Остроухов занимается живописью заметно меньше, чем ранее, всецело отдавшись захватившей его страсти – коллекционированию картин. Картина «Золотая осень» написана русским художником-передвижником Ильей Остроуховым. Картина «Золотая осень» была написана Ильёй Остроуховым в 1886 году. Остроухов Илья Семенович картины писал с любовью к первозданной, не тронутой рукой человека природе.
Картины Ильи Остроухова пронизаны любовью к природе. «золотая осень» — картина русского художника Ильи Остроухова (1858—1929), написанная в 1886 году. Как и некоторые другие картины Остроухова, «Золотая осень» может быть отнесена к «пейзажу настроения», наиболее известными представителями которого в русской живописи были Исаак Левитан и Алексей Саврасов. Картины Ильи Семеновича Остроухова изображают и другие времена года. Картина «Золотая осень» была написана Ильёй Остроуховым в 1886 году.
Также он создал музей живописи, в котором и по сей день существует часть коллекции картин Остроухова Ильи и множество других. «золотая осень» — картина русского художника Ильи Остроухова (1858—1929), написанная в 1886 году. «золотая осень» — картина русского художника Ильи Остроухова (1858—1929), написанная в 1886 году.
Остроухов не только создал с помощью красок замечательную картину золотой осени, но также выразил свои чувства любви и восторга к этому времени года. Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Ильи Остроухова. В 1891 году, после XIX выставки ТПХВ, на которой экспонировалась картина «Сиверко», Илья Семёнович Остроухов, вместе с другими десятью экспонентами10, был принят в Товарищество.
Картины Остроухова Ильи – это романтические, задумчивые пейзажи России и Украины, эмоциональные и яркие. Как и некоторые другие картины Остроухова, «Золотая осень» может быть отнесена к «пейзажу настроения», наиболее известными представителями которого в русской живописи были Исаак Левитан и Алексей Саврасов34.
Пейзаж «Первая зелень» – картина, тщательно композиционно построенная и продуманная во всех деталях. А далее И. С. Фигуры людей придают пейзажу динамичность. Они их спокойно роняют в преддверии осенних дождей и бурь.
Сюжетно близкий к «Первой зелени» этюд «Ранней весной» тем не менее не является подготовительной работой к картине. Среди них чуть проглядывает контрастно черная земля. Илья Семенович Остроухов (1858-1929 гг. ) родился в Москве в купеческой семье.
И тогда случайно найденный вид леса, реки, дороги становится композицией. Первое же произведение – копию пейзажа Льва Львовича Каменева – Остроухов выполнил маслом. Коллекция Остроухова размещалась в его доме в Трубниковском переулке. Интересно, что Остроухов начал рисовать лишь в 21 год. Этюд для «Сиверко» был написан художником на берегу Москва-реки.
Свое состояние Остроухов обратил на составление коллекции живописи. Каково было его изумление, когда он увидел, что ученик грамотно выполнил копию, разобрался в технике живописи. Остроухов равнодушно бурчал: Ничего мне эти иконы не говолят. Ни ветерка. Илья Семёнович Остроухов – русский художник и пейзажист. Вместе с остроуховским собранием началась новая эра коллекционирования иконописи.
Но высоты обобщения, живописно пластической гармонии «Сиверко» мастер уже не достигал. В 1889 году выставил на XVII выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова. Дом Остроухова стал называться музеем иконописи и живописи имени И. С. Остроухова. Преобладают оттенки фиолетовых и синих, местами черных красок. В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег»7 и «Ранняя весна». Советы Чистякова завершили художественное образование Остроухова.
Земля первого плана уже покрыта сочной травой, яркая зелень которой постепенно гасится при переходе ко второму плану. Летом они вместе ходили на этюды, а зимой Репин продолжал заниматься с ним в своей мастерской, ставил постановки, давал советы. И уходил, может быть, чуть жалея об оборвавшейся карьере художника. В 1890-х годах Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию.
был произведен капитальный ремонт здания, а фасад перестроен по замыслу В. М. Васнецова. Сменил его на этом посту И. Э. Грабарь. Остроухова». Очень строго подходил Остроухов к работам своих современников и друзей.
Популярность И. С. Большую роль в формировании Остроухова живописца сыграло его пребывание в Петербурге. Возвратившись в Россию, Серов создал в Абрамцеве одно из лучших своих произведений – знаменитую «Девочку с персиками», а Остроухов подошел к работе над наиболее значительными пейзажами. После смерти Остроухова картины разошлись по различным художественным коллекциям страны, да и мира, пожалуй. В 1913 г. Остроухов по состоянию здоровья оставил пост попечителя Третьяковской галереи. Чудесная и торжественная пора – пышущая красками осень.
Желание научиться рисовать вызвали у Остроухова картины В. Д. Поленова на выставке ТПХВ: «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд» Как сам он признавался «после этих поленовских пейзажей я стал уже серьезно изыскивать способы, как приступить к делу, осложнявшемуся прежде всего возрастом»1. Однако со второй половины 1890-х гг. Дума вынуждена была провести новое переизбрание и Остроухов стал ее попечителем. Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка». Через А. И. Мамонтова Остроухов познакомился с семьей его брата С. И. Мамонтова.
Остроухов был избран членом совета попечителей галереи. Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором ещё летом 1882 года, в 1885 году И. И. Левитан подарил этюд «Мостик. Остроухов начал свои занятия довольно необычным способом. В собрание стали попадать произведения низкого художественного уровня. Картина сохраняет живописное богатство этюда, но она сложнее по построению.
1880-е гг. Это было худшее время за всю историю музея. С семьёй Мамонтовых он познакомился ещё в 1874 году, когда принёс известному издателю свои очерки «Птицы Средней России».
После революции и до своей кончины Остроухов был хранителем собственного музея. В атрибуциях Остроухов не мог ошибаться – ошибаться могла вся История искусства.
В 1887 г. он дебютировал на ХIV передвижной выставке пейзажем «Последний снег», к которому годом ранее был написан этюд в Абрамцеве. Высокий горизонт, так называемая «орлиная перспектива», еще более подчеркивает глубину пространства, ограниченного темной стеной леса заднего плана. Поначалу бестолково. Самое ценное – галерея русской живописи П. М. Третьякова. И из битков жил не блызжет.
Каменева. Передвижник (с 1891), член Союза русских художников (с 1903). Зимой 1882-1883 гг. А ляпы (правда, редкие) у него были исторического масштаба.
Должность эта считалась выборной – кандидатов утверждала Государственная дума. Другие московские собиратели уже не помышляли не то что равняться на Остроухова, но и переступить дорогу – перехватить у него ту или иную покупку. В 1918 году он получил от новой власти курьёзный пост директора своего же трубниковского музея: коллекцию национализировали, но за хозяином закрепили пожизненную должность хранителя. В 1918 г. назначен пожизненным хранителем Музея иконописи и живописи им.
А как еще назвать оживленный диалог двух сорок, вышагивающих по опустевшей тропинке. Даже этюды, написанные в два три сеанса, смотрятся как монументальные образы природы.
Пейзаж «Березы», созданный в 1921 г., напоминает о былом мастерстве художника, о его развитом чувстве цвета, умении превращать натурный этюд в законченную картину. С 1905 по 1913 гг. После смерти Третьякова он становится членом совета попечителей галереи. и уникальная подборка древнерусских икон.
Затем, после смерти Остроухова, экспонаты галереи вошли в коллекции других музеев России. Остроухов, по видимому, не ставил перед собой больших композиционных задач, ограничиваясь передачей определенного состояния природы, заостряя внимание на колорите. В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию.
Этот прием создает ощущение особой широты, равнинности, бескрайности русского пейзажа. Собственно, в этом проявилась особенность характера Остроухова – он никогда не мог заниматься чем-либо вполсилы. В Абрамцеве началась их дружба, оборвавшаяся лишь со смертью Серова. В качестве приданого был получен дом в Трубниковском переулке (17). И как будто сбылось пророчество – Остроухов прозрел и стал главным скупщиком иконописи.
Оказалось, что условный классицистический Шебуев по натуре был романтиком, что и раскрыли его картина «Гадание» и эскиз к картине «Смерть Ипполита» из остроуховского собрания. На одной из них виднеется ветка с молоденькими листочками. Для молодых художников творчество Поленова конца 1870-х гг.
Ещё занимаясь у Чистякова, Остроухов в письме С. В. Флерову (4 ноября 1883) сообщал, что работает над большим портретом А. П. Ленского в костюме Петруччио из шекспировской пьесы «Укрощение строптивой»11. Остроухов должен был передать свое собрание государству, а это означало распределение отдельных произведений по различным музеям страны.
Дом Остроухова стал называться музеем иконописи и живописи имени И. С. Остроухова. Что было, конечно, чрезмерным, но Илья Семёнович не мог без причуд.
Навыки художнического ремесла он получил, учась живописи у Репина и рисунку у Чистякова. Вот в эту, полную подлинного творческого энтузиазма и сложной работы среду попал будущий художник Остроухов, высокий, чрезвычайно застенчивый. Коммерсанты-старообрядцы (такие, как Рябушинские) давно уже начали собирать иконы старого письма. – выносился приговор, после которого дилеру оставалось сменить занятие и бежать из Москвы. Нет, не уступает. Участник Абрамцевского художественного кружка. В настоящее время картина по-прежнему хранится в Третьяковской галерее.
Камерность интимность этюда «Ранней весной» и картины «Первая зелень» уступают здесь место более обобщенному образу, более широкому пониманию характера русской природы. Он занимается коллекционированием, входит в число попечителей осиротевшей после смерти П. М. время наиболее интенсивной творческой деятельности художника.
Такие демарши жестоко карались. Именно это и привлекало художника – «нерукотворность» красоты парка – неброской и непритязательной, но очень выразительной. Этюд «Летний день» 1888 г. наполнен движением и почти лишен многочисленных деталей, которые так любовно выписывал художник в более ранних пейзажах. В тринадцатилетнем возрасте он поступил учиться в Московскую практическую Академию коммерческих наук, где прошел полный курс обучения. Еще вчера ласкали взор нежнейшая лазурь небес и золотой блеск деревьев, а сегодня уже схватилась хрустящим инеем поблекшая трава и беззащитно оголились тонкие стволы Завершая описание картины «Золотая осень» Остроухова, нельзя не отметить, что произведение объединяет в себе непосредственную свежесть этюда, запечатлевшего настроение и философски осмысленный образ природы.
После этой работы он попробовал сделать копию с одной из картин Поленова. И что удивительно, Остроухов самое первое свое творение нарисовал маслом. Академии художеств. Отец Остроухова был достаточно богат, чтобы дать сыну хорошее образование. Не случайно на переднем плане оказались и изящные березки. Неяркая русская природа получила в пейзаже конца ХХ в. свой живописно пластический эквивалент, приобрела обобщенное, образное звучание.
В 1914 году к зданию была сделана двухэтажная каменная пристройка «для хранения книг с устройством внутренней несгораемой лестницы». С середины 1890-х гг. Немногим картинам конца ХIХ в. выпало столько похвал, признания, восторгов критиков, художников, публики, сколько получил их «Сиверко».
Пространство пейзажа Остроухов четко делит на планы. Вообще интерес к изображению ранней весны характерен для многих пейзажистов 1880-х гг. Ведь весна – это что-то среднее между белоснежных сугробов и сочной зеленой травы. В декабре 1918 г. Постановление Совета Народных Комиссаров о коллекции Остроухова обсуждалось на коллегии по делам музеев и охране памятников искусства Наркомпроса. Остроухова Сиверко (1890) является шедевром русской пейзажной живописи.
Если начать описание картины «Золотая осень» Остроухова с замечания о том, что она вся пронизана воздухом и светом, то закончить придется словами о том, что в ней таится целая гамма чувств – от восхищения до тревоги. Левитана. Несмотря на признание его как пейзажиста, он имел интерес и к портретному жанру. В послереволюционное время Остроухов отмечал: «Масляной живописи русских художников— 330, рисунков русских художников— 550». Постаревший, больной художник уже не мог писать с полной отдачей на пленэре. Остроухов как бы все сказал.
По-прежнему большую часть его времени отнимали заботы, связанные с музеем. – бросал Илья Семёнович и надолго делал из коллекционера всемосковское посмешище. Пейзаж «Золотая осень» Остроухов задумал еще в 1885 г. в Абрамцеве. Поэтичные картины Ильи Остроухова были лишены того напряжения и драматизма, который присутствовал в пейзажах Левитана, скорее, они написаны в мягкой, солнечной манере, свойственной импрессионистам. Лучшие работы Остроухова – пейзажи изображающие среднюю полосу России (Золотая осень, 1886-87, Сиверко, 1890, – оба в ГТГ), по эмоциональному строю близки пейзажам настроения И. И. Левитана. В 1888 г. Остроухов показал в Москве пейзаж «Первая зелень».
