По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Репин был очень дружен с Мамонтовым. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Публике картина понравилась. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235.
Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171.
Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии.
Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Рядом шествует остальная городская знать: военный в мундире, купец с золотой цепью на животе и высокое духовенство. Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Репин просит своего друга Стасова прислать ему из России былину о Садко, книгу о костюмах разных эпох, как можно больше рисунков морских растений и рыб.
Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126.
Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле.
Комната небогатой интеллигентной семьи. Глаза ясные и добрые.
После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58.
Кроме того, он воспитал целую плеяду замечательных художников, среди которых были В. Серов, И. Грабарь и другие. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. К 1871 году Репин уже обрел некоторую известность в столице – его картина «Воскрешение дочери Иаира» была очень благосклонно принята публикой и критиками, слух о молодом талантливом художнике дошёл и до Первопрестольной. О картине появилось много статей в периодической печати. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17.
Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Они словно противопоставлены друг другу. В его глазах читается печаль, тоска.
Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. А картины ему заказывали известные петербургские аристократы и даже император Александр III. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Еще секунда и новая строка послания будет придумана.
А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель.
В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Мы не видим ее лица, не видим, какими глазами смотрит она на сына, но вся ее фигура в черном платье, рука, слегка опирающаяся на кресло, говорит о том, что она узнала сына, что она в душе всегда ждала его.
И вот уже перед нами не царь, а отец. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Там он написал картину «Мужик с дурным глазом».
Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Казалось, она спит.
Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Илья Репин, картины с названиями которого представлены в настоящем обзоре, выполнил ряд заказов императора.
Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Портрет производит яркое и сильное впечатление. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена.
Имя Репина стало широко известным. Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры.
Жил в Италии и Франции (1873–1876). Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей.
Общение с прежними друзьями было только заочным. М. Бунакову. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». А вот Иван Тургенев остался ею недоволен.
Силу человеческого духа увидели в картине современники. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Мне минутами становилось страшно».
Репин никуда не делся. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. В его взгляде осуждение и тревога.
Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. О том, что ученик созрел для дальнейшего роста, Репин понял во время летних этюдов в деревне близ Абрамцева.
Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными.
Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Берег Волги. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. А вот дидок широко открыл рот, сморщился от смеха молодой бурсак протиснулся сквозь толпу, ухмыляется, заглядывает в письмо за ним богатырь в черной бурке с повязкой на голове. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя.
Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались.
В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245.
В семье периодически возникали проблемы с деньгами и Татьяна Степановна шила на продажу шубы на заячьем меху7. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Много учился на написании портретов близких и друзей.
Вегетарианцем стал и сам Репин. О чем эта история.
В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Он идет прямо к матери. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Повторное посещение Академии завершилось успешной сдачей экзамена, однако после вступительных испытаний Репина вновь ожидали сложности: за право присутствовать на занятиях вольнослушатель должен был заплатить 25 рублей. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву.
Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился.
Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Племянница первой жены Репина Людмила Шевцова-Споре, жившая в петербургской квартире художника в течение трёх лет, рассказывала, что в открытый дом Ильи Ефимовича постоянно наведывались гости: помимо коллег-художников, завсегдатаями просторной квартиры были литераторы Максим Горький и Зинаида Гиппиус, артисты Григорий Ге и Владимир Максимов, учёные Дмитрий Менделеев и Владимир Бехтерев.
Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53.
Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Внимание художника тяготит их. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы.
Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. А у Репина появился шанс выбраться из многолетней нужды. Сходство черт лица и выражение поразительны. Америка—Франция—Россия. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки.
Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ).
Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Стасов присылает ему все, что он просит. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня.
После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко.
Пятый факт. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная.
Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Часть работы проходила на даче в Белогорке отсюда Репин периодически выезжал в Петергоф и Александрию, чтобы сделать зарисовки царской одежды165. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней.
Первый факт. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52.
Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Александр Пороховщиков, хозяин гостиницы «Славянский базар», заказал молодому художнику картину «Собрание русских, чешских и польских композиторов» за 1500 рублей. Работал весь день, не замечая времени. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Этот мужчина слыл в городе колдуном. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году.
В эту минуту в комнату вошел Христос. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых».
Поставленная перед художником задача была очень трудной. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда».
В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. К живописцу приезжал сначала Корней Чуковский, а в 1926-м — целая делегация во главе Исааком Бродским, учеником художника.
В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине.
Для молодого художника эта сумма представлялась просто огромной. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Репин встречал их по средам. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди.
Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Узнал его и мальчик, весь потянулся к нему, а маленькая девочка смотрит испуганно исподлобья – она не помнит отца. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь.
Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Судьбы детей Репина сложились по-разному.
Репин считал сам эту картину красивой. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств.
Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце.
Все заняты. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб.
Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71.
Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери.
Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ).
Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу.
Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ).
Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Конечно историки не дают точного ответа на вопрос, был ли факт сыноубийства. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина.
Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США).
С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Репина привлекала тема революционно-настроенной России. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года).
Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель.
Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Тронька подарил краски Илье и с тех пор он не расставался с ними, рисовал постоянно, даже во время болезни. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871).
Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Каждый персонаж переживает что-то своё. Л. Н. Толстого». Для создания образа писаря Репин пригласил историка Дмитрия Яворницкого, атамана Серко согласился воплотить генерал Драгомиров.
«Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина.
Репин дважды подавал прошения об отставке. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве».
По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Рассмотрим "ближний круг".
Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98.
Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Его внимание привлекли две работы— портреты сторожа и продавца назначенную Репиным цену предприниматель снизил вдвое и ушёл, пообещав прислать за этюдами посыльного108. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие.
Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). Она ушла из жизни в 1931 году55. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы.
Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет.
Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29.
Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Так ли это – судить зрителям.
И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной.
Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди.
На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца.
Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Центральная группа словно недовольна своей ролью. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27.
Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Летом 1863 года артельщики работали в Воронежской губернии неподалёку от Острогожска— городка, в котором родился художник Иван Крамской. Этюд получился превосходный. Эту сумму за Репина внёс покровитель— руководитель почтового департамента Фёдор Прянишников, к которому Илья Ефимович обратился за помощью14.
Не доносчик ли. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана.
Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890).
Третьяков»109. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко.
Убийство свершилось. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода.
После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158.
Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. я работал завороженный. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204.
«Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). За окном летний день. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». По мнению Алексея Фёдорова-Давыдова, в мировом масштабе Репин сопоставим с французским живописцем Гюставом Курбе и немецким художником Адольфом фон Менцелем.
В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина.
Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника.
Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Черты пореформенной России, несбывшиеся чаяния и надежды русской интеллигенции отразились в искусстве и литературе в ставшей популярной теме социального неравенства, критике общественного и политического строя страны.
В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Когда составители письма обратились к Репину с предложением поставить под текстом свою подпись, тот отказался, заметив, что великий князь не мог предвидеть, как развернутся события160. Картина теперь писалась легко, вдохновенно.
Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103.
Лучшие портреты Репина представляют передовых людей русского общества – писателей, деятелей культуры, ученых. Вся центральная часть написана самим Репиным. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Для создания фона художник специально ездил в Москву, чтобы во дворе Петровского дворца подготовить этюды с обязательным присутствием солнца, свет которого служил важнейшим элементом композиции3151. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей.
Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209.
Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140.
Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий».
Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос.
В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44.
Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. художественный музей им. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале.
Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Атмосферой картины стали смех, удаль, уверенность, отвага – главные качества воинов Запорожского казачества. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания.
Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. у которых ни на йоту не попадается ничего духовного – весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев. ».