Картины Павла Федотова – широко известны их персонажи запоминаются мгновенно, едва заходит речь о ярких человеческих типажах и одиозных ситуациях. Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Павла Федотова.
Летом 1837 года Федотов написал акварельную картину «Встреча великого князя», за что сам князь пожаловал художнику бриллиантовый перстень. Просыпался рано, закутывался от холода поверх халата в тулупчик и принимался рисовать. Федотов рисовал, даже находясь в лечебнице для душевнобольных (правда, случалось это в редкие моменты просветлений – большую часть времени он находился в смирительной рубашке из-за буйного характера помешательства, а лечили его при этом ударами кнута) и даже учил рисовать других пациентов.
Поначалу он много над собой работал, переучивался и привыкал к правильному рисунку, ведь за долгие годы рука художника изломалась на постоянных карикатурах. Этот счастливый майор, конечно. Сестра осталась без мужа горького пропойцы в тяжёлом положении. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». ассигнациями в месяц».
Следующая картина, которую в 1849 году нарисовал Федотов, – «Завтрак аристократа». Среди этого лихорадочного месива – рисунок с императором Николаем I, разглядывающим в лупу самого Федотова как экспонат какой-нибудь энтомологической коллекции (двумя годами раньше художник задумал картину «Николай I среди институток» и даже выполнил ее эскиз). При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Очень удавались ему портреты любимца армии, великого князя Михаила Павловича.
Последняя работа художника «Игроки» – картина совсем не однозначная. В нем он говорил о частом несоответствии внешнего вида человека его сущности. Так Федотов писал о себе в шуточном стихотворении – его детство и ранняя юность прошли в Москве, в доме в Большом Харитоньевском переулке в Огородной слободе, где выращивались овощи для царского стола (в центре слободы находилась церковь Харитония Исповедника).
Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (1851, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма. В Москве Федотовым жилось плохо: оттуда приставали с присылкою денег. Первым произведением его становится акварельная работа «Встреча великого князя».
А тем, кто действительно хорошо помнит его хиты, для которых даже слово «хрестоматийные» недостаточно хрестоматийно, предлагается столь (не)любимая студентами-искусствоведами игра-угадайка: сможете ли вы узнать самые известные картины Федотова по их небольшим фрагментам. Уже тогда употребил он в письме к Дружинину слово «вдовушка» использовав свойство, кажется, одному русскому языку свойственное – придавать ласковый оттенок уменьшительному обороту. Он не захотел сочинять «сложную» композицию, подробно рассказывая о бедствии. Раздел выставки «Сцены из обыденной жизни» – это в основном карандашные рисунки, сочиненные на основе житейских наблюдений, – Федотов рисовал беспрестанно, с остротой, юмором, а иногда и ехидством фиксируя человеческие «повадки» в таких «типических обстоятельствах», которые не утрачивают актуальности до сей поры (как, например, в рисунке «Взяточник»). Последнему (как хронологически, так и территориально, то есть самому дальнему от входа) разделу выставки предпослан эпиграф из дневниковой записи Федотова: «Судьба, как неразмотанный клубок, каждая нитка не знаешь, цельная или с узлами, что такое и как велика, на чем конец намотан.
Остальные игроки неподвижны, словно бы какая-то нежить.
В жизни Павла Федотова началась ярчайшая полоса. На картине «Вдовушка» (1851, 1852— второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем— потерей любимого мужа— полон сожаления об утраченном счастье. Он служил в Апшеронском полку, которым командовал сам Суворов.
Федотов постепенно терял покровителей. После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю.
Но и выйдя в отставку, некоторое время художник Федотов картины свои посвящает армии. В 1850 году на выставке в Московском училище живописи Федотов показал семь сепий «нравственно-критического содержания», которые он, вероятно, намеревался издать отдельным альбомом. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях. Известны многие его незаконченные эскизы «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника», «Казарменная жизнь», «Французские мародеры в русской деревне 1812 г».
Дело в том, что понять смысл этой картины в середине XIX века было не возможно. В 1802 году, Андрей Федотов, в Москве устроился на службу секретарём управы благочиния. Все отмечали, что его портреты обладают невероятным сходством с натурой. Федотов был изумлен, а незнакомец сказал, что приехал только за тем, чтобы выразить ему свой восторг. Далее – обещанная игра-угадайка.
Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. На картине «Вдовушка» (1851, 1852— второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем— потерей любимого мужа— полон сожаления об утраченном счастье. И из каждого угла встаёт, нависший над игроками, образ гоголевской «исполинской скуки». И теперь, по прошествии сорока лет, я смотрю на эти рисунки с крайне тяжелым чувством.
Родился Павел Федотов в Москве 22 июня 1815 года, в приходе Харитония, что в Огородниках. Один художник чутко угадал другого Федотов поверил баснописцу и бросил Академию.
«Вдовушек» на выставке три из четырех, созданных Федотовым (четвертая, самая лаконичная из Государственного Русского музея не приехала). «Все, что вы видите на моих картинках (кроме офицеров, гвардейских солдат и нарядных дам), было видено и даже отчасти обсуждено во время моего детства, – пишет Федотов, – это я заключаю как по воспоминаниям, так и по тому, что, набрасывая большую часть моих вещей, я почему-то представлял место действия непременно в Москве. Усугубляет тягостное впечатление и двойная тень, отбрасываемая героем и жутковатая улыбка. Для Федотова, не имевшего профессионального художественного образования, эта добровольная отставка была смелым и даже рискованным шагом.
Да так, что он за три месяца создал шедевр. Она внутренне сосредоточена и серьезна. Ниже, на полотнище знамени, цитата из сочиненной некогда Федотовым для полка песни «То ли дело егеря», а над ней надпись «Радъ стараться» и далее неразборчиво «усрать (. ). ». Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» (1848, другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова). А потом и вовсе окружающие начали замечать странности в его поведении. «Вдовушка» – первая живописная работа, где Федотов целенаправленно уходит от прежде присущей его живописным полотнам остроумной описательности, от изображения события в сторону того, что принято называть настроением, состоянием.
Спустя несколько лет службы он начал ходить в неё на вечерние уроки по рисованию. Спустя два года Павел окончил корпус в чине фельдфебеля. ассигнациями в месяц».
Был похоронен на Смоленском православном кладбище7 в мундире капитана лейб-гвардии Финляндского полка1. Акварель поразила Михаила Павловича, который в знак благодарности подарил художнику бриллиантовый перстень. В них не было страсти, а лишь недомолвки, недосказанностью. То есть эта картина является визитной карточкой художника. Застали и что. По мнению психиатра Александра Шувалова, проанализировавшего клинический случай болезни Федотова уже в 1990-х годах, увеличительное стекло в данном случае «могло являться символом как повышенного внимания со стороны окружающих (идеи отношения, бред значения), так и признаком идей самоуничижения и самоумаления».
Картина «Игроки» выполнена в 1852 году, хранится в Музее русского искусства, в Киеве. Шелковые длинные чулки стоят в Английском магазине 40 руб. Он был так доволен своим изображением, что подарил художнику бриллиантовый перстень. Федотова пришлось поместить в лечебницу для душевнобольных и там он окончил свое грустное существование изредка посещаемый приятелями иногда кроткий иногда буйный.
Сама акварель сравнительно небольшая (31 х 44, 4 см), а фигур на ней изображено более пятидесяти и каждую Федотов выписал с портретной тщательностью миниатюриста. На следующий день его не стало.
Он отмечал, что многое может открыться, если застать его врасплох. 13 ноября 1852 года русский художник ненадолго пришёл в себя исповедался и причастился. По словам Дружинина он призывал тамошних пациентов превратить Петербург в древние Афины.
