбоносная встреча Серова с художником И. Е. Привязанность к скупому северному пейзажу, умение увидеть и передать его особую выразительность художник перенес в свои исторические картины («Петр I», 1907, ГТГ «Петр I на работах», 1910-1911, ГТГ, ГРМ) и др. Гиршман. 1908.
Даже незаконченное полотно подтверждает: их желание, несомненно, было бы осуществлено. Целью его было оттачивание собственного рисовального стиля, доведение до совершенства лаконичной «серовской» линии. Таков портрет К. Д. Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось.
Княгиня изображена в интерьере своего дворца в свойственном ей пышном наряде. По сведениям, полученным у Н. П. Ульянова, Серов для грунтовки своих холстов употреблял массу, состоявшую из раствора французского кроличьего клея, приготовленного из 55 г сухого клея и 700 см воды (Клей, вывариваемый из обезжиренных кроличьих шкурок, освобожденных от волоса). Спустя много лет знаменитый уже мастер признался Чистякову: «Помню Вас как учителя и считаю Вас единственным (в России) истинным учителем вечных незыблемых законов формы, чему только и можно учить» 3. А. Коровин» (1891), «Ф. Крылова». Работа над ними была начата по приглашению А. И.
В 1904 году Валентин Александрович гостил в Италии, три года спустя он поехал в Грецию. Яхочу, хочу отрадного ибуду писать только отрадное». Поездка в Мюнхен и Голландию. В доме постоянно звучала музыка и велись либеральные споры на самые разнообразные темы, причем участвовать в полемике на тему свободы и равенства обожала хозяйка. Позирующие Серову видели, как он кроит, примеряет, шьет и по нескольку раз бросает.
Его творчество было замечено благодарным зрителем и критиками. Самой значительной своей работой Серов считал картину «Девушка, освещенная солнцем». Коровиным. Мария Симонович не смогла вернуться в Россию, какие уж возвращения после революции.
Конец XVII и XVIII век». Симонович в письме на родину. Портрет Е. П. Самое счастливое время (со слов самого русского художника) была весна 1887 года, проведённая в Италии. Онзанимался организацией выставок искал деньги наиздание журнала «Мир искусства». Уходя, он сказал: Благодарю вас за глаза. » – рассказывала М. Я. Разрабатывая эту тему, Серов как бы преодолевал сопротивление материала: испробовав масло, темперу, акварель, он обратился к технике иконописи, написав «Кору» (1910, частное собрание) на иконной доске яичными красками.
В жизни Валентин Серов и Константин Коровин были друзьями, которым за неразлучность дали прозвище «Коров и Серовин». Серов писал И. С. В 1911-м он рисует К. С. Шаляпин. Мая. 1876.
Симонович-Ефимова. Вдумчивый взгляд, напряженно сомкнутые губы, резкая игра света и тени передают непростой характер и творческое дерзновение будущего мастера. В Домотканове был создан портрет двоюродной сестры Девушка, освещенная солнцем (1888, ГТГ). Поездка в Крым и Сочи с В. Д.
Л. Гиршман», темпера, 1907 «В. Эти рисунки заполняли целую стену той боковой комнаты во двор (в великолепной квартире Сережи в доме 11 по Фонтанке), которая служила "редакцией" в тесном смысле и куда посторонние не допускались. Появление в свет портретов «Девочка с персиками» (1887) и «Девушка, освещенная солнцем» (1888) произвело революцию в живописи, где в то время царствовал мрачный реализм с преобладанием меланхоличных и темных красок. Разница в характерах сказывалась и на подходе к работе: если Коровин заканчивал картины очень быстро, то Валентин Александрович мог уделить одному полотну несколько месяцев. Там были написаны лучшие его пейзажи: «Зимой» (1898, ГРМ), «Баба с лошадью» (1898, ГТГ), «Зимняя дорога в Домотканове» (1904, Рязанский художественный музей), «Стригуны на водопое» (1904, ГТГ) и другие. Портрет И. И.
Серова», 1880, ГТГ), хозяина Абрамцево С. И. Поездка художника в Грецию в 1907 году дала новый вектор этому увлечению архаикой. Да и глядит-то она куда.
Днем люди трудились в поле, а по вечерам обучали крестьян грамоте. Этим подчеркнута значительность личности Петра. Врубелем Серов писал декорации для домашних постановок, сам участвовал в них.
Рождение сына Антона. 1902. Запечатлеть юность и красоту, Серову удалось приемами импрессионистской живописи, но как утверждают специалисты, с этим стилем художник впервые столкнулся только в 1889. «Три впечатления захватили художника особенно: море, архаическая эллинская скульптура и Акрополь» 26. В 1880 году Илья Репин предпринял путешествие в Крым для того, чтобы собрать материал для монументального полотна «Запорожцы». Дягилева, И. Э.
Он слышал выстрелы, видел убитых. После усмирения» — Третьяковская галерея, темпера «Солдатушки, бравы ребятушки. » — Русский музей). Обращение к работе над «Юдифью» и «Шехеразадой» было связано во многом с давним интересом Серова к искусству Древнего мира.
Серов приготовлял как клеемеловые, так и полугипсовые грунты. Портреты Г. Л. 15 в. ) привело к резкому росту выпуска книг. Иным методом работал Серов в эти годы над многосеансными портретами. Симонович (1879, ГТГ) – будущей «Девушки, освещенной солнцем». Серов словно пытается проникнуть в тайну, как в детях начинает проступать личность взрослого человека и оказывается прозорлив.
Выдающийся мастер портретной живописи Валентин Александрович Серов (1865 – 1911) с 8-летнего возраста учился под непосредственным руководством И. Репина. Бакста (оба – первая половина 1900-х, ГРМ). Строгий, почти монохромный портрет греющейся у печки С. В. Поездка в Германию. 1903. Эти чувства выплескиваются в антимонархических карикатурах 1905 года (рисунок «1905 год. (1905, ГРМ), Баррикады, похороны Н. Э. Баумана (1905, Гос.
Орловой. Каждые ее поза и жест, лаконичные и выразительные, представляли находку для художника. К тому времени художник был увлечен эстетикой Древнего. Биография мальчика неожиданно изменила направление, когда внезапно умер отец.
Художник давно мечтал написать портрет всаду, где играют солнце итень листвы. Левитана. Домотканово», 1904 обе — Третьяковская галерея).
В Абрамцеве он пишет знаменитый портрет двенадцатилетней Веры Мамонтовой Девочка с персиками (1887, ГТГ), в котором художнику, как он пишет, хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, как у старых мастеров. Дягилев включил ее в программу своей антрепризы. В 1909-1910 годах он создает удивительные по своей графической чистоте рисунки балерин «Русских сезонов» – Т. П. Мастер не нарушал границ жанра, предельно утрируя характеристику лишь в шаржах. Героями этого портрета стали сыновья художника, Юра (слева) и Саша (справа), которых он изобразил на веранде дачи неподалеку от берега Финского залива. Серов писал, что портрет «должен быть не хуже Орловой – такова воля заказчиков» 11.
Кроме музыки, отец увлекался естественными науками, архитектурой и хорошо рисовал. в зеркале у края холста). заменялся кодексом.
«Какой молодец Антон. О. Гиршман», 1910-1911 все — Третьяковская галерея «Ида Рубинштейн», темпера, уголь, 1910, Русский музей) живопись и графика соперничают тут друг с другом на равных, хотя в ряде случаев (напр., в портрете И. А. Морозова — темпера, 1910, Третьяковская галерея) сильные цветовые эффекты доминируют. Форму лейб-гвардии Преображенского полка Николай носил вбудни. Княгиня Орлова была одной из самых элегантных женщин Петербурга. В эти несчастные пропуски он писал пруд (Заросший пруд. Творческая атмосфера, царящая в доме, знакомство с видными деятелями искусства того времени располагало к раннему проявлению художественного таланта мальчика. Чистяков хорошие семена посеял, да и молодежь эта золотая. На выставке представлены эскизы к постановке в Мариинском театре 1907 года (ГТГ, ГРМ). Она умерла в 1955 году, ранее переслав в Третьяковскую галерею рисунки и письма знаменитого родственника.
Тесная связь художника с театром отразилась в создании тонких психологических портретов людей артистической среды. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаВалентин СеровГоды жизни: 19 января 1865 — 05 декабря 1911Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникВалентин Серов писал портреты ипейзажи, рисовал иллюстрации ивыпускал журнал «Мир искусства», преподавал живопись исостоял всовете Третьяковской галереи. И. Шаляпин», уголь, мел, 1905 «Г. «Он сказал: Глаза те же. Тот же прием использован и в монументальном портрете Ф. И. Хрупкой женственности Е. С. Лесков (1894, ГТГ).
Позднее останки перенесены на Новодевичье кладбище. Портреты П. П. На таком холсте с очень крупным зерном и саржевым характером плетения нитей был выполнен портрет М. Н. Ермоловой (1905), но большинство портретов маслом художник предпочитал писать на различного вида грунтованных холстах фабричного изготовления, преимущественно покрытых масляным грунтом. Как же хватало на это сил у него и терпения у модели.
Работа над полотном шла три месяца. Выход Серова явился единственным подобным актом за всю историю существования Академии. Отец – композитор и музыкальный критик Александр Николаевич Серов (1820-1871), автор опер Юдифь, Рогнеда, Вражья сила. Хочется смотреть и смотреть на них. Своему другу А. С. Мамонтову Серов сообщает в 1890 году: Написал я в Костроме два портрета. Художник давал уроки русскому мальчику каждый день.
Текучесть, «подвижная сущность» акварели раскрывает сам процесс создания портрета, отражает темп работы художника, обладающего способностью мгновенно схватывать облик и психологическое состояние модели. Представители «модерна» использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (Хенри ван де Велде в Бельгии, Йозеф Мария Ольбрих в Австрии, Антонио Гауди в Испании, Чарлз Ренни Макинтош в Шотландии, Федор Осипович Шехтель в России). Он изобразил своих старших сыновей. Внимание художника привлекали подчеркнуто простые, неброские виды русской природы.
Машков и др. Он пишет их так, как если бы случайно увидел погружёнными в мысли и мечты. Шаляпина (1907, ГЦТМ). Павловой (оба – ГТГ).
«Скупой на восторги» Серов был настолько очарован балетом, что выразил это в хвалебном отзыве: «Так много вложено в эти танцы истинной красоты, красоты одеяний, фона, красоты самих существ, движимых пленительной музыкой Римского-Корсакова, что. Спустя годы Константин Коровин писал обэтом портрете: «Серов первым изхудожников уловил изапечатлел наполотне мягкость интеллигентность ивместе стем слабость императора». Выходит из ТПХВ. С самого возникновения антрепризы С. П. По их мотивам Серов создал несколько вариантов эскизов (1910-1911 ГТГ, ГРМ, ГЦТМ), часть из которых представлена на выставке.
Знакомство с К. А. Валентин Серов (1865-1911) — величайший русский художник. Представленные на выставке в ГТГ шаржи на Л. С. Для молодого художника – это было настоящей удачей, которую подарила ему судьба. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. Он добился поставленной цели — чувства «свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах» (как он позднее рассказывал художник и искусствовед Игорь Эммануилович Грабарю), воплотив в этих образах юности, света, радости принципы импрессионизма, — причем с беспрецедентной для национальной традиции последовательностью и полнотой. Дягилева (1909).
Участие в Первой коллективной выставке произведений русских художников, организованной в Вене. 18 февраля вместе с В. Д. Первоначально Серов воздерживался от полихромного, яркого стиля живописи 1880-х годов и часто предпочитал преобладающую гамму чёрно-серого или коричневого тона. Украшением выставки является впервые привезенный в Москву подлинный занавес к балету «Шехеразада» – единственный реализованный при жизни Серова проект, отражающий его стремление к монументальной форме.
Станиславского (ГТГ), друга детства, когда-то они вместе выступали на сцене в доме Мамонтовых. «Девочка сперсиками», полотна счленами императорской семьи, афиша сАнной Павловой ипортрет обнаженной Иды Рубинштейн— вспоминаем творчество известного русского художника. Валентин Серов родился в 1865 году в семье талантливого композитора известного музыкального критика, Александра Николаевича Серова и его ученицы, пианистки Валентины Семеновны Серовой (в девичестве Бергман). Он понял несовершенство своего метода работы и необходимость внесения в него корректив. Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. Поездка с Л. С.
Остроуховым, М. С. Петр на журавлиных ногах, грозный и стремительный, движется навстречу сильному ветру. И если не всё творчество Серова можно назвать «отрадным», то есть в этой картине то, с чем художник не расстанется – стремление проникнуть во внутренний мир изображаемого. Эскизные портреты детей царя— 17-летней Ксении, 14-летнего царского сына Михаила и11-летней Ольги— художник рисовал снатуры. Живет с матерью в Мюнхене. Увезла ее сама модель, которая вышла замуж во Франции.
Правда, как у критики, так и публики, эти шедевры не вызвали особых эмоций. Легко сказать, но трудно поверить. Вместе с В. Д.
Портрет O. K. На выставке представлены эскизы монументальных росписей, созданные по заказу издательств, графические «картины по русской истории», декорации для театра, знаменитая афиша для «Русских балетов Сергея Дягилева». Желание писать «только отрадное» (о чем сам художник свидетельствовал в письме своей невесте О. Ф. Трубниковой, в 1887 году) с годами все более противоречит нервной реакции на возрастающую политическую нестабильность — в особенности в годы революции и контрреволюции 1905-1907 годов, когда Серова мучительно гнетет «тупая мгла» «российского кошмара» (из письма О. Ф. Серовой, 1907). И. Э. Выразительный образ экстравагантной О. К.
Мамонтова (1898), Мариинского театра (1888 и 1907) и антрепризы С. П. Матэ был известным гравером, академиком, профессором Академии художеств. Незадолго до смерти он заключил договор с И. Н. Рождение сына Александра. 1894. Бакста.
Эскизы отличает единая приглушенная цветовая гамма, поэтично охарактеризованная А. Н. Революция 1905 года оставила заметный след в творческом наследии и жизни художника. Здесь и создал художник одну из лучших своих картин, назвав её «Дети Саша и Юра». Участие во Всемирной выставке в Париже (Grand Prix за портрет Павла Александровича). Особую главу Валентина Александровича составляют произведения «деревенского Серова» — этюды и картины с сельским пейзажемПейзаж (французское paysage, от pays местность) — вид изображение какой-либо местности в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), а также в поэзии (пейзажная лирика) и прозе, при котором основной предмет изображения — природа. Лукомской» (1900, ГТГ), где сложная психологическая характеристика модели словно предрекает трагическую судьбу изображенной.
Щербатовой (1911, ГТГ). Бенуа как «древний ковровый подбор красок» 21. Ему настолько понравилось это место, что он купил себе участок в деревне Ино, выстроил двухэтажный дом и приезжал туда каждый год. Толстым во время работы над портретом С. А. Толстой. 1893.
Пришлось писать с 8 утра до 8 вечера (этак со мной еще не было). Ефимовым и Н. Я. Получает звание академика живописи. 1899. Работая темперой, художник большей частью пользовался холстом фабричного изготовления, покрытым полугипсовым грунтом, на нем были исполнены портреты А. П. Ленского и А. И. Южина, Иды Рубинштейн (1910) и другие. Очень достоверно передана обстановка комнаты. Избран действительным членом Академии художеств. 1904. Серов был крайне скромен, оценивая реакцию публики на свою работу.
После написания портрета Марии Федоровны Морозовой (1897, ГРМ), матери архимиллионеров Морозовых и картины-портрета С. М. Боткиной (1899, ГРМ), показанного на Всемирной парижской выставке, началась новая линия в творчестве художника. Многие же воспринимали «Петра» как карикатуру. Свобода самовыражения, неразличимо сливаясь с правдой образа, достигла особой непринужденности в женских и детских портретахПортрет (французское portrait) — изображение или описание человека или группы людей в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность. Портреты певца Таманьо и художника И. Левитана были также выполнены в несколько сеансов. Интересен показанный на выставке вариант разработки костюма и грима Олоферна для Ф. И. В 1906-м Серов приступил к работе над портретом ГЛ.
В карандашном рисунке особенно наглядно прослеживается путь мастера от натурной штудии к лаконичному изображению-знаку, выразительной краткости высказывания, тот поиск «идеальной линии», которому были подчинены последние годы жизни художника. Первоначально в Древнем Риме слово imperium обозначало верховную власть (военную, судебную, административную), которой обладали высшие магистраты — консулы, преторы, диктаторы и др. Так, над портретом М. Я. Симонович – «Девушка, освещенная солнцем» – Серов работал в течение почти 90 сеансов. Художник Репин продолжал заниматься с Серовым и в Москве. «Острый глаз, острый карандаш» 4, – говорил о нем Л. О.
Поездка в Берлин и Париж. 1910. «А я Ольга Орлова и мне все позволено и все, что я делаю, хорошо», – высказывался об образе сам художник. Грабарь. Художник М. Курилко пишет: «Валентин Александрович ставил мольберт почти рядом с натурой. Здесь можно увидеть еще один портрет«девушки, освещенной солнцем», – двоюродной сестры художника Марии Симонович, но уже в более старшем возрасте, замужней женщиной, у которой теперь фамилия Львова.
Рождение сына Георгия. 1895. Начиная с 1890-х годов в творчестве В. А. В поисках ключа к созданию нового образа Гиршман он поначалу ориентировался на стиль Энгра, но в процессе работы точка отсчета сменилась: «Уж теперь не Энгр, а, пожалуй, к самому Рафаэлю подбираемся» 9. Петр I Портрет Г. Л. Серов был близок к кругу зачинателей «Русских сезонов» во главе с С. П.
Поездка в Париж. Первые значительные произведения Валентина Серова («Девочка с персиками», 1887 «Девушка, освещенная солнцем», 1888 обе — Третьяковская галерея) явились новым этапом истории русского искусстваИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. Стремясь обрести «современную манеру» изображения древнего мифа, художник переходит от традиционной станковой картины к монументальной форме панно, созвучной и античным первоисточникам и художественным поискам эпохи модерна. Бенуа (1908, ГРМ) – передан жизнерадостный нрав женщины. Очень здорово прорисованы детали, каждый штрих несет в себе теплоту мастера. мастерство Серова-портретиста достигла апогея.
а творил образ человека, раскрывая его внутреннее содержание». Бенуа писал о шуточных зарисовках, созданных Серовым во время встреч «мирискусников» : «Какие чудесные, необычайно меткие карикатуры нарисовал он на всех нас. В нем, как в фокусе, соединились основные драматургические линии, намеченные в экспозиции, – крупная форма и минимализм графического арабеска, декоративное панно и театральная афиша идеальная обнаженная модель и выразительный характерный портрет. Знакомство с семьей Мамонтовых. Я. Дервиз с ребенком», 1888-89 «Мика Морозов», 1901 оба — Третьяковская галерея). Вот в чем особый метод Серова.
Свет играет яркими пятнами на всех предметах и на скатерти, поражая цветовыми переливами. Затем он отходил от мольберта, сравнивал работу с натурой и опять принимался за дело, пока ему снова не требовалось взять что-то нужное у модели. и Ю. С.
Уже в акварельном эскизе (1906, ГТГ) проступает сложный замысел художника. Портрет великого князя Павла Александровича. 1898. Полотно приобрел П. Третьяков еще до открытия выставки. Ведь именно картина «Девочка с персиками» принесла художнику известность.
Онговорил: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Это наполняет картину теплом домашнего уюта. Карзинкиной (1905, БГХМ) вторит мягкий пастельный штрих, а декоративную красоту изображения подчеркивает пустое пространство листа.
Переезд с матерью в Париж. Грабарь писал: «Серов берет свою модель каждый раз по-другому, так, как не брал до этого еще ни одну из прежних и так, как он находил это для нее наиболее характерным» 10. Похоже, княгиня прочла этот «подтекст» и избавилась от картины, подарив её музею Александра III (ныне Русский музей). По одной из версий, Иду Рубинштейн – танцовщицу, прославившуюся выступлениями в балетах «Клеопатра» и «Шехерезада» – Серов также писал для афиши «Русских сезонов». Мамонтовой (1887, ГТГ) отличаются характерной четкой проработкой контуров острыми штрихами угольно-черного карандаша.
Репина (1901, ГРМ). Готовый раствор охлаждался в течение суток, после чего разогревался и в теплом виде смешивался с 300 г гипса, 350 см3 воды, 10 см3 глицерина. Домотканово, 1888, ГТГ). Орловой напоминают рисование цветом.
До конца жизни Серов продолжал учиться. Серову и Шаляпину удалось вдохнуть жизнь в каменные рельефы Ассирии. В Мюнхене Серов изучает коллекцию Старой Пинакотеки, копирует Веласкеса. 1886. Работы для театра выделены в отдельный раздел выставки. Гиршман – начало целенаправленного поиска «большого стиля», опирающегося на достижения мастеров прошлого и отвечающего запросам нового времени.
Серов видел Петра ужасным, а не «слащавого оперного героя и красавца», как он писал. Но зрителю знаком именно образ созданный Серовым. Миру искусства служили его родители – отец, Александр Николаевич известный композитор и музыкальный критик мать, Валентина Семеновна, пианистка.
Можно даже сказать, что он исчерпывается в серовском совершенстве» 30. Таковы, например, портреты Г. Н. Федотовой (1905), М. Н. Ермоловой (1905), Г. Л. Гиршман (1907). Валентин Александрович Серов – прославленный русский художник и график, вошел в историю как изумительный мастер портретного жанра, автор бессмертного произведения «Девочка с персиками». Первое название картины звучало просто – «Портрет Веры Мамонтовой».
В античном мире и в средние века книги размножали путем переписывания. С 1899 года В. А. Серов работал над иллюстрациями к книгамКнига — непериодическое издание в виде сброшюрованных листов печатного материала (объемом более 48 страниц) средство информации. Хотя в результате работа стала самостоятельным полотном, это предположение объясняет, почему перед нами опять не столько портрет реального человека, сколько сценический образ «чаровницы, гибель с собой несущей». В эскизах Серова И. Э. Они неизменно вдохновляли Серова на создание острохарактерных образов.
Поездка в Вену и Италию с И. С. В 1906 году к Серову обратился известный издатель и книгопродавец И. Н.
Ведь этакое создание. Домотканово», 1895 обе — там же «Зимой», 1898, Русский музей «В деревне. Героическая эпоха Петра 1, суровая и небывалая, завладевает воображением художника. Сама картина написана в холодных голубоватых тонах.
«Не каждый день бывают такие находки. Бакстом в Грецию и на Крит. Мамонтовым. Избран членом попечительского Совета Третьяковской галереи. 1900. В. О.
Именно Серов первым ввел рисование с обнаженной женской модели. Своё «настоящее» название картина получила на VIII периодической выставке в Москве, прошедшей в декабре 1888 года. Становится свидетелем расстрела демонстрации 9 января. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси. Крылова – одного из самых знаменитых циклов Серова. Однако его приход открыл новую эпоху в истории училища.
В 1911 году Серов создал знаменитый овальный портрет Генриетты Леопольдовны, в котором он опять прибегает к эффекту «пластического цитирования» или, точнее, своеобразного творческого диалога со «старыми мастерами». Отклоняет приглашение преподавать в Академии художеств. "Девушка, освещенная солнцем" "Заросший пруд". Матэ. После этого была Девушка, освещённая солнцем и другие. Мамонтовыми. Занавес нередко удостаивался специальных аплодисментов публики.
«Надо знать ремесло, рукомесло. Изобразительное и декоративное искусство «модерна» отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор. : культ сильной линии, броского, монументального жеста и позы («М.