Рембрандт считал, что истинная цель художника заключается в изучении натуры, поэтому все картины живописца получались, чересчур фотографичными: нидерландец старался передать каждую эмоцию изображенного человека.
Правда, как правило, члены группы позировали для них, усевшись в ряд. Рембрандт боготворил свою супругу, часто изображая в различных образах в своих работах. Встал и пошел к отцу своему. Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты7. Отец объясняет ему, что его брат «был мертв, но возвратился к жизни». Отличительная черта рембрандтовского творчества 1650-х годов— ясность и монументальность крупнофигурных композиций6.
Текстура и цвета играют роль в определении настроения картины. Произведения, созданные с 1626 г. по 1637 г. Раздел 2. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. Они темные.
Картина излучает все тепло и глубину рембрандтовской палитры. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Некоторые исследователи полагают, что круги символизируют полушария Земли. В 1656 году Рембрандт был объявлен несостоятельным должником, все его имущество продано с аукциона. Также к этому периоду относится одна из самых известных работ мастера «Даная».
В работах этого периода («Валаам», «Давид и Голиаф») в стиле Рембрандта отмечается влияние его наставника Ластмана, который прошел обучение в Италии и передал свои знания по эффектам светотени и передачи объемности ученику. гал. ) и «Рембрандт с его женою» (там же). В те времена групповые портреты были очень популярны в Голландии. Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург). в «Уроке анатомии»), световые же рефлексы от этой главной группы распространяются на прочие ближайшие к ней лица или аксессуары и, наконец, остальные части картины тонут в прозрачном, глубоком полумраке, полном воздушности.
После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)8 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни6. Произведение искусства и его репродукции часто снимают в фильмах. Уже к 22 годам у него появились первые ученики, в числе которых был и Герард Доу. Почему я акцентировал ваше внимание на «из очень состоятельного семейства». Стиль живописи говорил о более позднем периоде его творчества.
Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. Это самое большое полотно Рембрандта на религиозную тему, хранится оно в Эрмитаже.
Удивительна и драматична судьба картины, как и история жизни самого художника. Заказов становилось все меньше.
В течение всего XX века голландцы вели кропотливую работу по скупке полотен Рембрандта и их возвращению на родину в результате этих усилий наибольшее число картин Рембрандта можно ныне увидеть в амстердамском Рейксмюсеуме24. Этот период творчества совпал с его личным банкротством. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан. Наиболее выдающимися работами этого периода являются «Христос в Эммаусе» и «Симеон во Храме».
Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. Работа молодого Рембрандта отличается от своего прототипа самыми основными чертами. В центре располагается нагая женщина, тело которой освещается ярким солнечным светом. дв., 1657 и др. ).
Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей8 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). После приобретения работы Екатериной II «Даная» заняла почетное место в знаменитой коллекции «Эрмитажа».
А что касается приданного невесты, то художник его не промотал, а существенно приумножил. Испытуемые просматривали по 30 изображений и оценивали «художественную ценность» картины по первому впечатлению. Рентгенограмма помогла определить факт переделок и на полотне «Ночной дозор», где особенно «досталось» образу лейтенанта Рёйтенбюрга. Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643).
Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636). Еще одной его музой принято считать молодую служанку Хендрикье Стоффельс, которая поступила к нему на службу в 1647 году. Один сумасшедший подошел к картине и выплеснул на нее кислоту. Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. Изображенная на полотне женщина явно ждет кого-то (или чего-то), что дает основания идентифицировать ее образ с Данаей.
Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена8. В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки.
Он переселился в еврейский квартал Амстердама, где в крайне стесненных обстоятельствах провел остаток жизни. Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. 1669 год. В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения.
А теперь просто посмотрите на эти глаза. Персонажи готовы ожить в любой момент. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. Позднее он полюбил другую женщину, кормилицу сына Гертье Диркс, вот таким образом в «Данае» были совмещены образы двух любимых женщин. Объясняется это просто.
Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов16. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. Интересным является и тот факт, что при написании золотого дождя (на картине снизу) и золотого света, который мы видим сейчас, художник замешивал в масляную краску толченый янтарь.
Реалистическое и гуманистическое по своему существу, оно ознаменовало собой вершину становления голландского искусства XVII в., воплотив в блистательно персональной и совершенной художественной форме высочайшие высоконравственные идеалы, веру в красоту и величавость обычных людей. Шедевр после смерти автора сменил немало владельцев. В это же время художник получает заказ на серию работ с библейским сюжетом.
В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. Ещё сто лет назад самым большим собранием рембрандтовских полотен мог похвастаться Императорский Эрмитаж23, однако в XX веке часть этого собрания была распродана, некоторые картины были переданы в Пушкинский музей, авторство других было оспорено.
Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника. Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. Работа передает не только начало движения действующих лиц, но и мелких деталей, например, одежды персонажей.
Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Женился он по любви и не только сохранил, но и приумножил капитал своей любимой. С помощью колоритных цветов (золотой, черный и желтый) зрителю раскрывается энергия, драматизм и торжественность настроения военных. Внимание вновь приковано к отцу и сыну.
Сейчас она демонстрируется в «Эрмитаже» под бронированным стеклом, защищающем шедевр от вандалов. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. Среди шедевров позднего периода — «Возвращение блудного сына». Очень рано он почувствовал в себе художественный талант. В это время рождаются картины Рембрандта с названиями «Портрет старика в красном», «Портрет сына Титуса за чтением» и другие работы. Произведения, созданные с 1637 г. по 1667 г. В Берлинском гравюрном кабинете хранится графический «Портрет Саскии в соломенной шляпе» (он же «Портрет Саскии-невесты») исполненный карандашом с наконечником из чистого серебра на загрунтованном пергаменте.
В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника10. С помощью специального оборудования ученые регистрировали у испытуемых время фиксации взгляда, количество точек фиксации и скорость перемещения от одной точки к другой.
Например, Даная появляется в сериале Бандитский Петербург как картина Рембрандта Эгина. Для Голландии подобная ситуация не являлась исключительной. Трое его детей умерли ещё во младенчестве.
Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей7. почти не сохранилось. В 1632 году художник переезжает в Амстердам – столицу тогдашнего коммерческого мира. Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами8, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма22. (За такую неимоверную цену по меркам XVII века эта гравюра однажды была продана).
Однако, счастье и довольство выпали на долю гениальному мастеру не надолго. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). На картине вместе с фигурами стрельцов виден силуэт девушки, так напоминающей жену мастера.
Краски лежат на холсте густыми мазками. Самая известная из картин Рембрандта. Кроме того, почти 100 лет (с начала XVIII до начала XIX века) полотно украшало один из залов амстердамской ратуши, где висело прямо напротив камина, год за годом покрываясь копотью. «Урок анатомии доктора Тюлъпа» не является документальным полотном -в действительности на вскрытиях тогда обыкновенно присутствовало куда больше наблюдателей.
тогда, когда художник олицетворяет Спасителя, Богоматерь, учеников и последователей Христовых («Снятие со Креста» в эрмит. «Ночной дозор» – один из восьми групповых портретов, заказанных разным художникам Амстердамской гильдией аркебузиров народного ополчения. «встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче. В это же время в его трудах появились образы философов, праведников («Портрет ученого», «Иеремия» и пр. ). Но растрескавшиеся пятки, голый череп бродяги, бедное одеяние говорят достаточно.
Но, несмотря ни на что, бог Зевс, превратившись в золотой дождь, проник в подземелье. «Св. Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом. Одной рукой она опирается на посох из виноградной лозы, второй держит ворох рассыпающихся цветов. Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)1415. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627). В первые амстердамские годы видное место в творчестве Рембрандта занимает жанр автопортрета изображая себя в фантастических одеяниях и замысловатых позах, он намечает новые пути развития своего искусства. В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство.
Творчество Рембрандта проникнуто рвением к глубочайшему, философскому постижению реальности и внутреннего мира человека со всем богатством его искренних переживаний. Повреждения затронули около 30 шедевра. После того как полотно было подрезано по новому формату, все это исчезло.
Популярность автора начинает падать. В 1985 на «Данаю» было совершено покушение. Эта красивая молодая женщина была его музой и моделью на протяжении нескольких лет.
Кто-то пустил слух, что художник женился на деньгах А это ложь. Это самая известная картина Рембрандта. Считают, что именно ее он изобразил на картине «Версавия», а также в ряде других работ. Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнями св. в Амстердаме) и «Возвращение блудного сына» (имп.
Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007)11 и «Рембрандт. Влияние искусства Рембрандта было громадным. Она получила свое нынешнее название лишь в конце XVTII века. Все показанные на картине офицеры размещены в соответствии с уплаченным ими Рембрандту гонораром. Кто они — неизвестно.
Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания7. Рембрандт разыгрывает перед зрителем человеческую драму.
После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. Картина привлекает к себе необычным колоритом, характерным для творчества художника. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn), голландский художник, рисовальщик и офортист.
Настоящее название полотна — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбурга». На рисунке показано движение взгляда при рассматривании автопортрета художника.
Последние работы Рембрандта выполнены в технике, секрет которой до сих пор не разгадан. Картина была заказана Рембрандту начальником стрелковой дивизии. Значение двух кругов на стене до сих пор не выяснено и остается предметом нескончаемых споров. Мы не найдем здесь экзотических одеяний и поз. Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626)8.
Рембрандт обожал свою Саскию, она была его музой и другом. Мы не знаем, что выражает его лицо. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта.
Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. Британский искусствовед Кеннет Кларк писал, что всякий, кто хоть раз видел ее, согласится с тем, что перед ним «величайшее полотно из всех когда-либо созданных рукой художника». «Ганимед» дрезденского музея). Картина Рембрандта «Ночной дозор» вызывает у зрителей, рассматривающих ее, полное ощущение реальности всего происходящего. Однако реставраторы не стали снимать все слои темного лака, боясь повредить краску, вот таким образом и сейчас «Ночной дозор» довольно сумеречен.
После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Один из последних полученных Рембрандтом крупных заказов «Заговор Юлия Цивилиса» для новой ратуши Амстердама постигла участь «Ночного дозора». Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г). Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. Обучение продлилось недолго и в 19 лет Рембрандт возвращается обратно в Лейден. Участок с максимальной остротой зрения в человеческом глазу – так называемое желтое пятно. На полотне запечатлено вскрытие тела, проведенное доктором Тульпом.
В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. Написана она была в последние годы жизни мастера. 1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта.
Он использовался многими художниками. Другие считают их абстрактными фигурами, помещенными сюда Рембрандтом исключительно для оживления фона. Ранние образцы групповых портретов отличались несовершенством композиции. Этот групповой портрет разительно отличался от полотен других художников драматическим освещением и естественностью персонажей. На картине изображен капитан Кок (в центре), отдающий лейтенанту Виллему ван Рей-тенбургу (в золотистом камзоле) приказ о наступлении. гал. ), «Портрет Саскии» (в дрезд. Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден).
Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора»8. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний7. Техническое совершенство Рембрандта тут не вызывает сомнений, разноречия касаются сюжета.
Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. В Российских музеях находится семнадцать работ Рембрандта: 3 – в ГМИИ имени А. С. Пушкина и 14 – в Государственном Эрмитаже. Следует отметить, что на аукционах картины Рембрандта появляются крайне редко. - «Портрет молодой женщины в черном чепце» (Portrait of a young woman with a black cap) – 9 000 000 долларов США (25 января 2007, Sothebys)- «Апостол Иаков Старший» (Saint James the Greater) – 25 800 000 долларов США (25 января 2007, Sothebys)- «Пожилая женщина в белом чепце» (Study of an elderly woman in a white cap) – 4 272 000 долларов США (26 января 2006, Sothebys)- «Портрет женщины в возрасте 62 г., вероятно портрет Алтье Эйленбург» (Portrait of a lady, aged 62, perhaps Aeltje Uylenburgh) – 28 675 830 долларов США (13 декабря 2000, Christies)- «Мужской портрет» (Portrait of a Man, Half-Length, With His Arms Akimbo) – 33 200 000 долларов США (декабрь 2009, Christies). В коллекции представлено 119 картин РембрандтаРаздел 1.
муз., 1648: гравюра «Христос исцеляет больных» «Поклонение волхвов», в букингемск.
Беззаботное время художника длилось недолго. Успехи Рембрандта в живописи были очевидны с самого начала. Активное действие отсутствует, статичные, внешне сдержанные персонажи, подчас окутанные сиянием парчовых одежд, выступают из окружающего их затенённого пространства. История рассказывает о прекрасной Данае, которую собственный отец, царь древнегреческого города Аргоса, заключил в подземелье. С его именем связывают не только расцвет голландского, но и мирового искусства. Главная отличительная особенность рембрандтовского колорита — отсутствие красочности — замечается как в ранних, так и в позднейших его работах ни в одной из его картин нет тех красок, какими блещут произведения итальянских мастеров или, например, работы главы фламандской школы — Рубенса. Могила его затерялась, но великое наследие осталось в память о нём на многие века.
Он уткнулся по младенчески в царское одеяние отца. Самой примечательной на нем является фигура доктора Николаса Тюлъпа (1593-1674), бывшего с 1629 по 1653 годы главным анатомом и лектором Гильдии врачей города Амстердама. Его самая знаменитая картина Ночной дозор – это не просто статичный портрет. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты.
Его первый учитель, лейденский художник Якоб ван Сваненбюрх (Jacob van Swanenburgh), в течение трех лет передал юноше основные навыки и знания, необходимые для профессии художника. Сочетание мерцающих тонов и золотых бликов поражает своей утонченностью и великолепием. Позировала она и для одного из самых лучших и многострадальных его полотен — «Даная». Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни6.
Вскоре прекрасная Даная родила на свет сына Персея. Тепло этих портретов делает их очень живыми и художественными. Одна из самых известных картин художника «Автопортрет с Саскией» показывает счастливого Рембрандта со своей молодой женой. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn)— голландский художник, художник и офортист.
Художник с удовольствием писал ее портреты: «Автопортрет с Саскией на коленях», написанный во время медового месяца, портрет «Саския с цветком», созданный незадолго до ее смерти. Оно произвольно, комфортно глазу. Психически нездоровый посетитель Эрмитажа облил картину кислотой и порезал ножом. История создания картины своими истоками уходит в 1636 год. Ночной Дозор – это групповой портрет членов стрелковой гильдии.
Саския стала музой и любимой моделью художника. Разве не с таким же выражением смотрит апостол на Христа, когда тот призывает его к себе. Дела шли все хуже.
Четвёртый сын Титус выжил, но через год после его рождения умерла жена Саския. Заканчивает знаменитую «Данаю» (1643г). Художник изображает редкие библейские сюжеты («Отречение апостола Петра», «Возвращение блудного сына»), семейные темы («Еврейская невеста»). Всех их объединяет мужественность и патриотический порыв.
Это время, когда он был совсем старым и немощным, нуждался и голодал. Заказов становилось все меньше (в моду входил классицизм и стилистика парадных портретов) и вскоре имущество художника распродали за долги. Среди портретов Саскии наибольшей известностью пользуются: — «портрет невесты Pембрандта» (в кассельск.
В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица. Написана она по мотивам мифа о матери Персея, Данае. Просто работу Рембрандта несколько раз покрывали лаком из-за чего она сильно потемнела.
гал., 1634 «Христос с учениками на пути в Эммаус», в луврск. В некоторых картинах, написанных им вскоре после его банкротства, прежние прозрачные и теплые тона сменяются более тусклыми свет утрачивает свою интенсивность, кисть делается менее сочной. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля8. Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. Работает над гравюрой «Христос исцеляющий больных» известный под названием «Лист за сто гульденов». Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. В двух случаях это были крупные и престижные заказы.
Он не уставал удивлять людей на протяжении всей своей жизни. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения8. Она теперь не резвое дитя, беззаботно смотрящее на Божий мир.
Вместе с глазом постоянно перемещается и желтое пятно, область четкого зрения. Не всем нравилась манера Рембрандта изображать человека таким, какой он есть. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона.
С этого времени он теряет заказы, от него уходят ученики. Но забота о хлебе насущном не мешала ему уделять внимание образованию детей. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). Через спокойствие этих рук, прощающих и поддерживающих, Рембрандт уже в последний раз рассказывает миру вселенскую притчу о богатстве, страстях и пороках, раскаянии и прощении. Картины Рембрандта, новаторские для своего времени, продолжают привлекать к себе внимание. Полотно голландского мастера таит в себе множество «сюрпризов».
Приличные доходы позволили обзавестись домом, для оформления которого было приобретено немало произведений искусства. О детстве художника известно не так уж много. В «Уроке анатомии доктора Тульпа» пирамидальное, а не линейное размещение на картине персонажей позволило сделать образы героев более выразительными и психологически точными. С годами реалистическое искусство Рембрандта Ван Рейна всё улучшается и развивается. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна.
Тема блудного сына неоднократно и ранее возникала в творчестве художника. На каждую картину отводилось по 5 секунд. Работа отличается тщательностью в прорисовке всех образов и деталей.
В конце жизни из-под пера мастера появляется еще один шедевр – «Возвращение блудного сына». Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)8. «Даная» Рембрандта не стала исключением, эту картину художник писал не для продажи. Краска немедленно начала пузыриться. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста7. После написания картины «Ночной дозор» разразился невероятный скандал.
Павел в темнице», 1627, в штутгартской галерее). В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея). Казалось бы, этого вполне достаточно, но нет, это было только началом трагедии. И сразу вспоминается полотно великого предшественника Рембрандта — Микеланджело да Караваджо «Призвание Матфея». Неудивительно, что уже к началу XIX века за картиной прочно утвердилось название «Ночной дозор»: к этому времени история ее создания была основательно забыта и все были уверены, что мастер изобразил именно темное время суток. Он углубляется в своё творчество, всё больше и больше отличаясь от своих современников. Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным.
Атмосфера картин и их палитра постепенно становятся всё менее мажорными. Зевс проник к узнице в виде дождя из золота, после чего родился Персей.
К любимым жанрам великого голландца относился и групповой портрет. в эрмитажной «Данае»). Постепенно складывались неповторимый стиль и особая техника живописи. Портрет женщины на нижнем слое картины имел большое сходство с Саксией. Разнообразные по жанру и тематике произведения Рембрандта проникнуты идеями нравственности, духовной красоты и достоинства обычного человека, пониманием непостижимой сложности его внутреннего мира, многогранности его интеллектуального богатства, глубины его душевных переживаний. Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса8.
Остальной частью зрительного поля мы видим мир довольно расплывчато, но этого не замечаем. И тем не менее, это вполне реалистичный групповой портрет амстердамских врачей, заказавших картину. Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием. Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» является одной из самых ярких вершин творчества известного художника.
Считается, что переломным моментом в его жизни стало создание картины «Ночной дозор» (1642 г. ), не оправдавшей ожидания группы богатых заказчиков. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). Он побоялся пророчества, которое гласило, что он умрет от руки своего внука, которого будут звать Персей.
По мнению искусствоведов, в «Возвращении» раскрылся весь психологический талант живописца. Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669) родился в городе Лейден в многодетной семье владельца мельницы Хармена Герритсзона ван Рейна (Harmen Gerritszoon van Rijn). С 1612 г. по 1616 г. Рембрандт, подобно большинству голландских детей своего времени, посещал начальную школу, а с 1616 г. по 1620 г. – латинскую школу, где основными предметами были ораторское искусство и изучение Евангелия. С 1620 г. по 1624 г. Рембрандт обучался живописи. Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Я обвиняю. » (2008)12. А в центре, оттеняемое эффектно изогнутыми полями широкополой шляпы, ее лицо в форме сердечка, со слегка курносым носом, со ртом – луком Купидона, с губами, разделяемыми темной, четко прочерченной чертой, нижней – чуть-чуть отвисающей, с миндалевидными глазами, взор которых, задумчивый, польщенный, говорит о том, что она снисходительно терпит его пристальное внимание Она сама – его роза и его радость, дитя природы, голландская нимфа, явившаяся к нему с фрисландского цветущего луга и вместе с ярким, напоенным росой букетом принесшая весеннее плодородие». Смерть Титуса в 1668 году стала для художника одним из последних ударов судьбы его самого не стало годом позже. На холсте появились посторонние лица. В левой руке художник держит палитру, кисть и муштабель (деревянная палочка с шариком на конце, служащая художнику опорой при выполнении мелких деталей).
Зато все требования заказчиков были выполнены. Характер и судьба каждого персонажа читаются благодаря кисти известного художника. Родился будущий художник в семье мельника, недалеко от реки Рейн, отсюда и приставка ван Рейн – «с Рейна». Рембрандт очень трепетно любил свою жену Саскию ван Эйленбюрх и очень часто писал ее на своих полотнах. Затем шесть месяцев Рембрандт брал уроки у художника Питера Ластмана (Pieter Lastman) и несколько месяцев занимался в мастерской известных в то время живописцев братьев Яна и Якоба Пинас (Jan and Jacob Pynas)В 1624 г. (по некоторым данным в 1625 г. ) Рембрандт открыл в Лейдене собственную студию, а c 1627 г. стал брать учеников (с 1628 г. по 1631 г. одним из учеников живописца был Герард Доу). В конце 1631 г. Рембрандт переехал в Амстердам и с большим успехом начал практиковать в качестве портретиста. В 1634 г. Рембрандт стал гражданином Амстердама и членом местной гильдии художников. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов6. Эта картина является первым крупным заказом, полученным Рембрандтом после его переезда в Амстердам.
Картина полна нежности и сострадания. Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни7, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов. Что касается до рисунка, то Рембрандт далеко не всегда гонится за его правильностью иногда он прямо умышленно вдается в преувеличения, с очевидною целью усилить впечатление зато его рисунок, подобно композиции, всегда в высшей степени выразителен. Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года8. Её место рядом с безутешным вдовцом на 6 лет заняла кормилица единственного сына Гертье Диркс.
В один год Рембрандт потерял любимую жену и потерпел фиаско с лучшей своей работой. Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама. Творчество художника передает духовную жизнь человека. Уже в это время он уделяет особое внимание освещению и передаче духовных переживаний своих моделей. На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи.
История о блудном сыне представляет собой один из самых известных библейских сюжетов. Но их усилия оказались тщетными. Точная дата написания картины не установлена, но считается, что это одна из последних работ Рембрандта.
Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. Наряд богини написан с удивительным мастерством, но подлинное величие таланта Рембрандта проявляется в выражении нежности, которое художник придал ее лицу. Темный лак (снятый позднее) создавал обманчивое впечатление того, что изображенные события происходят среди ночи.
После возвращения в Лейден он бесконечно оттачивал своё мастерство. Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом.
Маньяком оказался некий Бронюс Майгис, позже проведший 6 лет в психиатрической клинике. Сын повёрнут к нам спиной. Умер Рембрандт Ван Рейн 4 октября 1669 года в бедности и нищете. Ночным дозором она стала после того, как ее, забытую на два столетия, обнаружили искусствоведы.
В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. Эрмитаж, 797), а в 1682 — «Еврейская невеста» (в амстердамском музее). Между тем споры вокруг нее не утихают. Кажется, что он вечно плачет по судьбе усопшей. Портреты и сюжетные сцены полны душевного тепла и сострадания к изображённым на них людям. На холсте изображена рота ополченцев, которая отправляется в поход.
В этом лице и боль и усталые от выплаканных слез глаза и счастье долгожданной встречи. Как портретист, художник считается создателем такого жанра как потрет-биография. Их четверо – кто-то условно называет их братьями и сестрами главного героя.
Глубина и эмоциональность доходят до пика напряжённости. Картина переписывалась художником несколько раз и имеет несколько авторских вариантов. Мастерство в области передачи света и тени вырабатывалось у Рембрандта постепенно. Среди тех, кто остался в мастерской мастера (с 1648 г. по 1653 г. ), был Николас Мас. В 1653 г. испытывающий материальные трудности, художник передал почти всё своё имущество сыну Титусу и в 1656 г. объявил себя банкротом. Умер Рембрандт 4 октября 1669 г. Произведения Рембрандта хранятся во многих музеях мира: Королевской галерее Маурицхейс, Музее Бойманса-Ван Бёнингена, Дрезденской галерее старых мастеров, Берлинской картинной галерее, Лондонской национальной галерее, Художественной галерее Хэмптон-Корт, Собрании Уоллеса, Метрополитен Музее, Лос-Анджелесском музее искусств, Музее Поля Гетти, Бостонском музее изобразительных искусств, Чикагcком художественном институте, Вашингтонской Национальной галерее искусства. В это время он пишет портреты своих родных и близких, а также большое внимание уделяет автопортретам. Сегодня картины художника занимают почетное место в любом крупном музее мира.
Фотограф может применить это к фотографии. Всего за свою жизнь он создал около 400 картин, около 300 офортов и тысячи рисунков. Образ ангелочка был приписан после смерти супруги. Поздний Рембрандт характеризуется монументальностью композиций из крупных фигур («Аристотель с бюстом Гомера), многофигурностью композиций («Синдики», «Заговор Юлия Цивилиса»).
Рембрандт совершил подлинную революцию, показав динамичную композицию и «оживив» своих персонажей. Подобные групповые портреты именно в то время были очень популярны среди гильдий врачей. Картины Рембрандта стали ярким выражением идей того времени. К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634).
Прежде всего она не создана ни формально, ни по существу как моленный алтарный образ. Как и руки отца, сжимающие плечи юноши. Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм). К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. Художнику неважны второстепенные персонажи, пусть их и не мало. На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. От зажиточных горожан начинают поступать заказы на картины.
Он пишет ряд картин на библейские темы в спокойных, теплых, красных и золотисто-коричневых оттенках («Святое семейство», «Давид и Ионафан»). Фигуры на них располагались в ряд, как на школьной фотографии. Такого унижения самый известный художник Нидерландов не испытывал никогда.
Он много пишет образ сына, а также людей, которые окружают его в последние годы жизни. Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 г. им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» (наход. В них вы видите печаль. Он продает свое имущество и живет на окраине Амстердама в еврейском квартале. Мерцающие краски и изящная игра света и тени подчеркивают образы главных героев.
Интересен и еще один факт. «Переход от резких к расплывчатым контурам известный в живописи как прием «потерянных и найденных контуров» шаг за шагом, словно повествование, ведет глаз зрителя по портрету. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Через руки этого человека проходило почти все состояние республики. В этой работе художник выражает свое отношение к жене.
Новых заказов почти не появляется. Еще бы. «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. Даже в таких изображениях, как мифологические, Рембрандт не отрешается от действительности, представляет себе греческих богов и богинь в виде современных ему голландцев и голландок (как напр.
Специалисты никак не могут определить формулу красок, которые как бы стекали по холсту. Снимки показали, что на самом деле художник переписал ее после смерти супруги. Понадобилось 20 лет реставрации для возвращения её первоначального вида. В центре площади находится памятник Рембрандту.
В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). Реставрация картины длилась 12 лет. Рембрандт не был исключением и неоднократно обращался к нему. Мажорные тона в его творчестве сменяются на более спокойные. Ее кабинетный размер адресован не восприятию толпы, a индивидуальному переживанию.
Некоторые исследователи интерпретируют женскую фигуру за колонной как второго, послушного сына – хотя традиционно эта роль отводится мужчине на первом плане. Так появляются картины Рембрандта с названиями «Жертвоприношение Авраама» и «Пир Валтасара».
Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. Было установлено также, что изменилось выражение лица ангела в изголовье лежащей женщины, направление её взгляда исчез золотой дождь. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу8. Мушкетеры, подбадриваемые барабанной дробью изображаются наряду с солдатами различного социального статуса и возраста, готовыми к бою.