В 2010 году создан электронный каталог, который позволит ознакомиться с составом коллекции Наследие Рерихов и почерпнуть необходимую информацию о картинах, находящихся на постоянном хранении в ГМИНВ.
Обширный научный материал, собранный Рерихами во время экспедиции, требовал систематизации и обработки и по окончании экспедиции 12 июля 1928 года в Нью-Йорке был основан Институт Гималайских исследований107, а затем в Западных Гималаях, в долине Куллу (англ. )русск. Но мальчик устал ягод свежих отведать, Иль просто слепца он хотел обмануть: Старик. возлагается должность директора.
Король Леопольд жалует музею титул «в память короля Альберта». и С. Н. Рериховское движение возникло в 1920-е годы в таких странах, как США (Нью-Йорк), Латвия (Рига), Франция (Париж)175, Болгария (София), Маньчжурии (Харбин), Эстонии176, Литве ит. д. К 1910г. С 1936 года начались письма, запросы.
пробует себя в постановке балета. Ю. Р. Включается в деятельность основанного в 1928 г. Н. К. Он почти отказывается от масла и переходит к темперной технике. Особое значение в творчестве приобретает тема единства всех существующих на земле форм, взаимосвязи человека с природой («Молчание», «Весна», цикл работ «Священная флейта», «Женщина из племени Гадди» и др. ).
В Сиккиме Рерихи определяют будущий маршрут экспедиции и в сентябре 1924 года Рерих с младшим сыном совершает поездку в Америку и Европу для оформления необходимых разрешений и документов (официально экспедиция была заявлена как американская). В 1942 г., во время пребывания в Кулу Д. Неру, С. Р. На полотне видим, как святые занимаются простыми земными делами, трудятся на Общее Благо. Рерихов, позднее переместившаяся в Ленинград. увлечён историей кочевников и скифского искусства.
Это борьба Света и тьмы. Эмерсон, Г. Торо, Т. Паркер и другие) связывали свои духовные искания с природой. Выступает с лекциями по искусству по всеиндийскому радио. В 1978 г. выставка картин Н. К. В Академии Рерих стал посещать мастерскую А. И. В 1940-е и в первой половине 1950-х гг.
как учёного проходит в рамках института «Урусвати». В Финляндии, куда Рерихи переехали в декабре 1916г., много работает на натуре, пишет пейзажи, увлекается восточной философией. Рерихов, а так же документальный фильм о Знамени Мира и Пакте Рериха. Картины приобретаются индийскими музеями и коллекционерами.
Он считал, что развитие подобного синтетического видения в человеке эволюционно неизбежно. В 1925 г. из Кашмира стартует первая Центральноазиатская экспедиция акад. Наше французское общество писало Верховному Совету о Пакте. переводится в Гарвардский университет (США) и оканчивает его со степенью бакалавра по отделению индийской филологии.
Создание мемориального кабинета и его дальнейшую работу возглавила О. В. Румянцева. В своих философско-художественных очерках Рерих создаёт новую концепцию Культуры, основанную на идеях Живой Этики. Он редко делал к ним подготовительные этюды и эскизы. И в самые трудные дни один взгляд на звездную красоту уже меняет настроение.
В 1937 году Рерих сначала через Парижский центр Рериха, а после и лично, обращается к советскому руководству о возможности присоединения СССР к Пакту Рериха— «полный мыслью о служении Родине»155, обсуждает через посла СССР во Франции Сурица пути возвращения на Родину. Во всех его движениях была уравновешенная гармония. Принимает у мужа «эстафету» записи духовных посланий и наставлений свыше, которые меняют свой обобщённый духовно-поэтический характер на более содержательный и дидактически прикладной. Ранние впечатления детства – дом на Васильевском острове, летние поездки в город Остров Псковской губернии и в загородное имение Извара под Петербургом, рассказы отца и деда о предках старинного скандинавского рода Рерихов, пейзажи Русского Севера – все удивительным образом, словно в фокусе, собралось в душе и памяти будущего художника.
С. Р. Хорш помогал Рериху и в других его начинаниях— финансировал экспедиции «Гуру» и организовываемые им предприятия, прежде всего концессии «Ур» и «Белуха». Основой для рисунка послужили кроки Н. И. Веселовского21.
Столик нервно вздрагивал и подскакивал и когда его спросили, кто это (был условный стук: раз— да два раза— нет три раза— усиленное да), не Учителя ли, — то столик подскочил и ударил раз. В частности, остался открытым вопрос о дальнейшей судьбе как собрания, хранившегося в ГМВ, так и коллекций, переданных С. Н. Рерихом на временное хранение в Советский фонд Рерихов. Писали в Комитет по делам искусства. Ланман специализировался на ведийской и буддийской литературе, Ю. Р. С 1898 года начал сотрудничать с Петербургским Археологическим институтом.
В 1904 году совместно с князем Путятиным Рерих обнаружил несколько неолитических стоянок на Валдае (в окрестностях озера Пирос)23. Успешно работает музей Николая Рериха в Брюгге при созданном фонде «Рерих Фаундейшен», где экспонируются 18 картин Рериха. Продолжает активно заниматься научными исследованиями, читает лекции, ведёт преподавание восточных языков студентам и аспирантам, рецензирует многочисленные труды, в частности, выступил в качестве научного редактора нескольких томов древнеиндийского эпоса «Махабхарата» (перевод Б. Л. Смирнова) и буддийского канона «Дхаммапада» (перевод В. Н. Топорова).
Институт организовал выпуск своего собственного журнала «Урусвати», главным редактором которого выступил Ю. Р. В 1912 году вступает в сотрудничество с И. Ф. Стравинским. Однако, все предпринятые усилия не увенчались успехом. Вспомним миф «О Происхождении Гор». Его отец – коренной петербуржец юрист Константин Федорович Рерих (1837-1900), мать – псковитянка Мария Васильевна, урожденная Калашникова (1845-1927).
В 1957 году часть имущества Н. К. Рериха была привезена в Москву его старшим сыном Юрием. и С. Н. В 1978-1984 гг. Подобно знамени Красного Креста Знамя Мира, по замыслу Николая Константиновича, должно было отмечать места (как в военные, так и в мирные времена), находящиеся под защитой Пакта Мира. Строя монастырь, Преподобный сам с двумя водоносами носил воду для братии (что изображено на картине), молол муку ручными жерновами, пёк просфоры, варил квас, катал церковные свечи, кроил и шил одежду, обувь и работал на братию как раб купленный.
Рерих Николай Константинович (Roerich Nicholas), русский художник, театральный художник, ученый, писатель, путешественник, общественный деятель и философ человек-легенда, одна из самых ярких фигур русского символизма и модерна. Публикуются очерки о Японии и Индии («Девассари Абунту» 1905, «На Японской выставке» 1906, «Границы царства» 1910, «Лакшми-победительница» 1909, «Индийский путь» 1913, «Заповедь Гайатри» 1916), пишутся картины на индийские мотивы («Девассари Абунту» 1905, «Девассари Абунту с птицами» 1906, «Граница царства» 1916, «Мудрость Ману» 1916— для теософского центра в Петербурге). С детства увлекается биологией, начинает собирать ботанические коллекции. Многие картины Н. К. Рериха посвящены звездной красоте Мироздания. Какие это сокровища.
Путь к духовному обновлению жизни многие мыслители видели в возвращении к природе. Мы также ценим его как связующее звено между Советским Союзом и Индией Я думаю, что картины Николая Рериха, его рассказы об Индии передадут советским людям часть души их индийских друзей. Для строительства здания в 1923 году была учреждена общественная организация— Музей Рериха, управлявшаяся Президентом Л. Хоршем и Советом поверенных (The Board of Trustees), Н. К. Рерих был избран Почётным президентом. В 1920-е и 1930-е годы начали создаваться общества Рериха, ставившие своей целью продвижение Пакта Рериха, одновременно распространявшие идеи Агни Йоги («Живой этики»). Алтай-Гималаи). В этот период С. Р. В 1912 году Рерих совместно с А. К. Лядовым и С. М. Городецким выступает против переименования исторических мест России56, а в 1915 году Н. К. Рерих делает доклад императору Николаю II и Великому князю Николаю Николаевичу (младшему) с призывом принять серьёзные государственные меры по всенародной охране культурных сокровищ, рассмотреть возможность законодательного утверждения Положения об охране исторических памятников в России.
Именно так Рерих впоследствии писал свои картины, называя их «сочинениями». В середине 1930-х гг. В 1932 году отдельный зал 12 картин Н. К. Рериха был организован в музее «Бхарат Бхала Бхаван» (Варанаси)151.
В одежде измятой ветрами, Пустынной тропою шел Бэда слепой. В тибетском манускрипте содержались древние рецепты травяных сборов. В 1897 году он выполнил программную композицию «Гонец. (Н. К. Рерих. Шри Читралайама (Тривандрум) под картины Н. К. Рериха был выделен отдельный флигель из двух залов. В 1940 году в галерее им.
Уже в студенческие годы он становится членом Русского археологического общества. В 1919 году едет в Лондон, рассчитывая оттуда попасть в Индию. Так, благодаря множеству слышанных им во время экспедиции легенд и преданий, виденных им величественных изображений, Майтрейя – грядущий мессия – предстает на его картинах в различных образах: индийского Калки-Аватара (Калки Аватар, 1932-33), монгольского Ригден-Джапо (Приказ Ригден Джапо 1927), алтайского Белого Бурхана (Знамя грядущего, 1925-1926).
В Америке снова проявился неутомимый общественный темперамент Рериха: он организовал Институт объединенных искусств в Чикаго, объединение художников с характерным названием – «Пылающее сердце». Привозит на родину 282 картины (122 работы Н. К. Рериха) для экспонирования по стране. Пушкина открывается выставка картин Н. К. Зачинателем этой издательской деятельности был рижанин Владимир Анатольевич Шибаев (1898—1975). С 1932 года в индийском Аллахабаде работает Рериховский центр искусства и культуры.
Сперва не приняв революцию и выразив свой ужас перед ее вандализмом в символической драме «Милосердие» (1918), Рерих, оказавшись за финской границей, с 1918 года жил за рубежом. активно занимается живописью, работает в разных жанрах изобразительного искусства. У Рериха была своя идея-фикс: пережив сначала Первую мировую войну, а потом русскую революции и возмущаясь тем, как разумные существа могут вести себя как «потерявшие человеческий облик безумцы», Рерих пришел к своей формуле спасения человечества (впрочем, уже до него высказанной его соотечественником) – «красота спасет мир», а инструментом этой красоты должно стать искусство. В 1941 г. художник включается в работу по оказанию помощи фонду Красного Креста в СССР.
Уже в следующем году музей получил в дар от Кетрин Кэмпбелл и её ближайшей сподвижницы Гизелы Ингеборг Фричи (член Совета директоров Музея Н. Рериха в Нью-Йорке) ещё двадцать картин Н. К. Он писал о том, что «Богатство само по себе ещё не даёт Культуры. Духа в Талашкине (композиции «Царица Небесная», «Спас Нерукотворный с предстоящими ангелами»). Одним из наиболее активных было Рериховское общество Латвии. Он составил первое международное соглашение о защите культурных ценностей и создал философское учение «Живая этика», возродил старинные русские ремесла и оформил театральные представления на Русских сезонах Сергея Дягилева. Но очевидцы бывали поражены утонченной точностью в передаче цветовых сочетаний. Идеи Руссо приобрели в XIX веке еще больший смысл.
вернулся из Индии на родину, фактически из длительной эмиграции.
Соприкосновение с художественным творчеством Рерихов, а также личные встречи с С. Р. Потом было последовательное сообщение букв. Музей Рериха был открыт в 1924 в Нью-Йорке.
Вместе с отделением Финляндии от России, оказывается за границей. Его картины, эскизы декораций, рисунки хранятся в музеях и частных коллекциях многих стран мира. В соавторстве с сокурсниками по Гарвардскому университету он ставит балет модернистского типа на тему борьбы добра и зла под названием «Свет и тьма». экспонатов из России, Германии, Италии и Франции (в н. в. экспонируется в Эрмитаже25). Умер Рерих в Кулу 13 декабря 1947. На картине Рериха на груди у Нагараджи просматривается Брахма в огненном сиянии. Кроме собираемой Рерихом коллекции картин «малых голландцев»47, появляется коллекция японского искусства.
Был вечер. И далее начинается основной этап экспедиции, который проходил через Кашмир, Ладак, Китай (Синьцзян), Россию (с заездом в Москву), Сибирь, Алтай, Монголию, Тибет, по неизученным областям Трансгималаев. С. Р.
В комнате был полный свет и я ясно видел, что всякая возможность обмана была исключена. он был лектором специального курса «Художественная техника в применении к археологии»19, организатором и одним из руководителей учебных археологических раскопок, а также редактором-составителем «Археологической карты Петербургской губернии». Отказ от личной собственности не по указу, но по сознанию вредности этого понятия.
Средоточием образов в картинах Рериха нередко становятся легендарные фигуры героев и святых («Пантелеймон-целитель», 1916, Третьяковская галерея, Москва «Три радости», 1916, Русский музей, Санкт-Петербург). С 1906 года художник постоянно участвует в зарубежных выставках. Рерихов и ценнейший архивный фонд.
Проводит персональные выставки в столицах скандинавских стран. В 1960-е гг. Именно с творчеством Рериха многие французские критики связывали свои представления о «новом русском национальном искусстве»52.
входит в состав экспедиционного отряда как заведующий охраной. становится признанным учёным благодаря появлению в свет его книг на английском, французском и русском языках – экспедиционного дневника «По тропам Срединной Азии» (1931) и монографии «Звериный стиль у кочевников Северного Тибета» (1930). После Европы, в начале 1925 года, Рерих посещает Индонезию, Цейлон, Мадрас. А в 1922 году, опять же его стараниями, возник Международный культурный центр «Венец мира», где могли трудиться деятели науки и искусства из разных стран.
И если сознание позволяет и достаточно чутко, то это воздействие очень сильно и длительно. Приближаясь к Брамапутре, можно найти еще больше легенд, связанных с Шамбалой. В 1936 году в Риге выходят в свет книги «Врата в Будущее» и «Нерушимое», а в 1939 году— одна из самых крупных монографий о творчестве Рериха с очерками Всеволода Иванова и Эриха Голлербаха. Брамапутра означает Сын Брамы.
Пища и вещи могли быть принимаемы лишь в обмен на труд. С институтом сотрудничали десятки научных учреждений Европы, Америки и Азии111. В результате, хранимые нами материалы были использованы при создании многих фильмов, книг, альбомов, статей и даже при воссоздании изначального варианта балета Стравинского «Весна Священная» с либретто, декорациями и костюмами по эскизам Н. К. Рериха. и С. Н.
Постоянной резиденцией Рериха становится Институт гималайских исследований (Институт Урусвати – от санскритского слова, означающего «утреннюю зарю») в долине Кулу близ Наггара (штат Химачал-Прадеш, Северная Индия), организованный им в 1929. Предлагает ему идею балета «Весна Священная», пишет либретто, разрабатывает эскизы декораций и костюмов. В течение 1974-1976 гг.
Анастасии у Ольгинского моста в Пскове (1913), 12 панно для виллы Лившиц в Ницце43 (1914), эскиз росписи «Святая Ольга» (1915). пишет его портреты (позднее, в 1965, специально по заказу правительства Индии, создаёт один из лучших портретов Д. Неру для центрального зала парламента).
Последняя работа явилась продолжением исследований проф. Голодая, сам он предлагал свою работу.
Рерих совместно с Н. Е. Макаренко провел первые археологические раскопки в Новгороде26. Не отказываясь от работы с натуры, он настаивал на том, чтобы картины писались по памяти. много времени проводит в Наггаре, занимается изучением древней культуры долины Кулу и прилегающих к ней местностей. В эти годы основные темы его работ – героизм, радость подвига, тема освобождения (триптих «Распятое человечество»). Дальнейшая деятельность Ю. Р. Сказано: Придет время, когда голод охватит весь мир.
В 1986 году при мемориальном кабинете Н. К. Рериха было создано Московское Рериховское Общество, которое явилось «первой ласточкой» официального рериховского движения в России. Одновременно в Японии был организован «Комитет Пакта Рериха и Знамени Мира» под руководством Г. И. Черткова. Так когда-то творили византийские и древнерусские иконописцы, старые итальянские и нидерландские мастера, буддийские художники Востока. Задачей этой организации является содействие общению русской молодёжи в эмиграции. Этот период является одним из самых плодотворных в творчестве Рериха.
Вместе с женой вступает в основанное Е. П. Блаватской Теософское Общество. Много работает как художник, пишет статьи, стихи, психологически-автобиографическую повесть «Пламя», под тяжёлым впечатлением от революционных событий – пьесу «Милосердие». В итоге К. Кэмпбелл передаёт в дар Государственному музею Востока около 100 картин Н. К. Да и сам он своей внешностью и натурой, казалось, в какой-то степени проникся душой великих гор. Н. К. Рерих основывает Институт «Урусвати»108, что в переводе с санскрита означает «Свет Утренней звезды».
Академик Н. И. Вавилов известный советский ботаник и генетик, обращался в институт «Урусвати» за научной информацией, а также получал оттуда семена для своей уникальной ботанической коллекции112. Здесь же, в Куллу, пройдёт последний период жизни художника. Блаватской «Тайная Доктрина». Третьяков намеревался собрать всю будущую серию, но в 1898 году знаменитого коллекционера не стало и его пожелание не сбылось полностью.
Позднее Николай Константинович писал: «На коне вместе с нами Елена Ивановна проехала всю Азию, замерзала и голодала в Тибете, но всегда первая подавала пример бодрости всему каравану». Картина Держательница Мира (Камень несущая) посвящена Елене Ивановне Рерих, ее особой миссии приготовления человечества к новым космическим условиям через расширение сознания и самоусовершенствование. Рерих написал также огромные циклы мемуарных очерков («Листы дневника», 1934–1935 «Моя жизнь», 1936–1947). В ходе экспедиции был составлен «Китайско-латинско-японский словарь медицинских растений, произрастающих в Маньчжурии». Там находится вход в священную страну Шамбалу.
В 1936 году вынужден покинуть Дальний Восток, где так и не происходит ожидавшихся событий и постоянно живёт в Кулу, где занимается интенсивной творческой работой, как художник и философ (разработка фундаментальной теории культуры, этики и эстетики). окончательно переезжает в Индию, поселяется в имении Кулу. унаследовал от отца художественный талант.
Но зная основные, доминирующие мысли можно одним словом определить ее направление. В это время Ю. Р. С осени 1919 г., по приезде семьи в Англию, помогает отцу в исполнении эскизов костюмов для постановки русских опер («Снегурочка», «Князь Игорь») в Лондонском Ковент Гардене.
В 1900–1901 годах Рерих учился в студии Кормона в Париже. выставленное на весенней ученической выставке в Академии художеств в Петербурге. Как и у Н. К. Рериха, в картинах С. Р.
С 1929 года все коммерческие начинания Рериха и Хорша шли неудачно. Посылали книги. В последнем учреждении в 1898—1903гг. В 1897 выполнил эскизный рисунок раскопа знаменитого20 майкопского кургана «Ошад»2122.
«Культура покоится на Красоте и Знании», — писал он. 130 И повторял известную фразу Достоевского с небольшой поправкой: «Осознание Красоты спасёт мир». Источниками финансирования являлись пожертвования Хорша и облигационный заём.
15 апреля 1935 года в Вашингтоне США и 20 стран Латинской Америки подписали «Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», получивший название Пакта Рериха. Кроме того, в Индии выходят исследования: «К изучению Калачакры», «Индология в России», «Диалекты Лахула». Особым почитанием творчество Рериха пользуется в Индии.
Это был юбилейный для Н. К. Духовным итогом путешествий явились книги «Алтай-Гималаи», «Сердце Азии» и «Шамбала» (1927–1930), написанные в своеобразном, как бы «мистико-археологическом» жанре, полном ярких поэтических образов.
С японской стороной было заключено соглашение о проведении выставки картин Рериха, которая открылась в Киото в этом же году. Именно в Риге были впервые изданы многие книги «Живой этики». В 1933-1937 гг. Отчего так зовётся эта величественная гора. До революции жил преимущественно в Петербурге, много путешествовал. Рерихи переезжают в Америку.
Несмотря на склонность к живописи, Ю. Р. Одновременно он обращается к восточной теме иллюстрирует сюжеты из сказок «Тысяча и одна ночь». На подъёме к вершине множество пещер Канченджанги. Мальчик прилег отдохнуть, а Бэда, приняв всплеск волны за говор людей, стал проповедовать. Следующий этап становления связан с переездом музея в 1984 году в новое помещение на Суворовском (ныне Никитском) бульваре.
В 1893 году в залах Зимнего дворца была устроена специальная выставка. Ю. Р. Будучи специалистом по тибетской фармакопее, Ю. Р. делает выбор в пользу ориенталистики. Мы глубоко уважаем Николая Рериха за его мудрость и творческий гений.
Но работа с наследием семьи Рерихов продолжает развиваться в доступных для музея пределах. Братство». Он выступает инициатором образования «Русского Кружка Молодёжи в Лондоне». Однако конфликт между Рерихами и Хоршем, начавшийся в 1935 году, привёл к закрытию музея189.
Здесь еще живут престарелые люди, которые помнят их личные встречи с Махатмами. В квартире же остались проживать бывшая домработница Н. К. Рериха и её муж, которые категорически отказались отдавать не принадлежавшие им ценности174. Государственный музей Индии Шри Читралайям вместе с другими картинами С. Р. Его возглавил художник Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий, который лично знал всю семью Рерихов и был преданным учеником Н. К. Рериха.
Один из выставочных залов посвящён Центрально-Азиатской экспедиции Н. К. Рериха (1924—1928). Занимается изучением свойств местных растений изучает тибетскую медицину. Рериха. В 1925 году, в то время как Рерих находился в Азии, Хорш начал реализацию самого масштабного проекта Рериха в США— строительство Мастер-Билдинга (The Master Building, название может быть переведено как Дом Учителя или Дом Мастера).
Экспедиция стартовала 28 апреля 1934 года из Сиэтла в Иокагаму (Япония), откуда 24 мая 1935 Рерих с старшим сыном отбыли в Киото. удостоен Международной премии имени Д. Неру. Восстал род на род стала первой в серии Начало Руси.
После смерти матери в 1955 г. и возвращения брата Юрия на родину в 1957 г. С. Р. В картинах и очерках Рериха Индия стала появляться все чаще и чаще. Родился 27 сентября (9 октября) 1874 года в Петербурге в семье нотариуса. Достаточные доказательства существования махатм отсутствуют. 9495. Несколько картин Рериха затем были приобретены Советом галереи. Роль женщины – защитницы культуры, хранительницы духовных сокровищ – воплощена Рерихом также в картине Мадонна Орифламма (1932).
Тогда появится некто, кто откроет великие сокровищницы и напитает всё человечество. Работают экспозиции, посвящённые Музею им. Руководит отделением фармакопеи, флоры и фауны. Здесь действуют постоянные экспозиции, посвященные жизни и творчеству семьи Рерихов.
говорит он от сердца. Н. К. Рериха, проложившая маршрут сначала через Малый Тибет, Китайский Туркестан, затем – через Монголию, Тибет и Трансгималаи.
Посещает индийские княжества, пишет портреты раджей. Среди скал и песков, в лиловых и пурпуровых тонах течет Брамапутра. «Искусство объединит человечество искусство едино и нераздельно. Рерихов.
Пишет монографию: «Искусство долины Кулу» (1967). Участие С. Н. Рериха в заседаниях комиссии всегда было исключительно заинтересованным и деятельным. Что-то скрыто в этих неверных, враждующих формах облаков. Но заручившись положительным ответом, меня попросили войти и сесть за столик. Или пусть они получат крылья или пусть им будут даны горы, чтобы спастись от золота». Первые уроки рисования получает у отца – Н. К. Леонид Андреев образно называет творимый художником мир— «Державой Рериха». 57 На общественном поприще Рерих совместно с Андреевым организует кампанию против большевиков, захвативших власть в России.
Примерно с 1906 года отмечается новый период в творчестве Рериха. и С. Н. В Москве же (помимо специального отдела искусства Н. Н.
Перевод на русский язык увидел свет в год столетнего юбилея учёного. Позже Рерихи стали запрещать своему окружению использовать спиритические сеансы, а для представления своих «собеседников» и для их «слышания» семье Рерихов уже не нужна была помощь стола88. В очерке «Шамбала» Рерих передавал легенду о Белом Бурхане: «Глуше и дичее становятся горы от Чугучака к Алтаю. Ю. Р. Ждали вестей»154. Памяти брата С. Р. Он был в числе создателей реконструктивного «Старинного театра» (1907—1908 1913—1914)— уникального явления в культурной жизни России начала XX века, причём участвовал Н. Рерих выступал и как создатель декораций и как искусствовед.
Куинджи. Свайный посёлок изображенный внизу, как бы притих в ожидании исхода схватки стихий. Покровский В. А. ) (1906) и Троицкого собора Почаевской лавры (1910) иконостас для церкви Казанской Божией Матери Успенского женского монастыря в Перми42 (1907) изображение св. Следуя семейной традиции, с 1914 по 1916 гг. Экспедиция продолжалась до 1928 года.
Итогом творческой жизни Рериха стало богатейшее наследие182. Он осуществляет перевод на русский язык «Иша», «Катха» и «Чхандогья» Упанишады, а также «Гирлянду джатак», сочинение по мотивам сказаний о прежних рождениях Будды. Пакт Рериха стал первым международным актом, специально посвящённым охране культурных ценностей, единственным соглашением в этой сфере, принятым частью международного сообщества до Второй мировой войны. 137 В 1949 году на 4-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО было принято решение приступить к работе по международно-правовой регламентации в области защиты культурных ценностей в случае вооружённого конфликта. 137 В 1954 году Пакт Рериха лёг в основу Гаагской «Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта»137. Были переведены и изданы «Провозвестие Рамакришны», книги его ученика Вивекананды, Упанишады, «Бхагават-Гита». Продолжается сотрудничество с культурными центрами Америки и Европы. Так было собрано несколько фраз.
Рериха избирают членом Художественного общества Финляндии, награждают шведским королевским орденом «Полярной Звезды» II степени. Ростовцева о «зверином стиле» в Китае и Монголии. Маньчжурская экспедиция Рериха 1934-35 годов (см. Подверглись репрессиям также и члены маньчжурских групп. В мае 1960 г. в Государственном музее изобразительных искусств им.
Многогранный талант Николая Рериха проявился также в его работах для театральных постановок: «Снегурочка», «Пер Гюнт», «Принцесса Мален», «Валькирия» и др. Санкт-Петербургское государственное учреждение культуры «Музей-институт семьи Рерихов» создано 12 марта 2007 года. Вместе с тем, постепенно проходит через непосредственый опыт практического освоения получаемого Учения, который выразился в длительном и сложном психо-физическом преображении организма, который сама называет «огненным опытом». С 1892 года Рерих начал проводить самостоятельные археологические раскопки.
Год за годом составляет книги серии «Агни-Йога», которые публикуются в Париже, а затем в Риге. Путешествие длилось почти три года. Не примитивными представлениями о язычестве веет от его работ Дочь викинга (1910), Человечьи праотцы (1911), Три радости (1916) или эскизов к декорациям оперы Снегурочка (1908) и балета Весна священная (1910-1913). В Англии Рерих успешно проводит персональные выставки под общим названием «Очарования России»— в Лондоне, а затем в Уортинге. В Государственном музее Востока в Москве на основе коллекций, поступивших от К. Кемпбелл и С. Н. Рериха, созданы Мемориальный кабинет Н. К. Рериха, постоянная экспозиция его творчества и научный отдел наследия Рерихов182.
Идеологическая близость к коммунизму проявилась у Рерихов в литературе. Пусть незримо, но эти силы присутствуют там реально. Род на род» (Третьяковская галерея, Москва) и получил за нее звание художника. Сегодня рериховские организации работают в некоторых странах Европы, Америки и Азии, а также в Австралии182183. Изучая древнюю историю, участвуя в археологических раскопках испытывая постоянное тяготение к природе, художник стремился дать художественную концепцию «несравненно самобытной былой природы», русского исторического прошлого.
Пусть некоторые боятся их, но для других они будут спасением». На рубеже веков Рерих написал цикл архитектурно-исторических пейзажей Пскова, Ростова Великого, Изборска и других старинных русских городов (1899–1904, Музей искусства народов Востока, Москва другие собрания). Помимо языковых занятий, Ю. Р. Михаила Ростовцева о «Средне-Азиатских влияниях на искусство юга России».
Так различаются люди на равнинных и на горных. Создаёт огромную галерею из нескольких сот небольших, но ярких и впечатляющих по колориту и образному решению высокогорных «пейзажей», которые, по сути, являются целой антологией широчайшего спектра тонких состояний природы и возвышенных состояний человеческой души, которые буквально завораживают зрителя. В 1920 г. переезжает с родителями в США.
Мастер-Билдинг представлял собой 29-этажный небоскрёб в стиле ар-деко, на первых двух этажах которого размещались Музей Рериха (The Roerich Museum) и Институт объединённых искусств Мастера (The Master Institute of United Arts), а на верхних— апартмент-отель. Восста. Вечный поиск утонченности и красоты был для Рериха священным. Беспредельное делает и мысли возвышенными.
Тем не менее, Ю. Р. Первый музей Рериха был основан 17 ноября 1923 года и официально открыт для публики 24 марта 1924 года187 в Нью-Йорке (Риверсайд-драйв, 310) с помощью тесного круга соратников Рериха при финансовой поддержке бизнесмена Луиса Хорша182. Рерихи преодолевают свыше трех тысяч километров, посещая Бомбей, Джайпур, Агру, Сарнатх, Бенарес, Калькутту и Дарджилинг (Сикким). включается в научную и общественную жизнь.
Это решение было закреплено С. Н. Рерихом на последовавшей вскоре личной встрече с главой СССР, генеральным секретарём ЦК КПСС М. С. Горбачёвым. Страна Благословенного Ойрота, народного героя этого уединенного племени. В 1923 году вместе с мужем и старшим сыном плывёт в Индию. На него ложится ответственная организационная работа заместителя руководителя экспедиции. Директором Института становится Юрий Рерих, старший сын Николая Рериха, учёный-востоковед. Сцены минувшего предстают в картинах Николая Рериха в виде красочных символов-обобщений: «Гонец» (Восстал род на род), 1902 «Город строят», 1902 «Бой», 1906 история трактуется как цепь таинственных космических знаков («Небесный бой», 1912, Русский музей, Санкт-Петербург «Короны», 1914, Музей русского искусства, Киев).
Со второго курса Ю. Р. В 1914 году издается первый том собраний сочинений Рериха54. Результатом путешествия стала большая архитектурная серия картин художника (около 90 этюдов), коллекция фотографий старины, вошедшая частью в «Историю русского искусства» Грабаря и статьи, в которых Рерих одним из первых поднял вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры35. Представлен шестью выставочными залами, библиотекой, видеозалом. Проводит многочисленные раскопки в Петербургской, Псковской, Новгородской, Тверской, Ярославской, Смоленской губерниях. В 1974 г. по приглашению Академии художеств СССР С. Р.
Самобытность и оригинальность искусства художника была отмечена художественной критикой. С 1905 года в творчестве Рериха, наряду с древнерусской темой, начинают появляться отдельные восточные мотивы.
Г. Г. Ш извещал, что Суриц предложил пожертвовать для музеев четыре картины. Она хранит пять сокровищ Мира. Это, с одной стороны, вызывает сильное недовольство федеральных властей США, от чьего имени и на чьи средства проводилась экспедиция, что в конечном итоге приводит к подозрению в антиамериканской деятельности и полному разрыву. Вон жёны с детьми.
У него много ветвей, но корень один». Поскольку проф.
«Величайший интуитивист века», по определению А. М. Горького, Н. К. Рерих в символических образах выразил накануне Первой мировой войны свои тревожные предчувствия: картины «Пречистый град— врагам озлобление», «Ангел Последний», «Зарево», «Дела человеческие» и др. С помощью тех же людей один за другим начинает немало предпринимательских проектов, связанных с торговлей произведениями искусства, почтовыми услугами, а в последующие годы (на Алтае и в северном Китае) производством продуктов питания, разработкой полезных ископаемых. Первая персональная выставка Рериха в США была открыта в декабре 1920года в Нью-Йорке.
Николай Рерих исполнил также целый ряд монументально-декоративных работ, однако наиболее значительные произведения в этой области (росписи Святодуховской церкви в Талашкине под Смоленском, 1911–1914 панно «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани» для Казанского вокзала в Москве, 1915–1916) не сохранились вообще, либо дошли до настоящего времени в виде фрагментов. С. Р. избирается почётным членом Академии художеств в Болгарии.
Открытие, сохранение и продолжение знаков исконной русской культуры на долгие годы станет кредо Н. К. Рериха. По сути в ней давались указания Советскому правительству на необходимость немедленного проведения в жизнь преобразований, начатых Лениным (что не было сделано), одухотворения коммунизма буддийским учением69, а также давались указания о недопустимости насильственной общины. Идет бой между двумя началами. И здесь хотелось бы отметить огромную заслугу его нынешнего директора (с 1984 г. ) Дэниела Энтина, который продолжает традиции, заложенные создателями музея – Еленой Ивановной Рерих, З. Г. Фосдик и К. Кэмпбелл, а также неизменным патроном музея С. Н. Рерихом. С 1895 года занимается в студии знаменитого художника А. И. Куинджи.
посещает несколько буддийских монастырей в Северной Маньчжурии и Внутренней Монголии, переписывает от руки священные тексты, среди которых особо отмечен медицинский трактат «Materia Medica». Экспозиция музея-заповедника подразделена на три тематических раздела: ранний период творчества Н. К. Рериха, Центрально-Азиатская экспедиция и «Пакт Рериха» институт «Урусвати» и «индийский период творчества». сосредотачивается на научной работе. Уже в первых значительных работах таких, например как Гонец (1897), Рерих проявил себя достойным учеником своего учителя. Кан-чен-цзонд-нга – пять сокровищ Великих Снегов. Закончив обучение в Америке, С. Р. В 1897 году П. М. Как художник Рерих работал в области станковой, монументальной (фрески, мозаика) и театрально-декорационной живописи. Продолжает начатую в 1934 – 35 годах фундаментальную эпопею очерков серии «Моя жизнь».
Его фиолетово-синие глаза временами могли становиться абсолютно темными. Таким образом, Государственный музей Рериха (филиал ГМВ) пока остаётся созданным только на бумаге.
Большая серия графических рисунков называлась «В замке» (1916). В Японии Рерихов принимают на высшем правительственном уровне. Успешно пробует силы в качестве архитектора, приняв участие и победив в конкурсе на проект церкви для императорского имения в Скерневице (Польша).
поступает учиться в Школу восточных языков при Лондонском университете. В 1900-х— начале 1910-х годов Рерих, наряду с некоторыми другими участниками «Мира искусства», был одним из самых известных русских художников во Франции. Третьяков приобрел полотно Гонец. Вся мудрость, вся слава, весь блеск собраны там.
В списке строителей Общины Сергий сохранил большое место». На заседаниях кружка проводились лекции и беседы на научные и художественные темы. Свои философские проповеди художник собрал в книгах «Держава Света» (1931) и «Твердыня пламенная» (1933).
Несмотря на целый ряд судебных решений (вплоть до постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ), Международный центр Рерихов по сей день удерживает в своих руках и здание, предназначенное для Государственного музея Рериха и коллекции, которые ещё в 1993 году должны были быть переданы в Государственный музейный фонд РФ. Это общество существовало до присоединения Латвии к СССР в 1940 году. Сотрудничает с Агваном Доржиевом и другими российскими буддистами50. Летом 1910г. От них веяло тайной.
Этот труд на английском языке опубликовало Азиатское общество в Калькутте (1949). Он никогда не спешил и все же его продуктивность была изумительной. «Сергий, Строитель Общин, запрещал своим сотрудникам принимать подаяния.
С 1905г. и С. Н. С его творчеством познакомились Париж, Венеция, Берлин, Рим, Брюссель, Вена, Лондон.
Рерихов. Жена, которую художник называл Ладой (по-древнерусски — любезная, милая), не только помогала Рериху создавать картины (они обсуждали темы его работ), но и сопровождала его в путешествиях. Нет, старый Восток ценит иные сокровища. Первый в жизни публичный доклад сделал и сам Ю. Р, он назывался «Истоки русского искусства». Там же зародилась и Ариаварта.
Позднее, в 1932-1935 гг. По приезде семьи на жительство в Лондон Ю. Р. также включается в общественную жизнь. Художник организовывает показ своих новых картин в ряде индийских городов. В своих картинах он часто обращается к теме вечности, цикличности жизни, теме смены поколений («Вечная жизнь», «Мои соседи», «Эти краски никогда не должны поблекнуть», «Весна»). С детских лет Ю. Р.
Ближе к области Шигатце на живописных берегах Брамапутры и в направлении к священному озеру Манасаровар еще совсем недавно существовали Ашрамы Махатм Гималаев. В 1913—1914 годах Рерих создает два монументальных панно— «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани» для оформления Казанского вокзала в Москве (не сохранились). Его верными соратниками всегда оставались жена и сыновья – востоковед Юрий Рерих (1902–1960) и художник Святослав Рёрих (1904–1993). На мальчика он опирался рукой, По камням ступая босыми ногами. Метод преподавания Куинджи отличался от системы прочих профессоров.
Среди докладчиков числятся такие видные деятели, как Н. К. Рерих, П. Н. Милюков и др. Он стремился, прежде всего, развить в своих учениках чувство декоративности цвета. Монгольское издание «Общины» (1926), одной из книг Агни-Йоги, содержало частые упоминания о Ленине и проводились параллели между коммунистической общиной и буддийской. Николай Рерих сформулировал принципиальное отличие Культуры от цивилизации. В 1928 году131 Н. К. Рерих в сотрудничестве с доктором международного права и политических наук Парижского университета Г. Г. Шклявером подготавливает проект Договора о защите культурных ценностей (Пакт Рериха)132. Как человек, давно разделявший распространённые среди русской интеллигенции начала XX века идеи евразийской роли России и панмонголизма и в результате анализа реальных тенденций развития мирового политического процесса, а также внимательно относясь к собранным в Центральноазиатской экспециции пророчествам, приходит к выводу, что середина 1930-х годов с высокой степенью вероятности должна ознаменоваться постепенным разворачиванием процесса «единения Азии», который начнётся с Монголии, Маньчжурии, северного Китая и южной и юго-восточной Сибири.
Для начала он написал серию из семидесяти пяти картин изображающих древние строения. до н. э., в памиро-гибетском регионе. Рериховское движение почитателей «Живой Этики», сформировавшееся в СССР во время перестройки, оказало заметное влияние на развитие нью-эйджа в России184. Работа центра не прекращается даже в годы Второй мировой войны.
К ней еще большее уважение, чем к Голубой Реке. Небесное и земное как бы раздвоились, как бы отошли друг от друга. Рериховские же идеи «Мира через культуру» в итоге были воплощены в специальном Пакте его имени, который лег в основу международной конвенции о защите культурных ценностей при вооруженных конфликтах, заключенной в Гааге в 1954. В 2016 году музеем был создан отдельный филиал – Музей Рерихов.
В его искусстве сочетаются реализм и символизм, усиливается поиск мастера в области цвета. Рерих не получил ответа на посланные обращения. В Гарварде слушает лекции у русского эмигранта проф. Они точно бы живут в нем и редко когда ему приходится нечто изменять или отходить от первого начертания. Тибет и тибетские чудотворцы были притягательны особо.
В России Лев Толстой звал к «опрощению» в Индии Махатма Ганди сделал домашнюю прялку символом спасения во Франции художник Поль Гоген в поисках «первобытного рая» бежал из Европы на остров Таити в Англии философ Джон Рёскин идейный вдохновитель художников-прерафаэлитов, требовал, чтобы при сооружении железных дорог сообразовывались с окружающим пейзажем американские кантианцы-трансценденталисты (Р. У. В 18 лет С. Р. Выставки имели исключительный успех. Именно он может строить светлое будущее своей страны». Посетивший выставку К. Е. Ворошилов приглашает его приехать в Советский Союз. в коллекции насчитывалось более 30 тыс. Однако из-за финансовых трудностей ему приходится задержаться в Лондоне.
тоже берётся за переводы древнеиндийских текстов. посещает Москву, в связи со 100-летием со дня рождения Н. К. Рериха и своим 70-летием. и С. Н. Приобретает большой участок земли и имение Татгуни.
В августе 1935 года разразился кризис— Хорш окончательно вышел из повиновения Рериху. этого периода звучит тема всадников-вестников, символизирующих весть победы. В 1937 году прибалтийские общества проводят Конгресс Балтийских обществ Рериха, в Риге работает Музей Рериха180. Во время знаменитых «Русских сезонов» С. Дягилева в Париже (1909—1913) в оформлении Н. К. Рериха проходили «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Бородина, «Псковитянка» Римского-Корсакова, балет «Весна священная» на музыку Стравинского, в котором Рерих выступил не только как создатель костюмов и декораций, но и как либреттист46. Строение общины и просвещение были единственными занятиями этого замечательного человека.
В это время в полной мере раскрывается весь его творческий потенциал. посвящает работу «Пиета» (евангельская тема оплакивания Христа). Вернувшись на родину, художник представил полотна «Заморские гости» (1901, Третьяковская галерея, Москва) и «Идолы» (1901, Русский музей, Санкт-Петербург), посвященные истории Древней Руси.
В Белградском музее Принца Павла с 1932 года под патронажем югославского короля Александра I150 экспонируется 21 картина Н. К. Рериха. Картина Мост славы (1923) изображает Сергия Радонежского, который в глубокой задумчивости идет на фоне синего моста, образованного северным сиянием, соединяющим небо и землю. Ведёт постоянный «дневник» этих записей из которых начинает один за другим начинает составлять сборники избранных фрагментов, которые за два десятилетия составили серию книг Учения Агни-Йоги или Живой Этики. К 1940 году даёт согласие на выпуск в свет двух томов избранных мест из этих писем, старательно подобранных её учениками. В академии Рерих писал в основном картины с исторической тематикой. Художественное наследие Рериха огромно. Готовится к поступлению в Лондонский университет, проходит специальный курс архитектуры.
В начале 1990-х гг. далее) превратилась, как это воспринималось из США, в сплошной скандал американская пресса обвиняла Рериха в «унижении правительства США». Особенно остро Рерих чувствовал «прямую противоположность» природы и современного города: «Город, выросший из природы, угрожает теперь природе, город, созданный человеком, властвует над человеком», – писал он.
Золото, алмазы, рубины. После смерти отца, в 1947 г., переезжает на юг Индии в Бангалор. Многие замечали, что светятся краски на картинах его. В том же 1938 году Рерих пишет письмо в Наркомат иностранных дел СССР: «Я и члены моей семьи стремятся теперь же принести свои познания и творчество в пределы Родины».
Целью этой «поездки по старине» было изучение корней русской культуры. Какие-то старцы стоят на дороге. Художник Николай Константинович Рерих родился в Петербурге 10 октября (27 сентября) 1874 года в дворянской семье.
В этом нам видится преимущество поэмы перед небольшим стихотворением. В 1957 г. Ю. Р. Георгия для домовой церкви Ю. С. Нечаева-Мальцова (1911), 4 эскиза для росписи часовни Св. В Америке Рерих предпринял несколько путешествий по Аризоне, Новой Мексике, Калифорнии, на остров Монхеган и создал серии картин «Новая Мексика», «Сюита океана», «Мечты мудрости». Его концепция художественного образования включала в себя обучение всем видам искусств одновременно: живописи, прикладному искусству, музыке, пению, танцам, театру – под одной крышей, а также предоставление преподавателям права свободного выбора программы обучения. С конца 1935 года Рерих постоянно живёт в Индии (Северные Гималаи, долина Куллу, Наггар). Так картина Гонец.
Именно с этих пор у музея установилось по-настоящему тесное сотрудничество с С. Н. Рерихом. В декабре 1974 г. С. Р. С 1906 года Рерих дружит и имеет переписку48 с индологом В. В. Голубевым. Конечно, не физическою, но духовной пищей.
Еще более известны изобильные живописные итоги этих лет – написанные темперой, тоже завораживающе-яркие, «самоцветные» пейзажи, где величественная горная природа сочетается с символами древних вер (цикл картин «Майтрейя», 1926, Художественный музей, Нижний Новгород и многие другие). Рерихом Института гималайских исследований «Урусвати». На переломе веков Россия переживала увлечение Индией и всем ориентальным. В 1916 году в связи с ухудшением состояния здоровья (хроническая пневмония) переезжает с женой и обоими сыновьями в Карелию, откуда, через Финский залив имеет возможность по необходимости посещать Санкт-Петербург.
Его моделями становятся известные американские танцовщицы Р. Пейдж, А. Витак. В Америке Рерихом также была написана серия картин «Санкта» (Святые) о жизни русских святых и подвижников. В научных и периодических изданиях Азии, Европы и Америки выходили статьи по специальным вопросам, разрабатывающимся в «Урусвати»113. Во время спиритических сеансов «столоверчения», которые не были самоцелью86, Рерихи пытались установить контакт с Учителями (Махатмами), что, по их представлению им удалось сделать со второй половины 1921 года89.
приобрёл портрет Н. К. Рериха. В 1921 году в Берлине выпускает сборник белых стихов «Цветы Мории», ярко и глубоко отражающий целую эпопею духовных исканий человека. На картине вся природа, весь Космос в едином порыве слушают проповедника, т. к. Культура, по мнению Н. К. Рериха, тесно связана с проблемами космической эволюции человечества и является «величайшим устоем» этого процесса.
Увлечение Рериха Востоком не взялось из «ниоткуда», как иногда пишут. По данным кафедры государственно-конфессиональных отношений Российской академии государственной службы при Президенте РФ движение последователей Рерихов относится к новым религиозным движениям185 и является выразителем традиции нью-эйджа, восходящей к неомистике, теософии и антропософии185.
В 1900–1901 годах Николай Рерих учился в Париже. Тело Нага обвивает вулкан, сдерживая адский подземный огонь и не давая погибнуть чудесному цветку всепобеждающей Мудрости. Работает музей Николая Рериха в Париже (в Пале Рояль, где выставлены не менее 19 картин).
Собранная экспозиция была уникальна и по составу и по количеству представленных работ – более пятисот картин из самых разных музеев страны и множества частных коллекций. Позже была издана «универсальная» версия книги (2-е изд., Рига, 1936г. )— без упоминания имён Ленина и Маркса, а слово «коммуна» было заменено словом «община». 99 Например, в параграфе 64 «Общины» 1936 года уже нет тех слов, которые были в издании 1926 года: «Появление Ленина примите как знак чуткости Космоса»100. Этапным для сценографии модерна явился театральный дизайн, феерически-красочный и в то же время «режиссерски» соучаствующий в ритмике спектакля («Пер Гюнт» Г. Ибсена в московском Художественном театре, 1912 «Весна священная» И. Ф. Стравинского, – где Рерих выступил и соавтором либретто, – для антрепризы С. П. Дягилева в Париже, 1913 «Князь Игорь» А. П. Бородина для той же антрепризы в Лондоне, 1914). Наибольшую активность институт развивает в начале 1930-х годов. Я знаю также, что Н. К. Рерих и его семья во многом способствовали тому, чтобы в Индии создалось более полное представление о Советской стране233. Воспеваемая художником неповторимая красота Индии приобретает всё более абсолютное звучание благодаря сопоставлению цветовых контрастов, яркой экспрессии, смелому сочетанию красочных форм.
В этом журнале публиковались подробные годовые отчёты о работе института (1931-1933), составленные его директором. Формирует вокруг себя тесный круг преданных соратников, с помощью которых создаёт целый ряд организаций: Международный центр искусств «Корона Мунди» («Венец Мира»), художественный Музей Рериха, Институт Объединённых Искусств, художественное объединение «Кор Арденс» («Пламенное Сердце»). пишет ряд научных статей, посвящённых кочевым племенам, народам и культурам Центральной Азии – «Аланские дружины в Монгольскую эпоху», «Голоки и их этнический характер» и др., работает над «Тибетско-русско-английским словарём с санскритскими параллелями». учится в гимназии К. Мая. В монументальной живописи художник тесно сотрудничает с архитектором Щусевым44.
Вся эта экспедиция была одним непрерывным открытием. В 1910—1914 годах им была оформлена церковь св. Славяне, посвященной образованию в IX веке древнерусского государства. На картине Небесный бой менее пятой части занимает долина с озерами и свайными постройками.
Я также не знал, что они спрашивали своих руководителей позволить мне вступить в кружок. Перед исследователем предстало величественное зрелище многообразных, неповторимых по своим формам памятников отечественной старины. С 1932 по 1947 год в разных городах Индии было проведено 18 крупных выставок картин Рериха (Бенарес (1932), Аллахабад (1933), Люкноу (1936), Тривандрам (1938), Хайдарабад (1939), Тривандрам (1939), Ахмадабад (1939), Майсур (1939), Лахор (1940), Бомбей (1940), Тривандрам (1941), Индор (1941), Барода (1941), Ахмадабад (1941), Мадрас (1941), Майсур (1942), Хайдарабад (1943—1944), Дели (1947). В Финляндии, где семья Рерих обосновалась на время в связи с революционными событиями в России, юноша начинает изучать историю восточной литературы, самостоятельно составляет конспекты, озаглавленные «Записки по востоковедению» (1918). Он занят подготовкой классического труда по истории буддизма в Тибете «Синяя летопись». Святослав Николаевич Рерих родился 23 октября 1904 г. в Санкт-Петербурге. С 1932 года издательскую деятельность перенял Рихард Яковлевич Рудзитис178 (1898—1960), поэт и знаток культуры и традиций Востока, приглашённый в 1929 году для перевода трудов по философии179.
К 1911 году, дате строительства в Петербурге первого буддийского храма интерес Николая Рериха к Востоку сформировался настолько определенно, что он вошел в комитет содействия строительству и тесно общался с посланником далай-ламы XIII – Хамбо Агованом Лобсаном Дорчжиевым. В юности приходит интерес к истории и языкам. Проявляясь в течение всей жизни, мышление обуславливает всю деятельность человека. Результаты экспедиции превзошли ожидания. Среди многоплановой деятельности бывает трудно найти наиболее яркую ее грань.
В 1893 году по окончании гимназии Карла Мая Николай Рерих одновременно поступает на юридический факультет Петербургского университета (закончил в 1898 году, диплом «Правовое положение художников Древней Руси») и в Императорскую Академию художеств.