Одни из самых известных картин в стиле рококо «Отплытие на остров Цитеру» Ваттоо, «Танцующая Камарго» Ланкре, «Вулкан вручает Венере доспехи Энея» Буше, «Качели» Фрагонара и другие. Живопись рококо – станковые картины, панно, росписи – отличается дробностью и ассиметричностью композиций. Каталог БигАртШоп представляет известные картины ярких представителей рококо Артуро Риччи, Франсуа Буше и др. Репродукции картин в стиле рококо смогут украсить любые интерьеры и выбрать подходящую вы можете в интернет-магазине Твой Постер. В плане портретной живописи периода рококо особенно выделялись картины Антропова и Рокотова, Антуана Ватто, Франуса Буше, Тьеполо, Каналетто, Беллотто, Лонги, Котс, Гюбер и проч.
Рокайльным антуражем картин рококо становится сказочная природа с куртинами, россыпями цветов. На картинах стиля рококо можно часто увидеть изображение нимф, богинь, обнаженной натуры, сельских пейзажей. Картины художников в стиле рококо отличались оптимистичным настроением, мягкими и яркими оттенками и служили украшением салонов и жилых помещений.
желает, чтобы отказались от всех видов фигур и картелей, мы приложим все усилия, чтобы заменить их античными украшениями и следуя лучшему вкусу, согласно пожеланиям» (цит. Актуальными становятся идеи гедонизма (этическое учение, согласно которому высшим благом и целью жизни является удовольствие). В отличие от Италии стиль барокко во Франции не получил значительного распространения. Натье, Ф. Буше, Ж. О. Классическая барочная сюита, обычно состоявшая из 3-5 танцев с простыми жанровыми названиями сначала обогатилась новыми «вставными» французскими танцами, такими как паспье, бурре, менуэт, павана, гальярда, а затем начала включать в себя и свободные, фантазийные части с пейзажными, жанровыми или даже персональными названиями.
В эту эпоху художники стремились найти изысканные, редкие оттенки, которые получали удивительные названия: «цвет потерянного времени», «голубиная шейка», «цвет бедра взволнованной нимфы», «веселая вдова», «резвая пастушка». В период его расцвета богатая знать увлеклась предметами, привезёнными с Востока. В тематике преобладают пасторали, буколика, то есть пастушеские мотивы, где персонажи не обременены тяготами жизни, а предаются радостям любви на фоне красивых ландшафтов в окружении овечек.
Родился 29 сентября 1703 в Париже, где и прожил всю жизнь. Однако искусство рококо имело ярко выраженные, только ему присущие особенности. Среди материала к «Клятве» были десятки портретных рисунков, характеризующихся достоверностью и правдивостью, среди которых, например, рисунок головы Лепелетье де Сен-Фаржо, убитого монархистами. В качестве головного убора популярной оставалась треуголка.
Самым известным из его учителей был Франсуа Лемуан. И здесь рококо ждало открытие. Этот метод "пропускания" живого восприятия действительности сквозь призму идеала характерен не только для искусства Батони-портретиста, но и для его творчества в целом и знаменует начало нового направления европейского стиля – классицизма конца XVIII столетия.
Здесь явно проявилась рокайльная страсть художника к вычурной элегантности изяществу. За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти -- патетическому взлету мысли, мечты.
Обилие мелких звуковых украшений и завитков (так называемых «мелизмов», аналогичных извилистым линиям стилизованных раковин «рокайлей»), преобладание маленьких (ювелирно отделанных в деталях) и камерных форм, отсутствие ярких противопоставлений и драматических эффектов, господство тех же, знакомых по картинам Буше, тем и образов: игривых, кокетливых и галантных. В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе) под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий. Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики. Одран занимал должность хранителя картинной галереи Люксембургского дворца, в котором находились картины, написанные Рубенсом для королевы Марии Медичи. Хотя художник писал в стиле рококо, в его творчестве сильны реалистические тенденции.
Другой, характерной чертой того времени была эротика. В юном возрасте поступил в Академию художеств, где с 1766 по 1774 г. учился у Ж. -М. Крупнейшие скульпторы рококо: Ж. Б. Приложение 8).
За время нахождения в тюрьме Давид успел написать уголок Люксембургского сада (1794), наполненный спокойствием и умиротворением и автопортрет (1794), оставшийся незаконченным, в котором царит абсолютно противоположное чувство. В современном дизайне его можно использовать подетально, сочетая с другими стилями. «осколки раковины». К характерным работам мастера относится его картина "Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком" (Государственный Эрмитаж).
Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. К этому времени он воспринимался как символ легковесности и был вытеснен неоклассицизмом. Пол может быть керамическим, деревянным, паркетным. Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века.
