Рембрандт считал, что истинная цель художника заключается в изучении натуры, поэтому все картины живописца получались, чересчур фотографичными: нидерландец старался передать каждую эмоцию изображенного человека.
Она получила свое нынешнее название лишь в конце XVTII века. Глубина и эмоциональность доходят до пика напряжённости. Например, Даная появляется в сериале Бандитский Петербург как картина Рембрандта Эгина. Характер и судьба каждого персонажа читаются благодаря кисти известного художника.
После приобретения работы Екатериной II «Даная» заняла почетное место в знаменитой коллекции «Эрмитажа». В Автобиографии (1628—1631) Гюйгенс назвал имя Рембрандта первым среди голландских художников того времени и противопоставил вызывающую смелость его работ всей предшествующей традиции живописи. гал. ), «Портрет Саскии» (в дрезд.
Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). По легенде отец девушки узнал, что умрет от сына собственной дочери и заточил ее в подземелье. Произведения, созданные с 1637 г. по 1667 г. В Берлинском гравюрном кабинете хранится графический «Портрет Саскии в соломенной шляпе» (он же «Портрет Саскии-невесты») исполненный карандашом с наконечником из чистого серебра на загрунтованном пергаменте. Его самая знаменитая картина Ночной дозор – это не просто статичный портрет. Реалистическое и гуманистическое по своему существу, оно ознаменовало собой вершину становления голландского искусства XVII в., воплотив в блистательно персональной и совершенной художественной форме высочайшие высоконравственные идеалы, веру в красоту и величавость обычных людей.
В те времена групповые портреты были очень популярны в Голландии. Мы не найдем здесь экзотических одеяний и поз. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. Она теперь не резвое дитя, беззаботно смотрящее на Божий мир. Через руки этого человека проходило почти все состояние республики.
Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). в эрмитажной «Данае»).
Новых заказов почти не появляется. Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)8. К любимым жанрам великого голландца относился и групповой портрет. Рембрандт не успел окончить картину, но оставил надежду быть когда-нибудь понятым. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. Ночной Дозор – это групповой портрет членов стрелковой гильдии.
Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. В начале XIX века из-за потемневшего лака, утопившего в тени многие детали, она получила название «Ночной дозор» (1642, Амстердам, Рейксмузеум). Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669) родился в городе Лейден в многодетной семье владельца мельницы Хармена Герритсзона ван Рейна (Harmen Gerritszoon van Rijn). С 1612 г. по 1616 г. Рембрандт, подобно большинству голландских детей своего времени, посещал начальную школу, а с 1616 г. по 1620 г. – латинскую школу, где основными предметами были ораторское искусство и изучение Евангелия. С 1620 г. по 1624 г. Рембрандт обучался живописи. В двух случаях это были крупные и престижные заказы.
Один из последних полученных Рембрандтом крупных заказов «Заговор Юлия Цивилиса» для новой ратуши Амстердама постигла участь «Ночного дозора». Сочетание мерцающих тонов и золотых бликов поражает своей утонченностью и великолепием. Картина до 1715 года находилась в главном зале амстердамского «Дома стрелков», для которого и была создана. В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов.
Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627). Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. Полотно голландского мастера таит в себе множество «сюрпризов». Другие считают их абстрактными фигурами, помещенными сюда Рембрандтом исключительно для оживления фона.
Интересен и еще один факт. Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнями св. Обучение продлилось недолго и в 19 лет Рембрандт возвращается обратно в Лейден. В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов6.
Впечатление, производимое таким гениальным распределением света и тени, усиливается тем, что наиболее освещенные части выписаны более тщательно, чем остальные трактованные широко и сочно иногда только намеками. Умер Рембрандт Ван Рейн 4 октября 1669 года в бедности и нищете. Шедевр после смерти автора сменил немало владельцев. За годы совместной жизни Саския подарила художнику четверых детей из которых выжил лишь один — Титус.
1643, Кассель, Картинная галерея). Самой примечательной на нем является фигура доктора Николаса Тюлъпа (1593-1674), бывшего с 1629 по 1653 годы главным анатомом и лектором Гильдии врачей города Амстердама. Однако, счастье и довольство выпали на долю гениальному мастеру не надолго. Некоторые исследователи полагают, что круги символизируют полушария Земли. По мнению искусствоведов, в «Возвращении» раскрылся весь психологический талант живописца.
С его именем связывают не только расцвет голландского, но и мирового искусства. Его прежние подмастерья, позаимствовав и развив какую-либо одну черту раннего Рембрандта, становятся более удачливыми и востребованными художниками, чем их учитель. Персонажи готовы ожить в любой момент.
Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. Это самая известная картина Рембрандта. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Сын повёрнут к нам спиной. Он не уставал удивлять людей на протяжении всей своей жизни.
Ярким примером этого стала судьба Рембрандта. Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. Рентгенограмма помогла определить факт переделок и на полотне «Ночной дозор», где особенно «досталось» образу лейтенанта Рёйтенбюрга. Как и руки отца, сжимающие плечи юноши. Тепло этих портретов делает их очень живыми и художественными.
Наибольшая глубина страдания воплощена в образе упавшей без чувств Богоматери c ее худым изможденным лицом труженицы. В 1642 году он поверг в изумление своих современников выполненным по заказу стрелковой гильдии огромным монументальным полотном, создав взамен традиционного группового портрета стрелков (пирующих или представляемых зрителю капитаном роты) патетического звучания сцену торжественного и радостного выступления защитников прав и свобод независимого города. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). почти не сохранилось.
Произведения, созданные с 1626 г. по 1637 г. Раздел 2. Шедевр после смерти автора сменил немало владельцев. В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки. Темный лак (снятый позднее) создавал обманчивое впечатление того, что изображенные события происходят среди ночи. «Урок анатомии доктора Тюлъпа» не является документальным полотном -в действительности на вскрытиях тогда обыкновенно присутствовало куда больше наблюдателей.
А. С. Прежде всего она не создана ни формально, ни по существу как моленный алтарный образ. Маньяком оказался некий Бронюс Майгис, позже проведший 6 лет в психиатрической клинике. В этом лице и боль и усталые от выплаканных слез глаза и счастье долгожданной встречи.
Популярность автора начинает падать. После того как полотно было подрезано по новому формату, все это исчезло. В один год Рембрандт потерял любимую жену и потерпел фиаско с лучшей своей работой.
Кто они — неизвестно. Творчество художника передает духовную жизнь человека. А. С. Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г). Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден). Влияние искусства Рембрандта было громадным. Подобные групповые портреты именно в то время были очень популярны среди гильдий врачей. Мастерство в области передачи света и тени вырабатывалось у Рембрандта постепенно.
Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года8. гал. ) и «Рембрандт с его женою» (там же). Среди портретов Саскии наибольшей известностью пользуются: — «портрет невесты Pембрандта» (в кассельск.
Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты7. Реставрация картины длилась 12 лет. Так появляются картины Рембрандта с названиями «Жертвоприношение Авраама» и «Пир Валтасара». И сразу вспоминается полотно великого предшественника Рембрандта — Микеланджело да Караваджо «Призвание Матфея». Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. В 1985 на «Данаю» было совершено покушение.
Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена8. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу8.
Амстердамский период творчества Рембрандта начался с ошеломляющего успеха, который ему принес «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632, Гаага, Маурицхейс) изменивший традицию голландского группового портрета. В центре располагается нагая женщина, тело которой освещается ярким солнечным светом. Отцом художника был принявший кальвинизм владелец мельницы Хармен Герритс ван Рейн. Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. В «Уроке анатомии доктора Тульпа» пирамидальное, а не линейное размещение на картине персонажей позволило сделать образы героев более выразительными и психологически точными.
Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей8 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. Дела шли все хуже. Позировала она и для одного из самых лучших и многострадальных его полотен — «Даная».
Художнику неважны второстепенные персонажи, пусть их и не мало. Повреждения затронули около 30 шедевра. Этот групповой портрет разительно отличался от полотен других художников драматическим освещением и естественностью персонажей. На картине изображен капитан Кок (в центре), отдающий лейтенанту Виллему ван Рей-тенбургу (в золотистом камзоле) приказ о наступлении. К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. От зажиточных горожан начинают поступать заказы на картины.
Их четверо – кто-то условно называет их братьями и сестрами главного героя. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). Зевс проник к узнице в виде дождя из золота, после чего родился Персей. Со временем нежные серебристые линии потемнели и сейчас портрет предстаёт перед нами в коричнево-чёрных тонах, но, несмотря на это, пожалуй, нигде у Рембрандта Саския, наряженная в лёгкую шляпу для прогулок, не выглядит столь свежей и безмятежной.
в «Уроке анатомии»), световые же рефлексы от этой главной группы распространяются на прочие ближайшие к ней лица или аксессуары и, наконец, остальные части картины тонут в прозрачном, глубоком полумраке, полном воздушности. Он уткнулся по младенчески в царское одеяние отца. В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея). Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 г. им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» (наход. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения8. Пушкина).
Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни7, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов. Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом. «встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче. 1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. Картина Рембрандта «Ночной дозор» вызывает у зрителей, рассматривающих ее, полное ощущение реальности всего происходящего.
Отец объясняет ему, что его брат «был мертв, но возвратился к жизни». Картины Рембрандта стали ярким выражением идей того времени. Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636). В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. Картина «Иуда возвращает серебряники» (1629, Лондон, частное собрание) вызвала восторженный отзыв известного знатока живописи Константина Гюйгенса, секретаря штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского: «это дрожащее жалким трепетом тело — вот, что я предпочитаю хорошему вкусу всех времен». Но забота о хлебе насущном не мешала ему уделять внимание образованию детей. Тогда он отказался от классического способа расположения лиц на групповой портрете и создал картину, в которой присутствует динамика и движение.
Внимание вновь приковано к отцу и сыну. Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек. Я обвиняю. » (2008)12. В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица.
Реставрация картины длилась 12 лет. В эти годы Рембрандт создал галерею непревзойденных по мастерству исполнения, полноте психологических характеристик портретов-биографий людей различного возраста, звания интеллекта. Среди тех, кто остался в мастерской мастера (с 1648 г. по 1653 г. ), был Николас Мас. В 1653 г. испытывающий материальные трудности, художник передал почти всё своё имущество сыну Титусу и в 1656 г. объявил себя банкротом. Умер Рембрандт 4 октября 1669 г. Произведения Рембрандта хранятся во многих музеях мира: Королевской галерее Маурицхейс, Музее Бойманса-Ван Бёнингена, Дрезденской галерее старых мастеров, Берлинской картинной галерее, Лондонской национальной галерее, Художественной галерее Хэмптон-Корт, Собрании Уоллеса, Метрополитен Музее, Лос-Анджелесском музее искусств, Музее Поля Гетти, Бостонском музее изобразительных искусств, Чикагcком художественном институте, Вашингтонской Национальной галерее искусства. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан.
А теперь просто посмотрите на эти глаза. В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. Затем шесть месяцев Рембрандт брал уроки у художника Питера Ластмана (Pieter Lastman) и несколько месяцев занимался в мастерской известных в то время живописцев братьев Яна и Якоба Пинас (Jan and Jacob Pynas)В 1624 г. (по некоторым данным в 1625 г. ) Рембрандт открыл в Лейдене собственную студию, а c 1627 г. стал брать учеников (с 1628 г. по 1631 г. одним из учеников живописца был Герард Доу). В конце 1631 г. Рембрандт переехал в Амстердам и с большим успехом начал практиковать в качестве портретиста. В 1634 г. Рембрандт стал гражданином Амстердама и членом местной гильдии художников.
Произведение искусства и его репродукции часто снимают в фильмах. Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)1415. Фрагмент картины, сохранившийся в Стокгольме, поражает суровым реализмом и неожиданными вспышками светлых красок на фоне окружающей тьмы7.
Согласно греческой мифологии, Даная была соблазнена Юпитером, принявшим облик золотого дождя. В решении темы искупительного страдания, самопожертвования, очищающего накала чувств художник обращается к религиозной тематике (Воздвижение креста, 1634 Жертвоприношение Авраама, 1635, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), прибегает к эффектным приемам барокко — бурно нарастающим формам, диагональным построениям, резким ракурсам, потокам света, театрально выхватывающим из тьмы главных действующих лиц, к идеализации и драматизации образов. Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама.
Как портретист, художник считается создателем такого жанра как потрет-биография. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). в Амстердаме) и «Возвращение блудного сына» (имп. скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника10. Рембрандт родился в канун окончательного освобождения Северных Нидерландов от испанского господства и образования Республики Соединенных провинций, по одной из них получившей неофициальное название Голландии.
На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. Понадобилось 20 лет реставрации для возвращения её первоначального вида. После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты.
Краски лежат на холсте густыми мазками. Заказов становилось все меньше. Картина переписывалась художником несколько раз и имеет несколько авторских вариантов.
Разве не с таким же выражением смотрит апостол на Христа, когда тот призывает его к себе. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn)— голландский художник, художник и офортист. В центре площади находится памятник Рембрандту. Как уже было сказано выше, житейские невзгоды, постигшие художника, не могли не отозваться на его творчестве. Ее кабинетный размер адресован не восприятию толпы, a индивидуальному переживанию. Сейчас она демонстрируется в «Эрмитаже» под бронированным стеклом, защищающем шедевр от вандалов. Однако реставраторы не стали снимать все слои темного лака, боясь повредить краску, вот таким образом и сейчас «Ночной дозор» довольно сумеречен.
Для Голландии подобная ситуация не являлась исключительной. Саския стала музой и любимой моделью художника.
Рембрандт не был исключением и неоднократно обращался к нему. Тема блудного сына неоднократно и ранее возникала в творчестве художника. В этом образе Рембрандт, картины которого зачастую изображают близких ему людей, запечатлел образ своей любимой жены Саскии.
Кульминационный момент перехода от напряжения чувств к разрешению страстей воплощен в скульптурно выразительных позах, скупых жестах, в эмоциональном строе колорита, ярко вспыхивающего в центре картины и гаснущего в затененном пространстве фона. Женился он по любви и не только сохранил, но и приумножил капитал своей любимой. Его мать происходила из патрицианского католического рода. Картина привлекает к себе необычным колоритом, характерным для творчества художника.
На холсте изображена рота ополченцев, которая отправляется в поход. Рембрандту, младшему сыну, предполагалось дать хорошее образование. Написана она была в последние годы жизни мастера. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Атмосфера картин и их палитра постепенно становятся всё менее мажорными.
В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. Самая известная из картин Рембрандта. В процветающем (благодаря морской торговле и захвату колоний), бурно развивающемся государстве промышленников, купцов и банкиров, относительно веротерпимом и демократичном искали убежища от инквизиции и гонений многие европейские ученые, мыслители, поэты, художники. Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания7.
Он много пишет образ сына, а также людей, которые окружают его в последние годы жизни. Успехи Рембрандта в живописи были очевидны с самого начала. Кроме того, почти 100 лет (с начала XVIII до начала XIX века) полотно украшало один из залов амстердамской ратуши, где висело прямо напротив камина, год за годом покрываясь копотью. Очень рано он почувствовал в себе художественный талант.
Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника. Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность.
О детстве художника известно не так уж много. Интересен и еще один факт. Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643). Изображенная на полотне женщина явно ждет кого-то (или чего-то), что дает основания идентифицировать ее образ с Данаей.
В это же время художник получает заказ на серию работ с библейским сюжетом. Удивительна и драматична судьба картины, как и история жизни самого художника. Его первый учитель, лейденский художник Якоб ван Сваненбюрх (Jacob van Swanenburgh), в течение трех лет передал юноше основные навыки и знания, необходимые для профессии художника. Мерцающие краски и изящная игра света и тени подчеркивают образы главных героев. Зато все требования заказчиков были выполнены.
Правда, как правило, члены группы позировали для них, усевшись в ряд. В это время рождаются картины Рембрандта с названиями «Портрет старика в красном», «Портрет сына Титуса за чтением» и другие работы. Один сумасшедший подошел к картине и выплеснул на нее кислоту. Но растрескавшиеся пятки, голый череп бродяги, бедное одеяние говорят достаточно. Одна из самых известных картин художника «Автопортрет с Саскией» показывает счастливого Рембрандта со своей молодой женой. В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника.
дв., 1657 и др. ). Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Могила его затерялась, но великое наследие осталось в память о нём на многие века.
В судьбе евангельского старца, которому было предопределено увидеть младенца Христа и лишь потом умереть («Отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром ибо видели очи мои спасение Твое»), художник словно прозрел собственную судьбу. После приобретения работы Екатериной II «Даная» заняла почетное место в знаменитой коллекции «Эрмитажа». После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)8 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни6. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» является одной из самых ярких вершин творчества известного художника.
Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста7. Уже к 22 годам у него появились первые ученики, в числе которых был и Герард Доу. Текстура и цвета играют роль в определении настроения картины.
Он углубляется в своё творчество, всё больше и больше отличаясь от своих современников. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). Картина излучает все тепло и глубину рембрандтовской палитры. «Ночной дозор» – один из восьми групповых портретов, заказанных разным художникам Амстердамской гильдией аркебузиров народного ополчения. Творчество Рембрандта проникнуто рвением к глубочайшему, философскому постижению реальности и внутреннего мира человека со всем богатством его искренних переживаний.
Фотограф может применить это к фотографии. Объясняется это просто. гал., 1634 «Христос с учениками на пути в Эммаус», в луврск. Повреждения затронули около 30 шедевра. Психически нездоровый посетитель Эрмитажа облил картину кислотой и порезал ножом.
Запрещено публиковать комментарии, содержащие оскорбления личного, религиозного, национального, политического характера или нарушающие иные требования законодательства РФ. История о блудном сыне представляет собой один из самых известных библейских сюжетов. Всех их объединяет мужественность и патриотический порыв. Британский искусствовед Кеннет Кларк писал, что всякий, кто хоть раз видел ее, согласится с тем, что перед ним «величайшее полотно из всех когда-либо созданных рукой художника».
Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. Краска немедленно начала пузыриться. Заказов становилось все меньше (в моду входил классицизм и стилистика парадных портретов) и вскоре имущество художника распродали за долги.
Это время, когда он был совсем старым и немощным, нуждался и голодал. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn), голландский художник, рисовальщик и офортист. Сам дождь на картине отсутствует, но мы ощущаем его присутствие в виде золотого света, проникающего сквозь занавеси и освещающего тело женщины.
Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. Ранние образцы групповых портретов отличались несовершенством композиции. К неудовольствию заказчиков, наряду со стрелками, потесненными ликующей толпой и отчасти заслоняющими друг друга, полноправное место в композиции заняли безымянные и загадочные персонажи (ярко освещенная карлица с петухом, мальчишка, бегущий наперерез отряду). Портреты и сюжетные сцены полны душевного тепла и сострадания к изображённым на них людям. Не всем нравилась манера Рембрандта изображать человека таким, какой он есть.
Оно произвольно, комфортно глазу. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. Кстати, все полотна Рембрандта объединяет одна важная деталь – при общей ясности главного сюжета в каждой картине таятся загадки, которые искусствоведы не в силах разгадать. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний7. Еще бы. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона.
А. С. В заказных портретах он сдержан, внимателен к аксессуарам, тщательно прорабатывает черты лица, явно заботясь о сходстве изображения с оригиналом и выявлении индивидуальных характеристик (Портрет ученого, 1631, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора»8. Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626)8. Сейчас она демонстрируется в «Эрмитаже» под бронированным стеклом, защищающем шедевр от вандалов.
Написана она по мотивам мифа о матери Персея, Данае. Павел в темнице», 1627, в штутгартской галерее). Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами8, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма22. Картина полна нежности и сострадания. В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство.
Выбор библейских сюжетов теперь вызван поиском темы для передачи сложной гаммы душевных переживаний человека (Прощание Давида с Ионафаном, 1642, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж офорт Христос исцеляющий больных, 1649), теплоты и преданности материнской любви, духовной близости истинно родных людей, красоты бесхитростного патриархального уклада скромной, непритязательной жизни (Святое Семейство, 1645, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Христос в Эммаусе, 1648, Париж, Лувр). Сегодня картины художника занимают почетное место в любом крупном музее мира. Возможно, рождение внучки Тиции, дочери Титуса, вдохновило Рембрандта на работу над картиной Симеон в храме (1669, Стокгольм, Национальный музей). Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять.
В конце жизни из-под пера мастера появляется еще один шедевр – «Возвращение блудного сына». Работа отличается тщательностью в прорисовке всех образов и деталей. Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. С годами реалистическое искусство Рембрандта Ван Рейна всё улучшается и развивается.
С помощью колоритных цветов (золотой, черный и желтый) зрителю раскрывается энергия, драматизм и торжественность настроения военных. Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007)11 и «Рембрандт. И всё же, несмотря на своё мастерство и заслуги, мир и общество были жестокими даже в те времена. Работа молодого Рембрандта отличается от своего прототипа самыми основными чертами. Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи.
Однако, несмотря на своё благополучие как художника, в личной жизни Рембрандта постигло множество бед. Жест руки матери, откидывающий полог, чтобы посмотреть на спящего ребенка, сосредоточенность в фигуре Иосифа – все глубоко продумано. Кажется, что он вечно плачет по судьбе усопшей. После возвращения в Лейден он бесконечно оттачивал своё мастерство. Рембрандт разыгрывает перед зрителем человеческую драму.
Постепенно складывались неповторимый стиль и особая техника живописи. На холсте появились посторонние лица.
Просто работу Рембрандта несколько раз покрывали лаком из-за чего она сильно потемнела. Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм). Встал и пошел к отцу своему.
Только в 1947 году, во время реставрации в Рейксмузеуме Амстердама, где картина находится по сей день, выяснилось, что ее колорит несравненно светлее, чем принято было считать. Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург). В Российских музеях находится семнадцать работ Рембрандта: 3 – в ГМИИ имени А. С. Пушкина и 14 – в Государственном Эрмитаже. Следует отметить, что на аукционах картины Рембрандта появляются крайне редко. - «Портрет молодой женщины в черном чепце» (Portrait of a young woman with a black cap) – 9 000 000 долларов США (25 января 2007, Sothebys)- «Апостол Иаков Старший» (Saint James the Greater) – 25 800 000 долларов США (25 января 2007, Sothebys)- «Пожилая женщина в белом чепце» (Study of an elderly woman in a white cap) – 4 272 000 долларов США (26 января 2006, Sothebys)- «Портрет женщины в возрасте 62 г., вероятно портрет Алтье Эйленбург» (Portrait of a lady, aged 62, perhaps Aeltje Uylenburgh) – 28 675 830 долларов США (13 декабря 2000, Christies)- «Мужской портрет» (Portrait of a Man, Half-Length, With His Arms Akimbo) – 33 200 000 долларов США (декабрь 2009, Christies). В коллекции представлено 119 картин РембрандтаРаздел 1. До наивысшего развития светотень, а вместе с тем и другие достоинства кисти Рембрандта, достигают в среднюю пору его деятельности.
Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов16. После написания картины «Ночной дозор» разразился невероятный скандал. В серии картин «Страсти», выполненной в 1633—1639 годах для штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского (Мюнхен, Старая пинакотека), по словам самого Рембрандта, он «с великим трудом» добился выражения «наивысшей и наиестественнейшей подвижности», под которой в Голландии XVII века понимали движение души.
Образ ангелочка был приписан после смерти супруги. Произведение искусства и его репродукции часто снимают в фильмах. Маньяком оказался некий Бронюс Майгис, позже проведший 6 лет в психиатрической клинике. Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей7.
Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием. Между тем споры вокруг нее не утихают. Но их усилия оказались тщетными. Кроме того, необычный контраст, способ наложения света и тени, придали особый волнительный колорит работе. Картина была заказана Рембрандту начальником стрелковой дивизии.
Настоящее название полотна — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбурга». Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. Один сумасшедший подошел к картине и выплеснул на нее кислоту. Работы Рембрандта, чрезвычайно разнообразные по жанровой принадлежности, открывают зрителю вневременной духовный мир человеческих переживаний и чувств. Это самое большое полотно Рембрандта на религиозную тему, хранится оно в Эрмитаже.
Как страстный призыв к всепрощению, поэтический гимн любви к ближнему воспринимается уникальное в своих художественных достоинствах полотно Рембрандта Возвращение блудного сына (ок. Рембрандт боготворил свою супругу, часто изображая в различных образах в своих работах.
Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. 1669 год. Мы не знаем, что выражает его лицо.
В его картинах изображенное представляется как бы окутанным воздухом и игра света в этой насыщенной им атмосфере производит поразительные эффекты. Работа принесла Рембрандту первую популярность, после чего заказы посыпались на автора с невероятной скоростью. Женщины на картинах Рембрандта выглядят роскошно и пышно, как на картинах Питера Пауля Рубенса. Самым ярким воплощением эстетических взглядов художника стала картина «Даная» (1636-1647), в которой он вступает, как бы, в полемику с большими мастерами Возрождения: саму обнажённую фигуру Данаи, абсолютно далекую от принятых идеалов, он написал с ярко реалистической непосредственностью, а идеальной, чувственно-телесной красоте образов известных итальянских мастеров противопоставил красоту теплоты человеческого чувства и духовности.
«В какой другой стране, — писал в 1631 году французский философ Декарт, — можно наслаждаться такой широкой свободой. ». Краска немедленно начала пузыриться. Техническое совершенство Рембрандта тут не вызывает сомнений, разноречия касаются сюжета.
Среди шедевров позднего периода — «Возвращение блудного сына». Он использовался многими художниками. «Ганимед» дрезденского музея). муз., 1648: гравюра «Христос исцеляет больных» «Поклонение волхвов», в букингемск.
Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни6. Такого унижения самый известный художник Нидерландов не испытывал никогда. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля8. В 1628 году двадцатидвухлетний Рембрандт был признан «в высшей степени знаменитым» мастером известным портретистом у него появились заказчики и ученики.
тогда, когда художник олицетворяет Спасителя, Богоматерь, учеников и последователей Христовых («Снятие со Креста» в эрмит. Они темные. Четвёртый сын Титус выжил, но через год после его рождения умерла жена Саския. В них вы видите печаль.
Беззаботное время художника длилось недолго. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. 1652—1654 Старый еврей, 1654, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Портрет пожилой женщины, 1650—1652 Старушка, 1654, оба — Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. Трое его детей умерли ещё во младенчестве.
Действительно, на протяжении всей жизни художник черпал вдохновение от окружающих людей, не исключено, что на полотне убаюкивает младенца женщина, срисованная со служанки. Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. Подобный источник заработков станет на долгие годы отличным финансовым подспорьем для его собственной семьи, которую он создал в 1634 с дочерью бургомистра Саскией ван Эйленбюрх.
Фигуры на них располагались в ряд, как на школьной фотографии. Казалось бы, этого вполне достаточно, но нет, это было только началом трагедии. «Св.
Удивительна и драматична судьба картины, как и история жизни самого художника. Неудивительно, что уже к началу XIX века за картиной прочно утвердилось название «Ночной дозор»: к этому времени история ее создания была основательно забыта и все были уверены, что мастер изобразил именно темное время суток. Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса8. Рембрандт совершил подлинную революцию, показав динамичную композицию и «оживив» своих персонажей. В этой работе художник выражает свое отношение к жене.
Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. Также к этому периоду относится одна из самых известных работ мастера «Даная».
Эрмитаж, 797), а в 1682 — «Еврейская невеста» (в амстердамском музее). Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург). На полотне запечатлено вскрытие тела, проведенное доктором Тульпом. Трагические перемены в личной судьбе Рембрандта (смерть новорожденных детей, матери, в 1642 году — болезнь и смерть Саскии, оставившей ему девятимесячного сына Титуса), ухудшение материального положения из-за его упорного нежелания жертвовать свободой духа и творчества в угоду изменчивым вкусам бюргеров, обострили и обнажили исподволь зревший конфликт между художником и обществом.
В левой руке художник держит палитру, кисть и муштабель (деревянная палочка с шариком на конце, служащая художнику опорой при выполнении мелких деталей).