На картине, по мнению экспертов изображена жена художника Саския ван Эйленбух в образе античной богини весны и цветов Флоры. В венок Флоры вплетен великолепный пестрый тюльпан редкого сорта, названный впоследствии «Рембрандт». Несмотря на ухудшение зрения, Рембрандт продолжал писать картины. На творческий диалог Рембрандта с великими итальянскими художниками указывают не одни только портретные работы, но и многофигурные картины на мифологические и библейские темы, отразившие заботу художника о внешних эффектах и в этом отношении созвучные произведениям мастеров барочной Италии. Рембрандт ван Рейн, картины которого являются истинными шедеврами искусства, умер в бедности в 1969 году. Картина Рембрандта на сюжет новозаветной притчи о блудном сыне.
В 1632 году Рембрандта прославила картина «Урок анатомии доктора Тульпа». На финальном варианте картины оно стало напоминать лицо Гертье Диркс — любовницы Рембрандта, с которой художник жил после смерти жены. Картина Рембрандта «Портрет Якоба де Гейна III» занесена в Книгу рекордов Гиннеса как наиболее часто похищаемое произведение искусства в мире. Первые известные картины Рембрандта относятся к 1627 г. Большое число работ исполненных им в этот период его жизни, свидетельствует о неустанном труде, с каким старался он совершенствоваться.
Художественное наследие Рембрандта отличается исключительным многообразием: портреты, натюрморты, пейзажи, жанровые сцены, картины на библейские, мифологические и исторические сюжеты. Если говорить о стиле написания полотен Рембрандтом, то художник использовал минимум красок, при этом умудрялся делать картины «живыми», благодаря игре света и теней. Картина работы Рембрандта, написанная в 1634 году, на которой, вероятно изображена жена художника Саския ван Эйленбух в образе древнеиталийской богини цветов, расцвета, весны и полевых плодов Флоры.
Рембрандт считал, что истинная цель художника заключается в изучении натуры, поэтому все картины живописца получались, чересчур фотографичными: нидерландец старался передать каждую эмоцию изображенного человека. Идя этим медленным, но последовательным путем, Рембрандт приходит к первому крупному произведению, написанному им в Амстердаме – картине "Урок анатомии доктора Тульпа", 1632-ой год, ныне картина находится в гаагском музее Маурицхейс. Знаменитая картина «Возвращение блудного сына», одна из последних работ Рембрандта. Если раньше картины художника были детализированы, то на этапе позднего творчества Рембрандт использует широкие мазки, а солнечные лучи заменяются тьмой.
В картинах » Апостол Павел» (1629 — 1630 годы) и » Симеон во храме» (1631 год) Рембрандт впервые использовал светотень в качестве средства для усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. Вечерняя Москва предлагает вспомнить самые известные картины Рембрандта, являющиеся жемчужинами коллекций крупнейших музеев мира. Одна из последних картин Рембрандта. На творческий диалог Рембрандта с великими итальянскими художниками указывают не одни только портретные работы, но и многофигурные картины на мифологические и библейские темы, отразившие заботу художника о внешних эффектах и в этом отношении созвучные произведениям мастеров барочной Италии7. Даже если вы ничего не знаете о Рембрандте и вообще не интересуетесь живописью, эта картина вам точно знакома.
Качественные репродукции картин Рембрандта можно использовать для оформления интерьера во многих стилях.
Многие имеют овальную форму. В дальнейшем, в последние годы и месяцы, жизнь Рембрандта протекает внешне спокойно. Прежде всего она не создана ни формально, ни по существу как моленный алтарный образ.
Возможно художнику помог набросок, сделанный с картины Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Картина была заказана Рембрандту начальником стрелковой дивизии. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. В решении темы искупительного страдания, самопожертвования, очищающего накала чувств художник обращается к религиозной тематике (Воздвижение креста, 1634 Жертвоприношение Авраама, 1635, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), прибегает к эффектным приемам барокко — бурно нарастающим формам, диагональным построениям, резким ракурсам, потокам света, театрально выхватывающим из тьмы главных действующих лиц, к идеализации и драматизации образов.
В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). Менее удачными считаются его портреты в полный рост.
Считают, что именно ее он изобразил на картине «Версавия», а также в ряде других работ. Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626). Государственный музей Амстердама.
Другую руку он столь же усталым жестом положил на подлокотник невидимого нам сидения справа, готовый снова обратиться к сочинению положенной на импровизированный стол рукописи очередного послания. 1630), «Динарий кесаря» (1629). Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). Саския умирает в 1642 году, через год после рождения сына Титуса. Произведение искусства и его репродукции часто снимают в фильмах. Ранние полотна Рембрандта: «Побиении камнями святого апостола Стефана» (1625 год.
Характер и судьба каждого персонажа читаются благодаря кисти известного художника. Рембрандт не льстит себе, он беспощаден в фиксировании принесенных годами разрушений. Рембрандт смог передать внутреннюю драмму Ионафана изобразив его со спины. Государственные музеи. На холсте изображена рота ополченцев, которая отправляется в поход.
Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. Но их усилия оказались тщетными.
К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). А. С.
Многие ученики уходят от него и становятся востребованными художниками. Разве не с таким же выражением смотрит апостол на Христа, когда тот призывает его к себе.
Неудивительно, что уже к началу XIX века за картиной прочно утвердилось название «Ночной дозор»: к этому времени история ее создания была основательно забыта и все были уверены, что мастер изобразил именно темное время суток. Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов16. Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. И сразу вспоминается полотно великого предшественника Рембрандта — Микеланджело да Караваджо «Призвание Матфея». Рембрандт не успел окончить картину, но оставил надежду быть когда-нибудь понятым. В двух случаях это были крупные и престижные заказы. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены.
Приходской совет осудил Хендрикье за «греховное сожительство», после того как в 1654 году у них родилась дочь Корнелия. Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года. Служанки позировали Рембрандту для картин: «Женщина в постели» (Гертье Диркс. ) (1647 год. Наиболее выдающимися работами этого периода являются «Христос в Эммаусе» и «Симеон во Храме». Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена8. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Полотно голландского мастера таит в себе множество «сюрпризов».
Есть несколько портретов отца Рембрандта, написанных одновременно Ливенсом и Рембрандтом. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста. скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника. Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. Охвативший всех порыв по-разному претворяется в многочисленной массе людей.
Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. До нас дошло около двух тысяч рисунков Рембрандта. Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007) и «Рембрандт.
Композиция уравновешивается жестом руки Ансло и лежащими на столе книгами. Последние работы Рембрандта выполнены в технике, секрет которой до сих пор не разгадан. Государственный музей Амстердама. Дрезден. Написана она была в последние годы жизни мастера.
Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643). Для распространения его композиций ученики делали с них офорты, предназначенные к продаже. Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты7. Его Ганимед скорее похож на рубенсовского купидона.
Первым его учителем был Я. ван Сваненбург. Сейчас она демонстрируется в «Эрмитаже» под бронированным стеклом, защищающем шедевр от вандалов. В процветающем (благодаря морской торговле и захвату колоний), бурно развивающемся государстве промышленников, купцов и банкиров, относительно веротерпимом и демократичном искали убежища от инквизиции и гонений многие европейские ученые, мыслители, поэты, художники. Главные акценты расставлены художником на лицах и некоторых предметах интерьера. Но растрескавшиеся пятки, голый череп бродяги, бедное одеяние говорят достаточно.
История о блудном сыне представляет собой один из самых известных библейских сюжетов. Окружной музей искусств), «Человек, чинящий перо» (1632 год. В юности он прозывался Савлом и участвовал в преследовании христиан. Заканчивает знаменитую «Данаю» (1643г). Полотно же Рембрандта «Иуда возвращает тридцать сребреников» (1629 год.
В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица. Возможно ученики помогали художнику писать фоны и одежду моделей. А в годы, разделяющие первый и последний портреты, Рембрандт много раз писал цветущую и веселую женщину, элегантно одетую, как на дрезденском портрете, чопорную и подтянутую, как на официальном портрете из Кассельского музея или же в наряде Флоры – особенно любимый в то время сюжет, трижды воплощенный Рембрандтом: один портрет находится в Петербурге (1634), другой – в Лондоне (1635) и уже упомянутый – в Дрездене (1641). Выбор библейских сюжетов теперь вызван поиском темы для передачи сложной гаммы душевных переживаний человека (Прощание Давида с Ионафаном, 1642, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж офорт Христос исцеляющий больных, 1649), теплоты и преданности материнской любви, духовной близости истинно родных людей, красоты бесхитростного патриархального уклада скромной, непритязательной жизни (Святое Семейство, 1645, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Христос в Эммаусе, 1648, Париж, Лувр). Собрание Уоллес), «Титус в одежде монаха (Титус в виде Святого Франциска)» (1660 год.
Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636). Работа молодого Рембрандта отличается от своего прототипа самыми основными чертами. Влияние искусства Рембрандта было громадным. Эрмитаж).
«В какой другой стране, — писал в 1631 году французский философ Декарт, — можно наслаждаться такой широкой свободой. ». Краски лежат на холсте густыми мазками. Было решено, что на картине изображены мушкетеры во время ночной службы – и лишь после реставрации выяснилось, что под слоем копоти скрывается абсолютно другой оригинальный колорит – об этом красноречиво говорят тени – действие на полотне происходит около 2 часов дня. «Урок анатомии доктора Тюлъпа» не является документальным полотном -в действительности на вскрытиях тогда обыкновенно присутствовало куда больше наблюдателей.
В 1642 году он поверг в изумление своих современников выполненным по заказу стрелковой гильдии огромным монументальным полотном, создав взамен традиционного группового портрета стрелков (пирующих или представляемых зрителю капитаном роты) патетического звучания сцену торжественного и радостного выступления защитников прав и свобод независимого города. Написана она по мотивам мифа о матери Персея, Данае. в эрмитажной «Данае»). «Похищение Европы» (1632 год. Лувр) «Женщина купающаяся в реке» (Хендрикье Стоффельс купающаяся в реке) (1654 год.
В центре площади находится памятник Рембрандту. Однако и сама рука и вся нижняя часть картины лишь намечены, основное же внимание сосредоточено на голове. Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643).
В них вы видите печаль. 1669 год. Иная живопись пользуется особенной любовью в Голландии. Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса8. Фигура Саскии на картине была записана фигурой Гертье Диркс.
Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn), голландский художник, рисовальщик и офортист. Кажется, что он вечно плачет по судьбе усопшей. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630).
Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания7. Художественные образы на его полотнах будто бы живут своей собственной жизнью, а вовсе не являются копией с оригинала или простым изображением человека. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу. Ранние образцы групповых портретов отличались несовершенством композиции.
Самая известная из картин Рембрандта. Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). Он уткнулся по младенчески в царское одеяние отца.
Рембрандт создает драматические и напряженные картины: «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» (1660 год. Рембрандту, младшему сыну, предполагалось дать хорошее образование. В качестве запрестольного образа картина Рембрандта не годится: Иуда, презреннейший из людей, для Рембрандта все же человек, достойный сострадания ибо он раскаялся. Берлин. В конце 1640-х Рембрандт сошёлся с другой своей служанкой, Хендрикье Стоффельс.
Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. Национальная галерея), «Хендрикье Стоффельс у открытой двери» (период 1650-1660 годы. Зато все требования заказчиков были выполнены. В последнем автопортрете, написанном художником в 1669 году (Гаага, Маурицхейс), так же беспощадно вскрыты приметы старости — глубокие складки, редкие седые волосы, ореолом окружающие голову, полный печали взгляд, направленный на зрителя и глубоко проникающий в душу. Во всяком случае, до самой смерти художника она оставалась его экономкой и возлюбленной. В теплом колорите преобладают мерцающие красные и золотисто-коричневые оттенки.
Сам же Рембрандт получил новый общественный заказ лишь спустя 14 лет. Картина переписывалась художником несколько раз и имеет несколько авторских вариантов. Государственный музей Катарейнеконвент), «Концерт» (Музыкальный урок сладострастной любви) (1626 год.
Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения8. Застывший в воздухе нож придаёт сцене дополнительное напряжение. Еще одной его музой принято считать молодую служанку Хендрикье Стоффельс, которая поступила к нему на службу в 1647 году. Картина «Иуда возвращает серебряники» (1629, Лондон, частное собрание) вызвала восторженный отзыв известного знатока живописи Константина Гюйгенса, секретаря штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского: «это дрожащее жалким трепетом тело — вот, что я предпочитаю хорошему вкусу всех времен».
Рембрандт боготворил свою супругу, часто изображая в различных образах в своих работах. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. Дрезден. После того, как в 1631 (1632) году он переехал в Амстердам, в самом скором времени он снискал настоящую славу талантливого художника.
Он много пишет образ сына, а также людей, которые окружают его в последние годы жизни. Одна из самых известных картин художника «Автопортрет с Саскией» показывает счастливого Рембрандта со своей молодой женой. «Автопортрет с Саскией на коленях» (Блудный сын в таверне, Аллегория любви и вина) (1638 год.
В натюрморте вкусные яства, блистающие чистотой предметы.
Встань и иди в город, куда шел". В Российских музеях находится семнадцать работ Рембрандта: 3 – в ГМИИ имени А. С. Пушкина и 14 – в Государственном Эрмитаже. Следует отметить, что на аукционах картины Рембрандта появляются крайне редко. - «Портрет молодой женщины в черном чепце» (Portrait of a young woman with a black cap) – 9 000 000 долларов США (25 января 2007, Sothebys)- «Апостол Иаков Старший» (Saint James the Greater) – 25 800 000 долларов США (25 января 2007, Sothebys)- «Пожилая женщина в белом чепце» (Study of an elderly woman in a white cap) – 4 272 000 долларов США (26 января 2006, Sothebys)- «Портрет женщины в возрасте 62 г., вероятно портрет Алтье Эйленбург» (Portrait of a lady, aged 62, perhaps Aeltje Uylenburgh) – 28 675 830 долларов США (13 декабря 2000, Christies)- «Мужской портрет» (Portrait of a Man, Half-Length, With His Arms Akimbo) – 33 200 000 долларов США (декабрь 2009, Christies). В коллекции представлено 119 картин РембрандтаРаздел 1. Ниваа.
Сочетание мерцающих тонов и золотых бликов поражает своей утонченностью и великолепием. ГМИИ им. Так Рембрандт попал в латинскую школу, где обучался письму, чтению изучал Библию.
Картина Рембрандта «Ночной дозор» вызывает у зрителей, рассматривающих ее, полное ощущение реальности всего происходящего. По специальному заказу Рембрандтом выполнялись групповые портреты. Считается, что переломным моментом в его жизни стало создание картины «Ночной дозор» (1642 г. ), не оправдавшей ожидания группы богатых заказчиков. Ангел в последний момент хватает Авраама за руку, тем самым предотвращая трагедию.
Я обвиняю. » (2008)12. Эта красивая молодая женщина была его музой и моделью на протяжении нескольких лет.
Служанки оправляют постель, хозяйка забавляется с собачкой или умывает руки, Терборх. Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г). Художественная галерея). Умер Рембрандт Ван Рейн 4 октября 1669 года в бедности и нищете. Саскию, с ее большими небесно-голубыми глазами и золотыми вьющимися волосами, еще можно назвать красивой, но чувствуется, что красота эта слегка поблекла после четырех беременностей (только один ребенок выжил) и туберкулеза, ставшего причиной ее смерти в 1642 году.
Им создано множество картин: это и портреты семьи и заказные работы и сцены из библейской истории — «Давид и Саул» (ок. Мы не знаем, что выражает его лицо. Фигуры на них располагались в ряд, как на школьной фотографии. Ныне подобные произведения мы относим к мифологическому жанру. Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена).
Но когда он приблизился к Дамаску, его ослепил неведомый свет с неба. Государственный музей Амстердама. К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. В левой руке художник держит палитру, кисть и муштабель (деревянная палочка с шариком на конце, служащая художнику опорой при выполнении мелких деталей). На широкой лестнице они теснятся толпой – это любопытные, верующие, воины. Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника.
Дрезден. Произведение искусства и его репродукции часто снимают в фильмах.
А. С. Пушкина) и «Отречение апостола Петра» (1660 год. В двух случаях это были крупные и престижные заказы.
Его посетил Козимо Медичи, будущий герцог Тосканы. В ее центре – обнаженная по пояс Андромеда, одинокая и испуганная. Всего за свою жизнь он создал около 400 картин, около 300 офортов и тысячи рисунков. Дом-музей Рембрандта), который он наполнял скупленными им у антикваров предметами искусства7.
В сравнении с его зрелыми работами они необычайно красочны, художник стремится тщательно выписать каждую деталь материального мира, как можно достовернее передать экзотическую обстановку библейской истории. Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием. Базель. Рембрандт поступил в Латинскую школу. Художник с удовольствием писал ее портреты: «Автопортрет с Саскией на коленях», написанный во время медового месяца, портрет «Саския с цветком», созданный незадолго до ее смерти.
дома и имущества художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал. Кроме того картина напоминала о недавней освободительной Нидерландской революции. Мастерство в области передачи света и тени вырабатывалось у Рембрандта постепенно.
Спутники привели его в Дамаск, взяв за руку. Остальные пятеро, слева от Симеона, присутствуют молча и растроганно.
Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Эрмитаж) драматична по своему сюжету. В его время и в одной с ним стране создавали свои философские труды Декарт и Спиноза. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора»8.
Рембрандт также пишет портреты своего сына: «Титус за партой» (1655 год. Они забрали сына из университета и отдали в ученики к художнику Якобу Исааку Сваненбюрху. Заказов становилось все меньше. Самой примечательной на нем является фигура доктора Николаса Тюлъпа (1593-1674), бывшего с 1629 по 1653 годы главным анатомом и лектором Гильдии врачей города Амстердама. Савл упал на землю и услышал голос: "Савл, Савл, что ты гонишь меня. Ее солнечно-золотистый плащ падает сзади, образуя мягкие воздушные складки.
Его мать происходила из патрицианского католического рода. Глубина и эмоциональность доходят до пика напряжённости. Пушкина). Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом. Через год начал брать уроки живописи.
Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний. Это событие приумножило их состояние, открыв перед художником двери особняков бюргеров.
Но уже в этих ранних полотнах появляются свето-теневые эффекты, так прославившие автора. Москва. Краска немедленно начала пузыриться. У Гендрике и Рембрандта родилась дочь Корнелия. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля.
Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. По своему миросозерцанию, Рембрандт, прежде всего, глубокий реалист: реализмом проникнуты все его работы, вне зависимости от того из какой области он черпает для них сюжеты. Похищение пугает ребенка и он с искажённым от ужаса лицом пускает струю. Лондон.
Галерея Далвич). и десятки других портретов были созданы за короткий промежуток времени. Безмерное отчаяние, страх, одиночество и раскаяние преисполняют душу предателя. В 1649 она покинула дом и ее сменила Гендрике Иегерс, по прозвищу Стоффельс. Рембрандта они взяли на работу в качестве «советника». На Эфиопию напало чудовище, морской дракон, пожирающий людей. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). Она вполне могла стать причиной его разрыва с Гертье.
Несколько раз написал «Святое семейство». Глубоким драматизмом пронизаны полотна Возвращение блудного сына, Артакссеркс, Аман и Эсфирь и Еврейская невеста. Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов.
А. С. Гремит барабанная дробь, заряжаются ружья, подымаются знамена. (Флора)» (1641, Дрезденская Картинная галерея). Это самая известная картина Рембрандта. Апофеозом картины выступает триумфальная арка – символ былых успехов и предвестник новой славной победы.
«Свадьба Самсона» (Самсон задает гостям загадку) (1638 год. «Прощание Давида с Ионафаном» (1642 год. Мажорные тона в его творчестве сменяются на более спокойные. В 1627 году Рембрандт возвращается в Лейден. Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались). Его картина имеет вертикальный формат (высота тридцать пять, ширина двадцать пять сантиметров). Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров.
Беззаботное время художника длилось недолго. «Жертвоприношение Авраама» (1635 год. С помощью колоритных цветов (золотой, черный и желтый) зрителю раскрывается энергия, драматизм и торжественность настроения военных. Париж. В бюргерском интерьере непременно должны царить благопристойность и покой. Тогда Савл поднялся с земли глаза у него были открыты, но он ничего не видел. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта.
Ярким примером этого стала судьба Рембрандта. Фигура в черном – капитан Кок протягивает вперед руку. Он хочет подчеркнуть достоинство человека в страдании. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни6. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу8. Несмотря на трудности, художник много работал, но вкусы публики изменились. Художнику неважны второстепенные персонажи, пусть их и не мало. Родился в Лейдене в семье мельника.
Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. Много автопортретов было написано мастером в последние годы его жизни. В этой работе художник выражает свое отношение к жене. Работает над гравюрой «Христос исцеляющий больных» известный под названием «Лист за сто гульденов».
«Пир Валтасара» (Мене, Текел, Фарес) (1635 год. Некоторые исследователи полагают, что круги символизируют полушария Земли.
Над этим офортом, поражающим тонкостью светотеневой игры, он работал семь лет, с 1643 по 1649 год. Подобные групповые портреты именно в то время были очень популярны среди гильдий врачей. гал., 1634 «Христос с учениками на пути в Эммаус», в луврск. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний7.
Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. Что касается до картин Рембрандта на религиозные темы, то хотя и в них он остается верен реалистическому направлению и одевает фигуры в костюмы своего времени, однако, в этих произведениях ярко выражается теплое и благоговейное чувство, как напр. Все это поддерживает в нас ощущение только что завершившейся яростной схватки.
Их четверо – кто-то условно называет их братьями и сестрами главного героя. Ночной Дозор – это групповой портрет членов стрелковой гильдии. Амстердам.
Прозвучал боевой сигнал. Картина построена на игре освещенных и затенённых зон. Этот период творчества совпал с его личным банкротством. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см.
В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. Именно в его мастерской Рембрандт научился гравировальному искусству. Ему позируют и друзья и никому не известные солдаты, старики и старухи.
С годами реалистическое искусство Рембрандта Ван Рейна всё улучшается и развивается. В 1646 вновь вернулся к картине «Даная», для которой ему позировала Саския. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан.
Темный лак (снятый позднее) создавал обманчивое впечатление того, что изображенные события происходят среди ночи. В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. В пейзаже главное – это высокое облачное, но спокойное небо. Рембрандт и Ливенс рисуют одних и тех же людей, пользуются общими натурщиками. Реставрация картины длилась 12 лет. Также он создает серию гравюр с изображением его родственников и автопортретов.
Исключительно жизнерадостно выглядит «Автопортрет с Саскией на коленях» (Дрезденская Картинная галерея) написанный в первые дни медового месяца. В начале 50-х годов художник создает один шедевр за другим. С редким упорством Рубенс воссоздает один и тот же тип пышногрудой красавицы, согретой неприкрытой эротикой, полной жгучей, глубоко личной интимной чувственности.
Специалисты никак не могут определить формулу красок, которые как бы стекали по холсту. Рейксмюсеум). После того как полотно было подрезано по новому формату, все это исчезло. К неудовольствию заказчиков, наряду со стрелками, потесненными ликующей толпой и отчасти заслоняющими друг друга, полноправное место в композиции заняли безымянные и загадочные персонажи (ярко освещенная карлица с петухом, мальчишка, бегущий наперерез отряду). На фоне подобных человеческих страстей и неустроенности в конце творческого пути Рембрандт пишет грандиозное полотно «Возвращение блудного сына» (около 1668 – 1669, Эрмитаж).
Образ ангелочка был приписан после смерти супруги. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля8. В это же время художник получает заказ на серию работ с библейским сюжетом.
Произведения Рембрандта этого периода чрезвычайно разнообразны они свидетельствуют о неустанном, подчас мучительном поиске художественного осмысления духовной и социальной сущности человека и природы и демонстрируют тенденции, которые неотступно, шаг за шагом подводят художника к конфликту с обществом. Фотограф может применить это к фотографии. Круг его изображений охватывает религиозные сюжеты историю, мифологию, портрет, бытовой жанр, анималистический жанр (посвященный животному миру), пейзаж, натюрморт. (За такую неимоверную цену по меркам XVII века эта гравюра однажды была продана). Порой мы становимся нечаянными свидетелями семейных сцен.
Цены были то низкие, в два гульдена за картину, то поднимались до четырех тысяч гульденов (один гульден – примерно двадцать пять копеек). После приобретения работы Екатериной II «Даная» заняла почетное место в знаменитой коллекции «Эрмитажа». Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни7, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов. Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо.
Амстердам был самым крупным художественным центром. Рембрандт умирает годом позже. Государственные музеи, Картинная галерея). Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты.
Музей изящных искусств), «Паламедеи перед Агамемноном» (1626 год), «Крещении евнуха» (1626 год. Один сумасшедший подошел к картине и выплеснул на нее кислоту.
Сейчас она демонстрируется в «Эрмитаже» под бронированным стеклом, защищающем шедевр от вандалов. А. С.
Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов. Маньяком оказался некий Бронюс Майгис, позже проведший 6 лет в психиатрической клинике. Лондон. Лондон. сохранилось мало.
Национальная галерея Шотландии), «Хендрикье Стоффельс» (1650 год. В те времена он был модным и преуспевающим живописцем, у которого было множество заказов. Господствующие темные золотисто-коричневые тона подчиняют себе все краски, среди которых особая роль принадлежит горящим изнутри, подобно тлеющим углям, оттенкам красного. Он не уставал удивлять людей на протяжении всей своей жизни.
Простые же люди позировали ему для библейских сюжетов. Рембрандт светом выделяет две фигуры на переднем плане. «Ночной дозор» – уникальный групповой портрет изображающий событие, а не просто позирующих мушкетеров. Как и в годы работы с Ластманом, творческое воображение Рембрандта требует библейских сюжетов с относительно неразработанной иконографией.
Лондон. Санкт-Петербург. На картине изображена выступающая в поход рота и несколько неизвестных прохожих, у ворот.
Он использовался многими художниками. Картина «Ночной дозор» оказалась поворотной точкой в карьере Рембрандта. Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)8 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни6. По мнению искусствоведов, в «Возвращении» раскрылся весь психологический талант живописца.
Из крови убитой Персеем медузы произошел крылатый конь Пегас. Некоторые художники отдавали картину в обмен на бочку вина. Ночной дозор в буквальном смысле сломал карьеру Рембрандта – именно после этой картины постоянные богатые клиенты отвернулись от живописца, а манера его письма кардинально поменялась. Учился плохо и хотел заниматься живописью. Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров.
Павел в темнице», 1627, в штутгартской галерее). Новых заказов почти не появляется. В этюдах мужских и женских голов он исследует мимику лиц и своеобразие каждой модели. Художник пристально изучал произведения великих предшественников и современников, таких как Тициан и его «Ариосто», портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля, портреты кисти ван Дейка.
Рейксмюсеум) сейчас является национальным символом Нидерландов. Просто работу Рембрандта несколько раз покрывали лаком из-за чего она сильно потемнела. Зевс проник к узнице в виде дождя из золота, после чего родился Персей. К 1628 Рембрандт был уже сложившимся художником и имел учеников. Групповой портрет шести рот должен был украсить новое здание общества – Рембрандта просили написать стрелковую роту капитана Франса Баннинга Кока. Санкт-Петербург. Мифической красавице Рембрандт придал черты реальной земной женщины, трепетно ожидающей запретного свидания.
Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты. Рейксмюсеум), «Валаам и ослица» (1627 год). Его спутник эффектно освещен, каждая деталь его одежды внимательно прописана. гал. ) и «Рембрандт с его женою» (там же).
Кассель. «Похищение Ганимеда» (1635 год. Одежда на них нарядная и экзотичная. На полотне запечатлено вскрытие тела, проведенное доктором Тульпом. Шедевр после смерти автора сменил немало владельцев. "Голландское искусство, – говорит французский поэт Клодель, – как и искусство других школ, отличается определенной предвзятостью". Родители его были люди просвещенные.
Но это было не так. Рембрандт раскрывает духовную жизнь человека, словно длящуюся во времени и прстранстве. Между тем споры вокруг нее не утихают.
Работа отличается тщательностью в прорисовке всех образов и деталей. Светотень в этих картинах достигает невиданного прежде богатства оттенков. Внимание зрителя привлекает освещенная фигура девочки на втором плане картины. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей8 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). Он был девятым ребенком, самым младшим в семье.
Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. Открытое художественное собрание), «Плачь Иеремии» (1630 год. Государственный музей Амстердама.
Он оказал сильное влияние на Рембрандта и научил его гравировальному искусству. Он продает свое имущество и живет на окраине Амстердама в еврейском квартале. Пришлось перебраться на окраину Амстердама. Рембрандт становится увлеченным коллекционером дорогостоящих и редких предметов.
Картинная галерея). Шедевр после смерти автора сменил немало владельцев. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста7. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона.
Амстердам. Вместе с тем существуют десятки других версий – в героини картины предлагается, например, библейская Долила, ожидающая Самсона или Венера, ожидающая Марса. В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство. «Ян Сикс» (1654 год. Возможно, рождение внучки Тиции, дочери Титуса, вдохновило Рембрандта на работу над картиной Симеон в храме (1669, Стокгольм, Национальный музей).
Они темные. После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. Его эпизоды запечатлены на дошедших до нас античных вазах и фресках.
Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама. Такого унижения самый известный художник Нидерландов не испытывал никогда. Плотные пастозные и легкие прозрачные мазки сплетаются в окрашенную множеством цветовых оттенков игру света и тени искусно передающую едва уловимую мимику лица, отражающую движение чувств и мыслей портретируемого. Четвёртый сын Титус выжил, но через год после его рождения умерла жена Саския.
Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. Это время, когда он был совсем старым и немощным, нуждался и голодал. В 1642 Саския умирает. В работах этого периода («Валаам», «Давид и Голиаф») в стиле Рембрандта отмечается влияние его наставника Ластмана, который прошел обучение в Италии и передал свои знания по эффектам светотени и передачи объемности ученику. Ещё сто лет назад самым большим собранием рембрандтовских полотен мог похвастаться Императорский Эрмитаж, однако в XX веке часть этого собрания была распродана, некоторые картины были переданы в Пушкинский музей, авторство других было оспорено. Таковы, например, «Портрет старушки», «Хендрикье у окна», «Читающий Титус», портреты друзей художника Н. Брейнинга, Я. Сикса, многочисленные автопортреты (более сотни маслом и углем).
Королевское собрание). Художник размещает чету супругов в частной обстановке. Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)1415. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов6.
Сегодня картины художника занимают почетное место в любом крупном музее мира. Открытое художественное собрание), «Молящийся Товит» (Товит обвиняет Анну в краже козленка) (1626 год.
Рембрандт тщательно пишет лицо, детали одежды, венок из цветов на голове Саскии. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника10.
Так появляются картины Рембрандта с названиями «Жертвоприношение Авраама» и «Пир Валтасара». тогда, когда художник олицетворяет Спасителя, Богоматерь, учеников и последователей Христовых («Снятие со Креста» в эрмит. Встал и пошел к отцу своему. Картина поражает своей реалистичностью и натурализмом.
Она получила свое нынешнее название лишь в конце XVTII века. Музей Метрополитен), «Альберт Кейпер» (1632 год. Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами8, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма22. Эти гравюры стремительно распродавались. Абсолютно иной момент выбирает Рембрандт. В начале XIX века из-за потемневшего лака, утопившего в тени многие детали, она получила название «Ночной дозор» (1642, Амстердам, Рейксмузеум).
Могила его затерялась, но великое наследие осталось в память о нём на многие века. Красавица Саския оказалась еще и великолепной моделью.
Это скорее фантазия Рембрандта на тему библейской истории. Наиболее близкие по стилю к караваджистам полотна Рембрандта – «Меняла» (Притча о неразумном богаче) (1627 год. Внимание вновь приковано к отцу и сыну. Творчество Рембрандта проникнуто рвением к глубочайшему, философскому постижению реальности и внутреннего мира человека со всем богатством его искренних переживаний. Картина до 1715 года находилась в главном зале амстердамского «Дома стрелков», для которого и была создана.
Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. С поразительным мастерством он воссоздает в нем целую гамму сложных и глубоких человеческих чувств, подчиняет художественные средства раскрытию красоты человеческого понимания, сострадания и прощения. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. Художественная галерея), «Женщина с книгой псалмов» (1632 год. Маньяком оказался некий Бронюс Майгис, позже проведший 6 лет в психиатрической клинике.
После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта) художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни. Здесь при республиканской форме правления существовала относительная свобода взглядов. Лондон. Трое его детей умерли ещё во младенчестве.
Также к этому периоду относится одна из самых известных работ мастера «Даная». В портрете «Флора» (1634 год. Удивительна и драматична судьба картины, как и история жизни самого художника.
Таким образом, хотя голландцы и внесли в торговлю свою деловитость, а порой и жажду наживы, но, конечно, этим далеко не определялся характер их творчества. Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669) родился в городе Лейден в многодетной семье владельца мельницы Хармена Герритсзона ван Рейна (Harmen Gerritszoon van Rijn). С 1612 г. по 1616 г. Рембрандт, подобно большинству голландских детей своего времени, посещал начальную школу, а с 1616 г. по 1620 г. – латинскую школу, где основными предметами были ораторское искусство и изучение Евангелия. С 1620 г. по 1624 г. Рембрандт обучался живописи. Он отказывается от лишних подробностей и декоративных эффектов в пользу большей глубине и эмоциональной напряженности художественного образа. в «Уроке анатомии»), световые же рефлексы от этой главной группы распространяются на прочие ближайшие к ней лица или аксессуары и, наконец, остальные части картины тонут в прозрачном, глубоком полумраке, полном воздушности.
