Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. На что получил насмешливое письмо. Лишь И. Н. Крамской поддержал мастера.
Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36.
В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. -— И. Г. ), они много смеялись». Портрет производит яркое и сильное впечатление. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве».
Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». Всё это сформировало творчество Репина, тогдашние взгляды на народ, на интеллигенцию, на культуру. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко.
В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Жил в Италии и Франции (1873–1876). В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253.
А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». Репин—величайший представитель критического реализма в русской живописи, той формы реализма, в которой единственно возможно было плодотворное, поступательное развитие искусства изображавшего окружающую действительность царской России. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей.
За некоторое время до поступления Репина в академию претенденты на золотую медаль (их было 14 человек) обратились в Совет профессоров с предложением изменить правила, согласно которым они должны были писать картину на одну и ту же (религиозную или мифологическую) тему. Смерть уже наложила свою печать на лицо юноши.
Но за всем этим очень яственно видны чистые, как родниковая вода, печальные, все понимающие глаза приковывают внимание его высокий, открытый лоб, по-детски нежные, доверчивые губы. Крамским, с новаторскими взглядами на искусство. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. В силу особенностей исторического процесса в России, ее культура в последнюю треть XIX столетия заняла авангардную роль в мировой культуре. Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ).
После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. В. В. Стасов обвинил Репина в непонимании истории.
Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены.
Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу.
Тут же израненный с презрительным, решительным взглядом запорожец. Этот сюжет написан Гоголем в повести «Тарас Бульба». Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. «Как. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле.
Берег Волги. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом».
Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Взгляд отрешенный, нейтральный, устремленный вдаль, он словно пронзает зрителя, проходит сквозь него. А свеча становилась ниже и тени менялись.
Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Здесь он жил со своей второй женой, писательницей Натальей Нордман-Северовой. Он пишет о казаках, как о народе свободы, равенства и братства. На моих друзей она производила то же впечатление.
Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».
Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Нужно сказать, что выбор Пороховщикова был продиктован скорее меркантильными соображениями – художник Маковский за эту картину запросил 25000. Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал.
И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Над письмом склонился предводитель казаков. В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке.
Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика. Сюжет «воскрешение из мёртвых» подтверждают траурные одежды сына и матери и, конечно же, гравюра с картины посвященной страстям господним, висящая над головой жены революционера среди портретов. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141.
В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу.
В конечном варианте оно одухотворённое. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы».
В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). Репин запечатлел момент написания письма. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Публика восприняла работу Репина как протест против самодержавного деспотизма. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего».
Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Возвращается в Россию летом 1876 года.
К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. В его взгляде осуждение и тревога.
К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. В эту минуту в комнату вошел Христос. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь.
На переднем плане почти «летит» вперёд калека-горбун истово верующий в чудесное исцеление. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Не доносчик ли.
В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Однако в Советской России он оставался «своим». Для него важно показать всю сложную гамму чувств, владеющих заточенной в монастырь царевны, ее гнев и неистовое желание отомстить.
Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. С осязаемой реалистичностью передана фактура тканей одежды казаков.
В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. В Москве деловые отношения, сложившиеся между Репиным и Третьяковым, постепенно переросли в дружеские. Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» написана И. Я. Он смотрит лукавым обжигающим взглядом на своих товарищей, явно наслаждаясь только что «рождённой» издевательской фразой. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. В его глазах читается печаль, тоска.
Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Замысел картины возник в конце 1860-х во время работы над этюдами на Неве, когда Репина поразил контраст между беззаботно гуляющей по берегу публикой и изможденными людьми, тянущими баржи на лямках. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Он заклятый враг турецкого султана, не раз доходил до самого Царьграда и такого пускал туда дыму, что султану чихалось, точно он понюхал табаку с тертым стеклом.
О том, что ученик созрел для дальнейшего роста, Репин понял во время летних этюдов в деревне близ Абрамцева. В годы рождения Ильи Репина семья была обеспеченной, но позднее бедствовала. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника».
— Да это превосходно. Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников». Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59.
Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Он идет прямо к матери. Имение своё он назвал Пенатами, в честь древнеримских богов-хранителей домашнего очага. В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении.
Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». В 1899 году Репин купил имение в финском местечке Куоккала, близ Петербурга.
А, может Впрочем, у каждого может быть свой ответ и своя трактовка этого непридуманного сюжета, в основу которого художник положил собирательный образ русских революционеров. Много учился на написании портретов близких и друзей. Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине. Имя Репина стало широко известным.
Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. По сравнению с ним лицо умирающего царевича выглядит гораздо более умиротворенным, человечным, живым. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Она была закончена только в 1891 году.
С 1854 по 1857 год Репин учился в школе военных топографов. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. О картине появилось много статей в периодической печати. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. В центре — вернувшийся из ссылки революционер, осторожно и неловко входящий в комнату. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. В 1863 году Репин решил отправиться в Петербург и поступить в Академию художеств.
В 1944 году музей сгорел во время Второй мировой войны. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ).
1887 год стал для И. Е. Репина переломным. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Судьба картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» драматична.
И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США).
Так ли это – судить зрителям. Они воплотили в своем искусстве с огромной художественной силой величие, мощь и красоту великого русского народа, произнесли горячие слова гнева и протеста против самодержавия, против крепостнической действительности тогдашней России, запечатлели образы народных протестантов против ненавистной буржуазной действительности. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Почти со всеми его связывали дружеские отношения.
Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Они жили в Пенатах в течение двух недель. По линии матери Лев Толстой прямой потомок Ярослава Мудрого, по линии отца – легендарного Индриса, фигуры загадочной, неясной.
Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина).
Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине Вечорнищ (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу пореформенная Россияне социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции Крестный ход в Курской губернии (1880-1883, ГТГ). Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого.
Полицейский конный замахивается нагайкой на провинившегося крестьянина. Силу человеческого духа увидели в картине современники. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали.
Общение с прежними друзьями было только заочным. В 1924-25 году проходили в Москве и Ленинграде выставки, посвящённые 80-летию художника. м) Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года (1901-1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет.
По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Поступил не сразу, а после курса обучения в вечерней художественной школе. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171.
В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Обладатели этой награды получали возможность совершить поездку за границу. Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. «Царевна Софья» вызвала в обществе жаркие споры. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246.
Рядом с ней шествует отставной военный (несколько шаржированный), самодовольный подрядчик и грубый деревенский староста, отгоняющий палкой простых людей. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало.
Лишь немногие поняли скрытую в ней обличительную тенденцию автора изрядно поглумившегося над всем этим раззолоченным чиновным людом. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. К 1871 году Репин уже обрел некоторую известность в столице – его картина «Воскрешение дочери Иаира» была очень благосклонно принята публикой и критиками, слух о молодом талантливом художнике дошёл и до Первопрестольной. В 1877 году Репин оставил Чугуев и поселился в Москве.
Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова.
Саму Куоккалу в 1948 году переименовали в Репино. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Свет наступающих сумерек скрадывает рефлексы и переливы красок. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. Несмотря на объём проделанной работы, новая картина Репина, показанная на передвижной выставке в 1879 году, восторга у друзей художника не вызвала.
В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Гоголевский Андрей мягко улыбается. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях.
Центральная группа словно недовольна своей ролью. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Репин трактует историческое событие как драму человеческой личности. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя.
Америка—Франция—Россия. Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. художественный музей им.
В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца.
Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Репин продумывал композицию картины до мелочей. Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы. Он писал Репину: «Я очень был тронут Вашей картиной. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым.
Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной.
Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140.
Пенаты были превращены в мемориальный музей. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Справа, схватившись за бока, безудержно хохочет могучий, решительный и прямодушный запорожец в белой меховой шапке (гоголевский «Тарас Бульба»).
В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Стасов присылает ему все, что он просит. О картине появилось много статей в периодической печати.
Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Силу человеческого духа увидели в картине современники. Тут больше любви к делу, — пояснил он.
Пятый факт. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков.
А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры.
Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Репин дважды подавал прошения об отставке. «Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям. Раскрывая характер писателя, подчеркивая его значимость в обществе, тем не менее, Репин не идеализирует Толстого, не пытается окружить его ореолом исключительности.
М. Бунакову. Экспрессию безудержного веселья несколько умеряет освещение. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве.
Внимание художника тяготит их. Умер русский художник в Пенатах. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. И вот уже перед нами не царь, а отец. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). Родом из семьи военного поселенца.
Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Восстановлен в 1962 году. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники.
Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Но с 1863 года он стал учеником Академии (до 1871 года) и учеником не последний.
Узнал его и мальчик, весь потянулся к нему, а маленькая девочка смотрит испуганно исподлобья – она не помнит отца. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Все заняты.
Взгляды, жесты, позы персонажей картины очень выразительны, но не однозначны. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98.
Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать».
Л. Н. Толстого». Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Что за людская мозаика со всех концов России, – писал В. В. Стасов.
Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. За окном летний день. А у Репина появился шанс выбраться из многолетней нужды. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39.
Реакционные круги сочли полотно «крамольным» и запретили его показ. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Царевна стоит у окна, откинувшись назад, с распущенными волосами, скрестив руки на груди, побежденная, но непокоренная. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159.
Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Его отгоняет в сторону один из десятских, цепью окруживших крёстный ход. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица.
По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Обнажённый до пояса казак с крепкой «бычьей» шеей во многом символизирует «физический» и «нравственный» характер запорожской вольницы. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен.
Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос.
Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской.
Репин попытался самостоятельно отреставрировать «Ивана Грозного», но стареющему мастеру не удалось вернуть картине прежние краски. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Да, при виде крови многие падают в обморок, но еще больше неосознанно на зрителя воздействуют глаза государя.
В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Первой самостоятельной работой Репина стала композиция «Бурлаки на Волге» (1870–1873, Русский музей, Санкт-Петербург).
Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Тут Репин выбрал асимметричную композицию и обозначил пространство с помощью половиц, удаляющиеся половицы приковывают взгляд зрителя к нежданному гостю. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет».
Репин стал очевидцем казни народовольцев. Труд — вот что определяет и украшает человека. Репина «Не ждали» написано в 1884-88 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4.
Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии.
В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. После Бурлаков это наиболее значительное произведение. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Нос указывает на недуг композитора, ставший причиной его гибели.
Глаза ясные и добрые. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). В середине процессии, прижимая к груди икону, важно «плывёт» разряженная помещица, явно осознавшая своё превосходство над другими. Убийство свершилось.
Великий представитель русского реализма в живописи страстно увлекавшийся другими творческими методами. Зритель становится участником происходящего. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Одной из наиболее интересных и значительных работ Репина стала композиция «Не ждали». Эта встреча оказала огромное влияние на дальнейшую судьбу Репина.
Мне минутами становилось страшно. Это вы сами. Всклокоченные волосы, больничный халат драматизируют картину. С первого раза Илье не удалось попасть в академию и он стал учиться в Рисовальной школе при Обществе поощрения художников, где познакомился с преподававшим там молодым живописцем И. Н. Крамским. Даже больше — я думаю, что эта картина еще лучше. В набросках Репин изображал лицо горбуна в муках и страдании.
На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах. Публике картина понравилась. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Они словно противопоставлены друг другу. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). В 1863 году Репин в Петербурге, для того, чтобы поступить в Академию художеств. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет».
Репин считал сам эту картину красивой. С 1894 года по 1907 занимает должность руководителя мастерской в художественной Академии, а в 1901 году получает большой заказ от правительства.
До Великой Отечественной войны его росписи украшали несколько храмов на Украине (к сожалению, эти церкви были разрушены фашистами). О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247.
По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми.
После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Его приблизили к себе И. Крамской и В. Поленов.
Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Широко известное и признанное произведение И. Е. К тому же и погода благоприятствовала работе. В основе композиции лежит реальное событие XVII столетия. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные.
Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Его мастерство в технике, в умелом использовании цвета в сочетании с тонким психологизмом и живым откликом на происходящее вокруг в полной мере проявляется во всех работах.
Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Многообразные явления современной художнику жизни, богатство народных типов и характеров находят яркое отражение в творчестве Репина и воплощаются в своеобразную художественную летопись эпохи. Трагические события побудили мастера написать полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, Третьяковская галерея, Москва). Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Критик, как и многие другие современники художника (В. И. Суриков, П. М. Третьяков, М. П. Мусоргский), считал, что Софья на картине слишком стара, некрасива, ей не хватает одухотворенности.
В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Работал весь день, не замечая времени.
Это лучше всех ваших академических работ. Совет отказал молодым художникам и тогда они написали прошение об отчислении их из учебного заведения. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл.
Александр Пороховщиков, хозяин гостиницы «Славянский базар», заказал молодому художнику картину «Собрание русских, чешских и польских композиторов» за 1500 рублей. Конечно историки не дают точного ответа на вопрос, был ли факт сыноубийства. В 1879 году он написал полотно «Царевна Софья» (Третьяковская галерея, Москва). Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже.
О непримиримости двух мировоззрений: одного – прогрессивного, гонимого, почти растоптанного, но не сломленного, другого – заскорузлого, костного, меркантильного, утратившего истинность. Вегетарианцем стал и сам Репин. Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников. Комната небогатой интеллигентной семьи. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237.
