Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157.
Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Он идет прямо к матери. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229.
Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу.
В эту минуту в комнату вошел Христос. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым.
Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. На первых порах Репины жили под одной крышей с родителями мужа3 позже, скопив денег на торговле лошадьми, глава семьи сумел поставить просторный дом на берегу Северского Донца. Еще секунда и новая строка послания будет придумана.
Репин забыл о конкурсе, об Академии. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам.
Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Репина привлекала тема революционно-настроенной России. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой.
Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Этюд получился превосходный. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце.
Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой.
Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами.
Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Мемориальный музей, открытый ещё в 1940, был восстановлен в 1962.
К счастью, не был утрачен архив. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Однако судьба и история распорядились так, что это случилось уже после его кончины. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать.
Портрет производит яркое и сильное впечатление. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь.
Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Живописное полотно, на котором были изображены многие известные композиторы, было удостоено многих комплиментарных отзывов. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Согласно воле жены художника, в помещениях усадьбы надлежало создать дом-музей, «сохраняющий вкусы и привычки Репина». В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75.
Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал.
Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Комната небогатой интеллигентной семьи. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану.
После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. После его отъезда Илья оказался в иконописной мастерской И. М. Бунакова. Из-под его кисти одна за другой выходят замечательные работы: портрет Куинджи и вызвавший бурю откликов «Протодиакон».
Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники.
Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245.
Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана.
В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда.
И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Другой упрёк прозвучал от Николая Верхотурова, заметившего, что иные профессора живут в огромных квартирах, тогда как у их питомцев порой не хватает денег даже на обед162. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт.
Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения.
Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. В 1939 дачный посёлок оказался на территории СССР, с 1948 носит имя великого художника. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159.
Репин был очень дружен с Мамонтовым. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241.
В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. С поразительной естественностью Репин передал одутловатое от болезни лицо, помутневшие, словно выцветшие глаза, мягкие спутавшиеся волосы. Рассмотрим "ближний круг".
Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Однако несмотря на эти экстравагантные правила, в доме Репина и Нордман бывали поэты, писатели и художники. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140.
Данный заказ имел политическое значение, однако, привлек художника возможностью делать небольшие этюды и зарисовки собравшихся лиц. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же).
Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. К вечеру картина, по словам Репина, была так впечатлительна, что у него проходила какая-то дрожь по спине. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек.
Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Образ Пророка у Репина получился непривычным: уже немолодой, длинноволосый, бородатый интеллигент в рубище вместо одежды— таким его представил художник, находившийся под влиянием толстовских взглядов. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3.
В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Благодаря академическому пенсиону состоялась поездка за границу, которая длилась три года.
Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96.
Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Общение с прежними друзьями было только заочным. Узнал его и мальчик, весь потянулся к нему, а маленькая девочка смотрит испуганно исподлобья – она не помнит отца.
По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Рядом, схватившись за живот руками, хохочет могучий седоусый запорожец в красном жупане – совсем Тарас Бульба.
Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман.
Увиденные во время этюдов на берегу Невы бурлаки вдохновили его на поездку на Волгу. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Живые глаза, передающие неподдельное страдание, радость или уходящую по каплям жизнь. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой).
Стасов присылает ему все, что он просит. Публике картина понравилась. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Центральная группа словно недовольна своей ролью.
Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству.
Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198.
Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Илья Ефимович Репин появился на свет 24 июля (5 августа по новому стилю) 1844 года в украинском городке Чугуево. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29.
Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Веселый, удалой танец, счастливые лица людей Эта работа была написана Репиным под влиянием французских импрессионистов, которые старались показать секундное мгновение того, что происходит здесь и сейчас.
Удача следует за удачей. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226.
Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Вся центральная часть написана самим Репиным.
Весной он был зачислен на первый курс. Мощное впечатление производит и его картина «Иван Грозный и сын его Иван». Любимая усадьба «Пенаты» была разрушена во время войны. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Одним из таких стал гениальный портрет Мусоргского, законченный за две недели до его кончины. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет.
Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Чисто русское лицо, скорее мужика, чем барина-аристократа, некрасивое, с неправильными чертами, но очень значительное, умное подтянутая пропорционалная фигура, в которой проглядывает своеобразное изящество и свободная естественность хорошо воспитанного человека, – такова характеристика внешности Толстого, которая делает его непохожим ни на кого другого. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий».
Но уже тогда, еще будучи в Академии, он задумал и написал грандиозное полотно Бурлаки на Волге, которое сразу поставило молодого художника в один ряд с прославленными русскими мастерами. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Илья Ефимович смог уехать в северную столицу в 1963 году, где поступил в школу Общества поощрения художников. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141.
От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки.
Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». В середине XX века советские искусствоведы считали эту работу утраченной: так, Илья Зильберштейн писал, что следы картины затерялись в Киеве в начале 1920-х годов128. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Илья Ефимович Репин скончался в 86 лет в Куоккале, финском дачном посёлке. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204.
Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. До 1917 года полотно находилось в Мариинском дворце часть этюдов были приобретены Музеем Александра III.
В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. И вот уже перед нами не царь, а отец. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя.
Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Жил в Италии и Франции (1873–1876). Судьбы детей Репина сложились по-разному.
И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. С 11 лет он начал посещать занятия в школе топографов. Её появление на выставке 1871 года произвело настоящий фурор. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались.
По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Работа над ним доставила Репину огромную радость. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией.
Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица.
Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Грандиозный успех «Бурлаков» на выставке в Академии, создание потрясающего портрета Стасова, работа над картиной о «Садко». Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100.
Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Все эти годы его не оставляла в покое мечта о поступлении в Академию художеств. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого.
Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Спустя три года Гаршин, чей портрет кисти Репина хранится в Нью-Йорке, покончил собой. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя.
Через два года школу закрыли в связи с упразднением военного поселения. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Среди его педагогов оказался и Крамской. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237.
Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Для выпускного экзамена он подготовил полотно «Воскрешение дочери Иаира».
Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Много учился на написании портретов близких и друзей. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126.
Вегетарианцем стал и сам Репин. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. В его глазах читается печаль, тоска. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62.
В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным.
За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Всю войну он хранился в запасниках ленинградской Академии художеств. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254).
В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Поставленная перед художником задача была очень трудной. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России».
Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Востребованная специальность позволила бы всегда заработать на кусок хлеба. Все заняты. М. Бунакову. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Этот жанр был особенно любим художником.
Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. В дальнейшем Пенаты должны были перейти в собственность Академии художеств. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин.
Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251.
Л. Н. Толстого». Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта.
Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Она ушла из жизни в 1931 году55. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества».
Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31.
Вскоре поступил и первый выгодный заказ от хозяина гостиницы «Славянский базар» Пороховщикова на создание картины для гостиничного ресторана. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Краски, подаренные двоюродным братом Трофимом изменили всю его жизнь.
Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное.
В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27.
Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Казалось, она спит. После присуждения первой премии он продолжал работу над ней еще 2 года. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Репин никуда не делся.
За неё он был награждён золотой медалью и удостоен звания художника. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. В 16 лет он устроился на работу в иконописную артель, выполнявшую заказы в разных городах. После возвращения в Россию он вдохновенно трудится над новыми образами. Третьяков»109. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35.
Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». За окном летний день.
Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. К живописцу приезжал сначала Корней Чуковский, а в 1926-м — целая делегация во главе Исааком Бродским, учеником художника. Отказывающая правая рука, слабеющие пальцы, тоска по России, денежные затруднения. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми.
Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Они словно противопоставлены друг другу. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Для создания фона художник специально ездил в Москву, чтобы во дворе Петровского дворца подготовить этюды с обязательным присутствием солнца, свет которого служил важнейшим элементом композиции3151.
Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Ежедневно почтальон приносил художнику много конвертов на каждое из писем Илья Ефимович отвечал сам— порой на это уходило несколько часов.
Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Работал весь день, не замечая времени. На автопортрете 1920 года он предстаёт измученным больным стариком.
Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Репин встречал их по средам. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты.
Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Подписка на альбом «Северное сияние» позволяла знакомиться с лучшими образцами русской живописи.
Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Репин дважды подавал прошения об отставке. О чем эта история. В 1855 году родители отдали одиннадцатилетнего Илью на учёбу в школу топографов— эта специальность, связанная со съёмочными и чертёжными работами, считалась в Чугуеве престижной9. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди.
В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». В 1878 году он вступает в общество передвижников. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение».
По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Домашнего образования для талантливого и умного мальчика было явно недостаточно.
Не доносчик ли. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Каждый персонаж переживает что-то своё.
На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Репин считал сам эту картину красивой. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина.
Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Берег Волги. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды.
Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Уйдя из Академии, они организовали артель художников. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью.
Они жили в Пенатах в течение двух недель. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле.
Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Вот таким образом он вынужден был завести большой огород и доить козу.
В шестнадцать лет юноша покинул и мастерскую и родительский дом: ему предложили 25 рублей в месяц за работу в кочевой иконописной артели, которая по мере выполнения заказов перемещалась из города в город11. К переговорам был подключён и сын Репина Юрий, однако они завершились безрезультатно: художник остался в Куоккале214. На территории России, Украины и Белоруссии сегодня существуют четыре музея-усадьбы Репина, самой известной из которых является усадьба Пенаты, в которой Репин прожил около трёх десятилетий. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме.
Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). После окончания «Грозного», художник создаёт очередной шедевр — «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Он подошел к ложу, на котором покоится девочка.
За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. В его взгляде осуждение и тревога. Почти со всеми его связывали дружеские отношения.
Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Убийство свершилось. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Америка—Франция—Россия. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина».
Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Глаза ясные и добрые.
Внимание художника тяготит их. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации.
Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Летом 1863 года артельщики работали в Воронежской губернии неподалёку от Острогожска— городка, в котором родился художник Иван Крамской. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея.
За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Одной из привилегий была и возможность шестилетней поездки за границу. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».
Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными.
Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале.
Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Он вернулся оттуда с огромным количеством этюдов и набросков, которые легли в основу одной из лучших его картин «Бурлаки на Волге». Так ли это – судить зрителям. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека».