Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина.
Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213.
Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии.
В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Репин никуда не делся. Он заклятый враг турецкого султана, не раз доходил до самого Царьграда и такого пускал туда дыму, что султану чихалось, точно он понюхал табаку с тертым стеклом.
Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона».
Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения.
С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Центральная группа словно недовольна своей ролью. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183.
Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Конечно историки не дают точного ответа на вопрос, был ли факт сыноубийства. Случайно ему удалось у приехавшей купчихи достать шубу с лисьим воротником, боярскую шапку.
Портрет производит яркое и сильное впечатление. Мне минутами становилось страшно». В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США).
А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос.
Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Он идет прямо к матери. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году.
Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Силу человеческого духа увидели в картине современники. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия.
Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Лучшие портреты Репина представляют передовых людей русского общества – писателей, деятелей культуры, ученых. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина).
Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901 – 1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет.
В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными.
В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры.
Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества».
Убийство свершилось. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3.
Комната небогатой интеллигентной семьи. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву.
Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице.
В те времена доля солдатской жены была нелегкой. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица.
Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Однако несмотря на эти экстравагантные правила, в доме Репина и Нордман бывали поэты, писатели и художники. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы.
На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи.
С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27.
Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.
В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Внимание художника тяготит их.
Судьбы детей Репина сложились по-разному. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Репин дважды подавал прошения об отставке.
Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл.
Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. На картине изображены монахи, случайно приплывшие на лодке по реке к месту купания деревенских женщин, большей частью обнаженных. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать».
Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Повторное посещение Академии завершилось успешной сдачей экзамена, однако после вступительных испытаний Репина вновь ожидали сложности: за право присутствовать на занятиях вольнослушатель должен был заплатить 25 рублей. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Она была закончена только в 1891 году.
Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44.
1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25.
Много учился на написании портретов близких и друзей. Глаза ясные и добрые. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. И вот уже перед нами не царь, а отец.
На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Репин считал сам эту картину красивой. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году.
Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. О картине появилось много статей в периодической печати. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова.
Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном.
Этюд получился превосходный. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111.
Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения.
Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ).
Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Репин в детстве очень увлекался вырезыванием из бумаги лошадок, которых приклеивал к оконному стеклу, вызывая простодушные восторги зрителей.
Америка—Франция—Россия. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело».
Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Рассмотрим "ближний круг". Вся центральная часть написана самим Репиным. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий.
В жаркий полдень по широкой пыльной дороге торжественно и чинно вслед за иконой движется многолюдная процессия. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204.
Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98.
Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Жил в Италии и Франции (1873–1876). Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться.
Все заняты. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу.
Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв.
О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом.
На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. В эту минуту в комнату вошел Христос. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет».
Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Несмотря на все трудности, Репин упорно учился.
Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года.
Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63.
Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. После рассекречивания архивов выяснилось, что в 1935 году он был арестован при пересечении границы с СССР и приговорён трибуналом Ленинградского военного округа к расстрелу на основании статей 58-8 и 84 УК РСФСР56. Гости Мамонтова, слушавшие ответ казаков, буквально покатывались со смеху – так ловко издевательства смешивались в нем с озорством.
И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71.
За окном летний день. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Репин встречал их по средам.
Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Этот мужчина слыл в городе колдуном. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124.
Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125.
От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246.
Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139.
Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Так ли это – судить зрителям. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Возвращается в Россию летом 1876 года. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей.
Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Работал весь день, не замечая времени. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах.
Убедившись, что слушателям очередная история действительно интересна, Репин записывал её, сохраняя разговорную интонацию отсюда— сказовая стилистика его книги200. Публике картина понравилась. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Усадьба получила своё название в честь древнеримских богов, отвечавших за охрану дома и семьи.
Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка.
Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения».
у которых ни на йоту не попадается ничего духовного – весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев. ». Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Пятый факт. Наоборот, картина оставляет впечатление нелицеприятною, острого обличения истинной сущности правящей верхушки предреволюционной России.
Они словно противопоставлены друг другу. Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. В то же время, как отмечал Чуковский, в своих новаторских идеях Наталья Борисовна порой заходила слишком далеко.
При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Жалко и одновременно страшно в своей потерянности и отчаянии старческое лицо царя с застывшими, обострившимися чертами. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека».
Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Берег Волги.
В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию.
Репин Илья Ефимович – великий русский художник. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын.
Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Взъерошенные волосы, запущенная борода с усами, не отвлекают нас от главного, от взгляда композитора. Она ушла из жизни в 1931 году55. Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало.
Вегетарианцем стал и сам Репин. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Может быть доносчиком и тот человек, который стоит у окна и, заложив руки за спину, смотрит на пропагандиста, – это, вероятно, хозяин избы. Казалось, она спит.
В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды.
Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость.
Первый факт. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми.
художественный музей им. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня.
В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Репин был очень дружен с Мамонтовым. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Л. Н. Толстого».
По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой).
Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики.
После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь.
В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). Почти со всеми его связывали дружеские отношения. я работал завороженный. Поставленная перед художником задача была очень трудной. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. На смену безудержному, слепому гневу, в припадке которого царевичу был нанесен смертельный удар жезлом, пришло сознание непоправимости содеянного, безумный, почти животный страх и раскаяние. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты.
Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Общение с прежними друзьями было только заочным. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу.
Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали.
Илье Ефимовичу удалось получить специальное разрешение правительства Финляндии на создание захоронения вне официального кладбища. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ).
О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана.
Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». О чем эта история. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194.
Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Яков Минченков, познакомившийся с художником во время работы передвижной выставки 1898 года, вспоминал, что увидел перед собой невысокого сухощавого человека с вьющимися волосами и острой бородкой.
Атмосферой картины стали смех, удаль, уверенность, отвага – главные качества воинов Запорожского казачества. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. В его глазах читается печаль, тоска. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171.
В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле.
Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.
На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188.
Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона.
Не доносчик ли. Имя Репина стало широко известным. В его взгляде осуждение и тревога. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему.
Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. Каждая фигура прописана четко и динамично, вероятно именно вот таким образом картина так напоминает стоп-кадр хорошего фильма.
Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко.
По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. М. Бунакову. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным.
Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».
В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Мы не видим ее лица, не видим, какими глазами смотрит она на сына, но вся ее фигура в черном платье, рука, слегка опирающаяся на кресло, говорит о том, что она узнала сына, что она в душе всегда ждала его.
» В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.
Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). Творчество Репина 1870-1900-х являлось знаковым для современников и стало иллюстрацией этого времени для потомков.
Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана.
Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112.
Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Татьяна Степановна, будучи женщиной грамотной и деятельной, не только занималась образованием детей, читая им вслух произведения Пушкина, Лермонтова, Жуковского, но и организовала небольшую школу, которую посещали и крестьянские ребята и взрослые. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена.
Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» – глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают" Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства».
Изображая крестный ход – типичное явление старой России, художник в то же время показал широкую и многогранную картину русской жизни его времени со всеми ее противоречиями и социальными контрастами, во всем богатстве народных типов и характеров. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал.
Сняв за пять с половиной рублей комнату в мансарде и перейдя на режим жёсткой экономии, он устроился в вечернюю рисовальную школу, где вскоре был признан лучшим учеником. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Стасов присылает ему все, что он просит. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255.
Третьяков»109. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году.
Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Репин забыл о конкурсе, об Академии. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции).
Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина.
Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Каждый персонаж переживает что-то своё. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны».
Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко.
Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу.
И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Но уже тогда, еще будучи в Академии, он задумал и написал грандиозное полотно Бурлаки на Волге, которое сразу поставило молодого художника в один ряд с прославленными русскими мастерами. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158.