Это он, вероятно, под общий хохот сказал крепкое словечко, подбоченился, закурил трубку, а в глазах смех и задор человека, готового к действию. Вера Ильинична, прослужив некоторое время в Александринском театре, перебралась к отцу в Пенаты. Имя Ильи Ефимовича Репина – одно из самых великих среди имен русских художников.
В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский». О чем эта история.
Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194.
На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. «Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин. Мальчику приходилось подрабатывать написанием икон и портретов.
В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году.
Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека.
Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Рассмотрим "ближний круг". Имя Репина стало широко известным.
Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890).
Обер-прокурор Святейшего синода К. П. Победоносцев в письме к царю отозвался о произведении знаменитого художника так: «Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения». Этот мужчина слыл в городе колдуном.
Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Это стремление художника особенно заметно в «Запорожцах». Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза.
По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Репин дважды ездил на Украину, чтобы написать это полотно. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Илья Репин, картины с названиями которого представлены в настоящем обзоре, выполнил ряд заказов императора. Репин изобразил детей: дочь, не помнящая отца испугана, а мальчик преисполнен радостью и волнением.
Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Осознав непоправимость случившегося, он обезумел от ужаса. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Написан портрет вдохновенно. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Священник в парадной рясе идёт, размахивая кадилом.
Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве».
Поставленная перед художником задача была очень трудной. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Каждый персонаж переживает что-то своё. Эта история получила название «бунт 14».
Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Вся центральная часть написана самим Репиным. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых».
Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге». К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Но что-то гнало меня к этой картине и я опять работал над ней».
Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Она ушла из жизни в 1931 году55. Когда школа закрылась, Репин поступил в иконописную мастерскую Бунакова. Случайно ему удалось у приехавшей купчихи достать шубу с лисьим воротником, боярскую шапку. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17.
Я отворачивался от этой картины, прятал ее. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Картина теперь писалась легко, вдохновенно.
А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Репин никуда не делся.
Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Мне минутами становилось страшно». Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году.
Уже в пятнадцатилетнем возрасте Илья принимал участие в расписывании сельских церквей. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Напротив на опрокинутой бочке широкоплечий казак – виден только затылок, а кажется, слышен его громовой хохот. Он тоже серьёзен, хотя заметно, что больше всего в происходящем, ему нравится он сам.
Казалось, она спит. Третьяков»109. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. — сказал Крамской. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной.
Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству.
За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122.
Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Этюд получился превосходный.
Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ).
Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Рисунок уверенный, лепка твердая. Выставленная в марте 1873 года картина Бурлаки на Волге (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Для создания фона художник специально ездил в Москву, чтобы во дворе Петровского дворца подготовить этюды с обязательным присутствием солнца, свет которого служил важнейшим элементом композиции3151. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос.
Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100.
Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Позднее полотно было отреставрировано специалистами. Люди изображены в группах, разделённых пространством используется боковое освещение. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. В 1940 году Куоккала вновь отошла к России. И это не скрывает Репин.
От крупной фигуры Софьи веет недюжинной силой и энергией. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев.
— И. Г. ) посидеть мне смирно. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Сюжет этой картины – возвращение домой ссыльного революционера. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница.
И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична.
Множество зарисовок казачьих типов мастер создал во время поездок по Украине. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам.
Полное название первой исторической картины Репина — «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году». И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории.
Репина привлекала тема революционно-настроенной России. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году.
В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Первый факт. «Иван Грозный» был показан на XIII Передвижной художественной выставке.
Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Для молодого художника эта сумма представлялась просто огромной. Репин был очень дружен с Мамонтовым.
В разные годы в мастерской Репина занимались такие художники, как Филипп Малявин, Дмитрий Кардовский, Борис Кустодиев, Анна Остроумова-Лебедева, Дмитрий Щербиновский, Иван Билибин, Николай Фешин и другие156. Горе отца затмевает страдания умирающего сына. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него».
Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв.
1 марта 1881 года в Петербурге представители «Народной воли» убили АлександраII. Репин встречал их по средам. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона».
Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Взъерошенные волосы, запущенная борода с усами, не отвлекают нас от главного, от взгляда композитора. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах.
Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. я работал завороженный.
Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Еще один мистический случай, который повлиял на здоровье художника произошел с ним в родном городе Чугуеве. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Большая светлая комната с высокими окнами, где помещался Мусоргский, была вся залита солнечным светом.
Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть.
Печальный взгляд Мусоргского, но в то же время полное достоинства лицо, он мужественно принимает то, что его ожидает. Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных.