Предлагаем всмотреться в семь картин Репина, на которых жизнь предстает во всем ее многообразии.
Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей).
Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Вот только все это оказалось мифом, который художник создал намеренно.
Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Но как раз в восхищении «своих» был оттенок, для импульсивного по натуре художника неприемлемый: ему как бы вменялось в обязанность и дальше быть певцом обездоленных изображать, как писал Крамской, «тяжелый, крепкий и почти дикий организм». Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Известно, что художник внимательно изучал источники и стремился следовать правде во всех деталях: даже то, что героиня изображена с непокрытой головой (головной убор был сшит из той же старинной парчи, но не пригодился), указывает на скорый постриг – он случится как раз в 1698 году.
Впрочем, возможно, в картине был и некий дополнительный умысел. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Однако люди и животные в его работах всегда были редкостью. Были и иные варианты – с бурлаками, пробирающимися сквозь бурелом (этюд, забракованный знатоком леса Шишкиным за «неправильные» деревья, уничтожен) и идущими вброд Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее.
Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Коровин начал использовать эту технику только в конце 1880-х годов. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной.
Эта техника масляной живописи позволяла написать картину за один сеанс. «Письмо» обезоруживало прямотой и дерзким вызовом всему художественному сообществу: «Серов еще не писал в это время портретов» — зато их писал он, Константин Коровин. Ярко-красная рубаха, рыжие волосы революционера в совокупности с теплыми цветами правой части полотна контрастируют с льющимся из окна холодным светом и окружающим темным фоном. В реакционной печати работу ругали за несправедливое обличение и ядовитый сарказм.
Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Поставленная перед художником задача была очень трудной. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. «Утро в сосновом лесу» изначально не было «Утром»: называлась картина «Медвежье семейство в лесу», а самих мишек на ней было всего двое.
Но если в описании еще можно усмотреть оценку и даже некую антиклерикальную ноту, то в портрете – одно лишь любование витальностью. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Художник не стал счищать уже готовое изображение и просто внес в него ряд нехитрых изменений: переодел прохожих по моде 30-х годов XX века, «отобрал» у детей серсо, убрал мраморные статуи и немного видоизменил деревья. Но тогда странно выглядит ошибка в датах: до попытки стрельцов вернуть Софью на трон она провела в монастыре не год, как сказано в заглавии, но девять лет. В Третьяковской галерее хранится его картина «Аллея парка», на первый взгляд ничем не примечательная: работ на «парковую» тематику у Бродского было много.
Не случайно фигура ссыльного отсылает к фигуре Христа с картины Александра Иванова «Явление Мессии» здесь так же чуть искажена перспектива и вздыблен пол, чтобы шаг превратился в нисхождение. Портрет производит яркое и сильное впечатление. Демократическая интеллигенция жила сведениями о политических процессах и смертных приговорах, обсуждала террористические акты (увы, как раз приобретшие вид типических сюжетов) и реакцию власти на них. Арест пропагандиста.
Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Веселый, удалой танец, счастливые лица людей Эта работа была написана Репиным под влиянием французских импрессионистов, которые старались показать секундное мгновение того, что происходит здесь и сейчас. В его взгляде осуждение и тревога. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках.
Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году.
Историю, похожую на анекдот, подтвердила рентгенограмма. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет.
Но Третьяков пошел на принцип и подпись Савицкого кощунственно стер с картины скипидаром. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Репин Илья Ефимович – великий русский художник.
Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Члены совета оценили момент из своей жизни благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался их Репин. О чем эта история.
Внимание художника тяготит их. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты».
Картина Репина «Не ждали» замыкает его «революционный цикл», куда входят также «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди» и другие работы. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации.
Софья же стала женой брата Репина — Василия, оркестранта Мариинского театра. Он и Вера уже семь лет женаты. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Как соавтор Савицкий поставил на полотне и свою подпись.
Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда.
Во время работы над картиной Репин серьезно поссорился с моделью. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Тут и пришел на помощь Савицкий. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств.
Холодное спокойствие арестанта подчеркивает его несгибаемую волю. Репин никуда не делся.
Взъерошенные волосы, запущенная борода с усами, не отвлекают нас от главного, от взгляда композитора. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Вроде бы ссыльный революционер возвращается в семью, но тогда отчего его «не ждали». Впрочем, так ли.
Итог разноречивым мнениям подвел критик В. В. Стасов, которому виделась«русская молодежь, не потерявшая смелости, надежд и радостных упований среди одолевавших её бед». Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Между тем «Бурлаки» построены гораздо сложнее.
В них обнаружилась любопытная история. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Студенты интеллигенция и образованные разночинцы приняли ее с восторгом.
В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Не исключено, что ошибка умышленна: спрессованное время (пусть это заметно не всем) хотя бы отчасти, символически выводит картину из слишком конкретного измерения, представляя автора не этнографом, но вдохновенным сочинителем. Девушка приходилась художнику свояченицей — и одно время сам Репин был ей серьезно увлечен, но женился на ее младшей сестре Вере. Девочка скорее насторожена, мальчик скорее возбужден, горничная невозмутима, дама у рояля будто грезит наяву – а лица матери (если это мать) мы не видим. Россия 1880-х изобиловала подобными обстоятельствами. «Крестный ход в Курской губернии». Портрет Третьякова поразительно прост и глубок.
Сюжет картины не столь очевиден, как кажется. Центральная группа словно недовольна своей ролью. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Однако чем дальше в парк — тем больше красочных слоев. Ведь об освобождении узников родных оповещали.
Шишкин, как честный человек, авторство себе приписывать не стал. Каждый персонаж переживает что-то своё. Но в канонической версии, развернув шествие по горизонтали и дав таким образом «реплики» всем членам артели, автор обеспечил и зрителям свободу выбора. 1. Вместо бытового жанра получился групповой портрет, где никто не выделен: можно сосредоточиться на «бунтарях», но можно назначить «главным» вожака ватаги, созерцателя Канина, который самому Репину казался проданным в рабство античным философом. Работа над картиной длилась несколько лет и была завершена только в 1883 году. Репин изобразил в картине несение «чудотворной» иконы к тому месту, где, по преданию, в свое время якобы свершилось ее чудесное явление верующим.
Жил в Италии и Франции (1873–1876). То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Страдая от депрессии, Гаршин покончил с собой в год завершения картины, в 1888-м.
Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Стройная теория «Коровин — предтеча русского импрессионизма» была беспощадно разрушена объективными технико-технологическим исследованиями. Каждая фигура прописана четко и динамично, вероятно именно вот таким образом картина так напоминает стоп-кадр хорошего фильма. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали.
Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. С «Бурлаков на Волге» началась репинская слава. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель.
Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными.
Два года картина мирно висела в Третьяковке, но в 1887-м случился скандал. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Какой простор. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу.
Как точно заметил Достоевский: «бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Для «Монахини» Илье Репину позировала Софья Репина, урожденная Шевцова. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи.
И напрасно Репин, поясняя, что «не давал клятву писать только дикие организмы», признавался, что в процессе работы его «нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами», – общественность видела то, что хотела видеть: обличение и гражданскую скорбь. Они словно противопоставлены друг другу. Вся центральная часть написана самим Репиным. Это не помешало художнику неоднократно писать портреты Софьи. Но она, как считал мастер, «не задалась», получилась пошлой и безвкусной.
В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Не менее интересную загадку оставил для исследователей ученик Репина — Исаак Бродский. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное.
Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Откликается такой же живостью живописного почерка, бравурностью кисти. Героя могли осудить по статье 318 Уложения о наказаниях за членство в запрещенном кружке (каралось заключением в крепости, ссылкой либо каторгой). Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной.
Рассмотрим "ближний круг". Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. У них трое детей и Вера основная модель для Ильи Ефимовича. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина.
Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Вере Алексеевне Шевцовой, дочке преподавателя рисования и черчения Петергофской гранильной фабрики Шевцова Алексея Ивановича, было девять лет. Позже, когда Верочке исполнилось 16 и она поступила в Мариинский институт, а Илья Репин уже написал своих «Бурлаков на Волге» в 1871 году, выставил их и картина имела значительный успех, они поженились. Илья Ефимович сразу же стал рисовать и писать всю семью Шевцовых. Одна из малоизвестных картин, но если взглянуть на неё в общей перспективе жизни и творчества Ильи Ефимовича Репина, то можно сказать, что небольшой «пейзаж со стаффажем» одна из интимных и лиричных работ Репина. Тем не менее из всех постреволюционных пейзажных работ Бродского «Аллея парка» наиболее интересна: несмотря на изменения, картина сохранила очаровательное изящество модерна, которого в советском реализме уже, увы, не было. Летний пейзаж (Вера Алексеевна Репина на мостике в Абрамцеве). Илья Ефимович Репин был ещё подающим большие надежды учеником Ивана Николаевича Крамского, когда его будущая жена уже позировала ему для картин, рисунков и этюдов. Помимо этого искусствоведы выяснили, что «Портрет хористки» был выполнен в определенной художественной манере — a la prima.
Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Её жизнь посвящена любимому мужу, его творчеству, его идеям и его личности. самый последний ремейк был создан в 1918 году и назывался «Быдло империализма» – Репин вообще был склонен возвращаться к старым сюжетам. ». Бывший арестант. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». О чем эта история.
Публика картину заметила: официальные люди – среди которых президент Академии художеств Федор Бруни и министр государственных имуществ Зеленой, возмущенный неактуальностью мотива («этот допотопный способ транспортов уже сведен к нулю»), – негодовали, прогрессисты восхищались. Репин никуда не делся. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Репин был очень дружен с Мамонтовым. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США).
В его глазах читается печаль, тоска. Консервативно настроенные слои общества тут же подняли вокруг нее агрессивную полемику. О работе молодого Репина Бурлаки на Волге упоенно писали газетчики. В перспективе времени можно сказать, что это пейзаж отразил вершину супружеского счастья. Но можно предположить, что изображение «скромного обаяния буржуазии» в 1930 году с идеологической точки зрения было уже неуместным. Глаза ясные и добрые. Репин-писатель (а он был прекрасным писателем) способен анализировать своих героев, но Репин-художник с восторгом откликается на человеческую целостность, на полноту жизни, на органику и динамику.
Когда полотно доставили купцу Павлу Третьякову, тот возмутился: платил за Шишкина (заказывал авторскую работу), а получил Шишкина и Савицкого. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году.
Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль не убий. Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. Думал уволить смотревших за галереей слуг, которые никак не ожидали его гнева: им и в голову не пришло помешать художнику, давнему другу и советчику хозяина галереи.
О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, дорисовать которую может зритель. Каждая фигура прописана четко и динамично, вероятно именно вот таким образом картина так напоминает стоп-кадр хорошего фильма. Моделью Репину послужил друг, писатель Всеволод Гаршин.
Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Вот только замысел пейзажа Ивану Шишкину подсказал другой художник — Константин Савицкий. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Один из исследователей обратил внимание, что композиция картины подозрительно напоминала другую работу художника — «Аллею парка в Риме» (Бродский был скуп на оригинальные названия).
.