И в станковой живописи Рафаэля неизменной темой остаётся сюжет с мадонной: «Мадонна Альба» (1509), «Мадонна в кресле» (1514-1515), алтарные картины – «Мадонна ди Фолиньо» (1511-1512), «Св. Цецилия» (1514). Мадонна Темпи – одна из немногих картин Рафаэля флорентийского периода, в которой не чувствуется влияния Леонардо да Винчи. Последний раз Рафаэль изобразил себя на «Автопортрете с другом» (1518—1520), хотя какому именно другу на картине Рафаэль положил руку на плечо, неизвестно исследователи выдвинули множество малоубедительных версий. Картина Рафаэля Святое семейство с безбородым святым Иосифом (Sacra Famiglia con san Giuseppe imberbe) написана около 1506 года и сейчас находится в Эрмитаже (Санкт-Петербург). Картину Рафаэля «Святой Георгий, поражающий дракона» выставляли в паре с его же «Святым Михаилом».
Картина Рафаэля Святое семейство под пальмой (Sacra Famiglia con palma) датирована 1506 годом. Рафаэль Санти писал не только картины религиозной тематики, живописец известен и как портретист. Репродукции картин Рафаэля Прекрасная садовница, Мадонна Конестабиле, Мадонна с младенцем и святыми, Коронование Марии позволяют проникнуться красотой и величием духа художника.
Картина Святое семейство Каниджиани (Sacra Famiglia Canigiani) написана Рафаэлем в 1507 году для флорентийца Доменико Каниджиани. В мастерской отца юный Рафаэль знакомился с основами живописи и как отмечает Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях», «помогал отцу писать картины, которые Джованни создал, живя в Урбино». Некоторые произведения Рафаэля Санти, картины, наброски, эскизы, стали существенно отличаться от работ наставника. Картина написана Рафаэлем во Флоренции и по сей день находится в этом городе. Об этой красивой истории любви написал картину французский художник Жан-Огюст-Доминик Энгр, она так и называется «Рафаэль и Форнарина».
Картина Рафаэля Мадонна Бриджуотер (Madonna Bridgewater) датирована 1507 годом и названа так потому, что находилась в усадьбе Bridgewater в Великобритании. «обручение девы Марии» – одна из самых известных и почитаемых картин Рафаэля. На этой странице размещена биогафическая информация, картины и другие интересные факты из творчества такого великого художника как Санти Рафаэль. Картины Рафаэля принесли ему не только славу выдающегося художника, но и большие деньги.
Знакомство с Рафаэлем Санти в Риме мы начали в Ватиканской Пинакотеке, где у самого входа находится несколько его картин. Считается, что под влиянием Леонардо в картинах Рафаэля появилась мягкость и идеальная композиция, а от Микеланджело он взял сильную динамику. Картина Рафаэля Святое семейство под дубом (Sacra Famiglia sotto la quercia) датирована 1518 годом, на ней изображены Дева Мария с младенцем Христом, святой Иосиф и Иоанн Креститель. Последняя картина Рафаэля «Преображение», своеобразное завещание художника, стала главным образцом, на который художники-классицисты равнялись на протяжении многих веков. Картина Рафаэля Святое семейство с агнцем (Sacra Famiglia con lagnello) датирована 1507 годом.
Сейчас картина находися в музее Рафаэля итальянского города Урбино. План картины Рафаэля явно напоминает две вышеупомянутые работы Перуджино. В 1504 году Рафаэль создает «Обручение Девы Марии», немногим раньше картину с тем же сюжетом (венчание Марии и Иосифа) написал Перуджино. Рафаэль создает картину «Положение во гроб» (La deposizione), последнюю работу во Флоренции.
В тот же период Рафаэль создает картины Портрет Пьетро Бембо, Святой Георгий и его битва с драконом, Мадонна Конестабиле. Необычайно яркие и красочные картины Рафаэля будут гармонично смотреться в интерьере, дополняя убранство помещения. «три грации» стали первой картиной, где Рафаэль изобразил женскую.
По-новому в картине «Мадонна дель Импанната» решена и композиционная проблема, художник Рафаэль Санти отходит от прежнего спокойного решения, основанного на взаимных повторах линий и путем более контрастного объединения мотивов пирамидальной композиции достигает равновесия не столько статического, сколько динамического. Во Флоренции Рафаэль также написал несколько портретов, наиболее подтвержденными из которых являются портреты Аньоло Дони и Маддалены Дони (1507-08 гг., Палаццо Питти, Флоренция). 1511 г., Национальная галерея искусства, Вашингтон) и «Мадонну делла Седия» (прибл.
По другой версии, он заболел после полового акта с Форнариной. Эти годы стали решающими для его творческого формирования. У ангела слева одно крыло. В прославленной картине Рафаэля «Сикстинская мадонна» им создан обаятельный образ женщины, которая идет по облакам навстречу своей участи, зная, что ради счастья людей она должна отдать смерти самого дорогого ее сердцу сына. В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино. Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба.
1514 г., Палаццо Питти, Флоренция). В конце 1509 года Рафаэль уезжает в Рим, там он будет жить до самой своей кончины. На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело).
С картиной Микеланджело Святой Матфей он поступает так же. Размер картины 158 x 125 см, дерево, масло. Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). Не зря он, как минимум, два своих произведения «Три грации» и «Амур и грации» посвятил прекрасным богиням римской мифологии – древнегреческим харитам. Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов.
Но несмотря на большую загруженность художник находит возможность выполнять частные заказы и создает такие шедевры, как «Донна Велата» (Donna Velata, 1516), «Святое семейство под дубом» (Holy Family below the Oak, 1518), «Форнарина» (La Fornarina, 1518). Умер Рафаэль 6 апреля 1520 г. Картины Рафаэля наполнены солнцем Италии и красотой. Рафаэль потерял мать в раннем детстве. Именно такие люди изображены на его полотнах. Именно вот таким образом эрудитами и теологами из окружения Папы был выбран сюжет из библейской Книги Маккавеев, повествующий о том, как нечестивец Илиодор (Элиодор), похитивший в Иерусалимском храме деньги, предназначенные для вдов и сирот, был изгнан из храма и наказан небесными посланцами.
Заказчик картины – кардинал Биббьена, писатель и секретарь при папе Льве X картина предназначалась в подарок французскому королю Франциску I. Портрет был лишь начат художником и кем конкретно из его учеников (Джулио Романо, Франческо Пенни или Перино дель Вага) завершен, доподлинно не известно. Рафаэль похоронен в Римском Пантеоне, построенном во времена императорского Рима. Немного раньше, Рафаэль изготовил в красках десять замечательных по красоте и рисунку больших картонов (в красках) на сюжеты из Деяний св. Возвышенный замысел художника воплощен в ней в безупречно гармонической форме и с удивительной доступностью для зрителя.
Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти. 1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря». Св. Всего два-три года отделяют «Св.
Размер картины 85 x 60 см, дерево, масло. Рафаэль же пытался решить новые задачи, опираясь на свою сложившуюся образную систему. Яркое сияние исходящее от фигуры ангела, явившегося апостолу в Мамертинской тюрьме, озаряет фигуру спящего, закованного в вериги апостола, рождает блики на латах задремавшего стража и постепенно угасает во тьме каземата (который и ныне показывают туристам). Так иносказательно трактовались христианским богословием поимка Товией рыбы (рыба – христианский символ) и излечение слепоты Товита, отца Товии, символизировало его духовное прозрение и приобщение к вере. Там уже были подобные работы в разных залах, но они, в основном, были закрашены, так как были заказаны предшественником и злейшим врагом папы Юлия II Родриго Борджиа папой Александром VI.
Различия между этими двумя комнатами характеризуются драматизмом двух главных фресок, «Изгнанием Элиодора» и «Встречей Льва Великого и Аттилы», требующие сцен бурной деятельности. Своеобразным рубежом здесь оказалась «Сикстинская мадонна». Рафаэль адаптировал величественный замысел Леонардо да Винчи уже в 1514 г. в портрете Бальдассаре Кастильоне (1514-1515 гг., Лувр, Париж), который, как и большинство его лучших портретов, был его близким другом. Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков. Между тем все больше и больше разрасталась слава Рафаэля, а равным образом и награды им получаемые. Композиционное равновесие сочетается в ней с движением. Рост изобразительной мощи картин Рафаэля после его приезда во Флоренцию хорошо заметен в картинах «Сон рыцаря» и «Три грации».
Эта огромная алтарная картина была заказана кардиналом Джулио Медичи епископом Набронским. Рентгеновский снимок готовой работы подтверждает, что изначально на картине присутствовал другой фон. Это самая величественная и совершенная из ватиканских фресок Рафаэля. Все эти новые черты рафаэлевского стиля ярко выступают в его «Св. Рафаэль умер в Риме в Страстную пятницу 6 апреля 1520 года, в день своего рождения, после внезапной трёхдневной болезни.
VI). В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку. Большую роль в укрупнении коллекции сыграл король Филипп IV (1606-1665 гг. ): он предписывал скупать ценные предметы искусства. С «Мадонной со щеглёнком» связана любопытная история, рассказанная Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св. Справа от Богоматери – Св.
Трое из которых символизируют добродетели – Веру, Надежду, Милосердие. В центре картины над всеми возвышается на троне Дева Мария с Младенцем Христом на коленях. Копье сломалось, но храбрый рыцарь продолжил битву с драконом мечом. Темы фресок, образующих единый цикл – это олицетворение и прославление Истины (Vero), Добра, Блага (Bene), Красоты, Прекрасного (Bello). Вместе с тем это как бы три взаимосвязанные сферы деятельности человека – интеллектуальная, нравственная и эстетическая. Она хранится во флорентийской галерее Уффици.
К тому же в последние годы Рафаэль много работал и как-то признался: «Я надеюсь не упасть под такой тяжестью». На третий день после Успения Богородица явилась Фоме и в утешение передала ему Свой Пояс. На картине Рафаэля Спаситель изображён парящим в воздухе, как при Вознесении. Самая ранняя из них – мифологическая фреска в античном стиле «Триумф Галатеи», создана для его виллы на берегу Тибра, сейчас известную как «Фарнезина». И вот, чтобы оставить о себе память, он построил себе в Риме, в Борго Нуово, дворец, который был оштукатурен по указаниям архитектора Браманте.
Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку. Однако, как и было на протяжении всей своей карьеры, художнику удается использовать свой собственный стиль, при этом, по прежнему используя множество техник других мастеров. Произведения Рафаэля в этой комнате были одними из лучших работ художника. Оба мэтра благосклонно отнеслись к стараниям молодого художника.
Его влиятельные семейные связи также сыграли огромную роль в его приглашении в Ватикан. Считается также, что Форнарина, по всей вероятности, послужила моделью при создании образа Девы Марии в картине «Сикстинская Мадонна», а также некоторых других женских образов Рафаэля. Рафаэль Санти продолжал работать над проектом, но уже играл в нем меньшую роль.
Рафаэль Санти был одним из самых светлых и радостных художников эпохи Возрождения. Нарастание драматических деталей картины свидетельствует о том, что в передаче экспрессии и эмоций художник приблизился к той черте, что отделяет ясный ренессансный стиль от маньеризма. В отпевании великого художника приняли участие папа римский и высшее духовенство. Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году. От ее тревожных глаз невозможно оторваться. Эта картина осталась неоконченной – дописывал её после смерти Рафаэля Джулио Романо.
Иисуса окутывает сияние («облако светлое») и озаряет остальных персонажей. Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации». 1516 г. Галерея Питти. Над фресками станц Рафаэль работал девять лет – с 1508 по 1517 год. В самом знаменитом из всех его запрестольных образов, фантастической «Сикстинской Мадонне» (1513-1514 гг., Галерея старых мастеров, Дрезден), написанной для церкви в Пьяченце, Дева Мария и младенец Христа, как будто, выплывают из картины.
От статичных, проникнутых перуджиновским настроением (такова его Мадонна Грандука, которую вы можете увидеть на выставке в Пушкинском музее), до зрелых, наполненных чувствами и жизненной силой. С 1508 года художник живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II. Мария спускается торжественно и смело, держа на руках своего младенца. И Рафаэль учится и работает. Музей Прадо, Мадрид.
В сильном движении представлен и младенец Христос. Период творчества, посвященный изображению Мадонны, называют флорентийским периодом. Также типично венецианский стиль наблюдается в уникальном обращении с пастелью и выборе голубой бумаги для наброска Мадонны с младенцем (Британский музей, Лондон).
1509—1510) и Афинская школа (1510—1511), расположенные друг против друга на длинных десятиметровых стенах зала имеющих полукруглые завершения. Картина Рафаэля Санти «Мадонна дель Импанната» создавалась великим живописцем практически в одно время с знаменитой «Сикстинской мадонной».
Является одним из известнейших произведений итальянского Ренессанса. Вазари описывает, что ранняя смерть Рафаэля «погрузила в горе весь папский двор». Святой Георгий – один из самых популярных христианских святых и покровитель Англии. La fornarina or Portrait of a young woman. Форнарина 1518-1519 годы.
В композиции картины с косыми пересечениями линий уже просвечивается будущее барокко. В 1797 году Наполеон перевёз «Преображение» во Францию и в Ватикан вернулась только после свержения императора в 1815 году. Иероним со львом, его главным признаком.
В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию. Его отцу, когда он был еще жив, видимо, удалось обеспечить обучение для молодого мастера.
Но все же, эта версия является предметом серьезных споров. Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены. Вот таким образом в своих работах неустанно передавал чарующие формы высоких замыслов. Во Флоренции он прожил четыре года изредка выезжая в Урбино, Перуджу, Болонью. 1503 г. Пинакотека, Ватикан). Вторая — самая прославленная из картин Рафаэля — Сикстинская Мадонна (1513—1514, Дрезден, Картинная галерея).
Надпись на могиле художника гласит: «Здесь покоится Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побеждённой. Одна из них одна хранится в коллекции Кука (город Ричмонд), а другая – в Лиссабонской Галерее. Главная фигура на полотне, конечно, Мария. Первые уроки рисования и живописи он получил у своего отца — художника и поэта Джованни Санти.
С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины. Святое семейство под дубом 1518 год. О смерти Рафаэля существует много легенд иногда бросающих тень на его репутацию.
Больше всего в это время его привлекает образ мадонны с ребенком. Около 1513 года Рафаэль расписал семейную капеллу Киджи в церкви Санта Мария делла Паче. Художник работал над многими другими проектами с отцом Рафаэля. По приезде в Рим Рафаэль сразу же становится художником при дворе Ватикана и по личной просьбе папы Юлия II работает над фресками для папского рабочего кабинета (Stanza della Segnatura). Перин дель Вага стал художником, работал во Флоренции и Генуе.
Различные подготовительные рисунки, связанные с «Диспутом», первый написанной фрески, показывают кропотливость Рафаэля в процессе создания гармоничной композиции, в которой масса фигур делится на более мелкие группы, связанные жестами и позой. Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог).
После завершения работ в первой комнате, папа Юлий II был очень впечатлен и решил поручить художнику, для дальнейшей работы, роспись в другой комнате. Для его окончания, он стал отправлять команду своих помощников. Флорентийскому периоду творчества Рафаэля Санти присущи серия картин Мадонна. Незыблемо и желанно перед зрителем возникает образ неповторимого, чудесного видения. Исследовать взаимоотношения между матерью и ребенком он будет постоянно. Взгляд Мадонны немного отсутствующий, будто она находится где-то далеко. Лучшей из фресок этой Станцы является «Изведение апостола Петра из темницы» (1514), в которой Рафаэль обнаруживает всю блистательность своего живописного дарования, превращая роспись в настоящую симфонию света.
Лица обработаны легкой светотенью и, в результате, они более грациозны, чем у Перуджино. Но этот храм античной мудрости пуст. Он отличается необыкновенным чувством пропорции и остротой визуального восприятия.
Лаврентия, св. Величайшее творение станковой живописи Рафаэля «Сикстинская мадонна» (1513-1514). Картина «Мадонна ди Фолиньо» по своему композиционному построению похожа на знаменитую «Сикстинскую мадонну», с той лишь разницей, что в картине «Мадонна ди Фолиньо» больше действующих лиц и образ мадонны отличается своеобразной внутренней замкнутостью – взгляд ее занят своим ребенком – младенцем Христом. Ромуальда, св. Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца.
Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли.
Изобразительное мастерство художника обманывает наблюдателя. Тема картины могла быть заимствована из стихотворения «Пуника» поэта Силия Италика. Дальнейший путь в этом направлении требовал более решительного изменения всего строя образов. На первой панели спящий рыцарь Сципион должен выбрать между Венерой (наслаждением) и Минервой (добродетелью).
Картина была сильно повреждена, но первая реставрация только ухудшила её состояние. По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины. О торжестве гуманистических идей в ренессансном искусстве, о связи его с античностью говорит композиция «Афинская школа», прославляющая разум прекрасного и сильного человека, античную науку и философию. Рафаэль был большим поклонником женской красоты.
В обеих работах Рафаэль блестяще использует их круглую форму (тондо). Умер Рафаэль Санти в Риме 06. 04. 1520.
Ее взгляд позволяет заглянуть в мир ее переживаний. Плацидия.
Маддалена Дони Иоанна Арагонская 1518 год. Следующей Станцей, расписанной Рафаэлем, была Станца дель Элиодоро, обязанная своим названием фреске «Изгнание Элиодора из храма» (1512). Художник изобразил здесь Мадонну обычной женщиной с ребёнком, не подчёркивая её божественного предназначения. Он разработал эскизы для росписей продолжавшего анфиладу Станц обширного зала, получившего впоследствии название Зала Константина (после смерти Рафаэля эти росписи выполнил его помощник Джулио Романо). Так началась история Рафаэлевых Станц.
Madonna Sistina) – картина Рафаэля. Франческо Пенни переехал в Неаполь, но умер молодым. При содействии Донато Браманте Санти становится придворным художником Папской резиденции. Но явственна связь этих картин Рафаэля и с фламандской живописью – особенно с Иеронимом Босхом (яркий свет и человекоподобные монстры в сцене «Святого Михаила»). После смерти, Рафаэль был похоронен в Пантеоне, по своему собственному желанию.
Ему помогал его старший товарищ Эванджелиста Пьян ди Мелето. В этих работах отчетливо видно влияние Микеланджело. Мадонна дель Импанната 1514-1515 годы.
Они включают «Парнас», «Афинскую школу», «Диспута», «Добродетели и закон». Этот камерный портрет действительно необычен. В 1508 году Рафаэля вызвал в Рим папа Юлий II.
Все они сплетены каким-то невидимым ритмом, который перетекает от одной фигуры к другой. В 1500 году уже стал известен как профессиональный художник, художник. Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров.
Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев известные каждому итальянцу. Им написаны портреты папы Юлия II (1511, Флоренция, Уффици), папы Льва X с кардиналом Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи (около 1518, там же) и другие портретные картины. Приглушённая цветовая гамма полотна построена на контрасте тёплых жёлтых и холодных зелёных тонов, где единственное яркое пятно – кардинальская одежда Иеронима. Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции. Алтарь сочетает в себе две сцены, распространенные в иконографии кватроченто: коронацию Богоматери (занимающую верхнюю часть картины) и Дарование Пояса Богородицы святому Фоме (нижняя часть) – эпизод, традиционно связываемый с Успением.
Он даже обвинил художника в плагиате. Композиция «Распятия» близка к другим панелям на ту же тему исполненным Перуджино – вроде внушительного Алтаря Киджи для Сант-Агостино в Сиене. Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают одно из ранних его произведений — «Мадонну Конестабиле» (1502, Санкт-Петербург, Эрмитаж), просветленный образ молодой матери изображенной на фоне прозрачного умбрийского пейзажа. Каждая Мадонна Рафаэля полна неимоверной прелести.
Он был известной личностью, знаменитым, богатым и уважаемым (Вазари утверждает, что папа римский Лев X, «который горько плакал, когда он умер», намеревался сделать его кардиналом) и его влияние широко распространилось даже в течение его жизни через гравюры Маркантонио Раймонди. Работы того периода отражают его интерес к образу Мадонны с ребенком. «Сикстинская Мадонна» (итал. Все картины Рафаэля – яркое отражение его тонкой натуры. На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки. Его ранние портреты напоминают Перуджино, в то время как во Флоренции основное влияние оказала «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, которое можно увидеть в портретах Аньоло и Маддалены Дони.
Он одет добротно и скромно, не стремится кпоказной роскоши. Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio). Художественный язык религии – это образы святых. Будучи названным (в 1514 г. ) преемником Браманте как главный архитектор Ватикана, Рафаэль также проектировал множество церквей, дворцов и особняков.
Папа Юлий II поручил Рафаэлю украсить росписями папские покои в Ватиканском дворце, так называемые станцы (комнаты). Во Флоренции художник приобщается к художественным идеалам ренессансного искусства, знакомится с произведениями античности.
Складывается впечатление, что Рафаэль давал ему рисунки, главным образом, связанные с его расписанными проектами, но также и некоторые из более сложных пластин Рэймонди — например, «Избиение младенцев» и «Чудо во Фригии» — вероятно сделаны по рисункам специально предназначенным для этой цели. Самым талантливым был Джулио Романо. Здесь было у кого поучиться.
Пинакотека Ватикана, Рим. Рафаэль умер 6 апреля 1520 года (на его 37-ой день рождения) и был похоронен на следующий день в Пантеоне. 1505 На полотне изображена молодая светловолосая женщина с белокурым младенцем на руках.
В трех очень близких по решению композициях — Мадонна в зелени (1506, Вена, Музей истории искусства), Мадонна со щегленком (1507, Флоренция, Галерея Уффици) и Прекрасная садовница (1506, Париж, Лувр) — он тонко варьирует один и тот же мотив: сидящая на фоне пейзажа Мадонна и играющие у ее ног маленькие дети — Христос и Иоанн Креститель. Однако папа Юлий II решил, что эти работы менее важны.
Видимо, в том же году Киджи предложил Рафаэлю расписать две большие лоджии его виллы (позднее получившей название Фарнезина), построенной архитектором Перуцци на берегу Тибра у подножия Яникульского холма. Важную роль в этом комплексе должны были играть так называемые «верхние покои» дворца, ныне именуемые Станцами, которые и было поручено расписать Рафаэлю. В картине Рафаэля «Святое семейство Каниджани» (прибл. Натурщица для «Дони Валетты» (прибл. Национальная галерея античного искусства, Рим. Алтарная картина Рафаэля Санти «Мадонна ди Фолиньо».
Ему поручают расписать фресками четыре комнаты дворца, так называемые станцы. Предполагают, что моделью для мадонны послужила возлюбленная Рафаэля Форнарина. Серьезно и печально-тревожно смотрит она куда-то вдаль, как будто предвидя трагическую судьбу сына. Третья фреска Станцы делла Сеньятура «Парнас» – олицетворение идеи Bello – Красоты, Прекрасного. «Екатерина Александрийская» ясно свидетельствует о неустанных поисках формы, лежавших в основе образного творчества Рафаэля.
Станца делла Сеньятура содержит некоторые из наиболее известных работ художников, включая «Афинскую школу», «Парнаса» и «Диспут». «Период мадонн» – так называется флорентийский период творчества Санти. Но созданный им в «Триумфе Галатеи» образ античности стал праздничен и полнокровен, полон такой ликующей радости, мощи избытка жизненных сил, что может быть сопоставлен с написанными почти в те же годы Вакханалиями Тициана. Они составляют нерасторжимые в своей цельности и гармоничности группы, где каждый персонаж точно занимает свое место и где сама архитектура в ее строгой размеренности и величественности способствует воссозданию атмосферы высокого подъема творческой мысли.
К ним относятся главные запрестольные образы, самые ранние из которых «Мадонна ди Фолиньо» (прибл. Картина мастерской Рафаэля Санти «Святое семейство под дубом». Все эти многочисленные персонажи, поражающие разнообразием обликов, поз, жестов, разбитые на отдельные группы, объединены общим ритмом, как бы незаметно рождающимся внутри каждой группы, переходящим от одной группы к другой, вписывая их в очертания овала (или увиденного в сильном ракурсе круга), разорванного на первом плане, где изображен как бы не замечающий спорящих, погруженный в размышления Демокрит. Иоанна Арагонская (.
Иеронима, св. В 1510-х годах Рафаэль много работает в области алтарной композиции. «Форнарина» (прибл. В портретной живописи развитие Рафаэля следует по тому же плану, как и в других жанрах.
Работа, в которой уже можно было увидеть больше характерного Рафаэлю стиля – «Прекрасная садовница» (La Belle Jardinire) или «Мадонна с младенцем и Иоанном крестителем», как ее еще называют. Так как архитектура «Афинской школы» выполнена в стиле Браманте, вероятно, что Рафаэль работал с Донато Браманте ещё в 1509 году в рамках подготовки к своей преемственности на пост «главного мастера» по восстановлению собора Святого Петра после смерти Браманте в 1514 году. Гобелены соткали в Брюсселе по картонам семь из которых сохранились (1515-1516 гг., Музей Виктории и Альберта, Лондон). А после его смерти она боялась умереть». Работа датируется 1498 годом.
Вторая комната, в которой Рафаэль работал, называется Станца дЭлиодоро. Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама. В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти». Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет.
Картина «Мадонна дель Импанната» свидетельствует о дальнейшем совершенствовании стиля художника, об усложнении образов в сравнении с мягкими лирическими образами его флорентийских мадонн. Эти фрески и «Освобождение Святого Петра», блестяще демонстрируют драматические возможности необычных источников света и свидетельствуют о истоках детализации в работе Рафаэля, отличительной от величия и чистоты Афинской школы. В Марии картины «Мадонна дель Импанната» больше душевной силы, в движениях ее чувствуется энергия и уверенность. В «Мадонне Ансидеи» удалены все лишние детали, высокий трон Мадонны четко выделяет центральную ось, а находящаяся сзади арка подчеркивает строгую архитектонику всего построения, являясь его органическим завершением и как бы связывая вместе две боковые фигуры. Иероним – церковный писатель, секретарь папы Дамасия I – читает Вульгату, созданный им канонический латинский текст Библии, переводу которого с греческого (Новый Завет) и древнееврейского (Ветхий Завет) он посвятил 20 лет работы. Талант художника проявился у Рафаэля еще в раннем детстве и по словам родоначальника современного искусствознания Джорджо Вазари он был «большим подспорьем для своего отца, придворного живописца герцого Урбинского». Рафаэль рано стал сиротой: мать умерла в 1491 г., а отец – в 1494 г. Первой подтвержденной документально работой Рафаэля был Алтарь Барончи (Baronci altarpiece) для церкви Святого Николая Толентинского (Saint Nicholas of Tolentino) в городке Чита-ди-Кастелло, расположенном между городами Урбино и Перуджа. В 1504 г. художник переезжает во Флоренции, но при этом ведет «кочевой» образ жизни и работает в различных городах Италии. Испытавший благотворное влияние итальянского Ренессанса Карл V (1500 – 1568 гг. ), стал первым испанским монархом, решившим сохранять художественные ценности во владении испанской короны и выставлять произведения светского искусства в своём загородном дворце Эль Прадо.
После этих работ Рафаэль, уладив свои дела, вернулся снова в Перуджу, где он написал в церкви братьев сервитов на доске, находящейся в капелле семейства Ансидеи, св. Картина мастерской Рафаэля Санти «Иоанна Арагонская» (Joan of Aragon, dona Isabel de Requesens, Vice-Queen of Naples). 1516 г., Галерея Дориа-Памфили, Рим) и предполагаемый автопортрет с другом, часто называемый «Рафаэль и его учитель по фехтованию» (1518 г., Лувр, Париж). В этом круговом обрамлении как главный центр картины предстает кроткое, ясное и чуть печальное лицо Мадонны и лик похожего на маленького пророка Христа.
Рафаэль создал образ богоматери, понятный каждому. «Мадонна с рыбой» не отличается красочность колорита и широким спектром световых эффектов. Юлий II, бывший не только покровителем искусств, но и довольно воинственным политиком, видимо, пожелал, чтобы росписи этого зала напоминали о более конкретных и земных материях, чем науки и искусства, а именно — что он наместник апостола Петра на земле, призванный нести неверующим и сомневающимся свет веры, а также о том, что он только что, в 1511 году, заключил с Венецией и германским императором «Священную лигу» против Франции.
В этот период Рафаэль закончил три больших запрестольных образа: «Мадонну Ансидеи», «Положение во гроб», оба поручены заказчиками из Перуджи и «Мадонну Бальдаччино» в часовне Санто-Спирито во флорентийской церкви. Достаточно одного взгляда на портрет Аньоло Дони и становится понятно, что перед нами влиятельный и сильный человек, об этом говорит и его властная поза и умный, спокойный взгляд. В основу сюжета положена известная библейская притча о том, что Христос решил показать своим ученикам свой истинный облик. В 1508 году Рафаэль был приглашен работать в Рим, ко двору папы Юлия II, человека властного, честолюбивого и энергичного, стремившегося приумножить художественные сокровища своей столицы и привлечь к себе на службу самых талантливых деятелей культуры того времени.
Материальное ощущение контрастной текстуры бархата и шелка в костюме папы придает еще больше достоинства великолепному портрету Льва X с его племянниками. Само имя Рафаэля в дальнейшем превратилось в нарицательное имя идеального художника. Художник родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино на востоке Италии. В этого же периода Рафаэль написал запрестольный образ «Святой Чечилии» для церкви в Болоньи (прибл. Малая Мадонна Каупера. В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи.
В спор погружены и выходящие из храма последними Платон и Аристотель, шествующие на фоне уходящих в глубину арок церковного нефа и небесной синевы. Рафаэль неустанно черпал от них вдохновение. Наполовину картина для личного поклонения, наполовину коллекционная работа, «Екатерина Александрийская», вероятно, была написана перед самым отъездом Рафаэля в Рим. В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи. На самой знаменитой фреске «Афинская школа», группа философов с Платоном и Аристотелем в центре изображены в величественном арочном здании, которое, вероятно, отражает план Браманте для собора Святого Петра. Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов. Джованни умер, когда сыну было 11 лет.
fornarino, булочник). Так возникали либо искусственно драматизированные образы, например «Несение креста» (1517 Мадрид, Прадо), либо работы, в которых уже ощущается оттенок академизма, например «Святое семейство под дубом». Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара.
То, что он вскоре полностью опередил Перуджино лучше всего видно при сравнении картины Рафаэля «Обручение Девы Марии» (1504 г. Пинакотека Брера, Милан) с работой Перуджино на ту же тему (Музей изящных искусств, Кан). Мадонна ди Фолиньо 1511-1512 годы. Картины Рафаэля вдохновляют человечество и по сей день.
Во Флоренции за 4 года он напишет более 20 картин на тему «Мадонна с младенцем». Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка.
Чтобы умилостивить дракона, город посылал ему по нескольку овец в день. Назначение комнаты отражается в сюжетах фрески на потолке — богословие, поэзия, философия и право, которые соответствуют классификации книг в соответствии с дисциплинами. Самое поразительное в этом портрете — это то ощущение, что от него исходит. Ее, несущую необычно серьезного ребенка, приветствуют святая Варвара и папа Сикст Второй с «зашифрованным» в правой руке именем (приглядитесь – на ней 6 пальцев). Она придаёт движение, грацию и трехмерность даже статическим фигурам.
У его похорон было прекрасное сопровождение и привлекло большую толпу. Портрет молодой женщины написан художником совместно с учениками его мастерской. Художник не дает никаких явных намеков и то, что перед нами женщина, лишенная способности говорить, следует лишь из названия. На двух больших люнетах над окнами изображены «Парнас» и «Юриспруденция». В это же время Рафаэль создал величайшее свое творение «Сикстинскую мадонну» (1515—1519, Дрезден, Картинная галерея), предназначавшуюся для церкви св.
Монументальные формы, четкие силуэты, уравновешенная композиция – в этом весь автор, его стремления к высоким идеалам и совершенству. Его влияние видно на картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна». В 1513-1514 гг. Седовласый Платон, которому Рафаэль придал сходство с Леонардо да Винчи, указывает рукой на небо в знак того, что первичен дух Аристотель простирает руку ладонью вниз в знак того, что первична материя.
Молодой мастер продолжил роспись нескольких других помещений, которые на сегодняшний день известны как «комнаты Рафаэля» (Stanze di Raffaello). «Донна Велата». К себе прижала сына так любовно, его оберегая от врагов». Размер картины 320 x 194 см, дерево, масло. Композиция «Мадонна с рыбой» построена по принципу пересечения диагоналей, со сложной динамикой геометрических форм и напоминает композиционное решение фрески Рафаэля «Изгнание Элиодора» в Станце дЭлиодоро. 1512 г., Национальная галерея, Лондон), Томмазо Ингирами (Палаццо Питти, Флоренция) и папы Льва X с двумя кардиналами (1518 г., Галерея Уффици, Флоренция).
Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа. Совсем иначе он писал своих мадонн. Прообраз ее некоторые исследователи находили в чертах «Дамы в покрывале» (около 1513, Флоренция, галерея Питти), но сам Рафаэль в письме к своему другу Кастильоне писал, что в основе его творческого метода лежит принцип отбора и обобщения жизненных наблюдений: «Для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, но ввиду недостатка в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум». Портрет «Дама в покрывале» отличается от портрета Бальдассаре Кастильоне замечательными колористическими достоинствами.
Некоторые исследователи живописи Рафаэля склоняются к тому, что Форнарина изображена художником на картинах «Мадонна делла Седия» и «Фригийская сивилла», а также в росписях станцы дЭлиодоро и в качестве Психеи на фреске виллы Фарнезины «Торжество Психеи на Олимпе». Рафаэль. Его произведения, выполненные в стиле учителя, а порой и по его эскизам, современники не оценили. Портреты Рафаэля, большей частью поясные или поколенные, лишены импозантности. Вице-король Неаполя герцог Медина де лас Торрес, человек политического склада, решил использовать ситуацию в своих интересах и приложил максим усилий, чтобы приобрести полотно Рафаэля «Мадонна с рыбой» в подарок Филиппу IV.
Творческая деятельность Рафаэля в 1510-е годы была необычайно многообразной и интенсивной. Облокотившись на раму картины, видение созерцают и два маленьких крылатых херувима. Ок.
А он сам решил по возможности сравняться в искусстве живописи с флорентийскими мастерами. Пейзаж этой картины Рафаэля выписан с особой тщательностью.
Станцы Рафаэля получили названия Правосудие, Диспут, Парнас и Афинская школа. 1512 г., Пинакотека, Ватикан) написана для францисканской церкви Санта-Мария-ин-Арачели. Однако это никак не сказалось на его творчестве. Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария.
Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров. На второй, грации вознаграждают его выбор добродетели золотыми яблоками Гесперид. Рафаэль (1483-1520) родился в итальянскои городе Урбино. Так, счастливый обладатель «Мадонны Грандуке» герцог Тосканский настолько влюбился в купленную почти спустя 300 лет после создания картину, что никогда с ней расставался, даже брал с собой в путешествия.
Екатерину» от «Мадонны Ансидеи», но в этот краткий период творчество Рафаэля совершило огромную эволюцию. Композиционное единство в «Изгнание Элиодора» достигается балансом эмоциональных и выразительных контрастов. Папа Юлий не дожил до их завершения и в «Встрече Льва Великого и Аттилы» использовали черты Льва X для его воинственного предшественника. Также значительное влияние оказала Сикстинская капелла Микеланджело.
Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei). В сравнении с жизненной полнотой образов этой картины первое по времени тондо Рафаэля, «Мадонна Коннестабиле», кажется еще полной наивного благочестия. Это видение в картине дозволено созерцать лишь более земным по облику, тяжело оседающим в облаках, облаченным в великолепные одежды Святым Варваре и Сиксту (которому Рафаэль придал сходство с Юлием II). В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома.
Умение свободно расположить фигуры в пространстве, связать их друг с другом и с окружением проявляется и в композиции «Обручение Марии» (1504, Милан, галерея Брера). Бенедикта, св. В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Джованни Нанни вернулся в Удине, где создал ряд хороших картин.
В картине царит лишь одна мощная фигура св. В перуджинский период художник создает первую монументальную композицию для церкви – «Обручение Марии», знаменующую новый этап в его творчестве. «Кусочек неба, мостик облаков – и к нам с тобой спускается Мадонна.
Каждая из них решена в неповторимой, почти музыкальной тональности. К декабрю того же года, Рафаэль заслужил звание мастера со стороны некоторых кварталов. В 1504 году Рафаэль переехал во Флоренцию, где оставался до 1508 года.
Кастильоне изображён с большой психологической тонкостью, нежным, академическим лицом идеально подходящим человеку, который в трактате «О придворном» определил качества идеального джентльмена. Художник изображая Мадонну, вспоминал всех красавиц, которых он видел в своей жизни. Она остаётся в своём возвышенном идеальном мире и идёт в мир земной. Сюжет картины основан на истории приключения молодого Товия и его спутника и хранителя – Архангела Рафаила, рассказанной в книге Товита (апокрифический Ветхий Завет).
Сикста в Пьяченце. Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки. 1507 г., на правах аренды в Национальной галерее Шотландии, Эдинбург) его вдохновила скульптурная фигура в работе Микеланджело Таддеи Тондо (1505 – 06 гг., Королевская академия искусств, Лондон).
Центральная часть огромной мраморной лестницы почти пуста — здесь в непринужденной позе устроился полунагой киник Диоген, а ниже, обратившись к нам лицом, погружен в размышления натурфилософ Демокрит, которому Рафаэль придал сходство с Микеланджело. В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще. Мавра и св. Одна из его заключительных картин флорентийского периода – великолепная «Святая Екатерина» теперь находится в Национальной Галерее в Лондоне. В ней преобладает влияние не Перуджино, а Леонардо да Винчи, который усовершенствовал так называемую «серпантинную» позу – с изгибами тела вокруг его собственных осей.
Размер портрета 120 x 95 см, холст, масло. Таков «Портрет Бальдассаре Кастильоне» (1515—1516, Париж, Лувр) известного урбинского дипломата и гуманиста, в котором благородство и доброжелательность модели подчеркивает изысканно-простая гамма черных, серебристо-серых и белых тонов одежды. Картины Рафаэля полны невероятного очарования, нежности и гармонии.
Cкручиное положение сивилл написаны заметно в стиле Микеланжело, однако образы с идеальной женской красотой, пожалуй, наиболее ощутимы в прекрасных эскизах красным карандашом Рафаэля (Британский музей, Лондон). Она получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени» (1505, Вена, Художественно-исторический музей), «Мадонна со щегленком» (Флоренция, Уффици), «Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр).
В отличие от Флоренции, в Риме Рафаэль редко имел время для написания небольших работ на церковную тематику, но ему удалось выполнить две – «Мадонну Альба» (прибл. Внизу пара флегматичных пухлых ангелочков залюбовались на мать и дитя. Как считают многие искусствоведы эпохи Возрождения и историки творчества художника, Форнарина изображена на двух знаменитых картинах Рафаэля Санти – «Форнарина» и «Дама в покрывале».
Размер портрета 82 x 61 см, дерево, масло. Другие портреты этого периода включают портрет его тоскующего покровителя Юлия II (прибл. За исключением нескольких юношеских работ, Рафаэль ранее не обращался к античной тематике. Иоанна Крестителя и св.
Микеланджело уже начал свои росписи в Сикстинской капелле. Когда овец больше не стало, чудовищу стали отправлять сыновей и дочерей местных граждан. Его внезапная смерть прервала соперничество двух великих мастеров. Он, несомненно, в том или ином качестве работал в студии старшего художника в юности. Там он знакомится с Микеланджело, Леонардо да Винчи, Бартоломео Порта.
Художник завещал свое немалое состояние Маргарите Лути, друзьям и ученикам. В 1508 году Рафаэль переехал работать в Ватикан в Рим. Он должен был оставаться в городе работая на последующих пап вплоть до своей смерти. Такой обаятельный образ женщины создает Рафаэль в известной всему миру картине под названием «Сикстинская мадонна». Такие картины Рафаэля – яркое отражение его возвышенных чувств и чистых искренних эмоций. Этот алтарный образ, где изображена сидящая на троне Мадонна с младенцем и стоящие по бокам Иоанн Креститель и св. Наверное, одним из самых величественных творений художника стали роспись Станцы делла Сеньятура (1509-11).
Всего Мадонн Рафаэля – более сорока картин, это те которые находятся в музеях. Взгляд ребёнка наоборот живой и любознательный. Вспомнить хотя бы настоящий шедевр искусства того времени «Сикстинскую мадонну». Екатерины, рельефно выступающая на фоне мягко стелющихся линий пейзажа заднего плана. -1577) – дочь неаполитанского короля Федериго (впоследствии низложенного), жена Асканио, принца Талиакоссо, знаменитая своей красотой. Таким образом, Рафаэль – хотя он пока не желает и, возможно, не может преодолеть влияния Перуджино – показывает в картине «Распятие» свой собственный духовный склад.
В декабре 1504 года Рафаэль Санти уезжает во Флоренцию. В них явно ощутимо влияние на Рафаэля великих флорентийских мастеров старшего поколения, особенно Леонардо да Винчи, чьё не дошедшее до нас в оригинале полотно «Битва при Ангиари» (1505) дало блестящий пример искусства на военную тематику. Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»). Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах. В каждой из комнат художник размещает фрески в соответствии с задуманным планом.
Два огромных, уходящих в глубину полукружия, объединяющие мир небесный и мир земной, уподобляя пространство фрески огромным алтарным апсидам раннехристианских церквей, делают Диспуту главным композиционным и смысловым акцентом зала. Знакомство Рафаэля с манерой Перуджино, как по стилю, так и по технике, очевидно из запрестольных образов, которые он расписывал для церкви в его родной Умбрии, таких как «Распятие» (ок. Это одна из самых гармоничных композиций Рафаэля.
Спор об истине продолжается в Афинской школе, украшающей противоположную стену зала. Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам.
Картина была заказана неаполитанским аристократом Джеронимо дель Досе для своей капеллы Св. Розалии в церкви Сан-Доменико-Маджоре (Неаполь). Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его и Уччелло с Синьорелли. 1503 г. Национальная Галерея, Лондон) и «Коронование Девы Марии» (ок. Флоренция Картина Рафаэля Санти «Дама в покрывале» (La Donna Velata). Екатерине» исполненной около 1508 года, то есть перед самым отъездом художника в Рим. По эскизам Рафаэля его помощники выполнили живописный декор примыкающих к Залу Константина лоджий двора Сан Дамазо (Лоджий Рафаэля), он собственноручно выполнил изысканный антикизированный орнаментальный декор двух помещений в личных апартаментах кардинала Бибиены в Ватикане, сделал серию огромных картонов на евангельские темы (ныне — Лондон, Музей Виктории и Альберта), по которым были вытканы гобелены для Сикстинской капеллы, руководил раскопками на Палатинском холме, а в 1514 году, после смерти Браманте, был назначен главным архитектором собора Святого Петра. Размер картины 144 x 110 см, дерево, масло.
Роспись одной из лоджий Рафаэль доверил своим помощникам Джулио Романо и Джанфранческо Пенни, а другую украсила великолепная фреска Рафаэля «Триумф Галатеи» (1513, Рим, Вилла Фарнезина). Главным его частным заказчиком стал богатый римский банкир, уроженец Сиены Агостино Киджи. Художник изображает Мадонну в образе нежной и юной матери, он прославляет гармоничного человека, прекрасного душою и телом. Он убил его и спас от смерти девушку.
Во время работы Рафаэля над вторым залом, папа Юлий II умер. За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля. Рафаэль стал идеалом всех академий (они были против его власти, которая подняла восстание прерафаэлитов) и сегодня мы приближаемся к нему через давнюю традицию, в которой рафаэлевские формы и мотивы использованы при постоянном уменьшении их ценности. Одна из них — Мадонна делла Седиа (Мадонна в кресле 1516, Флоренция, Галерея Питти), где фигуры прекрасной молодой матери, прильнувшего к ней испуганного младенца и маленького Иоанна Крестителя естественно и гармонично вписаны в круговое обрамление.
Сверх того, в этот период написаны Рафаэлем многие картины масляными красками, между прочим, несколько превосходных портретов, каковы портреты Льва Х с кардиналами (в Луврском музее), неизвестной молодой красавицы с покрывалом на голове ("Donna velata"), герцогини Иоанны Арагонской (в Луврском музее) и др. Острохарактерные портретные черты приобретают полные жизни персонажи «Мессы в Больсене» (фрески в Станце дЭлиодоро). Такова «Мадонна делла седиа» («Мадонна в кресле», 1516, Флоренция, галерея Питти) с ее гармоничной, замкнутой в круг композицией.
Святая Мария и младенец, этот сюжет использовался художником чаще всего. К портретному жанру Рафаэль обращался и в станковой живописи, проявляя здесь свою самобытность, раскрывая в модели наиболее характерное и значительное. К числу лучших работ мастера так же относятся роспись Станце Элидора (1512-14), роспись сводов капеллы Киджи (1513-14) и его великие картины. Изысканное моделирование фигуры Екатерины Александрийской, небольшое скручивание ее тела в момент, когда она облокачивается на колесо своего мученичества (на котором шипы с целью смягчить элемент жестокости заменены округлыми шишками) хорошо отражают сбалансированный характер искусства Рафаэля.
Картина итальянского художника эпохи ренессанса Рафаэля Санти «Форнарина» (La Fornarina). Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца. С именем Рафаэля связывают также проекты ряда римских дворцов и великолепной виллы Мадама. Находится в Галерее старых мастеров в Дрездене (приобретена в 1754 году). Иоанна обнажёнными, но позже «одел».
На этой фреске изображён Аполлон в окружении муз, вдохновенно играющий на виоле, ниже изображены знаменитые и безымянные поэты, драматурги, прозаики, в большинстве античные (Гомер, Сафо, Алкей, Вергилий, Данте, Петрарка). При содействии своего дяди Донато Браманте (известный архитектор и художник того времени), Рафаэль Санти становится официальным художником папского двора.
Он прожил остаток своей жизни здесь. Мадонна движется и неподвижна. В конце 1508 года Рафаэль начал росписи в средней из трех Станц — Станце делла Сеньятура. В «Мадонне в зелени» (1506 г., Музей истории искусств, Вена) и в «Прекрасной садовнице» (1507 г., Лувр, Париж) Рафаэль использует пирамидальную структуру, заимствованную у Леонардо, в то время как на диагональное телодвижение в «Мадонне Бриджуотер» (прибл.
Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP. На своих полотнах мастер заново влюблялся в женскую красоту изящное величие и нежное очарование героинь. Полотно да Винчи Леда и лебедь Санти срисовывает для себя почти полностью.
Музей Лувр, Париж. Мадонна с младенцем — один из самых важных сюжетов для Рафаэля. Даже в «Диспуте» (споре отцов церкви о причастии), посвященном изображению церковных деятелей, среди участников спора, можно узнать поэтов и художников Италии — Данте, Фра Беато Анджелико и других живописцев и писателей. Ряд его произведений этого рода, в числе которых следует назвать «Мадонну ди Фолиньо», подводят нас к величайшему созданию его станковой живописи – «Сикстинской мадонне». Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой. Царственно – величавая заступница человеческая нисходит на землю.
Исследователи творчества художника Рафаэля Санти и историки живописи эпохи возрождения находят в чертах модели этого женского портрета Рафаэля сходство с лицом девы Марии в его знаменитой картине «Сикстинская мадонна». Среди десятка римских рафаэлевых Мадонн – самая трогательная и известная из всех существующих изображений Богоматери «Сикстинская Мадонна». У Рафаэля были многочисленные ученики, хотя никто из них не вырос в выдающегося художника.
В начале 16 века Рим внушал надежды на национальное объединение страны. На протяжении всего периода пребывания в Ватикане, Рафаэлю удалось поработать над другими заказами. Мадонна прижимает к себе маленького Христа, но её объятия многозначны: в них и любовь и расставание – она отдаёт его людям на страдание и муку.
Учёные изучили «Преображение» при помощи современно рентген-аппаратуры и установили, что с начала Рафаэль изобразил пророков и Св. Галерея Палаццо Питти, Флоренция. Это молодой человек с нежным, привлекательным лицом. Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе.