Рубенс, как никто другой, владел искусством карнации – изображения живого тела. Она предназначалась для капеллы Гильдии аркебузиров, своеобразного стрелкового клуба того времени (аркебуза в качестве огнестрельного оружия имела тогда широкое хождение). К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность.
У маленького Эрихтония вместо ножек был змеиный хвост. На «Портрете Изабеллы Брант», написанном около 1626 года, художник приоткрыл все-таки хоть немножко прелестей своей первой жены. С наслаждением писал местные пейзажи.
Талант молодого художника заметили сразу: в 21 год он стал членом союза художников и ремесленников и принимает участие в оформлении новой резиденции правителей Нидерландов. Многие искусствоведы утверждают, что эта картина является не просто портретом неизвестной камеристки. Заниматься живописью Рубенс стал очень рано. Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены.
Ничто не является настолько переменчивым, как эстетические идеалы и каноны красоты. Если внимательно присмотреться к портретам обеих его супруг, можно заметить их очевидное сходство. Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие художники). Оно осталось незаконченным и первоначально превышало по ширине нынешний вариант.
Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко. Питер Брейгель младший (1564-1638) в своем искусстве полностью перенял наследие отца Питера Брейгеля старшего и картина «Перепись в Вифлееме» является копией.
На выставке «Рубенс, Ван Дейк, Йорданс Шедевры фламандской живописи из собраний Князя Лихтенштейнского» было представлено 55 картин выдающихся фламандских живописцев XVII века из них 19 картин принадлежали кисти Питера Пауля Рубенса. Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма». Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса. Это одна из самых известных мифологических картин Рубенса. Отец умирает через год после его рождения, а через 10 лет семья возвращается в Антверпен, где у матери есть собственность и скромные средства для жизни. Более 1000 картин художника – это монументальное достижение. Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху.
Помимо очаровательных и целомудренных портретов Елены Фоурмен, он создает другие – откровенные, нежные и чувственные – ее образы (в «Пастушеской сцене», «Вирсавии»). Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника. Во время засады, устроенной Диоскурами, Идас убил Кастора, а Полидевк – Линкея. По мнению критиков, с технической точки зрения «рубенсовские женщины» лишены каких бы то ни было изъянов. Соперничество кончилось трагедией.
В изображениях юной супруги художник не был столь сдержан. Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника. Но Рубенс никогда не был педантом.
Полотно датируется именно по возрасту детей, определяемому визуально (даты их рождения хорошо известны). На своем могильном камне в церкви святого Якова в Антверпене он распорядился выбить надпись: «Лорд Стен». Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии. Художник дважды был женат.
28 июня 1577 года родился знаменитый фламандский художник Питер Пауль Рубенс. Казалось, мастером в краски подмешивалась настоящая человеческая кровь. Но дочери царя Аттики Кекропа нарушили запрет и тайна была раскрыта. Остается неизвестным, почему Рубенс не закончил эту картину, которая, возможно, была обрезана уже после его смерти для того, чтобы выглядела более «завершенной». Два главных шедевра Рубенса в этой области — «Похищение дочерей Левкиппа» и «Три грации».
Детство художника прошло в Кельне, куда переехала семья через два года после его рождения. Вопрос о том, кто такие «рубенсовские женщины» и что же все-таки воплощено художником в его работах – ренессансные идеалы эпохи, личные предпочтения автора или имеет место быть их ироничное преувеличение, продолжает волновать искусствоведов и любителей живописи. Может быть, потому Рубенс выбрал Елену, что она так напоминала ему Изабеллу в юности. Антонис Ван Дейк и Франц Снайдерс продолжили его славу. Если бы понадобилось одним словом охарактеризовать жизнь Питера Пауля Рубенса, то вполне подошло бы слово «энергия». Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин История Марии Медичи (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами.
Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца. Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах. Елена стала любимой моделью художника в последние годы его жизни. Живого человека так изображать было не принято, этого не мог не знать художник.
Здесь он часто бывал в последние годы своей жизни. Картина «Водружение Креста» была заказана для церкви святой Валъпургии, в то время как картина «Снятие с креста» всегда находилась в Кафедральном соборе. С «Портрета Изабеллы Брант» (примерно 1610 год) на нас смотрит очаровательная женщина с красивыми и умными глазами. Сюжет для него позаимствован из греческой мифологии.
Теперь обе работы, прославившие Рубенса, находятся в Кафедральном соборе Антверпена. Перед нами, вероятно, самый знаменитый из поздних пейзажей Рубенса. С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена) иногда в образе мифологических и библейских персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (Кермесса, около 1635-1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего.
Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами). Во время своих прогулок верхом по сельской местности Рубенс часто останавливался, чтобы сделать набросок привлекших его внимание ворот или моста или куста куманики, которые казались ему интересными и достойными его внимания. Красавица Европа гуляла с подругами по берегу моря, где ее увидел Юпитер, бог-громовержец. Читайте здесь и вы многое узнаете о коллекции Княжества Лихтенштейн и о «Портрете Марии де Тассис».
Он был написан вслед за близким по масштабу и теме «Водружением креста» (1610-11). Венеция не случайно стала первым итальянским городом, который посетил Рубенс. Зрачки женщины на картине расположены не по центру радужной оболочки. Первые упоминания об этом произведении относятся только к началу XVIII века. На острове Юпитер превратился в прекрасного юношу и овладел Европой.
Богатство декоративной фантазии исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). За свою жизнь этот великий художник написал множество картин. Пышные и полнотелые «рубенсовские женщины», безусловно, отражают эстетические идеалы его эпохи. Портрет необыкновенной красавицы Марии де Тассис прибыл в Москву во второй раз.
После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов. Рубенсу нравилась жизнь сельского аристократа. Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (Автопортрет с женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом. Европа села на его спину и бык увез красавицу на Крит. За это Зевс (отец Диоскуров) поразил Идаса перуном.
В 1630-е годы начался новый период творчества художника. Когда-то я рассказывала вам о работе Валентина Серова «Похищение Европы». Наиболее раскрепощенной юная жена художника предстаёт перед зрителями на картине «Шубка» (другое название: «Венера в мехах»).
На выставке в Музее изобразительных искусств, привезенной из Лихтенштейна, представлено 10 его работ. Репродукции Питера Пауля Рубенса всегда занимают в них почетное место. Первый раз я им любовалась на выставке «Воображаемый музей». Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь без этого ни один художник не может быть великим Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными».
Справа (прямо над сиденьем стула) намечена еще одна пара рук. Не менее выдающийся художник Антонис ван Дейк (1599-1641) прославился как прекрасный мастер портрета, он был лучшим учеником Рубенса и ведущим придворным художником Англии. В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти.
Они мало выделяются среди окружающих их жителей деревни. Отдельного внимания заслуживают и пейзажи Питера Пауля Рубенса. Это руки третьего ребенка Елены, Изабеллы Елены, родившейся в мае 1635 года. При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости.
Но в общем портрет отличается необычайной, нехарактерной для Рубенса скромностью. В 1630 году Рубенс женился на 16-летней Елене Фоурмен, племяннице своей первой жены, умершей в 1626 году. Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль, великий фламандский художник. Но Идас камнем сразил Полидевка. Рубенс не считается мастером психологического портрета.
Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама. В них начисто отсутствует мистика. Все это тайна велика есть. А ведь оно только одно из многих. Масштабность картин в сочетании с изумительным композиционным мастерством и тонко прописанными деталями создают эффект погружения души в произведение искусства. И вот теперь любопытно сравнить ее с картиной того же библейского сюжета кисти Хендрика ван Балена (1575-1632).
На почти парадном «Автопортрете с супругой» без излишнего пафоса, мило, по-семейному изображена благочинная супружеская пара. Им тесно в пределах двухмерного пространства. Персы оставили лагерь с запасом вина, который обороняла неспособная часть, а основные войска отошли назад к реке. Их не так много, но это делает их еще ценнее для коллекции любителя живописи.
Очевидно именно Рококе и предоставил Рубенсу заказ на этот алтарный образ. Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок, они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (Возчики камней, около 1620, Пейзаж с радугой, около 1632-1635, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург). Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе. На знаменитой картине «Охота на гиппопотама», одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами. Неужели она была настолько скромна. Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – Елена Фаурмент с детьми (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), Три грации (1638-1640, Прадо, Мадрид), Вакх (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена). Однако художник любил писать Елену и просто как любимую жену и мать своих детей.
Не только художники, но и скульпторы и гравёры обучались у Мастера.
Кажется, что свет исходит из самой картины из глубины. Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе Портрет камеристки инфанты Изабеллы (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели. Некоторые художники называют его королём живописцев, так как его кисти были присущи уверенная манера, выразительность персонажей, даже где-то манерность, а так же уникальные световые градации.
В основе его картины «Нахождение младенца Эрихтония» лежит повествование Овидия из «Метаморфоз». Греческие боги изображенные великим живописцем, очень реалистичны. В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса. Друг Рубенса, Николас Рококе, являлся одним из руководителей этой гильдии (Рубенс, кстати, позже тоже стал ее членом). Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет.
Со страстным языческим жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (Союз Земли и Воды, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Похищение дочерей Левкиппа, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Черты Изабеллы Брандт (первой супруги Рубенса, умершей в тридцатичетырехлетнем возрасте от чумы) и Елены Фоурмен (второй его жены, бывшей значительно моложе супруга) проступают во всех женских персонажах его картин. Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе «Святой Георгий, поражающий дракона». С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование.
.