В 1634 году Рембрандт сочетался браком с Саскией ван Эйленбурх, богатой девушкой, происходящей из очень знатной семьи. В 1663 году умерла любимая художника – Хендрикье. Удивительна и драматична судьба картины, как и история жизни самого художника. Павел в темнице», 1627, в штутгартской галерее).
Рембрандт пишет картины и на библейские темы, выбирая при этом сюжеты, которые не были популярны среди других художников. Дела Рембрандта шли плохо. Разубежденный Фома признал в Иисусе Господа Бога. После написания картины «Ночной дозор» разразился невероятный скандал.
Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. «В какой другой стране, — писал в 1631 году французский философ Декарт, — можно наслаждаться такой широкой свободой. ». Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636). Открытое художественное собрание), «Плачь Иеремии» (1630 год. Государственный музей Амстердама. На заднем плане плотничает муж Марии Иосиф.
Стрелки как будто выступили вслед за своими вождями в некий поход, в торжественное шествие (или в дозор, как казалось непосвященным зрителям этой картины). В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. Приходской совет осудил Хендрикье за «греховное сожительство», после того как в 1654 году у них родилась дочь Корнелия. гал. ), «Портрет Саскии» (в дрезд. Она получила свое нынешнее название лишь в конце XVTII века.
Дела шли все хуже. Порой мы становимся нечаянными свидетелями семейных сцен. Национальная галерея Шотландии), «Хендрикье Стоффельс» (1650 год.
Взгляду Горгоны была присуща магическая сила превращать все живое в камень. Рейксмюсеум).
Зато все требования заказчиков были выполнены. К сожалению, в 1985 году этот шедевр был сильно поврежден психически ненормальным зрителем, плеснувшим на картину кислотой и порезавшим ее ножом. Санкт-Петербург. Повреждения затронули около 30 шедевра. В Автобиографии (1628—1631) Гюйгенс назвал имя Рембрандта первым среди голландских художников того времени и противопоставил вызывающую смелость его работ всей предшествующей традиции живописи.
Кроме того размер полотна поражает своими масштабами. Что касается до рисунка, то Рембрандт далеко не всегда гонится за его правильностью иногда он прямо умышленно вдается в преувеличения, с очевидною целью усилить впечатление зато его рисунок, подобно композиции, всегда в высшей степени выразителен. Эдинбург.
1669 год. Один сумасшедший подошел к картине и выплеснул на нее кислоту.
Это был почетный и выгодный заказ. Одна из самых известных картин художника «Автопортрет с Саскией» показывает счастливого Рембрандта со своей молодой женой. Государственный музей Катарейнеконвент), «Концерт» (Музыкальный урок сладострастной любви) (1626 год. Лион.
Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643). Рембрандт изобразил известный эпизод из Евангелия от Иоанна. Санкт-Петербург.
В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). Наиболее близкие по стилю к караваджистам полотна Рембрандта – «Меняла» (Притча о неразумном богаче) (1627 год.
почти не сохранилось. По-видимому, он стоит на пороге смерти. Эрмитаж). Младенец спит крепким сном в плетеной колыбели, не сознавая, что происходит вокруг. В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения.
В портрете «Флора» (1634 год. Взгляд Рембрандта уже пытается постичь тайну бытия. Казалось бы, этого вполне достаточно, но нет, это было только началом трагедии.
Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. И все же это едва ли прославление богатства и самодовольство.
В них вы видите печаль. Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Сын повёрнут к нам спиной. В судьбе евангельского старца, которому было предопределено увидеть младенца Христа и лишь потом умереть («Отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром ибо видели очи мои спасение Твое»), художник словно прозрел собственную судьбу. Встань и иди в город, куда шел".
Лондон. Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. Роттердам. Образ ангелочка был приписан после смерти супруги. Абсолютно иной момент выбирает Рембрандт.
Она подала в суд на Рембрандта, считая, что он нарушил брачный договор, но она проиграла спор и была направлена в исправительный дом, в котором провела целых 5 лет. Сочетание мерцающих тонов и золотых бликов поражает своей утонченностью и великолепием. Рйксмузеум), «Давид с головой Голиафа» (1627 год. Картина «Урок анатомии доктора Тульпа» привлекла внимание многих амстердамцев, которые стремились проникнуть в аудиторию медицинского учреждения, чтобы только посмотреть на нее. Здесь Рембрандт, по-видимому, взялся исследовать общечеловеческое значение притчи.
гал., 1634 «Христос с учениками на пути в Эммаус», в луврск. С помощью колоритных цветов (золотой, черный и желтый) зрителю раскрывается энергия, драматизм и торжественность настроения военных. Фамилия «ван Рейн» означает дословно «с Рейна», то есть с реки Рейн, где у прадедов Рембрандта стояли мельницы. Техническое совершенство Рембрандта тут не вызывает сомнений, разноречия касаются сюжета. Реставрация картины длилась 12 лет. Так появляются картины Рембрандта с названиями «Жертвоприношение Авраама» и «Пир Валтасара».
Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). Даниил сказал царю, что они означают его гибель предсказание сбылось в ту же ночь. В это же время художник получает заказ на серию работ с библейским сюжетом. Именно в его мастерской Рембрандт научился гравировальному искусству.
Фомы при этом не было, а когда другие ученики рассказали ему о том, что видели, Фома отказался им верить, заявив: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». В это время рождаются картины Рембрандта с названиями «Портрет старика в красном», «Портрет сына Титуса за чтением» и другие работы. А. С. Пушкина) и «Отречение апостола Петра» (1660 год. Ангел в последний момент хватает Авраама за руку, тем самым предотвращая трагедию.
Пушкина). Эрмитаж, 797), а в 1682 — «Еврейская невеста» (в амстердамском музее). Изображенная на полотне женщина явно ждет кого-то (или чего-то), что дает основания идентифицировать ее образ с Данаей. Краски лежат на холсте густыми мазками.
Он использовался многими художниками. Кажется, что он вечно плачет по судьбе усопшей. В конце XVI века, до того как прославиться в театре, Шекспир написал большую поэму «Обесчещенная Аукреция». «Судостроитель и его жена» (портрет Яна Рейксена и его супруги Грит Янс) (1633 год. (За такую неимоверную цену по меркам XVII века эта гравюра однажды была продана). Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631).
В 1969 году, похоронив сына с его невестой, Рембрандт сам умирает, навсегда оставив в этом мире свой творческий след. Написана она была в последние годы жизни мастера. Многие эксперты полагают, что эта картина — величайшее из всех творений Рембрандта.
К моменту женитьбы у каждого было хорошее состояние (у Рембрандта за счет рисования картин, а Саскии родители оставили внушительно наследство). Картина полна нежности и сострадания.
Цветовое решение картины сдержанное, господствует черно-белая гамма. Спустя некоторое время Рембрандт похоронил своего сына Титуса и его невесту. Не хватало денег, количество заказов уменьшилось. Эти гравюры стремительно распродавались.
В 1660 году Титус и Хендрикье создали компанию, в которой числился Рембрандт. Ярким примером этого стала судьба Рембрандта. Глубина и эмоциональность доходят до пика напряжённости. Есть несколько портретов отца Рембрандта, написанных одновременно Ливенсом и Рембрандтом. Кассель. Об этом военном нечего рассказать, тем не менее, картина всегда была популярна.
История малоприятная и комментаторы по-разному изъясняли чувства Вирсавии. дома и имущества художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал. Могила Рембрандта затерялась, но его работы будут жить в веках. В центре располагается нагая женщина, тело которой освещается ярким солнечным светом. Смерть Титуса в 1668 году стала для художника одним из последних ударов судьбы. Что отчасти объясняет ее очарование, так это контраст отполированного нагрудника кирасы, шлема великолепной работы (безусловно, парадного, а не боевого) и мрачно-меланхолического выражения лица.
Амстердамский период творчества Рембрандта начался с ошеломляющего успеха, который ему принес «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632, Гаага, Маурицхейс) изменивший традицию голландского группового портрета. Понадобились два столетия, чтобы забытое творческое наследие этого гениального художника было оценено как величайшее явление истории мирового искусства. Рейксмюсеум), «Валаам и ослица» (1627 год). Для распространения его композиций ученики делали с них офорты, предназначенные к продаже.
Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети. Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей7. Великий голландский художник, рисовальщик и офортист Рембрандт ван Рейн скончался 4 октября 1669 года в Амстердаме. Кстати, все полотна Рембрандта объединяет одна важная деталь – при общей ясности главного сюжета в каждой картине таятся загадки, которые искусствоведы не в силах разгадать. Написана, когда художник пребывал в расцвете творческих сил.
Как и руки отца, сжимающие плечи юноши. Берлин. На холсте появились посторонние лица. Он неистовствует и стонет, умоляет о пощаде без надежды получить ее и все же сохраняет на ярко освещенном, повернутом к нам в профиль и одновременно наклоненном лице искаженном душевной болью и тоской, проблески надежды.
А. С. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. На широкой лестнице они теснятся толпой – это любопытные, верующие, воины. Картина «Ночной дозор» (1642 год.
«Похищение Европы» (1632 год. Картинная галерея). Первые десять лет после переезда Рембрандта в Амстердам ознаменовались созданием множества внушительных по размерам и по тематике произведений. Святой Фома, один из двенадцати учеников Христа, упоминается в Новом Завете несколько раз. Государственный музей Амстердама.
Ему позируют и друзья и никому не известные солдаты, старики и старухи. Затем шесть месяцев Рембрандт брал уроки у художника Питера Ластмана (Pieter Lastman) и несколько месяцев занимался в мастерской известных в то время живописцев братьев Яна и Якоба Пинас (Jan and Jacob Pynas)В 1624 г. (по некоторым данным в 1625 г. ) Рембрандт открыл в Лейдене собственную студию, а c 1627 г. стал брать учеников (с 1628 г. по 1631 г. одним из учеников живописца был Герард Доу). В конце 1631 г. Рембрандт переехал в Амстердам и с большим успехом начал практиковать в качестве портретиста. В 1634 г. Рембрандт стал гражданином Амстердама и членом местной гильдии художников. Благодаря «Уроку анатомии» Рембрандт сразу снискал известность.
И он стал проповедовать христианство в Малой Азии и Греции, Риме и Испании. Университетское образование в университете Лейдена он быстро променял на обучение живописи у Сваненбюрха, от которого он перешел в мастерскую Питера Ластмана в Амстердаме. Святой Матфей погружен в раздумья, его рука с набухшими венами теребит бороду. Глубоко гуманистическое по своей сути и абсолютное в своей неповторимой художественной форме творчество Рембрандта стало одной из вершин развития человеческой цивилизации.
Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). Впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. В заказных портретах он сдержан, внимателен к аксессуарам, тщательно прорабатывает черты лица, явно заботясь о сходстве изображения с оригиналом и выявлении индивидуальных характеристик (Портрет ученого, 1631, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Картинная галерея).
Беззаботное время художника длилось недолго. в «Уроке анатомии»), световые же рефлексы от этой главной группы распространяются на прочие ближайшие к ней лица или аксессуары и, наконец, остальные части картины тонут в прозрачном, глубоком полумраке, полном воздушности. Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)1415.
Над ними нависает громада пышного, темного балдахина. Все это поддерживает в нас ощущение только что завершившейся яростной схватки. Берлин. В жертву ему была отдана дочь эфиопского царя Кефея, красавица Андромеда. Трагические перемены в личной судьбе Рембрандта (смерть новорожденных детей, матери, в 1642 году — болезнь и смерть Саскии, оставившей ему девятимесячного сына Титуса), ухудшение материального положения из-за его упорного нежелания жертвовать свободой духа и творчества в угоду изменчивым вкусам бюргеров, обострили и обнажили исподволь зревший конфликт между художником и обществом. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). Дрезден.
Его картина имеет вертикальный формат (высота тридцать пять, ширина двадцать пять сантиметров). Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора»8. Его эпизоды запечатлены на дошедших до нас античных вазах и фресках.
А. С. Цены были то низкие, в два гульдена за картину, то поднимались до четырех тысяч гульденов (один гульден – примерно двадцать пять копеек). По специальному заказу Рембрандтом выполнялись групповые портреты. Подобные групповые портреты именно в то время были очень популярны среди гильдий врачей. Безмерное отчаяние, страх, одиночество и раскаяние преисполняют душу предателя.
Могила его затерялась, но великое наследие осталось в память о нём на многие века. Его спутник эффектно освещен, каждая деталь его одежды внимательно прописана. Рембрандт создает ряд полотен на мифологические и исторические сюжеты.
Требования жанра властно определяют и отношения мастеров к определенным темам. Так еврейский юноша Савл стал, по преданию, христианским апостолом Павлом. Разве не с таким же выражением смотрит апостол на Христа, когда тот призывает его к себе. Быть может, достаточно сказать, что Вирсавия горестно размышляет о своей судьбе.
Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста. В это же время в его трудах появились образы философов, праведников («Портрет ученого», «Иеремия» и пр. ).
Краска немедленно начала пузыриться. В Библии говорится о том как Давид и Ионафан обнялись и плакали вместе. Но это было не так. Рембрандт написал Вирсавию обнаженной и придал картине ярко выраженную эмоциональность. Не всем нравилась манера Рембрандта изображать человека таким, какой он есть. Государственные музеи. Также к этому периоду относится одна из самых известных работ мастера «Даная».
«Похищение Ганимеда» (1635 год. Няня его сына, Гертье Диркс, подала на него в суд за нарушение обещания жениться, чтобы уладить конфликт художнику пришлось расплатиться. Двадцативосьмилетний художник явно тот же человек, что и смотрящий с вызовом пятидесятипятилетний мастер, а также испытавший горести и невзгоды шестидесятитрехлетний старик, стоящий на пороге смерти (Автопортрет в облике Зевкиса). Отец Рембрандта был зажиточным мельником, мать – хорошо пекла, была дочерью пекаря. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики.
Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn)— голландский художник, художник и офортист. Кисти Рембрандта принадлежат две картины на эту тему. Заказов становилось все меньше (в моду входил классицизм и стилистика парадных портретов) и вскоре имущество художника распродали за долги.
Вавилонский царь Валтасар описан в ветхозаветной книге пророка Даниила. Всего за свою жизнь он создал около 400 картин, около 300 офортов и тысячи рисунков. Работа молодого Рембрандта отличается от своего прототипа самыми основными чертами. Рейксмюсеум) были написаны художником еще в лейденский период. Похищение пугает ребенка и он с искажённым от ужаса лицом пускает струю.
В нем замечательно сочетаются точность и проникновенность. Застывший в воздухе нож придаёт сцене дополнительное напряжение.
В 1642 году он поверг в изумление своих современников выполненным по заказу стрелковой гильдии огромным монументальным полотном, создав взамен традиционного группового портрета стрелков (пирующих или представляемых зрителю капитаном роты) патетического звучания сцену торжественного и радостного выступления защитников прав и свобод независимого города. Эрмитаж). 1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. Служанки позировали Рембрандту для картин: «Женщина в постели» (Гертье Диркс. ) (1647 год.
Прошло около 2 лет и няня в доме поменялась. Окружной музей искусств), «Человек, чинящий перо» (1632 год. Веселые голые ребятишки, небесные амуры, спешат служить герою. Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. Рембрандт уже создал на эту тему великолепный заказной вариант (1631). «Ночной дозор» – один из восьми групповых портретов, заказанных разным художникам Амстердамской гильдией аркебузиров народного ополчения.
Возможно художнику помог набросок, сделанный с картины Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Женился он по любви и не только сохранил, но и приумножил капитал своей любимой. Картинная галерея) в мифе орел похитил юного Ганимеда, чтобы тот стал виночерпием у Зевса. На картине изображена выступающая в поход рота и несколько неизвестных прохожих, у ворот.
Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. Возраст тогда никого не смущал, главное в то время были знания на уровне. Она теперь не резвое дитя, беззаботно смотрящее на Божий мир.
Картина переписывалась художником несколько раз и имеет несколько авторских вариантов. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn), голландский художник, рисовальщик и офортист. Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама. «Мартен Лоотен» (1632 год.
Наиболее значительные портреты тех лет написаны с жены художника, Саскии, в различной обстановке «Саския» (1633 год. «Возвращение блудного сына» (1666 год. Картина Рембрандта «Ночной дозор» вызывает у зрителей, рассматривающих ее, полное ощущение реальности всего происходящего.
Немало шума наделал его двойной портрет меннонитского проповедника Корнелиса Ансло, который воспел в стихах сам Вондел8. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля8. Иисус ответил: «Тот из вас, кто без греха, пусть первым бросит в нее камень». Заказов становилось все меньше.
Рембрандт не был исключением и неоднократно обращался к нему. Книга — едва ли точное воспроизведение древнего манускрипта, однако написана мастерски. В решении темы искупительного страдания, самопожертвования, очищающего накала чувств художник обращается к религиозной тематике (Воздвижение креста, 1634 Жертвоприношение Авраама, 1635, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), прибегает к эффектным приемам барокко — бурно нарастающим формам, диагональным построениям, резким ракурсам, потокам света, театрально выхватывающим из тьмы главных действующих лиц, к идеализации и драматизации образов. Я обвиняю. » (2008)12. В 1653 году испытывая материальные трудности, художник передал почти всё своё имущество сыну Титусу8, после чего в 1656 году заявил о банкротстве.
Новая няня Хендрикье Стоффельс родила Рембрандту двоих детей. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей8 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). Рембрандт боготворил свою супругу, часто изображая в различных образах в своих работах. Мажорные тона в его творчестве сменяются на более спокойные. «Старик в шлеме» — лишь одна из «жертв» Программы, приписавшей многие работы ученикам и последователям Рембрандта.
Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни7, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов. Картина написана на сюжет сбывшегося пророчества. Париж. Его первый учитель, лейденский художник Якоб ван Сваненбюрх (Jacob van Swanenburgh), в течение трех лет передал юноше основные навыки и знания, необходимые для профессии художника. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта.
Это прекраснейший голландский групповой портрет того времени. – отмечает О. Петрочук.
Галерея живописи) это единственный автопортрет живописца, в котором он изображен не один. Хендрикье также становится моделью для ряда жанровых картин. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). Здесь видны особенности обоих стилей. Амстердам.
Старцу Симеону было предсказано, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа. Рембрандт и Ливенс рисуют одних и тех же людей, пользуются общими натурщиками.
Рейксмюсеум) сейчас является национальным символом Нидерландов. После смерти Хендрикье Титус и дальше вел дела отца. в эрмитажной «Данае»). А теперь просто посмотрите на эти глаза. Например, Даная появляется в сериале Бандитский Петербург как картина Рембрандта Эгина.
Свет на заднем плане — необычный прием, необходимый для того, чтобы зритель увидел кривые линии на стене за спиной портретируемого. Картину много раз пытались толковать, но нет ни одной убедительной версии. В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. И когда он прозрел, он тотчас же принял Святое крещение.
Документальных сведений о частной жизни Рембрандта в 1640-е гг. В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус. В этюдах мужских и женских голов он исследует мимику лиц и своеобразие каждой модели. Один из серии портретов апостолов, написанных в начале 60-х годов. Лос Анджелес. Лондон. В 1628 году двадцатидвухлетний Рембрандт был признан «в высшей степени знаменитым» мастером известным портретистом у него появились заказчики и ученики.
Базель. «Прощание Давида с Ионафаном» (1642 год. В 1627 году Рембрандт возвращается в Лейден. Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. Смерть Рембрандта была очень печальной. Гаага, Маурицхейс) прославил Рембрандта и считается первым великим произведением художника.
Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. Господня». Картина привлекает к себе необычным колоритом, характерным для творчества художника. «Ганимед» дрезденского музея). Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием. Но уже в этих ранних полотнах появляются свето-теневые эффекты, так прославившие автора. На полотне запечатлено вскрытие тела, проведенное доктором Тульпом.
«Урок анатомии доктора Тюлъпа» не является документальным полотном -в действительности на вскрытиях тогда обыкновенно присутствовало куда больше наблюдателей. Художнику неважны второстепенные персонажи, пусть их и не мало. Внимание вновь приковано к отцу и сыну. Ей стала молодая девушка Хендрикье Стоффельс.
Через восемь дней, по Иоанну, Иисус явился ученикам вновь и велел Фоме коснуться его ран. Рембрандт смог передать внутреннюю драмму Ионафана изобразив его со спины. муз., 1648: гравюра «Христос исцеляет больных» «Поклонение волхвов», в букингемск. Самой примечательной на нем является фигура доктора Николаса Тюлъпа (1593-1674), бывшего с 1629 по 1653 годы главным анатомом и лектором Гильдии врачей города Амстердама.
Еще бы. В те времена групповые портреты были очень популярны в Голландии. Умер Рембрандт Ван Рейн 4 октября 1669 года в бедности и нищете. Дрезден.
Рембрандт Харменс ван Рейн родился в голландском городе Лейден в 1606 году 15 июля. Картина очень трогательная благодаря жесту и выражению лица главного персонажа.
Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. На картине «Урок анатомии доктора Тульпа» доктор Николас Тульп (настоящее имя Клас Питерсзон), выдающийся амстердамский хирург и ученый, заведовавший кафедрой анатомии, демонстрирует медикам строение мышц левого предплечья. В его время и в одной с ним стране создавали свои философские труды Декарт и Спиноза. По одной версии, эта работа связана с «Артаксерксом, Аманом и Эсфирью». Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» является одной из самых ярких вершин творчества известного художника. Музей изящных искусств), «Паламедеи перед Агамемноном» (1626 год), «Крещении евнуха» (1626 год. Государственные музеи, Картинная галерея).
Заканчивает знаменитую «Данаю» (1643г). Однако, счастье и довольство выпали на долю гениальному мастеру не надолго. В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица.
Но когда он приблизился к Дамаску, его ослепил неведомый свет с неба. Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626)8. Он продает свое имущество и живет на окраине Амстердама в еврейском квартале.
Впечатление, производимое таким гениальным распределением света и тени, усиливается тем, что наиболее освещенные части выписаны более тщательно, чем остальные трактованные широко и сочно иногда только намеками. Некоторые художники отдавали картину в обмен на бочку вина. Государственный музей Амстердама. Просто работу Рембрандта несколько раз покрывали лаком из-за чего она сильно потемнела. Картина до 1715 года находилась в главном зале амстердамского «Дома стрелков», для которого и была создана. "Сын Харменса Херритса ван Рейна и Нельтхен Виллемс родился в Лейдене 15 июля 1606 года. Краска немедленно начала пузыриться.
Картина излучает все тепло и глубину рембрандтовской палитры. Аристотель погружён в глубокое раздумье внутренний свет, кажется исходит от его лица и от бюста Гомера, на который он возложил свою руку8. Четвёртый сын Титус выжил, но через год после его рождения умерла жена Саския. В двух случаях это были крупные и престижные заказы.
На холсте появились посторонние лица. Также он создает серию гравюр с изображением его родственников и автопортретов. «Пир Валтасара» (Мене, Текел, Фарес) (1635 год.
Отцом художника был принявший кальвинизм владелец мельницы Хармен Герритс ван Рейн. тогда, когда художник олицетворяет Спасителя, Богоматерь, учеников и последователей Христовых («Снятие со Креста» в эрмит.
Рембрандт разыгрывает перед зрителем человеческую драму. На Эфиопию напало чудовище, морской дракон, пожирающий людей. В XVII веке важнее всего было сходство, портреты же Рембрандта глубоко психологичны. Царь приказал наполнить сосуды вином для своих вельмож, жен и наложниц. Рембрандт создает драматические и напряженные картины: «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» (1660 год. В пейзаже главное – это высокое облачное, но спокойное небо.
Реставрация картины длилась 12 лет. Это было сделано для того, чтобы заработки художника не попали в руки кредиторов. «Пир Валтасара» демонстрирует, как мастерски художник трактовал подобные темы.
В раннем варианте этой картины (около 1629) Рембрандт изобразил момент откровения драматически: силуэт Иисуса и ученики, словно пораженные молнией. Королевское собрание). Художник размещает чету супругов в частной обстановке. Текстура и цвета играют роль в определении настроения картины. Художественная галерея). Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм).
В теплом колорите преобладают мерцающие красные и золотисто-коричневые оттенки. Один сумасшедший подошел к картине и выплеснул на нее кислоту. Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами8, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма22. Этот очаровательный портрет юной Саскии написан в тот год, когда она вышла замуж за Рембрандта.
Этот сюжет часто использовали художники и писатели. На расстоянии создается иллюзия, что фигуры движутся навстречу зрителю. Книжники и фарисеи привели к Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии. Государственный музей Амстердама. «Жертвоприношение Авраама» (1635 год. Картинная галерея), «Портрет Саскии» (Кассельский портрет) (1635 год. На холсте изображена рота ополченцев, которая отправляется в поход.
На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. К неудовольствию заказчиков, наряду со стрелками, потесненными ликующей толпой и отчасти заслоняющими друг друга, полноправное место в композиции заняли безымянные и загадочные персонажи (ярко освещенная карлица с петухом, мальчишка, бегущий наперерез отряду). Иная живопись пользуется особенной любовью в Голландии. А. С. Сегодня картины художника занимают почетное место в любом крупном музее мира.
Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. Возможно ученики помогали художнику писать фоны и одежду моделей.
В 1641 году Саския родила сына, которого назвали Титус. На картине падающий сверху свет оставляет в едва освещенном рефлексами таинственном полумраке правую часть храма, где изображены многочисленные зрители торжественного события. Их лица озарены внутренним светом. Служанки оправляют постель, хозяйка забавляется с собачкой или умывает руки, Терборх.
Из крови убитой Персеем медузы произошел крылатый конь Пегас. Купидон, парящий над Данаей, тоже изначально выглядел по-другому – крылатый бог смеялся, а в окончательном варианте на его лице застыло страдание. Ниваа. Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания7.
Рембрандт тщательно пишет лицо, детали одежды, венок из цветов на голове Саскии.
Мифической красавице Рембрандт придал черты реальной земной женщины, трепетно ожидающей запретного свидания. Рембрандт светом выделяет две фигуры на переднем плане. 1643, Кассель, Картинная галерея). В 1669 году, 4 октября он сам покинул этот мир, но навсегда оставил след в сердцах людей, любящих его. Возможно, лучший из портретов Рембрандта.
С годами реалистическое искусство Рембрандта Ван Рейна всё улучшается и развивается. Саския умирает в 1642 году, через год после рождения сына Титуса. Полотно же Рембрандта «Иуда возвращает тридцать сребреников» (1629 год. Спустя восемь лет Рембрандт пишет еще один двойной портрет: «Проповедник сектыменнонитов Корнелис Клас Ансло и его жена Алтье Геррит Схаутен» (1641 год. Они действительно горячо и страстно любили друг друга.
Удивительна и драматична судьба картины, как и история жизни самого художника. Произведение искусства и его репродукции часто снимают в фильмах. «Св. После того как полотно было подрезано по новому формату, все это исчезло. Сегодня картины художника занимают почетное место в любом крупном музее мира.
Она отдалась ему и зачала. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан. В левой руке художник держит палитру, кисть и муштабель (деревянная палочка с шариком на конце, служащая художнику опорой при выполнении мелких деталей). Круг его изображений охватывает религиозные сюжеты историю, мифологию, портрет, бытовой жанр, анималистический жанр (посвященный животному миру), пейзаж, натюрморт. Рембрандт боготворил свою супругу, часто изображая в различных образах в своих работах.
В эпоху Рембрандта и во многом благодаря его гению, живопись в Голландии стала одним из самых ярких явлений городской культуры, выразителем эстетических идеалов нового класса — буржуазии и носителем передовых идей. Ранние полотна Рембрандта: «Побиении камнями святого апостола Стефана» (1625 год. В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки.
В этой картине Рембрандт широко пользуется методом игры рефлексов. В это же время художник получает заказ на серию работ с библейским сюжетом.
Традиционно на них изображали пятерых сидящих чиновников и стоящего сзади слугу. Женился он по любви и не только сохранил, но и приумножил капитал своей любимой. В Российских музеях находится семнадцать работ Рембрандта: 3 – в ГМИИ имени А. С. Пушкина и 14 – в Государственном Эрмитаже. Следует отметить, что на аукционах картины Рембрандта появляются крайне редко. - «Портрет молодой женщины в черном чепце» (Portrait of a young woman with a black cap) – 9 000 000 долларов США (25 января 2007, Sothebys)- «Апостол Иаков Старший» (Saint James the Greater) – 25 800 000 долларов США (25 января 2007, Sothebys)- «Пожилая женщина в белом чепце» (Study of an elderly woman in a white cap) – 4 272 000 долларов США (26 января 2006, Sothebys)- «Портрет женщины в возрасте 62 г., вероятно портрет Алтье Эйленбург» (Portrait of a lady, aged 62, perhaps Aeltje Uylenburgh) – 28 675 830 долларов США (13 декабря 2000, Christies)- «Мужской портрет» (Portrait of a Man, Half-Length, With His Arms Akimbo) – 33 200 000 долларов США (декабрь 2009, Christies). В коллекции представлено 119 картин РембрандтаРаздел 1. Последние работы Рембрандта выполнены в технике, секрет которой до сих пор не разгадан. В центре площади находится памятник Рембрандту.
Размеры данной картины больше, тона насыщеннее. Одежда на них нарядная и экзотичная.
Простые же люди позировали ему для библейских сюжетов. В конце жизни из-под пера мастера появляется еще один шедевр – «Возвращение блудного сына». Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи.
Он много пишет образ сына, а также людей, которые окружают его в последние годы жизни. Начнем с того, что привычное нам название картины не соответствует действительности: патруль изображенный на ней, на самом деле вовсе не ночной, а самый что ни на есть дневной. Невольно напрашивается сравнение с «Вирсавией», которая была написана в то же время и почти наверняка изображает ту же модель — Хендрикье Стоффельс. «Ян Сикс» (1654 год. В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство.
Картина построена на игре освещенных и затенённых зон. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. дв., 1657 и др. ).
Он тратил на них массу денег до такой степени, что в 1656 г. был объявлен несостоятельным должником, а в 1658 г. должен был оставить свой дом и переселиться в гостиницу. Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. В один год Рембрандт потерял любимую жену и потерпел фиаско с лучшей своей работой.
Этот человек, бородатый, с посохом в руках, вызывает не меньше вопросов – в Евангелии от Луки благочинный брат прибежал встречать блудного родича прямо с поля, а здесь изображен скорее знатный странник, может быть, даже Вечный Жид. Произведение искусства и его репродукции часто снимают в фильмах. И он наконец повстречался с ним, когда Мария с Иосифом принесли Иисуса во храм. Рейксмюсеум), «Давид с головой Голиафа» (1627 год.
Художник изображает редкие библейские сюжеты («Отречение апостола Петра», «Возвращение блудного сына»), семейные темы («Еврейская невеста»). А что же случилось с Гертье Диркс. Картина «Иуда возвращает серебряники» (1629, Лондон, частное собрание) вызвала восторженный отзыв известного знатока живописи Константина Гюйгенса, секретаря штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского: «это дрожащее жалким трепетом тело — вот, что я предпочитаю хорошему вкусу всех времен».
Но растрескавшиеся пятки, голый череп бродяги, бедное одеяние говорят достаточно. Рембрандт положил за правило писать автопортреты, но редко изображал себя за работой. Базель. В конце 1640-х Рембрандт сошёлся с другой своей служанкой, Хендрикье Стоффельс.
Спутники привели его в Дамаск, взяв за руку. После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)8 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни6. Лишь ангелы, спускающиеся в полумрак бедного жилища, напоминает нам о том, что это не обыкновенная семья. Например, Даная появляется в сериале Бандитский Петербург как картина Рембрандта Эгина. По-видимому, уже не суждено узнать, ускорила ли его конец смерть Титуса в сентябре 1668 года. Групповой портрет «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632 год. Новых заказов почти не появляется.
К серии автопортретов примыкает вереница изображений умудрённых жизнью апостолов нередко в лице апостола угадываются черты самого художника8. В начале XIX века из-за потемневшего лака, утопившего в тени многие детали, она получила название «Ночной дозор» (1642, Амстердам, Рейксмузеум).
Маньяком оказался некий Бронюс Майгис, позже проведший 6 лет в психиатрической клинике. Два других заказа на создание портрета достались его ученикам.
Сейчас она демонстрируется в «Эрмитаже» под бронированным стеклом, защищающем шедевр от вандалов. В 1632 году художник переезжает в Амстердам – столицу тогдашнего коммерческого мира. Именно в год, когда умерла его жена, он дописал картину «Ночной дозор». Эрмитаж) художник изображает Саскию в костюме Флоры, создавая образ богини. Так что это не был брак по расчету. Выбор библейских сюжетов теперь вызван поиском темы для передачи сложной гаммы душевных переживаний человека (Прощание Давида с Ионафаном, 1642, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж офорт Христос исцеляющий больных, 1649), теплоты и преданности материнской любви, духовной близости истинно родных людей, красоты бесхитростного патриархального уклада скромной, непритязательной жизни (Святое Семейство, 1645, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Христос в Эммаусе, 1648, Париж, Лувр).
В те времена он был модным и преуспевающим живописцем, у которого было множество заказов. Ее кабинетный размер адресован не восприятию толпы, a индивидуальному переживанию. Зевс проник к узнице в виде дождя из золота, после чего родился Персей. «Свадьба Самсона» (Самсон задает гостям загадку) (1638 год. Картина поражает своей реалистичностью и натурализмом. Национальная галерея), «Хендрикье Стоффельс у открытой двери» (период 1650-1660 годы.
Некоторые исследователи полагают, что круги символизируют полушария Земли. Они темные. Ранние образцы групповых портретов отличались несовершенством композиции. Он даже какое-то время еще жил в доме, который ему уже не принадлежал.
Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года8. Принято считать изображенную красавицу Вирсавией, которую увидел и возжелал царь Давид. Дрезден. В это время рождаются картины Рембрандта с названиями «Портрет старика в красном», «Портрет сына Титуса за чтением» и другие работы. Вот таким образом часть своей коллекции художник продал, но и это его не спасло. После приобретения работы Екатериной II «Даная» заняла почетное место в знаменитой коллекции «Эрмитажа». Его можно рассматривать как завещание Рембрандта-человека и Рембрандта-художника.
В этой работе художник выражает свое отношение к жене. Пушкина Принесение во храм, 1628, Гамбург, Кунстхалле) еще выдают влияние Ластмана, от которого Рембрандт воспринял импозантную театральность композиции, несколько нарочитую экспрессивность поз, жестов и мимики персонажей, декоративную яркость цветовой гаммы. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. До середины 50-х годов Рембрандт выполнил для него немало заказов.
Он хочет подчеркнуть достоинство человека в страдании. Тогда Савл поднялся с земли глаза у него были открыты, но он ничего не видел. Туфли изношены, одну он обронил, став перед отцом на колени. Так появляются картины Рембрандта с названиями «Жертвоприношение Авраама» и «Пир Валтасара».
Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г). В 1635 – 1640 –х гг.
Шедевр после смерти автора сменил немало владельцев. Многие имеют овальную форму.
Считается, что переломным моментом в его жизни стало создание картины «Ночной дозор» (1642 г. ), не оправдавшей ожидания группы богатых заказчиков. Картина была заказана Рембрандту начальником стрелковой дивизии. Всех их объединяет мужественность и патриотический порыв. В серии картин «Страсти», выполненной в 1633—1639 годах для штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского (Мюнхен, Старая пинакотека), по словам самого Рембрандта, он «с великим трудом» добился выражения «наивысшей и наиестественнейшей подвижности», под которой в Голландии XVII века понимали движение души. К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634).
Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов6. В конце жизни из-под пера мастера появляется еще один шедевр – «Возвращение блудного сына». Мастерство в области передачи света и тени вырабатывалось у Рембрандта постепенно.
Дрезден. Эпизод с вручением женой письма своему мужу, который работает в своем кабинете, превращает картину в жанровую сценку.
Менее удачными считаются его портреты в полный рост. Новых заказов почти не появляется. Ныне подобные произведения мы относим к мифологическому жанру. гал. ) и «Рембрандт с его женою» (там же).
Художник с удовольствием писал ее портреты: «Автопортрет с Саскией на коленях», написанный во время медового месяца, портрет «Саския с цветком», созданный незадолго до ее смерти. Шедевр после смерти автора сменил немало владельцев. Музей Поля Гетти) сюжет традиционные для итальянской живописи. Рембрандт становится увлеченным коллекционером дорогостоящих и редких предметов. Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)8. Кроме того, почти 100 лет (с начала XVIII до начала XIX века) полотно украшало один из залов амстердамской ратуши, где висело прямо напротив камина, год за годом покрываясь копотью. Полотно голландского мастера таит в себе множество «сюрпризов».
Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. Кто они — неизвестно. Мы не знаем, что выражает его лицо. На картине изображено более двадцати фигур.
После написания картины «Ночной дозор» разразился невероятный скандал. «Ночной дозор» – уникальный групповой портрет изображающий событие, а не просто позирующих мушкетеров. Отец объясняет ему, что его брат «был мертв, но возвратился к жизни». Некоторые детали портрета тщательно выписаны, другие же смело обозначены как бы мимоходом.
Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. Здесь упор, похоже, делается на успехе. Популярность автора начинает падать. Я – Иисус, которого ты гонишь. Как и автопортрет в образе Зевкиса, этот написан в последний год жизни.
После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. Интересен и еще один факт. Рембрандт написал для принца Оранского несколько полотен на религиозную тему. В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнями св.
Моделью для Вирсавии, вероятно, послужила подруга Рембрандта Хендрикье Стоффельс. Его мать происходила из патрицианского католического рода. сохранилось мало. Рембрандт не успел окончить картину, но оставил надежду быть когда-нибудь понятым. Наиболее выдающимися работами этого периода являются «Христос в Эммаусе» и «Симеон во Храме». Объясняется это просто.
Картина «Ночной дозор» оказалась поворотной точкой в карьере Рембрандта. После того, как в 1631 (1632) году он переехал в Амстердам, в самом скором времени он снискал настоящую славу талантливого художника. Мать, дитя, даже колыбель — чисто голландские типы XVII века. Вот таким образом правомерно вернуться к старой версии. После снятия с креста Иисус, явившись ученикам, показывает свои раны.
Художественная галерея), «Женщина с книгой псалмов» (1632 год. Он ломает сцепленные до крови руки и все его тело скорчено в безумном порыве. Это самая известная картина Рембрандта. Этот период творчества совпал с его личным банкротством. Изображен немощный старик, время обезобразило его лицо почти неузнаваемо, гораздо больше, чем на автопортрете того же года. Призывом к глубочайшей человечности, утверждением духовной общности людей закончил своё творчество великий голландский художник.
Остальные пятеро, слева от Симеона, присутствуют молча и растроганно. Британский искусствовед Кеннет Кларк писал, что всякий, кто хоть раз видел ее, согласится с тем, что перед ним «величайшее полотно из всех когда-либо созданных рукой художника». В работах этого периода («Валаам», «Давид и Голиаф») в стиле Рембрандта отмечается влияние его наставника Ластмана, который прошел обучение в Италии и передал свои знания по эффектам светотени и передачи объемности ученику.
Пожилой, одетый в простое платье художник, сжав руки, смотрит на нас, не прося ни о чем, не сетуя ни на что. Рембрандт совершил подлинную революцию, показав динамичную композицию и «оживив» своих персонажей. Поздний Рембрандт характеризуется монументальностью композиций из крупных фигур («Аристотель с бюстом Гомера), многофигурностью композиций («Синдики», «Заговор Юлия Цивилиса»). Однако реставраторы не стали снимать все слои темного лака, боясь повредить краску, вот таким образом и сейчас «Ночной дозор» довольно сумеречен.
Открытое художественное собрание), «Молящийся Товит» (Товит обвиняет Анну в краже козленка) (1626 год. Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669) родился в городе Лейден в многодетной семье владельца мельницы Хармена Герритсзона ван Рейна (Harmen Gerritszoon van Rijn). С 1612 г. по 1616 г. Рембрандт, подобно большинству голландских детей своего времени, посещал начальную школу, а с 1616 г. по 1620 г. – латинскую школу, где основными предметами были ораторское искусство и изучение Евангелия. С 1620 г. по 1624 г. Рембрандт обучался живописи. В процветающем (благодаря морской торговле и захвату колоний), бурно развивающемся государстве промышленников, купцов и банкиров, относительно веротерпимом и демократичном искали убежища от инквизиции и гонений многие европейские ученые, мыслители, поэты, художники. Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни6.
Тульп деловит, сдержан, предельно точен и в то же время оживлен и уверен. Заказчики предпочитали, чтобы их нарисовали с супругой. Из 10 детей в семье Рембрандт был самым младшим.
Настоящее название полотна — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбурга». Санкт-Петербург. Ребенок выжил, но, к сожалению, умерла сама мать в возрасте 29 лет.
«Автопортрет с Саскией на коленях» (Блудный сын в таверне, Аллегория любви и вина) (1638 год. Родители поместили его для изучения латинского языка в школу Лейденского университета имея в виду поступление его впоследствии на городскую или государственную службу, чтобы потом он мог оказывать им помощь. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. Для живописи Ластмана характерны локальные краски, то есть краски, свойственные предметам при равномерном естественном освещении со всех сторон дневным светом таким образом, Ластман не знал законов светотени. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний7. На ранней (1664) Лукреция держит нож, готовясь уйти из жизни.
Он пишет ряд картин на библейские темы в спокойных, теплых, красных и золотисто-коричневых оттенках («Святое семейство», «Давид и Ионафан»). После приобретения работы Екатериной II «Даная» заняла почетное место в знаменитой коллекции «Эрмитажа». Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете.
Амстердам. Снятие с креста — распространенный сюжет в европейской живописи. Отец тогда счел за лучшее отдать его для дальнейшего усовершенствования к уже известному художнику Питеру Ластману, жившему в Амстердаме. Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника.
Неудивительно, что уже к началу XIX века за картиной прочно утвердилось название «Ночной дозор»: к этому времени история ее создания была основательно забыта и все были уверены, что мастер изобразил именно темное время суток. Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты7.
Мы не найдем здесь экзотических одеяний и поз. Такого унижения самый известный художник Нидерландов не испытывал никогда. Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 г. им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» (наход. Трое его детей умерли ещё во младенчестве. И сразу вспоминается полотно великого предшественника Рембрандта — Микеланджело да Караваджо «Призвание Матфея».
Рембрандт знакомится со множеством людей разных сословий. Галерея Далвич). и десятки других портретов были созданы за короткий промежуток времени. скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника10. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627). Однако страсти Христовы большого успеха не имели.
На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. Специалисты никак не могут определить формулу красок, которые как бы стекали по холсту. Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. Его дела резко пошли в гору и он стал довольно обеспеченным человеком.
С поразительным мастерством он воссоздает в нем целую гамму сложных и глубоких человеческих чувств, подчиняет художественные средства раскрытию красоты человеческого понимания, сострадания и прощения. Это время, когда он был совсем старым и немощным, нуждался и голодал. Возможно, рождение внучки Тиции, дочери Титуса, вдохновило Рембрандта на работу над картиной Симеон в храме (1669, Стокгольм, Национальный музей). В этом вместе с опрятностью и уютностью жилища – их роскошь. Крестьяне обычно выглядят драчунами и забияками. Он не уставал удивлять людей на протяжении всей своей жизни.
В Лейдене Рембрандт посещал латинскую школу при университете, но не любил точные науки, наибольший интерес проявлял к живописи. Встал и пошел к отцу своему. На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров. Его Ганимед скорее похож на рубенсовского купидона. Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. История о блудном сыне представляет собой один из самых известных библейских сюжетов. Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса8. Есть много свидетельств, что Рембрандт порой симпатизировал сектантству.
Сюжет взят из Нового Завета. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу8. Лондон.
Москва. Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден). В натюрморте вкусные яства, блистающие чистотой предметы. В этом лице и боль и усталые от выплаканных слез глаза и счастье долгожданной встречи.
Лос-Анджелес. Картина известна под названиями: «Синдики», «Старейшины суконного цеха» оба не совсем точны и связаны с учреждением при гильдии суконщиков, призванным отбирать образцы тканей и проверять их качество. Санкт-Петербург. Этот групповой портрет разительно отличался от полотен других художников драматическим освещением и естественностью персонажей. На картине изображен капитан Кок (в центре), отдающий лейтенанту Виллему ван Рей-тенбургу (в золотистом камзоле) приказ о наступлении.
В ее центре – обнаженная по пояс Андромеда, одинокая и испуганная. Работает над гравюрой «Христос исцеляющий больных» известный под названием «Лист за сто гульденов». По-видимому, это эскизная работа. Освободившись, умерла через год.
Правда, как правило, члены группы позировали для них, усевшись в ряд. Мерцающие краски и изящная игра света и тени подчеркивают образы главных героев.
Ночной Дозор – это групповой портрет членов стрелковой гильдии. Городское собрание живописи), «Мужчина с остроконечной бородкой» (1632 год. Написана она по мотивам мифа о матери Персея, Данае. В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея).
Призывает отомстить, а затем налагает на себя руки. Хотя художник переехал в Амстердам лишь незадолго до того, он уже доказал, что способен выполнить большую работу, написал пару великолепных портретов, после чего ему заказали «Урок анатомии». Санкт-Петербург.
Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. Когда свершилось это кощунство, вдруг появилась таинственная рука и начертала на стене странные слова: «Мене, мене, текел, упарсин». Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. Беззаботное время художника длилось недолго. Утрехт. В юности он прозывался Савлом и участвовал в преследовании христиан.
Рейксмюсеум). Фигура в черном – капитан Кок протягивает вперед руку. Действительно, на протяжении всей жизни художник черпал вдохновение от окружающих людей, не исключено, что на полотне убаюкивает младенца женщина, срисованная со служанки. Светотень в этих картинах достигает невиданного прежде богатства оттенков. Ассоциации с купанием вызывают в памяти даже «Сусанну», однако подобного рода связь может лишь означать, что Рембрандт питал пристрастие к таким темам и находил в них предлог для выражения эротизма. Амстердам был самым крупным художественным центром.
Эрмитаж) «Аман узнает свою судьбу» (Давид и Урия) (1666 год. По сути картина является пасторалью. Еще одна загадка: весьма неубедительно изображенная лошадь. Люди, шедшие с Савлом, стояли в оцепенении, слыша голос и никого не видя. Один из излюбленных сюжетов Рембрандта, основанный на эпизоде из Евангелия от Луки. Тепло этих портретов делает их очень живыми и художественными. Художники оказывают взаимное влияние на творчество друг друга и порой работают над одним и тем же сюжетом в своеобразном соавторстве.
Рембрандт стал его последним протеже. Однако Рембрандт, должно быть, гордился этой работой, так как она подписана и датирована. Эта красивая молодая женщина была его музой и моделью на протяжении нескольких лет. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Лувр), «Якоб де Гейн Третий» (1632 год.
Рембрандту, младшему сыну, предполагалось дать хорошее образование. Это самое большое полотно Рембрандта на религиозную тему, хранится оно в Эрмитаже. Это последний групповой портрет, созданный Рембрандтом.
Их четверо – кто-то условно называет их братьями и сестрами главного героя. Государственный музей Амстердама. По всей вероятности, распространённая легенда о провале этой работы не имеет под собой серьёзных оснований10. Рембрант писал себя в разных ракурсах, во всевозможных обличиях.
«встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче. Берлин), «Введение во храм» (1628 год), «Христос в Эммаусе» (1629 год).
Влияние искусства Рембрандта было громадным. С этого времени он теряет заказы, от него уходят ученики. В 30-е годы Рембрандт написал ряд картин на тему Страстей Господних, в том числе «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» для штатгальтера Нидерландов Фредерика Хендрика. Фотограф может применить это к фотографии. Ни на одном автопортрете Рембрандт не предстает столь безропотно покорным судьбе. Многие ученики уходят от него и становятся востребованными художниками.
Рембрандт также пишет портреты своего сына: «Титус за партой» (1655 год. Между тем споры вокруг нее не утихают. Он три дня провел в молитве, ничего не ел и не пил, пока слепота не спала с его глаз. Интересен и еще один факт. Пристыженные обличители удалились, а Иисус велел женщине идти и впредь не грешить.
Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007)11 и «Рембрандт. Произведения, созданные с 1626 г. по 1637 г. Раздел 2. Амстердам.
Повреждения затронули около 30 шедевра. Он переселился в еврейский квартал Амстердама, где в крайне стесненных обстоятельствах провел остаток жизни. Савл упал на землю и услышал голос: "Савл, Савл, что ты гонишь меня.
Заказчики отказались принять эту картину. Он уткнулся по младенчески в царское одеяние отца.
К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. Тема блудного сына неоднократно и ранее возникала в творчестве художника. После распродажи в 1657-58 гг. Не всем нравилась манера Рембрандта изображать человека таким, какой он есть. Как и другие мастера барокко, Рембрандт исследует значение светотени для передачи эмоций.
Париж. Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов16. «Молящийся Товит» (Товит обвиняет Анну в краже козленка) (1626 год. Они не жалеют на это денег, предпочитая сокращать расходы на еду. Миф об Андромеде восходит к глубокой древности. Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек. Работа отличается тщательностью в прорисовке всех образов и деталей.
Композиция уравновешивается жестом руки Ансло и лежащими на столе книгами. Также к этому периоду относится одна из самых известных работ мастера «Даная».
Через четыре дня его похоронили на амстердамском кладбище в Вестеркерке. Если так, то картина имеет отношение к Польше не по сюжету, а разве лишь потому, что впоследствии была приобретена поляками. Эрмитаж) драматична по своему сюжету. в Амстердаме) и «Возвращение блудного сына» (имп. Но их усилия оказались тщетными.
В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. В бюргерском интерьере непременно должны царить благопристойность и покой. Нью-Йорк. Внимание зрителя привлекает освещенная фигура девочки на втором плане картины. Это скорее фантазия Рембрандта на тему библейской истории. Собрание Уоллес), «Титус в одежде монаха (Титус в виде Святого Франциска)» (1660 год. Прежде всего она не создана ни формально, ни по существу как моленный алтарный образ.
Его трактовка сюжетов из Библии, античных мифов, древних преданий и прошлого родной страны как реально осмысленных событий истории человека и общества, глубоко прочувствованных жизненных коллизий конкретных людей открыла путь свободной и многозначной интерпретации традиционных образов и тем. ГМИИ им. Павлин на столе – символ богатства. Художник пристально изучал произведения великих предшественников и современников, таких как Тициан и его «Ариосто», портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля, портреты кисти ван Дейка. Государственный музей Амстердама. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. Это событие приумножило их состояние, открыв перед художником двери особняков бюргеров.
по существу историческую картину, пробуждающую воспоминания об освободительной борьбе голландского народа. Лувр) «Женщина купающаяся в реке» (Хендрикье Стоффельс купающаяся в реке) (1654 год. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста7. Рембрандт начал эту картину в середине 30-х годов, но она была продана только в 1647 году. Что действительно важно: эти двое связаны глубокой любовью. «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке.
Среди тех, кто остался в мастерской мастера (с 1648 г. по 1653 г. ), был Николас Мас. В 1653 г. испытывающий материальные трудности, художник передал почти всё своё имущество сыну Титусу и в 1656 г. объявил себя банкротом. Умер Рембрандт 4 октября 1669 г. Произведения Рембрандта хранятся во многих музеях мира: Королевской галерее Маурицхейс, Музее Бойманса-Ван Бёнингена, Дрезденской галерее старых мастеров, Берлинской картинной галерее, Лондонской национальной галерее, Художественной галерее Хэмптон-Корт, Собрании Уоллеса, Метрополитен Музее, Лос-Анджелесском музее искусств, Музее Поля Гетти, Бостонском музее изобразительных искусств, Чикагcком художественном институте, Вашингтонской Национальной галерее искусства. С другой стороны интригует факт: в 1654 году в Амстердаме был напечатан памфлет под названием «Польский всадник» в защиту радикальной секты социниан. Маньяком оказался некий Бронюс Майгис, позже проведший 6 лет в психиатрической клинике. Сейчас она демонстрируется в «Эрмитаже» под бронированным стеклом, защищающем шедевр от вандалов. жена родила Рембрандту троих детей, но все они умирали новорожденными.
Кассель. Одна из самых известных картин художника «Автопортрет с Саскией» показывает счастливого Рембрандта со своей молодой женой. Темный лак (снятый позднее) создавал обманчивое впечатление того, что изображенные события происходят среди ночи. Отец прижимает сына к груди, прощая его. Он много пишет образ сына, а также людей, которые окружают его в последние годы жизни.
Среди портретов Саскии наибольшей известностью пользуются: — «портрет невесты Pембрандта» (в кассельск. Сам же Рембрандт получил новый общественный заказ лишь спустя 14 лет. Рембрандт умирает годом позже.
Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена8. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения8. Портрет на котором художник запечатлел себя в мастерской в момент работы над картиной – это первый дошедший до нас живописный автопортрет Рембрандта (1628 год). Музей Метрополитен), «Альберт Кейпер» (1632 год. Музей Бойманса-ван Бенингена), «Титус» (1657 год.
Мастер, который осмеливался противостоять их требованиям, был обречен на забвение и нищету. В 1634 году Рембранд женился на Саскии. Считают, что именно ее он изобразил на картине «Версавия», а также в ряде других работ. Но не стоит забывать, что это и портрет Зевксиса, древнегреческого художника. По мнению искусствоведов, в «Возвращении» раскрылся весь психологический талант живописца. Фигуры на них располагались в ряд, как на школьной фотографии. Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом.
Лондон. Кроме того картина напоминала о недавней освободительной Нидерландской революции. Популярность автора начинает падать. Картина переписывалась художником несколько раз и имеет несколько авторских вариантов.
Главные акценты расставлены художником на лицах и некоторых предметах интерьера. Нередко мы присутствуем при утреннем вставании дамы или кавалера. Однако, несмотря на своё благополучие как художника, в личной жизни Рембрандта постигло множество бед. Родился будущий художник в семье мельника, недалеко от реки Рейн, отсюда и приставка ван Рейн – «с Рейна». На творчество Рембрандта повлияли такие художники, как Йорис ван Схоотен, создатель целой серии групповых полотен, Лука Лейденский, его кисти принадлежит полотно «Страшный суд», Питер Пауль Рубенс, считавшийся тогда лучшим художником Европы, немецкий художник Адам Эльсхаймер, а также картины караваджистов стали его учителями в отношении работы со светом и тенью. Лондон. Характер и судьба каждого персонажа читаются благодаря кисти известного художника.
Возможно, причина была в том, что в разгар работы умирает его возлюбленная Саския от туберкулеза. Ее солнечно-золотистый плащ падает сзади, образуя мягкие воздушные складки. Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург).
Он углубляется в своё творчество, всё больше и больше отличаясь от своих современников. Самая известная из картин Рембрандта.