Встал и пошел к отцу своему. Он умел строить легкие мосты, придумывал новые пушки и способы разрушать крепости. Произведение искусства и его репродукции часто снимают в фильмах. Маньяком оказался некий Бронюс Майгис, позже проведший 6 лет в психиатрической клинике. Юбка написана перемежающимися пятнами серого, зеленого, голубого, желтоватого. Разве не с таким же выражением смотрит апостол на Христа, когда тот призывает его к себе.
Замысел берлинского рисунка и поза дрезденского портрета как бы объединились в картине Эрмитажа. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Сейчас она демонстрируется в «Эрмитаже» под бронированным стеклом, защищающем шедевр от вандалов.
Мы видим их уже собравшимися в большой горнице, готовыми к последней вечере. Шлейф его плаща прибавляет к двум опорам – босым ногам – еще и третью. На ранней (1664) Лукреция держит нож, готовясь уйти из жизни.
Возможно это граничит с тем, что популярность художника постепенно угасла и большинство учеников покинули его. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. Он отбирал сверкающие каменья, чтобы украсить ее.
Британский искусствовед Кеннет Кларк писал, что всякий, кто хоть раз видел ее, согласится с тем, что перед ним «величайшее полотно из всех когда-либо созданных рукой художника». Это все термины самого Леонардо. Рембрандт Харменс ван Рейн родился в голландском городе Лейден в 1606 году 15 июля. Он не уставал удивлять людей на протяжении всей своей жизни. Одежда в некоторых местах написана стремительными мазками, тона достигают светоносной насыщенности, удивительно теплой по колориту и в то же время не самодовлеющей, что только усиливает эмоциональность сцены. Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса8. Наибольшая глубина страдания воплощена в образе упавшей без чувств Богоматери c ее худым изможденным лицом труженицы. Идёт смена настроения и эмоций на лице и нам кажется, что эти мысли текут какой-то чередой.
Картина излучает все тепло и глубину рембрандтовской палитры. Но для нас важно другое. Например, Даная появляется в сериале Бандитский Петербург как картина Рембрандта Эгина. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов6. Не всем нравилась манера Рембрандта изображать человека таким, какой он есть.
При этом возвышающийся над остальными апостолами Христос оказывается на фоне среднего, самого большого окна. После смерти Хендрикье Титус и дальше вел дела отца. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627).
Рембрандт положил за правило писать автопортреты, но редко изображал себя за работой. В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство. И мы начинаем всматриваться в эти старческие черты лица. Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи.
С годами реалистическое искусство Рембрандта Ван Рейна всё улучшается и развивается. Ему доставляло огромное удовольствие показывать потом Саскии, как и где он ее застиг. Прошло около 2 лет и няня в доме поменялась. В это же время художник получает заказ на серию работ с библейским сюжетом. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты.
Рубенс создал на эту тему патетическую картину-зрелище. К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. Через четыре дня его похоронили на амстердамском кладбище в Вестеркерке. Еще через год, сохранив общий замысел и позу фигуры, Рембрандт создает новый вариант "Флоры" (высота сто двадцать четыре, ширина девяносто восемь сантиметров) этот вариант находится ныне в Лондоне. Тепло этих портретов делает их очень живыми и художественными.
Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. Бурные и нежные любовные ночи дни, озаренные пьяной радостью творчества. Почему я акцентировал ваше внимание на «из очень состоятельного семейства». «Урок анатомии доктора Тюлъпа» не является документальным полотном -в действительности на вскрытиях тогда обыкновенно присутствовало куда больше наблюдателей. Книжники и фарисеи привели к Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии.
Обучение продлилось недолго и в 19 лет Рембрандт возвращается обратно в Лейден. В московском музее изобразительных искусств имени Александра Сергеевича Пушкина хранится небольшая по размерам (пятьдесят на пятьдесят сантиметров), но значительная по замыслу картина 1634-го года "Неверие апостола Фомы", выполненная не на холсте, а на квадратной деревянной доске. На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров. Что касается до рисунка, то Рембрандт далеко не всегда гонится за его правильностью иногда он прямо умышленно вдается в преувеличения, с очевидною целью усилить впечатление зато его рисунок, подобно композиции, всегда в высшей степени выразителен.
«Даная» Рембрандта не стала исключением, эту картину художник писал не для продажи. На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. У Саскии, слабой здоровьем, рождались слабые дети и умирали (вообще детская смертность в те времена была большая) выжил лишь последний ребенок Титус, а мать через год умерла – в 1642 году. Одна из самых известных картин художника «Автопортрет с Саскией» показывает счастливого Рембрандта со своей молодой женой. Картина построена на драматических контрастах: облаченные в простые коричневые одеяния Иисус с учениками, очаровательная пристыженная грешница, книжники и фарисеи в роскошных одеждах. Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность.
В этой работе художник выражает свое отношение к жене. Вавилонский царь Валтасар описан в ветхозаветной книге пророка Даниила. В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки. Фамилия «ван Рейн» означает дословно «с Рейна», то есть с реки Рейн, где у прадедов Рембрандта стояли мельницы. Рембрандт разыгрывает перед зрителем человеческую драму. В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица.
Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей7. гал. ), «Портрет Саскии» (в дрезд. Объясняется это просто. Низкий горизонт помогает подчеркнуть монументальность пейзажа, его величие.
Религиозный автор сообщает, что по воле Господа жена Маноя после долгих лет бесплодия родила сына и дала ему имя Самсон (по-еврейски солнце). «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. Прежде всего она не создана ни формально, ни по существу как моленный алтарный образ. Но их усилия оказались тщетными.
Рисунок очаровательный: широкий, легкий и в высшей степени естественный. Новых заказов почти не появляется. Она получила свое нынешнее название лишь в конце XVTII века. И вновь на полотне виден духовный образ, художник запечатлевает на нём всю жизнь человека. История малоприятная и комментаторы по-разному изъясняли чувства Вирсавии.
На Иисусе красно-оранжевая одежда раба – хитон с круглым отверстием для головы.
Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643). И он наконец повстречался с ним, когда Мария с Иосифом принесли Иисуса во храм. Стиль живописи говорил о более позднем периоде его творчества.
Рембрандт стал его последним протеже. Он побоялся пророчества, которое гласило, что он умрет от руки своего внука, которого будут звать Персей. Глубина и эмоциональность доходят до пика напряжённости. В центре располагается нагая женщина, тело которой освещается ярким солнечным светом.
В «Портрете пожилой женщины» лицо гораздо мельче, художник больше уделяет внимание рукам, одежде.
В Берлинском гравюрном кабинете хранится графический «Портрет Саскии в соломенной шляпе» (он же «Портрет Саскии-невесты») исполненный карандашом с наконечником из чистого серебра на загрунтованном пергаменте. Со страстью и почитанием преклонялся Рембрандт перед женой. Все они обращены к оживающему мертвецу и среди них господствует ужас.
Принято считать, что в эти годы внутренняя, духовная жизнь модели не вызывала глубокого интереса художника.
Техническое совершенство Рембрандта тут не вызывает сомнений, разноречия касаются сюжета. «Ганимед» дрезденского музея). Хотя художник переехал в Амстердам лишь незадолго до того, он уже доказал, что способен выполнить большую работу, написал пару великолепных портретов, после чего ему заказали «Урок анатомии». Апостолы привстают на цыпочки, нагибаются, вытягивают или втягивают шеи, раскрывают рты, таращат глаза, опускаются на колени. Картина была заказана Рембрандту начальником стрелковой дивизии. Картина известна под названиями: «Синдики», «Старейшины суконного цеха» оба не совсем точны и связаны с учреждением при гильдии суконщиков, призванным отбирать образцы тканей и проверять их качество. Таящие в себе множество нераскрытых загадок, картины, рисунки и офорты этого замечательного художника покоряют проницательными психологическими характеристиками персонажей, философским приятием действительности, убедительной оправданностью неожиданных художественных решений.
Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. Так что это не был брак по расчету.
Интересен и еще один факт. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. Отец Рембрандта был зажиточным мельником, мать – хорошо пекла, была дочерью пекаря. Царь приказал наполнить сосуды вином для своих вельмож, жен и наложниц. Дом-музей Рембрандта), который он наполнял скупленными им у антикваров предметами искусства7.
"Самсон, угрожающий своему тестю" (1635-ый год, Берлин), наконец, очень сильная картина "Свадьба Самсона" (1638-ой год, Дрезден) – во всех этих картинах Рембрандта содержимое легенды о библейском герое передано со сдержанным величием, без малейшей позы. Беззаботное время художника длилось недолго.
Он стоит к нам левым боком – и к этому боку привешена кривая сабля. Отец объясняет ему, что его брат «был мертв, но возвратился к жизни». Именно в год, когда умерла его жена, он дописал картину «Ночной дозор».
Рембрандт разрабатывает этот жанр как изображение одухотворенной природы. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена8. Картина переписывалась художником несколько раз и имеет несколько авторских вариантов. Они заламывают ему руки за спину и заковывают их в тяжелые и гулкие блестящие цепи. В этом отношении очень характерен жанровый офорт "Продавец крысиного яда", 1632-ой год (высота четырнадцать, ширина двенадцать сантиметров).
С этого времени популярность художника пойдет на убыль. В один год Рембрандт потерял любимую жену и потерпел фиаско с лучшей своей работой. Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев.
Через восемь дней, по Иоанну, Иисус явился ученикам вновь и велел Фоме коснуться его ран. Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. Но растрескавшиеся пятки, голый череп бродяги, бедное одеяние говорят достаточно.
Туфли изношены, одну он обронил, став перед отцом на колени.
Павел в темнице», 1627, в штутгартской галерее). Он использовался многими художниками. Однако реставраторы не стали снимать все слои темного лака, боясь повредить краску, вот таким образом и сейчас «Ночной дозор» довольно сумеречен. У него свой дом, ученики. Он отступал шага на два назад и пытливо всматривался в нее затем открывал тяжелые дверцы резного шкафа, тщательно и придирчиво выбирал из ларца драгоценности, поглотившие значительную часть приданного Саскии, – но ведь все эти сокровища предназначались только для нее.
Но всегда, среди любой работы его тянуло писать одну только Саскию.
Евангелисты говорят только, что в него вошел Сатана. И его одежда — воздушный кружевной воротник, длинная шуба из русского соболиного меха — явно свидетельствует о его состоянии. Быть может, достаточно сказать, что Вирсавия горестно размышляет о своей судьбе. Изгибаясь всем туловищем и вскидывая босые ноги, он тщетно пытается продолжать борьбу. Тематика его офортов очень широка.
Раздвинутые руки прочно упираются в стол, левая обращена ладонью вверх. Этот босой великан в длинной, ниспадающей серой одежде, с курчавыми черными волосами импозантно выпрямившись, уперев правую (близкую к нам) руку в бок и вытянув левую вверх, спокойно, лицом к лицу со смертью, повелевает исконным таинственным силам природы.
Популярность автора начинает падать. Художественные образы на его полотнах будто бы живут своей собственной жизнью, а вовсе не являются копией с оригинала или простым изображением человека. Рембрант писал себя в разных ракурсах, во всевозможных обличиях. Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года8. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля8. Среди портретов Саскии наибольшей известностью пользуются: — «портрет невесты Pембрандта» (в кассельск.
Она подала в суд на Рембрандта, считая, что он нарушил брачный договор, но она проиграла спор и была направлена в исправительный дом, в котором провела целых 5 лет. Он находит выражение как в позах и мимике лиц, так и особенно в жестах рук. По-видимому, он стоит на пороге смерти. Мы не найдем здесь экзотических одеяний и поз. Неровный свет идёт как бы от души человека.
Картина привлекает к себе необычным колоритом, характерным для творчества художника. Что отчасти объясняет ее очарование, так это контраст отполированного нагрудника кирасы, шлема великолепной работы (безусловно, парадного, а не боевого) и мрачно-меланхолического выражения лица. Быть может, самой крайней степени в своем стремлении к драматической патетике и в то же время пренебрежении к традиционным идеалам героики и к условным художественным канонам, то есть системам точных правил и предписаний, установленных академистами, Рембрандт достигает в самой большой картине самсоновского цикла – "Ослепление Самсона" (длина двести восемьдесят семь, высота двести тридцать восемь сантиметров).
Невольно напрашивается сравнение с «Вирсавией», которая была написана в то же время и почти наверняка изображает ту же модель — Хендрикье Стоффельс.
Святой Матфей погружен в раздумья, его рука с набухшими венами теребит бороду. Перечислить все его картины и гравюры представляло бы слишком большой труд достаточно будет сказать, что его творческая мысль проникала во все сферы человеческого бытия портреты, сцены из современной жизни, мифологические, библейские, евангельские и исторические сюжеты — все это занимало художника. Четвёртый сын Титус выжил, но через год после его рождения умерла жена Саския. Через левое плечо переброшен светло-синий плащ.
Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения8. Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636). Он уткнулся по младенчески в царское одеяние отца. Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. В те времена он был модным и преуспевающим живописцем, у которого было множество заказов. Рембрандт достигает этого, давая беспокойное движение свето-тени. Взгляд Рембрандта уже пытается постичь тайну бытия.
На заднем плане плотничает муж Марии Иосиф. Кто они — неизвестно. Вещие слова сказаны. Я обвиняю. » (2008)12. Мы не знаем, что выражает его лицо. В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. После снятия с креста Иисус, явившись ученикам, показывает свои раны.
В его рукописях мы находим первые в мире чертежи парашюта и вертолета. Интересным является и тот факт, что при написании золотого дождя (на картине снизу) и золотого света, который мы видим сейчас, художник замешивал в масляную краску толченый янтарь. Могила его затерялась, но великое наследие осталось в память о нём на многие века.
И все же это едва ли прославление богатства и самодовольство. В это время рождаются картины Рембрандта с названиями «Портрет старика в красном», «Портрет сына Титуса за чтением» и другие работы. В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. Здесь видны особенности обоих стилей.
Сам дождь на картине отсутствует, но мы ощущаем его присутствие в виде золотого света, проникающего сквозь занавеси и освещающего тело женщины. Принято считать изображенную красавицу Вирсавией, которую увидел и возжелал царь Давид. О том, что это именно Хендрикье, говорит как ее сходство с героинями других полотен Рембрандта — в частности, с «Вирсавией», так и дата создания картины — 1657 год: именно в этом году подруга художника родила ему дочь Корнелию. Написана она по мотивам мифа о матери Персея, Данае.
Он был в моде. Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. Неправильность задорного личика Саскии опьяненный счастьем Рембрандт и не думает скрывать. Смерть Рембрандта была очень печальной.
Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора»8. Самой примечательной на нем является фигура доктора Николаса Тюлъпа (1593-1674), бывшего с 1629 по 1653 годы главным анатомом и лектором Гильдии врачей города Амстердама. Один из них – портрет Мартина Дая (высота двести десять, ширина сто тридцать пять сантиметров), сделан в 1634-ом году, два года спустя после "Урока анатомии" другой – портрет Матильды ван Дорн (высота двести девять, ширина сто тридцать четыре сантиметра) – в 1643-ем году, через год после знаменитого "Ночного дозора", то есть тогда, когда обстоятельства жизни художника резко изменились и, потрясенный всем случившимся, он вступил в новый период творчества. Женское обаяние составляет суть этого знаменитого произведения.
В руках он держит небольшую полураскрытую книгу. В любом случае, Рембрандт изображает молодую женщину весьма свободно и откровенно. Он углубляется в своё творчество, всё больше и больше отличаясь от своих современников.
Заветной мечтой его было создание летательного аппарата тяжелее воздуха. Пейзаж "Благовестие пастухам" внешне сотворен в неразрывной связи с евангельской легендой. Новая няня Хендрикье Стоффельс родила Рембрандту двоих детей. Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров.
Реставрация картины длилась 12 лет. Она отдалась ему и зачала. Почетным местом было среднее и оно было занято Христом. По одной версии, эта работа связана с «Артаксерксом, Аманом и Эсфирью».
Затем шесть месяцев Рембрандт брал уроки у художника Питера Ластмана (Pieter Lastman) и несколько месяцев занимался в мастерской известных в то время живописцев братьев Яна и Якоба Пинас (Jan and Jacob Pynas)В 1624 г. (по некоторым данным в 1625 г. ) Рембрандт открыл в Лейдене собственную студию, а c 1627 г. стал брать учеников (с 1628 г. по 1631 г. одним из учеников живописца был Герард Доу). В конце 1631 г. Рембрандт переехал в Амстердам и с большим успехом начал практиковать в качестве портретиста. В 1634 г. Рембрандт стал гражданином Амстердама и членом местной гильдии художников. Они действительно горячо и страстно любили друг друга.
Работа отличается тщательностью в прорисовке всех образов и деталей. Рембрандт начал эту картину в середине 30-х годов, но она была продана только в 1647 году. Многие эксперты полагают, что эта картина — величайшее из всех творений Рембрандта. В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника.
Сверху стена пещеры убрана оружием покойного – святого Лазаря, друга Христа. Для Рембрандта это было ещё одним ударом.
Ранние образцы групповых портретов отличались несовершенством композиции. Лицо пожилого мужчины почти закрыто. Картина полна нежности и сострадания.
Это ступени одного и того же скорбного пути. Но они не видят Христа так, как видим его мы, угадывающие за ним вселенную. Напомним о легендарных событиях, предваряющих сюжет фрески Леонардо. Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама.
Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. «Пир Валтасара» демонстрирует, как мастерски художник трактовал подобные темы. Саския всегда рядом с ним, юная и сияющая.