Так же находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Роэтье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. На карманах— огромные клапаны. Художник выполнял также эскизы для изделий из фарфора Венсенской и Севрской мануфактур. Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном. Не только французские, но и русские вельможи стремились заказать у Робера картины для украшения своих дворцов (в частности, князь Юсупов, для усадьбы которого художник исполнил несколько пейзажей).
Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Уже в скором времени он предстал перед судом, отрекся от М. Робеспьера и был освобожден. Этот стиль был очень популярен в Центральной Европе до конца 18 века, в то время как во Франции и ряде других западных странах интерес к данному стилю ослабел уже в 1860-х гг.
Провисев над входом в лавку всего пятнадцать дней, «Вывеска Жерсена» привлекла множество зрителей. Бернардо Беллотто работал также в Германии. Фон создают три полуциркульные арки, опорой для которых служат колонны. Они могут выполнять и чисто декоративную роль.
Она обычно имеет небольшой размер, красивый дизайн, удобную конструкцию. Спектр сюжетов картин Буше охватывает всю тематику, характерную для стиля рококо. Эти творения великого фламандца произвели на Ватто неизгладимое впечатление. Створки триптиха населены умилительно лирическими фигурками влюблённых.
В моду входит китайский фарфор (посуда, вазы, статуэтки), шёлк и чай. Художнику покровительствовала маркиза де Помпадур: она содействовала получению Буше крупных заказов (декоративные работы для дворцов Фонтенбло, Бельвю и Креси), а в 1752 г. помогла ему поселиться в Лувре. При этом полотна рокайльных живописцев очаровательны и привлекательны. Буше – самый знаменитый и удачливый мастер, работавший в стиле рококо. 1737), мать, читающая вместе с маленькими дочерьми молитву возле накрытого к обеду стола («Молитва перед обедом», 1744).
ниже). Ценили Грёза просветители, считавшие, что искусство — великая воспитательная сила. Неоценим вклад французских мастеров Н. Ланкре, Ф. Лемуан, Ж. М.
Название стиль получил за свою затейливость, напоминавшую узоры камней и раковин. Музей изобразительных искусств им. Жан Оноре Фрагонар (1732–1806), французский художник и график.
Кстати, сам Фальконе был управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры. Восемнадцатый век стал последним этапом эпохи перехода от феодализма к капитализму. Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора.
(см. Большой успех Шардену принесли жанровые работы, написанные в 1730-1740-х гг. Резная деревянная мебель в стиле рококо миниатюрна, удобна, с закруглёнными очертаниями. Архитектура рококо меньше всего заботилась о целесообразности и рациональности.
Но самостоятельным стилем рококо вряд ли можно назвать – скорее, это своеобразный вариант позднего барокко. Родина рококо – Франция. Парадное великолепие барокко стало утомлять аристократов. Рококо получил своё название от характерного для данного стиля орнамента рокайль. Фрагонара). На основе архитектуры рокайльных построек синтезировалось жанровое многообразие искусств.
Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). по документу из РГИА). Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях ("Свидание", "Погоня").
Девятнадцатилетним юношей Батони переезжает в Рим и остается здесь до конца своей жизни. Чаще других используются уютные кресла, шезлонги, мягкие стулья. В отличие от манерной живописи многих современников Ватто, «Паломничество на остров Киферу» поражает своей эмоциональностью и поэтичным очарованием. Лемуан, Пигаль, Пажу, Фальконе, Клодион. Новый стиль (в отличии от готического стиля в архитектуре) утрачивает тенденцию к масштабности и величественности.
Рококо – изысканный и утончённый стиль начала восемнадцатого века. Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо и «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (для клавесина) или «Катание на санях» Леопольда Моцарта (для оркестра). В его ранних работах сказались традиции барокко, отразившиеся в перегруженности композиции, в беспокойном ритме форм и цветовых контрастов ("Падение Симона-мага").
Впервые черты этого стиля проявились в творчестве Антуана Ватто, у которого главной темой были галантные празднества. В эпоху Просвещения отношение к нему было весьма критичное. Это произведение кардинально отличается от ранней работы художника, причем отличие заключено в простоте и строгости, скульптурности в трактовке форм, композиционной уравновешенности. Для живописи, скульптуры и графики характерны эротические, эротико-мифологические и пасторальные (пастораль) сюжеты.
Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси). Это направление непритязательно к материалу напольного покрытия. В этой работе художник намеревался показать возможность примирения враждующих партий.
В архитектуре многих церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг. ) (архитектор Нёйман) их пространственные конструкции, торжественность стиля барокко сочетаются со свойственным стилю рококо изысканным живописным и скульптурным внутренним убранством, при этом создавая впечатление сказочного изобилия и лёгкости. Крупнейшие представители рококо в Германии – архитекторы Бальтасар Нейман и Кнобельсдорф, художники Цик, Маульберч, Дитрих, скульптор Доннер. В столице долго бедствовал: работая в мастерской художника, писавшего религиозные композиции, Ватто едва сводил концы с концами. Клавесин обязательно был украшен богатой отделкой. Формы литературных произведений в основном малые: пасторали, комедии масок, эротические поэмы игривые стихи и новеллы, галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Лирика в основном проявилась в форме игривых посланий, мадригалов, сонетов и эпиграмм (Эвариста Парни, маркиз де Лафар и др. ). В качестве мебельного декора применяются специальные накладки с узорами и резьбой, покрытые бронзовой краской.
Наряду с рисунками, гравюрами, эскизами для гобеленов и фарфора, театральными декорациями (оформление оперы-балета «Галантная Индия», 1735), художник создавал и станковые картины, отличающиеся той же декоративностью. Художник изображал быт третьего сословия Франции — мелкой буржуазии и трудового народа. С этого времени в мастерской Давида начинает складываться то классическое направление в искусстве, которое позднее будет названо ампиром (что означает «стиль империи»).
Ватто представил в Академию одну из лучших своих картин — «Паломничество на остров Киферу» (1717). Он мастер мимолетного наброска с натуры. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. В этом отношении наиболее характерен портрет молодого Энгра (1800), необычайно мягкий и живописный. В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743).
Ножки мебели выгнуты изящной линией. В отличие от барочных картушей, волют, раскреповок антаблемента, завиток рокайля носит атектоничный и деструктивный характер. Дамы затягивали талию до предела, а широченные юбки напоминали сноп.
Возник он в искусстве (в большинстве своем – в оформлении жилых домов знати), наполнив шармом аристократические салоны и дома. В рококо была достигнута почти первобытная синкретическая нерасчленённость жанров искусства: скульптура и живопись сливались с архитектурой, театр – с парком и самим образом жизни салона, хореография – с этикетом и манерами поведения.
Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого – возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. Самой распространенной формой живописного произведения стало декоративное панно, большей частью овальной, круглой или причудливо-изогнутой формы в основе композиции и рисунка лежит мягко изгибающаяся линия, которая придает произведению обязательную для этого стиля вычурность и нарядность. Зародилось рококо ещё в XVII столетии во времена правлении Людовика XIV – «короля-солнце», а превратилось в господствующий стиль уже в XVIII столетии, когда на престол взошёл Людовик XV (1720-1774 г. г. ). Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Его считают продолжением другого направления в искусстве – барокко, который в начале XVIII века переживал кризис, упадок.
Шарден начал творческий путь с натюрмортов. Мебель эпохи рококо очень изящна. Термин рококо в переводе с французского означает «раковина, завиток, рокайль».
В дальнейшем Давид продолжает работать с материалами античной истории. Музицировали, как правило, в сюитной форме, со временем постепенно набиравшей количество частей и обогащающейся многочисленными подробностями. Другой, характерной чертой того времени, была эротика. Живопись не несла морали, она была оптимистичной, радостной, светлой, где не было места социальным и политическим проблемам общества. В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра.
Ф. Буше «Пейзаж с отшельником» (1742). Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др.
Его фигура неподвижна, глаза из-под полуопущенных век пристально смотрят на зрителя. Родиной стиля считается Франция, где направление развивалось в период с 1720 до 1760 года. (Замечательными фарфоровыми изделиями славились также заводы в Мейсене и Челси). Однако изучение Рафаэля и идеи неоклассицизма вскоре изменили его творчество.
Отсюда слабая распространенность стиля рококо в архитектуре (за исключением интерьеров и последующих стилевых модификаций барочно-рокайльного стиля середины XVIII в. искусстве Баварии, Саксонии и России в лице Ф. Б. Растрелли). Проучившись несколько лет у местного художника, Ватто отправился в Париж. Его произведения исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
В эпоху Просвещения отношение к нему было весьма критичное. Именно в эпоху рококо появляются первые передвижные ширмы, канапе, шезлонги и бержеры (глубокие кресла). Выросший в семье ремесленника, он прекрасно знал жизнь простых людей. Шедевром театральной серии Ватто стала картина «Жиль» (1720).
Фрагонар создавал тонкие и лиричные пейзажи («Берег моря близ Генуи», 1773), одухотворенные и искренние портреты («Мадам Фрагонар», «Маргарита Жерар»), свежие по колориту жанровые сцены («Прачки», «Поцелуй украдкой», 1780-е) и реалистичные и немного ироничные мифологические композиции («Похищение рубашки Амуром», ок. Стиль рококо стал блестящим завершением стиля барокко. Экспрессивная роль света, динамика композиционного и живописного решения рождают впечатление изменчивости натуры. Стиль изобилует сюжетами, взятыми из греческой мифологии и сказок.
Самым известным из его учителей был Франсуа Лемуан. Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Франсуа Буше (1703-1770), французский художник, рисовальщик, гравер и декоратор. Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен. В Риме на протяжении пяти лет (1775-1780) Давид изучал античное искусство, а также творчество мастеров эпохи Возрождения (Рафаэля и художников болонской школы) и барокко. Термин «рококо» (или «рокайль») вошел в употребление в середине XIX в. Изначально «рокайль» – это способ убранства интерьеров гротов, фонтанных чаш и т. п. различными окаменелостями имитирующими естественные (природные) образования и «рокайльщик» – это мастер, создающий такие убранства.
Это портретная живопись Антропова и Рокотова. Наполеон выразил желание, чтобы в произведении искусства было прежде всего отражено восхваление империи и тогда Давид по его заказам написал две крупные композиции: «Коронование императора и императрицы» (1806-1807) и «Присяга армии Наполеону после раздачи орлов на Марсовом поле в декабре 1804 г» (1810). Искусство рококо намного ближе подошло к реальной действительности, стало более интимным и оттого более искренним.
Родился 29 сентября 1703 в Париже, где и прожил всю жизнь. Основными элементами стиля помимо рокайля являются традиционный картуш (франко-фламандский вариант названия: картель, немецкий: рольверк), фламандские кнорпель (хрящ) и ормушль (ушная раковина). Стиль рококо зародился во Франции и распространился в других странах: в Италии, Германии, России, Чехии и др. Д. Дидро писал об этом мастере третьего сословия: «Вот поистине мой художник — это Грёз». Для стиля рококо в музыке характерны те же черты, что в живописи и в архитектуре: множество мелких звуковых украшений и завитков (мелизмов), преобладание маленьких форм, галантных образов, отсутствие драматических эффектов.
Философия рококо – это мир будуара игры карнавала. Если в «Клятве Горациев» представлены идеализированные, несколько абстрагированные образы, то в вышеназванных портретах он, наоборот, утверждает материальную сторону мира без какой бы то ни было идеализации. Классическая мебель в этой стилистике получает более яркую, необычную обивку. В это же время появилась еще одна картина Давида — портрет графа Потоцкого (1781), который был написан благодаря одному эпизоду из жизни мастера. Продолжая традиции искусства рококо, Фрагонар достиг особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы. Она изображена с книгой в своём изысканно обставленном будуаре. Грёз посетил Италию, но эта поездка мало что дала ему. Меняется и формальный строй его работ.
Его использовали с негативным оттенком. Цветовая гамма интерьеров в стиле рококо— очень нежная используются пастельные тона: розовый, голубой, светло-зеленый в сочетании с золотом и серебром. Один из наиболее ранних случаев употребления этих терминов— увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. (иллюстрации см. Что касается Англии, то здесь Рококо оказал влияние в основном на прикладные искусства, например на инкрустацию мебели и производство серебряных изделий и частично на творчество таких мастеров, как Хогарт или Гейнсборо, у которых утончённость образов и артистическая манера письма полностью соответствует духу Рококо. Термин Рококо (фр. rococo, от фр. rocaille — скальный)вошел в употребление в середине XVIIIв.
К этому сюжету Батони обращался уже в своем раннем творчестве. При распространении в искусстве других европейских стран (постройка Нёймана И. Б., Кнобельсдорфа Г. В., Пёппельмана М. Д. ), рококо частенько выступало местным вариантом позднего барокко. Это— ведутизм, реалистическое и точное изображение городских видов, прежде всего Венеции. Он испытал заметное влияние итальянских мастеров XVII-XVIII вв. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо.
1767). В «чистом виде» музыкальный стиль рококо проявил себя в творчестве «великих французских клавесинистов» Франсуа Куперена («Великого») и Жана Филиппа Рамо (не менее великого, но без такого же «титула»). Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века. Художник вывел на передний план актера в белой одежде.
Он обращался к литературным, аллегорическим и мифологическим сюжетам (особенно связанным с Венерой) изображал деревенские ярмарки, фешенебельную парижскую жизнь игривые экзотические «китайские» сценки и пасторали, писал пейзажи и портреты, а иногда и картины на религиозные темы. Он обращался к литературным, аллегорическим и мифологическим сюжетам (особенно связанным с Венерой) изображал деревенские ярмарки, фешенебельную парижскую жизнь игривые экзотические «китайские» сценки и пасторали, писал пейзажи и портреты, а иногда и картины на религиозные темы. В этом отношении наиболее значительно его полотно под названием «Брут, первый консул, по возвращении домой после того, как осудил двух своих сыновей, которые присоединились к Тарквинию и были в заговоре против римской свободы ликторы приносят их тела для погребения» (1789). Клавесин XVII в. Крупные музыкальные формы (оперы, балеты) состояли из небольших номеров, обычно связанных между собой.
На смену репрезентативности (соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом. ) приходит камерность изысканная декоративность, прихотливая игра форм. В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой. Этим объясняется происхождение названия рокайль.
Среди его лучших произведений – картина туалет Венеры (1740, Стокгольм, Национальный музей) и Портрет мадам де Помпадур (см. Колонны также зачастую выполняли только эстетические функции. Гражданская доблесть одних вырисовывается на фоне переживаний других. Так Д. Дидро называл этот стиль временем испорченного вкуса. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии.
В последние годы существования империи, в то время, когда над Францией нависла угроза вторжения, мастер выставил картину «Леонид в Фермопилах» (1799-1814). В Италии крупнейший представитель того времени— Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция— 1770, Мадрид). Стиль рококо впервые в истории культур воздвиг удобство и комфорт в ранг искусства.
Для мебели в стиле рококо используется дерево, в основном орех и липа, так как эти породы прекрасно поддаются резьбе. В 1750-х гг.
по документу из РГИА). Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Если для барокко характерны массивная мебель, яркие балдахины, цветовые контрасты и богатая настенная живопись (фрески на потолке, мрамор на стенах, обилие позолоты, лепнина с растительными узорами, скульптуры), то в рококо цветовая гамма интерьеров очень нежная. В 1795 г. Давид задумал полотно «Сабинянки останавливают битву между римлянами и сабинянами» (реализация данного замысла произошла только в 1799 г. ). За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты.
Между тем предыдущий стиль Людовика XIV, так называемый Большой стиль (вторая половина XVII в. ), в своей основе был классицистическим с небольшим включением барочных элементов. Сложнейшие асимметричные резные и лепные узоры, затейливые завитки внутреннего убранства контрастировали с относительно строгим внешним видом зданий, например Малый Трианон, выстроенный в Версале зодчим Габриелем (1763-1769 гг. ). В написанных там работах, помимо сюжета, нет ничего итальянского. Спектр сюжетов картин Буше охватывает всю тематику, характерную для стиля рококо.
Главный создатель пасторального жанра, Буше изображал в своих композициях сентиментальных пастушков и пастушек или чувственных красавиц из античной мифологии («Триумф Венеры», 1740 «Купание Дианы», 1742 «Уснувшая пастушка», 1745). Пышность и яркость, действительно, роднили этот стиль с барокко.
Оно создало свой собственный язык форм, начисто отбросив столетиями культивируемые ордерные каноны и логику конструктивной и тектонической выразительности. Буше делал декорации для опер и спектаклей и картоны для гобеленов мануфактуры Бове две серии картонов, Итальянские деревенские праздники (1736) и Благородная пастораль (1755), находятся в коллекции Хантингтон в Сан-Марино (Калифорния). Молодыми современниками Верне были Луи Габриэль Моро Старший, писавший изысканные по колориту виды Парижа и его окрестностей («Холмы в Медоне») и Гюбер Робер, побывавший в Италии, любивший писать античные руины и соединявший в одной композиции несколько разных памятников. А. С. Искусство рококо в основном представлено только в деталях.
Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). Его кисти принадлежат великолепные виды Дрездена и других мест. Изготовляются шоколадницы, супницы, кофейники, блюда, тарелки и другое. Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето – воздушных эффектов. За стилем барокко следует стиль рококо.
В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743). Сам Фальконе являлся управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры. Эти рисунки стали хорошей школой для мастера.
Последним крупным живописцем рококо был Жан Оноре Фрагонар, тонкий портретист и пейзажист, как и Ватто, не вписывающийся в рамки просто модного стиля. желает, чтобы отказались от всех видов фигур и картелей, мы приложим все усилия, чтобы заменить их античными украшениями и следуя лучшему вкусу, согласно пожеланиям» (цит. Конкурсная работа молодого художника на Римскую премию — «Бой Марса с Минервой», написанная в 1771 г., хотя и пришлась по нраву академическим кругам (она была исполнена в академической манере), полагающейся награды Давиду так и не принесла.
Это относится и к живописи и к другим видам искусства. Считалось, что это барокко в своём позднем развитии. Камерный, небольшого (или даже совсем маленького) размера инструмент, с негромким звуком, быстро затухающим и требующим большого количества мелких нот для заполнения пространства.
Приложение 6). Для живописи характерны эротико-мифологические, эротические, а так же пасторальные (пастораль) сюжеты. Произведения Шардена лишены манерности Буше, в них нет повествовательности и драматизма.
Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Шарль-Жозеф Натуар, братья Ванлоо, Антуан Куапель, отчасти Элизабет Виже-Лебрен и другие) и это влияние продержалось вплоть до Великой Французской революции 1789 года. Батони стоит у истоков парадного репрезентативного неоклассического портрета.
Устаревающий паркет уже предлагается заменить более современным напольным покрытием: ламинатом, плиткой (для кухни и ванной). Давид изобразил его сидящим у городских ворот Константинополя и просящим подаяние. Во французской историографии стиль Регентства и стиль рококо рассматривают раздельно. Антуан Ватто родился в 1684 г. в Валенсьене в семье кровельщика. Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра.
Почти все большие художники 18 в. были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии). «Коронование» характеризуется новой, более яркой цветовой гаммой (здесь присутствуют черные, белые, зеленые, красные и золотистые тона), в которой угадывается стремление живописца передать краски такими, какие они есть на самом деле и несоответствием между реалистическим портретом и театрально напыщенной и вялой композицией. серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже).
В колорите интерьера рококо преобладают нежные пастельные тона. На полу— узорный паркет и ковры-гобелены. В отличие от Италии стиль барокко во Франции не получил значительного распространения. Колорит помещению придают такие осветительные приборы, как подсвечники.
Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо (для клавесина) или «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (тоже, между прочим, части клавесинной сюиты). Если в картине «Убитый Лепелетье» художник скрыл некрасивость профиля героя, запрокинув его голову, то в новом произведении изображенного мог узнать любой. В настоящее время она находится в зале Государственных музеев в Берлине. Позднее он стал брать уроки у живописца Клода Жилло, а затем — у гравера Клода Одрана. Художника в большей мере интересует передача посредством живописи самых разных психологических состояний. Рококо несёт в себе в основном орнаментальную направленность само его название происходит от сочетания двух слов: барокко и рокайль (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка ракушками и камешками фонтанов и гротов).
Такую неудобную одежду могли носить только люди, не занятые никаким трудом. Помпео Джироламо Батони (1708-1787 гг). Во французской историографии стиль Регентства и стиль рококо рассматривают раздельно.
Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Рококо также следует отличать от переходного периода Регентства, времени правления регента, герцога Филиппа Орлеанского (1715-1722). Это относится и к живописи и к другим видам искусства. Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. В этом состояло главное отличие рококо от барокко.
Учился в Париже у Ж. Б. С. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756-1761) работал в Париже. Один из наиболее ранних случаев употребления терминоврокайль и картель — увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. Среди его лучших произведений – картина туалет Венеры (1740, Стокгольм, Национальный музей) и Портрет мадам де Помпадур. Это было модным в то время, но становится актуальным и сегодня. Виды Венеции пишут Каналетто и Франческо Гварди. Часто применяется сочетание чёрно-белых цветов в оформлении под современный стиль рококо.
Фарфор получает популярность, появляются и другие центры его производства. В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра. Она обильно украшена сложной прихотливой резьбой и позолотой. Его использовали с негативным оттенком. Чаще всего художник писал знатных лиц.
Учился в Париже у Ж. Б. С. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756–1761) работал в Париже. Также находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Ротье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. Он мастер мимолетного наброска с натуры. серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже).
Так Д. Дидро называл этот стиль временем испорченного вкуса 1. Своим предтечей в один голос они объявляли великого Жана Батиста Люлли. Литература рококо— это преимущественно малые формы: изящные пасторали, комедии масок, эротические поэмы игривые стихи и новеллы.
Не имея денег, весь долгий путь он проделал пешком. Всего за несколько дней Ватто, остановившийся в доме Жерсена, написал полотно изображавшее помещение антикварного магазина, продавцов и посетителей, разглядывающих картины, слуг, осторожно укладывающих в ящик проданный портрет. Под него надевали камзол.
1709). Вьена, синтезировавшего в своем творчестве два стиля: классицизм и рококо. А в комнате дополнительно ставят торшеры, стены оснащают бра. Помпео Батони не был мастером-монументалистом.
Его кисти принадлежат такие произведения, как "Падение Симона-мага" (Церковь Санта Мария дельи Анджели в Риме), "Ахилл среди дочерей Ликомеда" (Флоренция, Уффици), "Возвращение блудного сына" (Турин), "Кающаяся Магдалина" (Дрезденская картинная галерея), "Святое семейство", "Геркулес на распутье", "Великодушие Сципиона Африканского" (Государственный Эрмитаж), портреты императора Иосифа II и его брата Леопольда Тосканского (Вена, Художественно-исторический музей), Джона Стейпла (собрание Систиери, Рим) и другие (см. Скульптура рококо во Франции менее значительна и своеобразна, чем живопись. Мебель подбирают из натурального дерева (липы или ореха), украшенную вьющимися орнаментами цветов и лозы. Примерно в это же время Давидом было написано одно из самых значительных полотен эпохи — «Зеленщица» (1795). активизировалась критика всего «выкрученного» и «вымученного» и в литературе стало встречаться именование «испорченный вкус».
