Очень немногие великие художники с большей проникновенностью и уверенностью выражали на своих полотнах поразительную щедрость природы и заключенное в человеке потенциальное счастье. Вопрос о том, кто такие «рубенсовские женщины» и что же все-таки воплощено художником в его работах – ренессансные идеалы эпохи, личные предпочтения автора или имеет место быть их ироничное преувеличение, продолжает волновать искусствоведов и любителей живописи. Контрастом этой картине служит вторая, на которой изображен спокойный танец служанок Венеры.
Лицо и платье маркизы четко выписаны, создан цельный образ аристократки. Рубенс не считается мастером психологического портрета. Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама. Таким образом, суд Париса стал причиной Троянской войны, окончившейся разрушением Трои. К брюссельскому двору последних Рубенс оказался привязан «золотыми оковами». Это, конечно же, описка: вместо «paille» должно быть «poil» (с французского – «фетр»).
Такие работы обычно преследовали одну цель — продемонстрировать знания анатомического строения животного и основывались главным образом на библейских или мифологических рассказах. Нет традиционных для этого сюжете воинов и палачей, нет горюющих последователей Христа. Сам художник разделял вкусы большинства представителей своей эпохи: он изображал своих «граций» с явным восхищением, без тени иронии и без преувеличений. Рубенсу нравилась жизнь сельского аристократа.
А ведь оно только одно из многих. В версии, которая перед нами (1639), Парис изображен в пастушеском наряде, пристально разглядывающим трех великолепных нагих женщин, которых он попросил снять одежды, чтобы ничто не мешало судить об их красоте. Порваны все земные связи между тремя распятыми и живыми людьми. В 1630-е годы начался новый период творчества художника.
Тигрица представляет реку Тигр, а путти играют с крокодилом, символом Нила. Два главных шедевра Рубенса в этой области — «Похищение дочерей Левкиппа» и «Три грации». Неужели она была настолько скромна. С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование.
Картина исполнена в сдержанных тонах, построена на неуловимых тончайших переходах цветов. Мир Рубенса был закрыт для всех остальных». Греки, угрожая Трое войной, потребовали вернуть ее.
Это одна из самых известных мифологических картин Рубенса. На почти парадном «Автопортрете с супругой» без излишнего пафоса, мило, по-семейному изображена благочинная супружеская пара. Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – Елена Фаурмент с детьми (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), Три грации (1638-1640, Прадо, Мадрид), Вакх (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена).
Наиболее раскрепощенной юная жена художника предстаёт перед зрителями на картине «Шубка» (другое название: «Венера в мехах»). От Изабеллы словно исходит невидимый свет. Елена стала любимой моделью художника в последние годы его жизни.
На «Портрете Изабеллы Брант», написанном около 1626 года, художник приоткрыл все-таки хоть немножко прелестей своей первой жены. Может она и в самом деле была чрезвычайно скромна. Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами). Во время своих прогулок верхом по сельской местности Рубенс часто останавливался, чтобы сделать набросок привлекших его внимание ворот или моста или куста куманики, которые казались ему интересными и достойными его внимания. Рубенс, как никто другой, владел искусством карнации – изображения живого тела.
Если бы понадобилось одним словом охарактеризовать жизнь Питера Пауля Рубенса, то вполне подошло бы слово «энергия». Хозяйка этой ангельской, едва заметной улыбки умеет хранить дворцовые секреты.
Содержание картины Питера Пауля Рубенса зачастую сцены из библейского писания, а также мифологические сюжеты. В 1622 г. Рубенса вызвала в Париж наслышанная о его славе вдовствующая королева Мария Медичи ему было поручено заполнить картинами из её жизни два длинных перехода в новопостроенном Люксембургском дворце. Художник дважды был женат. Жизнелюбцу Рубенсу незнаком «разлад мечты и действительности». Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие художники).
При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости. Вернувшись в Антверпен, Рубенс занял место главного придворного живописца правительницы Фландрии инфанты Изабеллы Австрийской. К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность. Парис решил похитить Елену. И конечно же, этим «ноу хау» Рубенс не замедлили воспользоваться наиболее продвинутые художники того времени. Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах.
Содержание предстает проясненным как высокая героическая трагедия. Но в общем портрет отличается необычайной, нехарактерной для Рубенса скромностью. Настоящие чудеса света и цвета, эти картины часто носят личностый характер, они гораздо сильнее прочувствованы им, чем многие крупные сцены, написанные прежде. В живописи Рубенса (1577-1640) соединились экспрессия, драматизм и бьющая через край полнота жизни. Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена) иногда в образе мифологических и библейских персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (Кермесса, около 1635-1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего.
Кисть Рубенса (1577-1640), обычно широко и активно создающая форму, здесь мягко касается создаваемого портрета. Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок, они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (Возчики камней, около 1620, Пейзаж с радугой, около 1632-1635, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург). Он любуется богинями, стоящими перед ним в разных ракурсах.
Во время засады, устроенной Диоскурами, Идас убил Кастора, а Полидевк – Линкея. Не только художники, но и скульпторы и гравёры обучались у Мастера. Справа (прямо над сиденьем стула) намечена еще одна пара рук. Рубенс не разделяет в человеке плотское и духовное: сквозь материю у него веет дух.
Пышные и полнотелые «рубенсовские женщины», безусловно, отражают эстетические идеалы его эпохи. Но Рубенс, однако, не ограничивается ими. Такие его работы, как данный пейзаж, – наилучшее тому подтверждение.
Живого человека так изображать было не принято, этого не мог не знать художник. С наслаждением писал местные пейзажи. Это произведение не парадное, оно подчеркнуто камерное и простое по композиции. Эти особенности барочного искусства отразились и в его картине «Сусанна и старцы» на сюжет из Книги пророка Даниила.
Положенное ему жалование было таково, что он смог открыть просторную мастерскую, нанять множество подмастерий и выстроить один из лучших особняков Антверпена (ближе всего напоминающий генуэзские палаццо), который с годами наполнился картинами, статуями и предметами декоративно-прикладного и ювелирного искусства, представлявшими лучшее в искусстве Италии. Голландцы раскрывают скромную, незаметную красоту, присущую природе в ее обычном, хочется сказать «повседневном», состоянии. За свою жизнь этот великий художник написал множество картин.
Но Идас камнем сразил Полидевка. Это была Вирсавия, жена Урии Хеттеянина. Над исполнением этого заказа Рубенс работал в Антверпене два года. Перед нами, вероятно, самый знаменитый из поздних пейзажей Рубенса. Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса. Репродукции Питера Пауля Рубенса всегда занимают в них почетное место.
Четыре континента часто изображались в произведениях художников эпохи барокко. Для него мечта реальна, а реальность сказочно прекрасна. Сюжет для него позаимствован из греческой мифологии. В изображениях юной супруги художник не был столь сдержан. Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника.
В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти. Созданные им в начале 1610-х годов монументальные религиозные композиции Воздвижение Креста, около 1610-1611, Снятие со Креста, около 1611-1614, – обе в соборе Онзе-ливе-Враукерк в Антверпене) отмечены характерными для живописи барокко театральностью композиции, драматизмом, бурным движением, яркими цветовыми контрастами. Друг Рубенса, Николас Рококе, являлся одним из руководителей этой гильдии (Рубенс, кстати, позже тоже стал ее членом).
На знаменитой картине «Охота на гиппопотама», одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами. Детство художника прошло в Кельне, куда переехала семья через два года после его рождения. Здесь он часто бывал в последние годы своей жизни. галерея Медичи в Лувре).
Рубенс и себя не раз писал в ней. Антонис Ван Дейк и Франц Снайдерс продолжили его славу. Царь Давид однажды «прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину а та женщина была очень красива».
