На знаменитой картине «Охота на гиппопотама», одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами. Эти мотивы оказались выражены в портрете известном под названием «Четыре философа».
По-лисьи лукаво смотрят на зрителя зеленоватые глаза девушки. Выехав из Мадрида 28 апреля, 11 мая Рубенс был в Париже и уже через два дня в Брюсселе. Казалось, мастером в краски подмешивалась настоящая человеческая кровь.
В возрасте 11 лет, Питер вместе со старшим братом стал посещать латинскую школу. Триумфальное шествие кардинала-инфанта длилось целый день, который закончился в соборе.
Иезуиты этим преследовали абсолютно конкретную цель: Рубенсу была заказана «Библия бедных», в которой чередовались ветхозаветные и новозаветные сюжеты. По И. Е. Прусс, он был одним из создателей этого стиля и его крупнейшим представителем, но во многих отношениях его творческое кредо роднило его с Ренессансом. Содержание предстает проясненным как высокая героическая трагедия.
Светлые волоски, выбившиеся из прически, непокорно вьются у висков, образуя мягкий и светящийся ореол вокруг лица. В мастерской он обыкновенно оставался до пяти часов пополудни. Пришлось писать повторения картин из-за того, что два полотна из числа подарков погибли безвозвратно47.
«Мой талант таков, что как бы непомерна ни была работа по количеству и разнообразию сюжетов, она еще ни разу не превысила моего мужества», — в этих полных достоинства словах Рубенса заключена суть его эмоциональной жизнелюбивой натуры. Гилаейра и Феба были дочерями царя Левкиппа, обрученными с Идасом и Линкеем Афаретидами, сыновьями мессенского царя Афарея.
Достаточно быстро Рубенс получил должность попечителя картинной галереи герцога, но, в общем, крупных заказов почти не было (единственное исключение— оформление церкви иезуитов в 1603 году) и даже в 1607 году в одном из писем он сетовал, что его работы почти не представлены в коллекции Гонзага. Наиболее раскрепощенной юная жена художника предстаёт перед зрителями на картине «Шубка» (другое название: «Венера в мехах»). По К. Кларку, «он настолько полно реализовал выразительные возможности женской наготы, что на протяжении всего следующего века художники, не являвшиеся рабами академизма, смотрели на него глазами Рубенса изображая пышные тела жемчужного цвета».
В отличие от тициановского портрета Карла V, Рубенс придал композиции больше динамики, направив всадника прямо на зрителя. Живого человека так изображать было не принято, этого не мог не знать художник. В дневнике Делакруа Рубенс— «Гомер живописи»— упоминается 169 раз230.
Лицо и платье маркизы четко выписаны, создан цельный образ аристократки.
Рубенс без колебаний использовал в религиозных сюжетах обнажённую натуру. Должность предполагала контроль над исполнением испанского законодательства5. В портретах Марии Медичи (ок. Это произведение не парадное, оно подчеркнуто камерное и простое по композиции. Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии.
Герцог Брабанта 29 июля даровал аналогичную привилегию Рубенсу на своей территории, а 16 января 1620 года она была распространена на все Испанские Нидерланды. В Мантуе он обосновался с лета 1601 года, но не собирался сидеть на одном месте. Рубенс живо продолжал интересоваться не только теоретической наукой, но и прикладной. Бригитта Спинола Дориа происходила из влиятельного генуэзского дворянского рода Дориа, представители которого боролись за первые роли в государстве.
Ярким примером такой работы являлся портрет маркизы Вероники Спинола-Дориа64. Елена стала любимой моделью художника в последние годы его жизни. Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок, они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (Возчики камней, около 1620, Пейзаж с радугой, около 1632-1635, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург). Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса. Рубенс был чрезвычайно плодовитым художником.
Сюжет для него позаимствован из греческой мифологии. Символический смысл картины раскрывался в трёх книгах, лежащих перед изображёнными. Денег для передачи маршалу Субизу Рубенс также не получил. Дочь Клара-Серена родилась в 1611 году и умерла 12-летней от болезни. С наслаждением писал местные пейзажи.
15 сентября художник прибыл в Мадрид. Дело тут не в страданиях распятого, а в усилиях распинающих108. В частности, старейшина Гильдии святого Луки художник-маньерист Абрахам Янсенс (1575—1632), также проработавший три года в Италии, предложил Рубенсу «дуэль», в рамках которой художникам предстояло написать по картине на один и тот же сюжет. Сам художник разделял вкусы большинства представителей своей эпохи: он изображал своих «граций» с явным восхищением, без тени иронии и без преувеличений. Триптих «Снятие с креста» для городского собора Антверпена был заказан Рубенсу в 1611 году антверпенской гильдией стрелков.
Для приёма посетителей была предназначена ещё одна зала, оформленная в тёмных тонах. Церемония была назначена на 17 апреля 1635 года и подготовка заняла более года. Собственных работ Рубенса этого периода сохранилось очень мало. Будучи протестантом, его отец с семьей бежал в Германию, спасаясь от террора.
В версии, которая перед нами (1639), Парис изображен в пастушеском наряде, пристально разглядывающим трех великолепных нагих женщин, которых он попросил снять одежды, чтобы ничто не мешало судить об их красоте. Рубенс словно наделяет портретируемых своими качествами, всесторонне раскрытыми в четырех Автопортретах (1615—1616, Флоренция, Галерея Уффици 1612—1613, Виндзор, Королевские собрания 1625—1626, Антверпен, Музей Рубенса 1639, Вена, Музей истории искусства). Клоду Пейреску он писал, что 12-летний сын неплохо успевает в греческой литературе. Наряду с ними для одной из галерей Люксембургского дворца в Париже был создан цикл больших полотен «Жизнь Марии Медичи» (1622—1625, Париж, Лувр), тематика которых была связана с современными политическими событиями. Сохранилась обширная переписка Рубенса, преимущественно дипломатическая. В картине «Большой Страшный суд» вытянутые руки и тела персонажей образуют некое подобие арки, на вершине которой Господь.
Желающих работать в мастерской Рубенса оказалось так много, что в 1611 году он писал Жаку де Би, что многие желающие учиться у него соглашались ожидать вакансии по нескольку лет, а за два года пришлось отказать более чем сотне соискателей, в том числе родственникам самого Рубенса и Изабеллы Брант. Период творчества Рубенса после 1630 гиногда иногда называют «стеновским». Семья воссоединилась в Троицын день 1573 года, в 1574 году родился сын Филипп. Герцог Ришельё заказал ему две картины и решил вопрос с триумфальной галереей Генриха IV165.
Его ню лишены исторически-воспитательного или метафизического подтекста в одном из писем Рубенс рассуждал, что если человек состоит из плоти и крови, то таким его и следует изображать112. Минерва (Афина) изображена с совой (ее доспехи лежат рядом), Венеру (Афродиту) сопровождает ее сын Купидон, а Юнону (Геру) – павлин. Разве что истинный талант. Незадолго до кончины Рубенс набросал её портрет.
КОНТИНЕНТЫ. Если бы понадобилось одним словом охарактеризовать жизнь Питера Пауля Рубенса, то вполне подошло бы слово «энергия». Ошибка в названии возникла в XVIII веке во Франции, где в одном из каталогов работ художника полотно было записано: «Le Chapeau de Paille» («Соломенная шляпа»). Рубенс стоял между Микеланджело и Бернини как художник своей эпохи, который смог объединить в своём искусстве живопись, скульптуру и архитектуру.
В большом полотне «Похищение дочерей Левкиппа» (ок. Ферма в Экерене приносила 400 флоринов в год. В гуманитарной области он всё более и более интересовался средневековой и современной ему французской историей (в том числе «Хрониками» Фруассара), даже выписал себе мемуары Оссата— посредника обращения Генриха IV в католическую веру— и собирал документы о царствовании этого короля и его наследника Людовика XIII. По словам одного из биографов, Рубенс «необычайно любил свой труд и потому жил всегда так, чтобы работать легко, не нанося ущерба своему здоровью».
У иезуитов Питер получил отличное знание латыни и классической античности и проявил незаурядные способности лингвиста: он одинаково свободно читал, писал и говорил на родном нидерландском, латинском, французском и итальянском языках и в той или иной степени был знаком с немецким испанским и английским языками12. Король вернулся в Вальядолид в первых числах июля. По возвращении из Италии Рубенсом были исполнены прославившие его на родине две монументальные алтарные композиции — триптихи «Воздвижение креста» (ок.
Справа (прямо над сиденьем стула) намечена еще одна пара рук. Не иначе, он подмешивал в краски человеческую кровь – шептали они. Контраст похотливой старости и цветущей молодости привносит в картину оттенок драматизма. По мнению К. Кларка, рубенсовское изобилие плоти можно понять, только учитывая, что он был величайшим религиозным художником своего времени115. Полотно датируется именно по возрасту детей, определяемому визуально (даты их рождения хорошо известны). Цикл был решен не в форме светского апофеоза, а восходил к традиции исторических хроник.
В феврале 1639 года состояние художника уже вызывало опасения222. Им тесно в пределах двухмерного пространства. Губерта, Диану на охоте и подобное.
Иными словами, он готовил для себя запас сюжетов, моделей и технических решений. С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. Уроженец купеческого Антверпена в предисловии к книге писал, что отдал предпочтение генуэзским домам, «более подходящим для обычных семейств, чем для двора владетельного князя»146147.
Соперничество кончилось трагедией. 1630—1640, Вена, Музей истории искусства). Рубенс делает фантастическое освещение носителем своего переживания идя по тому же пути, что и такие глубоко отличные от него художники, как Рембрандт и Эль Греко. Старший сын Ян Баптист навсегда уехал в Италию (там он и скончался), вскоре от болезней умерли ещё трое детей.
Однако, когда ван Дейка пригласили в Англию, Рубенс не стал его удерживать. Существует анекдот, согласно которому Рубенс, работая над картиной «Охота на львов», пригласил в мастерскую укротителя с его питомцем и был так захвачен зрелищем распахнутой пасти, что снова и снова заставлял укротителя раззадоривать льва. Чтобы показать высокое положение портретируемой, Рубенс сместил композиционные планы и поместил фрагмент архитектурного ионического портика на один уровень с лицом дамы, как бы возвышая ее над подданными. Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама. В барочной композиции «Персей освобождает Андромеду» из собрания Эрмитажа фигура Андромеды восходит к одной из античных статуй Venus Pudica (Венеры Целомудренной).
Сила и глубина чувств, характерные для позднего творчества Рубенса, выражены и в пейзажах. В январе 1627 года Жербье доставил Рубенсу верительное письмо от Бэкингема и проект англо-испанского соглашения. Тонкой наблюдательностью, лаконизмом, мягкостью и легкостью штриха отличаются многочисленные рисунки Рубенса: зарисовки голов и фигур изображения животных, эскизы композиций и другие. Наконец и герцог Бэкингем лично посетил Рубенса и купил его коллекцию за 100 000 флоринов.
Брак был заключён с большой поспешностью. Парис решил похитить Елену.
Один из его поклонников, французский художник XIХ в. Эжен Делакруа говорил: «Его главное качество – это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь». По каталогу М. Джаффе насчитывается 1403 аутентичных полотна1. Супруга последовала за ним, сохранились два её письма, которые, по мнению В. Н. Лазарева, «являются замечательными документами возвышенной женской любви и самоотверженной преданности»8.
Рубенс обладал талантом заводить светские знакомства. Они всегда уступают Рубенсу в отношении стихийной чувственности и здоровой эротики. Черты Изабеллы Брандт (первой супруги Рубенса, умершей в тридцатичетырехлетнем возрасте от чумы) и Елены Фоурмен (второй его жены, бывшей значительно моложе супруга) проступают во всех женских персонажах его картин. Остается неизвестным, почему Рубенс не закончил эту картину, которая, возможно, была обрезана уже после его смерти для того, чтобы выглядела более «завершенной».
Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко. Один из самых пленительных образов Елены Фоурмент создан в полотне «Шубка» (ок. Ему предстояло написать «Мадонну» для главного алтаря. Обучение в его мастерской продлилось четыре года по мнению Мари-Анн Лекуре, самым важным уроком для Питера стала любовь и внимание к «Фландрии, чьи пышные красоты позже предстанут перед нами на картинах Рубенса»21.
Ещё ранее ему было поручено отправиться в Гаагу на сепаратные переговоры со штатгальтером Соединённых Провинций. Антверпенские работы 1609—1611 годов демонстрируют быструю эволюцию Рубенса в техническом отношении. Однако новый этап в творчестве Рубенса оказался связан с заказом настоятеля церкви Св.
В Италии, копируя образцы своих предшественников, он вёл записные книжки, в которых осмысливал законы анатомии и геометрии, вырабатывал основы собственной эстетики. Все они без исключения были одобрены заказчиками и цензорами, несмотря на откровенно мирские художественные решения.
Ходили слухи, что он сумел внушить «известные чувства» Изабелле Брант. Причиной тяжбы была дата изготовления гравюры «Распятие»: до продления авторских прав или после.
Зрачки женщины на картине расположены не по центру радужной оболочки. На свою свадьбу Рубенс написал двойной портрет «В жимолостной беседке» («Автопортрет с Изабеллой Брант»). Греческие боги изображенные великим живописцем, очень реалистичны.
О двойственности барокко и творчества Рубенса писал Е. И. Ротенберг. Пользуясь невнимательностью герцога к своей персоне, уже в 1601 году Рубенс отправился в путешествие по Италии из письма брату Филиппу в декабре того же года следует, что он объехал «почти все крупнейшие итальянские города»37.
И конечно же, этим «ноу хау» Рубенс не замедлили воспользоваться наиболее продвинутые художники того времени. Его коллекцию антиков Рубенс оценил в 6850 золотых флоринов и предложил оплатить их 12-ю своими картинами, поклонником которых был Карлтон. Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин История Марии Медичи (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами. По-видимому, он считал достоинством картины обилие изображённых персонажей.
М. Лекуре утверждала, что «создаётся впечатление, что при работе над женской фигурой Рубенс раз и навсегда запретил себе использовать угол»112. Репродукции Питера Пауля Рубенса всегда занимают в них почетное место. Давид соблазнил ее, а Урия отправил на верную гибель. За оформление отвечали Якоб Йорданс, Корнелис де Вос, Эразм Квеллин III, Лукас Файдербе.
13-летнего Питера Мария Рубенс устроила пажом к графине де Лален (урождённой принцессе де Линь) в Ауденарде, где он за счёт патронов продолжил образование, приобрёл навыки каллиграфии и красноречия, а также обрёл вкус к изяществу одежды, в частности, научившись эффектно запахивать плащ141516. Заглушить боль помогает дипломатическая деятельность. Меркурий держит яблоко, которое станет наградой победительнице. Он отказался от национальной фламандской традиции (значимость которой признавал ещё Микеланджело), но так и не смог органично воспринять итальянскую школу26.
Пышные и полнотелые «рубенсовские женщины», безусловно, отражают эстетические идеалы его эпохи. Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь без этого ни один художник не может быть великим Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными». Дипломатическая миссия Рубенса завершилась полным провалом202.
Он ещё продолжал учиться и как профессионал созрел поздно. Но в общем портрет отличается необычайной, нехарактерной для Рубенса скромностью. Однако художник любил писать Елену и просто как любимую жену и мать своих детей. Два главных шедевра Рубенса в этой области — «Похищение дочерей Левкиппа» и «Три грации». Различные аспекты творчества Рубенса привлекали самых разных художников. После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов.
Четыре континента часто изображались в произведениях художников эпохи барокко. Описание жизни Рубенса в Испании оставил тесть Веласкеса— Пачеко187.
Эта же комната служила и личным кабинетом. Ожидавшийся британский посланник не приехал из-за покушения на Бэкингема в Портсмуте 23 августа, о чём в Мадриде узнали лишь 5 октября. Род Колонна (покровители Караваджо) не заинтересовался фламандцем, но Шипионе Боргезе рекомендовал его ордену ораторианцев для оформления храма Кьеза Нуова. В Троицын день, 5 июня 1629 года уполномоченный Рубенс был уже в Лондоне191.
Он правил даже работы Микеланджело и Рафаэля, не говоря о своих современниках50. Рубенс «терпеть не мог излишеств в вине и пище, а также в игре». Сколько поколений зрителей слышало, читало в книгах, рассматривало картину с этим названием, не «спотыкаясь» о его несуразность. По словам Ч. Веджвуда, «Рубенс был хорош, но он не был вундеркиндом», подобным ван Дейку. Коллекция медалей и гемм, а также библиотека досталась старшему сыну Альберту.
Женитьба на Елене Фоурмен резко изменила образ жизни Рубенса. 1750). Называя готический стиль «варварским», он агитировал богатых нидерландцев строить дома с просторными холлами и лестницами, а внушительные размеры алтарей в новоманерных церквях, кессонные своды и просторные простенки могли быть наилучшим образом заполнены картинами из его мастерской148. Далее следовала староголландская и немецкая живопись, представленная в основном портретами Яна ван Эйка, Гуго ван дер Гуса, Дюрера, Гольбейна, Квентина Массейса, Виллема Кея, Луки Лейденского, ван Хемессена, А. Мора, ван Скорела и Флориса.
Фасадные скульптуры также ваялись по моделям Рубенса. Нет традиционных для этого сюжете воинов и палачей, нет горюющих последователей Христа. Она писала, что полотно «выглядит впечатляюще монументально», а персонажи отличаются скульптурностью форм, почти как у Веронезе. По мнению критиков, с технической точки зрения «рубенсовские женщины» лишены каких бы то ни было изъянов. Помимо очаровательных и целомудренных портретов Елены Фоурмен, он создает другие – откровенные, нежные и чувственные – ее образы (в «Пастушеской сцене», «Вирсавии»).
Беломраморное решение фасада символизировало Небесный Иерусалим, спустившийся на землю143. Художник в письмах жаловался, что французский двор его утомил. Это, пожалуй, самые эмоционально тонкие портретные образы.
Точные маршруты странствий Рубенса сложно реконструировать, документально подтверждается его многократное пребывание в Венеции, Флоренции, Генуе, Пизе, Падуе, Вероне, Лукке и Парме, возможно в Урбино и в Милане, где он скопировал «Тайную вечерю» Леонардо. Рубенсу нравилась жизнь сельского аристократа. О подаренном ему небольшом полотне Рубенса он писал, что установил его в своей мастерской словно «в святилище для поклонения».
Когда посольство 28 января проследовало через Антверпен, Рубенс не стал встречаться с его членами и отправил главе посольства письмо, в ответ получив записку с фразой «мы не нуждаемся в художниках», которая быстро стала анекдотической206. Рубенс, как никто другой, владел искусством карнации – изображения живого тела. Далее он перешёл к Адаму ван Ноорту18. Возможно, это труды Сенеки. В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса. Своей личной палитры Рубенс ещё не изобрёл. Предложение было рассмотрено на Тайном совете 16 августа и отвергнуто203.
Более 1000 картин художника – это монументальное достижение. Помимо перечисленных, на полотне запечатлен автопортрет его автора— отдельно от учёных слева— и (справа внизу) любимый пёс Липсия по кличке Мопс. В сравнении с Рубенсом, Ватто кажется болезненным меланхоликом, Буше— холодным развратником, Ренуар— утончённым сластолюбцем»232. Художник дважды был женат.
Приступ апреля 1638 года поразил правую руку, лишив его возможности писать. За первое десятилетие самостоятельной работы Рубенс написал семь картин на сюжет Распятия, пять— снятия с креста, три— воздвижения Креста, пять Святых Семейств, шесть поклонений Младенцу Христу (волхвов и пастухов), множество изображений св. Луки214.
Неужели она была настолько скромна. От Изабеллы словно исходит невидимый свет. Среди портретов великого фламандского живописца это полотно занимает особое место. Фромантен считал, что Рубенса «восхваляют, но не смотрят»233.
Тем не менее, военные поражения в Испанских Нидерландах и невнятная позиция Оливареса привела к тому, что восстановление отношений было невозможно. Впрочем, он продолжал исполнять поручения мантуанского двора: приискал резиденцию в Риме для герцогского сына, назначенного кардиналом и приобрёл для коллекции «Успение Богородицы» Караваджо55. Далее, работая с натуры, он подчинял реальные зримые формы канону, запечатлённому в памяти.
Вторая серия осталась неосуществленной. Колористическую задачу Рубенс выполнил на контрасте светлой гаммы одежд и тёмного фона (особенно в «Домицилле»), который скупым стилем может напомнить Караваджо, но без его световых эффектов.
По мнению Ч. Веджвуда, «Рубенс был лучше подготовлен, чем большинство молодых художников, пересекавших Альпы до него». Прибытие французского посла с большими финансовыми возможностями означало выбытие Рубенса из «дипломатической гонки»197. Лекуре, «доходило до угодничества». После возвращения Рубенса они продолжили сотрудничество, причём, по мнению Анны Воолетт, «это было соавторство редкостного сорта— не просто между художниками равными по статусу, но и между живописцами, чьи стилевые искания были направлены в разные области— многофигурные и аллегорическо-исторические сцены у Рубенса и атмосферные эффекты в пейзажах и натюрмортах у Брейгеля»101. Рубенса также нередко называют основоположником барокко в живописи, хотя это утверждение иногда поддаётся сомнению. Таким образом, суд Париса стал причиной Троянской войны, окончившейся разрушением Трои.
В коллекции оказалось 13 работ Питера Брейгеля Старшего— преимущественно пейзажей. В июле 1718 года церковь сгорела и от живописи художника не осталось и следа, за исключением немногих предварительных эскизов и набросков. Изабелла Брант еле заметно улыбается, что намекает на испытываемые ею чувства радости и счастья. Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами). Во время своих прогулок верхом по сельской местности Рубенс часто останавливался, чтобы сделать набросок привлекших его внимание ворот или моста или куста куманики, которые казались ему интересными и достойными его внимания. Сделка была совершена и художник сделался обладателем 21 крупной, 8 «детских» и 4 поясных скульптур, 57 бюстов, 17 пьедесталов, 5 урн, 5 барельефов и набора прочих предметов.
Однако на свадьбе принцессы Генриетты в Париже в мае 1625 года Рубенс сумел завести знакомства при английском дворе и лично с герцогом Бэкингемом, сделавшись единственным авторитетным связным между испанскими властями и английским двором, который мог оказать давление на Голландию164. Первое время художник квартировал в доме матери на улице Куван. Драгоценности покойной Изабеллы Брант были оценены в 2700 флоринов. Письма Питера Пауля к нему не сохранились, но остались послания старшего брата младшему.
Получив первоначальные навыки и отточив их, в 1595 году Рубенс перешёл в мастерскую самого знаменитого антверпенского живописца того времени— Отто ван Веена (Вениуса), получившего образование в Италии и привнёсшего во Фландрию дух маньеризма14. Осталось несколько полотен с изображением Альберта. На почти парадном «Автопортрете с супругой» без излишнего пафоса, мило, по-семейному изображена благочинная супружеская пара. Отдельного внимания заслуживают и пейзажи Питера Пауля Рубенса.
В первых работах (особенно в картине «Поклонение пастухов») фигуры и их одеяния по полированной жёсткости более напоминали скульптуры, складки одежды в академической манере были уложены правильным порядком или даже изображались летящими по ветру, хотя это не предусматривалось сюжетом. Духу, он исполнил две копии с картин Корреджо в дар для императора Рудольфа II. В алтарных работах драпировки стали выглядеть естественно, художник научился передавать движение ткани в соответствии с естественными движениями человека, носящего эту ткань. Рубенсу было 53 года, а его жене— 16, она была ровесницей его сына Альберта.
Однако во второй половине XVII века во Франции, где он впервые столкнулся с неприятием, началось противостояние «рубенсистов» и «пуссенистов». К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность. Был возведён в дворянское достоинство испанским королём Филиппом IV (1624) и пожалован рыцарством английским королём Карлом I (1630) со включением геральдического льва в личный герб. За 10 лет брака родилось пятеро детей: дочь Клара-Иоганна, сын Франциск, Изабелла-Елена, Питер Пауль и посмертная дочь Констанция Альбертина (она родилась через 8 месяцев после смерти отца)219.
Художник узнал обо всём лично от инфанты и был глубоко удручён. Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – Елена Фаурмент с детьми (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), Три грации (1638-1640, Прадо, Мадрид), Вакх (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена). Но Рубенс, однако, не ограничивается ими.
Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль, великий фламандский художник. Гвидо Рени ещё в Италии говорил, что «Рубенс подмешивает в свои краски кровь», подчёркивая, насколько реалистично тот научился изображать человеческую плоть. Там, в верхней части картины, словно веером, расположились длинные конские морды, взметнувшиеся руки охотников, пики и мечи, которые образуют мощные диагонали, возвращающие взгляд зрителя в центр полотна, в центр схватки.
На «Портрете Изабеллы Брант», написанном около 1626 года, художник приоткрыл все-таки хоть немножко прелестей своей первой жены. Портрет девушки выполнен по рисунку, написанному с натуры. Поскольку в Антверпен вернулась чума, в октябре 1625 года Рубенс вывез семью в Лаэкен.
Присматриваясь к изображенным на картинах образам, можно с удивлением поймать себя на мысли, что они невероятно похожи на живых. Мужские фигуры Рубенса всегда подтянуты, широкоплечи, с развитой мускулатурой рук и ног.
Речь шла о «Воздвижении креста». Питер Пауль Рубенс родился в семье антверпенского адвоката. Помимо его гонораров, доход семье по-прежнему приносила сдача комнат внаём9. Мифологическая тематика в большей степени отвечала творческим импульсам художника.
Однако к тому времени мастерская Рубенса почти развалилась, а «аспиранты» разбежались201. Первый успех у эрцгерцога привлёк внимание герцога Гонзага к своему придворному художнику. Игнатия (ныне посвящённой св. Личных дневников художник не вёл, да и письма его содержат почти одну деловую информацию.
За конный портрет короля Рубенс удостоился стихотворной похвалы от Лопе де Веги, назвавшего его «новым Тицианом»186. В сложной эмблематике этого полотна заключена высокая эрудиция ученого-гуманиста. За работы, полностью исполненные самостоятельно, он удваивал цену98. Елена была десятым ребёнком и Рубенс впервые запечатлел её в 11-летнем возрасте для полотна «Воспитание Богородицы».
Расстались они, впрочем, вполне мирно: ван Дейк подарил бывшему патрону портрет Изабеллы Брант, «Ecce Homo» и «Гефсиманию», а Рубенс отдарился лучшим испанским жеребцом из своих конюшен100. Для него мечта реальна, а реальность сказочно прекрасна. В частности, были убраны бойницы. Заверив завещание 28 августа, Рубенс на следующий день отбыл в Испанию183.
Увлечение итальянской архитектурой проявилось и в изданном по его итальянским зарисовкам двухтомном увраже Дворцы Генуи (1622), ставшем образцом для зодчих Фландрии. Вальбурги, посредником при сделке выступил философ и коллекционер Корнелис ван дер Гест. При помощи Питера ван Веена— брата его учителя — и Дадли Карлтона, посла Англии в Гааге, Рубенс 24 февраля 1620 года получил «привилегию» на 7 лет.
Карлу Борромео). Своеобразие женских изображений Рубенса таково, что К. Кларк подчёркивал в своей монографии о наготе в искусстве (1956), что даже в среде художественных критиков считается признаком хорошего вкуса критиковать Рубенса как «художника, писавшего жирных голых баб» и, более того, употреблять определение «вульгарный»113. Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе «Святой Георгий, поражающий дракона». Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху. Это одна из самых известных мифологических картин Рубенса.
С Веласкесом они смогли найти общий язык и занимались верховой ездой. Впрочем, В. М. Лазарев в предисловии к русскому изданию писем Рубенса заявлял: «Ни Ватто, ни Буше, ни Ренуар не сумели дать более совершенных образцов живописи. На заднем плане в окне виден пейзаж. И в дальнейшем основным языком иностранной переписки Рубенса оставался итальянский38.
Откровенно негативно к наследию художника относился Пабло Пикассо, который в одном из интервью сообщил, что это «талант, но талант бесполезный ибо употреблён во зло»230. В каком-то смысле Рубенс этим изданием создавал себе работу на будущее.
11 января 1630 года в Лондон прибыл испанский посланник— дон Карлос Колома. Однако это не сказалось на развитии Рубенса как художника: он всё более работал «для себя», что привнесло в его живопись непосредственные, глубоко личные переживания220. Разве шляпка здесь соломенная, тем более с таким пером. Картина «Водружение Креста» была заказана для церкви святой Валъпургии, в то время как картина «Снятие с креста» всегда находилась в Кафедральном соборе. Теперь обе работы, прославившие Рубенса, находятся в Кафедральном соборе Антверпена.
Портреты членов семьи достались тем, кто для них позировал. После передачи ему дел и бумаг 6 марта Рубенс покинул английскую столицу199. Они были размещены в его домашней ротонде «с порядком и симметрией» 153. В живописи Рубенса (1577-1640) соединились экспрессия, драматизм и бьющая через край полнота жизни.
Содержание картины Питера Пауля Рубенса зачастую сцены из библейского писания, а также мифологические сюжеты. В написанном Рубенсом эскизе «Голгофа» исчезли смятение и беспокойство ранней вещи. Был и другой мотив: в одном из писем Рубенс откровенно сообщал, что в преддверии большой войны беспокоится лишь о «сохранности своих колец и своей персоны»173. Цветовая гамма палитры Рубенса была воссоздана в 1847 году гентским художником Ж. Ренье. Н. А. Дмитриева даже утверждала, что луврский портрет Елены Фоурмен «поражает лёгкостью и свежестью кисти: кажется, он мог бы быть написан Ренуаром»213. Помимо законченного триптиха с поклонением семейства Гонзага Св.
Картина исполнена в сдержанных тонах, построена на неуловимых тончайших переходах цветов. К. Кларк писал, что вопрос о портрете ещё более осложняется при работе в жанре ню. Перед нами, вероятно, самый знаменитый из поздних пейзажей Рубенса. Она была выдана замуж за капитана Спинола, главнокомандующего испанскими войсками. Сам Питер Пауль также был хорошо знаком с философией неостоицизма, но в то же время, видимо, ему был близок эразмовский образ разумного и добродетельного «христианского воина»129.
«Его довольно грузные композиции и грузные тела в подлиннике такими не кажутся: они выглядят лёгкими исполненными своеобразной грации»94. Впрочем инфанта Исабель в апреле 1632 года разрешила Рубенсу оставить французские дела. В 1622 году Рубенс опубликовал альбом «Дворцы Генуи» в двух томах, первый из которых был посвящён античности, второй— его времени. В завещании, составленном перед смертью, он писал, что «его труды пригодятся тому из наследников, кто пойдёт по его стопам».
Рубенс создал большое количество картин на библейские сюжеты. Он усиливает во много раз поэтическое очарование увиденного, возводя его в мир искусства.
В целом судьба Альберта Рубенса более напоминала судьбу его покойного дяди Филиппа— он не увлекался живописью (как и все остальные потомки Рубенса), совершил путешествие в Италию в 1634 году. Рубенс был одним из подписчиков только что появившихся газет, в том числе «Рейнской газеты» и «Итальянских хроник», последние он решительно рекомендовал всем своим знакомым, а также пересылал Пейреску151. Питер и Бальтазар сохранили дружбу на всю оставшуюся жизнь. Это обошлось ещё в 7000 флоринов.
По мнению М. Лебедянского, трактовка Рубенсом своего образа напоминает рафаэлевский «Портрет Бальдассаре Кастильоне». В этом отношении Рубенс получил одобрение у представителей романтизма XIX века. Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма».
Женат он был на дочери Деодато дель Монте— первого студента своего отца. Кто же не знает имя Петера Пауля Рубенса. Напротив, в колорите центральной сцены преобладают белый, чёрный и красный тона.
Ян Квеллин II с 1637 года занимался исключительно заказами плантеновского издательства. Шляпа – столь характерная деталь в данном произведении, что часто из его названия вообще опускается слово «дама». Кисть Рубенса (1577-1640), обычно широко и активно создающая форму, здесь мягко касается создаваемого портрета.
1610) и «Снятие с креста» (1611—1614) в соборе Антверпена. Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника.
Его друг Якоб Зандрарт писал: «Не в силах более сопротивляться внутреннему порыву, который влёк его к живописи, он испросил у матери позволения целиком посвятить себя этому искусству». Всему он предпочитал интересную беседу, чтение или занятия своими коллекциями. Винсент Ван Гог выражал в отношении Рубенса особое мнение.
В «Четырёх философах» Питер Пауль Рубенс изобразил себя отдельно, вероятно, обозначая необходимость продолжать жизнь уже без брата и его стоицизма135. Рубенс, прикованный к постели приступом, не смог принять участия в церемонии, но Фердинанд Австрийский лично нанёс ему визит домой.
В трактате «Теория человеческой фигуры», приписываемом Рубенсу, утверждается, что базовым элементом женской фигуры является круг. Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены. Творчество Рубенса— органичный сплав традиций брейгелевского реализма с достижениями венецианской школы. По всей видимости, он собирался вернуться в Италию. Немалое место в творчестве Рубенса занимали декоративные работы.
Рубенс много сил потратил на передачу выражения своего лица и супруги. И в том, что Рубенс, подобно Караваджо избрал для себя путь максимального приближения к реальности, решая антиномию барокко — «трансцендентальное» или «природное», видна поступь века, торжество нового видения художником окружающего мира.
Этот дом современники единогласно провозгласили самым красивым зданием в городе. К этому сюжету он обращался не раз (ок. В то же время выполненные Рубенсом копии, скорее, следует рассматривать как вариации на тему оригинала, поскольку он неизменно— хотя и в разной степени— прибегал к переделке оригинала.
В данном разделе мы представляем вашему вниманию – Картины Рубенса. Его духовное искусство начисто лишено духовности»111. Не только художники, но и скульпторы и гравёры обучались у Мастера. На лондонском аукционе Christies картина Рубенса «Избиение младенцев» в 2002 году была продана за 75 миллионов евро, а «Лот с его дочерьми»— за 52 миллиона евро в 2016 году, что делает его одним из самых дорогих старых мастеров.
Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах.
До ноября 1605 года Рубенс оставался в Мантуе исполняя заказы герцога Винченцо. Новая поездка в Париж оказалась неудачной. В конце 1605 года Питер Пауль переехал в Рим к брату Филиппу, который устроился тогда библиотекарем кардинала Асканио Колонна. Рубенс, попытавшийся участвовать в испано-савойских переговорах (герцог Карл-Эммануил был готов поддержать испанскую сторону против Франции), был отстранён личным приказом короля.
Письма художник чаще всего диктовал, не отрываясь от кисти. Эту функцию у Рубенса исполняют доспехи, активное действие на заднем плане, представление портретируемого как бы на возвышенном пьедестале51. Соглашаясь писать портрет, Рубенс не скрывал, что делает большое одолжение. Это, конечно же, описка: вместо «paille» должно быть «poil» (с французского – «фетр»). И подумалось мне, что Рубенс выбрал Елену, быть может, потому, что она напоминала ему юную Изабеллу.
Его зрительная память не уступала памяти на тексты. Удостоверение придворного живописца Питер Пауль Рубенс получил 9 января 1610 года68.
Тигрица представляет реку Тигр, а путти играют с крокодилом, символом Нила. Единственным свидетельством их свадьбы осталась латинская эпиталама Филиппа Рубенса, полная «игривых сальностей» (по выражению Э. Мишеля) и не слишком изысканная по стилю74. Живопись «Воздвижения креста» знаменовала и сильное итальянское влияние и начало освобождения от него. В этом доме родился седьмой ребёнок— сын Бартоломеус, проживший недолго. В известном смысле дом Рубенса превратился в «приёмную» Брюссельского двора: у него квартировали посланники Лотарингии и Англии перед официальными приёмами.
В акте указаны «большой каменный дом в виде замка», пруд и ферма в 4 бония и 50 вержей, «вокруг лес». Лицо его искажено приступом боли, пальцы плотно сжаты, все мышцы тела напряжены. В переписке сохранились замечательные образцы стиля общения художников, когда Брейгель мог назвать коллегу в письме к миланскому кардиналу Федерико Борромео «мой секретарь Рубенс».
По этой причине достаточно сложно определить, откуда заимствованы образы. Однако этот проект так и остался неосуществлённым182. На переднем плане изображены растения, цветущие только осенью, – это позволяет точно определить, к какому времени года относится пейзаж. Эти особенности барочного искусства отразились и в его картине «Сусанна и старцы» на сюжет из Книги пророка Даниила.
11 июня Питер Пауль Рубенс прибыл в Брюссель и на следующий день— в родной Антверпен159. Возможно также, что деньги на путешествие предоставил отец Деодато дель Монте, сопровождавшего Рубенса в качестве его ученика29. Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе. Во время своего восьмилетнего пребывания в Италии (1600—1608) в качестве придворного живописца герцога Мантуи Винченцо Гонзага Рубенс исполнял дипломатические поручения. Хотя Гонзага не ставил задачи воспитания молодого художника, он предоставил Рубенсу работу, способствующую быстрому развитию его таланта: фламандец должен был отбирать произведения искусства для копирования, а далее занимался и их приобретением, получая определённые комиссионные34.
Кажется, что свет исходит из самой картины из глубины. 1625, Дрезден, Картинная галерея 1635, Лондон, Национальная галерея), заставляя любоваться красотой сильных чувственных тел трех богинь, великолепным умением разнообразить мизансцены, чудесным «рубенсовским» колоритом, основанным на сложнейшей разработке цветовых рефлексов светлых красок, его легким прозрачным мазком. Было принято решение собрать в Брюсселе Генеральные Штаты и отправить уполномоченных в Гаагу в декабре 1632 года, сопровождать их вновь должен был Рубенс. Впрочем, первый свой официальный заказ Рубенс получил на родине— в 1602 году. Елена была племянницей первой его жены— Изабеллы Брант её сестра— Клара Брант— вышла замуж за торговца коврами и обойщика Даниэля Фоурмена (Фоурмента).
Мир Рубенса был закрыт для всех остальных». Марк Морфорд сопоставлял «Четырёх философов» с падуанским «Автопортретом с друзьями» 1606 года, посвящённым кончине Липсия в том же году. Все это тайна велика есть. Чтобы изготовить такой прибор, ему даже пришлось нанять брабантского монетных дел мастера Жана де Монфора. Однако в следующий раз его пригласили в Париж лишь 4 февраля 1625 года157. С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен).
Питер Пауль Рубенс (на местном диалекте «Петер Паувел Рюббенс»2) происходил из почтенного антверпенского семейства ремесленников и предпринимателей, упоминавшегося в документах с 1396 года. Рубенс выявлял движение в морщинках и складках натянутой или расслабленной кожи121. Картина была подписана обоими художниками104.
Рубенс воспользовался моментом, чтобы, как и в молодости, скопировать интересовавшие его работы Тициана— всего 32 картины. До конца XIX века только восемь иностранных художников удостаивались рыцарского звания200. Его появление вызвало серьёзную озабоченность у папского нунция Джованбаттиста Памфили. Рубенс не считается мастером психологического портрета. Царь Давид однажды «прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину а та женщина была очень красива».
История и аллегория слиты воедино и в полотне «Бедствия войны» (1638, Флоренция, Галерея Питти), явившемся откликом художника на измучившую Европу Тридцатилетнюю войну. В столицу Франции Рубенс прибыл в январе 1622 года. Королева Мария Медичи, поняв, что помощи из Испании не будет, обосновалась в одном из монастырей Антверпена и часто наносила Рубенсу визиты.
Рубенс интенсивно занимался изучением флорентийского искусства, в частности, скопировал картон фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари»3435. Ничто не является настолько переменчивым, как эстетические идеалы и каноны красоты. По И. Е. Прусс, живописи Рубенса свойственна особая воздушность. Любовь и красота как высшие жизненные начала прославляются Рубенсом и в полотнах на тему «Суд Париса». Чаще всего он цитировал сатиры Ювенала, поэмы Вергилия и труды Плутарха и Тацита. В 1610 году Николас Рококс заказал для городской ратуши «Поклонение волхвов», причём уже в 1612 году картина была подарена Родриго Кальдерону, графу дОлива.
В 1590 году обучение пришлось прервать: сестра Питера и Филиппа— Бландина— вышла замуж, её приданое поглотило остатки средств, завещанных Яном Рубенсом. Вместе с тем, к неудовольствию критиков-классицистов, Рубенс свободно обращался с наследием античности и не придерживался археологической точности. И слава Богу.
Тела не смуглые, как было принято в итальянском искусстве и не молочно-белые, как во фламандской традиции, а решены в розовой, янтарной и терракотовой гамме. Примером служит огромная потолочная фреска Тьеполо АПОЛЛОН и четыре континента (ок. Рубенс объединил сцены начала жизни и её земного завершения.
Он называл Рубенса «самым мифологическим» из живописцев своего века, поскольку миф у него реализуется как естественная форма первичного жизнеощущения. Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет. Метод работы над этим портретом использовался художником долгие годы: сначала делался набросок или предварительный композиционный эскиз, затем— всегда с натуры— писалось лицо модели. Эрцгерцог Брюссельский Альбрехт Австрийский заказал заалтарный образ обретения Истинного Креста, который поручил исполнить в Риме, причём художник должен был быть фламандцем, «при условии, что сумма расходов не превысит 200 золотых экю».
В браке с Изабеллой Брант у Рубенса было трое детей. Он сравнивал собственное творчество с философским камнем. Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца. В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти. Никаких следов его ранней графики не сохранилось17. В реестр не вошли созданные им произведения искусства, а также коллекция античных гемм.
20 августа 1631 года король Филипп IV удовлетворил просьбу о титуле. Очевидно именно Рококе и предоставил Рубенсу заказ на этот алтарный образ. Инфанта Исабель даже удостоилась порицания в личном письме от Филиппа IV175. Однако в период господства авангарда критики открыто нападали на наследие Рубенса и даже Эрвин Панофский по поводу его пейзажей дословно высказался: «Это всего лишь живопись». В переписке Рубенса имеются многостраничные пассажи о формах и способах применения античных треножников изображениях на античной серебряной ложке и прочего.
Несмотря на чувственность его творчества, «следует принять как данность искреннее целомудрие художника»35. На самом деле никакой магии в живописи Рубенса не присутствует. Именно к этом меньшинству традиционно относятся картины Питера Пауля Рубенса: после появления полотен этого автора стали говорить о барокко, а выражение «рубенсовский стиль» стало практически нарицательным. Первые упоминания об этом произведении относятся только к началу XVIII века. Купить картину также можно позвонив нам по телефону.
Антонис Ван Дейк и Франц Снайдерс продолжили его славу. «Если бы Рубенсу удалось решить все эти задачи, он уничтожил бы в зародыше Тридцатилетнюю войну»190. Душевное состояние его было таково, что он пожелал на некоторое время уединиться в монастыре и перед обществом предстал только в январе следующего, 1609 года66. Гуго Гроций даже сообщал Дюпюи, что Рубенс был выслан штатгальтером204. Кроме того, он получал 3173 флорина государственной ренты из доходов от Брюссельского канала.
После свадьбы молодые, согласно обычаю, поселились у родителей жены, в деловом квартале73. Рубенс стал больше писать «для себя», создавая с жены десятки зарисовок и портретов, причём высокого эротического стиля («Подножка» и «Шубка»)212. Судя по описаниям, прибор более напоминал термометр и был описан в книге по исследованию атмосферы149. Однако величина фигур угнетает динамику композиции.
В этот период состоялось очное знакомство с Пейреском. 9-дневная поездка оказалась крайне неудачной. Рубенс исполнял и частные заказы: написал цикл «Двенадцать апостолов», портреты членов семьи герцога Лермы и герцога Инфонтадо, которому был представлен поверенным Иберти49.
Лицо персонажа, однако, выглядит отдельным от всех остальных деталей картины и представлено абсолютно безэмоциональным. Ян Рубенс покаялся и вернулся в лоно католической церкви, после чего вновь смог практиковать как юрист. Но Рубенс никогда не был педантом. В королевском собрании он скопировал для себя серию «Триумф Цезаря» Мантеньи, которая когда-то находилась в собрании герцога Мантуанского и была приобретена королём Карлом196.
В готическом по стилю Антверпене особняк производил впечатление «дворца эпохи Ренессанса»80. Однако раздел имущества и улаживание всех споров заняли у наследников около 5 лет. По поручению испанского короля были куплены четыре картины за 42 тысячи флоринов. Это же подчёркивалось достоинством жестов, позой, тщательной отделкой мельчайших деталей.
Эти речные божества показаны отдыхающими под пологом, окруженные вниманием нагих женщин. Борромео, ценитель фламандского искусства, делал заказы Брейгелю в 1606—1621 годах102. Это руки третьего ребенка Елены, Изабеллы Елены, родившейся в мае 1635 года. Начинающих художников Рубенс именовал «аспирантами», каждый из них имел определённую специализацию. На своем могильном камне в церкви святого Якова в Антверпене он распорядился выбить надпись: «Лорд Стен». Скопировал он и голову носорога работы Дюрера. Кроме того, «рубенсисты» желали отображать натуру, тогда как «пуссенисты» стремились подчинить её абстрактному идеалу227.
Со страстным языческим жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (Союз Земли и Воды, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Похищение дочерей Левкиппа, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен). 10 апреля 1609 года Рубенс писал Иоганну Фаберу в Рим: «Я до сих пор не знаю, какое принять решение— остаться ли на родине или навсегда возвратиться в Рим, куда меня приглашают на самых благоприятных условиях»67. Назвали его также в честь крёстного— генуэзского банкира Никколо Паллавичини. Он увлекался картинами Микеланджело и Караваджо, от того в их творчестве есть нечто схожее – удивительное, притягивающее и неизменно магическое. Тема кипящей страсти сменяется в полотне «Персей и Андромеда» (начало 1620-х, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) повествованием о только зарождающемся чувстве. А Питер с 14 лет начал обучаться живописи имея к этому непреодолимое желание.
Напротив, женщины отличаются крайней рыхлостью форм. К январю 1623 года работа над галереей картин была практически завершена. Свою первую совместную работу они исполнили ещё до отъезда Рубенса в Италию в 1598 году, это была «Битва с амазонками»97.
В переписке восхищение Питером, по выражению М. -А. Например, в полотне «Венера, Вакх и Арея» поза Ареи заимствована у присевшей Афродиты Дедалса, а Венера, вероятно, восходит к Леде Микеланджело. Это великого чародея, раскрывшего человечеству мир красок и радости бытия.
Ещё на полпути он получил известия, что его мать скончалась 14 ноября. В январе 1611 года Рубенс приобрёл большой участок на улице де Ваппер. Резкая смена обстановки, однако, не изменила вкусов и устремлений юного Рубенса, его отталкивала богемная жизнь, которую вёл ван Ноорт20. Как отмечал В. Лазарев, второй брак наполнил жизнь Рубенса абсолютно новым содержанием. Это традиционные барочные апофеозы, прославляющие церковные догматы (несохранившиеся росписи 39 плафонов Иезуитской церкви в Антверпене, 1620), правление монархов (росписи Банкетного зала Лондонского дворца Банкетинг хаус, посвященные правлению Иакова I, 1619—1622), украшение улиц и площадей Антверпена по случаю прибытия в 1635 году нового правителя инфанта Фердинанда.
Особенно его интересовали монеты и медали, а также геммы, которые были источниками подробностей о религиозных и бытовых обыкновениях античности и бесценным пособием по хронологии152. Последние несколько лет Рубенс жил довольно уединенно, проводя большую часть года в купленном им в 1635 году поместье Стен с настоящим средневековым замком в живописной местности, расположенной между Малином и Антверпеном. Рубенс любил затемнённый задний план, на котором ярко изображался план передний. Но еще до того, как наступило царствование импрессионизма, преклоняющегося перед извечным движением вселенной, были произведения, которые всячески стремились преодолеть плоскость – картины Питера Пауля Рубенса. Первая распродажа имущества Рубенса принесла 52 тысячи флоринов, вторая— более 8 тысяч.
Из этих последних следует, что Рубенс задумал сооружение как «фламандскую Сикстину»: как и в Ватикане, каждое из 39 полотен было вписано в отдельный свод. Наиболее бурно сложились отношения Рубенса с ван Дейком, который провёл в мастерской три года. Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (Автопортрет с женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом.
Его осведомителем в делах Соединённых Провинций выступал двоюродный брат жены— Ян Брант. Применяя свой свободный, плавный стиль, разработанный им самим, он, вероятно, лишь для собственного удовольствия рисовал ту землю, на которую так долго глядел с восторгом и любовью. После постройки замка Рубенс всё реже появлялся в мастерской на Ваппере. Композиция картины многопланова и может быть прочтена различными способами. Одна серия должна была представлять, «в соответствии с желаниями Ее Величества», «события преславной жизни и героические деяния» самой королевы, тогда как другая — «сражения» и «триумфы» ее покойного супруга Генриха IV.
Богатство декоративной фантазии исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Липсий указывает на некий пассаж в четвёртом, раскрытом томе. Особенно это заметно в письме декоративных драпировок.
Может быть, потому Рубенс выбрал Елену, что она так напоминала ему Изабеллу в юности. М. Лекуре не слишком высоко оценивала триптих для церкви Кьеза Нуова (центральная часть— Богородица, боковые части— святой Григорий и святая Домицилла). К. Кларк писал: «Даже если бы он не испытывал естественного влечения к толстым женщинам, он считал бы складки пышной плоти необходимыми для лепки формы».
После возвращения он ужинал с избранными друзьями. Впрочем, Н. А. Дмитриева утверждала, что в основе «Воздвижения креста»— напряжённая схватка людей с тяжёлым крестом, который они с великим усилием поднимают вместе с телом распятого. 8 декабря 1635 года художник сообщал Пейреску, что тяжба так и не закончена. В картинах этой серии представлена вся жизнь Марии Медичи, начиная от рождения и кончая примирением с сыном в 1625 году. Иными словами, мир мог быть постигнут путём персонификации, а человек ощущал в себе непосредственную причастность к мировым процессам116. Исторические персонажи непринужденно окружены Рубенсом аллегорическими фигурами.
С «Портрета Изабеллы Брант» (примерно 1610 год) на нас смотрит очаровательная женщина с красивыми и умными глазами. Квартира располагалась на виа Санта-Кроче близ Площади Испании, братья даже наняли себе двух слуг53. Характерно, что Рубенс перед отъездом составил завещание на обоих своих сыновей. Здесь он часто бывал в последние годы своей жизни.
Тело его в тот же день было перенесено в Синт-Якобскерк, в склеп семьи Фоурмен. За свою жизнь этот великий художник написал множество картин. Напротив, создавая копии привлёкших его произведений, Рубенс преследовал две задачи. Питер Пауль Рубенс (нидерл. Pieter Paul Rubens, МФА: 28 июня 1577, Зиген— 30 мая 1640, Антверпен)— нидерландский (фламандский) художник, один из основоположников искусства барокко, дипломат, коллекционер. В латинской гимназии он получил блестящее гуманитарное образование, владел иностранными языками, прекрасно знал историю, литературу, мифологию.
В качестве примера он приводил картину «Три грации», отмечая, что пышность этих фигур— не что иное, как гимн благодарности за изобилие земных благ, воплощающий «то же бесхитростное религиозное чувство, которое воплощают снопы пшеницы и груды тыкв, украшающие деревенскую церковь во время праздника урожая». Он не только восстановил копии с картин Рафаэля исполненные в Риме Пьетро Факкетти, но и самостоятельно исполнил «Демокрита и Гераклита».
Рубенс был красив во всем. Может быть, этому Рубенс должен быть благодарен тому, что ещё в ранней юности всецело посвятил себя живописи. Вопрос о том, кто такие «рубенсовские женщины» и что же все-таки воплощено художником в его работах – ренессансные идеалы эпохи, личные предпочтения автора или имеет место быть их ироничное преувеличение, продолжает волновать искусствоведов и любителей живописи.
В 1611—1618 годах он выстроил в Антверпене свой дом в итальянском духе, состоящий из ансамбля зданий с павильонами и проездными воротами в виде триумфальной арки. В 1603 году он посетил в связи с одной из таких миссий Испанию, где познакомился с живописными собраниями и написал конный портрет герцога Лермы (1603, Мадрид, Прадо) изображения святых и античных философов.
Может она и в самом деле была чрезвычайно скромна. Пребывание в Италии способствовало развитию таланта Рубенса: классическое наследие, принципы стиля барокко, формировавшегося на земле Италии, трансформировались им в духе национальной фламандской традиции глубокие и мощные витальные силы раскрывались в созданных им образах природы и человека. Впрочем, позволить себе украсить дом «рубенсовскими» полотнами могут не только обеспеченные поклонники его творчества. Так он работал «до пяти часов вечера, затем садился на коня и отправлялся на прогулку за город или на городские укрепления или как-либо иначе старался дать отдых своему уму». Рубенс специализировался на религиозной живописи (в том числе алтарных образах), писал картины на мифологические и аллегорические сюжеты, портреты (от этого жанра он отказался в последние годы жизни), пейзажи и исторические полотна, делал также эскизы для шпалер и книжных иллюстраций.
Прямым «наследником» пасторальной линии в его искусстве стал Антуан Ватто, родившийся спустя 44 года после кончины Рубенса. При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости. В будущем мать видела своих сыновей продолжателями дела отца. Рубенс ожидал второго заказа: предполагалось создать парную галерею картин из жизни Генриха IV, но королева тянула время вдобавок гонорар за оконченный заказ так и не поступал. Вставал художник в четыре часа и шёл к заутрене, а далее занимался живописью.
В изображениях юной супруги художник не был столь сдержан. Это было близко его собственному темпераменту и Рубенс копировал самые драматические полотна Караваджо «Положение во гроб» и «Смерть Марии». Для исполнения 24 картин был приглашён именно Рубенс.
«Никакой преувеличенной аффектации чувств, всё сдержанно и достойно». К 19 мая 1622 года была готова концепция предстоящей работы, что вызвало сильное недовольство в художественном мире Парижа, был даже запущен слух о смерти Рубенса, который он опровергал лично156. Многие искусствоведы утверждают, что эта картина является не просто портретом неизвестной камеристки. Д. Веджвуд на примере картины «Три грации» также демонстрировал, как Рубенс трансформировал стандартную форму и позу античных скульптур в своих собственных целях120.
Его однокашниками были дети антверпенской элиты, в том числе Бальтазар Моретус— внук крупнейшего европейского издателя Христофора Плантена. Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена) иногда в образе мифологических и библейских персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (Кермесса, около 1635-1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего. Для сравнения: семья Филиппа— жена, двое детей и двое слуг— издерживали в год примерно 400 флоринов78.
Художник объединил в рамках одного произведения три разновременных события. Рубенс помещал портретируемых на нейтральном фоне или перед драпировкой.
Во время засады, устроенной Диоскурами, Идас убил Кастора, а Полидевк – Линкея. Не было ещё и виртуозной лёгкости владения кистью, которую он приобрёл в Италии28.
Рубенс не разделяет в человеке плотское и духовное: сквозь материю у него веет дух. Франциска, Христа с апостолами— и множество иных религиозных сюжетов. 3 июня они взошли в Дюнкерке на борт военного судна, отправленного королём Карлом. В том же декабре 1627 года Рубенс попытался выйти на руководство Протестантской лиги, приняв в своей мастерской посланника Дании в Гааге Восбергена.
Это была Вирсавия, жена Урии Хеттеянина. Венеция не случайно стала первым итальянским городом, который посетил Рубенс. Порваны все земные связи между тремя распятыми и живыми людьми. Главный идейный противник Делакруа— мэтр французского академизма Жан-Огюст Энгр — в композицию своей программной картины «Апофеоз Гомера» отказался включить Рубенса, обозвав его «мясником»231. В первую очередь это относилось к мировосприятию139.
За это Зевс (отец Диоскуров) поразил Идаса перуном. Однако критики обрушились на картоны для шпалер с историей Константина, обвинив Рубенса в нарушении анатомии (у равноапостольного императора якобы ноги были изображены кривыми). Но Идас камнем сразил Полидевка. 29 июня 1577 года родился их шестой ребёнок— Питер Пауль. Письма домой и брату Филиппу написаны на живом и богатом итальянском языке и подписаны «Pietro Pauolo»— в форме, которой он придерживался до конца жизни.
Жениху было 32 года, невесте— 18 лет их венчание состоялось 8 октября 1609 года. Несмотря на оскорбительность этого приказа (король не доверял аналитическим способностям художника), Рубенс решился лично отвезти архив в испанскую столицу. Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника. Только в последнюю очередь на холсте или на дереве исполнялся весь портрет. В городе праздновалось заочное бракосочетание принцессы Генриетты с английским королём, представителем жениха был герцог Бэкингем.
Оно осталось незаконченным и первоначально превышало по ширине нынешний вариант. Она предназначалась для капеллы Гильдии аркебузиров, своеобразного стрелкового клуба того времени (аркебуза в качестве огнестрельного оружия имела тогда широкое хождение).
Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе Портрет камеристки инфанты Изабеллы (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели. А уж почему нам не известно ни одно изображение Изабеллы в стиле «ню» – тайна сия велика есть.
Тем более, что если мы внимательно посмотрим на портреты обеих его жён, то заметим очевидное сходство. Удивительная судьба ждала его в жизни и в творчестве.
Он любуется богинями, стоящими перед ним в разных ракурсах. Остаток дня художник проводил в кругу семьи и друзей, «пришедших отужинать с ним вместе». Как минимум один натюрморт с цветами для Борромео Рубенс и Брейгель исполнили совместно.
Отпевание состоялось 2 июня. Филипп Рубенс держит перо, готовый записывать, а Воверий открывает ещё одну книгу. Жизнелюбцу Рубенсу незнаком «разлад мечты и действительности».
А ведь оно только одно из многих. Такие его работы, как данный пейзаж, – наилучшее тому подтверждение. Он был написан вслед за близким по масштабу и теме «Водружением креста» (1610-11). Женившись на юной Елене Фоурмент (племяннице Изабеллы Брандт), он покупает поместье с замком Стен в окрестностях Антверпена и уходит в частную жизнь, занимаясь, в основном, портретом и пейзажем.
Переходы света и теней едва заметны, причём тени легки и холодны по тону. В 1630-е годы начался новый период творчества художника. Он никогда не работал на пленэре и не воссоздавал некий конкретный ландшафт, вот таким образом его работы рассматриваются как обобщённый образ сельской Фландрии с её природной стихией и простыми радостями поселян. По мнению М. Лекуре, постройка особняка означала окончательный отказ от итальянских планов, а размеры дома намекали и на карьерные амбиции его хозяина: Рубенсу было 35 лет и он «знал, что и как будет писать, а также знал, как будет жить»83. Очень немногие великие художники с большей проникновенностью и уверенностью выражали на своих полотнах поразительную щедрость природы и заключенное в человеке потенциальное счастье.
Рубенс и себя не раз писал в ней.
Впоследствии это стало причиной того, что в Брюгге лев укротителя сожрал137. Он изображает свою молодую красавицу-жену то в облике Венеры, то одной из граций (Три грации, 1638—1640, Прадо), в многочисленных портретах (на прогулке, с детьми). Оба алтарных образа потрясают героическим отвлеченным пафосом и одновременно конкретной жизненностью, с которой художник трактует событие из Легендарной истории. Изображая человеческие фигуры, Рубенс разработал собственный подход.
Конечно же, это роскошная фетровая шляпа, модная в XVII веке. Рубенс, как и все его современники, считал недосягаемым образцом античную древность.
Их не так много, но это делает их еще ценнее для коллекции любителя живописи. После того, как в том же году умерла Анна Саксонская, род Нассау отказался от преследования семьи Рубенсов. Рубенс числился его учеником до 23-летнего возраста, хотя ещё в 21 год получил удостоверение «свободного художника»23. «Он терпеть не мог злоупотребления вином и обжорства, как и азартных игр»82.
Среди его собеседников и корреспондентов были Гуго Гроций и Корнелис Дреббель, причём, общаясь с последним, Рубенс заинтересовался не только оптикой, но и проблемой «вечного двигателя». Гардероб покойного и другие вещи, включая глобусы, были распроданы.
Рубенс продемонстрировал в этом цикле свое широкое гуманистическое образование. Друг Рубенса, Николас Рококе, являлся одним из руководителей этой гильдии (Рубенс, кстати, позже тоже стал ее членом). Картины изготовлены на итальянском, художественном холсте. Там не было ни слова о статусе Пфальца и примирении между Фландрией и Голландией. Греки, угрожая Трое войной, потребовали вернуть ее. В Италии он изучал искусство Возрождения, работы современных мастеров (болонских художников, немецкого живописца А. Эльсхеймера, любившего изображать эффекты ночного освещения), но больше всего его привлекала фигура Караваджо.
Расцвет творчества Рубенса пришёлся на пик развития барокко138. Если признать, что из-под его кисти вышло около 1300 картин, в том числе гигантского размера (не считая почти 300 эскизов, рисунков и гравюр), можно рассчитать, что за 41 год активной творческой деятельности он писал в среднем по 60 картин в год, то есть 5 картин в месяц.
Хозяйка этой ангельской, едва заметной улыбки умеет хранить дворцовые секреты. Действительно, у общепризнанного «короля живописи» было много подражателей, но никому не удалось передать на своих полотнах столько кипучей энергии, движения и до предела заряженной атмосферы.
1622—1625, Мадрид, Прадо) и камеристки инфанты Изабеллы (середина 1620-х, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), написанных в изысканных сочетаниях черного и белого цветов, серебрящихся под легким прозрачным мазком, ощутимо глубокое психологическое понимание внутреннего мира моделей. Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие художники).
Неизвестно, откуда у Питера оказались деньги на заграничную поездку— возможно, он выполнил некий заказ в Антверпене или продал некоторые свои работы. Как свидетельствовали современники, одновременно Рубенс мог «непринужденно беседовать с теми, кто приходил его навестить». Ночью торжества продолжались при свете 300 бочек со смолой.
И все же привычная активность не покидала Рубенса до последнего дня жизни. Свои интимные переживания он претворял в ценности эстетического порядка. Королева и герцог Ришельё добрались до Рубенса только в середине июня, по сообщению Роже де Пиля, королева была равно очарована картинами и манерами Рубенса, а кардинал «с восхищением смотрел на полотна и никак не мог ими налюбоваться». Были и более изысканные сюжеты: в картине «Сад любви» Рубенс представил картину светских забав, позднее развитых Ватто в целый жанр221.
Именно Филипп ввёл брата в высшее общество Испанских Нидерландов. Рубенс заботился о своих авторских правах. Творческое содружество плавно перешло в личное: Рубенс писал Яна Брейгеля со всей семьёй и исполнил картину «Апостол Пётр с ключами» для надгробия Питера Брейгеля-старшего в брюссельском соборе Нотр-Дам-де-ла-Шапель.
Воображение Рубенса увлекло его далеко за пределы реальности истории, заставляя создавать живой мир, в котором люди и звери сражаются друг с другом в стихийно возникшей схватке. Рубенсовские обнажённые тела были результатом огромной аналитической работы. С приобретением в 1635 году замка Стеен в Элевейте Рубенс получил титул сеньора. Путь из Рима в Антверпен занял у Рубенса 5 недель. Из документов и переписки удаётся, как правило извлекать только финансовую информацию.
Барокко рассматривается М. Лекуре как искусство мира, утратившего свою незыблемость. Скончался он в 1657 году, его сын— внук Рубенса— умер искусанный бешеной собакой. Рубенс был воспитанником голландских живописцев итальянизирующего направления («романистов»), но ему оказались ближе традиции живописи нидерландского Возрождения, мастера которого ставили перед собой задачу правдивой передачи разнообразия реального мира.
Голландцы раскрывают скромную, незаметную красоту, присущую природе в ее обычном, хочется сказать «повседневном», состоянии.