Отсылка к «Портрету мальчика» присутствует в известном советском приключенческом кинофильме «Достояние республики»: среди других произведений искусства в нём упоминается «картина Пинтуриккио Мальчик в голубом» (мальчик на портрете действительно переодет в голубой костюм).
Пинтуриккио получил прозвище ("маленький художник") за малый рост.
Позднее получил заказ на оформление библиотеки собора в Сиене, где хранились манускрипты из собрания знаменитого Энея Сильвия Пикколомини, ученейшего Папы-гуманиста, носившего в годы своего понтификата (1458—64) имя Пия II. Утверждение Дж. Вероятно испытал влияние и Бенедетто Бонфильи, учителя Перуджино.
Но вот я считаю, что вот этот «Портрет мальчика» – это просто шедевр, так как здесь все являет гармонию. Вероятно, его следует ставить в связь как с проснувшимся культом природы (вспомним о пикниках папы Пикколомини), так и с культом древности, выявлявшимся во второй половине XV века на каждом шагу и требовавшим от живописцев свидетельств их знания древнего зодчества. Так прозвали его из-за маленького роста. Героев у Пинтуриккио не найти, но его искусство привлекает симпатии за тихий нрав.
Учился у Фьоренцо ди Лоренцо, вместе с Рафаэлем— у Перуджино, которому помогал при создании фресок Сикстинской капеллы Ватикана (1481—1482), а по некоторым данным— ещё и у Бенедетто Капорали, создателя дворца кардинала Пассерини, впоследствии расписанного Синьорелли. При этом историк прибавляет многозначительные слова: во вкусе фламандцев. Илишь один юноша слицом ив позе Рафаэля на фреске «Канонизация Екатерины Сиенской папой Пием II» стоит враспахнутой меховой шубке без рукавов, которая дает возможность увидеть его красные, заметим, шоссы от самой талии.
Художник достигает этим повышенное ощущение действительности. Здесь мы видим этот авторский почерк. Он одет в красную рубаху с сероватую шапку.
Наибольшее количество персонажей воткрытых втой или иной степени шоссах изображено на фреске «Фридрих III коронует Энея-Сильвио Пикколомини лавровым венком» (фото 9). Написал немало алтарных образов и ряд светских картин (отечественному зрителю особенно запомнился его лиричный «Портрет мальчика» (1500-е гг. ), показанный на выставке Дрезденской галереи в 1955), однако в целом эти произведения не поднимаются над средним уровнем живописи позднего кватроченто. На фреске «Коронация папы Пия III» гораздо меньше людей внеприкрытых шоссах икороткой плечевой одежде.
Однако он всоответствии сэтикетом прикрывает причинное место ееполой. Представитель умбрийской школы кватроченто. Это часть собора, но это именно библиотека. Главное место среди этих шедевров Пинтуриккьо (исполненных в 1503—08) занимают сцены из жизни Энея Сильвия, представленные на фоне городских и природных пейзажей, трактованных с невиданным пространственным размахом и тончайшей грацией.
Но по другим версиям, это имя можно перевести как «маляр» или «плохой художник, мазила». Умер Пинтуриккьо в 1513г. 1481—86), капеллу делла Ровере в церкви Санта-Мария-дель-Пополо (1488—90) и апартаменты Борджиа в Ватикане (1492—94). Как и у многих художников Возрождения, Пинтуриккио – это не имя, это прозвище, что значит «маленький художник». Вот здесь он уместен, со своим вот таким декоративным роскошеством.
Он вошел в круг церковной элиты. Вазари недолюбливал и Пинтуриккио.
И, конечно, может быть, самый знаменитый его «Портрет мальчика», который находится в Дрезденской галерее, как раз говорит о том, что Пинтуриккио был хорошим художником, глубоким художником и много умел.
В 1496 вернулся в Перуджу. Пинтуриккьо также были созданы эскизы мозаик для украшения пола собора (в сложной философской программе этих мозаик особо выделяется аллегория с «Историей Фортуны», 1505). Учился у Фьоренцо ди Лоренцо, вместе с Рафаэлем— у Перуджино, которому помогал при создании фресок Сикстинской капеллы Ватикана (1481—1482), а по некоторым данным— ещё и у Бенедетто Капорали, создателя дворца кардинала Пассерини, впоследствии расписанного Синьорелли.
Действительно же уникальны его монументально-декоративные работы. Мы знаем, что роль заказа – просто 90 того, что получается в результате.
Вероятно испытал влияние и Бенедетто Бонфильи, учителя Перуджино. Мальчик же, превращающий их в портрет, выглядит их плотью от плоти. В 1481 был принят в цех живописцев в Перудже. Хотя некоторым его современникам казалось, что слава художника незаслуженно преувеличена и фортуна благоволит ему лишь только оттого, что «истинными своими чадами судьба считает тех, кто без помощи какого-либо таланта всецело от нее зависит и что ей любо, когда по милости ее возвышаются те, кто пребывал бы в безвестности, если бы полагался только на собственные заслуги». Каштановые волосы достают до плеч, лицо выглядит нежным, как у девочки.