В 1625 г. в его присутствии 24 полотна (21 картина из жизни королевы плюс 3 портрета) были вывешены в Люксембургском дворце (впоследствии перенесены в Лувр — см. И одной из центральных тем, в которой Рубенс проявил себя наиболее ярко и полнокровно и стала религиозная и мифологическая живопись. По мнению критиков, с технической точки зрения «рубенсовские женщины» лишены каких бы то ни было изъянов.
Ошибка в названии возникла в XVIII веке во Франции, где в одном из каталогов работ художника полотно было записано: «Le Chapeau de Paille» («Соломенная шляпа»). Оно осталось незаконченным и первоначально превышало по ширине нынешний вариант. Полотно датируется именно по возрасту детей, определяемому визуально (даты их рождения хорошо известны).
Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет. Более 1000 картин художника – это монументальное достижение. Остается неизвестным, почему Рубенс не закончил эту картину, которая, возможно, была обрезана уже после его смерти для того, чтобы выглядела более «завершенной».
Кажется, что свет исходит из самой картины из глубины.
Может быть, потому Рубенс выбрал Елену, что она так напоминала ему Изабеллу в юности. После смерти отца, мать перевозит детей в Антверпен, где Рубенс поступает в пажи к графине Маргарите де Линь и, одновременно, берет уроки рисования у известных художников: Отто ван Веена, Тобиаса Верхарта, Адама ван Ноорта. Меркурий держит яблоко, которое станет наградой победительнице.
Им тесно в пределах двухмерного пространства. В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса.
Шляпа – столь характерная деталь в данном произведении, что часто из его названия вообще опускается слово «дама». С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Примером служит огромная потолочная фреска Тьеполо АПОЛЛОН и четыре континента (ок.
Богатство декоративной фантазии исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь без этого ни один художник не может быть великим Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными». Со страстным языческим жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (Союз Земли и Воды, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Похищение дочерей Левкиппа, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен).
Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко. В написанном Рубенсом эскизе «Голгофа» исчезли смятение и беспокойство ранней вещи.
Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены. Контраст похотливой старости и цветущей молодости привносит в картину оттенок драматизма. Картина «Водружение Креста» была заказана для церкви святой Валъпургии, в то время как картина «Снятие с креста» всегда находилась в Кафедральном соборе.
Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника. Зачастую он представлял клиентам миниатюрный гризайльный эскиз будущего холста и, получив их одобрение, доверял его исполнение подмастерьям. Он усиливает во много раз поэтическое очарование увиденного, возводя его в мир искусства. Среди портретов великого фламандского живописца это полотно занимает особое место.
Все это тайна велика есть. Казалось, мастером в краски подмешивалась настоящая человеческая кровь. Она была выдана замуж за капитана Спинола, главнокомандующего испанскими войсками. Греческие боги изображенные великим живописцем, очень реалистичны. Давид соблазнил ее, а Урия отправил на верную гибель.
Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе «Святой Георгий, поражающий дракона». 1750). Минерва (Афина) изображена с совой (ее доспехи лежат рядом), Венеру (Афродиту) сопровождает ее сын Купидон, а Юнону (Геру) – павлин. И слава Богу.
Инфанта Изабелла, отдавая себе отчет в том, что искусство Рубенса давало ему свободный доступ в самые знатные королевские дома Европы, сделала его своим хоть и неофициальным посланником, но лицом весьма доверенным. Первые упоминания об этом произведении относятся только к началу XVIII века. Сколько поколений зрителей слышало, читало в книгах, рассматривало картину с этим названием, не «спотыкаясь» о его несуразность.
Ничто не является настолько переменчивым, как эстетические идеалы и каноны красоты. Обращаясь к темам, почерпнутым из Библии и античной мифологии, художник трактовал их с исключительной смелостью и свободой. После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов. Отдельного внимания заслуживают и пейзажи Питера Пауля Рубенса. На своем могильном камне в церкви святого Якова в Антверпене он распорядился выбить надпись: «Лорд Стен». Однако художник любил писать Елену и просто как любимую жену и мать своих детей.
Теперь обе работы, прославившие Рубенса, находятся в Кафедральном соборе Антверпена. В знаменитом суде Парису отвели роль судьи, который должен был вручить награду – золотое яблоко раздора – прекраснейшей из богинь. Многочисленность подписанных Рубенсом работ (которые исчисляются тысячами) свидетельствует о том, насколько большую помощь художнику оказывали его ученики, среди которых — такие виртуозы, как Якоб Йорданс и Франс Снейдерс. Кроме того, как утверждают биографы, художнику куда интереснее было рисовать роскошное тело с избыточной плотью, с интригующими складками изгибами и выпуклостями. Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма». За это Зевс (отец Диоскуров) поразил Идаса перуном.
Рубенс создал большое количество картин на библейские сюжеты. Очевидно именно Рококе и предоставил Рубенсу заказ на этот алтарный образ. Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии.
Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе Портрет камеристки инфанты Изабеллы (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели. Соперничество кончилось трагедией. Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца. Светлые волоски, выбившиеся из прически, непокорно вьются у висков, образуя мягкий и светящийся ореол вокруг лица. Помимо очаровательных и целомудренных портретов Елены Фоурмен, он создает другие – откровенные, нежные и чувственные – ее образы (в «Пастушеской сцене», «Вирсавии»). Она предназначалась для капеллы Гильдии аркебузиров, своеобразного стрелкового клуба того времени (аркебуза в качестве огнестрельного оружия имела тогда широкое хождение).
Черты Изабеллы Брандт (первой супруги Рубенса, умершей в тридцатичетырехлетнем возрасте от чумы) и Елены Фоурмен (второй его жены, бывшей значительно моложе супруга) проступают во всех женских персонажах его картин. Во время своих творческих путешествий Рубенс оказался вовлеченным в дипломатическую деятельность. С «Портрета Изабеллы Брант» (примерно 1610 год) на нас смотрит очаровательная женщина с красивыми и умными глазами. Но Рубенс никогда не был педантом.
Из мерцающего полумрака глядит молодая женщина XVII века в черном платье с белоснежным воротником – фрезой. Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль, великий фламандский художник.
А уж почему нам не известно ни одно изображение Изабеллы в стиле «ню» – тайна сия велика есть. КОНТИНЕНТЫ. Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе. Портрет девушки выполнен по рисунку, написанному с натуры.
Его искусство, характеризуемое его кипучей жизненной энергией, его страстями, является квинтэссенцией грандиозного стиля барокко. Во время своих продолжительных путешествий, когда он старательно штудировал и зачастую копировал произведения искусства различных эпох, он на равных встречался со многими знаменитыми европейскими интеллектуалами. Один из его поклонников, французский художник XIХ в. Эжен Делакруа говорил: «Его главное качество – это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь». Разве шляпка здесь соломенная, тем более с таким пером.
Искусство Рубенса – типичное выражение стиля барокко, которое приобрело в его произведениях национальные особенности. Эти речные божества показаны отдыхающими под пологом, окруженные вниманием нагих женщин. Конечно же, это роскошная фетровая шляпа, модная в XVII веке. Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин История Марии Медичи (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами. Это руки третьего ребенка Елены, Изабеллы Елены, родившейся в мае 1635 года.
Зрачки женщины на картине расположены не по центру радужной оболочки. По-лисьи лукаво смотрят на зрителя зеленоватые глаза девушки. Среди классических шедевров мирового художественного искусства, динамика в композиции используется отнюдь не так часто.
В них начисто отсутствует мистика. Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (Автопортрет с женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом. Он был написан вслед за близким по масштабу и теме «Водружением креста» (1610-11). Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху. В левом верхнем углу полотна на крыше дворца едва заметно изображена фигура царя Давида, а Вирсавию Рубенс показал за туалетом на площадке, ведущей в бассейн. Их не так много, но это делает их еще ценнее для коллекции любителя живописи.