Именно во времена рококо появились маленькие скамеечки, на которых удобно сидеть и наслаждаться жизнью. Стиль стал новым способом мироощущения, способом пересмотреть ценности и идеалы. Наиболее знаменитой была мануфактура в Севре, где работал Этьен Морис Фальконе. Наиболее известные произведения того времени: «Галантная Индия» Ж. Ф.
Мебель изящна и легка. В 1734 г. за композицию «Ринальдо и Армида» Буше получил звание академика. Позже Давидом была написана картина, прославляющая этого героя революции.
Комнату хорошо освещают при помощи большой подвесной люстры на 7 – 12 рожков. (Замечательными фарфоровыми изделиями славились также заводы в Челси и Мейсене). Французское слово rococo произошло от rocaille – т. е.
Отсюда слабая распространенность стиля рококо в архитектуре (за исключением интерьеров и последующих стилевых модификаций барочно-рокайльного стиля середины XVIII в. искусстве Баварии, Саксонии и России в лице Ф. Б. Растрелли). Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Например, в "Святом семействе" (Государственный Эрмитаж) композиция делится на две стилистически различные части. Для их украшения отлично подойдет орнамент «дамаск» или «рокайль. Это портретная живопись Антропова и Рокотова.
Особенно преуспели в критике Энциклопедисты, по мнению которых в «испорченном вкусе» отсутствовало разумное начало. Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. В этом стиле строили загородные дома представители аристократии и знати.
Фронтоны (завершение фасада здания), представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются вазами, пирамидами, скульптурными фигурами и т. п. Архитектура стремится стать лёгкой игривой, красочной, приветливой. В нее вкручивают лампочки, по форме напоминающие свечи.
Этот стиль отличался легкостью, грациозностью интимно-кокетливым характером. Сюжетные оценки окружены утонченным и изящным, сияющим белизной пейзажным антуражем. Появляются также комфортные бержери – двойные диваны.
При всей узкоклассовой сущности и элитарной природе этого искусства необходимо учитывать тот факт, что своей практической реализацией оно было обязано широкому кругу реачиков и скульпторов, архитекторов и художников – талантливых выходцев из народа. Главное, чтобы покрытие вписывалось в общий интерьер. Крупнейшие скульпторы рококо: Жан Батист Лемуан, Этьен Морис Фальконе, Огюстен Пажу, Клод Мишель Клодион. Кроме фарфора— в моде серебро. Первым из значительных мастеров живописи в стиле рококо является Ватто.
Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель и др. ) и это влияние продержалось во Франции вплоть до Революции 1789. Клавесин был особенно популярен в эпоху рококо. Стены оформляются деревянными панелями. Большая расписная ваза может украсить холл, лестницу, ведущую на второй этаж. Видным художником является Пьетро Лонги.
До середины XIX века искусство рококо не выделялось как отдельное стилевое направление. А в рококо намечается отдельное течение, получившее название «шинуазри», что дословно означает «китайщина». «Изящный» – ключевое слово данной эпохи.
Литературные произведения этого периода отличались утончённым изяществом, лишённым каких-либо гражданско-патриотических мотивов им свойственны фривольность игривость и беззаботность. Жан Оноре Фрагонар (1732-1806), французский художник и график. Между тем предыдущий стиль Людовика XIV, так называемый Большой стиль (вторая половина XVII в. ), в своей основе был классицистическим с небольшим включением барочных элементов. На рукавах были широкие обшлага.
В архитектуре церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг. ) (архитектор Нёйман), пространственные конструкции, торжественность барокко превосходно сочетаются со свойственным Рококо изысканным скульптурным и живописным внутренним убранством, создавая впечатление лёгкости и сказочного изобилия. Уникальными предметами, появившимися в эпоху рококо считают секретер, шкаф для важных бумаг (кантоньерку). Рококо больше не ждал от своих героев подвигов и преодоления себя.
Его произведения исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Данный поступок можно рассматривать как призыв художника к защите отечества. В Мейсене была открыта первая фабрика, где первым мастером был Иоганн Готтлиб Кирхнер. В инструментальной музыке господствовала такая же галантная жанровая, портретно-пейзажная, пасторальная или танцевальная миниатюра (для клавесина, виолы иногда с добавлением флейты, скрипок и гобоя). Узор, цвет, орнамент и фактура не столь важны в данном случае.
К числу лучших его работ этого периода относятся «Автопортрет с палитрой» (1794), портреты супругов Серизиа (1795). Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето – воздушных эффектов.
Одним из любимых жанров живописи рококо были пасторальные мотивы, сюжеты которых художники находили прежде всего в античной мифологии. Кроме того, обязательны различные скульптуры, статуэтки и другие декоративные предметы интерьера. На картине изображена женщина из народа, по-прежнему верная идеям революции.
Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. На портретах изображено то, что художник наблюдает в действительности.
Но даже и в крупных формах (операх, балетах и кантатах) все эти черты проявили себя в полной мере. Термином rococo обозначают стиль в искусстве начала XVIII века. Влияние Рубенса и мастеров фламандской школы заметно в ранних жанровых работах молодого художника («Савояр», ок. Искусство рококо отразило своё время, явилось порождением эпохи торжествующего в своей предсмертной агонии феодального абсолютизма, зерцалом его эмоционального мира.
Во многом такой эффект был достигнут благодаря лаконизму, обобщенности и большим планам. Франсуа Буше (1703–1770), французский художник, рисовальщик, гравер и декоратор.
Так изменились критерии физической красоты. Впервые о художнике заговорили после создания им картины «Отец семейства, читающий Библию». В Риме на него произвели особенно сильное впечатление декоративные работы Пьетро да Кортона и Джованни Ланфранко.
Термин Рококо (фр. rococo, от фр. rocaille — скальный)вошел в употребление в середине XVIIIв. и далее развивается параллельно с нарождающимся неоклассицизмом позднего стиля Людовика XV и периодом правления Людовика XVI (1774-1792). Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. Особенно рококо в литературе получило распространение в Италии и Германии. Здесь изображены простые и спокойные сцены жизни семьи: стирающая белье прачка, ребенок которой забавляется мыльными пузырями («Прачка», ок. Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер. Была даже особая специализация среди художников— квадратурист.
Наттье, Друэ, Токке, Луи-Мишель Ванло, Латур, Перроно. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Одновременно с развитием живописи рококо усиливалась роль реалистического направления достигли расцвета портрет, натюрморт, бытовой жанр, пейзаж. По сути, этот образ можно рассматривать и как образ самой революции, недаром между синим фартуком и белой повязкой ярко пламенеет красная косынка (три цвета революционного знамени).
и далее развивается параллельно с нарождающимся неоклассицизмом позднего стиля Людовика XV и периодом правления Людовика XVI (1774-1792). Приложение 5). Часто предметы и украшения имели капризно ассиметричную форму. Современным помещениям дворцовый колорит придает именно разная художественно оформленная мебель.
Носили белоснежные рубашки, кружевные жабо и шейные платки. На потолках и стенах также в больших количествах используется лепнина, резьба и позолота. Дальнейшее развитие этот стиль получил в творчестве таких великих художников, как Фрагонар и Буше.
Приложение 1). ниже). По возвращении на родину им была выставлена картина «Велизарий, просящий подаяние» (1781). Вместо разума и мысли – повышенная, экзальтированная эмоциональность, отсутствие ощутимой границы между реальным и воображаемым, возможным и фантастическим. То, что мы сейчас называем «рококо», в свое время называлось «живописным вкусом», но в 1750-х гг. Живопись Буше в полной мере отразила декоративные принципы искусства его времени.
Вкус предполагал умение не только отличить прекрасное и знать, как его воссоздать, но и умение глубоко наслаждаться творением. Рокайль (от фр. rok – скала, утёс) – главный элемент орнамента стиля рококо, напоминающий форму завитка раковины. Господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм. Пушкина (Москва)Картина иллюстрирует эпизод новеллы Лафонтена «Отшельник».
Вернувшись на родину, во Францию, он стал необыкновенно популярен. Здесь преобладает принцип точной передачи действительности. Фрагонар. Хотя рисункам Буше не хватает глубины и искренности, они по-своему выразительны и изящны.
Особенно эмоциональны и лиричны его пейзажи («Мельница», 1752). Так, одна из наиболее знаменитых его картин, «Клятва Горациев» (1784), сюжет которой был взят из трагедии Корнеля, посвященной трем молодым римлянам, готовым расстаться с жизнью во исполнение долга, воспринимается как революционный призыв. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (Свидание, Погоня).
Это произведение, в котором проявилась тонкая наблюдательность автора, не укладывается в рамки «галантных празднеств». Наиболее известные произведения этого типа: «Галантная Индия» Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. (иллюстрации см. Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру.
Из художников следует отметить портретную живопись Антропова и Рокотова (Россия), Франсуа Буше (Франция), Антуан Ватто. Рококо привнёс в искусство любовь к сельским идиллиям и пасторалям.
Приложение 6). Для отделки и декора – богато расшитые ткани, главным образом шёлк. Можно сказать, что это был своеобразный шаг назад. В 1728 г. на т. н. Выставке молодежи, которая устраивалась под открытым небом на площади Дофина, Шарден показал две работы — «Скат» и «Буфет».
Рококо также следует отличать от переходного периода Регентства, времени правления регента, герцога Филиппа Орлеанского (1715-1722). Зародившийся во Франции, стиль Рококо достаточно быстро распространялся в ряде других стран благодаря французским художникам, которые работали за границей, а также публикациям проектов многих французских архитекторов.
.