Один сумасшедший подошел к картине и выплеснул на нее кислоту. Внутреннюю эволюцию художника передаёт череда автопортретов, раскрывающая зрителю мир его сокровенных переживаний. дв., 1657 и др. ). «встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче. Документальных сведений о частной жизни Рембрандта в 1640-е гг.
Амстердам. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. гал. ), «Портрет Саскии» (в дрезд.
Рйксмузеум), «Давид с головой Голиафа» (1627 год. Отцом художника был принявший кальвинизм владелец мельницы Хармен Герритс ван Рейн. Однако, счастье и довольство выпали на долю гениальному мастеру не надолго.
Из четырех детей от этого брака мать пережил только сын Титус. Наиболее значительные портреты тех лет написаны с жены художника, Саскии, в различной обстановке «Саския» (1633 год. В заказных портретах он сдержан, внимателен к аксессуарам, тщательно прорабатывает черты лица, явно заботясь о сходстве изображения с оригиналом и выявлении индивидуальных характеристик (Портрет ученого, 1631, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).
Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. В 1628 году двадцатидвухлетний Рембрандт был признан «в высшей степени знаменитым» мастером известным портретистом у него появились заказчики и ученики. В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста. Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей.
В конце того же года Рембрандт взял в дом домопровительницу — молодую вдову Гертье Диркс. Рембрандт знакомится со множеством людей разных сословий. Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден). К серии автопортретов примыкает вереница изображений умудрённых жизнью апостолов нередко в лице апостола угадываются черты самого художника. Правда, как правило, члены группы позировали для них, усевшись в ряд. Реставрация картины длилась 12 лет. По сути картина является пасторалью.
Краска немедленно начала пузыриться. Заказов становилось все меньше (в моду входил классицизм и стилистика парадных портретов) и вскоре имущество художника распродали за долги. Женился он по любви и не только сохранил, но и приумножил капитал своей любимой. И когда он прозрел, он тотчас же принял Святое крещение. Он углубляется в своё творчество, всё больше и больше отличаясь от своих современников.
Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)8. Миф об Андромеде восходит к глубокой древности. С этого времени он теряет заказы, от него уходят ученики. Затем шесть месяцев Рембрандт брал уроки у художника Питера Ластмана (Pieter Lastman) и несколько месяцев занимался в мастерской известных в то время живописцев братьев Яна и Якоба Пинас (Jan and Jacob Pynas)В 1624 г. (по некоторым данным в 1625 г. ) Рембрандт открыл в Лейдене собственную студию, а c 1627 г. стал брать учеников (с 1628 г. по 1631 г. одним из учеников живописца был Герард Доу). В конце 1631 г. Рембрандт переехал в Амстердам и с большим успехом начал практиковать в качестве портретиста. В 1634 г. Рембрандт стал гражданином Амстердама и членом местной гильдии художников.
В 1654 году Хендрикье забеременела. В это время рождаются картины Рембрандта с названиями «Портрет старика в красном», «Портрет сына Титуса за чтением» и другие работы. Групповой портрет «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632 год. Эта колоссальная по своим размерам картина (3, 59X4, 38 м) явилась как бы заключительным аккордом предшествующего развития художника, высочайшей вершиной, достигнутой искусством его времени в создании исторической композиции.
Впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. А теперь просто посмотрите на эти глаза. Картина излучает все тепло и глубину рембрандтовской палитры. Обучение продлилось недолго и в 19 лет Рембрандт возвращается обратно в Лейден. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения.
Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). Среди портретов Саскии наибольшей известностью пользуются: — «портрет невесты Pембрандта» (в кассельск. В этом вместе с опрятностью и уютностью жилища – их роскошь. Лишь ангелы, спускающиеся в полумрак бедного жилища, напоминает нам о том, что это не обыкновенная семья.
В конце жизни из-под пера мастера появляется еще один шедевр – «Возвращение блудного сына». Государственный музей Амстердама. На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. Рембрандт написал для принца Оранского несколько полотен на религиозную тему. Он уже вышел из моды, но богатые заказчики не переводились. В один год Рембрандт потерял любимую жену и потерпел фиаско с лучшей своей работой.
Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей. Это прекраснейший голландский групповой портрет того времени. Эрмитаж) «Аман узнает свою судьбу» (Давид и Урия) (1666 год. 1643, Кассель, Картинная галерея). Художник нарисовал себя в приподнятом настроении с Саскией сидящей на коленях и с бокалом вина.
Кроме того, необычный контраст, способ наложения света и тени, придали особый волнительный колорит работе. Как и руки отца, сжимающие плечи юноши. Мерцающие краски и изящная игра света и тени подчеркивают образы главных героев.
Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» является одной из самых ярких вершин творчества известного художника. Казалось бы, этого вполне достаточно, но нет, это было только началом трагедии.
В XVII веке важнее всего было сходство, портреты же Рембрандта глубоко психологичны. Санкт-Петербург.
Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. Спустя восемь лет Рембрандт пишет еще один двойной портрет: «Проповедник сектыменнонитов Корнелис Клас Ансло и его жена Алтье Геррит Схаутен» (1641 год. Я – Иисус, которого ты гонишь. Рейксмюсеум), «Давид с головой Голиафа» (1627 год. В этой картине Рембрандт широко пользуется методом игры рефлексов.
Рембрандт не был исключением и неоднократно обращался к нему. Утрехт. Эдинбург. К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. Рембрандт создает ряд полотен на мифологические и исторические сюжеты.
Эрмитаж). Уже в этих работах в полной мере проявилась тяга художника к психологизму и редкостной натуралистичной изображения. Его дела резко пошли в гору и он стал довольно обеспеченным человеком. Текстура и цвета играют роль в определении настроения картины. В жертву ему была отдана дочь эфиопского царя Кефея, красавица Андромеда. Здесь он удачно женится на Саскии ван Эйленбюрх, которая была младшей дочерью лееверденского бургомистра. Санкт-Петербург.
Я обвиняю. » (2008). Рембрадт учил своих зрителей любви и прощению. Повреждения затронули около 30 шедевра. С нежностью выписанное лицо на картине «Вирсавия» и на многих других не менее известных работах 50-х годов, несомненно, лицо Хендрикье. Пережив Хендрикье и Титуса он умер 4 октября 1669 года.
Например, Даная появляется в сериале Бандитский Петербург как картина Рембрандта Эгина. «Возвращение блудного сына» (1666 год. На холсте появились посторонние лица. Рейксмюсеум).
В центре располагается нагая женщина, тело которой освещается ярким солнечным светом. Замыкающий их высокий темный силуэт стоящей к нам спиной пророчицы Анны вносит в картину особую значительность. Родился он в семье зажиточного мельника.
Сделанная в XVII веке копия лучше показывает первоначальный замысел художника. Повреждения затронули около 30 шедевра. Лос Анджелес.
«Св. На картине «Урок анатомии доктора Тульпа» доктор Николас Тульп (настоящее имя Клас Питерсзон), выдающийся амстердамский хирург и ученый, заведовавший кафедрой анатомии, демонстрирует медикам строение мышц левого предплечья. Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей7. Кроме того, почти 100 лет (с начала XVIII до начала XIX века) полотно украшало один из залов амстердамской ратуши, где висело прямо напротив камина, год за годом покрываясь копотью. Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм). На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. Трагические перемены в личной судьбе Рембрандта (смерть новорожденных детей, матери, в 1642 году — болезнь и смерть Саскии, оставившей ему девятимесячного сына Титуса), ухудшение материального положения из-за его упорного нежелания жертвовать свободой духа и творчества в угоду изменчивым вкусам бюргеров, обострили и обнажили исподволь зревший конфликт между художником и обществом.
Картина очень трогательная благодаря жесту и выражению лица главного персонажа. Требования жанра властно определяют и отношения мастеров к определенным темам. Полгода спустя (1623) Рембрандт вернулся в Лейден и открыл собственную мастерскую. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn)— голландский художник, художник и офортист. «Ночной дозор» – один из восьми групповых портретов, заказанных разным художникам Амстердамской гильдией аркебузиров народного ополчения. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан.
Как и в годы работы с Ластманом, творческое воображение Рембрандта требует библейских сюжетов с относительно неразработанной иконографией. Удивительна и драматична судьба картины, как и история жизни самого художника. Это самое большое полотно Рембрандта на религиозную тему, хранится оно в Эрмитаже. муз., 1648: гравюра «Христос исцеляет больных» «Поклонение волхвов», в букингемск. После написания картины «Ночной дозор» разразился невероятный скандал. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены.
В Библии говорится о том как Давид и Ионафан обнялись и плакали вместе. Местная протестантская церковь осудила ее, но вскоре девушку оставили в покое. Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Кто они — неизвестно.
Базель. Картина «Ночной дозор» (1642 год. Этот групповой портрет разительно отличался от полотен других художников драматическим освещением и естественностью персонажей. На картине изображен капитан Кок (в центре), отдающий лейтенанту Виллему ван Рей-тенбургу (в золотистом камзоле) приказ о наступлении. Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника. Всех их объединяет мужественность и патриотический порыв. Берлин.
В те времена групповые портреты были очень популярны в Голландии. Интересен и еще один факт. Очень большое место в творчестве художника начинает занимать камерный портрет. Родился будущий художник в семье мельника, недалеко от реки Рейн, отсюда и приставка ван Рейн – «с Рейна». «Молящийся Товит» (Товит обвиняет Анну в краже козленка) (1626 год.
В октябре 1654 года она родила Рембрандту дочь Корнелию. Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса. Популярность автора начинает падать.
Люди, шедшие с Савлом, стояли в оцепенении, слыша голос и никого не видя. В 1632 году художник переезжает в Амстердам – столицу тогдашнего коммерческого мира. Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. Сын повёрнут к нам спиной. К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634).
Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года8. Не всем нравилась манера Рембрандта изображать человека таким, какой он есть. Лион. Нью-Йорк.
Объясняется это просто. Техническое совершенство Рембрандта тут не вызывает сомнений, разноречия касаются сюжета. В 1642 году он нанял няню для Титуса — вдову Гертье Диркс. "Если у голландцев больше картин, чем драгоценных камней, – замечает Сорбьер, – то лишь потому, что картины больше радуют взор и служат лучшим украшением помещений".
Рейксмюсеум) были написаны художником еще в лейденский период. Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена. Композиция была нарушена. Мы не найдем здесь экзотических одеяний и поз. Государственный музей Амстердама.
Тем не менее школу закончил и поступил в Лейденский университет. Рембрандт совершил подлинную революцию, показав динамичную композицию и «оживив» своих персонажей. Он ломает сцепленные до крови руки и все его тело скорчено в безумном порыве.
В судьбе евангельского старца, которому было предопределено увидеть младенца Христа и лишь потом умереть («Отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром ибо видели очи мои спасение Твое»), художник словно прозрел собственную судьбу. После приобретения работы Екатериной II «Даная» заняла почетное место в знаменитой коллекции «Эрмитажа».
почти не сохранилось. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627). Над ними нависает громада пышного, темного балдахина. «Судостроитель и его жена» (портрет Яна Рейксена и его супруги Грит Янс) (1633 год. В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус.
Цветовое решение картины сдержанное, господствует черно-белая гамма. Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 г. им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» (наход.
Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. Тепло этих портретов делает их очень живыми и художественными. Обнаженное тело Андромеды своей прозрачностью и нежностью напоминает перламутр, в котором тончайшие оттенки белых, розовых, жемчужно-серых и голубых тонов абсолютно незаметно проникают друг в друга, кожа лоснится, как атлас. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). Рембрандт разыгрывает перед зрителем человеческую драму. Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007)11 и «Рембрандт.
Музей Поля Гетти) сюжет традиционные для итальянской живописи. Художник изображает редкие библейские сюжеты («Отречение апостола Петра», «Возвращение блудного сына»), семейные темы («Еврейская невеста»). Однако реставраторы не стали снимать все слои темного лака, боясь повредить краску, вот таким образом и сейчас «Ночной дозор» довольно сумеречен. Амстердамский период творчества Рембрандта начался с ошеломляющего успеха, который ему принес «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632, Гаага, Маурицхейс) изменивший традицию голландского группового портрета. Два других заказа на создание портрета достались его ученикам.
Однако основной характер сцены ясен для каждого взирающего на эту колоссальную картину. Городское собрание живописи), «Мужчина с остроконечной бородкой» (1632 год.
Эрмитаж) художник изображает Саскию в костюме Флоры, создавая образ богини. Она теперь не резвое дитя, беззаботно смотрящее на Божий мир. Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. Еще бы.
Крестьяне обычно выглядят драчунами и забияками. В этом лице и боль и усталые от выплаканных слез глаза и счастье долгожданной встречи. Это своего рода портреты-биографии. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве.
Картина привлекает к себе необычным колоритом, характерным для творчества художника. Однако страсти Христовы большого успеха не имели. Картинная галерея) в мифе орел похитил юного Ганимеда, чтобы тот стал виночерпием у Зевса. Тема блудного сына неоднократно и ранее возникала в творчестве художника. На картине изображено более двадцати фигур. Заказчики отказались принять эту картину.
Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан. В Автобиографии (1628—1631) Гюйгенс назвал имя Рембрандта первым среди голландских художников того времени и противопоставил вызывающую смелость его работ всей предшествующей традиции живописи. Она далеко переросла рамки обычного портрета Рембрандт дал принципиально новое решение темы имевшей за собой почти вековую традицию. Рембрандт ван Рейн пришел в этот мир в июле 1606 года. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом.
Настоящее название полотна — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбурга». Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни. В 1642—49 он пишет мало заказных работ главным образом изображения посвящены темам простого человека. В этой атмосфере творчество художника стало необыкновенно актуальным.
Поздний Рембрандт характеризуется монументальностью композиций из крупных фигур («Аристотель с бюстом Гомера), многофигурностью композиций («Синдики», «Заговор Юлия Цивилиса»). С годами углубляется реалистическое мастерство Рембрандта. Ее кабинетный размер адресован не восприятию толпы, a индивидуальному переживанию.
Картина «Урок анатомии доктора Тульпа» привлекла внимание многих амстердамцев, которые стремились проникнуть в аудиторию медицинского учреждения, чтобы только посмотреть на нее. Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек. 1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. Музей Бойманса-ван Бенингена), «Титус» (1657 год.
в Амстердаме) и «Возвращение блудного сына» (имп. Он три дня провел в молитве, ничего не ел и не пил, пока слепота не спала с его глаз. «Мартен Лоотен» (1632 год.
Берлин), «Введение во храм» (1628 год), «Христос в Эммаусе» (1629 год). Возглавляемые капитаном и лейтенантом стрелки строятся, выходя из-под темной арки ворот. Роттердам. Таким образом он избежал банкротства и долговой тюрьмы.
Произведения, созданные с 1626 г. по 1637 г. Раздел 2. В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки. Он пишет ряд картин на библейские темы в спокойных, теплых, красных и золотисто-коричневых оттенках («Святое семейство», «Давид и Ионафан»).
Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). Работы 50-х «Вирсавия (1654), «Аристотель» (1653), гравюры «Жертвоприношение Авраама» (1655) и «Отречение апостола Петра» (1660) демонстрируют человека слабого, опутанного противоречиями, потерянного, но призванного к любви, величию и силе. Изображенная на полотне женщина явно ждет кого-то (или чего-то), что дает основания идентифицировать ее образ с Данаей. Как и другие мастера барокко, Рембрандт исследует значение светотени для передачи эмоций. Взгляду Горгоны была присуща магическая сила превращать все живое в камень.
Нередко мы присутствуем при утреннем вставании дамы или кавалера.
Веселые голые ребятишки, небесные амуры, спешат служить герою. Дела отца в этот период шли хорошо и он смог дать сыну лучшее, чем у других детей, образование. Кассель. Рембрандт самостоятельно печатает свои гравюры и каждый оттиск отличается от предидущего несколькими штрихами или линиями.
Его первый учитель, лейденский художник Якоб ван Сваненбюрх (Jacob van Swanenburgh), в течение трех лет передал юноше основные навыки и знания, необходимые для профессии художника. Смерть Титуса в 1668 году стала для художника одним из последних ударов судьбы. Изящной девушке доставлено с нарочным письмо, конечно, от ее кавалера и она с лицемерным равнодушием пробегает глазками его строчки.
Оно сказалось на творчестве не только его непосредственных учеников из которых ближе всех подошел к пониманию учителя Карел Фабрициус, но и на искусстве каждого более или менее значительного голландского художника. Павлин на столе – символ богатства. На расстоянии создается иллюзия, что фигуры движутся навстречу зрителю. Они не жалеют на это денег, предпочитая сокращать расходы на еду. Это было юридической уловкой, благодаря которой удалось обойти постановление Гильдии Св. Саския часто фигурирует в рембрандтовских произведениях этого периода, причем черты ее лица встречаются не только в портретах, но и в других картинах и гравюрах.
Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. Британский искусствовед Кеннет Кларк писал, что всякий, кто хоть раз видел ее, согласится с тем, что перед ним «величайшее полотно из всех когда-либо созданных рукой художника». Дрезден. На творчество Рембрандта повлияли такие художники, как Йорис ван Схоотен, создатель целой серии групповых полотен, Лука Лейденский, его кисти принадлежит полотно «Страшный суд», Питер Пауль Рубенс, считавшийся тогда лучшим художником Европы, немецкий художник Адам Эльсхаймер, а также картины караваджистов стали его учителями в отношении работы со светом и тенью.
В христианской традиции Павел – "апостол язычников", не знавший Иисуса при жизни и не входивший в число двенадцати апостолов, но почитавшийся как "первопрестольный". Зато все требования заказчиков были выполнены. Картинная галерея). Дела шли все хуже. Через руки этого человека проходило почти все состояние республики.
Эрмитаж, 797), а в 1682 — «Еврейская невеста» (в амстердамском музее). Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнями св. Лувр), «Якоб де Гейн Третий» (1632 год. Интересен и еще один факт.
Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. Санкт-Петербург. Заказчики предпочитали, чтобы их нарисовали с супругой. Отец объясняет ему, что его брат «был мертв, но возвратился к жизни». Картину много раз пытались толковать, но нет ни одной убедительной версии. Картина полна нежности и сострадания.
Париж. В центре площади находится памятник Рембрандту. «Ганимед» дрезденского музея). В серии картин «Страсти», выполненной в 1633—1639 годах для штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского (Мюнхен, Старая пинакотека), по словам самого Рембрандта, он «с великим трудом» добился выражения «наивысшей и наиестественнейшей подвижности», под которой в Голландии XVII века понимали движение души.
Их лица озарены внутренним светом. В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея). В это же время в его трудах появились образы философов, праведников («Портрет ученого», «Иеремия» и пр. ). Тульп деловит, сдержан, предельно точен и в то же время оживлен и уверен. Галерея живописи) это единственный автопортрет живописца, в котором он изображен не один.
Так еврейский юноша Савл стал, по преданию, христианским апостолом Павлом. Кроме того размер полотна поражает своими масштабами. И он стал проповедовать христианство в Малой Азии и Греции, Риме и Испании.
Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г). Картинная галерея), «Портрет Саскии» (Кассельский портрет) (1635 год. Среди тех, кто остался в мастерской мастера (с 1648 г. по 1653 г. ), был Николас Мас. В 1653 г. испытывающий материальные трудности, художник передал почти всё своё имущество сыну Титусу и в 1656 г. объявил себя банкротом. Умер Рембрандт 4 октября 1669 г. Произведения Рембрандта хранятся во многих музеях мира: Королевской галерее Маурицхейс, Музее Бойманса-Ван Бёнингена, Дрезденской галерее старых мастеров, Берлинской картинной галерее, Лондонской национальной галерее, Художественной галерее Хэмптон-Корт, Собрании Уоллеса, Метрополитен Музее, Лос-Анджелесском музее искусств, Музее Поля Гетти, Бостонском музее изобразительных искусств, Чикагcком художественном институте, Вашингтонской Национальной галерее искусства. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Очень рано он почувствовал в себе художественный талант. Портрет на котором художник запечатлел себя в мастерской в момент работы над картиной – это первый дошедший до нас живописный автопортрет Рембрандта (1628 год).
Лос-Анджелес. После распродажи в 1657-58 гг. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора».