Умер Рафаэль Санти в Риме 06. 04. 1520. В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку.
Его ранние портреты напоминают Перуджино, в то время как во Флоренции основное влияние оказала «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, которое можно увидеть в портретах Аньоло и Маддалены Дони. Наверное, одним из самых величественных творений художника стали роспись Станцы делла Сеньятура (1509-11). Это первое, абсолютно новое портретное произведение того времени. Среди десятка римских рафаэлевых Мадонн – самая трогательная и известная из всех существующих изображений Богоматери «Сикстинская Мадонна».
«Кусочек неба, мостик облаков – и к нам с тобой спускается Мадонна. В этого же периода Рафаэль написал запрестольный образ «Святой Чечилии» для церкви в Болоньи (прибл. Само имя Рафаэля в дальнейшем превратилось в нарицательное имя идеального художника. Слухи о божественном таланте молодого художника дошли и до Юлия II, который вознамерился во что бы то ни стало украсить свое правление выдающимися произведениями искусства. Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают одно из ранних его произведений — «Мадонну Конестабиле» (1502, Санкт-Петербург, Эрмитаж), просветленный образ молодой матери изображенной на фоне прозрачного умбрийского пейзажа.
Талант художника проявился у Рафаэля еще в раннем детстве и по словам родоначальника современного искусствознания Джорджо Вазари он был «большим подспорьем для своего отца, придворного живописца герцого Урбинского». Рафаэль рано стал сиротой: мать умерла в 1491 г., а отец – в 1494 г. Первой подтвержденной документально работой Рафаэля был Алтарь Барончи (Baronci altarpiece) для церкви Святого Николая Толентинского (Saint Nicholas of Tolentino) в городке Чита-ди-Кастелло, расположенном между городами Урбино и Перуджа. В 1504 г. художник переезжает во Флоренции, но при этом ведет «кочевой» образ жизни и работает в различных городах Италии. Он отказывается от пейзажного фона, чтобы сосредоточить всё внимание на фигуре. Его отцу, когда он был еще жив, видимо, удалось обеспечить обучение для молодого мастера. Главная фигура на полотне, конечно, Мария.
В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Художник завещал свое немалое состояние Маргарите Лути, друзьям и ученикам. Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков.
Совсем иначе он писал своих мадонн. «Период мадонн» – так называется флорентийский период творчества Санти. Им написаны портреты папы Юлия II (1511, Флоренция, Уффици), папы Льва X с кардиналом Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи (около 1518, там же) и другие портретные картины. В конце 1509 года Рафаэль уезжает в Рим, там он будет жить до самой своей кончины. Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году.
Оба мэтра благосклонно отнеслись к стараниям молодого художника. Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба. Гению мастера принадлежат Церковь Сант-Элиджо-дельи-Oрефичи, Капелла Киджи, Дворец Видони-Каффарелли.
В самом знаменитом из всех его запрестольных образов, фантастической «Сикстинской Мадонне» (1513-1514 гг., Галерея старых мастеров, Дрезден), написанной для церкви в Пьяченце, Дева Мария и младенец Христа, как будто, выплывают из картины. В любом случае, по прошествии стольких сотен лет со дня его смерти, теперь можно только строить догадки о ее причине, так как некоторые факты биографии остаются неизвестными, а вместо них появилось множество домыслов, слухов, фантазий и догадок. Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров.
Живописные решения отличаются тонким благородством, композиции безупречно уравновешены. Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти. У Рафаэля были многочисленные ученики, хотя никто из них не вырос в выдающегося художника. У ангела слева одно крыло. Художник родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино на востоке Италии.
К декабрю того же года, Рафаэль заслужил звание мастера со стороны некоторых кварталов. Будучи названным (в 1514 г. ) преемником Браманте как главный архитектор Ватикана, Рафаэль также проектировал множество церквей, дворцов и особняков. Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев известные каждому итальянцу.
Станцы Рафаэля получили названия Правосудие, Диспут, Парнас и Афинская школа. Рафаэль был большим поклонником женской красоты. Джованни Нанни вернулся в Удине, где создал ряд хороших картин. Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара. Однако папа Юлий II решил, что эти работы менее важны.
Но если учитывать большой объем работы, который выполнял художник, нравы тех времен, общее состояние здоровья населения того века и то, что тогда люди вообще жили недолго, можно предположить, что это все вместе, в общем и могло послужить причиной ранней смерти Рафаэля. К ним относятся главные запрестольные образы, самые ранние из которых «Мадонна ди Фолиньо» (прибл. «Портрет папы Льва» кисти Рафаэля считается одним из первых опытов группового портрета в живописи эпохи Возрождения. С 1508 года художник живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II.
Ее взгляд позволяет заглянуть в мир ее переживаний. Сами картоны визуально были чем-то вроде разочарования, так как над ними в основном работали в хорошо организованной и высокопродуктивного мастерской Рафаэля. Так как архитектура «Афинской школы» выполнена в стиле Браманте, вероятно, что Рафаэль работал с Донато Браманте ещё в 1509 году в рамках подготовки к своей преемственности на пост «главного мастера» по восстановлению собора Святого Петра после смерти Браманте в 1514 году. Складывается впечатление, что Рафаэль давал ему рисунки, главным образом, связанные с его расписанными проектами, но также и некоторые из более сложных пластин Рэймонди — например, «Избиение младенцев» и «Чудо во Фригии» — вероятно сделаны по рисункам специально предназначенным для этой цели.
Так как гобелен чувствителен к художественным ограничениям, Рафаэль заботился, чтобы выражения и жесты фигур в композициях были смелыми и прямыми. Он должен был оставаться в городе работая на последующих пап вплоть до своей смерти. 1514 г., Палаццо Питти, Флоренция). Он был известной личностью, знаменитым, богатым и уважаемым (Вазари утверждает, что папа римский Лев X, «который горько плакал, когда он умер», намеревался сделать его кардиналом) и его влияние широко распространилось даже в течение его жизни через гравюры Маркантонио Раймонди. В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи. 1512 г., Национальная галерея, Лондон), Томмазо Ингирами (Палаццо Питти, Флоренция) и папы Льва X с двумя кардиналами (1518 г., Галерея Уффици, Флоренция). Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов.
Внизу пара флегматичных пухлых ангелочков залюбовались на мать и дитя. Джованни умер, когда сыну было 11 лет.
Cкручиное положение сивилл написаны заметно в стиле Микеланжело, однако образы с идеальной женской красотой, пожалуй, наиболее ощутимы в прекрасных эскизах красным карандашом Рафаэля (Британский музей, Лондон). Во Флоренции за 4 года он напишет более 20 картин на тему «Мадонна с младенцем». Всего Мадонн Рафаэля – более сорока картин, это те которые находятся в музеях. VI).
Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет. Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца. При содействии своего дяди Донато Браманте (известный архитектор и художник того времени), Рафаэль Санти становится официальным художником папского двора.
То, что он вскоре полностью опередил Перуджино лучше всего видно при сравнении картины Рафаэля «Обручение Девы Марии» (1504 г. Пинакотека Брера, Милан) с работой Перуджино на ту же тему (Музей изящных искусств, Кан). В этой комнате, Рафаэль в основном фокусируется на оказании Богом покровительства над человеческой деятельностью. «Форнарина» (прибл. Различные подготовительные рисунки, связанные с «Диспутом», первый написанной фрески, показывают кропотливость Рафаэля в процессе создания гармоничной композиции, в которой масса фигур делится на более мелкие группы, связанные жестами и позой.
В этих работах отчетливо видно влияние Микеланджело. Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров.
Новый папа был прямой противоположностью суровому и воинственному Юлию II, о чём свидетельствовала его «программа действий» : «Будем наслаждаться папством, раз Бог дал его нам». Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio). Но Рафаэль был всегда необычайно требователен к себе, чтобы он ни изображал – живую плоть или неживую ткань и всегда сохранял верность своему художественному принципу (сходство должно быть непременным), вот таким образом он не польстил папе изобразив его дородным и холёным эпикурейцем. Во Флоренции Рафаэль также написал несколько портретов, наиболее подтвержденными из которых являются портреты Аньоло Дони и Маддалены Дони (1507-08 гг., Палаццо Питти, Флоренция). Рафаэль Санти продолжал работать над проектом, но уже играл в нем меньшую роль.
О торжестве гуманистических идей в ренессансном искусстве, о связи его с античностью говорит композиция «Афинская школа», прославляющая разум прекрасного и сильного человека, античную науку и философию. Различия между этими двумя комнатами характеризуются драматизмом двух главных фресок, «Изгнанием Элиодора» и «Встречей Льва Великого и Аттилы», требующие сцен бурной деятельности. Гобелены соткали в Брюсселе по картонам семь из которых сохранились (1515-1516 гг., Музей Виктории и Альберта, Лондон). Перин дель Вага стал художником, работал во Флоренции и Генуе. Больше всего в это время его привлекает образ мадонны с ребенком. Мадонна идет по облакам к своей страшной судьбе, при этом зная, что за счастье людей должна отдать самое дорогое, своего сына.
Кастильоне и Рафаэля связывала тесная дружба, что помогло художнику добиться впечатления высокой интимности и доверительности. В этот период Рафаэль закончил три больших запрестольных образа: «Мадонну Ансидеи», «Положение во гроб», оба поручены заказчиками из Перуджи и «Мадонну Бальдаччино» в часовне Санто-Спирито во флорентийской церкви. Он одет добротно и скромно, не стремится кпоказной роскоши. Вторая комната, в которой Рафаэль работал, называется Станца дЭлиодоро.
Работа, в которой уже можно было увидеть больше характерного Рафаэлю стиля – «Прекрасная садовница» (La Belle Jardinire) или «Мадонна с младенцем и Иоанном крестителем», как ее еще называют. Его влияние видно на картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна». От ее тревожных глаз невозможно оторваться. Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли.
Рафаэль умер 6 апреля 1520 года (на его 37-ой день рождения) и был похоронен на следующий день в Пантеоне. Все они сплетены каким-то невидимым ритмом, который перетекает от одной фигуры к другой. 1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря». В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти». В «Мадонне в зелени» (1506 г., Музей истории искусств, Вена) и в «Прекрасной садовнице» (1507 г., Лувр, Париж) Рафаэль использует пирамидальную структуру, заимствованную у Леонардо, в то время как на диагональное телодвижение в «Мадонне Бриджуотер» (прибл. Там он знакомится с Микеланджело, Леонардо да Винчи, Бартоломео Порта.
В технологическом отношении различаются рисунки сухими и жидкими красящими веществами. Свои картины на религиозные сюжеты Рафаэль писал на деревянных панелях, но при создании портретов художник чаще всего использовал холст, который лучше передаёт богатство красок и фактуру, характерную для этих его работ. Картины Рафаэля наполнены солнцем Италии и красотой. Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции. Станца делла Сеньятура содержит некоторые из наиболее известных работ художников, включая «Афинскую школу», «Парнаса» и «Диспут». 1511 г., Национальная галерея искусства, Вашингтон) и «Мадонну делла Седия» (прибл. Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария. Вазари описывает, что ранняя смерть Рафаэля «погрузила в горе весь папский двор».
Также типично венецианский стиль наблюдается в уникальном обращении с пастелью и выборе голубой бумаги для наброска Мадонны с младенцем (Британский музей, Лондон). Именно такие люди изображены на его полотнах. Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»). В картине Рафаэля «Святое семейство Каниджани» (прибл. В декабре 1504 года Рафаэль Санти уезжает во Флоренцию.
На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки. Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам. Но несмотря на большую загруженность художник находит возможность выполнять частные заказы и создает такие шедевры, как «Донна Велата» (Donna Velata, 1516), «Святое семейство под дубом» (Holy Family below the Oak, 1518), «Форнарина» (La Fornarina, 1518). Умер Рафаэль 6 апреля 1520 г. Рафаэль Санти был одним из самых светлых и радостных художников эпохи Возрождения.
По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. На двух больших люнетах над окнами изображены «Парнас» и «Юриспруденция». Работа датируется 1498 годом. В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома. Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP. Флорентийскому периоду творчества Рафаэля Санти присущи серия картин Мадонна. Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины.
В портретной живописи развитие Рафаэля следует по тому же плану, как и в других жанрах. Художник изображая Мадонну, вспоминал всех красавиц, которых он видел в своей жизни. Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку. В эпоху Возрождения входит в употребление сланцевый, так называемый итальянский, карандаш («чёрный мел») и сангина («краcный мел»).
Различными сочетаниями этих средств (комбинации штрихов, сочетания пятна и линии и т. д. ) в рисунке достигается пластическая моделировка, тональные и световые эффекты. Ему поручают расписать фресками четыре комнаты дворца, так называемые станцы. Другие портреты этого периода включают портрет его тоскующего покровителя Юлия II (прибл. Она получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени» (1505, Вена, Художественно-исторический музей), «Мадонна со щегленком» (Флоренция, Уффици), «Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр). С картиной Микеланджело Святой Матфей он поступает так же.
Этот камерный портрет действительно необычен. Художник ищет и находит новые пути приближения к внутреннему миру модели. Знакомство Рафаэля с манерой Перуджино, как по стилю, так и по технике, очевидно из запрестольных образов, которые он расписывал для церкви в его родной Умбрии, таких как «Распятие» (ок. Так, счастливый обладатель «Мадонны Грандуке» герцог Тосканский настолько влюбился в купленную почти спустя 300 лет после создания картину, что никогда с ней расставался, даже брал с собой в путешествия. Композиционное единство в «Изгнание Элиодора» достигается балансом эмоциональных и выразительных контрастов.
Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). Для его окончания, он стал отправлять команду своих помощников. Они включают «Парнас», «Афинскую школу», «Диспута», «Добродетели и закон».
Так началась история Рафаэлевых Станц. Ещё через 4 года стал работать во Флоренции, а в 1508 его пригласил в Рим сам папа Юлий второй, работать вместе с Микеланджело при дворе. Самая ранняя из них – мифологическая фреска в античном стиле «Триумф Галатеи», создана для его виллы на берегу Тибра, сейчас известную как «Фарнезина». Здесь было у кого поучиться.
Вершиной портретной живописи Рафаэля принято считать луврский портрет его друга Бальдассаре Кастильоне (1515), который вызывал восхищение таких знатоков, как Рубенс и Рембрандт. Даже в «Диспуте» (споре отцов церкви о причастии), посвященном изображению церковных деятелей, среди участников спора, можно узнать поэтов и художников Италии — Данте, Фра Беато Анджелико и других живописцев и писателей. Полотно да Винчи Леда и лебедь Санти срисовывает для себя почти полностью. В каждой из комнат художник размещает фрески в соответствии с задуманным планом. 1512 г., Пинакотека, Ватикан) написана для францисканской церкви Санта-Мария-ин-Арачели. Эти фрески и «Освобождение Святого Петра», блестяще демонстрируют драматические возможности необычных источников света и свидетельствуют о истоках детализации в работе Рафаэля, отличительной от величия и чистоты Афинской школы. Натурщица для «Дони Валетты» (прибл. Самое поразительное в этом портрете — это то ощущение, что от него исходит.
И Рафаэль учится и работает. На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело). Ему помогал его старший товарищ Эванджелиста Пьян ди Мелето. Он прожил остаток своей жизни здесь. Работы того периода отражают его интерес к образу Мадонны с ребенком.
В 1508 году Рафаэля вызвал в Рим папа Юлий II. В прославленной картине Рафаэля «Сикстинская мадонна» им создан обаятельный образ женщины, которая идет по облакам навстречу своей участи, зная, что ради счастья людей она должна отдать смерти самого дорогого ее сердцу сына. Рафаэль адаптировал величественный замысел Леонардо да Винчи уже в 1514 г. в портрете Бальдассаре Кастильоне (1514-1515 гг., Лувр, Париж), который, как и большинство его лучших портретов, был его близким другом. 1507 г., на правах аренды в Национальной галерее Шотландии, Эдинбург) его вдохновила скульптурная фигура в работе Микеланджело Таддеи Тондо (1505 – 06 гг., Королевская академия искусств, Лондон). С «Мадонной со щеглёнком» связана любопытная история, рассказанная Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св.
Однако это никак не сказалось на его творчестве. Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei). У его похорон было прекрасное сопровождение и привлекло большую толпу.
Достоверно известно, что 1505 г. и 1507 г. он бывал в Перудже, а в 1506 г. и 1507 г. – в Урбино. В конце 1508 г. Рафаэль перебирается в Рим и получает заказ папы Юлия II на создание фрески в личной библиотеке Ватиканского дворца. Его работа очень понравилась Юлию II и с этого момента Рафаэль фактически становится придворным Ватиканским живописцем, а впоследствии и первым художником Рима. В 1514 г. умер Донато Браманте и Рафаэля приглашают занять его место архитектора на реконструкции собора Святого Петра. В 1516 г. Рафаэль назначается главным хранителем римских древностей и разрабатывает план подробной переписи и учета всех античных памятников. Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его и Уччелло с Синьорелли. К портретному жанру Рафаэль обращался и в станковой живописи, проявляя здесь свою самобытность, раскрывая в модели наиболее характерное и значительное.
Картины Рафаэля полны невероятного очарования, нежности и гармонии. Но все же, эта версия является предметом серьезных споров. 1507 г., Старая Пинакотека, Мюнхен) отображают его вновь обретенное господство над современным флорентийским стилем, по крайней мере, в композициях относительной простоты. Его влиятельные семейные связи также сыграли огромную роль в его приглашении в Ватикан. Франческо Пенни переехал в Неаполь, но умер молодым. По другой версии, он заболел после полового акта с Форнариной. Во время работы Рафаэля над вторым залом, папа Юлий II умер.
При содействии Донато Браманте Санти становится придворным художником Папской резиденции. Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой. В XII – XVI веках получили широкое распространение металлические (свинцовые и серебряные) штифты известные ещё со времён античности. Каждая Мадонна Рафаэля полна неимоверной прелести.
1516 г., Галерея Дориа-Памфили, Рим) и предполагаемый автопортрет с другом, часто называемый «Рафаэль и его учитель по фехтованию» (1518 г., Лувр, Париж). Папа Юлий не дожил до их завершения и в «Встрече Льва Великого и Аттилы» использовали черты Льва X для его воинственного предшественника. Острохарактерные портретные черты приобретают полные жизни персонажи «Мессы в Больсене» (фрески в Станце дЭлиодоро).
В 1513-1514 гг. Папа Лев изображён со своими племянниками, кардиналами Джулио де Медичи (стоит слева, позже он займёт папский престол под именем Климента VII) и кардиналом Людовико де Росси (справа). В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино. Такой обаятельный образ женщины создает Рафаэль в известной всему миру картине под названием «Сикстинская мадонна». Рафаэль (1483-1520) родился в итальянскои городе Урбино.
Кастильоне изображён с большой психологической тонкостью, нежным, академическим лицом идеально подходящим человеку, который в трактате «О придворном» определил качества идеального джентльмена. В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще. Сикста в Пьяченце. А он сам решил по возможности сравняться в искусстве живописи с флорентийскими мастерами.
Рафаэль стал идеалом всех академий (они были против его власти, которая подняла восстание прерафаэлитов) и сегодня мы приближаемся к нему через давнюю традицию, в которой рафаэлевские формы и мотивы использованы при постоянном уменьшении их ценности. В Древнем Риме художники рисовали на небольших деревянных дощечках, покрытых слоем воска (кодексах) изображение на которых процарапывалось острой палочкой. Прообраз ее некоторые исследователи находили в чертах «Дамы в покрывале» (около 1513, Флоренция, галерея Питти), но сам Рафаэль в письме к своему другу Кастильоне писал, что в основе его творческого метода лежит принцип отбора и обобщения жизненных наблюдений: «Для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, но ввиду недостатка в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум». В портретах папы Юлия II и папы Льва Х с кардиналами Рафаэль проявил себя острым наблюдателем человеческого характера, воплощая строгую и нелицеприятную правду. К числу лучших работ мастера так же относятся роспись Станце Элидора (1512-14), роспись сводов капеллы Киджи (1513-14) и его великие картины.
Художник работал над многими другими проектами с отцом Рафаэля. Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе. Рафаэль потерял мать в раннем детстве.
В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи. Сфера применения рисунка чрезвычайно обширна. После смерти, Рафаэль был похоронен в Пантеоне, по своему собственному желанию. Молодой мастер продолжал работать в качестве помощника у Перуджино, пока не переехал во Флоренцию.
«Портрет графа Кастильоне» называли идеалом целой эпохи им восхищались Рембрант и Рубенс. Картины Рафаэля вдохновляют человечество и по сей день.
В 1508 году Рафаэль переехал работать в Ватикан в Рим. Это молодой человек с нежным, привлекательным лицом. На портрете Рафаэля – тот же, нуждающийся в мече, суровый и властный старик с плотно сжатыми губами сидит в кресле в глубоком раздумье. Папа Лев был почитателем и покровителем Рафаэля в последние годы жизни художника. Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца.
В это же время Рафаэль создал величайшее свое творение «Сикстинскую мадонну» (1515—1519, Дрезден, Картинная галерея), предназначавшуюся для церкви св. Период творчества, посвященный изображению Мадонны, называют флорентийским периодом. В Италии точный, детально разработанный и пластически ясный рисунок, характерный для мастеров XV века (Пизанелло, Поллайоло, Мантенья, Карпаччо), приобретает особую насыщенность и живую выразительность у художников Высокого Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Андреа дель Сарто). Можно сказать, что хорошее и красивое некоторым образом одно и то же». Ее, несущую необычно серьезного ребенка, приветствуют святая Варвара и папа Сикст Второй с «зашифрованным» в правой руке именем (приглядитесь – на ней 6 пальцев).
Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки. Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов. Из глубины анфилады грандиозных арочных пролетов выступает группа античных мыслителей, в центре которой величавый седобородый Платон и уверенный, вдохновенный Аристотель, жестом руки указующий на землю, основатели идеалистической и материалистической философии. К числу древнейших сухих красящих веществ относится уголь. Такова «Мадонна делла седиа» («Мадонна в кресле», 1516, Флоренция, галерея Питти) с ее гармоничной, замкнутой в круг композицией. Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены.
Он, несомненно, в том или ином качестве работал в студии старшего художника в юности. Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка. Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации». Друг Рафаэля, граф-гуманист Бальдассар Кастильоне, представивший тип идеального человека в своём трактате «Кортеджиано» («Придворный») наибольшим образом отвечал представлениям художника об идеальном человеке.
Также значительное влияние оказала Сикстинская капелла Микеланджело. Портрет Рафаэля настолько соответствовал рассказам о папе и его крутом характере, что историк искусства Вазари сразу же отметил это: « пользуясь уже величайшее известностью, он написал маслом портрет папы Юлия, настолько живой и похожий, что при одном виде портрета люди трепетали, как при живом папе». 1503 г. Пинакотека, Ватикан).
Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама. Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа. Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах. Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог).
В обеих работах Рафаэль блестяще использует их круглую форму (тондо). Она хранится во флорентийской галерее Уффици. Умение свободно расположить фигуры в пространстве, связать их друг с другом и с окружением проявляется и в композиции «Обручение Марии» (1504, Милан, галерея Брера). Одна из его заключительных картин флорентийского периода – великолепная «Святая Екатерина» теперь находится в Национальной Галерее в Лондоне.
В отличие от Флоренции, в Риме Рафаэль редко имел время для написания небольших работ на церковную тематику, но ему удалось выполнить две – «Мадонну Альба» (прибл. За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля. 1503 г. Национальная Галерея, Лондон) и «Коронование Девы Марии» (ок. С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины.
В начале 16 века Рим внушал надежды на национальное объединение страны. К себе прижала сына так любовно, его оберегая от врагов». Исследовать взаимоотношения между матерью и ребенком он будет постоянно.
В отличии от многих своих талантливых современников, Рафаэль никогда, ни при каких обстоятельствах не оставлял работу незавершенной. Идеалы общенационального порядка создали почву для творческого подъема, для воплощения передовых стремлений в искусстве. Рафаэль выбирает темы, отражающие различные виды интеллектуальной деятельности человечества: философию, поэзию, богословие и юриспруденцию.
Мадонна с младенцем — один из самых важных сюжетов для Рафаэля. От статичных, проникнутых перуджиновским настроением (такова его Мадонна Грандука, которую вы можете увидеть на выставке в Пушкинском музее), до зрелых, наполненных чувствами и жизненной силой. Он даже обвинил художника в плагиате. После оригинально трактованного портрета Льва X в окружении родственников (1518) в продукции мастерской Рафаэля возрастает вклад учеников и в первую очередь Джулио Романо.
Самым талантливым был Джулио Романо. Святая Мария и младенец, этот сюжет использовался художником чаще всего.
Произведения Рафаэля в этой комнате были одними из лучших работ художника. На самой знаменитой фреске «Афинская школа», группа философов с Платоном и Аристотелем в центре изображены в величественном арочном здании, которое, вероятно, отражает план Браманте для собора Святого Петра.