О нем напоминает лишь ясная голубизна неба, резко проглядывающего сквозь кроны деревьев. Члены совета должны были продолжать дело Третьякова создавать и пополнять лучшее хранилище русской живописи. Причудливые изгибы черных стволов вдалеке композиционно замыкают живописное пространство. Пейзаж Остроухова Сиверко с лёту купил Третьяков. Он, к примеру, строил прожекты перенести Третьяковку на Девичье поле.
Картины Ильи Остроухова «Первая зелень», «Ранняя весна, «Золотая осень», «Осенний пейзаж», «В Абрамцевском парке» и другие прекрасно передают прелесть и неповторимость русской природы, неизменно вызывают ответный отклик чувств зрителя. Их листва – желтовато-зеленоватая. Серов и Боткина неоднократно протестовали против этих приобретений. С 1906 г. – д. чл.
Учился самостоятельно, пользовался советами АА. А цветовая гамма построена на контрасте. Атмосфера Абрамцева подкрепила возникшее у Остроухова решение стать живописцем.
Родился Илья Остроухов в 1858 году в купеческой семье. Газеты вновь откликнулись на события в совете язвительными статьями. Остроухов с тревогой и болью следил за деятельностью Цветкова, руководителя совета. На полотне художник изобразил изящный речной изгиб.
Чудачеством (и опасным) считали отцы города приобретения для галереи работ мирискусников и прочих декадентов вроде Врубеля, не подозревая, что именно за это потомки и будут ценить правление Остроухова. Очерки произвели впечатление, как и сам автор. Вскоре Остроухов почти совсем оставил занятия живописью. Пейзаж словно наполнен свежим весенним запахом, кажется невероятно чистым и воздушным. Лучшая картина И. С.
Живопись, графика и скульптура были размещены в нижних комнатах иконы— наверху. Но пойти по стопам отца помешал случай: знакомство с семьей Мамонтовых. Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж— «Золотая осень».
«Сиверко» был принят на выставку 1890 г. единогласно всеми членами Товарищества передвижных выставок. Он умер в Москве и его могила находится на Даниловском кладбище. Собрание древнерусских икон, составленное Остроуховым – целая эпоха в истории создания русских художественных коллекций. Река окрашена в темные цвета.
И здесь описание картины «Золотая осень» Остроухова касается необычного для пейзажа явления – сюжета. Благодаря живописной русской природе Остроухову было где черпать вдохновение.
представляли современникам пейзажиста самостоятельного, цельного, своеобразного, но все они были лишь заявками на главное произведение Остроухова – пейзаж «Сиверко». Остроухов Илья Семёнович (1858-1929), русский художник и художественный деятель. В 1914 году Остроухов издал её Алфавитный указатель (тиражом 100 экз. ), по которому собрание насчитывало 2306 наименований книг и 26 наименований отечественной и зарубежной периодики. След в истории искусства можно оставить по-разному. 1887 г. был особо знаменателен для Остроухова. Его пейзаж «Золотая осень» прямо с передвижной выставки попал в Третьяковскую галерею. Вот таким образом, хотя его коллекцию и национализировали после революции, дом его в Трубниковском переулке специальным постановлением объявили музеем иконописи и живописи им.
В русской части было множество прижизненных изданий: Г. Р. Державина, Н. М. Языкова, И. А. Крылова, В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина полные собрания сочинений писателей XIX века также рукописное, так называемое «Золотое Евангелие», — начала XV века и Киево-Печерский патерик (1760). Несомненно, поездка в Италию была чрезвычайно полезной и для Остроухова и для Серова. Точно прорисованные силуэты деревьев служат своеобразными «вехами» для соизмерения пространства. В картине нет рассказа. Сквозь кроны чуть виднеется холодноватое осеннее небо.
Крона их также написана контрастно: белый цвет и пожухлый зеленый. Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд». После уроков с Киселевым Остроухов смело принялся писать этюд за этюдом прямо на пленэре. Раздел западноевропейской живописи был сравнительно небольшим сравнительно с русским в нём выделялись работы мастеров импрессионизма Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане («Портрет Антонена Пруста»14) и А. Матисса одна из картин («Монахиня на смертном ложе»), числившаяся у Остроухова произведением неизвестного испанского художника, затем некоторое время называлась работой Ф. Гойи15. Другой страстью выдающегося коллекционера было творчество. К сожалению, музей не сохранился. Киселев признал в Остроухове «искру божью» и истинный талант. Он почти ежедневно навещал музей, в городской думе отстаивал бюджет галереи.
Почему же заключает в себе столько тайны и скрытой тревоги картина «Золотая осень» Остроухова. Однако следует упомянуть еще об одном художнике – это Василий Дмитриевич Поленов. Молодой художник был замечен критиками. В этюдах конца 1890-х гг. Остроухов, Серов и Боткина обвинялись в личных пристрастиях и симпатиях. Этюд строится на сочетании двух масс, разделенных четкой линией горизонта земли и неба.
И это ему удалось. Много полезных советов ему порекомендовал Серов. Здесь нет отдельных вертикальных стволов, отмечающих планы. Он происходил из обеспеченной купеческой семьи, получил блестящее образование в Московской практической академии коммерческих наук. Он расценивал это приобретение как лучший пейзаж галереи. Остроухов занимается живописью заметно меньше, чем ранее, всецело отдавшись захватившей его страсти – коллекционированию картин.
Зритель может заметить совсем низко над самой водой двух чаек. Пейзаж Остроухова «Вечер после грозы» появился на передвижной выставке 1892 г. Она была отмечена критикой, как картина, которая возможна лишь для такого художника, кто видит в природе не одни лишь линии, краски и пятна светотени, а умеет найти в ней вечно бьющий пульс жизни, умеет подслушать его изменчивый ритм и находит кругом живую душу. Остроухов принес Мамонтову свои очерки о жизни птиц средней полосы России.
С 1886 г. – экспонент, в 1891-1903 гг. Коллекция Остроухова была доступна как частный музей. Художник углубил пространство, введя в пейзаж тропинку, уходящую к третьему плану, высветленному и написанному более обобщенно. После «Сиверко» Остроухов, в основном, разрабатывал тип панорамного пейзажа. Все работы Остроухова 1880-х гг.
Он почти совсем оставляет живопись, увлекшись собирательством. В декабре 1918 г. Постановление Совета Народных Комиссаров о коллекции Остроухова обсуждалось на коллегии по делам музеев и охране памятников искусства Наркомпроса. Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем. Это была копия пейзажа Л. Л.
Учился под руководством И. Е. Репина, П. П. Чистякова и других. Очерки понравились, понравился и юный автор. Тогда им был написан этюд осеннего леса, решенный в новой для художника манере. На первом плане – молодые клены, которые выросли за прошедшее лето. В тринадцать лет Остроухов был отдан в Московскую практическую Академию коммерческих наук, где прошел полный курс. Она закончила жизнь в одном из подвалов Москвы.
и Ю. А. Мамонтовыми (сыновьями А. И. Мамонтова). В библиотеку Остроухова допускались немногие. Чем же привлекал внимание скромный пейзаж начинающего художника. Остроухов собирал живопись ради живописи. Зимой 1881 года одновременно с занятиями у Киселева, Остроухов брал уроки у И. Е. Репина.
Река с ее невысокими берегами как бы уходит за картину, рамки пейзажа мысленно раздвигаются. Киселёва, И. Е. Но никогда личные интересы художника не перевешивали интересов общественного дела.
С тех пор он подружился с его сыновьями Юрием и Михаилом. Третьяков, считавший полотно художника одним из лучших в своей коллекции.
Он работал, в основном, по памяти используя ранее написанные этюды. К ней трепетно относился сам П. М. Однако при всей классической строгости построения картина близка к натурному этюду в главном – в передаче настроения, в ощущении радости пробуждающейся природы. На почетном месте висела картина Федотова «Анкор, еще анкор. ». «Последний снег» прост по построению, не загроможден деталями. Картины передвижников Остроухов подбирал исключительно по их живописным качествам. Также известен его портрет С. П. Боткина, написанный в 1889 году12.
И Серов и Остроухов увезли из Венеции превосходно написанные этюды города. Далее последовали свои этюды, выполненные на пленэре. Издательство Мамонтова специализировалось на выпуске различных естественно-научных, детских изданий, а также изданий по общественным вопросам. художник выставлял перед зрителям преимущественно этюды. Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым.
Своей новой страсти Остроухов дал волю и в стенах Третьяковки. Тогда же Остроухов вместе с Левитаном, Архиповым и Касаткиным стал членом Товарищества. Репина, брал уроки у П. П. Одно из полотен, посвященное золотой осени, которую художник писал много и часто, картина «Абрамцевский парк». Остроухов хотел сделать музей образцовым европейским собранием.
Именно под влиянием Поленова молодые пейзажисты начинают серьезно работать на пленэре. Коллекция Остроухова размещалась в его доме в Трубниковском переулке. Со временем оно пополнилось произведениями И. Е. Репина (17 живописных работ), В. А. Серова (12 живописных работ), В. Д. Поленова (11 живописных работ), М. А. Врубеля (3 работы), В. И. Сурикова (6 работ), И. И. Левитана русская школа первой половины— середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева (11 картин и этюдов), А. К. Саврасова. Государственная дума неоднократно занималась делами совета. Немного позже начинает дуть сиверко – прохладный северный ветер, нарушая неподвижное зеркало воды. Тут же пробивается и свежая молодая зелень.
Продолжения не было. Прежде всего, темой, новым, свежим подходом к изображению русской природы, тонкостью цветовой гаммы. «Золотая осень» – известный пейзаж, созданный в 1887 году, прямо с передвижной выставки, где демонстрировали свои полотна звезды первой величины, попал в Третьяковскую галерею. Чистякова, в 1886 г. был вольнослушателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Что ускользало от его ока (это случалось редко), то поставлял ловкий агент Черногубов, хранитель в Третьяковке, знавший всех и вся на московских развалах.
Важную роль в построении композиции пейзажа играет цветовое решение. Остроухов пишет этюд свободно, уверенно, красота Венеции как бы заставила художника отрешиться от некоторой вялости излишне тщательной детализации и суховатости рисунка, свойственных его более ранним работам.
Эту картину сразу же купил П. М. Третьяков. Успехами начинающего живописца заинтересовался Илья Ефимович Репин. В гении Ильи Остроухова счастливо объединились две эти способности. По настоянию Остроухова в 1900-1901 гг.
Речь идет о Золотой осени (1886—1887) с ее неповторимым передним планом и Первой зелени (1888), возвещающей необратимый приход нового времени года. Резкий цветовой контраст ослабляется в глубине изображения, на третьем плане картины. Среди иностранных изданий здесь были «Божественная комедия» 1515 года издания, «Описание путешествия в Московию» Олеария, «Декамерон» (1757) и др. Остроухова нельзя причислить к числу художников-новаторов, но в «Сиверко» ему удалось ярко выразить творческие задачи своего времени. Мастерство художника возрастало от пейзажа к пейзажу.
Был членом Совета Третьяковской галереи (1899-1918), ее попечителем (1905-1913). Все детали пейзажа объединены светом и воздухом.
Его декорация к Кармен очень понравилась»4. На переднем плане изображена река, несущая свои синие воды в далекую даль. А в двадцать один год Илья Остроухов впервые взял в руки кисти и увлекся живописью.
Остроухов постепенно отходит от практической живописи. Остроухов Илья Семенович изобразил деревья, покрытые золотом листьев. К молодому живописцу стали приглядываться коллекционеры, о нем заговорили художники.
Купил длянь. Собирал для дома, а не для галереи и сам Третьяков. Он собирал живописные полотна и образцы древнерусской живописи, которые сам реставрировал. Великому мастеру Дионисию приписывался знаменитый «Шестиднев» – гордость собрания Остроухова.
Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка»2 Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля— «Чёрный тюрбан»3, а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве. И. С. Обучение прошел в Московской практической Академии.
отошел от регулярных занятий живописью, посвятив себя общественной деятельности. Он сам написал текст для роскошного иллюстрированного издания «Московская городская художественная галерея П. и С. Третьяковых», выходившего отдельными выпусками с 1901 по 1909 год. Не потому ли, что это время года – изменчиво, непостоянно. Женитьба на дочери чайного магната Боткина накрепко повязала его с делом, но не отвратила от живописи и от художников (к тому же Боткины были в родстве с Третьяковыми). Дула (Илья Семёнович не выговаривал букву р), – устраивал он нагоняй тишайшей своей супруге Надежде Петровне Боткиной, – опять пелеглела класное вино.
Известны его графические портреты А. А. Киселёва (Русский музей) и А. В. Всеволожского (Музей-заповедник В. Д. Поленова), а также написанный в 1909 году портрет А. П. Остроумовой-Лебедевой (частное собрание). «Ранней весной» – это вполне законченное самостоятельное произведение пленэрной живописи со всеми характерными для нее достоинствами. В начале ХХ в. древнерусская икона еще мало кем признавалась произведением искусства. Цветков, славившийся своим пристрастием к передвижникам, обвинял Остроухова в приобретении «декадансных», «слабых» работ. Третьякова галереи. Боткины принадлежали к числу богатейших семей России.
Сама скромная русская природа, лишенная ярких контрастов, давала художнику возможность искать наиболее выразительное цветовое решение образа «Сиверко». Оно бледное, серовато-голубое. Его учетелями были такие художники, как Александр Александрович Киселёв, Илья Ефимович Репин и Павел Петрович Чистяков. Ублать.
Природа России стала главной темой и его живописных работ. В России к началу ХХ в. частных художественных собраний было немного. Коллекция Остроухова в свое время была уникальной. Ветер гонит над водой низкие тучи, пригибает к земле траву и цветы, колышет деревья. Особенно любил Илья Семенович осенний парк, словно согретый теплым светом желтых листьев.
Со второй половины 1890-х гг. Не менее трагически окончила жизнь его супруга изгнанная и потерявшая кров над головой. Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж.
В лесу тишина. Новый вид пейзажа стали называть «пейзажем настроения». В картине конкретность, непосредственность этюда уходят. Библиотека Остроухова (более 12 тысяч томов) представляла значительную ценность. Пополнение музея снова пошло планомерно. Впоследствии художник был назначен его пожизненным хранителем. Голубоватое небо, коричневато-желтая земля, неброская зелень лесов и полей – такой воспринимается русская природа, такой ее представляет Остроухов «Сиверко».
Ведь русская земля богата на подобные пейзажи. На многих книгах был проставлен экслибрис, выполненный В. М. Васнецовым. Толгует подделками.
В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. После смерти Третьякова его собрание перешло в собственность города Москвы. П. М. Третьяков ценил его как талантливого живописца, приобретал пейзажи художника для своей галереи. На картине Остроухова «В Абрамцевском парке» (1885) изображены заросли молодого леса. Если те его подтверждали, то им ободряюще мурлыкалось:Ну что же, угадали. Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург. К сожалению, этюды лишь эпизоды в жизни Остроухова 1920-х гг. Остроухов заботился о галерее не менее самого Третьякова.
От камерных мотивов начального периода (Первая зелень, 1886 Золотая осень, 1887, обе – в ГТГ) перешел к обобщающим пейзажам-картинам эпического характера (Сиверко, 1890, ГТГ). В 1890 году художник написал свою лучшую картину, которую заслуженно относят к шедеврам русского пейзажа, – «Сиверко». Москва река кажется могучей, суровой, холодной северной рекой. Замечательным образцом новгородской школы периода расцвета была икона «Въезд Христа в Иерусалим» – эта икона является одним из лучших образцов древнерусской живописи и по праву украшает сейчас собрание иконописи Государственной Третьяковской галереи. Первые уроки живописи получил в апреле 1880 года у известного в Москве «домашнего профессора» А. А. Киселева, который обучал детей А. И. Мамонтова.
Работу на пленэре он сочетал с поездками по стране изучением творчества старых мастеров. И. С. Остроухова, а сам хозяин остался в доме пожизненным хранителем своих сокровищ. Саввинская слобода». Живописи художник учился много позже и в основном, самостоятельно, частным образом. Пространство картины построено мастером на подчеркивании горизонталей берега, леса, неба.
В западноевропейском разделе его коллекции были произведения Мане, Матисса, Ренуара и Дега. Мамонтов самозабвенно любил театр, музыку, живопись. было подлинным откровением.
Остроухов во всех своих работах был великолепным колористом, тонко чувствующим гармонию цвета. Остроухов Илья Семенович (1858 -1929) вошел в историю российской живописи как замечательный «пейзажист настроения».