Художник дважды был женат. В барочной композиции «Персей освобождает Андромеду» из собрания Эрмитажа фигура Андромеды восходит к одной из античных статуй Venus Pudica (Венеры Целомудренной). Художник узнал обо всём лично от инфанты и был глубоко удручён. Для сравнения: семья Филиппа— жена, двое детей и двое слуг— издерживали в год примерно 400 флоринов78. В Нидерландах он оставил эту практику, вот таким образом не существует прямых свидетельств, как Рубенс понимал трактовку тех или иных философских постулатов и религиозных таинств, человеческих страстей и прочего9091. Представители семейства его отца— Яна Рубенса— были кожевниками, москательщиками и аптекарями, предки матери— урождённой Пейпелинкс— занимались ковроткачеством и торговлей3. В его копиях Тициана, особенно в волосах персонажей, заметна фламандская техника наложения краски густым слоем49.
15 сентября художник прибыл в Мадрид. Друг Рубенса, Николас Рококе, являлся одним из руководителей этой гильдии (Рубенс, кстати, позже тоже стал ее членом). Содержание предстает проясненным как высокая героическая трагедия. Женитьба на Елене Фоурмен резко изменила образ жизни Рубенса.
Однако величина фигур угнетает динамику композиции.
В мастерской он обыкновенно оставался до пяти часов пополудни. Сохранилась обширная переписка Рубенса, преимущественно дипломатическая. Примером служит огромная потолочная фреска Тьеполо АПОЛЛОН и четыре континента (ок.
Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии. Рубенс числился его учеником до 23-летнего возраста, хотя ещё в 21 год получил удостоверение «свободного художника»23. И вот теперь любопытно сравнить ее с картиной того же библейского сюжета кисти Хендрика ван Балена (1575-1632).
Воображение Рубенса увлекло его далеко за пределы реальности истории, заставляя создавать живой мир, в котором люди и звери сражаются друг с другом в стихийно возникшей схватке. Церемония была назначена на 17 апреля 1635 года и подготовка заняла более года. М. Лекуре с иронией писала: «Под кистью Питера Пауэла бегство в Египет приобретает черты деревенской жанровой сцены.
Рубенс не разделяет в человеке плотское и духовное: сквозь материю у него веет дух. Слух имел реальную основу: раздражённый требовательностью мастера гравёр Лукас Ворстерман набросился на Рубенса с кочергой.
Если бы понадобилось одним словом охарактеризовать жизнь Питера Пауля Рубенса, то вполне подошло бы слово «энергия». Называя готический стиль «варварским», он агитировал богатых нидерландцев строить дома с просторными холлами и лестницами, а внушительные размеры алтарей в новоманерных церквях, кессонные своды и просторные простенки могли быть наилучшим образом заполнены картинами из его мастерской148. Получив первоначальные навыки и отточив их, в 1595 году Рубенс перешёл в мастерскую самого знаменитого антверпенского живописца того времени— Отто ван Веена (Вениуса), получившего образование в Италии и привнёсшего во Фландрию дух маньеризма14. 11 января 1630 года в Лондон прибыл испанский посланник— дон Карлос Колома.
Рубенс интенсивно занимался изучением флорентийского искусства, в частности, скопировал картон фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари»3435. В феврале 1639 года состояние художника уже вызывало опасения222. В столицу Франции Рубенс прибыл в январе 1622 года. Действительно, у общепризнанного «короля живописи» было много подражателей, но никому не удалось передать на своих полотнах столько кипучей энергии, движения и до предела заряженной атмосферы. Королева и герцог Ришельё добрались до Рубенса только в середине июня, по сообщению Роже де Пиля, королева была равно очарована картинами и манерами Рубенса, а кардинал «с восхищением смотрел на полотна и никак не мог ими налюбоваться».
Вершиной стало представление художника при эрцгерцогском дворе, состоявшееся, судя по документам, 8 августа 1609 года. Род Колонна (покровители Караваджо) не заинтересовался фламандцем, но Шипионе Боргезе рекомендовал его ордену ораторианцев для оформления храма Кьеза Нуова. Свою первую совместную работу они исполнили ещё до отъезда Рубенса в Италию в 1598 году, это была «Битва с амазонками»97.
Такие его работы, как данный пейзаж, – наилучшее тому подтверждение. Напротив, женщины отличаются крайней рыхлостью форм. Собственных работ Рубенса этого периода сохранилось очень мало.
Переговоры с художником начались в 1621 году, в ноябре согласие дал королевский интендант Ришельё и 23 декабря Николя де Пейреск писал Рубенсу о его приглашении в Париж154. Ошибка в названии возникла в XVIII веке во Франции, где в одном из каталогов работ художника полотно было записано: «Le Chapeau de Paille» («Соломенная шляпа»).
Возможно, это труды Сенеки. Король вернулся в Вальядолид в первых числах июля. Луки214. Скончался он в 1657 году, его сын— внук Рубенса— умер искусанный бешеной собакой. Достаточно быстро Рубенс получил должность попечителя картинной галереи герцога, но, в общем, крупных заказов почти не было (единственное исключение— оформление церкви иезуитов в 1603 году) и даже в 1607 году в одном из писем он сетовал, что его работы почти не представлены в коллекции Гонзага.
Покупка обошлась в 93 000 гульденов, но расходы этим не ограничились, поскольку Рубенс снёс башню и подъёмный мост, придав усадебному дому более ренессансный вид. Читайте здесь и вы многое узнаете о коллекции Княжества Лихтенштейн и о «Портрете Марии де Тассис». После возвращения Рубенса они продолжили сотрудничество, причём, по мнению Анны Воолетт, «это было соавторство редкостного сорта— не просто между художниками равными по статусу, но и между живописцами, чьи стилевые искания были направлены в разные области— многофигурные и аллегорическо-исторические сцены у Рубенса и атмосферные эффекты в пейзажах и натюрмортах у Брейгеля»101. Ничто не является настолько переменчивым, как эстетические идеалы и каноны красоты. Но в общем портрет отличается необычайной, нехарактерной для Рубенса скромностью.
Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе Портрет камеристки инфанты Изабеллы (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели. На смену абстрактной духовности приходит подчеркнутая телесность, происходит реабилитация чувственной красоты. В частности, были убраны бойницы.
С приобретением в 1635 году замка Стеен в Элевейте Рубенс получил титул сеньора. Существует анекдот, согласно которому Рубенс, работая над картиной «Охота на львов», пригласил в мастерскую укротителя с его питомцем и был так захвачен зрелищем распахнутой пасти, что снова и снова заставлял укротителя раззадоривать льва. В реестр не вошли созданные им произведения искусства, а также коллекция античных гемм. Первое время художник квартировал в доме матери на улице Куван. Сусанна не поддалась на уговоры и, якобы за то, что согрешила с юношей, была осуждена на смерть, но ее невиновность доказал пророк Даниил. Четыре континента часто изображались в произведениях художников эпохи барокко.
8 декабря 1635 года художник сообщал Пейреску, что тяжба так и не закончена. Шляпа – столь характерная деталь в данном произведении, что часто из его названия вообще опускается слово «дама». Все это тайна велика есть.
Однако в период господства авангарда критики открыто нападали на наследие Рубенса и даже Эрвин Панофский по поводу его пейзажей дословно высказался: «Это всего лишь живопись». Помимо его гонораров, доход семье по-прежнему приносила сдача комнат внаём9. В трактате «Теория человеческой фигуры», приписываемом Рубенсу, утверждается, что базовым элементом женской фигуры является круг.
Фромантен считал, что Рубенса «восхваляют, но не смотрят»233. Когда посольство 28 января проследовало через Антверпен, Рубенс не стал встречаться с его членами и отправил главе посольства письмо, в ответ получив записку с фразой «мы не нуждаемся в художниках», которая быстро стала анекдотической206. Там не было ни слова о статусе Пфальца и примирении между Фландрией и Голландией.
Рубенс заботился о своих авторских правах. Заверив завещание 28 августа, Рубенс на следующий день отбыл в Испанию183. Пышные и полнотелые «рубенсовские женщины», безусловно, отражают эстетические идеалы его эпохи. Однако этот проект так и остался неосуществлённым182. Давид соблазнил ее, а Урия отправил на верную гибель.
Однако, когда ван Дейка пригласили в Англию, Рубенс не стал его удерживать. Духу, он исполнил две копии с картин Корреджо в дар для императора Рудольфа II. Ферма в Экерене приносила 400 флоринов в год.
Однолюб по природе, Рубенс вёл в Италии и во вдовстве целомудренную жизнь, никогда не разменивался на мелкие интрижки и романы и, будучи темпераментным человеком, внешне был чрезвычайно выдержан. Путь из Рима в Антверпен занял у Рубенса 5 недель. Его появление вызвало серьёзную озабоченность у папского нунция Джованбаттиста Памфили. Вопрос о том, кто такие «рубенсовские женщины» и что же все-таки воплощено художником в его работах – ренессансные идеалы эпохи, личные предпочтения автора или имеет место быть их ироничное преувеличение, продолжает волновать искусствоведов и любителей живописи. Композиция картины многопланова и может быть прочтена различными способами. И в дальнейшем основным языком иностранной переписки Рубенса оставался итальянский38.
В изображениях юной супруги художник не был столь сдержан. Напротив, в колорите центральной сцены преобладают белый, чёрный и красный тона. Коллекция медалей и гемм, а также библиотека досталась старшему сыну Альберту.
Это обошлось ещё в 7000 флоринов.
1750). Гардероб покойного и другие вещи, включая глобусы, были распроданы. В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти.
Несмотря на чувственность его творчества, «следует принять как данность искреннее целомудрие художника»35. Личных дневников художник не вёл, да и письма его содержат почти одну деловую информацию. По мнению М. Лебедянского, трактовка Рубенсом своего образа напоминает рафаэлевский «Портрет Бальдассаре Кастильоне».
Композиция его чрезвычайно сдержанная, Рубенс, сидящий на скамье под кустом жимолости, слегка наклонился к сидящей подле него Изабелле Брант, покойно положившей свою руку на руку супруга. Был и другой мотив: в одном из писем Рубенс откровенно сообщал, что в преддверии большой войны беспокоится лишь о «сохранности своих колец и своей персоны»173. Начинающих художников Рубенс именовал «аспирантами», каждый из них имел определённую специализацию. Письма домой и брату Филиппу написаны на живом и богатом итальянском языке и подписаны «Pietro Pauolo»— в форме, которой он придерживался до конца жизни.
Его зрительная память не уступала памяти на тексты. Но Идас камнем сразил Полидевка. Чаще всего он цитировал сатиры Ювенала, поэмы Вергилия и труды Плутарха и Тацита. Беломраморное решение фасада символизировало Небесный Иерусалим, спустившийся на землю143. Хотя в Мадриде почти никто не верил в заявления Рубенса о художественной миссии, 8 месяцев своего второго пребывания в Испании он занимался почти исключительно живописью.
Губерта, Диану на охоте и подобное. Эта же комната служила и личным кабинетом. Рейнольдс считал, что Рубенс довёл до совершенства техническую, ремесленную сторону художественного творчества. Причиной тяжбы была дата изготовления гравюры «Распятие»: до продления авторских прав или после. Лицо его искажено приступом боли, пальцы плотно сжаты, все мышцы тела напряжены.
Д. Веджвуд на примере картины «Три грации» также демонстрировал, как Рубенс трансформировал стандартную форму и позу античных скульптур в своих собственных целях120. Брак был заключён с большой поспешностью. 10 апреля 1609 года Рубенс писал Иоганну Фаберу в Рим: «Я до сих пор не знаю, какое принять решение— остаться ли на родине или навсегда возвратиться в Рим, куда меня приглашают на самых благоприятных условиях»67. В целом судьба Альберта Рубенса более напоминала судьбу его покойного дяди Филиппа— он не увлекался живописью (как и все остальные потомки Рубенса), совершил путешествие в Италию в 1634 году. Сколько поколений зрителей слышало, читало в книгах, рассматривало картину с этим названием, не «спотыкаясь» о его несуразность.
Черты Изабеллы Брандт (первой супруги Рубенса, умершей в тридцатичетырехлетнем возрасте от чумы) и Елены Фоурмен (второй его жены, бывшей значительно моложе супруга) проступают во всех женских персонажах его картин. Он ещё продолжал учиться и как профессионал созрел поздно.
Характерно, что Рубенс перед отъездом составил завещание на обоих своих сыновей. Он был написан вслед за близким по масштабу и теме «Водружением креста» (1610-11). Однако его современникам пышнотелые красавицы не казались ни чрезмерно грузными, ни безобразными.
Никаких следов его ранней графики не сохранилось17. После возвращения он ужинал с избранными друзьями. Идеал рубенсовской красоты далек и от классических канонов и от современных представлений о ней.
Их не так много, но это делает их еще ценнее для коллекции любителя живописи. Справа (прямо над сиденьем стула) намечена еще одна пара рук. В известном смысле дом Рубенса превратился в «приёмную» Брюссельского двора: у него квартировали посланники Лотарингии и Англии перед официальными приёмами. Рубенс, как и мастера эпохи Ренессанса, стремился придать фигурам полновесную материальность.
Как отмечал В. Лазарев, второй брак наполнил жизнь Рубенса абсолютно новым содержанием. Первая распродажа имущества Рубенса принесла 52 тысячи флоринов, вторая— более 8 тысяч. Теперь обе работы, прославившие Рубенса, находятся в Кафедральном соборе Антверпена.
Наконец и герцог Бэкингем лично посетил Рубенса и купил его коллекцию за 100 000 флоринов.
Например, будущую тёщу своего сына Сусанну Фоурмен Рубенс, начиная с 1620 года, писал шесть раз, даже чаще, чем жену123. В те времена почта из Лондона в Мадрид шла 11 суток, а принятие решений занимало много времени192. С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование.
Впрочем инфанта Исабель в апреле 1632 года разрешила Рубенсу оставить французские дела. Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин История Марии Медичи (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами. Может быть, потому Рубенс выбрал Елену, что она так напоминала ему Изабеллу в юности. Описание жизни Рубенса в Испании оставил тесть Веласкеса— Пачеко187.
В письме к Франциску Юнию от 1 августа 1637 года Рубенс сравнивал попытку следовать античной живописи усилиям Орфея уловить тень Эвридики и напоминал, что, беря за образец античные статуи, следует постоянно помнить о различии художественного языка живописи и скульптуры130. Расцвет творчества Рубенса пришёлся на пик развития барокко138. После свадьбы молодые, согласно обычаю, поселились у родителей жены, в деловом квартале73.
Лекуре, «доходило до угодничества». Предложение было рассмотрено на Тайном совете 16 августа и отвергнуто203. Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами). Во время своих прогулок верхом по сельской местности Рубенс часто останавливался, чтобы сделать набросок привлекших его внимание ворот или моста или куста куманики, которые казались ему интересными и достойными его внимания. Изабелла Брант стала крёстной матерью детей Яна Брейгеля, как и Рубенс после безвременной кончины Яна от холеры Рубенс стал его душеприказчиком103.
Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет.
Богатство декоративной фантазии исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Европа села на его спину и бык увез красавицу на Крит. Рубенс специализировался на религиозной живописи (в том числе алтарных образах), писал картины на мифологические и аллегорические сюжеты, портреты (от этого жанра он отказался в последние годы жизни), пейзажи и исторические полотна, делал также эскизы для шпалер и книжных иллюстраций. На своем могильном камне в церкви святого Якова в Антверпене он распорядился выбить надпись: «Лорд Стен». Рубенсовские обнажённые тела были результатом огромной аналитической работы.
За конный портрет короля Рубенс удостоился стихотворной похвалы от Лопе де Веги, назвавшего его «новым Тицианом»186. Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль, великий фламандский художник. Семья воссоединилась в Троицын день 1573 года, в 1574 году родился сын Филипп. Уроженец купеческого Антверпена в предисловии к книге писал, что отдал предпочтение генуэзским домам, «более подходящим для обычных семейств, чем для двора владетельного князя»146147.
От Изабеллы словно исходит невидимый свет. Тело его в тот же день было перенесено в Синт-Якобскерк, в склеп семьи Фоурмен.
Расстались они, впрочем, вполне мирно: ван Дейк подарил бывшему патрону портрет Изабеллы Брант, «Ecce Homo» и «Гефсиманию», а Рубенс отдарился лучшим испанским жеребцом из своих конюшен100. Ему предстояло написать «Мадонну» для главного алтаря. Первые упоминания об этом произведении относятся только к началу XVIII века. Живого человека так изображать было не принято, этого не мог не знать художник.
Впрочем, первый свой официальный заказ Рубенс получил на родине— в 1602 году. По словам Ч. Веджвуда, «Рубенс был хорош, но он не был вундеркиндом», подобным ван Дейку.
Мир Рубенса был закрыт для всех остальных». На почти парадном «Автопортрете с супругой» без излишнего пафоса, мило, по-семейному изображена благочинная супружеская пара. Клоду Пейреску он писал, что 12-летний сын неплохо успевает в греческой литературе.
Рубенс и себя не раз писал в ней. М. Лекуре утверждала, что «создаётся впечатление, что при работе над женской фигурой Рубенс раз и навсегда запретил себе использовать угол»112. Живопись «Воздвижения креста» знаменовала и сильное итальянское влияние и начало освобождения от него. Эрцгерцогиня возместила ему все расходы и подписала прошение о даровании художнику испанского кавалерского титула, аналогичного английскому.
Эти особенности барочного искусства отразились и в его картине «Сусанна и старцы» на сюжет из Книги пророка Даниила. Для него мечта реальна, а реальность сказочно прекрасна. Колористическую задачу Рубенс выполнил на контрасте светлой гаммы одежд и тёмного фона (особенно в «Домицилле»), который скупым стилем может напомнить Караваджо, но без его световых эффектов.
Его друг Якоб Зандрарт писал: «Не в силах более сопротивляться внутреннему порыву, который влёк его к живописи, он испросил у матери позволения целиком посвятить себя этому искусству». Липсий указывает на некий пассаж в четвёртом, раскрытом томе. Для понимания представленной здесь работы необходимо знать библейский рассказ, причем поражает изобретательность художника в передаче его деталей. Это же подчёркивалось достоинством жестов, позой, тщательной отделкой мельчайших деталей.
В переписке восхищение Питером, по выражению М. -А. Художник объединил в рамках одного произведения три разновременных события. На лондонском аукционе Christies картина Рубенса «Избиение младенцев» в 2002 году была продана за 75 миллионов евро, а «Лот с его дочерьми»— за 52 миллиона евро в 2016 году, что делает его одним из самых дорогих старых мастеров.
Барокко рассматривается М. Лекуре как искусство мира, утратившего свою незыблемость. Однако художник любил писать Елену и просто как любимую жену и мать своих детей. К брюссельскому двору последних Рубенс оказался привязан «золотыми оковами». Винсент Ван Гог выражал в отношении Рубенса особое мнение.
Над исполнением этого заказа Рубенс работал в Антверпене два года. Выехав из Мадрида 28 апреля, 11 мая Рубенс был в Париже и уже через два дня в Брюсселе. Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама.
Как минимум один натюрморт с цветами для Борромео Рубенс и Брейгель исполнили совместно. Зрачки женщины на картине расположены не по центру радужной оболочки.
Нет традиционных для этого сюжете воинов и палачей, нет горюющих последователей Христа. О подаренном ему небольшом полотне Рубенса он писал, что установил его в своей мастерской словно «в святилище для поклонения». Рубенс создал большое количество картин на библейские сюжеты. Карлу Борромео).
Впрочем, позволить себе украсить дом «рубенсовскими» полотнами могут не только обеспеченные поклонники его творчества. Очевидно именно Рококе и предоставил Рубенсу заказ на этот алтарный образ. К 19 мая 1622 года была готова концепция предстоящей работы, что вызвало сильное недовольство в художественном мире Парижа, был даже запущен слух о смерти Рубенса, который он опровергал лично156. Должность предполагала контроль над исполнением испанского законодательства5.
Меркурий держит яблоко, которое станет наградой победительнице. Рубенс, как никто другой, владел искусством карнации – изображения живого тела. Герцог Альбрехт плохо представлял себе, кто такой Рубенс, но заказал ему свой портрет и портрет жены, а после исполнения заказа немедленно присвоил ему звание.
В частности, старейшина Гильдии святого Луки художник-маньерист Абрахам Янсенс (1575—1632), также проработавший три года в Италии, предложил Рубенсу «дуэль», в рамках которой художникам предстояло написать по картине на один и тот же сюжет. Рубенс любил затемнённый задний план, на котором ярко изображался план передний. В этих работах Рубенс намного предвосхитил то, что впоследствии мы увидим только у импрессионистов.
До ноября 1605 года Рубенс оставался в Мантуе исполняя заказы герцога Винченцо. Патрон признавал его высочайшее дарование и позволял ощущать себя мэтром: например, только он был допущен к чтению итальянских дневников Рубенса с описанием его впечатлений и технических находок. Денег для передачи маршалу Субизу Рубенс также не получил.
Рубенс был одним из подписчиков только что появившихся газет, в том числе «Рейнской газеты» и «Итальянских хроник», последние он решительно рекомендовал всем своим знакомым, а также пересылал Пейреску151. Им тесно в пределах двухмерного пространства. Сделка была совершена и художник сделался обладателем 21 крупной, 8 «детских» и 4 поясных скульптур, 57 бюстов, 17 пьедесталов, 5 урн, 5 барельефов и набора прочих предметов. По мнению Ч. Веджвуда, «Рубенс был лучше подготовлен, чем большинство молодых художников, пересекавших Альпы до него». В ноябре, совершив краткую поездку в Париж, Рубенс отправился вручать проданное Бэкингему художественное собрание. Но Рубенс, однако, не ограничивается ими. В 1625 г. в его присутствии 24 полотна (21 картина из жизни королевы плюс 3 портрета) были вывешены в Люксембургском дворце (впоследствии перенесены в Лувр — см.
3 июня они взошли в Дюнкерке на борт военного судна, отправленного королём Карлом.
Третий ребёнок— Никлас Рубенс— родился в 1618 году и тоже стал героем портретов своего отца. Со страстным языческим жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (Союз Земли и Воды, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Похищение дочерей Левкиппа, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Далее он перешёл к Адаму ван Ноорту18.
Привал Марии и Иосифа напоминает семейный пикник, когда любящие родители присматривают за ребёнком. Именно Филипп ввёл брата в высшее общество Испанских Нидерландов.
В написанном Рубенсом эскизе «Голгофа» исчезли смятение и беспокойство ранней вещи. Но дочери царя Аттики Кекропа нарушили запрет и тайна была раскрыта. «Его довольно грузные композиции и грузные тела в подлиннике такими не кажутся: они выглядят лёгкими исполненными своеобразной грации»94.
Рубенс обладал талантом заводить светские знакомства. Скопировал он и голову носорога работы Дюрера.
Фасадные скульптуры также ваялись по моделям Рубенса. К. Кларк писал: «Даже если бы он не испытывал естественного влечения к толстым женщинам, он считал бы складки пышной плоти необходимыми для лепки формы». А уж почему нам не известно ни одно изображение Изабеллы в стиле «ню» – тайна сия велика есть.
Конечно же, это роскошная фетровая шляпа, модная в XVII веке. М. Лекуре замечала, что Леонардо да Винчи за всю жизнь создал около 20 картин, а Вермеер Делфтский— 36, причём не продал ни одной.
11 июня Питер Пауль Рубенс прибыл в Брюссель и на следующий день— в родной Антверпен159. Из-за террора герцога Альбы Рубенсы переехали к родственникам Марии в Лимбург, а в 1569 году обосновались в Кёльне67. По мнению М. Лекуре, постройка особняка означала окончательный отказ от итальянских планов, а размеры дома намекали и на карьерные амбиции его хозяина: Рубенсу было 35 лет и он «знал, что и как будет писать, а также знал, как будет жить»83.
Рубенс изобразил себя смотрящим прямо на зрителя, лицо его исполнено спокойного достоинства. Невыгодным стало его положение после прибытия посланника Франции де Шатонёфа, поскольку француз обладал правом принятия решений на месте, а Рубенсу приходилось за каждый шаг отчитываться перед Оливаресом. Парис решил похитить Елену. Вот таким образом мастер всячески старался подчеркнуть телесную красоту любимой, например оттенил ее белую нежную кожу, как часто делал, темной шубкой.
Она предназначалась для капеллы Гильдии аркебузиров, своеобразного стрелкового клуба того времени (аркебуза в качестве огнестрельного оружия имела тогда широкое хождение). Напротив, создавая копии привлёкших его произведений, Рубенс преследовал две задачи. По поручению испанского короля были куплены четыре картины за 42 тысячи флоринов. За это Зевс (отец Диоскуров) поразил Идаса перуном. Кисть Рубенса (1577-1640), обычно широко и активно создающая форму, здесь мягко касается создаваемого портрета. Ракурс композиции необычен— Рубенс возвышается над Изабеллой, зритель видит его как бы из позиции снизу вверх.
С Веласкесом они смогли найти общий язык и занимались верховой ездой. 29 июня 1577 года родился их шестой ребёнок— Питер Пауль. Королева Мария Медичи, поняв, что помощи из Испании не будет, обосновалась в одном из монастырей Антверпена и часто наносила Рубенсу визиты. Жениху было 32 года, невесте— 18 лет их венчание состоялось 8 октября 1609 года.
На «Портрете Изабеллы Брант», написанном около 1626 года, художник приоткрыл все-таки хоть немножко прелестей своей первой жены. За работы, полностью исполненные самостоятельно, он удваивал цену98. Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма».
Когда-то я рассказывала вам о работе Валентина Серова «Похищение Европы». Письма художник чаще всего диктовал, не отрываясь от кисти. Однако новый этап в творчестве Рубенса оказался связан с заказом настоятеля церкви Св.
Старший сын Ян Баптист навсегда уехал в Италию (там он и скончался), вскоре от болезней умерли ещё трое детей. После передачи ему дел и бумаг 6 марта Рубенс покинул английскую столицу199. Питер Брейгель младший (1564-1638) в своем искусстве полностью перенял наследие отца Питера Брейгеля старшего и картина «Перепись в Вифлееме» является копией. Для приёма посетителей была предназначена ещё одна зала, оформленная в тёмных тонах.
Однако по ряду обстоятельств картина была представлена заказчику на Троицын день 5 июня 1605 года41. Они были размещены в его домашней ротонде «с порядком и симметрией» 153. Она писала, что полотно «выглядит впечатляюще монументально», а персонажи отличаются скульптурностью форм, почти как у Веронезе. Первый раз я им любовалась на выставке «Воображаемый музей».
Триптих «Снятие с креста» для городского собора Антверпена был заказан Рубенсу в 1611 году антверпенской гильдией стрелков. По каталогу М. Джаффе насчитывается 1403 аутентичных полотна1. Свои интимные переживания он претворял в ценности эстетического порядка.
Рубенсу было 53 года, а его жене— 16, она была ровесницей его сына Альберта. Рубенс много сил потратил на передачу выражения своего лица и супруги. В королевском собрании он скопировал для себя серию «Триумф Цезаря» Мантеньи, которая когда-то находилась в собрании герцога Мантуанского и была приобретена королём Карлом196. Соглашаясь писать портрет, Рубенс не скрывал, что делает большое одолжение. Франциска, Христа с апостолами— и множество иных религиозных сюжетов.
Художник в письмах жаловался, что французский двор его утомил. Его осведомителем в делах Соединённых Провинций выступал двоюродный брат жены— Ян Брант. Оно осталось незаконченным и первоначально превышало по ширине нынешний вариант.
Картина исполнена в сдержанных тонах, построена на неуловимых тончайших переходах цветов. Из документов и переписки удаётся, как правило извлекать только финансовую информацию.
Красавица Европа гуляла с подругами по берегу моря, где ее увидел Юпитер, бог-громовержец. К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность. Эти мотивы оказались выражены в портрете известном под названием «Четыре философа». Больше половины портретируемых не могли быть в Италии в это время, вот таким образом истинный смысл композиции ускользает от современных исследователей. В Мантуе он обосновался с лета 1601 года, но не собирался сидеть на одном месте.
Рубенс по-прежнему воспринимал мир как всеобъемлющее единство, центром мироздания для него являлся человек, которого следовало прославлять всеми возможными способами139. Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе. К январю 1623 года работа над галереей картин была практически завершена.
Сам Питер Пауль также был хорошо знаком с философией неостоицизма, но в то же время, видимо, ему был близок эразмовский образ разумного и добродетельного «христианского воина»129. Но мне будет очень трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе168. Постепенно отказываясь от характерного для его ранних работ локального цвета, художник достиг исключительного мастерства в передаче тончайших градаций света и цвета, воздушных рефлексов теплые и свежие тона его картин мягко перетекают один в другой, телесно-розовые, жемчужно-серые, красно-коричневые и мягкие зеленые оттенки сливаются в ликующую праздничную гамму.
Поскольку в Антверпен вернулась чума, в октябре 1625 года Рубенс вывез семью в Лаэкен. Можно назвать множество хороших художников, в разное время привлекших внимание ценителей искусства и критиков. По-лисьи лукаво смотрят на зрителя зеленоватые глаза девушки.
М. Лекуре не слишком высоко оценивала триптих для церкви Кьеза Нуова (центральная часть— Богородица, боковые части— святой Григорий и святая Домицилла). В 1630 году Рубенс женился на 16-летней Елене Фоурмен, племяннице своей первой жены, умершей в 1626 году. Вставал художник в четыре часа и шёл к заутрене, а далее занимался живописью. Таким образом, суд Париса стал причиной Троянской войны, окончившейся разрушением Трои.
Питер Пауль Рубенс (нидерл. Pieter Paul Rubens, МФА: 28 июня 1577, Зиген— 30 мая 1640, Антверпен)— нидерландский (фламандский) художник, один из основоположников искусства барокко, дипломат, коллекционер. В 1559 году он вернулся на родину и почти сразу же женился на Марии Пейпелинкс, а в 1562 году поднялся из бюргерского сословия, будучи избран эшевеном4. Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца.
галерея Медичи в Лувре). С наслаждением писал местные пейзажи.
Хозяйка этой ангельской, едва заметной улыбки умеет хранить дворцовые секреты. Это руки третьего ребенка Елены, Изабеллы Елены, родившейся в мае 1635 года. Кажется, что свет исходит из самой картины из глубины. Удостоверение придворного живописца Питер Пауль Рубенс получил 9 января 1610 года68. Борромео, ценитель фламандского искусства, делал заказы Брейгелю в 1606—1621 годах102. В 1630-е годы начался новый период творчества художника. Контраст похотливой старости и цветущей молодости привносит в картину оттенок драматизма. Около 1611-1618 Рубенс выступил и в качестве архитектора, построив отмеченный барочной пышностью собственный дом в Антверпене.
Рубенс живо продолжал интересоваться не только теоретической наукой, но и прикладной. Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – Елена Фаурмент с детьми (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), Три грации (1638-1640, Прадо, Мадрид), Вакх (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена). Рубенс исполнял и частные заказы: написал цикл «Двенадцать апостолов», портреты членов семьи герцога Лермы и герцога Инфонтадо, которому был представлен поверенным Иберти49. За первое десятилетие самостоятельной работы Рубенс написал семь картин на сюжет Распятия, пять— снятия с креста, три— воздвижения Креста, пять Святых Семейств, шесть поклонений Младенцу Христу (волхвов и пастухов), множество изображений св. К. Кларк писал, что вопрос о портрете ещё более осложняется при работе в жанре ню.
Он не только восстановил копии с картин Рафаэля исполненные в Риме Пьетро Факкетти, но и самостоятельно исполнил «Демокрита и Гераклита». Кроме того, «рубенсисты» желали отображать натуру, тогда как «пуссенисты» стремились подчинить её абстрактному идеалу227. И слава Богу. Голландцы раскрывают скромную, незаметную красоту, присущую природе в ее обычном, хочется сказать «повседневном», состоянии. «В этих работах нет пока ничего, кроме впечатляющих размеров мужских и женских фигур, что объединяло бы их и дало возможность без труда узнать руку мастера. Был возведён в дворянское достоинство испанским королём Филиппом IV (1624) и пожалован рыцарством английским королём Карлом I (1630) со включением геральдического льва в личный герб.
Для исполнения 24 картин был приглашён именно Рубенс. КОНТИНЕНТЫ. В Троицын день, 5 июня 1629 года уполномоченный Рубенс был уже в Лондоне191. Ещё ранее ему было поручено отправиться в Гаагу на сепаратные переговоры со штатгальтером Соединённых Провинций. На переднем плане изображены растения, цветущие только осенью, – это позволяет точно определить, к какому времени года относится пейзаж. Приступ апреля 1638 года поразил правую руку, лишив его возможности писать.
В каком-то смысле Рубенс этим изданием создавал себе работу на будущее. Речь шла о «Воздвижении креста».
Ещё на полпути он получил известия, что его мать скончалась 14 ноября. После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов. За 10 лет брака родилось пятеро детей: дочь Клара-Иоганна, сын Франциск, Изабелла-Елена, Питер Пауль и посмертная дочь Констанция Альбертина (она родилась через 8 месяцев после смерти отца)219.
Супруга последовала за ним, сохранились два её письма, которые, по мнению В. Н. Лазарева, «являются замечательными документами возвышенной женской любви и самоотверженной преданности»8. Однако критики обрушились на картоны для шпалер с историей Константина, обвинив Рубенса в нарушении анатомии (у равноапостольного императора якобы ноги были изображены кривыми). Жизнелюбцу Рубенсу незнаком «разлад мечты и действительности». Кроме того, многочисленные корреспонденты Рубенса по антикварной торговле позволяли вести обширную тайную переписку, в которой художник пользовался как минимум четырьмя разными шифрами181.
Впоследствии это стало причиной того, что в Брюгге лев укротителя сожрал137. На боковых створках показаны встреча Марии с Елизаветой и Обрезание Господне, которые решены в праздничных тонах. При помощи Питера ван Веена— брата его учителя — и Дадли Карлтона, посла Англии в Гааге, Рубенс 24 февраля 1620 года получил «привилегию» на 7 лет. Стиль Рубенса на первом официальном заказе проявился лишь в ярко-красной драпировке, отсекающей задний план и придающей глубину изображению.
Если испанский премьер-министр проявил расположение к художнику, дал ему множество заказов и пригласил поселиться в его резиденции, то с поверенным Иберти наладить отношений не удалось. Свидетельством того, что на формирование эстетических идеалов Рубенса в значительной степени повлияли его личные предпочтения, является следующий факт из его личной жизни.
Это, конечно же, описка: вместо «paille» должно быть «poil» (с французского – «фетр»). Ходили слухи, что он сумел внушить «известные чувства» Изабелле Брант.
Положенное ему жалование было таково, что он смог открыть просторную мастерскую, нанять множество подмастерий и выстроить один из лучших особняков Антверпена (ближе всего напоминающий генуэзские палаццо), который с годами наполнился картинами, статуями и предметами декоративно-прикладного и ювелирного искусства, представлявшими лучшее в искусстве Италии. Переходы света и теней едва заметны, причём тени легки и холодны по тону. Здесь он часто бывал в последние годы своей жизни. В основе его картины «Нахождение младенца Эрихтония» лежит повествование Овидия из «Метаморфоз».
Однако раздел имущества и улаживание всех споров заняли у наследников около 5 лет. В качестве примера он приводил картину «Три грации», отмечая, что пышность этих фигур— не что иное, как гимн благодарности за изобилие земных благ, воплощающий «то же бесхитростное религиозное чувство, которое воплощают снопы пшеницы и груды тыкв, украшающие деревенскую церковь во время праздника урожая». Своей личной палитры Рубенс ещё не изобрёл.
Изображая человеческие фигуры, Рубенс разработал собственный подход. В готическом по стилю Антверпене особняк производил впечатление «дворца эпохи Ренессанса»80. Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах. По этой причине достаточно сложно определить, откуда заимствованы образы. Главный идейный противник Делакруа— мэтр французского академизма Жан-Огюст Энгр — в композицию своей программной картины «Апофеоз Гомера» отказался включить Рубенса, обозвав его «мясником»231.
В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса. В живописи Рубенса (1577-1640) соединились экспрессия, драматизм и бьющая через край полнота жизни. Отпевание состоялось 2 июня.
Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху. В этом доме родился седьмой ребёнок— сын Бартоломеус, проживший недолго. Разве шляпка здесь соломенная, тем более с таким пером.
Ярким примером такой работы являлся портрет маркизы Вероники Спинола-Дориа64. На выставке «Рубенс, Ван Дейк, Йорданс Шедевры фламандской живописи из собраний Князя Лихтенштейнского» было представлено 55 картин выдающихся фламандских живописцев XVII века из них 19 картин принадлежали кисти Питера Пауля Рубенса. Если он соглашался на заказ, то ему позировали непременно представители высшей аристократии, как это было в Генуе со Спинола и Дориа, а также герцогом Брабанта и антверпенскими буржуа. Триумфальное шествие кардинала-инфанта длилось целый день, который закончился в соборе. Греки, угрожая Трое войной, потребовали вернуть ее. Рубенс помещал портретируемых на нейтральном фоне или перед драпировкой. Пользуясь невнимательностью герцога к своей персоне, уже в 1601 году Рубенс отправился в путешествие по Италии из письма брату Филиппу в декабре того же года следует, что он объехал «почти все крупнейшие итальянские города»37.
Единственной отрадой было то, что его допустили к коллекциям Фонтенбло и он смог снять копии с полотен Приматиччо и Джулио Романо. В 1622 году Рубенс опубликовал альбом «Дворцы Генуи» в двух томах, первый из которых был посвящён античности, второй— его времени.
Наиболее раскрепощенной юная жена художника предстаёт перед зрителями на картине «Шубка» (другое название: «Венера в мехах»). По И. Е. Прусс, живописи Рубенса свойственна особая воздушность. Откровенно негативно к наследию художника относился Пабло Пикассо, который в одном из интервью сообщил, что это «талант, но талант бесполезный ибо употреблён во зло»230.
Однако к тому времени мастерская Рубенса почти развалилась, а «аспиранты» разбежались201. Неужели она была настолько скромна.
Рубенс выявлял движение в морщинках и складках натянутой или расслабленной кожи121. Рубенс стал больше писать «для себя», создавая с жены десятки зарисовок и портретов, причём высокого эротического стиля («Подножка» и «Шубка»)212. Перед нами, вероятно, самый знаменитый из поздних пейзажей Рубенса. В то время, когда он работал, наёмный чтец читал ему вслух античных классиков, чаще всего Плутарха, Тита Ливия или Сенеку.
В гуманитарной области он всё более и более интересовался средневековой и современной ему французской историей (в том числе «Хрониками» Фруассара), даже выписал себе мемуары Оссата— посредника обращения Генриха IV в католическую веру— и собирал документы о царствовании этого короля и его наследника Людовика XIII. Назвали его также в честь крёстного— генуэзского банкира Никколо Паллавичини.
9-дневная поездка оказалась крайне неудачной. С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие художники).
Филипп Рубенс держит перо, готовый записывать, а Воверий открывает ещё одну книгу. Он называл Рубенса «самым мифологическим» из живописцев своего века, поскольку миф у него реализуется как естественная форма первичного жизнеощущения. Рубенсу нравилась жизнь сельского аристократа. Он отказался от национальной фламандской традиции (значимость которой признавал ещё Микеланджело), но так и не смог органично воспринять итальянскую школу26.
Гвидо Рени ещё в Италии говорил, что «Рубенс подмешивает в свои краски кровь», подчёркивая, насколько реалистично тот научился изображать человеческую плоть. Рубенс не считается мастером психологического портрета. Из этих последних следует, что Рубенс задумал сооружение как «фламандскую Сикстину»: как и в Ватикане, каждое из 39 полотен было вписано в отдельный свод.
В дневнике Делакруа Рубенс— «Гомер живописи»— упоминается 169 раз230. Елена была десятым ребёнком и Рубенс впервые запечатлел её в 11-летнем возрасте для полотна «Воспитание Богородицы». О двойственности барокко и творчества Рубенса писал Е. И. Ротенберг. Может она и в самом деле была чрезвычайно скромна.
Все композиции решены в многолюдном театральном стиле, который может одновременно напомнить и о Веронезе и о Микеланджело. Репродукции Питера Пауля Рубенса всегда занимают в них почетное место. Главное отличие коренится в непринуждённости и свободе портретируемых, что придаёт сюжету лиричность. Но Рубенс никогда не был педантом.
На этой должности он получил особую привилегию посещать дома самых богатых и знатных дворян. Его духовное искусство начисто лишено духовности»111. Рубенс, попытавшийся участвовать в испано-савойских переговорах (герцог Карл-Эммануил был готов поддержать испанскую сторону против Франции), был отстранён личным приказом короля.
Сюжет для него позаимствован из греческой мифологии. Полотно датируется именно по возрасту детей, определяемому визуально (даты их рождения хорошо известны). В акте указаны «большой каменный дом в виде замка», пруд и ферма в 4 бония и 50 вержей, «вокруг лес». Ночью торжества продолжались при свете 300 бочек со смолой.
Игнатия (ныне посвящённой св. Они всегда уступают Рубенсу в отношении стихийной чувственности и здоровой эротики. Иезуиты этим преследовали абсолютно конкретную цель: Рубенсу была заказана «Библия бедных», в которой чередовались ветхозаветные и новозаветные сюжеты.
Незадолго до кончины Рубенс набросал её портрет. С другой стороны, Воверий, Липсий и Филипп Рубенс изображены компактно, а Питер Пауль Рубенс и Сенека— слева и справа— расположены выше группы учёных на втором плане, но вровень с головой Липсия. Среди его собеседников и корреспондентов были Гуго Гроций и Корнелис Дреббель, причём, общаясь с последним, Рубенс заинтересовался не только оптикой, но и проблемой «вечного двигателя». Эти речные божества показаны отдыхающими под пологом, окруженные вниманием нагих женщин. Это одна из самых известных мифологических картин Рубенса.
Он правил даже работы Микеланджело и Рафаэля, не говоря о своих современниках50. 20 августа 1631 года король Филипп IV удовлетворил просьбу о титуле. Обучение в его мастерской продлилось четыре года по мнению Мари-Анн Лекуре, самым важным уроком для Питера стала любовь и внимание к «Фландрии, чьи пышные красоты позже предстанут перед нами на картинах Рубенса»21. Однако в следующий раз его пригласили в Париж лишь 4 февраля 1625 года157. М. Лекуре также отмечала, что от итальянского периода не осталось никаких свидетельств романтических устремлений Рубенса.
Рубенс без колебаний использовал в религиозных сюжетах обнажённую натуру. По мнению критиков, с технической точки зрения «рубенсовские женщины» лишены каких бы то ни было изъянов. Своеобразие женских изображений Рубенса таково, что К. Кларк подчёркивал в своей монографии о наготе в искусстве (1956), что даже в среде художественных критиков считается признаком хорошего вкуса критиковать Рубенса как «художника, писавшего жирных голых баб» и, более того, употреблять определение «вульгарный»113. Во время засады, устроенной Диоскурами, Идас убил Кастора, а Полидевк – Линкея.
За свою жизнь этот великий художник написал множество картин. Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь без этого ни один художник не может быть великим Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными». Осталось несколько полотен с изображением Альберта. Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе «Святой Георгий, поражающий дракона». Особенно это заметно в письме декоративных драпировок.
Дело тут не в страданиях распятого, а в усилиях распинающих108. Эрцгерцог Брюссельский Альбрехт Австрийский заказал заалтарный образ обретения Истинного Креста, который поручил исполнить в Риме, причём художник должен был быть фламандцем, «при условии, что сумма расходов не превысит 200 золотых экю». Помимо перечисленных, на полотне запечатлен автопортрет его автора— отдельно от учёных слева— и (справа внизу) любимый пёс Липсия по кличке Мопс.
Среди портретов великого фламандского живописца это полотно занимает особое место. Остается неизвестным, почему Рубенс не закончил эту картину, которая, возможно, была обрезана уже после его смерти для того, чтобы выглядела более «завершенной». Различные аспекты творчества Рубенса привлекали самых разных художников. Греческие боги изображенные великим живописцем, очень реалистичны.
Единственным свидетельством их свадьбы осталась латинская эпиталама Филиппа Рубенса, полная «игривых сальностей» (по выражению Э. Мишеля) и не слишком изысканная по стилю74. За оформление отвечали Якоб Йорданс, Корнелис де Вос, Эразм Квеллин III, Лукас Файдербе. Портреты членов семьи достались тем, кто для них позировал.
При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости. В первых работах (особенно в картине «Поклонение пастухов») фигуры и их одеяния по полированной жёсткости более напоминали скульптуры, складки одежды в академической манере были уложены правильным порядком или даже изображались летящими по ветру, хотя это не предусматривалось сюжетом.
Н. А. Дмитриева даже утверждала, что луврский портрет Елены Фоурмен «поражает лёгкостью и свежестью кисти: кажется, он мог бы быть написан Ренуаром»213. Рубенс был чрезвычайно плодовитым художником. Например, в полотне «Венера, Вакх и Арея» поза Ареи заимствована у присевшей Афродиты Дедалса, а Венера, вероятно, восходит к Леде Микеланджело. Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена) иногда в образе мифологических и библейских персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (Кермесса, около 1635-1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего.
Порваны все земные связи между тремя распятыми и живыми людьми. После кончины Филиппа в 1611 году Питер Пауль устроил ему пышные похороны, принятые в их социальном кругу, которые обошлись в 133 флорина.
При постройке дома была предусмотрена отдельная купольная зала с верхним освещением, в которой разместили вывезенные из Италии скульптуры и камеи. Впрочем, внешне в жизни Рубенса мало что изменилось: он много времени проводил за заказами в мастерской, принимал за обедом антверпенских буржуа, председательствовал в Обществе романистов. В завещании, составленном перед смертью, он писал, что «его труды пригодятся тому из наследников, кто пойдёт по его стопам». Рубенс, прикованный к постели приступом, не смог принять участия в церемонии, но Фердинанд Австрийский лично нанёс ему визит домой. Помимо очаровательных и целомудренных портретов Елены Фоурмен, он создает другие – откровенные, нежные и чувственные – ее образы (в «Пастушеской сцене», «Вирсавии»).
Это произведение не парадное, оно подчеркнуто камерное и простое по композиции. На острове Юпитер превратился в прекрасного юношу и овладел Европой.
На свою свадьбу Рубенс написал двойной портрет «В жимолостной беседке» («Автопортрет с Изабеллой Брант»). Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко. Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника. В этот период состоялось очное знакомство с Пейреском.
«Если бы Рубенсу удалось решить все эти задачи, он уничтожил бы в зародыше Тридцатилетнюю войну»190. Королевским приказом для Рубенса были открыты все художественные коллекции, а гидом назначили придворного живописца Диего де Веласкеса. Не только художники, но и скульпторы и гравёры обучались у Мастера. Письма Питера Пауля к нему не сохранились, но остались послания старшего брата младшему. Многочисленность подписанных Рубенсом работ (которые исчисляются тысячами) свидетельствует о том, насколько большую помощь художнику оказывали его ученики, среди которых — такие виртуозы, как Якоб Йорданс и Франс Снейдерс. В версии, которая перед нами (1639), Парис изображен в пастушеском наряде, пристально разглядывающим трех великолепных нагих женщин, которых он попросил снять одежды, чтобы ничто не мешало судить об их красоте. Портрет необыкновенной красавицы Марии де Тассис прибыл в Москву во второй раз.
Не было ещё и виртуозной лёгкости владения кистью, которую он приобрёл в Италии28. В картине «Большой Страшный суд» вытянутые руки и тела персонажей образуют некое подобие арки, на вершине которой Господь.
Лицо и платье маркизы четко выписаны, создан цельный образ аристократки. Символический смысл картины раскрывался в трёх книгах, лежащих перед изображёнными.
Драгоценности покойной Изабеллы Брант были оценены в 2700 флоринов. Хотя Гонзага не ставил задачи воспитания молодого художника, он предоставил Рубенсу работу, способствующую быстрому развитию его таланта: фламандец должен был отбирать произведения искусства для копирования, а далее занимался и их приобретением, получая определённые комиссионные34.
Тигрица представляет реку Тигр, а путти играют с крокодилом, символом Нила. Этот дом современники единогласно провозгласили самым красивым зданием в городе. До конца XIX века только восемь иностранных художников удостаивались рыцарского звания200.
Аспирантов Рубенс более не брал, а в мастерской работали только состоявшиеся художники— в том числе Я. Йорданс, К. де Вос, сыновья ван Балена— Ян и Каспар — и многие другие. В переписке сохранились замечательные образцы стиля общения художников, когда Брейгель мог назвать коллегу в письме к миланскому кардиналу Федерико Борромео «мой секретарь Рубенс». Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок, они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (Возчики камней, около 1620, Пейзаж с радугой, около 1632-1635, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург).
А ведь оно только одно из многих. Сам художник разделял вкусы большинства представителей своей эпохи: он изображал своих «граций» с явным восхищением, без тени иронии и без преувеличений. Иными словами, он готовил для себя запас сюжетов, моделей и технических решений. И конечно же, этим «ноу хау» Рубенс не замедлили воспользоваться наиболее продвинутые художники того времени.
Инфанта Исабель даже удостоилась порицания в личном письме от Филиппа IV175. Поскольку Иисус родился в декабре, то Питер Брейгель старший поместил событие в зимний пейзаж. Дочь Клара-Серена родилась в 1611 году и умерла 12-летней от болезни. Они мало выделяются среди окружающих их жителей деревни.
В июле 1718 года церковь сгорела и от живописи художника не осталось и следа, за исключением немногих предварительных эскизов и набросков. В 1610 году Николас Рококс заказал для городской ратуши «Поклонение волхвов», причём уже в 1612 году картина была подарена Родриго Кальдерону, графу дОлива. Помимо законченного триптиха с поклонением семейства Гонзага Св. Однако во второй половине XVII века во Франции, где он впервые столкнулся с неприятием, началось противостояние «рубенсистов» и «пуссенистов». Женат он был на дочери Деодато дель Монте— первого студента своего отца. Точные маршруты странствий Рубенса сложно реконструировать, документально подтверждается его многократное пребывание в Венеции, Флоренции, Генуе, Пизе, Падуе, Вероне, Лукке и Парме, возможно в Урбино и в Милане, где он скопировал «Тайную вечерю» Леонардо.
Марк Морфорд сопоставлял «Четырёх философов» с падуанским «Автопортретом с друзьями» 1606 года, посвящённым кончине Липсия в том же году. В «Четырёх философах» Питер Пауль Рубенс изобразил себя отдельно, вероятно, обозначая необходимость продолжать жизнь уже без брата и его стоицизма135.
Картина «Водружение Креста» была заказана для церкви святой Валъпургии, в то время как картина «Снятие с креста» всегда находилась в Кафедральном соборе. В этом отношении Рубенс получил одобрение у представителей романтизма XIX века. Антонис Ван Дейк и Франц Снайдерс продолжили его славу. Гуго Гроций даже сообщал Дюпюи, что Рубенс был выслан штатгальтером204.
Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (Автопортрет с женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом. Он любуется богинями, стоящими перед ним в разных ракурсах. В июне этого года исполнилось 440 лет со дня рождения великого фламандского живописца Питера Пауля Рубенса.
Ян Квеллин II с 1637 года занимался исключительно заказами плантеновского издательства. В ходе переговоров с королевой, Ришельё и казначеем аббатом де Сент-Амбруазом были определены сюжеты 15 первых полотен. Минерва (Афина) изображена с совой (ее доспехи лежат рядом), Венеру (Афродиту) сопровождает ее сын Купидон, а Юнону (Геру) – павлин. «Он терпеть не мог злоупотребления вином и обжорства, как и азартных игр»82. Елена была племянницей первой его жены— Изабеллы Брант её сестра— Клара Брант— вышла замуж за торговца коврами и обойщика Даниэля Фоурмена (Фоурмента).
Рубенс объединил сцены начала жизни и её земного завершения. Были и более изысканные сюжеты: в картине «Сад любви» Рубенс представил картину светских забав, позднее развитых Ватто в целый жанр221. Он усиливает во много раз поэтическое очарование увиденного, возводя его в мир искусства. Творческое содружество плавно перешло в личное: Рубенс писал Яна Брейгеля со всей семьёй и исполнил картину «Апостол Пётр с ключами» для надгробия Питера Брейгеля-старшего в брюссельском соборе Нотр-Дам-де-ла-Шапель.
Отдельного внимания заслуживают и пейзажи Питера Пауля Рубенса. Рубенс, как и все его современники, считал недосягаемым образцом античную древность. Около полусотни картин ушли с молотка поодиночке за достаточно высокую цену, так, пейзаж с замком Стеен купил за 1200 флоринов старший сын художника Альберт.
Питер Пауль Рубенс (на местном диалекте «Петер Паувел Рюббенс»2) происходил из почтенного антверпенского семейства ремесленников и предпринимателей, упоминавшегося в документах с 1396 года. У маленького Эрихтония вместо ножек был змеиный хвост.
Два главных шедевра Рубенса в этой области — «Похищение дочерей Левкиппа» и «Три грации». «Никакой преувеличенной аффектации чувств, всё сдержанно и достойно». Дипломатическая миссия Рубенса завершилась полным провалом202. Прибытие французского посла с большими финансовыми возможностями означало выбытие Рубенса из «дипломатической гонки»197.
В первую очередь это относилось к мировосприятию139. По К. Кларку, «он настолько полно реализовал выразительные возможности женской наготы, что на протяжении всего следующего века художники, не являвшиеся рабами академизма, смотрели на него глазами Рубенса изображая пышные тела жемчужного цвета». Впрочем, Н. А. Дмитриева утверждала, что в основе «Воздвижения креста»— напряжённая схватка людей с тяжёлым крестом, который они с великим усилием поднимают вместе с телом распятого. Вальбурги, посредником при сделке выступил философ и коллекционер Корнелис ван дер Гест.
Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены. Цветовая гамма палитры Рубенса была воссоздана в 1847 году гентским художником Ж. Ренье.
В январе 1611 года Рубенс приобрёл большой участок на улице де Ваппер. По всей видимости, он собирался вернуться в Италию. Елена стала любимой моделью художника в последние годы его жизни. Мужские фигуры Рубенса всегда подтянуты, широкоплечи, с развитой мускулатурой рук и ног. По-видимому, он считал достоинством картины обилие изображённых персонажей.
Соперничество кончилось трагедией. Существует предположение, что черты лица камеристки сходны с об ликом рано умершей дочери Рубенса – Клары-Серены. Молодая красавица, нежное тело которой благодаря трепетной, мерцающей живописи сияет, выступая из полутьмы, запрокинула голову и в ужасе смотрит на старцев.
Он сравнивал собственное творчество с философским камнем. Один из его поклонников, французский художник XIХ в. Эжен Делакруа говорил: «Его главное качество – это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь». Не менее выдающийся художник Антонис ван Дейк (1599-1641) прославился как прекрасный мастер портрета, он был лучшим учеником Рубенса и ведущим придворным художником Англии.
Первый успех у эрцгерцога привлёк внимание герцога Гонзага к своему придворному художнику. Царь Давид однажды «прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину а та женщина была очень красива». Однако это не сказалось на развитии Рубенса как художника: он всё более работал «для себя», что привнесло в его живопись непосредственные, глубоко личные переживания220.
Картина была подписана обоими художниками104. В браке с Изабеллой Брант у Рубенса было трое детей. Более 1000 картин художника – это монументальное достижение. Впрочем, он продолжал исполнять поручения мантуанского двора: приискал резиденцию в Риме для герцогского сына, назначенного кардиналом и приобрёл для коллекции «Успение Богородицы» Караваджо55.
Новая поездка в Париж оказалась неудачной. На знаменитой картине «Охота на гиппопотама», одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами. Казалось, мастером в краски подмешивалась настоящая человеческая кровь.
Питер и Бальтазар сохранили дружбу на всю оставшуюся жизнь. На заднем плане в окне виден пейзаж. Прямым «наследником» пасторальной линии в его искусстве стал Антуан Ватто, родившийся спустя 44 года после кончины Рубенса. Это была Вирсавия, жена Урии Хеттеянина. Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса. Анатомически достоверные тела и лица, тонкая светотеневая работа, подчеркивающая фактуру кожи.
13-летнего Питера Мария Рубенс устроила пажом к графине де Лален (урождённой принцессе де Линь) в Ауденарде, где он за счёт патронов продолжил образование, приобрёл навыки каллиграфии и красноречия, а также обрёл вкус к изяществу одежды, в частности, научившись эффектно запахивать плащ141516. Именно к этом меньшинству традиционно относятся картины Питера Пауля Рубенса: после появления полотен этого автора стали говорить о барокко, а выражение «рубенсовский стиль» стало практически нарицательным. Она была выдана замуж за капитана Спинола, главнокомандующего испанскими войсками. С «Портрета Изабеллы Брант» (примерно 1610 год) на нас смотрит очаровательная женщина с красивыми и умными глазами. А ведь когда-то, а именно в 1815 году, между Россией, Пруссией и Австрией, частью которой являлось княжество Лихтенштейн, был заключен Священный союз, подаривший этим странам 30 лет мирной жизни. Портрет девушки выполнен по рисунку, написанному с натуры. Если признать, что из-под его кисти вышло около 1300 картин, в том числе гигантского размера (не считая почти 300 эскизов, рисунков и гравюр), можно рассчитать, что за 41 год активной творческой деятельности он писал в среднем по 60 картин в год, то есть 5 картин в месяц.
Больше всего его работы напоминают пробу пера: чередование белого с зелёным, похожее на приёмы Веронезе или Джулио Романо, тициановская охра, тёмный колорит Карраччи»54. Несмотря на оскорбительность этого приказа (король не доверял аналитическим способностям художника), Рубенс решился лично отвезти архив в испанскую столицу.
В коллекции оказалось 13 работ Питера Брейгеля Старшего— преимущественно пейзажей. Исполнителем последней воли Липсия был ещё один его любимый ученик— Ян Воверий изображённый в профиль в правой части картины. Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника. После постройки замка Рубенс всё реже появлялся в мастерской на Ваппере. Только в последнюю очередь на холсте или на дереве исполнялся весь портрет.