Двадцативосьмилетний художник явно тот же человек, что и смотрящий с вызовом пятидесятипятилетний мастер, а также испытавший горести и невзгоды шестидесятитрехлетний старик, стоящий на пороге смерти (Автопортрет в облике Зевкиса). Трое его детей умерли ещё во младенчестве. Снимки показали, что на самом деле художник переписал ее после смерти супруги.
«Портрет старика». Сюжет взят из Нового Завета. В 1635 – 1640 –х гг. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности.
В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея). Он даже какое-то время еще жил в доме, который ему уже не принадлежал. Однако, счастье и довольство выпали на долю гениальному мастеру не надолго. Хейндрике отказалась отречься от любимого и тогда её саму отлучили от церкви. в «Уроке анатомии»), световые же рефлексы от этой главной группы распространяются на прочие ближайшие к ней лица или аксессуары и, наконец, остальные части картины тонут в прозрачном, глубоком полумраке, полном воздушности.
Он стал знаменит, его чествовали им восхищались. Его дела резко пошли в гору и он стал довольно обеспеченным человеком. Сын повёрнут к нам спиной. У них родилась девочка Корнелия, её назвали в честь матери художника.
Реалистическое и гуманистическое по своему существу, оно ознаменовало собой вершину становления голландского искусства XVII в., воплотив в блистательно персональной и совершенной художественной форме высочайшие высоконравственные идеалы, веру в красоту и величавость обычных людей. Из 10 детей в семье Рембрандт был самым младшим. Здесь упор, похоже, делается на успехе. Тема блудного сына неоднократно и ранее возникала в творчестве художника.
Ассоциации с купанием вызывают в памяти даже «Сусанну», однако подобного рода связь может лишь означать, что Рембрандт питал пристрастие к таким темам и находил в них предлог для выражения эротизма. «встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче. Рембрандт написал Вирсавию обнаженной и придал картине ярко выраженную эмоциональность. Влияние искусства Рембрандта было громадным.
В нем замечательно сочетаются точность и проникновенность. В 30-е годы Рембрандт написал ряд картин на тему Страстей Господних, в том числе «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» для штатгальтера Нидерландов Фредерика Хендрика.
Несоответствие, которое должно было привести к противоречиям в творчестве художника. Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника.
Хендрикье тоже полюбила художника. Характерно, что Рембрандт избегает конфликтности притчи: там говорится о ревности послушного сына, хотя, возможно, он стоит в тени позади отца.
Освободившись, умерла через год. В те времена групповые портреты были очень популярны в Голландии. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn)— голландский художник, художник и офортист.
Рембрандт боготворил свою супругу, часто изображая в различных образах в своих работах. Самая известная из картин Рембрандта.
Рембрандт обожал свою Саскию, она была его музой и другом. На холсте изображена рота ополченцев, которая отправляется в поход.
Свет невидим, но зато видны все предметы и фигуры, попавшиеся ему на пути. Его правая рука (на картине слева) согнута в локте, кисть ее скрыта под расстегнутым черным французским плащом, отделанным черным шелком. Картина Рембрандта «Ночной дозор» вызывает у зрителей, рассматривающих ее, полное ощущение реальности всего происходящего.
Мастерство в области передачи света и тени вырабатывалось у Рембрандта постепенно. Однако в Нидерландах, выдержавших упорную, трудную, кровавую борьбу с внешними врагами, тема Голгофы (Голгофой называлась гора, на которой по евангельскому преданию был распят Христос) решалась как тема народного горя.
Написана, когда художник пребывал в расцвете творческих сил. Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626)8. Именно новизна художественных изысканий позволили ему стать одним из самых заметных художников всех времён и народов. Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007)11 и «Рембрандт. Справа на втором плане слабый свет рисует группу женщин.
Благодаря «Уроку анатомии» Рембрандт сразу снискал известность. Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)8. Эйленбюрх и раньше успешно торговал картинами, покровительствуя и создавая имя молодым художникам.
Текстура и цвета играют роль в определении настроения картины. Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием.
После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. Он изобретал никому до той поры неведомые взрывчатые вещества. Картина — один из шедевров позднего рембрандтовского периода, для которого характерны красные и золотисто-коричневые тона. Он много пишет образ сына, а также людей, которые окружают его в последние годы жизни.
Некоторые детали портрета тщательно выписаны, другие же смело обозначены как бы мимоходом. Книга — едва ли точное воспроизведение древнего манускрипта, однако написана мастерски. Сначала — воспоминание, потом — удивление и потом — горький приговор этим воспоминаниям. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом.
Один из излюбленных сюжетов Рембрандта, основанный на эпизоде из Евангелия от Луки. Этот сюжет часто использовали художники и писатели.
Повреждения затронули около 30 шедевра. Подобные групповые портреты именно в то время были очень популярны среди гильдий врачей. С помощью колоритных цветов (золотой, черный и желтый) зрителю раскрывается энергия, драматизм и торжественность настроения военных.
Доктор держит с помощью щипцов сухожилия руки, показывая своим ученикам, как сгибаются пальцы. На холсте появились посторонние лица.
Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). В 1665 году он достиг абсолютнолетия и если по закону стал распоряжаться деньгами Саскии, то, несомненно, был финансовой опорой в семье. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты.
Во-вторых, фреска Леонардо открыла для европейской живописи абсолютно новую область – область психологического конфликта. Иногда это были рубины – застывшие крупные капли темно-красного густого вина или же молочно-белые опалы с перламутровым отливом, а иной раз он извлекал из ларца тяжелые золотистые топазы или блестящие кораллы с гранями самой разнообразной формы. В 1663 году умерла любимая художника – Хендрикье. Ее ступени, ярко освещенные у пола, постепенно уходят вверх направо, в тень лестничного проема, поглощаются мраком в самом центре изображения (середина буквы), но затем, совершив спиральный подъем влево и вверх, вновь выходят на свет, освещенные уже снизу. Умер Рембрандт Ван Рейн 4 октября 1669 года в бедности и нищете.
Все оригиналы хранятся в Мюнхенской пинакотеке (картинной галерее). Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). Заказов становилось все меньше. Значение "Тайной вечери" Леонардо да Винчи в мировом искусстве определяется, во-первых, тем, что здесь впервые была полностью разрешена проблема синтеза живописи и архитектуры, сведение их в единое художественное одухотворенное целое.
Этот групповой портрет разительно отличался от полотен других художников драматическим освещением и естественностью персонажей. На картине изображен капитан Кок (в центре), отдающий лейтенанту Виллему ван Рей-тенбургу (в золотистом камзоле) приказ о наступлении. Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнями св. Мы либо поднимем брови, либо опустим уголки губ. Сегодня картины художника занимают почетное место в любом крупном музее мира.
Над головой Спасителя плывут облака и космос, проникая через окна в трапезную, мягко обволакивает своими таинственными полутенями всех людей и предметы. Это последний групповой портрет, созданный Рембрандтом. Таинственная, романтическая фигура молодого всадника вызвала больше споров, нежели любая другая картина Рембрандта, чье спорное авторство — лишь одна из неясностей, связанных с этой работой. Рембрандт работает по преимуществу над портретами, соперничая с Франсом Хальсом. Интересно, что сначала Рембрандт написал белый воротничок.
После написания картины «Ночной дозор» разразился невероятный скандал. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). Правда, как правило, члены группы позировали для них, усевшись в ряд. Дела шли все хуже.
В конце жизни из-под пера мастера появляется еще один шедевр – «Возвращение блудного сына». муз., 1648: гравюра «Христос исцеляет больных» «Поклонение волхвов», в букингемск. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу8. Пристыженные обличители удалились, а Иисус велел женщине идти и впредь не грешить. В руке этот человек держит высокий шест, на верху которого над нами покачивается большая плетеная корзина – и с краев ее (для рекламы) свисают околевшие от яда крысы. Однако Рембрандт, должно быть, гордился этой работой, так как она подписана и датирована. Полотно голландского мастера таит в себе множество «сюрпризов».
Господня». Работа молодого Рембрандта отличается от своего прототипа самыми основными чертами. Портрет женщины на нижнем слое картины имел большое сходство с Саксией.
Снова к реализму. Позднее он полюбил другую женщину, кормилицу сына Гертье Диркс, вот таким образом в «Данае» были совмещены образы двух любимых женщин. Этот год отмечен и конфликтом с заказчиками из-за картины, получившей впоследствии название, «Ночной дозор» это должен был быть всего лишь групповой портрет стрелков, а Рембрандт создал цельное художественное произведение, в котором не все узнавали себя в достойном, по их разумению, виде. Здесь большую роль играет пейзаж. Женщина погружена в раздумья и они побуждают какие-то воспоминания — брови чуть-чуть поднялись вверх.
Но не стоит забывать, что это и портрет Зевксиса, древнегреческого художника. Дела Рембрандта шли плохо. Возраст тогда никого не смущал, главное в то время были знания на уровне. Кисти Рембрандта принадлежат две картины на эту тему. Ей стала молодая девушка Хендрикье Стоффельс. Именно эта новая любовь художника наложила завесу тайны на картину «Даная».
Благоговейно идешь от одной картины к другой, как верующие в церкви идут вслед за крестом. Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. Рембрандт не мог себе позволить потерять последнее средство к существованию. Во всем его облике нет ничего ни преднамеренного, ни иносказательного.
Этот выход задрапирован тяжелыми материями. Задорное, подвижное, слегка асимметричное лицо Саскии полно торжествующей радости жизни. С другой стороны интригует факт: в 1654 году в Амстердаме был напечатан памфлет под названием «Польский всадник» в защиту радикальной секты социниан.
В левой руке художник держит палитру, кисть и муштабель (деревянная палочка с шариком на конце, служащая художнику опорой при выполнении мелких деталей). Удивительна и драматична судьба картины, как и история жизни самого художника. Когда свершилось это кощунство, вдруг появилась таинственная рука и начертала на стене странные слова: «Мене, мене, текел, упарсин». Взгляд глаз затуманен, а уголки губ скорбно опустились вниз. Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена).
Зато все требования заказчиков были выполнены. Фон черноват паркет – серый. Призывает отомстить, а затем налагает на себя руки.
Другая сестра, между мужчиной в колпаке и гробницей, бросается к покойнику с распростертыми объятиями. А что касается приданного невесты, то художник его не промотал, а существенно приумножил. Произведения, созданные с 1626 г. по 1637 г. Раздел 2. Он пишет с каким-то самозабвением, без устали гравирует любовь Саскии, безоблачное счастье их молодого супружества рождают в нем чувство всемогущества. В темнице его волосы отросли. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан.
После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. На полотне запечатлено вскрытие тела, проведенное доктором Тульпом.
Моделью для Вирсавии, вероятно, послужила подруга Рембрандта Хендрикье Стоффельс. Первый из этих портретов – поколенный эрмитажный портрет Саскии в виде Флоры, античной богини весны и цветов, 1634-ый год (высота картины сто двадцать пять, ширина сто один сантиметр).
Через руки этого человека проходило почти все состояние республики. Спустя некоторое время Рембрандт похоронил своего сына Титуса и его невесту. Всех их объединяет мужественность и патриотический порыв.
Саскию ван Эйленбурх ныне знает весь мир. Вот какова, в самых общих чертах, действительная ценность этих двух замечательных вещей. Между тем это свойство эстетики Ренессанса. Фомы при этом не было, а когда другие ученики рассказали ему о том, что видели, Фома отказался им верить, заявив: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Рембрандт уже создал на эту тему великолепный заказной вариант (1631). Шедевр после смерти автора сменил немало владельцев. То есть такое движение можно сделать последовательно.
В 1660 году Титус и Хендрикье создали компанию, в которой числился Рембрандт. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). почти не сохранилось. Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)1415.
После того как полотно было подрезано по новому формату, все это исчезло. Женился он по любви и не только сохранил, но и приумножил капитал своей любимой. Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г). Рембрандт же, никогда не уступавший вкусам заказчиков интересовался контрастами света и тени, оставляя свет в одной точке, остальная часть картины была в тени и в полутени.
Как и автопортрет в образе Зевкиса, этот написан в последний год жизни. Рембрандт не был исключением и неоднократно обращался к нему. Отец прижимает сына к груди, прощая его.
В них вы видите печаль. Жениться на Хендрике Рембрандт не мог. тогда, когда художник олицетворяет Спасителя, Богоматерь, учеников и последователей Христовых («Снятие со Креста» в эрмит. Если у Рубенса обнаженное мертвое тело Христа сохраняет и мощную мускулатуру и благородные очертания, то у Рембрандта это – жалкий комочек материи, бессильно свисающий на руки старика-апостола. Мать, дитя, даже колыбель — чисто голландские типы XVII века.
Действительно, Рембрандт не сосредоточивает на ней все свое внимание. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. Краска немедленно начала пузыриться. Иисус ответил: «Тот из вас, кто без греха, пусть первым бросит в нее камень». Заказов становилось все меньше (в моду входил классицизм и стилистика парадных портретов) и вскоре имущество художника распродали за долги.
дв., 1657 и др. ). Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами8, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма22. По всей вероятности, распространённая легенда о провале этой работы не имеет под собой серьёзных оснований10. 1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта.
Впрочем, темные тональные пятна изобилуют и в верхнем правом и в нижнем левом углах офорта, что камуфлирует главный светотеневой замысел художника. Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек. После приобретения работы Екатериной II «Даная» заняла почетное место в знаменитой коллекции «Эрмитажа». Разубежденный Фома признал в Иисусе Господа Бога. Поддерживаемое стариком поникшее тело Христа — воплощение измученной человеческой плоти — вызывает прежде всего чувство глубокого сострадания.
История о блудном сыне представляет собой один из самых известных библейских сюжетов. Изображенная на полотне женщина явно ждет кого-то (или чего-то), что дает основания идентифицировать ее образ с Данаей. Так появляются картины Рембрандта с названиями «Жертвоприношение Авраама» и «Пир Валтасара».
И вот она перед ним, его юная, цветущая подруга, всякий раз в ином роскошном наряде. Все определенно и твердо Христос похож на статую, отлитую из бронзы. Написана она была в последние годы жизни мастера.
Что действительно важно: эти двое связаны глубокой любовью. Картина написана на сюжет сбывшегося пророчества. 1669 год.
Некоторые исследователи полагают, что круги символизируют полушария Земли. Краски лежат на холсте густыми мазками. Снятие с креста — распространенный сюжет в европейской живописи. Это самая известная картина Рембрандта.
Такая форма лестницы позволяет нам видеть ее ступени то сверху (в нижней половине буквы), то снизу (в верхней ее половине). Их характеристики даны законченнее, чем у Рембрандта изображены они в ярких реалистических чертах, но в интересах наглядности Рубенс не боится известных элементов условности несмотря на ночь (фон картины темный) локальные, то есть свойственные предметам при их естественном дневном освещении, тона одежд выступают во всей чистоте и яркости, а протянутые слабые руки молодых женщин, наверное, не смогут принять тяжесть тела мертвеца. Еще одна загадка: весьма неубедительно изображенная лошадь. Кроме того, почти 100 лет (с начала XVIII до начала XIX века) полотно украшало один из залов амстердамской ратуши, где висело прямо напротив камина, год за годом покрываясь копотью.
Если мы попытаемся сделать на лице такое же мимическое движение, то нам это не удастся. Также к этому периоду относится одна из самых известных работ мастера «Даная». По-видимому, это эскизная работа. Социальное положение изображенного лица обозначено необычайно тонко. Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи.
Художнику неважны второстепенные персонажи, пусть их и не мало. Рембрандт гордо и радостно смеялся. Эрмитаж, 797), а в 1682 — «Еврейская невеста» (в амстердамском музее). Неудивительно, что уже к началу XIX века за картиной прочно утвердилось название «Ночной дозор»: к этому времени история ее создания была основательно забыта и все были уверены, что мастер изобразил именно темное время суток. Это касается и групповых портретов, корпоративных, можно сказать. Остается лишь догадываться, кто это — Сусанна, за которой, как написано в Ветхом Завете, подглядывали «старцы» во время купания или же Вирсавия, покорившая сердце Давида.
Размеры данной картины больше, тона насыщеннее. Вертикальная линия отставленного им посоха намечает главную ось картины. Помимо религиозного смысла, картина замечательно передает контраст между юностью и старостью, хотя по замыслу роли противоположны. Свет то вспыхивает, то угасает, как бы наслаиваясь один на другой. скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника10.
Могила Рембрандта затерялась, но его работы будут жить в веках. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). Позировала для этой картины почти наверняка Хендрикье Стоффелье, с 1649 года ухаживавшая за Титусом (сыном художника) После бонны Гертье и являвшаяся подругой художника до самой своей смерти. Эпоха Ренессанса, с торжеством буржуазной действительности, закатилась еще при жизни Рембрандта, что я ныне наблюдаю воочию в России.
Впервые в графическом искусстве Рембрандт решается на неслыханный прием. Не хватало денег, количество заказов уменьшилось. Внимание вновь приковано к отцу и сыну.
В конце XVI века, до того как прославиться в театре, Шекспир написал большую поэму «Обесчещенная Аукреция». Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста7. Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. Казалось бы, этого вполне достаточно, но нет, это было только началом трагедии. гал., 1634 «Христос с учениками на пути в Эммаус», в луврск.
В его повернутом к нам измученном лице читается полная безысходность. В центре площади находится памятник Рембрандту. Вот таким образом правомерно вернуться к старой версии. В это время двое других филистимлян, в сверкающих отраженным светом латах и шлемах на фоне мрачного дальнего плана справа, упали Самсону на шею и плечи.
Зевс проник к узнице в виде дождя из золота, после чего родился Персей. Это время, когда он был совсем старым и немощным, нуждался и голодал. Композиция картины по-шекспировски динамична.
Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. История создания картины своими истоками уходит в 1636 год. Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден). В том же 1642 году Рембрандт пишет картину на библейскую тему «Прощание Давида с Ионафаном», представляя себя в виде Ионафана, а Саскию – в виде юного Давида. В этом лице и боль и усталые от выплаканных слез глаза и счастье долгожданной встречи. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона.
«Ночной дозор» – один из восьми групповых портретов, заказанных разным художникам Амстердамской гильдией аркебузиров народного ополчения. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. Просто работу Рембрандта несколько раз покрывали лаком из-за чего она сильно потемнела. Они темные.
В двух случаях это были крупные и престижные заказы. Рембрандт совершил подлинную революцию, показав динамичную композицию и «оживив» своих персонажей.
Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов16. По возвращении в Лейден Рембрандт отдается самостоятельной работе и в течение пяти лет достигает известности, с тем он поселяется в Амстердаме (1631). Его первый учитель, лейденский художник Якоб ван Сваненбюрх (Jacob van Swanenburgh), в течение трех лет передал юноше основные навыки и знания, необходимые для профессии художника.
Даниил сказал царю, что они означают его гибель предсказание сбылось в ту же ночь. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn), голландский художник, рисовальщик и офортист. Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669) родился в городе Лейден в многодетной семье владельца мельницы Хармена Герритсзона ван Рейна (Harmen Gerritszoon van Rijn). С 1612 г. по 1616 г. Рембрандт, подобно большинству голландских детей своего времени, посещал начальную школу, а с 1616 г. по 1620 г. – латинскую школу, где основными предметами были ораторское искусство и изучение Евангелия. С 1620 г. по 1624 г. Рембрандт обучался живописи.
Святой Фома, один из двенадцати учеников Христа, упоминается в Новом Завете несколько раз. Как и руки отца, сжимающие плечи юноши. Кто-то пустил слух, что художник женился на деньгах А это ложь. В 1634 году Рембранд женился на Саскии.
Еще бы. Вскоре прекрасная Даная родила на свет сына Персея. Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты7. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей8 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). В Российских музеях находится семнадцать работ Рембрандта: 3 – в ГМИИ имени А. С. Пушкина и 14 – в Государственном Эрмитаже. Следует отметить, что на аукционах картины Рембрандта появляются крайне редко. - «Портрет молодой женщины в черном чепце» (Portrait of a young woman with a black cap) – 9 000 000 долларов США (25 января 2007, Sothebys)- «Апостол Иаков Старший» (Saint James the Greater) – 25 800 000 долларов США (25 января 2007, Sothebys)- «Пожилая женщина в белом чепце» (Study of an elderly woman in a white cap) – 4 272 000 долларов США (26 января 2006, Sothebys)- «Портрет женщины в возрасте 62 г., вероятно портрет Алтье Эйленбург» (Portrait of a lady, aged 62, perhaps Aeltje Uylenburgh) – 28 675 830 долларов США (13 декабря 2000, Christies)- «Мужской портрет» (Portrait of a Man, Half-Length, With His Arms Akimbo) – 33 200 000 долларов США (декабрь 2009, Christies). В коллекции представлено 119 картин РембрандтаРаздел 1.
Младенец спит крепким сном в плетеной колыбели, не сознавая, что происходит вокруг. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни6. Рембрандт провел в мастерской Питера Ластмана всего полгода (1625), верно, его потянуло в большей степени к Франсу Хальсу, к его полнокровному искусству, по сути своей, ренессансному. Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. Ее кабинетный размер адресован не восприятию толпы, a индивидуальному переживанию. Фигуры на них располагались в ряд, как на школьной фотографии. Это впечатление достигнуто благодаря линейной перспективе.
Ночной Дозор – это групповой портрет членов стрелковой гильдии. Она теперь не резвое дитя, беззаботно смотрящее на Божий мир. Увитые цветами головной убор и жезл, безусловно, указывают на Флору — древнеримскую богиню весны. Традиционно на них изображали пятерых сидящих чиновников и стоящего сзади слугу. И сразу вспоминается полотно великого предшественника Рембрандта — Микеланджело да Караваджо «Призвание Матфея».
Рембрандт изобразил известный эпизод из Евангелия от Иоанна. Его влекло к военному делу. И все же ему всегда казалось, что наряд ее недостаточно роскошен. А вот перед нами самый известный из офортов Рембрандта того же периода – "Воскрешение Лазаря", 1631-1632-ой годы (его высота тридцать шесть, ширина двадцать пять сантиметров).
гал. ) и «Рембрандт с его женою» (там же). «Св. А что же случилось с Гертье Диркс. Так Рембрандт вплетает спираль – символ познания – в естественную систему вещей и натурализирует его, превращая в обыденную вещь – винтовую лестницу. Один из них, погрудный, в собрании Ротермира в Лондоне задуман в прозаическом буржуазном духе, в опрятной одежде с крахмальным воротником и широкополой шляпой.
Нищий и больной сын возвращается к отцу и тот радостно приветствует его, чем вызывает гнев со стороны второго сына, проведшего всю свою жизнь в трудах. Но, несмотря ни на что, бог Зевс, превратившись в золотой дождь, проник в подземелье.
Старцу Симеону было предсказано, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа. Голландская школа славилась групповыми портретами, а этот предназначался в дар доктору Тюльпу, причем его коллеги рассчитывали предстать на картине в самом выгодном свете. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. Самосознание нации находит выражение в расцвете портретной живописи. Более того, короткие тени, отбрасываемые персонажами, свидетельствуют о том, что дело происходит между полуднем и двумя часами дня.
Волнообразные складки на его одежде очень круты, почти осязаемы по ним проходит резкая граница тени (слева) и света (справа). Это было сделано для того, чтобы заработки художника не попали в руки кредиторов. Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм). Ребенок выжил, но, к сожалению, умерла сама мать в возрасте 29 лет.
В Библии речь идет о сыне богатого человека, попросившем отца выделить ему свою часть наследства, покинувшем родной дом и истратившем деньги в кутежах и распутстве. Мерцающие краски и изящная игра света и тени подчеркивают образы главных героев. Рембрандт переносит нас в какую-то фантастическую подземную пещеру. К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634).
Сочетание мерцающих тонов и золотых бликов поражает своей утонченностью и великолепием. Когда осматриваешь эти картины, прежде всего поражаешься их глубоким единством.
До середины 50-х годов Рембрандт выполнил для него немало заказов. Между тем споры вокруг нее не утихают. Здесь Рембрандт, по-видимому, взялся исследовать общечеловеческое значение притчи.
жена родила Рембрандту троих детей, но все они умирали новорожденными. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний7. Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете. К середине 50-х годов в жизни Рембрандта произошли перемены. Среди тех, кто остался в мастерской мастера (с 1648 г. по 1653 г. ), был Николас Мас. В 1653 г. испытывающий материальные трудности, художник передал почти всё своё имущество сыну Титусу и в 1656 г. объявил себя банкротом. Умер Рембрандт 4 октября 1669 г. Произведения Рембрандта хранятся во многих музеях мира: Королевской галерее Маурицхейс, Музее Бойманса-Ван Бёнингена, Дрезденской галерее старых мастеров, Берлинской картинной галерее, Лондонской национальной галерее, Художественной галерее Хэмптон-Корт, Собрании Уоллеса, Метрополитен Музее, Лос-Анджелесском музее искусств, Музее Поля Гетти, Бостонском музее изобразительных искусств, Чикагcком художественном институте, Вашингтонской Национальной галерее искусства.
Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети. Пожалуй, наиболее характерен из них лист "Благовестие пастухам" (высота двадцать шесть, ширина двадцать два сантиметра) изображающий явление ангела с известием о рождении Христа.
Пространство картины полно движения – чернобородый властелин, привстав с колесницы и спокойно обернувшись назад, благодаря чему мы видим в профиль его пышущее здоровьем лицо, еще увереннее прижимает к себе бьющуюся в его исполинских объятиях жертву и в такт ее движениям, как языки холодного пламени, дьявольски извиваются травы и деревья. Полотно не покидало стен его дома вплоть до аукционной распродажи всего его имущества в 1656 году. Отчаянно защищаясь, запрокинув голову, она впивается ногтями в красное бородатое лицо подхватывающего ее на руки закутанного во все красное бога тьмы вцепившиеся в края ее бледно-желтой, с розоватыми оттенками одежды подруги (слева от нас) стремятся вырвать ее из объятий похитителя – но их отчаянные усилия напрасны. Очень рано он почувствовал в себе художественный талант.
Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 г. им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» (наход. В углах этой площадки находятся вылепленные во весь рост немногочисленные свидетели чуда.
«Старик в шлеме» — лишь одна из «жертв» Программы, приписавшей многие работы ученикам и последователям Рембрандта. Кажется, что он вечно плачет по судьбе усопшей. Внизу, перед выходом, на гравюре справа – раскрытая могила, каменный гроб. Вот таким образом часть своей коллекции художник продал, но и это его не спасло. Об этом военном нечего рассказать, тем не менее, картина всегда была популярна.
Настоящее название полотна — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбурга». В раннем варианте этой картины (около 1629) Рембрандт изобразил момент откровения драматически: силуэт Иисуса и ученики, словно пораженные молнией. Это полотно было преподнесено автором своему покровителю, поэту и государственному секретарю Гюйгенсу в 1636-ом году ныне картина находится во Франкфурте-на-Майне. Темный лак (снятый позднее) создавал обманчивое впечатление того, что изображенные события происходят среди ночи.
Один сумасшедший подошел к картине и выплеснул на нее кислоту. Праздники, судя по всему, сменялись праздниками, как счастливые дни сменяются тревожными. По мнению искусствоведов, в «Возвращении» раскрылся весь психологический талант живописца.
Очутившись в тяжелом материальном положении, Рембрандт не терял, однако, энергии, много работал и все-таки, при всем своем трудолюбии, не мог выйти из стесненных обстоятельств. Возможно, лучший из портретов Рембрандта. В левой руке, вытянутой вперед (вправо от зрителя), он держит светлую замшевую перчатку.
Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни7, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов. Картина Рубенса тоже находится в Эрмитаже. Характер и судьба каждого персонажа читаются благодаря кисти известного художника. В 1641 году Саския родила сына, которого назвали Титус.
Нарочитый, но замечательно красивый эффект создается чередованием света и тени. Внешность Саскии здесь та же, которую мы знаем по предыдущим портретам. Обрисовка обстановки сведена к минимуму. Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства.
После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)8 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни6. Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом. Поразителен и действен рембрандтовский схематизм. в эрмитажной «Данае»). Фотограф может применить это к фотографии. Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» является одной из самых ярких вершин творчества известного художника.
А теперь просто посмотрите на эти глаза. К моменту женитьбы у каждого было хорошее состояние (у Рембрандта за счет рисования картин, а Саскии родители оставили внушительно наследство). Есть много свидетельств, что Рембрандт порой симпатизировал сектантству.
В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус. Один раз любовь к женщине погубила Самсона.
В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. в Амстердаме) и «Возвращение блудного сына» (имп. Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург).
Во всяком случае, спустя тринадцать месяцев, 4 октября 1669 он умер в своем доме в Розенграхте, а было ему всего 63 года. Первый же опыт «Урок анатомии доктора Тюльпа» приносит молодому художнику из Лейдена успех и известность. Такого унижения самый известный художник Нидерландов не испытывал никогда. Стол накрыт. Ни на одном автопортрете Рембрандт не предстает столь безропотно покорным судьбе. Образ ангелочка был приписан после смерти супруги. Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания7. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены.
И подобно этому трагедия Бога стала чисто человеческой трагедией всех собравшихся здесь людей и зрителя. Он переселился в еврейский квартал Амстердама, где в крайне стесненных обстоятельствах провел остаток жизни. Один из серии портретов апостолов, написанных в начале 60-х годов.