Для картин передвижников были характерны обострённый психологизм, социальная и классовая направленность, высокое мастерство типизации, реализм, граничащий с натурализмом, трагический в целом взгляд на действительность. Именно тех, кто в разные годы был членом Товарищества (не представлял свои картины на выставки передвижников, а именно был членом Товарищества), а следовательно и является художником-передвижником. Нельзя не отметить, что социальные картины передвижников воспринимались интеллигенцией как драма народа, вызывали то чувство вины перед народом, которое было так характерно для образованных людей того времени. Однако принципы равноправия через 20 лет и погубили товарищество передвижников вследствие прихода в объединение откровенно слабых участников и картин. Многие картины передвижников были написаны по его заказу.
"выставка, состоящая из нескольких разделов, представляет публике 68 лучших картин передвижников, причем, что очень ценно, многие из них вошли в состав выставки из постоянной экспозиции Третьяковской галереи и часть – из запасников музея", – рассказали в пресс-службе Третьяковской галереи. Один из организаторов Товарищества передвижников, выдающийся мастер жанровой картины.
Начинался новый, разночинский период освободительного движения, возглавленного теперь уже не прогрессивным дворянством, а революционно-демократической интеллигенцией, выдвинувшей свое последовательно реалистическое эстетическое учение. – это графические портреты, обычно изображения людей с ярко выраженным творческим, артистическим началом (портрет Э. Дузе, уголь, 1891, Третьяковская галерея), а также впечатляющие остротой социальных характеристик и живописным лаконизмом портреты-этюды к монументальному групповому портрету "Торжественное заседание Государственного Совета" (выполнен совместно с художником Б. М. Кустодиевым и И. С. Куликовым, 1901-03, Русский музей). Но конкурс при одном претенденте состояться не мог. Вскоре за картину «Проповедь в селе» Василий Григорьевич был награжден золотой медалью. В его произведениях ярко проявились особенности русского критического реализма этой поры.
В 1923 г. Товарищество прекратило своё существование. В результате появились картины: "Ладожское озеро" (1872, ГРМ), "На острове Валаам" (1873, ГТГ). Товарищество передвижных выставок было организовано в Петербурге. Островского (1871, ГТГ), Ф. М. Достоевского (1872, ГТГ) и др.
На первый план художник выдвигает ясный и мудрый ум писателя.
Домотканово", 1888, ГТГ). Родился в Тобольске в 1834 году.
"постойте. Третьякову для галереи. Ему принадлежат портреты Ф. Достоевского и А. Островского.
целенаправленно противопоставляли себя представителям официального академизма. Артель, кроме И. Крамского и К. Лемоха идею создания Товарищества не восприняла, но иные художники-петербуржцы, приходившие на «четверги» в Артель, горячо её поддержали. 62 х 48, 5 см.
Репин понимает, что такое положение вещей сродни национальной трагедии для всей страны. Последняя работа— «Озеро. Последние годы его существования были омрачены безуспешностью хлопот о документах, которые определили бы его общественное положение (Васильев был незаконнорожденный). В более поздние годы Перов выступает как портретист-пейзажист.
Последним значительным историческим произведением Репина была картина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" (1878-91, Русский музей), главным героем которой стал свободолюбивый народ, мужественно отстаивающий свои интересы. Зимой 1870 года Васильев сильно простудился и у него обнаружилась чахотка. Скажем несколько слов об этих произведениях и обратим внимание на то, что все они основаны на сюжетах русской истории или русской природы. 16 декабря 1870 г. состоялось первое общее собрание членов ТПХВ, где было избрано правление, в состав которого вошел и Мясоедов.
Наследие художника, в основном, составляют портреты простых людей: «Полесовщик», «Неизвестная», «Крестьянин с уздечкой» и т. д. Пожалуй, самым значимым явлением в истории русской живописи стала картина «Бурлаки». Такие картины русских художников-передвижников, как «Майская ночь» (И.
Левитан прожил всего сорок лет. Работая над картиной, Куинджи искал прежде всего наиболее выразительную композицию. В этот период он создает немалоизвестный шедевр «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», представленный на выставке в Париже.
Репина привлекали сильные натуры, судьбы которых связаны со значительными историческими сдвигами, привлекали психологические и драматические задачи ("Царевна Софья", 1879, Третьяковская галерея). Картина "Полдень. Ярким примером этого могут служить листы из серии «Голод», эмоциональная напряженность которых как бы предвещает серовскую графику эпохи первой русской революции.
В Петербурге Серов стал очевидцем расстрела рабочих на 5-й линии Васильевского острова и это потрясло его. Многие из работ передвижников были сделаны по заказу Павла Михайловича Третьякова. Иной раз Левитан замечал, что его ученики материально нуждаются и немедленно оказывал им помощь. С возникновением Товарищества процессы демократизации ускорились. В 1895 – 1897 преподавала Моск. Сын Петра I от первого брака выступил против реформ отца.
Превосходные этюды и страстная жажда жизни". В 1890-е годы в Товарищество вступили В. А. Серов, А. Е. Архипов, Н. А. В 1891 году началась работа над картиной «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем». На выставке были показаны работы 16-ти художников.
В 1876 году на Пятую передвижную выставку Куинджи представил "Украинскую ночь" (ГТГ). Важную роль играла также острая бытовая сатира, мастером которой был П. М. Шмельков. Кроме музыкантов, в их доме бывали М. М. Антокольский, И. Е. Репин. В образе революционера звучит трагическая тема трудной судьбы героя.
Для того, чтобы так естественно и выразительно передать лунное сияние, мерцание звезд, художнику понадобилось решать сложнейшие живописные задачи. В эти несчастные пропуски он писал пруд" ("Заросший пруд. Впервые о боярыне Морозовой Василий Иванович услышал от своей тётки Ольги Матвеевны Дурандиной, у которой он жил в Красноярске во время учёбы в уездном училище. Все они должны были стать вершителями честолюбивых замыслов отца.
А если будут очень надоедать, попугайте: не только приедет, но и ружье привезет". Идея о такой организации зародилась у Мясоедова еще в 1867 г., когда он находился за границей и имел возможность наблюдать деятельность европейских художников по организации передвижных выставок, проводившихся в основном с коммерческой целью. Товарищество сплотило в себе лучших художников и скульпторов 19 века. Это произведение Репина стало целой поэмой о бедности и забитости народа, о его жажде лучшей доли, о чванливых барах и других "хозяевах" деревни. Но вместе с тем углубленное понимание «крестьянского жанра» в живописи и графике 1890-х годов далеко не исчерпывает того новаторства, которое привнесли в Товарищество передвижники младшего поколения. Иван Иванович Шишкин (1832—1898) Знаменитый художник, уникальный мастер по лесным пейзажам, его картины известны очень широкой публике.
Левитан был очень внимателен к своим ученикам. В последующие годы он пишет ряд пейзажей («В окрестностях Москвы», «Рубка леса», «Корабельная роща», «Ручей в лесу»). Это были годы, когда в России назрела острая революционная ситуация, поставившая императора Александра II перед необходимостью отмены крепостного права. Куинджи начинает искать самостоятельные пути в искусстве.
Последующие годы ознаменованы созданием лучших его произведений. Совсем портретчиком становлюсь". Таковы рисунки И. Е. Репина, связанные с его работой над известными картинами «Арест пропагандиста», «Не ждали», «Отказ от исповеди», портретные наброски и композиционные листы Н. А. Ярошенко на близкие революционному народничеству сюжеты (этюды к картине «У Литовского замка», «Под конвоем», «Прогрессистка»), а также зарисовки К. Е. Маковского, сделанные им в 1881 году в зале суда на процессе первомартовцев. В ней Куинджи отошел от изображения определенного уголка природы.
От ранних работ – "Девочка с персиками" (1887), "Девушка, освещенная. солнцем" (1888), будто бы сотканных из солнца и воздуха, – Серов перешел к психологичным, выразительным портретам "К. А. В 1858 году он пишет одну из своих самых известных картин «Вид на острове Валааме». уч-ще живописи, ваяния и зодчества.
Тишина, спокойствие разлиты в природе. В 1894-1907 Репин преподавал в АХ (в 1898-99 – ректор), став учителем И. И. Бродского, И. Э. Грабаря, Д. Н. Кардовского, Б. М. Кустодиева и многих др. После Петербурга выставка экспонировалась в Москве, Киеве и Харькове. Поездка на великую русскую реку, которую так проникновенно изображал его любимый учитель Саврасов, давно была задумана Левитаном (он почти уже собрался ехать туда в начале 1880-х годов, но не смог поехать из-за болезни сестры). В эти годы Репин создал большой групповой портрет "Славянские композиторы" (1871-72, Московская консерватория), в который, добиваясь, естественности группировки действующих лиц, ввёл жанровые элементы. Лучшие произведения 1890-1900-х гг. Бунт 14-ти Причиной создания Товарищества стал знаменитый культурный бунт «Бунт 14-ти», произошедший 9 ноября 1863 года.
Высокий демократический подъем сказался в это время на всех областях культуры. Осенью следующего года он уже работает над первым самостоятельным произведением "Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге" (1870, ГРМ). Ориентация «Посредника» на самые широкие круги читающей публики требовала особого, предельно простого по форме графического решения.
Интерес художников реалистов к этой проблеме закономерен и понятен. С особой любовью и сочувствием автору удалось нарисовать образы простых крестьян. Так было и летом 1900 года. Не осталась для него бесследной и художественная одаренность родителей.
Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору. Лето 1872 года Куинджи провел на Ладожском озере, на острове Валаам.
В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – "Вид на острове Валааме" (1858). Именно тогда главной темой их творчества становится жизнь русского крестьянства. А. Н. Радищева "Дорога на Монмартр в Париже", 1876, Третьяковская галерея). Волга, Плёс, Европа (1887—1890) Однако на следующий год он снова решил ехать на Волгу. После 1917 Репин, живший в усадьбе "Пенаты" в Куоккале (с 1899), оказался за рубежом.
Последним главой товарищества избранным в 1918 году, был Павел Александрович Радимов. Показательным примером этой новой ступени развития портретного жанрав творчестве передвижников является произведение Василия Сурикова «Боярыня Морозова» (1887 г. ). «Боярыня Морозова» экспонировалась на XV Передвижной выставке 1887 года. В 1863 году 14 юношей-бунтарей отказались от предложенной Советом темы и были вынуждены уйти из Академии. На берегу небольшой речушки примостились озаренные лунным сиянием украинские хатки.
"Он слышал выстрелы, видел убитых. Его картины не поражают остротой сюжетов и яркими красками. Картина была полна удивительной тихой прелестью.
Письма Васильева к И. Н. В 1958 в Москве открыт памятник Репину (бронза, гранит, скульптор М. Г. Манизер, архитектор И. Е. Рожин). В 1923 г. Товарищество прекратило своё существование15. Многие из работ передвижников были сделаны по заказу Павла Михайловича Третьякова.
Летом ученики Левитана выезжали на этюды. При всей их эскизности они удивительно верно передают характер изображаемого (портреты Э. Л. Праховой и Р. С. Левицкого, С. С. Боткина и другие). Реалистическое изображение жизни – главный их принцип. Группа членов Товарищества передвижных художественных выставок (1886)Следует подчеркнуть, сто состав Товарищества не был постоянным: его покидали одни и приходили другие. Он поступил в школу Общества поощрения художеств к М. В. Дьяконову и за три летних месяца освоил трехгодичный курс.
Кроме этого художник бывал за границей, осваивал новые техники – работу пером, гравировку. В середине 90-х годов Серова осаждают высокопоставленные заказчики. Образы русской народно-сказочной фантазии оживают на полотнах В. Васнецова.
Такая встреча запечатлена, например, в листе И. Е. Репина «Рисовальный вечер», где среди изображенных И. С. Остроухов, В. И. Суриков и другие. В 1848-м он поступил в Казанскую гимназию, но не окончил ее. Творческая работа все время сочеталась у живописца с активной общественной деятельностью. Теперь же, задавшись целью достоверно, точно отобразить пространственные и временные характеристики момента, художники-передвижники неуклонно познают особенности пленэрного художественного искусства. Он как будто ждёт ответа на заданный царевичу вопрос.
По возвращении на родину Иван Иванович сближается с И. Крамским – основателем «Артели художников». Так, Константин Савицкий превратил в прах первоначальную версию своего исторического полотна «На войну» (1880 г. ). Интересна история создания данного сообщества. Возглавил движение И. Крамской.
XIX века. С таким предложением выступили Саврасов, Маковский, Мясоедов, Перов, Прянишников. В России Сенат, с согласия отца, приговорил царевича к смертной казни. В 1901 г. из Товарищества вышли сразу 11 художников14. В 1881 году художник создал картину "Днепр утром" (ГТГ). Исключительно велико по объему графическое наследие И. И. Шишкина.
Созданная им в 1872 году картина "Осенняя распутица" (ГРМ) своей реалистической направленностью была близка картинам художников-передвижников. и вдруг Левитан вспомнил, что это за дорога. Репина в Париже и в Москве.
В эстетическом плане участники Товарищества или передвижники, до 1890-х гг. Страсть к рисованию привела его в Феодосию к И. К. Они ждали своего учителя и написали ему шуточное письмо, в котором сообщали, между прочим, что уже грачи, чьи гнезда чернели на деревьях возле дачи, соскучились и все время кричат: "Где Левитан, где Исаак Ильич. И, как правило, таковым единством становились народные массы. Покинувшие Академию бунтари объединились, жили и работали сообща, одной артелью. Тема русского леса после Рубки леса продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. Из экспонентов выдвигались кандидаты в члены Товарищества (до приёма кандидата в члены Товарищества дело доходило редко).
Товарищество передвижных художественных выставок (Передвижники)— объединение российских художников, возникшее в последней трети XIX века и просуществовавшее до 1923г. Она стала настоящим событием в культурной жизни России. Отчасти по этой же причине впервые в истории Российской Империи объединение стало организовывать «передвижные» эскпозиции своих картин. В 1905 году он обращается к образу А. М. Горького. Да и сегодня состояние её такое, что не скоро мы увидим нового Нестерова и Васнецова. Самим или с помощью дизайнеров и художников создавать индивидуальные интерьеры. В эскизах картины «Иван Грозный и сын его Иван», выполненных карандашом и акварелью, для Репина было наиболее важно найти положение основных фигур, выявить их характерную пластику: жесты, поворот головы.
Русь» (не закончена). Принимал участие в организации сатирического журн. В этот период Алексей Кондратьевич пишет одну из своих знаменитых картин – «Лосиный остров», за которую впоследствии был удостоен премии на конкурсе в Москве. Например известный портрет Л. Н. Искусство передвижников оказалось востребованным в российском обществе. Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи".
В сентябре 1870г. Толпы людей часами простаивали у этого полотна. В этот период написаны многие выдающиеся произведения художника: "Проводы покойника" ("Похороны крестьянина", 1865, ГТГ), "Приезд гувернантки в купеческий дом", "Тройка" (обе 1866, ГТГ), "Утопленница" (1867, ГТГ), "Последний кабак у заставы" (1868, ГТГ). Григорий Григорьевич Мясоедов Г. Г. Мясоедов был сыном мелкопоместного дворянина. Картина "Печерский монастырь под Нижним Новгородом" (1871, Горьковский гос. В 70–80-е гг. Вместе с тем в создании идейного единства художников передвижников огромную роль сыграли И. Н. Крамской и В. В. Стасов, в своих статьях последовательно проводивших мысль о том, что реалистическое искусство призвано воспитывать в человеке чувство долга перед народом, отвечать передовым стремлениям времени.
Теперь художника особенно привлекали социальные и психологические типы людей ("Странник", 1870, ГТГ "Птицелов", 1870, ГТГ "Охотники на привале", 1871, ГТГ, повторение 1877 – ГРМ). Первая мысль будущей известной картины «Крах банка» не была связана с изображением толпы вкладчиков, заполнивших банковские залы. Но :гго не могло остановить упорного и настойчивого юношу. Разрыв произошел по идеологическим соображениям. Пленэр, – да, конечно, здесь сколько угодно пленэра, но все живописные категории "умирают" в неотразимом чувстве родины, родных мест.
Вторая половина XIX века – начало XX века. К этому времени в академии произошли некоторые изменения. В декабре 1870 года А. К. Саврасов вместе с женой едет на Волгу. С Меншиковым трое его детей. О безысходной крестьянской доле с горечью повествует художник реалист В. Г. Перов («Ходоки-просители», «Странники»).
В 1860-е гг. Много и охотно рисуя портреты своих единомышленников и друзей – членов Петербургской артели художников (портреты Н. В. и Н. Д. Дмитриевых-Оренбургских, Н. А. Кошелева), родных и близких, он создает образы, отмеченные глубиной и точностью характеристик. Третьякова. Суриков гордился своим происхождением и писал об этом: "Со всех сторон я природный казак.
"Отказ от исповеди", 1885г. В 1878 году "Украинская ночь" была показана на Всемирной выставке в Париже. Творчество передвижников имеет поистине непреходящую художественную ценность. Ссора стрельцов», «Симеон Гордый в иконописной мастерской», М. П. Клодт «Встреча боярина со скоморохами на масленице»). Участники этих выставок получили прозвище «передвижники».
В окрестностях Москвы" выбивалась из общего строя. Такое искусство становилось непосредственно революционизирующим фактором русской жизни.
Яркий пример тому – «Сельский крестный ход на Пасху», «Проповедь в селе» и др. Большое значение в их творчестве приобретают социально бытовой портрет ("Курсистка" Н. Ярошенко, 1883г. ), пейзаж, а позже – историческая живопись, где главным действующим лицом выступает народ ("Утро стрелецкой казни" В. Сурикова, 1881г. ). Таким образом, от конкурса отказались и вышли из Академии 13 живописцев и 1 скульптор. Именно эти ученики Академии организовали «Санкт-Петербургскую артель художников» – это была первая попытка образования в России независимого творческого объединения художников. Поистине блестящим портретистом был И. Крамской.
Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. В 60-х годах начинается творческая деятельность И. Н. Крамского. Творчество Перова второй половины 1860-х годов разнообразно по тематике.
Государственная Третьяковская галереяСюжет картины – историческое событие. И, разумеется, «Белорус» не был бы таким типичным портретом пленэрной живописи, если бы передвижник не придерживался правила отражений – отражения небес на земную твердь и взаимодействия огромного числа прочих цветовых плоскостей. Первые произведения Перова имели большой успех на выставках. Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов в эстетике и философии, Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. А. Некрасов в литературе, деятели «Могучей кучки» в музыке, участники «Бунта четырнадцати» и В. Г. Перов в живописи, Й. М.
Первые пейзажи Алексея Кондратьевича – «Вид на Кремль в ненастную погоду», «Вид Москвы с Воробьевых гор» – проникнуты идеями романтизма. Однако эта особенность лишь привлекла внимание ценителей искусства. Работа экспонента принималась на выставку голосованием на общем собрании. В итоге Левитан провел в Плёсе три чрезвычайно продуктивных летних сезона (1888—1890), приезжая туда ещё дважды. Около 200 работ, выполненные им за три лета, проведённых в Плёсе, принесли Левитану широкую известность, а Плёс с тех пор стал очень популярен у пейзажистов. Народничество (идеи его существовали в Российской империи во всех видах искусства того времени) ставило своей задачей изучение разных сторон народной жизни и сближение интеллигенции с народом, преимущественно с крестьянством.
При этом "толпа" у него не безлика, а слагается из ярких индивидуальностей. Петр на "журавлиных" ногах, грозный и стремительный, движется навстречу сильному ветру.
Примечательно, что художники «Мира искусства» – объединения, далекого на первый взгляд от проблем современности, оказались в эту сложную эпоху захвачены величием происходящего. Истоки такого отношения к революционным событиям следует искать в традициях русского искусства второй половины XIX века, в первую очередь – в искусстве художников передвижников. В произведениях, написанных в 870-х годах, все больше ощущается тревога и печаль: «Закат над болотом», «Лунная ночь», «Могилы над Волгой», «Рожь». Просто не верится, что эта директивная бумага, определявшая «как надо и как не надо писать картины», – быль, а не сказка-выдумка. Витте" (1904), "Ф. И. В 1858 году Большой серебряной медалью отмечена его картина "Приезд станового на следствие" (1857, ГТГ), затем Малую золотую медаль он получил за картину "Первый чин. Полный перечень лиц, входивших в товарищество таков: И. Е. Репин, В. И. Суриков, Н. Н. Дубовской, В. Е. Маковский, А. И. Корзухин, И. М. Прянишников, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, В. М. Максимов, К. А. Савицкий, A. M. Но эта была особенной.
На выставке представлены и многочисленные акварельные пейзажи В. И. Сурикова. Вместе с тем он умел радоваться и наслаждаться жизнью. И с той поры передвижные выставки Товарищества стали устраиваться ежегодно.
В своей деятельности передвижники вдохновлялись идеями народничества. В конце 1870 – начале 1880-х гг. До Репина к такому глубоко трагичному и потрясающему сюжету никто не обращался. Здесь интересен каждый, даже беглый набросок. С 1882 Репин жил в Петербурге.
Второго ноября 1870г. Картина стала открытием в живописи. Тщательно разработана в пейзаже каждая деталь: кусты, деревья, трава на поляне.
Яркий пример работ такого рода – многочисленные эскизы картины «Боярыня Морозова». Свои впечатления от красоты родной природы он передает в картинах. Например, в графике И. Н. Крамского наряду с портретом значительное место занимает пейзаж. Особым успехом пользовались картины А. Саврасова «Грачи прилетели», Н. Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», скульптура М. М. Антокольского «Иван Грозный». Я только высмотрел, подметил". От его пристального взгляда ничего нельзя было скрыть.
(ТПХВ), созданное в 1870г. В комнате чувствуется напряжённая тишина и уже не нужно больше слов – всё сказано. Выехав за границу, художник обосновался в Париже.
В альбоме художника появились рисунки: атаки казаков на безоружный народ, а затеми картина исполненная темперой, "Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава. 1-я выставка послужила началом прочной связи передвижников с П. М. Третьяковым. Репин, сначала в Чугуеве, а затем в Москве, увлеченно работал над крестьянской темой ("Проводы новобранца", 1879, Русский музей "Вечорницi", 1881, Третьяковская галерея), в некоторых эскизах и картинах раскрывая социальные противоречия пореформенной деревни ("В волостном правлении", 1877, Русский музей). Жанры ИЗО Бытовой жанр являлся ведущим в их творчестве.
Десятилетие, которое Мясоедов провел в стенах Академии (1853-63), совпало с периодом тяжелого кризиса этого учебного заведения, закончившегося "бунтом четырнадцати". И в этом уже проявляется своеобразие художника. М. Васнецов «В кружале. С огромной поэтической силой открылась удивительная красота украинской ночи. Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры.
Это – относительно «мирное» собрание людей, где только жесты рук, скупо намеченные движения мужских фигур выдают внутренний драматизм происходящего. Свои наблюдения и впечатления от увиденного они реализовывали в работах. Экспонент – художник, не состоявший в товариществе, но участвовавший в выставке с определённым своим произведением. Были показаны работы 16 художников. Главным заказчиком живописцев был народ, а главной целью – его просвещение. В 1874 году Куинджи пишет картину "Забытая деревня" (ГТГ), которая по остроте социального звучания, беспощадной правде показа пореформенной русской деревни перекликалась с картинами передвижников.
Продолжая работать над этим сюжетом, Перов одновременно подготовил картину "Проповедь в селе" (1861, ГТГ). На похоронах были художники В. А. Серов (приехавший на похороны из-за границы), А. М. Васнецов, К. А. Коровин, И. С. Остроухов, Н. А. Касаткин, Л. О. Пастернак, В. В. Переплетчиков, К. Ф. Юон, В. К. Бялыницкий-Бируля, художественный критик П. Д. Эттингер, ученики, знакомые, почитатели таланта художника. Он видел, что одному трудно найти форму, а другой подражает признанным авторитетам.
Правом голоса в Товариществе экспоненты не обладали. Родился в семье военного поселенца. Собственно, открытие этой важнейшей темы было сделано несколько ранее, когда Н. А. Ярошенко написал своего могучего «Кочегара», а К. А. Савицкий показал силу и величие человека труда в «Ремонтных работах на железной дороге». Картина "Лосиный остров" относится ко времени расцвета творчества художника.
С. В. Иванов создал в эти годы свой широко известный цикл, посвященный переселенцам. Масляная картина была написана в 1855 году. В массовке участвовали крестьяне деревни Базаиха. «Взятие снежного городка» на международной выставке в Париже в 1900 году получила именную медаль. И уже в год смерти, совпавший с последним годом века, – "Летний вечер".
От эскиза к эскизу уточнялись расположение деревьев, размеры поляны. Является одним из учредителей Товарищества передвижников. Данные изменения обуславливались совокупностью «художественных побед», содержавшихся в гармонизации колористических планов картины.
Конец 1870-х – 1880-е гг. Написанная в 1883 году, картина привлекает необычным живописным и композиционным решением. На суд зрителей было выставлено сорок семь полотен. Первая выставка состоялась в 1871г.
После написания портрета Марии Федоровны Морозовой (1897, ГРМ), матери архимиллионеров Морозовых и картины-портрета С. М. Боткиной (1899, ГРМ), показанного на Всемирной парижской выставке, началась новая линия в творчестве художника. Уровень техники репродуцирования в те годы был очень низким. А. Степанов, П. М. Боклевский). В ответ на отказ Совета все 14 человек покинули Академию.
Репин вернулся на прежние позиции. Именно вот таким образом передвижников поддерживала передовая часть общества. В своём письме он писал: «Пишу татар. Именно Василий Григорьевич был одним из инициаторов активных действий Товарищества. Крупнейшее прогрессивное демократическое художественное объединение Товарищество передвижных художественных выставок (1870-1923) было создано русскими живописцами и скульпторами реалистического направления.
Они стремились к тому, чтобы просвещать как можно большее количество обычных людей, донести до них передовую культуру. Как в живописи, так и в рисунке он охотно использовал двухфигурные композиции («В швейцарской», «Беседа в трактире»). Их деятельность дала мощный толчок для развития живописи и искусства в целом. В 1862 году он выставил в Обществе поощрения художников в Петербурге "Сельский крестный ход на Пасхе" (1861, ГТГ), но полотно было удалено с выставки с запрещением предавать его известности.
Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художников (конец 1863) у Р. К. Жуковского и И. Н. Крамского и в петербургской АХ. В этом же году его приняли вольнослушателем в Академию. и в графике, в частности в портретном рисунке графическая манера Репина к этому времени становится свободной, способной передавать натуру во всём многообразии и красоте (рисунок "Девочка Ада", 1882, Третьяковская галерея и "Невский проспект", 1887, Русский музей, – оба карандаш).
Вместе с тем передвижники показали героическую борьбу народа за социальное и национальное освобождение, мудрость, красоту, силу человека труда, многообразие и поэтическое обаяние родной природы. " (1905, ГРМ), "Баррикады, похороны Н. Э. Баумана" (1905, Гос. Здесь им написаны портреты крестьян, отличающиеся поразительной силой типизации ("Мужик с дурным глазом", Третьяковская галерея, "Мужичок из робких", Горьковский художественный музей, – оба 1877) в портрете протодьякона (1877, Третьяковская галерея) Репин изобразил властного исполненного грубой силы человека. В 1881 году Суриков сделал первый эскиз «Боярыни Морозовой», в 1884 году начал работать над картиной. Куинджи окунулся в атмосферу художественной жизни. Родилось это новое искусство, разумеется, не на пустом месте.
В графике передвижников эта тема получила всестороннее развитие. Родился в семье композитора и музыкального критика А. Н. Наиболее известными его работами являются: «Все в прошлом», «Больной муж», «Семейный раздел». Судьба ее в настоящее время неизвестна. Он изображён справа на картине, стоящим в кошеве.
Этюды для картины Суриков писал на р. Обь. Просим позволения сказать перед Советом несколько слов. Интерес к их произведениям и деятельности не ослабевает с годами. Владимирка – это большая дорога Владимировской губернии. Репин много работал над темой революционного движения.
В знак протеста он вышел из состава действительных членов Академии художеств. В окончательном варианте нет ничего случайного, "списанного" с натуры. Его ранние произведения проникнуты романтикой. Это событие назвали «Бунтом четырнадцати».
Его нелепая карнавальная свита (столь необычные формы принимают их развевающиеся на ветру одежды) с трудом продвигается за ним. В то же время он не скрывает трагических сторон действительности. Число участников-экспонентов на выставках всегда было значительным. Например, в рисунке «Гитарист-бобыль» художник развивал мысль о неуютной, заброшенной старости, столь драматично прозвучавшую затем в картине того же названия.
Это исторический документ поздней стадии передвижничества». Молодые художники организовали Товарищество передвижных выставок. Тем же стремлением «проникнуть» в самые глухие места России, куда не попадали выставки Товарищества, объясняется внимание многих передвижников к гравюре. На этой выставке было продемонстрирована живопись передвижников – картины многих известных художников все популярные жанры: портретный, пейзажный и исторический жанр. В северной природе после долгой зимы пробуждение наступает медленно.
Помогал он очень тактично, не обижая. Художники-передвижникиостро чувствовали социальную подоплеку – сюжеты картин были пронизаны бытовыми реалиями простых людей, острыми проблемами общества. Заметив все это, Крамской старается посвятить Н. Ге в начинания и цели артельщиков.
Таким образом, картина «Тайная вечеря», выйдя из евангельского сюжета, расширила его рамки и раскрыла ответы на самые актуальные вопросы современности. Многие произведения художников передвижников писались с натуры в стиле жанровой живописи, другие работы писались под воображением от реальной жизни. «Главное для меня композиция, – говорил В. И. Суриков. И по сей день шедевры этого великого пейзажиста пользуются огромной популярностью. Куинджи же сам объяснял так: ".
В 1870-80-е гг. Репин Илья Ефимович, русский художник. Сильные стороны таланта этого яркого художника и психолога проявились в портрете Льва Толстого.
Репин выступает как художник-демократ он отстаивает принципы народности художественного творчества, борется против далёкого от жизни академического искусства. Ну вот и скажут: был Куинджи и не стало Куинджи.
Выпускники считали академическую школу безжизненной и не имеющей никакого отношения к реальному миру. Всего было показано 82 произведения 20-ти художников. Пороки общественной жизни стали темами их картин.
Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. В 1880-е годы И. Е. Репин создает серию листов, посвященных Петербургу. В целом выставка была успешной83 и стала значительным событием в культурной жизни России. В 1901 г. из Товарищества вышли сразу 11 художников. Должны были. Ним созданы картины «Под конвоем», «Не ждали», «Отказ от исповеди».
К произведениям гениального писателя обращались И. Е. Репин, В. И. Суриков, Н. Н. Ге, М. В. Нестеров, В. Н. Бакшеев и другие. Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне.
«Боярыня Морозова». Небольшая по размеру и очень простая по мотиву (дорожка, околица и лес на горизонте), эта картина написана с замечательной живописной свободой, широкими мазками, построена на отношениях немногих тонов, холодных и теплых. Сочувствуя революционерам, видя в них героев борьбы за народное счастье, Репин создал целую галерею положительных образов, ярко и правдиво отразив и силу и слабость разночинского революционно-демократического движения ("Отказ от исповеди", 1879-85, "Арест пропагандиста", 1880-92, "Не ждали", 1884-88, – все в Третьяковской галерее).
В его альбомах сохранилось множество зарисовок. Исключение составляют два последних имени. А как только голос спадет надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. На синем, словно из бархата, небе мерцают яркие звезды. Учился главным образом у П. П.
Они (модели И. Б. ) были удивительно похожи, живо схвачены и очень серьезно нарисованы». Последним главой товарищества избранным в 1918 году, был Павел Александрович Радимов. Член Товарищества передвижных художественных выставок. Коровина" (1894), "Николая II" (1900), "К. П. Победоносцева" (1902), "С. Ю.
Он сосредоточил все внимание на самих крестьянах. И. С. Остроухов и другие художники. Особое место в творчестве живописца занимает революционная тематика. Высокого мастерства достигает Репин в 80-е гг.
Наиболее значительная жанровая картина этих лет "Парижское кафе" (1874-75, собрание Монсона, Стокгольм) свидетельствует о наблюдательности художника, передаёт отдельные характерные черты парижской жизни. В 1870 г. она была преобразована в «Товарищество передвижных художественных выставок», но опыт Артели учитывался при создании Товарищества. Передвижники достигают невиданной прежде виртуозности в изображении воздушных масс игры света, замысловатого взаимодействия всех оттенков цветовой гаммы – причем уже и на открытом пространстве и в пространстве интерьерном. Ситуация драматична.
Так появляется «Разлив Волги» и «Грачи прилетели». Но не это стало для художника главным в картине. (Куоккала до 1940 принадлежала Финляндии. ) Живя в Финляндии, Репин не порывал связей с Родиной, мечтал вернуться в СССР. Картина будто «пронизана» яростным протестом художника против деления людей на рабов-бурлаков и рабовладельцев-хозяев судов и хозяев этой жизни. Казалось, будто само солнце проникло в помещение выставочного зала, освещая зеленую поляну играя на белых стволах берез, на ветвях могучих деревьев.
В "Пенатах", где он умер и похоронен, в 1940 был открыт мемориальный музей. В настоящее время их картины и старинные репродукции на них известны как ценный антиквариат. Разные по мотивам, они объединены большим поэтическим чувством. Левитан стал членом Товарищества в 1891 г., когда в деятельности передвижников уже закончился расцвет, приходившийся на 1870-1880 гг.
На второй экспозиции была представлена работа Крамского «Христос в пустыне». Ввысь устремились тополя. Холст, масло. Дело в том, что годовой (. ) доход от всех выставок Академии художеств никогда не превышал 5000 рублей, а участвовавшие в них мастера не получали ни гроша – все деньги отчислялись в казну Министерства Императорского двора. Наиболее талантливым и ярким представителем этого направления был В. Г. Перов. Его излюбленные модели – молодые женщины из близкого художнику круга демократически настроенной молодежи («Прогрессистка», портреты неизвестной, О. Е. Шумовой-Симонович).
В последствии вся коллекция картин перешла в собственность Москвы. Его вдохновляет природа, лесные и деревенские пейзажи, крестьянский быт. Эта же экспозиция впоследствии была перевезена в Киев и Харьков. Левитан писал Чехову: «Чахлые кустики и, как лишаи, обрывы» Существует мнение, что картина «Над вечным покоем» изображающая надвигающееся штормовое облако, является «самой русской» из всех, когда-либо написанных на русскую тему картин.
Снежный городок был построен во дворе усадьбы Сурикова. Саврасов активно участвует в выставках, преподает в Училище ваяния и живописи.
В 1890-е гг. Все это способствовало выявлению «внутреннего» через «внешнее» : характера, настроения имеющейся точки зрения на происходящее действо вокруг персонажа. Их он стремился передать как можно конкретнее. Своему другу А. С. Мамонтову Серов сообщает в 1890 году: "Написал я в Костроме два портрета.
Развивая тему русского крестьянства, они отталкивались от традиций «крестьянского жанра» 1870-х годов и обогащали его новым содержанием. Позже Саврасов сделал несколько копий картины. Один из них, примостившись на каменных плитах и подложив под голову котомку, дремлет. С этих работ, по существу, начинается новый этап творчества вполне сложившегося художника. Но наибольший успех на выставке выпал на долю картины "Березовая роща". Репин много работает над иллюстрациями.
Однако первая встреча с Волгой не удовлетворила живописца. Одна из лучших композиций – темпера "Петр 1" (1907, ГТГ). Касаткин, С. В. Иванов. В марте 1872 г. открылась II передвижная выставка, на которой экспонировалось самое значительное полотно Мясоедова – "Земство обедает" (1872).
Русские художники-передвижники 19 века создали огромную портретную галерею. Родился будущий художник в небольшом городке Елабуге в семье купца в 1832 году. За эту работу в 1860 году на академической выставке он был удостоен золотой медали. Лирика Левитана масштабнее, а потому доходчивее. Особый успех на выставке имели «Грачи прилетели», картина Н. Н. Ге «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», скульптура М. М. Антокольского «Иван Грозный».
Шаляпина" (1905) и др. историческим композициям "Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту" (1900), "Петр 1" (1907) и др. иллюстрациям к басням И. А. В эстетическом плане участники Товарищества или передвижники, до 1890-х гг. В Домотканове был создан портрет двоюродной сестры "Девушка, освещенная солнцем" (1888, ГТГ). Этими чертами отличаются портреты князей Юсуповых (1901-1903, ГРМ), которых Серов начинал писать в Петербурге в 1901 году, а затем в их родовом имении Архангельском под Москвой, портрет приват-доцента Московского университета, миллионера М. А. Морозова (1902, ГТГ). Своим творчеством Н. Ге продолжил традиции А. Иванова, шедевр которого «Явление Христа народу» стал самым знаковым полотном своего времени.
Стояла холодная, пасмурная погода и река показалась ему «тоскливой и мертвой». Из альбомов его два были приобретены покойной императрицей Марией Александровной и два находятся в библиотеке Академии Художеств. Большую роль в формировании их творческой программы сыграл критик В. Стасов. Новым уставом Академии 1859 г. вводился ряд изменений в её работу. Этому сильному и властному человеку привычны иные масштабы жизни. Первая экспозиция была открыта уже в 1871 году.
С 1871 года до конца жизни он преподавал в московском Училище живописи и ваяния. Все оставшиеся после него произведения, большею частью неоконченные, были раскуплены. Передвижничество с его последовательным демократизмом – явление абсолютно нового порядка. Из экспонентов выдвигались кандидаты в члены Товарищества (до приёма кандидата в члены Товарищества дело доходило редко). Произошло это под влиянием враждебно настроенных бояр.
В 1 устава провозглашалось: «Товарищество имеет целью: устройство во всех городах империи передвижных художественных выставок в видах: а) доставление жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством б) развития любви к искусству в обществе в) облегчения для художников сбыта их произведений» Уставом определялось, что делами Товарищества заведуют общее собрание его членов и правление, где все вопросы решаются голосованием (решения принимаются большинством голосов) приём в члены Товарищества проводится голосованием на общем собрании. Совет Академии отказал им в этом и тогда все 14 художников покинули Академию. Серебристо-голубоватый тон картины сообщал ей особую эмоциональную приподнятость. Полон жизни, движения, ощущения свежести омытой дождем природы пейзаж "После грозы".
Вклад Перова в искусство середины XIX века чрезвычайно весом. Товарищество передвижных художественных выставок, ТПХВ или художники-передвижники. Он стремился возродить Товарищество, но усилия оказались тщетными. Так, эскиз «Сельского крестного хода на Пасхе» строится на гротескном решении центральных фигур – женщины, несущей оклад иконы, дьяка, мужчины с хоругвью.
Товарищество распалось в 1923 году. Графика здесь уже сближается с монохромной живописью. Его первые картины отражают социально-критическую направленность автора.
Нас, молодых художников, презрительно именовали «экспонентами», так как у нас не было прав членов общества и потому мы подвергались строжайшему жюри, в то время как члены общества выставляли свои картины без жюри с нами обращались вообще самым строгим образом.
Позы персонажей, выражения их лиц – всё говорит о том, что царевич не отрицает своей вины, а Пётр верит в то, во что ему, как отцу, верить не хочется. С полотен «передвижников» перед взором их современников предстала та сторона жизни общества, которую не принято было изображать на картинах. Деятельность передвижников основывалась на идеях народничества. Особенно привлекли внимание художника немецкие и английские художники своим стремлением к самостоятельности и правде. В своей деятельности передвижники вдохновлялись идеями народничества1. учредители Товарищества (14 человек) подали прошение министру внутренних дел А. Е. Тимашеву с просьбой утвердить проект устава Товарищества. В 1856 году Шишкина зачисляют в Академию художеств. Собственно говоря, причиной «бунта 14» и было желание приблизить творчества к современной жизни и изображать её в своих произведениях.
Тихий провинциальный городок. Художник-пейзажист. «У него, – писал В. В. Стасов, – натура была одной породы с Гоголем, у него тоже были две главные ноты – юмор и трагедия».
И в тишине поэтической картины стала чудится нам глубокая затаенная грусть". Шедевры, написанные в молодые годы имели огромный успех на передвижных выставках. Чехов словно предугадал настроение прощальной картины Левитана. Мать также была из старинной казачьей семьи Торгошиных. Первая выставка Товарищества открыта в Петербурге 29ноября (11декабря)1871 г. в здании Академии художеств. Серова.
После Петербурга выставка экспонировалась в Москве, Киеве и Харькове. 22июля (4 августа) 1900 год в 8 часов 35 минут утра Исаак Левитан умер. В 1922 г. состоялась последняя выставка передвижников.
Данное товарищество являлось объединением художников в конце 19 века. Так началась эпоха «передвижничества» в русской живописи ХХ века. Сегодня старинные картины русских мастеров конца XIX в. высоко ценятся во всем мире.
целенаправленно противопоставляли себя представителям официального академизма. Ощущение холода, сырости усиливается колористическим решением полотна. Расцвет репинской графики падает на 1880 – 1890-е годы – время его активного участия в деятельности Товарищества. Передвижники показывают не только бедность, но и красоту народного быта ("Приход колдуна на крестьянскую свадьбу" В. Максимова, 1875г. ), не только страдание, но и стойкость перед лицом жизненных невзгод, мужество и силу характеров ("Бурлаки на Волге" И. Репина, 1873г. ), богатство и величие родной природы (пейзажи А. Саврасова, И. Шишкина, И. Левитана), героические страницы национальной истории (картины В. Сурикова) и освободительного народного движения ("Арест пропагандиста", 1892г., – писал в журнале «Отечественные записки» Михаил Салтыков-Щедрин.
Особенно известен портрет банкира В. О. Гиршмана (1911, ГТГ), который, по свидетельству дочери Серова, "все умолял убрать руку, которой он как бы доставал золотые из кармана". Особый успех на выставке имели «Грачи прилетели», картина Н. Н. Ге «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», скульптура М. М. Антокольского «Иван Грозный». Это, по словам Г. И. Успенского, «новый, народившийся, светлый образ человеческий». Заметное место в графике художников реалистов занимал портрет-набросок.
В портретах Серова – его современники, разные по характеру, внутреннему миру: темпераментный певец Ф. Таманьо (1891, ГТГ), обладающий, по образному выражению художника, "золотой глоткой", жизнерадостный друг художника пейзажист К. А. Коровин (1891, ГТГ), одухотворенный И. И. Левитан (1893, ГТГ), подчеркнуто-нервный Н. G. Ученики Левитана поселились в Химках. Этот шедевр был написан в 1873 г. в Ясной Поляне. Мемориальный музей Репина есть также в Чугуеве. А. Саврасов «Грачи прилетели» (1871).
Героическая эпоха Петра 1, суровая и небывалая, завладевает воображением художника. "Когда я их задумал, — писал Суриков, — у меня все лица сразу так и возникли. Идеология народничества появилась в Российской империи в 1860-х годах и позиционировала себя как «сближение» интеллигенции с народом. Бросив гимназию, Иван Иванович Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
так как прежние установки постепенно отходили в прошлое. Даже сюжетная линия – и та в итоге поневоле исказится. Не случайно среди работ И. Н. Крамского преобладают изображения людей, связанных с той или иной сферой общественной деятельности – писателей, музыкантов, ученых, художников. Работая над эскизом, В. И. Суриков чаще других авторов прибегал к акварели.
Рябушкин и др. Уже в раннем творчестве Перов выступил как художник социально-критической направленности. Тогда 14 самых выдающихся учеников императорской Академии художеств, допущенных до соревнования за первую золотую медаль, обратились в Совет Академии с просьбой заменить конкурсное задание (написание картины по заданному сюжету из скандинавской мифологии «Пир бога Одина в Валгалле») на свободное задание – написание картины на избранную самим художником тему. Среди акварелей В. И. Сурикова чаще всего встречаются портретные зарисовки и пейзажи. Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой.
Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Виды на урожай 1906 года" (1905, ГТГ). Картина "Север" продолжала серию северных пейзажей, начатых "Ладожским озером".
" – таковы были последние слова, сказанные умирающим Василием Суриковым. Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других". Сложности развития русской художественной жизни 1900-х годов коснулись и членов Товарищества.
Тогда же Серов много работает для революционных сатирических журналов. Картина "Иван Грозный и сын его Иван" (1885, Третьяковская галерея), поражающая силой переданных в ней страстей и экспрессией их выражения, прозвучала как обличение деспотизма. Так, в эскизе будущей известной картины «Вечеринка» художник наделяет героиню – декламирующую курсистку – чертами особой одухотворенности. 8 апреля 1888 года скончалась жена Сурикова. Крамскому, напечатанные в "Вестнике Изящных Искусств" (1889 – 1890 годы), освещают этот период жизни Васильева, его характер и взгляды на искусство. В своей работе художник колоритно показал образ простого народа.
Неутомимым рисовальщиком на этих вечерах был П. А. Брюллов (наброски-портреты скульптора Г. Р. Залемана, архитектора А. П. Брюллова). В последние месяцы жизни Серов стремился реализовать свои искания в области монументально-декоративной живописи. После поездок на Волгу, где Репин наблюдал жизнь бурлаков и длительной работы над этюдами Репин пришёл к её глубокому и яркому истолкованию в картине "Бурлаки на Волге" (1870-73, Русский музей). Государственная Третьяковская галереяНа картине изображена Воскресенская церковь в селе Костромской губернии (сейчас это посёлок Сусанино). В них проявились его демократизм, его любовь к человеку, глубокий психологизм. Здесь художник раскрывает значительность обычного и повседневного в природе.
А уже через 7 лет, в 1870 году, образовалось «Товарищество передвижных художественных выставок». Прянишникова) вошли в историю русского художества. Последние годы жизни художник провел в глубокой нужде.
В годы пребывания в Италии и Франции Репин ознакомился с искусством Западной Европы. Василий Иванович Суриков «Я ИСЧЕЗАЮ. Прекрасной иллюстрацией подобных произведений является картина Ильи Ефимовича Репина «Бурлаки на Волге» (1870-1873 гг. ). Толстого был написан И. Крамским по заказу П. М. География показа параллельных выставок была обширней чем у основных выставок. В его мастерской осталось около 40 неоконченных картин и около 300 этюдов. ".
Сеченов и Д. И. Менделеев в естественных науках – все они в разных формах приняли участие в общественном движении, которое, по словам В. И. Ленина, было одушевлено «горячей враждой к крепостному праву». В 1860-е годы особенно широко развиваются те виды изобразительного искусства, где. Наступили долгие годы молчания. устав был утверждён. Игру «Взятие снежного городка» Суриков впервые увидел в раннем детстве по дороге в родное село матери Торгошино. Художник утверждал в них красоту природы, восхищался живительной силой солнечного тепла. Нарисовать портрет в условиях «plein air» – на открытом воздухе, при естественном освещении и в натуральной обстановке – значило для художника того времени весомо расширить свою палитру. Хост, масло.
В 1878 году в Товарищество передвижных художественных выставок вступил И. Е. Репин. Первая выставка Товарищества открыта в Петербурге 29ноября (11декабря)1871 г. в здании Академии художеств. Еще одной значимой работой Крамского является картина «Неутешное горе», передающая всю глубину материнских чувств.
Серов Валентин Александрович (1865, Петербург – 1911, Москва) – художник. Несколько лет художник работал над историческим полотном "Суд Пугачева" (1879, ГРМ, вариант 1875 -ГИМ, эскизы – ГТГ).
Товарищество передвижных художественных выставок (Передвижники)— объединение российских художников, возникшее в последней трети XIX века и просуществовавшее до 1923г. Передвижники были убежденными реалистами, а выдвинутая ими программа народности искусства выражалась в изображении типических сторон и многогранных характеров социальной жизни, часто с критической тенденцией ("Земство обедает" Г. Мясоедова, 1872г., "Встреча иконы" К. Савицкого, 1878г. ).
События запечатлены не столько очевидцем, сколько участником этой народной трагедии. Вместо Заболотского прошение о выходе из Академии подал скульптор Василий Крейтан, также имевший малую золотую медаль Академии. Антокольский, В. В. Саврасова), «Порожняки» (И. В этом произведении передвижник не просто раскрывает свой художественный талант чувствуется, что произведение было написано именно с теми самыми просветительскими целями, ради которых в том числе и создавалось когда-то «Товарищество передвижных художественных выставок». Идею картины художнику подал его младший брат Александр. Крылова и др.
Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы" (1860, местонахождение неизвестно). Товарищество сумело добиться права на организацию собственных выставок и их демонстрацию в российских городах. Писал ли он Волгу – эта была раздольная река русских песен.
Серов стал широко известен как художник, рисовальщик иллюстратор, театральный художник. В 1880-х гг. В 1879 году художник пишет три пейзажа: "Север", "После грозы", "Березовая роща" (все в ГТГ). по инициативе В. Перова.
Во Франции Репин написал картину "Садко в подводном царстве" (1876, Русский музей), воплотив в ней свои думы о родине. Зарисовки с натуры, носящие этюдный характер, выполнены им в основном карандашом («Голова казака», «Казак» – рисунки для картины «Покорение Сибири Ермаком», наброски к «Переходу Суворова через Альпы» и другие). Картину "Владимирка" в 1894 году Левитан принес в дар П. Н. Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в краю суровом и величественном.
Проявляясь главным образом в его успешных выступлениях на академической выставке 1865 года с картиной "Вид в окрестностях Дюссельдорфа" (Государственный Русский музей) и позже, в 1867 году, с той же работой на Парижской Всемирной выставке, а спустя год снова на академической выставке, Шишкин внешне оказывается на виду академического начальства и даже награждается орденом Станислава III степени. Прекрасными акварелистами были В. Е. Маковский, И. Н. Крамской, В. М. Васнецов, В. Д. Поленов. Пореформенную Россию, сложность существовавших в ней социальных отношений, многообразие её жизни Репину удалось показать в картине "Крестный ход в Курской губернии" (1880-83, Третьяковская галерея). С детских лет будущего художника окружала атмосфера искусства. В своих работах они изображали лучших людей страны, видных деятелей науки, культуры.
Айвазовскому. Позднее художник принял участие в создании Товарищества и стал его идейным лидером. За полвека своего существования Товарищество провело 479 передвижных выставок. Эти произведения были отмечены глубиной исторического познания прошлого. Мое казачество более, чем 200-летнее".
1870-80-е годы – это период расцвета передвижников. Получив отказ, молодые студенты, не раздумывая, вышли из состава учебного заведения, организовав свободную артель.
Ведь передвижники понимали занятия искусством и живописью как высокую миссию служения своему народу, а не как исключительно выполнение конвейерных работ «портреты на заказ». Репин создаёт и лучшие портреты. Все свое творчество художник посвятил изображению самобытного крестьянского мира. Шишкин стремился к изображению леса "ученым образом", чтобы угадывалась порода деревьев. На выставке были показаны работы 16-ти художников73. В. Е. Маковский постоянно и много рисовал с натуры.
Лучшим листам этого времени присущ тот же драматический лаконизм, что и его знаменитой картине «Расстрел». Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина. Репин, переживая известный творческий кризис, временно порвал с передвижниками. Нашел тип для Ермака». Носит на груди глину. В числе основателей общества были И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, Н. Н. Ге и В. Г. Перов.
Правда, сам "бунт" Мясоедов не застал – к этому времени он уже закончил АХ и в качестве пенсионера находился за границей (1863-68), посетил Берлин, Брюссель, Париж, города Италии и Испании. Художник постоянно рисует. Работы В. А. Серова па крестьянские темы отмечены особой одухотворенностью и лиризмом. Артель свободных художников, организованная в 1863 году после демонстративного выхода из Академии ее выпускников – конкурентов на большую золотую медаль (бунт четырнадцати), в течение ряда лет являлась в Петербурге своеобразным художественным центром, противостоящим Академии и ее искусству, далекому от запросов жизни, от современной действительности. Таковы были небольшие картины А. Г. Венецианова на сюжеты из крестьянского быта.
Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. Так, первая параллельная выставка была показана в 12-ти городах России. Основатели товарищества: И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, Н. Н. Ге и В. Г. Перов и другие.
Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины. наиболее плодотворный период в творчестве художника. XIX в. Товарищество переживает период расцвета.
М. Васнецов «Портрет В. М. Максимова», Н. Д. Кузнецов «Портрет В. И. Сурикова», Г. Г. Мясоедов «Портрет К. В. Лемоха», И. С. Остроухов – портреты С. С. Боткина, А. А. Киселева). Яркий пример тому – И. Шишкин. Д. Поленов «Бабушкин сад», К. Е. Маковский «Болгарские мученицы»). Передвижники обращались к специфической области графического искусства – иллюстрированию и оформлению книг. В. Чуйко. С 1870 г. он вместе с женой путешествует по России (Кострома, Ярославль, Новгород).
Выставка 1882 года была последней для художника. Пореформенная деревня привлекала пристальное внимание передового русского общества. Советское государство в те годы высоко оценило деятельность художников – членов Товарищества. В 1922 г. состоялась последняя выставка передвижников. В числе основателей общества были И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, Н. Н. Ге и В. Г. Перов.
Еще в 1898 году Левитан начал преподавать в том самом училище, в котором учился сам. Революция 1905 года всколыхнула все русское искусство. "Жупел", в к-ром рисовал полит, карикатуры.
В 1870-е годы бытовой жанр Перова приобрел новое направление. Это событие известно как «бунт четырнадцати». Художники-передвижники были первыми русскими реалистами.
Например, И. И. К экзаменам в Академию Суриков оказался недостаточно подготовленным. Совсем иные по настроению "Степь вечером" и "Степь в цвету". Он стремился возродить Товарищество, но усилия оказались тщетными.
В целом выставка была успешной и стала значительным событием в культурной жизни России. По мере накопления таких произведений и организовывалась выставка. В графике Н. А. Касаткина важнейшая тема 1900-х годов выражена не менее отчетливо, чем в живописи (этюды к картине «Шахтерская смена» и другие). Свои первые художественные навыки он получил в иконописных мастерских.
29 ноября 1871 г. в Петербурге состоялось открытие первой передвижной выставки. Отмечая эту удачу, один из современников писал об умении художника "поэтично пе-ренесть на полотно знакомый каждому из нас клочок природы из окрестностей Москвы". В некоторых академических произведениях на мифологические и религиозные сюжеты ему удалось добиться жизненности образов, выразительной психологической характеристики действующих лиц ("Воскрешение дочери Иаира", 1871, Русский музей, Санкт-Петербург). В 1862 году было завершено "Чаепитие в Мытищах близ Москвы" (ГТГ) – еще один яркий образец критического реализма2. Но, как всегда, технику у Левитана не замечаешь. Излюбленная репинская техника этой поры – штриховой и тоновой рисунок карандашом.
Не обладая подчас суриковской глубиной проникновения в дух эпохи, они, тем не менее, создавали интересные композиции, любопытные яркими подробностями, выразительностью типажа. Над вечным покоем (1894) В 1887 году художник, наконец, осуществил свою мечту, он отправляется на Волгу. В следующем году Куинджи выставил три картины: "Чумацкий тракт в Мариуполе" (ГТГ), "Степь в цвету" и "Степь вечером" (местонахождение неизвестно). С начала 70-х гг. Солнечный полдень.
Стремясь расширить знания, Куинджи предпринимает заграничную поездку. Для того чтобы нагляднее показать, насколько народ в лице бурлаков «возвышается» над всеми прочими обеспеченными господами из совсем иной действительности, Репин изначально выстраивает особый композиционный ряд: низкая линия горизонта «приподнимает» изображаемых на своеобразный пьедестал. Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня. В эскизах к первому варианту «Отказа от исповеди» художник в своих композиционных поисках идет несколько иным путем.
Огромной фигуре Меншикова тесно под этими низкими потолками, в этой избенке. Написал порядочное количество. На этот раз Суриков обратился к образу сподвижницы протопопа Аввакума — Ф. П. Морозовой. Группа петербургских художников во главе с И. Н. Крамским поддержала это начинание и в декабре того же года был официально утвержден устав вновь созданного Товарищества передвижных художественных выставок, первая выставка которого состоялась уже через год.
«Все это вы должны дать широким массам», – говорил он. В результате 9 ноября 1863 г. 14 самых выдающихся учеников Императорской Академии художеств, допущенных до соревнования за первую золотую медаль, обратились в Совет Академии с просьбой заменить конкурсное задание (написание картины по заданному сюжету из скандинавской мифологии «Пир бога Одина в Валгалле») на свободное задание – написание картины на избранную самим художником тему. Много работал над портретом и Н. А. Ярошенко. Подобные эскизы позволяют еще более почувствовать беспощадную силу перовского сарказма. «Народные экспозиции» также стали устраиваться и в небольших городах, деревнях и селах. Портретный жанр в искусстве отдельных передвижников постепенно эволюционировал и превносил новое видение совокупности композиционных элементов картины. Композиционное построение картины с его чёткостью, необходимой для монументального полотна, обусловлено психологическими взаимоотношениями героев картина напоена воздухом и светом, для передачи которых Репин пользуется чистыми и светлыми цветами, составляющими единую цветовую гамму.
В 1856 году Иван Иванович поступает в Академию художеств (Петербург). После окончания Академии (1860 г. ) Шишкин отправляется за границу. Используя наряду со штриховкой тоновое пятно, художник добивается своеобразной выразительности в передаче мягкого, чисто петербургского колорита («Невский проспект», «На Николаевском мосту»).
Последняя 48-я выставка ТПХВ состоялась в 1923г. Вернувшись домой, долгое время находится в поисках своего дальнейшего пути. География показа параллельных выставок была обширней чем у основных выставок. каждая поставленная точка разом меняет композицию». Летом 1892 года Василий Иванович жил на золотых приисках Кузнецова в Хакасии. Работа над картиной «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» продолжилась на Дону в 1893 году, а закончилась в 1895 году.
В Абрамцеве он пишет знаменитый портрет двенадцатилетней Веры Мамонтовой "Девочка с персиками" (1887, ГТГ), в котором художнику, как он пишет, хотелось сохранить "свежесть живописи при полной законченности, как у старых мастеров". Местность Кукко", демонстрировавшейся на академической выставке 1860 года и удостоенной Большой золотой медали. У подъезда земской управы группа крестьян. Лесков (1894, ГТГ). Вряд ли об этом, пусть и выдающемся произведении живописи, можно сказать «хоровая картина».
Левитан встретил широкое признание в обществе. Так, первая параллельная выставка10 была показана в 12-ти городах России11. Вот таким образом появляются картины изображающие общественную жизнь. К тому же сам отец будущего художника был страстным любителем рисования. В 1890 году, давая обзор Восемнадцатой передвижной выставки, В. В. Стасов отмечал «неподкупную правду изображения» у этих мастеров. В Красноярске художник создаёт полотно «Взятие снежного городка» (завершено в 1891 году, хранится в Русском музее). Г. Перова), «Грачи прилетели» (А.
Правом голоса в Товариществе экспоненты не обладали. В 1880-1900-е гг. Никто ранее до Шишкина с такой ошеломляющей откровенностью не поведал зрителю о своей любви к родной Русской природе.
Друзья не понимали причин, волновались. Год спустя это заведение получило название «Городская художественная галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых».
Революция 1905 года оставила заметный след в творческом наследии и жизни художника. непримиримая вражда к крепостничеству могла быть выражена наиболее ярко и целеустремленно. Но в 1900-е годы она получает гораздо более глубокое и многообразное толкование. Появилась новая тенденция вкрапления в интерьер выполненных под старину фресок. Та эмоциональная поддержка, которая со всех сторон направлена на Морозову, тем значимее, чем «разношерстнее» персонажи, ее оказывающие: это и вполне благополучные горожане Средневековой Руси и скитающийся странник и босой юродивый, сидящий прямо на снегу. Он дважды держал экзамены и оба раза безрезультатно. Писал "У омута" – вспоминались предания об утопленницах.
Особый шарм, неповторимость и изысканность придаёт интерьеру расписная мебель. Его первой существенной работой является «Приезд станового на следствие». Он живет в Ярославле, под Костромой, в Нижнем Новгороде, Юрьевце. Всего было показано 82 произведения 20-ти художников. "Не ждали", 1888г., И. Репина).
Акварелью исполнялись не только законченные произведения станкового характера, но и подготовительные работы – этюды и эскизы будущих картин. Еще одно значительное творение Репина – «Крестный ход в Курской губернии». Р. Д. Хлобощина, 1868 и В. А. Шевцовой, 1869, – оба в Русском музее). Его интерес к прошлому определялся вопросами, поднимавшимися современностью. Советское правительство всегда придавало большое значение политике партии в искусстве. Кочегар – вот твой кредитор, вот у кого ты в неоплатном долгу. ».
Крамского), «Охотники на привале», «Портрет купца И. С. Камынина», «Рыболов», «Портрет А. Н. Островского» (В. Именно эти картины были представлены на первой выставке, которую организовали русские художники-передвижники. И художник становится в один ряд с деятельными и энергичными передвижниками. Шишкина. После Петербурга выставка экспонировалась в Москве, Киеве, Харькове и других городах (всего в 12 городах).
Каковы были эти идеи. Целью их творчества было служение людям, народу. Отец поощрял его рано проявившийся интерес к художеству.
Ему посвящены листы Н. В. Неврева («Семейные расчеты», «У постели больной»), наброски городских типов К. В. Лебедева («Чиновник», «Коммивояжер», «Цыган»). Так, в 80-е гг. Русский пейзаж ранней весны показан неприглядным, но берущим за сердце каждого русского человека – вот в этом и есть особенность этой картины. Во-вторых, возрастает артистичность, посредством которой художники отображают смену настроения своих персонажей, моменты их внутреннего противоборства и «точки выбора» той или иной модели поведения.
Вот имена этих «бунтарей»: Богдан Вениг, Александр Григорьев, Николай Дмитриев, Фирс Журавлёв, Пётр Заболотский, Иван Крамской, Алексей Корзухин, Карл Лемох, Александр Литовченко, Константин Маковский, Александр Морозов, Михаил Песков, Николай Петров и Николай Шустов. В конце 1870 – начале 1880-х годов в творчестве передвижников появляется еще одна тема, ярко говорящая о гражданственности их искусства – революционное народничество. Верещагин, А. П. По мере накопления таких произведений и организовывалась выставка. За полвека своего существования Товарищество провело 47 передвижных выставок. Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний.
Образ знаменитого русского литератора строится на основе контраста (внутренней значительности и внешней простоты). Первоначальный замысел, намеченный в эскизе, часто был еще более острым, чем в картине. Впоследствии искусство портретирования передвижников продолжило свое развитие и в творческих поисках родилась еще одна характерная черта движения: создание остросоциальных произведений не сугубо по типажам «мужской портрет» или «женский портрет», а формирование невиданного прежде типажа в русской живописи под названием «хоровая картина». Для определения "лица" пейзажа Шишкин предпочел хвойный лес, наиболее характерный для северных областей России. 135, 7 х 173 см. Действительный член петербургской АХ (1893).
В следующем году Товарищество, одобренное руководящими органами, приступило к работе. Царевич Алексей стоит в замешательстве, потупив взор. Имена художников-передвижников известны далеко за пределами Родины. Позднее, уже в Москве, число выставленных картин достигло 82. На экспозиции были представлены работы шестнадцати живописцев.
Многие художники передвижники впоследствии преподавали в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества. Это показывает, что нет надобности в подражании манере того или другого мастера.
Иван Крамской (фотография 1860-х годов)Когда конкурс начался, сделал заявление Иван Крамской: «. Среди ее участников были Михаил Клодт, Григорий Мясоедов, Василий Перов, Иван Шишкин, Ге, Прянишников, Крамской и Саврасов. 1905. Искусство передвижников оказалось востребованным в российском обществе.
«Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» Во время посещения Сибири Суриков изучал жизнь и быт местных народов: вогулов, остяков, хакасов и др.
В юношеском возрасте молодой художник поступает в Училище живописи. Естественно, что именно там наследие передвижников представлено наиболее полно. Репин был также выдающимся художником в области исторической живописи. Здесь написаны "Парижские тряпичники" (1864, ГРМ), "Шарманщик" (1863, ГТГ), "Савояр" (1864, ГТГ, повторение – КМРИ), "Продавец Песенников" (эскизы – ГТГ и Музей ТАССР).
Наиболее значительным произведением Саврасова 60-х годов была картина "Лосиный остров" (1869, ГТГ), удостоенная первой премии на конкурсе Московского Общества любителей художеств. Многие из передвижников постоянно сотрудничали в таком популярном издательстве, как «Посредник». Другие неторопливо едят: хлеб с солью да лук – вот их обед. Событие осталось в истории как «бунт четырнадцати».