Анкор, еще анкор. Простого происхождения, долгое время служил «суворовским солдатом», участвовал во всех военных компаниях последнего пятнадцатилетия XVIII века, выслужил офицерский чин и вышел в отставку по ранению в 1800 году. Но лучше всего ему удавались жанровые сценки. Странным образом эта небольшая картина может напомнить обстановочный парадный портрет, тем более что сама героиня здесь, по выражению одного из современных Федотову критиков, «преграциозная и прехорошенькая», даже кукольно-хорошенькая, в стиле портретов Карла Брюллова, которым Федотов восхищался. В 1830 году Федотова за успехи в обучении произвели в унтер-офицеры недавно утверждённого малолетнего отделения (нижний чин младшего командного состава).
Павел стал задумчивым и молчаливым. До встречи с Крыловым, Федотов не с большим успехом пытался стать баталистом. В свободное от службы время Федотов занялся карикатурами и портретами, которые были чрезвычайно удачны и обратили на себя внимание ценителей. Об «игроках» умалчивали и друзья русского художника. 20-я линия Васильевского острова», картина «Анкор, еще анкор», рисунки на синей бумаге для картины «Игроки», а в центре большая (увеличенная раза в три), подсвеченная и помещенная в подобие камина репродукция самих «Игроков» – оригинал хранится в Киевском музее русского искусства и по вполне понятным в нынешней ситуации причинам в Москве его показать не смогли.
Федотов создал большую коллекцию портретов друзей и родственников, но работа по заказу не складывалась. Им была задумана новая картина Возвращение институтки в родительский дом. Но основным увлечением было все же рисование. Кто-то видел, как художник заказывал гроб. ассигн.
Наброски Федотова карандашом очень значительны и некоторые превосходны. Это один из самых поэтичных и обаятельных женских образов в русском искусстве. В возрасте 37 лет мужчина в рассвете своего возраста, у Федотова стало ухудшаться зрение ему мешали головные боли, в связи с болезнью изменился и его характер ранее бывший более жизнерадостный имея чувство юмора в общении с друзьями стал более замкнутым, в конце концов дело дошло до душевного расстройства.
Незнакомка хоть и помогла, да не до конца. Сваха в шелковом шугае, с неизбежным платочком в руках, стоит в дверях, оповещая о женихе. В 1837 году случился первый «художественный» успех Федотова. Казнил он этих любимцев деликатно. ». Но он продолжает быть человеком.
На первый взгляд картина как картина. Перегибы цензуры Федотов описал в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». Вполне в духе самого Федотова зрители на выставке, рассматривающие и обсуждающие эти композиции, рифмуются с героями сепий – не сюжетно, конечно, а пластически. Однако, как ни странно история картины имела неожиданное продолжение. Финал выставочной экспозиции – в своеобразной темной пещере, в которую надлежит спускаться по скрытым в полумраке ступеням.
Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. На вернисаже 1848 года возле полотен «Разборчивая невеста», «Свежий кавалер» и «Сватовство майора» всегда стояла толпа народа. Среди других кадетов первенствовал он во всём, будь то точные науки, занятия в поле или учебные поединки на рапирах и саблях. «После долгого труда ему удалось слить светло-лиловый фон с ярко-розовым цветом постели и тусклым мерцанием сальной свечи, при ярком дневном свете», – пишет Лебедев.
Офицер развлекается – заставляет собаку прыгать через длинный чубук трубки. Впоследствии всю суть отношения Федотова к своим персонажам очень точно определит А. Н. Ничего не знаешь». П. П. Павел появился на свет 4 июля 1815 года в Москве. Равнодушным к общему переполоху остается только котенок, занимающий самый первый план картины и беззаботно умывающийся на паркете купеческой гостиной.
Наконец, я должен взять карету, так как на ваньке меня и к подъезду не пустят». И уроки мастерства берет у профессора Заурвейда, с целью научиться профессионально рисовать лошадей, чтобы в сюжеты изображаемые им, кроме пехоты, вошла еще и кавалерия. Летом 1837 года великий князь, вернувшийся в Санкт-Петербург из поездки за границу для лечения, посетил Красносельский лагерь, где обожавшие его гвардейцы встретили князя шумной овацией. Отец был закалённым в боях, отважным и честным воином.
Художник изобразил отца, сводную сестру и себя, выходящими из ворот внутреннего двора Кадетского корпуса, где будущий художник воспитывался семь лет. Они купили маленький домик в Яузской части, где Павел провёл первые свои одиннадцать лет. Картина является полотном трагическим, кричащим о том, что идеал в жизни недостижим. Женат он был на пленной турчанке, вывезенной им из Молдавии. Он любил их. Раздел выставки, названный просто «Сепии», в наибольшей степени отражает ее главную тему «театра жизни».
Будучи военным, он все свободное время отдавал рисованию. Здесь последние работы Федотова – его единственный и красноречиво унылый пейзаж «Зимний день. Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя» (для написания этой картины впервые за всё время службы Федотов получил отпуск). После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара». «Сватовство майора» в творчестве Федотова – это то же самое, что «Бурлаки на Волге» в творчестве Репина или «Утро в сосновом лесу» у Шишкина. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати.
Весной 1852 года его характер круто изменился из веселого он сделался задумчивым, стал говорить, что много времени прошло, много воды утекло, но что еще не поздно, пока есть еще фашины и камни, еще можно задержать течение. Это именно театр, граничащий с клоунадой. В этих картинах он выставляет человеческие слабости и саму человеческую сущность напоказ. Да и герой картины не очень достоин насмешки.
После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю. не понял подлинного смысла картины, а художние не стал ничего ему объяснять. Свеча здесь не столько освещает, сколько подчеркивает ощущение обволакивающего сумрака – эквивалент пушкинского оксюморона «свеча темно горит». Акварель исполнена в Москве осенью 1837 года, когда Федотов получил отпуск.
Старый дядька молодого стоит в грустном оцепенении. Один из разделов называется «Полковой художник». Девушка изображена за игрой на клавесине. Отдаленные улицы Москвы и теперь еще сохраняют колорит довольно сельский, а в то время были то же, что деревня. Просидевшие всю ночь за игорным столом трое игроков разминают затекшие части тела. Особый красноватый свет создаётся свечёй, стоящей за бутылкой.
– командует он, не подозревая, что по-французски анкор значит еще. Но применительно к Федотову это дело безнадежное: картины «Сватовство майора», «Завтрак аристократа», «Анкор, еще анкор» многие знают наизусть со школьной скамьи. При более пристальном взгляде видно, что на стенах висят пустые рамки. И Федотов позволяет ему быть таким: разным.
Другие видели Федотова бродившим по улицам и раздающим денежные ассигнации. В избе на лавке лежит офицер, полураздетый, босой. Такой же огромный, если не больший, успех имела эта картина в Москве.
Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя» (для написания этой картины впервые за всё время службы Федотов получил отпуск1). Не пропустите этот лист с набросками, с прямоугольным вырезом в середине, – он висит справа при входе в «пещеру» с «Игроками» и многими посетителями остается незамеченным.
Видимо, в жизни не все так однозначно, бывают и такие исключения. В ней художник отказывается от карикатурной манеры изображения, присутствующей в «Свежем кавалере». При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Цензура запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Евстафием Бернардским, который примыкал к петрашевцам и проходил по их процессу.
Картина переносит нас в захолустную провинцию, где стоит армейский полк. Человек, повлиявший на ход развития изобразительного искусства, родился в семье обедневшего титулярного советника, который во времена Екатерины II служил в армии. Эскиз акварели «Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года» заслужил одобрения её главного героя, шефа гвардейского корпуса.
Всё было естественно и натурально. В варианте «с зеленой комнатой» изменяется и пространство – оно обступает фигуру более тесно, а черты лица героини приобретают сходство с ангельским ликом. Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (185, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма. В 1837 году «оклад» Федотова составлял 350 рублей серебром (около 1250 рублей ассигнациями). Однако репродукция, будучи композиционным центром сумрачной пещеры, притягивает к себе зрительское внимание, при этом посетители обсуждают, главным образом, то, кто именно из игроков остался в выигрыше и почему на стене висят пустые рамы от картин (сами картины проиграны и холсты вырезаны из рам, чтобы достаться новому владельцу. ).
Именно этот взгляд впоследствии ошибочно назовут критическим. Офицер принялся изучать человеческое тело, копируя его формы с гипсовой модели на бумагу. Все правильно поняли замысел художника, шутили по этому поводу. Вот описание сепии «Первое утро обманутого молодого», составленное самим художником: «Обманутый во всем молодой в отчаянии схватился за голову. Сюда же добавились заботы о родителях и переживания от несчастной любви. Считается, что тем самым они чтили память русского художника.
Расставшись с эполетами, он очутился в тяжёлых жизненных условиях: на скудную пенсию в 28 рублей 60 копеек в месяц (что равнялось 100 ассигнационным рублям)4, пожалованную государем, надо было содержать себя, помогать впавшей в нужду семье, нанимать натурщиков, приобретать материалы и пособия для работы.
Между тем основной массив наследия художника – не живопись, а графика. Посыпались заказы, увеличились жалование и народная любовь.
В комнате картины, на которых ничего «не нарисовано», длинные тени, каменные позы персонажей. Обнаружили его в Царском Селе уже абсолютно больным. Федотов написал три варианта картины и один незаконченный. А уже днём отогревался в жарких натопленных классах Академии. Эта картина, безусловно, представляет собой апофеоз федотовского дарования.
В варианте из Ивановского музея акцентируется прежде всего «слезная печаль» : черты лица вдовушки чуть одутловаты, лицо словно опухло от слез, а более тяжеловесная фигура утратила «преграциозность». Последнее, законченное произведение Федотова со странным названием.
Бенуа, заметивший, что «в сущности, Федотов был заодно с теми людьми, которых изображал. Утро.
Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Врожденные способности быстро помогли мальчику стать одним из лучших учеников. «Чтобы понять, до какой степени этот труд был велик, нужно вспомнить необыкновенную добросовестность Федотова и его глубокое отвращение к рисовке предметов из головы, то есть без натуры перед глазами», – вспоминал Дружинин. Хотя, конечно, нельзя отрицать, что многие черты «игроков» обусловлены начинающимся недугом Павла Федотова.
Отныне он должен был зарабатывать лишь своим искусством. Картина имела большой успех на выставке. Также был запрещён «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Федотов делал иллюстрации.
Молодая на коленях просит прощения – и за волосы и зубы, которые под венцом были не так в плохом состоянии и за всю мебель и приданое, которое было взято напрокат и теперь выносятся и, наконец, за то. Павел Андреевич Федотов (1815-1852 гг. ) был очень одаренным человеком, ему удавалось многое. Три полотна, написанных с 1846-го по 1848 год, после выставки принесли художнику славу, небольшие деньги, которых у него всегда было мало и звание академика. Но если быть внимательным зрителем, то не только критику можно считывать с его работ. В качестве напоминания о главных живописных работах Федотова приведем цитату из воспоминаний Андрея Ивановича Сомова историка искусства, главного хранителя Эрмитажа (и отца знаменитого художника Константина Сомова), который, еще будучи студентом Санкт-Петербургского университета, в 1849 году посетил выставку в Академии художеств, на которой демонстрировались три первые живописные работы Федотова (за одну из них, «Сватовство майора», художник получил звание академика): «Публика бродила по выставке, довольно равнодушно останавливаясь лишь на минуту перед тем или другим произведением, пока не добиралась до предпоследней из зал, выходящих на третью линию Васильевского острова.
Юлия сама предложила русскому художнику себя в жены и получила отказ. И увидеть «вживую» (а не в растиражированных репродукциях) акварели, рисунки, сепии, которые вытаскиваются из музейных хранилищ лишь по большим праздникам, – это редкая и счастливая возможность. Проигравшего Федотов написал с самого себя, он сидит близкий к умопомешательству. Одиннадцати лет Павла Федотова отдали в кадетский корпус.
В июне 1852 года Федотов был помещен в психиатрическую больницу. Другие источники освещения не играют столь важной роли в этой картине. Рядом гитара. Так как Федотов был на курсе первым кадетом, учившимся только на «отлично», по заведенной традиции его имя написали золотыми буквами на почётной мраморной доске, которая располагалась в актовом зале.
Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта.
Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. Такие картины являются очень остроумными и в его время были настоящим откровением. Художник Лев Жемчужников, друживший с Федотовым, писал в воспоминаниях: «Два листа рисунков, деланных Федотовым в это время и другими сумасшедшими, мне удалось достать и сохранить.
Путеводитель по выставке Павла Федотова слегка отличается от других путеводителей «Артгида». Две свечи, внесенные слугой, освещают лицо проигравшего, близкого к сумасшествию.
Вариант «с лиловыми обоями» ближе всего к ранним картинам Федотова с точки зрения описательных подробностей. Устав от Ахиллесов и Гекторов, посетители выставки искренне зааплодировали мастеру, увидев в его картине отражение своего бытия. Окрыленный своими успехами художник Федотов продолжил свое творчество. Роман протекал вяло и сошёл на нет два года спустя. Федотов Павел Картины и биография Павла Федотова Федотов Павел Андреевич (Fedotov Paul) (1815-1852), выдающийся русский художник и рисовальщик. Рядом в стеклянных витринах в том же зале Инженерного корпуса экспонируются предметы «из полковой жизни» времен Федотова, позаимствованные из Государственного исторического музея и Музея Пушкина: тесаки, сабли, чубуки, ружья игральные карты. Картина «Вдовушка» выполнена в 1851-52 годах, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Даже «шапки в воздухе» «ведут себя» почти портретно имея разные траектории полета.
ассигнациями в месяц». На деньги от академии его поместили в психиатрическую больницу, но лечение в тамошнем лечебном заведении не помогло, не смотря на то, что он несколько пришел в себя, стал нормален в общении, 14 ноября 1852 года он скончался. Картина была показана великому князю, который пожаловал художнику бриллиантовый перстень.
Картина была показана великому князю, который пожаловал художнику бриллиантовый перстень. Мысль об этой картине зародилась в нем (и, верно, сразу с названием) еще в Москве, когда с бессилием терзался над судьбой сестры Любиньки, мучившейся при жизни мужа, а теперь, после его смерти, повергнутой в пучину новых бедствий – долгов, нищеты, да еще в ожидании готового вот-вот явиться на свет ребенка. Первый шаг при попадании в этот раздел – «Вдовушка». И такой забавой заняты длинные вечера офицеров.
В этом же году он едет в Москву на 4-х месячный отпуск, где влюбляется в Катю Головачеву. Между тем фантасмагория, состоящая в том, что персонажи «Игроков» выглядят как вылезшие из картинных рам и несколько утратившие человеческий облик ночные призраки, усиливается общей атмосферой музейного зала: тени, отбрасываемые посетителями выставки на стены, до жути напоминают силуэты, написанные и нарисованные Федотовым (художник рисовал персонажей «Игроков» с манекенов). Творческий путь Федотова нельзя назвать прямым. В лучшем случае она могла вызвать жалость к больному художнику. Будучи в сомнениях Федотов уволился со службы в звании капитана только в 1844 году.
.